Рерих Николай Константинович ( 1874 - 1947 ). Картины рериха николая
Николай Рерих – биография, фото, личная жизнь, картины, смерть
Николай Рерих: биография
Николай Константинович Рерих – выдающийся деятель русской и мировой культуры. Художник, философ, писатель, ученый, общественный деятель и путешественник. После себя он оставил огромное творческое наследие – свыше семи тысяч картин, около тридцати томов литературных произведений.
Детство и юность
Николай Рерих родился в Петербурге 9 октября 1874 года. Его отец Константин Федорович Рерих был влиятельным в городе юристом. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой, воспитывала детей. У Николая были старшая сестра Лидия и два младших брата – Владимир и Борис.
Художник Николай РерихВ детстве мальчик увлекся историей, много читал. Скульптор Михаил Микешин, который был частым гостем в семье Рерихов, заметил, что у Николая есть талант к рисованию, и начал его обучать художественному ремеслу. Учился Рерих в гимназии Карла Мая. Его одноклассниками были Александр Бенуа, Дмитрий Философов.
По окончании поступил в Императорскую Академию художеств. И параллельно учился в университете на юриста. В академии работал в мастерской именитого художника Архипа Ивановича Куинджи. В это время близко общался с Ильей Репиным, Николаем Римским-Корсаковым, Анатолием Лядовым и другими.
Николай Рерих в детстве и молодостиВ студенческие годы ездил на археологические раскопки, а в 1895 году он стал членом Русского археологического общества. В этих поездках он записывал истории местного фольклора.
В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств. Его дипломной работой была картина «Гонец», ее приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Тогда же молодой художник получил должность помощника заведующего Императорским музеем, а параллельно работал в издании «Искусство и художественная промышленность».
Живопись
В 1900 году Николай Константинович Рерих решает поехать в Париж, там обучался в студиях художников Фернана Кормона и Пьера Пюви де Шаванна. По возвращении Рерих предпочитал писать исторические сюжеты. К раннему периоду его творчества относятся картины «Идолы», «Строят ладьи», «Сходятся старцы» и т.д. Художник работал в области монументальной и театрально-декоративной живописи.
Начиная с 1905 года Рерих трудился над оформлением балетных, оперных и драматических постановок. В этот период времени Николай Константинович ведет активную деятельность по возрождению художественной Руси и сохранению памятников старины.
В 1903 году он организует путешествие по древнерусским городам. В это время пишет серию этюдов с памятниками архитектуры России. Также художник создает эскизы для росписи церквей и часовен. В 1910 году участвовал в археологических раскопках, в которых ему удалось обнаружить остатки кремля Древнего Новгорода.
В 1913 году Рерих начал работу над двумя панно – «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Размеры полотен были впечатляющие. «Покорение Казани» создавалось для оформления Казанского вокзала в Москве. Но из-за войны строительство вокзала затянулось. Временно панно было передано в Академию художеств.
Но новый ее руководитель из своих личных соображений решил уничтожить музей Академии и все экспонаты, в нем находившиеся. В итоге полотно Рериха было разрезано на куски и роздано студентам. Вот так безвозвратно погибла работа великого художника.
Панно Николая Рериха «Покорение Казани»Также Николай Константинович трудился и над оформлением книжно-журнальной графики, например, он участвовал в создании издания пьес Мориса Метерлинка. В 1918 году Рерих переехал в США. В Нью-Йорке он создал Институт объединенных искусств. В 1923 году в городе стал функционировать Музей Рериха – это был первый музей русского художника, открытый за пределами России.
Но, пожалуй, наибольший след на творчестве Рериха оставила его экспедиция в Гималаи. В 1923 году он вместе с семьей приехал в Индию. Он сразу же начал готовиться к важнейшему путешествию в его жизни – в экспедицию по труднодоступным местам Центральной Азии.
Эти территории интересовали его не только как художника. Он хотел изучить и решить проблемы, связанные с мировой миграцией древних народов. Маршрут был длинным и сложным. Он проходил через Сикким, Кашмир, Синцзян (Китай), Сибирь, Алтай, Тибет и даже нехоженые области Трансгималаев.
Картина Николая Рериха «Заморские гости»По количеству собранного материала данную экспедицию можно смело заносить в число крупнейших экспедиций ХХ века. Длилась она 39 месяцев – с 1925 по 1928 годы.
Пожалуй, самые популярные картины Рериха созданы именно под впечатлением от этого путешествия и великих гор. Художник создал серию картин «Учителя Востока», «Матерь Мира» – цикл, посвященный Великому Женскому Началу. В этот период он написал свыше 600 картин. В его творчестве на первый план вышли философские поиски.
Литература
Велико и литературное наследие Николая Константиновича Рериха. Он издал сборник стихов «Цветы Мории», несколько прозаических книг – «Твердыня Пламенная», «Алтай-Гималаи», «Шамбала» и др.
Но, пожалуй, главным литературным произведением Рериха является духовное учение «Агни-йога» или «Живая Этика». Оно создавалось при участии супруги Николая Константиновича – Елены Рерих. В первую очередь это философия космической реальности, закономерной эволюции Космоса. По учению смысл эволюции человечества – духовное просветление и совершенствование.
В 1929 году благодаря Рериху Николаю Константиновичу начался новый этап в истории всего человечества – был принят Пакт Рериха. Это был первый в истории документ, речь в котором шла о защите мирового культурного наследия. Договор об охране художественных и научных учреждений, а также исторических памятников был подписан 21 страной.
Личная жизнь
Знаменательным годом для Николая Рериха стал 1899. Он повстречал свою будущую жену – Елену Ивановну Шапошникову. Родом она была из семьи петербургской интеллигенции. С детства увлекалась рисованием и игрой на фортепиано, позднее стала изучать философию, религию и мифологию. Они сразу же прониклись друг другом, одинаково смотрели на мир. Поэтому вскоре их симпатия переросла в сильное чувство. В 1901 году молодые люди поженились.
Николай Рерих и его жена ЕленаВсю жизнь они дополняли друг друга в творческом и духовном плане. Елена Ивановна разделяла любые начинания мужа, была надежной спутницей и верным другом. В 1902 году на свет появился их первенец – сын Юрий. А в 1904 году родился сын Святослав.
В своих книгах Рерих Елену Ивановну называл не иначе, как «вдохновительницей» и «другиней». Новые картины он показывал в первую очередь ей, доверяя ее интуиции и вкусу. Во всех путешествиях и экспедициях Елена Ивановна сопровождала супруга. Благодаря ей Рерих познакомился с трудами мыслителей Индии.
Николай Рерих с сыновьямиСуществует версия, что Елена Ивановна была больна психическим заболеванием. Об этом свидетельствовал их семейный доктор Яловенко. Он писал, что женщина страдает «эпилептической аурой». По его словам, такие больные часто слышат голоса и видят невидимые предметы. Доктор об этом сообщал и Николаю Константиновичу. Но он данную информацию воспринимал холодно. Рерих часто попадал под ее влияние и даже верил в ее экстрасенсорные способности.
Смерть
Еще в 1939 году Николаю Константиновичу поставили диагноз, свидетельствующий о болезни сердца. В последние годы художник хотел вернуться в Россию, но началась война, потом ему было отказано во въездной визе. Весной 1947 года все же пришло столь долгожданное разрешение. Семья Рерихов стала готовиться к отъезду.
13 декабря 1947 года, когда были упакованы вещи и свыше 400 картин, Николай Константинович дописывал картину «Приказ учителю». Неожиданно его сердце перестало биться. Похоронили великого художника по индийскому обычаю – тело сожги и развеяли по ветру с вершины горы. На месте кремации поставили памятник с надписью:
«Великому русскому другу Индии».Произведения
- 1897 – «Гонец (Восстал род на род)»
- 1901 – «Заморские гости»
- 1901 – «Идолы»
- 1905 – «Сокровище ангелов»
- 1912 – «Ангел Последний»
- 1922 – «И мы трудимся»
- 1931 – «Заратустра»
- 1931 – «Огни победы»
- 1932 – «Святой Сергий Радонежский»
- 1933 – «Путь в Шамболу»
- 1936 – «Корабль пустыни (одинокий путник)»
- 1938 – «Эверест»
Библиография
- 1931 – «Держава Света»
- 1990 – «Зажигайте сердца»
- 1991 – «Врата в будущее»
- 1991 – «Нерушимое»
- 1994 – «О Вечном...»
- 2004 – «Агни Йога в 5 томах»
- 2008 – «Знак Эры»
- 2009 – «Алтай – Гималаи»
- 2011 – «Цветы Мории»
- 2012 – «Миф Атлантиды»
- 2012 – «Шамбала»
- 2012 – «Шамбала сияющая»
Фото
24smi.org
Николай Рерих: жизнь и творчество художника
Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, путешественник, археолог.
Содержание
Биография Николая Рериха
Творчество Рериха
Мировое признание художника
Картины Николая Рериха
Библиография
Биография Николая Рериха
Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.
С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.
В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.
С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.
В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.
В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.
В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.
В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.
В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.
В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.
Творчество Рериха
Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.
Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.
Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.
Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».
Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».
Тзонг-Ка-Па Настасья Микулична Ростов ВеликийВ своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.
Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.
Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.
В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.
Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.
В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.
В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.
Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.
Мировое признание художника
Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.
Награды:
- Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира;
- Кавалер югославского ордена Святого Саввы;
- Кавалер ордена Почетного Легиона Франции;
- Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.
Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:
- Действительный член Российской академии художеств.
- Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
- Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
- Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
- Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
- Действительный член Португальской академии (Коимбра).
- Действительный член Реймской академии (Франция).
- Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
- Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
- Вице-президент Общества Марка Твена (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США).
- Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
- Почетный член Общества Мора (Франция).
- Член Красного Креста (Франция).
- Член Общества по изучению древностей (Франция).
- Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
- Член Осеннего салона (Париж).
- Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
- Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
- Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
- Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
- Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
- Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
- Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
- Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
- Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
- Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
- Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
- Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
- Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
- Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
- Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
- Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
- Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
- Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
- Почетный член Общества Люзас (Париж).
- Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
- Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
- Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
- Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
- Почетный член Общества Браурведа (Ява).
- Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
- Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
- Президент Лиги культуры (США).
- Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
- Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.
Библиография
- Эрнст С. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 127 с.: [35] л. ил. — (Рус. художники).
- Ростиславов А. А. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Н. И. Бутковской. 1918. — 72 с.: ил.
- Бурлюк Д. Д. Рерих: черты его жизни и творчества (1918—1930). — Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1930. — 31 с.: ил.
- Князева В. П. Николай Константинович Рерих. 1874—1947: [монография]. — Л.: М.: Искусство, 1963. — 112 с.: ил.
- Алёхин, А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха (до 1916 г.). Автореферат диссертации. — М., 1970.
- Полякова Е. И. Николай Рерих.— М.: Искусство, 1973, 1985. — 303 с.: ил.
- Живкова Л. Т. Делото на Николай Рьорих : [предговор] // Богомил Райнов. Николай Рьорих : [албум]. София, 1978. С. 5-10. — Болгар. яз.
- Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. — Л.: Лениздат. — 1985. — 224 с.: ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в
- Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
- Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей.— М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е
- изд.
- Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии).— Новосибирск, 1994; М., 2011.
- Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э.
- Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: icr.su, bibliotekar.ru, sibro.ru, omen-center.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Николай Рерих: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Николай Рерих: жизнь и творчество художника
4.5 (90.34%) 29 голос(ов)allpainters.ru
Рерих Николай Константинович ( 1874 - 1947 )
Н.К.Рерих - художник-ученый, художник-литератор, художник-философ. Его творчество - явление исключительное в истории русского и мирового искусства. Его полотна притягательны своеобразием тем и сюжетов, их поэтичностью, глубоким символизмом. Яркая жизнь Рериха подобна удивительной легенде. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он закончил его в Азии.
По воспоминаниям ныне живущего в Индии сына Рериха, тоже художника Святослава Николаевича Рериха, об отце - это был человек "с ясным и задумчивым лицом. Его фиолетово-синие глаза временами могли становиться совершенно темными. У неговсегда был спокойный голос, он никогда не повышал его, и все выражение его лица отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основой его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора. Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, но все же его продуктивность была изумительной. Он писал крупным и ясным почерком, никогда не исправляя и не меняя своих предложений и слов, и менее всего мыслей. При всех обстоятельствах, в наиболее трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях."
Художественное наследие Рериха огромно. Картины, эскизы декораций, рисунки Рериха хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
Родился Н.К.Рерих в Петербурге. Отец мечтал, чтобы сын стал юристом, как и он сам, но рано проявившееся призвание к искуссству, к живописи привело в стены Петербургской Академии художеств. В Академии Рерих посещал мастерскую Куинджи и от него усвоил чувство декоративности цвета, чем он и отличался от других художников. Куинджи утверждал, что нельзя, конечно, отказываться от натуры в живописи, но настаивал, что картины надо писать по памяти, вынашивая в себе образ будущего произведения. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так впоследствии и писал картины Рерих, называя их "сочинениями".
С детства Рерих интересовался седой стариной, с упоением слушал рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, на всю жизнь полюбил пейзажи сурового русского Севера - все это наложило яркий отпечаток на его творчество и он пишет целую "Славянскую серию" картин.
В конце 19-го века он вступает в общество "Мир искусства", в 1910 году становится его председателем.
В начале своего творческого пути художник писал масляными красками, но позже окончательно и бесповоротно отошел от масляной живописи к темпере. По его словам раньше картины получались "толсто-претолсто...". А познакомившись в Италии с живописью Джованни Сегантини, написанной мастихином, понял, что мазки можно срезать. Темпера привлекла художника воздушностью и звучностью тонов.
До 1914 года Рерих много ездит по России, по Европе, много раз был в Париже. Пишет декорации к спектаклям, что было ему очень интересно. Тяготел он и к монументальной живописи - интересовался храмовыми росписями, сам выполнил фрески и мозаики для недавно построенного в Талашкине храма Святого Духа.
В начале 1919 года Рерих с семьей выехал в Лондон, а в 1920 году в США. И везде продолжает писать, устраивает выставки. И везде, где бы он не жил, интересовался прошлым, глубокой древностью, и все его картины были с этим связаны.
В 1923 году Рерих едет в Индию, путешествует по стране. Индия его поразила и покорила. Он делает большое количество этюдов в буддийских монастырях, в индийских храмах. Учавствовал в экспедициях по Гималаям, по Алтаю. Написал "Гималайскую серию".
Рериха интересовала и космическая тема. Огромное количество картин изображают горы - в разное время года, дня. Его самого величали "Мастером Гор" (Барнет Д.Конлан).
В 1947 году Рериха не стало. Семья так и осталась в Индии. Прах его был развеян.
В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа стоит камень с надписью на санскрите "Тело Махариши Николая рериха, великого друга Индии, Было предано сожжению на сем месте 30 магхар 2004года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года. ОМ РАМ".
cvetamira.ru