Карл Шпицвег или воплощение бидермейера. Шпицвег картины
Имя с открытки - Карл Шпицвег
ШПИЦВЕГ КАРЛ (Spitzweg, Carl) (1808–1885), немецкий художник, лидер живописи бидермейера.Родился в Мюнхене 5 февраля 1808. Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета- дипломированным провизором. С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины.
Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником. Он мог остаться одним из тысяч непризнанных артистов, и ничто не спасло бы его от бедности и одиночества в старости.
Англичане в окрестностях Рима
Но случилось так, что дан был ему талант. Не глобальный гений, но маленький уютный талант, обаятельный добродушный дар видеть жизнь в ее прелести, а, главное, находить эту прелесть там, где больше никому ее искать бы в голову не пришло.
Воскресный охотник
В Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось становиться самоучкой.Копировал старых голландских мастеров, много путешествовал по Германии, побывал в Италии, Франции и ряде других европейских стран. Жил и работал в основном в Мюнхене и Берлине.
Удильщик
Создавал согретые теплым юмором сценки из жизни городских обывателей, войдя в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Среди его типичных картин, обычно небольших по формату, написанных сочным цветовым пятном, – Бедный поэт (1839, Государственные музеи, Берлин), Любовное письмо (1839, там же), Любитель кактусов (1845, Новая пинакотека, Мюнхен), Вдовец (1840-е годы, там же), Пикник (ок. 1860, музей собрания О.Рейнхарта, Винтертур), Девушки на холме (1873, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Созданные на основе богатейшего репертуара бытовых зарисовок и вобравшие в себя большой опыт этюдной работы на пленэре, картины Шпицвега в значительной мере предвосхищают импрессионизм, хотя их развернутая сюжетность – живописных новелл или поэтических анекдотов – остается еще чисто романтической чертой.
Шпицвег напоминает Андерсена. Он тоже рассказывает сказки - но у них не бывает плохого конца. В его картинах нет и капли андерсеновской печали и горечи. И главный герой его историй – он сам, над которым можно бесконечно посмеиваться.
...Вот он замер у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, и любуется своими уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы, которые очевидно наслаждаются и теплом, и светом, и вниманием хозяина, а самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек), даже наклонился вперед, навстречу человеку. Так и стоят, в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне,и кто знает, о чем их задушевный разговор?И дела им нет до того, с какой силой раскачивается ошалевший маятник. Часы летят... На полу - отработаное время, груды прошлого - кипы старых книг...Ну что ж, в конце концов, пусть летит, раз так заведено...Может, оттого жизнь и прекрасна, что преходяща!
Книжный червьЭто, пожалуй, самая известная и самая растиражированная картина Шпицвега. Ее без зазрения совести и без подписи используют для иллюстрации любого литературного мотива, на обложках CD с классической музыкой, на книжных торговых сайтах. Забавная и уютная, как почти все произведения Карла, она, по словам одого английского исследователя, червем вползает в сердце каждого заядлого книгочея. Еще бы! Кто бы не хотел оказаться на его месте? Забыться этак на месяц среди тысяч томов на стеллажах неопределенной высоты... Роскошная лепнина бездонных потолков, тусклый блеск бесконечных фолиантов в стёртой коже, особый, чуть пыльный, библиотечный дух, запах воска, чернил и вечности... Здесь можно забыть обо всем. А он и забыл! Одна книга зажата меж колен, другая прихвачена подмышкой, четвертая ждет своей очереди в руке, в третью буквально уткнулся носом - седой сутулый чудак в чулках и сюртюке, не замечающий, как в спину ему жарко светит весеннее солнце. «Книгохолику» достаточно луча, изредка протискивающегося в тесное окно, зачем ему эта обыденность там, на улице? Мечтателю довольно света, идущего из книг...
Бедный поэт
Видите чердак? На таких живут бедные поэты, умирающие от несчастной любви... И все как положено по правилам романтической бедности: матрас на полу, что-то ветхое сушится на веревке... Старые книги... Протекает крыша, и под зонтиком, подвешенным в углу, влюбленный в несуразном ночном колпаке, с первого взгляда убивающем возможность ответного чувства, вдохновенно сочиняет стихотворение о разбитом сердце... И как он прав: несчастные влюбленные во все времена – всего лишь нищие поэты... Эта картина прославила Шпицвега на весь мир. Между тем в Мюнхене, родном городе художника, она подверглась резкой критике. Некоторые исследователи считают, что Шпицвег изобразил здесь мюнхенского поэта Маттиаса Еттенхубера. Во времена Шпицвега очень популярна была тема юноши-поэта, полностью независимого от общества, который чужд каждодневным заботам и тяготам и живёт в прекрасном мире искусства.Шпицвег воспроизвёл романтическую обстановку, в которой должны обитать музы. На чердаке, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей поэт свободен, как птицы в небе. Однако он уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег. Может быть, потому, что поэт он бездарный, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, и за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить — пусть даже нищетой и комичным видом.Эта картина была похищена в 1989 году из замка Шарлоттенбург в Берлине. До сих пор не известно, где она находится.
ГеологВообще-то аптекари на таких чердаках не живут. Самые здравомыслящые и практичные люди, они во все времена были хорошо обеспеченой гильдией. И редко, как звезды, мелькали среди них чудаки и эксцентрики, как наш Карл. Решив оставить профессию аптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником, Шпицвег отлично понимал, что он рискует. Он мог бы остаться непризнанным мечтателем, и ничто не спасло бы его от бедности и одиночества в старости.
Любитель кактусов
Такая участь скорее типична для художника и поэта, равно - графомана или таланта. А вот поди ж ты, даны были ему и талант, и успех при жизни, и благополучие. И почти вся его биография состоит из рефренов: продал картину, уехал путешествовать по Германии; продал картину, уехал путешествовать, посетил Париж; продал картину, уехал путешествовать, посетил Прагу, Лондон, Вену, Антверпен... Пополнял свое недополученное образование, простаивая в музеях у полотен старых мастеров.
Концерт
Завсегдатай кафе, дамский угодник, шумный гуляка — таким был Шпицвег в молодости. Отцовское наследство и весёлый нрав помогали ему легко сходиться с людьми. Заказчиков на его картины становилось всё больше. Педанты из мюнхенской Академии художеств смотрели на произведения молодого живописца косо, но это, пожалуй, только прибавляло ему славы..
Писец
Шпицвег не упускал случая посмеяться над семейными людьми, обременёнными заботами, не понятными для холостяка. Он любил изображать пикники и прогулки, на которых самым забавным образом сочетались дородные бюргеры и роскошная природа южной Германии. Часто кажется, что его человечки нарочно «вставлены» в пейзаж.
Воскресная прогулка
Вот почтенный горожанин вывел домочадцев на воскресную прогулку за город. Вид у него решительный и сосредоточенный — руководство семейством требует огромной ответственности. Он держит за руку крошечную девочку в огромной шляпе, полностью скрывающей лицо. Для девочки, которая ещё не переросла колосьев, поле, должно быть, кажется зачарованным лесом, полным опасностей и скрытой жизни. Она не успевает вглядываться в соломенные глубины, поспевая за отцом. Следом, гордо выпрямившись, шествует мать семейства. За ней — старшая дочь. Эта девочка скоро достигнет возраста, в котором начинают мечтать о женихе. Она задумалась о чём-то своём, и полевые цветы начинают вянуть в тёплой руке. За девочкой следует озабоченная чем-то гувернантка. Замыкает семейное шествие мальчик. За ним не следят так строго, как за дочерьми, и вместо того, чтобы чинно идти по тропинке, он затеял охоту на бабочек.
Ловец бабочек
Было время, когда человек понимал язык трав и минералов, а животные и стихии служили ему. Теперь человек создал свой, искусственный мир и настолько привык к нему, что не способен уже найти общий язык с природой. Этот язык ещё доступен поэтам, но не учёным, желающим проникнуть в самые сокровенные тайны, не выходя из кабинета. Над учёными природа часто смеётся, устраивая сюрпризы, которые опрокидывают все теории и классификации.На картине Шпицвега маленький энтомолог, вооружённый только сачком, отважно проник в сердце джунглей. Впрочем, никаких опасностей не предвидится, и природа принимает гостя довольно тепло. Над ним приветливо склоняются сияющие зонтики пальм, любопытные цветы тянутся к человеку своими светлыми головками. А на согретой солнцем полянке резвятся бабочки, которые настолько велики, что просто не могут поместиться в сачок. Они кажутся шуткой природы, которая подмигивает своему исследователю, посылая ему слишком щедрый подарок.
Любовное письмо
Но судьба никогда не дает человеку всё, а за всё, что дает, аккуратно взимает плату.Он по-настоящему любил, пожалуй, только одну женщину, Клару Лехнер.
Как знать, может быть, это ее склоненная головка над цветами, справа в домике? Не оттого-то ли так ухожены цветы на подоконнике у нашего героя, что часто выглядывал с лейкой из окна?Она была замужем. В католической Баварии трудно было получить развод, и Клара умерла, не дождавшись освобождения.
Перехваченное любовное письмо
Шпицвег оставил дружеские пирушки и шумные собрания и зажил в почти отшельническом уединении. Он теперь почти не общался с женщинами. Путешествия, чтение, картины– «а дальше тишина».Приятно путешествовать — разъезжать по городам, осматривать новые места, заводить знакомства. Ещё приятнее приехать в гости к старому другу, которого давно потерял из виду и который внезапно обнаружился в небольшом городке. Хорошо знать, что тебя ожидает радостный приём, потому что кем бы ты ни стал, вы с хозяином — друзья юности, а это даёт человеку самые широкие права и привилегии.
Друзья юности
Старый чудак обосновался на окраине маленького городка. Его домик стоит в уютном уголке рядом с тенистой рощей. Этой рощицей он словно отгородился от города и его обитателей. К его дому даже нет подъезда — желающим попасть в него приходится бросать карету на просёлке и пересекать лужайку, расстилающуюся под белыми стенами, почти лишёнными окон. Должно быть, он давно уже разошёлся с людьми, которые считают его понятия о жизни безнадёжно устаревшими. Он создал свой маленький мирок, в котором живёт подобно сказочному королю-колдуну среди подданных, всецело зависящих от его воли, — кудлатой собаки, огромной агавы в кадке и розового куста, который, словно страж, охраняет калитку. Одиночество ничуть не угнетает добровольного отшельника, но он, конечно, рад старому другу, с которым есть о чём поговорить, с которым его связывает общее прошлое, а следовательно, и общие взгляды на жизнь. Кажется, что гость обладает неким могущественным талисманом, позволяющим ему проникнуть в зачарованный мир.
Дозорный-вязальщик
Во многих своих картинах Шпицвег воссоздавал атмосферу старинных европейских городов. При этом он не стремился к топографической или исторической точности и совершенно спокойно изображал на испанской или итальянской улице барочные дома родного Мюнхена. Создавая сценку из жизни средневекового города, Карл творил уютную сказку, мечту, живущую в душах людей, а не в летописях и учебниках истории. Шпитцвег создал больше 1500 картин и рисунков. Было в них очарование и утешение, которого всегда ждет душа человека, и неизменная уверенность в том, что жизнь и мечта не так уж далеки друг от друга...
Вечный жених
Шпицвег избегал и больших тем, и большого формата. Он рассказывал трогательные и забавные истории и любил казаться легкомысленным. «Если мудрые мысли приходили мне в голову, они ломали остриё моего карандаша», — говорил художник.
Купающаяся нимфа
Вначале картины К.Шпицвега не пользовались признанием у публики, поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень популярен.
Разносчик писем
В родном Мюнхене Шпицвега не очень любили. Только в 1868 году ему присвоили звание почётного члена мюнхенской Академии художеств. А по-настоящему Шпицвега признали только через два десятка лет после его смерти.
Художник в саду
Этому очень помогла выставка в Берлине, посвящённая столетию со дня рождения художника. Она произвела сенсацию — оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега. После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины.
Читающий газету в саду
Слава художника быстро росла инаконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета. В1869г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной Мюнхенской выставке среди прославленных европейских мастеров живописи- Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.
Серенада
Скончался 23 сентября 1885 года в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта. Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.
Искусство и наука
Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоёвывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.
http://www.art-in-exile.com/forums/ooaeiaeieee/172-eadhe-oieoeaaa.html
http://www.spitzweg.ru/galereya/
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Carl_Spitzweg
Лесная часовня
Вдовец
Спорящие монахи
Портретист
Итальянский уличный певец
Аромат роз
Роз без шипов не бывает
Прощание
За кулисами
Алхимик
В садике
rodich2007.livejournal.com
Карл Шпицвег или воплощение бидермейера – Ярмарка Мастеров
Доброго времени суток, дорогие рукодельницы!
Хочу рассказать вам о немецком художнике, картины которого очень напомнили мне стиль нашего Павла Федотова.
Карл Шпицвег родился в Мюнхене 5 февраля 1808. Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета- дипломированным провизором. С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины.
Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником.В Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось ему становиться самоучкой.Он копировал старых голландских мастеров, много путешествовал по Германии, побывал в Италии, Франции и ряде других европейских стран. А жил и работал, в основном, в Мюнхене и Берлине.
Создавал согретые теплым юмором сценки из жизни городских обывателей, войдя в историю как самый характерный и наиболее популярный представитель стиля бидермейер в живописи. Ведь в переводе стиль бидермейер - это стиль простодушного господина Мейера, т.е простого городского обывателя.
Картины Шпицвега идеальны для сочинений, которые практиковались в школе советских времен, на тему "Рассказ о картине".
Мне особенно нравиться эта:
Называется - "Читающий газету в саду". Читать то, он ее читает. конечно, но и на девушку смотреть не забывает:)
Предлагаю вам посмотреть на картины Карла Шпицвега и почитать истории
...Вот он замер у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, и любуется своими уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы, которые очевидно наслаждаются и теплом, и светом, и вниманием хозяина, а самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек), даже наклонился вперед, навстречу человеку. Так и стоят, в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне,и кто знает, о чем их задушевный разговор?И дела им нет до того, с какой силой раскачивается ошалевший маятник. Часы летят... На полу - отработаное время, груды прошлого - кипы старых книг...Ну что ж, в конце концов, пусть летит, раз так заведено...Может, оттого жизнь и прекрасна, что преходяща!
Кто бы не хотел оказаться на его месте? Забыться этак на месяц среди тысяч томов на стеллажах неопределенной высоты... Роскошная лепнина бездонных потолков, тусклый блеск бесконечных фолиантов в стёртой коже, особый, чуть пыльный, библиотечный дух, запах воска, чернил и вечности... Здесь можно забыть обо всем. А он и забыл! Одна книга зажата меж колен, другая прихвачена подмышкой, четвертая ждет своей очереди в руке, в третью буквально уткнулся носом - седой сутулый чудак в чулках и сюртюке, не замечающий, как в спину ему жарко светит весеннее солнце. «Книгохолику» достаточно луча, изредка протискивающегося в тесное окно, зачем ему эта обыденность там, на улице? Мечтателю довольно света, идущего из книг...
Видите чердак? На таких живут бедные поэты, умирающие от несчастной любви... И все как положено по правилам романтической бедности: матрас на полу, что-то ветхое сушится на веревке... Старые книги... Протекает крыша, и под зонтиком, подвешенным в углу, влюбленный в несуразном ночном колпаке, с первого взгляда убивающем возможность ответного чувства, вдохновенно сочиняет стихотворение о разбитом сердце... И как он прав: несчастные влюбленные во все времена – всего лишь нищие поэты... Эта картина прославила Шпицвега на весь мир. Между тем в Мюнхене, родном городе художника, она подверглась резкой критике. Некоторые исследователи считают, что Шпицвег изобразил здесь мюнхенского поэта Маттиаса Еттенхубера. Во времена Шпицвега очень популярна была тема юноши-поэта, полностью независимого от общества, который чужд каждодневным заботам и тяготам и живёт в прекрасном мире искусства.Шпицвег воспроизвёл романтическую обстановку, в которой должны обитать музы. На чердаке, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей поэт свободен, как птицы в небе. Однако он уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег. Может быть, потому, что поэт он бездарный, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, и за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить — пусть даже нищетой и комичным видом.Эта картина была похищена в 1989 году из замка Шарлоттенбург в Берлине. До сих пор не известно, где она находится.
А к этим картинам можно придумать истории самим:)
У меня. глядя на его картины, создается впечатление, будто я подглядываю за этими людьми.
Во многих своих картинах Шпицвег воссоздавал атмосферу старинных европейских городов. При этом он не стремился к топографической или исторической точности и совершенно спокойно изображал на испанской или итальянской улице барочные дома родного Мюнхена. Создавая сценку из жизни средневекового города, Карл творил уютную сказку, мечту, живущую в душах людей, а не в летописях и учебниках истории. Шпитцвег создал больше 1500 картин и рисунков. Было в них очарование и утешение, которого всегда ждет душа человека, и неизменная уверенность в том, что жизнь и мечта не так уж далеки друг от друга...
Вначале картины К.Шпицвега не пользовались признанием у публики, поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень популярен.
В родном Мюнхене Шпицвега не очень любили. Только в 1868 году ему присвоили звание почётного члена мюнхенской Академии художеств. А по-настоящему Шпицвега признали только через два десятка лет после его смерти. Этому очень помогла выставка в Берлине, посвящённая столетию со дня рождения художника. Она произвела сенсацию — оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега. После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины.
Слава художника быстро росла инаконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета. В1869г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной Мюнхенской выставке среди прославленных европейских мастеров живописи- Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.
Скончался 23 сентября 1885 года в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта.
Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоёвывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.
источник
http://rodich3007.livejournal.com/242264.html
www.livemaster.ru
Карл Шпицвег и стиль бидермейер
Мы с вами ещё не рассматривали очень интересный стиль в искусстве- БИДЕРМЕЙЕР.Прежде,чем мы познакомимся с одним из его представителей,нужно получше вникнуть в смысл этого слова.
Стиль получил свое название по псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Айхродт, и под которым печатал в журналах эпиграммы. Слово Bieder переводится как «простодушный, обывательский». В целом псевдоним означает «простодушный господин Майер»
Основная черта бидермейера — идеализм. В живописи преобладают бытовые сценки, а в других жанрах картины носят камерный характер. Живопись стремится найти черты идиллической привлекательности в мире маленького человека.
Карл Шпицвег.Автопортрет.
Один из наиболее крупных представителей живописи бидермейера, КАРЛ ШПИЦВЕГ 1808-1885гг, писал чудаков-обывателей, как их называли в Германии,филистеров, каким он был и сам.
Его герои -это маленькие люди провинции, поливающие розы на балконе, почтальоны, кухарки, писари.
В картинах Шпицвега есть юмор, он посмеивается над своими персонажами, но беззлобно. Сам он был человеком прогрессивным, принимал участие в революционном восстании 1848 года.
НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ.
Его отец был богатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета - дипломированным провизором.
С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и мог бы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрины.
«Книжный червь» ок. 1850, Германия, частное собрание
Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником.Но в Мюнхенской академии художеств Шпицвега сочли слишком взрослым для студента. Пришлось становиться самоучкой.
Первое время полотна художника Карла Шпицвега зрители не жаловали особым вниманием. Все кардинально изменилось, когда закончилась Парижская всемирная выставка в 1867 году. Бюро переводов опубликовало прекрасные отзывы о картинах. Живописец стал широко известен.
Слава художника быстро росла и наконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета.
В 1830—1860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине.
«Почтальон в Розентале» (около 1858г)Однако в родном Мюнхене Шпицвега не очень любили. Только в 60 лет он, наконец, получил звание почетного члена Мюнхенской академии художеств. В 1869 г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной выставке в Мюнхене среди прославленных европейских мастеров живописи — Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.ГеологА по-настоящему художника признали на родине только через два десятка лет после смерти. Этому очень помогла выставка в Берлине, посвященная 100-летию со дня его рождения. Она произвела сенсацию — оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега.Любитель кактусов После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины. Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоевывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега.Ловец бабочекКартины Шпицвега отличались умением подметить комическое в жизни, умением видеть и показывать смешное. Именно так он писал жителей городков – в смешном виде, но всегда с сердечностью и добрым к ним отношением. Шпицвег – типичный и наиболее известный представитель стиля бидермейер в искусстве.ДозорСкончался он в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта. Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.«Перехваченное любовное письмо»
В живописи направление бидермейер является ответвлением романтизма и отражается, как правило, в изображении бытовых сценок с тщательным прорисовыванием мелких деталей и идиллическим восприятием повседневной рутины.Со временем бидермейер распространился и на другие сферы жизни, прикладное искусство, дизайн мебели, моду и т.д.В России это направление было популярно при Пушкине, а его ярчайшими представителями в живописи были А.Г. Веницианов и В.А. ТропининВ начале ХХ века стиль бидермайер оценивался как пошлый и мещанский из-за присущим ему сентиментальности, идиллизации и камерности.«Вечный жених» (1860)Большим успехом пользовались полотна из серии «Вечный жених» (ок. 1860), в которых изображены сцены ухаживания немолодого и неловкого бюргера за очаровательными горожанками. Особую занимательность придают им фигуры любопытных соседей, выглядывающих из окон и дверей соседних лавочек.СеренадаБедный поэтЭта картина прославила Шпицвега на весь мир. Между тем в Мюнхене, родном городе художника, она подверглась резкой критике. Некоторые исследователи считают, что Шпицвег изобразил здесь мюнхенского поэта Маттиаса Еттенхубера. Во времена Шпицвега очень популярна была тема юноши-поэта, полностью независимого от общества, который чужд каждодневным заботам и тяготам и живёт в прекрасном мире искусства.Шпицвег воспроизвёл романтическую обстановку, в которой должны обитать музы. На чердаке, в комнатушке, лишённой мебели, под дырявой крышей поэт свободен, как птицы в небе. Однако он уже стар. То, что подошло бы романтическому юноше, делает смешным человека почтенного возраста. Должно быть, труды не приносят поэту ни признания, ни денег. Может быть, потому, что поэт он бездарный, чего за всю свою жизнь так и не понял. А возможно, от стихов вообще не следует ожидать материальных выгод, и за право вести поэтический образ жизни, за право творить нужно непременно заплатить — пусть даже нищетой и комичным видом.Эта картина была похищена в 1989 году из замка Шарлоттенбург в Берлине. До сих пор не известно, где она находится.
Воскресный охотник.Подслеповатый и уже полнеющий бюргер вышел на охоту. Розовые сапоги и зонтик на всякий случай – это юмор Шпицвега, а обед, бережно упакованный супругой, и початая (он же не пьяница) бутылочка вина – это не шутки, но обязательный компонент всякого выхода на природу. Наука и искусство. 1880Запах роз» (1845)
А этому как не стыдно. Ведь совсем ещё юноша, скорее всего студент, сам бы прекрасно смог устроится на месте того парня, а вместо этого, как старый козёл, подглядывает, делая вид, что нюхает куст розы. Нехорошо поступает юный книголюб, говорит нам господин Шпицвег.Купающаяся нимфаМанера написания и страсть к теплому колориту, жирные мазки и многоцветие в картинах выдают автора. Все его труды отдают привкусом этюдности, что объясняется богатым опытом наблюдателя и любителя пленэрных зарисовок, правда с небольшим искажением. Карл любил разбирать свои полотна по крупицам, как бы раскрывая суть сюжетной линии – так, для простоты восприятия, по–дружески рассказывая анекдоты в картинах.«Друг кактуса» (1856)Вот он замер у окна, по-птичьи склонив лысоватую голову, и любуется своими уродливыми колючими друзьями. Солнце сквозь огромное окно заливает комнату и кактусы, которые очевидно наслаждаются и теплом, и светом, и вниманием хозяина, а самый большой кактус (наверняка с пушистыми белыми волосами вместо колючек), даже наклонился вперед, навстречу человеку. Так и стоят, в зеркально симметричных позах, в приветственном поклоне,и кто знает, о чем их задушевный разговор?И дела им нет до того, с какой силой раскачивается ошалевший маятник. Часы летят... На полу - отработаное время, груды прошлого - кипы старых книг...Ну что ж, в конце концов, пусть летит, раз так заведено...Может, оттого жизнь и прекрасна, что преходяща!Воскресная прогулка. 1841
В картине «Воскресная прогулка» (1841, Зальцбург, Художественный музей) яркими светлыми тонами цветов написан пейзаж с полем пшеницы и шествующим по нему семейством бюргеров. Пятна зеленых зонтиков дам, их желтых соломенных шляпок привносят дополнительные цветовые доминанты в яркую гамму полотна.
Вдовец. 1845
Вдовец в парке, глядящий вслед двум хорошеньким девушкам
Любовное письмо. 1845-46 9
Юноша, изображенный за забором крошечного палисадника, делает знаки молоденькой служанке, читающей книгу своей старой хозяйке. При помощи немногих предметов Шпицвег умеет рассказать о быте своих героев, о размеренном укладе их жизни.
Читающий в саду газету. 1847
Спящий караульный. 1848
Рыболов. 1850
Художник, пишущий портрет. 1852-55
Серенада. 1854
В гареме. 1855
За кулисами. 1855-60
Алхимик. 1860
На пути в церковь. 1860
Подозрительный дым. 1860Нищий музыкант. 1860-65
Вертикально удлиненный формат картины позволяет передать сцену в пленэре, показав отражающую солнечный свет стену старого дома, игру света и тени на ее поверхности. Грустно смотрится фигура старого музыканта, разбудившего своей игрой ворчливого жителя дома, взирающего из окна верхнего этажа.
Девушка с козой в горах. 1861
Пикник. 1864
Сенокос в горах. 1865
Старый монах в уединении. 1870
Визит Светлейшего князя. 1870
Художник в саду. 1870
Ловля форели. 1875
Охотник, ищущий девушку. 1875
Задремавший ночной сторож. 1875
Писарь. 1880
Прачки у фонтана. 1880
Искусство Карла Шпицвега характеризует целую эпоху в истории немецкой живописи XIX столетия. Он занял в ней свое подобающее место как талантливый и самобытный художник.
Источники.
maxpark.com
Карл Шпицвег - Эпоха Романтизма
Карл Шпицвег. Автопортрет
Пожалуй, самым ярким представителем одного из вдохновенных периодов мирового искусства – романтизма, является Карл Шпицвег. Он родился в начале XIX века в Мюнхене, точнее, 5 февраля 1808 года в семье богатого коммерсанта, владельца особняка в четыре этажа. Как не странно, но судьба его творческого пути имела далеко не художественное начало. Лишь в 25 лет Карл стал тем, кем он стал – лидирующим последователем направления живописи Бидермейера (одно из ответвлений романтизма). И так, отец уготовил юному Карлу судьбу фармацевта. Юноша отучился в латинской школе, основанной при придворной аптеке и начал карьеру провизора, разрисовывая этикетки.
Решение о смене своего амплуа пришло к Шпицвегу под влиянием творчества Карла Кристиана Константина Хансена (датский художник первой половины XIX в.) и после посещения в 1832 году Италии с ее архитектурными изысками и шедеврами зодчества.
Несмотря на стремление стать художником и постоянные занятия живописью, Карл не был принят в Академию художеств и стал, по сути, самоучкой. Но каким! Его картины и шуточные миниатюры по сей день вызывают улыбку умиления и восхитительную реакцию обывателей на мелкие подробности жизнеописания простых горожан.
Например, работа «Воскресный охотник» (1845г.) прописана именно в манере бидермейера, с пристальным вниманием к мелочам – розовые сапоги, перепуганный образ горе – охотника, початая бутылочка вина, обед, завернутый добродушной женой. А в картинах «Охотник на бабочек» (1840г.), «Книжный червь» (1850г.) и «Друг кактуса» (1856г.), как и во многих других произведениях, чувствуется ироничное отношение Карла к недостаткам, фобиям и маниям людским.
Манера написания и страсть к теплому колориту, жирные мазки и многоцветие в картинах выдают автора. Все его труды отдают привкусом этюдности, что объясняется богатым опытом наблюдателя и любителя пленэрных зарисовок, правда с небольшим искажением. Карл любил разбирать свои полотна по крупицам, как бы раскрывая суть сюжетной линии – так, для простоты восприятия, по–дружески рассказывая анекдоты в картинах.
Несмотря на критику Академии художеств и косые взгляды сторожил живописного искусства той эпохи, Карл Шпицвег был любим, а творчество его приносило и приносит до сих пор радость даже самым заурядным созерцателям.
Скончался мастер в 77- летнем возрасте в собственной постели от инсульта, 23 сентября 1885 года в Мюнхене. Лишь спустя 20 лет талант его заслужил славы и внимания, благодаря выставке его картин по случаю юбилейной даты со дня кончины. Итог – наследие в полторы тысячи картин, набросков и акварели. А на его могиле постоянно цветут петуньи.
Страница 1-2-3-4-5
paintingromanti.jimdo.com
09:17 am - Карл Шпицвег (1808-1885)Не только среди врачей, но и среди фармацевтов было немало талантливых людей, оставивших свой след не только в науке, но и в искусстве. Один из них- Карл Шпицвег (1808-1885)- известный немецкий живописец.В записной книжке Шпитцвега есть слова,которым он был верен всю свою жизнь: «Мир следует романтизировать, чтобы снова найти его изначальный смысл». Это, пожалуй, самая известная и самая растиражированная картина Шпицвега. Ее без зазрения совести и без подписи используют для иллюстрации любого литературного мотива, на обложках CD с классической музыкой, на книжных торговых сайтах. Забавная и уютная, как почти все произведения Карла, она, по словам одого английского исследователя, червем вползает в сердце каждого заядлого книгочея Немного ЛЮБИТЕЛЬ КАКТУСОВ, 1850 НИЩИЙ ПОЭТ, 1839 биографииЕго отец былбогатым мюнхенским торговцем. Карл, средний сын в семье, по воле отца сначала стал помощником аптекаря, а после окончания Мюнхенского университета- дипломированным провизором. С детства он увлеченно рисовал, копировал картины старых мастеров и могбы всю жизнь проработать в аптеке, оформляя упаковки и витрин. Но в 25 лет Карл твердо решил оставить профессию aптекаря, обещавшую прочное положение, и стать свободным художником. Он мог остаться одним из тысяч непризнанных артистов, и ничто не спасло бы его от бедности и одиночества в старости. Но случилось так, что дан был ему талант. Не глобальный гений, но маленький уютный талант, обаятельный добродушный дар видеть жизнь в ее прелести, а, главное, находить эту прелесть там, где больше никому ее искать бы в голову не пришло.Слава художника быстро росла и наконец перешагнула пределы Германии. Картины Шпицвега покупали жители Вены, Парижа, Праги, Нью-Йорка. Среди заказчиков были император Фердинанд Австрийский и императрица Елизавета. В1869г. Шпицвега ожидал шумный успех на Международной Мюнхенской выставке среди прославленных европейских мастеров живописи- Гюстава Курбе, Камиля Коро, Шарля Добиньи, Теодора Руссо, Франсуа Милле, Эжена Изабе.Однако в родном Мюнхене он только в 60 лет наконец получил звание почетного члена Мюнхенской академии художеств. А по-настоящему художника признали на родине только через два десятка лет после смерти. Этому очень помогла выставка в Берлине, посвященная 100-летию со дня его рождения. Она произвела сенсацию - оказалось, что вся Германия давно знает и любит Шпицвега. После этого мюнхенские собрания живописи стали охотно приобретать его картины. Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоевывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега. отсюдаотсюда |
pheonae.livejournal.com
Германия на картинах Карла Шпицвега
Такие уютные романтичные картины,словно уносят нас в прошлое и очень хочется оказаться на одной из них,увидеть эту красоту своими глазами)Так сразу что-то захотелось отправиться в какое-нить путешествие по Европе)*вспоминает прошлый год*Карл Шпицвег (1808-1885) немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярких представителей стиля бидермайер.Бидермайер является ответвлением романтизма, пришедшего на смену ампиру. В бидермайере отразились представления «бюргерской» среды, формы стиля ампир преобразовывались в духе интимности и домашнего уюта. Для бидермайера характерно тонкое, тщательное изображение интерьера, природы и бытовых деталей.«Мир следует романтизировать, чтобы снова найти его изначальный смысл» - слова,которым он был верен всю свою жизньШпицвег напоминает Андерсена. Он тоже рассказывает сказки - но у них не бывает плохого конца. В его картинах нет и капли андерсеновской печали и горечи. Во многих своих картинах Шпицвег воссоздавал атмосферу старинных европейских городов. При этом он не стремился к топографической или исторической точности и совершенно спокойно изображал на испанской или итальянской улице барочные дома родного Мюнхена. Создавая сценку из жизни средневекового города, Карл творил уютную сказку, мечту, живущую в душах людей, а не в летописях и учебниках истории. Шпитцвег создал больше 1500 картин и рисунков. Было в них очарование и утешение, которого всегда ждет душа человека, и неизменная уверенность в том, что жизнь и мечта не так уж далеки друг от друга...Шпицвег избегал и больших тем, и большого формата. Он рассказывал трогательные и забавные истории и любил казаться легкомысленным. «Если мудрые мысли приходили мне в голову, они ломали остриё моего карандаша», — говорил художник.Шло время, и наивные истории из жизни мюнхенских чудаков завоёвывали мир. Во многих странах сейчас саму Германию представляют именно по уютным картинам Шпицвега. (с) clare11volshebny-mir.livejournal.com
Карл Шпицвег: жизнь и творчество художника
Карл Шпицвег (5 февраля 1808 года, Гермеринг — 23 сентября 1885, Мюнхен) — немецкий художник, рисовальщик и иллюстратор, один из ярчайших представителей стиля бидермайер.
Содержание
Биография Карла Шпицвега
Творчество Шпицвега
Работы художника
Картины Карла Шпицвега
Библиография
Биография Карла Шпицвега
Получил университетское образование фармацевта, работал сначала помощником аптекаря, а затем аптекарем. В то же время изучает живопись, учится на полотнах голландских мастеров ХVII столетия, выставленных в мюнхенской Старой пинакотеке.
В 1850 году едет снова со своим братом Эдуардом и другом Э. Шлейхом за границу — в Венецию, Париж, Лондон и в Бельгию. По возвращении из Парижа, с 1851 года живёт постоянно в Мюнхене, лишь изредка выезжая в Берлин (1856) и на летние месяцы в Поммерсфельден (1853 и 1855 годы).
Скончался в возрасте 77 лет, в собственной постели от инсульта.
Творчество Шпицвега
В 30-е и 40-е годы XIX века работает рисовальщиком и иллюстратором для сатирических журналов, например для «Летящих листьев» («Fliegende Blätter»).
Созданные им в этот период картины ироничны в изображении городской идиллии, жизни мелкого бюргера. Эти работы указывают на большой талант наблюдателя особенностей человеческой натуры, имеют ясную композицию и отображение игры света и тени, как и у голландских жанровых художников XVII века.
В конце 40-х годов Шпицвег совершает серию поездок за границу, в том числе в Прагу, Париж и Лондон, где открывает для себя пейзажную живопись Джона Констебля, а также творчество Эжена Делакруа и художников барбизонской школы.
С этого момента пейзажная живопись начинает играть большую роль в творчестве художника.
Вначале картины Карла Шпицвега не пользовались признанием у публики, поворотный момент наступил после Парижской всемирной выставки в 1867 году, после которой художник стал очень популярен.
Творческое наследие мастера огромно: он оставил после себя более 1500 картин, акварелей и набросков.
Работы художника
- Книжный червь
- Вечный жених
- Геолог
- Любитель кактусов
- Ловец бабочек
- Дозор
- Искусство и наука
- Читающий газету в саду
- Купающаяся нимфа
- Серенада
- Бедный поэт
- Разносчик писем
- Художник в саду
- Воскресный охотник
Библиография
- «Carl Spitzweg», G. Roennefahrt, Мюнхен 1960
- «Spitzweg», H. Feldbusch, Бергиш-Гладбах 1968
- «Die Welt der Malerei», Кёльн 1990
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Карл Шпицвег: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Карл Шпицвег: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru