Сергей Лучишкин. Картина « Шар улетел». Рассказ В. Драгунский « Красный шар в синем небе». Шарик улетел картина
Описание картины Сергея Алексеевича Лучишкина «Шар улетел (1926)»
Художник изобразил не привычную советскую действительность, а совершенно иной образ, который отражает абсолютно другую реальность. Многоэтажные дома, изображенные на холсте, словно сжимают пространство и нависают над ним, создавая ощущение безысходности. Серое небо символизирует холод и равнодушие, не оставляя никакой надежды на светлое будущее. На картине также изображена маленькая девочка в голубом платье, стоящая во дворе в полном одиночестве. Позади неё находятся молодые, недавно посаженные деревца, а сверху давят стены серых, громадных домов. Деревья символизируют некую печаль и уныние.
Она смотрит на улетающий вдаль красный шарик, поднимающийся высоко в небо. Несмотря на маленький размер, шарик очень чётко выделяется на общем фоне. Позади девочки расположен деревянный забор, словно ограждающий её от внешнего мира. На холсте можно рассмотреть жителей, занимающихся привычными делами и отрешённо виднеющихся в окнах многоэтажек. В одном из окон находится мать с ребёнком на руках, а этажом выше виднеется человек, покончивший жизнь самоубийством. В другом окне виднеется молодая женщина, расчёсывающая волосы.
Художник пытается рассказать о настоящей повседневности, не приукрашенной пропагандой советской счастливой жизни. Здесь нет намёков на светлое будущее и радостного ожидания нового дня. Действительность оказывается не такой радужной, как её пытаются представить многие советские художники, а наоборот, она является воплощением грусти и отчаяния. Силуэт повешенного в окне человека является намёком на трагизм. Рассмотрев второй план, можно понять всю глубину картины, наполненной определённой сюжетной линией. Она формирует ощущение подчинения и следованию общей идеи. Чувствуется сильная причастность к навязанным и чужим принципам и предпочтениям.
"Девочка плачет, шарик улетел" - Этот город наш с тобою
Сергей Лучишкин. Шар улетел(Материал для проекта "Слово в искусстве.Блогеры Живого Журнала рецензируют произведения современного искусства из собрания Третьяковской галереи")1926 год, бурное время для отечественного изобразительного искусства: на повестке дня абстракционизм, супрематизм, кубизм и прочие -измы в составе русского авангарда. Википедия характеризует Сергея Лучишкина как участника наиболее радикальных художественных экспериментов 1920-х годов. Он входил в художественную группировку, для членов которой характерно воспевание советской действительности с использованием приемов современного европейского экспрессионизма (снова привет Википедии). Но прославился он единственной картиной, написанной в 24 года. Картина эта не укладывается ни в рамки художественных экспериментов, ни в бравурное воспевание действительности. Честно говоря, при всей своей кажущейся простоте, она вообще ни в какие рамки не укладывается.
Нависающие громады домов. Хмурое небо. Асфальтовый двор. Голые палочки деревьев. На всю грязно-серо-бурую действительность - два маленьких, но ярких пятнышка, разделенных пространством картины - девочка в голубом платье и красный шарик в небе.
Картина эта - своего рода тест: в ней каждый видит своё. По словам художника, одни говорили ему: «Как вам удалось раскрыть такой оптимистический мотив – утверждение мечты и радость жизни», а другие: «Какая безысходность огорчения от уходящей, исчезающей мечты». А сам художник много лет спустя писал о ней так: «Сюжет этой картины возник как бы изнутри от смутного чувства утраты желаемого, столь часто охватывающего нас в детстве, и, увы, сопровождающее нас всю жизнь. Это боль потерь и в то же время радость оставшегося в сознании образа сливается воедино.А как именно это удалось мне выразить, остается тайной и для меня. Но таково творчество».
Таковы первые впечатления от картины. Но если рассмотреть ее внимательно, то откроются странные детали. В окнах домов видны кусочки чьей-то жизни. Кто-то смотрит в окно, кто-то его открывает. А в окне предпоследнего этажа правого дома... болтается повешенный. Вот такой "оптимистический мотив....".
Такое чувство, что в этой картине молодому 24-летнему художнику удалось заглянуть далеко вперед во времени. Мы-то знаем, сколько страшного ждало людей из 1926-го...
А Сергей Лучишкин прожил долгую и вполне благополучную на фоне своих сверстников жизнь. И свои воспоминания, написанные на склоне лет, назвал: "Я очень люблю жизнь".Я надеюсь, что к концу жизни к нему, как в песне Булата Окуджавы, вернулся красный шарик, выпущенный рукой молодого художника из унылого московского двора.
Использованы материалы беседы с генеральным директором Третьяковской галереи Ирины Лебедевой на радио Эхо Москвы
moscow-i-ya.livejournal.com
Эссе второе. Лучишкин. Шарик улетел.
Картина «Шарик улетел», это что-то личное, из детства, когда отец, доверительно, «актерно» рассказывал мне о Лучишкине, об обществе станковистов, о том, как он сам ее любит и как он плакал, когда увидел картину в Третьяковке впервые. О том, как он сам встретился с Лучишкиным чтобы поговорить, но не понял, о чем он хочет спросить художника, пока не сообразил, что не хочет вообще ни о чем спрашивать. Так, художник остался для нас художником.
Кажется, для станковистов, которые, в общем-то старались вернуть искусству то его отвлеченное, самостоятельно значение, которое оно утратило с приходом разрушительного большевизма.
Искусство ради искусства — очень грубая и «размазанная» формула. А, впрочем, вот станок (мольберт), холст, сухая техника в руках, оживляемая миром художника.
«Шарик улетел» — это, пожалуй, эталон такого искусства. Апологет театра абсурда, Лучишкин, вертикальным куском холста отграничил мир маленькой девочки, героини картины, от мира живого. Ребенок стоит между двух махин — высоток, нескладных, неуклюжих. Перспектива нарушена, дома словно нависают над девочкой, а она совсем маленькая и все вокруг большое и страшное. И был у девочки шарик.
Представьте, двор, в рядок голые и сухие деревца, какие-то формальные, обездушенные. Горизонт скрывает казенный забор. Небо затянуто, серое и пустое. Линейная, симметричная правильная, одинокая композиция. А шарик улетел, а девочка провожает его, он все больше похож на точку на фоне «туманного», пугающего неба.
Очень интересно решение перспективы в работе. Дома дают объем изображению, но монотонное небо плоское и одномерное, нарушает классическую перспективу. Эта черта приводит стиль картины к наивному искусству. Девочка, как главный герой сюжета, дает обоснование этой наивности, своим ясным, простым и понятным мироощущением.
Чувство одиночества, выраженное этим почти примитивизмом, не надрывное, не тягостное, а легкое и прямое, не вызывает коннотаций, говоря об одиночестве маленького человека в большом мире, где ты такой незначительный.
Шарик, яркое, красное пятно противопоставляется общей, «пасмурной» колористике картины.
Симметрия и явная геометризация композиции подчеркивают простоту, понятность идеи.
Окна, домов, в которых, фоном, «случается» чья-то жизнь, создают ощущение театральности происходящего. Таким образом, несмотря на примитивистские черты работы, черты наивного искусства, глубина, формируемая вторым планом, выражается художником именно через сюжетное наполнение, в отличие от классического, композиционного разделения картины на первый и второй планы.
Шарик улетел, это картина, которую внезапно начинаешь хотеть повторить, даже не являясь художником. Написать заново, в процессе схватывая ощущение, переданное оригиналом.
Искусство перестало кричать, вернулось в плоскость станкового, вышло из унизительного подчинения чужой, «общей» идее, снова заговорило человеческим голосом. И вдруг оказалось, что вот это, ясное человеческое чувство может быть таким же сильным, как чувство причастности к чему-то чужому, навязанному.
100-anosdekorea.livejournal.com
Красота в глазах смотрящего - Мечты сбываются!
Что такое красота? Иногда она как ускользающая иллюзия – мелькнула и нет ее. И только бриллианты в ладонях, оказывающиеся всего лишь битым стеклом. Разочарование. А иногда красота – это образ, задевающий наши самые нежные воспоминания, чувства. Да, именно воспоминания о чувствах – самое удивительное в нас.Можно ли изобразить чувство? Ведь оно не имеет материального выражения, нет ни тела, ни формы. Однако каждое чувство имеет образ, воплощающийся в наших воспоминаниях.Всего лишь шарик улетел… А на тебя всем многоцветьем чувств наваливается детство. Застывшее мгновение, запечатлённое в картине – образ прекрасного в твоих глазах.Есть в этом шарике нечто щемящее, сдавливающее грудь одни махом, как будто ты враз понимаешь всю трагедию детского бытия: шарик уже не вернется, никогда. Будут другие шарики – но никогда они не повторятся в твоей жизни.
Но все-таки, как писал Окуджава о вечном и мимолетном, - в каждом мгновении живет вечность:«Девочка плачет, шарик улетел,Её утешают, а шарик летит.Девушка плачет, жениха всё нет,Её утешают, а шарик летит.Женщина плачет, муж ушел к другой,Её утешают, а шарик летит.Плачет старуха, мало пожила,А шарик вернулся, а он голубой».
«Шар улетел» была написана в 1927 и практически сразу попала на постоянную экспозицию Третьяковской галереи, где и выставляется по настоящее время.
Но история этой картины – хороший пример того, что чувства человека, воплощенные с помощью красок и кисти, могут разительно отличаться от чувств других людей, всматривающихся в творение художника. Кто-то увидит на картине лишь шарик -как ускользающий образ детства, а кто-то в окне дома, изображенного на картине, увидел повешенного самоубийцу.
Это произошло на одной из выставок в 1932 году. Один из посетителей точно, по его мнению, разглядел в окне одного из зданий, изображенных на картине, образ повешенного человека. Поднялся страшный скандал, и картину немедленно убрали с выставки. Хотя, как ни смотрели, повешенного так и не смогли найти.
Вот уж, действительно, красота исключительно в глазах смотрящего: кто-то увидит на лугу цветы, а кто-то увидит, что луг вытоптан. Кто-то погрустит о прошедшем детстве, а кто-то в ужасе поднимет скандал, кто-то будет рыдать от того, что прошлого не вернуть, а кто-то с полуулыбкой вспоминать самые прекрасные мгновения.
Как в детском калейдоскопе из цветных стеклышек: каждый видит свою картину, и только от него зависит, в какие цвета она будет окрашена.Но в этом-то и есть неоднозначность наших чувств?
lareina.livejournal.com
Сергей Лучишкин. Картина « Шар улетел». Рассказ В. Драгунский « Красный шар в синем небе»
Учреждение: МОУ СОШ с. Новая Кука Читинский район Забайкальский край Учитель начальных классов: Парфёнова Галина Николаевна.
УМК« Перспективная начальная школа».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Раздел: « Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красотучеловека ».
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Сергей Лучишкин. Картина « Шар улетел». Рассказ В. Драгунский « Красный шар в синем небе».
Цель:
-формирование культуры сравнительного анализа произведений,принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различиямировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей ипереживаний).
Задачи:
-продолжить знакомить с логикой и структурой рассуждения на примерекартины С. Лучишкина« Шар улетел» и рассказа В.Драгунского «Красныйшар в синем небе».
-учить делится своими впечатлениями, подтверждая своё мнение деталямиживописного произведения.
-учить определять с помощью, каких средств и приёмов автор передает своичувства и переживания в произведении, выделять в нём главную мысль-учить подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста,-различать способы передачи речи героев.
Оборудование: учебник авторы: Н.А.Чуракова литературное чтение 4 класс. в 2 ч. -М.: Академкнига/Учебник2012г.
О. В.Малаховская литературное чтение 4 класс - хрестоматия.- М.: Академкнига/Учебник2012г.; презентация, у детей лупы и полоски.
Методы и приёмы ведения урока: эвристическая беседа, самостоятельнаяработа, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Самоопределение: детям предлагается обоснованно присоединиться к одной извысказанных сквозными героями точки зрения, или высказать свою собственную.
Смыслообразование: формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей: способности ценит мир природы ичеловеческих отношений, умение видеть красоту природы и красоту человека.
З. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатовучебной деятельности: отвечая на вопрос совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит,содержательного самоконтроля. Примерам является исследование текста.
Познавательные УУД.
l.Поиск и выделение информации( работа с текстом и иллюстрациями).
2.Поход в хрестоматию с целью конкретного произведения и выполнениезадания.
З. Поход в « Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописногопроизведения.
4. Перечитывание текста с разными заданиями: определение темы и главноймысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строк, литературныхприёмов( сравнения, олицетворения, контраста).
Универсально логические действия.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:сравнение литературного и живописного произведения с цельюобнаружения сходства и различия темы или заключённого в них главногопереживания автора.
Подведение под понятие: завершающий этап формирования понятия«олицетворение», « сравнение», «контраст», представление о природесмешного через анализ системы приёмов.
Установление причинно-следственных связей: между фактом наделениянеживого предмета чертами одушевлённого Лица и наличием приемаолицетворения. Пример ( шарик -живой).
Коммуникативные УУД.
Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке, по ролям.
Коммуникация как взаимодействие- учет позиций собеседника:обоснование строчками из текста заявленного « чужого» мнения,выражение своего согласия или не согласия.
Регулятивные УУД.
планирование действия -волевая саморегуляция, самоконтроль и контрольза ходом выполнения работы и полученного результата.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Плодотворной работы на уроке.Вспомним пословицу: « Ученику удача - учителю радость. Всем удачи.
Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас.
Будьте внимательны, усидчивы и наблюдательны.Чтобы литературные тайны познавать
Нужно всё серьёзно изучать.
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Учитель. -Ребята скажите, как называется тема раздела, по которому мы сейчасработаем?
Дети- «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красотучеловека».
Учитель - С помощью, каких выразительных средств и приёмов поэты, писатели ихудожники передают нам свои чувства, впечатления, переживания?
Дети.- Они передают нам свои впечатления с помощью пронзительно точныхслов, композиции, цветовой гаммы, приёма сравнения, олицетворения,контраста, звукописи, используют разные способы передачи речи героев:диалог и монолог.
Учитель -Сегодня на уроке мы продолжим сравнение литературного иживописного произведения с целью обнаружения сходства или различиятемы или заключенного в них главного переживания( настроения) автора Постановка проблемы:-Итак, наш основной проблемный вопрос - чтообъединяет произведения художника и писателя: общая тема или общаяглавная мысль(общее переживание).Начнем исследовать произведения иискать ответ.
З. Поход в «Музейный Дом» картина Сергей Лучишкин «Шар улетел»
Учитель -Найдите картину Сергея Лучишкина« Шар улетел»
-Скажите, пожалуйста, где находится эта картина?
- В каком году была написана эта картина
- Как ты думаешь автор картины - наш современник?
-Рассмотрите её внимательно ( работа с лупой).
- В чем особенность композиции. Взгляд художника охватывает огромное
пространство или его внимание обращено на какой-либо фрагмент, деталь?-Обратите внимание на название картины. Название картиныдетализировано.
Дети - ЭТО композиция - фрагмент.
Учитель: -Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги.-Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?
Маша сказала, тоскливое и страшное. Как будто город пустой, без людей.
Да растительность чахлая: то ли приживется, то ли нет.
Таня Петрова заметила, что всё окрашено в какой-то один цвет. - Как-тобезрадостно.
-Вы разделяете мнение ребят, или у вас своё мнение?
Уч. - Почему же городской пейзаж производит впечатление тоски, пустоты,страха. Иногда большие города называют « каменными джунглями».
- Про этот город можно так сказать? Да.
- Как расположены дома?
Дети.-Они наклонены, крыши достигают неба, которое видно лишь впромежутки между этими домами, а не сверху.
-Какие дома?
(Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами).
Учитель - Сравните здания с деревьями. - Если на них листочки? ( работа с лупой).
Дети - Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чемпосаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которыхнет листочка.
Учитель - А сейчас откройте изображение девочки и шарика. Изменилось лиобщее впечатление от пейзажа или, напротив, усилилось первоевпечатление?
- Какие новые впечатления у вас возникли?
-Картина ожила, стала более « человеческой» или ощущение тоски иодиночества усилилось?
Дети - Картина ожила, стала более « человеческой»
Учитель - Какое ощущение создает летящий шарик. Чувствуется ли движение воздухав картине? (работа с лупой).
Дети - Летящий в небе красный шарик создаёт ощущение глубины пространства, чувствуется движение воздуха.
Учитель -Рассмотрите крошечную фигурку девочки в синем платье смотрящей наулетающий шарик.
-Какое ощущение создает её присутствие?
Дети - Оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустым инеобжитым.Учитель - Можно ли сказать, что художник использует приём контраста.
-Что здесь противопоставлено?
Дети - Шарик и девочка противопоставлены, городскому пейзажу.Учитель - В чём контраст?
Дети - Контраст по цвету: синее, красное - серое, по размеру.( цветовая гамма)Учитель - Что хотел показать автор этим контрастом?
- С каким переживанием хотел поделиться?
- В чем главная мысль произведения?
Учитель - Только присутствие человека наполняет жизнью безрадостный,лишённый растительности и ярких красок однообразный городской пейзаж. 4. Динамическая пауза.
5. Работа по тексту (Хрестоматия с 91) Виктор Драгунский « Красный шар в синем небе».
Учитель - Пойдём в хрестоматию стр. 91, прочитайте название произведения, котороенам предстоит исследовать
Дети - В. Драгунский «Красный шар в синем небе».Учитель -Вспомним наш основной проблемный вопрос произведения художника и писателя: общая тема мысль(общее переживание).
Чтение текста -цепочкой по абзацам.
Работа по тексту -цитирование.
Учитель -Как зовут мальчика героя этого и других рассказов В. Драгунского?
Дети - Дениска.
Учитель. -Какие рассказы этого писателя вы помните?
Дети - «Гусиное горло», «Ровно 25 кило», « Друг детства», « Кот в сапогах»,«Шляпа гроссмейстера», «Что любит Мишка».
Учитель - В каком из них уже была девочка Алёнка?
Дети 2кл. « Сверху вниз наискосок».с.141
Учитель -Какое впечатление произвели на Дениску крики Алёнки о том, что вмагазине открыли Весенний базар?
Учитель -Процитируйте нужные строки.( с.91 последний абзац)Дети « И Я от этого как-то заволновался .... »
Учитель -Как Дениска комментирует слова и поведение Алёнки.
-Процитируйте нужные строки (с. 91 - 1 абзац)
Дети - «Алёнка закричала ... она ужасно громко кричала ... Кричит как будто
пожар ... »
Учитель -Какой приём использует писатель?Дети - Приём сравнения.
Учитель -Кто из детей способен увлечь другого за собой? (с.92 первая строчка)
- Вам было смешно? Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?
Вспомните подсказку летучей мышки.
Слайд 1« Смешно, когда есть контраст»,
«Нас делают смешными наши недостатки ... »
-Какой приём использует писатель?
Дети - Прием контраста и прием сравнения( с.93 и у Алёнки живот сразу стал,
как футбольный мяч )
3) Работа в парах (чтение по ролям).
Учитель -Сканируйте текст и найдите диалог Аленки и Дениски. Распределите роли,опустите слова автора( подготовка).
Учитель -Прочитайте диалог.
- Вспомним подсказку мышки.
Слайд 2« Когда звучит живая речь героев, то нам
легче их себе представить» .
Учитель -Как вы думаете Алёнка младше Дениски или его ровесница? Из какихстрочек это понятно?
Дети -Вот и видно, что ты ещё маленькая ...
Учитель . -Дениска и Алёнка понимают друг друга с полуслова?
6. Динамическая пауза.7.Чтение текста 2часть.
чтение диалога по ролям (с.94)
чтение цепочкой по предложениям (95)
чтение учителем (с 96 -3 абзац)
чтение цепочкой по предложениям.
работа по тексту.
Учитель -Миша считает, что Дениска относится к шарику, как живому.
-Что он имел в виду?
- Процитируйте нужные фрагменты текста (с. 95 - 2 абзац).
-Дети « я взял. И сразу как взял, так услышал .... »
Учитель -Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим
шариком?
Дети -Чувство радости, праздника.Учитель -Только ли Дениску оно охватило?
- Подтвердите свой ответ цитатой.
- Ты сможешь объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и
радости?
Учитель -Весенний яркий городской пейзаж окружающий Дениску, сам по себеуже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик, усиливает этосостояние праздника.
6) Работа с иллюстрацией. -Рассмотрите иллюстрацию с 95 .
-Найдите фрагмент в тексте
Учитель - Как вы, думаете, испытала ли Алёнка те же чувства в тот момент, когдаДенис выпустил шарик? -Какие слова и поступки Алёнки говорятОтом. Чтоона ещё маленькая?
7).Работа по тексту.
Учитель -О чём Денис думает по пути домой? Не забудь подтвердить ответ цитатой изтекста.
Дети - с 96 - последний абзац.
- Какой способ передачи речи героя в литературном тексте используетавтор?
Дети -Монолог( мысли про себя).Учитель -Почему ребята молчали всю дорогу?
- Скажите, способна ли Алёнка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли
она чувствовать красоту?
-Подтвердите свои мысли строчками из текста.Дети -(с 97 последняя строка.)
Учитель - Вы теперь понимаете, почему Дениска дружит с этой девочкой. Хотя она младше его.
Учитель -Вернемся к названию рассказа.
- Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется?
Учитель -Вспомним наш проблемный вопрос.
-Что же объединяет произведения художника и писателя: общая тема или
общая главная мысль( переживание автора). Дети - Их объединяет общая тема.
- В чем отличие главной мысли произведений?
Дети -Главная мысль рассказа В. Драгунского отличается от того чувства (переживания) которым делится с нами художник.
-В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людейощущение праздника и радости, а в картине Сергея Лучишкина красный шарик, летящий на фоне выбеленного серого неба, оживляет безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его человечным и обжитым.
Учитель -Мы нашли ответ на наш вопрос. Как вы считаете, цель нашего урокадостигнута. Но на этом наши исследования не заканчиваются.
- На следующем уроке мы рассмотрим картину Валерия Ватенина« Голуби внебе» и выясним, есть ли что-то общее в том, как художники воспринимаетгородской пейзаж и в чём различие.
8. Информация о домашнем задании.
-Учитель -С ейчас найдите на с.98 значок « Сведения о писателях».Это будет вашедомашнее задание.
9. Рефлексия.
- Подведем итог нашего урока.
-Интересно ли вам было на уроке.
-Что особенно запомнилось с урока.
-Какие трудности у вас возникали во время работы?
-Оцените свою работу.
Всем спасибо.
Сергей Лучишкин . Шар улетел .
xn--j1ahfl.xn--p1ai
УМК "Перспективная начальная школа" урок литературного чтения 4 класс Сергей Лучишкин. Картина « Шар улетел». Рассказ В. Драгунский « Красный шар в синем небе».
Учреждение: МОУ СОШ с. Новая Кука Читинский район Забайкальский край Учитель начальных классов: Парфёнова Галина Николаевна.
УМК« Перспективная начальная школа».
Предмет: литературное чтение
Класс: 4
Раздел: « Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека ».
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Сергей Лучишкин. Картина « Шар улетел». Рассказ В. Драгунский « Красный шар в синем небе».
Цель:
-формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Задачи:
-продолжить знакомить с логикой и структурой рассуждения на примере картины С. Лучишкина« Шар улетел» и рассказа В.Драгунского «Красный шар в синем небе».
-учить делится своими впечатлениями, подтверждая своё мнение деталями живописного произведения.
-учить определять с помощью, каких средств и приёмов автор передает свои чувства и переживания в произведении, выделять в нём главную мысль -учить подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста, -различать способы передачи речи героев.
Оборудование: учебник авторы: Н.А.Чуракова литературное чтение 4 класс. в 2 ч. -М.: Академкнига/Учебник2012г.
О. В.Малаховская литературное чтение 4 класс - хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник2012г.; презентация, у детей лупы и полоски.
Методы и приёмы ведения урока: эвристическая беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Самоопределение: детям предлагается обоснованно присоединиться к одной извысказанных сквозными героями точки зрения, или высказать свою собственную.
Смыслообразование: формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей: способности ценит мир природы и человеческих отношений, умение видеть красоту природы и красоту человека.
З. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результатов учебной деятельности: отвечая на вопрос совершать действия сравнительного анализа и самоопределения, а значит, содержательного самоконтроля. Примерам является исследование текста.
Познавательные УУД.
l.Поиск и выделение информации( работа с текстом и иллюстрациями).
2.Поход в хрестоматию с целью конкретного произведения и выполнение задания.
З. Поход в « Музейный Дом» с целью поиска и анализа живописного произведения.
4. Перечитывание текста с разными заданиями: определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строк, литературных приёмов( сравнения, олицетворения, контраста).
Универсально логические действия.
Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства и различия темы или заключённого в них главного переживания автора.
Подведение под понятие: завершающий этап формирования понятия «олицетворение», « сравнение», «контраст», представление о природе смешного через анализ системы приёмов.
Установление причинно-следственных связей: между фактом наделения неживого предмета чертами одушевлённого Лица и наличием приема олицетворения. Пример ( шарик -живой).
Коммуникативные УУД.
Коммуникация как кооперация: чтение по цепочке, по ролям.
Коммуникация как взаимодействие- учет позиций собеседника: обоснование строчками из текста заявленного « чужого» мнения, выражение своего согласия или не согласия.
Регулятивные УУД.
планирование действия -волевая саморегуляция, самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу. Плодотворной работы на уроке. Вспомним пословицу: « Ученику удача - учителю радость. Всем удачи.
Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас.
Будьте внимательны, усидчивы и наблюдательны. Чтобы литературные тайны познавать
Нужно всё серьёзно изучать.
Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Учитель. -Ребята скажите, как называется тема раздела, по которому мы сейчас работаем?
Дети- «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека».
Учитель - С помощью, каких выразительных средств и приёмов поэты, писатели и художники передают нам свои чувства, впечатления, переживания?
Дети.- Они передают нам свои впечатления с помощью пронзительно точных слов, композиции, цветовой гаммы, приёма сравнения, олицетворения, контраста, звукописи, используют разные способы передачи речи героев: диалог и монолог.
Учитель -Сегодня на уроке мы продолжим сравнение литературного и живописного произведения с целью обнаружения сходства или различия темы или заключенного в них главного переживания( настроения) автора Постановка проблемы:-Итак, наш основной проблемный вопрос - что объединяет произведения художника и писателя: общая тема или общая главная мысль(общее переживание).Начнем исследовать произведения и искать ответ.
З. Поход в «Музейный Дом» картина Сергей Лучишкин «Шар улетел»
Учитель -Найдите картину Сергея Лучишкина« Шар улетел»
-Скажите, пожалуйста, где находится эта картина?
- В каком году была написана эта картина
- Как ты думаешь автор картины - наш современник?
-Рассмотрите её внимательно ( работа с лупой).
- В чем особенность композиции. Взгляд художника охватывает огромное
пространство или его внимание обращено на какой-либо фрагмент, деталь?- Обратите внимание на название картины. Название картины детализировано.
Дети - ЭТО композиция - фрагмент.
Учитель: -Закройте шар и фигурку девочки полоской бумаги. -Какое впечатление производит на вас городской пейзаж?
Маша сказала, тоскливое и страшное. Как будто город пустой, без людей.
Да растительность чахлая: то ли приживется, то ли нет.
Таня Петрова заметила, что всё окрашено в какой-то один цвет. - Как-то безрадостно.
-Вы разделяете мнение ребят, или у вас своё мнение?
Уч. - Почему же городской пейзаж производит впечатление тоски, пустоты, страха. Иногда большие города называют « каменными джунглями».
- Про этот город можно так сказать? Да.
- Как расположены дома?
Дети.-Они наклонены, крыши достигают неба, которое видно лишь в промежутки между этими домами, а не сверху.
-Какие дома?
(Дома одинаковые, с одинаковыми тёмными окнами).
Учитель - Сравните здания с деревьями. - Если на них листочки? ( работа с лупой).
Дети - Здания кажутся значительно более мощными, более живыми, чем посаженные во дворе одинаково чахлые деревья, ни на одном из которых нет листочка.
Учитель - А сейчас откройте изображение девочки и шарика. Изменилось ли общее впечатление от пейзажа или, напротив, усилилось первое впечатление?
- Какие новые впечатления у вас возникли?
-Картина ожила, стала более « человеческой» или ощущение тоски и одиночества усилилось?
Дети - Картина ожила, стала более « человеческой»
Учитель - Какое ощущение создает летящий шарик. Чувствуется ли движение воздуха в картине? (работа с лупой).
Дети - Летящий в небе красный шарик создаёт ощущение глубины пространства, чувствуется движение воздуха.
Учитель -Рассмотрите крошечную фигурку девочки в синем платье смотрящей на улетающий шарик.
-Какое ощущение создает её присутствие?
Дети - Оживляет городской пейзаж, он перестаёт быть пустым инеобжитым. Учитель - Можно ли сказать, что художник использует приём контраста.
-Что здесь противопоставлено?
Дети - Шарик и девочка противопоставлены, городскому пейзажу. Учитель - В чём контраст?
Дети - Контраст по цвету: синее, красное - серое, по размеру.( цветовая гамма) Учитель - Что хотел показать автор этим контрастом?
- С каким переживанием хотел поделиться?
- В чем главная мысль произведения?
Учитель - Только присутствие человека наполняет жизнью безрадостный, лишённый растительности и ярких красок однообразный городской пейзаж. 4. Динамическая пауза.
5. Работа по тексту (Хрестоматия с 91) Виктор Драгунский « Красный шар в синем небе».
Учитель - Пойдём в хрестоматию стр. 91, прочитайте название произведения, которое нам предстоит исследовать
Дети - В. Драгунский «Красный шар в синем небе». Учитель -Вспомним наш основной проблемный вопрос произведения художника и писателя: общая тема мысль(общее переживание).
Чтение текста -цепочкой по абзацам.
Работа по тексту -цитирование.
Учитель -Как зовут мальчика героя этого и других рассказов В. Драгунского?
Дети - Дениска.
Учитель. -Какие рассказы этого писателя вы помните?
Дети - «Гусиное горло», «Ровно 25 кило», « Друг детства», « Кот в сапогах», «Шляпа гроссмейстера», «Что любит Мишка».
Учитель - В каком из них уже была девочка Алёнка?
Дети 2кл. « Сверху вниз наискосок».с.141
Учитель -Какое впечатление произвели на Дениску крики Алёнки о том, что в магазине открыли Весенний базар?
Учитель -Процитируйте нужные строки.( с.91 последний абзац) Дети « И Я от этого как-то заволновался .... »
Учитель -Как Дениска комментирует слова и поведение Алёнки.
-Процитируйте нужные строки (с. 91 - 1 абзац)
Дети - «Алёнка закричала ... она ужасно громко кричала ... Кричит как будто
пожар ... »
Учитель -Какой приём использует писатель? Дети - Приём сравнения.
Учитель -Кто из детей способен увлечь другого за собой? (с.92 первая строчка)
- Вам было смешно? Посмотри, что же делает эту часть рассказа смешной?
Вспомните подсказку летучей мышки.
Слайд 1« Смешно, когда есть контраст»,
«Нас делают смешными наши недостатки ... »
-Какой приём использует писатель?
Дети - Прием контраста и прием сравнения( с.93 и у Алёнки живот сразу стал,
как футбольный мяч )
3) Работа в парах (чтение по ролям).
Учитель -Сканируйте текст и найдите диалог Аленки и Дениски. Распределите роли, опустите слова автора( подготовка).
Учитель -Прочитайте диалог.
- Вспомним подсказку мышки.
Слайд 2« Когда звучит живая речь героев, то нам
легче их себе представить» .
Учитель -Как вы думаете Алёнка младше Дениски или его ровесница? Из каких строчек это понятно?
Дети -Вот и видно, что ты ещё маленькая ...
Учитель . -Дениска и Алёнка понимают друг друга с полуслова?
6. Динамическая пауза. 7.Чтение текста 2часть.
чтение диалога по ролям (с.94)
чтение цепочкой по предложениям (95)
чтение учителем (с 96 -3 абзац)
чтение цепочкой по предложениям.
работа по тексту.
Учитель -Миша считает, что Дениска относится к шарику, как живому.
-Что он имел в виду?
- Процитируйте нужные фрагменты текста (с. 95 - 2 абзац).
-Дети « я взял. И сразу как взял, так услышал .... »
Учитель -Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим
шариком?
Дети -Чувство радости, праздника. Учитель -Только ли Дениску оно охватило?
- Подтвердите свой ответ цитатой.
- Ты сможешь объяснить, почему у людей возникло ощущение праздника и
радости?
Учитель -Весенний яркий городской пейзаж окружающий Дениску, сам по себе уже вызывает радостное настроение, а летящий в небе шарик, усиливает это состояние праздника.
6) Работа с иллюстрацией. -Рассмотрите иллюстрацию с 95 .
-Найдите фрагмент в тексте
Учитель - Как вы, думаете, испытала ли Алёнка те же чувства в тот момент, когда Денис выпустил шарик? -Какие слова и поступки Алёнки говорятОтом. Что она ещё маленькая?
7).Работа по тексту.
Учитель -О чём Денис думает по пути домой? Не забудь подтвердить ответ цитатой из текста.
Дети - с 96 - последний абзац.
- Какой способ передачи речи героя в литературном тексте использует автор?
Дети -Монолог( мысли про себя). Учитель -Почему ребята молчали всю дорогу?
- Скажите, способна ли Алёнка понять мысли и чувства Дениски? Умеет ли
она чувствовать красоту?
-Подтвердите свои мысли строчками из текста. Дети -(с 97 последняя строка.)
Учитель - Вы теперь понимаете, почему Дениска дружит с этой девочкой. Хотя она младше его.
Учитель -Вернемся к названию рассказа.
- Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется?
Учитель -Вспомним наш проблемный вопрос.
-Что же объединяет произведения художника и писателя: общая тема или
общая главная мысль( переживание автора). Дети - Их объединяет общая тема.
- В чем отличие главной мысли произведений?
Дети -Главная мысль рассказа В. Драгунского отличается от того чувства (переживания) которым делится с нами художник.
-В рассказе вид летящего в синем небе красного шарика вызывает у людей ощущение праздника и радости, а в картине Сергея Лучишкина красный шарик, летящий на фоне выбеленного серого неба, оживляет безжизненный и безрадостный городской пейзаж, делая его человечным и обжитым.
Учитель -Мы нашли ответ на наш вопрос. Как вы считаете, цель нашего урока достигнута. Но на этом наши исследования не заканчиваются.
- На следующем уроке мы рассмотрим картину Валерия Ватенина« Голуби в небе» и выясним, есть ли что-то общее в том, как художники воспринимает городской пейзаж и в чём различие.
8. Информация о домашнем задании.
-Учитель -С ейчас найдите на с.98 значок « Сведения о писателях».Это будет ваше домашнее задание.
9. Рефлексия.
- Подведем итог нашего урока.
-Интересно ли вам было на уроке.
-Что особенно запомнилось с урока.
-Какие трудности у вас возникали во время работы?
-Оцените свою работу.
Всем спасибо.
Сергей Лучишкин . Шар улетел .
infourok.ru
"Шар улетел". Обречённое будущее или безысходность, как форма бытия?: v_kedah_po_miru
Представьте, что вам 24, вы росли в эпоху наступающего светлого будущего, на ваших глазах рождается новая страна, мир меняется и, может, даже к лучшему; и, вдруг, вы берёте кисти и краски и пишите полотно, безысходность и обречённость которого просто парализует смотрящего. Немного странно, не находите? Да что там, очень странно. Кажется, Лучишкин заглянул за грань, слетал в будущее и успел прочесть Битова, Солженицына, раннего Пелевина, узнать о 37, о 90-х и о том, что довелось ему узнать, но гораздо позже...
Но как иначе молодому художнику удалось написать шедевр, с которым несоизмерима по силам ни одна из последующих его работ?Или мы неправильно видим эту картину? Или художнику дан дар свыше? Дар видеть истину за наносным слоем словоблудия.
Две бетонные коробки, возможно, даже новострой, судя по невысоким деревцам рядом, а между ними, как по трубе, мчится вверх красный шар, словно небо ещё даёт надежду на спасение. Но небо - не спасение, оно затянуто тучами, не чёрными, без грозы, просто без просвета. И, хотя над и за домами есть свободное от бетона пространство, кажется, что это ловушка, из которой нет спасения.Картина содержит как минимум три символа надежды на светлое будущее: молодые деревья, мать с младенцем в окне и девочку во дворе.Но улетающий шар и повешенный в одном из окон, аккурат над матерью с ребёнком, перечёркивает все попытки веры в хороший конец.Считается, что Лучишкин изобразил на картине окружающую его повседневность, тот неприукрашенный быт, который оставался на задворках, о котором не принято было рассказывать с трибун и изображать на полотнах тех времён. Возможно и так. Или же странное предчувствие обречённости нового строя посетила молодого художника?
А может шар - по-советски красный, ещё лёгкий и воздушный - и есть сам художник, убегающий из этого мира бетонных коробок, бытовухи и беспросветности, понимая при этом, что небо затянуло надолго и он сам уже обречён?
Потом красный шарик Лучишкин повзрослеет, его юношеский максимализм поугаснет, он больше не станет писать покойников в окнах, пустоту и безысходность, недетское одиночество маленьких девочек в голубом. Он ведь был у самой грани свинцового неба и видел, что между тучами нет просвета, по крайней мере не в его эпоху...Он изменит свою манеру письма, он станет рисовать плакаты, вести оформительскую деятельность и проживёт длинную жизнь, пройдя через все самые страшные для страны годы, он даже создаст несколько работ об Олимпиаде 80, его работы всегда будут яркими, как древнерусский лубок, плоскими и беззубыми. А в памяти народа останется именно "Шар улетел" - картина, которая вызвала скандал и не могла быть представлена на советских выставках, ведь своим существованием и соседством с парадными работами того периода она словно говорила: с вами так весело, что просто удавиться хочется...
Мы не можем знать, изменил ли Лучишкин свой взгляд на мир, поверил ли в другие идеалы или просто случайно вышла эта картина и ничего такого не значила... А может он просто запрятал всё это поглубже, потому что не хотел закончить как в стихах Хармса: "И вот однажды на зареВошел он в темный лес.И с той поры,И с той поры,И с той поры исчез..."
Но картина оставалась и остаётся актуальной по сей день, многое из той эпохи кануло в Лету, а шарик всё летит и летит...
Картина-притча, картина-предостережение.Лучишкин не смог улететь далеко, но он оставил картину для нас, оставил, возможно, сам того не осознавая, как толчок. Мы имеем возможность не ныть и не хандрить, наша реальность не безысходна! Мы свободны творить, думать, путешествовать. Так чего же мы медлим?
v-kedah-po-miru.livejournal.com