Михай Мункачи, жизнь между хижиной и дворцом. Картины мункачи


Михай Мункачи, жизнь между хижиной и дворцом - ЭкспертРУ

В ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи», где впервые в России представлено творческое наследие самого известного в мире венгерского художника. Михай Мункачи – особая фигура в истории венгерской и европейской живописи конца XIX века. В его творчестве нашли отражение самые разные направления и жанры. Он изображал нелегкий быт крестьян в венгерской провинции и безмятежную жизнь светских дам в роскошных интерьерах.

В рамках Дней венгерской культуры в России в ГМИИ им. А.С. Пушкина проходит выставка «Вокруг Мункачи». В экспозиции представлены более 50 картин, среди которых работы самого Михая Мункачи из собрания Венгерской национальной галереи и частных коллекций, а также произведения европейских и русских художников конца XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Творческое наследие мастера выставляется в России впервые.

Венгерский живописец Михай Мункачи – фигура особая, неоднозначная и вместе с тем интересная, его называют самым знаменитым венгерским художником в мире. Для своих соотечественников Мункачи – великий мастер венгерского реализма и картин исторического жанра. Именно он оказал существенное влияние на формирование венгерской национальной школы. Вместе с тем Мункачи считается ярким и значительным представителем европейской живописи конца XIX века. Он был человеком довольно сложной судьбы, и это нашло отражение в его творчестве. События, происходившие в жизни художника во многом повлияли на манеру письма и выбор сюжетов. Несмотря на то, что Мункачи происходил из бедной провинциальной семьи, ему удалось добиться признания, не только в Европе, но и в Америке. Российским зрителям мастер известен не слишком хорошо, хотя в коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина есть его работы.

Родился будущий живописец 20 февраля 1844 года в семье выходцев из Баварии. Настоящая фамилия художника – Либ, Мункачи – это псевдоним по названию родного городка, он начал подписываться в им 1863 году. Примечательно, что спустя десятилетия, в середине 1920-х годов в Париже подобным образом поступит еще один венгр – Дьюла Галас, он возьмет имя Брассай (дословно – «из Брассо») и впоследствии станет одним из величайших фотографов ХХ столетия. Но вернемся к Мункачи. Трагические события преследовали его с самого детства, мальчик очень рано осиротел. После чего семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы Мункачи тяжело трудился в мастерской, в результате чего заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюры. На этом этапе важную роль сыграл дядя, который, несмотря на то, что был человеком простым, далеко небогатым, все же смог заметить талант мальчика и пошел навстречу его стремлениям. Он позволил племяннику брать уроки у местного преподавателя рисунка и живописи. Таким образом начался творческий путь юного художника.

В дальнейшем Мункачи успел поучиться во многих крупнейших европейских академиях живописи, методы которых имели свои особенности. Но происходили эти перемещения не по прихоти или излишней разборчивости начинающего мастера. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Этот опыт играет решающую роль в его становлении как мастера. Вернувшись в Мюнхен, он решает уехать, чтобы продолжить обучение в Дюссельдорфе. В тот период Мункачи был очень увлечен творчеством профессора местной академии Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. Испытав влияние, с одной стороны, французских реалистов, с другой – дюссельдорфской школы, которую отличало стремление передавать психологические нюансы и оттенки характера персонажей, он создает свою знаменитую картину «Камера смертника» (на выставке не представлена). Эта работа быстро прославила художника, и в результате один парижский торговец искусством приобрел сразу несколько его произведений.

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, это позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга. Там мастер почувствовал себя лучше.

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Барбизонцы известны тем, что первыми отказались от академической системы образования и стали заниматься живописью в естественной среде. Они предпочитали изображать человека и природу, изменения освещения и атмосферные эффекты; все то, что можно наблюдать только на открытом воздухе. Мункачи проникается особой атмосферой этого места, что, безусловно, оказывает влияние на творческую манеру мастера – острая социальная проблематика его сюжетов начинает смягчаться. В Барбизоне он создает картину «Женщина, несущая хворост». Хотя в ней все еще заметен свойственный Мункачи драматизм, но при этом работу отличают светотеневые эффекты и очень плотная живопись. Здесь есть и влияние Милле – образ героини раскрывается при помощи пейзажа. Французский реалист добивался смягчения и романтизации образов персонажей, изображая их на фоне окружающей природы. В Барбизоне Мункачи пишет еще несколько работ, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. Они исполнены в гармоничной цветовой гамме с преобладанием зеленых оттенков.

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике как и раньше. Нетрудно догадаться (вспомним историю Клода Моне и Алисы Ошеде), что затем они поженились, произошло это по окончании траура. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Женитьба и новый социальный повлияли на творчество мастера. В этот период он уходит от привычных сюжетов и начинает заниматься так называемой «салонной живописью». Определение это часто носит негативный оттенок. Изначально термин «салонное искусство», получивший распространение во второй половине XIX века, относился к произведениям, пользовавшимся поддержкой жюри парижского Салона, а также официальным одобрением властей. Со временем, вбирая в себя новые смыслы, определение приобретало все более негативное значение – так стали называть работы спорного качества, зависящие от модных тенденций и рассчитанные на покупателей с не слишком взыскательным вкусом.

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. Некоторые исследователи его творчества склонны винить в этих переменах жену, которая вовлекла художника в привычный для нее образ жизни. Кроме того, Мункачи подписывает десятилетний, как его еще называют – «кабальный», контракт с маршаном Зедельмейером. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой, легкость и непринужденность мазка… При первом взгляде на эту работу может показаться, что она принадлежит кисти Уильяма Тернера. Но хотя в картине угадываются стиль и приемы английского живописца, это не стоит считать подражанием. Скорее всего Мункачи был просто увлечен передачей световых эффектов, в этом произведении он максимально приблизился к пленэрной живописи.

Еще одна работа, представленная на выставке и заслуживающая отдельного упоминания – «Мильтон, диктующий своим дочерям поэму «Потерянный рай». Художнику недоставало драматизма в сюжетах, и он начал искать вдохновения в мировой литературе. Узнав о Мильтоне, который написал «Потерянный рай», будучи уже слепым, Мункачи глубоко проникся его историей. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности художника нередко мучили головные боли и видения. В результате свой жизненный путь мастер закончил в психиатрической клинике, когда ему было 56 лет.

Во многом благодаря своей биографии, такой интересной, насыщенной, но в то же время не лишенной трагизма, Мункачи стал настолько разноплановым художником и сложился как мастер. Он прошел непростой путь от провинциального венгерского плотника до парижского салонного живописца, чьи работы были востребованы не только в Европе, но и в Америке. Впечатления детства и юности послужили основой для его социальных, драматических сюжетов. В период скитаний по академиям Мункачи имел возможность освоить различные жанры, направления и живописные манеры. Салонные работы, которые представляли собой в основном коммерческие заказы, помогли ему в совершенствовании мастерства. Кроме того, художник получал официальные заказы, например, на роспись потолка над лестницей в венском Музее истории искусств. Здесь он работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения», эскиз к ней также можно увидеть на выставке.

Необходимо сказать о контексте, в котором представлены произведения Мункачи в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина, так как это важно для понимания идеи экспозиции. Проект называется «Вокруг Мункачи», поскольку к работам венгерского живописца добавлены полотна его современников. Подобраны европейские мастера конца XIX века, чье творчество оказало влияние на формирование национальных школ; русские художники, которых обращались к схожим сюжетам, социальной проблематике; а также те, кто работал с Мункачи в Париже. Сделано это для того, чтобы наглядно продемонстрировать зрителю, каким разным может быть искусство одного периода, особенно если это конец XIX века, когда одновременно существовало множество различных направлений.

expert.ru

венгерская живопись XIX века на выставке «Вокруг Мункачи» / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни

Первая в России выставка Мункачи

пройдет в ГМИИ им. А. С. Пушкинав рамках Дней венгерской культуры.

Михай Мункачи — пример успеха «вопреки», отчаянной приверженности любимому делу: начав учеником плотника, он добился того уровня славы и признания, при котором на светские приемы в его собственном особняке мечтали попасть представители дворянства, а коллекционеры двух континентов боролись за возможность заполучить его картины.

На выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина будут представлены более 50 картин художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пака, а также произведения европейских и русских мастеров того же периода из собраний музея и Третьяковской галереи. Живопись, полная силы и реализма, займет целых шесть залов и охватит все направления творчества мастера. Здесь и масштабный «Эскиз росписи потолка» (1886–1890) для венского Музея истории искусств, и «Автопортрет», и сцены социальной жизни: «Пьяница-муж», «Деревенский герой», «Женщина, несущая хворост».

Одна из самых интересных картин предстоящей экспозиции — «Мильтон, диктующий дочерям поэму „Потерянный рай“»: в то время здоровье художника пошатнулось и трагедия Мильтона отозвалась в нем крайне живо. Работа в жанре многофигурных сцен даже получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже. Отдельный зал экспозиции «Вокруг Мункачи» посвящен пейзажам, на манеру изображения которых повлияли картины Жана-Франсуа Милле, Камиля Коро и Густава Курбе — с ними художник познакомился во французском Барбизоне.

После 1874 года и женитьбы Мункачи на Сесиль Папье, вдове крупного мецената барона Анри-Эдуарда де Марша, в его творчестве намечается новый период: яркие цвета, светлые тона наполняют картины семейных сцен, изящных интерьеров и библейских сюжетов. Позднее стиль мастера сближается с парижскими работами Ильи Репина и Константина Коровина, их картины, например, «Парижское кафе» Коровина, тоже будут представлены на выставке. Художественный мир «Вокруг Мункачи» дополнит работа его единственного русского ученика Павла Сведомского «В мастерской масок», а также картина «В ресторане» Владимира Маковского, впервые экспонированная после реставрации, и яркие образцы творчества Макса Либермана, Адольфа Менцеля, Жана-Франсуа Милле, пейзажи Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи.

31 марта, в день открытия экспозиции, в Итальянском дворике ГМИИ им. А.С. Пушкина состоится фортепианный концерт Балажа Хаваши, посвященный Михаю Мункачи, на всем протяжении выставки будет проходить специальная образовательная и концертная программа.

Детали от Posta-Magazine:31 марта — 28 июняГалерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, ул. Волхонка, 14

 

 

 

posta-magazine.ru

Вокруг Мункачи - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900). В экспозиции будут показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. 

Михай Мункачи (1844–1900) – видный представитель европейской живописи XIX века, создавший более 600 произведений; его работы были высоко оценены как коллекционерами, так и критиками. В творчестве художника нашли отражение разные направления и жанры: он изображал жизнь венгерских крестьян в реалистической манере, писал салонные сцены, пейзажи.

Выставка «Вокруг Мункачи» размещена в шести залах Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. Экспозиция дает зрителю возможность познакомиться со всеми направлениями творчества венгерского мастера, проследить взаимосвязь художественных школ в европейском и русском искусстве второй половины XIX века. 

В первом зале представлен «Эскиз росписи потолка» (1886–1890), выполненный художником для венского Музея истории искусств. Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века. Здесь также можно увидеть «Автопортрет», написанный художником в 1881 году.

Второй зал позакомит зрителей с социальной проблематикой в творчестве Мункачи. К этой теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. Знакомство с произведениями французских реалистов Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе сыграло важную роль в становлении художника, в формировании его интереса к жизни народа. На выставке представлены работы этого периода: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873), которую зритель сможет сравнить с «Собирательницами хвороста» (начало 1850-х) Жана-Франсуа Милле из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

В 1868 году Мункачи начал обучение в Академии художеств в Дюссельдорфе у Людвига Кнауса, мастера многофигурных жанровых сцен. В экспозиции будут представлены работа Кнауса «Утро после праздника» (1853) и произведения других немецких художников из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Во втором зале также будет показана знаменитая работа «Мильтон, диктующий дочерям поэму “Потерянный рай”» (1878). В этот период здоровье Мункачи ухудшилось и жизненная трагедия Мильтона, вызванная одиночеством и болезнью, особенно остро воспринималась художником. На Всемирной выставке в Париже за эту картину он был награжден золотой медалью.

Следующий зал экспозиции посвящен пейзажу в творчестве Мункачи. В 1873 году художник приехал в Барбизон, где в то время работали Жан-Франсуа Милле, Камиль Коро и Густав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи. К этому жанру он обращался на протяжении всей жизни. На выставке будут представлены «Прогулка в лесу» (1880), «Пейзаж с деревьями и двухэтажным домом» (1882), «Сумерки в Колпаше» (1880-е), а также пейзажи Камиля Коро и Шарля-Франсуа Добиньи из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Во второй половине 1870-х годов в творчестве Мункачи начинается новый период. В 1874 году художник вступает в брак с Сесиль Папье, вдовой барона Анри-Эдуарда де Марша – мецената и покровителя художника. Сесиль Папье ввела Мункачи в круг коллекционеров и парижских знаменитостей. Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты. Изменилась и палитра живописи – цвета стали ярче, темные тона, характерные для его ранних работ, сменились светлыми. Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. В экспозиции будут представлены «Парижский интерьер» (1877), «Натюрморт с цветами и кувшином» (1881), «День рождения отца» (1882), «Оранжерея» (1885), «Похитительница конфет» (около 1885). 

Социальной тематикой своих ранних работ Михай Мункачи был близок художникам-передвижникам. Русские художники и критики, приезжавшие на парижский Салон, высоко оценивали работы Мункачи: Владимир Стасов называл его «одним из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе», Илья Репин отмечал высокое художественное качество произведений венгерского мастера. Поздние картины Мункачи близки парижским работам Ильи Репина и Константина Коровина. На выставке можно увидеть «Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто» (1890) и «Годовой поминальный митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже» (1883) Репина, «Парижское кафе» (1890-е) и «Портрет хористки» (1887) Коровина, «Букет цветов. Флоксы» (1884) Ивана Крамского из собрания Государственной Третьяковской галереи. В экспозиции также будет представлена работа «В мастерской масок» (1894) Павла Сведомского, единственного русского ученика Михая Мункачи. 

На выставке впервые после реставрации будет экспонироваться работа «В ресторане» (1897–1914) художника-передвижника, ведущего мастера жанровой живописи второй половины XIX века Владимира Маковского. Картина поступила в Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина из собрания Сергея Васильевича Соловьева – коллекционера русской реалистической живописи второй половины XIX – начала XX века.

Завершает выставку зал с картинами европейских художников, работавших вместе с Михаем Мункачи в Париже: «В Люксембургском саду» (1876) Адольфа Менцеля, «Дорога в школу в Эдаме» (1989) Макса Либермана, «Портрет девочки» (1898) Франца фон Ленбаха, все из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. 

Выставка «Вокруг Мункачи» проходит в рамках Дней венгерской культуры в России. Подготовлена специальная образовательная и концертная программа.

Партнер
Спонсоры

www.arts-museum.ru

Culture and art

Михай Мункачи. Камера смертника.

Михай Мункачи. Камера смертника.

Михай Мункачи

Михай Мункачи (настоящая фамилия — Либ) родился в 1844 году. Свой псевдоним, ставший впоследствии его фамилией, он взял от названия города, в котором родился (город Мукачево, по-венгерски Мункач, в теперешней Закарпатской области УССР).

Несмотря на то, что Мункачи пережил венгерскую революцию 1848—1849 годов еще совсем ребенком, она оставила значительный след в жизни будущего художника. „Мои первые воспоминания,— писал он,— восходят к 1848 году. Они порождены раскатами войны, которую мы, венгры, зовем „Войной за Национальную Свободу». Отец Мункачи был мелким чиновником. В 1848 году он принял присягу революционному правительству, за что после подавления революции австрийские власти бросили его в тюрьму. Там он тяжело заболел и вскоре умер. Еще раньше от тревог и переживаний за судьбу арестованного мужа умерла мать Мункачи. Шестилетнего сироту взял на воспитание дядя по матери — Иштван Рек, бывший адвокат, которому австрийские власти запретили практику за его поддержку революции. С самого раннего возраста, таким образом, мальчик был окружен людьми, боровшимися за свободу и независимость родины, слушал рассказы о революционных событиях 1848 — 1849 годов.Не имея материальной возможности дать племяннику сколько-нибудь серьезного образования, дядя отдал его в десятилетнем возрасте в обучение к столяру. Действительность очень скоро рассеяла все мечты мальчика. Ученик-ремесленник (по-венгерски — инаш) занимал самую последнюю ступеньку цеховой лестницы. На его долю оставалась самая грязная и черная работа. Тяжелый труд с раннего утра до позднего вечера, а часто и по ночам, скудная и отвратительная пища, побои и издевательства сделали этот период самым страшным в жизни Мункачи. Вместе с тем в эти годы он на собственном опыте осознал невыносимое положение широких слоев народа, узнал его думы, чаяния и надежды, проникся его свободолюбием и непокорностью угнетению и насилию.После четырехлетнего пребывания в инашах в 1859 году Мункачи стал подмастерьем. Он уехал в Арад — город на юге Венгрии, где поступил в большую столярную мастерскую. Те два года, которые он провел в Араде, были для него не многим лучше предшествующих — снова голод и тяжелая работа. В результате всех невзгод будущий художник заболел и вынужден был вернуться к дяде.В те дни, когда приступы перемежающейся лихорадки немного ослабевали, он стал рисовать, чтобы чем-нибудь заполнить время. Пока Мункачи болел, он перерисовал почти все висящие в комнатах гравюры, боясь лишь одного — возврата в столярную мастерскую. Именно в этот период у него созревает твердое решение стать художником. После долгого сопротивления дяди Мункачи добился, наконец, что тот оставил мысль сделать племянника столяром. К тому времени семнадцатилетний юноша уже взял несколько уроков рисования у Франца Фишера, заурядного худож- ника-академиста, дававшего ученику для копирования образцы гравюр. Здесь же у Фишера произошло знакомство Мункачи с его будущим учителем Элеком Самоши, который сыграл большую роль в дальнейшем формировании Мункачи как художника.„Самоши был действительно добр ко мне, и не только как учитель живописи, но и как воспитатель,— вспоминает Мункачи об этом времени.— Образованный и культурный, он отчаивался при виде моего невежества. Он изо всех сил старался восполнить, насколько это было возможно, пробелы моего образования. Каждый день он давал мне уроки, а если вечером оставался дома, начинал рассказывать мне историю и исправлял мои письменные работы. Одним словом, он хотел преподавать мне основы знаний…» День распределялся так: „Утром с пяти до восьми — история, грамматика, мифология — всего понемногу. С восьми до полудня я рисовал с натуры или с гипсов. После полудня — анатомия, а вечером — композиция».Вместе с Самоши Мункачи бродил по стране от одного мецената к другому. Он узнал различные уголки Венгрии, быт и нравы народов, ее населявших, еще глубже ознакомился с жизнью народа. Молодой художник много работал непосредственно с натуры. Первые известные нам рисунки Мункачи относятся именно к этому времени — концу 1861 и 1862 годам.Скопив продажей картин денег, Мункачи в начале 1865 года уехал учиться в Венскую Академию художеств (в Венгрии тогда не было своей художественной школы).Осенью 1866 года Мункачи по совету друзей отправляется в Мюнхен, чтобы получить художественное образование в тамошней Академии художеств. Педагогическая система здесь не была столь оторвана от жизни, как в Академии Вены,— ученики много работали с натуры, овладевая средствами верной передачи увиденного в жизни.Осенью 1868 года молодой художник переезжает в Дюссельдорф, чтобы пользоваться там советами давно привлекавшего его Людвига Кнауса.Первое произведение, исполненное Мункачи в Дюссельдорфе, показывает, что молодой венгерский мастер обретал к этому времени свое самостоятельное творческое лицо. Речь идет о картине „Зевающий инаш“ (1868, местонахождение неизвестно). Сюжет ее навеян воспоминаниями художника о своем тяжелом детстве, проведенном в столярной мастерской. В тесной темной захламленной каморке потягивается только что вскочивший с постели инаш. Судорожная зевота растянула его рот, перекосила лицо. Зритель невольно проникается сочувствием к этому совсем еще юному существу, чья жизнь исковеркана всем общественным укладом.

Михай Мункачи. Крестьянка сбивающая масло.

Михай Мункачи. Крестьянка сбивающая масло.

В конце 1869 года Мункачи захвачен замыслом новой картины „Камера смертника» (Будапешт), которая должна изображать осужденного на смерть бетьяра. Бетьярами в Венгрии назывались разбойники, грабившие, главным образом, имущие классы и раздававшие награбленное беднякам. Это явление, чрезвычайно характерное для Венгрии начала и середины XIX века, было одной из форм народного по своему характеру социального протеста того времени. Отряды бетьяров составлялись из доведенных до полной нужды и отчаяния крестьян и бежавших из армии солдат. Народ любил и прославлял в песнях этих вольных людей, крестьяне укрывали бетьяров и помогали им в борьбе с беспощадно каравшими их властями. В 1848—1849 годах некоторые бетьярские вольницы примкнули к революционной армии и вместе с нею отстаивали свободу народа.И вот венгерский художник берется изобразить одного из таких смелых и мужественных стихийных борцов за справедливость.Темная сырая тюремная камера с нависшими над головой сводами. В полумраке мерцает белое пятно стола, у которого сидит в глубокой задумчивости приговоренный к смерти бетьяр — могучий, красивый крестьянин. Ноги его закованы в кандалы: в крепко сжатом кулаке, лежащем на столе, как бы концентрируется неукротимая энергия этого человека, его непреклонная воля. Камера смертника полна народа — согласно обычаю, двери ее открыты для всех желающих повидаться в последний раз с осужденным. Среди посетителей камеры его семья и посторонние лица. Сложное, разноречивое отношение собравшихся к бетьяру внешне выражено очень сдержанно, но все они принимают близко к сердцу судьбу бетьяра, так или иначе сочувствуют ему.Изображаемое событие полно драматизма, тяжелых переживаний, тем не менее в нем нет беспросветного отчаяния. Показывая тяжесть положения народа, одну из самых трагических сторон его жизни, художник одновременно дает понять и непреклонное мужество и вольнолюбие народных героев, не сгибающихся даже перед лицом смерти, изображает простых людей, объединенных ненавистью к угнетателям.Выставленная весной 1870 года в парижском Салоне, картина завоевала чрезвычайно большой успех. Художнику была присуждена за нее Большая золотая медаль.В следующих произведениях Мункачи продолжает с позиций художника-демократа разрабатывать тему народа, осмысливая ее в плане социальных проблем. В 1871 году он создает картину „Щипательницы корпии» (Будапешт). Сюжет, избранный художником, позволил ему просто, в самой обыденной жизненной сцене показать непосредственную связь широких народных масс с революционными событиями, с освободительной борьбой за независимость Венгрии.Переехав в конце 1871 года в Париж, художник по-прежнему остается тесно связанным с родиной. В 1873 году им была создана одна из его лучших картин — „Ночные бродяги» (Будапешт). Продолжая линию, начатую „Камерой смертника’4, художник вновь изображает людей, находящихся в непримиримом открытом конфликте с господствующими классами.Как и в предыдущих картинах, художник дает „хоровую», драматическую, наполненную выразительными типами сцену. Выдержанный в серовато-сизых тонах, колорит правдиво передает атмосферу раннего, чуть брезжущего утра и вместе с тем соответствует эмоциональному тону картины — тону бесприютности и нужды. В „Ночных бродягах», как и в двух предыдущих картинах, в полную силу прозвучал образ многострадального народа. В бытовых жанрах Мункачи начала 1870-х годов перед зрителем проходит во всей наготе неприкрашенная жизнь простых людей, их борьба за лучшую долю.Осенью 1891 года Мункачи совершает довольно длительную поездку по Венгрии. Поводом для нее послужил заказ венгерского правительства на создание для зала Будапештского парламента грандиозного полотна, изображающего пришествие венгерских предков на территорию будущей Венгрии, так называемого „Обретение Родины». Напряженная работа над этим гигантским полотном, занявшая около двух лет, основательно подорвала физические и духовные силы Мункачи. Однако, лишь немного отдохнувши, художник принимается за новое произведение. Это была картина „Забастовка» (1895, Будапешт), в которой нашли непосредственное отражение прогрессивные взгляды художника. „Забастовка» воплотила в себе размышления художника о противоречиях в жизни общества, впечатления о новых формах народной борьбы против угнетения.Картина вызвала нападки ряда буржуазных критиков, пытавшихся утверждать, что Мункачи на этот раз ошибся в выборе сюжета, что тематика картины случайна, что изображенная действительность неизвестна художнику. Отповедь всем этим утверждениям принадлежит самому Мункачи, который заявил: „Эта картина доставила мне личное удовлетворение видеть в ней осуществленными мои художественные намерения».Непрестанная творческая работа в течение тридцати с лишним лет, постоянный страх за дальнейшую судьбу, тяжелая неизлечимая болезнь истощили душевные силы мастера. В 1896 году он был помещен в лечебницу для нервнобольных. Умер художник первого мая 1900 года. Согласно его последнему желанию, Мункачи был похоронен в Будапеште — столице своей родной страны.

culture-art.ru

Михай Либ Мункачи - Биография художника, известные произведения, выставки

Михай Мункачи (20 февраля 1844, Мункач — 1 мая 1900, Эндених) — венгерский художник — реалист, прославившийся своими работами в портретной, жанровой и исторической живописи.

Настоящее имя Михая Мункачи — Михай Либ. Он родился в небольшом городке Мункач в Австро-Венгрии (ныне это украинский город Мукачево), в семье чиновника баварского происхождения. Свою связь с Венгрией Мункачи подчеркивал на протяжении всей своей жизни, избрав своим псевдонимом название родного города. Рано потеряв родителей, мальчик воспитывался в семье дяди. Он начал обучаться столярному ремеслу, но от тяжелой работы заболел и был вынужден его оставить.

В этот же период Мункачи начал рисовать и брать уроки мастерства у местного художника Элека Самоши. По его рекомендации Михай Мункачи отправился в Будапешт, где продолжил художественные занятия. Далее он обучался в Вене, Мюнхене, Дюссельдорфе — там занимался у Людвига Кнауса (1829−1910), талантливого пейзажиста и мастера многофигурных композиций. В 1867 году Мункачи посетил Париж, где познакомился с произведениями французских художников Жана-Франсуа Милле и Гюстава Курбе, которые произвели на него сильное впечатление. Своеобразным итогом этого времени стало создание картины «Камера смертника или последний день осужденного» («Осужденный на смерть«). Представленная в 1870 году в Парижском Салоне, картина принесла художнику золотую медаль и стала залогом его популярности.

Переломным моментом в судьбе Михая Мункачи стало знакомство с бароном Анри-Эдуардом де Маршем и его супругой Сесиль Папье. Барон и его жена были настоящей опорой для художника, постоянно страдающего от сомнений в собственном таланте и от страха быть непризнанным. При их содействии в 1871 году Мункачи переехал в Париж, затем работал в Барбизоне. Под влиянием барбизонской школы были написаны его реалистические сцены и пейзажи.

Далее в жизни художника снова произошли изменения: умирает его покровитель барон де Марш, и по окончании траура Михай Мункачи женится на его вдове. Во второй половине 1870-х годов меняется характер работ мастера. Он начинает писать композиции, на которых в светлых, уютных интерьерах изображены элегантно одетые молодые женщины за разговором, чтением и музицированием, а также маленькие дети и милые домашние питомцы.

Художник находился в постоянном поиске новых тем. Так, его заинтересовала история жизни английского поэта XVII столетия Джона Мильтона, в судьбе которого Мункачи находил параллели со своей собственной судьбой. В 1878 году была написана картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай«". Благодаря удачному выбору сюжета, изяществу композиции, тонкой передаче характера персонажей и оригинальному живописному решению произведение принесло Михаю Мункачи всемирную славу. За эту работу он был награжден орденом Железной короны и получил от императора Австро-Венгерской монархии Франца Иосифа I дворянскую грамоту. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году жюри присудило работе золотую медаль.

Одним из крупных проектов последних десяти лет творчества художника был заказ на роспись плафона парадной лестницы в Художественно-историческом музее в Вене. К огромному панно было создано большое количество этюдов.

Всего за свою жизнь художником было создано более 600 произведений.

artchive.ru

"Вокруг Мункачи" - ru_art links

«Мункачи один из самых решительных, неукротимых реалистов в Европе... Он смел, резок, неправилен, но зато глубоко правдив и выразителен: создатели новых школ и направлений всегда таковы». В. Стасов

Михай Мункачи «Оранжерея» Около 1885 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Впервые в России ГМИИ им. А.С. Пушкина представлял выставку венгерского художника Михая Мункачи (1844–1900), одного из самых дорогостоящих европейских авторов конца XIX века. В экспозиции были показаны более 50 картин: работы художника из собрания Венгерской национальной галереи и коллекции Имре Пакха, а также произведения европейских и русских мастеров XIX века из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственной Третьяковской галереи. Как рассказывают историки, настоящие знатоки искусства сражались за возможность увидеть и приобрести его произведения. За свою недолгую жизнь Мункачи создал более 600 работ, при чем их нельзя назвать полотнами, многие картины написаны на деревянных досках вместо холстов

Михай Мункачи Автопортрет 1881 Дерево, масло. Венгерская национальная галерея.

Михай Либ родился 20 февраля 1844 г. в семье сельского чиновника баварского происхождения в городе Мункаче, тогда принадлежавшем империи Габсбургов (ныне Мукачево, Закарпатская область, Украина). Мункачи –псевдоним по названию родного городка, художник начал подписываться так в 1863 году.

Михай Мункачи Эскиз для росписи потолка Музея истории искусств в Вене. Около 1887 холст, масло. Венгерская национальная галерея. Роспись потолка над лестницей̆ в венском Музее истории искусств – официальный заказ. Здесь Мункачи работал в непривычной для себя техники фрески и создал композицию на тему «Апофеоз Возрождения». Масштабная композиция – одно из значительных монументальных произведений XIX века.

Трагические события преследовали художника с самого детства. Мальчик очень рано осиротел. Семилетнего Михая усыновил дядя, который затем отдал его в подмастерья к плотнику. После трех лет учебы и тяжелого труда в мастерской, мальчик заболел и был вынужден вернуться домой. В процессе восстановления здоровья Михай начал рисовать и копировать гравюрыДядя обратил внимание на увлечение Михая и позволил племяннику брать уроки у бродячего художника Элек Самоши. Затем Михай поехал в Будапешт, заручился покровительством известного художника Антала Лигети и получил стипендию, позволившую учиться за границей.

Михай Мункачи «Сумерки в Колпаше» конец 1880 х Дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В дальнейшем Мункачи учился во многих крупнейших европейских академиях живописи. Венскую Академию художеств он был вынужден оставить, так как плата за обучение оказалась непомерно высокой. В том же году художник поступает в Мюнхенскую академию. Затем он получает стипендию и отправляется в Париж на Всемирную выставку, где познакомился с творчеством двух ярчайших представителей французского реализма Жаном-Франсуа Милле и Гюставом Курбе. Затем – опять учеба в в Дюссельдорфе. . К социальной теме художник обратился после посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году. К работам этого периода относятся: «Пьяница-муж» (1872), «Деревенский герой» (1874), а также картина «Женщина, несущая хворост» (1873),

Михай Мункачи «Два молодых человека у стола (Эскиз к картине «Деревенский герой»))» 1874 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Женщина, несущая хворост» 1873 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пьяница-муж» 1872 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Вскоре у Мункачи появляется меценат – люксембургский коллекционер барон де Марш, что позволяет ему окончательно перебраться в Париж. Барон и его жена Сесиль буквально берут художника под свою опеку – они поддерживали его не только материально, но и морально. Дело в том, что Мункачи постоянно страдал от неуверенности, беспокоился, что не сможет повторить прошлый успех. Когда художник находился на грани нервного срыва, барон практически спас его, пригласив в свое поместье неподалеку от Люксембурга.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Восстановив силы в доме де Маршей, Мункачи отправляется в Барбизон – знаменитую колонию художников неподалеку от Парижа, где в то время жили и работали Жан-Франсуа Милле, Жан-Батист Камиль Коро и Гюстав Курбе. Под влиянием их новаторской манеры изображения природы Мункачи написал свои первые пейзажи, в том числе картины «Прогулка в лесу» и «Цыгане на опушке леса», сочетающие пейзаж и жанровую сцену. К жанру пейзажа он обращался на протяжении всей жизни.

Михай Мункачи «Прогулка в лесу» около1880 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Цыгане на опушке леса» 1873 дерево, масло Собрание Имре Пакха

Вернувшись в дом своего покровителя Мункачи продолжает работать. Однако вскоре барон де Марш умирает, но его вдова Сесиль продолжала заботиться о художнике. По окончании траура в 1874 году они поженились. Проведя медовый месяц в путешествиях по Европе, пара решает обосноваться в Париже. Мункачи с супругой снимают роскошный особняк неподалеку от парка Монсо. Дом используется для работы и светских раутов, а поместье в Люксембурге становится местом отдыха.

Михай Мункачи «Прогулка в парке Монсо» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Михай Мункачи «Певец» Этюд к картине «Умирающий Моцарт» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

Роскошный особняк, который Мункачи снял в Париже, его супруга Сесиль превратила в модный салон. Это место посещали известные художники, литераторы, банкиры и государственные деятели. Благодаря старания своей жены (она стала для него первым агентом) Мункачи быстро превратился в одного из самых продаваемых художников Европы. . Новый стиль жизни отразился на выборе сюжетов: теперь это семейные сценки в изящных интерьерах, портреты, пейзажи, картины на библейские сюжеты.

Михай Мункачи «Пейзаж с пастушьим костром» около1882 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Пейзаж» 1885 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Картина «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» в свое время вызвала настоящий фурор среди эстетской публики, столь глубоким казался замысел и столь виртуозным исполнение. Автор был награжден золотой медалью на всемирной выставке в Париже, удостоен ордена Железной короны и дворянской грамоты. Образ слепого поэта трагичен, в нем отражена судьба самого художника, борющегося с роком и, несмотря ни на что, создающего прекрасное.

Михай Мункачи «Мильтон, диктующий дочерям поэму «Потерянный рай»» 1878 холст, масло. Венгерская национальная галерея

«Мильтона» покупает известный парижский купец Зедельмейер, торгующий картинами, ставший на долгий срок злым гением художника. Он сковывает живописца кабальным договором на десять лет, диктует мастеру темы. Он владеет целиком всей живописной продукцией Мункачи, возит творения мастера по Европе и Америке, зарабатывая огромные барыши.

Михай Мункачи «Читающая женщина» около 1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

Мункачи начинает очень много писать на заказ, в основном салонные сцены и натюрморты. С другой стороны, это сотрудничество обеспечило художнику стабильный доход – практически все его работы незамедлительно продавались. Клиентами Зедельмейера были избранные, обладавшие тонким вкусом коллекционеры, именно у них вызывало интерес творчество Мункачи.

Михай Мункачи «День рождения отца» 1882

Михай Мункачи «Две семьи в салоне» 1882 дерево, масло. Собрание Имре Пакха

Салонная живопись сделала Мункачи одним из наиболее популярных и продаваемых европейских художников. Поэтому значительное число его картин хранится в публичных и частных коллекциях по всему миру. Салонные произведения Мункачи обычно демонстрируют элегантно одетых молодых женщин, окруженных детьми, домашними животными или цветами, а иногда и теми, и другими одновременно. В качестве фона, как правило, выступает роскошная мастерская художника.

Михай Мункачи «Парижский интерьер» 1877 холст, масло. Венгерская национальная галерея

Михай Мункачи «Натюрморт с цветами и кувшином» 1881. Эту картину приобрел для своей коллекции русский меценат Сергей Третьяков.

Михай Мункачи «Похитительница конфет» около 1885 холст, масло. Собрание Имре Пакха

Несмотря на то, что Мункачи становится одним из самых заметных мастеров салонной живописи, ему удается сохранить связь с родиной, со своими корнями. Происходит это благодаря дяде, который когда-то сумел разглядеть в мальчике талант живописца. Он нашел для племянника мастерскую, где тот мог спокойно работать и воплощать свои собственные замыслы. Именно здесь Мункачи пишет уникальное для его творчества произведение «Пыльная дорога» – воздушный пейзаж в розовато-желтоватых тонах, солнечный свет, пробивающийся сквозь дорожную пыль, поднятую крестьянской телегой.

Михай Мункачи «Пыльная дорога» около1880 дерево, масло. Венгерская национальная галерея

В 1890-х годах здоровье художника пошатнулось — он страдал от душевного расстройства и от сифилиса.. Далеко не последнюю роль здесь сыграли личные обстоятельства – из-за болезни, перенесенной в юности, художника нередко мучили головные боли и видения. . Мункачи скончался 1 мая 1900 года в 56 лет в психиатрической лечебнице в Энденихе (около Бонна).

Михай Мункачи «Составление букета» дерево, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина

http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000014/st011.shtmlhttp://evropeyskoe_iskusstvo.academic.ru/675/%D0%9C%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B8http://expert.ru/2015/06/3/mihaj-munkachi-zhizn-mezhdu-hizhinoj-i-dvortsom/http://kolomna-art.pro/archives/vokrug-munkachi-za-187-dnej

art-links.livejournal.com

Михай Мункачи. Трилогия о Христе.

Одно из самых известных произведений Михая  Мункачи состоит из трёх полотен,называют его Трилогией о Христе.

ПЕРВАЯ КАРТИНА «Христос перед Пилатом» была написана в 1881 году.

М.Мункачи.«Христос перед Пилатом», 1881 год\

                 О том, какая тщательная подготовка предшествовала написанию полотна, публика узнала после опубликования переписки художника с супругой. Мункачи несколько раз перечитывал Библию от первой до последней строки, детально изучил произведение «Жизнь Иисуса» французского философа и писателя, историка религии Эрнеста Рена́на.

             Для того, чтобы как можно более реалистично изобразить сцену в Иерусалимской претории (в Римской империи этим термином называли временную резиденциюй римских наместников в Иудее в течение их пребывания в Иерусалиме), художник просмотрел множество художественных альбомов по истории костюма и картин с изображением библейских сюжетов.

                     Мункачи приглашал представителей еврейской общины, ожидавших в Париже документов для эмиграции, позировать для его картины. Он делал фотографические снимки моделей, которые затем использовал в ходе написания полотна.

Прежде чем взяться за большое полотно Мункачи выполнил более 35 эскизов.

О ПИЛАТЕ.

      Характеристикой, данной Пилату его современником, являются слова Филона Александрийского: «природно жёсткий, упрямый и безжалостный... развратен, груб и агрессивен, он насиловал, надругался, неоднократно убивал и постоянно зверствовал».

             О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Как указывают историки, Пилат был ответственен за бесчисленные жестокости и казни, совершённые без всякого суда. Налоговый и политический гнёт, провокации, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся.

               Когда парижская публика в 1881 году увидела первую картину «Христос перед Пилатом», она с присущей французам пылкостью превозносила мастерство и очень современный философский подход к вечной теме венгерского художника. Блестящий живописец изобразил Иисуса Христа человеком обыкновенным, и сильным и слабым, но, безусловно, несущим в сердце своем только любовь.

            Зедельмейер  заключил с Мункачи десятилетний контракт на кабальных для художника условиях. Воодушевлённый огромным успехом в Париже, Зедельмейер выставлял полотно в нескольких европейских странах. Австрии, германии, Англии. Венгры могли познакомиться с картиной знаменитого соотечественника в старом здании выставочного зала Мючарнок (в настоящее время Университет изобразительных искусств) в 1882 году. Полюбоваться картиной пришли более восьмидесяти тысяч человек.

              После европейского турне картина отправилась в Америку, в Нью-Йорк. Картину приобрёл американский бизнесмен, религиозный лидер, видный общественный и политический деятель, один из основоположников современного рекламного дела Джон Уонамейкер .

           После того, как картина побывала на международной выставке в Чикаго, Уонамейкер поместил её в своём доме. После вскоре случившегося там пожара картина сильно пострадала. Её чудом нашли - вырезанную из рамы и брошенную на снег.В 1988 году наследники Уонамейкера продали полотно бизнесмену Джозефу Таненбауму, который подарил его Гамильтонской Галерее.

ВТОРАЯ КАРТИНА

М.Мукачи.Голгофа.1884г

           Второе полотно «Голгофа» появилось на свет в 1884 году. Художник приступил к работе над ним после того, как написал 16 эскизов. Зедельмейер решил выставить обе картины вместе, для этого первая картина на некоторое время снова вернулась в особняк парижского купца.

      Восторгу публики не было предела. Критики тоже были весьма благосклонны. Газеты пестрели хвалебными статьями.

           Затем три года - с 1884 по 1887 - обе картины выставлялись там же, где первое полотно. "Голгофу" приобрёл всё тот же Уонамейкер. Нетрудно догадаться, что в пожаре 1907 года пострадала и эта картина. Её точно также вырезали из рамы и выбросили. Точно также чудом спасли от гибели.

          Наследники выставили картину на аукционе Сотби. Картину приобрёл некий Джулиан Бек, перепродавший её в 2004 году венгерскому коллекционеру Имре Пакху

ТРЕТЬЯ КАРТИНА

М.Мункачи."Ecce Homo"1896г

     Третья картина "Ecce Homo" была написана в 1896 году к открытию выставки, приуроченной к празднованию Тысячелетия со дня обретения венграми Родины. Её выставили в отдельном павильоне недалеко от Площади героев. 

             Ирландский писатель и поэт Джеймс Джойс, который в 1899 г. видел трилогию Мункачи, особо отметил в своих записях «Ecce Homo»: «Вся картина проникнута удивительно глубокой, тихой драмой, как будто она могла бы в один миг, как по взмаху волшебной палочки, стать реальностью... видение художника глубоко задевает своей человечностью».

            Однако на этот раз публика встретила проникновенное творение мункачи достаточно прохладно. За десять лет изменились художественные пристрастия, и драматический историзм, в котором Мункачи достиг непревзойдённых высот, перестал быть самым модным и востребованным течением. к тому времени художник был сильно болен и незаслуженно забыт своими прежними поклонниками.

     Позже картину отвезли в Америку, однако на этот раз Уонамейкер не спешил приобрести картину Мункачи. В конце концов она была продана одному англо-венгерскому консорциуму, откуда затем картину выкупил богатый заводчик и коллекционер живописи Фридьеш Дери.

      В 1919 году Дери передал свою богатейшую коллекцию исторических документов, художественных картин, нумизматики и книг ценностью более 10 миллионов золотых корон, венгерскому государству. В 1928 году в Дебрецене было построено здание, вместившее эти огромные ценности. Музей носит имя Фридьеша Дери.

Михай Мункачи никогда не увидел вместе все три полотна.Однако полотна увидел мир.Картины немало попутешествовали по свету, меняя владельцев и восхищая зрителей.

             Но в  феврале этого года  ценители таланта венгерского художника Михая Мункачи получили радостную новость: венгерское правительство смогло договориться с руководством Гамильтонской Галереи (Канада) о приобретении третьего полотна монументальной трилогии Михая Мункачи «Христос перед Понтием Пилатом», а Депозитарий Венгерского Национального Банка выделил средства для покупки. Сейчас ожидается возвращение полотна в Венгрию.

Источники.

http://mila-hunguide.livejournal.com/97822.html

http://timur0.livejournal.com/266898.html

http://rusrep.ru/article/2015/06/02/m/

http://bellezza-storia.livejournal.com/388366.html

maxpark.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта