Картины Эрмитажа. Шедевры живописи. Эрмитаж картины
Картины Эрмитажа. Шедевры живописи | Санкт-Петербург Центр
Огромный интерес и художественную ценность Эрмитажа представляют его собрания картин. Не зря музей называют храмом искусства. По его залам можно ходить немеряное количество времени и, все равно, за много лет всего не осмотреть. Но есть здесь истинные жемчужины, требующие созерцания в первую очередь, — признанные мировые шедевры великих мастеров всех времён и народов.
Леонардо да Винчи
Сейчас в мире осталось 14 картин, написанных непревзойденным мастером Леонардо да Винчи. В Эрмитаже выставлены две его Мадонны: "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта". Вторая из них считается самым лиричным изображением Богоматери, которое когда-либо изображали на холсте. Мастеру удалось передать женскую нежность, материнскую любовь, которую любящая мать испытывает к своему малышу. В 1864 году полотно было куплено у владельца Миланской картиной галереи графа Литта. Это сокровище Эрмитажа.
Тициан
Творчество Тициана представлено в Эрмитаже восемью произведениями, среди них "Кающаяся Мария Магдалина". Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини. Хранящийся в Эрмитаже вариант считается наиболее совершенным. На полотне изображена земная женщина, на чью долю выпало немало душеных мук. Ее глаза полны слез, а взгляд полон раскаяния. В 1850 году Николай Первый приобрел ее и еще несколько картин для музейной коллекции.
Эль Греко
Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Одна из картин Эль Греко - "Апостолы Петр и Павел". Это полотно, написанное в 1592 году, по разным причинам было предано забвению почти три столетия. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты. Портрет был выполнен в столь тонкой технике, что даже с помощью рентгенографа трудно найти однозначные ответы. Одно бесспорно, образу апостола Павла художник придал собственные черты.
Рембрандт
Этому художнику посвящен целый зал. Каждое из полотен, представленных на всеобщее обозрение, привлекает и завораживает. В числе самых знаменитых шедевров значится "Даная". Сюжет этой картины – явление Зевса в виде струй золотого дождя к девушке, заточенной в подземелье. Его можно увидеть в творчестве многих художников, в том числе и Тициана.
Холст на протяжении длительного времени приводил в замешательство искусствоведов, потому что на нем ярко прослеживались два стиля исполнения. Лишь когда в распоряжении экспертов оказался рентгенограф, стало все ясно. Изначально мастер изобразил свою жену — Саскию, которая позировала ему для многих работ. Рядом с героиней находился смеющийся ангел, и на нее проливался золотой дождь. Но после смерти супруги, Рембрандт изменил лицо девушки на портрете, придав ему черты своей новой спутницы.
Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим. Несмотря на то, что Даная не вписывается в современные каноны красоты, она считается воплощением женственности и чувственности.
Ужасная история случилось в прошлом веке с "Данаей". Субботним июньским днем 1985 года мужчина из экскурсионной группы узнал от гида, что "Даная" является одной из самых ценных картин Эрмитажа. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Казалось, что бесценный шедевр был утрачен навсегда, ведь было практически разрушено около 30% картины. Но благодаря кропотливому труду реставраторов, ее удалось восстановить. На это ушло 12 лет. Сейчас картина снова выставлена в экспозиции и радует посетителей, но она огорожена бронированным стеклом.
Еще один шедевр Рембрандта, мимо которого невозможно пройти – это "Возвращение блудного сына". Это одна из последних работ художника. Он трудился над ее созданием почти тридцать лет. Известный библейский сюжет на полотне вызывает множество споров среди искусствоведов, один из которых касается вопроса: кто и что является фоном картины. Некоторые исследователи считают, что едва уловимые в темноте фигуры – сам блудный сын до того, как он покинул отчий дом, и после его возвращения. Но эта версия не единственная.
Караваджо
В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо "Юноша с лютней". Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Много лет произведение выставлялось как "Лютнистка". Тщательно исследовав произведение и биографические сведения, подтвердилась оригинальность, а значит, на ней реально изображен юноша, а прототипом послужил друг художника — Марио Миннити. Шедевр является в числе первых, выполненных в технике направленного освещения. Для создания такого эффекта и точной передачи, художник усаживал натурщиков в темном подвале и под падающий луч света, проникающий с единственного небольшого окна помещения.
Томас Гейнсборо
В нашей стране есть лишь одно полотно, принадлежащее кисти английского художника Томаса Гейнсборо, и оно выставлено в Эрмитаже. Речь идёт о "Даме в голубом". На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. Здесь она - сама женственность и изящество. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения "синий чулок". Данная работа – один из лучших портретов эпохи барокко. Художнику удалось передать утонченную красоту девушки, ее изысканные черты и грациозность. В музейную сокровищницу она попала в 1912 году из коллекции егермейстера Хитрово.
Ренуар
В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Одна из них — "Портрет актрисы Жанны Самари". Произведение наполнено светом, лучезарные оттенки и переходы вызывают неподдельное восхищение. Однако история шедевра драматична. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Ренуар писал ее для выставки, и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком. Но служащий галереи, перевозивший картину решил, что у художника просто не хватило средств, и самовольно покрыл ее лаком. Краски потекли. Картину невозможно было восстановить. Художнику пришлось снова браться за кисти и повторить свое гениальное творение.
Анри Матисс
Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Матисса, состоящей из 37 работ. Они попали сюда из частного собрания коллекционера Сергея Щукина. Он скупал картины непопулярных тогда художников, спасая первых от сожжения, а последних от голодной смерти. Щукина называли "собирателем хлама" и "несведущим в искусстве человеком". После революции коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж.
Время все расставило по своим местам. Жаль, что сегодня нет в живых в тех, кто столь нелестно отзывался об истинном ценителе прекрасного и вечного. Московский купец Сергей Иванович Щукин творил историю, коллекционируя произведения искусства. Впоследствии именно его собрание стало основой для экспозиции французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Но вернемся к великому мастеру. Одна из самых его известных картин — "Танец". Исполнение в стиле “ню” и с использованием трех красок – синей, зеленой и оранжевой, создает атмосферу семейного тепла и одновременно радости бытия. Сейчас она признана величайшим образцом модернизма.
Вышеназванный коллекционер был восхищен данной работой 1909 года. Он заказал подобное творение у художника. И уже спустя год "Танец" украшал интерьер парадной лестницы особняка мецената. Вследствие национализации его картинной галереи советской властью, вторая авторская версия "Танца" оказалась в Эрмитаже. Первая же находится в Нью-Йорке.
Клод Моне
В Эрмитаже около 250 работ французских мастеров, творивших на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них важное место занимают работы Клода Моне. Его произведение "Дама в саду Сент-Андресс" стала обложкой каталога работ этого художника, собранных по всему миру. Удивительным фактом всегда останется для потомков — умение художника тончайшим образом предавать свето-цветовую игру.
Еще один шедевр – "Мост Ватерлоо. Эффект тумана". Сюжет полотна открывается на расстоянии. Вблизи все тонет в одном фиолетовом фоне. Лишь с двухметровой дистанции через плотный туман просачиваются загадочные очертания каменного моста, по телу могут пробежать мурашки от ощущения свежести и движения воды.
Пикассо
Коллекция музея была бы неполной без работ великого мастера Пикассо. Музей располагает 31 произведением мастера, среди которых поражают всякое воображение такие картины, как "Танец с покрывалами", "Любительница абсента" и многие другие. Несмотря на то, что образы в работах Пикассо облечены в формы “скульптурности” и несколько “примитивизированны”, они обладают магией. Как описывают эксперты, труды художники относятся к архаичному искусству, поэтому являются бесценными шедеврами.
Малевич
Одна из самых известных в мире работ русского авангардизма принадлежит Казимиру Малевичу. Знаменитый "Черный квадрат" с момента своего появления является источником непрекращающихся споров и полемических рассуждений среди художественной элиты и обычных зрителей. Сегодня можно смело заявить, что налицо – явный супрематизм.
Данное направление было основано в авангардистском искусстве как разновидность абстракционизма в 1910-х годах и самим Малевичем. Для выражения идей используются простейшие геометрические формы и очертания. Сочетание разных красок и фигур под воздействием внутреннего движения образует уравновешенные композиции.
Своей работой Малевич дал толчок формированию и развитию нового направления не только в художественном, но и дизайнерском искусстве.
Кандинский
Еще ярчайшим представителем русского авангардизма и одним из основоположников абстракционизма, полотна которого выставлены в самых известных музеях мира, является русский живописец — Василий Васильевич Кандинский. В Эрмитаже отдельный зал посвящен творчеству этого художника. Его "Композиция VI" привлекает яркими красками и размашистыми мазками. Картина как нельзя лучше предает атмосферу начала прошлого века, когда в стране и в мире происходили глобальные перемены.
Эрмитаж — это не просто музей — это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина — шедевр, каждый художник — гений, каждое полотно — загадка.
Прогулка по залам Эрмитажа. Часть 3.
Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 3.Слово Эрмитаж происходит от французского «ermitage» (уединенный уголок). В одном из помещения Малого Эрмитажа по заказу Екатерины II была устроена комната с двумя столами, которые поднимались с первого этажа. Поднятые столы были уже накрытые и можно было обедать без помощи слуг, в этом уединенном уголке.
Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.
Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:
* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)
Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)
Большой (Старый) Эрмитаж
Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.
Верхняя площадка Советской лестницы
Залы Большого Эрмитажа
Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года – Царскосельский арсенал.
Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков
В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.
Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян". Даная
Кающаяся Мария Магдалина
Зал искусства Италии XIII - начала XV в.
Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.
Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини
"Голгофа" Уголино Лоренцетти
Зал искусства Италии XVI в.
Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы. Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками
Джорджоне - Юдифь
Зал Леонардо да Винчи
В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.
Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)
Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)
Лоджии Рафаэля
Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).
Малый Эрмитаж
Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.
Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади
Павильонный зал
Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.
Эдуард Петрович Гау
Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал
Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post228915686/
classic-art-ru.livejournal.com
Государственный Эрмитаж. Эрмитаж (Санкт-Петербург): коллекция живописи
Какие места наиболее часто посещают туристы, приехав в Петербург? Эрмитаж, Кунсткамеру и крейсер "Аврора".
Чем уникален Эрмитаж?
Это крупнейший в мире художественный и культурно-исторический музей. Он так же известен и популярен, как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Государственный Эрмитаж хранит 3 миллиона экспонатов, из которых одних лишь картин насчитывается 15 тысяч. Подсчитано, что если уделить каждому экспонату музея всего 1 минуту, то для просмотра всех коллекций Эрмитажа потребуется... 8 лет! И это учитывая только постоянные экспозиции, но не временные выставки. Эрмитаж же каждый месяц организовывает десяток таких. А длина всех коридоров составляет 20 км. Но главная изюминка этого музея не в масштабах и не в количестве хранимых исторических предметов, а в том, что там находятся оригиналы многих шедевров мировой живописи и других видов искусства.
Где находится?
Месторасположение музея — на Дворцовой набережной. Государственный Эрмитаж — это комплекс из пяти зданий (Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр). Главный вход находится по адресу: Дворцовая площадь, 2.
График работы
Государственный Эрмитаж готов принимать посетителей со вторника по воскресенье, начиная с 10.30. Конец работы — 18.00, но в среду — 21.00. Выходной — понедельник. Но внимание: кассы перестают продавать билеты за час до закрытия. Лучше планировать поход по Эрмитажу на часы до обеда и в будние дни - людей меньше. А вот в выходные иногда нужно простоять в очереди около часа.
Стоимость билетов
Билеты в Эрмитаж относительно недорогие. Для граждан России цена составит 100 р., пенсионерам, студентам и детям — бесплатно. Иностранцам придется заплатить 350 р. Но каждый первый четверг месяца — бесплатный день для всех.
История создания
В 1764 году Екатерина Вторая приобрела 225 картин из коллекции немецкого купца Йоханна Гоцковского. Эта подборка предназначалась для короля Пруссии Фридриха Второго, но из-за финансовых проблем он не смог ее выкупить. Предприимчивый купец предложил это сделать русской императрице, и она без колебаний согласилась, дабы щегольнуть перед немецким монархом. Так как Гоцковский не обладал глубокими познаниями в области искусства, то в коллекцию вошли картины довольно посредственные (по сравнению с теми, что поступили позже). В основном это были произведения рук голландских и фламандских мастеров, а также некоторые работы итальянских художников XVII в. Но среди них следует отметить произведения Хальса и Стена.
Этот год (1764-й) и считается годом основания Эрмитажа, хотя музея в современном понятии этого слова еще не было. Через пять лет произошло следующее приобретение: 600 полотен из частной коллекции графа фон Брюля. Тут были ценнейшие экспонаты: "Портрет старика в красном" Рембрандта, "Персей и Андромеда" Рубенса и другие.
Еще 400 картин куплено у французского коллекционера Пьера Кроза. Таким образом в Петербурге оказались "Святое семейство" Рафаэля, "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса, "Автопортрет" Ван Дейка.
Для Екатерины приобретение шедевров мировой живописи в первую очередь было политическим жестом, чтобы показать, что Российская империя — развитая и небедная страна, которая может позволить себе такую роскошь. В 1774 году во владении императрицы находилось 2080 картин, но общего доступа к ним не было. К этому периоду относится знаменитая фраза Екатерины о том, что этим любуется только она и мыши. Хотя позднее доступ в галереи был открыт, но по особым разрешениям.
Позднее в Эрмитаж поступили ценности, вывезенные из особняков знати и других царских дворцов. Музей пополнился частными коллекциями Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых. Также другие учреждения передавали свои экспонаты в дар Эрмитажу.
Коллекция живописи
Благодаря экспонатам Эрмитажа, можно проследить историю мировой живописи и понаблюдать, как развивалось искусство Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Франции и других стран. Например, в собрании представлены 7 тысяч картин только европейских художников, начиная со Средневековья и заканчивая прошлым веком. Кроме постоянных экспозиций, действуют еще и временные выставки. Эрмитаж тщательно следит за сохранностью ценного культурного наследия прошлого, поэтому некоторые образцы открыты для широкого доступа лишь несколько недель в году с целью их сбережения.
Залы западноевропейского искусства оформлены по хронологическому и географическому принципу, то есть в одном собраны работы живописцев конкретной страны на протяжении конкретного периода времени. Например, галерея итальянской живописи XIII-XVIII веков может похвастаться такими шедеврами, как "Благовещение" Симоне Мартини, "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, "Святое семейство" Рафаэля.
Очень богата экспозиция фламандского изобразительного искусства XVII-XVIII веков. Гордость коллекции — 32 картины Рубенса ("Союз Земли и Воды", "Вакх" и крупные монументально-декоративные циклы), 24 произведения его ученика Ван-Дейка ("Автопортрет").
В галерее испанской живописи XV — начала XVIII века хранятся полотна Эль-Греко ("Апостолы Петр и Павел"), Веласкеса ("Завтрак"), де Гойи ("Портрет актрисы Антонии Сарате"). Можно наблюдать за развитием готических и реалистических тенденций, а также караваджизма.
Исключительно богато собрание картин (около 1000) голландских художников, включая раннего и позднего Рембрандта.
Так широко, как в Эрмитаже, английская живопись представлена разве что в самой Великобритании. Большой интерес вызывают работы придворных портретистов. Одним из всемирно известных полотен является "Портрет дамы в голубом" Томаса Гейнсборо.
В выставочном зале живописи Франции XV-XVIII веков важнейшее место занимают работы кисти классициста Никола Пуссена. А собрание произведений второй половины XIX — ХХ века по праву считается одним из лучших в мире. Тут есть и знаменитый импрессионист Моне ("Дама в саду", "Мост Ватерлоо"), и Ренуар ("Девушка с веером"), и Дега ("Площадь Согласия"). Гордость этой коллекции — 38 оригиналов Матисса и 31 — Пикассо.
В зале немецкого искусства особо выделяются мастера берлинской и мюнхенской школ. Также привлекают внимание батальные полотна, посвященные Отечественной войне 1812 года и работы Фридриха в стиле романтизма.
Недавно Государственный Эрмитаж приобрел "Черный квадрат" Малевича. Это одно из самых знаменитых произведений русского искусства прошлого века.
Каков же вывод? Можно еще долго рассказывать и про архитектурные памятники, и про скульптуры Эрмитажа. Но читать про шедевры живописи намного менее увлекательно, чем наслаждаться прекрасным воочию. Поэтому надо без раздумий пойти и купить билеты в Эрмитаж для всей семьи. Будет познавательно.
fb.ru
Судьба Сокровищ Российской Империи в США, Картины из Эрмитажа
Пост от mpodolski В 1917 году в России случился переворот, который жёстко изменил судьбу страны. К власти пришли новые хозяева с абсолютно другими идеалами и целями, которые намного отличались от того, что было раньше. Кардинально изменилось отношению ко всему начиная с дворянских сословий и заканчивая культурными ценностями государства. То что раньше считалось артeфактами и достояниями искусства мирового уровня, рассматривалось не более чем препятствие на пути развития новой жизни или средство для обогащения экономики страны. В своём цикле, состоящим из двух частей, я хотел бы рассказать несколько поподробней о судьбе наиболее значимых культурных ценностей России, оказавшихся после революции в США.Итак, добро пожаловать в первую часть цикла, где я расскажу о беспрецедентной акции Советского Правительства в тридцатых годах - распродаже Картин из Эрмитажа.
По всей России шла борьба с прошлым. Были снесены соборы в Вятке, Симбирске, Омске и многих других городах России. Уничтожались иконы, уничтожались памятники героям прошлого режима, такие как памятники генералу Скобелеву и царю Александру, уничтожались военные мемориалы, такие как мемориалы и часовни турецким войнам и войнам с Напoлеоном (Некоторое из этого было воссоздано в шестидесятых), но кроме борьбы с прошлым нужны были средства на воссоздание экономики, на строительство Советского Государства, находившегося в то время в полной мировой изоляции.
Средства на это находилось среди экспроприированных предметов антиквариата. На продажу были выставлены тысячи предметов искусства, но в мире бушевала Великая Депрессия, а Советское Правительство буквально перенасытило рынок бесконечным потоком за рубеж конфискованного имущества. Предложение превысило спрос и финансовый поток от продаж артифактов из Советской России иссяк. Поэтому в 1929 году было принято решение выставить на рынок то, что активно собиралось ещё Екатериной Великой и считалось культурным достоянием мирового уровня. Россия стала готовить к продаже за рубеж картины из Эрмитажа.
В двaдцатых годах была создана контора под названием "Антиквариат", которая напрямую занималась продажей национальных ценностей за границу. Под контролем этой конторы из Эрмитажа было отобрано более трёхсот картин из которых более 55 были картины мирового уровня, которые были ещё в личной коллекции Екатерины. Не все предметы нашли покупателя и вернулись обратно в музей, но 48 картин были безвозвратно проданы за границу
Половина этих картин оказалась в США, где в то время только начинали создавать своё культурное наследие, и как следствие, появилось очень много ценителей живописи. Сейчас все эти картины можно увидеть в национальных музеях Америки. Итак, давайте зайдём в эти музеи и посмотрим на то, что когда-то было достоянием Государственного Императорского Музея Эрмитаж
Начнём, пожалуй, c Филадельфийского Музея Искусства
Директором музея в тридцатых годах был известный американский архитектор и писатель Фиске Кимбол, который активно занимался поиском экпонатов живописи для музейной галлереи. Благодаря активной деятельности Кимбола, Филадельфийским Музеем у Советского правительства была куплена одна из самых значимых картин в галлерее музея
Известный французкий живописец Николa Пуссен в описании не нуждается. Картины этого мастера известны на весь мир и представлены в таких музеях как Лувр, Эрмитаж, Прадо. Именно поэтому картина Пуссена "Рождение Венеры" (другое название "Триумф Нептуна и Амфитриты") является одним из самых ярких экспонатов музея.
Но старая табличка на раме не скрывает истоки этого полотна. До 1930 года это произведение живописи украшало коллекцию крупнейшего музея мира - Эрмитажа.
Картина, раньше принадлежавшая Екатерине Второй и впоследствии являвшаяся гордостью и национальным достоянием Российской Империи и Советской Росии, была продана Советским Правительством за океан, о чём вкратце в пяти нижних строчках описывается рядом в ознакомительном стенде.
Вряд ли кто-то не слышал про Нью-йоркский музей Метрополитен. Этот музей, основанный в 1870-м году, является одним из самых известных музеев мира. Его коллекция изобразительных искусств успешно конкурирует с такими музеями как Лувр, Дрезденская Галлерея и многим другими. Его современное здание в стиле Бо-з-Ар было созднао архитектором Ричардом Моррисоном Хантом в 1926 году .
В этом музее также хранятся три картины, проданные из Эрмитажа Советским Правительством в тридцатых годах. Две из них, являющие частью одного диптиха, называются "Распятие" и "Страшный Суд".
Автором этого диптиха является известный фламандский живописец 15-ого века Ян Ван Эйк. Картины этого мастера также представлены во многих картинных галлереях мира. Несмотря на свои мрачные краски Ван Эйк считается одним из лучших художников начала 15-ого века, и, как его описал итальянской писатель Бартоломео Фасео, "ведущим мастером своего времени"
Но в России, к сожалению, мало что знают об этом живописце по сравнению с другими мастерами западноевропейского искусства Тицианом, Рафаэлем, Рембрандтом и т.д. После распродаж тридцатых годов больше Ван Эйка в Эрмитаже не осталось.
Третья картина из Эрмитажа Антуана Ватто "Лютнист", к сожалению, не экспонировалась и была в запаснике
Но в отличии от только что описанных мною картин, которые, хоть и через посредников, практически напрямую покупались музеями, большинство полотен Эрмитажа продавались в частные собрания. Основными покупателями шедевров из Имперского Музея были известные коллекционеры предметов искусства армянин, родившийся в турции, магнат нефтяного бизенса Калуст Гулбенкян и американский банкир Эндрю Меллон
Гулбенкяну удалось скупить наибольшее количество экспонатов музея. Всего армянский бизнесмен купил 51 !!! предмет включая шедевры живописи, графики, скульптуры, а также изделия из серебра и нумизматику. Впоследствии Гулбенкян продал некоторые предметы своей коллекции в такие музеи как метрополитен (упомянутый мною Ватто) и в частные коллекции. Большинство же его приобретений, такие как картины Рембрандта "Старик" и "Александр Великий" можно сейчас увидеть в Музее Фонда Гулбекяна в Лиссабоне
По понятным причинам нам было несколько сложнее слетать в Лиссабон, чем съездить в близлежащие Нью-Йорк и Филадельфию для фоторепортажа, так что я смогу подробно рассказать только о судьбе коллекции Эндрю Меллона, купившего в Эрмитаже 21 картину.
Эндрю Меллон был не только удачливым бизнесменом и известным коллекционером. Он также был этким американским вариантом Третьякова или Мамонтова - активным меценатом, всеми силами поддерживающим национальное культурное достояние. Поэтому в 1938 Эндрю Меллон практически полностью проспонсировал создание Национальной Галлереи Искусства. Именно туда Эндрю Меллон передал всю свою коллекцию, включая картины, купленные в Эрмитаже.
Итак, давайте зайдём в этот музей, чтобы посмотреть на эти картины.
Заранее извиняюсь если снимки некачественные или под углом. Первый раз в жизни я фотографировал картины и понял, что делать это очень непросто. Либо свет отражался от холста со вспышкой, либо очень нечётко без вспышки.
Наверное, ценность одного этого полотна может вполне составить стоимость утерянной во время войны и активно разыскиваемой Янтарной Комнаты.
Картину "Мадонна Алба" великий Рафаэль создал в 1510 году.
Ещё одну картину, cловно передавая привет москвичам в 1506 году, Рафаэль назвал "Георгий Победоносец"
Ещё один шедевр, картина Ботичелли "Поклонение волхвов"
А эта картина довольно-таки известна и широко фигурирует в многочисленной публицистике на тему продаж из Эрмитажа
Этюд к портрету Папы Иннокентия Х-ого Веласкес написал в 1650-м году.
Часто ошибочно пишут, что эта картина находится в Метрополитене.
Ещё одна широко-известная картина, проданная из Эрмитажа - "Благовещeние" уже упомянутого мною Ван Эйка, написанная в 1436 году
Картин из Эрмитаже в Национальной Галлерее было немало, и они были рассредоточены по всему музею. Мы были вынуждены отмечать те полотна, которые уже посмотрели
Наташа ставит галочку около картины Рембрандта "Женщина с Гвоздикой", написанную в 1656 году
Надо сказать, что Меллону немало продали Рембрандта из Эрмитажа
...такие как "Жена Потифара обвиняет Иосифа", 1655
"Польский Дворянин", 1637
"Мужчина в Восточном Костюме", 1635
"Девушка с метёлкой", 1648
Кстати знаменитое "Возвращение Блудного Сына" тоже готовилось на продажу, но сделка к счастью не состоялась
Из Эрмитажа также был продан Ван Дайк
"Портрет Изабеллы Брандт", 1621
"Филлип, Лорд Вартон", 1632
Франс Халс"Портрет Члена Гарлемской Гвардии", 1638
"Портрет Молодого Человека", 1648
Также Меллону из Эрмитажа были проданы и менее известные мастера, такие как Адриан Ханниман "Генри, Герцог Глукесторский", 1653
Жан Симеон Шарден "Домик из Карт", 1735
Проданная Меллону Эрмитажем картина Тициана "Венера с Зеркалом" , к сожалению, не была выставлена для показа
Картинa Рубенса "Аллегория Вечности", пройдя через многочисленных посредников, в конце концов оказалась в галлерее Музея Искусств Сан Диего
"Банкет Клеопатры" Тьеполо был продан в Национальную Галерею Виктории в Мельбурне
Картина "Пётр отрекается от Христа" Рембрандта продана Городскому Музею Амстердама
Также в Музей Амстердама были проданы парные портреты "Портрет сэра Томаса Грешема" и "Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема" Антонио Моро
"Адам" и "Ева" Лукаса Кранаха оказались в Музее Нортона Саймона в Пасадене
Картина Платцера "Концерт" была продана Национальному музею в Нюрнберге"Портрет Ханса Шеленберга" Бургмайера продан "Вальраф-Рихардс музею" в Кёльне
О судьбе "Святого семейства" Андреа дель Сарто, "Портрета Триеста" Антониса Ван Дейка и "Портрета Воронцовой с дочерью» Джорджа Ромни мне ничего достоверно неизвестно
Сейчас много задают вопросов о возможности вернуть в Россию то, что было продано "Антиквариатом" в тридцатых годах. Мне кажется что это практически невозможно, но стоит ли считать эти картины утерянными. В отличие от Янтарной Комнаты, исчезнувшей после войны, Симферопольской Картинной Галлереи, сгоревшей при эвакуации, Минской Картинной Галлереи, сгоревшей в Кёнигсберге, Датского Юбилейного Яйца Фаберже, сгинувшего в частных коллекциях, большинство проданных шедевров Эрмитажа не утрачены. Эти картины великих западноевропейских мастеров, являющиеся не национальным а мировым достоянием, выставлены в музеях мирового уровня и доступны каждому.
hermitage-spb.livejournal.com
Эрмитаж картины | Санкт-Петербург
В данной статье — фото картин, которые находятся в музее «Эрмитаж». Это лишь малая часть великих шедевров.
Картины Эрмитажа
Известные картины Эрмитажа фото
Рафаэль (Рафаэлло Санти)
Мадонна младенцем
Стефано Торрели
Портрет графини А. А. Чернышевой
Алессандро Маньяско
Вакханалия
Леонардо да ВИНЧИ
Мадонна с младенцем
(Мадонна Бенуа)
Иоганн Фридрих Август Тишбайн
Портрет прусской королевы Луизы
М. В. Ломоносов
Портрет Петра I (мозаика)
Фотографии картин с названиями
Кристина РОБЕРТСОН
Дети с попугаем
Джон ВУТТОН
Собаки и сорока
Еще статьи:
peterburg-love.ru
Государственный музей Эрмитаж. Коллекция картин. Часть 5
Кузница. Петер Баут
Крестьяне около шинка. Петер Баут
Портрет Надир-Шаха. Бахрам
Большой дворец в Ораниенбауме. Работа Адольфа Андреевича Беземана
Оплакивание Христа. Жак Белланж
Вид Пирны от замка Зонненштайн. Бернардо Беллотто
Поклонение волхвов. Жак Белланж
Вид Аполлонова зала в Зимнем дворце. Работа Александра Ивановича Беллера
Портрет императора Петра I. А. Белли
Площадь Нового рынка в Дрездене. Работа Бернардо Беллотто
Площадь Cтарого рынка в Дрездене. Бернардо Беллотто
Ров у Цвингера в Дрездене. Работа Бернардо Беллотто
Площадь перед церковью Креста в Дрездене. Работа Бернардо Беллотто
Цвингер в Дрездене. Бернардо Беллотто
Новый рынок в Дрездене. Бернардо Беллотто
Вид Пирны с правого берега Эльбы выше города. Работа Бернардо Беллотто
Площадь рынка в Новом городе в Дрездене. Бернардо Беллотто
Обручение святой Екатерины. Доменико Беккафуми
Старые укрепления Дрездена. Бернардо Беллотто
Коронация императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Жорж Беккер
Женский портрет. Поль Альбер Бенар
Святое Семейство со святой Елизаветой и святым Иоанном Крестителем. Работа Помпео Батони
Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств. Помпео Батони
Сластолюбие. Помпео Батони
Портрет князя Б. Куракина. Работа Помпео Батони
Вид Пирны с правого берега Эльбы. Бернардо Беллотто
Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде. Работа Помпео Батони
Портрет князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона. Николай Беккер
Воздержанность Сципиона Африканского. Помпео Батони
Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком. Помпео Батони
Портрет императора Александра I. Жан Анри Беннер
Портрет императора Павла I. Жан Анри Беннер
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Жан Анри Беннер
Портрет великой княгини Александры Федоровны. Жан Анри Беннер
Портрет Петра I. Жан Анри Беннер
istoria-mira.ru