Художник Борис Михайлович Кустодиев. - ru_art links. Б кустодиев картины


Художник Борис Михайлович Кустодиев. - ru_art links

В 1895 году Б. Кустодиев уезжает в Петербург и поступает в Академию художеств. Очень скоро юноша был замечен И.Е. Репиным, который предлагает ему все же в качестве соавтора, нежели помощника, работать над масштабной картиной "Заседание Государственного совета". Студентом пишет портреты известных деятелей культуры.

"Автопортрет" 1912

"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" (1901) и "Портрет профессора гравирования Василия Васильевича Матэ" (1902) приносят Б. Кустодиеву широкую известность. Окончив в 1904 году Академию, художник уезжает в пенсионерскую поездку, побывает во Франции и Испании. До окончания срока командировки возвращается в Россию, где продолжается его интенсивная жизнь в русском искусстве: портреты, широкие народные гуляния и просто быт, русские красавицы, иллюстрирование книг, борьба с болезнью и снова живописные полотна, рисунки, иллюстрации, оформление спектаклей.

"Портрет художника Ивана Яковлевича Билибина" 1901

"Постановка натуры в мастерской И. Репина" 1899

"Портрет И.Е.Репина" Этюд. 1902

"Император Николай II" 1915

"Портрет А.Н.Протасовой" 1900 

"Монахиня" 1901

"Портрет Д.Ф.Богословского" 1900 ГТГ 

"Натурщик в шинели" 1900

"Возмущение слобод против бояр (Бунт против бояр на старой Руси)" 1897

"Выход царя Ивана Грозного" 1900

"Портрет М.Е.Хейлика" 1901

"Портрет писателя Д.Л.Мордовцева" 1901

"Автопортрет" Начало 1900-х

"Портрет Степана Лукича Никольского, дяди художника" 1901

"Портрет Василия Васильевича Матэ" 1902

"Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой, жены художника" 1903

"Масленица" 1916

"Провинция" 1919

"В старом Суздале" 

"Венеция" 1907 

"Кони Св. Марка" 1907

"Портрет коменданта Мариинского дворца генерал-майора Павла Аркадьевича Шевелева" 1903

"Утро" 1904

"Портрет женщины в голубом (Портрет П.М. Судковской)" 1906

"На террасе" 1906

"Портрет священника и дьякона" 1907

Портрет А.Д.Романовой" 1908

"Портрет писательницы Александры Васильевны Шварц" 1906

"Портрет Ф.К. Сологуба" 1907 

"Портрет Ю.Е.Кустодиевой"

"Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой" 1907

"Монахиня" 1908 (Игуменья Страроладожского монастыря Олимпиада )

art-links.livejournal.com

Книжная графика Бориса Кустодиева

6 - 2005

Евгений Немировский

Борис Михайлович Кустодиев вошел в историю русского искусства прежде всего как живописец — мастер бытового жанра. Он был певцом купеческого быта с ярмарками и балаганами, с разгульной масленицей, с чаепитиями в трактирах и в домах. Он писал дородных купеческих жен — как одетых, так и обнаженных. Его полнотелые русские красавицы настолько правдивы и реалистичны, что, кажется, сейчас оживут. Кустодиев был и блестящим портретистом: достаточно вспомнить его знаменитый портрет Федора Ивановича Шаляпина, фоном которому служит все то же безудержное русское разгулье.

Живопись всегда была главной целью и смыслом его жизни. Но традиции «Мира искусства», к младшему поколению которого принадлежал Кустодиев, требовали внимания к графике — к театрально­декорационному мастерству, к рисунку и, конечно же, к книжно­журнальной иллюстрации. И Борис Михайлович всему этому тоже отдал дань.

О Кустодиеве много и охотно писали как профессиональные искусствоведы, так и литераторы, писатели1. Это позволяет нам не углубляться в биографические тонкости, а кратко обозначить канву жизненного пути художника все же необходимо. Кустодиев родился 23 февраля (7 марта) 1878 года в Астрахани в семье преподавателя местной женской гимназии. с реди предков художника преобладали купцы и представители духовного сословия. Таким образом, герои будущих картин художника вырастали из семейных традиций и детских впечатлений.

Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет. 1904

Великой русской реки, на берегах которой прошло детство Кустодиева, нет на его картинах — купеческая жизнь замкнута в нехитром интерьере лавок, трактиров, бань, кричаще убранных комнат. Но Волга стала неотъемлемой частью посмертной судьбы художника: приезжающие в Астрахань туристы прямо с теплохода спешат в Картинную галерею имени Б.М.Кустодиева, а в Нижнем Новгороде — в Художественный музей, в где собраны замечательные картины, среди которых знаменитая «Купчиха, пьющая чай» и соблазнительная «Русская Венера».

Специальное образование будущий художник получил в Академии художеств, где его учителем был Илья Ефимович Репин (1844 — 1930). Школа была прекрасная, и въевшийся в душу реализм стал и единственно возможной манерой творчества, и жизненной основой, которой художнику изменять не хотелось, хотя перед глазами был пример других участников объединения «Мир искусства», также учившихся у Репина. н а «галантный» XVIII век с напудренными маркизами Бориса Михайловича никогда не тянуло, да и современных ему властителей жизни и их красивых, роскошно наряженных жен Кустодиев не писал. А участие в написании парадного «Торжественного заседания Государственного совета», к работе над которым молодого художника привлек И.Е.Репин, осталось не более чем эпизодом в его наполненной до краев жизни.

Б.М.Кустодиев. Акакий Акакиевич. Иллюстрация к повести «Шинель» Н.В.Гоголя. 1905 г.

Золотая медаль, полученная при окончании Академии художеств, давала право и финансовые средства для зарубежной поездки, которую Кустодиев совершил с молодой женой. Это тоже была школа, которая чувствуется в его портретах — в жанре, которому были отданы многие годы творческой жизни художника.

Кустодиев интересовался книжной графикой еще в пору учебы в Академии художеств. Его привлекал прежде всего Николай Васильевич Гоголь. Первый опыт иллюстрирования был предпринят в 1901—1902 годах, когда в провинциальной Вятке вышла в свет очень плохо напечатанная книга «Тарас Бульба». На обложке ее указано: «С 9 рисунками Б.М.Кустодиева, проредактированными академиком И.Е.Репиным». Великий художник менторски сформулировал задачи своего ученика: «Не нужно отступать от выработанных и установившихся типов и свое дать только в самом выполнении, трактовке»2. Так что самостоятельной эту работу назвать трудно.

Б.М.Кустодиев. В гостях у генерала. Иллюстрация к рассказу «Свечка» Л.Н.Толстого. 1905 г.

Связи с вятскими издателями сохранились, и в 1902 году Б.М.Кустодиев впервые обращается к гоголевской теме профессионально — иллюстрирует «Мертвые души» для задуманного вятским издательством трехтомного собрания сочинений Н.В.Гоголя. Задача была не из легких: к гоголевской поэме обращались многие, начиная с А.А.Агина и Е.Е.Бернардского и кончая коллективом художников, проиллюстрировавших только что вышедший в издательстве А.Ф.Маркса большой импозантный том «Мертвых душ». Обо всем этом мы уже рассказывали читателям3. Б.М.Кустодиеву в работе над «Мертвыми душами» удалось найти новые нотки, в основном сатирические. Художник обратился к близкому для него жанру портрета, что применительно к «Мертвым душам» уже делал П.М.Боклевский. Некоторые из этих портретов, помещенных на 12 вклейках, удались, особенно — бесшабашный Ноздрев. Но большой удачей художника эту его работу все же назвать нельзя.

Более удачны серии иллюстраций к повестям «Коляска» и «Шинель». К сожалению, в полном объеме они в то время изданы не были — лишь некоторые из них были воспроизведены в альбоме «Юбилейный сборник рисунков известных русских художников к произведениям Гоголя», который был опубликован в Санкт­Петербурге в 1909 году к 100­летию со дня рождения писателя.

Первые графические работы Б.М.Кустодиева носят станковый характер — с книгой как таковой они не связаны. Стремления к единству книжного организма во всем обилии его составляющих, характерного для художников объединения «Мир искусства», здесь нет, но иллюстрации сами по себе хороши.

Б.М.Кустодиев. Вступление. Рисунок из журнала «Жупел». 1905

Рисунки к «Коляске» и «Шинели» повествовательны. Они существенно дополняют гоголевский текст, не отступая при этом от него. Большое внимание уделено всевозможным мелочам. Глубоко драматичные иллюстрации к «Шинели» проникнуты состраданием к «маленькому человеку», которому нет места на земле. Рисунки эти снабжены подписями — лаконичными цитатами из Гоголя.

Первая русская революция, которая стала важной темой в творчестве многих художников «Мира искусства», не прошла незамеченной и для Кустодиева. Он снова обращался к графике, позволяющей незамедлительно откликаться на события, бушующие на улицах и площадях. Темы подсказывала сама жизнь — «Митинг на Путиловском заводе», «Манифестация»...

Кроме того, Кустодиев сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта», в «Календаре русской революции». Обезумевший гигантский скелет, мчащийся по улицам города и символизирующий смерть, сметающую все на своем пути, — таков сюжет рисунка «Вступление», появившегося на страницах второго номера журнала «Жупел» за 1905 год. Рисунок этот известен и в другом варианте, где скелет безжалостно давит толпу.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Крестьянин и работник». 1909 г.

Скелет на рисунке из «Жупела» перекликается с более поздней работой — картиной «Большевик», созданной Кустодиевым в 1919—1920 годах. И там и тут перед нами безудержная стихия. Об этом говорят размеры центральных фигур, возвышающихся над домами, над беспомощной толпой, копошащейся где­то внизу. Очевидно господство всепоглощающей идеи, которой нет дела до повседневной жизни простых людей и в которой изначально заложена жестокость, не знающая границ.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику сказок А.С.Пушкина. 1919 г.

А на соседних страницах этого же второго номера «Жупела» были помещены рисунки И.Я.Билибина, М.В.Добужинского, Е.Е.Лансере...

Мирискусники выступали единым фронтом: после того как «Жупел» был закрыт, все они перешли в новый журнал со зловещим названием «Адская почта». Здесь Б.М.Кустодиев обнаружил в себе дар карикатуриста. Правда, еще в «Жупеле» была опубликована блестящая и едкая карикатура на председателя Совета министров Сергея Юльевича Витте (1849 — 1915), автора манифеста от 17 октября 1905 года — того самого, о котором писали:

Царь испугался, издал манифест:

Мертвым свобода, живых под арест.

Карикатура на Витте подписана не была, но известный наш искусствовед Алексей Алексеевич Сидоров (1891 — 1978) считал ее автором Б.М.Кустодиева4.

В «Адской почте» были помещены безжалостные карикатуры на И.Р.Горемыкина (1839 — 1917), сменившего Витте на посту председателя Совета министров, на обер­прокурора Священного синода К.П.Победоносцева (1827 — 1907), на других сильных мира сего, противостоявших восставшему народу.

В «Календаре русской революции» за 1907 год (издан в 1909 году), был помещен рисунок Б.М.Кустодиева «Февраль» приуроченный к соответствующему месяцу. Сохранилось несколько вариантов этого рисунка. Художник изображает горестный финал революции — скорбные колонны закованных в цепи людей, идущих по этапу в сибирскую ссылку. Рисунок был исполнен тушью, белилами и красной акварелью.

Б.М.Кустодиев. Иллюстрация к повести «Дубровский» А.С.Пушкина. 1919 г.

В годы после Первой русской революции Б.М.Кустодиев написал такие известные картины, как «Ярмарка», «Портрет священника и дьякона», «Монахиня». Он активно работал и в области книжно­журнальной графики. Интересы Б.М.Кустодиева по­прежнему лежали в области отечественной классики. Произведения зарубежных писателей он не иллюстрировал, а к современной русской прозе обращался сравнительно редко.

В 1907—1909 годах издательство «Шиповник» выпустило в свет имевшую широкий общественный резонанс трехтомную хрестоматию произведений русской литературы «Живое слово», составленную А.Н.Острогорским. Кустодиев проиллюстрировал для этого издания басню И.А.Крылова «Хозяин и работник». Инициативу «Шиповника» подхватило петербургское издательство «Общественная польза», выпустившее в 1910 году хрестоматию «Детский альманах». Здесь была опубликована серия иллюстраций Кустодиева — к «Неточке Незвановой» Ф.М.Достоевского, к «Дедушке Мазаю» Н.А.Некрасова, к рассказам А.П.Чехова. К некрасовскому стихотворению Кустодиев еще вернется — уже в послереволюционные годы.

Мини­хрестоматией был и сборник «Л.Н.Толстой. Три рассказа и очерк его жизни», издание которого было предпринято в 1911 году петербургским Обществом грамотности. Здесь были опубликованы кустодиевские иллюстрации к рассказу «Свечка». То же Общество в том же самом году выпустило «Песню про купца Калашникова» М.Ф.Лермонтова с иллюстрациями Б.М.Кустодиева и А.Ф.Максимова.

Список журналов, с которыми художник сотрудничал в то время, довольно велик. Здесь и близкий мирискусникам «Аполлон», в № 8 которого за 1910 год появились иллюстрации Кустодиева к повести «Аллей Коровин» А.Н.Толстого. Как повесть, так и рисунки были весьма далеки от генеральной линии журнала, тяготевшего к символизму, — впрочем, Алексадр Блок в том же самом номере «Аполлона» призывал не забывать о реализме.

Сотрудничал Б.М.Кустодиев и в широко известном «Сатириконе», а также в журнале «Лукоморье».

В 1912 году Б.М.Кустодиев начал работу над большим живописным портретом художников общества «Мир искусства», которая заняла шесть лет. Первоначально делались портреты отдельных лиц — пастелью и маслом, которые затем художник предполагал перенести на большое полотно. Эта работа далека от графики, но мы упоминаем о ней потому, что она, по сути дела, представляет собой групповой портрет русских художников книги. На портрете изображены А.Н.Бенуа, И.Я.Билибин, М.В.Добужинский, Е.Е.Лансере, К.А.Сомов и другие мирискусники, активно и охотно работавшие с книгой. Картина эта, к сожалению, завершена не была. Сохранился лишь сделанный в 1916 году большой эскиз, который сейчас находится в Государственном Русском музее в Санкт­Петербурге.

Расцвет графического творчества Бориса Михайловича Кустодиева пришелся на первые послереволюционные годы. Для этого были свои причины, и, надо сказать, очень грустные — художник тяжело заболел. Первые признаки болезни появились еще в предвоенные годы. Врачи долго гадали о причинах острой боли в правой руке, мешавшей художнику и работать, и спать. Говорили о костном туберкулезе, но берлинский нейрохирург поставил другой диагноз: опухоль спинного мозга. После операции Борису Михайловичу стало легче, но вскоре болезнь вернулась. Не помогла и вторая операция, сделанная в марте 1916 года. Художник страдал, но работать не прекращал несмотря на то, что нечеловеческие боли не позволяли ему стоять у мольберта, а затем ноги и совсем отказали. Тем не менее в эти годы были написаны многие большие и жизнерадостные картины. А незадолго до смерти была создана знаменитая «Русская Венера» — гимн во славу женской красоты, увиденной через сугубо национальную, исконно русскую призму.

Б.М.Кустодиев. Обложка к сборнику «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным». 1922 г.

И все же уже в первые послереволюционные годы акцент в творчестве художника был перенесен на графику, и прежде всего книжную.

Работа была заказной. Первое советское издательство — Литературно­издательский отдел Наркомпроса — начало выпускать многотиражную «Народную библиотеку». Серия была продолжена и созданным в 1919 году Государственным издательством, которое долгое время было монополистом на книжном рынке. Читатель, знакомый с нашими предыдущими статьями, помнит, что для этой серии успешно работал Александр Николаевич Бенуа. Добавим, что вслед за Бенуа в первые советские издательства пришли М.В.Добужинский, Д.И.Митрохин, С.В.Чехонин. Творчеству каждого из них мы собираемся в будущем посвятить отдельные статьи цикла «Художники книги ХХ века».

31 января 1918 года народный комиссар просвещения Анатолий Васильевич Луначарский созвал Комиссию по изданию русских классиков, чтобы обсудить вопрос об оформлении однотомника Н.А.Некрасова, которым литературно­издательский отдел собирался открыть свою издательскую деятельность. На заседании завязалась дискуссия о роли иллюстраций. Говорилось, что их появление в книге становится целесообразным лишь при условии, что художник конгениален, то есть равен ему по силе таланта. В качестве конгениальных Н.А.Некрасову мастеров назвали Б.М.Кустодиева и К.С.Петрова­Водкина. Однако в итоге получилось так, что некрасовский однотомник, изданный лишь в 1920 году, вышел вообще без иллюстраций.

Сотрудничество с первыми советскими издательствами у Б.М.Кустодиева началось с произведений Александра Сергеевича Пушкина. И тогда художник делал не только иллюстрации, но и всю книгу, рассматривая ее как единое целое. Первым — в 1919 году — был подготовлен сборник, в который вошли «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Обложка выполненная легким, узорчатым штрихом, была помещена в причудливую декоративную рамку со стилизованным растительным орнаментом. Цветы подсолнуха, листья и бутоны здесь только угадываются. Легко читаемые надписи выполнены письмом, внешне похожим (но лишь похожим) на древнерусскую скоропись. Кустодиев, иллюстрируя пушкинские сказки, пошел совершенно по иному пути, чем Иван Билибин, нарядные книги которого все помнили. Богатое разноцветье билибинских книг для Государственного издательства было неподъемным. Мировая война перерастала в гражданскую, и в стране не было ни красок, ни хорошей бумаги, ни цинка для изготовления клише. Да и задача «Народной библиотеки» была другой: дать стране простую и прежде всего предельно дешевую книгу. Поэтому кустодиевские иллюстрации черно­белые. От полутонов художник отказался и решал все штрихом в технике пера и туши. Он разместил иллюстрации в верхней части полос в виде заставок — цельнополосные иллюстрации казались недопустимой роскошью. Но и в таком, можно сказать, упрощенном виде Госиздат опубликовать сказки не смог: легкий штриховой рисунок хорошо смотрится лишь на более или менее приличной бумаге, а в распоряжении у Госиздата была лишь грубая газетная.

В том же ключе Б.М.Кустодиев решал и оформление «Дубровского», который стал первой оформленной им книгой, выпущенной после революции. Для этой повести художник выполнил десять небольших рисунков пером. Ясные по мысли и четкие по исполнению, они превосходно смотрятся в книге, предназначенной для массового читателя.

В том же 1919 году, когда увидел свет «Дубровский», Б.М.Кустодиев сделал обложку, иллюстрации и небольшой портрет А.С.Пушкина для книги «Руслан и Людмила», которая вышла в Петрограде в 1921 году. А год спустя появилась книга «Русские народные песни, собранные А.С.Пушкиным» (М., 1922), предисловие к которой написал Валерий Яковлевич Брюсов (1873 — 1924). Здесь была опубликована «Сказка о попе и его работнике Балде», мотивы которой были положены в основу иллюстрации, помещенной на обложке. Древнерусская сказочность в этой пушкинской сатире начисто отсутствовала, поэтому И.Я.Билибин за ее оформление даже не взялся.

 

Окончание в следующем номере.

КомпьюАрт 6'2005

compuart.ru

Картины художников. Кустодиев Б. М. Обзор творчества

Современная живопись, имеющая непосредственные связи с искусством XX века, весьма многообразна по стилистке и содержанию. Художественные традиции ближайшего прошлого облегчают возможность нахождения собственного стиля, не препятствуя, в то же время, индивидуальности картин современных художников Одним из характерных представителей художественного мира с конца XIX по начало XX века был Б. М. Кустодиев.

Принято считать, что искусство Кустодиева имеет глубокие связи с российской художественной традицией и культурой. Оно несет в себе энергетику радости, от ощущения полноты жизни. Зоркая и ироничная наблюдательность, умение радоваться малому, и приветливое отношение к людям — все это наполняло картины ху­дожника особым светом.

"Масленица". 1903 г. Кустодиев Б.М.

«Масленица». 1903 г. Кустодиев Б.М.

Кустодиев был человеком разносторонних способностей. В его творчестве проявили себя: живописец, рисовальщик, книжный иллюстра­тор, театральный художник и скульптор. Талант мастера вел свои истоки из народного творчества. Эстетическая ценность его работ состояла в умении ощущать и передавать радость.

В многочисленных картинах ярмарок, маслениц и гуляний, нашли отражение образы природы и традиции среды, окружавшей художника. Характерные зимние пейзажи, на фоне которых происходят народные гулянья, нередко фееричны по сочетаниям зелено-розового неба и ослепительного снега, отдающего голубизной.

Искусство Кустодиева достаточно широко известно. Выставки картин художника, каждый раз, открывают все новые грани его таланта. Мастер прожил короткую жизнь, до предела наполненную творческой деятельностью. И по сей день, его работы несут ауру блага жизни, представленной во всем своем многообразии.

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в Аст­рахани, в семье учителя. В 1896 году он поступил в Академию художеств, а с 1898 года был пе­реведен в мастерскую И. Е. Репина. Работа в мастерской Репина (а в дальнейшем и совместная работа над картиной «Торжественное заседание Государственного Совета») сыграли большую роль в становлении Кусто­диева — портретиста и рисовальщика. Репин отмечал в своем ученике «самостоятельность … и оригинальность».

Известность и признание пришли к Кустодиеву еще в акаде­мические годы. В это время он создает ряд портретов, примечательных сдержанностью цветовой гаммы и серьезностью психологической характеристики. Весьма выразительны автопортреты, каждый из которых отражает определенный аспект его восприятия жизни. Особой аурой проникнуты лирические изображе­ния детей и женские портреты, где сочетание сангины, карандаша и легкой акварельной подцветки передают одухотворенность модели.

В 1903 году за конкурсную картину «Базар в деревне» Кустодиев был удо­стоен звания художника и золотой медали с правом на пенсионерскую поездку за границу и по России. Он едет в Париж, а оттуда в Испанию. Парижские впечатления, работа в Прадо, изучение Веласкеса, Гойи, Эль Греко стали для Кустодиева важным этапом становления живописного мастерства, а также временем поисков новых средств обогащения палитры.

В картинах, исполненных после возвращения из поездки, наметилось осветление колористической гаммы. Она становится более живой и разнообразной. В эти же годы Кустодиев с увлечением занимается скульптурой. Он думает о создании монументального произведения. Но, первенство остается за живописью. В 1906, 1908 годах он также с увлечением пишет ярмарки. Картины представлены как грандиозные представления, которыми художник восхищает­ся вместе со зрителем.

Искусство Кустодиева возникло в сплаве богатых возмож­ностей фантазии с многообразными жизненными впечатлениями. Вместе с тем, он никогда не забывал о сюжетной составляющей сво­их картин. В своих лучших работах, Кустодиев выступает увлекательным рассказчиком, способным соединить вместе множество сю­жетов, где каждый персонаж, по-своему, уместен и уникален. Подобные работы несут богатые цветовые гармонии, отражающие всю красочность жизни.

В советский период, Кустодиев создает интересные театральные декорации, осваивает новую для него технику линогравюры. Работая над оформлением многих спектаклей, он каждый раз ищет новые пути для умелого раскрытия театральных образов. Таким образом, художник становится как бы соавтором драматурга и ре­жиссера, находящим оптимальное решение, которое неизменно покоряло зрителей.

Кустодиев – автор многих известных жанровых картин. Среди них: «Сенокос», «Пасхальный день», «Лето. Купание». В них нашли свое отражение ясность образного строя и красота цветовых созвучий. В эти годы продолжаются поиски обобщенного образа в портрете и пейзаже.

Внутренняя энергия не покидала Кустодиева и в самые трудные для него годы. Десять лет художник был тяжело болен. Но, болезнь не лишила его жизнелюбия и творческих сил. Словно наперекор судьбе, он создает в это время еще более красочные по цвету композиции. Неизменный интерес к внешнему и внутреннему миру человека и природы служил источником вдохновения мастера. Быть может поэтому, Кустодиева и сегодня относят к числу лучших российских художников конца XIX — начала XX веков.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи С. Каплановой.

Читайте также:

www.5arts.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта