Рожь (картина Саврасова). Рожь картина
Картина рожь Википедия
«Рожь» — картина русского художника Ивана Шишкина.
История
Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).
Экспозиция
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.
Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! |
Литература
Ссылки
Примечания
- ↑ Государственная Третьяковская галерея. Каталог живописи XVIII-начала XX века (до 1917 года). Москва. Изобразительное искусство. 1984
wikiredia.ru
Рожь (картина Шишкина) — википедия орг
Эта картина экспонировалась на VI передвижной выставке, прошедшей в 1878 году в помещении Общества поощрения художеств. Тему для этого произведения — как и для многих других своих картин — Шишкин нашёл на родине, во время поездки в Елабугу, совершённой в 1877 году вместе с дочерью.
Приобретена П. М. Третьяковым в 1878 г. у автора[1] (инв. 837).
На заднем плане картины могучая сосна. Это дерево — символ всего творчества художника. Неизбывно влюбленный в русский лес, он выписывает её нежно и подробно — с её клонящимися от тяжести вниз ветвями, с её причудливо искривленным стволом, придающим дереву дополнительное очарование, с её гордо вознесенной в самую высь верхушкой.
Громады кучевых облаков тяжело нависают над рожью, они грозят близким ливнем — очистительным и благодатным. Тишина и безветрие, будто разлитые по пространству картины и почти физически ощущаемые, — тоже знак близкой грозы, необходимой земле для того, чтобы отдать возделывающему её человеку свои дары.
Единственная деталь, навевающая неотчетливую тревогу, — погибшее дерево. Возможно, она внесена в композицию для усиления её реалистичного звучания и является результатом пленэрных штудий. Другое предположение: засохшая сосна выступает здесь эхом недавних переживаний автора, в одночасье потерявшего любимую жену, отца, двух малолетних сыновей.
Проселок, полузаросший травой и цветами, словно приглашает путника пройти по нему, маня счастливыми открытиями и обещая увести в даль светлую.
Ласточки «стригут» прямо над самой землей — столь стремительно, что кажется, их тени не поспевают за ними. «Рожь» — звучащая картина; её автор совершает настоящее чудо, заставляя зрителя слышать гудение шмелей в раскаленном воздухе и шелест ласточкиных крыльев.
Некрасов, чьё творчество было очень близко Шишкину, написал после своего возвращения из-за границы:
Всё рожь кругом, как степь живая,Ни за́мков, ни морей, ни гор…Спасибо, сторона родная,За твой врачующий простор! |
www-wikipediya.ru
Рожь (картина Саврасова) — Циклопедия
«Рожь» — картина художника Алексея Кондратьевича Саврасова.
Время создания: 1881 г.[1]
Холст, масло.
Размер: 45,4 х 64 сантиметров.
Современное местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея. Москва (Российская Федерация)[2]
Произведение существует в двух вариантах[3][4][5].
Алексей Кондратьевич Саврасов (1830—1897) — выдающийся русский художник-пейзажист, один из членов-учредителей Товарищества передвижников, стал в русской живописи не первым художником, обратившимся к этой теме. Чуть раньше, в 1878 году, появилась картина другого художника-передвижника И. И. Шишкина с такой же темой и таким же названием — «Рожь», — экспонировавшаяся с огромным успехом VI передвижной выставке в 1878 году и сразу приобретенная П. М. Третьяковым для его галереи. Шишкин писал свою «Рожь» в тяжелом состоянии: только недавно он похоронил подряд почти всю семью: отца, брата жены, жену и двух маленьких сыновей, уходивших из жизни друг за другом. Он остался с маленькой дочерью. И спасался тем, что пил и работал. Первое помогало мало, второе — не давало совсем пропасть.
Художники Товарищества передвижников хорошо знали все обстоятельства жизни И. И. Шишкина. Пытались помочь — да чем помочь в таком горе…
Тему картины подхватил через три года А. Саврасов — создал в 1881 году собственное полотно «Рожь».
Собственно, мотив раздольного поля появился у Саврасова намного раньше и неоднократно им использовался[6]. Еще в 1868 он по литографии В. Рыбинского создал картину с похожим названием — «Рожь. Сосны у дороги в поле»; затем появлялись «Дорога во ржи» — 1872 г., «К концу лета на Волге» — 1873 г.[7]; «Сжатое поле» и еще две работы как варианты той же картины «Сжатое поле»: «Пейзаж со снопами» и «Поле со снопами на краю деревни» — все в 1874 г. В 1880 году (то есть — за год до создания картины «Рожь») он иллюстрировал для альбома «Баян» стихотворение Алексея Кольцова «Урожай»[2][6].
Уже в тех работах Саврасов передал чувство шири, раздолья полей спеющих колосьев, их золотистый цвет… Но там сюжет был благостным, там совершенно не было мятежного духа и трагизма, а теперь художник задумал объединить эти, казалось бы, столь разные темы. Возможно, стимулом тому послужила одноименная картина И. Шишкина.
У А. К. Саврасова жизнь была не менее тяжелой: из его пяти детей умерли две дочери; всё не складывалось, он стал слишком злоупотреблять алкогольными напитками, а в конце 1876 года распался брак с Софьей Карловной Герц[1]. Саврасов предчувствовал новую беду: эта картина написана накануне жизненного краха Саврасова — спустя год его уволили из МУЖВЗ[8]. Художник метался, он был в отчаянии. Очевидно, он чувствовал нечто похожее в состоянии своего товарища И. И. Шишкина, когда тот создавал картину «Рожь». Может быть, поэтому и А. Саврасов обратился к этой же теме, решив создать свою картину по тому же сюжету и передать собственные страдания. Вот в такое время появилось его выдающееся полотно — картина «Рожь».
У Шишкина неспокойная рожь колышется от малейшего ветра, но небо над ней чисто, а деревья — хоть и стоят в отдалении друг от друга, не одиноки, их много — словно сторожат этот покой. «Рожь» Саврасова — это тяжелое мятущееся приближение бури[1]. На фоне трагически мятущейся картины Саврасова полотно Шишкина предстает чуть ли не благоденствием и безмятежностью[8]. И это при том, что — где уж там И. Шишкину до безмятежности!
У Саврасова ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, их чернота уходит всё дальше и все выше — настолько высоко, что сама картина не в состоянии вместить их. Всё полно отчаяния и неуемной тревоги[8].
Но вдали — где-то там, куда уносит полотно — там всё чисто. Вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека[1]. И в этом проявилась надежда на спасение… Ну вдруг кто-то поможет? Ну вдруг…
Сбылись ли эти надежды? Забегая вперед в биографии А. К. Саврасова, вспомним, что жизнь его действительно была трагической. Хотя — казалось бы, талант художника еще при жизни и навсегда вывел его имя в классики русской культуры. Его полотна много экспонировались, неоднократно удостаивались премий[9]. Но мешала болезнь — алкоголизм. Он еще два раза пробовал создать семью. Дважды был в гражданских браках (не надо считать гражданские семьи чем-то неудачным; в 19 веке в рафинированных столицах Российской империи гражданские семьи были весьма частым явлением — хотя формально и не имели таких же юридических прав, как теперь). Но проклятая болезнь не давала нормально жить. Семья с Верой Ивановной Киндяковой распалась очень быстро; последние четыре года художник жил с Екатериной Матвеевной Моргуновой, в этой семье повились двое детей[10].
Но мы забежали вперед в биографии художника. А тогда — он еще не знал своего будущего. И надежды уходили.
В том же 1881 году он пишет второй вариант картины «Рожь»[3]. Теперь он работал над картиной на закате. Уходящее огромное красное солнце всё поглощает[3] и словно уносит с собой. Тревожное звучание пейзажа во втором варианте значительно усилено[5]. Рожь поглощена темнотой и кажется одним фоном. И то, что это рожь, — мы узнаем лишь из названия картины. Да и не всё ли равно, что именно это черное… Всё темно, всё мрачно, но… не беспросветно. Там вдали — опять вдали — светлое небо. И опять в этой мрачности — слабая надежда на спасение. А может быть, этот светлый блик оставлен для контраста – чтобы показать абсолютную отчаянную сгущенную безнадежность. Как сказано в классике:
Тем не менее картина больше известна в первом варианте. Полотно «Рожь» относится к одному из лучших произведений Саврасова[2] и считается одним из последних творческих взлётов выдающегося художника Алексея Кондратьевича Саврасова[11].
- ↑ 1,01,11,21,3 Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»
- ↑ 2,02,12,2 Алексей Кондратьевич Саврасов. Шедевры // «Рожь»
- ↑ 3,03,13,2 1881 Саврасов А. К. «Рожь»
- ↑ Алексей Саврасов. Рожь
- ↑ 5,05,1 Алексей Кондратьевич Саврасов. Рожь. 1881
- ↑ 6,06,1 Новоуспенский Н. Н. Список произведений А. К. Саврасова
- ↑ 1873 Саврасов А. К. «К концу лета на Волге»
- ↑ Картины Саврасова
- ↑ Новоуспенский Н. Алексей Кондратьевич Саврасов. — Л.-М.: Издательство «Искусство», 1967.
- ↑ Саврасов (Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А. П.; М.: Росмэн; 2007.)
cyclowiki.org
Описание картины Алексея Саврасова «Рожь»
Известный пейзажист Саврасов накануне важных изменений в жизни, предвидя и предвещая их, пишет достаточно трудную для восприятия картину – «Рожь», в которой нашли отражения все тяжелые мысли, волновавшие художника в этот период. Картина создана в 1881 году, знаменательном для художника тем, что в это время от него уходит жена, с работы также увольняют и живописец мечется в поисках нового, чего-то необычного и захватывающего.
Он пишет «Рожь» такую, какой она должна быть перед бурей. Ржаное поле замерло в преддверии грозы, на первом плане нависли тучи, готовые пролиться сотнями тяжелых капель. А вдали все чисто, но уже ожидает прихода ветра и дождя. Ржаное поле тем мрачнее выглядит, чем ярче рожь, которая на нем растет, она склоняется под ветром, не в силах ему ничего противопоставить, при этом, не желая такого покорства. Тяжелая мрачная туча, похожа на жизнь художника, которая к этому времени также стала напоминать это ржаное поле, в ожидании грозы.
И, кажется, будто ветер пронесет дождь мимо, но это не так, туча висит слишком низко, солнце постепенно исчезает и от первого плана картины к горизонту расползается тень, поглощая с каждой секундой все больше земли, оставляя за собой лишь багровый отсвет спелой ржи. Там вдали виднеется белая церквушка, как символ защиты от надвигающейся тьмы, она освещена пропадающим солнцем и потому хорошо видна издалека.
По небу расплываются от этой церкви белые облака, готовые, казалось, защитить землю от надвигающейся тьмы, но они бессильны, туча слишком черна. У людей, не боящихся превратностей природы, картина вызывает дикий восторг, который наступает в момент ожидания настоящей грозы, остальные же преисполняются мрачного уныния, словно на себе прочувствовав всю силу буйной стихии, которая вот-вот выбросит свои силы на это поле.
Критики сравнивают это полотно с одноименной картиной Шишкина И., появившейся несколькими годами ранее, но если у Шишкина рожь находиться в состоянии величавого и прекрасного покоя, то Саврасов запечатлел ее в момент величайшей тревоги, которая передается всем, кто когда-либо видел эту картину.
opisanie-kartin.com