Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль». Картина данко


Образ Данко в рассказе Горького «Старуха Изергиль»

Необычные содержание и форма ранних произведений Максима Горького, относящихся к периоду неоромантизма в его творчестве, вызывают у читателей благородные эмоции, пробуждая в них желание стать самим выше.  Во многом это объясняется жанровым своеобразием, которое в некоторой степени можно объяснить влиянием фольклора.

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

«Старуха Изергиль» - настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой «сухой голос» и «дрожащая рука с кривыми пальцами», «сморщенный нос, загнутый словно клюв совы» и «сухие, потрескавшиеся губы».

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям - самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит  только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они «были как звери», «как волки», которые окружили его, «чтобы  легче им было схватить и убить Данко». Им же владело только одно желание - побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: «В его очах засверкали лучи того могучего огня.... Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца...»

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что «красивые - всегда смелы». Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша - подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на «гордое сердце», упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался «Данко», доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок - это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение - словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького
  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • Максим Горький, краткая биография

По произведению: «Старуха Изергиль»

По писателю: Горький Максим

goldlit.ru

Данко — википедия фото

Замысел. Мифологическая и литературная основа образа

Образ «молодого красавца», сумевшего вывести людей из тьмы и болот, сложился у Горького под влиянием впечатлений о странствиях по Бессарабии и Румынии — будущий писатель посетил эти места за четыре года до издания рассказа[4]. Имя «Данко», по словам автора книги «Горький и молдавский фольклор» Георге Богача, взято из цыганского языка и переводится как «младший сын», «цыганёнок»[5]. В истории о юноше с пылающим сердцем отразились представления о супергерое, деяния которого ведут к культурному прорыву и открывают человечеству новые знания. Исследователь творчества Горького Ирина Гуйс считает, что одним из мифологических предшественников Данко был Прометей, давший людям огонь: их сближает «одна и та же стихия». При этом, уточняет литературовед, общие масштабы деятельности титана древнегреческой мифологии и героя рассказа «Старуха Изергиль» всё-таки не сопоставимы[6]. Отсылку к другому представителю Эллады — философу Эмпедоклу — делает литературовед Ирина Ерёмина. Горький, будучи «огнепоклонником», хорошо знал труд Эмпедокла «О природе», в котором упоминалось, что огонь по сути своей разумен:

Огонь горящего сердца Данко не исчез бесследно, а соединился со Вселенной… О том, что «горящее сердце Данко» родилось в художественном воображении Горького под влиянием философии Эмпедокла, свидетельствует и то, что тема огня стала непреходящей в его творчестве[7].

Сам Горький через семнадцать лет после выхода «Старухи Изергиль» признался, что одним из людей, чей образ для него неотделим от Данко, был шведский литератор Август Стриндберг — властитель дум творческой интеллигенции рубежа XIX и XX веков[5]. В статье, опубликованной в газете Dagens Nyheter (1912), писатель сравнил Стриндберга с «поэтом Данко»: и тот, и другой «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе»[8]. Слово «поэт» в самой легенде отсутствует, и позднейшее упоминание его применительно к Данко свидетельствует о том, что на пути от авторского замысла до воплощения образ героя мог измениться. Литературоведы считают, что тема, заданная в «Старухе Изергиль», одновременно развивалась и в других ранних произведениях Горького, — речь, в частности, идёт о рассказах «Читатель» и «Коновалов». Их объединяет один мотив: «Хоть бы разгореться ярче!»[5].

Ницшеанские мотивы в образе Данко

  Альфред Клинт, Портрет Перси Биши Шелли, 1819

Как отмечал один из биографов Горького Павел Басинский, в советской науке тема ницшеанских мотивов, присутствующих в раннем творчестве пролетарского писателя, долгое время замалчивалась. Тем не менее это был «секрет Полишинеля»: в литературном сообществе хорошо знали о пристрастном отношении молодого Горького к учению Фридриха Ницше[9]. По словам литературоведа Всеволода Келдыша, в 1890-х годах Алексея Максимовича интересовали мятежные индивидуалисты, обладавшие мощной «творческой энергией», — в список таких героев входит и Данко, который, отдав своё сердце людям, «остается… чуждым спасённой им массе»[10].

Ещё одним кумиром молодого Горького был болгарский поэт Пенчо Славейков, также продвигавший в своём творчестве идею сильной личности. Среди произведений, написанных Славейковым, исследователи выделяют поэму «Сердце сердец», в основе которой — история гибели английского поэта-романтика Шелли. По мнению Ирины Ерёминой, между образом поглощённого бурей Шелли, тело которого было предано огню, и Данко, желавшим, чтобы его сердце «горело ярче солнца», существует прямая связь[11].

Герои Горького и Славейкова в буквальном смысле умели «чувствовать сердцем». И Данко, и Шелли своему сердцу подчинили ум, волю и рассудок. Их уравновешенный добрый ум в сочетании с добрым сердцем и дали им ту внутреннюю гармонию, которая смогла творить чудеса. И оба героя готовы принести свои сердца в жертву людям[12].

Данко и Ларра

Исследователи отмечают, что легенды о Ларре и Данко не случайно появились в одном рассказе: герои оттеняют друг друга, сочетаясь между собой как «чёрное и белое, смерть и жизнь, ненависть и любовь, зло и добро». На фоне Ларры — сына орла, привыкшего свысока смотреть на простых людей, — Данко выглядит воплощением «жертвенной любви», причём благодаря созданному контрасту обаяние человека с открытым сердцем только усиливается[13]. История Ларры назидательна: нет худшего несчастья, чем одиночество, отмечает литературовед Борис Бялик[14]. С этой точкой зрения не согласен Всеволод Келдыш, считающий, что оба героя — и эгоист, и альтруист — одиноки: Данко в итоге оказывается так же не понят людьми, как и «считающий себя первым на земле» Ларра[10].

Реальность всегда богаче и сложней романтических представлений о ней… Только в сочетании Данко и Ларры — истинная… жизнь; Горький и за собой знал это сочетание, отлично сознавая всю тупиковость альтруизма и неблагодарность человечества. За эту композицию, действительно оригинальную и выверенную, Горький и выделял этот рассказ: «Должно быть, ничего уже не напишу я так стройно и красиво, как написал „Старуху Изергиль“»[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Быков Д. Л. Был ли Горький?. — М.: Астрель, 2012. — ISBN 978-5-17-054542-1.
  2. ↑ Памятник-бюст Данко в Кривом Роге. (укр.)
  3. ↑ Памятник-бюст Данко на Викимапии.
  4. ↑ Максимова, 1979, с. 413.
  5. ↑ 1 2 3 Комментарии // Максим Горький. Избранное. — Просвещение, 1983.
  6. ↑ Гуйс И. «Старуха Изергиль» А.М. Горького: новый взгляд // Литература. — 2007. — № 06 (678).
  7. ↑ Ерёмина, 1995, с. 211—212.
  8. ↑ Михайловский Б. Стриндберг // Литературная энциклопедия: В 11 томах. — М.: Художественная литература, 1939. — Т. 11. — С. 85—91.
  9. ↑ Басинский П. В. Горький. — М.: Молодая гвардия, 2005. — ISBN 5-235-02850-3.
  10. ↑ 1 2 Келдыш В. А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8. — С. 64.
  11. ↑ Ерёмина, 1995, с. 210—213.
  12. ↑ Ерёмина, 1995, с. 212.
  13. ↑ Щербина И. «Я и старуха...». О рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» // Литература. — 2003. — № 8 (536).
  14. ↑ Бялик, 1986, с. 62.

Литература

  • Ерёмина И. Ф. М. Горький и П. Славейков. Черты ницшеанства в образах романтических героев // Неизвестный Горький / Барахов В. С.. — М.: Наследие, 1995. — С. 206—214. — ISBN 5-201-13207-3.
  • Максимова В. А. Старуха Изергиль. Примечания // М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. — М.: Правда, 1979. — Т. 1. — С. 413—414.
  • Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. — М.: Художественная литература, 1986.

org-wikipediya.ru

краткое содержание. "Данко", Максим Горький

Легенда о Данко является одной из трех частей рассказа "Старуха Изергиль" Максима Горького. Рассказчик во время сбора винограда знакомится с пожилой женщиной. Она многое повидала в жизни, и ей есть что рассказать людям.

Произведение "Старуха Изергиль" состоит из легенды о Ларре, повествовании о жизни самой женщины и легенды о Данко. В данной статье вы найдете рассказ Данко (краткое содержание).краткое содержание данко

Голубые искры

На фоне мрачного пейзажа вечерней степи рассказчик замечает то появляющиеся, то исчезающие голубые искры. Сгорая от желания узнать, откуда они, он спрашивает об этом Изергиль. Та в ответ начинает свой неторопливый рассказ.

Смелый народ

Жили когда-то в старые времена люди, были они сильными и не знали страха. И вот однажды на них напало вражеское племя и вытеснило их с родных степных мест на болота, которые окружал темный непроходимый лес. Отчаянье овладело тем племенем, и страх сковал их мысли. Только два выхода было у них: либо вернуться и сдаться на милость захватчикам, либо идти вперед сквозь зловонные болота и густой лес. Так как люди эти не знали страха, хотели они ринуться навстречу врагу и отвоевать родную землю ценой собственных жизней, однако не могли они сделать это, потому что вместе с ними погибли бы и их заветы. Что же произошло дальше, вы узнаете, прочитав наше краткое содержание.максим горький данко краткое содержание

Данко

Когда люди совсем ослабли и почти обезумели, вдруг появился красавец Данко и позвал племя за собой. Он сказал, что все имеет свой конец, лес - тоже не исключение, и что не нужно думать, а необходимо сразу действовать. И люди, увидев в глазах Данко огонь, пошли за ним. Многое им пришлось пережить на своем пути, кровь и смерть были их постоянными спутниками, все испытания и лишения людей не может вместить в себя краткое содержание. Данко же не сдавался. И когда уже силы были на исходе, люди вдруг засомневались в молодом и горячем парне. Несомненно, красивый и смелый мужчина - настоящий романтический герой, именно такой образ и хотел воссоздать Максим Горький. "Данко", краткое содержание которого мы рассматриваем, - произведение, являющееся достойным образцом литературы романтизма.краткое содержание легенда о данко

Гроза

Неожиданно разразилась буря, загремел гром. Деревья склонились своими ветвями к самой земле, мешая людям идти и пугая их. Но так как люди считали себя очень смелыми, им трудно было признаться в собственном страхе и беспомощности. Они решили обвинить во всем своего предводителя и убить его. Смелый парень встал лицом к своему племени, и на секунду в нем вскипела ярость, но она быстро погасла, жалось пересилила ее. Однако люди увидели странный блеск в глазах Данко и восприняли его как угрозу. В статье представлено лишь краткое содержание, легенда о Данко в полном изложении более подробно описывает кульминационные моменты произведения.полное содержание горящее сердце данко горький

Сердце Данко

В тот момент, когда люди готовы были разорвать смелого вожака, Данко вырвал из своей груди горящее сердце, и оно рассеяло тьму. Теперь путь был освещен и вовсе не страшен. Люди кинулись вслед за своим предводителем. Через некоторое время лес расступился, перед ними раскинулась степь, залитая солнцем. Данко последний раз взглянул на свободные земли и упал замертво. Все переживания главного героя подробно раскрывает полное содержание. Горящее сердце Данко Горький оставил как напоминание и как своеобразный символ любви к людям.

Осторожный человек

Люди, опьяненные счастьем и свободой, не заметили, что произошло с их спасителем. А один осторожный человек взял и зачем-то наступил на горящее сердце. Оно рассыпалось на тысячи голубых искр, а потом погасло. На этих словах заканчивается рассказ, краткое содержание которого было представлено вашему вниманию. Данко погиб во имя людей.

Завершение истории

Женщина заснула, рассказчик укрыл ее и лег рядом на землю. А степь была совсем тихой и не предвещающей ничего хорошего. Этим завершается рассказ "Данко". Краткое содержание не содержит в себе всей красоты описания природы и других подробностей произведения. Для более глубокого понимания необходимо обратиться к полному варианту книги.

образ и характер данко краткое содержание

Образ и характер Данко (краткое содержание). Основные черты

Горький неспроста заканчивает свое произведение именно легендой о Данко. Таким образом он воспевает смелость, доброту и самопожертвование главного героя. Отличительная черта характера Данко - милосердие и способность подавить в себе гнев. С самого начала смелый красавец выделяется среди других членов племени своим острым умом. Он понимает, что люди долго не проживут в таких условиях, потому что силы их на исходе, и желание бороться вот-вот погаснет. Вместе с тем Данко не хочет унизительной рабской жизни для своих сородичей. Поэтому он и призывает их действовать, а не раздумывать. В Данко сильно развиты именно лидерские качества, и, что самое главное, люди видят это в его глазах. Первоначально они были готовы доверить свои жизни вожаку и шли с ним добровольно, именно к этому сводится краткое содержание. Данко оказался виноватым без вины.

Прототипом отважного Данко является герой библейской легенды Моисей. Он тоже повел свой народ навстречу свободе. Единственным различием между этими двуми персонажами является то, что Моисею помогал Бог, он был десницей Господа, а наш герой действовал самостоятельно, и поступок его шел от доброго и остро чувствующего страдания людей сердца. Краткое содержание "Данко", или легенды о Данко, или "Горящего сердца Данко" (названий можно дать множество, и каждое с удивительной точностью будет подходить), конечно же, не может передать всех тонкостей произведения.

Кульминацией легенды является момент, когда люди, по сути своей слабовольные и злые, обвинили во всем Данко. Они захотели растерзать его. Но герой, готовый к самопожертвованию ради товарищей, подавил в себе гнев, и, не думая о себе, вырвал сердце, чтобы осветить людям путь. Вот еще один момент, взятый из библейских сказаний. Самопожертвование - основная черта, присущая настоящим героям.рассказ данко краткое содержание

В заключительном эпизоде возникает справедливый вопрос о том, достойны ли такие люди жертвы, принесенной Данко? Никто из них не оценил и даже не заметил поступка героя. Мало того, один осторожный человек даже осмелился, пока никто не видел, наступить на горящее сердце. Однако самому Данко этот поступок был жизненно необходим, так как его сердце переполняла любовь к людям, и он не смог бы жить, оставив их на верную погибель.

"Лучший из всех" - именно так называет своего героя Максим Горький. "Данко" (краткое содержание) - произведение, в котором, несмотря на печальный конец, добро побеждает зло. Настоящей наградой для Данко является чувство гордости при взгляде на свободную землю, и он счастлив оттого, что погиб ради людей.

fb.ru

Данко — Википедия РУ

Замысел. Мифологическая и литературная основа образа

Образ «молодого красавца», сумевшего вывести людей из тьмы и болот, сложился у Горького под влиянием впечатлений о странствиях по Бессарабии и Румынии — будущий писатель посетил эти места за четыре года до издания рассказа[4]. Имя «Данко», по словам автора книги «Горький и молдавский фольклор» Георге Богача, взято из цыганского языка и переводится как «младший сын», «цыганёнок»[5]. В истории о юноше с пылающим сердцем отразились представления о супергерое, деяния которого ведут к культурному прорыву и открывают человечеству новые знания. Исследователь творчества Горького Ирина Гуйс считает, что одним из мифологических предшественников Данко был Прометей, давший людям огонь: их сближает «одна и та же стихия». При этом, уточняет литературовед, общие масштабы деятельности титана древнегреческой мифологии и героя рассказа «Старуха Изергиль» всё-таки не сопоставимы[6]. Отсылку к другому представителю Эллады — философу Эмпедоклу — делает литературовед Ирина Ерёмина. Горький, будучи «огнепоклонником», хорошо знал труд Эмпедокла «О природе», в котором упоминалось, что огонь по сути своей разумен:

Огонь горящего сердца Данко не исчез бесследно, а соединился со Вселенной… О том, что «горящее сердце Данко» родилось в художественном воображении Горького под влиянием философии Эмпедокла, свидетельствует и то, что тема огня стала непреходящей в его творчестве[7].

Сам Горький через семнадцать лет после выхода «Старухи Изергиль» признался, что одним из людей, чей образ для него неотделим от Данко, был шведский литератор Август Стриндберг — властитель дум творческой интеллигенции рубежа XIX и XX веков[5]. В статье, опубликованной в газете Dagens Nyheter (1912), писатель сравнил Стриндберга с «поэтом Данко»: и тот, и другой «осветили людям, заплутавшимся во тьме противоречий жизни, путь к свету и свободе»[8]. Слово «поэт» в самой легенде отсутствует, и позднейшее упоминание его применительно к Данко свидетельствует о том, что на пути от авторского замысла до воплощения образ героя мог измениться. Литературоведы считают, что тема, заданная в «Старухе Изергиль», одновременно развивалась и в других ранних произведениях Горького, — речь, в частности, идёт о рассказах «Читатель» и «Коновалов». Их объединяет один мотив: «Хоть бы разгореться ярче!»[5].

Ницшеанские мотивы в образе Данко

  Альфред Клинт, Портрет Перси Биши Шелли, 1819

Как отмечал один из биографов Горького Павел Басинский, в советской науке тема ницшеанских мотивов, присутствующих в раннем творчестве пролетарского писателя, долгое время замалчивалась. Тем не менее это был «секрет Полишинеля»: в литературном сообществе хорошо знали о пристрастном отношении молодого Горького к учению Фридриха Ницше[9]. По словам литературоведа Всеволода Келдыша, в 1890-х годах Алексея Максимовича интересовали мятежные индивидуалисты, обладавшие мощной «творческой энергией», — в список таких героев входит и Данко, который, отдав своё сердце людям, «остается… чуждым спасённой им массе»[10].

Ещё одним кумиром молодого Горького был болгарский поэт Пенчо Славейков, также продвигавший в своём творчестве идею сильной личности. Среди произведений, написанных Славейковым, исследователи выделяют поэму «Сердце сердец», в основе которой — история гибели английского поэта-романтика Шелли. По мнению Ирины Ерёминой, между образом поглощённого бурей Шелли, тело которого было предано огню, и Данко, желавшим, чтобы его сердце «горело ярче солнца», существует прямая связь[11].

Герои Горького и Славейкова в буквальном смысле умели «чувствовать сердцем». И Данко, и Шелли своему сердцу подчинили ум, волю и рассудок. Их уравновешенный добрый ум в сочетании с добрым сердцем и дали им ту внутреннюю гармонию, которая смогла творить чудеса. И оба героя готовы принести свои сердца в жертву людям[12].

Данко и Ларра

Исследователи отмечают, что легенды о Ларре и Данко не случайно появились в одном рассказе: герои оттеняют друг друга, сочетаясь между собой как «чёрное и белое, смерть и жизнь, ненависть и любовь, зло и добро». На фоне Ларры — сына орла, привыкшего свысока смотреть на простых людей, — Данко выглядит воплощением «жертвенной любви», причём благодаря созданному контрасту обаяние человека с открытым сердцем только усиливается[13]. История Ларры назидательна: нет худшего несчастья, чем одиночество, отмечает литературовед Борис Бялик[14]. С этой точкой зрения не согласен Всеволод Келдыш, считающий, что оба героя — и эгоист, и альтруист — одиноки: Данко в итоге оказывается так же не понят людьми, как и «считающий себя первым на земле» Ларра[10].

Реальность всегда богаче и сложней романтических представлений о ней… Только в сочетании Данко и Ларры — истинная… жизнь; Горький и за собой знал это сочетание, отлично сознавая всю тупиковость альтруизма и неблагодарность человечества. За эту композицию, действительно оригинальную и выверенную, Горький и выделял этот рассказ: «Должно быть, ничего уже не напишу я так стройно и красиво, как написал „Старуху Изергиль“»[1].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Быков Д. Л. Был ли Горький?. — М.: Астрель, 2012. — ISBN 978-5-17-054542-1.
  2. ↑ Памятник-бюст Данко в Кривом Роге. (укр.)
  3. ↑ Памятник-бюст Данко на Викимапии.
  4. ↑ Максимова, 1979, с. 413.
  5. ↑ 1 2 3 Комментарии // Максим Горький. Избранное. — Просвещение, 1983.
  6. ↑ Гуйс И. «Старуха Изергиль» А.М. Горького: новый взгляд // Литература. — 2007. — № 06 (678).
  7. ↑ Ерёмина, 1995, с. 211—212.
  8. ↑ Михайловский Б. Стриндберг // Литературная энциклопедия: В 11 томах. — М.: Художественная литература, 1939. — Т. 11. — С. 85—91.
  9. ↑ Басинский П. В. Горький. — М.: Молодая гвардия, 2005. — ISBN 5-235-02850-3.
  10. ↑ 1 2 Келдыш В. А. Творчество М. Горького // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1994. — Т. 8. — С. 64.
  11. ↑ Ерёмина, 1995, с. 210—213.
  12. ↑ Ерёмина, 1995, с. 212.
  13. ↑ Щербина И. «Я и старуха...». О рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» // Литература. — 2003. — № 8 (536).
  14. ↑ Бялик, 1986, с. 62.

Литература

  • Ерёмина И. Ф. М. Горький и П. Славейков. Черты ницшеанства в образах романтических героев // Неизвестный Горький / Барахов В. С.. — М.: Наследие, 1995. — С. 206—214. — ISBN 5-201-13207-3.
  • Максимова В. А. Старуха Изергиль. Примечания // М. Горький. Собрание сочинений в 16 томах. — М.: Правда, 1979. — Т. 1. — С. 413—414.
  • Бялик Б. А. Судьба Максима Горького. — М.: Художественная литература, 1986.

http-wikipediya.ru

Образ Данко «Старуха Изергиль» - Все Самое Лучшее Учащимся

В образе Данко Горький выразил свою мечту о человеке, тесно связанном с народом, способном возглавить его борьбу за свободу и счастье. В то время, когда он писал свой рассказ, он еще не видел конкретного воплощения своей мечты, но позже, в партии большевиков, он нашел людей, бесстрашно ведущих народ по пути преобразования мира. Горький сравнивал Ленина с «героем легенды, человеком, который вырвал из груди своей горящее сердце, чтобы огнем его осветить людям путь». Образ Данко оказал громадное революционизирующее влияние на современников. Необходимовспомнить, при каких обстоятельствах появляется в легенде имя Данко. Люди ослабели от страха. «Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни… По тут явился Данко и спас всех один». Данко спас людей от примирения с рабством и повел их на борьбу »и свободу — вот революционный смысл рассказа «Старуха Изергиль», с восторгом воспринятый демократической молодежью 90-х годов. Сам Горький в письме к Чехову высоко оценил свой рассказ: «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал». Конечно, он был слишком строг к себе: им было создано еще немало замечательных произведений, но рассказ «Старуха Изергиль» действительно поражает стройностью и красотой. Гармонична композиция рассказа. Реалистическое описание бурной жизни мятущейся Изергиль, женщины с сильным характером и отзывчивым сердцем, является естественной связью между легендами об эгоисте Ларре и беззаветном герое Данко. Отличительная черта рассказа «Старуха Изергиль» — резкая контрастность, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного. Противоположность двух главных героев, Ларры и Данко,- основа композиции рассказа. Это подчеркивают художественные детали произведения г «глаза Ларры холодны и горды, как у царя птиц», а в глазах Данко «светилось много силы и живого огня»; легенду о Ларре изергиль вспоминает при виде тени от облаков, освещенных холодным голубым сиянием луны, а о Данко ей напоминают вспыхивающие в степной дали голубые языки огня. Жизнь Ларры, мучительная и никому не нужная, тянется бесконечно, а жизнь Данко обрывается, вспыхнув ярким факелом, но в его гибели заключено подлинное бессмертие: только не щадя своей жизни, можно оставить о себе достойную память.

Share

www.vslu.ru

Старуха Изергиль характеристика образа Данко

Образ Данко. Гордый, “лучший из всех” человек, Данко умер ради людей. В основе рассказанной старухой Изергиль легенды древнее сказание о человеке, спасшем людей, указавшем им путь из непроходимого леса. Данко обладал волевым характером: герой не хотел рабской жизни для своего племени и в то же время понимал, что люди не смогут долгое время жить в глубине леса, без привычного для них простора, света. Душевная стойкость, внутреннее богатство, истинное совершенство в библейских сказаниях воплощались во внешне красивых людях. Именно так выражалось старинное желание человека о духовной и физической красоте: “Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы”. Данко верит в собственные силы, поэтому не хочет их тратить “на думу да тоску”. Герой стремится вывести людей из тьмы леса на свободу, где много тепла и света. Имея волевой характер, Данко берет на себя роль лидера, и люди “дружно все пошли за ним – верили в него”. Г ерой не боится трудностей во время нелегкого пути, но он не учел слабоволие людей, которые вскоре “стали роптать”, так как не обладали стойкостью Данко и не имели твердой силы воли. Кульминационным эпизодом повествования стала сцена суда над Данко, когда люди, утомленные тяжестью пути, голодные, утомленные и злые, стали во всем обвинять своего лидера: “Ты – ничтожный и вредный человек

для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!” Не вынеся трудностей, люди начали перекладывать ответственность с себя на Данко, желая найти виновного в их несчастьях. Г ерой же, бескорыстно любя людей, понимая, что без него все погибнут, “разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”. Освещая темный путь из непроходимого леса своим сердцем, Данко вывел людей из тьмы, туда, где “сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река”. Данко гордо взглянул на открывшуюся перед ним картину и умер. Автор называет своего героя гордым смельчаком, погибшим ради людей. Финальный эпизод заставляет читателя задуматься над нравственной стороной поступка героя: напрасна ли была гибель Данко, достойны ли люди такой жертвы. Важен образ осторожного человека, появившегося в эпилоге повествования, испугавшегося чего-то и наступившего “на гордое сердце ногой”. Писатель характеризует Данко как лучшего из людей. Действительно, основные черты характера героя – душевная стойкость, сила воли, бескорыстие, стремление беззаветно служить людям. Данко пожертвовал своей жизнью не только ради тех, кого он вывел из леса, но и ради себя: он не мог поступить по-другому, герою необходимо было помочь людям. Чувство любви наполняло сердце Данко, было неотъемлемой частью его натуры, поэтому М. Горький называет героя “лучшим из всех”. Исследователи отмечают связь образа Данко с Моисеем, Прометеем и Иисусом Христом. Имя Данко связано с однокоренными словами “дань”, “дам”, “дающий”. Важнейшие слова гордого человека в легенде: “Что сделаю я для людей?!”

.

ege-essay.ru

Образ Данко “Старуха Изергиль”

Необычные содержание и форма ранних произведений Максима Горького. относящихся к периоду неоромантизма в его творчестве, вызывают у читателей благородные эмоции, пробуждая в них желание стать самим выше. Во многом это объясняется жанровым своеобразием, которое в некоторой степени можно объяснить влиянием фольклора.

Однако влияние фольклора не сводится только к заимствованию Горьким отдельных сюжетов народного творчества. Художественные образы, мысли и чувства, выраженные в этих произведениях, близки фольклору, поэтому рассказы и воспринимаются как легенды, даже сказки, потому что отображают идеалы народа, его мечту о прекрасном.

“Старуха Изергиль” – настоящий рассказ, куда автор включает реалистические подробности непосредственно в сам пейзаж, точно указывает место встречи со старухой, даже уточняя, что в Бессарабии делает сам рассказчик. Реалистически дан и настоящий облик старухи Изергиль, у которой “сухой голос” и “дрожащая рука с кривыми пальцами”, “сморщенный нос, загнутый словно клюв совы” и “сухие, потрескавшиеся губы”.

Героиня рассказывает свои легенды вполне в реальной обстановке, и это как бы сближает их с жизнью, подчеркивая тесную связь между героической романтикой и настоящей жизнью. Трехчастная композиция рассказа помогает воплотить автору идеал и антиидеал.

Антиидеал выражен в легенде о Ларре, сыне орла, который символизирует доведенный до крайности индивидуализм, себялюбие. Легенда о Данко, наоборот, воплощает идеал, выражающий наивысшую степень любви к людям – самопожертвование. События легенд разворачиваются в глубокой древности, как будто во время, предшествующее началу истории, в эпоху первотворений. Поэтому в реальности имеются следы, напрямую связанные с той эпохой: тень Ларры, которую видит только старуха Изергиль, голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко.

В отличие от Ларры, воплотившего античеловеческую сущность (недаром же он сын орла!), Данко демонстрирует неиссякаемую любовь к людям. Даже в момент, когда они “были как звери”, “как волки”, которые окружили его, “чтобы легче им было схватить и убить Данко”. Им же владело только одно желание – побороть жестокость людей, вытеснить из их сознания мрак, страх перед темным лесом со смердящими болотами.

Сердце Данко вспыхнуло и сгорело, чтобы...

рассеять тьму не столько лесную, сколько душевную. Именно поэтому образ Данко раскрывается у Горького с помощью изображения огня, горящего сердца, солнечного блеска: “В его очах засверкали лучи того могучего огня. Сердце его пылало так ярко, как солнце и ярче солнца. “

Эти образы солнца и огня призваны подчеркнуть героическую устремленность юноши, придавая всему произведению эмоциональную напряженность. Его любовь к людям горячее желание бескорыстно служить им, его высокие устремления сливаются с его красотой, силой и молодостью. Недаром старуха Изергиль утверждала, что “красивые – всегда смелы”. Поэтому вся легенда о Данко, о его сердце, горящем великой любовью к людям, воспринимается и рассказчиком, и читателями как смелый призыв к героическим подвигам.

Сам красавец-юноша – подлинный герой, смело идущий к высокой, благородной цели, жертвующий собой ради счастья людей. Только вот спасенные им люди даже не обратили внимания на “гордое сердце”, упавшее возле них, а один осторожный человек, заметив его, наступил ногой на догоравшее сердце Данко, словно чего-то опасаясь.

Чего опасался этот человек, осталось загадкой самого писателя, но в разное время разные литературоведы давали свою трактовку этого поступка. Образ же самого Данко долгое время ассоциировался с вожатыми, педагогами и остальными людьми, посвятившими себя работе с детьми. Чтобы повести за собой, нужно обладать по-настоящему горящим сердцем, пусть и в метафорическом смысле.

Дети всегда чувствуют фальшь и вряд ли загорятся такой идеей, которую сам педагог не принимает или не разделяет. Не случайно каждый второй вожатский отряд в детском лагере или в школе назывался “Данко”, доказывая право выводить детей из тьмы невежества и безразличия.

Идеал гуманиста, воплощенный в образе смелого юноши, не вызывает у читателя чувства жалости, так как его поступок – это подвиг. Поступок Данко может вызвать только гордость, восхищение, восторг, преклонение, уважение – словом, такие чувства, которые переполняют сердце каждого читателя, представившего себе юношу с пламенеющим взором, который держит в руке искрящееся любовью сердце, этот факел беззаветной любви к людям.

schoolessay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта