Символизм в живописи русских художников. Символизм картины
Символизм в искусстве
Одним из крупнейших направлений в искусстве на рубеже 19 и 20 века, зародившееся во Франции и в дальнейшем получившее широкое распространение во всем мире, является символизм (в переводе с греческого symbolon – символ, знак). Данное направление появилось во Франции в 70-е-80-е годы XIX века и достигло наивысшего пика развития на своей Родине, а также на территории Бельгии, России, Германии, Норвегии и Америки в конце XIX начале ХХ века. Символизм стал одним из самых распространенных и плодотворных направлений в искусстве того времени, его элементы замечаются практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации (средневековая живопись и готические фрески пропитаны духом христианской символики, много элементов символизма улавливаются в картинах художников, писавших в эпоху романтизма).
Символизм, возникший на рубеже веков, выступал как новое направление в искусстве в противопоставлении к реализму и импрессионизму, он показывал свой протест и негативное отношение против развития буржуазных моралей и ценностей, выражал тоску и желание обрести духовную свободу, тонко чувствовал грядущие перемены и предсказывал неминуемые грядущие социальные и исторические потрясения как для каждого отдельного человека, так и для всего общества в целом.
Впервые термин «символизм» был использован в статье французского поэта Жана Мореаса под названием «Le Symbolisme», опубликованной в газете «Фигаро» в 1886 году. В данном манифесте провозглашались основные принципы нового направления, и утверждалось главенство символа как основного способа выражения тонкого душевного состояния поэта либо художника. Последователи символизма искали смысл земного существования в своих эмоциях, мечтах, в глубинах своего сознания и фантастических виденьях, там, где реалисты пытались изобразить окружающий их мир без прикрас, символисты, разочарованные пугающей их реальностью, окутывали все покровом тайны и мистицизма, использовали образы и символы.
Символизм в живописи
(Густав Климт "Поцелуй")
В первую очередь данное направление получило широкое распространение в литературе, философии и театральном искусстве, а уже потом в изобразительном искусстве и музыке. Своей главной целью символисты считали выражение абсолютных истин и отображение реальной жизни посредством использования метафорических образов и аллегорий, имеющих символическое значение. Основными характерными чертами данного стиля можно назвать: новаторские стремления к экспериментам, мистицизм, таинственность, недосказанность и завуалированность.
(Одилон Редон "Будда в молодости")
Художники-символисты конца XIX начала ХХ века, вдохновленные поэзией и литературой эпохи романтизма, различными легендами, сказаниями, мифологией и библейскими историями, создавали свои полотна, наполненные персонажами и предметами, имеющими глубокий мифический, мистический и эзотерический смысл. Наиболее популярными тематиками для художников данного направления были религия и оккультизм, передача различных чувств и эмоций, любовь, смерть, болезни и различные человеческие пороки. Картины символистов в первую очередь характеризуются глубоким философским смыслом и стремятся передать не реальный образ, а показать чувства и эмоции, переживания и настроения автора. Картины данного стиля становятся узнаваемыми и отличаются особой уникальностью не благодаря использованию каких-то особенных форм и цветов, а благодаря их содержанию, глубокому смыслу в них заключенному.
(Ян Матейко "Станчик")
На лицах героев, изображенных на полотнах символистов, практически никогда не встречаются положительные эмоции, что обусловлено требованиями данного учения, донести до людей мысль о несовершенстве окружающего их мира. Задний фон полотен обычно размыт и изображен в спокойной однотипной цветовой гамме, изображение на первом плане - весьма обобщенное и простое, заметны четки контуры самых мельчайших элементов. Сюжетная линия картин полна загадочности и мистицизма, каждая деталь имеет свое определенное символическое значение, которое требует вдумчивого размышления и изучения. Такое полотно посылает мысли созерцающего её человека в далекое путешествие по глубинам его разума, требует наличия определенного кругозора и доверия к собственным чувствам и эмоциям.
Выдающиеся художники-символисты
(Гюстав Моро "Фаэтон")
Французские последователи символизма в изобразительном искусстве отличаются тягой к декадентству и синтетизму, представлявшему смешение и объединение символизма и клуазонизма( разноцветные фигуры и плоскости, очерченные широким контуром). Яркими представителями данного направления считаются художники Гюстав Моро (Саломея, танцующая перед Иродом», «Эдип и Сфинкс», «Юноша и смерть», «Осень»), Поль Гоген («Видение после проповеди, или Борьба Иакова с ангелом»), Одилон Редон (серия литографий «В мире мечты», «Апокалипсис св. Иоанна», «Эдгару По», «Ночь», «Циклоп»), Эмиль Бернар («Улица Роз в Порт-Авене», «Испанский уличный музыкант и его семья»), Пюви де Шаванн («Сон», «Смерть св. Себастьяна», «Святая Камилла», «Размышление», «Джульетта»).
(Эдвард Мунк "Меланхолия")
Одним из ярчайших представителей норвежского символизма в изобразительном искусстве считается художник и график Эдвард Мунк, его картины, отображающие его непростую судьбу, пропитаны мотивами страха, одиночества и смерти, его знаменитые картины «Крик», «Расставание», «Меланхолия».
(Ксавье Меллери "Часы. (Вечность и смерть)")
Выдающиеся художники символисты Бельгии – Ксавье Меллери («Часы, или Вечность и Смерть», «Танец», «Бессмертие»), Джеймс Энсор («Христос, идущий по морю», «Скелеты и Пьеро», «Интрига», «Ужасные музыканты» «Смерть, избивающая человеческое стадо»), Жан Дельвиль – («Богочеловек», «Любовь душ»), в Англии – так называемое братство «прерафаэлитов» Уильям Хант («Светоч мира», «Тень смерти», «Нахождение Спасителя во храме»), Данте Россетти («Благовещение», «Лукреция Борджиа», «Прозерпина»), Джон Милле («Офелия», «Кимона и Ифигения»).
(Михаил Врубель "Демон сидящий")
В России это Михаил Врубель («Демон сидящий», «Жемчужина»), Михаил Нестеров («Видение отроку Варфоломею», «Пустынник»), Святослав Рерих («Иаков и ангел», «Распятое человечество», «Вечная жизнь», «Вечный зов», «Подвиг»), Николай Гущин, Константин Сомов («Дама у пруда», «Людмила в саду у Черномора», «Дама в голубом», «Синяя птица»), Виктор Борисов-Мусатов («Автопортрет с сестрой», «Дафнис и Хлоя», «Водоем», «Гобелен», «Призрак»).
Символизм в архитектуре
(Символический смысл можно увидеть и в основе Исаакиевского собора )
В основе любого архитектурного сооружения лежит его символический смысл, который в него вложили его создатели. Пропорции очень многих зданий и сооружений (греческие и римские храмы, готические соборы, вавилонские зиккураты, египетские пирамиды) определяют символические значения их форм. Эти религиозные сооружения выступали в качестве земных проекций моделей космического пространства: огромное воздушное пространство, покоящееся на колоннах или пилонах, связывающее поверхность земли и «первичные воды». Основными символами в архитектуре выступают круг, символизирующий бесконечность, небо, движение или вознесение, солнце, (огромные барабаны куполов имеют в разрезе форму круга в Большом соборе Святого Мартина в Кельне, Исаакиевском соборе в Петербурге), треугольник – символ земли и её взаимодействия с небом, квадрат символизирует принцип статичности и завершенности.
Также особенным символическим значением обладают изображенные на фасадах зданий различные животные и птицы (львы, быки, единороги, двуглавые орлы). Это явление носит название зооморфизма: изображение священных животных как земного воплощения божественных существ, каждое животное имеет свой мифологический смысл и символическое значение.
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Символизм в живописи: черты художники картины
Символизм – движение в искусстве конца 19 – начала 20 столетия. В живописи это движение называют постимпрессионистским. На всей территории Европы в период между 1886 и 1900 годами символизм доминировал практически во всех областях искусства. Для России начала 20 столетия наибольшим влиянием пользовалось творчество Врубеля.
История
Изначально сформировался в прозе, поэзии, философии и театре, затем распространился на музыку и изобразительное искусство. Стиль имеет прочные связи с романтизмом. Символизм в живописи был в значительной степени реакцией против натурализма и реализма, тесно связан с мифологической тематикой в живописи всех жанров.
Символисты искали глубинный смысл в фантазии, мечтах, сознании, эмоциях, там, где реалисты и натуралисты стремились воспроизвести действительность в ее объективности, их идеи были сосредоточены на передаче идеального образа.
Представители
Известные художники-символисты 19 – 20 столетия:
- Густав Моро (1826 — 1898)
- Арнольд Беклин (1827 -1901)
- Ходлер (1853 — 1918)
- Макс Клингер (1857 — 1920)
- Поль Гоген (1848 — 1903)
- Энсор (1860 — 1949)
- Эдвард Мунк (1863 — 1944)
- Одилон Редон (1840 — 1916).
Картины находятся в известных галереях мира. Для России наиболее знаковым является творчество Врубеля.
Развитие стиля не было долговечным, но имело сильное влияние на немецкое искусство 19 столетия и развитие творчества в России. Символизм сыграл свою роль в творчестве Джорджо де Кирико, Хуана Миро, Пауля Клее, Фриды Кало и Марка Шагала.
В течение 1990-х годов, ряд китайских художников использовали символистские мотивы для выражения политических и социальных неопределенностей, существовавших стране, особенно, после разгона демонстраций на площади Тяньаньмэнь.
Основные идеи
Статья под названием «Le Symbolisme», которая появилась во французской газете «Le Figaro» 18 сентября 1886 года, была написана французским поэтом Жаном Мореасом. По его словам, символика была против «простого смысла и прозаичного описания».
Цель символизма состояла в том, чтобы «облечь идеал в ощутимой форме». Проще говоря, символисты считали, что искусство должно выражать абсолютные истины, используя метафорические образы и аллегории, содержащие символическое значение.
Художники-символисты 19 – 20 столетий были вдохновлены литературой и поэзией, историей, легендами, мифами, библейскими историями. Создавая картины, символисты наделяли предметы, изображенные на полотне, мифологическим, мистическим, эзотерическим смыслом. Черты мировоззрения авторов передают картины – наиболее популярными тематиками были чувства и эмоции, религия, оккультизм, любовь, смерть, болезнь и грех.
Символизм во многом был реакцией против урбанизации и материализма викторианской эпохи. Он отверг узкие изобразительные пределы натурализма. Это философский, а не живописный стиль. Картины живописцев – Врубеля, Дельвиля, Рериха и других – передают глубокую истину на противовес реалистам, которые отображали лишь внешнюю оболочку.
Символизм является интеллектуальной формой экспрессионизма. Именно содержание, а не цвет и форма делают работы художников этого направления уникальными и узнаваемыми. Стремление передать не буквальный образ, а крик души, переживания, настроение, впечатления было главным смыслом символизма в творчестве Врубеля, Редона, Моро, Дельвиля.
Характерные черты
Выделяются характерные черты стиля: новаторство, стремление к экспериментам, таинственность, неоднозначность, недосказанность.
Франция
Региональные особенности развития символизма:
Французская школа символизма отличается тягой к синтетизму и декадансу. Представители направления: Пюви де Шаванн, Гюстав Моро, Одилон Редон, Поль Гоген, Эмиль Бернар, Эдгар Максенс. Известные картины: «Осень», «Сон» (Пюви де Шаванн), «Саломея», «Фаэтон» (Г. Моро), «Циклоп» (О. Редон), «Снежная королева» (Э. Максенс).
Бельгия
Бельгийский символизм развивался по линии декаданса. Картины Ксавье Меллери, Джеймса Энсора, Жана Дельвиля в стиле символизм отличаются особым восприятием и передачей образов.
Британия
В Британии ощущалось влияние прерафаэлитов, их средневековый стиль и возврат к идеалам Возрождения дал толчок истории местного символизма. Художники: Уильям Холман Хант (1827 — 1910), Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882), Джон Эверетт Милле (1829 – 1896), Эдвард Берн-Джонс (1833 — 1898).
Развитие стиля в России
Символизм в России отставал от своего движения в Западной Европе. Период представлен творчеством Врубеля, Нестерова, Сомова, Рериха, Гущина. В развитии русской живописи этот период связан с представителями Серебряного периода в начале 20 столетия, совпавшего с появлением модерна в культуре.
Культурное становление русской философии и поэзии этого периода происходило в сложный период развития государственности. Представители Серебряного века переключились с политических и социальных проблем на мистические, философские. Это ярко проявилось в работах Врубеля. Русский символизм наиболее выразительно представлен поэтами Серебряного века. Название зародилось позже, чем получили популярность работы поэтов и художников – в эмиграции, по аналогии с Золотым веком русской поэзии 19 столетия.
Сущность российской версии символизма – богоискательство, эмоциональность, декадентство. Окончание Серебряного века связано со становлением советской власти.
Одним из наиболее ярких представителей этого периода в русской живописи является Михаил Врубель. Живописец работал в разных жанрах искусства – графика, театр, живопись, скульптура. Влияние Врубеля на живопись Серебряного периода исключительно. Одной из главных работ Врубеля, репрезентативных для характеристики периода, можно назвать полотно «Демон сидящий».
Картины представителей периода были представлена на двух тематических выставках – «Алая роза» и «Голубая роза». Первая прошла в Саратове в 1904 году. Организаторами были представители одноименного объединения, созданного в конце 19 века. В 1907 году ядро Алой розы сформировало новое объединение – «Голубая роза».
Работы символистов России Серебряного периода характеризуются атмосферностью. Художники стремились передать суть, а не правильную, натуральную форму.
Значение в живописи
Направление стало основой для нового, авангардного искусства, которое только начинало оформляться в конце 19 – в начале 20 веков. Представители Серебряного века в России, в частности, творчество Врубеля, прерафаэлиты Великобритании, символисты других стран, находясь под влиянием культуры декаданса и романтизма, создали условия для развития авангардного искусства.Символизм 20 столетия – это философия живописи, отрицающая натуральность и природную передачу формы и цвета. Символизм Серебряного века помог сформироваться актуальным на то время идеям – многоплановость развития творческой мысли, обострение внимания к проблемам религии и духовности, неомифологизация искусства, синтетичность творчества, превращение живописи в способ нового познания глубинной сути явлений, переживаний, объектов.
Рекомендуем публикации
- Реализм как стиль в живописи
- Неоклассицизм как стиль в живописи
- Стиль живописи арт-деко
- Поп-арт как стиль в живописи
- Сюрреализм как стиль в живописи
- Минимализм как стиль в живописи
artrecept.com
Скрытый символизм картин — Artrue
О некотором скрытом символизме в неожиданных работах. Примеры неявных посылов в живописи.
Скрытая мораль полотен
Двое молодых людей и юная девушка самозабвенно музицируют, забыв о фруктах, вине и печенье, которые лежат на столе. Кавалер, изображенный слева на переднем плане, аккомпанирует на виолончели, справа — юноша и обнимающая его за шею девушка предаются пению, глядя в песенник. При первом взгляде на полотно создается впечатление, что утрехтский художник Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) передает атмосферу веселой дружеской встречи. Однако это впечатление обманчиво. Приглядевшись внимательнее, можно заметить, что уродливая старуха-пройдоха делает виолончелисту заговорщический знак и тянется тем временем другой рукой к висящему на поясе увлеченного пением простофили кошельку. Безобидное развлечение на поверку оказывается мошенничеством: старуха, музыкант и девушка-кокетка — сообщники, обирающие наивную жертву.
Концерт
Картина Геррита ван Хонтхорста предостерегает зрителя от опасностей, возникающих при общении с сомнительными субъектами: лучше проявить излишнюю осторожность, чем в погоне за чувственными удовольствиями потерять кошелек. Подобного рода картины, содержащие истины бюргерской морали, были хорошо знакомы современникам художника и составляли львиную долю произведений голландской жанровой живописи XVI и XVII веков. Эта традиция восходит к Средневековью и варьируется в произведениях многих мастеров, включая ставшие широко известными Нидерландские пословицы Питера Брейгеля Старшего (около 1527–1569), вплоть до XVII века. В связи с этим получили распространение книги, толкующие символику картин, в частности, книга Рёмера Висшера «Поговорки в картинках», в которых поучительные изречения под иллюстрациями сопровождались пояснительным текстом. Представители бытового жанра отражали на полотнах повседневную жизнь своего времени: обстановку постоялых дворов, домашние торжества, крестьянские свадьбы, развлечения на открытом воздухе. Поскольку в их работах имели место иносказательные детали, особое значение приобрели книги, толкующие значение символов и аллегории содержащие поучительные изречения, а также иллюстрации, снабженные пояснительным текстом. Благодаря так называемым «Книгам символов», малораспрострненные ранее образы и предметы служили основой морализаторского толкования. Так, наличие на полотне изображения обезьянки, намекало на присутствие черта, готового сбить с толку беззаботного гуляку; географическая карта на стене придавала домашнему интерьеру вселенский масштаб.
Фламандские пословицы
Однако и по сей день скрытая мораль некоторых полотен остается не вполне ясной. В XVII веке символы морали, характерные для жанровой живописи, начинают терять свое значение. Например, птица, согласно «Книгам символов» и старым традициям живописи, считалась символом любви. Посаженная в клетку, она, с одной стороны, символизировала «счастливую неволю» влюбленного, с другой стороны, исходя из разговорного значения голландского слова «голубки» (fogelen), наличие на картине птицы намекало на сексуальные отношения между мужчиной и женщиной. Однако птица в клетке в ухоженном саду горожанина, например, в произведениях Питера де Хоха и Яна Вермеера, середины XVII века, будучи по сути эротическим намеком, над которым должен был задуматься опытный зритель, не всегда производила должное впечатление. Глядя на эти полотна, трудно даже вообразить, что в них скрыто предостережение от распутного образа жизни.
Трудно представить, но «Урок музыки» Вермеера изобилует различными символами с эротическим подтекстом, о чем свидетельствуют фаллический символ, взгляд глаза в глаза и другие детали.
artrue.ru
этапы становления и художники символисты.
Изначально древнегреческое слово «символ» означало монетку, которая разделена надвое.
Двое людей, которые имели по половине этой монетки, при встрече могли узнавать друг друга, путем сложения обеих частей между собой. Тем не менее, с течением времени символ из обычного опознавательного знака стал одним из самых сложных глубоких и емких понятий мировой культуры философии и искусства. Тематику символизма в живописи нельзя уместить в рамки определенного направления, манеры, школы, стиля ….
Символизм, как направление изобразительном искусстве складывался в одно время с символизмом в литературе 60-70 годов XIX века, в эпоху «fin de siecle», называемую ее культурологом Максом Нордау, или декаданса. Тем не менее, характерные черты символизма обнаруживаются намного ранее: вся живопись и иконопись средневековья характеризовалась глубоко символическим характером.
Колоссальное влияние на возникновение символизма выразила романтическая эстетика к. XVIII — н. XIX столетия, которая основана на классической философии Германии и особенно, на идеализме И. Канта. Он утверждал, что нашему разуму приемлемы только феномены, то есть лишь то, как этот предмет представляется в восприятии нашими органами чувств. Непосредственно, природа предмета непостижима. Тут, человеческому разуму, блуждающему во тьме, и приходит на помощь символ. Он призван выразить умопостигаемый смысл явлений и порожденпрозрением художника.
Художники символисты
Анри Фантен-Латур, Арнольд Бёклин, Виктор Борисов-Мусатов, Виктор Васнецов, Густав Климт, Гюстав Моро , Джордж Фредерик Уоттс, Жорж Лякомб, Зинаида Серебрякова,Константин Васильев, Константин Сомов, Константин Юон, Константинос Партенис,Кузьма Петров-Водкин, Мартирос Сарьян, Микалоюс Чюрлёнис, Михаил Врубель,Михаил Нестеров, Морис Дени, Мстислав Добужинский, Николай Рерих, Одилон Редон,Пьер Пюви де Шаванн, Сергей Судейкин, Уильям Блейк, Уильям Холман Хант, Фелисьен Ропс, Фердинанд Ходлер, Франц фон Штук, Эдвард Мунк, Ян Тороп, Яцек Мальчевский.
Развитие.
Любовь, смерть, страдание – так называемые вечные темы, главные мотивы символизма в изобразительном творчестве.
В произведениях Тома Ганса, к примеру, в его иллюстрации к «Кольцу Нибелунгов» Вагнера осуществился сам дух седой немецкой древности. Мы созерцаем Хагена, или же Брюнхильду в рогатых шлемах, латах и с развевающимися косами, пронзенного копьем Зигфрида… Тут все эпично, незыблемо, вечно, как и сама великая «Песнь о Нибелунгах», которую Гейне неспроста называл «свиданием готических соборов», но наряду с этим ощущается и какой то надлом, вычурность, стилизация, — так характерны особенности для символизма.
Ярко изображенное стремление к символизму можно наблюдать в конце 1880-х годов в полотнах известного импрессиониста П. Гогена и его «понт-авенской» школы: (Э. Бернар, Л. Анкетен и прочие). Теперь понт-авенцы созывали художника придерживаться «таинственных глубин мысли». Они старались воплотить необходимые символы в самом характере пластической формы, опираясь на живописную систему так называемого синтетизма, упрощающей и обобщающей формы и линии, которая также ритмически размещала крупные цветовые плоскости, прибегая к чёткой контурной линии, что впоследствии, начнет изображать неотъемлемые черты символизма в России.
Модерн.
Символизм в живописи в 1890-х годах получил надежное подтверждение в эстетике стиля «модерн». Как течение символизма модерн вырабатывали: группа «Наби» во главе с П. Серюзье и М. Дени (Франция), Ф. Холдер и Г. Климт (Австрия), Ф. фон Штук, М. Клингер (Германия), А. Муха в Чехии, Ф. Кнопф, и латемская школа во главе с Ж. Минне в Бельгии.
Основная особенность живописи модерна – это ее неотделимость от орнаментики.
Те же мучительно надломанные изгибы узоров моерна проявляются и в их извивающихся волосах, и в характере складок одежды персонажей полотен. Эта жанровая сцена как — будто записана в орнамент и продлевает и дополняет его. Зачастую благодаря уплощающей черной обводке объемно вырисованного изображения достигается эффект единения картины с орнаментом.
Однако, если бы живопись модерна поддается только стилю Бердслея, то была бы слишком однообразна. Модерн — прежде всего течение символизма в искусстве Европы. Для него характерны черты синтетизма, или возможно даже наивного творчества, к примеру, на полотне Г. Шида «Танго», в которой восхищенный мужчина во фраке и обнаженная, танцующая с ним, женщина изображены в откровенно облегченной, практически детской манере. Также, в модерне не обошлось и без техники импрессионизма. И если, например, изысканные изгибы женского тела в «Дне» Фердинанда Холдера походят на картины Бердслея, то «Даная» его соотечественника Густава Климта скорее вынуждает припомнить Ренуара, или даже Тулуз-Лотрека.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Символизм в живописи
2.3 (46.67%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Символизм в живописи русских художников
Символизм в России существенно отличается от данного направления в искусстве других стран Европы. Возникший в конце девятнадцатого века, русский символизм имеет свои характерные особенности, которые делают его узнаваемым и уникальным. Его зарождение связывают с деятельностью известных публицистов и поэтов - З. Гиппиус, Д. Мережковского, В. Брюсова. Символизм в их творчестве в первую очередь религиозно-мистический, христианский. Иными словами, постижение символа является актом богопознания. Яркими представителями этого направления можно считать С.М. Соловьева и Ф.М. Достоевского.
В основном литературный символизм представляет собой единство идеи, общую направленность и смысл. Символизм в живописи противоречив и неоднозначен, и в некотором роде вступает в идеологический конфликт с литературной основой. Ответом на духоввные искания писателей служит чистое отображение духовности ("Видение отроку Варфоломею", "Пустынник", "Труды преподобного Сергия" М. Нестерова), на чрезмерно пафосный настрой - ирония и гротеск ("Весна" М. Шагала, "Купание красного коня" Петрова-Водкина и так далее).
Символизм в живописи первым стал использовать М. Врубель. Яркая, напряженная, можно сказать, мозаичная живопись этого великого мастера эпична, монументальна. В ней чвствуется противоречие между реальным окружающим миром и фантазией автора. Его работы погружают нас в эпоху героев былин, седую древность, которая предстает перед нами как нечто сказочное и фантазийное.
Яркий пример того, как показывается символизм в живописи, - известная работа Врубеля "Жемчуг". Бесконечная вселенная, мерцающая таинтвенно и сказочно перламутровыми тонами, отражается в крошечном жемчуге. Или другая, не менее известная, "Демон сидящий". Благодаря композиционным приемам, взгляд изображенного на картине персонажа гипнотизирует и завораживает, навевая чувство страха и внутреннего дискомфорта. Но, несмотря на столь смешанные чувства, от него невозможно отвести взгляд.
Дальнейшее развитие символизм в живописи получил благодаря творчеству объединения художников под названием "Голубая роза". Самым ярким представителем этой группы был В. Э. Борисов-Мусатов. Период творчества этого художника совпадает с рубежом столетий, что отразилось на его манере письма. Начиная от импрессионистических этюдов, он постепенно пришел к новому стилю картин-панно, органично передающих образность, которой наполнен символизм в живописи. Знаменитая работа "Гобелен" кажется на первый взгляд обыденной и не привлекает простотой сюжета. Однако в той манере, в которой изображены две беседующие женщины, скрыта неизмеримая глубина. Зрителю передается особая напряженность композиции. Возникает ощущение, что "Гобелен" скрывает таинственные знаки высшего бытия и чего-то неизведанного.
Со временем художники-символисты объединяются вокруг журнала "Мир искусства". Переломный момент в истории государства как бы предсказывался в самом духе символизма, а позже передавался и осмыслялся в живописи художников. В постреволюционное время приемы этого стиля служили инструментом выражения новой эры: "Новая планета" К. Ф. Юон, "Большевик" Б. М. Кустодиева и т.д.
fb.ru
Символизм. Самые известные художники-символисты.
С течением времени символ из обычного знака превратился в одно из самых значимых понятий философии и искусства. Само направление символизм возникло в конце XIX века, как альтернатива реализму и импрессионизму. Именно в символизме художники выражали свой страх перед окружающим миром, перед техническим и научным прогрессом, перед будущим. Символисты черпали вдохновение в образах и темах смерти, болезней, страданий, порока, греха, любви. Нет смысла бесконечно описывать символизм, его надо видеть. Поэтому предлагаем вам ознакомиться с ярчайшими символистами этой эпохи.
5 самых известных художников — символистов
Джованни Сегантини
Джованни Сегантини – итальянский художник, воспевший альпийские горы. Известность великий мастер получил уже при жизни: его работы с успехом выставлялись в Вене, Милане, Париже. Несмотря на то, что символизм относится к позднему творчеству художника, он не только оставил достойной наследие, но и сумел стать одним из лидеров символизма.
Символизм остро ощущается в его картине «Злые матери», которая была написана на сюжет поэмы буддийского монаха XVII века – «Нирвана». В поэме описываются женщины, отказавшиеся от обязанностей материнства. Эта тема вдохновила Сегантини на создание полотна «Злые матери».
В картине изображены души женщин, которых наказывают за то, что они решились на аборт. Однако работа не так пессимистична. Деревья в этой картине символизируют древо жизни, которое способно возродиться весной. Так, Сегантини, путем изображения религиозного символа, предполагает возможность «возрождения» плохой матери, которая в конечном итоге придет к своим природным инстинктам.
Арнольд Беклин
Выдающийся швейцарский представитель символизма часто использовал образы нимф, морских чудовищ и других мифологических фигур при написании своих картин. Именно поэтому для его работ характерны таинственность, резкость и яркость по цвету, фантастическая символика. Интересно, что практически все полотна Беклина написаны темперой.
Позднее, в своем творчестве, Беклин все чаще и чаще обращается к теме смерти. Отвечая на вызовы времени, художник наполнял свои картины меланхоличностью, пессимизмом, мрачностью.
Его работа «Остров мертвых» принесла небывалую славу художнику и стала настоящей иконой символизма. Сюжет картины отражает античную мифологию, где души любимцев богов находили успокоение на уединенном острове. Полотно в точности отражало настроения эпохи: усталость от жизни, интерес ко всему потустороннему, непонятную тоску. Для современников картина символизировала прощание с целой эпохой, реквием культуре.
Арнольд Беклин, «Остров мертвых», 1880г
Альфред Кубин
Еще один признанный представитель символизма, известный своей «темной» символикой. В его работах ужас уживался с иронией, тревога и страх – с сарказмом. Постоянные галлюцинации, преследовавшие художника, только усиливали градус мрачности в его картинах. Изображения страха перед будущим, мотивов безысходности, безнадежности принесли художнику мировую славу.
Полотно Кубина «Дух воды» – одно из ярких отражений темной символичной фантазии художника. Путем слияния иррационального мира с реальным, Кубину удалось воплотить в картине свой главный мотив: бессилие человечества перед природной стихией.
Альфред Кубин, «Дух воды»
Эдвард Мунк
Сумрачная реальность, аллегории, цветовые контрасты, раздутые эмоции – все это символизм. И все эти черты можно встретить в работах яркого норвежского художника – Эдварда Мунка.
Сложная судьба художника наложила опечаток и на стиль его живописи. Мотивы одиночества, страха, смерти – его картины вызывают эмоции даже у тех, кто совершенно не знаком с биографией Мунка. Сам художника не раз говорил: «Болезнь, безумие и смерть – эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь».
Одним из ярких периодов в жизни Эдварда Мунка были 1890-е годы, в которые он создал самые значительные свои произведения. Он использовал одни и те же образы: пожилая женщина в черном, страдающий мужчина, молодая девушка со светлыми волосами, берег моря.
Так, например, в его полотне «Расставание» центральной фигурой является мужчина, который не может расстаться со своим прошлым. Как мы понимаем, что главному герою тяжело уйти от своего прошлого? Все дело в волосах девушки: длинные волосы развиваются, касаются головы мужчины, пытаясь удержать его. Девушка символизирует светлое прошлое, а мрачный мужчина – печальное настоящее.
Жизнь Мунк представлял, как вечное расставание со всем, что дорого человеку. А девушка на полотне – лишь часть того, с чем придется расстаться в своей жизни главному герою.
Эдвард Мунк, «Расставание», 1896г.
Михаил Врубель
Русский символизм – уникален. Символизм в России связывали с религией, мистикой, христианством. В живописи ярким представителем русского символизма является М. Врубель. Эпичность, монументальность, противоречия между реальным миром и внутреннем миром художника – все это чувствуется в его живописи. Работы Врубеля сказочны и фантазийны хотя бы потому, что художник часто изображал героев былин, древность и т.д.
Ярким примером символизма является одно из последних творений М. Врубеля – «Жемчужина». Здесь бесконечная галактика, целая вселенная отражается в крошечном жемчуге. Две девушки – античные богини, наблюдают из мира бессмертных. Создается ощущение чего-то неопознанного, неизвестного, а оттенки черного, белого и перламутровых тонов только усиливают этот эффект. Но, несмотря на такие смешанные чувства, от картины невозможно отвести взгляд.
Михаил Врубель, «Жемчужина», 1904г.
Рекомендуем к ознакомлению:
Символизм — картины выставленные в SarGallery
sar-gallery.ru
Символизм в живописи | aquarells.ru
Символизм в живописи – явление неоднородное и весьма сложное. Течение это возникло на рубеже XIX и ХХ столетий сначала в европейской философии и литературе, а затем и в изобразительном искусстве.
М.А. Врубель «Жемчужина» 1904 г.
Основу символизма составляет представление о том, что кроме мира вещей видимых существует еще мир совершенно другой, но именно он и есть мир настоящей реальности, которую наш мир лишь весьма смутно отражает.
М.А. Врубель «Муза» 1896 г.
Все происходящие в нашем мире события представители символизма считали результатом невидимых и не известных нам причин. Символизм отрицал науку, был невысокого мнения о человеческом разуме, который слишком часто ошибается.
М.А. Врубель «Демон поверженный» 1902 г.
Лишь миг прозрения, наступающий во время творческого процесса, признавался символистами способным приоткрыть завесу тайны над миром иллюзий. Поэтому особая роль отводилась символистами творческой личности.
М.А. Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля»
Символизм в живописи не создал своего собственного художественного языка, поэтому он не стал самостоятельным стилем.
В.Э. Борисов-Мусатов «Изумрудное ожерелье» 1903 г. Темпера
Основными особенностями этого направления живописи стали гротеск, вполне сознательное гипертрофирование формы и цвета. Тем самым символизм в живописи стал предтечей авангардистского искусства ХХ-го столетия.
В.Э. Борисов-Мусатов «Осеннее настроение» 1901 г. Темпера
Родиной символизма была Франция. Именно здесь сформировалась и определилась его постоянная тематика.
В.Э. Борисов-Мусатов «Одиночество». Пастель
Самыми популярными темами символического искусства стали смерть, страдание, любовь, ожидание или предчувствие каких-то событий и т.п. Сюжеты символисты черпали из библейских историй, исторических и мифологических событий, античной мифологии.
Н.К. Рерих «Оттуда» 1935 г.
Европейский символизм развился как направление в живописи в Германии, Франции, Бельгии, Норвегии, Австрии. Всемирно известными стали имена таких мастеров, как Э. Мунк, О. Редон, П. Гоген.
Н.К. Рерих «Шепоты пустыни» 1925-1926 гг.
Среди российских художников наиболее последовательными символистами были Борисов-Мусатов, Врубель, Н. Рерих. Ранние работы Петрова-Водкина также несут на себе печать символизма. В большей или меньшей степени проявили интерес к этому направлению живописи такие мастера, как Сомов, Юон, Добужинский, Бакст, Богаевский и др.
Похожее
aquarells.ru