Корреджо: картины и биография художника. Картины корреджо
Корреджо (Антонио Аллегри). Все картины художника
Поэма о Христе
Репродукция Мантеньи илиГольбейна — где тело, как пейзаж.Мы привыкли к искажённой были,К мёртвой яви и пейзаж сей — наш.
Как Христа мы снова распинаем,И не Казандзакиса романИстовые суетой — читаем.Мёртв Христос — и это наш изъян.
Жив Христос — и небеса над намиСуммою сияний — жив Христос — Утверждают. Ласковы с грехами,Не стяжаем мы духовных роз.
Воды Иорданские блистаютЖаркою и золотой парчой,И крещеньем света обнимаютСына Человеческого — стой!
Сына Человеческого данныйК обоженью путь не повторим! В нашей современности обманной — Был бы так нелеп. Иди же им!
Голубь в небе нежно золотится.Божий сын на проповедь идёт.Чёрные кругом, тупые лица,Бледных дел пустой круговорот.
Как ему, рождённому в пещереЦарскую стяжать, густую власть?Ехали волхвы, в событье веря.Ада зря алкала жертвы пасть.
Ехали по синему — и круглый — Снегу на верблюдах и ослах.Пастухи шли — ночь цвела абсурдной,Непонятной радостью в сердцах.
... в офисе закручена афера,Руки потирает толстый босс.Есть же, есть и преступлений мера.В сердце ли у всех рождён Христос?
Майстер Экхарт утверждал: РодитьсяВ Вифлееме мог и тыщу раз — Коли в сердце вашем не случитсяТо рожденье — ни о чём рассказ.
Вот в Египет бегство ключевое,Ибо ангел возвещал его.Что же дальше? Сердце беспокояДумаешь? Событий вещество
Тщишься ощутить — иль на ВостокеМудрость света постигал Христос?Но о том евангельские строкиУмолчат. Однако, есть вопрос.
Вот огонь чудесного улова — Ребе приобрёл учеников.Искушения в пустыне словоСвета отменило.Много словЗнаем мы, считая, что в союзеОные с извечным Словом Слов.Честолюбье кто теперь обузеУподобит? Мало кто готов.
... войны пёрли яро на реальность,Войны, где за веру лили кровь.Стрелы, копья, будто жизнь — банальность,И искажена окрест любовь.
В Иерусалим Христос входящий,Вот от алчных очищает храм.Вечери звучанье — настоящей,Не узнать такую людям, нам.
Кем Аримафейский был Иосиф,Кровь Христа собравший в чашу чаш?Бытия долг действием исполнивВ горький, запредельно сложный час.Ты велик, Христос — я знаю, знаю,Я — писатель — черезмерно мал.И — не за тебя, увы, страдаю,Суммою дурных ужален жал.
Ты велик — к тебе я припадаю,Животворно слово! ОживиДушу, коль её не постигаю — Коль она в грехах, почти в крови?
Сад, огнями полный, и пылаютФакелы в руках солдат, и вотВзят Христос, и страсти прободаютЛюд — его полно, чего-то ждёт.
Суд Пилата — суд не суд по сути.А легионеров бы послалПод зилотов их одев... Но путь сейНевозможен, пусть Пилат алкалНищего освободить такого.Но Закон высот не изменить.
Ежели Христос пришёл от слова,То по слову и событьям быть.
Бичевали, ярые, глумились,И венец терновый соплели.И в багровом облаке резвилисьГнева — плотяных забот кули.
Шёл Христос, он шёл, крестом сгибаем,В капсулы в песке творилась кровь.Кровь святая...Хохот, острых баекРвань, и любопытство — где ж любовь?
Шаровой её объём над нами.Нищим кто сегодня подаёт?Кто греха боится? Что ж — не пламя:Грех приятен, он едва ль сожжёт.
Шаровой объём любви над нами.Лабиринтом мук идёт Христос.Что вражду мы подняли на знамяНеуменья нашего вопрос — Неуменья подлинное видеть,Сущность отделить от мишуры.Поклоняйся! Вот тебе рок-идол! Радуйся — жизнь это род игры.
Церкви христианские не могутТрещины любовью исцелить.Нам своё важнее, утром — йогурт,И вообще мы любим сладко жить.
Мы святее! Ко Христу мы ближе! Межцерковный диалог нейдёт.Ничего не видим выше крыши.Не сужу я — размышляю.Вот.
Вот Христос идёт, крестом сгибаем.Вот распят. Воскрес. Лучится свет.Мы растём — и мерно созидаемЖизни сад.И вариантов нет.
gallerix.ru
Корреджо – биография и картины художника в жанре Высокое Возрождение, Маньеризм – Art Challenge
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Работал в Парме и Корреджо (от которого получил своё прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу. Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 гг.) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 гг., — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).Произведения Корреджо на мифологические темы («Даная», около 1526, Галерея Боргезе, Рим; «Похищение Ганимеда», около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отмечены утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.
Антонио да Корреджо (собственно Антонио Аллегри; итал. Correggio; Antonio Allegri; около 1489, Корреджо, Эмилия — около 5 марта 1534, там же) — итальянский живописец периода Высокого Возрождения. Работал в Парме и Корреджо (от которого получил своё прозвище), пользовался покровительством графини Корреджо поэтессы Вероники Гамбары, рекомендовавшей его мантуанскому герцогу. Испытал воздействие Андреа Мантеньи, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Доссо Досси. Исполненные мягкой грации и интимного очарования произведения Корреджо отражают постепенную утрату героических ренессансных идеалов, сложение новых художественных форм и принципов. В монументальной живописи Корреджо игривая лёгкость и декоративное изящество (росписи в монастыре Сан-Паоло в Парме, между 1517 и 1520 гг.) сменяются поисками динамической экспрессии: в росписях церкви Сан-Джованни Эванджелиста (1520—1523) и собора (1526—1530) в Парме сложные ракурсы и устремленная вверх вихреобразная композиция предвосхищают пространственные эффекты эпохи барокко. Станковые композиции Корреджо, проникнутые праздничным светским духом, отличаются интимной мягкостью образов, эффектностью грациозных поз и движений, динамической асимметрией композиции, светлым, нарядным, прихотливо-изменчивым колоритом («Мадонна со святым Франциском», 1514—1515, «Мадонна со святым Георгием», 1530—1532 гг., — обе в Картинной галерее, Дрезден; «Обручение святой Екатерины», Лувр, Париж). В целях усиления эмоционального звучания образов Корреджо иногда прибегает к эффектам контрастного ночного освещения («Поклонение пастухов», или «Ночь», около 1530, Картинная галерея, Дрезден).Произведения Корреджо на мифологические темы («Даная», около 1526, Галерея Боргезе, Рим; «Похищение Ганимеда», около 1530, Художественно-исторический музей, Вена) отмечены утончённым гедонизмом и эротикой, гибкостью композиционных решений.Сохранить
artchallenge.ru
Корреджо: жизнь и творчество художника
Корреджо (1494–1534) – итальянский художник, чьим настоящим именем было Антонио Аллегри.
Содержание
Биография Корреджо
Творчество Корреджо
Работы художника
Картины Корреджо
Биография Корреджо
Антонио Аллегри да Корреджо родился в городке Корреджо близ Модены около 1489, точная дата неизвестна. Прозвище Корреджо он получил из-за места рождения.
Учился у Бьянки Феррари в Модене, а после его смерти уехал в Мантую; там он видел произведения Андреа Мантеньи и его учеников.
Творчество Корреджо
Фундаментальное художественное образование в биографии Корреджо было получено от дяди Лоренцо Аллегри.
Ранние работы Корреджо показывают сильное влияние расходящихся стилей Мантеньи, Леонардо да Винчи (например, «Marriage of St. Catherine», национальная галерея Вашингтона, «Madonna of St. Francis», Дрезден).
Первым важным полномочием художника было оформление монастыря Сан-Паоло в Парме. Изображая впечатляющий массив богов в тимпанах, Корреджо добавил группу капризных мальчиков.
Корреджо было нарисовано множество мифологических сцен. Например, «Io» (Вена), «Danae» (Рим), «Antiope» (Лувр). В 1520 он начал работать над фреской в здании Святого Иоанна Евангелиста в Парме.
Несколько лет спустя Корреджо выполнил свой самый знаменитый проект «Assumption of the Virgin» в кафедральном соборе Пармы.
Он представил деву, окруженную тщательно детализированными апостолами, патриархами, святыми, появляющимися из облаков. Корреджо использовал смелые ракурсы для своих фигур.
Его иллюзионные оформления потолков, чувственные, мифологические картины оказали чрезвычайно большое влияние на художников стиля барокко. Наполненные чувством грации, нежности, работы характеризуются мягкой игрой цветов, света.
Другими знаменитыми работами в биографии Корреджо являются: «Madonna of St. Jerome» (Парма), «Adoration of the Child» (Уффици), «Madonna and Saints» (музей Филадельфии).
Работы художника
- Юпитер и Ио
- Даная
- Обучение Купидона
- Венера, Купидон и Сатир
- Рождество Христово
- Похищение Ганимеда
- Леда с лебедем
- Магдалина
- Отдых по пути в Египет
- Мадонна
- Святая Екатерина
- Эссе хомо
- Искушение
- Цыганская Мадонна
- Мадонна с ангелами
- Мадонна святого Георгия
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: all-biography.ru, calend.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Корреджо: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Корреджо: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Корреджо. Жизнь и творчество. — Artrue
Творчество и детали жизни Корреджо — последователя великого Леонардо.
Антонио Аллегри (Корреджо)
Антонио Аллегри (1489–1534), больше известный под именем Корреджо, среди всех многочисленных последователей Леонардо да Винчи едва ли не самый очаровывающий. Предположительно был учеником Франческо Бьянки Феррари. На него также оказали сильное влияние Андреа Мантенья, Рафаэль и Микеланджело. Мастер стремился к точной передаче индивидуальных особенностей изображаемых людей. Стал основоположником пространственных построений барокко, создающих иллюзию бесконечности небесной выси. Придавал большое значение свету и тональности, одним из первых начал разрабатывать эффект контраста света и тени. Отличительной особенностью манеры Аллегри является необыкновенная виртуозность в передаче светотени. Нередко она искупает анатомические погрешности и излишнюю экзальтацию в движениях.
Его имя Аллегри («веселый, радостный») содержит всю программу его самостоятельного творчества.
Отдых на пути в ЕгипетВероятно, в Мантуе, куда он прибыл в 1511 году, Мантенья стал его первым вождем. Все, что было создано реалистом и ученым Мантеньей, оставалось для Корреджо заповедным царством. Зато единственная вещь Мантеньи, проникнутая радостным настроением,— играющие на потолке Камеры дельи Спози нагие амуры с крыльями бабочек нравились ему, потому что были так шаловливы, так подвижны и веселы.
Из Мантуи, познакомившись с произведениями Леонардо, художник отправился вслед за ним в Милан. Он впервые увидел мягкое сфумато, так эффектно усиливающее чувственный тон настроения картины.
Дева Мария, поклоняющаяся младенцуПо ранним произведениям живописца можно проследить, как влияние Мантеньи сменяется влиянием Леонардо да Винчи и как постепенно формируется самостоятельный Аллегри. Мария в Уффици еще носит на голове платок матроны. Зато воздушный ореол облаков и хорошенький Младенец Христос уже предвещают настоящего Корреджо. Также он научился у Леонардо правилам пирамидального построения композиции, отличаясь в рамках этой схемы интересной самобытностью.
Известные работы
Явление Иисуса Христа Марии Магдалине, около 1523. Холст, масло, 130*103 см. Прадо, Мадрид. Художник достоверно передает чувства Марии Магдалины, первой из смертных, которой суждено было увидеть воскресшего Христа. На его слова: «Не прикасайся ко мне» она отвечает внутренним трепетом и страхом, что отражено в ее жестах и позе. Христос указывает левой рукой на небо, предрекая свое грядущее Вознесение. Поклонение мадонны младенцу, около 1524. Холст, масло, 81*67 см. Уффици, Флоренции. Композиция этой картины схожа с композицией написанного в 1530 Рождества (находится в Картинной галерее старых мастеров в Дрездене). Младенец Христос излучает сияние и озаряет интерьер, написанный мягкими тонами. Созданный мастером образ девы Марии покоряет своей одухотворенностью. Мистическое обручение святой Екатерины, около 1517. Дерево, масло, 105*102 см. Лувр, Париж. Св. Екатерина принимает из рук младенца Христа обручальное кольцо. Святой Себастьян присутствует при символическом обручении. На заднем плане картины вписаны сцены мученичества этих святых. Картина преисполнена благородства и высокой духовности. Как и в других произведениях художника, асимметрия оживляет композицию, строгая иерархия которой намеренно нарушена. Однако ее частично компенсируют колористические тона и ясное освещение лиц персонажей. Мадонна с младенцем и святыми, 1523. Дерево, масло, 205*141 см. Национальная галерея, Парма. Алтарная картина с Девой Марией, Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной и святым Иеронимом — одно из известнейших произведений мастера, передает целый спектр чувств: душевную мягкость Мадонны, нежность, благоговение окружающих ее людей. Композиционное построение искусно соединяет фигуры первого плана с изображением пейзажа. Художник оказал большое влияние на религиозное искусство Возрождения. Мягкий и спокойный колорит его произведений нашел продолжение в живописи барокко.Вознесение Богородицы. Произведение было одним из первых образцов эффекта барочного иллюзионизма. Его композиция весьма неординарна. На балюстраде, окружающей купольную фреску, изображены фигуры апостолов, в центре — Дева Мария. Ее окружают облака, на которых восседают ангелы, святые и патриархи, как будто растворясь в лучезарном свете. Фреска создает ощущение легкости, воздушности и бесконечности, достигаемое за счет искажения перспективы и тщательно продуманной передачи света. Возникает ощущение полной невесомости и бесконечности, исключительной пространственной глубины.
Серия картин
Семья Гонзага заказала мастеру пользующиеся мировой известностью картины, изображающие приключения влюбленного Юпитера. Не без основания было указано, что подобные темы вошли в моду только в эпоху барокко. Только этих четырех картин было бы достаточно, чтобы обеспечить художнику бессмертие.
При помощи светотени Аллегри лишил происходящее всего земнородного, всего грубо материального. Вы точно смотрите в сказочную страну, где движутся окутанные сумерками, загадочно улыбающиеся и все же бестелесные существа.
Ио и ЮпитерЭти полотна входят в цикл, сюжетом которого были любовные связи Юпитера. Две другие картины этого цикла — «Леда» и «Даная» — находятся в Берлине и Риме. Корреджо запечатлел основные моменты мифа: обратившись в тучу, Юпитер приблизился к Ио, чтобы заключить её в объятия; орел Юпитера хватает юного пастуха Ганимеда, чтобы унести его на Олимп. «Ио и Юпитер» знаменует высший подъем эпохи, когда проповедуемое Савонаролой умерщвление плоти сменилось торжеством чувственности. С какой рафинированностью заставляет художник мерцать сквозь облако руку и губы бога, с какой изысканностью волнующаяся светотень создает впечатление, будто тело Ио делает сладострастные движения.
artrue.ru
Корреджо (1489-1534)Литературный портрет одного из величайших художников эпохи Возрождения Антонио да Корреджо, оставленный нам его первым биографом Джорджо Вазари, страдает неполнотой и фактическими ошибками. Ряд его деталей носит характер штампа или анекдота и не вызывает доверия. Но одна черта, «чрезвычайно скромный нрав» мастера, кажется совершенно правдоподобной. Не случайно Вазари не удалось разыскать о его жизни сколь-нибудь существенных подробностей. В ней нет фабулы, приключений, дальних странствий, привкуса величественного и необычайного. И в искусстве Корреджо преобладают образы женственно мягкие, деликатные, внешне неброские, исполненные простоты, милой застенчивости и внутреннего света.
О характере художника свидетельствует и география его жизненного пути. Он родился в североитальянском городке Корреджо, с именем которого и вошел в историю искусств. Все живописцы, скульпторы и архитекторы, великие и незаметные, стремились в прославленные центры итальянского искусства—Рим, Флоренцию, Венецию. Но Корреджо, если и побывал в Риме —о чем до сих пор ведутся споры,—то мимоходом. Вообще же он не выезжал надолго из своего дома — никуда, за исключением Пармы, лежащей всего в двадцати милях от Корреджо. Однако в своем искусстве Корреджо отнюдь не был провинциалом. Воздушная леонардовская светотень, грация и простота рисунка Рафаэля, сложнейшая пластика Микеланджело и новейшие маньеристические художественные веяния нашли место в его творчестве. Гениальная одаренность, видимо, позволяла мастеру самым плодотворным образом использовать свои кратковременные отлучки из родных мест. О том, у кого учился Антонио, можно лишь догадываться. В окрестностях его родного города не было сколь-нибудь значительной художественной школы. А те художники, в которых гениальный юноша мог бы найти себе достойных учителей, жили на весьма значительном расстоянии от Корреджо. В Мантуе до 1506 года трудился великий Андреа Мантенья, в Милане между 1507 и 1513 годами—Леонардо да Винчи. Но чьими бы уроками ни пользовался Антонио, уже в юности он исполнял ответственные заказы. А алтарный образ для наиболее видной церкви в Корреджо Сан Франческо, контракт на исполнение которого он подписал 30 августа 1514 года, был несомненно наиболее значительной работой, которую мог предложить его родной город. Ныне эта превосходная картина хранится в Дрезденской галерее, давая наиболее ясное представление о раннем стиле мастера и о его дальнейших устремлениях. Полотно изображает Богоматерь с младенцем и предстоящими избранными святыми: Франциском Ассизским, Антонием Падуанским, Катериной Сиенской и Иоанном Крестителем. Выбор лиц был, конечно, продиктован заказчиком, духовенством церкви Сан Франческо. В задачу художника входило в соответствии с традициями искусства Высокого Возрождения превратить алтарный образ в живую сцену. И в том, как он это сделал, проявились и уроки, взятые им у других мастеров, и своеобразие его натуры. Корреджо соединяет фигуры строгой симметричной композицией: Мадонна с младенцем на коленях помещается на высоком троне, а святые парами стоят по сторонам у его подножия. Ближние, Антоний и Катерина, молитвенно устремляют к ней взоры, дальние, Франциск и Иоанн, обращаются к зрителю. Мадонна ласковым жестом отвечает на молитвенный призыв святых, младенец благословляет зрителей. Таким образом, все персонажи оказываются гармонично связанными между собой и с внешним миром. Архитектурное обрамление сцены фантастическим образом сочетается с ее пейзажным фоном: Мадонна и святые располагаются под сводами, которые поддерживаются великолепной колоннадой, задуманной, очевидно, как продолжение главного нефа церкви Сан Франческо, как ее алтарная часть; но вместе с тем босые ноги святых стоят на земле, покрытой кудрявой травянистой растительностью, колоннада позади трона Мадонны заканчивается высокой аркой, открывающей вид на панораму зеленых текучих холмов под высоким облачным небом, и под сводами храма вместо обычного сумрака, словно под открытым небом, царит мягкое сияние погожего летнего дня. Очаровательный пейзаж превращает изображение обрамленного колоннами алтаря в картину райского блаженства святых, наслаждающихся вечно созерцанием ликов Мадонны и Спасителя. О том, что перед зрителем и в самом деле райское видение, свидетельствуют фигурки ангелочков, поддерживающих трон и парящих по сторонам от него, а также детские головки херувимов, вырисовывающиеся на облаках. Каково происхождение приемов, использованных мастером в этом алтарном образе? Строго симметричная структура—это «общее место» в алтарных картинах. Так писали их не только по всей Италии, но и в других европейских странах. Но вот подчеркнутая тектоничность группы главных шести персонажей, образующих пирамидальную композицию, напоминает о поисках Леонардо, благородное архитектурное обрамление говорит о знакомстве с произведениями Рафаэля и Андреа дель Сарто, певучий пейзажный фон является находкой североитальянских живописцев, таких как Джованни Беллини и Джорджоне, а гармоническое сочетание природы и архитектуры свидетельствует об интересе к античным памятникам. Леонардо напоминают также как бы скрытые полуулыбки Мадонны, Крестителя и св. Франциска, мягкое свечение человеческой кожи, воздушная дымка в тенях; у Рафаэля заимствованы стремление к певучей плавности, благородной простоте контуров, и чистота ликов, прелесть детских фигурок, нежность и внутренняя цельность образов. Наконец, сложные ракурсы, в которых написаны фигурки парящих ангелочков, возможно, объясняются внимательным изучением картин Мантеньи, а сложная изящная поза Иоанна Крестителя, кажется, навеяна искусством Микеланджело и предвосхищает опыты первого поколения маньеристов. Все то, чему Антонио научился у других художников, на его картине выступает не в случайном эклектическом смешении, но преобразуется и сочетается в органическое единство, в новый, корреджиевский образный строй. Сердце его было горячей и целомудренней, чем у Леонардо, мягче, чем у Рафаэля, и в отличие от всех великих мастеров Высокого Возрождения его мироощущение отличалось сильной мистической окрашенностью. Поэтому улыбки его героев не загадочны, как у Леонардо, а скромны, отражают внутренний свет и деликатность души. Леонардовская светотень у Корреджо становится более напряженной, не только помогая художнику в изображении реального мира, но и делая явственным незримое духовное сияние. Так светится обнаженная фигурка Христа на фоне одежд Мадонны. Контуры и поверхности трактуются у Антонио еще нежней, чем у Рафаэля. Его идеал не только более женственный, но, пожалуй, даже младенческий. Не случайно он вводит в свою картину такое количество детских фигурок. Младенческая невинность, трогательность пухлых неловких фигурок были близки его душе. Сложность ракурсов и поз у Корреджо не столько отражает интерес к исследованию реального мира, как у его предшественников, сколько динамику его внутреннего мира. С их помощью он пытается насытить картину движением, но не для того, чтобы она выглядела естественной, а чтобы выразить чудесную необычайность происходящего. Наконец, пейзаж у Антонио, как и у венецианцев, играет роль нежного лирического аккомпанемента благоговейным чувствам персонажей. Но в отличие от них архитектурное обрамление у него одевает природу в благородную одежду целомудренной скромности. Без нее пейзаж был бы слишком сладостным, манящим, что могло бы оскорбить деликатного зрителя. Сочетание архитектуры с пейзажем у Корреджо как бы вторит смущенным улыбкам его святых, благодаря которым они так просто и непосредственно общаются со зрителем и меж собой. Все замечательные особенности корреджиевской живописи, наметившиеся в алтарной картине церкви Сан Франческо, вскоре развились в совершенстве. Уже в первой половине 1520-х годов он исполняет росписи купола церкви св. Иоанна Евангелиста в Парме, которые настолько поразили современников, что художник оказался буквально завален заказами. Здесь в головокружительной перспективе Антонио изобразил чудесное видение: Христа, парящего в заоблачной выси, и апостолов, восседающих на облаках, которые спускаются на землю для последнего суда над миром. В этих росписях на столетие с лишним предвосхищены искания позднейших перспективистов и художников эпохи барокко. Л в картине «Ночь» из Дрезденской галереи, написанной в эти же годы и изображающей Рождество Христово, задолго до Эль Греко и Караваджо, свет из объективного фактора, с которым приходится считаться художнику, становится в его руках послушным орудием, способным выразить то, что невидимо глазу. Тело обнаженного младенца Иисуса и лицо Марии на этой картине сияют таким нестерпимым светом, что одна свидетельница происходящего невольно щурится и прикрывает рукой глаза. Мягкость, присущая кисти Корреджо, достигает своего апогея в мифологических картинах 1530-х годов, где обнаженные тела на фоне природы исполнены несказанной нежности и умиротворения. Здесь художник выступает предтечей фламандской школы живописи XVII столетия. Скромный, поглощенный своим искусством Антонио носил фамилию Аллегри, что значит «веселый». И, думается, она хорошо подходила мастеру, от произведений которого всегда веет возвышенной радостью, весельем духа. О природе нрава художника хорошо говорит образ св. Франциска на алтарном образе церкви Сан Франческо, в котором он, по мнению одного исследователя его творчества, запечатлел свои черты. Г. ГРИБКОВ Картины КорреджоКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Корреджо - Лучшие картины художников
Корреджо (ок.1489-1534). Настоящее имя художника — Антонио Аллегри (псевдоним «Корреджо» напрямую связан с названием местечка близ Модены, где он родился).
Учился в Модене в мастерской Бьянко Феррари, после смерти которого перебрался в Мантую, где познакомился с произведениями Андреа Мантеньи и его учеников. В ранних работах Корреджо (особенно в жестах персонажей) угадывается и влияние Леонардо, однако неизвестно, где и когда он мог видеть его полотна. Также источником вдохновения для Корреджо, безусловно, были фрески Микеланджело и Рафаэля, хотя Вазари утверждает, что он никогда не бывал в Риме. Возможно, художник был знаком с работами этих мастеров по рисункам и гравюрам, сделанным с них и широко распространившимся в те годы по всей Италии.
В 1518 году Корреджо переехал в Парму, где получил первый крупный заказ на роспись покоев аббатисы монастыря Сан-Паоло. В этой работе, особенно в росписи сводчатого потолка, художник использовал приемы иллюзионизма, восходящие к творчеству Мантеньи. В 1520-1522 годах Корреджо выполнил роспись купола церкви Св.Иоанна Евангелиста «Вознесение Христа», а шестью годами позже — роспись купола Пармского собора «Вознесение Марии», в которых использовал те же принципы композиционного построения, еще решительнее обозначив ракурсы и глубину пространства. Эти фрески стали образцом для многих последователей Корреджо.
В поздний период творчества мастер писал многочисленные полотна на мифологические, аллегорические и религиозные сюжеты. Среди них — «День, или Мадонна со св.Иеронимом» (ок.1528), «Ночь, или Поклонение пастухов» (ок.1530), «Леда и лебедь» (ок.1532) и «Юпитер и Антиопа» (1521-1525) и др.
Корреджо отличался исключительным трудолюбием и редкой скромностью. В отличие от большинства своих современников, он не стремился обрести влиятельных покровителей и пожинать плоды своей славы в одном из крупных художественных центров Италии, довольствуясь тихой и размеренной жизнью в Мантуе, Модене, Парме и своем родном Корреджо, где он умер в 1534 году.
vissage.ru
АНТОНИО КОРРЕДЖО - Художники Ренессанса
Антонио Корреджо
Антонио Корреджо
Антонио Корреджо (Correggio, Antonio Allegri). Род., вероятно, в 1487 или 1488 году, ум. в 1534 г. в Корреджо. По-видимому, ученик своего дяди Лоренцо и Франческо Бьянки - Феррари; позднее формировался как художник под влиянием Коста. Работал в своём родном городе, а с 1518 г. — главным образом в Парме.
Биография
Во втором десятилетии XVI века в Корреджо и других небольших городках Эмилии - области северной Италии - начал свою деятельность художник, которого следует считать одной из первых величин итальянского Возрождения. Это был Антонио Аллегри, прозванный Корреджо. Художник родился в семье купцов среднего достатка. Отец, желая дать сыну хорошее образование, определил его к нескольким учителям. У одного из них Антонио изучал язык и литературу, философию, а также математику и анатомию - это был известный медик Джованни Ломбарди. С последним у Корреджо на всю жизнь сохранились дружеские отношения. Возможно, что портрет так называемого "Медика" из Дрезденской галереи - это изображение Ломбарди.
Однако ученая карьера Антонио не состоялась. Он чувствовал непреодолимое влечение к живописи и проявлял к ней несомненные способности. Живопись Корреджо начал изучать у своего дяди, посредственного художника, но основную выучку прошел в Модене в мастерской Бианки Феррари. Об этом свидетельствует и несомненное влияние моденской живописи в ранних произведениях Корреджо. По возвращении на родину Корреджо вскоре становится известным живописцем и получает большой заказ в Парме, главном городе Эмилии. Ему было предложено расписать несколько помещений монастыря св. Павла, игуменья которого была известна своей оригинальностью и своенравием. Возможно, этим объясняется специфика сюжетов, выбранных Корреджо. Им были совершенно исключены религиозные сцены и изображены мифологические сюжеты, В столовой на стене он пишет фреску "Возвращение Дианы с охоты", а потолок расписывает в виде беседки, увитой гирляндами зелени. Сквозь нее в овальные проемы выглядывают пути. несущие охотничье снаряжение и трофеи Дианы. Изображенные здесь путти - одна из лучших декоративных работ того времени по изяществу форм и свежести чувств. В целом же фрески монастыря св. Павла (1517-1520) представляют собой первый шаг мастера в освоении приемов монументально-декоративного искусства.
Следующей была роспись купола церкви Сан Джованни Эванджелиста (1520-1524) в том же городе. Естественно, что заказ этот последовал после того, как в Парме распространилась молва о великолепном мастерстве молодого художника. В этой фреске Корреджо создал новый тип купольной росписи. До него купола разделяли на части или естественными архитектурными членениями или же их живописной имитацией. В каждой части помещалась отдельная композиция или фигура. Корреджо поступает иначе. Он как бы уничтожает реальные пространственные границы интерьера и создает иллюзию небесного свода, на фоне которого парит фигура Христа. Вокруг располагаются апостолы, также изображенные в смелом ракурсе и смотрящие вверх на видение. Позы свободны, а лица выражают охвативший героев трепет при созерцании чуда. Пронизанная сильной внутренней динамикой, композиция поражает необыкновенной жизненностью, с которой трактует художник сверхъестественное событие. В росписи огромного купола Пармского собора, начатой в 1524 году, Корреджо доводит до совершенства созданные им принципы купольной росписи. Заказ на нее художник получил, еще будучи занятым работой в Сан Джованни Эванджелиста. Когда эти фрески были уже в стадии завершения, монахи-бенедиктинцы увидели их и были настолько поражены, что тут же вступили в переговоры с художником по поводу росписи собора.
В куполе Корреджо изобразил сцену "Вознесение Богоматери на небо", вновь прибегнув к приему создания иллюзорного пространства неба, которое он заполнил облаками и сонмом полуобнаженных фигур святых и ангелов. В центре композиции в ослепительном сиянии архангел Гавриил встречает Богоматерь. Навстречу ему устремлена группа ангелов и святых, поддерживающих Марию. Движения отдельных фигур сливаются в единую динамическую композицию, разрушающую границы реальности и уносящую воображение зрителя в сферу мистических переживаний.
Однако современники не оценили должным образом фреску Корреджо. Сложные ракурсы, удивительные эффекты светотени, сложность и новизна композиции оказались вне пределов привычного восприятия. Настоятель монастыря сравнил живопись Корреджо с блюдом лягушачьих ног. Всю степень новаторства мастера мог оценить только истинный художник. Им оказался Тициан, проезжавший несколько лет спустя через Парму и видевший фреску Антонио. Монахи спросили у него, стоит ли фреска той суммы, которую они затратили на нее. "Возьмите этот купол, - отвечал Тициан,- переверните его, наполните золотыми монетами, и тогда еще вы не заплатите то, что стоит эта живопись". К сожалению, сам художник не слышал этих слов. Он умер в возрасте сорока лет, не успев закончить свое последнее произведение.
Станковая живопись Корреджо раскрывает нам иные грани его искусства. В алтарных образах 1520-х годов мастер болеетрадиционен, чем в монументальной живописи. Как в "Мадонне со св. Франциском", так и в "Мадонне со св. Себастьяном", Корреджо стремится сохранить гармонический строй образов Высокого Возрождения. Но если в первой картине автору это удается, то во второй он настолько увлекается динамикой фигур и аффектацией движения, что говорить о ренессансной основе уже трудно. Перед нами уже произведение иной эпохи, маньеристической, когда художника привлекают светотеневые и пластические контрасты, экспрессия движения, внешняя красивость формы, а за всем этим стоит возможность субъективного самовыражения, погружения в стихию сверхчувственного.
К наиболее зрелым алтарным картинам Корреджо следует отнести "Мадонну со св. Иеронимом" (так называемый "День", 1527-1528, Парма, музей) и "Рождество" (так называемая "Ночь", ок. 1530, Дрезденская галерея).
"День" - излюбленный итальянскими мастерами тип "святого собеседования". Сохранив внешнюю традиционную форму, Корреджо превращает его в полную нежных чувств сцену материнства. Художник как бы нисходит с высот тех сверхъестественных видений, которые он воплощал в купольной росписи Пармского собора. Он погружается в уютный мир простых человеческих отношений, любуется красотой самых светлых человеческих чувств. Взор художника обращается и к природе, находя в ней отражение своим переживаниям. Пейзаж в картине - один из самых прекрасных в творчестве мастера.
Знаменитая "Ночь" пронизана теми же настроениями. Художник прежде всего стремится отобразить человеческие переживания, чувственно-эмоциональную сущность события. Даже сверхъестественное освещение приобретает в картине характер обыденного: источающее свет тело младенца объято руками матери, которая прижимает его к себе и смотрит на него с умилением и любовью. Все остальные персонажи, даже парящие в воздухе ангелы, изображены в самых непосредственных позах.
Следует отметить, что `Рождество` - одна из самых первых "ночных сцен" в итальянском искусстве. Ей предшествовала лишь фреска Рафаэля "Освобождение апостола Петра из темницы". Но там был подчеркнут скорее элемент чуда, тогда как Корреджо с помощью великолепного владения светотеневыми эффектами создает иллюзию реального ночного освещения. Этим он предвосхитил многие приемы живописи XVII столетия.
Однако эстетика маньеризма все более захватывает Корреджо. Особенно это заметно на примере его поздних живописных произведений - парных композиций "Юпитер и Ио" и "Ганимед" (обе в Музее истории искусств в Вене, ок. 1530) или "Данаи" (нач. 1530-х гг.. Галерея Боргезе, Рим), где трансцендентное восприятие мира берет верх над образами простого человеческого бытия.
Если окинуть единым взглядом творчество Корреджо, то прежде всего в нем поражает диапазон поставленных художественных проблем. Во фресковой живописи он намного опережает своих современников, предвосхищая плафонные росписи XVII и XVIII веков (вплоть до Тьеполо!). В станковой живописи Корреджо проделывает огромный путь от проникнутых духом величия и патетики образов Высокого Возрождения до взволнованных и экспрессивных композиций, открывающих путь новой эпохе - барокко.
Картины Антонио Корреджо
Святая Екатерина Александри
Портрет знатной дамы
Отдых по пути в Египет
Мадонна со святым Франциско
Отдых по пути в Египет со св. Франциском
Мадонна, поклоняющаяся младенцу
Мистическое обручение Святой Екатерины
Мистическое обручение Святой Екатерины
Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем
Мадонна с младенцем и ангелами
Мадонна Кампори
Мадонна дела Скала. Мадонна у лестницы
Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами
Отдых по пути в Египет со святым Франциском
Прощание с Христом
Рождество с маленьким Иоанном
Снятие с креста
Мученичество святых
Венера, Сатир и Купидон
Даная
Диана, отправляющаяся на охоту
ИО
Ганимед
Венера с Юпитером и Купидоном
Не прикасайся ко мне
Аллегория порока
Аллегория добродетели
Иоанн Креститель
Леда и лебедь
Мадонна св. Георгия
Апостолы Петр и Павел
Юдифь
Успение богородицы Марии
Поклонение волхвов
www.renesans.ru