Веронезе Паоло. Веронезе паоло картины


​Паоло Веронезе

Паоло Веронезе (Кальяри), родившийся в 1528 году в Венеции, по праву считается одним из величайших живописцев венецианской школы, наравне с Тицианом и Тинторетто. Наличие характерных для венецианской школы черт не исключает и неповторимую индивидуальность живописного стиля Веронезе. С характерной для гениев смелостью, художник сумел переосмыслить традиционные каноны и представить знакомые образы в новом свете.

Смелость взглядов художника коснулась, прежде всего, религиозной тематики. В его работах Иисус, апостолы и святые не просто помещены в современные для художника реалии — это был уже известный прием — но оказываются представлены, как живые люди, вместо образов, всем своим видом демонстрирующих духовное превосходство. Подобная смелость даже столкнула Паоло с инквизицией, узревшей ересь в его вариации на тему Тайной вечери, однако стороны сумели достичь компромисса.

Наставниками Веронезе были Антонио Бадиле, на дочери которого художник в итоге женился, и Джованни Франческо Карото — оба художника представляли живописную школу Вероны, влияние которой прослеживается на ранних работах Паоло.  

Преображение Марии Магдалины, 1548.

  В возрасте 23-х лет начинает получать заказы от знатных фамилий Венеции: семья Джустиниани пригласила художника для росписи стен церкви Сан-Франческо-делла-Винья, семья Соранцо наняла художника (а вместе с ним еще Джованни Баттисту Зелотти и Ансельмо Каннери) для росписи своей виллы под Тревизо. До нашего времени сохранились лишь фрагменты этих работ, но именно они, по мнению искусствоведов, сыграли важную роль в становлении репутации молодого художника.

Так, в 1552 году кардинал Эрколе Гонзага, двоюродный дед Гульельмо Гонзага, герцога Мантуи, заказал Веронезе алтарь для базилики Святого Петра — кафедрального собора Мантуи. Выполняя заказ, художник не упустил возможности изучить работы Джулио Романо, наиболее известного из учеников Рафаэля, одного из основоположников маньеризма.

В следующем году Паоло окончательно переезжает в Венецию, получив правительственный заказ на роспись потолков в Зале Совета Десяти (Sala dei Cosiglio dei Dieci) во Дворце Дожей. Затем он написал «историю Эстер» на потолке церкви Сан-Себастьяно. А в 1557 году Веронезе украсил фресками библиотеку Марциана, за что он был удостоен премии, присужденной Тицианом и Сансовино. Эти работы закрепили за Паоло репутацию настоящего мастера, выделив его имя среди венецианских современников.

 

Коронация Богородицы, 1555.

  Во время перерыва в работе в Сан-Себастьяно, Веронезе украсил виллу семейства Барбаро в Мазере, великого архитектора Андреа Палладио. Прекрасно сработанные мифологические сюжеты фресок буквально лучились поэтическим вдохновением. Эти работы были призваны объединить культуру гуманизма с христианской духовностью. Заодно Веронезе написал и портреты некоторых представителей семьи Барбаро, после чего у художника не было недостатка в заказах на портреты для первых лиц республики.

Стоит заметить, что после завершения работ на вилле Барбаро художник встретился с ди Пьетро (настоящая фамилия Палладио, признаваемого одним из наиболее влиятельных архитекторов ever), и встречу эту современники характеризовали, как «триумф».

 

Портрет неизвестного мужчины (предположительно Даниеля Барбаро) и венецианки (La Bella Nani).

  «Свадьба в Кане», написанная в 1562-63 годах, также была связана с Палладио. Работа была заказана монахами-бенедиктинцами для монастыря Сан-Джорджо-Маджоре (архитектором которого являлся Палладио), расположенного на небольшом острове напротив Собора Святого Марка, в Венеции. Спецификой заказа были огромный размер изображения (необходимо было покрыть 66 кв. м.) и обязательное качество используемых материалов (синяя краска и ее оттенки, к примеру, должны были содержать лазурит). Договором также было предусмотрено, что картина должна содержать как можно больше рисунков (в результате на ней оказались портреты Тициана и Тинторетто, а также автопортрет самого Веронезе).  

Свадьба в Кане, 1563.

  Другой шедевр Веронезе — «Семейство Дария перед Александром». Картина отражает сцену, описанную у различных греческих, а позже и римских историков: Александр Македонский отпускает жену, дочерей и мать Дария III, после разгрома последнего в битве при Иссе. Что характерно, сцена носит ироничный и юмористический характер — мать Дария, Сисигамбис, преклоняет колено перед Гефестионом, перепутав его с Александром, но последний, понимая ее ошибку, переводит все в шутку.

По легенде, картина была написана Веронезе тайком, во время его отдыха в гостях семейства Пизани в их фамильной вилле. Он оставил полотно под кроватью в своей комнате, в знак благодарности хозяевам. Распространению данной легенды способствовал Гёте, посещавший в 1786 Венецию, гостивший в Палаццо Пизани-Моретта и вспоминавший после о данном полотне и истории его возникновения.  

Семья Дария перед Александром, 1570.

  Было также увековечено и удивительно счастливое морское сражение при Лепанто, в ходе которого в 1571 году флот объединенной Священной лиги разгромил османскую флотилию в Патрасском заливе у мыса Скрофа. Сегодня существует мнение, что чудесная победа европейцев — заслуга стихии — незадолго до сражения состоялось извержение вулкана Санторин, последствия которого и «покарали» сарацин, что образно изображено в виде помощи небесного воинства.

Битва при Лепанто, 1572.

  Самой известной работой Паоло Веронезе является «Пир в доме Левия», изначально именовавшаяся «Тайная вечеря». Однако вольная трактовка обстановки и деталей композиции, присутствие не отмеченных в каноничных источниках действующих лиц — все это заинтересовало инквизицию, представители которой вежливо поинтересовались, не еретик ли Паоло часом? Но, благо, итальянская инквизиция действовала не так жестко, как испанская, а у самого художника к тому времени было достаточно покровителей из числа представителей политической, религиозной и экономической элиты. Так что суд состоялся более-менее честный, художник объяснил все элементы, присутствующие на полотне, а компромиссом стало переименование картины в «Пир в доме Левия».

 

Пир в доме Левия, 1573.

  Будучи не только большого таланта, но и великого мастерства живописцем, желая сохранить свои полотна в веках, Паоло Веронезе много экспериментировал с грунтами, стремясь совершенству — благодаря этому и по сей день удивительные цвета его картин радуют глаз. Эмоциональностью своих картин художник снискал славу предвестника импрессионистов.

А если копнуть еще чуть глубже, то выяснится, что представители различных теософских обществ почитают Паоло Веронезе, как Павла Венецианца — последнюю известную инкарнацию великого Учителя Света, многие тысячелетия ведущего деятельность во благо развития творческого потенциала человечества. Павел Венецианец, кроме прочего, под именем Флорентиец присутствует в известном оккультном труде К. Антаровой «Две жизни». Однако тут уже мы вновь ступаем на шаткую стезю тайн, домыслов и догадок, а Паоло Веронезе — личность историческая, оставившая в наследие множество прекрасных полотен, трудами вписав свое имя в историю мировой культуры.  

Поклонение волхвов, 1573.

estetico.me

Паоло Веронезе и второе обретение его картины «Оплакивание Христа» в ГМИУз

Паоло Веронезе и второе обретение его картины «Оплакивание Христа» в ГМИУз

28.11.2012 Рубрики: Искусствовед, Музеи и галереи Метки: "Оплакивание Христа" Гос. Музей искусств Узбекистана Живопись Паоло Веронезе реставрация картин Эпоха возрождения 1 239 просм. 1 комментарий

В Государственном музее искусств Узбекистана 27.11.2012 г. прошло публичное оглашение сенсационного результата, выданного реставратором музея Дильшодом Азизовым, доказавшим, что «Оплакивание Христа» неизвестного художника принадлежит кисти известного мастера эпохи позднего Возрождения Паоло Веронезе  (1528-1588).

Более века в Ташкенте находилась знаменитая картина «Оплакивание Христа» кисти Паоло Веронезе. Согласно данным, приводящимся в дневнике Великого князя из дома Романовых Николая Константиновича, полотно было приобретено во время поездки по Италии в 1871-72 годах. В 1880-х в числе других ценностей его коллекции картина была доставлена в Туркестан. В 1917 году он завещал данное полотно в «пожизненное владение… полную собственность Ташкентского Университета». В 1920 году данная картина и вся коллекция дома Романовых были помещены в Центральный художественный музей, правопреемником которого и является ныне Государственный музей искусств Узбекистана.

В презентации о процессе установления подлинности картины художник-реставратор Дильшод Азизов рассказал, как в течение двух лет велись сначала реставрационные, а позже научно-исследовательские работы над полотном, которое официально объявлено принадлежащим кисти Паоло Веронезе.

В течении 2-х лет картина подвергалась всевозможным  излучениям и анализам. Крайне требовательно отнеслись к манере письма — сравнительный анализ архитектоники (выстраивание композиций  в других работах  Веронезе), сравнивая с подлинниками Эрмитажа и других музеев мира, работами  его учеников и последователями Веронезе. Изучение под ультрафиолетовыми, инфракрасными и рентгеновскими лучами, анализ состава грунта и краски, а также состава и структуры самого холста.

Сопоставление манеры художника с другими, извесными картинами. Автор ф. Л.Капина

У Дильшода Азизова высокопрофессиональная реставрационная школа, полученная в Российской Академии художеств,  в  Эрмитаже. Так, что сомневаться в его профессионализме не приходится.

Помимо целого ряда убедительным свидетельств подлинности полотна, одним из наиболее значимых аргументов, по мнению Азизова, являются выявленные в процессе лабораторного изучения авторские поправки, вносимые по мере его написания. Автор, создающий картину, чаще всего перерисовывает и меняет какие-то из ее деталей, когда же делается копия, в таких поправках нет нужды, отметил он.

Паоло Веронезе. Оплакивание Христа. Автор ф. Бахтиёр Насимов.

Картина «Оплакивание Христа» представляет собой холст, писанный маслом. Размер — 98 х 118 см. По данным экспертизы картина подвергалась обрезке и трижды в разное время была реставрирована.

В ближайшее время полотно ожидает еще целый ряд научных реставрационных работ, после чего она займет свое место в одном из залов Государственного музея искусств Узбекистана  рядом с другим полотном  Паоло Веронезе «Нахождение Моисея».

Фотографии автора и членов творческого объединения блоггеров «Лангар».

art-blog.uz

Веронезе Паоло — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Семья Паоло Кальяри происходила из Ломбардии, но перебралась в Верону, где дед и отец будущего художника, каменотесы, работали на строительстве городских стен. Паоло был отдан в обучение к архитектору Микеле Сан Микеле, у которого получил навыки обработки камня, в рисовании, но архитектором он не стал. Вскоре он перешел к живописцу Антонио Бадиле, под руководством которого делал рисунки с гравюр Рафаэля, Дюрера, а в конце 1540-х годов, как сообщают биографы, начал работать самостоятельно. Его призванием стала монументальная живопись, позволявшая ему проявить фантазию, мастерство композиционных замыслов, великолепный дар колориста. Он начал, согласно сохранившимся сведениям, с росписей загородных вилл патрициев области Венето и фасадов домов (последние, к сожалению, не сохранились).

Одной из самых ранних работ Паоло, получившего прозвище Веронезе («Веронец»), были в нач. 1550-х годах росписи виллы Соранца около Кастельфранко, выстроенной Микеле Сан Микеле в 1551. Они известны по описаниям М. Ридольфи, так сохранились лишь их фрагменты. Аллегорическая композиция «Время и Слава» — одна из них. Могучий старец Хронос из-за облака наблюдает над трубящей Славой, легкая фигурка которой парит в небесном пространстве. Фреска исполнена в светлой яркой колористической гамме. Светло-серые, лиловые, розовые, зеленые цвета — станут излюбленными цветами в палитре Паоло Веронезе. Сам тип росписи с аллегориями светского содержания, с мифологическими сценами, по-видимому, отвечал росписи загородной виллы, прославляющей род хозяев дома, красоту природы.

В 1553 Паоло Веронезе был приглашен в Венецию для участия в росписи Дворца дожей. По программе, составленной венецианским гуманистом Даниэле Барбаро, здесь предполагалось осуществить роспись трех плафонов на тему популярную в эпоху Возрождения, развивающую миф о политическом и экономическом могуществе славной Республики Св. Марка, Паоло Веронезе исполнил три композиции на полотнах, заключенных в рамы, окружив их аллегорическими композициями в овалах (по две фигуры в каждом). В центральной части плафона он написал фигуры Венеции и Юпитера, изгоняющего пороки. В образе главного божества Олимпа он прославил деятельность дожа и Совета десяти — верховного органа Республики.

Период 1553-55 художник провел в Вероне, но получив в 1555 заказ на роспись церкви св. Себастьяна в Венеции, вновь покинул родной город. Как и во дворце Дожей, три картины исполнены на холстах и вставлены в рамы. Исполненные в светлой колористической гамме сцены из истории Эсфири («Триумф Мардохея», «Эсфирь, направляющаяся к царю Ассуру») придали интерьеру праздничность, сюжет из легендарной истории передан с большой фантазией, красочно и повествовательно. Пластически выразительные фигуры персонажей написаны в экспрессивных движениях, а в композиционном решении сцен — ощутима свобода и размах. Эта работа принесла большой успех молодому художнику и, как свидетельствуют современники, была высоко оценена Тицианом.

В конце 1550-х годов Веронезе создает и станковые картины, обращается к написанию портретов («Граф де Порто с сыном Адриано». Флоренция, частное собрание), привнося в него элементы жанровости. Станковое полотно «Христос в Эммаусе» (конец 1550-х годов, Лувр) — одно из первых изображений «трапез господних», которые будет часто изображать художник. Легенда о Христе и двух его учениках, узнавших в путнике воскресшего учителя, интерпретируется как изображение трапезы простой венецианской семьи или сцены в трактире, в скромном интерьере. Вокруг персонажей Священного писания размещены изображения простых людей, среди которых есть и портреты заказчиков, хозяина трактира. Удлиненный формат картины позволяет вместить много фигур, создать развернутое повествование о легендарном событии.

Продолжив изображение «трапез господних», Веронезе создает большое полотно «Брак в Кане» (1562, Лувр) для трапезной монастыря Сан Джорджо Маджоре в Венеции. Сто тридцать восемь фигур изобразил художник в этой картине, размером 6, 6х9, 9 метра, исполнив ее за пятнадцать месяцев. На фоне балюстрады дворца с коринфскими колоннами развертывается сцена пира со столами, уставленными символами таинства Евхаристии — агнца на блюде, хлебов, чаш вина. Образ Христа и сцена его триумфа в этом «пире» призваны, возможно, символизировать власть дожа, а сама переданная художником полная праздничного великолепия сцена чуда Христа напоминает театрализованные общественные трапезы, происходившие на площадях и улицах Венеции, в скуолах, по случаю приемов дожа, которые имели свой разработанный ритуал. В персонажах легендарной истории, слугах, гостях, музыкантах узнаваемы лица современников художника. В дальнейшем Веронезе будет вновь обращаться к написанию сцен общественных «пиров», в которых, возможно, нашла отражение идея объединения венецианского общества в 1560-70-е годы как основы мифа о Венеции — идеальном государстве, поддерживаемая главным сановником Республики — дожем и патрициатом.

Среди монументальных работ 1560-х годов одной из самых значительных явилась роспись виллы в Мазер, заказанной братьями А. и Д. Барбаро. Выстроенная Палладио у подножия Азоланских холмов, вилла была окружена великолепным парком, украшенным скульптурой А. Виттория. Веронезе украсил росписями купол и своды центрального зала — Зала Олимпа и прилегающих к нему помещений (плафоны и стены сплошь покрыты фресками). Автором программы был Даниэле Барбаро, знаток древних авторов, комментатор Витрувия. Веронезе изобразил в плафоне центрального зала Юпитера, Венеру, Марса, Диану, Меркурия, а по углам фигуры Огня, Земли, Воды и Воздуха, в люнетах — группы аллегорических фигур, олицетворяющих времена года. На стенах комнат с большой фантазией представлены жанровые сценки — хозяйка дома со служанкой на балконе, служанка, заглядывающая в дверь; с большим мастерством написаны и пейзажи в архитектурных обрамлениях, мотивы которых (сама вилла, аллеи парка, сад) заимствованы с натуры. Колорит росписей пейзажей художник стремился соотнести с пленэрными наблюдениями различных времен года. Весь ансамбль росписей создает радостное настроение, тонко гармонируя с архитектурой Палладио, пейзажным окружением.

Во второй пол. 1560 — нач. 1570-х годов Веронезе был создан ряд станковых произведений: «Семейство Дария у ног Александра» (ок. 1570, Лондон, Национальная галерея), цикл полотен для семейства Куччина («Семейство Куччина перед Мадонной», «Несение креста», «Брак в Кане», «Поклонение волхвов», все 1571-1573, Дрезден, Картинная галерея), полотно «Христос и Сотник» (1570-е годы, Мадрид, Прадо). Его внимание привлекает постановка проблем нравственно-этического содержания, но сюжеты трактованы без драматизма, с большой достоверностью и с тонким чувством передачи естественного движения и эмоций персонажей, венецианской красочностью в передаче костюмов и архитектурного обрамления сцен.

Значительными работами 1570-х годов явились полотна «Пир в доме Ливия» (1573, Венеция, Галереи Академии) и «Битва при Лепанто» (1571, там же). Первое развивало тему «трапез господних» и называлось сначала «Тайная вечеря». Но из-за доноса Веронезе был вынужден оправдываться перед инквизицией за вольную трактовку сюжета из Священного писания и полотно получило новое название. В сцене битвы художник представил эпизод из событий Кипрской войны 1570-1571, изобразив внизу сражение турецких и венецианских галер, а вверху — поклонение Мадонне жителей Венеции и олицетворения города в знак благодарности за помощь в победе венецианскому флоту.

Образ прекрасной светловолосой венецианки, олицетворяющей царицу Адриатики — Венецию, Веронезе ввел и в роспись «Триумф Венеции» во дворце дожей (1585). Ее венчает Победа, а перед изображенной иллюзорной балюстрадой толпятся горожане, принимающие участие в этом величественном спектакле, призванном прославить могущество Республики Св. Марка. В этой поздней работе во всю силу вновь прозвучал великолепный колористический дар художника, раскрылся его выдающийся талант декоратора, умение наделить аллегорическую сцену тонкой поэтичностью. Искусство Паоло Веронезе оказало значительное влияние на мастеров 18 столетия. К его наследию проявляли большой интерес венецианские «виртуозы» (С. Риччи, Дж. Б. Питтони, Дж. А. Пеллегрини и др.), Дж. Б. Тьеполо, а также другие мастера, работавшие в так называемой неоверонезовской манере. Они пытались передать в его манере нежное окутывающее фигуры сфумато, сильные потоки золотящего предметы света, архитектурные фоны, наделить поэтичностью изображение мифологических и аллегорических сцен. Искусство Веронезе вызывало интерес и мастеров 19 столетия, осваивавших законы подлинно пленэрной живописи (В. Суриков, В. Поленов).
  • Fiocco G. Paolo Veronese. Bologna, 1923.
  • Pallucchini R. Veroneze. Bergamo, 1943.
  • Антонова И. Веронезе. М., 1954.
  • Антонова И. А. Паоло Веронезе: [Альбом]. М., 1963.

megabook.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта