Иконография Успения: от первых изображений до возникновения традиции. Картина успение


Иконография Успения Божьей Матери - Православный журнал "Фома"

История появления образа

Первое, что важно знать, говоря об иконе Успения, это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком — эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело Богоматери. Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось Успение в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры — сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что на Западе светские художники пытались предложить свои собственные варианты видения Успения, но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть — например, апостолов, которые  разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом — во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

Успение иконы

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка — наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители Иоаким и Анна, а также — Её супруг Иосиф. Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо — христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал апостол Фома — Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но  когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было — в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы — такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например — Иоанна Дамаскина, воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Успение иконы

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него — упеленанный младенец. Это — душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент — когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь — все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (автор: Феофан Критский)

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате — об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Успение иконы

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона Успения являет собою очень важную истину —  что смерть не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность — та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

 

Другие материалы о празднике Успения Пресвятой Богородицы на «Фоме».

Успение иконы

Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

 

Успение иконы

Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

 

Успение иконы

Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ

 

Успение иконы

Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ

 

Успение иконы

Успение. XVII в.

 

Успение иконы

Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

 

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

foma.ru

как возник образ и праздник

После того как Иисус попал в Царствие Небесное, заботиться о Богородице стал Иоанн Богослов. А когда он отправлялся в дальний путь и не было его рядом, Матерь Божья жила в доме его родителей.

К ней постоянно приходили верующие люди, чтобы увидеть Богородицу воочию и побеседовать о событиях, которые происходят в ее жизни, о сыне ее Христе и о его рождении. Она же, в свою очередь, постоянно проповедовала христианство и много молилась.

Как гласит предание

Икона "Успение Пресвятой Богородицы" – что же на ней изображено? Обо всем этом ниже.

икона успение пресвятой богородицы

Итак, когда начались массовые гонения христиан, Мария с Богословом поехала в Ефес, там Иоанн собирался проповедовать людям христианскую веру. Именно тогда Богородица посетила Лазаря Четверодневного, который жил на Кипре. А когда поднялась Мария на Святой Афон, она сказала такие слова: «Это место будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего. Я буду Заступница месту этому и Богу о нем Ходатаица».

Совсем незадолго до своего Успения Богородица побывала в Иерусалиме. Вскоре о ней как о Матери Божьей узнали во всем мире. И здесь верующие ехали к ней на проповеди, а враги горячо желали убить. Но Господь благополучно хранил ее от всех нападок и опасностей.

успение пресвятой богородицы икона

У Гроба Господня

Вернулась домой Дева Мария веселая. Она радовалась, что встретится со своим сыном. Единственное, о чем она попросила Господа, - это чтобы он собрал к ее кончине всех апостолов, которые тем временем проповедовали христианство в разных концах мира. Очень часто приходила она ко Гробу Господню. Там она подолгу молилась и размышляла о чем-то. И в один из таких дней во время молитвы спустился к ней с небес Архангел Гавриил. Он рассказал ей, что скоро жизнь ее земная закончится и начнется жизнь на небесах.

Собственно именно отсюда и начинается история того, что представляет собой икона "Успение Пресвятой Богородицы".

Что изображено на иконе?

Вот подошел тот день. Близился час Успения. Богородица лежала и молилась на одре, которое было украшено красивыми тканями, а вокруг него горело множество свечей. Рядом с ней собрались апостолы. Все ждали, когда же случится Успение Пресвятой Богородицы.

Икона эта запечатлела именно этот тревожный час. Вдруг свечи погасли, и комнату озарило ослепляющим светом. Это сам Христос сошел с небес в сопровождении Ангелов и Архангелов и множества других душ. Вот какое имеет икона "Успение Пресвятой Богородицы" значение.

Обрадовалась Мария, увидев сына своего живого и невредимого, а затем поднялась с одра и поклонилась ему до самой земли. Согласно древнему преданию, без всякого страдания и боли предала Святая Мария свою душу в руки Иисуса и Господа. Вслед за Божественным светом раздалось в комнате пение, небесные врата открылись и приняли душу Богоматери.

О вариантах исполнения образа и самом погребении

Каждая икона "Успение Пресвятой Богородицы" выполнена в своем стиле. Но события она отражает одни и те же. Где-то изображается просто картина предсмертного часа Марии в окружении апостолов. А где-то над лежащей на одре Богородицей можно увидеть Божественный свет и Иисуса с Ангелами и Архангелами.

После того как душа Богородицы вознеслась на небо, над ее телом появился светящийся круг наподобие большого венца. До самого погребения сопровождал этот круг тело Марии.

В последний путь провожали ее десятки верующих, что очень не понравилось иудейским священникам и некоторым начальникам. В один момент подбежал ко гробу Богородицы один такой священник, по имени Афония, и попытался опрокинуть тело Девы Марии на землю. За это невидимый ангел, который шел за гробом, отрубил ему руки. Упал священник на колени, раскаялся в своих злых умыслах и стал просить о помиловании, и апостол Петр исцелил Афония. Икона "Успение Пресвятой Богородицы" в некоторых вариантах исполнения может иметь изображение этой сцены. 

гробница

Далее, согласно преданию, иудейские воины бросились с оружием на толпу людей, которые несли гроб с телом Богоматери, но таинственный круг преградил им дорогу. Погребли Деву Марию в пещере, вход которой закрыли большим камнем-валуном. Каково было удивление верующих, когда после трех дней неустанных молитв они вернулись в пещеру и открыли гроб, а тела Богоматери там уже не было! Лишь на дне виднелась ее погребальная пелена.

Это чудо говорило о том, что Дева Мария вознеслась на небо со своим телом.

Немного о самом празднике

икона Успение Пресвятой Богородицы значение

Об Успении Пресвятой Богородицы и вознесении ее на небеса свидетельствует множество церквей и монастырей, которые построили в честь этого события. И в этот величественный и торжественный день все верующие люди могут ощутить, что Матерь Божья с нами, и через молитву к ней каждый получит ее материнское предстательство и заступничество. Успение Пресвятой Богородицы – старейший праздник, который появился много веков назад. К нему церковь готовится посредством особого Успенского поста, который установили в древние времена.

fb.ru

иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси / Православие.Ru

Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ил. 1. Успение Богоматери. Икона. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение[1]. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.
Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Ил. 2. Успение Богоматери. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником[2]. Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях[3].

Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ил. 3. Успение Богоматери. Икона. Первая четверть XIV в., Псков. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов[4]. Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Ил. 4. Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.
Ил. 4. Успение Богоматери. Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове. Середина XII в.
Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути[5].

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии[6]. Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея[7]. Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

Ил. 5. Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля
Ил. 5. Успение Богоматери. Икона. Около 1479 г. Успенский собор Московского Кремля
В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию»[8]. Исследуя икону из Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет «славы» возносящейся Богоматери[9]. Вместо традиционных голубых оттенков здесь внешние очертания «славы» состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет «славы» и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды – Христом».
Ил. 6. Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ил. 6. Успение Богоматери. Икона. XV в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Особенностью названной выше иконой Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

Ил. 7. Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Ил. 7. Успение Богоматери. Икона. XVI в., Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре[10]. Эта деталь, по всей видимости, появляется в «облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широко распространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев[11].

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря[12], что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

Клеймо иконы «Успение Богоматери, со сказанием об Успении». Конец XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
Клеймо иконы «Успение Богоматери, со сказанием об Успении». Конец XVII в. Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Москва
В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю»[13]. Традиционно на белом фоне изображают такие сцены, как «Сотворение Адама и Евы», «Авраамово лоно», «Встреча в раю благоразумного разбойника с пророками Илией и Енохом» (в иконах «Сошествие во ад»), «Спас Недреманное Око».

Рассмотренные нами в качестве примеров памятники являются лишь малой частью образов Успения, которые любили и чтили на Руси. Популярности сюжета способствовал тот факт, что главные престолы соборов многих русских городов (Москвы, Коломны, Дмитрова, Владимира), а также монастырей, в том числе древнейших (Киево-Печерского и Псково-Печерского), были посвящены Успению Пресвятой Богородицы.

www.pravoslavie.ru

Успение и погребение Пресвятой Богородицы (14 изображений)

28 августа в православии отмечается Успение Пресвятой Богородицы.После Вознесения Христа Дева Мария не раз приходила к месту погребения своего сына, где проводила время в молитвах. Так прошло 12 лет. Во время одного из таких посещений Богородице явился архангел Гавриил, где возвестил о её скором переселении из этой жизни в жизнь вечно блаженную. В залог архангел вручил ей пальмовую ветвь. С этой ветвью Богоматерь вернулась из Иерусалима в Вифлеем вместе с тремя прислуживавшими ей девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Затем она призвала Иосифа Аримафейского (иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос) и апостолов, которым возвестила о своем скором успении. Богородица молилась в ожидании своего исхода и пришествия своего божественного сына. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет:  Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к своей матери. Без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне, Пресвятая Дева предала душу в руки своего сына. На картинах и иконах, изображающих Успение Девы Марии, символ отошедшей от тела души Богоматери - ребёнок, которого держит на руках Иисус Христос.

"В доме апостола Иоанна царит тишина и покой. Ничто не нарушает этой благоговейной атмосферы. Небольшая скромная комната освещена двумя рядами светильников, стоящих вокруг смертного одра. Можно бы было подумать, что в комнате никого нет, хотя на самом деле в ней в эту минуту собрано почти все Христово воинство. Здесь Его Апостолы, только-только примчавшиеся со всех концов света, чтобы проводить Мать Учителя в Ее вечную обитель.Со склоненными головами стоят они вокруг одра Богородицы. А Она покоится. На Ее лице сияет отпечаток благости и какого-то таинственного счастья, свидетельствующего об отсутствии всякой скорби, а также последнее «Прощайте!», полное милосердия и снисхождения к сему миру, оказавшему так мало сочувствия, гостеприимства и любви и Ей, и Ее Сыну" (pravoslavie.ru/put/38906.htm).

Успение Девы Марии. Скульптура в аббатстве святого Петра (Solesmes, Франция)

Успение Девы Марии. Скульптура в аббатстве святого Петра (Solesmes, Франция)

Hugo van der Goes. Успение Девы Марии

Hugo van der Goes. Успение Девы Марии

Bartolo di Fredi. Успение Девы Марии

Bartolo di Fredi. Успение Девы Марии

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия)

Успение Пресвятой Богородицы. Фреска в монастыре Сопочаны (Сербия)

Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы

 Эль Греко. Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 17-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 17-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 18-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 18-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, вторая половина 13-го века

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, вторая половина 13-го века

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 16-й век

Успение Пресвятой Богородицы. Икона, 16-й век

Jean Fouquet. Успение Девы Марии

Jean Fouquet. Успение Девы Марии

Meister des Deichsler-Altars. Успение Девы Марии

Meister des Deichsler-Altars. Успение Девы Марии

Успение Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (графство Уэксфорд, Ирландия)

Успение Девы Марии. Витраж в храме Вознесения (графство Уэксфорд, Ирландия)

Taddeo di Bartolo. Погребение Девы Марии

Taddeo di Bartolo. Погребение Девы Марии

Fra Angelico. Погребение Девы Марии

Fra Angelico. Погребение Девы Марии

 

top-antropos.com

Иконы Успения Пресвятой Богородицы

28 августа — последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, X век. Из собрания музея Метрополитен в Нью-Йорке.

миниатюра Успения Пресвятой Богородицы

Миниатюра из рукописи литургического Евангелия в собрании монастыря Дионисиат на Афоне.

резьба Успения Пресвятой Богородицы

Резьба по слоновой кости «Успение Богоматери». Византия, XI век. Из собрания Государственного Эрмитажа.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Изображения Успений Пресвятой Богородицы XII века на иконах из собрания монастыря св. Екатерины на Синае в общем воспроизводят схожую иконографию.

икона Успения Пресвятой Богородицы

фреска Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. 40-е годы XII века. Здесь иконография праздника усложняется: появляются изображения святителей, по преданию присутствовавших при этом событии (это могут быть святители Иаков брат Божий, Иерофей Афинский, Тимофей Эдесский и Дионисий Ареопагит). Кроме того, появляются изображения Небесных сил, сопровождающих Христа. На фреске Мирожского монастыря архангелы Михаил и Гавриил представлены в лоратных одеждах, как царедворцы Небесного Владыки. В архитектурных сооружениях по краям композиции помещены изображения плачущих иерусалимских жен.

изображение Успения Пресвятой Богородицы

Изображение Погребения Богоматери на т.н. «Златых вратах» церкви Рождества Богородицы в Суздале (XII-XIII вв.), равно как и некоторые другие более ранние памятники византийского мира, свидетельствуют о наличии целого изобразительного цикла, связанного с преданиями об Успении Богоматери. В дальнейшем различные разновременные части этого цикла, как мы увидим, будут совмещаться в пределах одного изображения… Кроме того, здесь появляется изображение нечестивого Авфонии, попытавшегося перевернуть одр Богоматери и наказанного за это ангелом.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы из Десятинного монастыря под Новгородом (в собрании Гос. Третьяковской галереи, начало XIII века) является первым из сохранившихся до наших дней русских примеров иконографии «облачного» Успения. Апостолы изображены приносимыми на облаках, в свою очередь ангелы уносят душу Богоматери на Небо.

фреска Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Успения Пресвятой Богородицы западной стены церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония). Конец XIII века. Это одно из наиболее сложных по иконографии изображений этого праздника. Слева от собственно Успения находится сцена прощания Марии с иерусалимскими женами, справа – наказание Авфонии и погребение Богоматери. Из раскрытых Небесных Врат спускается целый сонм ангелов, апостолы приносятся на облаках. Интересные детали – душа Богоматери в руках Христа изображена с крыльями, кроме того, Богоматерь, на этот раз в своем земном обличье, находится еще и на отдельном облаке справа, в сопровождении ангела, и вручает свой пояс апостолу Фоме. Таким образом мы видим, что разновременные события (в частности, явление Богоматери апостолу Фоме и Ее телесное Вознесение произошло, по преданию, на третий день после Ее Успения) оказываются объединены в единое целое.

мозаика Успения Пресвятой Богородицы

Мозаика Успения церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века. Выделенный красным цветом из остальных Небесных сил Херувим, вполне возможно, служит напоминанием о Херувиме, охранявшего Рай после грехопадения Адама и Евы, и знаком того, что ныне Рай открыт для праведных душ.

фреска Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Успения Пресвятой Богородицы церкви св. Георгия в Старо-Нагоричино (Ныне – Македония). Первая четверть XIV века. Это одна из наиболее сложных трактовок иконографии Успения. Погребение (апостолы несут одр Богоматери) и собственно Успение оказываются совмещенными.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Авфония с отсеченными руками т.о. перемещается в центр композиции, хотя наказующий ангел с мечом остается слева вверху.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Ангелы появляются не только в окружении Христа, но и среди апостолов на земле . Апостолы приносятся на облаках, и у каждого в облаке свой «личный» ангел-путеводитель. А пониже этих облаков изображены ветхозаветные пророки, предрекшие появление Марии, вместе с символами их пророчеств.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Выше фигуры Христа – телесное вознесение Богоматери и отдание пояса апостолу Фоме. Некоторые из вышеперечисленных особенностей будут впоследствии восприняты древнерусской иконописью.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Фрагмент фрески Успения Богоматери церкви Успения монастыря Грачаница. 1320-е годы. Косово, Сербия.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Богоматери. Из праздничного ряда Софии Новгородской. Середина XIV века.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Успения Богоматери из церкви св. Димитрия Маркова монастыря (XIV век, ныне – Македония) – также замечательный вариант трактовки иконографии праздника. Здесь ангелы переносят Душу Богоматери в виде фигурки с распростертыми белыми крыльями в распахнутые двери Рая, а апостолы приносятся на облаках по трое, причем несущие их ангелы изображены снаружи облаков.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Успения Пресвятой Богородицы. Феофан Грек (?) Конец XIV века. Оборотная сторона иконы Богоматерь Донская (в собрании Гос. Третьяковской галереи).

икона Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Успения Богоматери собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Храмовая икона «Успение Богоматери» первоначальной деревянной Успенской церкви Кирилло-Белозерского монастыря. Начало XV века. Ныне – в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Храмовая икона «Успение Богоматери» Успенского собора Московского Кремля. Около 1479 г.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона Дионисия «Успение Богоматери» из Павло-Обнорского монастыря. Около 1500 г. (В собрании Вологодского музея-заповедника). Белый цвет одежд возносимой ангелами Богоматери особенность, встречающаяся в памятниках круга Дионисия.

икона Успения Пресвятой Богородицы

«Успение Богоматери». Мастер Феофан Критский. Икона середины XVI века из праздничного чина монастыря Ставроникита на Афоне.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Икона XVI века Успения Пресвятой Богородицы из Успенской церкви Кеми (в собрании ГРМ) – один из поздних образцов «сложной» иконографии праздника. За святителями слева изображены праотцы Авраам, Исаак и Иаков, а также св. царь Давид (в данном случае они изображены как предки Богоматери), подчеркнуто «многослойно» изображение Небесных Сил, окружающих Христа. Уникальные для иконографии Успения особенности в этой иконе – изображение Небесного Иерусалима вверху и образ Ветхого Днями – возможно заимствованы из икон Страшного Суда того же времени.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Фреска Успения Пресвятой Богородицы келии св. Стефана на горе Афон. Конец XVII века.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Болгарская икона XIX века Успения Богоматери. От некогда многосложной композиции с летящими апостолами осталось лишь явление Богоматери апостолу Фоме.

икона Успения Пресвятой Богородицы

Современная греческая Успения Пресвятой Богородицы.

www.nsad.ru

от первых изображений до возникновения традиции — Татьянин день

Пластина из слоновой кости. Кон.X-нач.XIв. Эрмитаж. СПб.Пластина из слоновой кости. Кон.X-нач.XIв. Эрмитаж. СПб.
 Пластина из слоновой кости. Конец X-начало XI в. Эрмитаж. СПб.

Мы узнаем о событиях Успения и погребения Богородицы из Священного Предания. Части этого Предания содержатся в нескольких апокрифах: «Сказании об Успенини Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (возникло в середине V века или позднее), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Сказании» Псевдо-Иосифа, «Слове Иоанна, архиепископа Солунского». Церковь, не признавая священным эти тексты целиком, подтверждает основную фабулу названных повествований, которая была использована для создания образа «Успения Богородицы». Кроме этого, при формировании иконографии праздника использовались три «Слова на Успение Богородицы» Иоанна Дамаскина, а также гимнографические произведения - праздничные каноны, составленные в VIII веке Иоанном Дамаскиным и Космою Маюмским.

Около VIII века произошло окончательное утверждение церковного празднования Успения во всех частях христианского мира. Первые дошедшие до наших дней изображения этого события возникают несколько позже. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике кроме апостолов у одра Богоматери изображены святители (святые епископы), которые жили в те времена, и, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский. На некоторых иконах праздника изображаются не все четверо, а только два или три епископа.

Фреска пещерного храма в Гёреме. XI в.ТурцияФреска пещерного храма в Гёреме. XI в.Турция
 Фреска пещерного храма в Гёреме. XI в.Турция

Фреска из пещерной церкви в Гёреме (Каппадокия, Турция), датируемая XI веком, свидетельствует об уже достаточно сложившейся композиции. В центре на пурпурном, украшенном с золотой резьбой одре с белым орнаментированным покровом, изображена почившая Богоматерь. За одром — Христос (пока еще изображенный без мандорлы — сияющего ореола), принявший душу Своей Матери, представленную в виде спеленатого младенца. Господь протягивает Ее одному из двух ангелов, который должен вознести Ее в небесные обители. По обе стороны от одра — апостолы, фигуры которых сохранились фрагментарно. Слева перед одром — апостол Петр, совершающий каждение; справа припадает к ногам Девы Марии апостол Павел; за ложем приник к самому изголовью Иоанн Богослов, которому Христос, будучи распят, поручил заботу о Своей Матери.

На протяжении X - XI веков композиционная схема остается прежней, добавляются лишь некоторые детали, например, архитектурные кулисы на втором плане, указывающие на то, что действие происходит внутри дома на Сионской горе в Иерусалиме, где произошло Успение. В оконных нишах зданий часто изображаются девы и жены иерусалимские, к которым, согласно «Слову Иоанна, архиепископа Солунского», апостол Петр обращался с проповедью. Вплоть до XIV века жены помещались именно в проемах зданий, как бы отдельно от мужчин, позднее их стали изображать стоящими уже в общей массе оплакивающих Богородицу.

Фреска Троицкой церкви монастыря Сопочаны.1265 г. СербияФреска Троицкой церкви монастыря Сопочаны.1265 г. Сербия
 Фреска Троицкой церкви монастыря Сопочаны.1265 г. Сербия

Иногда душа Богородицы изображается не только на руках у Христа, но и в покрытых руках ангела, несущего Ее в рай. Если свободного пространства достаточно, что чаще бывает в случае настенной росписи (например, фреска Церкви Святой Троицы монастыря Сопочаны), то художник помещает не двух ангелов, парящих над ложем, а целый сонм небесных сил, расположенных позади фигуры Спасителя и над ней.

Икона из Новгородского Десятинного мон-ря. Нач.XIIIв. ГТГ.МоскваИкона из Новгородского Десятинного мон-ря. Нач.XIIIв. ГТГ.Москва
 Икона из Новгородского Десятинного монастыря. Нач. XIII в. ГТГ. Москва

В конце XIII — первой половине XIV века получает широкое распространение извод «облачное Успение». В этом иконографическом варианте чудесно восхищенные из разных стран апостолы изображаются не только у одра, но и в верхней части композиции летящими на облаках к Иерусалиму. На Руси такое изображение впервые встречается на иконе начала XIII века из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря близ Новгорода. Художник, следуя более древнему источнику — «Слову» Псевдо-Иоанна Богослова, изображает вместе с другими апостолами и Фому. Согласно «Слову Иоанна Солунского» Фома прибыл в Иерусалим уже после похорон Богородицы. Апостолы открыли погребальную пещеру, чтобы опоздавший мог проститься с усопшей, но не нашли в ней пречистого тела Богоматери.

Редкая иконографическая деталь новгородской иконы — красные туфли, стоящие на подножии перед одром; в данном контексте этот мотив может символизировать оставление земного пути. Согласно церемониалу. красную обувь в Империи ромеев могли носить только особы царской крови, именно поэтому Богородица всегда изображается в красной обуви как происходящая из рода царя Давида. Разумеется, художник не мог изобразить Ее на смертном одре босой, Она обута в багряные туфли, но при этом другая пара стоит на подножии. Также к интересным особенностям иконы относятся стоящие за ложем два высоких подсвечника со свечами. Чаще изображали одну зажженную свечу перед ложем, следуя изложению Иоанна Солунского, где сообщается, что по указанию Богородицы в горнице горела свеча.

Икона из псковского храма Успения Икона из псковского храма Успения
 Икона из псковского храма Успения "на Пароменье". 1-ая четверть XIVв. ГТГ

Перед одром кроме свечи может изображаться сосуд сложной формы, как на иконе из псковской церкви Успения «на Пароменье» (первая четверть XIV века). Кувшин-стамна, вставленный в чашу, в данной сцене не является бытовой подробностью. Золотая чаша (стамна) с манной, хранящаяся в ковчеге завета в Скинии, традиционно трактуется как один из прообразов Богородицы. В византийской и русской гимнографии Пресвятая Дева часто уподобляется кивоту, золотой стамне, стамне с медом, светильнику, престолу.

На этой псковской иконе вокруг фигуры Христа написан темно-синий ореол-«слава». Эта деталь, также именуемая «мандорлой» (от латинского mandorla – миндалина), в иконографии Успения появляется не ранее конца XII века. Белый, голубой или синий, круглый или миндалевидный ореол, окружающий Спасителя, символизирует Его Божественную Славу. Часто «слава» состоит из нескольких слоев различных оттенков — от глубокого синего до бледно-голубого. Этот художественный прием передает нетленное сияние Божества.

Иногда мандорлу Христа окружают ангельские силы — ангелы, херувимы и серафимы, которые, как говорит Иоанн Дамаскин во втором «Слове на Успение», «невещественно и невидимо окружают Его...». В мозаике церкви монастыря в Хоре (Кахрие-Джами), выполненной в XIV веке, ангелы изображены внутри самой мандорлы; такой вариант изображения с XV века встречается и в русских памятниках. Группы ангелов могут изображаться не только вблизи Христа, но и по сторонам от апостолов, что соответствует богослужебным текстам: «Ангельская воинства, слетевше, со страхом обстояху, Твое, честная Владычице, преставление зряще».

О взятии в Царство Небесное не только души, но и воскрешенного тела  Пресвятой Девы, повествуется в сочинениях Псевдо-Мелитона Сардийского и Псевдо-Иосифа, в последнем есть эпизод с передачей Богородицей своего пояса апостолу Фоме. Предание о телесном взятии Божией Матери на Небо объединяет Восточную и Западную традиции и восходит к изначальной вере Иерусалимской Церкви. Оно нашло свое отражение в творениях преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, святых Германа Константинопольского и Андрея Критского.

До XIII века в византийском искусстве возносимая ангелами душа Богородицы изображалась как младенец в белых пеленах. На новгородской иконе из Десятинного монастыря два ангела возносят именно так изображенную душу в Рай. Первым памятником византийского региона, где возносимая душа изображена не как младенец, а как взрослая Дева, стали «Златые врата» собора Рождества Богородицы в Суздале (1230 год). Такое изображение позволяет некоторым исследователям полагать, что в этом случае может быть представлено не вознесение на небо только души, случившееся сразу по разлучении с телом, а восшествие в небесную славу Богородицы,  воскрешенной Христом после погребения.

С XIV века такой вариант изображения стал популярен на Балканах и часто сопровождался эпизодом с передачей пояса. На Руси эти сюжеты широко распространяются с середины XV века. В композициях «облачного Успения» этого периода часто изображались распахнутые врата рая, у которых Богородицу встречают силы небесные, что перекликается с тропарем канона Космы Маюмского: «взяшася двери небесные ангели воспеша...».

На рубеже XII — XIII веков иконография Успения впервые дополняется сюжетом с отсечением рук нечестивого Афония. Предание сообщает, что во время перенесения тела почившей Богоматери в гефсиманскую гробницу иудейский священник Афоний, задумав помешать торжественному многолюдному шествию, попытался опрокинуть погребальный одр. Но один из ангелов, невидимо сопровождавших процессию, отрубил мечом обе руки Афония, которые так и остались вцепившимися в край ложа. Чудо вразумило нечестивца, и он взмолился к Богородице, прося помиловать его. После чего Петр именем Христовым исцелил уверовавшего Афония.

Изображение этого чуда логично выглядит в сцене «Перенесения тела Богоматери». Однако стремление к большей повествовательности, заставляет  художника привнести в сцену Успения случившееся позже, во время похорон, событие. Такая интерполяция вполне возможна, совмещение разновременных событий в одной композиции часто встречается в христианском искусстве. Например, чудесное перенесение апостолов, случившее явно до момента Успения Богородицы, тем не менее, помещено на некоторых иконах. Ангел и Афоний изображаются обычно перед смертным одром. Несмотря на это, их фигуры как второстепенные в данной сцене намеренно уменьшаются. Этот «иерархический» масштаб также характерная черта средневекового искусства.

На Руси эпизод с «Чудом отсечения рук Афония» появляется во фресках собора Снетогорского монастыря (1313 год), церкви Успения на Волотовом поле (1360-е годы), церкви Федора Стратилата на Ручью (около 1380 года) и присутствует на иконах XV — XVI веков.

В интерьере древнерусских храмов сцена «Успение Богородицы» занимала центральное место на северной стене основного объема. Именно так располагалась эта фреска уже в Успенском церкви Киево-Печерской Лавры. Напротив Успения, на южной стене, располагалась обычно композиция «Рождество Христово». Обе сцены занимали большую площадь, иногда покрывали всю стену. Такое расположение не случайно и имеет глубокий смысл. Программа росписей всегда тщательно продумывалась; не только содержание сцен, но и само расположение сюжетов призвано было выражать те или иные богословские идеи. «Рождество Христово» на южной стене — это облечение Бога в плоть, воплощение, вочеловечение Божества, начало спасения человечества. Расположенное прямо напротив Рождества Успение — это обожение конкретного человека, Богородицы. Это совлечение несовершенной плоти, рождение в вечную жизнь нового обоженного человека, которое стало возможным и для всех людей, благодаря воплощению Спасителя и Его Крестной жертве.

www.taday.ru

Успение Пресвятой Богородицы: картины западных мастеров

Автор подборки картин Орлова Анна

Успение Пресвятой Богородицы: картины западных мастеров

Католический догмат о телесном вознесении Девы Марии утверждает, что Пресвятая Богородица,

закончив путь земной жизни, была воскрешена и вознесена в небесные обители со Своим пречистым телом.

Однако учение оставляет открытым вопрос, умерла Пресвятая Дева Мария или нет,

что породило разделение мнений внутри Церкви по данному вопросу.

Православное святоотеческое и богословское наследие содержат в себе учение не только о реальности телесной кончины Богородицы, но и о Ее воскресении и вознесении с прославленной плотью в райские селения.

Успение: картины

Аннибале Карраччи. Успение Пресвятой Богородицы

Успение: картины

Бартоломе Эстебан Мурильо. Успение Богородицы

Успение: картины

Джотто ди Бондоне. Успение Марии. Около 1310 г.

Успение: картины

Дуччо ди Буонинсенья. Успение Богородицы. 1308-11 гг.

Успение: картины

Дуччо ди Буонисенья. Алтарь со сценами Успения Марии, 1311 г.

Успение: картины

Караваджо. Успение Марии

Успение: картины

Матео Черецо Младший. Успение Богородицы. 1650

Успение: картины

Михаель ван Кокси. Успение и Вознесение Богородицы. До 1550

Успение: картины

Никола Пуссен. Успение Богородицы

Успение: картины

Питер Пауль Рубенс. Успение Богородицы. 1620-е гг.

Успение: картины

Рафаэль. Успение Божией Матери

Успение: картины

Тициан. Успение Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы: картины западных мастеров Успение: картины

Фра Анджелико. Успение Богородицы

Успение: картины

Франсиско Камило. Вознесение Богоматери

Успение: картины

Франческо Боттичини. Успение Богородицы

Успение: картины

Хуан де Вальдес Леаль. Успения Пресвятой Богородицы

Успение: картины

Шарль Лебрён. Успение Богородицы. 1619-1690

Успение: картины

Андреа Мантенья. Успение Богородицы. 1461

Успение: картины

Бартоломе Бермехо. Успение Богородицы. 1460-1462

Успение: картины

Ганс Гольбейн Старший. Успение Богородицы. 1491-1492

Успение: картины

Конрад фон Зост. Успение Марии. 1420

Успение: картины

Фра Анжелико. Успение Богородицы. 1431-1432

Успение: картины

Фра Филиппо Липпи. Успение Богородицы. 1467-1469

Успение: картины

Хайме Серра. Успение Богородицы. 1361-1362

Успение: картины

Бартоломео делла Гатта. Вознесение Богородицы. 1475

Успение: картины

Йос ван Клеве. Успение Богородицы. XVI век

Успение: картины

Карло Сарачени. Успение Богородицы. 1610

Успение: картины

Хуго ван дер Гус. Успение Богородицы. После 1500

Автор подборки картин Орлова Анна

Успение Майкл Ситтоу (531x700, 154Kb)

Источник

mirzenshiny.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта