Магия "волшебного света" – на выставке забытого художника Ивана Шультце. Шультце картины
Художник Иван Федорович Шультце(1874-1939) - Журнал обо всём
. Это цитата
Художник Иван Федорович Шультце(1874-1939)Русский художник Иван Федорович Шультце родился в Санкт-Петербурге в 1874 году.Учился у известного пейзажиста Константина Крыжицкого.Со временем начал участвовать в выставках общества им.Крыжицкого,петербургского товарищества художников и общества художников-индивидуалистов.В начале нового столетия Шультце стал постоянным участником крупных галерей Москвы и Санкт-Петербурга.Император Николай II назначил его придворным художником,разрешил выезжать работать за границу.Талантливый пейзажист много путешествовал по Европе,Африке,Азии.Побывал даже в Арктике.
Шультце не принял революцию,поэтому в начале 20-х переехал во Францию,где занялся написанием и продажей картин.Художник много путешествовал.Работы Шультце выставлялись в известных галереях Парижа,Лондона,Нью-Йорка и Чикаго,неоднократно репродуцировались в специализированных изданиях Западной Европы и США.Иван Федорович Шультце считается непревзойденным мастером лирического пейзажа.Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет до сих пор восхищает истинных ценителей жанра.Похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
На лыжах.Верхняя Савойя.
Туман и мороз.Озеро Санкт-Мориц.
Зимнее утро в Энгадине
Во власти зимы
Вершины в Энгадине
Эффект луны
Озеро в лунном свете.Зима.
Зимнее утро.
Зима
Январь.Chamonix,Haute Savoie
Зимний закат
Зимнее утро
Залитый солнцем зимний лес
Павловск.
Полесская весна
Морское побережье на закате солнца.
Ницца в лунную ночь.
Лунная дорожка.
Развалины храма Ком Омбо в Египте
Парфенон после бури.
Вечер на Капри.
Церковь Покрова Божьей Матери,Ореанда,Крым.
Перед грозой.
Летний день.
Парк в Нескучном.Пруд.
Восход на Капри.
Лунный берег.
Весна в Альпах.
Закат на море.
Закат на Адреатическом море.
Серия сообщений "Русская живопись":Часть 1 - Художник Кондратенко Гавриил Павлович(1854-1924)Часть 2 - Художник Кустодиев Борис Михайлович(1878-1927)...Часть 19 - Художник Трутовский Константин Александрович(1826-1893)Часть 20 - Художник Клевер Юлий Юльевич(1850-1924)Часть 21 - Художник Иван Федорович Шультце(1874-1939)
kolybanov.livejournal.com
Выставка мастера пейзажной живописи Ивана Фёдоровича Шультце – WORLDPICS
Выставка «Волшебный свет Ивана Шультце»
17 февраля — 2 апреля 2017 годаОрганизатор: Фонд И.Ф. Шультце (Швейцария)
Впервые в Москве будет представлена монографическая выставка великого русского живописца, мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, истинного «волшебника света» — Ивана Федоровича Шультце. Его работы отражают опыт знаменитых классиков русского искусства XIX века и по праву относятся к лучшим образцам русского реалистического пейзажа. Будучи талантливым учеником Константина Крыжицкого и Архипа Куинджи, он создавал картины, которые высоко ценились в Российской Империи: так, среди его почитателей была венценосная семья Романовых. Однако Шультце был вынужден покинуть Родину в послереволюционные годы, чтобы прославиться уже на Западе. Сегодня его работы можно увидеть в Вашингтонском государственном художественном музее, в Государственном музее Hillwood, в Музее изобразительного искусства в Индианаполисе, в Музее Baburizza в Чили, в Монреальском музее изящных искусств и многих других музейных и частных собраниях.
Картина. Шульце Иван Федорович Лунная дорожка на воде. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см
Масштабная выставка художника в Москве — это уникальный проект, посвященный репатриации русского искусства. Спустя почти сто лет забвения и в годовщину революции имя Ивана Шультце возвращается на Родину.
На протяжении всей жизни Ивана Шультце (1874-1939) ценили как блестящего портретиста природы. С 1906 по 1916 годы его работы участвовали в регулярных выставках Академии художеств и Товарищества художников в Петербурге и Москве, их приобретали многие русские коллекционеры, среди его ценителей был Карл Фаберже. В начале 1920-х годов, не приняв Октябрьскую революцию, Шультце уехал в Париж, и его имя в России было предано забвению, но стало широко известно в Европе и Америке.
Картина. Шульце Иван Федорович Скалы Фаральони, Капри. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см.
Работы Шультце приобретали самые известные галеристы Парижа, Лондона, Чикаго и Нью-Йорка: Жерар Фрерре, Артур Тусс, Джон Леви, Артур Акерманн и Эдуард Жонас (галерист и в дальнейшем куратор музея Коньяк-Жэ в Париже). Жонас, будучи известнейшим знатоком старого искусства, лишь однажды выставил работы современного ему художника — и это были произведения Шультце. Проходившие с большим успехом выставки мастера укрепили его имя среди представителей художественной критики, признавших его «волшебником света».
Картина. Шульце Иван Федорович Свечение снега. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 45 х 45 см.
В 2015 году по инициативе главы русского отдела аукционного дома Koller (Швейцария) Вадима Гончаренко для сохранения наследия великого русского художника был создан «Фонд имени Ивана Федоровича Шультце». Сегодня в Фонде хранится часть работ художника, а также находятся архивные документы. «Мы успели глубоко погрузиться в мир Ивана Федоровича Шультце, стараясь получше узнать его, обнаружить его мысли и чувства, понять его поступки. С каждым новым элементом мозаики облик того, настоящего, Шультце, становился все более отчетлив. И хотя в его биографии по-прежнему есть пробелы, все же бесспорно то, что «волшебник света», как его называли, был истинным гением в области реалистического искусства», — говорит президент Фонда Беттина Гончаренко.
Картина. Шульце Иван Федорович Солнечный полдень. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 65 х 81 см
В экспозицию войдет 60 значимых работ периода жизни художника в России до 1920 года и эмиграции с 1921 по 1939 год из собственного собрания Фонда, частных коллекций России, Франции, Германии, Швейцарии и Канады, Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.
Уже в ранних работах Шультце угадывается талант мастера передавать сложные солнечные эффекты в течение дня: лиричный пейзаж «Берег озера на закате» (1909 год), представляющий родные края художника, «Арктический пейзаж. Шпицберген» (1910 год), написанный после поездки вместе с Крыжицким на архипелаг Шпицберген и показанный в 1911 году в Академии художеств, «Дубы в хлебах» (1917 год).
Картина. Шульце Иван Федорович Арктический пейзаж. Шпицберген. 1910 г. Холст, масло. 130х86 см. рама — 98х142 см Музей Арктики
На выставке также будет показана знаковая работа на пути признания художника в Европе. Написанная по воспоминаниям о русской природе уже в Европе в 1923 году, картина «Ноябрьский вечер» была с успехом экспонирована галереей Жерар на 136-м весеннем салоне в Гран Пале на Елисейских полях в Париже. «Скалы Фаральони, Капри», одна из важнейших работ в творчестве мастера, получила широкое признание, будучи выставленной галереей Жерар под номером один на крупнейшей выставке Шультце в 1925 году в Париже, а затем и в Нью-Йорке.
В экспозиции в Москве будет отражено своеобразие восприятия европейской природы через призму ностальгических воспоминаний, звучавших в творчестве художника на протяжении всей его жизни. Неслучайно в работе «Глицинии» 1920-х годов изображены цветы, привлекшие внимание художника необычайным сходством с русской сиренью.
Картина. Шульце Иван Федорович В саду виллы «Киприда», Кап-Мартен. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 38 х 46 см.
Частью экспозиции станут оригинальные почтовые открытки 1912-1916 годов, написанные Шультце. Наряду с работами Репина, Куинджи, Архипова, Маковского, Сурикова, пейзажи художника эффектно украшали миниатюрные бланки «открытых писем». Именно так называлась дореволюционная почтовая открытка — важнейший источник для изучения творчества многих выдающихся художников сегодня.
Картина. Шульце Иван Федорович Море. Подпись справа внизу: Iw. F. Choultse. Масло, холст. 54 х 65 см.
Для экспонирования выставки в Москве был выбран Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов — один из лучших образцов московской? архитектуры неоклассицизма первой? половины XIX века, возрожденный после реставрации Фондом, учрежденным Кристофером Муравьевым-Апостолом. Фонд продолжает восстанавливать некогда разорванную связь с прошлым русского искусства. Уехавший из России художник, известный в начале прошлого века, был забыт и вычеркнут из истории русского искусства. Как Муравьевы в конце века открыли для себя Россию, так Россия открывает творчество Ивана Шультце. Возвращение — ключевое слово. Восстановление еще одного звена разорванной цепи.
К выставке издан каталог произведений И.Ф. Шультце.
В рамках работы выставки состоятся мероприятия:
— круглый стол совместно с МГХПА им. С.Г. Строганова «Русский реалистический пейзаж: традиция и пути развития в XXI веке»;— поэтический вечер;— программа лекций (периодичность — раз в неделю), посвященных технике живописи Архипа Куинджи и Ивана Шультце.
Выставка проводится под патронажем семьи меценатов Анисимовых.Время работы выставки и адрес: Со вторника по пятницу — 14.00-20.00, суббота, воскресенье — 13.00-19.00Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, дом 23/9, стр. 1 (вход со стороны ул. Александра Лукьянова)Стоимость билетов: 350 рублей, 150 рублей — льготные.Сайт музея — http://ma-housemuseum.ru/
Дом-музей Матвея Муравьева-Апостола
Карта загружается. Пожалуйста, подождите.
Невозможно загрузить карту - пожалуйста, активируйте Javascript!→ подробная информацияДом-музей Матвея Муравьева-Апостола 55.767249, 37.664585
Use Scan QR Code to copy link and share it
worldpics.pro
Художник Иван Фёдорович Шультце.
Если художнику при помощи созданного им изображения, удаётся передать свои чувства, значит, его произведение не будет нуждаться в переводчике. Наши глаза видят картину художника точно так же, как и реальный мир. Здесь не нужна речь, искусством правят эмоции. В талантливом художнике заключается сама суть изобразительного искусства, когда легкокрылая и неуловимая муза сочетается с мастерством и точностью художественного знания.
Лазурный берег (кликабельно)Иван Федорович Шультце - мастер лирического пейзажа русской художественной эмиграции.Ученик Константина Яковлевича Крыжицкого художественное образование получил в Петербургской Академии художеств. Его первая выставка в Академии состоялась в 1903 году, после которой он стал заслуженным участником на всех крупных галерей в Москве и Петербурге, и был избран придворным художником императора Николая II. За свои успехи в искусстве он был поощрен выездом за границу и смог посвятить значительное количество времени на изучение природы, путешествуя по всей Европе, Азии, Северной Африке и Арктике. После русской революции, он эмигрировал в Париж. Художник становится желанным участником Французских Салонов, его первая персональная выставка в Париже (1923) состоялась в галерее Gerard Freres, работы Ивана Федоровича были распроданы в день открытия. Аналогичные успехи были на его персональной выставке в Лондоне (1927), где все его произведения проданы в течение первых шести дней. Выставки в Нью-Йорке (1931) и Чикаго (1933) так же прошли с большим успехом. На протяжении всей своей жизни Иван Федорович Шультце ценился, как блестящий портретист аналитической природы. London Times в статье о художнике обобщили эстетические достижения живописца, сказав: "Надо увидеть, чтобы поверить".
В парке
Солнечный полдень
Церковь Покрова Божьей Матери, Ореанда,Крым
Перед грозой
Весна в Альпах
Вечер на Капри
Восход на Капри
Закат на Адриатическом море
Парфенон после шторма
Павловск
Закат на реке
Полесская весна
Зима в Engadines
Зимнее утро. Engadine
Зимнее утро, Engadine.
Зимний закат
Зима. Haute Savoie Suisse.
Во власти зимы
Лунная гамма (озеро Энгадина)
Январь. Chamonix, Haute Savoie
Туман и мороз (озеро Санкт-Мориц)
Залитый солнцем зимний лес
Ivan Fedorovich Choultse - Петербург, 1877 // 1937(9), Париж
Музыка: Дмитрий Маликов - С дыханием музыки Цитата сообщения красавицу_видеть_хотите
Надо увидеть, чтобы поверить.... Художник Иван Фёдорович Шультце (Ivan Fedorovich Choultse)
art.mirtesen.ru
неизвестный Шультце. Интервью с основателями швейцарского фонда русского пейзажиста / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
Иван Шультце. «Ноябрь»
Заново открыть наследие
живописца российской и международной публике — главная задача швейцарского Фонда Ивана Федоровича Шультце, организованного Беттиной и Вадимом Гончаренко.
Символично, что изучением и популяризацией творчества художника, вторая половина жизни которого прошла в эмиграции, занимается русско-швейцарская семейная пара. Что бы ни писал Шультце — скалы Капри, залитую солнцем виллу на Лазурном берегу или заснеженные швейцарские Альпы — его картины неизменно отмечены типично русской лирической созерцательностью и как будто даже звучат тягучими северными напевами и едва уловимыми переливами никуда не спешащих среднерусских рек.
О своем открытии художника, его жизни и творчестве Posta-Magazine рассказали Беттина и Вадим Гончаренко.
Инна Логунова: Когда состоялась ваша первая встреча с работами Ивана Шультце?
Беттина Гончаренко: Это произошло около десяти лет назад. Мне показал их муж, который работает в аукционном доме Koller Auktionen. Это была любовь с первого взгляда. Мы стали искать информацию об этом художнике, что оказалось непросто, но крайне увлекательно, факты о его жизни и творчестве мы собирали буквально по крупицам. К 2014 году у нас был уже довольно большой архив документов, что позволило нам подать заявку на организацию Фонда Ивана Федоровича Шультце, который был официально зарегистрирован спустя полгода. Параллельно мы работали над каталогом произведений художника и книгой о нем, которая вышла в прошлом году.
— Почему о нем так мало известно? Расскажите о его судьбе.
Вадим Гончаренко: До революции Шультце был довольно известным художником, много выставлялся, его работы покупала царская семья. Иван Шультце родился в 1874 году в семье потомственного почетного гражданина Санкт-Петербурга. Живописью он стал заниматься довольно поздно, когда ему уже перевалило за тридцать, до этого времени он был успешным инженером-электриком. Среди его идей, например, — строительство гидроэлектростанции на водопаде Иматра в Финляндии.
Судьбоносную роль в жизни Шультце сыграл Константин Крыжицкий, признанный мэтр-пейзажист, который, увидев его наброски, пригласил в свою мастерскую при Академии художеств. Другим его учителем был Архип Куинджи, также преподававший в академии. С Крыжицким же Ивана Шультце связывала большая дружба, они вместе ездили в экспедицию на Шпицберген, результатом которой стала большая выставка в Товариществе художников Санкт-Петербурга, на которой Шультце представил более двадцати работ. В 1911 году Крыжицкий покончил жизнь самоубийством, что было для Шультце большим потрясением — он потерял наставника и лучшего друга.
Революция вынуждает Шультце уехать за границу. С 1917 по 1919 годы он много путешествует по Франции, Италии, подолгу живет в Швейцарии, рисуя альпийские пейзажи Санкт-Морица, Давоса, Шамони. Собственно, поэтому многие его работы осели в швейцарских частных коллекциях. Но он был известен по всей Европе — так, в 1927 году он даже получил французское гражданство за заслуги перед республикой.
Иван Шультце. «Арктический пейзаж. Шпицберген», 1910 г.
Иван Шультце. «Солнечный полдень»
— В чем вы видите задачу Фонда Шультце?
Беттина Гончаренко: Мы хотим вернуть имя этого замечательного самобытного художника, незаслуженно забытого на родине в послереволюционные годы, в историю русского искусства, восстановить как можно более подробную картину его жизни и творчества.
— Вы организовывали другие выставки Шультце?
Беттина Гончаренко: В прошлом году мы впервые показали картины Шультце в России на выставке в Самарском областном художественном музее. Московский проект — гораздо более масштабный и полный. И помимо его картин из частных коллекций из Европы, России, Канады и петербургского Музея Арктики и Антарктики, мы представим многочисленные почтовые открытки 1912-1916 годов с репродукциями его пейзажей. Открытки — это целое художественное явление того времени, на них печатались картины крупнейших мастеров — Репина, Куинджи, Архипова, Маковского, Сурикова и других.
— В вашей семье есть картины Шультце?
Беттина Гончаренко: У нас дома шесть работ.
— Как вообще сейчас обстоят дела с русским искусством на европейском арт-рынке?
Вадим Гончаренко: Рынок русского искусства постепенно оживляется после затяжного кризиса, начавшегося в 2010-2012 годах, но цены остаются довольно низкими. Так, возьмем самое известное аукционное имя — Айвазовского: если раньше он продавался за 1-3 млн фунтов, то сегодня эстимейт его картин варьируется в пределах 300-500 тыс. фунтов. Наши «шестидесятники» — Дмитрий Краснопевцев, Владимир Немухин, Вячеслав Калинин и многие другие, которые десять лет назад стоили десятки и даже сотни тысяч долларов, сейчас оцениваются в 5-20 тыс. Но ситуация меняется, что отчасти связано с приходом на рынок нового поколения коллекционеров.
Иван Шультце. «Скалы Фаральони, Капри»
Иван Шультце. «Море»
— У вас большая семья. Беттина, быть матерью четырех детей — это работа?
Беттина Гончаренко: У нас двое семнадцатилетних мальчиков-близнецов и две дочери 13 и 7 лет. Я счастлива, что могу посвятить себя семье и при этом заниматься любимым делом вместе с мужем. Я бы не смогла каждый день ходить в офис, оставляя минимум времени на детей и передоверяя их няне.
— Чем увлекаются ваши дети? Они переняли ваш интерес к искусству?
Беттина Гончаренко: Мальчики — спортсмены, они плавают. Один из них постоянно спрашивает Вадима о его работе, интересуется его мнением о том или ином произведении искусства, а второй — больше любит футбол. Старшая дочь тоже плавает, о будущей карьере пока не задумывается. Младшая увлечена танцами, занимается балетом, мечтает стать профессиональной балериной, но, думаю, она для этого крупновата. Время покажет. (Смеется.)
Иван Шультце. «Лунная дорожка на воде»
Иван Шультце. «В саду виллы „Киприда“, Кап-Мартен»
— Как и где вы познакомились? В Швейцарии, в России?
Беттина Гончаренко: Это очень забавно — мы встретились на отдыхе в Египте. Курортный роман, который продолжается уже двадцать лет.
— Ваши дети, наверное, билингвы?
Беттина Гончаренко: О нет, они почти не говорят на русском, это его недоработка. (Смеется.)
Вадим Гончаренко: Да, признаю, моя ошибка. Швейцарский немецкий у меня как родной, дома я говорю только на нем, мне так проще. Дети понимают русский язык, но, к сожалению, не говорят. Сыновья и старшая дочь ходили в детский сад при Русской православной церкви в Цюрихе, но когда поступили в обычную швейцарскую школу, многое забыли. Правда, с возрастом они все больше хотят выучить русский.
— Интересно, какой интерьер у вас в доме?
Беттина Гончаренко: Довольно эклектичный, мы оба любим и современность, и антиквариат, время от времени покупаем вещи на аукционах — но только то, что нравится обоим. И вот с этим порой бывает непросто. (Смеется.)
Вадим Гончаренко: Например, в гостиной у нас стоит комод времен Людовика XIV, современный дизайнерский шкаф, на стене — небольшая картина Айвазовского. Одним словом, сплошное смешение эпох и стилей.
Иван Шультце. «Лыжня, Верхняя Савойя, Франция»
Иван Шультце. «Свечение снега»
— Беттина, вы, как и Вадим, часто бываете в России. Что нравится, что нет?
Беттина Гончаренко: Я все люблю — людей, кухню, Москву... Пожалуй, нет такого, что мне в России не нравится. Хотя нет, есть одна вещь — московский трафик. Это ужасно, когда из одного места в другое приходится добираться два часа. Но с этим можно смириться, потому что главное, конечно, — люди, теплые и гостеприимные.
Иван Шультце. «Зимнее утро в Энгадине»
Иван Шультце. «Зимний день в Энгадине»
Детали от Posta-MagazineВыставка «Волшебный свет Ивана Шультце» открыта с 17 февраля по 2 апреляМузей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, 23/9
posta-magazine.ru
Возвращение. Ivan Fedorovich Choultse. Иван Федорович Шультце.
На просторах интернета увидела картину, выставленную на аукционе. Была удивлена, прочитав, что автор полотна - неизвестный для меня русский художник.
Шультце Иван Фёдорович - живописец, пейзажист. Ученик замечательного художника Константина Яковлевича Крыжицкого. Годы жизни указаны разные 1877 — 1932, 1874 — 1937, 1874 — 1939.
Иван Фёдорович принимал участие на выставках Академии Художеств, Общества им. К.Я. Крыжицкого, Товарищества художников, на 1-ой и 2-ой выставках Общества художников-индивидуалистов.
Вечер на Капри
Восход на Капри
Закат на море
Иван Федорович Шультце считается непревзойденным мастером лирического пейзажа. Его умение тонко передавать лунный и солнечный свет до сих пор восхищает истинных ценителей жанра.
Лунный берег
Лунная дорожка
Перед грозой
Летний день
Парк в Нескучном.Пруд
Церковь Покрова Божьей Матери,Ореанда,Крым
Зимнее утро
Зимнее утро
Залитый солнцем зимний лес
Павловск
В начале нового столетия Шультце стал постоянным участником крупных галерей Москвы и Санкт-Петербурга.Император Николай II назначил его придворным художником,разрешил выезжать работать за границу.Талантливый пейзажист много путешествовал по Европе,Африке,Азии.Побывал даже в Арктике.
На лыжах.Верхняя Савойя
Туман и мороз.Озеро Санкт-Мориц
Во власти зимы
Зимнее утро в Энгадине
Вершины в Энгадине
Зима
Полесская весна
Весна в Альпах
Шультце не принял революцию,поэтому в начале 20-х переехал во Францию,где занялся написанием и продажей картин.Художник много путешествовал.Работы Шультце выставлялись в известных галереях Парижа,Лондона,Нью-Йорка и Чикаго,неоднократно репродуцировались в специализированных изданиях Западной Европы и США.
Похоронен на кладбище Кокад в Ницце.
Источники:
https://en.wikipedia.org/wiki/Ivan_Fedorovich_Choults%C3%A9
http://artru.info/il/ar/15375/
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Ivan_Fedorovich_Choultse
http://kolybanov.livejournal.com/7885409.html
http://art.auction-house.ru/auction/lot/ivan-fedorovich-shultse-shulttse-zakat-zimoi/
art.mirtesen.ru
Картины Ивана Шультце, биография художника
Иван Федорович Шультце (21 октября 1874 г., Санкт-Петербург — 1939 г., Ницца) — русский живописец, пейзажист, писавший картины в стиле реализма. За свои удивительные произведения, наполненные яркими солнечными лучами, художник Иван Шультце удостоился от критиков звания «волшебник света». Ученик Крыжицкого и Куинджи.Особенности творчества Ивана Шультце: обладая невероятной способностью натуралистично изображать на холсте свет луны и солнца, живописец создавал поистине шедевральные полотна. Глядя на его картины, сложно поверить в то, что это нарисовано кистью и красками: пейзажи Шультце больше похожи на фотографии, слегка обработанные в графическом редакторе. Произведения этого гения лирического пейзажа наполнены нежной любовью к природе и романтизмом. Почитателями таланта Шультце, помимо коллекционеров и ценителей искусства из среднего класса, были члены царской семьи, а также ювелир Карл Фаберже. В 30-х годах прошлого века многие европейские художники копировали стиль Шультце, подражая ему, а то и полностью срисовывая его картины.
Известные картины художника Шультце: «Лыжня», «Море», «Во власти зимы», «Ницца в лунную ночь», «Павловск», «Парфенон после бури», «Вечер на Капри», «Летний день», «Весна в Альпах», «Закат на Адриатическом море», «Сад в Ницце», «Скалы Фаральони».
Картины Шультце: красота, запечатленная на холсте
Детство и юность будущего художника прошли в Санкт-Петербурге. Иван мечтал посвятить себя инженерному делу: юношу влекла к себе таинственная сила электричества, его способность создавать свет. Годы учебы на инженера не прошли даром: Иван Шультце размышлял над возможностью строительства гидроэлектростанции на водопаде Иматра, а полученное электричество он планировал использовать для освещения домов и улиц. К слову, электростанцию на водопаде построили в 1920 году, однако без участия Шультце.Сведений о том, как и когда Иван начал рисовать, нет. Его первыми работами считаются этюды, которые он показал известному русскому пейзажисту Константину Крыжицкому. Шультце тогда было за тридцать. Увиденное настолько поразило Крыжицкого, что он тут же предложил Ивану учиться живописи. Тот согласился: Крыжицкий был членом Академии художеств, учеба в которой считалась делом престижным и перспективным.
Картинам Шультце, написанным в период обучения, присуща стилистика швейцарского мастера живописи Александра Калама. Ивану нравились пейзажи Калама и он оттачивал свое мастерство, подражая этому художнику. Это заметно даже на полотнах с изображением арктических пейзажей — Шультце написал их во время экспедиции на остров Шпицберген, отправившись туда в 1910 году по приглашению Крыжицкого.
Дальше было признание публики, многочисленные выставки, популярность. Полотна Шультце стали активно покупать, особым спросом пользовались его пейзажи, сделанные в виде открытых писем. После революции 17-го года художник некоторое время не мог определиться с дальнейшими планами, пока в 1921 году не уехал в Европу. Там Шультце ждал успех: на выставках его наполненные светом невероятно реалистичные картины раскупались почти мгновенно, газеты восторгались талантом живописца. В 1927 году произведения Ивана Шультце пересекли пролив Ла-Манш, чтобы предстать перед английской публикой, а в 1928 году возможность увидеть волшебные пейзажи Шультце получили жители Америки.
Дальнейшая жизнь этого удивительного художника покрыта тайной: известно лишь, что примерно в середине 30-х Шультце уехал в Ниццу. Там он и похоронен, а на каменном надгробии 1939-й год указан как год его смерти.
Сегодня произведения Шультце украшают залы таких музеев, как Музей изящных искусств (Монреаль), Санкт-Петербургский Музей Арктики и Антарктики, Музей искусств (Индианаполис), Музей Хиллвуд (Вашингтон), Дагестанский музей изобразительных искусств и пр.
artchive.ru
Магия "волшебного света" – на выставке забытого художника Ивана Шультце - Рецензии - Музеи
До 2 июля 2018 года у нижегородцев есть редкая возможность увидеть более 50 работ художника из частных российских и зарубежных коллекций, музеев, а также из собственного собрания "Фонда имени И.Ф. Шультце". Картины, привезённые на выставку "Волшебный свет Ивана Шультце", можно увидеть в залах Нижегородского государственного художественного музея. Это уже четвёртая подобная выставка в России, далее она отправится во Владивосток.
На открытии руководитель и основатель "Фонда имени И.Ф. Шультце" Вадим Гончаренко увлечённо провёл экскурсию по выставке. Нас ждал подробный рассказ о работах мастера и основных вехах его творческой карьеры. Вадим - неутомимый исследователь и собиратель наследия художника - продолжает открывать для себя и нас "забытого" творца. Невероятные находки информации о семьи Шультце поступают чуть ли не ежедневно. Судьба потомков успешного художника, как оказалось, связана с Нижегородской областью.Иван Шультце. "Лунный свет на воде". Фото: пресс-служба НГХМ
Его дочь, оставшись в их имении в селе Тростянец (на юго-востоке Винницкой области Украины), трудно пережила непростые годы. Второго её мужа арестовали и расстреляли, а она как жена "врага народа" была отправлена с дочерью (внучкой художника) в колонию поселения в посёлок Красные Баки в Нижегородскую (тогда Горьковскую) область. Там они жили, там же были и похоронены. Три картины из их семейного архива представлены в самом начале выставки. К счастью, жив правнук Шультце. Сейчас ему более 70 лет, живёт он в Новосибирске. Кроме живописных полотен на выставке представлена коллекция оригинальных открыток периода 1912-1916гг. На популярных в те годы "открытых письмах", как именовали тогда открытки, изображали картины многих известных отечественных художников. Не стали исключением и работы Ивана Шультце. Романтизм, но вместе с тем реализм, лирика, возвышенная плавность и мягкость присуща его стилю.Иван Шультце. "Бег на лыжах, верхняя Савойя". Фото: пресс-служба НГХМ
"Портретист аналитической природы", — так говорят о нём, а Природа – одушевлённое создание, к которому не применим бездушный термин "пейзаж". Три стихии: небо, земля и вода – главные герои его картин. На них практически всегда пустынно. Иногда мы видим на удалении силуэты лыжников, крестьян или животных. Но выписаны они скорее схематично, как часть пейзажа. Человек здесь ещё не испортил своим присутствием естественную красоту жизни. Недаром одна из представленных работ носит название "Царство тишины". На выставке можно увидеть самую знаковую его работу – "Ноябрьский вечер", положившей начало европейской славе Ивана Шультце. Величественные горы, мягко укрытые пушистым снегом деревья, зеркальное отражение неба в безмятежном спокойствии на водной глади. Солнце, или же луна словно прячутся в кронах деревьев от зрителя. Холодные льды Арктики и Лазурное побережье Средиземного моря, Альпы и среднерусские равнины – путешествие по Европе можно совершить, прогулявшись по залам Музея. Его работы выполнены без какого-либо смыслового сюжета. От зрителя требуется только созерцать первозданную прелесть чистоты. Нам отведена лишь роль наблюдателя на небольшом расстоянии, без погружения внутрь. Этот притягательный мир всегда немного иллюзия, он похож на иллюстрацию волшебной сказки из детства. В творческом почерке художника, тем не менее, чувствуется сдержанная немецкая педантичность, обязательная внимательность к деталям.Иван Шультце. "Волны на берегу". Фото: пресс-служба НГХМ
Иван Шультце – потомок обрусевших немцев, его родители были состоятельными людьми, да и сам он никогда не испытывал нужды, о которой традиционно принято говорить, описывая быт художников. Напротив, Иван Фёдорович не скупился на краски и холсты. До сих пор его работы сохранились в прекрасном состоянии! У него была возможность много путешествовать по всему миру. Помощь покровителей позволила ему заниматься любимым делом. Судьба была к нему благосклонна, а на высокомерное отношение к себе и своим работам коллег по цеху он отвечал тем же. Изначально, инженер по образованию, будучи уже достаточно взрослым, Шультце учился у Архипа Куинджи и Константина Крыжицкого. Обучение живописи длилось недолго – смерть обоих учителей в 1910-1911гг. помешала дальнейшему обучению. Продолжив самообразование, Иван Фёдорович участвовал в различных выставках, организуемых Академией художеств и Товариществом художников Москвы и Санкт-Петербурга в 1906-1916 годы. Шультце приобрёл наибольшую популярность уже после того, как его работами заинтересовались члены царской семьи. Он считался придворным художником императора Николая II. Тогда же его картины стали приобретать коллекционеры со всего мира, возможно поэтому их так много сохранилось. В послереволюционные годы он покинул Россию, и потому на долгие десятилетия был забыт на Родине. Классическое русское искусство, которое он представлял, шло вразрез с авангардными течениями в живописи тех лет, сказалась и прежняя близость к царской семье. Перебравшись во Францию в двадцатые годы прошлого века, он и там достаточно быстро стал популярен, многие его работы в эмиграции были выполнены по памяти, с долей ностальгии.Иван Шультце. "Ноябрьский вечер". Фото: пресс-служба НГХМ.
Первая выставка в Париже состоялась в 1922 году, через пять лет художник получил французское гражданство. В том же году в Лондоне состоялась его первая персональная выставка. Каждая последующая презентация завершалась одним и тем же результатом – его работы раскупали в первые же дни. 1930 году он поселился в Ницце, где и прожил до конца жизни.Возвращение на Родину – вот наиболее точный смысл этой выставки. Репатриация памяти посредством творчества большого мастера, миновав почти век забвения, доступна теперь и нижегородцам. Поверьте, фотографии картин Шультце, найденные в интернете, не смогут передать объём и волшебство, которые заключены в его пейзажах. Добро пожаловать на выставку!
Монографические выставкиwww.rewizor.ru