Гурьянов, Георгий Константинович. Георгий гурьянов картины


Гурьянов, Георгий Константинович — Википедия

Основная информация Полное имя Дата рождения Место рождения Дата смерти Место смерти Похоронен Страна Профессии Инструменты Жанры Псевдонимы Коллективы
Георгий Гурьянов
blank300.png|1px]][[file:blank300.pngГеоргий Гурьянов за ударной установкой
Георгий Константинович Гурьянов
27 февраля 1961(1961-02-27)
Ленинград, РСФСР, СССР
20 июля 2013(2013-07-20) (52 года)
Санкт-Петербург, Россия
  • Смоленское православное кладбище
СССР СССРРоссия Россия
музыкант (ударник)художник
Ударная установкаДрам-машинаБас-гитара
Русский рокПост-панкНовая волна
Густав
«Кино»Галерея

ru.bywiki.com

Гурьянов Георгий Константинович Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Гурьянов.

Гео́ргий (Гу́став) Константи́нович Гурья́нов (27 февраля 1961 (1961-02-27), Ленинград, РСФСР, СССР — 20 июля 2013, Санкт-Петербург, Россия) — советский и российский рок-музыкант, художник.

С 1984 по 1990 год — барабанщик, аранжировщик, автор некоторых басовых партий и бэк-вокалист группы «Кино», участвовал в проекте «Поп-механика». С 1990 по 2013 год работал как художник; с 1993 года — почётный профессор петербургской Новой Академии изящных искусств.

Биография

Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 года в роддоме Петроградского района в г. Ленинграде в семье геологов: Константина Федоровича (06.07.1914 — 26.10.1993) и Маргариты Викентьевны (22.12.1924 — 09.02.2013). Ещё до школы начал заниматься музыкой в музыкальном кружке при ДК им. Козицкого, где учился игре на различных инструментах: на балалайке, домре, фортепиано, гитаре.

В детстве я вставился Led Zeppelin и из-за них пошёл в музыкальный кружок, где мне сказали: «Малыш, для начала научись играть на балалайке». Я научился — но это не звучало как Led Zeppelin. А в музыкальном училище педагог мне говорит: «Играй рок-н-ролл восемь часов в сутки — и приобретёшь опыт». Да пошёл ты, кретин, сам так играй рок-н-ролл!

— из интервью Г. Гурьянова с Игорем Вдовиным[1]

С 1974 по 1976 год учился в средней школе № 363 в Купчине. В 1975 году окончил городскую художественную школу № 1. В 1976 году поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Проучившись год, покинул это учебное заведение.

В конце 1970-х — начале 1980-х некоторое время жил в Москве. Был в числе основателей «Клуба друзей Маяковского».

С конца 1980-х годов много путешествовал, посетил Копенгаген и Амстердам, Париж, Рим, Будапешт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Кадакес (любимый город Сальвадора Дали), долго жил в Берлине, в Лондоне, в Испании (изучал с 1993 года испанский язык). Своими любимыми городами называл Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон. Жил и работал в Санкт-Петербурге, в последние годы — на Литейном проспекте.

Женат не был.

Музыка

В 1978—1979 годах играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семёнова (сейчас «Дядя Сэм»). В 1983 году недолгое время играл в составе панк-группы «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова . В 1985 году помогал с записью ударных группе «Народное ополчение» на альбоме «Новогодие». В середине 1980-х некоторое время был барабанщиком в группе «Игры».

В 1982 году встретился с Виктором Цоем. С 1984 года начал играть в группе «Кино», как барабанщик, аранжировщик и бэк-вокалист. Играл в группе до гибели В. Цоя в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года и последующего распада группы. На момент гибели Цоя, по свидетельству Гурьянова, группа готовилась вновь отся в Токио, где ею должна была заняться влиятельная японская продюсерская корпорация, речь шла о глобальном финансировании[2]. В 1980-х годах был известен под псевдонимом «Густав».

В 1982 году вместе с В. Цоем вошёл в группу «Новые художники». 12 октября 1982 года прошла первая акция «Новых художников» — «Ноль объект». Художников воодушевляли две авангардные идеи: «ноль-культура», то есть поиск сути за общепринятыми смыслами, и «всечество» Ларионова—Зданевича[3]. С 1985 года Г. Гурьянов и В. Цой вместе с «Новыми художниками» становятся художниками ленинградского рок-клуба.

В 1980-е годы Гурьянов начинает сотрудничать с первопроходцами в области электронной музыки в СССР — дуэтом «Новые композиторы». Во второй половине 1980-х годов некоторое время существует совместный проект музыкантов «Кино» и «Новых композиторов» под названием «Start».

В 1984 году вместе с Т. Новиковым и И. Веричевым исполнял партию в «Балете трёх неразлучников» Д. Хармса на музыку «Новых композиторов» И. Веричева и В. Алахова.[4]

С 1985 года входит в состав индустриальной группы оркестра Сергея Курёхина «Поп-механика», где также принимает участие в качестве барабанщика и вокалиста.

Отличался своеобразной, стильной манерой игры на ударных, играя на установке стоя. Делалось это с оглядкой на западных «новых романтиков» вроде «Duran Duran» и пр.

В конце 1980-х годов уделяет внимание культуре «техно», «хаус-музыке» и клубному движению, организовывает первые «рейвы» в Петербурге. В начале 1990-х годов один из вдохновителей и участников первых российских рэйвов: «Гагарин-party 1», «Гагарин-party 2» на ВДНХ и «Мобиле-party» на стадионе в Крылатском в Москве. Разработал дизайн и символику плакатов первых рэйвов.

Живопись

В 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым, в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». С декабря 1989 года входит в круг художников нового академизма, заявленного Тимуром Новиковым. С этого времени и до конца жизни участвует во многих выставках неокадемического искусства в России и за рубежом.

В июне 1990 года принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста[5] , организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[6].

В 1990 году участвует в проекте «Молодость и красота в искусстве», (конференция и выставка), проведённом Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в ленинградском Доме Учёных.[7]

В 1991 году участвует в выставке «Академизм и Неокадемизм» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина), вместе с другими первыми неокадемистами: Т. Новиковым, Д. Егельским и молодым кутюрье К. Гончаровым. Становится одним из первых моделей К. Гончарова, создавшего Модный дом «Строгий юноша»), носит одежду его дизайна (пальто, жилеты, рубашки). С этого времени получает среди друзей оставшийся с ним до конца жизни «титул» — «совесть петербургского стиля». Г. Гурьянов считался одним из «петербургских денди» конца XX — начала XXI века[8].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Т. Новиков, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов и др[9].

10 апреля 1991 года стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества»[10].

В июле 1992 года участвует в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста «Феерия и Аллегория Леонардо» и в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце; на выставке были представлены также работы Вильгельма фон Глёден и французских художников Пьера и Жиля.[11]

В 1993 году круг неокадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неокадемисты — Т. Новиков, Г. Гурьянов, В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звание почётных профессоров Новой Академии[12].

12 мая 1993 года открывается первая персональная выставка Г. Гурьянова в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 9—12 декабря 1993 года участвует в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» (Гамбург, Выставочный зал Гамбург-мессе). 10—19 июня 1994 года участвует в выставке «Ренессанс и резистанс» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 4 ноября 1994 года открывается персональная выставка художника «Сила воли» в галерее Риджина, Москва, куратор — Тимур Новиков. В сентябре 1995 года участвует в выставке «О красоте» в галере «Риджина», Москва, куратор — Дэн Камерон[13]. В феврале-апреле 1997 года принимает участие в выставке «Новый русский классицизм» в Стеделийк музеум, Амстердам.

В 1998 году картина художника «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.

C 1999 года принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.

В сентябре 2001, марте 2003 и в 2004 году проходят персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, галерея также неоднократно представляла работы художника в рамках проекта Арт-Москва. В 2004 году. проходит персональная выставка художника в парижской галерее Orel Art, Париж. В 2011—2012 годах участвует в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина», Москва, куратор Аркадий Ипполитов. Работы художника составляют основной блок выставки.

С 1991 года и до конца жизни основной темой работ Гурьянова становятся динамичные спортивные сюжеты. Художник воссоздаёт в своей живописи мотивы спортивной фотографии 1930-х годов; другими источниками становятся для него фильмы на спортивные темы — «Олимпия» и «Строгий юноша». Своим обращением в этой теме художник доказывает, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия»[14]. В работах Гурьянова образы Родченко, Рифеншталь и Роома предстают освобождёнными от любой идеологии, кроме власти эстетизма. Образы спортсменов и моряков Гурьянов делает, практически, автопортретными, чем «стирает с них отпечаток „классовой массы“, заменяя своим личным нарциссизмом пассионарность толпы»[14].

По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди достигших карьерного пика после 1991 года и выставлявшихся на аукционах в последнее десятилетие. В частности, «Автопортрет» Гурьянова был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов-стерлингов.[15]

В неокадемизме… роль Гурьянова представляется особенно значительной, потому что он первым приближается к табуированной тоталитарной иконографии… и делает это серьёзно… без защитной маски соц-артовской концептуальной иронии.

— Екатерина Андреева [16]

Работы художника (избранные, живопись):

  • «Боксёры», «Керель», «Даёшь гол!» 1991
  • «Девушка с копьём» 1994
  • «Строгий юноша» Триптих 1994
  • «Гребцы» 1998—2000
  • «Красный октябрь» 1998
  • «Кронштадт» 1998—2003
  • «Авиатор» 1999
  • «Трактористка» 2002
  • «Гимнаст» 2003
  • «Трамплин» 2006

Кино и телевидение

С 1986 года снимается в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах «Йя-Хха», «Конец каникул», «Рок», «Асса» и др., играя самого себя.

В 1989 году усилиями Юриса Лесника, Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова создаётся первая независимая телекомпания в стране под названием «Пиратское телевидение», где Гурьянов неоднократно принимал участие в съёмках. Вел программу ПТВ о спорте «Спартакус»[17].

По словам режиссёра Рашида Нугманова Гурьянов мог сняться в фильме «Игла»: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши, снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался»[18]. В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма «Игла Remix» в качестве диджея.

Болезнь и смерть

Последние годы Гурьянов тяжело болел, у него был диагностирован гепатит C с онкологией печени и поджелудочной железы. 21 июня 2013 года Георгия Гурьянова выписали из больницы им. Боткина, последний месяц он проходил курс химиотерапии в Германии[19] и находился дома в тяжёлом состоянии. Скончался 20 июля 2013 года в Санкт-Петербурге[20][21].

Отпевание прошло 25 июля в Николо-Богоявленском морском соборе в Санкт-Петербурге. Похоронен на Смоленском кладбище[22].

Память

27 февраля 2014 года, в день рождения Георгия Гурьянова, в арт-центре «Пушкинская, 10» в Музее Новой Академии Изящных Искусств при поддержке галереи «D-137» была открыта первая выставка посвященная художнику и музыканту — «Мое произведение искусства — я сам». На экспозиции были представлены работы друзей и современников — Тимура Новикова, Натальи Жерновской, Андрея Крисанова, Ирены Куксенайте, Евгения Козлова, Владислава Мамышева-Монро, Дениса Егельского, Едыге Ниязова, Метсура Вольде, Марины Федоровой, Андрея Хлобыстина и других. К открытию выставки был подготовлен каталог — первое издание посвященное Гурьянову.[23]

Фильмография

  1. 1985 — «Противостояние». Режиссёр Семён Аранович
  2. 1985 — «Товарищи: Все это джаз (Comrades: All that jazz)». Режиссёр Роджер Миллс. Великобритания
  3. 1986 — «Йя-Хха». Режиссёр Рашид Нугманов
  4. 1986 — «Конец каникул». Режиссёр Сергей Лысенко
  5. 1987 — «Рок». Режиссёр Алексей Учитель
  6. 1987 — «Асса». Режиссёр Сергей Соловьёв
  7. 1988 — «Трагедия в стиле рок». Режиссёр Савва Кулиш
  8. 1989 — «Рок в СССР (Rockin' Soviet)». Режиссёры Винсен Морлигем, Анна Фелотти. Франция
  9. 1990 — «Секс и перестройка (Sex et perestroïka)». Режиссёры Франсуа Жуффа, Франсис Леруа). Франция
  10. 1992 — «Последний герой» (документальный). Режиссёр Алексей Учитель
  11. 1992 — «Прощайте, товарищи (Goodbye Comrades)» (документальный). Режиссёр Андрей Некрасов. Великобритания.
  12. 1996 — «Музыка волн, музыка ветра» (документальный). Режиссёры Наталия Кирилова
  13. 1996 — «Солнечные дни» (документальный). Режиссёры Джоанна Стингрей, Александр Липницкий
  14. 1998 — «Любовная история Мэрилин Монро и Владимира Маяковского» — Маяковский. Режиссёр Ольга Тобрелутс
  15. 2005 — «Жизнь как кино» (документальный). Режиссёры Ирина Ван, Сергей Холодный
  16. 2006 — «Просто хочешь ты знать» (документальный). Режиссёр Олег Флянгольц
  17. 2008 — «Еловая субмарина: Виктор Цой. Дети минут» (документальный). Режиссёр Александр Липницкий
  18. 2009 — «Последний герой: Двадцать лет спустя» (документальный) Режиссёр Алексей Учитель
  19. 2010 — «Игла Remix» — диджей. Режиссёр Рашид Нугманов
  20. 2010 — «Легенды времени: Тимур Новиков» (документальный, Первый канал). Режиссёр Константин Баранов
  21. 2012 — «Цой - Кино» (документальный, Первый канал). Режиссёр Евгений Лисовский

Исполнение музыки к фильмам

Работы находятся в собраниях

Примечания

  1. ↑ Армас Викстрем. Игорь Вдовин: «Музыка обесценилась, в любом ресторане играет отстойный лаунж» (Георгий Гурьянов берет интервью у композитора Игоря Вдовина). — журнал Interview, 13 апреля 2012.
  2. ↑ Георгий Гурьянов: «На Викторе Цое нажились другие» // Time Out Москва Архивная копия от 10 августа 2012 на Wayback Machine
  3. ↑ Е. Ю. Андреева. «Новые: художники»: Удар кисти/ Новые. Фестиваль «Новые художники». СПб, 2010. С. 2.
  4. ↑ Там же.
  5. ↑ «Collection 2×3 m». Palace Bridge, St. Petersburg, 1990 — YouTube
  6. ↑ Иван Мовсесян. Музей — Дворцовый мост/ «Декоративное искусство», 1992, № 7-8, С. 59.
  7. ↑ Дуня Смирнова. Скромное очарование Ленинграда./ Декоративное искусство, 1992, № 7-8 . С. 50-52.
  8. ↑ А. Хлобыстин. Ленинградский неокадемизм и петербургский эллинизм. / Новая академия. Санкт-Петербург./ М.: Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 52.
  9. ↑ См. Хронограф НАИИ. / Там же, С. 416
  10. ↑ См. Хронограф НАИИ. / Там же, С. 417
  11. ↑ Там же, С.417
  12. ↑ А. Ипполитов. Бронзовый век Петербурга / Новая академия. Санкт-Петербург. / М. Фонд культуры «Екатерина», 2011. С. 11.
  13. ↑ Дэн Камерон: искусство сегодня — спорная территория, Коммерсантъ (10 августа 1995). Проверено 27 июля 2013.
  14. ↑ 1 2 Там же, С. 52
  15. ↑ Contemporary East | Sotheby's. www.sothebys.com. Проверено 20 сентября 2016.
  16. ↑ А. Хлобыстин. Там же, С. 52.
  17. ↑ Е. Ю. Андреева. «Новые: художники»: Удар кисти./Фестиваль «Новые художники». СПб, 2010. С. 2.
  18. ↑ Мишенин Дмитрий Интервью с Р. Нугмановым: ЗВУК НОВОЙ «ИГЛЫ». — DJMag, 15 декабря 2011.
  19. ↑ Скончался барабанщик группы «Кино» Георгий Гурьянов, РБК (20 июля 2013). Проверено 20 июля 2013.
  20. ↑ Умер бэк-вокалист «Кино», участник «Поп-Механики» и художник Георгий Гурьянов, Комсомольская правда (20 июля 2013). Проверено 20 июля 2013.
  21. ↑ Умер барабанщик «Кино» Георгий Гурьянов, Lenta.ru (20 июля 2013). Проверено 20 июля 2013.
  22. ↑ В Николо-Богоявленском соборе завершилось отпевание Георгия Гурьянова, Росбалт (25 июля 2013). Проверено 27 июля 2013.
  23. ↑ Мое произведение искусства — я сам. Образ Георгия Гурьянова в искусстве 1980-х — 2010-х годов.

Литература

  • Андреева Е. Ю. Ленинградский академизм и петербургский эллинизм. // Новая Академия. Санкт-Петербург. Каталог выставки. — М.: Фонд «Екатерина», 2011. — С. 49—75.
  • Боровский А. Д. Неакадемичные заметки о Новой Академии. // Там же. — С. 82—83.
  • Ипполитов А. И. Бронзовый век Петербурга. // Там же. — С. 11—15.

Ссылки

wikiredia.ru

Гурьянов, Георгий Константинович — википедия фото

Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 года в роддоме Петроградского района в г. Ленинграде в семье геологов: Константина Федоровича (06.07.1914 — 26.10.1993) и Маргариты Викентьевны (22.12.1924 — 09.02.2013). Ещё до школы начал заниматься музыкой в музыкальном кружке при ДК им. Козицкого, где учился игре на различных инструментах: на балалайке, домре, фортепиано, гитаре.

В детстве я вставился Led Zeppelin и из-за них пошёл в музыкальный кружок, где мне сказали: «Малыш, для начала научись играть на балалайке». Я научился — но это не звучало как Led Zeppelin. А в музыкальном училище педагог мне говорит: «Играй рок-н-ролл восемь часов в сутки — и приобретёшь опыт». Да пошёл ты, кретин, сам так играй рок-н-ролл!

— из интервью Г. Гурьянова с Игорем Вдовиным[1]

С 1974 по 1976 год учился в средней школе № 363 в Купчине. В 1975 году окончил городскую художественную школу № 1. В 1976 году поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Проучившись год, покинул это учебное заведение.

В конце 1970-х — начале 1980-х некоторое время жил в Москве. Был в числе основателей «Клуба друзей Маяковского».

С конца 1980-х годов много путешествовал, посетил Копенгаген и Амстердам, Париж, Рим, Будапешт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Кадакес (любимый город Сальвадора Дали), долго жил в Берлине, в Лондоне, в Испании (изучал с 1993 года испанский язык). Своими любимыми городами называл Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон. Жил и работал в Санкт-Петербурге, в последние годы — на Литейном проспекте.

Женат не был.

В 1978—1979 годах играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семёнова (сейчас «Дядя Сэм»). В 1983 году недолгое время играл в составе панк-группы «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова . В 1985 году помогал с записью ударных группе «Народное ополчение» на альбоме «Новогодие». В середине 1980-х некоторое время был барабанщиком в группе «Игры».

В 1982 году встретился с Виктором Цоем. С 1984 года начал играть в группе «Кино», как барабанщик, аранжировщик и бэк-вокалист. Играл в группе до гибели В. Цоя в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года и последующего распада группы. На момент гибели Цоя, по свидетельству Гурьянова, группа готовилась вновь отправиться в Токио, где ею должна была заняться влиятельная японская продюсерская корпорация, речь шла о глобальном финансировании[2]. В 1980-х годах был известен под псевдонимом «Густав».

В 1982 году вместе с В. Цоем вошёл в группу «Новые художники». 12 октября 1982 года прошла первая акция «Новых художников» — «Ноль объект». Художников воодушевляли две авангардные идеи: «ноль-культура», то есть поиск сути за общепринятыми смыслами, и «всечество» Ларионова—Зданевича[3]. С 1985 года Г. Гурьянов и В. Цой вместе с «Новыми художниками» становятся художниками ленинградского рок-клуба.

В 1980-е годы Гурьянов начинает сотрудничать с первопроходцами в области электронной музыки в СССР — дуэтом «Новые композиторы». Во второй половине 1980-х годов некоторое время существует совместный проект музыкантов «Кино» и «Новых композиторов» под названием «Start».

В 1984 году вместе с Т. Новиковым и И. Веричевым исполнял партию в «Балете трёх неразлучников» Д. Хармса на музыку «Новых композиторов» И. Веричева и В. Алахова.[4]

С 1985 года входит в состав индустриальной группы оркестра Сергея Курёхина «Поп-механика», где также принимает участие в качестве барабанщика и вокалиста.

Отличался своеобразной, стильной манерой игры на ударных, играя на установке стоя. Делалось это с оглядкой на западных «новых романтиков» вроде «Duran Duran» и пр.

В конце 1980-х годов уделяет внимание культуре «техно», «хаус-музыке» и клубному движению, организовывает первые «рейвы» в Петербурге. В начале 1990-х годов один из вдохновителей и участников первых российских рэйвов: «Гагарин-party 1», «Гагарин-party 2» на ВДНХ и «Мобиле-party» на стадионе в Крылатском в Москве. Разработал дизайн и символику плакатов первых рэйвов.

В 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым, в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». С декабря 1989 года входит в круг художников нового академизма, заявленного Тимуром Новиковым. С этого времени и до конца жизни участвует во многих выставках неокадемического искусства в России и за рубежом.

В июне 1990 года принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста[5] , организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[6].

В 1990 году участвует в проекте «Молодость и красота в искусстве», (конференция и выставка), проведённом Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в ленинградском Доме Учёных.[7]

В 1991 году участвует в выставке «Академизм и Неокадемизм» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина), вместе с другими первыми неокадемистами: Т. Новиковым, Д. Егельским и молодым кутюрье К. Гончаровым. Становится одним из первых моделей К. Гончарова, создавшего Модный дом «Строгий юноша»), носит одежду его дизайна (пальто, жилеты, рубашки). С этого времени получает среди друзей оставшийся с ним до конца жизни «титул» — «совесть петербургского стиля». Г. Гурьянов считался одним из «петербургских денди» конца XX — начала XXI века[8].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Т. Новиков, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов и др[9].

10 апреля 1991 года стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества»[10].

В июле 1992 года участвует в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста «Феерия и Аллегория Леонардо» и в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце; на выставке были представлены также работы Вильгельма фон Глёден и французских художников Пьера и Жиля.[11]

В 1993 году круг неокадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неокадемисты — Т. Новиков, Г. Гурьянов, В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звание почётных профессоров Новой Академии[12].

12 мая 1993 года открывается первая персональная выставка Г. Гурьянова в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 9—12 декабря 1993 года участвует в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» (Гамбург, Выставочный зал Гамбург-мессе). 10—19 июня 1994 года участвует в выставке «Ренессанс и резистанс» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 4 ноября 1994 года открывается персональная выставка художника «Сила воли» в галерее Риджина, Москва, куратор — Тимур Новиков. В сентябре 1995 года участвует в выставке «О красоте» в галере «Риджина», Москва, куратор — Дэн Камерон[13]. В феврале-апреле 1997 года принимает участие в выставке «Новый русский классицизм» в Стеделийк музеум, Амстердам.

В 1998 году картина художника «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.

C 1999 года принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.

В сентябре 2001, марте 2003 и в 2004 году проходят персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, галерея также неоднократно представляла работы художника в рамках проекта Арт-Москва. В 2004 году. проходит персональная выставка художника в парижской галерее Orel Art, Париж. В 2011—2012 годах участвует в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина», Москва, куратор Аркадий Ипполитов. Работы художника составляют основной блок выставки.

С 1991 года и до конца жизни основной темой работ Гурьянова становятся динамичные спортивные сюжеты. Художник воссоздаёт в своей живописи мотивы спортивной фотографии 1930-х годов; другими источниками становятся для него фильмы на спортивные темы — «Олимпия» и «Строгий юноша». Своим обращением в этой теме художник доказывает, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия»[14]. В работах Гурьянова образы Родченко, Рифеншталь и Роома предстают освобождёнными от любой идеологии, кроме власти эстетизма. Образы спортсменов и моряков Гурьянов делает, практически, автопортретными, чем «стирает с них отпечаток „классовой массы“, заменяя своим личным нарциссизмом пассионарность толпы»[14].

По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди достигших карьерного пика после 1991 года и выставлявшихся на аукционах в последнее десятилетие. В частности, «Автопортрет» Гурьянова был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов-стерлингов.[15]

В неокадемизме… роль Гурьянова представляется особенно значительной, потому что он первым приближается к табуированной тоталитарной иконографии… и делает это серьёзно… без защитной маски соц-артовской концептуальной иронии.

— Екатерина Андреева [16]

Работы художника (избранные, живопись):

  • «Боксёры», «Керель», «Даёшь гол!» 1991
  • «Девушка с копьём» 1994
  • «Строгий юноша» Триптих 1994
  • «Гребцы» 1998—2000
  • «Красный октябрь» 1998
  • «Кронштадт» 1998—2003
  • «Авиатор» 1999
  • «Трактористка» 2002
  • «Гимнаст» 2003
  • «Трамплин» 2006

С 1986 года снимается в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах «Йя-Хха», «Конец каникул», «Рок», «Асса» и др., играя самого себя.

В 1989 году усилиями Юриса Лесника, Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова создаётся первая независимая телекомпания в стране под названием «Пиратское телевидение», где Гурьянов неоднократно принимал участие в съёмках. Вел программу ПТВ о спорте «Спартакус»[17].

По словам режиссёра Рашида Нугманова Гурьянов мог сняться в фильме «Игла»: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши, снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался»[18]. В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма «Игла Remix» в качестве диджея.

org-wikipediya.ru

Гурьянов, Георгий Константинович — WiKi

Георгий Гурьянов родился 27 февраля 1961 года в роддоме Петроградского района в г. Ленинграде в семье геологов: Константина Федоровича (06.07.1914 — 26.10.1993) и Маргариты Викентьевны (22.12.1924 — 09.02.2013). Ещё до школы начал заниматься музыкой в музыкальном кружке при ДК им. Козицкого, где учился игре на различных инструментах: на балалайке, домре, фортепиано, гитаре.

В детстве я вставился Led Zeppelin и из-за них пошёл в музыкальный кружок, где мне сказали: «Малыш, для начала научись играть на балалайке». Я научился — но это не звучало как Led Zeppelin. А в музыкальном училище педагог мне говорит: «Играй рок-н-ролл восемь часов в сутки — и приобретёшь опыт». Да пошёл ты, кретин, сам так играй рок-н-ролл!

— из интервью Г. Гурьянова с Игорем Вдовиным[1]

С 1974 по 1976 год учился в средней школе № 363 в Купчине. В 1975 году окончил городскую художественную школу № 1. В 1976 году поступил в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. Проучившись год, покинул это учебное заведение.

В конце 1970-х — начале 1980-х некоторое время жил в Москве. Был в числе основателей «Клуба друзей Маяковского».

С конца 1980-х годов много путешествовал, посетил Копенгаген и Амстердам, Париж, Рим, Будапешт, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Кадакес (любимый город Сальвадора Дали), долго жил в Берлине, в Лондоне, в Испании (изучал с 1993 года испанский язык). Своими любимыми городами называл Санкт-Петербург, Мадрид и Лондон. Жил и работал в Санкт-Петербурге, в последние годы — на Литейном проспекте.

Женат не был.

В 1978—1979 годах играл на бас-гитаре в группе Сергея «Сэма» Семёнова (сейчас «Дядя Сэм»). В 1983 году недолгое время играл в составе панк-группы «Автоматические удовлетворители» Андрея «Свина» Панова . В 1985 году помогал с записью ударных группе «Народное ополчение» на альбоме «Новогодие». В середине 1980-х некоторое время был барабанщиком в группе «Игры».

В 1982 году встретился с Виктором Цоем. С 1984 года начал играть в группе «Кино», как барабанщик, аранжировщик и бэк-вокалист. Играл в группе до гибели В. Цоя в автокатастрофе под Ригой в августе 1990 года и последующего распада группы. На момент гибели Цоя, по свидетельству Гурьянова, группа готовилась вновь отправиться в Токио, где ею должна была заняться влиятельная японская продюсерская корпорация, речь шла о глобальном финансировании[2]. В 1980-х годах был известен под псевдонимом «Густав».

В 1982 году вместе с В. Цоем вошёл в группу «Новые художники». 12 октября 1982 года прошла первая акция «Новых художников» — «Ноль объект». Художников воодушевляли две авангардные идеи: «ноль-культура», то есть поиск сути за общепринятыми смыслами, и «всечество» Ларионова—Зданевича[3]. С 1985 года Г. Гурьянов и В. Цой вместе с «Новыми художниками» становятся художниками ленинградского рок-клуба.

В 1980-е годы Гурьянов начинает сотрудничать с первопроходцами в области электронной музыки в СССР — дуэтом «Новые композиторы». Во второй половине 1980-х годов некоторое время существует совместный проект музыкантов «Кино» и «Новых композиторов» под названием «Start».

В 1984 году вместе с Т. Новиковым и И. Веричевым исполнял партию в «Балете трёх неразлучников» Д. Хармса на музыку «Новых композиторов» И. Веричева и В. Алахова.[4]

С 1985 года входит в состав индустриальной группы оркестра Сергея Курёхина «Поп-механика», где также принимает участие в качестве барабанщика и вокалиста.

Отличался своеобразной, стильной манерой игры на ударных, играя на установке стоя. Делалось это с оглядкой на западных «новых романтиков» вроде «Duran Duran» и пр.

В конце 1980-х годов уделяет внимание культуре «техно», «хаус-музыке» и клубному движению, организовывает первые «рейвы» в Петербурге. В начале 1990-х годов один из вдохновителей и участников первых российских рэйвов: «Гагарин-party 1», «Гагарин-party 2» на ВДНХ и «Мобиле-party» на стадионе в Крылатском в Москве. Разработал дизайн и символику плакатов первых рэйвов.

В 1979 году знакомится с художником Тимуром Новиковым, в 1982 году становится одним из первых участников созданной Новиковым группы «Новые Художники». С того времени начинает выставлять свои работы. Принимал участие в совместных с Новиковым проектах «0-революция», «0-объект». С декабря 1989 года входит в круг художников нового академизма, заявленного Тимуром Новиковым. С этого времени и до конца жизни участвует во многих выставках неокадемического искусства в России и за рубежом.

В июне 1990 года принял участие в Первой выставке на пролёте Дворцового моста[5] , организованной художником Иваном Мовсесяном, и отражавшей стремление ленинградских художников к публичным акциям. Участники выставки создавали произведения специально для этой экспозиции, в контакте с заданным городским пространством. Экспонированные работы вошли в собрание Музея «Дворцовый мост»[6].

В 1990 году участвует в проекте «Молодость и красота в искусстве», (конференция и выставка), проведённом Тимуром Новиковым и Дуней Смирновой в ленинградском Доме Учёных.[7]

В 1991 году участвует в выставке «Академизм и Неокадемизм» в Мраморном дворце (музей В. И. Ленина), вместе с другими первыми неокадемистами: Т. Новиковым, Д. Егельским и молодым кутюрье К. Гончаровым. Становится одним из первых моделей К. Гончарова, создавшего Модный дом «Строгий юноша»), носит одежду его дизайна (пальто, жилеты, рубашки). С этого времени получает среди друзей оставшийся с ним до конца жизни «титул» — «совесть петербургского стиля». Г. Гурьянов считался одним из «петербургских денди» конца XX — начала XXI века[8].

21—22 июня 1991 года участвует во Второй выставке на пролёте Дворцового моста, выставляет монументальное живописное панно «Борцы». Другими участниками выставки были Т. Новиков, И. Мовсесян, Д. Егельский, В. Тузов и др[9].

10 апреля 1991 года стал победителем телевизионного конкурса «Новое имя России и стран содружества»[10].

В июле 1992 года участвует в Третьей выставке на пролёте Дворцового моста «Феерия и Аллегория Леонардо» и в выставке «Тайный культ» в Мраморном дворце; на выставке были представлены также работы Вильгельма фон Глёден и французских художников Пьера и Жиля.[11]

В 1993 году круг неокадемистов преображается в институт под названием «Новая академия изящных искусств». «Появление Новой академии рассматривалось как некая игра в новый официоз». Художники неокадемисты — Т. Новиков, Г. Гурьянов, В. Тузов, Д. Егельский и А. Медведев — получают звание почётных профессоров Новой Академии[12].

12 мая 1993 года открывается первая персональная выставка Г. Гурьянова в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 9—12 декабря 1993 года участвует в выставке «Идея тела в современном русском искусстве» (Гамбург, Выставочный зал Гамбург-мессе). 10—19 июня 1994 года участвует в выставке «Ренессанс и резистанс» в Государственном Русском музее (Мраморный дворец). 4 ноября 1994 года открывается персональная выставка художника «Сила воли» в галерее Риджина, Москва, куратор — Тимур Новиков. В сентябре 1995 года участвует в выставке «О красоте» в галере «Риджина», Москва, куратор — Дэн Камерон[13]. В феврале-апреле 1997 года принимает участие в выставке «Новый русский классицизм» в Стеделийк музеум, Амстердам.

В 1998 году картина художника «Гребцы» была выбрана в качестве плаката для Олимпийских гей-игр в Амстердаме.

C 1999 года принимал участие в движении «Новые серьёзные», организованном Тимуром Новиковым.

В сентябре 2001, марте 2003 и в 2004 году проходят персональные выставки художника в петербургской галерее Д-137, галерея также неоднократно представляла работы художника в рамках проекта Арт-Москва. В 2004 году. проходит персональная выставка художника в парижской галерее Orel Art, Париж. В 2011—2012 годах участвует в выставке «Новая академия. Санкт-Петербург» в фонде культуры «Екатерина», Москва, куратор Аркадий Ипполитов. Работы художника составляют основной блок выставки.

С 1991 года и до конца жизни основной темой работ Гурьянова становятся динамичные спортивные сюжеты. Художник воссоздаёт в своей живописи мотивы спортивной фотографии 1930-х годов; другими источниками становятся для него фильмы на спортивные темы — «Олимпия» и «Строгий юноша». Своим обращением в этой теме художник доказывает, что «тоталитарное искусство было само по себе разным и не исчерпывалось плоской идеологией социального или расового насилия»[14]. В работах Гурьянова образы Родченко, Рифеншталь и Роома предстают освобождёнными от любой идеологии, кроме власти эстетизма. Образы спортсменов и моряков Гурьянов делает, практически, автопортретными, чем «стирает с них отпечаток „классовой массы“, заменяя своим личным нарциссизмом пассионарность толпы»[14].

По итогам аналитического обзора российского рынка современного искусства в 2016 году признан самым дорогим художником России последних 10 лет среди достигших карьерного пика после 1991 года и выставлявшихся на аукционах в последнее десятилетие. В частности, «Автопортрет» Гурьянова был продан на летних русских торгах Sotheby’s в 2016 году за 143 тысячи фунтов-стерлингов.[15]

В неокадемизме… роль Гурьянова представляется особенно значительной, потому что он первым приближается к табуированной тоталитарной иконографии… и делает это серьёзно… без защитной маски соц-артовской концептуальной иронии.

— Екатерина Андреева [16]

Работы художника (избранные, живопись):

  • «Боксёры», «Керель», «Даёшь гол!» 1991
  • «Девушка с копьём» 1994
  • «Строгий юноша» Триптих 1994
  • «Гребцы» 1998—2000
  • «Красный октябрь» 1998
  • «Кронштадт» 1998—2003
  • «Авиатор» 1999
  • «Трактористка» 2002
  • «Гимнаст» 2003
  • «Трамплин» 2006

С 1986 года снимается в клипах группы «Кино» и в культовых фильмах «Йя-Хха», «Конец каникул», «Рок», «Асса» и др., играя самого себя.

В 1989 году усилиями Юриса Лесника, Владислава Мамышева-Монро и Тимура Новикова создаётся первая независимая телекомпания в стране под названием «Пиратское телевидение», где Гурьянов неоднократно принимал участие в съёмках. Вел программу ПТВ о спорте «Спартакус»[17].

По словам режиссёра Рашида Нугманова Гурьянов мог сняться в фильме «Игла»: «Была идея в эпизодической роли человека на дрезине, собирателя анаши, снять Георгия Гурьянова. Но тот отказался»[18]. В 2010 году Гурьянов снялся в небольшом эпизоде фильма «Игла Remix» в качестве диджея.

ru-wiki.org

"Лишнее" наследие | Art Узел

Завтра, 1 декабря, на очередные торги VLADEY выставляются работы двух представителей петербургской Новой академии изящных искусств – холст «Без названия» (1998-99)  покойного Георгия Гурьянова и картина «Капитан» 2015 года  Дениса Егельского. Редакция уже писала об «академическом» скандале, развернувшемся вокруг первой упомянутой работы на страницах Фейсбука. Как только в интернете появилась электронная версия каталога аукциона, художница Ольга Тобрелутс приписала произведение Гурьянова кисти Егельского – по крайней мере, на уровне рисования водной глади. Саму картину с изображением гребца она назвала «портретом Егельского с лопатой». Это уже второй случай, когда соратница художников по Новой академии нападает на VLADEY в связи с вещью Гурьянова. 

Наша редакция продолжает разбираться в этой действительно странной ситуации – тем более, что одно из двух полотен Гурьянова с торгов Sotheby’s, которые состоятся тоже завтра, вызывало некоторые споры. Правда, в этом случае Тобрелутс не отважилась «бодаться» с лондонским аукционным домом.

Мы взяли большое интервью у Дениса Егельского, которое хотели бы опубликовать после того, как услышим мнения разных сторон конфликта. Пока же выносим только цитату, которая усиливает интригу: «Есть одна деталь – дело в том, что – по моим сведениям – аукцион VLADEY как-то отказался брать работу Тоблерутс. И теперь, как только Владимир Овчаренко выставляет Гурьянова на торги, Ольга сразу начинает скандалить. Это, по меньшей мере, странно, поскольку Овчаренко – это первый человек, который выставил Гурьянова в Москве еще в начале 90-х [«Сила воли», 1994 год – прим. ред.]. Тогда Тобрелутс еще не имела к Новой академии никакого отношения. Человек, который занимается художником очень давно, думаете, не может отличить Гурьянова от не Гурьянова? Это выглядит как мелкая склока, хотя она обрушивает цены на Гурьянова.  Да, Георгий был очень неровным художником, у него бывали работы, которые он слишком долго писал и просто «замучивал», но все равно у него была своя неповторимая эстетика, а специальный технологический анализ производить очень сложно в случае вещей, сделанных недавно. И Гурьянов, продавая свою картину, никогда никаких расписок не писал и действительно «завалить» его работу из-за мести Овчаренко довольно легко». 

Мы не берем на себя экспертную ответственность в атрибуции этого произведения, хотя даже на первый взгляд видно, что картина Егельского отличается от работы Гурьянова. Можно заметить, что и эстимейты у них разнятся: 30.000 евро – работа Гурьянова, 8.000 евро – Егельского. 

Мнение Ольги Тобрелутс столь громко прозвучало оттого, что она выступала от имени всей Новой академии изящных искусств, которую она зарегистрировала от своего имени уже после смерти ее основателя Тимура Новикова. Егельский же считает, что после кончины Тимура Петровича никакой Н.А.И.И. уже не существует и существовать не может, а автономная некоммерческая организация Тобрелутс – чистой воды самозванство. 

На самом деле ситуация крайне запутанная – в комментариях на Фейсбуке можно увидеть как утверждения третьих лиц (в достаточно грубой форме), что практически все работы Гурьянова писал Егельский, так и воспоминания Тобрелутс, что в мастерской Георгия Дениса она никогда не видела. Александр Архипенко, закончивший реставрационное отделение живописного факультета Академии художеств (настоящей, а не Новиковской академии) и называет себя другом и даже наставником Гурьянова, тоже подтверждает, что художник никого к своим картинам не подпускал, но при этом говорит о том, что нынешний «гурьяновский» холст это «фуфло», как и тот, что был выставлен на прошлогодних торгах. Реставратор утверждает, что даже без его профессионального взгляда можно отличить «шило» Егельского от «мыла» гурьяновского, но в данном случае – это ни то, ни другое. Тем самым он как бы говорит, что холст не является новоакадемическим произведением и формально не солидарируется с Ольгой. 

Придется признать, что как разрешится интрига с произведениями, вызывающими столько сомнений и споров, мы можем узнать только перед началом торгов (а то и в их процессе), да и то – это зависит от степени осторожности аукционистов и даже от их настроения (о судьбах картин и об общих результатах торгов мы вам обязательно сообщим). 

На самом деле скандалы с появлением на рынке новых работ покойного художника – дело, увы, привычное. Вспоминается история с электриком, работавшим в доме Пабло Пикассо, который несколько десятилетий хранил в гараже неизвестные произведения классика, а затем отчего-то решил явить их миру (перед этим атрибутировав в Фонде классика). Наследники творца подлинность вещей, конечно, признали, но сделали все возможное, чтобы они не оказались на арт-рынке. Они мотивировали это тем, что великий художник не мог подарить такое количество вещей практически незнакомому человеку, не оставив при этом никаких документов. В итоге этой удивительной истории несчастный электрик-коллекционер и его жена-электрика-коллекционера получили по два года условно за «расхищение культурного наследия». 

Получается, что сегодня «лишний» Пикассо никому не нужен. Но так ли уж опасен для нашего рынка «лишний» Георгий Гурьянов?  

 

Автор: Борис Ефимов 

Редакция: Арина Романцевич

artuzel.com

Интервью с Дмитрием Мишениным и Денисом Егельским

После скандала, связанного с московским аукционным домом Vladey и продажей за 90 000 евро картины Георгия Гурьянова, в прессе появилось несколько материалов-расследований этой темной истории. Петербургский художник и дизайнер Дмитрий Мишенин решил прояснить ситуацию, обратившись за комментариями к коллеге Гурьянова, профессору Новой Академии Денису Егельскому.

Дмитрий Мишенин

Насколько я знаю, на самых известных в мире аукционах Sotheby's и Christie's за время их деятельности много раз всплывали подделки. От Шишкина до Шагала. Конечно, несмотря на определенный контроль качества, коллекционеры не могут на 100 % уберечься от приобретения подделки. По моему личному и субъективному мнению, московский аукцион, которому несколько сезонов от роду, вряд ли может быть более застрахованным от фальшивок, чем лидеры аукционного бизнеса. По всему миру подделывают современное искусство. Сюрреалистов, кубистов, импрессионистов... Но мне аргументы тех, кто решил, что картина Георгия — подделка, не показались убедительными. Поэтому я решил обратиться за ответом к его товарищу Денису Егельскому, который вместе с Георгием Гурьяновым и Тимуром Новиковым основал Новую Академию в далеком 1989 году. Так как все остальные так называемые новые академики появились только спустя пять лет, их мнение и мнение всевозможных арт-экспертов в данном случае меня мало интересовало.

 

Георгий Гурьянов. Моряки. 2003-2004. Холст, акрил, карандаш

Дмитрий Мишенин: Невозможно отвечать за другого человека. Не возьму на себя смелость предполагать, как бы отреагировал Георгий на все это. Он же любил оказываться в центре скандала — от авторских прав на песни группы «Кино» до ремикса на фильм «Игла». Но как вы думаете, этот скандал позабавил бы его или разозлил? Как бы он отреагировал на то, что часть его знакомых с одной стороны поливают грязью его картину, а с другой — обсуждают, как его ловко подделали, и он снова получил отличный ценник?

Денис Егельский: Думаю, реакция была бы двоякой. Некомпетентность, или как это попросту назвал бы Г. Г., тупость, столь щедро продемонстрированная многими высказывавшимися, наверняка разозлили бы, а пикантность ситуации и ценник — развеселили! Кстати, ведь Гурьянова и при жизни подделывали. И насколько я помню, его это только веселило. Собственно, если проанализировать состав недовольных, то окажется, что все они связаны между собой деловыми отношениями, и их ревность о чистоте партийных рядов вполне понятна. Мне вдова Тимура рассказывала, что когда она стала говорить владельцу одного частного музея в Питере, что Новиков, находящийся у него, — фальшивка, не прошедшая чистилище комитета, он ей ответил: «Эта картина — жемчужина моей коллекции, и я ее очень люблю». Вот, на мой взгляд, правильное отношение ко всякого рода инсинуациям, относящимся к чужой частной собственности! Сам же Тимур считал, что если художника не подделывают, — это очень плохо!

Мишенин: Питерская богема очень дружно обвиняет Сергея Бугаева в продаже якобы поддельной картины Георгия через аукционный дом «Владей». После того, как недавний суд вынес решение в пользу Сергея, и он на законном основании стал владеть аутентичными картинами многих ленинградских художников, которые успешно продает, неужели ему надо было вписываться в какие-то криминальные дела с подделкой? У него и оригинального арт-хлама полно. Разве не так?

Егельский: Многие просто завидуют Сергею Бугаеву-Африке — успешному коллекционеру и одной из ключевых (нравится это кому-нибудь или не нравится) фигур отечественной культуры конца ХХ - начала XXI века. К тому же, — о ужас!, — помощнику президента! Что же касается версии подделки картины Гурьянова Африкой и продаже ее на аукционе, то это выглядит просто нелепо. Подобные обвинения абсолютно бездоказательны, это банальная клевета. Господа критики просто не понимают, что озвучивая подобный бред, они нарушают закон. И могут быть привлечены к ответственности за это.

Мишенин: Сергей ненавидим коллегами, наверное, больше всех в Санкт-Петербурге. Хотя иногда мне говорят, что меня ненавидят и презирают еще больше, но врожденная скромность вынуждает меня уступить ему первенство. Художников, которых он эксплуатирует, конечно, жаль как авторов, на которых нажились посторонние люди, и которые остались ни с чем. Это, если оценить по-человечески, очень дурно. Но обьективно и Сергея понять можно. У него циничный подход, безусловно, отработанный нелегкими годами. Он реальный арт-бизнесмен, поэтому как коллекционер Сергей Бугаев успешнее Артемия Троицкого, который, к примеру, скептически отзывался о творчестве того же Георгия, и у которого, насколько мне известно, не получилось подобным образом монетизировать свою коллекцию современного искусства. Но, возможно, это и не входило в его планы. А Бугаев ведет себя как престидижитатор с провинциальной публикой на захолустной ярмарке: серия фокусов вызывает у нее восторг и ажитацию пополам с обвинениями в дьяволопоклонстве. Совсем как в классическом кино Михалкова, когда герой Райкина изумленно верещал «Шайтан!», наблюдая за нехитрыми манипуляциями красного комиссара с золотыми побрякушками. Только в случае с обсуждаемым аукционом побрякушки даже не золотые. Как можно было избежать такой двусмысленной ситуации и не попасть под новую волну критики так называемой «питерской богемы»?

Егельский: Раз первые два места заняты, тогда я беру себе заслуженную «бронзу»: меня тоже почему-то не любят, совсем! От питерской же богемы не убежать, не скрыться — она везде тебя настигнет! Нужно же что-то обсуждать в течение дня! В принципе, эту волну может пресечь суд. Насколько я знаю, господин Троицкий уже привлечен к суду за публичное обвинение Сергея в смерти Владика Мамышева. У нас вообще привыкли к полной безнаказанности за свои публичные высказывания, а понятие «презумпция невиновности» стало, увы, атавизмом в нашей российской действительности.

Мишенин: Я не представляю всей кухни сотрудничества Георгия с его галеристами и продавцами. Я не в курсе их договоренностей и были ли они. Мы никогда не обсуждали рабочие моменты с Георгием. Но вы, как человек из одной с ним компании, знаете ситуацию изнутри. Могла ли иметь место такая простая история: Георгий сделал лишнюю копию, никому не отчитавшись, и продал ее?

Георгий Гурьянов. Небо. 2003-2004. Холст, акрил

Егельский: Это миф, что Г. Г. находился под постоянным присмотром одних и тех же людей. А уж об «отчетах» вести речь просто смешно! Что же касается его отношений с галеристами и его арт -директором, то про последнего я могу сказать, что он в начале 1990-х был и моим «арт- директором», и все картины, отправленные им в Америку, Финляндию, Швейцарию и Мексику, попросту исчезли. Уже в 2010-х некоторые из них начали всплывать в частных коллекциях. Мне этот человек во всех случаях приводил одно объяснение, что его обманули, и он не может ничего сделать, но очень-очень хочет. Возможно, когда он начал работать с Г., его профессиональный уровень значительно повысился, ведь люди иногда меняются в лучшую сторону. Г. делал обычно несколько картин сразу и, конечно, мог продать одну незаметно для его доброжелателей. Тем более, что по словам Натальи Жерновской, близко знавшей Г. Г., он иногда месяцы проводил в одиночестве.

Мишенин: Я и сам знаю, как иногда он по две недели сидел дома один и никуда не выходил сам, и никто не приходил к нему. Также я знаю совсем немного людей, кого с завидной регулярностью видел с Георгием. Это, разумеется, Каспарян, а так же упомянутая вами Наталья Жерновская, Ирена Куксенайте и Сандра Вермуттен. Знаю еще тех, кого он уважал. Это Наташа Разлогова и вы. Но никого из этих людей почему-то не спрашивают о Георгии, а тиражируют мнение тех, кого я рядом с ним в принципе никогда не видел. Я не против лихо закрученного арт-детектива с Георгием, аукционом и Африкой — это отличный сюжет. Но обвинительные комментарии художников и галеристов, которые в день продажи картины «Моряки» заговорили о ее подделке, показались мне исключительно непрофессиональными и глупыми. Мне даже стало неловко от проявления столь откровенной жгучей досады у знакомых мне людей. Почему в первую очередь реакцией была не радость за Георгия, что он у нас самый дорогой, а все эти склоки? Неужели в большинстве своем это зависть, обида и нестерпимое сожаление об упущенной выгоде?

Егельский: Мне тоже стало неловко. Ведь это так хорошо , что Г. востребован и дорого стоит! И я еще обратил внимание на логику критиков, ведь речь, во всяком случае для меня, идет не о подлинности картины, а о профессиональной некомпетентности и юридической стороне! Что же касается третьей — нравственной — стороны вопроса, то, увы, это наша поврежденная человеческая природа, а зависть — двигатель прогресса. Ведь можно опровергнуть ВСЕ приведенные критиками аргументы. Более того, они не понимают самого главного — технологической стороны вопроса. Ни у кого из них нет опыта ни в многослойном письме акрилом, ни, тем более, опыта рисования графитом по акриловому грунту гурьяновским способом.

Мишенин: Не знаю, сложно или просто подделать Георгия. Сам я никогда этим не занимался. Но подделывают же Сальвадора Дали и казначейский билет Банка России, и везде есть свои нюансы. Я понимаю, что такой вопрос нужно задать профессионалу, и желательно тому, чья работа преследуется по закону. Но спрошу у вас: если бы была задача сделать копию Гурьянова, то ее можно было сделать так, чтобы не вызвать никакого подозрения и избежать авторских погрешностей, еще даже академически улучшить, чтобы совсем было не подкопаться?

Егельский: Это в принципе возможно, но при условии наличия довольно серьезных профессиональных навыков. Картину, подобную «Морякам», очень долго делать, ведь это не просто рисунок на холсте, закрепленный фиксативом. Г. рисовал многослойно, перекрывал полупрозрачными белилами графит, сверху опять рисовал — и так очень много слоев. Это долгий труд. Если бы, например, мне нужно было подделать Г., то я бы выбрал другой сюжет, простой, без корабельных снастей. Допустим, «Прыжок», проданный на Сотбисе, его быстро можно сделать.

Георгий Гурьянов. Моряк. 1990. Холст, акрил

Мишенин: Да и стоит он подороже. («Прыжок в воду» ушел за 122,500 фунтов стерлингов — Прим. редакции). Все знают, что Георгий тиражировал свои работы, как любой нормальный коммерчески успешный художник. Я лично видел разные вариации «Боксеров», которые отличались лишь цветом полос на трусах или позой спорстменов. Коллекционерам и ценителям надо ему за это спасибо сказать. Теперь каждая из версий — на вес золота. Критикующий народ реально не видит, что Каспарян нарисован не так удачно, как сам Георгий во всех версиях «Моряков»? А если говорить о картинах вроде «Трактористки», так там вообще разная женщина на всех работах. У меня, может быть, так глаз замылен или у всех свое ложное представление о чужих картинах, и объективного взгляда не существует?

Егельский: Это ведь политический вопрос, не художественный. Во всяком случае я так понял ситуацию. Они просто не хотят «признать» конкретно эту картину. Скорее всего, это попытка монополизации по типу Новиковского комитета. В последнее время участились случаи злоупотребления так называемым «авторским правом», часто принадлежащим наследникам, плохо знакомым не только с творчеством, но и даже с некоторыми периодами жизни своих благодетелей. Обычно их (наследников) окружают многочисленные советчики, а в некоторых случаях даже создаются некие «комитеты», «фонды», выдающие по фото с айфона сертификаты подлинности. Эти «экспертизы» иногда бывают платными. Подлинники признаются подделками и снимаются с аукционных торгов, а заведомые подделки выставляются на выставках с ведома правообладателя и без надписи «реконструкция». Большую роль в этом играют искусствоведы, вследствие своей шустрости ставшие «специалистами» по недавно почившему автору, и имеющие весьма превратные представления и о его творчестве, и об искусстве вообще. Зато ими пишутся книги, правда не очень понятно, кто их читает, возможно, коллеги. Они курируют выставки своего «подопечного» и, естественно, яростно защищают свои интересы, зачастую забывая, что у умершего автора были и друзья, и коллеги, знавшие гораздо больше о нем и его творчестве, чем они. Может быть, лучше, если экспертами по недавно почившим современным нам художникам будут не сами себя навязывающие демиурги-искусствоведы, а люди, всю жизнь сотрудничавшие с покойным, знающие все нюансы его творчества и личной жизни, то есть такие же художники? Но в любом случае подобные экспертизы должны проводиться очно и коллегиально, а еще лучше независимыми экспертами. Хотя тут и лежит камень преткновения, круговая порука, ведь каждый «демиург», специализирующийся на современном искусстве, знает, что так же, как это принято в любой парикмахерской, нельзя стричь «чужого» клиента. Все уже поделено.

Мишенин: Что стало с наследством Гурьянова и Монро? Оно в музее? Фонде? Галерее? В семье? Вот в свое время все пытались добраться до цоевского наследства. И я сам помогал разбирать часть его архивов и организовал долгожданную встречу Георгия и Наташи Разлоговой, чтобы сей акт приобрел символическое и историческое значение, которое было бы приятно самому Виктору. Когда его личные вещи перебирают любимая женщина и дорогой друг. Но чаще всего в таких домашних архивах недорисованные картины, любительские полароиды и черновые наброски. За что идет битва-то? Вот недавно я видел одного известного коллекционера, который теперь позирует для журналистов на фоне недоделанной картины Георгия на мифологическую тему. Так вот Гурьянов ее несколько лет не мог дорисовать, потому что не получалась и не шла. И жаловался по этому поводу. Но деньги получены, значит надо продолжать. Бытовуха.

                  Георгий Гурьянов. Трактористка. 2002. Холст, акрил

Егельский: Г. Г. был трудоголик, написал много картин, которые теперь рассеяны по всему миру. По большим и малым коллекциям. Личные же вещи, незаконченные работы, фотографии, коллекцию картин коллег, насколько я понимаю, унаследовали его сестры. Но так как они искусством никогда не занимались и не разбираются в нем, то теперь у них есть те, кто всегда подскажет, что и как делать. У Г. в коллекции есть и мои работы. Но на просьбу прислать фото с них мне было отказано. Что же касается Владислава, то авторские права принадлежат его матери, но работ Влада у нее нет, во всяком случае коммерчески ценных. Ведь Монро с одним чемоданчиком скитался, часто голову не имел где преклонить, помню даже в фейсбуке писал «пустите пожить, пожалуйста, кто-нибудь!», и теперь все его работы принадлежат третьим лицам. В достаточном для персональных выставок количестве. Есть забавная история, как Владик сделал картину Тимура, пришел к нему и говорит: «Тимур Петрович, дайте денег за вашу работу, а то я ее другим предложу!» Тимур, похихикивая, выдал ему деньги, и был очень доволен приобретением, речь идет о картине Т. Новикова «Гелиогабал» с Владиславом в виде императора.

Мишенин: Ха-ха-ха…Хороший арт-анекдот. «Гелиогабал» Арто это одна из самых сложных и увлекательных книжек, которые когда-либо попадались мне в руки. Кстати, раз речь зашла о литературе, то какие комментарии вас развеселили больше всего в обсуждении якобы подделки картины Георгия? Мало того, что большинство из них исходило от людей, рисовать толком не умеющих, при этом с умным видом рассуждающих о технике и анатомии. Еще позабавило, как все, оказывается, дневали и ночевали у Георгия, будучи его «лучшими друзьями», и отслеживали все параметры его творчества. Там же одним из главных «доказательств» подделки, после плохо нарисованного Каспаряна, оказался год работы и ее размер. Что, мол, никто не видел такого размера картину в этому году у него в квартире. Если честно, то когда мы встречались с Георгием, нас больше интересовало ресторанное меню или прослушивание свежего винила, чем измерение картин сантиметром. А тут все, оказывается, ходили к нему с линейкой! Солнце взошло, чу! А они уж у дверей мастерской!

Егельский: Мне больше всего нравится все увеличивающееся количество версификаторов того, кто посоветовал или научил Г. Г. делать те или иные серии, не раскрашивать картины, а карандашиком, например, их рисовать. Сделал его знаменитым и богатым и, главное, видел его каждый день и каждую ночь! Ведь на самом деле Г. всегда держал дистанцию, и фраза «друг Гурьянова» режет слух. Коллега — да. Да и то, если Г. уважал этого человека. Что же касается рисования карандашом, то он всегда так делал: сначала рисунок, потом цвет. И поэтому когда говорят, а есть уже три претендента, «я посоветовал ему рисовать просто карандашом», — мне становится смешно. Еще один миф о том, что Г. порекомендовали сделать серию с моряками в 2000-х годах. Но эта фотосесия состоялась в конце 1980-х, и картины по ее мотивам он уже писал в начале 1990-х. В несколько другой, психоделической манере будут представлены две таких картины и тот же сюжет, но написанный через 10 лет.

Мишенин: Негодующие фигуранты этого скандала явно в детстве читали одни и те же со мной книги. Например, «Двух капитанов» Каверина. Только любимые герои у нас разные: у меня — Санька, Катя и Кораблев, а у них — Ромашка и Николай Антонович. Вся фразеология, подбор эпитетов и страсть к замещенным, фальшивым воспоминаниям сошли прямо со страниц литературной классики! Как так происходит?

Егельский: Наверное, для многих Г. Г. стал самым ярким событием в их жизни. И они не могут не рассказывать об этом повсюду, не писать. Вообще это стандартная ситуация, с Довлатовым, например, то же самое, я лично знал его и многих из тех, кто теперь вспоминает, как они дружили с Сергеем Донатовичем и каким он был. И в воспоминаниях некоторых из них виден все тот же Каверин!

Георгий Гурьянов. Моряк-2. 1990. Холст, акрил

Дмитрий Мишенин

Я не представляю, продана подлинная картина Георгия или нет. Я не специалист, чтобы делать подобные выводы. Впрочем, и среди специалистов, как мы знаем, есть масса мошенников и откровенных дураков. Георгий — арт-звезда. Был ею и остается. Я не помню, чтобы у него были проблемы с заказами. Скорее — с их выполнением в срок. Но люди ждали и по несколько лет в очереди. Одной нашей общей подруге Георгий хвастался ценниками на свои картины с нескрываемым удовольствием. Высокая цена на произведения при жизни, безусловно, приятна автору. Ко мне пару раз обращались различного рода люди, зная о нашем знакомстве с Георгием, с вопросом о покупке его творчества, но я всегда давал контакты автора напрямую и никогда не отслеживал эти процессы. Роль спекулянта или посредника в отношениях с друзьями меня никогда не интересовала. В этом плане я предлагаю коллекционерам и покупателям современного искусства руководствоваться формулой друга и коллеги Георгия Гурьянова, моего собеседника Дениса Егельского: «Все зависит от того, кто продает работу. По опыту знаю, если я, то она самая подлинная, если не я, — стоит усомниться»..

www.sobaka.ru

Художник Григорий Гурьянов (Густав). Из группы "Кино"

Густав не только играл в группе "Кино", но и писал картины. Объединение художников, к которому он принадлежал, назвалось по моему любимому фильму " Строгие юноши" - адепты неоакадемизма. Не могу не отметить, что в картинах Гурьянова, в отличие от творэний его собратьев по цеху, нет пошлости, сальности и двусмысленности.

Георгий Гурьянов - Керель, 1991

Георгий Гурьянов - Гребцы. Эскиз, 1998

Георгий Гурьянов - Гимнаст, 2003

Андрей Хлобыстин - Аполлино (Античность - детство человечества), 1991-2011; Егор Остров - Юноша с лютней. Караваджо, 2008; Георгий Гурьянов - Строгий юноша, 1994

Георгий Гурьянов. " Трактористка". 1998

Георгий Гурьянов (Густав) Автопортрет с Г. Каспаряном 2004-2005.

mysea.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта