Художник Борис Кустодиев: биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев. Картины кустодиева
Как художник Кустодиев создавал яркие картины при помощи черно-белых фото — Российская газета
В этом году - 140 лет со дня рождения русского художника Бориса Кустодиева (он родился 23 февраля, 7 марта по новому стилю, 1878 года) - автора самого известного портрета Федора Шаляпина, "Купчихи за чаем" и "Большевика"
Борис Кустодиев, казалось, рисовал только купчих за чаем, ярмарки и праздничные гуляния. И еще большевика, шагающего по городу - уже после революции. Но художник оставил и интересный фотоархив. Его показ (о нем мы уже писали здесь) завершается в Москве.
Главное наследие Кустодиева - яркие картины дореволюционной России. Так сочно ту страну показал еще Сергей Прокудин-Горский. Но уже на цветных фото. У него они чаще носят протокольный характер. А, например, у писателя Леонида Андреева (он был и замечательным фотографом) - художественный.
Андреев делал фотографические карточки в цвете. Кустодиев - черно-белые. Но эти кадры зачастую и становились основой для его сочных картин. Эти кадры можно до 4 февраля увидеть в Мультимедиа Арт музее.
Здесь же и цитаты из писем Кустодиева - жене, друзьям. После возвращения из Парижа в 1904-м (годичной командировкой туда Кустодиева наградила Акадеимя художеств - "за отличные познания в живописи") они с женой поспешили в полюбившийся им больше французской столицы костромской край.
Там Кустодиев начал строить свой дом-мастерскую Терем. Смотрел на деревенскую жизнь и народ. Писал. Фотографировал - Терем, ярмарки в округе. И, конечно, людей.
Народ, по словам Кустодиева, трудно было "достать" для этюдов. Просто потому, что "все они заняты", констатировал он.
- Все виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, этих берез и елей, - вспоминал о Франции и Испании Кустодиев.
Он называл костромской край "второй родиной" (Кустодиев родился в Астрахани, а его жена Юлия была из этих мест). Возможно, потому что быстро нашел общий язык с местным людом. Еще в 1901 году Кустодиев в письме другу Ивану Куликову (тоже художнику, писавшему картины из народной жизни) сообщал:
- Все это народ простой - умный и, главное, такой, который ничем не нужно удивлять и производить впечатление.
Какое впечатление на народ произвела революция, Кустодиев на своих картинах так богато, как ярмарки и праздники, не отразил. Хотя после октябрьских событий он не эмигрировал из России, а продолжил работать здесь.
Например, та самая "Купчиха за чаем" будет написана уже в 1918-м, несколько картин с масленичными гуляниями - в 1920-х (в прошлом году мы проиллюстрировали ими всю тему об угощениях на Масленицу), а колоритный портрет Федора Шаляпина на ярмарке (с оттопыренным благородным мизинцем с перстнем, в барской шубе, на фоне российских флагов) и вовсе в 1922-м. Именно Кустодиев уговорил певца позировать в этой шубе, которую Шаляпин считал краденной (ею с ним расплатились за концерт в Петрограде).
Этот свой портрет Федор Шаляпин особенно ценил из всех, что у него были. "За русский дух", - объяснял он. А, может, еще и потому, что Кустодиев писал его, будучи уже инвалидом. Он не мог ходить, а огромное полотно передвигал при помощи хитрого механизма.
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 год. Фото: wikimedia.org/Государственный Русский музей
Новое время, конечно, наложило отпечаток на творчество художника. Он принимал участие в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции, рисовал плакаты и картины на революционную тематику. Так было нужно, чтобы жить дальше. Жить на Родине.
Самая известная из революционных картин Кустодиева - "Большевик", возвышающийся над городом. Ее художник представил в 1920-м (за пять лет до этого он напишет портрет царя Николая II на фоне Кремля). Именно "Большевика" поместили на афишу выставки "Некто 1917", которая проходила в Третьяковке и была посвящена 100-летию революции.
И все-таки Кустодиева знают именно по картинам, где тот же Шаляпин, как он сам признавался, видел "аппетитную сочность краски в изображении русских людей".
Бориса Кустодиева не станет в 1927-м, он не доживет и до 50 лет. За это время Борис Михайлович увидит Париж, будет жить там какое-то время и учиться. В Мадриде станет копировать Веласкеса, а в Севилье ужасаться жестокости корриды. Наконец, оставит после себя целую страну - Россию, которой не стало в 1917-м.
- Говорят, мол, за границей свет, а у нас ничему не научиться, - замечал в одном из писем Кустодиев. - Да, побольше самому писать и изучать старинных мастеров и научишься у них любить искусство так же, как и они. Любви у нас мало...
Кустодиев Борис Михайлович Картины и биография Kustodiev Boris
Кустодиев Борис Михайлович (Kustodiev Boris Mikhailovich), русский художник, выдающийся мастер жанровых сцен русского быта. Родился в Астрахани 23 февраля (7 марта) 1878 в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 году выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. В возрасте пятнадцати лет он стал брать уроки живописи у выпускника Петербургской Академии художеств П. Власова. Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев отправился в Петербург и поступил в Академию художеств.
Художник Иван Яковлевич Билибин,1901, Русский музей, Санкт-Петербург Юлия Евстафьевна Кустодиева,урожденная Прошинская, женахудожника, 1903, Русский музейЗанимаясь в мастерской Ильи Ефимовича Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева - портретиста (Портрет Ивана Билибина был отмечен золотой медалью II класса на международной выставке в Мюнхене в 1901 году).
Ярмарка, 1906,Третьяковская галерея На террасе, 1906,Нижегородский художественный музей Земская школана Московской Руси, 1907Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане – «русские венеры»).
Эти серии и близкие им полотна (портрет Федора Ивановича Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. Революцию Кустодиев воспринял карнавально, в духе народного лубка. В 1909 году у Бориса Кустодиева появились первые признаки тяжелой болезни. Несколько операций, проведенных с целью излечить заболевание спинного мозга, принесли лишь временные облечения. В 1916 году паралич приковал художника к инвалидному креслу, однако Кустодиев продолжал активно работать в разных видах искусства, продолжая свои популярные «волжские» серии.
После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова; «Русь» Е. И. Замятина; обе работы – 1923; и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе, 1925; и другие декорации). Умер Борис Михайлович Кустодиев в Ленинграде 26 мая 1927 года. Прах художника покоится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Сенокос, 1917,Третьяковская галереяsmallbay.ru
Картины Кустодиева
7 марта 1878 года в Астрахани родился русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Ученик Репина, он начал свой путь как портретист, и невероятно быстро для молодого художника, завоевал славу у заказчиков и прессы. В дальнейшем Кустодиев раскрывает себя как талантливый бытописатель. Художник также работал над декорациями в театре и был автором книжных иллюстраций. Diletant.media представляет подборку картин талантливого художника.
Купчиха за чаем, 1918 г.
Мальчик с мишкой, 1907 г.
Московский трактир, 1916 г.
В старом Суздале, 1914 г.
Красавица, 1915 г.
Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 г.
Большевик, 1919 г.
Купчиха и домовой, 1922 г.
Портрет Ю. Е. Кустодиевой, 1903 г.
Девочка с цветами, 1917 г.
Портрет Ф. М. Шаляпина, 1921 г.
Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского, 1915 г.
Рекомендовано вам
diletant.media
биография, творчество. Борис Михайлович Кустодиев :: SYL.ru
Борис Михайлович Кустодиев за свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. А ведь не многие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Несмотря на все тяготы и невзгоды, которые ему довелось пережить, его творчество поражает своей жизнерадостностью. Биография великого художника, а также интересные факты предлагаются вашему вниманию.
Талантливый ученик
Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из известных художников прошлого столетия. Он был учеником великого Ильи Ефимовича Репина. Борис Михайлович не только унаследовал стиль своего учителя, но и внес в него нечто особенное. Задатки творческой натуры были заложены в нем еще в раннем детстве. Давайте поближе познакомимся с судьбой этого удивительно талантливого и мужественного человека.
Борис Кустодиев: биография
Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Отца своего он почти совсем не помнил. Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Денег было очень мало, и семья часто жила впроголодь. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Такое воспитание позволило Борису Кустодиеву уже в девятилетнем возрасте определиться с выбором профессии. Ему очень нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе и переносить это на лист бумаги. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Когда Борису Кустодиеву исполнилось 15 лет, он стал брать уроки рисования у П. Власова - талантливого художника. Благодаря этим занятиям в 1896 году он поступил в Петербургскую Академию художеств. Популярность приходит, когда он начинает рисовать лица окружающих людей. Но душа требует чего-то другого. Ему нравится изображать жанровые сцены. Он отправляется в Костромскую губернию. Здесь ищет натуру для своей конкурсной картины «На базаре», а встречает будущую жену.
Плодотворное время
Блестяще окончив Академию, он получает право на годовую пенсионерскую поездку за границу и по России. Вместе с семьей отправляется в Париж. К этому времени у них уже родился сын. Творчество великих художников Борис Кустодиев изучал в поездках по Германии, Франции и в других странах. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. В его творчестве находят отражение новые идеи, а картины Бориса Кустодиева высоко оценивают критики. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников.
Интересные факты
Любая информация о кумире всегда будет любопытна его поклонникам. Предлагаем вам познакомиться с некоторыми деталями биографии Бориса Михайловича Кустодиева, о которых мало кто знает:
- Впервые мальчик стал рисовать в возрасте пяти лет.
- Родители очень любили русское искусство, литературу, философию.
- Вместе с И. Репиным дописывал известное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» Борис Кустодиев.
- Картины художника стали известны во всем мире, когда ему исполнилось всего лишь тридцать лет. Ему доверяли представлять Россию за её пределами, а его работы завоевывали многочисленные медали.
- Он был прекрасным фотографом.
- Работал в театре. Готовил декорации для спектаклей.
- Из-за своего заболевания Борис Кустодиев был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы.
- Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу, вместо могильной плиты.
Борис Кустодиев: творчество
Его самыми первыми картинами были портреты. Именно с них он начал свой творческий путь. Но особенность данного художника в том, что он не просто рисовал лица окружающих людей. Он раскрывал индивидуальность человеческой души через окружающий мир. Так были созданы самые яркие портреты: Шаляпина, Рериха и другие.
Позже творчество художника переключается на изображение жизни народа и быта русского купечества. Каждая деталь - на своем месте и несет определенную смысловую нагрузку. Его картины всегда полны жизни и красок. Кустодиеву нравилось воплощать в своих творениях окружающий его мир.
Самые известные работы
Художник Борис Кустодиев в течение всей своей жизни написал большое количество картин. Всего их более пятисот. Вспомним самые известные картины Бориса Кустодиева.
«Лошади во время грозы»
Талантливейший образец живописи, выполненной маслом, отражает любовь художника к природе. Одно из удивительных и страшных явлений природы - гроза - запечатлено на картине.
«Купчиха за чаем»
Детали здесь имеют большую смысловую нагрузку: толстый ленивый кот, трущийся о плечо хозяйки; сидящая на балконе неподалеку купеческая чета; на заднем плане картины можно увидеть город с торговыми лавками и церковью; неподдельное восхищение вызывает натюрморт продуктов, расположенных на столе. Все это написано невероятно ярко и красочно, что делает полотно почти осязаемым.
«Русская Венера»
Когда художник создавал это удивительно красивое творение, его мучили жесточайшие боли. Зная об этом, не перестаешь восхищаться талантом и силой духа великого человека. Моющаяся в бане девушка олицетворяет женскую красоту, здоровье, жизнь.
«Утро»
На этом холсте Борис Михайлович изобразил свою любимую супругу и их первого сына. С неподдельной любовью и нежностью он запечатлел на картине своих близких. Для написания этой картины художник использовал только светлые и воздушные цвета, он мастерски передает в работе игру светотени.
«Масленица»
Борис Кустодиев написал её после продолжительной болезни и операции, приведшей к инвалидному креслу. Несмотря на мучительные боли, он создает картину, полностью пронизанную светом, весельем и безудержным счастьем. Главное место на ней отводится мчащейся тройке, символизирующей движение. Помимо этого, на картине также можно видеть людей, участвующих в кулачных боях, гулянья и балаганы. Все это расписано так красочно, что еще больше усиливает вихрь головокружительных эмоций.
Семейное счастье
Его личной жизни можно только позавидовать. В возрасте 22 лет в Костромской губернии, куда он приезжает в поисках натуры, Борис Кустодиев знакомится со своей будущей женой. Юлии Евстафьевне было всего лишь 20 лет, когда они поженились. Но на всю жизнь она стала ему опорой и надежным другом. Именно жена помогла ему не сломаться после операции и продолжить писать картины, когда уже казалось, что он совсем потерял надежду.
В браке у них родилось трое детей. Самого первого - Кирилла - можно увидеть на одной из картин Бориса Кустодиева. Второй родилась девочка Ирина, а затем мальчик Игорь, но, к сожалению, он умер в младенчестве. Юлия Евстафьевна пережила мужа на целых пятнадцать лет, оставшись верной ему до конца своей жизни.
Страшная болезнь
В 1909 году у Бориса Кустодиева появляются первые признаки страшного заболевания - опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, но, увы, все они лишь временно облегчали боль. Скоро выясняется, что болезнь проникла намного глубже, и при проведении операции невозможно не задеть нервные окончания. Это грозит параличом рук или ног. Выбор встает перед супругой, и она понимает, как важно для ее мужа иметь хотя бы надежду на продолжение написания картин. И она выбирает руки.
Теперь Борис Кустодиев прикован к инвалидному креслу, но его силе воли можно было только позавидовать. Несмотря на свою болезнь, он продолжал писать картины лежа. Его мужеством и стойкостью духа невозможно не восхищаться. Ведь, несмотря на все перенесенные страдания и мучительные боли, все его работы пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.
Последние годы жизни
Несмотря на болезнь и дикую боль, которую он постоянно испытывал, художник до конца своей жизни писал картины. Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем.
Отзывы поклонников
Все любители творчества Бориса Кустодиева отмечают в его картинах не только сильное жизнелюбие и энергию, но и трепетную любовь к русскому народу и его быту. Творения художника отличаются особой выразительностью, яркостью, насыщенностью красок. Важное место занимают портреты, которые до сих пор считаются одними из самых гениальных произведений Бориса Кустодиева.
Он прожил короткую, но удивительно яркую жизнь, в которой было много любви и света. Замечательно, что остались его картины, которые можно рассматривать целыми часами, любуясь талантом великого мастера.
www.syl.ru
Художник Борис Кустодиев: основные вехи творческой биографии
Любителям русской живописи хорошо известно имя такого замечательного отечественного художника, как Борис Кустодиев. Рассмотрим в этой статье творческую биографию этого человека.
Борис Кустодиев: краткая биография, этапы творческого возмужания
Родился будущий художник в Астрахани, в царской России, в 1878 году. Происходил он из интеллигентной учительской семьи. Его родители любили русское искусство и передали эту любовь своим детям. Отец художника преподавал философию, логику и литературу в духовной семинарии. Когда Борису было 2 года, отец внезапно скончался.
Тем не менее, семья смогла обеспечить мальчику достойное образование: он учился в церковноприходской школе, затем в гимназии. Первые уроки живописи Борис Кустодиев получил именно в местной астраханской гимназии.
В 1896 году юноша поступил на престижное отделение Петербургской академии художеств. Со второго курса его учителем стал знаменитый художник И. Е. Репин.
На последнем курсе академии Борис Кустодиев, работая над своей дипломной картиной в Костромской губернии, познакомился со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской. Закончил академию он блестяще: с золотой медалью и прекрасными перспективами.
Первые успехи
После свадьбы и окончания курса художник Борис Кустодиев едет в заграничное турне, чтобы ближе познакомится со всеми красками европейской жизни. Он побывал и в Париже, и в Германии, и в Италии. Познакомился с прославленными европейскими художниками того времени, усел побывать на многих творческих выставках и галереях.
Вернувшись в Россию, Кустодиев продолжил работать над жанровыми картинами. Им была создана серия работ «Деревенские праздники» и «Ярмарки». Талант молодого человека обратил на себя внимание современников. По представлению Репина Кустодиев был избран в профессора Петербургской академии художеств, стал членом Союза русских художников, начал сотрудничать со многими литературными и художественными журналами.
Портреты Кустодиева: особенность жанра
Борис Кустодиев вошел в историю русского искусства в первую очередь как очень талантливый портретист. Именно он создал целый цикл портретов своих современников, и его полотна до сих пор считаются мастерскими работами.
Критики отмечали, что в его искусстве нашли свое выражение и сила красок и сюжетов Репина, и тонкий психологизм картин Серова. Однако художник смог создать и свой авторский стиль: в его портретах человека характеризует не только его лицо и внешний вид, но и вся окружающая его обстановка.
Рассмотрим с этой точки зрения знаменитую «Купчиху за чаем», написанную в тревожном 1918 году.
Все в этой картине пронизано ощущением довольства и покоя. Полное лицо купчихи, ее яркие одежды, окружающие ее предметы быта, даже кошка, которая прижимается к своей хозяйке, - во всем чувствуется определенная мысль: это и мягкий юмор, и попытка понять суть души русского человека.
В работах художника много чего от русского народного лубочного искусства, и от старинных парсун, и от древнерусских сказочных изображений людей и зверей.
Наиболее известные работы
Кроме вышеупомянутой «Купчихи за чаем», наибольшую популярность получили следующие портреты Кустодиева: портрет Федора Шаляпина, написанный в 1921 году, портрет Максимилиана Волошина (1924), картина «Большевик» (1920), работа «Русская Венера» (1925), картина «Ярмарка в Саратове».
Все эти полотна пронизаны ощущением красоты народного духа, чувством глубокого патриотизма, их характерными чертами стало буйство красок и монументальность образов.
Русскими богатырями представляются на картинах Кустодиева великий русский певец Федор Шаляпин и литератор Максимилиан Волошин. Шаляпин стоит в шубе нараспашку, он одет, как франт, но в тоже время в его образе есть что-то народное, могучее и вдохновенное. Столь же огромен и величествен Волошин, голова которого упирается в облака.
На картине «Большевик» главный герой, изображенный на фоне ярко-красного стяга, готов замахнуться на храм. Рост большевика равен высоте архитектурного сооружения. Тем самым художник демонтирует человека новой эпохи, который воспринимает себя победителем старого строя и создателем новой жизни.
Много полотен написал за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, картины его поражают зрителей свои размахом и величественностью.
Иллюстрации к литературным произведениям и театральные работы
Кустодиев прославился и как прекрасный иллюстратор. За свою жизнь он создал немало работ для журналов, которые передавали понимаемый им облик главных героев произведений русской классической литературы. Он замечательно иллюстрировал произведения Лескова, рисовал гравюры и даже карикатуры.
Разные виды русского искусства ценил Борис Кустодиев, картины его активно использовались и в театральный среде. Особенно ярко воплотился талант художника при создании декораций к спектаклям МХАТа. Это работы по произведениям Островского, Салтыкова-Щедрина и даже Замятина (кстати, кисти Кустодиева принадлежит и один из наиболее известных портретов Замятина). Его работы нравились современникам своей простотой, силой воплощения образа и великолепным подбором красок.
Последние годы жизни
Многое успел сделать за свою творческую жизнь Борис Кустодиев, биография его - прямое тому подтверждение.
Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу. Дело в том, что его мучила опасная и тяжелая опухоль позвоночника, которая не поддавалась хирургическому лечению. Кустодиев вынужден был писать сначала сидя, а потом и лежа.
Однако он продолжал заниматься не только художественной, но и общественной деятельностью, и даже в 1923 году вступил в ассоциацию художников революционной России.
Скончался Борис Михайлович в 1927 году, похоронен в Ленинграде - на кладбище Александро-Невской лавры.
fb.ru
Художник Борис Михайлович Кустодиев 1878-1927
Художник Кустодиев Борис Михайлович родом из Астрахани, родился в 1878 году 23 февраля. Детство его проходило на берегах великой Волги, где он провел свои детские и отроческие годы. Отец умер от чахотки, когда мальчик еще только делал свои первые шаги. Его мать в 25 лет осталась вдовой с четырьмя малышами.
Мальчик впервые начинает рисовать в пять лет и тогда же испытывает первое потрясение, прослушав оперу "Иван Сусанин". В 9 лет Боря уже полом мечтаний стать настоящим художником. Он учится в церковно-приходской школе, а потом поступает в гимназию.
В городе открывается XV выставка Передвижников, и Кустодиев с замиранием сердца рассматривает полотна известных русских художников. Время для него словно остановилось, он не отрывает восхищенных глаз от картин знаменитых живописцев.
Увлекаясь рисованием, подросток начинает изучать искусство живописи в родном городе у единственного художника-профессионала Павла Алексеевича Власова. Освоив первоначальные уроки мастерства, Кустодиев в 18 лет уезжает из Астрахани в Петербург, где поступает на учебу в Академию Художеств. Первый курс проходит у В. Савинского, со II курса обучается у И. Репина. Усердие и талант молодого человека замечены, и Илья Репин берет его помощником, для выполнения большого и очень ответственного заказа, написать большое полотно "Заседание Государственного совета".
В самом начале ХХ века Кустодиев приступает к разработке своего жанра «портрета-картины», где главный герой и пейзаж неразрывно связаны. Это обобщенный образ модели и его индивидуальные черты, которые раскрываются через окружающее пространство.
На последних курсах Академии Кустодиев активно участвует в выставках. Художник уже известен как хороший портретист, но на конкурс готовит живописное произведение «Базар в деревне» и уезжает работать над ней в Костромскую губернию, где встречает свою будущую супругу, 19-летнюю Юлию Евстафьевну Прошинскую. Через три года молодые сыграют свадьбу.
В 1903 г. Кустодиев заканчивает Академию и получает за конкурсное полотно «На базаре» золотую медаль и поездку за границу. В декабре этого же года художник с семьей селятся в Париже. Он посетил Италию, Испанию, где изучал и копировал полотна знаменитых живописцев. Бродя по Парижу, Кустодиев присматривается к национальной живописи, а затем свои впечатления передает в картине "Утро". Во Франции Кустодиев не пробыл и шести месяцев, его одолевает ностальгия и он возвращается.
В России художник решил заняться книжной графикой и иллюстрирует известную повесть Гоголя "Шинель". В это же время Кустодиев рисует карикатуры для многих сатирических журналов. Он какое-то время увлечен скульптурой, создавая великолепные бюсты, в т.ч. М. Добужинского, Вс. Мейерхольда, А. Ремизова.
В 1907 г. Кустодиев вступает в Союз художников.Позднее через 2 года его избирают членом Академии художеств. Ему предлагают место в Московском училище живописи. Понимая, что такой пост будет отнимать время, от увлечений, и, не собираясь переселяться в Москву, на лестное предложение он отвечает отказом.
Если использовать словесное описание картин Кустодиева его сюжеты прямо таки превращаются в захватывающий роман. В его композициях со многими фигурами воссозданы разные типы женщин России. Они окрашены преклонением перед женщиной и немного ироничны. Картины Кустодиева красочны и приближаются к народному искусству. Борис Михайлович рисует поэзию мечты, сказку. Огромное значение он придает линиям, пятнам цвета, поэтому постепенно переходит на гуашь и темперу. Его интересует парсуна XVI-XVIII веков, красочный лубок, разные старинные вывески и так далее.
В 1909 году Кустодиеву присваивается звание академика. Многочисленные награды, известность,но он счастлив только в костромском "Тереме". Кустодиев-жанрист подробно вникает в народные обряды, его интересуют народные промыслы частушки и хороводы, различные глиняные игрушки, деревянная резьба вышивки и национальный костюм. И в итоге рождается чудесная "Масленица" - идиллия праздника. Жизнерадостность этого полотна Кустодиеву дается с огромным трудом, он тяжело болен, работает в каталке, его мучают острые боли.
Но в это же время у Бориса Кустодиева появились сначала едва уловимые признаки туберкулеза позвоночника. Затем отмахнуться от них уже было невозможно - боли в руке и шее усиливались. К ним добавляются мучительные головные боли, сопровождающиеся рвотой. Он перенес несколько операций, но они приносят только временное облегчение. Художник словно в миражах видит свои ненаписанные картины и, кажется, создает их невероятной легкостью. Медики ставят страшный диагноз - костный туберкулез. Ему надевают жесткий корсет на верхнюю часть туловища. Кустодиев выезжает в Швейцарию, но в мыслях только Кострома. Известный врач Герман Оппенштейн озвучивает новый диагноз: опухоль в спинномозговом канале.
Художник работает практически без отдыха пишет множество работ : Большевик 1920 г., Купчиха И Домовой. 1922., Красавица, Портрет на фоне кремля Николай 2-й, Кроме картин и портретов он оформляет одиннадцать спектаклей для театра. Хотя не все работы приходятся ему по душе, Кустодиев достигает прекрасных результатов. Это литографии к собранию стихов Некрасова, иллюстрации к повестям Лескова, которые заслуженно считаются гордостью российской графики. Создает иллюстрации к произведениям М.Ю. Лермонтова. Л.Н. Толстого…
Кустодиев успевает воссоздать крестьянскую жизнь во многих полотнах, зарисовках, праздничных вариациях. Даже портрет русского певца Федора Ивановича Шаляпина художник пишет на фоне гулянья. Провинциальная жизнь, словно прекрасная музыка, звучит в картинах "Голубой домик", "Троицын день" и знаменитых на весь мир «Купчихах».
Огромное восхищение вызывает известный «Автопортрет», Кустодиевым в 1912 году, хранящийся сейчас в галерее Уффици, во Флоренции.
Весной 1916 года 37-летнему художнику предстоит снова операция. Общий наркоз на долгие в течении пять часов. Доктор говорит: «Признаки больного с его диагнозом был поставлены верно. Для удаления опухоли необходимо разрезать нервные сосудики. Но больной навсегда может лишится движений конечностей, то бишь рук и ног. Поэтому вам решать. Молодая женщина, отлично понимает, что при благоприятном исходе ей будет уготована судьба сиделки, она тихо и твердо произносит: "Руки ни в коем случае нельзя удалять. Как художник он такого не вынесет..."
На пути из г. Выборга в Петроград, Б. Кустодиев был в состоянии что не смог встать с его кресла, и на несколько часов был помещен вагон с озлобленными собаками, они скалились на него, рычали. Он как будто не от мира сего, спокойно делал зарисовки этих не совсем милых собачек!
Жизненная энергия этого художника потрясает. В инвалидной коляске он посещает театр и даже разъезжает по матушке России. Болезнь старается одержать победу, но живописец не сдается и рисует лежа. Его полотно подвешено так близко, что больной художник не в силах разглядеть всю композицию. Силы уходят: чувствует вялое недомогание и вскоре заболевает восполением легких, организ еще более слабеет и отказывает сердце.
Умер Кустодиев в 1927 году, его захоронили недалеко от Питербурга в Тихвинском кладбище.Певец русской провинции ушел в вечность, и оставил нам возможность любоваться его неповторимыми полными радости и жизни полотнами.
www.art-portrets.ru
Картина Кустодиева "Масленица", другие известные работы и биография художника
Даже те, кто не слишком близко знаком с историей русской живописи, хотя бы раз слышал про Бориса Кустодиева. Великий художник известен не только на родине, но и во всем мире, его полотна продаются с аукционов и представлены в лучших музеях планеты. Какова была его жизнь, и какие работы заслуживают внимания в первую очередь?
Биография мастера
Борис Кустодиев появился на свет 7 марта 1878 года в Астрахани, в семье преподавателя духовной семинарии. Через год после появления сына отец скончался и мать, Екатерина Прохоровна, воспитывала детей одна. С детства мальчик увлекался рисованием, а в 1887 году посетил выставку художников-передвижников, где так впечатлился увиденным, что это определило всю его дальнейшую жизнь. Борис брал уроки у местного живописца Власова, а в 1896 поступил в Петербург в Академию художеств. Там он оказался в мастерской Репина и обратился к портретному жанру. Одна из самых первых работ - картина Кустодиева «Портрет Я. Билибина» - была признана на выставке в Мюнхене (в 1901 году) одной из лучших работ в данном направлении. Так жанр стал определяющим в творчестве живописца. Академия была закончена с золотой медалью, дальше предстояло путешествие по Европе и знакомство с великими художниками, в число которых вскоре войдет и сам Кустодиев. Картины, описание которых чаще всего связано с мещанским и купеческим бытом, станут настоящим кладом для того, кто интересуется русской культурой тех времен. В 1909 Борис заболел туберкулезом позвоночника и провел последние пятнадцать лет жизни в инвалидном кресле. Несмотря на это, он сохранял жизнерадостность и продолжал работу до 1927 года. В мае 1927 художник умер в Ленинграде.
Описание картины «Масленица»
Самые известные полотна художника связаны с сюжетами из русской жизни и быта. Именно к таким относится и знаменитая картина «Масленица». Кустодиев изобразил на ней главную площадь небольшого городка во время народных гуляний. Передний план изображает расписные санки, на которых катаются люди, по бокам изображены прогуливающиеся румяные горожане и играющие в снежки дети, идет ярмарочная торговля. Художнику удалось великолепно передать зимний пейзаж, для его создания использована потрясающая палитра с голубыми, красными и золотыми тонами, дополненными бирюзовым и изумрудным. Изображена на картине и церковь, окруженная деревьями. Использованные цвета подчеркивают добрые эмоции и чистоту мыслей, связанных с верой, которыми пропитана яркая, праздничная картина «Масленица». Кустодиев создал возможность для каждого, кто смотрит на полотно, почувствовать себя частью гуляний. Это невероятно оптимистичная работа, которая позволяет близко познакомиться с образом жизни людей конца девятнадцатого века.
Описание картины «Сирень»
Весеннее и светлое полотно живописец создал в 1906 году. Картина Кустодиева «Сирень» наполнена радостью и воодушевлением, на ней художник изобразил свою любимую семью. Молодая жена и маленькая дочка нарисованы на фоне пышных сиреневых кустов, что росли в палисаднике возле дома. Юлия Кустодиева одета по моде тех времен - в пышное белое платье, которое подчеркивает стройный силуэт. Она держит на руках дочь в белом платье с синими полосами. Картина Кустодиева не только отлично передает его привязанность к семье, но и воплощает саму погоду этого дня – цветение сирени в солнечных лучах изображено с потрясающей точностью и гармонией.
Описание картины «Купчиха за чаем»
Полотно, изображающее русскую женщину с дородной фигурой и доброй улыбкой, можно назвать ключевым в жизни мастера. Эта картина Кустодиева знакома даже тем, кто не слышал о его творчестве. На полотне изображено чаепитие, на столе стоит большой самовар и выставлены блюда с фруктами, пирожками, вареньем, белым хлебом. Сзади видны сцены Москвы: торговые ряды, монастыри, белокаменная церковь. В картине можно отметить и легкую иронию – пышная и добродушная купчиха со своим застольем вызывает у зрителя улыбку. Кроме того, есть в работе и глубокий символизм – она написана в 1918 году, в переломный момент, когда многим казалось, что Россия никогда не будет прежней, и ее национальные черты исчезли. Купчиха в таком контексте становится образом традиционного быта, который никогда не исчезнет.
Описание полотна «Купец, считающий деньги»
Как и другие, эта картина Кустодиева посвящена русским людям и сценам из жизни. На полотне изображен купец, выразительность лица которого впечатляет. У него твердый и уверенный взгляд, он умеет работать и весьма прижимист, если не сказать жаден. Жест его руки, придерживающей деньги, подчеркивает впечатление. Но в портрете нет никакого негатива. Именно купеческое сословие развивало экономику России тех времен. Страна оказалась на первом месте в мире в 1913 году, и без таких людей, как старик, изображенный на портрете, такое было бы просто невозможно. Жанровая сценка с чертами портретного жанра удается Кустодиеву прекрасно – как и «Купчиха за чаем», эта работа ярко отражает творчество живописца.
fb.ru