Прием словесного рисования на уроках литературного чтения. Словесная картина это
Прием словесного рисования.
Литература Прием словесного рисования.
просмотров - 558
В других видах искусства и его приемы
Метод претворения литературных произведений
Школьный анализ литературного произведения строится на законах не только научного, но и художественного творчества. Здесь речь пойдет о творческих приемах претворения художественного текста в других видах искусства. Эти приемы позволяют выразить позицию читателя, формируют и развивают способности к образной конкретизации и образному обобщению, а потому они актуальны для начальной школы.
Словесное рисование (устное и письменное) — это описание образов или картин, возникших в сознании читателя при чтении литературного произведения. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией.
Этот прием направлен прежде всего на развитие способности к конкретизации словесных образов(воображения). Вместе с тем, развивается речь ребенка и его логическое мышление. При словесном рисовании читатель должен, опираясь на словесные образы, созданные писателем, детализировать свое собственное видение в зрительной картине, которую он и воспроизводит, описывает устно или письменно.
При этом появляются две опасности: можно сбиться на прямой пересказ авторского текста͵ а при слишком активном непроизвольном воображении «забыть» об авторской картине и начать описывать свою собственную.
Это приемтребует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание. Вместе с тем, прием предполагает описание в статичной картине сложных отношений героев.
Этот прием направляет внимание детей на текст: они перечитывают отдельные его фрагменты, так как только смысловые и изобразительные стилистические детали помогут им прояснить словесные образы, уточнить их, представить то, что описывает автор, в подробностях. Ученик постепенно «входит» в мир произведения и начинает видеть его глазами автора или одного из персонажей(в зависимости от того, с чьей точки зрения воссоздается картина), ᴛ.ᴇ. присоединяется к действию, а значит, он сможет дополнить авторскую картину своими собственными деталями. Тогда результатом работы, в основе которой — анализ текста͵ станет не пересказ и не оторванное от авторского замысла описание, а творческая картина, адекватная авторскому замыслу, но более подробная и обязательно эмоционально-оценочная.
Обучение приему протекает в несколько этапов.
1. Рассматривание графических иллюстраций. Сначала учитель организует наблюдение за тем, как иллюстратор передает авторский замысел, что помогает художнику создать настроение, выразить свое отношение к героям. В процессе этой работы дети знакомятся с понятием «композиция картины», со значением цветов, колорита͵ линии. Эта работа может проводиться и на уроках изобразительного искусства, и на уроках внеклассного чтения.
2. Выбор из нескольких вариантов иллюстраций наиболее подходящей к рассматриваемому эпизоду произведения с мотивацией своего решения.
3. Коллективное иллюстрирование с помощью готовых фигурок заключается в расстановке персонажей (композиция картины), выбор их поз, выражений лиц.
4. Самостоятельное иллюстрирование понравившегося эпизода и устное описание того, что сам нарисовал. Этот прием можно усложнить, предложив детям описать иллюстрации, выполненные их одноклассниками.
5. Анализ иллюстраций, выполненных с явным отклонением от текста произведения. Детям предлагаются иллюстрации, в которых нарушена расстановка персонажей или других образов произведения, отсутствуют некоторые авторские детали или они заменены другими, нарушен колорит, искажены позы и выражения лиц персонажей и т. п. После рассматривания дети сравнивают свое восприятие текста с восприятием иллюстрации.
6. Коллективное устное рисование иллюстраций — жанровых сценок. На этом этапе дети выбирают цветовую гамму иллюстрации.
7. Самостоятельное графическое рисование пейзажа и его устное описание или описание пейзажа, выполненного художником.
8. Словесное устное рисование пейзажа по деталям текста.
9. Коллективное устное подробное описание героя в конкретном эпизоде (каким видишь героя: что происходит или произошло, настроение героя, его чувства, поза, волосы, выражение лица (глаза, губы), одежда, если это важно, и т.п.) Учитель вопросами помогает детям создать описание.
10. Коллективное и самостоятельное словесное устное рисование героя сначала в одной определенной ситуации,а позднее — в разных.
11. Самостоятельное словесное устное иллюстрирование и сопоставление созданной устной иллюстрации с графическими.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. При этом в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь данный текст?» И т.п.
Примеры организации устного словесного рисования на уроках:
Фрагмент урока в I классе по сказке «Каша из топора»
Этап перечитывания текста и его анализа
— Прочитаем сказку до конца и понаблюдаем за тем, как действовал солдат. Составим план его действий.
Дети перечитывают сказку по частям, нумеруя карандашом события. Затем обсуждаются результаты работы, открываются заранее записанные на доске действия солдата: приметил топор; предложил сварить кашу из топора; попросил принести котел; топор вымыл, опустил в котел, налил воды и поставил на огонь; помешивал и попробовал; посетовал, что нет соли; посолил, попробовал, посетовал, что хорошо бы крупы добавить; добавил крупы, помешивал, попробовал, похвалил и посетовал, что хорошо бы масла добавить; добавил масла; стал кашу есть. Объединяем мелкие действия в более крупные: задумал обмануть старуху; готовит топор к варке и начинает его варить; помешивая и пробуя, одно за другим просит соли, крупы и масла; ест кашу.
Теперь понаблюдаем за тем, как вела себя старуха в каждый выделенный нами момент.
— Менялось ли ее настроение и поведение? С чем связаны эти изменения?
Предлагаем детям представить, какие иллюстрации можно сделать к этой сказке и описать солдата и старуху в каждый момент действия (устное словесное рисование).
Помогаем вопросами:
— На каком фоне происходит действие? (Изба, обстановка в избе, печь, утварь и т.п.)
— Где стоит солдат, как он стоит, куда смотрит (на старуху, в котел, в сторону и т.п.), что делает в данный момент? Какое у него настроение? О чем он думает? Какое у него при этом выражение лица?
Предлагаем описать старуху из сказки «Каша из топора» в разные моменты действия. Помогаем аналогичными наводящими вопросами.
Затем обсуждаем иллюстрацию в хрестоматии (рис. 13 В.О.Аникин. «Каша из топора»).
— Можно ли определить, какой момент сказки изобразил художник В.О.Аникин? Что помогает (или, наоборот, мешает) это сделать?
Читайте также
В других видах искусства и его приемы Метод претворения литературных произведений Школьный анализ литературного произведения строится на законах не только научного, но и художественного творчества. Здесь речь пойдет о творческих приемах претворения... [читать подробенее]
oplib.ru
Прием словесного рисования на уроках литературного чтения
Министерство образования и науки Астраханской области
ОАОУ СПО «Астраханский социально – педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Прием словесного рисования на уроках литературного чтения
Выполнила
студентка группы 3 А
___________ Соломахина И.В.
Проверил
преподаватель русского языка с методикой преподавания
_____________ Шалдаева В.В.
Астрахань, 2015
Список литературы:
http://schoolurga.my1.ru http://schoolurga.my1.ru/publ/tvorcheskie_raboty_uchashhikhsja_na_urokakh_literaturnogo_chtenija_kak_sposob_razvitija_kommunikativnykh_umenij/3-1-0-61 [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015
http://www.pedagogyflow.ru http://www.pedagogyflow.ru/flowens-641-1.html [Электронный ресурс]. Дата обращения: 15.10.2015
Одной из приоритетных задач школьного образования разработчики нового проекта Государственного образовательного стандарта называют формирование коммуникативных учебных действий. В контексте предлагаемой концепции УУД они рассматривают коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др. И действительно, формирование коммуникативных действий является важнейшей задачей для полноценного психического развития и становления личности. Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных сферах деятельности. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, во многих школах недооценивается важность развития у учащихся коммуникативных действий, являющихся своеобразным фундаментом, без которого в дальнейшем они не смогут самостоятельно приобретать знания. Важно начать их формирование именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем.
Уроки литературного чтения открывают для развития коммуникативных умений учащихся большие возможности. Их формированию способствуют творческие работы, которые являются неотъемлемым компонентом системы начального литературного образования младших школьников.
Что такое творчество? В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусств, во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и, в - третьих, научное познание, так сказать, созидание разума.
Под творческой работой мы понимаем особую форму организации учебной деятельности, осуществляемую под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.
Творчество доступно детям, более того: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавательную личность и формирует ее. На уроках литературного чтения я использую следующие виды творческих работ:
- выразительное чтение произведения с последующим обсуждением вариантов прочтения;
- графическое иллюстрирование;
- словесное рисование картин;
- составление диафильмов;
- творческий пересказ;
- чтение по ролям;
- драматизация.
Словесное иллюстрирование (рисование) – это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Словесное рисование ни в коем случае не должно превращаться в пересказ произведения. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Кроме того, развивается речь ребенка и его логическое мышление. Это прием требует выполнения ряда операций: прочитать, представить, конкретизировать, подобрать точные слова и выражения для описания, логически выстроить свое высказывание.
Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания жанровых картинок. При этом нужно помнить, что словесная картина статична, на ней герои не двигаются, не разговаривают, они как бы «застыли», словно на фотографии, а не действуют, как на экране.
На первом этапе обучения словесному рисованию целесообразно использование так называемой «динамической», постепенно возникающей на глазах у детей картины. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно «нарисованная» соответствующая картинка.
На следующем этапе можно использовать такие приемы:
Выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет. Выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации.
Дети словами «рисуют» картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по литературному чтению. Только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию можно предложить детям самостоятельно, без зрительной опоры сделать словесное рисование к тексту. («В учебнике нет иллюстрации. Попробуем создать ее сами»).
На любом этапе обучения словесному рисованию порядок работы будет одинаков.
1) Выделить эпизод для словесного иллюстрирования
2) «Рисуется» место, где происходит событие.
3) Изображаются действующие лица
4) Добавляются необходимые детали
5) «Раскрашивается» контурный рисунок.
Предложенный алгоритм работы годится для создания сложного «рисунка». Словесное рисование пейзажных иллюстраций обычно делается к поэтическим текстам. При работе над лирическим произведением прием словесного рисования следует применить предельно осторожно, так как при чтении лирики не должно возникать отчетливых зрительных представлений, не должно быть все высказано до деталей, нельзя конкретизировать поэтические образы, разделяя их.
Естественно, что овладеть приемом словесного рисования можно лишь после того, как освоены элементарные умения анализировать иллюстрации к произведению. Однако в качестве пропедевтики уже на самых первых порах изучения литературных произведений целесообразно предлагать детям такие вопросы, как: «Каким ты представляешь себе героя?», «Какой ты видишь обстановку действия?», «Что ты видишь, когда читаешь этот текст?» и т.п.
Фрагмент урока
Цель урока: создать условия для развития навыков выразительного чтения; обучение словесному рисованию.
Задачи урока:
1. Создать в воображении детей образные микрокартины, обращая внимание на изобразительные средства, которые использует писатель.
2. Формировать умение анализировать произведения, делать выводы, развивать навык выразительного чтения стихотворного текста, развивать творческое воображение.
3. Воспитывать эстетическое отношение к действительности.
Творческая интерпретация художественного текста на уроках чтения.
Прием словесного рисования.
На первых порах детям с трудом дается прием словесного рисования. Как помочь детям в подобной ситуации? На помощь приходит интерактивная доска, которая дает возможность учителю сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным; варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», а также более эффективно осуществлять обратную связь с учениками. Познакомьтесь с приемом словесного рисования с использованием ИД на примере работы над стихотворением С.Есенина «Береза».
- «Нарисуем» картину к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этой доске. Что у нас будет главным в картине? (Береза)
- Значит, мы ее нарисуем на переднем плане. Кто покажет, где?
- Где растет береза?
- Как об этом сказал поэт? (…)
- Вот здесь мы нарисуем березу. А где нарисуем дом? ( За березой. Окошки дома «смотрят» на нее.)
- Какая береза – высокая или низкая? (Высокая)
С чего начнем рисовать березу? (Сначала нарисуем ствол с черными пятнами)
А какие ветви у березы? ( Тонкие, раскидистые, покрытые инеем)
А теперь нарисуем двор и дом. Какой нарисуем дом городской или деревенский? (Деревенский.)
Где нарисуем дом? (За березой)
Дом высокий или низкий? (Низкий, ниже березы)
Из чего построен дом? (Из бревен.)
А какая у дома крыша? Какие у дома окна? Чем они украшены?
Нарисовали дом. А в окнах горит свет? (Нет, потому что раннее утро, еще все спят.)
Что еще нарисуем? ( Рядом можно нарисовать дрова, сено, забор и т.д)
А теперь закройте глаза и представьте картину целиком. Расскажите, что вы себе представили.
(Открывается шторка с контурным рисунком)
Во дворе деревенского дома стоит береза. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой домик с красивыми резными ставнями.
А теперь давайте раскрасим ее. Начнем с березы. Какого цвета ее ствол?
Какие ветви?
Как раскрасим дом?
На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?
Какого цвета небо? (Розовое, потому что восходит солнце)
Такой вы представляли себе картину.
infourok.ru
Библейские проповеди :: Словесные картины
В английском языке есть поговорка: «Картина расскажет лучше, чем тысяча слов» (эквивалент русской: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – прим. переводчика). Это так, неправда ли? В зависимости от нашего воображения, тысяча слов может быть на пару сотен больше или меньше, ведь все мы разные. Но все будут согласны с тем, что с помощью изображения нам намного легче и проще понять истинный вид предмета, чем пытаться представить, прочитав его описание, сколь подробным оно ни являлось бы. Кстати, слова были моим рабочим инструментом многие годы; теперь же они доставляют мне удовольствие и наслаждение, и я благодарю за них Бога.
Словами можно описать довольно живописную картину. Подумайте о Библии, Слове Жизни. Когда вы читаете о вознесении Господа Иисуса, что вы ‘видите’? Слова, фразы, предложения? Я думаю, нет. В своем разуме на воображаемом холсте вы рисуете живописные картины.
А теперь давайте представим себе мольберт, в одной руке у вас будет кисть из верблюжьего волоса, а в другой – краски, и мы с вами начнем рисовать… Картина, наверняка, не станет шедевром, если вы, подобно мне, не одарены талантом. Тем не менее, давайте не будем удаляться от моего вопроса и задумаемся: что мы увидим, например, прочитав слова о том, что Христос «был вознесен»? Позвольте мне угадать. Возможно, как поется в одном известном гимне: «Только крест, позорный крест, две перекладины…».
Не думаю, что это были всего лишь две строчки, промелькнувшие перед глазами. Я уверен, что похожая печальная сцена сразу всплыла и в вашем разуме, как и у многих других, читающих строки этой проповеди. Картина была яркой и красочной или, наоборот, тусклой – всё зависит от силы вашего воображения, глубины мысли.
Между прочим, какова будет ваша реакция на слово «мысль, помыслы»? Нужно ли относиться к ним осторожно? Может быть, при его упоминании совсем другое пришло вам на ум? Помните ли вы следующий стих?
«Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время».
Очень жаль, что нечестивые поступки людей допотопного периода (см. Бытие 6:5) привели к трагедии. Такие помышления не имеют ничего общего с ходом мыслей человека, изучающего Библию!
Слово «помышления» – самое близкое по смыслу, которое только удалось найти переводчикам для описания ужасных по своему характеру сцен, упоминаемых в шестой главе Бытия. Вследствие этого, мы можем случайно ассоциировать слова «мысли, помыслы» со злом, и потом при их упоминании набросать в своем разуме неправдоподобные картины. Однако мы не сможем представить себе нашего великого Первосвященника, не используя силу мысли, свое воображение. Поэтому не бойтесь и, тем более, не испытывайте чувство стыда, особенно когда размышляете над Словом Жизни!
Иногда я вижу другую картину, читая о превознесенном положении нашего Господа. Она обрисована пророком Исаией в шестой главе, которая начинается словами: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм». Иногда воскресным утром, присутствуя на хлебопреломлении, я вижу Голгофу; временами я представляю картину, описанную Исаией, и слезы радости появляются у меня на глазах. Ибо это наш Господь Иисус, Мессия вознесся во славе! Нам стало известно об этом благодаря Иоанну, написавшему в двенадцатой главе своего вдохновенного евангелия следующие строки: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу… и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому». Здесь Иисус говорит о вознесении при распятии, сравнивая его с вознесением во славе. Посмотрите стих 41: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем». Таков наш Господь, высокий и превознесенный; именно такую картину увидел Иисус в тот день, когда группа греков пришла увидеться с ним.
Кто был в тот момент рядом с Иисусом, кто находился среди его окружения? Самый замечательный момент в описании Исаии наступает тогда, когда он говорит о множестве людей, таких как ты или я, находящихся рядом с Иисусом и разделяющих его славу. Они занимают это положение не благодаря своим заслугам перед ним, а только благодаря проделанной им работе. Пожалуйста, помните об этом замечательном событии всю следующую неделю. Иисус искупил нас. Теперь мы принадлежим ему и разделим его славу. Таково желание Отца, в противном случае Он никогда бы не привел нас к Иисусу!
Единственный человек на земле, который может лишить нас этого превознесенного положения среди приближенных ко Христу, – только ты сам, читающий эти строки! И это может произойти с тобой или со мной только в том случае, если мы изберем свой собственный путь и отвернемся от Бога. Тебе хорошо известны слова о том, что «постоянством в добром деле» мы должны стараться исполнять Его волю, раскаиваясь и прося Его милости, если порой спотыкаемся на этом пути. Бог долготерпелив во взаимоотношениях с НАМИ.
Не произносите даже в своем сердце: «Мне не суждено попасть в Царство!» Вы будете там, и если вы нуждаетесь в доказательстве, посмотрите Евангелие от Иоанна 1:9 – «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши». А что можно сказать о тех грехах, о которых мы забываем попросить прощение; или о тех, которые совершаем по незнанию? Проблемы здесь нет! Господь прощает не так как человек – последние слова стиха гласят следующее: «И очистит нас от всякой неправды!» Вот почему, чем дольше я живу (а мне уже 75 лет!), тем больше я прошу у Господа придти скорее и очистить нашу бедную и несчастную землю, удалив все сорняки и колючки. Извините, но это действительно нужно сделать, чтобы доброе семя могло быть посеяно в добрую почву. Вероятно, не многие будут думать о себе, как о «доброй почве», ведь все мы слишком испорчены. Но поразмышляйте над следующим: разве так называемая «добрая» почва в вашем саду не приносит вместе с красивыми цветами и разного рода сорняки и колючки? Единственное ее отличие от каменистой и песчаной почвы не в ее составе, а в том, насколько умело Садовник использует Свое умение и инструмент!
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лука 12:32).
Брайан Морган (15.05.2005г.)
rcil.ru
Словесная зарисовка "Зима-волшебница в лесу" (урок русского языка)
Разделы: Начальная школа
Цель:
- продолжить работу над формированием умений у учащихся составлять словесные зарисовки;
- развивать умение детей использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка, развивать чувство прекрасного;
- формировать умение иллюстрировать свое настроение, вызванное картинами природы.
- воспитывать любовь к родной природе, привлечь их внимание к красоте зимних явлений.
Оборудование: презентация “Волшебница – зима в лесу”,слова – опоры, картины с изображением зимы, записи на доске, портрет П. И. Чайковского, альбом “Времена годо”, пьеса “ Декабрь”, выставка книг детских писателей, картина Ф. К. Юона “Волшебница зима”,
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок русского языка.
Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости, дорогие, Захотели вновь прийти!
Но сегодня на уроке у нас не только гости - педагоги, пожаловала к нам
…Я антоним к слову лето, В шубу зимнюю одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ……. (зима)
- За что вы любите зиму?
- А какая бывает зима?
2. Сообщение темы и цели урока.
Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Перед нами стоит непростая задача, составить словесную зарисовку “ Зима - волшебница в лесу”.
- Словесная зарисовка это небольшой текст.
- Как по-вашему, по типу это будет какой текст? ( описание)
- Что нам для этого нужно будет сделать? (собрать необходимый материал)
- А основной задачей будет проверка утверждения о том, что использование в речи изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений) сделает текст красочным, выразительным, ярким.
3. Вступительная беседа.
- Ребята, давайте вспомним, как писатели и поэты создавали свои произведения? (они путешествовали, делали зарисовки, необходимые записи).
- А почему произведения у них получались яркими и выразительными, прочитаешь и видишь чудесную картинку?
– Они использовали эпитеты, сравнения, олицетворения.
4. Работа с литературными произведениями.
Подборка стихов о зиме.
Сергей Александрович Есенин
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.
Фёдор Иванович Тютчев
Чародейкою Зимой Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой…
Александр Сергеевич Пушкин
Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов.
Афанасий Фет
Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней, Погляди хоть ты! Словно кто-то тароватый Свежей белой пухлой ватой Все убрал кусты.
Иван Никитин
На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнем.
Самуил Маршак
Вы, проворные ткачи — Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для мохнатой ели.
Сергей Есенин
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
На пушистых ветках Снежною каймой Распушились кисти Белой бахромой.
А как хорош пушистый снег, Летящий с высоты! Он повисает на ветвях, Как белые цветы.
С неба падают снежинки, Словно белые пушинки. Покрывая всё кругом Мягким бархатным ковром.
Зима пришла…
За окнами, Где чёрных ёлок ряд, Пушистые и лёгкие Снежиночки летят. Летят, порхают, кружатся, Пушистые летят, И белым мягким кружевом Окутывают сад.
- На карточках имеются отрывки из стихотворений о зиме.
- Постарайтесь найти изобразительно-выразительные средства языка, которые помогли поэтам ярко показать образ зимы.
( дети зачитывают отрывок и находят эпитеты, сравнения, олицетворения)
Далее обращаю внимание на подбор книг детских писателей о зиме.
5. Словесное иллюстрирование.
- Сейчас мы послушаем стихи собственного сочинения, а вы постарайтесь нарисовать картинку без кисти и красок.
- Подумайте, почему вам это удалось сделать?
- Прекрасные картины у вас получились.
- А знаете ли вы, кто кроме писателей и поэтов ещё писал о зиме?
- Верно художники.
6. Встреча с картиной.
- На своих полотнах живописцы изображали картины русской природы, зимние пейзажи. Одной из таких картин является картина Константина Фёдоровича Юона “ Волшебница зима”.
- Всмотритесь внимательно в репродукцию картины и скажите, за что мог художник так назвать картину? (зима нарядила деревья в невиданные наряды, увеличила их размеры)
- Каково ваше впечатление от картины?
- А какие чудеса ещё может творить зима?
7. Составление предложений с использованием изобразительно-выразительных средств языка.
- Без чего не бывает зимы? ( без снега)
- Подберите эпитеты к слову снег. ( тихий, пушистый, игривый, сыпучий, мохнатый, искрящийся, изящний, серебристый.
Покрывая всю землю, с утра Хлопья снежные падают с неба. Сочинила зима сама Еле слышную музыку снега.
- А по характеру какая это может быть музыка?
- А кто ещё может сочинять музыку?
- Великий композитор Пётр Ильич Чайковский создал альбом “Времена года”. Сейчас мы послушаем пьесу “ Декабрь” из этого сборника.
- Я предлагаю вам совершить мысленное путешествие по зимнему лесу. Любуйтесь, наслаждайтесь его красотой. Попробуйте составить предложения с изобразительно - выразительными средствами языка о лесе, деревьях, снеге, реке, солнце, воздухе …(на фоне музыки просмотр презентации).
Нас встречает зимний лес. Он стоит, как белый терем. Полный сказок и чудес. Солнце брызнуло сквозь ветки И по снежному ковру Вмиг рассыпались монетки Серебром по серебру.
- Дети составляют предложения.
- Какие чувства вызвала у вас прогулка по зимнему лесу?
Детям выданы карточки:
8. Словарь настроений и чувств.
Радость.
Чувства: восторг, восхищение, лёгкость, очарование, удовольствие.
Настроение и состояние: весёлое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, шаловливое, счастливое, чудное, замечательное.
Таинственность
Чувства: загадочность, заворожённость, фантастичность.
Настроение и состояние: необъяснимое, оживлённое, приподнятое, странное.
Удивление.
Чувства: изумление, недоумение.
Настроение и состояние: чудесное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, изумительное, исключительное.
9. Организация выполнения письменной творческой работы – словесной зарисовки “ Зима - волшебница в лесу”.
Предлагаю вам побывать в роли писателей. Не забывайте, что мы сегодня проверяем утверждение. ( ещё раз читаем его)
Я предлагаю вам примерный план, можете создать зарисовку по своему усмотрению.
- Красиво в зимнем лесу!
- Моё настроение и чувства от встречи с зимней сказкой.
10. Выполнение работы.
При выполнении работы дети пользуются карточками – помощницами:
- Снег – тихий, пушистый, игривый, мохнатый;
- Снег – как чистые капли воды, как порхающие бабочки, будто пух;
- Зима – волшебная, сказочная, сверкающая;
- Снежинки – ажурные, серебристые, нежные; кружатся в вальсе;
- Зимний лес – спящий, неподвижный, таинственный, величественный;
- Деревья – сказочно преобразились, накинули белоснежные полушалки, меховые шапки;
11. Зачитывание работ и проверка утверждения.
Прочитайте работы. А сейчас мысленно уберите из своей зарисовки все изобразительно-выразительные средства.
- Что получается?
- Подтвердились ли наши предположения?
12. Рефлексия.
- Ваши мысли и чувства после нашего урока.
13. Домашнее задание.
- Проверьте работу и нарисуйте к ней иллюстрацию.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Гармония» - Открытые уроки - МОУ СОШ 5 - Документы
Открытый урок
по русскому языку
«Гармония»
Тема: Возвращаемся к разговору о предложении.
Рисуем словесные картины.
Учитель: Тимошенко АН
Март 2010г.
3 четверть.
Введение в тему:
(1 слайд).
1. -Как называется раздел в учебнике над которым мы сейчас работаем?
-Прочитайте название сегодняшней темы урока.
-Чем обусловлена связь темы « рисуем словесные картины» с названием большого раздела?
(Словесные картины рисуем с помощью предложений).
Цели урока.
(2слайд).
1.Наблюдаем за природой.
2. Учимся передавать личностный опыт наблюдений за природой в своих словесных зарисовках.
-Прочитайте цели урока, вспомните, какое время года мы наблюдали в течение прошедших трех месяцев?
- Учитывая цели урока, скажите, какая проблема стоит перед нами?
- Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
(Будем учиться рисовать словесные картины о зиме).
Опрос. Подготовка к восприятию темы урока.
-Итак, приступаем к решению этих задач. Нам помогут ранее полученные знания о предложении.
-Опорой вам послужит таблица: (слайд3).
1.Зачем мы строим предложения?
2.Что должно быть понятным из предложений?
3. Какими могут быть предложения?
(По цели высказывания. По интонации. По эмоциональной окраске.)
4 Как мы показываем границы каждой мысли в устной и письменной речи?
Работа в тетради.
Проверка домашнего задания.
-Определи на слух, какие ты поставил знаки в конце каждого предложения, выполненного дома.
(№452 с43 уч.)
-Можно ли это упражнение считать первым шагом к решению нашей проблемы?
( Да. Описание зимы.)
Какое настроение вызывают у вас эти строчки?
(Доска: радостное, праздничное).
-Запишите, объясните орфограммы.
Откройте учебник на стр.43. Прочитайте слова о снеге. Объясните орфограммы. Запишите.
-А как бы вы сами описали снег.
Работа над темой урока.
Продолжаем рисовать словесные картины и учить друг друга. (№459с18т-з).
- Словесные картины –это тексты. Вспомним все, что знаем о правилах написания и составления текстов.с126уч.
-Какое название текста нам предлагает автор т-з.?
( Сказочно красиво!).
Выпиши те группы слов, которые тоже несут аналогичную главную мысль.
(Как в сказочном царстве,…)
Поясни, чем мотивирован твой выбор?
- Попытайся составить рассказ под названием «Сказочно красиво», используя данные группы слов.
…
- Из каких основных частей состоит рассказ?
(Вводная часть и т.д.)
-Какие типы речи используем, составляя словесную картину?
(Описание, повествование, рассуждение)
-Рассказывая о зиме, какой тип речи самый результативный и почему?
(Описание. Смешаный.)
Сейчас мы будем выполнять словесную зарисовку, а поможет нам в этом учебник.
Составление словесной картины: Зимой.
Настроимся на нужный лад. Послушаем, как описывают зиму классики.
(слайд3. Дети читают отрывки, стихи…)
Иллюстрации нашей природы демонстрируются на слайде.
Слайд4.
-Рассмотрите рисунки художника…
Прочитайте начало вашей будущей зарисовки, которую предлагает автор…(с46).
-Подумайте, подойдет ли она к данным иллюстрациям и к вашему тексту?
Что автор еще предлагает нам обдумать?
-Какое слово называет тему рассказа?
Какие слова подсказывают возможные варианты главной мысли?
Пользуясь памяткой, напиши свой рассказ:
1. Что будет изображено на твоем рисунке?
2. Вглядись, какие они.
3. Правильно строй предложения.
4. Выбирай слова и пиши.
5.Используй опорные слова с.47….
Желаю творческих успехов!
Проверка: дети зачитывают свои рассказы.
Домашнее задание.
-Вы когда- нибудь лепили снеговика?
(Слайд5.)
-Как это было? Расскажите.
-Посмотрите упражнение №461. Прочитайте задание. Выберете предложение, связанное с нашей темой урока:
( Обдумай и нарисуй…)
-Кто может справиться с данным заданием?
Итог урока:
-Чему мы учились на сегодняшнем уроке?
- Что помогает улучшить текст?
( Знание правил написания текста, требований к построению предложений.)
Оценка своей работы:
-Выберите кружок, который соответствует вашему настроению.
(красный- веселое, зеленый- хорошее, синий- среднее, черный- плохое…
- Какую оценку вы бы поставили кому-нибудь из ребят? Я
проверю, совпали ли наши мнения?...
Самоанализ открытого урока.
Тема:
Возвращаемся к разговору о предложении.
«Рисуем словесные картины».
(Русский язык. 3класс. « Гармония»).
Учитель Тимошенко АН.
МОУСОШ№5
(3 четверть.Март.)
Тема урока «Рисуем словесные картины» взята в соответствии со временем и местом изучаемого программного материала.
Цель данного урока направлена на развитие образной речи, а так же на развитие умения наблюдать, описывать родную природу посредством словесных зарисовок.
Данный урок воспитывает у ребят положительные эмоции: восторг и восхищение перед картинами родной природы.
Обучающая цель: развитие орфографической зоркости и освоение правил написания творческих текстов.
Урок строила с учетом основных требований:
-доступность,
-научность,
-самостоятельность при выполнении отдельных этапов,
-глубокая работа с учебником.
Тип урока взят с учетом возрастных особенностей учащихся и новизны предлагаемого материала: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы и методы работы с детьми выбраны в соответствии с данным типом урока: словесные, наглядные, исследовательские ( предлагались проблемные задачи, решаемые методом беседы, задания в учебнике исследовательского направления…),т.е. эврестический метод обучения, наглядный(раздаточный материал: опорные таблицы, слайды).
Выбранная за основу формы общения ( сотрудничество по принципу: учитель- ученик, ученик- ученик, ученик – ученики), дали положительные результаты как в усвоении нового материала, так и в формировании нравственных качеств.
Данные формы организации позволили организовать каждого ученика на активную личностно- ориентированную деятельность в зависимости от способностей и предыдущих знаний.
Личное отношение к данному предмету и выбранной образовательной модели « Гармония» передалось детям, что положительно сказалось на данном уроке: интерес к изучаемой теме, предварительный поиск и накопление знаний, наблюдения за окружающей природой в течение зимы.
Урок успеха.
Цель: Развивать речь, воображение учащихся. Воспитывать любовь и уважение к родной школе. Способствовать формированию коллектива: родители – дети.
Ход урока.
Введение в тему. Организационный момент.
Дети:
- Здравствуйте, родители!
В школе поучиться, не хотите ли?..
Урок успеха – просто класс!
Мы надеемся на вас!
1ученик.
Все тот же класс и та же школа
Наш дружный, умный коллектив
Сегодня встретить всех готов.
Мы вас порадовать хотим.
2 ученик.
- В школе вы старались знанья получать
И домашние задания выполняли все на « пять».
Уроки вспомните, покажите.
О том, как вы учились, нам расскажете.
3 ученик.
- Сейчас зажжем зеленый свет для тех, кто в детство приобрел билет.
Вот первое испытание: проверим как вы сделали домашнее задание.
( Родители, бывшие выпускники МОУСОШ №5 г. Николаевска – на Амуре, рассказывают о школе и проводят мини – уроки, где в роли педагогов – дети, а ученики – родители).
Урок математики.
Проводит Боровик Арина. ( Обращается к родителям, у которых на партах тетради и ручки).
-В большой и светлой школе
Для всех открыта дверь.
Вы все пришли учиться,
Вы школьники теперь.
- Я проведу с вами урок математики. Меня зовут Арина
Слушайте первое задание.
1. «У брата и сестры 20 ягод малины. Брат съел 8 своих ягод, а сестра съела столько своих ягод, сколько осталось у брата. Сколько ягод они съели вместе?».
Ответ: сестра и брат съели столько, сколько у них было. Вычисления не нужны.
2. Используя клетки тетрадного листа, изобразите несколько разных фигур, каждая из которых имеет площадь 4 квадратных сантиметра.
3. К трехзначному числу слева припиши цифру 1. На сколько увеличилось число? ( На 1000).
4. Митя на 3 года старше Ани. На сколько лет Митя будет старше Ани через 2 года? ( На 3 года).
Переменка.
( Выбегает девочка в костюме Пеппи – Длинный чулок.)
-Я – Пеппи! Объявляю станцию Болтушкино. Веселое Хохотушкино. Я – девчонка – юморинка, принесла карман смешинок. Приглашаю вас сейчас на веселый Ералаш. Вспомните свои вы перемены, как играли, прыгали и ногами дрыгали.
( Мальчики проводят с родителями « физминутку». Тема: « Сочини Рэп под музыку»).
Ученица:
- Продолжаем мы программу.
Вы готовы папы, мамы?
Это будет ваш успех,
Проведем урок для всех.
Все:
- Это не Америка, не Азия.
Это славная страна Вообразия!
Ученик:
- Забыли на миг, что вы – родители,
В детство дружно поспешите.
Меняемся быстро местами
Мы – педагоги, вы – ученики…
Отвечайте так, чтоб мы гордились вами.
2 урок: чтение.
Проводит Толстихина Аня. Форма проведения аналогичная, где родители в роли учеников.
Задания: « Угадай сказку».
« Вот ведьма по ее следам и пошла. Идет, прячется то за тем, то за сем, то за толстым снопом, то за осиновым стволом».
( « Марья и ведьмы».)
« В некотором царстве жил – был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве, и родилась у него только одна дочь». ( « Василиса Прекрасная».).
« Идут, идут – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает.». ( «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».).
« Стал кто – то царский сад посещать, золотые яблоки воровать». ( Иван – царевич и серый волк »).
- Сейчас я проведу с вами « Радиопередачу». Послушайте отрывок следующего произведения. Определите жанр и назовите автора:
« Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный?»…
- Все расслабились, прикрыли глазки…
Слушаем « радиопередачу».
( Родители декламируют басню в лицах, вспоминая текст, выученный еще в школьные годы.)…
- Уважаемые « радиослушатели», запишите слова, в которых главная мысль этой басни.
-Объясните, почему вы так считаете?
- Чему учит эта басня?...
( Далее дети могут в свободной форме задавать родителям вопросы по прочитанным произведениям).
Перемена.
Ученик:
-Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь
Можно сесть и помолчать.
Только- чур! Нельзя скучать!
Поспешите! Поспешите!
Переменку покажите!
( Дети показывают «Веселые случаи» на переменах.)
Например: 1гр.
Звенит звонок на урок. Дети со скучными лицами проходят в класс.
«Учительница» объясняет урок. Глаза закрыты у некоторых ребят. Раздается сонное посапывание, кто-то играет… Звонок… Все с радостными криками выбегают из класса.
(Аналогичные задания дети готовили после уроков по группам.)
Ученик:
-Переменка пролетела
А теперь опять за дело.
Семь загадок отгадаем.
Победителя узнаем.
1. Чем больше ковырять, тем больше становится? Что это такое? (Дырка)
2. Кто под проливным дождём не замочит волосы? (Лысый)
3. Почему львы едят сырое мясо? (Так как они не умеют готовить)
4. Как «мышеловку» написать 5-ю буквами? (Кошка)
5. Что общего у рыб и у болтунов? (Без конца разевают рот)
6. Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться)
7. Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)
Ученица:
- Урок наш завершается,
Но мы грустить не будем.
Пусть будет мирным небо
На радость добрым людям.
Пусть дети на планете
Живут, беды не зная,
На радость папап, мамам,
Скорее, подрастая.
( В итоге: награды лучшим командам, ученикам и родителям, выступавшим в роли учащихся.).
«Урок успеха».
Цель: развивать речь и воображение учащихся.
Воспитывать любовь и уважение к родной школе.
Способствовать формированию коллектива: родители – дети.
Декламация широкой общественности достижений российских педагогов.
Учитель: Тимошенко Анна Николаевна.
МОУСОШ №5 г. Николаевск – на Амуре.
Хабаровский край.
school-5.do.am