Смерть Марата — история и её художественные воплощения. Смерть картина
картина Густава Климта с описанием
К концу XIX века живописец полностью сформировался как мастер с собственным и узнаваемым стилем. Искусствоведы именуют этот этап творчества Климта, начавшийся примерно в 1898 году, «золотым». Художник активно использует золотистый цвет в своих работах, вдумчиво и обстоятельно подходит к реализации замыслов, тщательно прорабатывая каждый элемент и получая в итоге результат, восхищающий даже самых придирчивых критиков.
«Жизнь и Смерть» — аллегорическое произведение, на создание которого Густав Климт потратил 8 лет, с 1908 по 1916 гг. Оно повествует нам о вечном противостоянии между жизнью во всех ее проявлениях и смертью, ждущей своего часа поодаль. Вся композиция состоит из трех условных частей: на левой стороне художник поместил фигуру Смерти, на правой — группу людей, символизирующих собой Жизнь. Темное пространство между левой и правой частью картины отделяет их друг от друга, словно удерживая мрачного жреца и не давая ему раньше времени приблизиться к живым.
Для противопоставления своих персонажей Густав Климт использует как цвет, так и форму: Жизнь и Смерть на его картине узнаваемы с первого взгляда. Правый угол полотна сияет всеми цветами радуги, оттененными золотом. В этом своеобразном лоскутном коконе, символизирующем Жизнь, зритель видит лица безмятежно спящих детей и матерей, умиротворенно прижимающих их к себе, фигуры мужчины и женщины, слившихся в объятии, а также старуху, погрузившуюся в свои мысли. Преемственность поколений — то, что делает Жизнь победителем в этой извечной схватке.
Смерть на картине Климта «Жизнь и Смерть» представлена одинокой, чуть сгорбленной фигурой, наблюдающей за праздником Жизни со стороны. Ее скелет скрыт под бесформенным одеянием, украшенным черными крестами, кругами и прямоугольниками темно-зеленого и фиолетового цвета — зрителю виден лишь череп, который слегка подался вперед, будто Смерть смотрит на происходящее с интересом и не прочь принять в этом участие. Ей известно, что однажды настанет ее час и она постепенно заберет всех — и молодых, и старых. Но пока она может лишь выжидать, угрожающе занеся свой смертоносный жезл.
Сегодня картину Климта «Жизнь и Смерть» можно увидеть в Музее Леопольда в г. Вена (Австрия).
artchive.ru
Картины про смерть русских императоров в 19 веке (и в 1918 году): shakko_kitsune
Романовы в произведениях (и отнюдь не в шедеврах) русского искусства. Посвященных их трагической или же наоборот, весьма мирной кончине -- Репин, Маковский, Зичи, Тимм, Гау, Назаренко, Рыженко и многие другие, включая замечательных анонимов.В рамках традиционной рубрики по средам "омерзительное искусствоведение" (для новичков -- в ней мы смотрим убийства и расчлененку из лучших музеев мира, за обедом не читайте).
НИКОЛАЙ ВТОРОЙ
Поскольку убили последнего русского императора примерно тогда же, когда сама собой скончалась реалистическая живопись, никаких приличных художников, чтобы нарисовать достойную картину на этот сюжет и не нашлось, одни кадавры.
Картина с изораженеим царской семьи, имя автора утеряно в интернетах.
Поэтому пояснительный текст, сопровождающий данный сюжет, будет состоять из одного лишь классического анекдота:
Поймал Никита Михалков золотую рыбку. Та его умоляет, отпусти, мол, любое желание исполню.Михалков:— Хочу быть русским царем!Махнула рыбка хвостиком, он тут же очутился в незнакомой комнате в окружении каких–то старомодно одетых людей. Открывается дверь, входит хмырь в кожанке:— Гражданин Романов! Пожалуйте в подвал, фотографироваться!
Автор утерян, источник - отличный форум с кучей илл.
Вот эти изображения, судя по открытке, созданы еще белоэмигрантами.Имя художника на открытке не разберу.
UPD: обложка французского журнала 1926 года, про то, что царевича Алексея на самом деле спасли (его несет красноармеец).
Вот это мой любимец, представитель наивного искусства. Почему наивное искусство -- это в принципе хорошо и прикольно, я рассказывала тут.
Художник Михаил Антонов (источник: roizman.livejournal.com)
А вот это нарисовал некий профессиональный живописец. Вернее -- иконописец.Клеймо Бостонской иконы новомучеников.
На фоне всего этого сие произведение прямо кажется шедевром.Помимо того, что человек все-таки доучился в художественной школе, у него хватило разумения не писать трупы, действуя на эмоции "в лоб", а показать только последствия. Сломанные игрушечки -- это конечно не бином Ньютона для передачи трагедии, но все же.
Павел Рыженко. Ипатьевский дом. Расстрел(№3 из Триптиха «Царская Голгофа». Заточение-2) 2004 г.
АЛЕКСАНДР III
Предпоследний император умер в 1894 году своей смертью.В стране все было хорошо, при дворе работали профессиональные художники, тема раскрыта грамотно.
Вот это самое трогательное - вдова у тела мужа.
Художник Михал Зичи (он же выполнил остальные листы этой серии)Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии
Изображены: Александр III на смертном ложе; слева протоиерей И.Н. Янышев с кадилом; вокруг члены семьи, среди которых императрица Мария Федоровна, великая княгиня Мария Александровна, греческая королева Ольга Константиновна, принцесса Алиса Гессенская, великая княгиня Елизавета Федоровна и другие; справа группа великих князей, среди которых Сергей Александрович и Владимир Александрович.
Посмертная маска Александра Третьего
Аллегорическая картинаАлександр III на смертном одре, окруженный ангелами со скорбящим юношей, символизирующим династию Романовых
Вынос тела из Малого дворца в Ливадии(тяжело больной император долго умирал в Крыму, но санаторные условия не помогли)Спуск гроба с телом Александра III на корабль в Севастополе
Это уже прибытие в Питер?или наоборот, поезда из дворца на севастопольскую пристань? что за храмы сзади?
Вынос гроба с телом Александра III
АЛЕКСАНДР II
Император-освободитель умер в 1881 году от нападения террориста-революционера, взорвавшего бомбу у него под ногами.
Известные художники на эту тему не рисовали, это делали только газетные иллюстраторы-анонимы.
Жан-Батист Карпо, "Покушение на имп. Александра II". 1867
Ну, в общем, убили Александра, лежит весь в дыму
Принесли его домой, оказался он отнюдь не живой. Далее читайте тут http://wyradhe.livejournal.com/96160.html
Следующую стадию не зазорно уже знаменитому автору рисовать.
Константин Маковский. Александр II на смертном одре. 1881
Обратите внимание, эта картина (репродукция) висит справа на стене вот в этом интерьере про возвращение в родимый дом ссыльно-каторжного. А не за участие ли в покушении товарища сослали? Тогда это прямо трофей, как голова лося на стене.Впрочем, срок отсутствия по приговору маловат для такого серьезного дела -- картина-то Репина 1884-8 годов
Вообще, с убийцами Александра II ("первомартовцы", т.к. это случилось 1 марта),было вот так потом (опять спасибо газетным иллюстраторам)
Художник А.А.Несветевич «Казнь первомартовцев 3 апреля 1881 года»картина советской художницыКартина Татьяны Назаренко "Казнь-народовольцев" (1969).
НИКОЛАЙ I
Этот император умер в 1855 году, в разгар Крымской войны, своей смертью (по неубедительной версии - самоубийство).
Портрет Николая I на смертном ложе.Художник Henri Philippe HeidemannsП. Клодт. Посмертная маска Николая Первого
Художник Владимир Гау
Тело в кабинете, среди картин и статуйРисунок В. Тимма
Там же, ранее:Император Николай I благословляет сына Александра
Сохранились изображения похорон.
Художник Василий Тимм
А это - страница их погребального альбома -- с 18 века существовала традиция выпускать такие альбомы с изображением похоронных процессий. Этот обычай изображений ведет свою историю еще со времен европейского средневековья и книжной миниатюры.
Художник К. Гесс (источник http://aldusku.livejournal.com)
АЛЕКСАНДР I
Император Александр I Благословенный умер в Таганроге в 1825 году от естественных причин. (Говорят, правда, что он сбежал в Сибирь, отрастил бороду и стал гусаром-схимником, но это совсем другая история).
В провинциальном Таганроге приличного художника не нашлось, поэтому свидетельства о сем событии мы имеем только вот такие простенькие.
Вдовица роняет слезу, свита рыдает и заламывает руки. Facepalm в обилии детектедТа же тема без зума и в цвете
То же самое, вырезанное из бивня мамонта.Классно смотритсяфото lj-user vaga-land
Похороны Александра также запечатлели в альбоме с изображением процессии.
В реальности эти альбомы выглядят вот так (фото мое)Кстати, интересующимся темой рекомендую книгу -- Марина Логунова "Печальные ритуалы императорской России"
Портретов на смертном ложе, в отличие от остальных императоров, с Александра также не сняли, возможно, опять-таки в виду дефицита кадров.Зато есть посмертная маска (фото мое).
После смерти Александра из-за тайного отречения его брата Константина и т.д. случилось Декабрьское восстание на Сенатской площади.Которое законилось, вполне симметрично к уже приведенным выше картинкам, пятью висельниками.
Автограф Пушкина с изображением повешенных декабристов, которые были его друзьямиА вот картин на эту тему интересных даже в советское время не писали.Так что вот скульптура.Ск. Митрофановы. "Декабристы"
На сегодня пока всеПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТВ СЛЕДУЮЩУЮ СРЕДУ
Предыдущие выпуски читайте по тэгу "омерзительное искусствоведение".
***НОВИНКА! я запустила свой канал на ютубе с видеоуроками об искусстве. Подписывайтесь на видео!
shakko-kitsune.livejournal.com
Жак-Луи Давид Смерть Марата: Описание произведения
Завораживающий холст Жака-Луи Давида «Смерть Марата» стал одним из известнейших образов пропитанной кровью Французской революции, а также вершиной творчества мастера.История этого мучительного шедевра еще более красочна, чем его цветовая палитра. Картина рисует ужасное политическое убийство. Радикальный журналист и лидер якобинцев Жан-Поль Марат больше никогда не увидит итогов своего детища - Французской буржуазной революции: 13 июля 1793 года 50-летний политический деятель был убит 24-летней Шарлоттой Корде, которую пропаганда выставила сторонницей жирондистов. На самом деле, она была скорее приверженицей демократических ценностей, однако тотальный террор, развязанный последователями Марата, внушал Шарлотте ненависть. Корде добровольно сдалась властям, и уже через четыре дня после убийства была гильотинирована якобинцами.
В холодной руке Марата зажат клочок бумаги с текстом: «Мари Анна Шарлотта Корде - гражданину Марату. Учитывая мое несчастье, я имею право на вашу поддержку». По замыслу художника, этой запиской убийца воспользовалась, чтобы проникнуть в дом, хотя в действительности Корде вошла под предлогом сообщения о кознях жирондистов. Ещё одно письмо, которое, по задумке Давида, должно обелять убитого, лежит на деревянной тумбе сверху. Марат, якобы, проявил милосердие, внял требованиям Корде и написал: «Вам следует отдать этот ассигнат матери пятерых детей, отец которых погиб в борьбе за свободу». Сама ассигнация лежит там же. А тумба и надпись-посвящение на ней символизируют надгробный памятник.
Фигура Марата идеализируется наподобие античных героев. Но какова причина, по которой «друг народа» (так назвалась издаваемая им газета) был застигнут смертью именно в ванной? Дело в том, что он вынужден был постоянно принимать ванны по причине кожных заболеваний - скорее всего, все его тело было покрыто множественными экземами. Чтобы успокоить кожу, он обычно купался в овсяном отваре.
Жак-Луи Давид и Жан-Поль Марат были членами одного якобинского клуба. Убийство близкого товарища потрясла художника, и уже через пару часов после того, как разнеслась весть о смерти, Давид был на улице Кордельеров, чтобы зарисовать лицо погибшего. Рисунок головы был выполнен пером, объёмность форм достигалась благодаря перекрещивающимся линиям, подобной гравюрной техникой художник воспользовался впервые и более к ней не обращался.
Давид придал Марату вид мученика революции, он добился этого, подражая любимому им Караваджо, в особенности его «Положению во гроб» - обратите внимание на безвольно свисающую руку в обеих работах, а также использование светотени. Обе картины построены таким образом, чтобы всё внимание зрителя было сконцентрировано на жертве.
После падения Наполеона Давид был изгнан из Франции, остаток жизни он прожил в Бельгийской столице. Шестьдесят один год спустя после смерти Давида его семья завещала полотно Королевскому музею изящных искусств города Брюссель, где «Смерть Марата» выставляется с 1886 года. Ей отдали дань уважения такие художники, как Эдвард Мунк и Поль Бодри. Оба написали собственные «ремейки» работы Давида: Мунк поставил в центр обнаженную Шарлотту Корде, а Бодри, «развернув камеру», показал Марата и его убийцу с другого ракурса. Картина Давида сделалась популярной мгновенно - в результате в позе Марата пришлось умирать самой Клеопатре.
Также к картине существуют множественные отсылки в поп-культуре. Картину Давида не раз цитировали в кино. Под впечатлением от композиции "Смерти Марата" была снята одна из сцен фильма Стенли Кубрика «Барри Линдон» (1975). Анджей Вайда в фильм «Дантон» (1982) включил несколько сцен, действие которых происходит в студии Давида, в кадр также попадает портрет Марата. В фильме «Караваджо» (1986) режиссёр Дерек Джармен имитирует ситуацию картины Давида, заменяя бумагу пишущей машинкой. Современный бразильский художник Вик Мунис воссоздал «Смерть Марата», используя отходы свалки вблизи Рио-де-Жанейро в его документальном фильме 2010 года «Свалка».
Разумеется, "Смерть Марата" часто становится объектом для пародий и подражаний. Даже Леди Гага примерила этот образ.
Автор: Олег Выбыванец
artchive.ru
Картина «Смерть и Скупой» — Artrue
Год создания: 1494 (приблизительно).
Смерть и СкупойСмерть и Скупой
Смерть и Скупой является работой Иеронима Босха. В настоящее время находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, округ Колумбия. Картина является правой панелью разделенного триптиха. Другие существующие части триптиха — «Корабль Дураков» и «Аллегория чревоугодия и похоти».
Смерть грешника
Смерть и Скупой принадлежит к традициям Memento Mori («помни о смерти»), работ, которые напоминают зрителю о неизбежности смерти. Картина показывает влияние популярных справочников 15 века об искусстве умирания (Ars Moriendi), предназначенные помочь христианам выбрать Христа, а не греховные удовольствия.
Смерть грешника
Маячит скряга-смерть, не в силах противостоять мирским искушениям, мешку золота, в то время как ангел указывает на распятие, из которого льются стройные луч света.
В картине прослеживается дихотомичность стилей жизни. Распятие устанавливается на единственном ( маленьком ) окне комнаты. Тонкий луч света направлен вниз, к нижней части большой комнаты. Демон держит уголек, таится над умирающим человеком, ждет своего часа. Смерть одета в развевающихся одеждах.
Семь смертных грехов
Передний план
На переднем плане, Босх, возможно, изображает скупого таким, каким он был ранее, в полном здравии, храня золото в груде денег, хватаясь за четки. Символы мирской власти, такие как шлем, щит и меч намекают на земные глупости — и намек на достижения, должности завоеванные этим человеком в течение его жизни. Но свою последнюю борьбу он должен пройти голым, без оружия и доспехов. Такие объекты натюрморта символизируют земное тщеславие и быстротечность.
Распятая мученица
Будет ли душа скряги в его последние минуты спасена Христом или так и будет цепляются за свои земные богатства, остается неопределенным. Знакомство Босха с визуальной традицией Ars Moriendi можно увидеть в фигурах Смерти и противопоставления ангела и дьявола в изголовье.
artrue.ru
Жак-Луи Давид — Смерть Марата
Картина Давида «Смерть Марата» изображает событие, глубоко потрясшее общественное мнение во Франции в 1793 голу. Тринадцатого июля революционер Жан Поль Марат был убит в собственном доме Шарлоттой Корде, молодой аристократкой, сторонницей жирондистов. Сославшись на необходимость передать Марату секретную информацию, женщина настояла, чтобы он принял ее лично. Допущенная в комнату, где Марат имел обыкновение ежедневно принимать ванну, она нанесла ему смертельный удар ножом, в то время когда он писал, сидя в воде. Женщину немедленно арестовали и через три дня гильотинировали.
В картине жертва выступает как великий исторический пример. Передавая суть события, художник отказался от красноречия и энергического стиля своих ранних работ на исторический сюжет и увековечил память о своем друге Жане Поле Марате, с которым он встречался лишь за день до злодеяния, в образе агонизирующего Христа, взятом из религиозной иконографии. Полотно является гражданским посланием и одновременно данью уважения политику и другу.
Картина была заказана Жаку Луи Давиду сразу после смерти Марата. Она подписана: «Марату — Давид, год Второй». Это произведение было закончено в октябре 1793 года, или во Втором году, в месяце Вендемьера по революционному календарю, вошедшему в силу в 1791 году.
Марат изображен бездыханным, в ванне, принимая которую, он лечил донимавшую его кожную болезнь. Хорошо видна глубокая рана. Откинутая правая рука еще держит перо, а левая сжимает «коварное письмо», переданное ему убийцей: «Мари Анна Шарлотта Корде гражданину Марату. Я очень несчастна, и этого достаточно, чтобы обеспечить мне Ваше расположение».
В картине, поражающей непреклонным веризмом повествования, очевиден скрытый намек на религиозную иконографию: погибший уподобляется снятому с креста Христу. Это эмблематичная фигура, в которой человек ассоциируется со своей судьбой, своим недугом и ужасной смертью, настигшей его в наивысший момент существования: интеллектуального труда на службе у революции. Здесь явно сказывается желание создать светскую икону. Смертельная рана в груди, ванна, перо, чернильница и деревянный ящик трактованы художником как эмблемы идентификации и мученичества жертвы.
Давид выполнил с картины две копии, следы которых сразу же затерялись. Они были инвентаризированы после его смерти на квартире художника Антуана Жана Гро, одного из лучших учеников Давида, бывшего также официальным реквизитором произведений искусства, предназначенных для собрания Наполеона. В 1835 году внук художника Жюль Давид выкупил оригинал картины у тети, баронессы Менье . В 1885 году в руки торговца картинами Поля Дюран-Рюэля попала ее копия, и в 1889 году он возбудил нашумевший процесс против вдовы Жюля Давида, утверждая, что как раз ему принадлежит полотно с оригинальной композицией. В 1893 году картина вдовы Жюля Давида вошла в собрание Музея в Брюсселе, в то время как другая была приобретена Национальным музеем Версаля.
Смотрите также
painteropedia.ru
Смерть Нерона (картина) — WiKi
«Смерть Нерона» — крупноформатная картина русского художника Василия Смирнова (1858—1890), оконченная в 1888 году. Она является частью собрания Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге (инв. Ж-5592). Размер картины — 177,5 × 400 см[1][2][3].
Василий Смирнов работал над этим полотном в 1886—1888 годах в Италии, в Риме, во время его пенсионерской поездки за границу. В 1888 году, когда картина была закончена, Смирнов послал её в Петербург в качестве отчёта о своей зарубежной поездке. Совет Академии художеств высоко оценил мастерство художника и присвоил ему звание академика исторической живописи. После этого полотно экспонировалось на Академической выставке 1889 года, и оно было приобретено императором Александром III[4][5].
На картине изображена сцена из древнеримской истории I века нашей эры, связанная с самоубийством свергнутого римского императора Нерона. Чтобы спасти его мёртвое тело от поругания и захоронить его, за ним пришли его бывшая наложница Акта (Актея) и две кормилицы[2].
Эта картина считается наиболее известным произведением Василия Смирнова, который умер от чахотки в возрасте 32 лет, через два года после её создания[6].
Сюжет и описание
Сюжет картины связан с драматическими событиями истории Древнего Рима, происшедшими в 68 году. При работе над картиной Смирнов придерживался описания, приведённого в книге Светония «Жизнь двенадцати цезарей»[2]. Когда император Нерон был свергнут мятежными войсками, он пытался скрыться на вилле вольноотпущенника Фаона[en]. Узнав, что сенат приказал его разыскать, чтобы предать мучительной казни, Нерон начал готовиться к смерти, повторяя: «Какой великий артист погибает!» (лат. Qualis artifex pereo). Когда к вилле приблизились всадники, которым было поручено его захватить, Нерон, прибегнув к помощи советника по прошениям Эпафродита[en], «вонзил себе в горло меч»[7]. После смерти Нерона его останки были собраны кормилицами Эклогой и Александрией и наложницей Актой[en] для того, чтобы захоронить их «в родовой усыпальнице Домициев, что на Садовом холме со стороны Марсова поля»[7].
В центре внимания на полотне находится изображение трёх женщин, которые пришли за останками Нерона. Их фигуры расположены в правой части картины — таким образом, левая сторона полотна выглядит несколько облегчённой[8]. Акта (Актея) — наложница и бывшая любовница Нерона — смотрит на «распростёртое тело самоубийцы-тирана»[9], при этом её величественная фигура оказывается противопоставленной «ничтожному облику Нерона»[8]. Выразительны образы и рабынь-кормилиц Эклоги и Александрии, которые следующим образом описаны в книге «История русского искусства»[10]:
Удались и рабыни, несущие носилки. В ритме согнутых фигур заключено много чувства: усилие, которое заметно в руках, тревога, выраженная в судорожно согнутых плечах, напряжённое выражение лиц обеих женщин говорят о том, что произошло значительное событие. Особенно выразительна фигура старой рабыни, закутанная в тёмно-серый плащ. |
Все изображённые на картине женщины стоят безмолвно, и их молчание «сродни тишине смерти, кажется, нарушаемой лишь тихим шуршанием сухого листка, скользящего по мраморным ступеням»[9].
Одной из особенностей цветовой гаммы картины является доминирование красных тонов, представленных многообразными оттенками[2]. Три женщины изображены на фоне стены помпейского красного цвета (итал. rosso pompeiano), который напоминает цвет запёкшейся крови[9]. Акта держит в своих руках «шитое золотом алое покрывало», которым она собирается накрыть мёртвое тело Нерона[10], — изображение этого покрывала (драпировки) на фоне красной стены представляло собой сложную в колористическом отношении задачу[2]. Неподвижно лежащее в луже тёмно-красной крови тело Нерона резко контрастирует с жизнерадостной белой скульптурой «Мальчик с гусём», изображённой у левого края полотна[11].
Лежащее тело Нерона (фрагмент картины)Критик Владимир Чуйко в очерке о художественных выставках 1889 года сообщал, что к своей картине «Смерть Нерона» Смирнов приложил текст на французском языке из книги писателя и историка Эрнеста Ренана «Антихрист». Приводя цитату из Ренана: «Ses deux nourrices et Acté, qui l'aimait encore, l'ensevelirent secrètement, en un riche linceul blanc, broché d'or…» («Две его кормилицы и Актея, всё ещё любившая его, тайно похоронили его в богатом белом саване, вышитом золотом…»), Чуйко утверждал, что в тексте, приведённом Смирновым, преднамеренно было пропущено слово «blanc» («белый»), именно потому, что художник вознамерился изобразить покрывало красного цвета, которое, по мнению Чуйко, слишком резало глаза[12]. При этом цвет покрывала, указанный Ренаном, находился в полном соответствии с описанием, данным в книге Светония, согласно которому тело Нерона было завёрнуто в белые ткани, отделанные золотом[7].
В целом в цветовой гамме полотна преобладают сумеречные тона, соответствующие рассеянному свету; в частности, на картине нет бликов и глубоких теней[8]. Искусствовед Елена Гордон полагала, что через обилие разных оттенков красного цвета в сочетании с серым, которые оказывали психофизическое воздействие на зрителя, художник старался достичь «внехудожественного, шокового эффекта». Тем самым зритель как бы становился «соучастником художественной мистификации» — в частности, стена помпейско-красного цвета воспринималась как «кровавая пелена, закрывающая горизонт». Благодаря вытянутому по горизонтали холсту создавался эффект повествовательности, который можно было сравнить с действием широкоэкранного фильма; при этом переход взгляда зрителя с одной части картины на другую напоминал движение воображаемой камеры кинооператора[13].
История
В качестве пенсионера Академии художеств Василий Смирнов в 1884 году уехал в Италию, посетив по пути Вену. С мая 1884 года он обосновался в Риме, но до осени много путешествовал, побывав в ряде других итальянских городов, а также во Франции, Англии, Бельгии, Голландии, Германии и Чехии[6][14].
Возвратившись осенью 1884 года в Рим, Смирнов поселился вместе с художником Василием Савинским, который, как и он, был учеником Павла Чистякова. Савинский часто переписывался с Чистяковым и, в частности, в январе 1886 года писал ему[14][15]:
Вы спрашиваете, что делает Смирнов? Он начинает картину на тему: мертвый Нерон, и Актея пришла погребсти его. Он раньше начал другую картину: «Апостолы Петр и Иоанн у гроба Господня», но теперь бросил по совету Якобия, да и сам говорит, что недоволен сочинением. |
Тем не менее, первой завершённой работой Смирнова за время его пребывания в Италии стало оконченное в 1887 году полотно «Торжество Поппеи над Октавией», сюжет которого также был связан с биографией Нерона: на ней изображён тот момент, когда Поппея Сабина, вторая жена Нерона, получает в подарок голову его первой жены — Клавдии Октавии. Местонахождение этой картины в настоящее время неизвестно[16].
Летом 1887 года художник ездил в Россию — по-видимому, эта поездка была связана со смертью его отца, Сергея Семёновича Смирнова. После этого Василий Смирнов вернулся в Италию, где в 1888 году закончил работу над картиной «Смерть Нерона». Это полотно было послано в Петербург в качестве заключительного отчёта о его пенсионерской поездке, и за него 31 октября 1888 года Совет Академии художеств присвоил Смирнову звание академика[4]. После этого полотно было выставлено на Академической выставке 1889 года, и оно было приобретено императором Александром III[5].
В январе 1889 года Василий Смирнов получил должность сверхштатного адъюнкт-профессора при рисовальных классах Академии художеств, но в октябре того же года из-за развивающейся чахотки он был вынужден вернуться в Италию[5]. Вылечиться ему не удалось: возвращаясь в декабре 1890 года в Россию, 32-летний художник скончался в вагоне поезда между станциями Кубинка и Голицыно[17].
В 1898 году картина была передана из Гатчинского дворца в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей)[1]. В настоящее время картина «Смерть Нерона» выставлена в зале № 21 Михайловского дворца, где, кроме неё, находятся крупноформатные произведения других художников-академистов — «Христианские мученики в Колизее» Константина Флавицкого и «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине» Генриха Семирадского[18].
Отзывы и критика
Искусствовед Дмитрий Сарабьянов называл картину «Смерть Нерона» знаменитой и отмечал, что «из „кровавых“ картин академического круга эта безусловно выделяется своей эффектностью». Далее он писал[19]:
Смирнов умело расставил фигуры и предметы в пространстве и на поверхности узкого вытянутого холста, выдержав фигурную композицию в одной плоскости и как бы отделив от неё и приблизив непосредственно к зрителю труп великого тирана, лежащий в картинной позе на каменных плитах. Он позволил зрителю стать самым близким свидетелем эффектной смерти, театрального самоубийства «великого актёра», удовлетворив тем самым зрительское любопытство и приобщив толпу к интригующей исторической тайне. |
Искусствовед Наталья Мамонтова отмечала, что Смирнов, будучи одним из последователей позднего академизма, старался идти «путём своих предшественников в осуществлении „большой формы“». В то же время пластическое наполнение этой формы в его произведениях содержало в себе новые идеи и приёмы, которые отражали тенденции европейского искусства того времени. В качестве характерного примера декоративно-символистских тяготений художника Мамонтова приводит картину «Смерть Нерона», «в композиции которой и в звучном экспрессивно-декоративном цветовом решении отразилось не только присущее художнику декоративное мастерство, но и уроки современного искусства»[20].
В энциклопедии «Живопись русского салона» Геннадий Романов и Александр Муратов признавали значимость художественного вклада Василия Смирнова, в особенности отмечая блестяще выполненную во время его пребывания в Италии картину «Смерть Нерона», которая впоследствии была высоко оценена Императорской Академией художеств. Они отмечали, что эта картина, «в отличие от работ Флавицкого или Семирадского, не повторяет многофигурные шаблоны брюлловской школы, отличается от передвижнической повествовательности и пестроты Бронникова», и утверждали, что Смирнов «близок западноевропейскому модерну, предвосхищает его в данной картине»[21].
Искусствовед Нонна Яковлева полагала, что это полотно Смирнова можно также рассматривать в качестве предвестника некоторых произведений мирискусников — художников, входивших в объединение «Мир искусства», которое сформировалось в России в конце 1890-х годов. В своей книге «Русская историческая живопись» она писала[9]:
Три мёртвых предмета: тело императора, сухой листок и „Мраморный мальчик с гусём“ — звучат тихим аккордом, предчувствием того гимна искусству, вечную ценность которого в сравнении с хрупкой тщетой людской суеты на сцене истории дано будет воспеть мастерам „Мира искусства“. |
Примечания
- ↑ 1 2 Каталог ГРМ, 1980, с. 305.
- ↑ 1 2 3 4 5 Смирнов В.С. Смерть Нерона. 1888 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 29 октября 2015.
- ↑ Смирнов Василий Сергеевич — Смерть Нерона, 1888 (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 29 октября 2015.
- ↑ 1 2 А. И. Леонов, 1971, с. 471.
- ↑ 1 2 3 Н. Н. Мамонтова, 2006, с. 245.
- ↑ 1 2 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 2, 2006, с. 312.
- ↑ 1 2 3 Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей, книга 6: Нерон (HTML). ancientrome.ru. Проверено 29 октября 2015.
- ↑ 1 2 3 С. Н. Гольдштейн и О. А. Лясковская, 1965, с. 162—163.
- ↑ 1 2 3 4 Н. А. Яковлева, 2005, с. 325.
- ↑ 1 2 С. Н. Гольдштейн и О. А. Лясковская, 1965, с. 163.
- ↑ История русского искусства, т. 2, кн. 1, 1980, с. 84.
- ↑ В. В. Чуйко. Художественные выставки. // В сборнике «Труд», том II, апрель—июнь 1889 года (приложение к журналу «Всемирная иллюстрация»). — Санкт-Петербург: типография Эдуарда Гоппе, 1889. — С. 188—189.
- ↑ Е. С. Гордон, 1984, с. 75.
- ↑ 1 2 Н. Н. Мамонтова, 2006, с. 240.
- ↑ В. Е. Савинский. Переписка, 1883—1888 гг. Воспоминания. — Москва: Искусство, 1939. — С. 151. — 327 с.
- ↑ Н. Н. Мамонтова, 2006, с. 241.
- ↑ Н. Н. Мамонтова, 2006, с. 247.
- ↑ Михайловский дворец, зал 21 (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — www.virtualrm.spb.ru. Проверено 29 октября 2015.
- ↑ Д. В. Сарабьянов, 1989, с. 313.
- ↑ Н. Н. Мамонтова, 2006, с. 246.
- ↑ Г. Б. Романов и А. М. Муратов, 2004, с. 24.
Литература
- Гольдштейн С. Н., Лясковская О. А. Историческая живопись // В книге «История русского искусства», т. 9, кн. 1, ред. И. Э. Грабарь. — Москва: Издательство Академии наук СССР, 1965. — С. 143—175.
- Гордон Е. С. Русская академическая живопись второй половины XIX в. // Вестник Московского университета, сер. 8 (История). — 1984. — № 3. — С. 66—78.
- Леонов А. И. Русское искусство: очерки о жизни и творчестве художников. — Москва: Искусство, 1971. — Т. 2.
- Мамонтова Н. Н. Василий Сергеевич Смирнов, пенсионер Академии художеств (Русские художники в Италии в последней трети XIX века) // В сборнике статей «Русское искусство Нового времени. Исследования и материалы. Вып. 10: Императорская Академия художеств. Дела и люди», 312 с.). — Москва: НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, 2006. — С. 238—248. — ISBN 5-88451-205-8.
- Романов Г. Б., Муратов А. М. Живопись русского салона, 1850—1917 гг. Энциклопедия. — Москва: Золотой век, 2004. — 599 с.
- Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. — Москва: Издательство Московского университета, 1989. — 381 с.
- Яковлева Н. А. Русская историческая живопись.. — Москва: Белый город, 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук, Л. И. Иовлева. — Москва: Красная площадь, 2006. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 2, Н—Я. — 560 с. — ISBN 5-900743-22-5.
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство, 1980. — С. 305. — 448 с.
- История русского искусства / М. Г. Неклюдова. — Москва: Изобразительное искусство, 1980. — Т. 2, кн. 1. — 312 с.
Ссылки
ru-wiki.org
Смерть Марата — история и её художественные воплощения: postmodernism
Иногда в ванной люди умирают, и некоторые из подобных смертей становятся легендарными. Как, например, случилось с лидером группы Doors. Несмотря на то, что достоверно известно — умер Мориссон не в ванной, Оливер Стоун в своей картине «Дорз» увековечил этот миф. Показав символическое омоложение растолстевшего Моррисона, возврат того былого Диониса, который, умерев, навечно остался молодым и прекрасным, он раз и навсегда создал ещё один великолепный миф.
В некоторых случаях смерть происходит насильственно. Случается, что и такие смерти тоже становятся легендой. Причём, по прошествии времени мифом становится тандем "убийца — жертва", именно так в спайке, а не по-одиночке. О таком случае и пойдёт сегодня речь.
Наверное, самая известная (после, конечно, архимедовской) ванна в истории, и уж точно самая знаменитая в живописи — это ванна, в которой был убит Жан-Поль Марат. 13 июля 1793 года молодая 25-тилетняя девушка своей недрогнувшей рукой заколола самого жестокого теоретика-обоснователя кровавого террора Французской революции, призывавшего затопить Францию в крови 200 000 «врагов революции и народа» (в противовес этим несчастным себя он называл «Другом народа»). Звали девушку-убийцу Шарлотта Корде, она была внучкой знаменитого поэта Корнеля.Вот как об этом пишут историки:«История знает политические убийства, имевшие еще большие последствия, чем дело Шарлотты Корде. Однако, за исключением убийства Юлия Цезаря, быть может, ни одно другое историческое покушение не поразило так современников и потомство. Для этого было много причин — от личности убитого и убийцы до необычного места действия: ванной комнаты».
А вот, что сказала сама Шарлотта Корде, ненадолго пережившая свою жертву (17 июля 1793 года она была публично казнена на гильотине):«Стыдно за преступление, а не за эшафот».
А такие посмертные слова приписал (точнее, пририсовал) Марату Жак Луи Давид на своей картине «Голова Марата»:«Они не могли меня купить, и убили».
Убийство Марата нашло отражение во многих произведениях живописного искусства, самой знаменитой из них стала картина Жака Луи Давида «Смерть Марата» (вверху), лично мне она знакома ещё из школьного учебника истории. Но не только Давид запечатлел это драматическое событие. Известны также обращения и других художников к этой теме. С совершенно других точек зрения.
Например, на картине другого француза, Поля Жака Бодри, главным героем является уже убийца, а не жертва. Картина и называется соответствующе — «Шарлотта Корде»
А вот ещё одна картина, описывающая произошедшее — «Убийство Марата», пера Антуана Йозефа Виртца.
В 1996 году она была размещена на почтовой блок-марке.
В Советском Союзе выпускалась открытка-репродукция картины.
Ещё одна версия - от Жюля-Шарля Авье:
Ниже картина, имя автора которой, к сожалению, мне не известно.
Обращались к этому сюжету и наши художники, например, Андрей Гончаров.
Владимир Алёхин.
Сразу же после совершения убийства вышло множество графических рисунков, авторство которых я тоже определить не смог. Если вдруг кто-то сможет подсказать мне — не откажите в любезности.
А некоторые художники, увидели это событие так.
Эдвард Мунк показал мёртвого Марата вне ванной.
Есть несколько пуританских изображений, на которых убитый был облачён в верхнюю одежду.
Наш соотечественник Денис Жуков, вообще, поместил Марата в лесу под берёзками, а Шарлотте в руки вручил пистолет (что ж, каждый художник имеет право на своё видение).
Интересна также и следующая картина, в которой Марат отсутствует, но зато есть Шарлотта Корде (если её можно узнать в этом существе...) в ванной!
А напоследок вот такая американская интерпретация — картина Сандро Бирка «Смерть Мануэля»ПС. Не обошёл эту тему и кинематограф — например, в фильмах "Караваджо", "Наполеон", "О Шмидте", "Бойцовский клуб", "Крёстный отец 2" вполне себе угадывается образ, знакомый из живописи.
postmodernism.livejournal.com