Рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике. Картина пастелью


Как рисовать пастелью поэтапно для начинающих

Пастель — это практически чистый пигмент. Она позволяет создавать яркие и насыщенные изображения. С её помощью создают эскизы и рисунки. Плюсом пастели является то, что для рисования вам не понадобится масса принадлежностей. Достаточно бумаги и самой пастели.

Как рисовать пастелью поэтапно для начинающих - сухая и масляная пастель 1

Сухая пастель

1. Очень важно купить качественную бумагу. Экономия здесь неуместна. Иначе новичок рискует не продвинуться в обучении. Техника рисования пастелью требует использования специальной зернистой бумаги, чья поверхность похожа на замшу и способна удерживать частицы красителя.

Бумагу для пастели выпускают различных цветов. Выберите ту, которая вам понравится, но учитывайте, что цвет должен контрастировать с изображаемым объектом. Оттенок не должен быть слишком тёмным или очень светлым, чтобы на бумаге хорошо смотрелись светлые и тёмные тона.

Не выбирайте белую бумагу, потому что работа на цветной будет смотреться эффектнее. Бесцветный лист потребует полного заполнения светлых пятен.

2. Торцом пастели рисуют широкую линию, а тонкую — краем. Регулировать толщину штриха можно с помощью силы нажима и угла наклона карандаша. Если нужно закрасить большую поверхность, то положите мелок на бок и покрывайте и закрашивайте бумагу.

3. Наборы пастели могут включать до шести десятков цветов. Но не все художники пользуются огромным количеством оттенков. Многие используют лишь несколько. Выбирайте так, как вам нравится.

Как рисовать пастелью поэтапно для начинающих - сухая и масляная пастель 2

4. Лист можно располагать горизонтально или на мольберте. Вертикальное положение позволяет крошкам падать и не оставаться на рисунке.

5. Пастель допускает большое разнообразия применения техник. Нет универсального рецепта и вы можете выработать свои способы работы с ней.

6. Начните с наброска углем или слабо выделяющимся на тоне бумаги мелком. Простой карандаш не подходит, потому что на нем плохо держится пастель.

7. На светлой бумаге хорошо разметить тона серой или чёрной пастелью. Чтобы правильно определить тоновые соотношения, определите, что должно быть самым темным, а что самым светлым. От основных форм переходите к уточнению и работе с объемами. Используйте штрихи, линии и точки. Растирайте пастель, где нужно обобщить изображение. Если растирать всё, то последующие слои будут плохо держаться на бумаге.

8. Готовый рисунок закрепите специальным раствором. Его можно купить в специализированном магазине в виде спрея. Наносите закрепитель аккуратно. Толстый слой повлияет на цвет рисунка. Универсальные закрепители и лак для волос не слишком подходят. Сухая пастель из-за содержания мела не очень насыщенная, а после закрепления становится контраснее. Это нужно учитывать.

9. Готовые работы, тем более незакрепленные, нужно хранить аккуратно. Желательно поместить под стекло и использовать паспарту. Если рисунки будут храниться в папке, то проложите их гладкой бумагой.

Как рисовать пастелью поэтапно для начинающих - сухая и масляная пастель 3

Масляная пастель

1. Масляная пастель на растушевывается и хуже растирается, чем сухая. Поэтому её следует разбавить пиненом.

2. Предварительный рисунок выполняйте масляной пастелью. Если предпочитаете уголь, то перед использованием пастели удалите его почти полностью, чтобы не запачкать пастель.

3. После нанесения основных тонов размойте их пиненом.

4. Уточняйте рисунок и если нужно, то размывайте. Но не увлекайтесь, потому что слишком размытая работа будет выглядеть замыленной. Должны оставаться прорисованные участки, самые важные по мнению художника.

5. В течение нескольких месяцев масляная пастель подсохнет и немного потемнеет. Учитывайте этот эффект в процессе работы.

6. Нет необходимости закреплять работу, выполненную такой пастелью. Но хранить её всё равно нужно аккуратно. Красочный слой может прилипнуть к соприкасающейся с рисунком поверхности. Лучше всего хранить работу под стеклом, но оно не должно касаться рисунка.

Как рисовать пастелью поэтапно для начинающих - сухая и масляная пастель 4

Как рисовать пастелью? — видео

pristor.ru

виды и обучающая информация для начинающих

Техника рисования пастелью

Часто, когда начинающему художнику необходимо определиться, каким материалом работать, он склонен выбирать между маслом и акварелью. Но существует еще одна категория художественных материалов, называемая «мягкие». К ним и относится простой и приятный в работе материал – пастель.

Рисование пастельными мелками предполагает тесный контакт пальцев руки с бумагой, так как штрихи часто растушевываются для получения нужного оттенка или фактуры. Благодаря этому можно в буквальном смысле слова «почувствовать» рисунок во время работы. К тому же техника рисования пастелью обладает волшебным свойством – она склонна превращать простоту и даже «примитивность» рисунка из недостатка в достоинство.
  1. От классики к импрессионизму
  2. Виды пастели для рисования
  3. Что нужно для рисования пастелью
  4. Особенности техники

Техника рисования пастелью

От классики к импрессионизму

История пастели началась еще в 15 веке. Упоминания об этом материале можно найти в теоретических трудах Леонардо да Винчи. Само же французское слово «пастель» начало употребляться намного позже – в середине 17  века. Происходит оно от латинского pastellum – паста. Из чистого темного пигмента путем его перетирания с мелом получались более светлые цвета – отсюда всем известное слово «пастельный».

Этим материалом пользовались многие художники эпохи Возрождения, а также выдающиеся представители искусства Нового времени: Энгр, Жан Этьен Лиотар, Джон Рассел, Морис де Ла Тур. Особенно популярным было использование пастели в классическом портретном жанре, как в чистом виде, так и в комбинации с гуашью.

Позднее технику использовал для своих знаменитых атмосферных пейзажей Джеймс Уистлер. Также этот материал был популярен среди художников, представлявших главные направления живописи 19-го, начала 20 века, – импрессионистов и художников группы «Наби» (Les Nabis). Пастелью рисовали Пьер Боннар, Жан Эдуард Вюйар, Альфред Сислей, Эдгар Дега, Эдуард Мане и многие другие.

Sekrety-tekhniki-risovaniia-pasteliu-7

Удивительно, но пастель, которую использовал Дега, можно купить и сейчас – маленький магазинчик «La Maison du Pastel» в одном из переулков Парижа почти не изменился с 1920-х. Производством по технологии, придуманной Анри Роша, занимаются его наследники.

В семейной мастерской до сих пор используют старинные инструменты и изготавливают пастель вручную. Полный спектр цветов составляет 567 оттенков, а цена за один мелок достигает 12-18 евро. Именно такой пастелью были написана знаменитая серия балерин Дега и некоторые работы Сислея.

Виды пастели для рисования

Пастельные мелки бывают трех видов:

  • сухая – самая удобная для новичков, она легко растушевывается и ее можно стереть ластиком, цвета можно перекрывать;
  • масляная – требует определенных навыков, так как исправить нарисованное сложно;
  • восковая – не растушевывается, и хотя она ложится красивым глянцевым слоем, работать с ней не просто; ее часто используют в технике процарапывания по вощеной бумаге для рисунка-подложки;

Сочетать в одном рисунке несколько видов пастели не принято. Начинающим художникам лучше остановиться на первом варианте.

Мелки для сухой техники

Мелки для сухой техники

Масляная пастель

Масляная пастель

Восковые мелки

Пастель, будучи материалом нежным и хрупким, требует бережного обращения, как с самими мелками, так и с готовой работой. Рисование сухой пастелью хорошо подходит как для быстрых набросков или этюдов, так и длительных постановок – возвращаясь к работе снова и снова, при желании, ее можно довести до фотографического сходства (если речь идет о рисовании с натуры). Поэтому этот материал одинаково хорош как для любителей экспрессии, так и для сторонников кропотливого вырисовывания.

Пастель можно смело брать с собой в путешествие или на прогулку – она замечательно подходит для пленера (рисования на природе). Уловить игру света, передать фактуру облаков или ритм волн – сделать это совсем не сложно.

Пожалуй, единственный минус этого материала – необходимость соблюдения определенных условий хранения пастельных работ (это не касается восковой пастели). А именно:

  • работу необходимо вскрывать фиксатором, иначе со временем она осыплется;
  • если вы хотите повесить пастельный рисунок в интерьере, он должен быть помещен под стекло или пластик, и лучше всего там, где его не достанут солнечные лучи;
  • для хранения работ нужно завести папку, в которой каждый рисунок будет переложен листом кальки, либо можно изначально пользоваться специальным альбомом для пастели.

Что нужно для рисования пастелью

Планшет или мольберт

Рисуя пастелью, удобно располагать лист бумаги вертикально либо под наклоном. Так будет намного легче оценить общую картину, а также проще переносить линии с натуры (натюрморта или портрета) на бумагу. Поэтому удобнее всего обзавестись мольбертом либо планшетом, который можно опереть о стол или спинку стула.

Пастельные мелки

Качественную пастель нельзя назвать дешевым материалом, однако при рациональном использовании одного набора хватит надолго. К тому же начинающим художникам не стоит гнаться за количеством цветов – 12-15 будет вполне достаточно. Выбирая материал в магазине, обычно его можно попробовать – хорошая пастель должна ложится на бумагу бархатистым слоем, не оставляя мелких крошек на поверхности бумаги, и хорошо растушевываться.

Бумага для рисования

Кроме пастельных мелков, потребуется тонированная рифленая бумага – она позволит максимально использовать возможности мелков. Можно приобрести и готовые альбомы для пастели – в них обычно находится бумага 4-5 цветов (обычно это неяркие светло-коричневые, серые, терракотовые цвета), а после каждого листа бумаги идет лист кальки. Рисуя допустимо оставлять незаполненные цветом фрагменты – можно «сыграть» на этом, подобрав бумагу такого же цвета как один из изображаемых объектов. Пользуясь таким приемом вы создадите эффект профессионального владения материалом.

Специальная бумага

Кисти и губки

При желании можно использовать плоские кисти или кусочки губки для растушевки, однако на начальном этапе предпочтительнее пользоваться пальцем – так вы сможете «почувствовать» материал и понять, как добиться нужного эффекта.

Фиксатор

Пастельные рисунки нужно обязательно вскрывать специальным лаком из пульверизатора.Но можно воспользоваться и лаком для волос. Вскрывать работу нужно держа распылитель на расстоянии 30-40 см от поверхности.

Особенности техники

Хотя рисунок пастелью чаще классифицируют как графику, этот материал можно использовать и в чисто живописной манере.Основное, чему нужно научиться перед тем, как начинать рисунок пастелью – это видеть цвета. Рисуя с натуры, нужно улавливать рефлексы, которые отбрасывают одни предметы на другие, всматриваться в тени и находить в них разные оттенки, а не «закрашивать» одним цветом от одного края к другому.

Важно также уделять внимание направлению штрихов – они должны ложиться по форме, а не произвольно. Таким образом, предметы будут выглядеть объемными. Большие пятна цвета лучше прокрывать, держа мелок плашмя.

Работать над рисунком нужно равномерно – не стоит браться за что-то одно. Вначале стоит слегка прокрыть все светлые места, затем темные, самые активные акценты и блики нужно ставить в самом конце. В процессе рисования с натуры нужно постоянно сравнивать тон предметов: предмет белого цвета не обязательно должен быть самым светлым.

Рисуя пастелью, как, впрочем, и любым другим материалом, нужно помнить о воздушной перспективе – границы дальних предметов должны быть более мягкие, чем очертания ближних; то, что находиться вдалеке (на пейзаже) по тону должно быть холоднее, чем то, что на переднем плане.

Sekrety-tekhniki-risovaniia-pasteliu-8

Добиться нужного оттенка в пастельном рисунке можно либо чередованием разноцветных штрихов (оптическое смешивание), либо перекрыванием одного цвета другим (механическое смешивание). Регулировать резкость контуров или насыщенность цвета можно с помощью растушевки. Если возникает необходимость прорисовать очень мелкие детали – в дополнение к мелкам можно использовать пастельные карандаши.

Sekrety-tekhniki-risovaniia-pasteliu-6

Рисование масляной пастелью позволяет добиться особо ярких цветов. Этот материал очень мягкий, немного «жирный» и имеет хорошую укрывистость. Работать им приятно, однако можно увлечься красками, позабыв об объеме и форме. Поэтому, к масляной пастели лучше обратиться уже после того как вы освоите основы рисования сухой.

Sekrety-tekhniki-risovaniia-pasteliu-9

Пастель материал очень «благодарный» – недостатки мастерства выгодно скрываются эффектным видом готового рисунка. Также не составит труда для начинающего художника найти свою особую манеру рисования. Пастельные работы, даже самые простые, хорошо смотрятся в интерьере.

Если вы увлечены рисованием, то обязательно познакомьтесь и с другими техниками: эбру, энкаустика, роспись по стеклу, песочная графика, батик. Все они могут не только радовать, но и приносить дополнительный доход от продаж готовых работ, став хорошим подспорьем для семейного бюджета.

Автор: Рита Бергман, специально для интернет-журнала «Женские увлечения».

Добавьте эту страницу в избранное и поделитесь интересной информацией с друзьями в социальных сетях!

zhenskie-uvlecheniya.ru

Техника и процесс живописи | Практика работы пастелью

Оглавление

Техника и процесс живописи

Знакомство с требуемыми материалами – это только первый шаг в удивительный мир пастельной живописи. Пастельная живопись довольно проста: работа идет при помощи брусков пастели и пальцев, остальное зависит от фантазии художника

При работе пастелью необходимо придерживаться определенных правил, в противном случае результат будет неудовлетворительным. Цвета будут не такими чистыми, бруски пастели будут все время крошиться в руках, а подчистка доставит массу трудностей. Кажущаяся легкость, при взгляде со стороны, работы с пастелью у профессиональных художников, во многом результат большого опыта. Далее вы сможете ознакомиться с типичными ошибками и трудностями, встречающимися на пути постижения пастельной живописи, у начинающего художника.

Пастельная живопись – это яркое и очень богатое возможностями средство художественного выражения. Приложите усилия и они окупятся сторицей, позволив, в дальнейшем, максимально полно использовать все заложенные возможности.

Растушевка

Растушевка, в пастельной живописи, прежде всего, означает распределение цвета. Если художник, пишущий маслом, при распределении красок использует кисть или мастихин, то пастелист – тряпку, растушку или руку. В то же время этот термин означает еще и сглаживание границ между фоном и цветом путем приглушения их интенсивности. Надо знать что растушевка - это базовый прием работы в пастельной живописи, принцип растушевки прост: пастелист рисует на бумаге бруском пастели, а впоследствии растирает оставленный след. А потом, поверх растушеванного пятна, накладываются следующие, более насыщенные слои пигмента.

Растушевка пальцами

Растушевка пальцами - это один из самых естественных и чаше всего используемых приемов работы. Пигмент равномерно (или неравномерно) распределяют по большому участку основы сжатыми вместе пальцами, а при небольших площадях используют только подушечки. Самое главное, особенно на первых порах, после растушевывания одного цвета вытереть руки, чтобы чистота цвета не нарушалась смешиванием.

Наложение пятен поверх растушевки

Слои пигмента разного цвета можно накладывать друг на друга, но не стоит забывать, что при большой насыщенности нижнего слоя, тон верхнего цвета потерпит изменения. Для избегания этого нужно предварительно растушевывать слой-основу, и только затем накладывать новый.

Подчистка

Подчитки в пастельной живописи следует применять как можно реже, в противном случае цвета на картине блекнут и не выглядят свежими. Злоупотребление ластиком может привести к повреждению поверхности, что, в свою очередь, влияет на способность пигмента хорошо ложиться на нее. Однако соблюдение далее упомянутых правил, может помочь уменьшить ущерб от подчистки к минимуму. Первоначально необходимо подготовить корректируемый участок к работе, протереть его ватой или тряпочкой удаляя этим излишки пигмента. Уже после этого можно применять ластик. Следует соблюдать осторожность, давление на него должно быть не сильным, и не пытаться растереть корректируемый участок, так как это действие может привести к повреждению бумаги.

Атмосферные явления

Существуют темы, которые при воплощении в полотно используют только метод растушевки. При этом растушеванные цветовые пятна плавно перетекают из одного в другое, при этом образуя гармоничное единство не только друг с другом, но и с цветом основы. Так обычно изображают водные пространства, неведомые дали и облачные пейзажи. Для воплощения этих тем необходимо правильно подобрать бумагу: ее фоновый цвет должен совпадать с преобладающей тональностью картины, для того чтобы пятна пигмента (растушеванные) органично сливались с основой.

Растушевка в пейзаже

Количество тем, которые можно полностью написать, используя только растушевку – небольшое. Приведенный далее пример является типичным представителем одной из них. Данный пейзаж отображает собой небо, с нарисованными на его фоне силуэтами деревьев. Первостепенная задача, в данном случае - передать характерные, то есть уменьшающиеся градации тона. Единственные графические элементы этого пейзажа – деревья на фоне неба. Для передачи прозрачной чистоты основного мотива, необходимо всего несколько растушевок.

1 этап. Первоначально проводим светло-голубую линию по верхнему краю листа, при этом давим на брусок, так, чтобы след получался очень насыщенным. Далее растушевываем получившуюся линию, причем пигмент распределяем таким образом, что в результате должна получиться широкая полоса однородного цвета.

2 этап. Сразу под получившейся полосой накладываем пастель бледно-голубого цвета, при этом стараемся немного перекрыть ею нижнюю часть первого слоя. Далее повторяем предыдущую операцию, вплоть до получения плавного перехода темного тона в светлый.

3 этап. Еще ниже добавляем бледно-желтую пастель, постепенно осветляя будущий рисунок.

4 этап. Начинаем тщательно растушевывать все полосы, чтобы в результате они слились в одно целое с ранее нанесенными. Для лучшего осветления нижней части неба добавляем белую пастель и повторяем предыдущую работу.

5 этап. Теперь пора заняться нижней частью листа. Берем пастель оливково-зеленого цвета и покрываем ею нижнюю часть листа. На границе между бледно-голубым и зеленым рисуем натуральной сиеной тонкую полосу.

6 этап. Краем пастельного бруска пишем силуэты деревьев. Чтобы передать светотеневые нюансы этого мотива, нужно применять пастель черного и белого цветов, а также натуральную сиену.

Черные детали

Мелкие силуэты деревьев видные на пейзаже вырисованы черным цветом. Эти маленькие детали нелегко прорисовывать мягкой пастелью, так что в этом случае лучше пользоваться угольным карандашом или бруском твердой пастели.

Линии и пятна

Вместе с растушевкой в пастельной живописи применяются пятна и линии. Первые бывают как прерывистыми, так и непрерывными, простыми (используются для подчеркивания контура) или усложненными. Каждый из этих случаев вносит важный вклад в замысел художника, являясь передачей формы. Брусок пастели на бумаге может оставить пятно или линию, все зависит от того, как его приложить к поверхности - плашмя или под углом (в первом случае он может рисовать полосы, ширина которых равна ширине бруска). Обычно при работе над одним произведением настоящий художник использует весь арсенал доступных техник, поэтому на любой картине можно увидеть применение растушевки, линии и пятна: растушевка обычно служит для создания фона, на котором в свою очередь видны насыщенные и четкие элементы – линии и пятна.

Работа ребром бруска

Для проведения прямых линий лучше всего подходит ребро бруска (квадратное сечение) твердой пастели, для этого нужно приложить брусок к бумаге ребром и просто провести им черту продольно, в результате получится безупречная прямая. Того же эффекта можно добиться при использовании боковой поверхности мягкой пастели, правда толщина линии в этом случае будет значительно больше.

Пятна и оптическое смещение

Самые экспрессивные стили пастельной живописи используют пятна чистого цвета для выполнения работы, а вот растушевку при этом стараются не использовать совсем. Растушевка приглушает интенсивность цветов, что не всегда нравится автору произведения, поэтому они используют только нерастушеванные мазки, которые отлично передают свежесть и вибрацию чистого пигмента. Существует категория пастелистов, которые создают свои работы исключительно на основе цветовых пятен, исключая любую растушевку или смешение. Конечно, на близком расстоянии эти картины имеют абстрактный вид, зато на определенной дистанции зритель увидит цельное полотно, которое играет необыкновенными цветами, полученными благодаря оптическому смешению (пятна разного цвета воспринимаются человеком как целое).

Линии и пятна в натюрморте

Манера написания натюрморта, которую можно наблюдать на рисунке (работа Франсеска Креспо), достигается путем наложения пятен чистого цвета на фон. Для выполнения работ в этой манере нужен смелый и энергичный характер, так как работа выполняется решительными и энергичными штрихами, сразу, без каких-либо предварительных набросков. Опыт написания такого рода работ обязательно пригодится начинающему художнику.

Тема натюрморта проста - стоящий на шкафу кувшин с цветами. Художник выбрал не очень распространенный ракурс, однако стиль работы говорит, что это правильный выбор.

1 этап. Работа начинается с нанесения эскизного рисунка углем, при этом моделируется форма и объем, которые делаются энергичными штрихами и пятнами. Четки контуры и детали как таковые отсутствуют, а толстая линия дает намек лишь на общие очертания.

2 этап. В данном натюрморте фон создается посредством растушевки пятен охристого и светло-серого цветов. Эти пятна смешиваются, благодаря чему фон приобретает неопределенный оттенок, который отлично передает игру света и тени в глубине натюрморта.

Наложение чистых цветов поверх растушевки

Манера работы пастелью, которая демонстрируется в этой работе, достаточно интересна. Пятна чистого цвета и растушевка не только дополняют, но и подкрепляют друг друга – пятна чистого цвета смотрятся гармонично только на растушеванном фоне, а тот в свою очередь, умело подчеркивает выразительность чистых цветов. Именно поэтому не следует растушевывать пятна основной композиции, которая наносится поверх первоначально растушеванного фона, так же не следует пытаться получить равномерную насыщенность всем участкам картины. Обычно растушевку применяют только для второго плана или фона.

3 этап. Цветы - их цвет и форма получаются при наложении ярких насыщенных пятен, для этого брусок пастели прижимаем к бумаге (это позволяет добиться большой интенсивности цвета) и круговыми движениями создаем пятно.

4 этап. После завершения наложения пятен, нужную форму стеблей и цветов подчеркиваем углем. Если присмотреться, то видно, что некоторые участки работы были растушеваны пальцами художника, для того, чтобы уменьшить его интенсивность и контраст с фоном.

5 этап. Следующим этапом нужно доработать кувшин и другие детали композиции при помощи цветной пастели – все, натюрморт готов. Стоит обратить внимание что первоначальный рисунок углем гармонично вписался в общий строй картины по причине растушевки фона и проработанной гармонизации колорита.

Далее Подготовительный рисунок

gallerix.ru

Пастель: методы работы, обрамление, фиксация, сохранность

HEINSIUS Johann Ernst Ecole allemande  Portrait de femme

Методы работы

М.С. Рослин (жена художника А.Рослина) рисующая портрет М.К. Де Ла Тура

Принадлежности, необходимые пастелисту, состоят из мольберта, легкой деревянной доски для подставки и металлического держателя для палочек.Существуют разные методы работы пастелью: с промежуточной фиксацией или без нее, просто пастельными палочками или при помощи кисти, подобно гравюре «мокрым соусом». В последнем случае получается более прочное произведение, но рисунок сильно изменяется в тоне при высыхании и теряет присущую пастели бархатистость. Пастель может быть использована в сочетании с акварелью или гуашью: по акварельному подмалевку или рисунку, сделанному гуашью, художник пишет пастелью. Акварель, гуашь и пастель могут употребляться одновременно.

Child with Doll, 1780John Downman (British, Ruabon, North Wales 1750–1824 Wrexham)Watercolor, pastel over graphite Overall

Кроме самих пастельных карандашей, художник пользуется для растирания штрихов ватными тампонами, шелковыми квадратными щеточками-кистями, а также специальной растушкой, раньше делавшейся из бузинной сердцевины, пробки, плотно скрученной бумаги или замши в форме конуса (в настоящее время продаются фирменные бумажные растушки разных размеров), иногда заменяя все эти приспособления собственным пальцем.

Для удаления неудавшихся мест раньше применяли хлебный мякиш, но в настоящее время есть специальные резинки.

М.К. Де Ла Тур

Предварительный рисунок делают углем или черным карандашом. Для получения нового тона необходимо накладывать один тон на другой. Путем смешения тонов (как в масляной живописи) новый тон получить нельзя.

М.К. Де Ла Тур

Начинать работу следует со светлых либо темных тонов, так как при этом возможно осуществить наложение светлого тона поверх темного. М.К. де Ла Тур в письме мадемуазель де Зувьен, написанном в 1770 году, дает следующий совет: «Я посоветовал бы Вам не трогать тона, когда они правильно подобраны, слегка их подправить, употреблять мало цветов и оставлять чистую бумагу для сильных теней; работать таким образом будет легче».

Портрет графа Морица Саксонского, маршала Франции

Существует картина маслом английского художника Артура Понда (1750), представляющая собой редкое изображение его ученицы Ронды Делавал, работающей пастелью. Художница пишет по голубой бумаге, размещенной на мольберте, и держит на коленях коробочку с беспорядочно разложенными пастельными карандашами. Изображенное на картине совпадает с позднейшими рекомендациями Дж. Рассела, данными в его книге, опубликованной в 1772 году: «Студент устраивается сидя, держа коробку с мелками на коленях – самый удобный способ рисования».Такую же коробочку с пастелью держит в руках жена художника А. Рослина на его автопортрете с женой.

Обрамление

Ebenezer Storer, ca. 1767–69John Singleton Copley (American, Boston, Massachusetts 1738–1815 London)Pastel on laid paper mounted on canvas 24 x 18 in. (61 x 45.7 cm)Gift of Thomas J. Watson, 1940 (40.161.1b)

Пастели оформляли в раму «близко», как и масляную живопись, – то есть без паспарту. Для предохранения красочного слоя между стеклом и поверхностью пастели непременно оставлялось небольшое пространство, позволявшее ему не контактировать с красочным слоем, для чего стекло по периметру обкладывалось полосками толстого картона или деревянными планочками – так называемой «обноской». Иногда полная «обноска» не делалась, а на основу по углам прикреплялись небольшие (максимум 1,5 х 1,5 см) кусочки толстого картона – на них и лежало стекло.

Карл Вильгельм Барду. Портрет неизвестного в синем фраке. Первая четверть 19 в. ГИМ

Фрагмент с частичной "обноской":

Часто картон крепили к основе при помощи сургуча, который бывает виден на местах утраченных фрагментов «обноски». Для того чтобы предохранить пастель от ударов и сотрясений при перемещениях, делали так называемый «матрац» – пространство внутри подрамника заполняли ватой и прикрывали картонным задником вместе с подрамником.

Окончательному оформлению в стекло и раму придавали большое значение: наличие красивой позолоченной рамы сильно влияло на возможность продажи картины. Обрамление и эскизы рам чаще всего делали сами художники, причем рамы и особенно стекло были в то время товаром довольно дорогим: рамка и стекло могли стоить до 60% от общей цены, причем стоимость стекла составляла чуть меньше половины всей суммы, взятой за обрамление. К примеру, в 1788 году Д. Гарднер получил с заказчицы миссис Мартон 28 фунтов за небольшой портрет, причем из них 2,5 гинеи за раму и 3,5 гинеи за стекло. Отдельно оплачивалась упаковка и транспортировка.

Джон Рассел. Рortrait de George Medley

Художники составляли для владельцев указания по уходу за пастелями, которые сводились в основном к очистке стекла и перемонтировке. «Очистите внешнюю сторону стекла, – рекомендует Дж. Рассел. – Если при этом картина все же не выглядит достаточно чистой, следует почистить стекло и с внутренней стороны», для чего ее необходимо размонтировать, соблюдая осторожность, «чтобы не повредить полотна ни малейшим прикосновением».

Джон Рассел.portrait de mrs jean et de ses deux fils thomas

Он настаивал на том, что любое действие с самой картиной может производить только художник, признавая, правда, что восстановить поврежденную неудачной чисткой пастель легче, чем масляную живопись. Дж. Рассел советовал удалять пятна на пастели перочинным ножичком, черенком кисти или пробкой, после чего затонировать очищенные места.

Anne Charlotte de Maillet de Batilly, marquise de Courcy Pastel sur toile

М.К. де Ла Тур в упомянутом выше письме к мадемуазель де Зувьен указывал, как следует удалять пятна плесени, образующиеся на пастели: «Пятна снимаются острием ножа; ставят около пастели горячий утюг, чтобы вытянуть влагу из соли, которую они содержат, и снимают с них ножом толщину».

Проблема фиксации пастели

Главной проблемой для художников, работавших в технике пастели, всегда было ее закрепление, поэтому поиски идеального фиксатива не прекращались. В рукописи Т.Т. де Майерна приведено несколько рецептов для пастелей на бумаге. Вот один из них, предназначенный для закрепления уже готовой пастели: «Для того чтобы краска держалась на бумаге, последняя должна быть сильно впитывающей; надо взять очень жидкого рыбьего клея или гуммиарабика291 или взбитого белка, смешанного с большим количеством воды, на поверхность которых в тазу или корытце кладут оборотной стороной лист, держа его с обоих концов и совершенно его не шевеля. Клейкая вода, впитываясь в бумагу, смочит краску, не стирая ее, и высохнув, она [краска] пристанет к бумаге».

В другом рецепте методика несколько иная: «Для того чтобы заставить пристать краски, возьмите не слишком проклеенную бумагу, пропускающую воду, намочите в очень чистой воде с рыбьим клеем и дайте ей просохнуть; сделайте вашу пастель, а затем, держа бумагу с двух концов, положите ее обратной стороной на очень чистую воду так, чтобы влага проникла насквозь, ловко снимите, дайте просохнуть, и ваша пастель будет вечной».

Пастель пытались закреплять самыми разными фиксативами – и водными и спиртовыми (молоко, желатин, казеин, шеллак). Однако было замечено, что все они изменяют цвет и тон пастели. Художники – профессионалы и дилетанты – десятилетиями бились над изобретением фиксатива, не изменяющего пастель. Время от времени раздавались сообщения о том, что подобное средство наконец найдено. В 1747 году аббат Ле Блан в «Письме о выставке работ живописи» говорит, что изобретенный господином де Ла Туром лак «закрепляет надолго, не искажая блеска. Необыкновенно сильный и истинный колорит его портретов таким навсегда и останется. Его работы сохранятся так долго, как только могут существовать человеческие вещи». Но уже через 150 лет Ж. Вибер предостерегал художников от употребления желатинового фиксатива, изобретенного М.К. де Ла Туром: «Это изобретение продолжает до сего дня оказывать медвежьи услуги художникам. Введенная в краски желатина впитывает влагу и дает начало гниению, отчего пастель неизбежно погибнет».

Grimod de La Reynière par Maurice Quentin de La Tour - 1751http://fr.academic.ru/dic.nsf/frwiki/116006

На обороте аллегории «Зима» работы Р. Каррьеры, хранящейся в собрании ГЭ, можно прочесть надпись, свидетельствующую о том, что картина была закреплена Лорио в 1754 году. Лорио, изобретатель различных конструкций и аппаратов, еще в 1753 году предложил Парижской Королевской Академии живописи и скульптуры свой секретный метод закрепления пастелей, при котором не меняется матовость красок и тональность картины. Секрет Лорио стал известен только в 1779 году: вертикально стоящая пастель подвергается действию паров насыщенного раствора рыбьего клея с примесью уксуса или спирта. Клей осаждается на поверхности картины, придавая прочность произведению.

Р.Каррьера. Зима. ГЭ

Альтернативный метод состоял в том, чтобы закреплять пастельную картину с оборота раствором рыбьего клея с уксусом. Известно, что в 1760-е годы в Англии некий художник получил премию Общества поддержки искусств, сумев придать прочность краскам на картине Ф. Коутса. Но этот эксперимент привел к тому, что цвета картины изменились к худшему – от теплых мерцающих тонов в сторону слишком холодных.

Джон Рассел. Портрет леди

Дж. Рассел, будучи хорошим химиком, изобрел собственные рецепты пастельного теста и состава для покрытия грунта, что придало его картинам особую прочность и чистоту тонов. Свои методы он изложил в книге «Живопись пастелью», изданной в 1776 году. В опубликованном в 1788 году «Трактате о живописи пастелью» были обобщены многочисленные методы закрепления пастелей, ни один из которых не давал гарантии, что тон пастели будет неизменным.

В середине XIX века, судя по французскому изданию, бытовало несколько различных рецептов закрепления пастельной живописи. Водный фиксатив, созданный на основе рыбьего клея и уксуса (спирта, белого вина), можно было нанести кистью на оборот холста или бумаги, либо промазывая, либо «окропляя» основу: «Этот способ закрепления пастели – прост, легок и безопасен, изменения, которые он дает краскам – незначительны, и прочность такова, что потом можно мыть картину, не изменяя ее цвета». Согласно другому – более радикальному – способу, пастель нужно было погрузить лицом вниз (!) в плоскую ванну, наполненную тем же фиксативом или же водным раствором, приготовленным из желатина, «белого клея из Фландрии», белого марсельского мыла и белого вина с добавлением квасцов. Существовал также метод закрепления паром, подобный способу Лорио, только фиксатив был другим: на основе сахарного песка и спирта. Пар от этого раствора нужно было направлять на картину с задней – и даже лицевой! – сторон до полного пропитывания основы и красочного слоя. Чтобы убедиться в надежности фиксации и «убрать мелкую пыль, которая не очень хорошо зафиксировалась», автор советует в течение трех–четырех минут «прогладить краски пальцем, одну за другой, таким образом как будто вы рисуете картину».

В конце XIX века один из художников изобрел весьма остроумный метод «фиксирования», приведенный в письме К. Робера господину Меснье, эксперту: «Лучший способ фиксирования – способ художника Пуантеллина: он заключается в смахивании лишней краски посредством ударов с левой стороны, когда пастель еще представляет собой набросок; затем рисунок вновь покрывают смелыми и широкими размахами карандаша, если это допускают размер и форма, и вновь встряхивают.После чего тонкими штрихами при помощи полутвердого карандаша исправляют погрешности, могущие произойти от этого способа. Можно быть уверенным, что раз приняты подобные предосторожности, вся краска, которой суждено было сойти, сойдет при таком способе встряхивания и, пастель, закрепленная подобным образом, не боится ни перевозок, ни толчков, ни даже трения». Трудно назвать этот прием способом фиксации – скорее это просто способ работы пастелью.

Радикальный метод закрепления пастелей и карандашных рисунков приведен в пособии по реставрации графики и живописи Дж. Бриона, переведенном и изданном в России в 1908 году: он рекомендует положить рисунок на поднос или блюдо и осторожно лить на него снятое молоко, после чего просушить и наклеить на бумагу с помощью клейстера – «когда наклеенный рисунок совершенно высохнет, вы увидите, что он не стирается и что молоко не испортило тонкие штрихи, но, по-видимому, усилило тени и соединило все в одно целое».

Но все-таки после почти трехсот лет поисков так и не найдено достаточно надежного фиксатива для пастели, не меняющего тона и структуры красок – любой закрепитель лишает пастельную поверхность присущей ей бархатистости, составляющей ее главную прелесть. Это то же самое, как если бы мы покрыли лаком «нежные ланиты девушки или кожу персика».

Таким образом, лучшим средством сохранения пастелей является хорошее обрамление и бережное обращение. Однако следует отметить, что с течением времени они как бы «самозакрепляются»: во-первых, от механического воздействия осыпается верхний, самый хрупкий, слой, во-вторых, пастельный пигмент более прочно внедряется в основу благодаря воздействию атмосферной влаги на проклейку бумаги или связующее вещество пигментов.

Хранение

Очень важно организовать правильное хранение произведений в технике пастели: стабильный температурно-влажностный режим, защита от пыли и механических повреждений – особенно от пыли, так как она практически не удаляется с пастельной поверхности. Главная задача музейных специалистов – создание и постоянное поддержание в хранилищах и на экспозициях стабильного микроклимата, основные параметры которого следующие: относительная влажность 50–55% и температура от 18 до 20°С. Стабильность очень важна, ибо резкие изменения температурно-влажностного режима вредят больше, чем незначительное постоянное отступление от нормы. Но подобное отступление от оптимального режима не должно выходить за рамки допустимых параметров (40–65% ОВ и температура 15–24°С), так как это может привести к необратимым изменениям в объектах, особенно из органических материалов.Для тех произведений, которые лишены окантовок и требуют реставрации, необходимо проведение так называемой фазовой консервации, в ходе которой каждый объект помещается в защитный футляр из бескислотного картона. Хранить пастели, натянутые на подрамники, предпочтительнее в вертикальном положении, чтобы не вызвать провисания основы и деформации ее по границам подрамника (в случае крупноформатных произведений возможно и провисание стекла).

Все перечисленные выше условия необходимо соблюдать и при экспонировании пастелей. Освещенность объекта не должна превышать 30–50 люкс, так как по своей светостойкости пастели относятся к 3-й – самой слабой – группе музейных предметов. Ни в коем случае прямые солнечные лучи не должны попадать на пастель. Источник искусственного света без ультрафиолетовой составляющей следует располагать на расстоянии не менее 1 метра от поверхности. Срок экспонирования пастелей – не более трех месяцев.

ПАСТЕЛЬ

1 - Введениеhttp://je-nny.livejournal.com/1549808.html2 - Европейская пастель XV – первой четверти XIX века.http://je-nny.livejournal.com/1554531.html3 - Причины популярности пастели в Европе XVIII века.http://je-nny.livejournal.com/1555560.html4 -ЧАСТЬ II. МАТЕРИАЛ И ТЕХНИКА. Состав пастельных мелковhttp://je-nny.livejournal.com/1562044.html#cutid15 – Основа под пастель. Подрамникhttp://je-nny.livejournal.com/1563687.html#cutid1

je-nny.livejournal.com

Рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике

 

Рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике

 

Весна идёт, Весне дорогу! (с) Как в песне поётся. И очень хочется уже тепла, свежего и ласкового ветерка, буйной и свежей зелени вокруг, ярких солнечных красок вокруг. Любой человек, воспользовавшись этим уроком рисования, сможет добавить в свою жизнь весны и радости. Сегодня рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике.

 

Особенную декоративность этой картине придаёт фактура. Без фактуры пропадёт большая часть её очарования и вся стильность. Поэтому бумагу надо брать с крупной фактурой, что-то типа торшона. Ищите подходящие листы среди бумаги для пастели, или акварельной бумаги. И пусть вас не смущает, что рисовать будем в основном пастелью. Эта бумага нам отлично подойдёт, и по свойствам, и по толщине, что тоже немаловажно. На тонкой бумаге делать такую работу нельзя, потому что после тиснения, которое мы сделаем, бумагу поведёт волнами. Если захотите писать её на холсте, то нужно будет выбирать холст, загрунтованный водоотталкивающим грунтом. К тому же предпочтительно, чтобы поверхность не «играла», а была закреплена, например, на оргалите. Поэтому, пойдёмте-ка, лучше купим плотную бумагу, примерно грамм 300 на квадратный сантиметр.

И формат выбирайте не меньше, чем А3. Больше можно. А вот мельчить не надо: на меньших форматах мозаичное полотно смотреться не будет.

 

Инструменты и материалы:

  • Толстая зернистая бумага крупной фактуры, формата А3 (или более).
  • Инструмент для тиснения. Для этой задачи подойдут, например: палочка с шариком на конце, тупая вязальная спица большого размера и т.п. Лишь бы не царапало бумагу.
  • Масляная пастель. Автор этого DIY использовала материал фирмы Caran d’Ache. Мы можем использовать любую. Если масляной пастели нет, то можно использовать обычные восковые мелки.
  • Акварель тёмно-коричневого цвета — всего одна краска понадобится.
  • Акриловые краски: чёрная, белая и золотая. (В крайнем случае можно заменить гуашью).
  • Лак матовый — лучше в баллончике с распылителем. «Зачем, ведь масляная пастель не осыпается?» – спросите вы. Об этом расскажем ниже.

 

Эскиз тут достаточно простой, долго на нём останавливаться не будем. Расчертите лист квадратами, размером примерно 2,5-3,5 сантиметра, прямо по дереву. Никакие детали отдельно разделять на мозаичные элементы не надо. Крона дерева — это ровный круг, который занимает бОльшую площадь картины.

 

Рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике 

 

Рисуем картину «Радужное Дерево» масляной пастелью в смешанной технике

 

Масляной пастелью или восковыми мелками закрашиваем все квадратики, кроме тех мест, где будут ветви и ствол дерева. Обратите внимание, что все квадратики разных цветов, тёмные и светлые вперемешку. Но при этом мы ясно видим на картине синее ночное небо, траву и землю. Старайтесь, несмотря на пестроту, вести некую цветовую линию в целом: от тёмного неба сверху к более светлому небу в середине. И от синего к зелёной траве.

 

Рисуем масляной пастелью по бумаге

 

То, что первоначальная окраска будет не очень аккуратная, не имеет значения. Зарисовывайте густо, сочно, плотным жирным слоем.

 

Делаем тиснение дотсом по пастели

 

Теперь берём инструмент для тиснения и продавливаем («процарапываем») в каждом квадрате ровные штрихи по диагонали от угла до угла.

 

 

тиснение по картине даёт красивую текстуру

 

 

Посмотрите, какая замечательная текстура в итоге должна получиться.

 

текстура масляной пастели

 

 После этого берём акварель тёмно-коричневого цвета и очень жиденько разводим водой.

 

 

Наносим акварель на всё полотно широкой беличьей кистью. Покрываем ровным слоем прямо по пастели! Излишки влаги уберите сухой бумажной салфеткой.

 

 

 Масляная пастель отталкивает цветную воду. Но она имеет мелкие трещинки и  непрокрасы, которые мы ещё усилили тиснением. В них акварель проходит и окрашивает бумагу. Получается очень выразительный эффект шероховатости. Восковые мелки также взаимодействуют с водой, – то есть отталкивают её. Поэтому их можно использовать в этой работе, если у вас нет масляной пастели. Хотя от них будет трудно добиться такого цветового богатства.

 

 

На следующем этапе будем писать ствол и ветви акриловой краской. Смешайте из черной и белой красок несколько оттенков серого.

 

 

Просушиваем акрил и вторым слоем прорисовываем «кору» значительно более светлыми оттенками. Используйте на каких-то квадратах белые краску, а на других бледные оттенки серого.

 

 

Снова просушиваем краску. И добавляем золотые огни по всей картине. Они как бы разлетаются от дерева. Поэтому чем ближе к кроне, тем золотые точки должны быть крупнее. А на самом дереве рисуем большие огни и расходящиеся от них круги.

 

 

Готовую работу можно покрыть матовым лаком.

 

 

Вот такая прекрасная картина у нас сегодня получилась! Очень сочная, аж хочется не только повесить на стену, но и сфотографировать и сделать обои на рабочий стол компьютера. А ещё обложку на любимый блокнот.

 

Кстати, по поводу обоев на компьютерный рабочий стол! Хорошие обои для рабочего стола можно найти на сайте 7fon.ru. Там много красивенных обоев с прекрасным весенним настроением. На любые вкусы. И с цветами, и с природой. Так что весна идёт, весне дорогу! Впрочем, там есть любые картинки, не только весенние.

 

Напоследок несколько особенностей масляной пастели.

  • Бывают случаи, когда через некоторое время на картине начинает капельками выступать масло из пастели. Не нужно пугаться, просто аккуратно снимите их растворителем.
  • Автор этого урока предлагает покрывать масляную пастель лаком. Это не обязательно делать, ведь она не осыпется, как сухая пастель. Но может прилипнуть к чему-нибудь. Поэтому масляную пастель тоже вставляют под стекло.   Наша картина имеет очень выразительную текстуру, которая под стеклом будем мало заметна. Поэтому имеет смысл именно эту работу покрыть лаком, и хранить открытой.

Автор: Loretta Grayson (Ретта):rettg.blogspot.ru/2011/01/tree-grows-and-paper-crane-update.html

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Похожие статьи

risoval-ko.ru

три в одном – Ярмарка Мастеров

Дорогие мои читатели,

с огромной радостью приветствую Вас и предлагаю Вашему вниманию новый мастер-класс по рисованию пастелью!

И если мой предыдущий МК был весенний - нежный и цветущий, то этот будет более летним - здесь я буду использовать яркие краски: синий, зеленый, красный... Кстати, красным послужит цвет самой пастельной бумаги)

Я тут подумала, что хочу показать вам что-то немного необычное и в этом контексте в мою голову пришла хорошая мысль: а что если включить три картинки в один рисунок, тем более я давно хотела написать такую картину... Такой опыт будет и вам полезен, мои дорогие читатели))) Это связано с тем, о чем я всегда говорю в своих мастер-классах, а именно: не нужно надолго заострять внимание на какой-то одной детали, нужно "вести" картину в целом. А показать это на примере 3-х рисунков будет легче, так что рисовать будем три картинки одновременно!

Итак, рисовать мы будем павлинов - прекрасных, грациозных  и очень красивых птиц! Когда я подбирала сюжет работы, то руководствовалась тем, что одна из 3-х картинок должна быть самая большая и самая проработанная, следовательно на ней можно изобразить птицу целиком, а вот остальные 2 картинки - это дополнение первой, поэтому на второй будет изображена только голова павлина, и это будет средняя по величине картинка, и на последней, самой маленькой, нарисуем несколько перышек из павлиньего хвоста.

В целом картина получится очень насыщенная, с большим количеством деталей, очень яркая, поэтому она украсит даже самый простой, ненагроможденный интерьер!

Все, что нам понадобится для создания такой работы, - это стандарный набор, который я обычно использую в своих мастер-классах, плюс линейка. Перечисляю еще раз на всякий случай:

1). Пастель. Обычно я использую 2 набора пастели - подольскую в 60 цветов и Faber Castel в 36 цветов, но в данном случае достаточно будет и набора Faber Castel, так как картина изначально задумывается яркой и очень пестрые, "кислотные" и неестественные цвета здесь будут очень уместны.

мастер-класс

мк по рисованию

Если все же у вас есть и подольская пастель, вот те цвета, которые я использовала из нее: синий, голубой, охра (для деталей в перышках) и розовый - для клювика))

рисуем пастелью

2).Пастельная бумага. Я использовала бумагу 30*40см, это один лист из склейки, которая  показана на фото стрелочкой. Главное - правильно подобрать цвет бумаги, и раз уж мы рисуем яркую работу, где будут присутствовать синие и зеленые тона в большом количестве, то бумагу лучше подобрать такую, чтобы она контрастировала с этими цветами. Так что я выбрала красную - насыщенную и яркую!

рисование пастелью

3).Пастельные карандаши. Можно использовать те, которые у вас есть в наличии. Я использовала набор Koh-i-noor в 24 цвета. Хорошо для этих целей подойдут и пастельные карандаши Faber Castel, они даже менее мягкие и мелкие детали ими очень удобно рисовать.

Карандаши здесь понадобятся в большом количестве, особенно черный и белый. Деталей много, они достаточно мелкие, например, глазки, клювики, перышки ....  так что все прорисовать одной пастелью мы не сможем. Кстати, чтобы не тратить много времени на заточку карандашей, которые неизбежно будут тупиться, поводите чуть притупившийся карандаш боком грифеля по наждачной бумаге, и он сразу заострится.

4).Бумажный скотч для приклеивания бумаги к мольберту.

5).Ластик.

6).Ватные палочки, тонкая растушевка.

7).Фиксатив для пастели или лак для волос.

8).Линейка.

Ну что, думаю можно начать)

Вот так выглядит красная пастельная бумага.

как рисовать птиц

С помощью пастельного белого карандаша (кстати, можно взять карандаш другого цвета - черный или красный, только по тону отличающийся от тона бумаги, так как белый или черный карандаши вам придется в конце работы тщательно растушевывать, чтобы избавиться от белых рамок) и линейки прорисовываем 3 рамки, в которых будут находиться картинки.

павлин

От краев бумаги я отсупила на 1 см, а расстояние между прямоугольниками - 5мм. Старайтесь нажимать на карандаш не очень сильно, так как эти линии для нас только вспомогательные и они не должны привлекать внимание.

Вот так вот выглядит разлинованная бумага.

индия

Черным пастельным карандашом набросаем картинки и начнем с самой большой - верхней и нарисуем павлина с большим-большим хвостом). В процессе рисования можно подключить белый карандаш, чтобы уже на этом этапе были видны освещенные и неосвещенные участки.

Набрасываем вторую картинку - голову павлина.

Вот так вот выглядит наша работа сейчас.

На третьей картинке рисуем перышки.

Отходим от работы, оцениваем ее издалека, смотрим, что получилось.

Ну вот, рисунок закончен!

Теперь приступим к "раскрашиванию". Но перед этим хочу сказать то, о чем уже упоминалось в начале масте-класса, - все картинки мы рисуем одновременно. Это нужно для того, чтобы всре 3 рисуночка были взаимосвязаны и гармоничны, чтобы они хорошо смотрелись друг с другом и в целом составили одну картину. Если мы будем слишком надолго углубляться в какие-то отдельные детали, можно потерять ту самую ниточку, которая связывает все 3 картинки в единое целое.

Берем черную пастель и закрываем все самые темные участки на всех трех картинках.

Сфотографировала для большей наглядности каждую картинку в отдельности.

Так как в самых темных участках проглядывает темно-зеленый, то добавим к черному сразу же и этот цвет.

Теперь можно растушевать нанесенные цвета. Там, где сложно растушевывать пальцами, используем ватную палочку.

Делаем это тщательно и не ленимся хорошенько растирать пастель по бумаге. Вот такой вот после таких стараний получается результат.

Пока все выглядит мрачновато...Будем это исправлять светлыми тонами. Возьмите белую и чуть бежеватую пастель и закройте белые и самые освещенные участки на всех трех картинках сразу! Чистый белый хорошо будет смотреться в хвосте у павлина на самой большой картинке, а вот на второй и третьей картинках лучше использовать бежеватый, так как слишком много белых участков на нашей работе сделают ее уж слишком контрастной, учитывая еще и очень насыщенный и яркий цвет самой пастельной бумаги. Не бойтесь на этом этапе делать уверенные линии и работать боковой частью пастели, это сэкономит ваше время))

Кстати, не забываем, что бумагу мы полностью не закрашиваем, ведь кое-где у нас должны остаться красноватые пятна!  Можно добавить немного лимонного желтого в некоторые участки, как это показано на фото ниже.

Растушуем все пальцами и получим ват такую картину:

Так как светлые поверхности пока получились слишком тоненькими, можно добавить вторым слоем еще светлого бежевого, что позволит смягчить слишком белоснежные цвета.

...растушевываем...

Наконец-то настал момент, когда можно начать добавлять яркие цвета!! Это сразу несколько цветов - фиолетовый, 2 оттенка голубого и 2 оттенка синего. Вы можете взять и больше тонов синего, это только приветствуется! А вот меньше нежелательно, так как чем больше оттенков одного цвета мы используем, тем красочнее и разностороннее картина получается. Если вы будете использовать по одному тону каждого цвета, работа может получиться плоской и "безжизненной". И снова же, закрываем все голубые и синие участки сразу на всех трех картинках. Самый темный синий можно добавить в затененные участки - туда, где уже есть черный и темно-зеленый. Это несколько смягчит черный цвет, сделает его более естественным и не таким "проваленным".

Штрихи делаем уверенно и динамично! Потом все растушевываем.

Ну вот, уже гораздо веселее получается! Теперь добавляем зеленый. Я взяла 3 оттенка зеленого, даже больше салатового - самый светлый, потемнее и еще потемнее, и несколько тонов цвета морской волны, тоже имеющих зеленоватые оттенки. Наносим их на работу.

Эти цвета особенно нужны, когда мы хотим сделать яркую контрастную работу. Во-первых, они ярки и красивы сами по себе, а, во-вторых, они отлично смотрятся и выделяются на красном фоне, красный рядом с ними начинает "играть".

...растушевываем...

Специально сфотографировала еще раз картину полностью на мольберте, чтобы были видны красные края бумаги и было понятно, что красный цвет действительно заиграл на фоне синих, зеленых, салатовых и фиолетовых оттенков.

Обратите внимание, что внизу на скотче я несколько раз проверяла цвет пастели. Это связано с тем, что в процессе работы пастель грязнится и не всегда четко виден оттенок... Вроде видно, например, что синий, а темный или светлый - неясно...Тогда просто проверяйте цвет пастели на кусочке бумаги перед тем, как начнете ею рисовать. Хорошо будет, если это будет бумага того же цвета, на какой вы рисуете, так как сразу будет понятно, как данный цвет смотрится именно на вашей бумаге. Это важно особенно тогда, когда бумага тонирована, в этом случае один и тот же цвет по-разному будет смотреться на красной и, например, на белой бумаге.

На данном этапе работу можно зафиксировать. Кстати, старайтесь периодически фиксировать работу тогда, когда сами посчитаете нужным) БОльшая часть картины готова, но остались детали... Поэтому начинаем уже прорабатывать каждую картинку. Сначала возьмемся за самую большую. Здесь у павлина можно проработать хохолок, глаз, часть мордочки и перышки на хвосте. Это мелкие детали, поэтому здесь нам помогут пастельные карандаши. Берем черный, белый,  несколько оттенков зеленого и синего.

Четырьмя карандашами - черным, белым, травяным зеленым и бирюзовым прорисовываем серединки и "ребрышки" перышек. Кое-где можно делать штрихи в одном направлении, кое-где в разных. При этом не забываем, что каждая ножка перышка имеет две стороны - освещенную и нет, поэтому кое-где эти ножки можно прорисовать двумя цветами - черным и белым. Но везде это делать необязательно, так как у нас нет задачи детально проработать  каждое перышко, наша задача - нарисовать хвост так, чтобы он смотрелся гармонично. Так что не вдаемся в детали, не нужно слишком стараться и прописывать каждую деталь)))

Хорошо смотрятся слегка затушеванные области хвоста, через которые проглядывает красный цвет бумаги.

Можно считать, что верхняя картинка закончена.

Перемещаемся к рисованию головы павлина на второй картинке. Закроем глаз черным и белым, чтобы у павлина появилось "осмысленное" выражение морды и он перестал пугать нас красным глазом)))))))) Черным и белым карандашами прорабатываем хохолок, перышки на хохолке прорисовываем васильковым синим. Кое-какие небрежные черные штрихи можно добавить на шею павлина.

Если добавите чуть белых штрихов в павлиний хохолок (именно пастелью, а не карандашами, так как она более кроющая), он станет более объемным.

...и несколько белых штрихов на клюв...

Можно было бы добавить еще несколько штрихов на переднюю часть шеи павлина, чтобы она не смотрелась такой гладкой. Вообще-то это надо сделать...но я поленилась и оставила так...а вообще надо сделать...

Теперь давайте отойдем и посмотрим на нашу работу издалека.

Радует то, что бОльшая часть картины уже готова! Но работа еще есть. Во-первых, нужно прорисовать перышки на третьей картинке, а, во-вторых, на всех 3-х картинках слишком видны белые рамочки от карандаша, их можно приглушить, слегка расушевав пальцами.

Добавляем в перышки синий, охру, салатовый.

Добавим карандашных штрихов, пропишем ножки и закроем черной пастелью серединки у каждого перышка.

Готовы перышки!

Если в процессе растушевки пастель вылезла за края картинок, ее нужно стереть с помощью ластика, причем сделать это надо обязательно, иначе работа может смотреться неаккуратно.

А вот теперь все!!! Ура, работа закончена!!!

Вот так она выглядит на мольберте.

А вот просто ее фотография:

...и не забудьте про подпись)))

Если оформить такую работу как-то по-особенному, она станет замечательным дополнением вашего интерьера. Например, можн0 ооформить ее в двойное паспарту разных цветов, а багет сделать красным. Конечно, это экстремальный вариант, но... почему бы не попробовать... Однако в обрамлении спокойных тонов работа тоже будет хорошо смотреться! Вобщем, все зависит от интерьера, где эта картина будет висеть!

Друзья, я все вам желаю необыкновенного творческого подъема и надеюсь, что мой МК станет для вас полезным)))

Спасибо всем, кто зашел и прочитал мой МК!!!

:-))))

www.livemaster.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта