Хусепе де Рибера, «Хромоножка». Картины рибера хусепе
Живопись Рибера Хусепе де, «Хромоножка», описание картины
Живопись XVII в.
В1591 г. в испанском городе Хатива, что близ Валенсии, родился мальчик, будущий живописец и гравер Хусепе де Рибера, картины которого впоследствии станут гордостью испанской реалистической школы. Первичное образование Рибера получил в родной Валенсии, посещая мастерскую Ф. Рибальты. Однако уже в 1613 г. художник уезжает в Италию, в город Неаполь. И хотя в то время Неаполь находился под властью испанской короны, город все же оставался одним из центров итальянской культуры. Это позволило Хусепе ближе познакомиться с искусством страны и, что очень важно для понимания работ Риберы, с творчеством Караваджо, который за несколько лет до прибытия испанца жил и работал в Неаполе.
Сюжет картины «Чудо св. Инессы» основывается на Житиях Святых. Согласно одному из сказаний, в III в. н. э. юная знатная римлянка втайне от родных приняла христианство; уличив Инессу, ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено. Вскоре Бог послал девушке еще одно испытание: ее полюбил сын римского префекта язычник Прокопий. Префект предложил Инессе выбор: выйти замуж за Прокопия или пополнить число жриц-весталок, но юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач приказал объявить ее проституткой, голой провести по улицам Рима и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды; ее комната в развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили уверовавшими.
Все в картине привлекательно и правдиво. Преклонившая колена на каменном полу юная Инесса, обнаженная, выставлена на позор перед толпой, которая, по замыслу художника, должна находиться там же, где находится и зритель, – перед холстом. Поза ее скромна и сдержанна, покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, а на личике с чудными, полными слез глазами, едва видном за упавшими прядями волос, отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг. Вся картина пронизана светом, какого не было до сих пор ни в одном из полотен Риберы, – так велика сила красок, создающих впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, свет придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их шевелиться От холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, только сильнее подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы – входа в подземелье. От полотна, как из темного подвала, веет могильным холодом, и сама изображенная на картине христианка, казалось, тоже чувствует приближение смерти – так тонко сумел передать Рибера старинное предание.
В Лувре хранится небольшая картина Риберы «Хромоножка», написанная в 1642 г. Творчество живописца к моменту ее создания претерпело длительную эволюцию, и поэтому образ мальчика-калеки – это плод исканий уже зрелого мастера, отразивший самые сильные грани риберовской кисти.
С полотна луврской работы на зрителя смотрит уличный мальчик-калека. Он показан не во время работы или какого-нибудь другого занятия, выхваченного художником из повседневной жизни. Мальчик просто смотрит на нас, будучи таким, каким он должен быть при позировании художнику. Фигура его предстает1 почти с монументальной торжественностью. Здесь нет страданий, мук, весь драматизм заключен в самом этом мальчике, его судьбе, которая отражается в его физическом уродстве. Понятно, что жизнь мальчика из-за этого трудна, а порой, может быть, и невыносима. Но всмотритесь в его лицо, улыбку – и вы обнаружите светлую и чистую душу, жизнь в ее самом непримиримом и неразделимом противоречии.
jivopis.org
Картины, описание картин — Косолапый мальчик. 1642
Описани е картины Хусепе де Риберы: Хромоножка.Рибера – итальянский художник родом из Испании, творивший в реалистическом жанре графику и живопись. Излюбленной его темой были религиозные сюжеты и портреты современников. «Хромоножка» – написанное художником полотно в 1642 г.Изображена на нем фигура маленького мальчика – нищего и калеки. Изуродованная босая правая ступня будто нарочно выставлена напоказ. Костюм мальчишки старый, местами подранный. В руке он держит листик попрошайки с мольбой о помощи. А на лице сияет искренняя детская улыбка.Непростая судьба у него, но мальчуган, кажется, не знает об этом. Столько жизнерадостност и в выражении его лица, столько чистоты и света! С такой же большой любовью ко всему живому писал этот портрет испано-итальянс кий живописец. Хромой мальчуган смотрит с холста в глаза зрителям, прямо в душу, надеясь, что в ответ получит такой же взгляд.Фоном для персонажа полотна Рибера изобразил пейзаж: низкий горизонт заросших дикими травами холмов и затянутое белыми облаками небо. Фигура мальчика написана так, как писали знатных господ: взгляд персонажа направлен сверху вниз. Этот прием дарит картине некую торжественность , монументальность.Мальчик, наверное, знает, что пишущий художник увековечивает его образ почти навечно. Поэтому он так счастлив и горд собой. Мастер передал нам неуловимую внутреннюю красоту ребенку, его духовную стойкость, душевную гармонию и нравственную чистоту. Персонаж странный, несовершенный физической формой, но такой идеальный в своем выражении, настоящий как сама жизнь.Работа принадлежит к позднему периоду творчества живописца. До конца жизни художественный дар Риберы цвел яркими содержательными шедеврами, раскрывая новые бутоны – грани богатой, народной души самобытного мастера кисти.Теперь «Хромоножка» дарит свою обаятельную улыбку посетителям парижского Лувра.
Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени — все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма. Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений. В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание — ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо — в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво... Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой». В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде — вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр. Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, — перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг. Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье. |
historylib.org
Описание картины Хусепе де Риберы «Святой Варфоломей»
Святой Варфоломей был тем из апостолов, кто после вознесения Христа отправился проповедовать его веру в Малую Азию и Индию. Он долго странствовал там, говоря для людей и у тронов царей, пока один из армянских царьков не пожелал избавиться от надоедливого проповедника, который призывал его народ к миру.
Варфоломея схватили и распяли вниз головой на кресте, но он продолжал проповедовать и в таком положении. Опасаясь, что он смутит стражу, царь приказал содрать с него кожу и обезглавить, что и было проделано.
На картине святой Варфоломей изображен до этих страшных событий. На темном фоне почти светится его серое дорожное одеяние. В руке зажат посох странника, опираясь на который, он прошел множество дорог. Вторая его рука прижата к сердцу. Лицо у апостола похоже на череп.
Он терпел лишения, голодал и уставал, он говорил перед равнодушными и перед жестокими, он прошел через полмира, чтобы донести учение своего Учителя. Его борода уже седая, лицо изборождено морщинами. Он успел состариться в своих странствиях, но свет, освещающий его изнутри, не кажется от этого тусклее.
Смотрит святой Варфоломей не совсем на зрителя. Взгляд его обращен немного в сторону, словно там он видит земли, которые ждут его прихода и обращения в веру. В нем нет и тени сомнения или жестокости.
Не желая нести веру огнем и мечом, он желает нести её добрым словом и милосердием, как и учил Христос. Ведь вся вера христианская – это любовь, и Бог это любовь, и к ближнему, и к врагу должно испытывать любовь. Именно это чувство – любовь ко всем, к каждому человеку – есть во взгляде апостола. Никто не плох. Никто не достоин ненависти.
И можно быть уверенным, даже если бы ему случилось заранее узнать свою судьбу – крест, страшная казнь, снятая кожа – апостол бы не свернул, и из его взгляда, из порота головы, из сжатой у сердца руки это кристально ясно.
opisanie-kartin.com