Диорама. Картина диорама
Диорама - это... Что такое Диорама?
диорама — диорама … Орфографический словарь-справочник
ДИОРАМА — (греч., от diorao вижу насквозь). 1) картина, сделанная на прозрачном материале и освещаемая спереди или сзади светом, пропускаемым предварительно чрез цветная стекла; освещение это устраивается в подражание солнечному или лунному свету. 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
диорама — ы, ж. diorama m., нем. Diorama <гр. diorao вижу насквозь, вижу отчетливо. 1.Картина, написанная на просвечивающем материале (матовом стекле, ткани и т. п.) и специально освещенная для создания иллюзии объемности. БАС 2. Картина, освещаемая… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Диорама — диарама (от греч. dia сквозь, через и hуrama вид, зрелище), 1) вид живописи с изображениями, исполненными на обеих сторонах просвечивающего материала. При изменении направления и интенсивности освещения менялась и видимая зрителю картина … Художественная энциклопедия
ДИОРАМА — (от греческого dia через, сквозь и horama вид, зрелище), лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто… … Современная энциклопедия
ДИОРАМА — (от греч. dia через сквозь и horama вид, зрелище), лентообразная, изогнутая в плане полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто… … Большой Энциклопедический словарь
ДИОРАМА — ДИОРАМА, ы, жен. (спец.). 1. Картина, написанная с обеих сторон на просвечивающем материале. 2. Лентообразная, изогнутая полукругом картина с расположенными на переднем плане объёмными предметами. Д. сражения. | прил. диорамный, ая, ое. Толковый… … Толковый словарь Ожегова
ДИОРАМА — жен. картина, освещаемая переменным светом, представляя день, утро, ночь. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
диорама — сущ., кол во синонимов: 1 • картина (55) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Диорама — картина декорация больших размеров, изображающая здания илипейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картинысоставляется предметами, среди которых находится зритель, напр. дляэтого служат столбы, перила и крыша настоящей… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Диорама — (от нем. diorama < греч. diorao вижу насквозь, вижу отчетливо) изображение с объемным первым планом, в отличие от панорамы охватывает не весь круг горизонта, а лишь его часть. Д. также называется изображение на прозрачном материале со… … Реклама и полиграфия
dic.academic.ru
Диорама - это... Что такое Диорама?
Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств.
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.
История
Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощренная игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22×14 м диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.
Позднее декоратором Грониусом была устроена диорама в Берлине, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург, где получила известность под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвященная событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
В создании диорам принимали участие М. И. Авилов, В. К. Быляницкий-Бируля, Г. Н. Горелов, Б. В. Иогансон, А. А. Лабас, А. В. Моравов, А. А. Пластов, Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М. Б. Грекова, образованной в 1934 году.
В 1977 году Е. И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.
Настольные и минидиорамы
Минидиорамы изображают сцены исторических событий (напр., оловянные солдатики, расставленные для изображения какого-либо известного сражения). Характерным примером такого рода служат диорамы, которые можно увидеть в Музее норвежского сопротивления (Norges Hjemmefrontmuseum) в городе Осло (Норвегия).
В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтэзи» для создания настольных игр. Обычно на таких диорамах сюжеты представлены в масштабе 1/35.
Ныне действующие диорамы
Россия
Москва
Другие города
Наиболее типичными являются диорамы с набитыми чучелами животных и птиц и имитацией растений для реалистичного представления среды их обитания в природных условиях. Обычно их можно видеть в большинстве крупных городов в краеведческих музеях и музеях природы.
Молдавия
Украина
Запорожье
- Диорама «Битва Святослава с печенегами у Днепровских порогов»
- Диорама «Восстание казацкой бедноты на Сечи в 1768 году»
- Диорама «Строительство ДнепроГЭСа»
Севастополь
- Диорама «Штурм Сапун-горы»
- Диорама «Подземно-минная война в Севастополе» в Музее героической обороны и освобождения Севастополя
- Диорама «Осада Корсуня войсками киевского Князя Владимира в 989 году» (автор И. С. Петров) в историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический»
- Диорама «Десантная операция по взятию Новороссийска» (создана в 1969 году; автор И. С. Петров) в Музее Краснознаменного Черноморского Флота г. Севастополь
- Диорама (панорама) «Оборона Севастополя»
Примечания
Литература
- Петрушевский Ф. Ф., Диорама // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Аргасцева, С. А. Художественная панорама как вид искусства. — М., 1993. — (Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Российская академия художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств.).
- Завалий, А. Искусство диорамы. — М.: Экспринт. — 56 с.
- Петропавловский, В. П. Искусство панорам и диорам. — Киев, 1965.
- Советская панорамная живопись. Сборник статей. — Л., 1965.
- Халаминский Ю. Я. М. Б. Греков. — М., 1956.
Ссылки
dik.academic.ru
Диорама — WiKi
Диорама (др.-греч. διά (dia) — «через», «сквозь» и ὅραμα (horama) — «вид», «зрелище») — лентообразная, изогнутая полукругом живописная картина с передним предметным планом (сооружения, реальные и бутафорские предметы). Диораму относят к массовому зрелищному искусству, в котором иллюзия присутствия зрителя в природном пространстве достигается синтезом художественных и технических средств. Если художник выполняет полный круговой обзор, то говорят о «панораме».
Диорамы рассчитаны на искусственное освещение и часто располагаются в специальных павильонах. Огромную роль в экспонировании диорамы играют оборудование экспозиционного зала и конструкция смотровой площадки, а также свет и звук (музыкальное и дикторское сопровождение). Большинство диорам посвящено историческим сражениям. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью.
Первая диорама была создана во Франции в 1822 году Луи Жаком Дагером, знаменитым изобретателем фотографии. Сложные механизмы и изощрённая игра света вместе с зеркалами и пологом размерами 22×14 м диорамы Дагера и Бутона держали в напряжении зрителей, перед которыми каждые 15 минут менялись сюжеты: горы, развалины готических замков, итальянские пейзажи.
Позднее декоратором Грониусом была устроена диорама в Берлине, откуда в 1851 году она была переведена в Петербург, где получила известность под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (всё — живопись), с которой при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Первая советская диорама «Взятие Ростова», посвящённая событиям Гражданской войны, была создана в 1929 году Митрофаном Борисовичем Грековым. Диорама была утрачена в годы Великой Отечественной войны.
В создании диорам принимали участие М. И. Авилов, В. К. Бялыницкий-Бируля, Г. Н. Горелов, Б. В. Иогансон, А. А. Лабас, А. В. Моравов, А. А. Пластов, Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, П. П. Соколов-Скаля, а также члены Студии военных художников имени М. Б. Грекова, образованной в 1934 году.
В 1977 году Е. И. Дешалыт создал самую большую в мире передвижную диораму «Панорама Москвы», которая с успехом экспонировалась в Филадельфии (США), Софии (Болгария), Лондоне и Турции, а с 1980 года до начала перестройки — на ВДНХ в Москве.
Минидиорамы изображают сцены исторических событий (напр., оловянные солдатики, расставленные для изображения какого-либо известного сражения). Характерным примером такого рода служат диорамы, которые можно увидеть в Музее норвежского сопротивления (Norges Hjemmefrontmuseum) в городе Осло (Норвегия).
В последнее время получило популярность изготовление диорам настольного формата моделистами, интересующимися военной историей, людьми, интересующимися произведениями в стиле «фэнтези» для создания настольных игр. Обычно на таких диорамах сюжеты представлены в масштабе 1/35.
ru-wiki.org
Диорама
картина-декорация больших размеров, изображающая здания или пейзаж, с переменным освещением. Для усиления иллюзии рама этой картины составляется предметами, среди которых находится зритель, напр. для этого служат столбы, перила и крыша настоящей беседки или павильона, так расположенные, что зритель, даже переходя с места на место, не может видеть краев картины. Д. занимает одну только сторону или все пространство, окружающее павильон, представляя собой в последнем случае внутреннюю поверхность цилиндра, верх и низ которого скрыты от зрителя. Такая декорация с круговым горизонтом часто называется панорамой, но существенная особенность Д. есть переменное освещение. Д. изобретена французским живописцем Дагерром, имя которого связано с другим действительно великим изобретением — светописью (в частности, дагерротипией). Перемена освещения в Д. производится при помощи цветных стекол, находящихся в крыше здания, в котором находится картина; но, кроме того, картина освещается насквозь с задней ее стороны. Для достижения этой цели картина пишется достаточно прозрачными красками на тонкой материи и даже на двух ее сторонах, с помощью чего можно, при сквозном освещении, вводить и новые красочные тона и даже новые предметы или же только усиливать одни из них и ослаблять другие. Д. была в первый раз устроена в Париже в 1822 г. и производила сильное впечатление. В Берлине была позднее устроена Д. известным декоратором Грониусом, откуда в 1851 г. она была переведена в Петербург; у нас она была известна под названием панорамы Палермо. Посетители входили внутрь круглого здания и по лестнице поднимались в павильон, из которого открывался во все стороны вид на Палермо и его окрестности. Павильон находился как бы внутри монастырского здания, двор которого был выстлан каменными плитами; вблизи видна была колокольня (все — живопись), с которой, при наступлении сумеречного освещения неслись звуки колокола, призывавшие к вечерней молитве, что способствовало усилению иллюзии, производимой прекрасно написанной декорацией.
Ф. П.
Поделитесь на страничкеslovar.wikireading.ru
Диорама – что это?
Словарь художника, содержание »Синтетический вид искусства, состоящий из живописного изображения, изогнутого в плане полукругом, обладающим расширенным пространственным обзором реальных предметов или их точным подобием, располагающихся на переднем плане.
Наличие специального освещения или материалов, дающих световой эффект, обязательно.
Изобретатель диорамы — Ж. Дагер (1822). Используя законы сценографии, музыку и слово, диорама позволяет достичь убедительной документальности в воплощении исторической хроники. Большое значение в развитии изобразительного компонента диорамы сыграли художники: Ф. А. Рубо, Н. Горелов, Б. В. Иогансон, М. И. Авилов, а в дальнейшем — студия военных художников им М. Б. Грекова. Показательным примером является масштабная диорама «Курская битва. Белгородское направление» (1987) в Белгороде.
Диорама и панорама
Диорама – это особый вид живописного искусства, который представляет собою изогнутую полукругом картину больших размеров. Большинство диорам создаются в исторических музеях. Как правило, на диорамах изображают исторические военные сражения, осаду крепости либо другие военные действия. На передний план диорамы выставляются макеты либо подлинные образцы вооружения, осадных орудий, орудий для переправы через реку, либо ров. Также создатели диорам стараются с помощью макетов изобразить особенности ландшафта, местности, где проходила битва. Также особую роль играет освещение и звуковое сопровождение.
Обычно, сеанс посещения диорамы длится недолго – от 30 до 120 минут. Небольшая группа посетителей усаживается перед картиной, включается звуковое сопровождение и диктор начинает пересказывать историю этого сражения. Подробно описываются все действия атакующего войска, приказы, которые отдаёт командование, действия защищающейся стороны, тактические ходы либо ошибки участников битвы. И весь рассказ сопровождается звуками взрывающихся пушечных орудий, шумом рушащихся стен крепости, боевым кличем, звоном мечей и шпаг. Всё это позволяет зрителям максимально окунуться в ту эпоху, когда происходило это сражение, сопереживать и болеть за одну из сторон битвы, прочувствовать героизм участников битвы и в полной мере насладиться и получить удовольствие от просмотра.
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в диораме «Штурм крепости Измаил», которая посвящена победе Великого русского полководца А. В. Суворова и взятию крепости под контроль русскими войсками. Полотно имеет размеры 8 на 20 метров, на котором запечатлён решающий этап штурма. Картина не имеет рамки и, за счёт полукруглой формы, окружает зрителей, создавая эффект присутствия. Усиливает этот эффект большое количество объёмных трёхмерных предметов и фигур. На самой картине видны наиболее важные моменты битвы: прорыв русских войск со стороны Дуная, прорыв гренадерских полков. С другой стороны крепости виднеется большое количество осадных лестниц, по которым устремляются вверх атакующие. По Дунаю подплывают к крепости ладьи запорожцев. Чуть левее от центра картины изображён сам Суворов на коне. Не отсиживаясь за спинами своих подопечных, он, как настоящий воин и великий полководец, находится впереди своего войска, и бесстрашно руководит действиями. И всё это очень гармонично соединяется на одном полотне.
В странах постсоветского пространства также имеется много других диорам. Большая часть из них посвящена событиям Второй мировой войны. Многие посвящены более давним историческим событиям – например, Русско-Турецкой войне, Монголо-Татарскому Игу и многим другим.
Также в последнее время набирает популярность настольная диорама. Это довольно новое увлечение коллекционеров и моделистов, увлекающихся военной историей. Модели техники и фигур создаются в очень маленьком масштабе из олова, дерева, смолы или пластика. Фоном рисуется всё та же полукруглая картина, только в гораздо меньшем масштабе. При создании такой исторической реконструкции необходимо детально скопировать силуэты участников битвы, оружия, техники и прочие мелкие детали, тщательно поработать над художественным замыслом.
Отдельным видом живописного искусства, который очень похож на диораму, является панорама. Отличие заключается лишь в том, что диорама имеет полукруглую форму (как правило, не больше 200 градусов), а панорама полностью круглая на 360 градусов.
Далее → ДиптихРазвеска картин
in.gallerix.ru
Севастополь. Диорама и Панорама. : maksim_shemarov
Вот я вернулся в Барнаул, по чуть чуть буду разбирать фотографии и выкладывать :)Сегодня пост про два музея в Севастополе: панорама "Оборона Севастополя" и диорама "Штурм Сапун-горы".Начну с Сапун-горы.
1. Аллея ведущая к мемориальному комплексу.
Во время Великой Отечественной войны гора являлась ключевой оборонительной позицией на подступах к городу. Здесь велись ожесточённые бои с немецкими войсками в ходе обороны Севастополя 1941—1942 годов и Крымской операции 1944 года.
2. Цены в гривнах (*4=руб), везде берут деньги за фото съёмку, о том как она организована - ниже.
3. В память о подвиге советских бойцов в ноябре 1944 года на Сапун-горе воздвигнут обелиск воинской Славы. В 1970 году зажжён вечный огонь.
4.
5.
6.Вокруг растут сосны с огромные иголками, таких у нас не встречал.
7.
8.
9.
10. По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать монументальный живописный памятник – Диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.».
11. Диорама размещается в здании на самой высокой точке Сапун-горы, на том самом месте, где происходили выбранные для её сюжета события. С видового балкона, устроенного с внешней стороны здания, открывается вид на местность, запечатлённую на картине Диорамы.
12.
13. (по клику большой размер)
14. Съёмка на телефон тоже платная :)
15.
16. На первом этаже здания – музейная экспозиция «Севастополь в годы Великой Отечественной войны».
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24. Сама диорама (приношу извинение за качество, торопился. Народу в экскурсионных группах очень много, а без экскурсии не пускают, сфотографировать толком никто не успевает, но перед тем как зайти в помещение, где находится диорама (да и внутри), у тех кто с фотоаппаратом проверяют наличие билета на съёмку. И как только экскурсовод заканчивает рассказывать - нужно выходить и заходит следущая группа.).
Выглядит диорама впечатляюще.
Заказ на выполнения диорамы получили члены московской студии военных художников имени М.Б.Грекова. Творческая группа в составе П.Т.Мальцева (руководитель группы), Г.И.Марченко, Н.С.Присекина в 1958 году приступила к работе. Художники тщательно изучали события, встречались с участниками штурма Сапун-горы, делали зарисовки местности, наброски и эскизы. Непосредственная работа по созданию живописного полотна 5,5 м х 25,5 м и предметного плана площадью 83 квадратных метра проходила в Москве на протяжении семи месяцев.Торжественное открытие Диорамы состоялось 4 ноября 1959 г.
25.Недалеко от здания – открытая экспозиция советской боевой техники периода Великой Отечественной войны.
***Панорама "Оборона Севастополя"Панорама посвящена героизму защитников Севастополя в период Крымской войны 1853–1856 гг.
26. Здание Панорамы (диаметр 38 м, высота 36 м) хорошо просматривается при въезде в город.
Фасад здания со входом для посетителей обращён к бассейну с фонтаном, расположенным на небольшой площади в центре Исторического бульвара.
Севастопольская Панорама представляет собой огромную по размерам картину (длина по окружости 115 м, высота 14 м), дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре.
27.
28.
29. В 1901 году в честь 50-летия обороны Севастополя было принято решение увековечить подвиг её участников на живописном полотне Панорамы. Правительственный заказ на выполнение художественных работ получил Франц Алексеевич Рубо
30. На первом этаже здания – экспозиционный зал, отражающий основные события обороны Севастополя 1854 –1855 гг., историю создания и воссоздания Панорамы.
31. Работа над Панорамой велась 1901–1904 гг. сначала в Севастополе, а затем в Мюнхене, где тогда проживал Ф.А. Рубо. В написании живописного полотна и создании предметного плана 1902 – 1904 гг. автору помогали художники: К. Фрош, Л. Шенхен, О. Мерте и 20 студентов Баварской академии художеств. В Севастополе, на Историческом бульваре, для Панорамы было построено здание по проекту военного инженера, подполковника Ф.-О. И. Энберга, при участии архитектора и художника В.А. Фельдмана. 14 мая Панорама «Штурм 6 июня 1855 г.» была открыта для обозрения.
32.
33. В период Великой Отечественной войны 25 июня 1942 г. во время налёта фашистской авиации и артиллерийского обстрела загорелось здание Панорамы. При спасении художественное полотно разрезали на части. Было спасено 86 фрагментов – 2/3 картины. На лидере эсминцев ''Ташкент'' их вывезли в Новороссийск, конечный пункт транспортировки – Новосибирск. В послевоенные годы решался вопрос о восстановлении панорамы. Академики живописи и опытные реставраторы обследовали спасенные фрагменты и решили "считать нецелеобразным восстановление Панорамы из старых фрагментов с добавлением новой живописи в недостающих местах". Отреставрированные фрагменты предполагалось использовать как основу для воссоздания Панорамы на новом холсте.
34.
Академик живописи Василий Николаевич Яковлев (1893–1953), профессор Павел Петрович Соколов-Скаля (1899–1961) и 17 московских художников работали над воссозданием Панорамы с 1951 по 1954 гг. По проекту севастопольского архитектора В.П. Петропавловского (1918–2000) здание Панорамы было восстановлено и реконструировано с применением современного оборудования. 16 октября 1954 г. к 100-летнему юбилею героической обороны Панорама была вновь открыта под новым названием «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».
Сфотографировать панораму, было ещё сложнее, так как в помещении, где расположена панорама, находилось сразу 4 (!) экскурсионных группы. Пришлось идти по кругу и снимать по несколько кадров. Вот что из этого получилось:
Если Вам интересны мои репортажи - добавляйте в друзья в ЖЖ Остальные "Путевые заметки" здесь. :) Впереди ещё много интересного!
maksim-shemarov.livejournal.com
Советская живопись: Диорама "Орловская битва"
Диорама "Начало прорыва немецко-фашистской обороны на Орловском плацдарме 12 июля 1943 года у деревни Малое Измайлово Новосильского района Орловской области".Автор диорамы - Андрей Ильич Курнаков (5 октября 1916 года, Орел, Орловская губерния, Российская империя — 7 февраля 2010 года, Орел, Россия) — советский живописец, Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1974 год), профессор, действительный член Российской академии художеств.
Диорама
Далее фрагменты диорамы
aloban75.livejournal.com