Дейнека Александр АлександровичКартины и биография. Дейнека картины
Александр Дейнека, живопись и рисунки, биография художника Дейнеки
Биография Александра Дейнеки: детство и юность
Чтобы понять или хотя бы попытаться понять творчество художника Александра Дейнеки, придется расстаться со стереотипами, согласно которым он — лишь идеолог советской действительности и плакатный художник. Повод усомниться в привычном взгляде на Дейнеку возникает уже при изучении биографии. К примеру, сведения о том, что родился он в семье железнодорожников, причем отец был полуграмотным, а мать — обычной работницей, некоторые искусствоведы сообщают с оговоркой «по официальной версии». И полагают, что мать его на портретах и фотографиях, конечно, дворянкой не кажется, но весьма вероятно, что не настолько уж она была «простая-простая» и необразованная, как заявлял сам Дейнека, дабы придать пролетарской безупречности своему происхождению. В графу «образование» вносим Художественную школу Екименко-Забуги в Курске и Харьковское художественное училище. Революцию юный Александр принял восторженно и даже быстро сделал карьеру. Уже в 1918 году он работал фотографом в уголовном розыске Курска, а в 21 год возглавил секцию ИЗО Наробраза. Дейнека занимался оформлением театров, спектаклей и агитпоездов. Два года отслужил в Красной армии.Новые течения и группировки рождались чуть ли не ежедневно, во многих из них Дейнека «состоял и привлекался». С Пименовым и Гончаровым организовал «Группу трех». Покинув ее, присоединился к ОСТу — обществу станковистов, пытавшихся соединить европейские новаторские тенденции с советской действительностью. Но станковые картины стояли у Дейнеки отнюдь не на первом месте, особенно в те годы. Журнальная графика и плакаты интересовали его гораздо больше, поэтому вскоре он покинул это сообщество и вошел в состав «Октября» — тоже ненадолго. Еще был РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников), там Дейнека тоже не задержался. Может, дело в том, что певец коллективного советского счастья был большим индивидуалистом?
Он плодотворно сотрудничал с журналами, среди которых «Безбожник у станка», «Даёшь». Активно занимался плакатной живописью (1, 2). Кстати, негативно настроенные по отношению к Дейнеке исследователи утверждают, что только ею он и занимался…
Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
Составляющие благополучия для Дейнеки выглядели так: масштаб, успех, большие картины. 30-е годы в этом смысле оказались удачными. Он наконец получил возможность развернуться в пространственном отношении: оформил фабрику-кухню в Филях, позже создал декоративное панно для Театра Красной Армии, оформил станцию метрополитена «Маяковская». На это десятилетие пришлись поездки на Донбасс и в Крым, и заграничное турне по Европе и США, из которого он привез великолепные рисунки, эскизы и картины. Кстати, далеко не все из них проникнуты духом разоблачения «загнивающей буржуазии». Привез он из поездки изысканных парижанок (1, 3), великолепных римских монахов, прекрасные пейзажи.Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
Страшное время Второй мировой войны открыло новую грань таланта художника Дейнеки. В картинах военной Москвы он выступает как лирик, с щемящей горечью показывая терпящие бедствие города. И, конечно, пишет легендарную «Оборону Севастополя» — эпическое полотно.Послевоенные годы стали для Дейнеки тяжелым периодом. Атмосфера сгущается, упреки в модернизме и «непонимании задач партии» вдохновения тоже не придают. Встречаются среди его работ этого периода те, которыми он явно спешил доказать свою благонадежность. Впрочем, до опалы дело не дошло, в целом биография Дейнеки шла по благополучному сценарию, но, к примеру, с должностью главы Московского института декоративного и прикладного искусства расстаться пришлось.
Другой Дейнека
Другой Дейнека мало изучен, но он вне всяких сомнений есть. Художник Дейнека — это не «про политику», это, в первую очередь, мощный заряд энергии, это сила, торжество жизни. Его спортивные, подтянутые, как на подбор, крепкие юноши и девушки заставляют вспомнить античных героев, Древнюю Грецию с ее культом тела. На картинах Александра Дейнеки это тело не аристократическое, а пролетарское, не изнеженное, а закаленное в труде. Но, как у эллинов, — бессмертное. Вот только бессмертие героев Дейнеки особого рода. Ему в вину нередко ставят отсутствие индивидуальности у его «счастливых советских». Действительно, на большинстве картин эти спортсменки-комсомолки-красавицы, как и трудящиеся или состязающиеся мужчины рядом с ними, лишены индивидуальных черт. Замечание во многом справедливое (хотя есть и исключения), но, во-первых, не будем забывать, что в Стране Советов роль личности сводили к «винтику и шурупику», а во-вторых, здесь и таится разгадка бессмертия героев Дейнеки. Оно — не в бесконечном увеличении отдельной человеческой жизни и уж тем более не в божественном происхождении персонажей, а именно во взаимозаменяемости этих сильных, здоровых, крепких тел. Некоторые современные искусствоведы (например, Наталья Александрова) считают, что творчество Дейнеки стоит определять как модернизм, искусство глубоко личностное, направленное от человека к человеку. «Другой Дейнека» писал лирические пейзажи (серия «Сухие листья«), не «советских социалистических» обнаженных натурщиц, богоподобных рыбачек и рисовал советские плакаты, которые хоть сейчас ставь на обложку американских журналов. Собственно, в 1936 году на обложке январского выпуска Vanity Fair красовался рисунок Дейнеки. А разве эти рисунки не украсили бы, к примеру, The New Yorker (1, 2, 3, 4)?Перечисление званий и наград художника Александра Дейнеки составило бы целый реестр: там и Ленинская премия, и Герой Социалистического труда, и действительный член Академии художеств СССР и прочая, прочая. Он был любим и обласкан властью, его упрекали в модернизме, он был модернистом, он был советским художником, он был гораздо больше, чем советским художником. Сила, энергия, страсть — явления, актуальные при любом политическом строе. Наверное, именно поэтому дорога в бессмертие, которую Дейнека проложил для героев своих картин и плакатов, не прервалась вместе с породившим соцреализм общественным строем.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Александр Дейнека – биография и картины художника в жанре Социалистический реализм – Art Challenge
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы.Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932), «За занавеской» (1933) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Работы Дейнеки в связи с развитием арт-рынка в России в последние годы, востребованностью произведений этого художника и отсутствием новых серьёзных научных описаний его творчества довольно часто становятся объектом фальсификации.Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов — без малого 3,5 млн долларов.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Молодость художника, как и многих его современников, была связана с революционными событиями. В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, театральные постановки, участвовал в обороне Курска от белых. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске.Могила Дейнеки на Новодевичьем кладбище Москвы.Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928).В 1928 Дейнека вышел из ОСТа и стал членом художественного объединения «Октябрь», а в 1931—1932 — членом Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ). В 1930 художник создал выразительные в цветовом и композиционном отношении плакаты «Механизируем Донбасс», «Физкультурница». В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов».Новый этап в творчестве Дейнеки начался в 1932. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932), «За занавеской» (1933) и др. Наряду с работами лирического звучания появились и общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933), наполненные гневом рисунки к роману «Огонь» А. Барбюса (1934).С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934), иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических — «Будущие лётчики» (1937).Историческая тема нашла своё воплощение в монументальных произведениях, посвящённых в основном дореволюционной истории. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940).В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище (участок № 7). Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. А. А. Дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ) и др. Работы Дейнеки в связи с развитием арт-рынка в России в последние годы, востребованностью произведений этого художника и отсутствием новых серьёзных научных описаний его творчества довольно часто становятся объектом фальсификации.Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougall’s за 2 миллиона 248 тысяч фунтов — без малого 3,5 млн долларов.Сохранить
artchallenge.ru
28.01.2016 Художник Александр Дейнека
Художник Александр Дейнека
Александр Дейнека, прекрасный русский художник, представал в совсем разном свете тем, кто знал его мало, и тем, кто знал его близко. Поэтому и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. Тем, кто судил о нем издали, он представлялся человеком простым, элементарно однолинейным, да и в художнике нередко видели прежде всего изобразителя бросающихся в глаза примет, характерных для двадцатого века, связанных с индустрией, спортом, авиацией. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего, и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства.
А. А. Дейнека, "Две натурщицы", 1923 г., Курская картинная галерея
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Сквозь эпически широкий круг современных тем, современных образов он мог приходить к сосредоточенному взволнованному личному переживанию и чувству. Он умел понять, пережить и выразить в глубоких образах и совершенной форме главный и основной гуманистический смысл своего времени и выразить не формально, не в одних лишь сюжетах, а в строго и ясно продуманном тончайшем построении всех элементов художественной формы – композиции, колорита, пространства, движения, ритма. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки, и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени.
А. А. Дейнека, "На балконе", 1931 г.
В ряду лучших картин Дейнеки, таких как «Мать», «Девочка у окна», «Спящий мальчик», «На балконе», «Пейзаж с лошадьми и сухими травами» и других, нет локально определенного сюжета, нет и каких-либо специально уточняющих историческое время подробностей, однако именно наше время чувствуется во всем ритме и строе этих произведений, в их цвете, в естественной ненавязчивой характеристике душевного и физического облика людей. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей, и именно поэтому всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен.
А. А. Дейнека, "Бегуны", 1934 г., ГРМ
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа, и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
А. А. Дейнека, "Оборона Петрограда", 1928 г., Москва, Центральный музей Вооружённых Сил РФ
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В суровом, строгом ритме фигур рабочих, идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины. Место и время действия даны предельно скупым намеком; композиция освобождена почти полностью от каких-либо локальных и бытовых примет, и ничто не мешает величавой героической обобщенности художественного образа. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Его сдержанность в известной степени определяет суровую героическую патетику творения Дейнеки. Такой замысел и такое выполнение картины ясно свидетельствовали, что она возникла как результат больших раздумий и большого душевного волнения, вполне сохранивших свою покоряющую силу до наших дней.
А. А. Дейнека, "На стройке новых цехов", 1926 г., ГТГ
Создать первую значительную картину было Дейнеке вовсе не просто, достаточно посмотреть, что предшествовало ей и окружало ее в его творчестве 1920-х годов. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны, и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925–1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей. Но и из этого шлака проходных работ вдруг выделялись резко и неожиданно произведения превосходные, полные естественной простоты и гармонии. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ.
А. А. Дейнека, "Физкультурница. Работать, строить и не ныть!", 1933 г.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Вслед за плакатами появились уже в 1931 году прекрасные картины и акварели, очень разные по темам и душевному наполнению, но одинаково говорящие о неуклонно складывающемся большом и зрелом мастерстве.
А. А. Дейнека, "Натурщица", 1936 г.,Курская картинная галерея имени А. Дейнеки
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов»), и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей; скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени; смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция; цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки.
А. А. Дейнека, "Сухие листья", 1933 г., Курская картинная галерея имени А. Дейнеки (ККГ)
1932 год ознаменовал окончательный перелом в развитии искусства Дейнеки в сторону большого стиля, подлинно монументального по своей форме и проникнутого великой человечностью. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Ту полноту чувства, какую сумел в этой картине выразить Дейнека, он мог найти только в глубокой вере в непреходящую моральную силу и достоинство человека. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Этому помогают и естественная асимметричная композиция, и сдержанная простота колористического строя, и выбор моделей. Однако при всей типизации образов зрителя не оставляет ощущение, что женщина и мальчик написаны с натуры, столь неповторимо индивидуальны их живые пленительные черты. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Но картина не была одинокой удачей. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).
А. А. Дейнека, "Мать", 1932 г., ГТГ
Необычайно бурное и интенсивное творческое напряжение этих лет - середины 1930-х годов - будет еще более наглядным, если к перечисленным произведениям добавить два замечательных цикла акварелей и картин, возникших в результате поездок в Севастополь в 1934 году и за границу – во Францию, Италию, США – в 1935 году. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Прежде всего – умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. Не менее важна способность Дейнеки извлекать высокие поэтические ценности из повседневной действительности, зорко видеть в обыденном необыкновенное, отыскивать те детали реальной жизни, которые работают на современное видение мира и несут в себе огонь поэтического преображения увиденного.
А. А. Дейнека, "В парижском кафе," 1935 г., ГРМ
Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Нередко поэтические портреты конкретных мест перерастают рамки своего жанра, становясь обобщениями целых пластов времени, целых исторических эпох. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Многочисленные акварельные иллюстрации к ним отражают первозданное величие бесконечных льдов Севера или просторов заснеженного Подмосковья. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Однако удачными работы назвать нельзя, так же как и огромные панно для Парижской и Нью-йоркской выставок и мозаики и росписи для Московского метро. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости.
А. А. Дейнека, "Игра в мяч", 1932 г., ГТГ
Дейнека, совершенно закономерно пришел к монументальной живописи, но результат остался в те годы далеким от совершенства. Занятость мастера трудоемкими монументальными работами привела во второй половине 1930-х годов к резкому снижению числа новых станковых картин и акварелей. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат. Дейнека с блеском нашел этот мерный тяжелый ритм шагов, замечательно живые, разные, но одинаково суровые лица матросов, объединенных единой волей и единой устремленностью. Снова, как и всегда, успех пришел к Дейнеке прежде всего потому, что он создал в этой картине полнокровные и живые человеческие образы.
А. А. Дейнека, "Оборона Севастополя", 1942 г., ГРМ
На годы Великой Отечественной войны приходится один из самых высоких подъемов в творчестве Дейнеки. Сразу исчезли все явно наносные черты умозрительной нарочитости, все вызванное не душевной потребностью, а всякими преходящими внешними условиями. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Дейнека сумел найти это синтезированное воплощение времени в немногих деталях – в стремительном движении мчащегося военного грузовика, в сумрачном безлюдье пустынной улицы, перегороженной надолбами, в притихших домах, занесенных снежной метелью. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа, и акварель «Берлин. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
А. А. Дейнека, "Купание", 1952 г., частное собрание
Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей.
А. А. Дейнека, "Автопортрет", 1948 г., ККГ
Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Если художник, следуя мудрым словам Домье, принадлежит своему времени, то его искусство не стареет. Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки.
А. Чегодпев,«Искусство Советского Союза»Альбом, второе издание (1984)
tramvaiiskusstv.ru
Дейнека Александр – художник монументального стиля
Дейнека Александр Александрович (1899–1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. Он автор многих станковых работ, акварелей, рисунков, мозаичных панно и скульптур. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью».
Некоторые сведения о художнике
Родившись в Курске и окончив Харьковское художественное училище, Дейнека Александр уезжает в Москву, где окунается в бурлящую художественную жизнь ВХУТЕМАСа. Его притягивала монументальность, и потому ею отличается большинство его работ. Камерных произведений у него мало. Даже создавая произведения на бытовые темы, он поднимался до высоких обобщений.
«Оборона Петрограда» (1928)
В этой первой большой картине отражены поиски художником нового языка, который сможет выразить революционный подъем народа, готового умереть за идею.
Строг и суров ритм картины. Мерно и стройно шагает отряд. В суровых, непреклонных лицах, в крепко сжатых кулаках, в тяжелой поступи людей выражена уверенность стойко и непоколебимо защищать достижения революции. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. В картине практически нет никаких примет быта. Фон дан скупой линией отдаленного города. И все. Художественный образ предельно величав и обобщен. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер. Просто сейчас они все объединены одной идеей, и ничему личному в данный момент нет места. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника.
Тридцатые годы
Творческие силы активно ищут выхода. Они просто выплескиваются на полотна. В это время окончательно складывается монументальный стиль художника, который окрашивается глубоким лиризмом, человечностью и вниманием к своим моделям.
Вершиной явилась картина «Мать» (1932). Прекрасна и благородна материнская душа. Велика ее нежность к своему доверчиво лежащему на ее плече ребенку. Это поистине советская мадонна. Композиция полотна асимметрична, а колорит предельно сдержан, гармоничен и выразителен. Чуть позже будет писать Александр Дейнека картины, наполненные светом и солнцем.
Лирика на полотнах этого периода
Совершенно беззащитный образ мальчугана, который заснул и свернулся клубочком рядом с вазой с васильками. Это совсем другой Дейнека Александр, полный нежности к беспомощному ребенку. «Крымские пионеры» (1934) – это тоже светлое безоблачное детство, которое напоено у подростков ароматами моря. Ярчайшее солнце обесцветило все краски, оставив одну – радость и полноту жизни.
Глаза мальчиков на полотне светятся умом и пытливостью. Это светлый и здоровый мир, за которым будущее и который противопоставлен старому, уходящему. Эти дети сродни образам Гайдара, которые уверены в своей стране, как в самой светлой из всех существующих. В те годы Дейнека Александр создает много произведений, связанных с утверждением здорового образа жизни, который приведет к созданию совершенного человека. В 1935 году написана «Парижанка».
Как всегда, цветовое решение лаконично, и все работает на создание поэтичного образа молодой изящной женщины. Ее наряд и шляпка изысканно просты. Тронуты алой помадой губы, в глубокие тени погружены глаза. Модель задумалась и не обращает внимания на то, какой эффект она производит. Ей это сейчас безразлично. Эта одухотворенная молодая женщина полна душевной чистоты.
Годы Великой Отечественной войны
Уходят весь лиризм и поэтичность, перед нами вновь встает в полный рост монументальность, присущая художнику. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Таким видит город Дейнека Александр. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. Дома тревожно притихли. Они занесены снегом. Но враг не пройдет. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют.
После перелома
После 1943 года в картинах живописца присутствует совсем другое настроение. Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя.
Это грандиозное произведение, которое передает всю силу народа, бьющего захватчиков с мощью и напором, которым противостоять просто невозможно. Динамика боя передана так, что словами ее пересказать трудно. Позднее будет акварель «Берлин. День подписания декларации» (1945), в которой отражаются чувства, овладевшие всей страной.
После войны
Дейнека Александр Александрович вновь обращается к образам, связанным со спортом. Люди должны быть прекрасными, как античные боги. Тут снова нет места дряблости и лени. Очень хорош его автопортрет за утренней зарядкой. Художник не только декларирует, что в человеке все должно быть прекрасно, но и сам следует этим принципам.
Новые люди должны создавать новый мир, утверждает своими работами художник. Произведение «Юный конструктор», созданное в 1966 году, показывает этого человека, молодую девушку, в которой неразрывно внешнее и внутреннее.
Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Его работы были высоко оценены правительством страны. Народный художник СССР был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, носил высокое звание Героя Социалистического Труда.
Работы художника востребованы и на сегодняшний день. Одно из его произведений продано в Лондоне примерно за три с половиной миллиона долларов. Умер художник в 1969 году и похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
fb.ru
Дейнека Александр Александрович Картины биография Deyneka Aleksandr
Дейнека Александр Александрович — русский живописец и график, автор монументальных по формам, динамичных по композиции произведений на темы патриотической героики, труда, спорта («Оборона Петрограда», 1928; «Будущие летчики», 1938; «Оборона Севастополя», 1942; «Хорошее утро», 1959-1960; панно, росписи в общественных интерьерах). Родился 8 мая 1899 года в Курске в семье железнодорожного рабочего.
Две натурщицы, 1923,Курская картинная галерея На стройке новых цехов, 1926,Третьяковская галерея Ода весне, 1927,частное собраниеПейзаж, 1929,Курская картинная галерея
В 1915-1917 годах Дейнека учился в Харьковском художественном училище. Участвовал в гражданской войне на стороне Красной Армии. В 1920-1925 годах продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе у Владимира Андреевича Фаворского, оказавшего на него особое влияние. Испытал также большое воздействие искусства Фердинанда Ходлера и немецкого экспрессионизма.
В 1925 году молодой талантливый художник Александр Александрович Дейнека стал одним из учредителей ОСТа. Сам Дейнека считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка»; с 1923). Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый — светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков.
Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926; обе — в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. Жесткая патетика «Обороны Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных сил), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции.
Бег, 1932,Русский музей Сухие листья, 1933,Курская картинная галерея В парижском кафе, 1935,Русский музей Натурщица, 1936,Курская картинная галерея Оборона Севастополя, 1942,Русский музей Автопортрет, 1948,Курская картинная галереяХарактерная для Дейнеки любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930-х годов («Бег», 1932, Русский музей). Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея). Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Мотивы счастливой страны будущего, — населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена «Маяковская» (1938-1939) — этих красочных «прорывах» из подземелья. Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. Лишь изредка, как в прозе Аркадия Петровича Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935).
Купальщицы, 1952,частное собрание Мать и сестра, 1954,Курская картинная галерея Пейзаж с лодками, 1965,Курская картинная галереяКульт героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны («Оборона Севастополя», 1942, Русский музей). Во второй половине 1940-х его «физкультурные поэмы» обретают еще более праздничную, победную интонацию. В 1947 году Дейнека удостоен звания действительного члена Академии художеств СССР. Вещи позднего периода (мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты»,1959-1960; за эти и другие послевоенные мозаики художнику было присвоено звание народного художника СССР в 1963 году, и, кроме того, Дейнека был награжден Ленинской премией в 1964 году) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Однако именно в поздний период он пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему «лакировочному» искусству, став одним из важных стимулов «сурового стиля». В 1969 году Дейнека был удостоен звания Героя Социалистического Труда. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Работы Дейнеки находятся в собраниях: Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Института русского реалистического искусства и других музеях. По материалам статьи М. Н. Соколова из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).
smallbay.ru
Художник А.Дейнека. Избранное соцреализма. - Заметки Замоскворечанина
Александр Дейнека – художник-соцреалист. Родился в 1899 году, в Курске. После революции рисовал плакаты и оформлял агитпоезда. В 1924 году побывал в Донбассе, что послужило неисчерпаемой темой для его зарисовок на протяжении долгого времени. Он будет изображать Донбасс и в 1930-х годах. В начале 1930-х рисует больше на мирные, жизнеутверждающие темы. В конце 1930-х появляются современные темы. В 1938 году и в 1941-43 годах участвует в оформлении станций метро Маяковская и Новокузнецкая мозаичными панно, рисуя для них эскизы. Во время войны лично ездил на фронт и передавал свои ощущения на полотнах. После войны чаще рисовал монументальные изображения для оформления интерьера зданий: МГУ, Дворец съездов в Кремле, а также множество других мозаик и даже витражей. Умер Дейнека 12 июня 1969 года.Далее я хочу показать лучшие работы Дейнеки, отобранные на свой вкус.О мозаиках на станции Новокузнецкая и творчестве Дейнеки я еще поговорю в следующем посте.
1925 В Донбассе. Рис. для ж. «У станка»
1925 Перед спуском в шахту
1925 Сам батюшка пожаловал.
1928 Оборона Петрограда.
1930 Китай на пути освобождения от империализма.
1931 Девочка у окна.
1932 Игра в мяч.
1932 Мать. Х., м.
1932 Полдень. (Сон).
1932 Полдень.
1932 Утренняя зарядка.
1933 Купающиеся девушки.
1933 Отдыхающие дети.
1933 Утро.
1933 Физкультурница.
1934 Беседа колхозной бригады.
1934 Крымские пионеры.
1935 В обеденный перерыв в Донбассе.
1935 Рим. Площадь Испании
1935 Этрадный танец.
1937 Эскиз росписи потолка Театра Красной Армии.
1938 Будущие летчики.
1941 Бегущие девушки.
1941-43 Мозаичное панно ст. метро «Новокузнецкая».
1943 Сбитый ас.
1944 Едут на войну.
1947 Донбасс.
1951 Женщина в платке.
1949 Утро. Мозаика.
1949 Выходной день.
1948 После работы.
1962 День Гагарина в Париже.
1932 Спящий ребенок с васильками
Вот такой красивый соцреализм глазами Александра Дейнеки.
zamos.livejournal.com
АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
Михаил Лазарев
Рубрика:
ТОЧКА ЗРЕНИЯНомер журнала:
#1 2011 (30)16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры.
Вниманию читателей предлагается статья известного искусствоведа Михаила Лазарева, в которой он выражает свою позицию и дает отличающуюся от общепринятой оценку творчества великого мастера.
Александр Александрович Дейнека - уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, активный участник ее драматических коллизий, - был на первых порах близок к модернизму, но впоследствии стал одним из столпов социалистического реализма. Дейнека прошел как минимум три совершенно разных стилистических периода: 1920-е годы, 1930-е и 1940-1960-е. Действительность диктовала ему (как и многим) свои жестокие правила, но, пожалуй, никто другой так резко не менял полярность своего творчества.
Воспоминания о художнике разноречивы. Его ученик по Суриковскому институту Николай Ерышев писал: «А.А. Дейнека, как думаю сейчас, был заложником системы, будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни <...> Александр Александрович Дейнека был лидером. Ни на какую другую роль он не был согласен. Дейнеку или боготворили, или терпеть не могли»1.
Иные интонации звучат в воспоминаниях искусствоведа Андрея Чегодаева: «Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легкоранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике»2.
В литературе об искусстве творчество художника приобрело черты если не сакральности, то какого-то абсолютного совершенства. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Дейнека действительно был большим мастером. Даже в работах 1940—1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Но и в этом сказывался талант Дейнеки, способность найти для искомой задачи нужное решение. Важнее другое: он был художником универсального дарования, одной из звезд первой величины 1920-х годов, прежде всего как смелый экспериментатор.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Художник хотел быть оракулом, предсказав своим творчеством счастливое будущее, однако оказался лишь романтическим мечтателем. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. Художник путал страшную нужду и подвиг, изображая женщин, волокущих неподъемные тачки и вынужденных с радостными улыбками выполнять тяжелые работы на стройке новых цехов.
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916— 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Он выбрал мастерскую теоретика и практика, заведующего кафедрой графики и полиграфии Владимира Фаворского, который учился в известной школе Шимона Холлоши в Мюнхене, там же в университете изучал философию, слушал лекции по искусству Карла Фолля и завершил искусствоведческое образование в Московском университете. Большой популярностью пользовались тогда теоретические концепции представителя формальной школы искусствознания Адольфа Гильдебрандта. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Ряд терминов и постулатов из этой работы вошли в теорию композиции Фаворского, считавшего пространство первичной характеристикой художественного образа, а миропонимание — пространствопониманием. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Выстраивая архитектонику своих произведений на теоретической основе, а не эмпирически и не в подражание каким-то классическим образцам, он был редким явлением среди советских художников. В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). «Живописное полотно “Футбол” 1924 года, — пишет Татьяна Малова, — своеобразный манифест нового объединения»3.
В 1925 году Дейнека покинул Вхутемас, не дождавшись получения диплома.
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава — «Платформы» ОСТа. В нем среди других значились следующие «линии»: революционная современность и ясность в выборе сюжета; стремление к абсолютному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет; стремление к законченной картине; ориентация на художественную молодежь. Таким образом, идеология ОСТа полностью совпадала с творческими и политическими убеждениями Дейнеки, многие из которых, в свою очередь, послужили учреждению этого общества.
Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. Оно объединило как приверженцев свободной и яркой живописности — поклонников французских картин, представленных в Музее нового западного искусства, так и сторонников строгой графической формы. Взаимная поддержка и яростная полемика служили дальнейшему совершенствованию художественного мастерства. На фоне высочайшей требовательности членов ОСТа формировалась творческая индивидуальность Дейнеки. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К.А. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
Дружественная ОСТу критика отмечала искренность и свежесть формальных исканий Дейнеки, остроту и актуальность его творческих задач. Но была и противная сторона. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х — начала 1930-х. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. «Весь путь ОСТ — ...путь зигзагообразный, путь колебаний. социальная природа его творчества, как творчества группы интеллигентской, сказывается особенно отчетливо. Первое колебание произошло уже на второй выставке ОСТ, которая была залита целым потоком экспрессионистских полотен, мрачными болезненными гримасами и судорогами. Наивно было бы объяснять этот факт влиянием немецких экспрессионистов, выставка которых была в 1924 году»4.
Упомянутая выставка, проходившая в Москве, в действительности повлияла на творчество членов ОСТа, в том числе и Дейнеки. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Молодых немецких и русских художников того времени объединяли революционные взгляды как на политику, так и на искусство. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). С этим был связан и культурный обмен: в 1922—1923 годах в Берлине состоялась Первая выставка русского искусства, а в 1924-м в Москве — Первая всеобщая германская художественная выставка.
Как признавались десятилетия спустя бывшие остовцы, представленная немцами яростно экспрессивная протестная графика произвела на них сильное впечатление. У некоторых (в первую очередь у Пименова и Дейнеки) на первых порах это проявилось в специфике композиционных схем и характере рисования. Но важнее другое. Трудно не заметить эмоциональную и отчасти тематическую перекличку антинэпмановских рисунков Дейнеки с гротескносатирической графикой Георга Гроса. Игорь Голомшток описывает эти работы следующим образом: «Как в немом кино, проходит перед нами длинная вереница гротескных образов, порожденных кошмарами войны и разрухи: свиноподобные нувориши с толстыми сигарами, раскрашенные проститутки в мехах, уголовники, наркоманы.»5
С 1924 года, будучи по своей основной, полученной во Вхутемасе профессии, полиграфистом, Дейнека работал штатным художником в журнале «Безбожник у станка», позже сотрудничал с журналами «Красная нива», «Прожектор», «30 дней», «Смена», «Даешь». Как отмечает автор фундаментальной монографии о Дейнеке Владимир Сысоев, «именно в журнальной графике определяются стилевые особенности формы, которые лягут в основу его художественной системы, укоренятся в целостной природе его мастерства»6.
«Безбожник у станка» вел яростную борьбу за замену в умах людей одной религии на другую, то есть христианства на коммунизм. Здесь поэтическим alterego Дейнеки выступает Демьян Бедный с его «Попы — трутни живут на плутни». Многие десятки рисунков художника, иллюстрировавших это издание, полны юмора и сарказма. Вообще тематика его графики того времени чрезвычайно разнообразна.
В связи с работой в журналах Дейнека много ездил по стране, набираясь натурных впечатлений. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Особенно интересен с исторической точки зрения запечатленный художником коммунальный быт 1920-х годов. В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет — сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Интерес к нему нашел отражение во многих замечательных произведениях мастера, например, в известном рисунке «Коньки» (1927), где необыкновенно эмоционально передано очарование вечернего московского катка со стремительно несущимися конькобежцами, с белыми росчерками-узорами их следов на темном льду. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926; «Лыжники», 1927; «Хоккей», «Футбол», оба — 1928, «Рабочая окраина», 1929). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль». В 1924 году художник съездил в Донбасс. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Искусствовед Владимир Костин вспоминал: «Дейнека полностью игнорировал прочно сложившееся у многих из нас, в то время начинающих художников и искусствоведов, представление о живописи как об искусстве верных и тонких цветовых гармоний, передающих красочное богатство натуры... Большие, почти сплошь черные фигуры рабочих-угольщиков, как бы взятые из разной среды и разных мест, были изображены вместе с элементами шахтного оборудования, четкими силуэтами на белом фоне холста. Такого убедительного, жизненно верного изображения рабочих не мог достигнуть, по существу, ни один художник того времени»7.
В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», — вспоминал Костин. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Отбросив традиционные критерии, Дейнека создал, как сказали бы сегодня, объект — по сути, большеформатное графическое панно, в чем определенно сказались уроки авангарда.
В 1927 и 1928 годах из мастерской художника вышли две очередные работы: «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Последняя, по бытующему среди некоторых специалистов мнению, вошла «в историю советской живописи как одно из самых больших ее достижений». До сих пор идут споры о возможном влиянии на Дейнеку картины Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1908). Фундаменталистски настроенные искусствоведы говорят о «случайном сходстве». Однако это далеко не так. Один из самых проницательных и осведомленных критиков 1920-х годов Яков Тугендхольд писал о «воздействии швейцарского художника Ходлера, с его динамически (иногда даже хореографически) развертывающейся композицией и ритмом телодвижений — воздействии, налагающем на некоторые остовские произведения печать не только монументальности, но и несколько жеманной изломанности...»8
Прославленная картина «Текстильщицы» отличается от предыдущих работ Дейнеки еще большей условностью. Изображение монтажных конструкций напоминает о приемах геометрической абстракции. Орнаментально-декоративная схема среды усиливается в сочетании и контрасте с убедительной фигуративностью босоногих работниц. «Две ветви» прежнего искусства — абстракция и реализм — в творчестве Дейнеки соединились в одно целое. «ОСТ делает дело авангарда», — писал журнал «Прожектор» в 1926 году.
Атмосфера в стране становилась все более тревожной. В ОСТе обострялись разногласия. В 1928 году Дейнека ушел из Общества и из «Безбожника у станка», создав совместно с объединением «Октябрь» журнал «Даешь», основанный на близких ему конструктивистских принципах.
И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина), и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Вот один из многих ее образчиков: «Конечно, дело не в том, что Дейнека изображает фокстротирующих, а как он их изображает. Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно»9. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. Имена летчиков Валерия Чкалова, Михаила Громова, Сигизмунда Леваневского, Михаила Водопьянова, Владимира Коккинаки и многих других были овеяны славой подобно тому, как 30 лет спустя блистал в ее лучах Юрий Гагарин. Увлеченный авиацией не меньше чем спортом, Дейнека создал посвященный ей цикл картин, в которых душа человеческая парит над бездной. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме...
Согласно постановлению ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Как выразился тогда некий остроумец, к руководству искусством пришли серые молодые люди в черных костюмах. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Писатель Борис Хазанов так охарактеризовал совершенный в культуре переворот: «Можно заметить, как стремительно меняется общество в решающее для становления государственной литературы десятилетие: 1925—1935. Меняются лица, исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление... Происходит кристаллизация режима. Парадокс утверждающейся литературы бросается в глаза: она вещает о новом человеке — возвращается к старой, обветшалой эстетике. Бескомпромиссное отвержение новаторства — ее главная черта»10.
Несомненно, по внешним проявлениям Дейнека был коллективистским человеком, выражавшим сознание масс, а не переживания индивидуума. Вместе с тем он оставался совершенно «закрытым», и о его потаенных размышлениях можно только догадываться. Прорыв в искусстве художника глубоко человеческого, ошеломляющего лирического чувства по-настоящему произошел лишь во времена страшных событий. Как будто отгородившись от действительности, он уединился в мире человечности и красоты. 1930-е годы оказались временем наивысшего живописного подъема творчества мастера. Его подлинный шедевр — работа «Зима» (1931), в которой удивительнейшим образом прочувствованы переживание ребенком скучной длинноты зимнего дня, падающий за окном снег, теплый уют комнаты с конструктивистским окном во всю стену, сразу же придающим картине пряный привкус современности. Дейнека почти не писал натюрмортов (одно из немногих исключений — цикл «Сухие листья», 1930-е), но когда случалось, делал это, как и все остальное, превосходно. В качестве примера можно привести цветы в солнечной картине «Спящий ребенок с васильками» (1932), полной нежного восхищения хрупкостью подлинной красоты. (Натюрморт в советской живописи, если в нем не было какой-нибудь приметы советского быта, считался буржуазным пережитком.)
Дейнека регулярно посещал любимый им Севастополь — город моря, южного солнца, самолетов, моряков и кораблей. Созданные там работы, например, «Севастополь. Вечер» (1934), проникнуты «средиземноморским» ощущением природы.
В 1935 году каким-то чудом (страна все больше отгораживалась от мира) Дейнека посетил Западную Европу и США. С каким настроением художник выехал из страны, получив возможность глубоко вдохнуть в совершенно иной атмосфере и свободно оглянуться по сторонам, можно только догадываться.
Поразительны французские работы мастера с типичной для Парижа окутывающей его жемчужной дымкой. Им не уступают прокаленные южным солнцем виды итальянских городов, в них явственно заметны некоторые приемы европейской живописи того времени. В Италии Дейнека пришел в восторг от Микеланджело, с отношением к миру и искусству которого он, кажется, нашел созвучие. Великолепны и острохарактерные портреты, написанные художником в США.
В 1938 году Дейнека выполнил монументальную работу, о которой давно мечтал — мозаики для станции московского метро «Маяковская», сооруженной по проекту Алексея Душкина. Это великолепный образец синтеза изобразительного искусства и архитектуры, но, как справедливо указывают исследователи, нынешние поколения не смогут понять большинство украшающих станцию изобразительных символов, слишком тесно связанных со своей эпохой. С 1941 по 1943 год Дейнека работал над мозаиками для станции «Павелецкая».
В начале 1941-го художник написал большую картину «Левый марш». Конечно, ее превозносили в некоторых монографиях, но она не стала тем явлением, на которое рассчитывал художник, воспринимаясь в значительной степени крупноформатной иллюстрацией к одноименному стихотворению Маяковского. Она обладает каким-то промежуточным, противоречивым характером: значимая политическая тема передана в живописной манере начала — середины 1930-х годов.
Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Вторая мировая война заняла должное место в творчестве мастера. Прежде всего, это обилие рисунков — от полевых набросков до станковых композиций, имеющих несомненную документально-историческую ценность. От тех лет остался и цикл живописных произведений, среди которых, как представляется, наиболее известна работа «Окраина Москвы. Ноябрь 1941».
В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. В 1946—1948 годы произошел очередной погром в художественной культуре: была объявлена всенародная борьба с импрессионизмом, затронувшая и Дейнеку. В 1948 году за «формалистические» тенденции в преподавании он был понижен с должности директора Московского института декоративного и прикладного искусства до простого преподавателя. Но художник «оправдался» своим дальнейшим творчеством.
Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу “Б”» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. За эти картины Дейнека назначается академиком, а в 1962 году — вице-президентом Академии художеств СССР, получает звание Героя Социалистического Труда. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959—1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты <...> Несомненно, в другом окружении он развил бы в себе другие стороны, которые сейчас, в общем-то, заглохли. И, быть может, художник Дейнека действительно был бы крупнейшим художником нашего времени»11.
- Ерышев Н. Белые гуси на белом снегу. Оренбург, 2006. С. 27.
- Чегодаев А. Александр Дейнека // Искусство Советского союза. М., 1984. С. 41.
- Малова Т.В. Объединение трех // Русское искусство. ХХ век: Исследования и публикации. М., 2008. С. 284.
- Рогинская Ф. Лицо ОСТ // Искусство в массы. 1930. № 6.С. 9.
- Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994. С. 51.
- Сысоев В.П. Александр Дейнека: в 2 т. М., 1989. С. 62.
- Костин В.И. ОСТ (общество станковистов). Л., 1976. С. 38.
- Тугендхольд Я.А. Искусство октябрьской эпохи. Л., 1930. С. 151.
- Коннов Ф., Цирельсон Я. Выставка Октября. Под знаком «левой» фразы // Искусство в массы. 1930. № 7. С. 13.
- Хазанов Б. Ветер изгнания. М., 2003. С. 52.
- Александр Лабас. Воспоминания / сост. ОМ. Бескина-Лабас. СПб., 2004. С. 67.
Вернуться назад
Теги:
www.tg-m.ru