Как составляются композиции из геометрических фигур. Картина фронтальная
4 ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - Энциклопедия
Разновидностью подобного построения является фронтальная композиция, развёрнутая фронтально к главной точке зрения. Характерным её признаком является построение архитектурно-пространственной формы по двум координатам: вертикальной и горизонтальной; построение в глубину имеет подчинённое значение. Однако это условие весьма ограничительно. Характерной особенностью фронтальной композиции является аспект восприятия, а не объективные свойства формы; фронтальностью могут обладать и здания объёмной структуры
Виды фронтальной композиции:
• Соотношение координат по фронту может быть равным или близким к равенству, либо контрастным с преобладанием горизонтальной или вертикальной координаты (рис. 14).
Чрезмерное развитие горизонтальной координаты нетипично для фронтальной композиции, так как в этом случае начинает работать глубина пространства вдоль фронта. Чрезмерное развитие вертикальной координаты приближает фронтальную композицию к объёмной (рис. 15). Фронтальная композиция может иметь симметричное или асимметричное построение (рис. 16).
Рисунок 14 – Наиболее характерные Рисунок 15
соотношения координат для фронтальной композиции
Рисунок 16 – Симметричная и асимметричная фронтальная композиция
Фронтальная композиция может быть построена на основе одного – доминирующего объёма, при подчинении ему всех остальных элементов; либо основу композиции могут составить несколько элементов, которые находятся в нюансных отношениях (рис. 17).
Рисунок 17 – Соотношение элементов во фронтальной композиции
4.1 Приёмы использования свойств
объёмно-пространственных форм
Для построения фронтальной композиции предпочтительней использовать элементы первой стереометрической группы – параллелепипеды и кубы, так как вертикальные прямолинейные плоскости этих тел наиболее типичны для фронтальной композиции.
По соотношению координат лучше использовать плоскостные элементы. Развитость этих тел по двум координатам создаёт активный фронт. Это не исключает возможности при построении фронтальной композиции использовать объёмные и линейные элементы любых других стереометрических очертаний.
В архитектурной композиции наиболее типичным является применение одинаковых или подобных форм. В некоторых случаях возможно использование двух-трёх различных форм.
Изменение величины элементов в горизонтальном и вертикальном направлениях даёт возможность найти между ними соотношения, создающие целостность и единство композиции. Последовательное изменение величины элементов (увеличение или уменьшение в одном направлении) может привести к зрительному разрушению фронтальной поверхности.
Массивность элементов составляет основу фронтальной композиции. Изменение массивности форм, а также соотношения между пространством и массой влияют на характер композиции.
Превалирование пространства над массой элементов может привести к разрушению фронтальной композиции (рис. 18).
Рисунок 18 – Разрушение фронтальности композиции за счёт превалирования пространства между интервалами над их массой
Наиболее характерным для фронтальной композиции является такое расположение форм в пространстве, когда доминирующая ось и взаимоперпендикулярные грани параллельны осям координат. Это не исключает возможности поворота или наклона элементов в допустимых пределах.
примеры работ- фронтальня композиция
olymp.in
фронтальный - это... Что такое фронтальный?
фронтальный — передний, повальный, общий, лобный, обязательный для всех, тотальный, фронтовой, фасадный, сплошной, парадный, лобовой, лицевой, всеобщий, поголовный Словарь русских синонимов. фронтальный см. лобовой Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
фронтальный — ая, ое. frontal лобовой. 1. Направленный в сторону фронта противника; лобовой. БАС 1. Фронтальный огонь при таком устройстве окопов .. будет и слаб. Серг. Цен. Лютая зима. Фронтальный удар. уш. 1940. || Развернутый, осуществляемый по всему фронту … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФРОНТАЛЬНЫЙ — ФРОНТАЛЬНЫЙ, фронтальная, фронтальное (спец.). 1. Направленный в сторону фронта, лобовой, лицевой (воен.). Фронтальная атака. Фронтальный огонь. Фронтальный удар. 2. Обращенный лицом к зрителю (о фигурах в живописи и скульптуре). || Симметрично… … Толковый словарь Ушакова
ФРОНТАЛЬНЫЙ — направленный на фронт. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. фронтальный (фр. frontal) 1) воен. лобовой, направленный перпендикулярно фронту (см. фронт 16), напр, ф ая атака, ф, огонь; 2)… … Словарь иностранных слов русского языка
ФРОНТАЛЬНЫЙ — (от французского frontal лобовой), 1) направленный в сторону фронта противника, лобовой (например, фронтальная атака). 2) В искусстве обращенный лицом к зрителю. 3) Общий, распространяющийся на всех, производимый одновременно (например,… … Современная энциклопедия
ФРОНТАЛЬНЫЙ — (от франц. frontal лобовой) ..1) направленный в сторону фронта противника, лобовой (напр., фронтальная атака)2)] В искусстве обращенный лицом к зрителю3) В анатомии лобный, относящийся ко лбу, параллельный его поверхности; Фронтальная плоскость… … Большой Энциклопедический словарь
Фронтальный — (от французского frontal лобовой), 1) направленный в сторону фронта противника, лобовой (например, фронтальная атака). 2) В искусстве обращенный лицом к зрителю. 3) Общий, распространяющийся на всех, производимый одновременно (например,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФРОНТАЛЬНЫЙ — ФРОНТАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. см. фронт. 2. Направленный в сторону фронта (во 2 знач.), лобовой. Ф. огонь. Фронтальная атака. 3. перен. Производимый одновременно всеми или по отношению ко всем, общий (книжн.). Фронтальная проверка. | сущ.… … Толковый словарь Ожегова
ФРОНТАЛЬНЫЙ — (франц. frontal лобовой, от лат. frons, род. падеж frontis лоб), лобный, относящийся ко лбу, параллельный его поверхности; Ф. плоскость проходит перпендикулярно сагиттальной и поперечной плоскостям, делит тело на вентральную и дорсальную части.… … Биологический энциклопедический словарь
фронтальный — 1. Относящийся к атмосферному фронту. 2. Относящийся к передней части какоголибо объекта … Словарь по географии
фронтальный — ая, ое. [франц. frontal] 1. Воен. Направленный в сторону фронта противника; лобовой. Ф ая атака. Ф. огонь. Ф. удар. Ф ое наступление (по всему фронту). 2. Спец. Находящийся в лицевой, передней части чего л.; обращённый лицевой частью к кому ,… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Виды декоративных композиций |
Формообразование каждого изделия должно определяться прикладным назначением вещи. Если польза определена, обозначены полные, связные очертания всей формы, то художник-прикладник наделяет изделие художественными качествами. Данное творческое отношение к изделию осуществляется декором, изобразительными видами которого служат сюжетное изображение, символическое изображение и орнамент.
Сюжетным называют такое изображение, каким является рисунок, нанесенный на поверхность декоративного изделия, передающий какое-то определенное событие, действие, явление.Орнаментальные и сюжетные композиции чаше представлены в виде декоративной росписи,которая создается посредством живописи на различных изделиях декоративно-прикладного искусства ,а также на архитектурных сооружениях.Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций . Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
ВИТРАЖ (франц. vitrage — от лат. vitrum — стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет. Цветные витражи в окнах (напр., в готических соборах) создают игру окрашенного света в интерьере.
Витраж |
Символическое изображение. Геральдический орнамент
Еще один, пожалуй, самый определенный в декоративно-прикладном искусстве вид украшения изделий — орнамент. Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства.
По композиционной структуре орнаменты разделяют на три широко распространенные разновидности: ленточные, замкнутые, сетчатые.Особенности построения этих орнаментов помогают придать каждой орнаментальной композиции определенную выразительность и разнообразие.Ленточный орнамент |
Замкнутый орнамент |
Сетчатый орнамент |
Большое значение для построения композиции орнамента имеют так же уравновешенность его мотивов и фона, строгая последовательность их размещения на плоскости, ритмическое чередование орнаментальных мотивов и цветовых пятен.
Условно различают три вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. В практической деятельности каждый вид композиции может иметь различные взаимосвязи. Например, в состав пространственной композиции входят фронтальная и объемная, а объемная композиция нередко состоит из замкнутых фронтальных поверхностей, являясь одновременно частью пространственной среды.Особенностью фронтальной композиции является распределение элементов формы в одной плоскости в двух направлениях по отношению к зрителю — в вертикальном и горизонтальном (например, панно, стенды, картины, ткани и т.д.). Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений — ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике. Обычно такая композиция открыта.Такие рельефные изображения, как резьба по дереву, чеканные панно, скульптурные рельефы, строящиеся по законам пластики, также относятся к фронтальной композиции. В плоскостных композициях, рассчитанных на восприятие с большого расстояния, значительную роль играют ударные цветовые пятна, ритм, масштабность (мозаика, витраж, настенная роспись, гобелен и др.).
Плоская фронтальная композиция. |
Плоская фронтальная композиция. |
Рельефная фронтальная композиция |
Объемная композиция представляет собой замкнутую трехмерную форму, которая воспринимается со всех сторон (скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, костюм и др.). Основную роль здесь играют объемно-пространственная структура и тектонические закономерности (соразмерность частей и целого, весомость, материал и т.д.). Выразительность объемной формы зависит также от взаимодействия ее с окружающей средой.
Глубинно-пространственная композиция объединяет материальные элементы, объемы, поверхности, пространства. Она рассчитана на восприятие зрителя при движении в глубину пространства в интерьере и экстерьере. Ощущение глубинности усиливается, когда пространство делится на ряд последовательных планов (например, различного рода выставки, оформление улиц, площадей и др.).
Похожее
www.tvorchistvo.ru
фронтальный Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти
#40241325 - Female portrait
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36916805 - Colorful interior of nursery. Frontal view. 3d render.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41068727 - Human Brain DiagramВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#37530866 - Cute 3 month old persian seal colourpoint kitten is sitting frontal,..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#16988265 - An illustration of the human brainВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43016313 - Smiling attractive woman with radiant fresh face skin posing..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#56721271 - Cars in front view black vector icons. Automobile black and car..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#41913079 - Modern small blue kitchen 3d render.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#49850045 - Human brain views. Top, frontal and side view, three-quarter...Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#48654607 - Close up Happy Young Woman, Wearing Eyeglasses, Showing Toothy..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#35098753 - Middle and anterior-posterior section of the brain, vintage engraved..Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36472297 - Modern kitchen interior. 3d render.
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#30796504 - Airplane is taxiing to take off - retro colors
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#31457445 - human brain sections. vector illustrationВектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#46535274 - A brunette woman in a white tank top and denims. Hands are in..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#49850030 - Colored and labeled human brain diagram. Flat vector illustration.Вектор
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36049897 - Modern home office interior. 3d render
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#43016065 - Attractive young woman with glowing face skin smiling and posing..
Похожие изображения
Добавить в Лайкбокс
#36232122 - Silhouettes of male head in frontal with different hairstylesВектор
Похожие изображения
ru.123rf.com
Лекция 2. Построение изображения на картинной плоскости - планы, ракурс - Статьи
Рассмотрим систему конкретных приемов построения снимка в той последовательности, в какой обычно фотограф решает эти задачи в своей практической деятельности, в процессе съемки.
Композиционное решение снимка, т. е. заполнение картинной плоскости, размещение фигур и предметов в видоискателе фотоаппарата (а в конечном итоге - на снимке), можно осуществить при фотосъемке двумя способами:
-
Можно перед съемкой организовать и скомпоновать объект перед объективом, в предметном пространстве, контролируя положение предметов по видоискателю (или дисплею), расставить их так, чтобы в кадре образовался нужный законченный рисунок. Именно так снимается натюрморт.Работая над портретом, можно найти характерную позу, поворот головы, направление взгляда фотографируемого, дополнить композицию деталями фона, ввести в кадр предметы обстановки и т. п. Так снимается павильонный портрет, и композиция кадра здесь также закладывается в предметном пространстве. Иначе говоря, в этих случаях компонуется сам объект съемки.
-
Но есть и другой путь, который позволяет фотографу добиться задуманного композиционного решения, не вторгаясь в предметное пространство и не подгоняя жизненный материал под свои композиционные замыслы. Известно, что общая композиция кадра во многом зависит от точки зрения на объект, от места установки фотоаппарата, или, как принято говорить, от точки съемки. Именно точка съемки определяет размещение в кадре элементов композиции, их взаимосвязи, проекцию на определенные участки фона.
Решение композиционных задач путем выбора точки съемки - наиболее распространенный способ в фотографии.
Даже условия событийной, репортажной съемки, в каком бы жестком режиме времени она ни протекала, оставляют для фотографа возможность выбора точки съемки, в то время как другие выразительные средства, например, световой рисунок, тональное или колористическое построение картины, в этих условиях могут остаться неиспользованными.
Выбирая точку съемки, фотограф находит такое положение фотоаппарата по отношению к объекту, при которых событие или любой другой выбранный для съемки объект наиболее правдиво, выразительно, впечатляюще воспроизводится на фотографии.
Положение всякой точки в пространстве определяется тремя ее координатами. Для точки съемки этими координатами являются ее удаленность от объекта, т. е. расстояние, с которого ведется съемка; высота установки фотоаппарата; направление съемки, т. е. смещение фотоаппарата в сторону от его центрального положения, или сама эта центральная позиция фотоаппарата.
Какие же возможности дает изменение каждой из этих координат точки съемки, какие особенности приобретает композиционный рисунок снимков, сделанных с различных расстояний, с верхних, нижних и нормальных точек, центральных и боковых?
Для ясности последовательно будем менять только одну из трех координат, оставляя две другие неизменными.
1. Понятие "крупность плана"
Зум, приближение или удаление точки съемки от снимаемого объекта дает прежде всего возможность изменить масштаб изображения.
Выбор масштаба, зависит от желаемой крупности изображения, или, как обычно говорят, "крупности плана".
Этот выбор влияет на отбор материала, который войдет в кадр.
Увидит ли зритель на снимке фрагмент пространства - пейзаж или какую-то его часть; массовую сцену или часть развертывающегося перед аппаратом действия; человека во весь рост или только его лицо.
По существу, с выбора крупности плана начинается формирование картины-кадра, закладываются основы будущего композиционного рисунка снимка.
Существует деление кадров на общие, средние, крупные и сверхкрупные планы.
Последние иногда называют деталью или фрагментом. Такое деление основывается на различных масштабах, в которых изображаются фигуры, предметы, происходящее действие.
Каждый из планов имеет свои возможности и ограничения и, следовательно, свое назначение в фотографии.
Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений.
Общий план, показывая весь объект съемки, дает зрителю возможность хорошо ознакомиться с ним в целом - с его характером, рисунком, с размещением в пространстве отдельных элементов и их соотношением, с движением и взаимодействием людей, их групп и пр.
Но эта крупность имеет и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.
В просторах общего плана человек, имеющий крайне малый масштаб изображения, начинает теряться, ускользать из сферы внимания зрителя. В общей композиции снимка люди, даже изображенные в малых масштабах, имеют, конечно, существенное значение: они насыщают кадр движением, вносят в изображение ощущение жизни. В изобразительном ряде они приобретают также значение масштабного со измерителя, который помогает зрителю вынести правильное суждение о размерах зданий, протяженности улиц.
Если перед фотографом стоит другая цель, если ему нужно показать на снимке конкретного человека, со всеми его индивидуальными особенностями и характерными чертами, то он использует другую крупность плана и прежде всего так называемый средний план.
Средний план показывает объект с более близкого расстояния, в более крупном масштабе, тем самым он приближает зрителя к происходящему и потому способен остановить его внимание на конкретном человеке или на определенном моменте действия.
При этой крупности плана на снимке хорошо рисуется не только лицо человека (как в портрете), но и его фигура, улавливаются поза, жест. Человек может быть показан в действии, в движении, в общении с другими людьми, в живой связи с окружением, со средой. Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время здесь достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек.
Все это делает такую крупность плана чрезвычайно распространенной в портрете, при съемке жанровых сцен, в репортаже.
Дальнейшее приближение точки съемки к объекту, ограничение пространства кадра и укрупнение масштаба изображения приводят к образованию так называемого крупного плана.
Понятие «крупный план» чаще всего связывается с портретной съемкой, и здесь эта крупность действительно применяется постоянно. Крупный план всегда очерчивает малые пространства, и потому на таком снимке мы видим в основном только лицо человека, голову, частично плечи, и эти элементы занимают все поле кадра. Поэтому крупный план позволяет детально воспроизвести облик человека, дать его с предельной степенью индивидуализации, показать лицо со всем богатством и многообразием мимики, а через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, настроение, душевный мир человека.
Из-за малого пространства, охватываемого крупным планом, развернутый показ окружения, обстановки здесь исключается. И все же даже при такой крупности остаются некоторые возможности связывать изображение человека со средой с помощью характерных деталей обстановки, которые обычно располагаются в глубине кадра, позади портретируемого человека, и включаются в общую композицию снимка.
Ограниченные пространственные возможности крупного плана практически исключают прямой показ движения, перемещения объекта, которые в кадре требуют композиции, развернутой в пространстве. Но это не значит, конечно, что композиционный рисунок в этих случаях теряет свою динамичность. Просто понятие динамичности применительно к портрету приобретает иной смысл, а эффект общей живости изображения достигается другими средствами. Динамика портретного кадра — это прежде всего состояние человека, жизнь образа. Это еще и характерность положения фигуры, позы, жеста, которые в жизни активно помогают выразительности речи и проявлению чувств, выражению внутреннего состояния человека. Так, жест, правильно уловленный и введенный в композицию снимка, несомненно усиливает эмоциональную выразительность портрета и нередко включается в кадр.
Непременно учитывается направление взгляда снимаемого человека; в этом направлении, как правило, в кадре оставляется свободное пространство.
Наконец, еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого - фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное. Такие планы обычно называют сверхкрупными.
И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом. Иными словами, эти деталь и фрагмент должны быть характерны, типичны, потому что по этой частности зритель будет судить об общем.
Масштабы сверхкрупного плана чаще всего находят применение в таком жанре фотографии, как натюрморт, который обычно и есть фрагмент, вырезанный рамкой кадра из широких пространств интерьера, пейзажа и пр.
Ошибки сверхкрупного плана
Однако увеличение масштаба изображения имеет свои пределы, за рамками которых начинает складываться рисунок, резко меняющий наши представления о реальных формах предметов. Порой реальные предметы на снимке становятся неузнаваемыми, шокирующими зрителя неожиданной масштабной трансформацией: обычный стакан выглядит незнакомым огромным сосудом, лежащие рядом с ним лекарственные таблетки похожи скорее на медовые пряники и т. д.
Такие пере укрупнения возникают у неопытного фотографа в результате его стремления создать энергичный акцент на снимаемом предмете, имеющем в жизни относительно небольшие размеры. Акцент-то возникает, но какой ценой!
Натюрморт теряет свою изобразительную структуру, а вместе с этим и свой смысл. К еще большим ошибкам ведут пере укрупнения в портрете.
(Последний пример, не ошибка - а художественный прием, тем не менее мы получаем явно неверное впечатление о размерах бутылки)
Между перечисленными планами различных крупностей не существует точных, четко обозначенных границ, так что в ряде случаев бывает затруднительно классифицировать кадр и определить, крупный ли это план, близкий к среднему или средний, близкий к крупному.
Каждый из планов имеет свои изобразительные возможности и смысловые ограничения, следовательно, наиболее полное, глубокое, всестороннее раскрытие содержания могли бы дать сочетание, чередование планов различной крупности, т. е. использование не одного, а ряда кадров, связанных общей темой.
Широко известен и такой принцип организации изобразительного материала, когда в одном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия , пейзаж, бытовой интерьер. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой.
2. Высота точки съемки и понятие "ракурс"
Следующая координатная точка съемки - высота установки фотоаппарата. Одна из самых распространенных точек съемки - установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете.
Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте.
Можно привести множество примеров их использования во всех жанрах фотоискусства, во всех разделах фотографии. И можно утверждать, что съемка с нормальных точек является неким общим правилом, исключение из которого - использование верхних и нижних точек съемки.
Как же влияет высота точки съемки на характер получаемых фотоизображений? С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней - поднимается (примеры далее).
Положение этой линии на снимке имеет существенное значение для его линейной архитектоники, и место четких горизонтальных линий (как, впрочем, и вертикалей), например, линии горизонта в пейзаже, должно быть точно найдено фотографом, чтобы эти линии стали элементами общей линейной композиции и не приобретали самодовлеющего значения. Ибо композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой.
Нижняя точка съемки
При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Даже невысокие предметы и фигуры переднего плана оказываются на снимке на одной высоте с масштабными сооружениями дальнего плана или проецируются на фон неба. На зрителя такое изображение производит особое впечатление: жизненный опыт и законы зрительного восприятия подсказывают ему, что предметы переднего плана высоки, масштабны, значительны, хотя на самом деле они таковыми могут и не быть.
Вывод: съемка с нижней точки несет в себе большие выразительные возможности.
Например, в спортивных съемках нижняя точка помогает фотографу подчеркнуть высоту прыжка спортсмена. В других случаях с помощью нижней точки съемки можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы, составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре.
Верхняя точка съемки
При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает зрителю, что они, как бы прижатие к земле, потеряли свою высоту, принижены. В ряде случаев такая проекция может быть выгодной, так как фигуры четко рисуются на фоне горизонтальной плоскости поверхности земли. Важно также, что кроме изменения рисунка изображения, геометрии кадра, здесь возникают своеобразные психологические оценки происходящего. Верхние точки способствуют также выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов в этом пространстве.
Заметим, что с верхних точек съемки хорошо видны в кадре горизонтальные поверхности и все, что на них расположено, и эти свойства точек нередко используются фотографами для акцентного, подчеркнутого изображения на снимке существенных деталей сюжета, находящихся именно на горизонтальной поверхности.
И нижние и верхние точки съемки, как и любой другой изобразительный прием, требуют своего логического обоснования содержанием снимка и идеей автора.
Только в этом случае они становятся действенным средством решения художественных задач. Если же своеобразие линейного рисунка используется только для внешнего эффекта, вне связи с содержанием, темой снимка, изображения нередко получаются поверхностными, формальными.
До сих пор мы говорили о верхних или нижних точках съемки, которые находились на достаточном удалении от объекта. Ничего необычного эти точки в перспективный рисунок кадра не вносили, не наблюдается в этих кадрах также необычных перспективных сходов линий, направленных от переднего плана в глубину. Например, нет резких перспективных сходов линий на снимке, сделанном с самолета.
Ракурс
Точка съемки в таких случаях очень высока, но одновременно и значительно удалена от снимаемого объекта. Это обусловливает равные масштабы изображения на снимке всех элементов, попадающих в поле зрения объектива. Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу - ракурс.
Что такое ракурс? Термин происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает "укороченный", "сокращенный". И действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укороченных вертикальных линий.
Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата до верхней и нижней частей снимаемого объекта, как это видно на схеме:
Если съемка ведется со значительного удаления, то расстояния от объектива до верхней части объекта ОА и до нижней его части OВ мало отличаются друг от друга. Разницу здесь составляет отрезок L1.
С приближением точки съемки к объекту образуется больший угол наклона оптической оси объектива, а разница до верхней и нижней частей объекта (от) резка O1С и O1А возрастает до величины L2.
Таким образом, при съемке под углом различные участки объекта снимаются как бы с разных расстояний, вследствие чего и масштабы их изображений на снимке будут неодинаковыми. Ближние к объективу детали изобразятся крупно, удаленные - значительно мельче, а линии, связывающие элементы рисунка в единое целое, в жизни представляющие собой строгие вертикали, теряют свое устойчивое положение, устремляясь к общей точке схода. В результате знакомые пропорции объектов съемки здания, фигуры людей и пр. в ракурсном изображении изменяются.
Так, при съемке под углом возникает характерный, порой непривычный для глаза, перспективный рисунок изображения.
Иногда говорят, что ракурс рисует изображаемый предмет с перспективными искажениями. Эта формулировка ошибочна. Перспектива такого рисунка действительно непривычна. Но она не ошибка, а следствие особого взгляда на предмет. Мы рассматриваем выбранный для съемки объект с расстояния меньшего, чем допускает нормальное человеческое зрение. И это открывает перед фотографом особые возможности изобразительной трактовки материала.
Впрочем, могут появиться и искажения. Однако случается это лишь при неудачном, неумелом использовании ракурса. Но ведь искажения возникают и тогда, когда неудачно используются и другие изобразительные средства: световой рисунок, ломающий пластическую форму лица в портрете; переукрупненные масштабы изображения предметов при съемке натюрморта и др. Следовательно, дело здесь не в ракурсе как таковом, а в неточности его использования, иначе - в отсутствии мастерства у фотографа.
Вывод:Если мы снимаем, например, портрет и нам необходимо сменить точку съемки на высокую или нижнюю – избежать искажений нам поможет удаление от объекта съемки и использование ЗУМА!!!
3. Фронтальная и диагональная композиция
Третьей координатой, определяющей положение точки съемки в пространстве, является направление, с которого ведется съемка, - установка фотоаппарата по отношению к снимаемому объекту в центральной позиции или смещение точки съемки от центра.
При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция. В таком кадре снимаемый объект по отношению к фотоаппарату занимает фронтальное положение, фигуры и предметы видны только одной своей стороной.
Например, так видны фасад здания зрителю, стоящему прямо против него, фигура человека, идущего по центру кадра в направлении на фотоаппарат. Главная ось изображаемых предметов при этом совпадает с центральной осью всей фотографической картины и с направлением оптической оси объектива.
При фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода. И если центральная точка съемки к тому же нормальна по высоте, то в ряде случаев на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере и объемная форма. В результате мы встречаемся с так называемой плоскостной композицией, с рисунком на плоскости при утрате глубинной координации картины.
Однако и в этом случае мы можем передать глубину пространства, используя в кадре линии направленные к центральной точке схода.
Фронтальная композиция устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Как правило, композиционный прием здесь не выделяет в картине какой-то одной из ее частей как главной, не акцентирует внимание зрителя на одном из элементов композиции. Такой снимок чаще всего представляет собой общий вид изображаемого объекта и дает зрителю общее представление о материале, знакомит его с объектом в целом.
Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей.
Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.
При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это, естественно, усиливает эффект объемности, пространственности изображения, и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным, а не плоскостным, как это случается при фронтальной композиции.
При таких направлениях съемки в кадре возникают линии, устремляющиеся к боковым точкам схода и как бы уходящие в глубину кадра, что и сообщает ему пространственность. Эффект становится тем большим, чем дальше отнесена точка съемки в сторону от ее центрального места.
Теперь компоненты кадра иначе распределяются на картинной плоскости и по разному воспринимаются зрителем; равнозначность частей композиции, характерная для симметричного рисунка кадра, теряется, и это дает возможность создания акцентов на тех фигурах и предметах, которые автор считает важными, значительными, помогающими восприятию смысла происходящего.
Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная линейная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя. В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.
Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра.
Диагональная композиция, как правило, приобретает сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при съемке сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности. Такие композиции нередко лежат в основе изобразительного решения спортивных снимков.
Диагональ здесь становится ведущей композиционной линией, которая несет на себе основу динамического построения. И если в кадре есть движущийся объект, то направление его движения обычно согласуется с ее направлением: объект, как правило, движется вдоль четкой наклонной линии, что усиливает эффект динамичности.
Разнообразные композиции, занимающие как бы промежуточное положение между центральной и диагональной композициями, наиболее распространены в практике фотографии. Боковые точки съемки, обусловливающие этот композиционный рисунок, обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка.
Такие фотографические картины правдивы, динамичны, выразительны и как бы вводят самого зрителя в происходящее действие. И тогда возникает так называемый "эффект присутствия", усиливается контакт между зрителем и автором произведения.
Следующее занятие:
ПОСТРОЕНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА КАРТИННОЙ ПЛОСКОСТИ
- Линейная перспектива- Определение границ, кадров
foto.krasnodar.su
Фронтальная перспектива. Как изобразить глубину на плоском листе
Если вы положили перед собой чистый лист бумаги и захотели что-нибудь на нем нарисовать, вам очень трудно вначале будет понять, как изобразить пространство, уходящее вглубь листа — ведь лист плоский.Очень долгое время художники изображали предметы так, как будто смотрят на них сверху. Затем появилось такое понятие, как перспектива. Теперь изображать глубину в своих картинах стало намного легче.
Линия, где сходится небо и земля, называется горизонтом. На этой линии существует точка, в которую сходятся все горизонтальные линии при максимальном удалении от глаза. Если мы смотрим на предметы (аллею деревьев, прямую дорогу, улицу) спереди (фронтально), то все параллельные горизонтальные линии сойдутся в одну точку, которая называется точкой схода. Благодаря этому правилу, о котором помнят все художники, можно нарисовать на бумаге композицию, уходящую вглубь листа.Обратите внимание, что нижняя линия у дома и крыша сходятся в одну точку. Точно так же и линии рядов кирпичей и ступенек. В результате кажется, что дом правой стороной уходит вглубь листа.Кажется, что нарисовать такой интерьер очень трудно, но на самом деле, если присмотреться, вы увидите, что опять все горизонтальные линии сходятся в одну точку приблизительно в центре листа. Это рисунки детей, учеников 7 и 8 класса, акварель и фломастер.Как это сделать, можно ясно увидеть, рассмотрев этот файл. Сначала проводим линию горизонта, разделив приблизительно лист на две половины. Затем, на этой линии определяем точку схода. Не обязательно посередине. Ее расположение зависит от уровня вашего глаза и вашего положения относительно комнаты.Из этой точки проводим линии в углы листа. Это будут границы стен, потолка и пола. Ограничиваем их задней стеной. На левой стене нарисуем окно. Сначала проводим переднюю линию окна, соединяем тонкими линиями с точкой схода и обводим окно. Точно так же рисуем шкаф — сначала прямоугольник переднего бока, соединяем углы с точкой схода и дорисовываем заднюю боковую стенку.Чтобы нарисовать доски пола, разделим нижнюю часть листа на одинаковые части и соединим с точкой схода.
Это показано, чтобы понять сам принцип фронтальной перспективы. На задней стене можно повесить картину, на полу постелить ковер, посередине комнаты поставить стол. Только не забывайте о том, что все эти предметы должны тоже подчиняться закону фронтальной перспективы.
А можете просто нажать на рекламу. И Вам ничего не будет стоить и я это оценю. :-*
www.mtdesign.ru
Как составляются композиции из геометрических фигур
Очень часто в мире художников встречаются картины, в значительной степени отличающиеся от масляных и пастельных полотен. Они больше напоминают чертежи, узоры, эскизы и совсем непонятны простому зрителю. Сейчас мы поговорим про композиции из геометрических фигур, обсудим, какими они бывают, какую нагрузку несут и почему вообще занимают столь почетное место в искусстве рисунка и живописи.
Простые композиции
Каждый мастер кисти, который начинал свой путь с художественной школы, ответит вам, что точные линии, геометрические фигуры и их сочетания – это первое, чему учат там. Так устроено наше зрение и мозг, что если изначально научиться гармонично сочетать между собой простые формы, то в дальнейшем рисовать сложные картины будет проще. Композиции из геометрических фигур позволяют нам почувствовать равновесие картины, зрительно определить ее центр, вычислить падение света, определить свойства ее составляющих.
Стоит отметить, что, несмотря на четкость и прямоту подобных изображений, рисуются они исключительно от руки, без линеек и прочих вспомогательных предметов. Параметры фигур измеряются с помощью пропорций, которые могут быть расположены в двухмерном измерении (плоская картина), а могут уходить в перспективу, в единую точку схода всех линий.
Начинающие художники рисуют композиции из геометрических фигур в двух измерениях. Для подобных картин выбирается одна из сторон – план или фасад. В первом случае все фигуры изображаются в «виде сверху», то бишь конус и цилиндр становятся кругом, призма приобретает форму своего основания. Если фигуры изображаются в фасаде, демонстрируется одна из их сторон, чаще всего передняя. На картинке мы видим треугольники, квадраты, параллелограммы, и проч.
Трехмерные картины
Для того чтобы развить абстрактное мышление и чувство перспективы, художники учатся изображать композиции из геометрических фигур объемных, которые уходят в перспективу. Такое изображение считается трехмерным, а для того чтобы перенести его на бумагу, нужно четко все себе представить. Подобные техники рисунка актуальны в строительных и архитектурных ВУЗах, они применяются в качестве упражнений. Однако студенты нередко из этих «живописных этюдов» делают настоящие произведения искусства, рисуя невероятные врезки фигур, рассекая композиции плоскостями и полуплоскостями, изображая картины в сечении.
В общем, можно сказать, что четкость, линейность – основные свойства, которыми обладает любая композиция из геометрических фигур. Рисунок в то же время может быть статичным или динамичным – это зависит от типа изображаемых фигур и от их расположения. Если на картине преимущественно конусы, трехгранные призмы, шары, то она словно «летит» - это однозначно динамика. Цилиндры, квадраты, четырехгранные призмы относятся к статике.
Примеры в живописи
Геометрические формы нашли свое место и в живописи, наряду с романтизмом и прочими направлениями. Ярким примером тому является художник Хуан Грис и его самая знаменитая картина «Мужчина в кафе», которая, словно мозаика, состоит из треугольников, квадратов и окружностей. Еще одна абстрактная композиция из геометрических фигур – холст «Пьеро», художника Б. Кубишта. Яркая, четкая и очень своеобразная картина.
fb.ru