Федор Рокотов: картины, портреты, биография. Рокотов картины
Федор Рокотов: картины, портреты, биография
Портрет Петра III
Биография Рокотова
Федор Степанович Рокотов (1735, с. Воронцово, ныне в черте Москвы, — 12(24). 12.1808, Москва), русский живописец-портретист.
Сын крепостного. Федор Рокотов учился в петербургской АХ (с 1760). С 1762 адъюнкт АХ, с 1765 академик. Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Фёдор Рокотов одним из первых русских живописцев уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины 18 в. (портрет Екатерины II, 1763, Третьяковская галерея и Русский музей, Ленинград). Вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов, свойственные ранним погрудным портретам Рокотова (портрет И. Л. Голенищева-Кутузова, 1-я половина 1760-х гг., Русский музей), характеризуют его как продолжателя традиций русского портрета 1-й половины 18 в. В 1765 году Фёдор Рокотов переселился в Москву, где положил начало своеобразной "московской" ветви русского портретного искусства. Сблизившись с наиболее просвещёнными московскими семьями (Воронцовы, Струйские и др.), с представителями интеллигенции той поры, Рокотов нашёл круг людей с созвучным ему образом мыслей, проникся показательным для московского дворянства духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни, с его показным блеском и суетностью. Единый круг персонажей предстаёт в портретах поэта В. И. Майкова (около 1765), А. И. Воронцова (конец 1760-х гг.), А. П. Струйской (1772), неизвестной в розовом платье (1770-е гг.), неизвестного в треуголке (1-я половина 1770-х гг.; все — в Третьяковской галерее). Особенно привлекали Федора Рокотова серьёзные юношеские лица. Они выступают на свет словно из глубокого мрака, исполненные поэтичности и проникнутые обаянием молодости, сквозящем в нежном цвете губ и румянце щёк, во влажном блеске глаз из-под тёмных полукружий бровей. Эмоциональное воздействие живописи Рокотова во многом зависит от всё преображающей силы света. Поток неяркого, но интенсивного света как бы утончает фигуры, часто не охватывая модель в целом, но лишь вызывая из темноты освещенную сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания в полутьме кружев, драгоценностей или муаровых лент. В 1780-е гг. в портретах Рокотова среда, атмосфера словно проясняются. На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными (портреты: В. Е. Новосильцовой, 1780, Третьяковская галерея; супругов Суровцевых, 2-я половина 1780-х гг., Е. В. Санти, 1785; все три — в Русском музее). Портреты, чаще всего овальные по формату, становятся наряднее и импозантнее, а всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого, нередко чуть высокомерного, духовного превосходства над окружающим. В позднем творчестве Рокотова сказывается общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма. Последние известные работы Фёдора Рокотова относятся к 1790-м гг.
Федор Степанович Рокотов принадлежит к числу удивительных портретистов восемнадцатого столетия. Редкий дар художника передавать «души изменчивой приметы», его неповторимое чувство цвета и виртуозное владение кистью были отмечены еще современниками и до сих пор продолжают пленять зрителей, приходящих в наши музеи и выставочные залы. Оригинальные, исполненные обаяния творения Рокотова нельзя спутать с произведениями других мастеров. Развивая традиции русского портрета, художник шел по пути усложнения и углубления образных характеристик. Он первым из русских портретистов достиг европейского уровня живописного мастерства.В камерных рокотовских портретах запечатлены неповторимые черты просвещенных людей его времени, их внутренний мир, их сущность. Художник был знаком со многими видными деятелями науки и культуры: ученым-энциклопедистом М. В. Ломоносовым, гравером Е. П. Чемесовым, архитектором В. И. Баженовым, ему позировали «театра русского отец» А. П. Сумароков и поэт-сатирик В. И, Майков. Рокотов сумел воплотить идеал человека, сложившийся в передовой общественной среде и привлекающий своей духовной содержательностью. Открывая новые грани человеческих переживаний, творчество Рокотова в какой-то степени предвосхищало поиски мастеров последующего поколения, художников романтического направления.
Портрет великого князя Петра Федоровича. 1758
Портрет графа И.Г. Орлова. Между 1762 и 1765
Портрет Екатерины II. 1763
Портрет князя Д.М. Голицына. 1760-е
Портрет неизвестного. 1757
Портрет П.Н. Ланской. Начало 1790-х
Портрет П.И. Вырубова. Около 1768
Портрет неизвестной в темно-красном платье. 1760-е
Портрет неизвестной в голубом платье с желтой отделкой. 1760-е
Портрет неизвестного в треуголке. Начало 1770-х
Портрет неизвестного в зеленом кафтане. 1770-е
Портрет князя И.И. Барятинского. Начало 1780-х
Портрет княгини Е.Н. Орловой. Около 1779
Портрет графини Е.В. Санти, рожденной Лачиновой. 1785
Портрет графа И.И. Воронцова. Первая половина 1770-х
Портрет графа Г.Г. Орлова в латах. 1762-1763
Портрет графа А.И. Воронцова. Около 1765
Портрет великого князя Павла Петровича в детстве. 1761
Портрет В.Н. Суровцевой. Вторая половина 1780-х
Портрет В.Е. Новосильцевой. 1780
Портрет В.А. Обресковой. 1777
Портрет А.П. Сумарокова. Около 1777
Портрет А.М. Римского-Корсакова. Конец 1760-х
Портрет А.М. Писаревой, рожденной Дурасовой. Первая половина 1790-х
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
Последние материалы в этом разделе:
↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓
www.artcontext.info
Картины Федора Степановича Рокотова, биография художника
Федор Степанович Рокотов (1730-е, имение Воронцово — 12 декабря 1808, Москва) — русский художник, мастер портрета.Особенности творчества художника Федора Рокотова: Эмоциональная, композиционная и колористическая приглушенность портретов. Мягкий свет и некоторая размытость, «туманность» изображения в сочетании с загадочными полуулыбками героинь Рокотова напоминает о сфумато и Леонардо да Винчи, а неброская галантность портретов — о самом изящном и деликатном французе эпохи рококо Антуане Ватто. Впервые в русской живописи Рокотов изображает на портретах не только внешний облик героев, но и их характер.
Известные картины Федора Степановича Рокотова: «Портрет Александры Струйской», «Портрет неизвестной в белом чепце», «Портрет Екатерины II».
Из всех русских живописцев XVIII века распознать руку Федора Степановича Рокотова, пожалуй, легче всего. Во-первых, Рокотов писал только погрудные портреты (исключения легко пересчитываются по пальцам одной руки). Во-вторых, все его герои имеют вид меланхолический и загадочный — знаменитый «Портрет Струйской» из-за этого даже называют «русской Джокондой». В-третьих, картины Федора Степановича Рокотова почти не передают объема: уплощенные фигуры как бы истаивают в тумане, плавно растворяются в темноте.
Фон рокотовских портретов с годами только темнеет, грозя окончательно поглотить его лирических красавиц и задумчивых вельмож. Секрет прост: применяемые художником грунты несовершенны и, постепенно проникая в красочный слой, замутняют его. Реставрировать картины художника Рокотова затратно и сложно. Но именно этот тусклый флёр теперь воспринимается как примета его стиля.
Однако о самом авторе, несмотря на узнаваемость его полотен, мы не знаем почти ничего. Скудные крохи, извлекаемые из разрозненных документов, не создают целостной картины биографии. Мы лишены даже достоверной информации о том, как он выглядел. («Портрет молодого человека в гвардейском мундире» считается автопортретом лишь гипотетически).
Сведений о художнике Федоре Степановиче Рокотове на удивление мало. И это странно вдвойне — о его «коллеге» и ровеснике Левицком известно почти всё. А ведь Рокотов писал членов российской императорской семьи — Петра III, Екатерину II, её маленьких сыновей — законного Павла и незаконного Алексея Бобринского. Сам этот факт может свидетельствовать о том, что художник был допущен к интимным секретам государыни. А значит, был знаменит и ценим. К тому же Федор Степанович Рокотов оставил портреты не последних литераторов своего времени — поэта Василия Майкова, писателя и директора Академии наук Сергея Домашнева. Да что там — самого Сумарокова (правда, не увенчанного славой, а разочарованного и спившегося). Но имя художника практически не фигурирует ни в личных записках, ни в мемуарах, ни в хрониках. Современным биографам остаётся лишь развести руками: дело обстоит так, будто Федор Степанович перед сеансами портретирования брал со своих моделей подписку о конфиденциальности.
Не известна не только дата (примерно середина 1730-х), но и прочие обстоятельства рождения Рокотова. Считается, что родился он в Подмосковье, в семье крепостных, принадлежащих генерал-аншефу Петру Репнину. Причем, согласно документам, Федор Рокотов считался вольнорождённым, а его родня — нет. Брат художника Никита Рокотов получит от Репнина свободу лишь 30 лет спустя.
Камергер при императоре Петре Федоровиче, масон и испанский посол — вот то, чем был знаменит Репнин. Женатый на графине Марфе Головкиной, в официальном браке Репнин был бездетным. Его внебрачным сыном был поэт Иван Пнин (в наши дни известный разве тем, что его фамилией Набоков намеренно назовёт один из своих английских романов). Вторым внебрачным сыном Репнина, по-видимому, и был Федор Рокотов. Иначе не объяснить, почему барин так носился со своим крепостным: освободил и даже ввёл в круги высшего света.
Не ясно, где Рокотов мог получить не то что художественное образование, а первые художественные навыки. Детство и отрочество он провёл в репнинской усадьбе Воронцово. После перебрался не то в Петербург, не то поначалу в Москву. Есть версия, что в Петербурге Репнин устроил его учиться в Шляхетский кадетский корпус, что давало неплохое по тем временам образование. Однако — не художественное.
Предполагают, что Рокотов мог учиться живописи у Пьетро Ротари — придворного художника, заезжего итальянца. Того самого Ротари, которого превозносили за точный рисунок, но ругали за вялый колорит. Или же заимствовать навыки у Луи Токке. Того самого, который памятно оскандалился с портретом Елизаветы Петровны. Императрица слыла одной из первых красавиц своего времени и к своим изображениям относилась с трепетом. Портрет, выполненный Токке, Елизавета невзлюбила сразу — показалось, что здесь у неё слишком короткий нос. Во всяком случае, мастерам, делавшим с портрета гравюры, было велено нос удлинить.
Рокотов, работая с венценосными моделями, подобных оплошностей не допускал. Екатерина II предпочитала его другим мастерам даже несмотря на то, что до того как приступить к её парадному портрету в честь восхождения на престол, Федор Степанович написал не менее трёх портретов её ненавистного опального супруга Петра III. Профиль, как на античных камеях, так польстил императрице, что она потребовала и впредь изображать себя только с рокотовского оригинала.
Но в дальнейшем парадные портреты Рокотов писал не часто. Его фаворитом стал другой жанр — погрудный камерный портрет.
Любовь французов и итальянцев эпохи рококо к мелким подробностям, к тщательному выписыванию блестящих шелков и пенящихся кружев, драпировок и колонн — всё это Рокотов отверг. За исключением портретов Екатерины, он не церемонится с одеждой и фоном, тканями и драгоценностями. Не выписывает их, как это делают, хвалясь мастерством, многие художники, а лишь слегка намечает. Отбрасывая всё несущественное и внешнее, он сосредотачивает внимание на человеческом лице. На том, как на нём отражается внутренняя жизнь. И это именно то, благодаря чему картины Федора Степановича Рокотова узнают потомки: редкая даже для крупного художника способность «души изменчивой приметы переносить на полотно».
Покровительствовали Федору Степановичу «русский Леонардо» Михаил Ломоносов и всесильный фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов. По-видимому, под их патронатом успеха живописец добился весьма рано и легко: вскорости после приезда в столицу мы узнаём, что он уже владеет большой мастерской с дюжиной подмастерий, позднее получает звание академика.
Большим другом художника Рокотова был Николай Еремеевич Струйский, личность крайне своеобразная. По правде сказать, он был феерический графоман. Погонными метрами из-под его пера выходили велеречивые и малопонятные стихи. А обзаведясь прелестной женой Александрой, Струйский даже удвоил свой стихотворный пыл. Сам он был настолько без ума от собственных стихов, что для их печатания оcновал типографию. И если стихи его были без преувеличения ужасны, то красотой типографских виньеток и шрифтов Струйского полиграфы любуются до сих пор и берут их за образец.
«Портрет Александры Струйской» уже в ХХ веке станет самой прославленной картиной художника Рокотова. Ей будут посвящать стихи настоящие большие поэты, не чета бедняге Струйскому, — Николай Заболоцкий, например («Любите живопись, поэты…»). Всегда есть соблазн приписать художнику роман с прекраснейшей из его моделей, и Рокотов не избежал этой участи. Но бесстрастные документы могут подвердить нам разве что факт, что Сашенька Струйская родила своему мужу-графоману 18 детей.
Это официальная, так сказать, часть наследия Федора Степановича Рокотова. В ней громкие имена заказчиков картин (Шуваловых, Воронцовых, Демидовых) широко известны. Но, возможно, лучшие из его портретов до сих пор безымянны: «Неизвестная в розовом платье», «Неизвестная в белом чепце», «Неизвестный в зеленом кафтане», «Неизвестная в голубом платье с жёлтой отделкой» и многие подобные. По их исключительно индивидуальным, нетипичным, психологически достоверным лицам можно точно сказать лишь одно: все они — не плод фантазии художника. Эти личности существовали реально. Однако на пресловутый вопрос «кто все эти люди?!» мы, скорее всего, уже не найдём ответа. Впрочем, искусствоведам это не мешает ворошить прах былого и искать прототипы.
Умер Федор Степанович Рокотов, как и жил, — одиноким. Не известно, был ли он женат, имел ли детей. По-видимому, нет. Документы скупо сообщают, что наследство он оставил племянникам, сыновьям брата Никиты. Больше чем на столетие Рокотов перестал быть интересен соотечественниками, и еще в начале ХХ века Бенуа называет его «полузабытым русским мастером». Однако неожиданно грянул своего рода «рокотовский бум». Его манера, считавшаяся безвозвратно устаревшей, вся эта тающая зыбкость контуров и смыслов, вдруг оказалась удивительно созвучной вошедшим в моду импрессионистам. Картины художника Рокотова стали выставлять и изучать. Так после смерти Рокотов вернул себе ту славу, которую знал при жизни, но утратил.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Художник Федор Степанович Рокотов. - ru_art links
Рокотов Федор Степанович (1735? — 1808), художник, один из лучших русских портретистов “века Просвещения”.Родился в селе Воронцово (ныне — в черте Москвы) в семье крепостных. Числился “вольнорожденным” и, вероятно, был незаконным “хозяйским” ребенком (сыном князя П. И. Репнина?), лишь приписанным к крестьянской семье.При активном содействии графа Шувалова, известного мецената, покровителя просвещения и искусства в России, одного из основателей Академии художеств, который заметил талантливого юношу, Рокотова приняли в петербургскую Академию художеств, которую он успешно закончил.Вся яркая творческая жизнь художника в дальнейшем была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию. Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи. Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека. По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.«Портрет Александры Петровны Струйской»1772 г.Холст, масло 59,8 x 47,5Государственная Третьяковская галереяМосква“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них.Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе. «Портрет Александра Даниловича Меншикова»1727 г«Портрет Варвары Николаевны Суровцевой»1780-е гг.Холст, масло 67,5 x 52Государственный Русский музейСанкт-ПетербургВ начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору. В 1758 г. он писал портрет великого князя Петра Федоровича (будущего Петра III). А через 3 года в Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия. «Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына»1760-еХолст, масло. 62.7 x 51.8 смГосударственная Третьяковская галерея «Портрет Петра Фёдоровича, в будущем Петра III»1763г «Портрет поэта Василия Ивановича Майкова»1760гХолст, масло 60 x 47,8Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в красном платье»1760г Желающих заказать портрет много, поэтому приходится ждать своей очереди. Иметь портрет, написанный Рокотовым, было престижно.Летом 1765 г. Рокотов возводится в ранг академика.Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов.Рассмотрим, например “Портрет Майкова” (1765г.). В нем художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.Своих подлинных вершин мастерства Рокотов достигает в ряде женских портретов. «Портрет неизвестной в синем платье с жёлтой отделкой»1760-e «Портрет неизвестной в треуголке»1770гХолст, масло 58 x 47Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет неизвестной в розовом платье»1770гХолст, масло 58,8 x 46,7Государственная Третьяковская галереяМоскваЖенский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием. «Портрет неизвестной»Холст, масло 57 х 46Самарский областной художественный музейСамара «Портрет А.М.Римского-Корсакова в юности»Конец 1760-х гг. «Портрет Ивана Григориевича Орлова»1762-1765гХолст, масло 58,5 x 46,5Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет Портрет А.И.Воронцова»1765гХолст, масло 55,8 x 46,5Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет И.И.Воронцова»1765г
«Портрет Анны Юрьевны Самариной-Квашниной»~1770гГосударственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Н.Е.Струйского»1772 «Портрет Е.Н.Орловой»1779г «Портрет Варвары Ермолаевны Новосильцевой»1780гХолст, масло 70,5 x 59 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет Прасковьи Николаевны Ланской»~ 1790гХолст, масло 74 x 53 (овал)Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет князя И.И.Барятинского»Начало 1780-х. «Портрет А.П.Кутайсовой»Начало 1780-х «Портрет А.Г.Бобринского в детстве»1760-еХолст, масло 59,5 x 47Государственный Русский музейСанкт-Петербург «Портрет И.Н.Тютчева»1768Холст, масло 141,9 х 106,2Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет П.И.Вырубова»1768Холст, масло 138 х 106Государственная Третьяковская галереяМосква «Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти»1785Холст, масло 72,5 x 56 (овал)Государственный Русский музейСанкт-Петербург“Портрет графини Санти” — удивительное произведение 18 в. по тонкости передачи образа, по краскам, по очаровательным сочетаниям оливковых и розовых тонов. Букет скромных полевых цветов на груди этой дамы вносит особую изысканность. «Портрет Петра III»Холст, масло. 157 x 111 смНижегородский художественный музей «Портрет княгини Прасковьи Ивановны Голицыной»Тверская областная картинная галереяТверь«Портрет Екатерины II»Конец 1770—1880-е гг. «Портрет Екатерины II»1763гХолст, масло 155,5 x 139Государственная Третьяковская галереяМосква Портреты Рокотова Ф.С.. — это история в лицах. Благодаря им мы имеем возможность представить себе картины давным-давно ушедшей эпохи.www.artsait.ru/art/r/rokotov/art1.php http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=216403833&journalid=4284186&go=next&categ=0
art-links.livejournal.com
Картины, описание картин — Рокотов, Федор Степанович
Описани е картины Федора Рокотова: Портрет Николая Струйского.Эта картина была написана самым известным портретистом XVIII века – Федором Рокотовым. Мир увидел картину, на которой изображен Николай Еремеевич Струйский лишь в 1772 году. Картина написана на холсте. Во время работы Рокотов использовал масло.Рокотов, несмотря на то, что был выходцем из простого народа, умел прекрасно заводить дружбу с людьми из знатных родов. Будучи живым, ему удалось обрести славу, но вскоре о нем забыли. И лишь после смерти все заговорили о прелестных работах портретиста.Однажды ему посчастливилось познакомиться с Николаем Струйским. Николай Еремеевич неоднократно отмечал быструю и легкую работу художника над картиной. Писалась данная картина играючи. Создавалось такое впечатление, что кисть сама пишет, а рокотов ей лишь немного подыгрывает.Автор пытался на полотне передать всю самобытность русского поэта, а по совместительств у критика. Глядя на портрет, невозможно не восхититься потомственным дворянином. Поскольку изображенная личность имела отношение к писательскому делу, то художник умело это передал в репродукции.Особого внимания заслуживает взгляд Николая Еремеевича, который будто пронизывает и впечатляет своей глубиной. Заслуживает внимания и игра цветов. На холсте преобладают темные и спокойные тона, которые символизируют характер Струйского. Изящные линии, точные мазки – все это говорит о высочайшем мастерстве художника. Также не упустим и волшебную игру теней, которая предает особый колорит картине. Картина словно наделена магическим притяжением.По картине можно определить, что ее автор положительно относился к человеку, которого решил увековечить на полотне. А ведь это подтверждает исторический факт, который гласит о том, что Рокотов и Струйский пребывали в дружеских отношениях.www.art-drawing.ru
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
Фёдор Степа́нович Ро́котов (1735 — 1808) — крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник», не зависевший от государственных и церковных заказов.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Фёдора Рокотова
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковной усадьбе князей Репниных «Воронцово». Числился вольнорожденным в семье крепостных крестьян. В 1755 году вельможа И. И. Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его в Петербург.
Вероятно, он поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. Уволился с военной службы после получения чина ротмистра, дававшего дворянство. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.
В доме Шувалова, где с 1757 г. помещалась академия, Рокотов занимался с иностранными мастерами Л.-Ж. Ле-Лорреном и П. де Ротари, усваивая принципы эстетики рококо. Значительное впечатление должно было произвести на него собрание картин Шувалова. Единственная известная его работа в ином жанре, нежели портретный, — это как раз изображение Шуваловской галереи.
В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств.
С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. «Почти геральдический по своей отточенности профиль» так польстил императрице, что она распорядилась впредь изображать своё лицо по оригиналам Рокотова.
В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур».
С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства.
В 1776 году Рокотов, собственной семьи не имевший, выхлопотал вольную своим племянникам, отдал их в кадетский корпус и сделал своими наследниками. Чуть позже за 2600 рублей приобрёл земельный участок на Старой Басманной, где выстроил усадьбу с мастерской.
После разгрома московских масонов продуктивность Рокотова резко падает. Последние известные работы датируются началом 1790-х гг.; краски на них крайне скупы, почти монохромны. Эти особенности принято объяснять ослаблением зрения художника.
Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
ТВОРЧЕСТВО
В начале своей творческой деятельности, несмотря на молодость, он пользовался широкой популярностью в кругах петербургской знати. Его часто приглашали ко двору.
ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
В Петергофе художнику позирует 7-летний Павел Петрович, будущий император Павел I. Изображение на нем вписано во внутренний овал прямоугольного полотна. Портрет поражает своей жизненной непосредственностью: капризный, непоседливый мальчик представляется живым, а не позирующим. И между тем портрет не лишен черт официальности и парадности: красный гвардейский мундир, голубая лента ордена Андрея Первозванного, отороченная горностаем мантия.
Работы, написанные им в 60-е годы 18 в., отличаются своеобразием трактовки человеческой личности — в них все более наблюдается правдивость портретных образов. В “Портрете Майкова” (1765г.) художник становится более конкретным. Известный поэт-сатирик смотрит с портрета с выражением насмешливого превосходства. Майков в жизни был остроумным и находчивым человеком, с ним приятно было общаться. Травянисто-зеленый кафтан поэта с красными отворотами и золотым шитьем, кружевное жабо написаны несколько небрежно. Основное внимание художник сосредоточил на лице: оно чуть насмешливое, немного одутловатое (отечное), прищуренные глаза. Все это говорит о человеке, который любит пожить в свое удовольствие.
“Портрет А. П. Струйской” (1772 г.) — Рокотов показал возвышенность образа молодой женщины. Ее фигура на портрете кажется необычайно легкой и воздушной. Это произведение отличается особым живописным своеобразием. Неслучайно это произведение называют “Русская Джоконда”. Александра Струйская прожила долгую непростую жизнь. Мать 18 детей, она пережила многих из них. Поэтическая одухотворенность нежного лица, взгляд юных и печальных глаз, некая загадочность — все это приковывает внимание, заставляет задуматься о судьбе.
Следующий женский портрет “Неизвестная в розовом платье”. Он считается одним из шедевров Рокотова. Тончайшие градации розового — от насыщенного в тенях, то теплого, светлого, создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды, словно созвучной внутренним душевным движениям, скрытым непременной в портретах 18 в. любезной улыбкой, просвечивающей в глубине взгляда. Этот образ исполнен особым лирическим очарованием.
Вся яркая творческая жизнь художника была связана с Москвой. Именно здесь Рокотов нашел наилучшее применение своему творческому дарованию.
Созданный Рокотовым тип портрета — камерный интимный портрет — составляет целую эпоху в русской портретной живописи.
Он обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир человека, его трепетность и теплоту. Его модели как бы выступают из мерцающего сумрака, черты лица слегка размыты, словно окутаны дымкой. Полотнам мастера присуще богатство оттенков тона, изысканные цветовые сочетания. Мягкие, приглушенные тона создают атмосферу интимности: в его портретах нет ничего показного, внешне эффектного. Художника привлекает внутренняя красота человека.
По словам одного из современников, Рокотов с удивительным мастерством умел передавать не только “вид лица”, но и “нежность сердца”.
В 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. Художник более тщательно «выписывает воздушные кружева, переливы атласных лент и шелковых платьев, игру света на драгоценных украшениях», однако заученная мимика и напряжённый взгляд часто не пускают зрителя внутрь образа. Женские портреты, как правило, овальной формы. В лицах моделей всё чаще проскальзывает надменность, осознание своего превосходства над окружающими.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Академик Я. Штелин видел у него в квартире сразу 50 неоконченных портретов зараз.
В 1990-е гг. в Новоспасском монастыре был установлен памятный камень, не указывающий, впрочем, на точное местонахождение могилы художника. В 1978 г. на юго-западе Москвы, в районе Ясенево, появилась улица Рокотова. В 2010 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Рокотову.
На формирование личностити Ф.С.Рокотова повлияло знакомство с М.В.Ломоносовым. Думается, что тема человеческого достоинства, столь явственно звучащая в портретах Рокотова, была определена не без влияния гениального ученого и литератора, каким был Ломоносов.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Молева Н. «Загадки Рокотова». — М., 1994
- Сучков С. В. Фёдор Степанович Рокотов / Оформление серии В. Д. Гончаренко. — Л.: Художник РСФСР, 1976
- Голлербах Э. «Портретная живопись в России. XVIII век». – М.; Пг., 1923
- Евангулова О.С. Кареев А.А. «Портретная живопись в России второй половины XVIII в». – М.: Изд-во Московского университета, 1994
- Ильина Т.В. «Русское искусство XVIII века». – М.: Высшая школа, 1999
- Кочек О.Я. «Загадки Рокотова. Возрожденные шедевры». – М., 1963
- Лапшина Н.П. «Федор Степанович Рокотов». – М., 1959
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, artclassic.edu.ru, artsait.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Фёдор Рокотов: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Фёдор Рокотов: жизнь и творчество художника
3.3 (66.67%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Фёдор Рокотов – биография и картины художника в жанре Рококо – Art Challenge
Фёдор Степанович Рокотов (1730-е, возможно, 1735, имение Воронцово — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения.Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковном имении князей Репниных Воронцово (ныне в границах Москвы). Его происхождение остаётся дискуссионным.В 1755 году вельможа Иван Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. Вероятно, юноша поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья.Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». Хотя последний портрет не был закончен, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов.С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В 1781 году приобрёл земельный участок на Старой Басманной, в приходе церкви великомученика НикитыВ 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. О последних двадцати годах жизни сведений сохранилось немного. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру, дослужились один — до звания майора, другой — штабс-капитана.Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
Фёдор Степанович Рокотов (1730-е, возможно, 1735, имение Воронцово — 12 [24] декабря 1808, Москва) — русский художник, крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения.Рокотов родился в тридцатых годах XVIII века в подмосковном имении князей Репниных Воронцово (ныне в границах Москвы). Его происхождение остаётся дискуссионным.В 1755 году вельможа Иван Шувалов приехал в Москву набирать одарённых юношей для создававшейся в то время в Петербурге Академии художеств. Он заметил Рокотова и увёз его с собой в столицу. Вероятно, юноша поступил в Сухопутный шляхетский корпус, поскольку в первые годы после приезда в Петербург писал в основном кадетов. После получения чина ротмистра, дававшего дворянство, он уволился с военной службы. Ранние работы Рокотова — погрудные портреты — производят впечатление непосредственности, даже некоторой безыскуственности.В «первопрестольной» на Рокотова посыпались заказы от родовитых московских семей, не избалованных вниманием мастеровитых художников. За свои работы Рокотов брал недорого — всего 50 рублей, в 15 раз меньше, чем требовали заезжие иностранцы. Основное внимание уделял похожести лица, а не отделке платья.Богдан Умский, заказавший ему в 1768 году серию портретов опекунов Московского воспитательного дома, сетовал, что такой молодой художник «за славою стал спесив и важен». Согласно записи в журнале Опекунского совета от 22 ноября 1768 года, за портреты С. В. Гагарина, П. И. Вырубова и И. Н. Тютчева, он получил по 100 рублей: «Положим академику г-дину Рокотову за написание им трех опекунских портретов за каждый по сту, итого триста Рублев выдать из опекунской суммы и впредь по написании таковых выдавать за каждый по сту Рублев». Хотя последний портрет не был закончен, он также был выкуплен и, среди прочих, находился в Воспитательном доме вплоть до революции. Это был последний официальный заказ, принятый Рокотовым — отныне он работал только для частных клиентов.С конца 1760-х до начала 1790-х годов художник написал «всю Москву». Из-под его кисти вышли целые фамильные галереи (например, графов Воронцовых), изображающие представителей двух-трёх поколений одного семейства. В 1781 году приобрёл земельный участок на Старой Басманной, в приходе церкви великомученика НикитыВ 1780-е годы из рокотовской портретописи исчезает та рокайльная дымка, которая придавала им атмосферу недоговорённости, даже некоторой таинственности. «На смену манящей полумгле приходят более отчётливые красочные тона, объёмы становятся более определёнными». Поздние московские портреты Рокотова наряднее и импозантнее прежних — ближе к господствовавшей в то время стилистике классицизма. О последних двадцати годах жизни сведений сохранилось немного. Воспитанные им племянники сделали успешную военную карьеру, дослужились один — до звания майора, другой — штабс-капитана.Художник скончался в Москве 12 (24) декабря 1808 года. Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.Сохранить
artchallenge.ru
Федор Рокотов: биография и творчество
Проходит всего каких-нибудь пара столетий, и жизнь творца затягивается флером, и вот мы уже не знаем в деталях, как жил Федор Рокотов, биография его скрывается за завесой времени. Историки, искусствоведы заново открывают прославленного живописца, чье имя гремело во времена Екатерины II.
Краткие сведения о жизни художника
Федор Степанович Рокотов (1735-1808) был выходцем из крепостных князя П.И. Репнина. В его селе Воронцово близ Москвы, на юго-западе родился будущий художник. Ему повезло: это было относительно либеральное время, когда таланты искали и обласкивали. Так И.И. Шувалов, собирая способных юношей для обучения в Академии художеств, отыскал бриллиант чистой воды. Это был Федор Рокотов, который в 1760 году напишет портрет своего покровителя. Именно у него дома брал свои первые уроки молодой живописец под руководством Пьетро Ротари. Шувалов не только его заметил, но и вырастил. Академия пока еще не открылась.
Знакомство с Михаилом Васильевичем Ломоносовым
Когда юный Федор Рокотов писал выдающегося ученого, общение с ним, несомненно, повлияло на формирование личности молодого человека. Полотно написано в излюбленных Рокотовым красных и зеленых цветах. Великий просветитель изображен в алом камзоле на фоне бархатной зеленой драпировки. Ученый изображен с атрибутами работы. В руках он держит перо, а на столе перед ним находится лист бумаги. Его задумчивый взгляд устремлен вверх. Именно благодаря этому произведению художника нам известен облик ученого.
В Петербурге
Предположительно, первой известной работой, которую написал в 1775 году Федор Рокотов, художник, (фото показывает картину-автопортрет) был «Портрет неизвестного молодого человека в гвардейском мундире», что позволяет предположить, что Рокотов сам служил. Служба требовалась, чтобы получить чин и вместе с ним дворянство. Но в Академии будущий художник начал учиться с 1760 года. Его успехи были замечены. В 1762 году ему доверяют написать большой парадный портрет Петра III. После этой работы Федор Рокотов поступает на первую ступень в Академии. Он становится адъюнктом, преподавателем. Следующим званием будет академик. Эталонными стали два портрета. Первый написан в 1763 году, после коронации Екатерины II, для его написания Рокотова специально отвезли в Москву. Портрет императрицы очень декоративен. Скульптурный профиль и грудь ярко выделяются на фоне благородных коричневато-бордовых драпировок. И сама свежая и молодая государыня, как экзотический цветок, помещена на трон с алой обивкой. У нее все положенные регалии: корона, скипетр и держава. Портрет очень понравился Екатерине II. С него были сделаны две копии.
Граф Г. Орлов
Фаворит императрицы, влиятельный вельможа, красавец Григорий Орлов изображен в камзоле с золотым шитьем, надетом поверх лат. Он с алой орденской лентой стоит на фоне неба, в котором проблескивает лазурь. Орлов похож на переодетого античного бога. В 1765 году живописец пишет копию с картины «Венера, Амур и Сатир» и становится академиком. Он не испытывает недостатка в заказных портретах и пишет их. Его произведения крайне отличаются от всего, что создают иноземные мастера, которые работают в России в восемнадцатом веке в стиле рококо. Однако Академия запрещает свободную работу на стороне. Поэтому в 1775 году Федор Рокотов навсегда покидает северную столицу. При просмотре работ раннего периода становится видно, что краски еще пестры и слишком контрастны, а рисунок излишне жесткий.
Федор Рокотов: биография и картины
В 1778 году умирает князь Репнин. Предполагают, что на оставленное им наследство художник через три года купит имение на Басманной за две тысячи шестьсот рублей. Потому что Рокотов денег быстро заработать не мог. Художник брал за работы крайне низкую оплату - по сто или даже по пятьдесят рублей. Мастерская просто ломилась от обилия заказов. Теперь Рокотов прочно обосновался в Москве. Московское общество с восторгом встречает молодого известного портретиста, вполне определившегося мастера, который написал в Санкт-Петербурге несколько интимных мужских портретов. Среди них можно выделить портрет И.Г. Голенищева-Кутузова, дяди прославленного полководца, или И.Г. Орлова, умного изысканного вельможи. Портреты петербургского периода отличаются интересом к своеобразию облика модели и его психологической характеристике. В портрете В.И. Майкова за изнеженной внешностью, за прищуром глаз, за усмешкой на красивых губах можно угадать иронический ум и проницательность поэта, который создал известную сатирическую поэму «Елисей». Лицо написано чуть ли не осязаемо. Палитра картины сочетает красные и зеленые тона, что еще больше подчеркивает полнокровность созданного художником образа.
Федор Рокотов: биография и творчество
А в первопрестольной кипит бурная общественная жизнь. Масон Н.И. Новиков разворачивает сеть типографий, где печатается переводная и отечественная литература. Новиков старается, чтобы его издания по цене были доступны даже самым беднейшим слоям общества. Покупая у него одну книгу, вторую человек получает бесплатно. Торговля идет бойко и не в убыток, одновременно расширяется круг читателей. Рокотов выписал журнал, «Утренний свет», имевший масонское направление, который издавал Новиков. Однако сведений, что сам художник был масоном, нет, как нет в его произведениях и масонской атрибутики. В Москве ставятся пьесы драматурга А.П. Сумарокова. А поэт М.М. Херасков образовал литературный кружок. В этом духе свободы и просвещения формируются воззрения на мир и художественное творчество у мастера. В Москве Рокотова приняли как равного, и он стал членом Английского клуба.
Стиль Рокотова
В 70-х создает свой творческий почерк Федор Рокотов. Художник чаще всего пишет портреты овальной формы. Они, как правило, изображают верхнюю часть тела модели. Фигура почти никогда не дается прямо, только с легким поворотом. Особое внимание живописец уделяет глазам и мимике. Она мимолетна. Мастер ловит неуловимое – чувства человека, перенося их на полотно. В основу колорита Федор Рокотов, художник 18 века, обычно берет три цвета. Богатство оттенков, их игра, утонченность цветовой гаммы призваны передать сложный внутренний мир модели. Светотень распределяется таким образам, что «выплывает» прежде всего лицо, остальные детали погружены в полумрак, модели таинственно и загадочно смотрят на нас, чуть прищурившись.
Творческий расцвет (1770 – 1780)
Особенно глубоко и полно художник в свои 35-45 лет сумел раскрыть женские образы. Они полны загадки и тайны. Вот изображение В.Е. Новосильцевой. Величавость, достоинство, уверенность в себе – все передано живописцем. Глаза с легким «рокотовским» прищуром насмешливы, как и сложенные в легкую улыбку губы. Тщательно выписано ее полупрозрачное белое платье, рюши и голубоватый атласный бант. Светлая фигура модели выступает из темного фона и приближается к зрителю.
Е.В. Санти и В.Н. Суровцева
1785 год – время создания образа графини Елизаветы Васильевны Санти, которая удачно вышла замуж и заняла высокое положение в обществе. Бледное тонкое лицо, губы с чуть наметившейся улыбкой. Прекрасная роза украшает прическу дамы, длинные серьги подчеркивают красивый овал лица, изысканная зеленовато-розовая, с пепельными переливами гамма ее платья – все говорит о спокойной уверенности в себе этой равнодушной, ироничной и холодной аристократки. Колористическое решение художника безупречно. Очаровательная, молодая, с простым русским лицом, полным достоинства и затаенной нежности, предстает перед зрителем Варвара Николаевна Суровцева. Здесь представлена духовная красота молодой женщины, которая очаровывает больше, чем ее черты лица.
Обобщающее в картинах Рокотова
Каждый портрет индивидуален. Он зримо передает черты лица изображаемой им женщины. Но главным и общим становится передача сложного духовного мира, богатства и красоты внутренней жизни, возвышенного строя человеческих чувств. Когда художником раскрывается сокровенность души, то всегда остается недосказанность, загадка и тайна. Это и придает образам особую поэтичность.
Мужские портреты
Идеал человека века Просвещения выразил в них художник – честь и достоинство. Как лучшие представители дворянской интеллигенции, среди них выделяются поэт А.Н. Сумароков и одаренный дипломат екатерининской эпохи А.М. Обрезков, который был послом в Османской империи. Изображение особенно интересно тем, что показывает энергичного, умного и проницательного человека. Глубокий и благородный ум поэта, баснописца и драматурга Сумарокова виден на его лице. Он в опале, и выражение презрительной горечи отражает его ощущения.
О Рокотове вообще практически не сохранилось сведений. Нет ни записок, ни частной переписки с ним. О последних годах известно лишь, что он безвыездно жил в Москве и похоронен своими племянниками (женат художник не был) в декабре 1808 года в Ново-Спасском монастыре.
fb.ru