Плоть вещей Аристарха Лентулова. Аристарх лентулов картины
Лентулов Аристарх Васильевич — русский художник
Русский художник Лентулов Аристарх Васильевич . Автор картин: Автопортрет. 1913; Автопортрет. «La Grand Peintre».; Василий Блаженный; Ворота с башней. Новый Иерусалим; Гурзуф; и многих других.
Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)
В пародийно-игровом автопортрете (1913) А. В. Лентулов изобразил себя балаганным богатырем, что в главном соответствовало его характеру и жизненной роли. Будучи одним из инициаторов объединения "Бубновый валет" (1910), он представлял в нем самый "наивный" и "национальный" фланг. И одновременно был наиболее последовательным кубофутуристом.
Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в студии Д. Н. Кардовского (до этого он учился в Пензенском и Киевском художественных училищах; 1898- 1905) - уже тогда он выставлял работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и "Венок" (1908). Позже, в "бубнововалетский" период, "левая" направленность обрела системные очертания: в Париже (1911), работая в студии А. Ле Фоконье, художник познакомился с теоретиками кубизма А. Глезом и Ж. Метсенже, и декларируемый ими метод легко наложится на его природное пристрастие к открытым, чуть лубочным цветам, к большому формату холстов и вообще к живописному "шуму".
Его картины этих лет составлены из динамически сталкивающихся, звучно окрашенных плоскостей - пространство тяготеет к плоскости, а плоскость декорируется узорами и украшается аппликативными наклейками; город в московских пейзажах ("Василий Блаженный", 1913; "Звон", 1915; "У Иверской", "Москва", оба 1916) выглядит нерукотворно-цветущим "архитектурным чудом".
С начала 1920-х гг. Лентулов переходит от огромных картин-панно к произведениям менее масштабным и более натурным. Став председателем Общества московских художников (объединившего в 1928 г. большинство "валетов"), он переходит к тональной живописи, слегка сохраняющей оттенки былой форсированности цвета; создает пейзажи, портреты, натюрморты, пронизанные ощущением полноты бытия ("Закат на Волге", 1928; "Солнце над крышами. Восход", 1928; "Овощи", 1933, и др.). Его творческая активность реализуется главным образом в работе в театре, вообще соответствовавшей бравурно-оптимистическому складу характера художника.
Особенно продуктивным было его соавторство с режиссерами А. Я. Таировым, Ф. Ф. Комиссаржевским и В. И. Немировичем-Данченко. Наиболее известно из его театральных работ оформление спектакля "Испанский священник" (1934, пьеса Ф. Бомонта и Дж. Флетчера) на сцене МХАТа 2-го. Занимался Лентулов и педагогической деятельностью - преподавал во Вхутемасе (с 1920 г.), в МГХИ (1937-43).
Картины художника
Автопортрет. 1913
Автопортрет. «La Grand Peintre».
Василий Блаженный
Ворота с башней. Новый Иерусалим
Гурзуф
Две женщины
Закат на Волге.
Звон (Колокольня Ивана Великого).
Зонтики
Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами)
Мечеть
Москва.
Небосвод (Декоративная Москва).
Нижний Новгород
Ночь на Патриарших прудах
Пейзаж с желтыми воротами.
Пейзаж с красным домом
Пейзаж с монастырской стеной
Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с лаврой)
Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад
Портрет А. Я. Таирова
Портрет Марины Петровны Лентуловой
Пристань в Сухуми ночью
Сельский домик. Село Зюзино
Солнце над крышами. Закат
Улица в Сергиевом Посаде.
Церкви. Новый Иерусалим
wearts.ru
Плоть вещей Аристарха Лентулова
Галерея "Наши художники" представляет редкие картины основоположника русского авангарда, которые редко можно увидеть вне музеев
Аристарх Лентулов – один из главных русских живописцев ХХ века, один из основателей объединения «Бубновый валет», колыбели многих авангардных течений в русском искусстве начала XX века. В 1910 году группа художников устроила выставку с одноименным названием, прославившую их как скандалистов, нарушающих общественный и художественный порядок. Однако за внешними дерзкими проявлениями скрывались тонкие художники, главным качеством которых была «влюбленность в яркую плоть и кровь вещей» — так охарактеризовал творчество «Бубнового валета» критик Тугендхольд. Для Лентулова же почти любой объект вокруг него был любви, достойным нанесения на холст. Например, когда в его квартиру провели водопровод, Лентулов был так восхищен прогрессом, что тут же сел и нарисовал ванну...Впрочем, начать рассказ о выставке, наверное, нужно с другого. Дело в том, что при всей известности Лентулов в наши дни определенно стал забытым художником. Даже в наше время - когда аукционные цены на "русский авангард" достигли космических масштабов - не существует систематического каталога его живописи и графики, а последняя ретроспектива его работ прошла 27 лет назад. Так что, согласитесь, нынешняя выставка - это уникальный шанс для всех любителей авангарда восполнить свои знания о Лентулове, который в 1910-е годы основал целый ряд новейших течений живописи. Его работы, датированные десятым годом, – мощные образцы экспрессионизма, созданные параллельно опытам этого направления в немецкой живописи. Яркие краски, размашистое письмо, ломкие контуры, рваный ритм, гиперболизация свойственны диптихам «Мужчины и женщины» и «Снятие с креста», работам «Распятие», «Грек», «Три мужские фигуры», «Чемоданы. Натюрморт». Все эти работы участвовали в первых выставках «Бубнового валета» и неумолимо стали «пощечиной общественному вкусу».
Так, диптих «Мужчины и женщины» бросал вызов не только живописной манерой, но и по сути, изображая одетых женщин и голых мужчин.
Картина «Распятие» вообще была удалена с выставки цензурой.
Поездка во Францию-Италию в 1911-1912 годах расширила пути творческого следования – кубизм, кубофутуризм, симультанизм, орфизм, – развернула новые экспериментальные возможности.
Крымская работа «Дети с зонтами» 1912 года характеризуется новой цветовой гаммой, в ней больше динамики, прозрачности и нематериальности, свободы.
«Женщина с гармоникой» 1913 года, эпатаж по поводу эпического в картине, самая выдающаяся экспериментаторская работа автора в жанре женского портрета, написанная в Кисловодске, демонстрируют «симультанисткие гармонии, основанные на диссонансах» (Дж. Боулт).
В том же 1913 году было создано и самое известное произведения Лентулова – «Собор Василия Блаженного».
«Авторпортрет" 1913 года.
Поиск баланса между предметностью формы и отстраненностью от конкретной изобразительности для создания яркого обобщенного образа продолжался художником в ряде пейзажей, которым он вообще отдавал предпочтение, в том числе Нижнего Новгорода и Нового Иерусалима в 1915-1917 годах. В этих работах Лентулов «вновь обратился к некогда пройденному, но до конца не исчерпанному аналитическому кубизму».
Но особого внимания заслуживает работа «Мир, торжество, освобождение» 1917 года. Написанная в период мировой войны и февральской революции, она вобрала в себя все смятение и энергию момента, тревогу и восторг ожиданий новой эпохи. Сияя, как солнце, она возвещала о рождении «нового Адама».
После революции Лентулов преподает: с 1919 года — он профессор Вхутемаса-Вхутеина, с 1937 года - профессор Московского художественного института имени В. И. Сурикова. В течение всей жизни А. Лентулов работает и как художник театра: оформляет спектакли в Большом и Камерном театрах. Скончался Аристарх Васильевич в апреле 1943 года в Москве.
Галерея "Наши художники" Адрес: Москва, Сеченовский пер., д. 2. Время работы: ежедневно с 11.00 до 20.00 (выходной день понедельник)
www.istpravda.ru
Лентулов
Пейзаж с красным домом
Аристарх Лентулов (1882 г.р.) вошел в историю мировой и русской культуры своими яркими, солнечными, звонкими, лубочно-ярморочными картинами, совершившими революционный переворот в русской живописи, поставив в центр цвет, свет, форму и звук.
Он опередил время минимум на сто лет, сделав для русской живописи то же, что сделал Дюрер для немецкой и Матисс – для французской. Сегодня его шедевры вызывают восторг и подлинное наслаждение, а Сотбис и Кристи продают работы Лентулова за баснословные миллионы долларов.
Юбилейная выставка, организованная в Москве в 2012 году к 130-летию художника, собрала невероятное количество посетителей, как и выставка 2014, на которой были представлены его картины из частных коллекций с такими шедеврами как «Распятие» и «Снятие с Креста».
Диптих "Снятие с Креста"
Это было совсем как тогда, в 1910, когда союз художников с вызывающим названием «Бубновый валет» организовал первую выставку своих работ. Героями-основателями союза были молодые, дерзкие, эпатажные и бесстрашные бунтари Лентулов, Ларионов, Гончарова, Кончаловский, Фальк, Машков и другие.
Это был вызов, издевательство и насмешка над вкусами благопристойной буржуазной публики, порыв свежего воздуха, ворвавшийся в пыльную, затхлую, застоявшуюся атмосферу академического искусства. Новаторство, отказ от авторитетов, эпатаж, энтузиазм, тяга к цвету и свету, к народной традиции, молодой задор и горячность произвели такой фурор, что народ валил на выставку толпами.
В результате она собрала такую выручку, какая не снилась «Миру искусства», обществу художников-модернистов во главе с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа. Последний еще за год до выставки «Бубнового валета» писал:
«Лентулов - прекрасный красочный дар. Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант, его бодрое отношение к делу. Картины его поют и веселят душу».
Москва. 1913
Спустя два года Александр Бенуа произносит окончательный вердикт: «Эти «страшилы» через несколько лет станут классиками», а Сергей Дягилев пригласит Ларионова и Гончарову за границу участвовать в оформлении своих «Русских сезонов». Пророчество сбылось: бубновый валет превратился в козырной туз.
Лентулов среди «бубновцев» был самым ярким экспериментатором, объявлял себя и своих друзей бунтовщиками; сравнивая с французскими художниками, победно провозглашал: «Наш авангард будет покруче!» Свои портреты неимоверных размеров, на которые смотреть слабонервным не рекомендовалось, не стеснялся подписывать «Аристарх Лентулов – великий русский живописец».
Писал этот бунтовщик с шумом и грохотом, с хохотом и весельем, вызывая у зрителя катарсис ярким цветом и светом. Его так и прозвали - солнечным художником, русским Ярило, а любимым сюжетом Лентулова было солнце над крышей. Откуда такая страсть?
Автопортрет
«Моя страсть к солнцу и яркому свету сопутствовала мне, что называется, со дня моего рождения. В этом отношении я производил исключительно интересные опыты. В пейзаже я допускал контрасты света и тени, от черного в тени до чистого хрома в свету» (А.Лентулов)
Сын сельского священника, Аристарх или Рисочка, как звали его домашние и близкие друзья, провел детство в пензенской деревне, напитавшись сочной зеленью травы, ярким солнечным светом, прозрачным чистым воздухом и народными традициями, выплеснувшимися так звонко на его холсты.
Потом были духовное училище и семинария, где он учился с семи до шестнадцати лет. Единственно доступное ему образование он получил как бы по наследству, как сын священника. Это был главный аргумент в пользу училища: какое-никакое - все-таки образование.
Пейзаж с красной башней
Мальчику было всего два годика, когда умер отец, а кроме него в семье было еще трое детей, семья жила очень бедно. Потом умер старший брат, мать решила перебраться к своим родственникам в Пензу: так легче было прокормить семью.
Но юноша вовсе не собирался становиться священником, да и по своему темпераменту, дерзости, своенравию он вовсе не подходил для церковного служения, но любовь, привитая в духовных заведениях к молитве, песнопению, музыке, иконам и церкви осталась. Поэтому у Аристарха Васильевича, как ни у одного другого русского художника, так много картин с монастырями, храмами и соборами:
Небозвон
Троице-Сергиева Лавра, Новодевичий монастырь, Страстной монастырь, Крестный ход, собор Василия Блаженного, колокольня Ивана Великого, Новоиерусалимский храм, Красная церковь, Розовая церковь, церковь в Алупке, церковь в Кисловодске, церковь Новодевичьего монастыря, церкви у красного моста, архиерейский домик, у Иверской и так далее. Список можно длить и длить. И самые известные его картины
«Небозвон", "Колокольня «Иван Великий»», «Собор Василия Блаженного», «Москва», «Нижний Новгород» в своей основе тоже имеют храм.
Писал Лентулов церкви всегда: когда только начинал, когда был на пике славы и когда рушились одна за другой большие соборы и маленькие деревенские церквушки. Все их он пытался сохранить хотя бы на картинах. Во внешнем облике самого художника тоже сохранилась до конца жизни семинарско-бурсачья закваска, особенно заметная на последнем автопортрете, написанном за три года до смерти, в 1940-м.
Автопортрет, 1940
И очень любил музыку. Обладая прекрасным слухом и голосом, поставленным еще в духовной семинарии, он часто пел вместе с Ф.Шаляпиным целые арии, а когда писал свои картины, всегда напевал что-нибудь себе под нос. В доме стоял рояль и художник просил жену играть, пока он работает. Частенько и сам садился за инструмент.
В художники юноша пошел, а точнее, сбежал, когда в городе открылось художественное училище. Здесь преподавали корифеи русской живописи, такие, как Клодт и Коровин, но в преподавании они придерживались строго академического подхода. Через два года восемнадцатилетний юноша взбрыкнул и вместе с несколькими другими студентами взбунтовался и решил продолжить образование в Киеве.
Тверской бульвар, 1917
Его приняли сразу на третий курс и еще пять лет он осваивал азы рисования, параллельно подрабатывая халтурой. И здесь он не удержался, разругавшись с преподавателями. Но из Киева художник привез любовь к Филиппу Малявину и Михаилу Врубелю. Вернувшись домой, Лентулов начал выставляться и молодого художника заметили.
Тогда он решил рискнуть и поступать в Петербуржскую Академию художеств. Но и здесь, прямо на экзамене, он снова надерзил преподавателю. С надеждами на поступление пришлось расстаться, но строптивого юношу с его очень необычной манерой рисования заметил Д.Кордовский, помощник Репина, и пригласил к себе в студию.
Петербургский период был самым значимым с точки зрения становления Аристарха Васильевича художником. Лентулов знакомится с авангардистами и футуристами: братьями Бурлюками, Владимиром Маяковским, Ларионовым, Гончаровой, Фальком, Филоновым и другими, изучает мастеров живописи в Эрмитаже, участвует в разных выставках и эпатажных акциях, а главное - с невероятной быстротой схватывает разные художественные стили.
(Окончание здесь)
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Аристарх Васильевич Лентулов, «Москва-Москва», «Василий Блаженный»
Живопись XX в.
Аристарх Лентулов родился в марте 1882 г. в селе Воронье под Пензой в семье церковно-приходского священника. Вскоре в одночасье семья лишилась отца, и весь груз забот лег на плечи матери будущего художника, у которой кроме него было еще трое детей.
Лентулов, как сын священника, имел право свободного зачисления в духовное училище. Окончив его, он попадает в семинарию, но, движимый становящейся все сильнее год от года склонностью к рисованию, оставляет духовное образование и в 1898 г. становится студентом Пензенского художественного училища имени Н.Д. Селиверстова. А через два года Лентулов учится уже в Киевском художественном училище. Но с учебными заведениями ему не везло: ни в Киеве, ни в Пензе его учеба не сложилась. В 1906 г. из-за возникшего на вступительном экзамене конфликта с одним из экзаменаторов Лентулову не удается поступить в Академию художеств.
В Петербурге Лентулов знакомится со многими художниками, как молодыми, так и уже известными. Среди них – братья Бурлюки, Н.И. Кульбин, М. Ларионов, Н. Гончарова. В период с 1907 по 1910 год. Лентулов вместе с Бурлюком и Кульбиным организует несколько выставок своих картин, которые обращают на себя внимание маститых критиков того времени. А.Н. Бенуа отметил «прекрасный красочный дар» художника. В это же время в картинах Лентулова проявляются черты экспрессионизма, выраженные контрастом между светлым фоном и темными, массивными силуэтами-сгустками.
В 1910 г. прошел первый «Бубновый валет» – знаменитая выставка картин, устроенная Ларионовым, Гончаровой, Лентуловым, Машковым, Кончаловским и другими мастерами. В 1911 г. Лентулов становится одним из основателей одноименного художественного общества, в основе которого лежало увлечение примитивом и городским изобразительным фольклором. Живописный гиперболизм, оборачивающийся гигантизмом форм в монументальных натюрмортах или фигурах, – наиболее отчетливая примитивистская черта Лентулова.
В 1913 г. Лентулов пишет панно «Москва-Москва», ставшее вершиной его примитивистского гиперболизма. Сгущения красок словно манят зрителя погрузиться в эту пульсирующую пучину, чтобы изнутри проникнуться таинственной энергией будто бы движущихся церквей и стен. В этой картине находит свое отражение знаменитая цветодинамика Лентулова: цвет развивается не от центра к периферии, а от одного края картины к другому.
Однако в красках «Москвы» нет ликования, присущего предыдущей работе – знаменитой картине «Василий Блаженный». По словам самого художника, он взял за центр панно самую высокую точку Москвы – Ивановскую колокольню и расположил вокруг нее все здания. Замысел свой Лентулов видел в изображении города с точки зрения трех эпох: эпохи XV в., барокко и современной эпохи. Неудовлетворенный горением красок, Лентулов оснащает полотно кусочками золотой и серебряной фольги, тем самым лишний раз подтверждая свое отношение к холсту как к декоративной вещи. Эту манеру украшать свои произведения художник назвал орнеизмом, но в работах других мастеров она применения не нашла. Зритель впервые увидел панно «Москва» на бубновалетской выставке 1914 г.
В годы Первой мировой войны Лентулов выполняет для издательства «Сегодняшний лубок» серию лубков на военно-патриотические темы. Стилистически близко к ним и военное панно «Победный бой», дающее лубочную трактовку разрешения военной темы.
В последующие годы в творчестве Лентулова как бы смешиваются художественные традиции, когда-либо им опробованные. В 1916 г. состоялась последняя выставка членов общества «Бубновый валет». В этот же год Аристарх Лентулов завершил большой творческий цикл, определивший его место в русском дореволюционном искусстве.
Александра 25/05/2016Хотелось бы узнать, кто автор сей прекрасной статьи?)
jivopis.org