ARTeveryday.orgискусство каждый день. Картины поленова
Русские художники. Поленов В.Д.
Поленов Василий Дмитриевич был рожден 20 мая (1 июня по новому календарю) 1844 года в Петербурге. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, был и археологом, и историком, а также библиографом, но помимо этого он вел активную политическую деятельность, а именно принимал участие в подготовке специальных реформ, которые помогли освободить крестьян. Мать юного Поленова, Мария Алексеевна, являлась внучкой известного на тот момент архитектора Н. Львова, еще в молодости мать Поленова занималась портретом, помогал ей в этом один из учеников Карла Брюллова – К. Молдавский, а также писала детские книги. Атмосфера, которая пронизывала весь родительский дом, так и подталкивала юного Поленова к увлечению науками и живописью. Елена Поленова, сестра замечательного живописца тоже стала довольно известной художницей, после она занялась активным творчеством, а также участвовала в становлении нового русского искусства XX века.
С начала 1859 года Поленов становится учеников мастера П. Чистякова, тогда он еще являлся студентом Академии художеств. Стоит отметить, что сам Чистяков является значимой фигурой в русском искусстве второй половины XIX века, он преподавал живопись многим известным русским художникам того времени, после того, как стал профессором Академии. Многие его ученики вспоминали его с теплотой и благодарностью. Еще в то время, Чистяков часто говорил о необыкновенном таланте Поленова, его замечательном умении составлять тона так, что сам Чистяков не смог бы.
Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имениеИмоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь. Именно отсюда Поленов отправился учиться в Петрозаводск, а после окончания учебы направился в Петербург.
Отец, который все-таки относился к живописи сына благожелательно, считал, что лучше было бы получить профессию получше, чем художник. В результате чего, Поленов поступает на физико-математический факультет Петербургского университета, но при этом отправляется на занятия в Академию художеств. Год поступления Поленова в Университет также стал знаменательным и для русской живописи, именно в этом году знаменитый И. Крамской со своими учениками покинул стены Академии в знак протеста против академизма. Эту выходку можно назвать рождением новой русской живописи. Поленов как-то писал одному из своих друзей: «Перебирая в памяти минувшие годы, с каким-то чувством удивления я останавливаюсь на светлых, полных упоительных надежд 60-х годах...»
Позже Поленову удалось посещать натурный класс Академии уже как штатному студенту. Университет Поленову тоже удалось закончить, но только поюридическому направлению. В 1871 году Поленов защитил Диссертацию на тему «О значении искусства в его применении к ремеслам», после чего получил кандидатскую степень. Втом же году ему удается получить и Большую золотую медаль в Академии художеств, которой его наградили за победу в конкурсе. Поленов представил одну из своих работ — «Воскрешение дочери Иаира», позже такой же медали был удостоен и знаменитый Илья Репин. Помимо медали они получали право на стажировку заграницей.
С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца — Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца. В Париже Поленов сдружился с Репиным.
Стоит вернуться назад в 1870 – е годы. Как только Поленов вернулся в Россию в 1876 году, его дорога лежала прямо на войну. Сначала ему удалось побывать на сербско-черногорско-турецкой, потом — на русско-турецкой. На протяжении последней, Поленов числился художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича, который более известен, как Александр III. Будущий император заинтересовался творчеством Поленова, каталог императора, которые был опубликован, содержал в себе огромное количество работ Поленова. Увы, многие из картин были утеряны после 1930 – х годов.
В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи — «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.
В 1881—82 годах Поленов собирается написать еще одну свою картину — «Христос и грешница», для этого он отправляется в новое для себя путешествие – На Восток. Оттуда он привез огромное количество эскизов, набросков, а также картин, которые поразили любителей своей манерой написания и исполнения.
В 1882 году Поленову доверили возглавить новые натюрмортные и пейзажные классы в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. Часто А. Головин вспоминал о Поленове, что тот не раз восхищал своих почитателей красочностью, а также огромным количеством солнца и воздуха. Поленов 12 лет своей жизни отдал обучению молодых художников. Среди них можно отметить таких, как К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малютин. Позже, в 1880 – 90 – е очень популярными были поленовские рисовальные и акварельные вечера, которые художник и его супруга часто организовывали. Эти вечера были очень сильно популярны среди художественной элиты того времени.
В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.
Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.
Новая власть оценила Поленова по заслугам, ему было присвоено звание народного художника РСФСР. В следующем году Поленов скончался в собственной усадьбе, и был похоронен на деревенском кладбище.
Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему — в числе первых — звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.
Источник: http://www.polenov.su/biography/
Картины и этюды.
Рисунки и наброски.
Описание картин.
Бабушкин сад.Возвестила радость плачущим.Заросший пруд.Золотая осень.Московский дворик.На Тивериадском (Генисаретском) озере.Христос и грешница (Кто из вас без греха?).Цезарская забава.
Похожие записи
design-kmv.ru
Василий Дмитриевич Поленов. Русский живописец
Автопортрет. Начало 1900-х
Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб
Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927), русский художник и деятель театра. Родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 в семье археолога Д.В.Поленова. Учился в петербургской Академии художеств (1863–1871) и параллельно – на юридическом факультете Петербургского университета. Брал частные уроки у П.П.Чистякова и И.Н.Крамского. Посетил в 1872–1876 Италию, Францию и Германию как «пенсионер» Академии художеств. Еще не выработавший свой стиль Поленов, получает массу впечатлений от посещения Европы и сделав множество этюдов и зарисовок окончательно склоняеться к пейзажному жанру.
Искусственность есть, по моему мнению, один из злейших врагов искусства. Поленов В.Д.
Гугенот. 1870 г
В 1877 году возвращаеться в Санкт-Питербург, а в 1878 году исполняет свой давний замысел — переезд в Москву. В Москве принялся за создание картин «пейзажного, бытового жанра», вдохновляемый пришедшейся ему по сердцу старой Москвой. Параллельно с этим Поленов начал работать над этюдами к картине «Пострижение негодной царевны», замысел которой возник у него еще в Петербурге (в начале 1877 г.). Замысел этот не был осуществлен, но зато в связи с ним Поленовым было создано несколько чудесных этюдов кремлевских соборов и теремов, принадлежащих к числу лучших творений художника первого года его жизни в России по возвращении из-за границы («Золотая царицына палата. Окно», «Верхнее золотое крыльцо», «Успенский собор. Южные врата», «Теремной дворец»,»Выход из покоев на золотое крыльцо»). Мастерство пленэрной живописи, проявленное Поленовым в кремлевских этюдах, это пейзажное восприятие архитектуры позволило художнику несколькими месяцами позже создать замечательный пейзажный образ старой Москвы — «Московский дворик». «Московский дворик» — первая картина Поленова, экспонированная у передвижников, делу которых он давно сочувствовал.
Дом из путешествия по Германии. 1872 г
В дальнейшем Поленову предстояло, овладев пленэрной живописью, добиться при этом полнозвучности и богатства красок, их эмоциональной насыщенности, что и было достигнуто в следующих за «Московским двориком» произведениях, написанных со всем блеском живописного мастерства — картинах «Бабушкин сад» и «Заросший пруд». В эти годы Поленов окончательно определяеться в жанре своих работ. Но в марте 1881 года Поленова постигло глубокое горе — умерла его любимая сестра Вера Дмитриевна Хрущова, которая перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «серьезно» работать, то есть писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».
Зима в Риме. 1872 г
Осенью 1881 года он отправляеться в Египет, Сирию и Палестину, это путешествие продлиться до марта 1882 года. Из священных мест Василий Дмитриевич привезет множество этюдов и зарисовок, которые потом лягут в основу целого цикла картин про жизнь Христа. Своеобразным отчетом художника о путешествии, о всех увиденных и поразивших его достопримечательностях явились этюды, исполненные во время поездки. Они были показаны на Передвижной выставке 1885 года и прямо с выставки приобретены Третьяковым.
Итальянский пейзаж с крестьянином. 1874 г
Путешествие на Восток дало Поленову богатый запас наблюдений, познакомило его с природой и архитектурой Палестины, с жизнью восточных городов, с обычаями, обликом и одеждой их жителей. Все это, несомненно, помогло в дальнейшем Поленову представить евангельскую легенду о Христе и грешнице как реальную сцену, разыгравшуюся на площади перед Иерусалимским храмом. И в этом смысле восточное путешествие сыграло свою роль в создании картины. Картина была выставлена на XV Передвижной выставке 1887 года. Александр III, осматривавший выставку до ее открытия, приобрел полотно Поленова для своей коллекции, опередив в этом Третьякова, который вел с художником переговоры о покупке картины. После этого преобретения, все критики тут же прекратили все дебаты «о невозможности изображения Христа в столь неканоническом виде».
Нормандский берег. 1874 г
Пейзажной живописью в эпоху 80-х годов Поленову удавалось заниматься только урывками — полотно «Христос и грешница» в течение долгих лет поглощало все внимание художника, поэтому большая часть пейзажей 80-х годов была создана либо в начале этого периода, до увлечения работой над картиной, либо в конце его, по ее завершении.
Ливень. 1874 г
В 1890 году Поленов покупает имение «Бехово» на берегу Оки, где строит дом с мастерскими для друзей. Исполнив давнее желание, поселиться на природе, в Поленове снова просыпаеться пейзажист. Среди пейзажей Поленова этого периода заметное место занимают изображения русской деревни. Первые картины Поленова с изображением русской деревни исполнены в том же пейзажно-бытовом жанре, что и картины «Московский дворик», «Бабушкин сад». Постепенно люди начинают исчезать из пейзажей Поленова, но последние некоторое время все еще носят на себе следы их повседневной жизни и деятельности, и только в эпоху 90-900-х годов «чистая», нетронутая природа окончательно утверждается в пейзажной живописи Поленова. Вместе с этим, естественно, обрывается и тема русской деревни. Но самым любимым временем года Поленова в эту пору все-таки является золотая осень. Ее красоту он сумел передать, как никто другой в русском искусстве. Вслед за картиной «Осень в Абрамцеве» Поленов создает большое полотно, которое так и называет — «Золотая осень».
Право господина. 1874 г
Со второй половины 90-х годов занятия пейзажной живописью все больше начинают отходить на второй план, вытесняемые новым серьезным замыслом Поленова — его циклом картин из жизни Христа. Второе путешествие на Восток было предпринято в 1899 году. Путь лежал через Константинополь, Афины, Смирну, Каир, Порт-Саид, Иерусалим. В Иерусалиме был снаряжен караван на Тивериаду, Тир, Сидон, Бейрут. Бейрут был конечным пунктом путешествия. Посетив места, которые евангельская легенда связывает с именем Христа, Поленов собрал большой этюдный материал для своего евангельского цикла. Написание картин шло успешно. В 1909 году огромный труд по созданию цикла «Из жизни Христа» был завершен. Как и в прежних своих картинах на евангельские темы, Поленов рассматривает Христа как реально существовавшую историческую личность и потому совершенно не изображает в своем цикле «Из жизни Христа» приписываемых ему чудес. При этом Поленов стремится запечатлеть не столько драматические эпизоды и события его жизни, сколько показать Христа, природу, которая его окружала, людей, которые вставали на его пути. «Мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события», — писал Поленов о своем цикле Л. Толстому.
Одалиска. 1875 г
Особый раздел творчества художника составляет его деятельность в театре. Увлечение Поленова театром и работа над формлением спектаклей начались буквально с первых шагов его самостоятельного творчества. Есть еще одна область общественной деятельности, в которую Поленовым был внесен большой и значительный вклад. Это — его преподавательская работа или, вернее, воспитание им молодого поколения художников, ибо преподаванием основ профессионального мастерства не исчерпывается роль Поленова-педагога. Из его мастерской вышли такие замечательные колористы, как К. Коровин, Левитан, Архипов, Головин и ряд других. Последние годы жизни Поленов провел в Борке. Он продолжал постоянно работать, вдохновляясь пейзажами Оки. Восемнадцатого июля 1927 года художник скончался в своей усадьбе и был похоронен на кладбище в Бехове.
Золотая царицина палата. 1877 г
Теремной дворец. Наружный вид. 1877 г
Московский дворик. 1878 г
Бабушкин сад. 1878 г
Заросший пруд. 1879 г
Источник девы Марии в Назарете. 1882 г
Константинополь. 1882 г
Мечеть Омара. Харам-эш-Шериф. 1882 г
Портик кариатид. Эрехтейон. 1882 г
Христос и грешница. 1888 г
Воря. 1882 г.
Пруд в Абрамцеве. 1883 г
Русская деревня. 1889 г
Осень в Абрамцеве. 1890 г
Осень золотая. 1893 г
За кого меня почитают люди. 1890 - 1909 гг
Возвестила радость плачущим. 1899 - 1909 гг
Решили идти в Иерусалим. 1899 - 1909 гг
Привели детей. 1890 - 1900-е гг
Палестина. Нагорная проповедь. 1890 - 1909 гг
Мечты (На горе). 1890 - 1900-е гг
Яков и Иоанн. 1890 -1900-е гг
Был в пустыне. 1909 г
Кол-во 240 | Формат JPG | Разрешение 1000+ по б.с.| Размер 36,56 Mб
Скачать подборку репродукций можно по ссылке Depositfiles
www.arteveryday.org
Русская живопись. Художник Поленов Василий Дмитриевич. Биография. Картины
Представитель пейзажной, жанровой живописи, Учился в Академии художеств. В качестве пенсионера побывал в Германии, Италии, Швейцарии. Во время русско-турецкой войны записался добровольцем на фронт. Обращался к религиозной теме: известна его серия картин «Жизнь Христа». Член Товарищества передвижных художественных выставок. Преподавал в МУЖВЗ. Просмотреть картины Поленова
Биография и творческая деятельность
Русский художник Поленов Василий Дмитриевич родился 20 мая 1844 года в дворянской семье. Отец Василия по профессии был археологом, мать была художницей-портретисткой, бабушка увлекалась историей. Поэтому неудивительно, что у мальчика под их влиянием возник интерес к истории и археологии, что впоследствии проявится во многих его работах. От своей матери будущий художник перенял эстетические идеалы академического искусства, олицетворением которого были К.П. Брюллов и А.А. Иванов.
В 1863 году Василий Дмитриевич поступает в Академию художеств. Этот год стал знаменательным в истории русской живописи: именно тогда четырнадцать учеников Академии во главе с И.Н. Крамским покинули ее в знак протеста против навязывания мертвых академических традиций и канонов. Тем не менее Поленов сохранил верность академическим принципам искусства и в своем творчестве пытался сочетать их с реальным отображением жизни.
В 1869 году Поленов за картину «Иов и его друзья» получает Малую золотую медаль. В 1871 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» художник удостаивается Большой золотой медали, а вместе с ней получает право на поездку за границу в качестве пенсионера. В 1872 году живописец посещает Германию, Швейцарию, Италию, затем едет в Вену на Всемирную выставку, а в период с 1873 по 1876 год живет и работает в Париже. Лучшие «французские» картины Василия Дмитриевича Поленова - «Рыбацкая лодка. Этрета» (1874), «Белая лошадь на фоне нормандского берега» (1874). Однако академические правила требуют от художника создания произведения на историческую тему, и Поленов в 1874 году пишет картину «Право господина», а в 1875 - «Арест гугенотки (Арест графини д'Этредеон)». Постепенно перепробовав многие роды живописи, художник понимает, что ему ближе всего пейзажный и бытовой жанры.
В 1876 году Василий Дмитриевич возвращается в Россию и начинает работать в деревне. Лучшие картины художника этого периода - «Ванька с Окуловой горы», портрет Никиты Богданова.
После начала русско-турецкой войны в конце 1876 года Поленов едет добровольцем на фронт. За участие в войне он получает сербскую медаль «За храбрость» и «Таковский крест». Летом 1877 года художник ненадолго приезжает в Ольшанку - имение своего деда, где пишет этюд «Пруд в парке. Ольшанка». Затем Поленова снова вызывают на Болгарский фронт, где он служит при штабе художником. В своих картинах живописец изображает военный быт и местные пейзажи.
В 1878 году Поленов возвращается в Россию и поселяется в Москве. Здесь Василий Дмитриевич пишет самые значительные свои произведения. Художник изображает непарадную, неофициальную, будничную Москву. На 6-й выставке Товарищества передвижников в 1878 году он выставляет картину «Московский дворик», не подозревая, какое место займет это произведение в русской живописи. Картина стала шедевром - такой чистоты тона русский пейзаж до того времени еще не знал. Также значительное место в русской пейзажной живописи заняли картины «Бабушкин сад», «Заросший пруд», написанные в 1879 году. В этих произведениях Поленов сумел не только показать бесхитростную, щедрую русскую душу, но и влюбить в них как своих современников, так и далеких потомков.
В Москве Василий Дмитриевич Поленов тесно общается с известными русскими художниками, своими друзьями Репиным и Васнецовым. В абрамцевском кружке промышленника и покровителя искусств Саввы Мамонтова художник встречается с Н.В. Невревым, И.С. Остроуховым, К.А. Коровиным, М.М. Антокольским, В.А. Серовым.
В 1878 году живописец вступает в ряды Товарищества передвижников, в деятельности которого принимал участие вплоть до 1918 года. Творчество передвижников было близко Поленову своим реализмом. Василий Дмитриевич, как и большинство художников-передвижников, по своим симпатиям принадлежал к «работникам с натуры».
Значительное место в творчестве Поленова занимает евангельская тема. Картину «Христос и грешница» художник задумал еще в 1873 году, находясь в Париже, а окончил работу в 1887 году. В евангельском сюжете Поленова привлекала не религиозная, а моральная сторона. Художник хотел показать Христа человеком — мудрым, чистым и справедливым. Сюжет картины давал Василию Дмитриевичу возможность показать обличение Христом лицемерия и ханжества. Также в произведении прослеживается идея торжества милосердия, веры в человека, любви и прощения. При написании картины Поленов проводит большую исследовательскую работу: он изучает исторические памятники, архитектуру и одежды Палестины. Историзм в контексте евангельского сюжета воспринимается как вызов религии. Кроме того художник совершает две поездки на Восток. Первое путешествие датировано 1881 годом — во время него Поленов собирает материал для картины «Христос и грешница». Во время второй поездки в 1899 году художник собирал материал для цикла картин серии «Жизнь Христа». Этюды, написанные за время этих поездок, Поленов экспонирует на выставке Товарищества передвижников.
В серию «Жизнь Христа» вошло 68 произведений, большинство из которых – пейзажи. В картине «На Тивериадском озере» современники Поленова отказались признать Христа в сильной фигуре человека, спокойно идущего по берегу озера. Вообще Христос и другие человеческие фигуры в картинах серии «Жизнь Христа» всего лишь помогали связать пейзаж с определенной исторической эпохой. Сам пейзаж трактован реалистически. Изображая реальность природы, Поленов пытается показать Христа реальным человеком, а вместе с этим — отрицание мистической стороны Евангелия.
В 1882-1894 годах Василий Дмитриевич Поленов преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были А.Е. Архипов, В.Н. Бакшеев, И.И. Левитан, С.В. Иванов, К.А. Коровин, В.К. Бялыницкий-Бируля, ставшие впоследствии известными художниками. Помимо занятий в училище Поленов устраивает у себя дома акварельные вечера. Художник умел создавать вокруг себя творческую атмосферу, воодушевлять молодежь. Многим своим ученикам Поленов оказывал материальную поддержку, другим помогал найти работу. Василий Дмитриевич был педагогом по призванию. Еще во времена его заграничной командировки в качестве пенсионера, художник мечтал о реформе Академии художеств. В 1891 году Поленов с большим энтузиазмом соглашается работать над новым уставом Академии. Художник предполагал, что будет преподавать в новой академии, однако его отстраняют за передовые взгляды.
После трагических событий 1905 года, Поленов вместе с Серовым, возмущенные тем, что во главе войск, расстреливающих мирное население, находился глава Академии художеств, пишут в Академию протест.
В 1910 году Василий Дмитриевич организует народный театр — Секцию содействия фабричным и деревенским театрам при Обществе народных университетов. Главной цель секции являлось распространение искусства в массы. Для работы в театре Поленов привлекает своих учеников, своих друзей, среди которых И. Репин и А. Васнецов. Здание, в котором находилась Секция, называют Домом Поленова. Сам Василий Дмитриевич составлял сборники пьес, писал декорации и музыку для спектаклей. Также художник работал и в Русской частной опере Мамонтова.
В 1924 году Василий Дмитриевич Поленов получает звание народного художника. В 1927 году художник ушел из жизни.
Картины Поленова art19.info
20 мая (1 июня по новому стилю) 1844 г., Петербург – 18 июля 1927 год, усадьба «Борок»Лирик пейзажист, писал библейские сюжеты, новатор. Поленов В.Д. научил художников по-новому обращаться с красками. Отец Василия Поленова историк, археолог, библиограф. Дмитрий Васильевич участвовал в подготовке реформы, освободившей крестьян. Мать Мария Александровна Ваейкова, внучка архитектора Н. Львова, писала портреты под руководством академика живописи К. Молдавского (ученика К. Брюлова), была автором детских книг. Сестра Поленова также стала известной художницей и участвовала в утверждении нового искусства на рубеже XIX-XX веков. С 1859 года студент Академии художеств П. Чистяков обучал будущего художника азам живописи. П. Чистяковым воспитаны едва ли не все знаменитые русские художники второй половины XIX века. Он предвещал Поленову известность: «Они колорист, - говорил он, - так составляют тона, что и мне не составить». Поленов, преданный природе, её обожатель и служитель. Первое знакомство с природой состоялось в десятилетнем возрасте, когда родители привезли его в имение Имоченцы в Олонецкой губернии. В 1861 году Поленов едет учиться в Петрозоводск, а в 1863 году в Петербург, где поступает на физико-математический факультет Петербургского университета. В это же время Поленов посещал занятия в Академии художеств, когда в Академии был переломный момент (И. Крамской с единомышленниками покинули Академию в знак протеста против академизма). В то самое время, когда зародилась реалистическая живопись. В 1871 году русский художник, продолжая посещать натурный класс (в качестве штатного студента), окончил университет, только уже на юридическом факультете, защитил диссертацию «О значении искусства в его применении к ремёслам». Так Поленов получил степень кандидата прав. Тогда же он получил и Большую золотую медаль в Академии художеств, представив на конкурс картину «Воскресение дочери Иаира», - такой же медалью в том же году наградили и выпускника Академии И. Репина. Большая золотая медаль давала право на заграничную стажировку. В 1872-76 годах Поленов обучается за границей – в Германии, Италии и Франции. За это время русский художник выбрал направление в живописи, его любимым художником был Паоло Веронезе (Венеция), в Париже и Вёле писал картины, здесь же он близко сошёлся с И. Репиным. В Риме Поленов познакомился с меценатом С. Мамонтовым, позднее он стал активным участником абрамцевского кружка. В Абрамцеве Поленов написал многие свои картины, оформлял любительские спектакли, а в мамонтовской Частной опере – профессиональные. Русский художник сам писал оперы, в качестве архитектора предложил свой проект церкви Спаса Нерукотворного. В 1882 году в Абрамцеве Поленов встретил свою вторую половину – Н.В. Якунчикова, двоюродная сестра Е.Г. Мамонтовой. Жена Поленова увлекалась живописью, посещала Училище живописи, ваяния и зодчества, всегда разделяла художественные интересы мужа. Из её переписки с сестрой известно много фактов о работе русского художника. В 1876 году, вернувшись в Россию, русский художник отправляется на сербско-черногорско-турецкую войну, затем – на русско-турецкую. На последней он состоял художником-корреспондентом при главной квартире наследника-цесаревича (в будущем – императора Александра III). В 1877 году Поленов переезжает в Москву. В 1878 году становится членом Товарищества передвижных выставок. На VI передвижной выставке увидела свет картина художника – «Московский дворик» - она принесла художнику славу и стала открытием нового жанра «интимного» пейзажа. В 1881-82 годах, для того чтобы написать картину «Христос и грешница», Поленов едет на Восток, где делает множество эскизов картин, они отличаются свободой исполнения и искрящимися красками. В 1882 году Поленов – руководитель пейзажного и натюрмортного классов в Московском училище живописи, ваяния и зодчество. 12 лет Поленов обучал молодые дарования, среди них были и знаменитости – К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малюгин. Ученики души не чаяли в своём учителе. «Его картины, - вспоминал А. Головин, - восхищали нас своей красочностью, обилием в них солнца и воздуха. Это было настоящее откровение». В 1899 году Поленов снова едет на Восток. Там он собирает материалы для создания цикла картин «Из жизни Христа». А в 1909 году представил эту серию зрителю, выставка стала крупнейшим художественным событием предреволюционных лет. В 1892 году Поленов переезжает в усадьбу «Борок» на берегу Оки, её построили по проекту художника, там он прожил 40 лет. Художник мечтал о том, что она станет «гнездом художников» и первым провинциальным музеем. В соседнем Бехове построил для крестьян церковь, основал народный театр. В 1913 году он работал в качестве председателя секции народных театров при московском Обществе народных университетов. В 1926 году Поленов получает звание народного художника РСФСР, через год он умирает в собственной усадьбе. Известные произведения Поленова Василия ДмитриевичаКартина «Московский дворик» датируется 1878-м годом и находится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. С этой картиной происходит творческий перелом в жизни русского художника, в это же время в 1877 году он переезжает в Москву, открывшую в нём самобытного живописца. Картина предстала перед зрителем на VI передвижнической выставке в 1878 году. Автор картины считал, что картина не несёт в себе «идеологической» выдержки, о чём он сообщил в письме И. Крамскому: «К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи – мне хотелось бы ступить на передвижную с чем-нибудь порядочным…» В это время художник занимался поиском квартиры, создав картину между делом, запечатлев вид из окна. «Московский дворик» - городской пейзаж с элементами жанровой живописи – наполнен теплотой будничной жизни. Если говорить о стиле написания картины, то можно отметить, что фон и передний план картины глубоко контрастируют. Фон является торжественной частью картины, на нём изображены храмы, колокольни, особняки. На переднем плане в ином цветовом решении раскрывается «частная» жизнь. Академизм картины заключается в противопоставлении переднего и заднего планов картины. Плавный переход от неба к зелени достигнут приёмом колориста – светло-голубые крыши с зелёным оттенком. Глядя на эту картину, кажется, будто ты сам выглядываешь из окна, где возникает сцена брошенного другими детьми, плачущего ребёнка. Композиционное решение картины в расположении участников картины – лошади, куры, люди – ведут взгляд от одной «вехи» к другой. В 1879 году Поленов пишет другое известное произведение – «Заросший пруд» - шедевр мастера-колориста. Картина «Заросший пруд» - повествовательный пейзаж – заключает в себе несколько впечатлений художника. Эту картину Поленов начал писать до отъезда на русско-турецкую войну. В деревне Петрушки под Киевом он сделал этюд к картине (лето 1877 год). Осенью 1878 художник переезжает с Арбата на московскую окраину, в Хомовники. Здесь он переносит в свой этюд всю прелесть старого сада. Так в 1879 году картина увидела свет на VII передвижнической выставке. Тема картины имела продолжение. Ученик Поленова И. Левитан написал свой «Заросший пруд». Работа Поленова оказалась успешной и плодотворной. Моделью фигуры женщины была сестра художника В.Д. Хрущёва. В картине присутствуют ностальгические нотки, которые подчёркнуты старыми мостиками с вытоптанной тропинкой. Тут также прослеживается академическое звучание картины в композиции, построении заднего и переднего плана. Передний план выписан с особой тщательностью – яркие кувшинки и другие детали. В применении художником в разной градации одного и того же зелёного цвета заключается мастерство Поленова-колориста. Одна из знаменитых работ русского художника, написанная в 1886 году – «Больная». Второе название картины «Элегия». Эта картина имеет 13-и летнюю предысторию. Первый эскиз был сделан художником в 1873 году. В пенсионерской поездке от Академии художник познакомился с русской студенткой Е. Богуславской, безнадёжно больной девушкой. Живописца потряс образ угасающей юности. Им был сделан эскиз, к которому он вернулся в 1881 году, потрясённый смертью сестры В.Д. Хрущёвой. В это же время умирает душа абрамцевского кружка Маруся Оболенская, в которую Поленов был влюблён. В 1886 году умер первенец художника. Так в 1886 году было закончено полотно и отправлено на передвижническую выставку. Эта была последняя картина написанная Поленовым на жанровый сюжет. Всепоглощающая тьма окружает и затягивает девушку, символизирует смерть, почти навязчива. Чтобы подчеркнуть безнадёжное состояние девушки – художник помещает её в глубь пространства, скрыв лицо в тени и уточнив его печальное выражение. Цветовым центром колористической композиции выступают предметы на столике, как образ жизни. Знаменитая картина Василия Поленова «Христос и грешница» (1886-87). Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Поленов написал целый цикл произведений «Из жизни Христа». Название каждой картины соответствует цитате из Евангелия. Полотно «Христос и грешница» открыло серию картин библейских сюжетов. Первоначальное название картины – «Кто без греха?». Цензор XV передвижнической выставки заменил название на – «Христос и блудная жена». Удивительно, что цензура вообще пропустила эту картину на выставку. Дело решил царь Александр III, купивший эту картину. Эта картина «взламывала» существовавшую традицию изображения Христа. Поленов очеловечил Его. Христос у него – не Бог, а странник, мудрец, гуманист. Образ был продиктован тогдашним этическим исканиям, под влиянием книг Э. Ренана и религиозным реформаторством Л. Толстого. В. Версаев после выставки писал: «Картина даёт такого Христа, - каким мы Его теперь только и можем мыслить, - не Бога, а человека с огромной душой». Христос Поленова предельно приземлён, сидит в усталой позе, одет в простые одежды, какие русский художник видел на Востоке. Задний план картины с одной стороны соответствует колоритным восточным пейзажам, а с другой, соответствует академической стилистике, напоминая театральную декорацию. Симон Киринеянин, едущий на осле, олицетворяет – вкупе с учениками Христа, помещёнными слева, - момент ожидания. Для их написания были использованы эскизы, привезённые с Востока. Шедевр Поленова В.Д. – картина «Бабушкин сад»Данное произведение написано в 1878 году и находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Шедевр Поленова «Бабушкин сад» вышел из трилогии Поленова, созданной в 1878-79 годах. Её составляют картины: «Заросший пруд», «Московский дворик». Поленов пишет старое дворянское здание (только с разных сторон) на картинах «Московский дворик» и «Бабушкин сад». Это дом Брумгартен, угол Трубниковского и Дурновского переулков на Арбате. Картина была выставлена на VII передвижнической выставке в 1879 году и принесла огромный успех Поленову. Эта картина соединяет в себе пейзаж и жанровую картину. 1861 год знаменовался окончанием дворянского быта, чему послужила проводимая тогда Крестьянская реформа. Тема разрушающихся «дворянских гнёзд», символизирующих конец целой исторической эпохи, прочно вошла в русскую живопись второй половины XIX века. На картине изображён дворянский особняк, какими Москва была застроена после страшного пожара 1812 года. Особняки в то время строились в основном деревянные, а сверху наносилась штукатурка под камень. Поленовский особняк изображён с облупившейся краской, обнажившей деревянные брёвна. Облупившаяся лестница, ржавый карниз – всё это знаки безжалостного времени. Запущенный сад, разросшийся и «отпущенный на волю» живо участвует в картине. В картине ярко отражена антитеза старости и молодости. И это не только шествующие бабушка с внучкой, но и сама их одежда, буйная молодая зелень и старые деревья. Картина поражает своей колористической гаммой. Здесь нет ничего лишнего.
|
rus-artist.ru