Ренато Гуттузо. Живопись в непростые времена. Ренато гуттузо картины


Итальянский живописец Ренато Гуттузо : vakin

Гуттузо — страстный человек, настоящий южанин. До сегодняшнего дня ищет себя: хочет сочетать Правду с красотой, а коммунизм с тем искусством, которое любит; он восторженно расспрашивал о Москве и богомольно смотрел на Пикассо; писал большие полотна на политические темы и маленькие натюрморты (особенно увлекала его картошка в плетёной корзине).И. Эренбург «Люди, годы, жизнь»Рена́то Гутту́зо (итал. Renato Guttuso, 1911 / 1912 — 1987) — итальянский живописец, график, почётный член Академии художеств СССР (1962).

Родился 26 декабря 1911 года (или 2 января 1912 года) в пригороде Палермо Багерии. Отец Джоакино Гуттузо Фазуло был землемером. Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо. В 1931 году Гуттузо участвует в Куадриенналле — проходящей раз в четыре года выставке итальянских художников в Палермо, где две его картины были отмечены критикой. В 1930 году поступил на факультет права в университете Палермо. Через год оставил учёбу и переехал в Рим. Работал реставратором в галерее Боргезе. В Риме Гуттузо сближается с деятелями искусства, оппозиционными режиму Муссолини. Его статья о Пикассо (1933) в газете «Ора» повлекла за собой обвинение со стороны цензуры в нарушении общественной безопасности. Входит (1938) в арт-объединение «Корренте» («Течение»), издающее одноименный литературно-художественный журнал. В 1940 году Гуттузо вступил в Коммунистическую партию Италии (с 1956 — в ЦК Компартии).

В годы Второй мировой войны Гуттузо создаёт одно из знаменитейших своих произведений — «Распятие»: «Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». Картина перекликается с «Герникой» — в центре композиции фигура лошади — прямая цитата шедевра Пикассо. Картина «Распятие» экспонировалась на выставке «Премио Бергамо» (1942) и вызвала недовольство Ватикана. С 1943 года Гуттузо участник движения Сопротивления в составе партизанской бригады Юга.

В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками учреждает группу Нео-кубиста

В 1946 году — один из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti). «Новый фронт искусств» объединял художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей. В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения.

Первая персональная выставка Гуттузо состоялась в Лондоне в 1950 году. В 1951 году он стал лауреатом премии Всемирного совета мира за серию рисунков «С нами Бог!», посвящённую гибели 320 заложников в Фоссе Адреатине в 1944 году. Эта серия была издана отдельной книгой в 1945 году.

Наиболее публикуемый современный итальянский художник в СССР 1960—1970-х годах.

Источник - Википедия

Автопортрет

Буги-вуги, 1953

Красное облако, 1966

Распятие 1941 Масло, холст Национальная галерея современного искусства, Рим

Spes contra Spem, 1982

Битва при Понте, 1951

Рокко с сыном, 1960 Эрмитаж, Санкт-Петербург

Женщины

Толпа, 1960 (Государстсвенный Эрмитаж)

Кафе Греко, 1976 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Девушки Палермо, 1940 Галерея современного искусства, Рим

Крыши Via Leonina, 1962

Ночь на 1 января 1940 года (Пожар в палаццо Канчеллерия) Часть диптиха, 1966 (Частное собрание)

Полуодетые женщины

Крыши Рима, 1942

Лежащая обнаженная, 1940

Извержение Этны (фрагмент), 1938

Марио Чифано

Углекоп,1947

На пляже, 1955-1956

Мужской портрет

Натюрморт с фортепиано, 1947

Футболисты

Подпольная типография, 1966

Череп и галстуки, 1979

Рынок Вуччирия, 1974

Серные копи, 1955

Старый рабочий, читающий газету, 1960 (Собственность Ольчезе)

Воскресный день калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном), 1961

Полностью fotki.com

vakin.livejournal.com

Ренато Гуттузо. Живопись в непростые времена.

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы».© Английский писатель, критик и поэт Дж. Берджер.

С давних пор итальянское искусство занимает центральное место на художественной мировой сцене. И даже в самые нелёгкие для европейцев годы итальянское творчество видоизменилось в нечто совершенно новое. Словно феникс, возродившийся из пепла, оно перевоплотилось в уникальное направление в искусстве и внесло ясность в понимание животрепещущих процессов.

К слову, современное итальянское искусство богато знаменитыми именами. Несомненно, к ним принадлежит и имя Ренато Гуттузо (Renato Guttuso, 1912-1987) – итальянского живописца, яркого представителя неореализма и неокубизма, общественного деятеля и член академии художеств СССР.

 

Гуттузо был настоящим южанином. Он располагал к себе людей, обладал аристократической красотой, был силен, дерзок и по-итальянски вспыльчив. К тому же Ренато выигрышно отличался от других художников своей жизненной позицией. На своем примере он показал, как можно разрушить ограниченное живописное пространство и развивать искусство в эпоху противоречивых событий, безнадёжных разочарований и утрат.

Его монументальные полотна наполнены внутренней энергией, предельной искренностью, живостью и экспрессией. Они воссоздают суровую действительность своего времени, но одновременно с тем воспевают доблестную борьбу и справедливость. Его картины дышат страстным и волевым призывом. Они всегда социальны, актуальны, нравоучительны и психологичны.

Итальянский реформатор начал увлекаться живописью ещё в детском возрасте. Первым мастером, оказавшим влияние на формирование творческого развития Гуттузо, стал сицилийский художник, который зарабатывал себе на жизнь росписью конных повозок. Уже в 13 лет Ренато без труда подражал сицилийским пейзажистам, а будучи 19-летним юношей направил свои работы на римскую Куандриеннале, где критики сразу же обратили внимание на работы молодого таланта.

Вскоре юный Гуттузо переехал в Рим - столицу итальянского искусства. Он хотел стать юристом, но ситуация в стране повернулась неожиданным образом. Молодой человек стал борцом с фашистской диктатурой и отказался от благополучной карьеры адвоката. Но он не хотел, чтобы его творчество стало частью традиционной живописи. Смелость в деформации предметов, насыщенная цветовая палитра делали его работы запоминающимися и самобытными. К тому же в своих произведениях он тщательно исследовал социальные проблемы итальянского народа и отражал его трагическую действительность.

 

 

В картине «Друзья в мастерской» (1935) символично изображен один элемент кровати – решетка. Этот своеобразный рубеж разъединяет напряжённый сюжет картины и реальность. Ее герои почему-то задумчивы и сосредоточены, но драма словно витает в воздухе. Стоить заметить, что такого эффекта художник добивается исключительно живописными приёмами: тёмные тона, скрюченные позы героев и размашистые смелые мазки.

Художник любил и неоднократно писал крупномасштабные и многофигурные полотна. Например, в 1938-м году он создаёт большую драматическую композицию «Бегство с Этны» (1938). Полотно транслирует общее ощущение трагического хаоса перед надвигающейся катастрофой.

  

Знаменитый вулкан Этна ассоциировался у художника с мощным извержением фашизма в Италии. На этом полотне его волнует не точное воспроизведение действительности и расчёт пропорций, а передача сильных эмоций и цветовая палитра.

А творение «Распятие» (1940-1941) было рождено под впечатлением от трагических событий в стране и посвящено погибшим за правду героям. На картине Христос символизирует тех, кто прошел тюрьмы, пытки и казни за свои идеи. Не сразу удается увидеть в центре композиции фигуру лошади, символ страдания невинных людей.

  

Это своеобразная отсылка к работе Пабло Пикассо «Герника». Полотно передаёт неподдельное ощущение гнева, страдания и боли. Один очень любопытный момент: в эскизах к этой работе один из палачей предстаёт в образе Гитлера.

Удивительно, но эта картина спровоцировала скандал и вызвала волну негодования в Ватикане. Но сам художник прокомментировал своё произведение так:

«Я хотел написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену»

Другая отсылка к творчеству меланхоличного Пикассо – это «Девушки Палермо» (1940). Здесь налицо футуризм, яркая цветовая палитра, угловатые формы. Но у критиков эта работа вызывает скорее недоумение, ведь 1940-й год - период антивоенного творчества художника, а эта картина выбивается из общего настроения страны и самого мастера.

 

 

После окончания войны у Ренато начинается новый творческий этап. Живописец часто выступал перед народом, печатался в прогрессивных журналах и участвовал в оппозиционных движениях. Но своим главным революционным оружием Гуттузо считал не ораторское искусство, а живопись. Именно через неё он повествовал о буднях итальянцев.

На колоритных полотнах рождается собирательный образ обычного итальянского крестьянина, созданный в лучших традициях неореализма. «Портрет Рокко с сыном» (1960), «Рокко у патефона» (1960-1961), «Человек, который ест спагетти» (1956) – на этих полотнах изображен понятный всем и в то же время многогранный человек из толпы.

 

Художник стремится передать его усталость от напряженной жизни в буржуазном городе, его одиночество и неприкаянность. И опять возможности живописи - прерывистые резкие линии, крупные мазки - помогают автору точно и ярко раскрыть эмоциональное состояние героя.

Гуттузо был неравнодушен к графике и относился к ней со всей серьезностью. Возможно потому, что с её помощью он мог быстро реагировать на политические события. Все большие произведения художника сопровождались сериями графических рисунков. Так, огромное впечатление на него произвел расстрел мирных жителей Фоссо-Адреатино. Сразу после того, как о трагедии стало известно, родилась серия экспрессивных работ «С Нами Бог» (1943). Для того чтобы запечатлеть весь ужас происходящего, художник изобразил фигуры людей распластанными на живописной плоскости, а их контуры как бы растворялись в мистическом пространстве. В 1945-м году знаменитая серия была выпущена отдельной книгой, а в 1951-м году эти рисунки заслужили премию Всемирного Совета Мира.

В начале 50-х годов Ренато практикуется в построении многофигурной композиции, которая сочетает в себе контраст, динамику и статику. Это видно на картине «Пляж» (1955-1956). На первый взгляд сюжет полотна кажется совершенно непродуманным и даже абсурдным. Насыщенная солнечным светом сцена смотрится как яркий праздник жизни, на фоне которого изображены разные социальные классы.

  

Состоятельные бледные скучающие от жизни девушки и изможденные чёрные от загара и уставшие от этой жизни рабочие – смелый прием совмещения двух противоположных реальностей на одном холсте.

В своих произведениях художник отходил от общепринятых образов: его всегда больше интересовал социальный статус персонажей со всеми отличительными его особенностями. Например, на картине «Буги Вуги в Риме» (1954) люди танцуют зажигательный танец, но их лица выражают не радость, а грусть.

  

«Юноши и девушки, танцующие буги-вуги в Риме, – обыкновенные люди. Просто они очень много перенесли и иногда заблуждаются»,- пояснял Гуттузо.

Позднее творчество художника также противоречиво. Он соединят в своих работах реальные и нереальные элементы. Например, картина «Ван Гог в борделе» (1978) отличается ярко выраженным реализмом, чёткостью, яркостью и выверенностью композиции. Но остаётся загадкой, почему художник отправил в бордель именно Ван Гога?

  

Ренато предлагает нам понаблюдать за посетителями известного заведения - кафе «Греко» в Риме, в котором он сам был частым гостем. Это неудивительно, ведь кафе «Греко» – это известно место, где собирались сливки итальянского общества. Мы видим на картине Джорджа де Кирико, знаменитого художника и хорошего друга живописца. Там же известная актриса Анна Маньяни, звезда французской поэзии Андре Жид. А в центральной части полотна почему-то оказываются обезумевшие японские туристы с огромными фотоаппаратами наперевес.

  

Гуттузо прошел длинный творческий путь от футуризма до неореализма. В своих картинах он воспевал мир и свободу, рассказывал о трудном и зачастую полном трагедий пути, который ведет к ним. В этом он видел свою миссию и говорил:

«Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника»

artifex.ru

Гуттузо Ренато. Творчество, картины и биография

Кафе Греко, 1976Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

Портрет Рокко с сыном, 1960Эрмитаж, Санкт-Петербург

Распятие, 1941, Национальная галерея современного искусства, Рим

Девушки Палермо, 1940Галерея современного искусства, Рим

Крыши города Палермо, 1985Частная коллекция

Ренато Гуттузо (Renato Guttuso) (1912—1987), итальянский живописец, график, иллюстратор; в 1962 году был удостоин звания почетного члена Академии художеств СССР. Художник-мыслитель, политический деятель, участник партизанского движения Сопротивления, крупнейший мастер современности, Ренато Гуттузо прошел суровую школу борьбы в годы фашизма и оккупации Италии. Уже в 1930-х годах Гуттузо выступил против профашистского направления в искусстве, стремился быть в гуще жизни, глубоко почувствовать внутреннюю напряженность современного бытия.

Свою борьбу за социально активное революционное искусство Гуттузо связывает с поисками конкретного, исполненного страстной энергии изобразительного языка, способного в монументальных, исполненных энергии формах воплотить большую социальную тему. Он создает произведения тематически активные, раскрывающие многогранный, богатый внутренними контрастами образ эпохи и современника — человека труда, полного достоинства и силы.

История родной страны с ее острыми социальными конфликтами, бесстрашные крестьяне, стихийно захватывающие помещичьи земли, патриоты, умирающие во имя родины, революционеры — деятели подпольных типографий, зверства нацистских войск (графическая серия «С нами бог», цветная тушь, акварель, 1943—1944 годы, золотая медаль Мира, 1950), батраки Калабрии, люди в повседневной городской или сельской обстановке — вот что его привлекает. В крепких фигурах, в больших рабочих руках, в энергичных и гибких жестах и движениях людей он открывает огромную внутреннюю силу. Сражаясь, погибая и побеждая, его герои спаяны едиными устремлениями и помыслами, верой в победу.

Образы современности вырастают у Гуттузо до больших философских обобщений — в окружающей жизни он видит главное, значительное, захватывает зрителя напряженной пластикой языка, лаконизмом и эмоциональной кульминацией («Девушка, поющая «Интернационал», 1953, Рим, собрание Амидеи). Непосредственная взволнованность чувств и динамика действий выражаются в произведениях Гуттузо в стремительных ритмах, в сильных угловатых линиях и мазках, в яркости света, в интенсивной сгущенности звонкого контрастного цвета и форм, вылепленных энергичной живописью.

Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни. Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы. Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968; «Желтый подсолнух», 1971). «Захват крестьянами пустующих земель в Сицилии» (1948) — большое полотно, с которого начинается путь художника от экспрессионизма к зрелым реалистическим работам.

Каждый участник события индивидуализирован, вместе с тем создан собирательный образ итальянского крестьянства. Красный пламенеющий цвет передает тревожность события.

Внимание Гуттузо в дальнейшем постоянно привлекали многофигурные композиции, редкие в искусстве Запада. Обычно он показывает человека в связи с другими людьми, в столкновении различных характеров и психологических состояний («Пляж», 1955—1956; «Похороны Тольятти», 1972). Гуттузо возрождает жанр исторической картины, ища в ней аналогию современности. Под воздействием борьбы за освобождение Италии от фашистских захватчиков возникло эпическое полотно Гуттузо, посвященное Гарибальди, — «Битва у моста Аммиральо» (1951—1952, Милан, собрание Фельтринелли).

Полотно символизирует героику национального объединения и борьбу народа за независимость Италии. Ярко вспыхивающие пятна красных рубашек гарибальдийцев, стремительный взмах стальных клинков сабель, сверкающих на зеленом фоне травы, рождают впечатление неистовой схватки. Динамичное пластическое и цветовое решение, построенное на контрасте локальных тонов, красного, синего на зеленовато-коричневом фоне, экспрессивная фигура Гарибальди, словно висящая над толпой, подчеркивают мощь натиска сицилийских земледельцев. При остром своеобразии характеров героев Гуттузо, контрасте их состояний и эмоций в них выступают общие черты, присущие людям послевоенного времени. Это характеры, внутренне активные, общественные, живущие напряженной жизнью чувств и мыслей («Рокко у патефона», I960, Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина; «Спагетти», 1956; «Политическая дискуссия», 1960—1961).

smallbay.ru

РЕНАТО ГУТТУЗО. 100 великих художников

РЕНАТО ГУТТУЗО

(1911–1987)

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», – писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо – великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным – 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.

Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями – Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора».

Ранние работы Гуттузо – портреты, натюрморты, бытовые сцены – отличались энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение – «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо.

В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны».

«Всмотритесь в картину, – пишет Г.С. Оганов. – Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины. Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян, – это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу.

И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».

В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой – пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты).

В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие»: «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».

В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника.

В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным офицером.

24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо-Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!».

Гуттузо не искал особой формы для передачи своих чувств: они вылились стремительно и с той страстью, какой отмечено все его искусство. Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира.

После войны художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». В них художник хочет глубже проникнуть в секрет пластики формы, найти логически совершенную структуру. Сочетания сильных цветовых плоскостей в кубистических композициях увеличивают эмоциональный заряд живописи.

Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм».

В 1946 году, с созданием «художественной группы "Нуово фронте делле арти"», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато: «"Новый фронт искусств" просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники ("Группа восьми") обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на "Бьеннале" в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой. Что касается меня, то я видел в реализме возможность решить проблемы, стоявшие перед "Новым фронтом искусств", в ясном, конкретном, понятном всем художественном языке. Поэтому я остался верен реализму».

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.

«Следующим шагом была картина 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).

В пятидесятые годы Гуттузо пишет многочисленные картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. «Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии: спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли: красота грубая без риторики и эстетства», – писал Леви.

«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, – отмечает В.В. Горяинов. – Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми ("Толпа", 1957; "Политическая дискуссия", 1959–1960; "Митинг", 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями ("Утро в студии", 1961; "Человек с газетой", 1960; портреты Каталано, "Дует смертоносная бора", 1961; "Курильщик", 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя».

Картины художника шестидесятых–семидесятых годов – «Донесение из Вьетнама», «Рим – открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо – говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия.

В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов, – жестокость, насилие, кровь жертв – вот конкретное содержание "Новостей" этого мира, смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, – эта смелость оправдана результатом: впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом – здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы. Таков Гуттузо».

Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни.

«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы, – пишет Н.Л. Мальцева. – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой ("Корзина с каштанами", 1968; "Желтый подсолнух", 1971)».

Знаменитый поэт Пабло Неруда сказал однажды Гуттузо: «Ты даешь землю, хлеб своей живописью».

На что Гуттузо ответил: «Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника».

Художник остался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

10 жизней Ренато Гуттузо : Daily Culture

 

Ренато Гуттузо, итальянский художник, неокубист, неореалист, родился 2 января 1912 года на Сицилии. Он начал рисовать рано, параллельно обучаясь в колледже, в начале 20-х годов. Относительная известность пришла к нему в 1931 году: его работы, отправленные на четвертую римскую Куадриеннале, заметили критики. 

Гуттозо переезжает в Рим и там сразу же понимает, что не хочет иметь ничего общего с течениями традиционного искусства, которые всё быстрее политизируются. Ренато Гуттузо рисует для оппозиционно-демократических изданий, борется с фашизмом, отстаивает стандартные человеческие права, передаёт трагизм реальности. Гуттузо обращается к художественному стилю Пикассо, к энергетике, которую несут его картины. Он играет с планами и композицией.

Ренато Гуттузо

Его творчество можно разделить на несколько этапов: 40-е - борьба с фашизмом, высокий замысел, 50-е - разгар композиционной мысли, детализация, 60-е – «человек в толпе», тема одиночества. Гуттузо был членом Академии Художеств СССР, несколько раз посещал Советы со своими. Под конец жизни он всё больше склоняется к реализму: его картины приобретают чёткость, детали.

Ренато всю жизнь посвятил отражению действительности, поиску правды и её изображению. Он прошёл творческий путь от футуриста до неореалиста, играя со светом и планами.

 

1. «Портрет Рокко с сыном» (1960)

Рокко – собирательный образ, это простой и понятный людям герой: южанин, приехавший на север Италии в поисках работы. Одинокий, чуждый окружающему его миру, он держит на руках спящего сына. Несложно заметить, что его лицо выражает усталость, он истощал, но ради сына продолжает работать. В 50-е для Гуттузо постоянно позирует юный итальянец Рокко Католано. В фигуре, лице портретируемого Гуттузо ищет нестабильный элемент, стремится передать напряжение. Линия у него никогда не бывает статичной. Именно Рокко стал прототипом рабочего, который так полюбился людям.

 

2. «Девушки Палермо» (1940)

Как раз в 40-е годы, после начала войны, Ренато увлекается творчеством Пикассо. На этой картине влияние кисти великого мастера очевидно: яркие цвета, угловатые линии, реализм, выраженный в стиле футуриста. Однако 40-е годы – период антифашистского и антивоенного творчества, поэтому эта картина вызывает недоумение критиков.

 

3. «Пляж» (1955-56)

Ренато Гуттузо

Картины 50-х годов отражают мастерство художника в области композиции. Построенная на принципе противопоставления динамики и статики, кажущаяся с первого взгляда непродуманной, композиция картины «Пляж» обладает целостностью и стройностью. Художник уделяет особое внимание линиям, организующим объём, подчиняющим цвет. Насыщенная светом солнца сцена купания звучит как гимн жизни: хотя на ней изображены как зажиточные, полные, бледные девушки, так и исхудавшие, тёмные от загара, рабочие мужчины, уставшие от этой самой жизни.

 

4. «Воскресение калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном)» (1960-61)

Это ещё одна картина, изображающая рабочего Рокко. В лучших традициях неореализма Ренато дает персонажу острую характеристику, подчёркивая одиночество Рокко в большом городе: пустые окна, серое небо, одинокий патефон. Резкие линии, крупные яркие мазки, вспыхивающие блики, контрасты передают драматичность и экспрессию образа.

 

5. «Буги Вуги в Риме» (1954)

Ренато Гуттузо

Изображая людей, художник отходит от обобщённых образов: его интересует социальный тип, чётко выраженный, конкретный, со всеми выделяющимися чертами. «Я думаю, что здесь моя задача была не в том, чтобы сделать карикатуру. Юноши и девушки, танцующие буги-вуги в Риме, –обыкновенные люди. Просто они очень много перенесли и иногда заблуждаются», – так говорил о картине сам Гуттузо. Интересно, что в таком весёлом и зажигательном танце, как буги-вуги, лица большинства танцующих не выражают радости, напротив, они грустят и скучают.

 

6. «Рынок Вуччерия» (1974)

Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувстовавть аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.

 

7. «Кафе Греко в Риме»

Ренато Гуттузо

Кафе Греко – старейшее кафе в Риме, оно было построено в 1760 году. Картина предлагает зрителю понаблюдать за его постоянными посетителями. Пожилой человек слева – художник Джорджо де Кирико, хороший друг Гуттузо. Рядом с ним — великая итальянская актриса Анна Маньяни. Лицом к нам на заднем плане – Уильям Фредерик Коди, известный как Буффало Билл, и легендарный индейский вождь Сидящий Бык. Представление Буффало Билла «Дикий Запад», в котором участвовали этнические индейцы, объездило всю Америку и Европу и имело громадный успех. Человек в чёрных очках на переднем плане – Гийом Аполлинер. Рядом с ним – Андре Жид, значимая фигура французской литературы периода модернизма, лауреат Нобелевской премии. Его автобиографические романы обязаны своей скандальной славой отчасти таланту и откровениям о сексуальных и психологических мучениях автора. Центральные персонажи картины – вездесущие японские туристы с фотоаппаратами наперевес.

8. «Друзья в мастерской» (1935)

Как и во всех работах Гуттузо, здесь превалируют яркие краски, цветовые массы, важная деталь – решётка кровати: она служит своеобразной границей, по ту сторону которой всё происходящее приобретает необъяснимый психологизм. Подобного воздействия на зрителя Гуттузо добивается чисто художественными средствами: не нужно разбираться в судьбах героев, чтобы ощутить драматизм, идущий от картины. Он исходит от тёмных тонов, скрюченных фигур, крупных мазков.

 

9. «Автопортрет» (1936)

В 40-е годы как оппозиционнист Гуттузо подвергается преследованиям со стороны фашистских властей. Он вынужден скрываться, участвовать в партизанском движении. За годы в бегах он разрабатывает стиль, близкий к реализму: предметы и фигуры становятся объёмней, линии чётче, картины становятся всё более политизированными. Даже его автопортрет не избежал этой участи: черты минималистичны, упрощены, строги.

 

10. «Ван Гог в борделе» (1978)

Ренато Гуттузо.jpg

Картина выполнена в стиле позднего Гуттузо: реализм, чёткость, яркость, композиция. Хотя на полотне отсутствует перспектива, мы ясно видим, что на переднем плане находится Ван Гог с уже отрезанным ухом и стопкой денег в газете, а на заднем фоне собственно сам публичный дом. Не совсем ясно, почему в бордель художник отправил именно Ван Гога, скорее всего, это был очередной полёт его фантазии.

 

 

Ирина Захарова

 

 



www.dailyculture.ru

РЕНАТО ГУТТУЗО. «100 великих художников»

 

(1911–1987)

«Я считаю Ренато Гуттузо самым значительным художником современной Западной Европы», – писал Дж. Берджер.

А вот слова Карло Леви «Гуттузо – великий художник: и не только Сицилии и Италии. Сейчас он один из крупнейших художников в мире. В этом я глубоко убежден и счастлив, что могу заявить об этом без ограничений и оговорок, с полной ответственностью».

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 26 декабря 1911 года (по другим данным – 2 января 1912 года), в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью: знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины.

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.

Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями – Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберто Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями, сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года), Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора».

Ранние работы Гуттузо – портреты, натюрморты, бытовые сцены – отличались энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение – «Казнь в поле», которое посвятил поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо.

В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны».

«Всмотритесь в картину, – пишет Г.С. Оганов. – Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины. Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян, – это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу.

И вот что кажется глубоко символичным: на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины – вперед».

В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой – пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты).

В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие»: «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену… Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи».

В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Оссерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника.

В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным офицером.

24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо-Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!».

Гуттузо не искал особой формы для передачи своих чувств: они вылились стремительно и с той страстью, какой отмечено все его искусство. Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира.

После войны художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». В них художник хочет глубже проникнуть в секрет пластики формы, найти логически совершенную структуру. Сочетания сильных цветовых плоскостей в кубистических композициях увеличивают эмоциональный заряд живописи.

Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм».

В 1946 году, с созданием «художественной группы "Нуово фронте делле арти"», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато: «"Новый фронт искусств" просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники ("Группа восьми") обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, – к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на "Бьеннале" в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой. Что касается меня, то я видел в реализме возможность решить проблемы, стоявшие перед "Новым фронтом искусств", в ясном, конкретном, понятном всем художественном языке. Поэтому я остался верен реализму».

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой.

«Следующим шагом была картина 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж" (1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).

В пятидесятые годы Гуттузо пишет многочисленные картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. «Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии: спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли: красота грубая без риторики и эстетства», – писал Леви.

«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, – отмечает В.В. Горяинов. – Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми ("Толпа", 1957; "Политическая дискуссия", 1959–1960; "Митинг", 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, – с самим собой, своими мыслями и переживаниями ("Утро в студии", 1961; "Человек с газетой", 1960; портреты Каталано, "Дует смертоносная бора", 1961; "Курильщик", 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя».

Картины художника шестидесятых–семидесятых годов – «Донесение из Вьетнама», «Рим – открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо – говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия.

В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов, – жестокость, насилие, кровь жертв – вот конкретное содержание "Новостей" этого мира, смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, – эта смелость оправдана результатом: впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом – здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы. Таков Гуттузо».

Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни.

«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной потенциальной силы, – пишет Н.Л. Мальцева. – Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой ("Корзина с каштанами", 1968; "Желтый подсолнух", 1971)».

Знаменитый поэт Пабло Неруда сказал однажды Гуттузо: «Ты даешь землю, хлеб своей живописью».

На что Гуттузо ответил: «Если бы я мог выбрать для себя историческую эпоху и профессию, я выбрал бы настоящее время и профессию художника».

Художник остался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

litresp.ru

Гуттузо Ренато

Ренато Гуттузо родился на Сицилии в Багерии близ Палермо 2 января 1912 года, в семье землемера. Свои первые профессиональные навыки он получил от народного мастера Эмилио Мурдоло, расписывавшего кареты. Учась в лицее, Гуттузо одновременно занимается живописью знакомится с книгами по искусству, посещает мастерские художников. В конце двадцатых годов появляются его первые картины. 

На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит успех - на две его картины обратила внимание критика. Вдохновленный этим, в 1931 году Ренато едет в Рим. Здесь, чтобы прокормиться, он работает реставратором в галерее Боргезе. Его политической ангажированности способствовало общение с молодыми художниками и писателями - Лучо Фонтана, Джакомо Манцу, Альберте Моравиа, Лукино Висконти и Ренато Биролли. Вместе со своими друзьями сначала в Риме, а затем в Милане (с 1935 года) Гуттузо на страницах прогрессивной литературно-художественной печати ведет борьбу против официальных тенденций в искусстве, принимающих все более политическую окраску. В 1933 году его обвиняют в нарушении общественной безопасности за выступление в газете «Ора». 

Ранние работы Гуттузо - портреты, натюрморты, бытовые сцены - отличаются энергичной манерой и выразительностью. В 1938 году он создает первое значительное произведение - «Казнь в поле», посвященное поэту Федерико Гарсиа Лорке. В том же году семнадцатилетний студент Э. Треккани организовал антифашистский литературно-художественный журнал «Корренте», в издании которого активное участие принял и Гуттузо. 

 

В 1939 году Ренато пишет картину «Извержение Этны». «Всмотритесь в картину, - пишет Г.С. Оганов. - Осмысленны взгляды людей, как молнии перекрещивающиеся в пространстве полотна, энергичны, сильны их движения, выразительны, одухотворенны лица. Возникает представление о некоем явно социальном подтексте, о подлинном смысле картины.

 

Сила, взбудоражившая, возмутившая, поднявшая сицилийских крестьян,- это не слепая сила разбушевавшейся стихии, с которой нет смысла бороться, это зло иного порядка, и ему можно противопоставить волю, организованность, борьбу. И вот что кажется глубоко символичным на переднем плане картины Гуттузо изобразил самого себя в фигуре молодого крестьянина, с энергично поднятой рукой и волевым взглядом из картины - вперед». 

В это время творчество художника делится на два русла. С одной стороны, он создает картины, которые нельзя выставлять («Расстрел Гарсиа Лорки», портреты испанских антифашистов), с другой - пишет произведения для широкой публики (бытовые сцены, натюрморты). 

В 1940 году он пишет знаменитую картину «Распятие» «Это время войны и кровавой резни, Абиссиния, газ, виселицы, Испания. Я хочу написать эту казнь Христа как сегодняшнюю сцену... Христос как символ всех, кто сегодня терпит оскорбления, тюрьмы, казни за свои идеи». 

 

Воскресный день калабрийского рабочего в Риме (Рокко с патефоном), 1961

В 1942 году Гуттузо экспонировал картину на выставке «Премио Бергамо» и получил премию. Евангельский сюжет не мог скрыть ее острого антифашистского содержания. Газета Ватикана «Обсерваторе Романо» с «христианской кротостью» потребовала срочных санкций против коммуниста Гуттузо. Однако в атмосфере всеобщего недовольства Муссолини официальная критика не решилась прибегнуть к травле художника. 

В это время Гуттузо уже был членом Коммунистической партии Италии. В 1943 году он вступает в партизанскую бригаду Юга, носившую имя Гарибальди. Гуттузо становится связным. 

24 марта 1944 года Рим был потрясен известием о расправе с 320 заложниками, расстрелянными гитлеровцами в Фоссо Адреатино. Гуттузо стал свидетелем этого расстрела. Возвращаясь вечером в опустевшую редакцию «Документе», Гуттузо на случайных листах бумаги набрасывал первые рисунки. Так появился альбом акварельных рисунков «С нами бог!». Эта серия в 1951 году была удостоена одной из высших премий Всемирного Совета Мира. 

После войны художник работает над известными сериями картин «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы». К концу сороковых годов Гуттузо создает картины «Убийство руководителя профсоюза», «Мафия» и первые эскизы к «Захвату крестьянами пустующих земель в Сицилии». Английский искусствовед Д. Берджер определил искания художника как «полемическую битву за реализм». 

 

Автопортрет

В 1946 году, с созданием «художественной группы «Нуово фронте делле арти», начинается раскол в итальянском искусстве. Вот что говорит об этом художник А. Пиццинато «Новый фронт искусств просуществовал недолго. Он был создан в 1946 году, а уже в 1949 году начался его кризис, и он распался. Одни художники («Группа восьми») обратились к формалистическим абстрактным опытам, другие, как Гуттузо и я, - к реализму. Реализм, который впервые официально был представлен на «Бьеннале» в Венеции в 1950 году, был принят всеми с удовлетворением и надеждой». 

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии».

 

История жизни Ренато Гуттузо

 

К 1951 года относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян. На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина Гуттузо «Расстрел Белояниса» (1953), изображающая героическую смерть одного из революционных вождей греческого народа, производит сильное впечатление своей суровой простотой. 

«Следующим шагом была картина 1953-1954 годов «Буги-вуги в Риме» и «Пляж» (1955-1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, - пишет В.В. Горяинов. - Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии «Человек в толпе» «Уличный переход». Тема ее - одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов). 

 

Буги-вуги, 1953

В пятидесятые годы Гуттузо пишет картины о рабочих серных копей, сицилийских крестьянах, рыбаках. Он дает нам глубокие и непреходящие образы Сицилии спящий или мертвый возчик; дети с рыбой, как маленькие зверьки на скалах; раненый рабочий, желтый от серной пыли красота грубая без риторики и эстетства. 

«С 1958 года Гуттузо создает большую группу живописных произведений, в которых решает проблему по-новому понятого образа человека, - пишет В.В. Горяинов. - Особенность этого периода заключается в следующем; человек изображен в остром конфликтном столкновении либо с другими людьми («Толпа», 1957; «Политическая дискуссия», 1959-1960; «Митинг», 1962, и т.д.), либо, значительно чаще, - с самим собой, своими мыслями и переживаниями («Утро в студии», 1961; «Человек с газетой», 1960; портреты Каталано, «Дует смертоносная бора», 1961; «Курильщик», 1959). Конфликт этот не выражается открыто, он перенесен в духовный мир человека. Поэтому Гуттузо стремится к максимальной подвижности живописной фактуры, которая, в контрасте со статикой композиции, передает взволнованность внутреннего мира героя». 

Картины художника шестидесятых - семидесятых годов - «Донесение из Вьетнама», «Рим - открытый город», «Новости», «Посещения» и многие другие, панно, рисунки Гуттузо - говорят о безостановочности поисков художника, его смелом экспериментировании, позволяющем расширить границы образной выразительности, эмоционально-психологического воздействия в соответствии с требованиями и условностями современного восприятия. 

 

Красное облако, 1966

В картине «Новости», пишет Г.С. Оганов: «Вакханалия журнальных обложек, выставленных в газетном киоске, оборачивается реальнейшими, физически осязаемыми образами замученных и расстрелянных патриотов. Жестокость, насилие, кровь жертв - вот конкретное содержание «Новостей» этого мира. Смелость, с которой Гуттузо ввел эти фигуры в композицию, так же как центральную фигуру человека-клише, покрытого растровой решеткой, необходимой полиграфистам для массовой печати, - эта смелость оправдана результатом впечатляющие сами по себе фигуры, будучи вырванные из привычного фона, из соответствующей атрибутики и приемом монтажа введенные в иную среду, удваивают силу воздействия. Эта смелость не ассоциируется с формалистическим произволом - здесь все крепко связано в тугой нравственно-политический узел, перед нами повседневность, поднятая до высоты исторической драмы». 

Творчество Гуттузо характеризуют монументально-героическое восприятие мира, огромное жизнелюбие, преодолевающее трагическое в жизни. 

 

Распятие 1941 Масло, холст Национальная галерея современного искусства, Рим

«Даже природа и предметный мир с их подчеркнутой материальной вещественностью исполнены в его полотнах бурной жизни и огромной силы, - пишет Н.Л. Мальцева. - Суровая и могучая красота горных пейзажей Сицилии и Калабрии, с нагроможденными скалами, с буйством листвы апельсиновых рощ, с волнами света и сияющими бликами и рефлексами; натюрморты с орудиями труда или плодами и цветами, перекликающиеся с тематическими картинами, пронизаны стихийной драматически напряженной суровой силой («Корзина с каштанами», 1968; «Желтый подсолнух»,1971)». 

Художник оставался верен своему призванию до последних лет жизни. Умер Гуттузо 17 января 1987 года в Риме. 

 

Рокко с сыном, 1960 Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Толпа, 1960 (Государстсвенный Эрмитаж)

 

Кафе Греко, 1976 Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид

 

 

Серные копи, 1955

tunnel.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта