Растрелли Бартоломео (Франческо) [1700—1771]. Растрелли картины
Растрелли, Бартоломео Франческо — WiKi
Ранние годы
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом[7].
В 1716 году семья Растрелли поселилась на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице). Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию[8]. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны[8].
По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор:
Соприкосновение с московской художественной средой сказалось на творчестве Растрелли в самых разнообразных направлениях: в стремлении к широте и многообразию архитектурного ансамбля, в чрезвычайном обогащении декоративных мотивов, в увлечении расцветкой стен и их пластической динамикой, в появлении внушенных древнерусским зодчеством новых мотивов (колоколен, глав, крылец, тонких колонок и т. п.). Видимо, он познакомился также и с архитектурой древнерусских трапезных.Обер-архитектор Елизаветы Петровны
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие[9]. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.
Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—62). Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете. Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурно-конструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете[10].
В 1750—1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
Закат карьеры
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год.
В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Рундальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. Есть версия, что Растрелли с Бироном встретились случайно — один на пути из Европы, другой на пути из России. Старый герцог пригласил Растрелли на должность обер-интенданта строительства при главном архитекторе, которым был тогда выдвиженец молодого герцога Петра Бирона Иоганн Готфрид Зейдель[11]. 1766 году в помощь Растрелли на работу был принят молодой датский архитектор Северин Йенсен.
В 1766 году Растрелли предпринял попытку найти нового покровителя в лице прусского короля Фридриха II, известного как приверженец стилей барокко и рококо. Он отправился в Берлин с подробным отчетом с чертежами и описанием всех своих работ. Однако надежды Растрелли были напрасны: Фридрих не дал ему аудиенции, передав лишь записку с рекомендацией сделать гравюры с чертежей для публики, «сие доставило бы вам аплодисменты всех ценителей изящных искусств и наук».
Старый архитектор был вынужден вернуться в Курляндию. Зимой 1767 года умерла его жена Мария. Через некоторое время в газете «Митавские новости» появилось объявление о распродаже в доме Растрелли мебели, дорожной кареты, столового серебра и ювелирных изделий[12].
Патриарх советского искусствоведения Борис Виппер считал последней работой Растрелли курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Северином Йенсеном[8]. Латвийские историки считают, что его последним проектом была церковь Св. Симеона и Св. Анны, проект которой он подал графу Панину с прошением выплатить 12 тысяч рублей единовременного вознаграждения. Однако прошение осталось без ответа, а церковь была построена уже после смерти Растрелли.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны, однако есть предположение, что он умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Эта могила была утрачена во время Второй мировой войны.
Косвенно о дате смерти свидетельствует Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати, датированный 29 апреля 1771 года. За несколько месяцев до кончины Растрелли, в январе 1771 года, собрание академиков удовлетворило его прошение о принятии «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почетного вольного общника».
Польский граф Потоцкий в 1776 году купил полное собрание чертежей Растрелли (до 1775 года Курляндия была вассалом Польши, так что интерес графа понятен). С 1932 года папка Растрелли хранится в Национальной библиотеке в Варшаве.
Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.
Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко»[8]. В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен[13]. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки»[8].
Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение)[8].
ru-wiki.org
Растрелли Бартоломео (Франческо) - Биография :: Артпоиск
Крупнейшим зодчим середины XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли.
Растрелли был сыном видного скульптора начала XVIII века К. Б. Растрелли, с которым и приехал в Петербург в 1716 году. Свое первоначальное архитектурное образование Растрелли получил, по-видимому, у своего отца, выступавшего также и как архитектор. С 20-х годов начинается уже практическая строительная деятельность Растрелли, первоначально помощником у других зодчих.
Большой Летний (деревянный) дворец Елизаветы, стоявший на месте Инженерного замка и известный по изображениям Махаева и чертежам (1741—1744), дворцы Бирона в Митаве (ныне Елгава, 1738—1740) и Руентале (Рундале, 1736— 1740) могут служить характерными примерами ранних построек Растрелли. В них зодчий еще теснейшим образом связан с приемами архитектуры начала XVIII века. Хотя все это уже дворцовые и церковные сооружения, Растрелли сохраняет в их оформлении чрезвычайную сдержанность, в обработке фасадов применяет почти исключительно слабо выступающие пилястры и лопатки, часто рустованные. Очень ограниченно пользуется он также декоративной скульптурой и орнаментальными композициями. Вместе с тем уже в этих постройках складывается тип большого сооружения с внутренним парадным двором, то есть тот тип здания, который станет обычным для последующих основных работ Растрелли.
К переходным работам, подготовившим уже развитой стиль мастера, может быть отнесен дворец ВоронцовыхДворец Воронцовых. 1849—1857 по Садовой улице в Петербурге, где наряду с пилястрами и лопатками можно видеть и попытки создать тот высокий рельеф стены, дающий эффектную игру светотени, который станет в дальнейшем столь характерным для построек Растрелли.
В известной мбре к произведениям переходного периода можно причислить и Большой дворец в ПетергофеБольшой дворец в Петергофе. 1845—1855Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» (1746—1755). Растрелли был здесь чрезвычайно связан — он не строил здание заново, а реконструировал и расширял старое, созданное еще в начале XVIII века. При перестройке Растрелли сохранил старый дворец как центральную часть новой композиции, расширил его пристройками и возвел по сторонам открытые галлереи с террасами, ведущие к павильонам — церкви и «корпусу под гербом». Архитектура фасадов Петергофского дворцаБольшой дворец в Петергофе. 1845—1855Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» еще тесно примыкает к ранним работам Растрелли. Даже целиком пристроенные самим Растрелли части решены очень плоскостно; они обработаны пилястрами и лопатками, в них очень сдержанно применены скульптура и орнаментальные композиции. Только интенсивная расцветка, обилие позолоты, характерная рельефная орнаментация на кровлях отличают эти постройки от сооружений первой четверти века.
Особый интерес представляла парадная лестницаПарадная лестница Большого дворца в Петергофе. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф» и большой танцевальный залТанцевальный зал Большого дворца в Петергофе. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Петергоф». Помещение парадной лестницы было решено единым большим объемом. Нижний ярус был трактован в соответствии с назначением всего нижнего этажа как подсобный, верхний был двусветным, соответствуя высоте второго и третьего этажей. Очень парадно, торжественным порталом была оформлена дверь с площадки второго этажа в большой танцевальный зал дворца.
Танцевальный зал являлся характерным образцом решения парадных залов Растрелли. Он был прямоугольным в плане, очень высоким, в два света. Как и на парадной лестнице, окнам соответствовали на других стенах зеркала в рамах, повторявшие разбивку оконных переплетов. Простенки также были почти сплошь закрыты зеркалами.
В отделке лестницы и зала была очень широко использована золоченая деревянная резьба. Всю поверхность перекрытий занимали громадные живописные плафоны, представлявшие как бы открытые проемы с видом на небо, в котором парили аллегорические фигуры. Зеркала и живопись плафонов иллюзорно еще более увеличивали размеры зала и лестницы, особенно при вечернем освещении, когда колеблющийся свет множества свечей, укрепленных в стенниках, отражался в зеркалах. Эти композиционные приемы были широко использованы Растрелли в его последующих работах.
Внутри дворца до 1941 года сохранялись замечательные образцы отделки середины ХVIII века. Во время оккупации фашистскими захватчиками весь дворец был превращен в развалины, причем полностью погибла его внутренняя отделка. В настоящее время внешний вид дворца полностью восстановлен и намечены работы по восстановлению внутренней отделки.
Во второй половине 40-х годов наступает период наибольшего подъема творчества Растрелли.
Самыми крупными и характерными среди его работ этого периода являются три больших дворцовых ансамбля — Екатерининский дворец в Царском СелеЕкатерининский дворец в Царском Селе. 1747—1757 (ныне г. Пушкин), Зимний дворецЗимний дворец. 1754—1762 и Смольный монастырьСмольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748—1835 в Петербурге.
Работы по Екатерининскому дворецуЕкатерининский дворец в Царском Селе. 1747—1757 (1747—1757) перешли к Растрелли, когда первоначальное здание начала XVIII века было уже расширено перестройками Квасова и Чевакинского, определившими новый масштаб дворца. Растрелли объединил отдельные павильоны дворца, ранее связанные лишь по первому этажу переходами-террасами, в единое громадное по протяженности здание, дополнил его внешнюю отделку, реконструировал и завершил внутреннее убранство.
Здание существенно изменилось впоследствии, особенно при перестройках конца XVIII века, и чрезвычайно сильно пострадало в период оккупации фашистскими захватчиками. Только привлекая изображения того времени, в первую очередь работы Махаева, можно воссоздать первоначальный облик дворца.
Для подъезжающих ко дворцу здание сперва раскрывалось со стороны нижнего сада. С этой стороны дворец воспринимался во всю свою огромную длину, замыкая ярко расцвеченной полосой своего фасада низкий стриженый регулярный сад. Объезжая церковный корпус, посетители попадали на парадный двор. С одной стороны его в резком раккурсе раскрывался уходящий вдаль дворовый фасад главного здания, с другой — тянулись низкие служебные флигели так называемой «циркум-ференции». Постепенно, номере продвижения по двору, раскрывался и весь фасад. Миновав двор, подъезжали к главному входу, через который по парадной лестнице поднимались во второй этаж, где анфилада пяти приемных («антикамер»), занимавших всю ширину здания и соединявшихся тремя рядами дверей, подводила к громадному тронному залу. Далее помещения делились на два ряда — с окнами во двор и с окнами в сад. Основной была анфилада залов с окнами в сторону двора, в бесконечную глубину которой уводили расположенные по одной оси и богато декорированные золоченой резьбой двери с пышными наличниками. Перед церковным корпусом, замыкавшим все здание, на уровне второго этажа располагался «висячий сад». Таким образом, вся композиция здания была организована так, что богатство внешней и внутренней отделки дворца постепенно раскрывалось перед посетителями. Все, начиная с размеров здания и кончая его яркой расцветкой (сочетание белого, интенсивно-синего и позолоты), должно было составить как бы пышную раму для происходивших во дворце приемов и празднеств. Значительные выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон создавали богатую игру светотени, дополнявшуюся обильной декоративной цепкой и огромным количеством деревянной золоченой скульптуры, эта отделка была столь же эффектна, как и непрочна; уже в конце XVIII века деревянная скульптура исчезла с фасадов дворца, утратились также позолота и яркая раскраска, что сильно изменило общее впечатление от здания.
В парках при дворце Растрелли закончил строительство павильонов ЭрмитажаПавильон Эрмитаж в Царском селе. 1740—1750 и Охотничий павильон (Монбежу)Охотничий павильон (Монбежу) в Царском селе. Бумага, акварель, начатых Чевакинским, соорудил грот на берегу большого озера и создал Катальную горку с павильоном.
Из этих сооружений лучше всего сохранился ЭрмитажПавильон Эрмитаж в Царском селе. 1740—1750, являющийся показательным и характерным образцом парковых павильонов середины XVIII века.
Гравюра с рисунка Махаева позволяет представить себе его первоначальное окружение, значительно изменившееся с течением времени.
Павильон находился на небольшом искусственном острове, окруженном каналом, облицованным камнем. Центром павильона является большой зал, завершающийся куполом. Переходами он соединен с четырьмя кабинетами, расположенными по диагоналям. Во внешней отделке павильона была широко применена декоративная скульптура, в том числе деревянная резная, яркая расцветка и позолота.
Аналогично были оформлены и другие павильоны, из которых сохранился грот; павильон МонбежуОхотничий павильон (Монбежу) в Царском селе. Бумага, акварель был впоследствии полностью перестроен, а Катальная горка целиком уничтожена.
Зимний дворецЗимний дворец. 1754—1762 был решен Растрелли в виде здания с большим внутренним замкнутым парадным двором и подчеркнутыми угловыми массивами, заключавшими основные помещения (северо-восточный — парадную лестницу, северо-западный — тронный зал, юго-западный — театр, юго-восточный — жилые помещения и церковь). Главный въезд в здание был с юга, с большого открытого «луга», на месте которого ныне находится Дворцовая площадь. Тройные ворота вели во внутренний парадный двор, фасады которого были решены столь же
богато, как и наружные фасады. В глубине двора, в корпусе, обращенном к Неве, находился главный вестибюль.
Фасады Зимнего дворцаЗимний дворец. 1754—1762 очень ярко раскрывают характерные приемы композиции, которыми пользовался Растрелли. Колонны непосредственно примыкают к массивам стен; иногда между ними и стеной введены еще промежуточные пилястры. Целые группы колонн или напластованных одна на другую пилястр подчеркивают системами вертикалей все углы и грани объемов здания, выделяя наиболее ответственные части композиции, как, например, главный въезд. Эти приемы были выработаны Растрелли в результате внимательного изучения русской архитектуры второй половины XVII века, дальнейшим творческим развитием которой они и являются.
Полностью здание по первоначальному проекту никогда не было завершено; внутренняя отделка его была фактически только начата к моменту смерти Елизаветы. Со второй половины 60-х родов начинаются уже существенные изменения здания. Застраивается открытая территория парадного двора со стороны восточного фасада здания; с отступлениями от проекта Растрелли производится его внутренняя отделка. Пожар 1837 года уничтожил то немногое, что было выполнено по внутренней отделке по проектам Растрелли (парадную лестницу, большую церковь; после пожара воссозданы В.П. Стасовым Стасов Василий Петрович [1769—1848] Один из крупнейших зодчих эпохи классицизма. В 1783 г. поступил «помощником по делам строительства в Москве». В 1808 г. СПб Академии художеств получил звание «назначенного» и в том же году зачислен в Кабинет Его Императорского Величества....). О задуманной первоначально отделке второго, парадного этажа здания ныне можно судить лишь по дошедшим до нас чертежам. В первом этаже реставрационные работы последних лет восстановили первоначальный облик некоторых помещений (галлерея в восточном корпусе).
В значительной мере незавершенным остался ансамбль Смольного монастыряСмольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748—1835 (1748—1760), задуманного Елизаветой как дворец-монастырь «на старость лет» и строительство которого поэтому соответственно продвигалось наиболее медленно.
О замысле Растрелли наиболее полное представление дает замечательная проектная модельСмольный монастырь (модель). Музей Академии художеств (хранящаяся ныне в собрании Музея Академии художеств). В середине большого крестообразного, замкнутого двора находится здание большого собора. По контуру двора — жилые корпуса, прерывающиеся на углах двора четырьмя малыми, «домовыми», церквами. Главный въезд отмечен колоссальной (более 140 м высоты) башней-колокольней. Кругом все сооружение замыкается каменной оградой с небольшими башнями. Из всего этого замысла к моменту смерти Елизаветы был выполнен вчерне главный собор, отстроены и частично отделаны корпуса с боковыми церквами и возведена ограда с башнями. Под колокольню были только выложены фундаменты. Здание собора простояло незаконченным более семидесяти дет и было закончено с полным изменением его внутренней отделки только в 30-х годах XIX века В.П. Стасовым Стасов Василий Петрович [1769—1848] Один из крупнейших зодчих эпохи классицизма. В 1783 г. поступил «помощником по делам строительства в Москве». В 1808 г. СПб Академии художеств получил звание «назначенного» и в том же году зачислен в Кабинет Его Императорского Величества..... Колокольня осталась невыполненной.
Комплекс сооружений Смольного монастыряСмольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748—1835 — одно из наиболее цельных созданий Растрелли. Как и все характерные крупные дворцовые здания тех лет, он задуман замкнутым в себе сооружением, превосходящим своими размерами и отделкой все окружающее. Всей своей композицией, богатством отделки, яркостью расцветки он должен был отличаться от находящихся поблизости построек.
В композиции главного собора чрезвычайно четко и последовательно проведена органическая связь внешнего и внутреннего облика здания, достигнуто единство планового и объемного решений. Членения фасадов подчинены структуре внутреннего пространства, декоративное убранство (по модели еще более пышное, чем в натуре, особенно в решении куполов) характеризует находящиеся за ним элементы здания. При всей декоративной пышности отделки зодчий достигает в этом сооружении подлинно классической ясности в решении основной композиции.
Замечательно была задумана, судя по модели, башня-колокольня. Здесь особенно последовательно проведен характерный для Растрелли прием использования ордеров. Легкость «взлета» этого громадного сооружения достигается в основном за счет постепенного уменьшения рельефной насыщенности отдельных ярусов. В нижнем этаже массивы стен полностью скрываются за сплошными рядами колонн. Чем выше, тем количество колонн все более уменьшается, чтобы, наконец, в верхнем, завершающем и наибольшем по высоте, ярусе превратиться в плоские, лишь незначительно выступающие из стены лопатки.
Из значительно меньших по размерам построек этих лет должно быть выделено здание дворца СтрогановыхДворец Строгановых. 1753—1754 (1752—1754) на углу Невского проспекта и Мойки. На главном фасаде здания подчеркнут мотив ворот, служивших главным въездом во дворед. На боковом фасаде (на Мойку) выделен центр, где находится отлично сохранившийся большой двусветный зал, отделанный, как и угловые церкви Смольного монастыряСмольный монастырь в Санкт-Петербурге. 1748—1835, лепкой.
Растрелли много проектировал для Москвы. От его построек в Москве (в Кремле) и ее пригородах (в Лефортове, Перове, Покровском) ничего, однако, не сохранилось. По чертежам Растрелли крупным московским архитектором того времени — К.И. Бланком Бланк Карл Иванович [1728—1793] ... был возведен грандиозный шатер НовоИерусалимского монастыря в ИстреНово-Иерусалимский монастырь в Истре. Середина XVIII века, под Москвой.
Комплекс больших построек Нового Иерусалима был выполнен во второй половине XVII века, но в 1723 году рухнул шатер — перекрытие так называемой «ротонды». Растрелли был составлен проект нового деревянного шатра, осуществленного в натуре К.И. Бланком Бланк Карл Иванович [1728—1793] ... (1749—1759). Бланку Бланк Карл Иванович [1728—1793] ... принадлежала, очевидно, и вся богатая, с широким применением лепки отделка «ротонды», одного из наиболее богатых по убранству подобных сооружений XVIII века, пронизанного светом, яркого и праздничного, вполне светского по своему характеру. Постройки монастыря разрушены в годы Великой Отечественной войны фашистскими захватчиками. В огне погиб и шатер Растрелли — Бланка Бланк Карл Иванович [1728—1793] ....
Из построек вне Петербурга, Москвы и Прибалтики Растрелли в составленном им самим списке своих работ упоминает только Андреевский собор в КиевеАндреевский собор в Киеве. 1747—1754 (1747—1753). Здание это строилось по проекту Растрелли, однако без его непосредственного участия, под руководством московского зодчего И. Ф. Мичурина. Построенное с учетом очень живописного местоположения, над крутым обрывом к берегу Днепра, здание сохранило замечательную внутреннюю отделку, в которой широко использована деревянная золоченая резьба, сочетающаяся с большими живописными вставками.
Уже одно перечисление работ Растрелли ясно показывает, что они не могли выполняться им одним, без участия многочисленных помощников. И действительно, вокруг Растрелли группировался делый ряд архитекторов, среди которых были и такие очень опытные мастера, как В. Неелов, принимавший участие в создании царскосельского ансамбля, Я. Ананьин, ведший работы по Зимнему дворцу, А. Евлашев, строивший в Москве. В работах Растрелли принимал участие, кроме того, и громадный коллектив живописцев-декораторов (братья Вельские, Валериани, И.Вишняков Вишняков Иван Яковлевич [1699—1761] Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от строений (1739-1761)...., Перезинотти, Фирсов и другие), скульпторов и особенно резчиков по дереву. Для выполнения деревянной позолоченной резьбы привлекались в большом количестве мастера русской народной декоративной резьбы — обладатели веками накопленного художественного опыта. Только совместными усилиями всех этих мастеров могли быть осуществлены в натуре все те сооружения, которые идут ныне под общим собирательным названием «построек Растрелли».
В 1763 году Растрелли вышел в отставку и больших работ уже не выполнял.
artpoisk.info
Бюст неизвестного работы Растрелли (Автопортрет)
В 1732 году Б.-К. Растрелли создаёт бронзовый бюст «Неизвестного».
Изображённое лицо долго оставалось загадкой. Было высказано предположение, что это портрет графа Я.В. Брюса, известного военного деятеля и учёного петровского времени. Но сравнение герба, помещённого на постаменте бюста, с гербом Брюса опровергло это мнение. Длительные поиски владельца герба не дали никаких результатов, и портрет вошёл в историю искусства под названием «Бюста Неизвестного».
Есть основания предполагать, что перед нами – автопортрет скульптора. Создание автопортретов скульпторами и живописцами не было новостью в западноевропейском искусстве. Растрелли, гордый своей родовитостью и талантом, несомненно, мечтал запечатлеть себя, не уступая в этом отношении ни знатнейшим петровским вельможам, ни известным европейским ваятелям.
Бюст неизвестного (Автопортрет)
Герб является ключом для расшифровки бюста. Его геральдические детали указывают на возможную принадлежность его Растрелли («графский» шлем с тремя перьями, «итальянский» овальный щит, восьмиугольные звёзды, бывшие на гербе миланских Растрелли).
Герб на бюсте
Обращает на себя внимание и расположение подписи скульптора. Она сделана крупными буквами и читается сразу же при первом взгляде на бюст. И в данном случае воспринимается как автограф под автопортретом.
Подпись Растрелли
Предположение подкрепляется также сравнением бюста с портретом сына скульптора – архитектора Ф.-Б. Растрелли, исполненным живописцем П. Ротари. У отца и сына можно отметить определённое сходство в структуре лица, верхней губы, глаз, в ширине переносицы, форме подбородка, складе рта, в короткой шее, определяющей одинаковую для них посадку головы.
Бюст Растрелли показывает, что скульптор всё дальше шёл по пути реалистического освоения натуры. Он достиг исключительной силы психологического проникновения и глубокой художественности трактовки образа. Конечно, здесь немалую роль могли играть автобиографичность произведения и отсутствие скованности, которую обычно налагает исполнение заказного портрета.
Бюст отличается, прежде всего, своей простотой. Здесь нет ни рыцарских лат, ни мантий, ни орденских знаков, которые были обязательной принадлежностью каждого парадного портрета. Скульптор изобразил себя в костюме дворянина среднего достатка. Он одет в гладкий без всякого узорного шитья кафтан; полы его широко распахнуты, виден застёгнутый камзол. Шея плотно повязана галстуком с кружевными кистями. На плечи накинут плащ, отороченный бахромой и закрывающий руки и спину. Единственная пышная деталь бюста – высокий, взбитый большими кольцами парик. Локоны парика ниспадают волнами на плечи, вместе с плащом как бы образуя раму лица.
Бюст неизвестного
Растрелли представил себя нисколько не идеализируя: немного тучным, немолодым и уже усталым человеком. Печально смотрят большие внимательные глаза. Резкая складка прорезала переносицу, и две морщинки пролегли над ней между густыми красивыми бровями. Глубокие линии идут к плотно сомкнутому рту с чуть опущенными углами; нижняя несколько поджатая губа выдаёт самолюбие и гордость. Высокий с крутым выступом лоб подчёркивает незаурядную интеллектуальность. Психологическая характеристика раскрывается при рассмотрении бюста со всех точек. В профильном повороте обращает на себя внимание выражение упорства, ума и уверенности. Это впечатление создаётся линией лба, прямым, чуть вздёрнутым носом. Но здесь заметны и признаки возраста – старческие морщины у края глаза.
Во всём облике, в повороте головы, во взгляде очень тонко подчёркнуто достоинство знающего себе цену художника. Вместе с тем, в нём передано чувство затаённой неудовлетворённости.
Этот бюст Растрелли был не только новым достижением в смысле психологической углублённости образа, он отмечен дальнейшим усилением лаконизма формы и отточенностью мастерства. Даже такой характерный для барочного портрета элемент, как разорванный силуэт, сведён здесь к мягкому живописному контуру.
Моделировка форм лица замечательна плавностью переходов, создающих впечатление живой трепетности. С особым, можно сказать, бравурным блеском вылеплен плащ – наиболее пластичная часть портрета. Как и в бюсте Петра, в автопортрете Растрелли использованы разнообразные приёмы ювелирной отделки деталей: здесь и углубления кружев, и прорези бахромы, обшивки камзола и обметки петель, и графическая прорисовка волос парика.
Запись опубликована в рубрике Скульптура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.petro-barocco.ru
Растрелли - это... Что такое Растрелли?
1.(rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко. Отец архитектора Б. Ф. Растрелли. Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698—99 гг. жил и работал в Риме, в 1700—15 гг. – в Париже. В 1715 г. заключил договор с агентом Петра I И. Лефортом о работе в России.
Б. К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. 1725 г.
В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723—29; «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I [1743—44; была отлита после смерти скульптора, в 1800 г. установлена перед Михайловским (Инженерным) замком в Санкт-Петербурге]. В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. на древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730—32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны.
Б. К. Растрелли. Памятник Петру I. 1743—44 гг. Санкт-Петербург
Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716—17; «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г. им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чьё усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и лёгкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика.
С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики: конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нём работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт.
2.Бартоломео Франческо [1700, Париж (?) – 1771, Санкт-Петербург], русский архитектор, итальянец по происхождению; крупнейший представитель барокко. Сын скульптора Б. К. Растрелли. В 1725—30 гг. проходил обучение за границей. По возвращении в Россию стал придворным архитектором.
1730-е гг. – период творческого становления мастера. Он следует традициям русской архитектуры петровского времени (т. н. третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1732—33; не сохранился; дворцы Бирона в Рундале, 1736—40; и Митаве, ныне Елгаве, Латвия, 1738—40). Параллельно Растрелли изучает древнерусскую архитектуру (нарядные храмы 17 в. в Ярославле, собор Василия Блаженного в Москве). Радостный, мажорный строй, звучные цветовые сочетания, вдохновившие архитектора и творчески им переработанные, станут характерной чертой его искусства.
Б. Ф. Растрелли. Зимний дворец. 1754—62 гг. Санкт-Петербург
Расцвет творчества Растрелли пришёлся на время правления императрицы Елизаветы Петровны (1740—50-е гг.). В своих постройках архитектор органично сочетал традиции европейского барокко, рококо, отчасти классицизма и древнерусской архитектуры. От барокко он берёт размах и динамику в организации пространства и архитектурных форм здания, систему декорирования интерьера, от рококо – многие элементы декора, от классицизма – ясность планировочных решений, от древнерусского зодчества – красочное узорочье, нарядные крылечки, особенную выразительность силуэта здания.
Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748—64 гг. Санкт-Петербург
Растрелли – непревзойдённый мастер архитектурного ансамбля и синтеза различных искусств. В комплексе Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748—64) невысокие здания монашеских келий с церквями по углам и оградой повторяют очертания крестообразного в плане собора, который высится в центре, – великолепный, стройный и лучезарный. Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Растрелли (1752—57), составляет единый ансамбль с прилегающим к нему парком: невысокие, расположенные полукругом флигеля охватывают обширное пространство перед главным фасадом дворца, создавая подобие парадной площади – курдонёр (почётный двор). Центр дворца находится на главной планировочной оси дворцово-паркового ансамбля: от почётного двора и крыльца паркового фасада открываются перспективы главной аллеи, в одном конце которой находится павильон Эрмитаж, в другом – Монбижу. Примером синтеза искусств в интерьере могут послужить Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе и Танцевальный зал дворца в Петергофе. Позолота и зеркала зрительно облегчают, почти уничтожают плоскость стены, живописные плафоны «прорывают» потолки, в узорах паркета «растворяются» плиты пола. Благодаря динамичному декору в интерьерах царит ощущение ликующей праздничности.
Б. Ф. Растрелли. Павильон Эрмитаж. 1752—57 гг. Царское Село
Фасады растреллиевских зданий также насыщены динамикой. Собор Смольного монастыря, Андреевская церковь в Киеве (1747) и др. устремлены вверх; архитектурные массы компактны и собраны к центру; восхождение объёмов завершается в сложных, текучих формах глав. В дворцовых зданиях (Зимний, 1754—62, и Строгановский, 1752—54, дворцы в Санкт-Петербурге; Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, 1747—52) движение развивается по горизонтали, однако значительные по протяжённости фасады не выглядят монотонными. Их разнообразят выступы (ризалиты), увенчанные разорванными фронтонами, балкончики, сочетание золотых и белых деталей на фоне ярко окрашенных стен, игра света и тени.
При Екатерине II, предпочитавшей строгую классицистическую архитектуру, зодчий, ещё полный творческой энергии, не имел возможности реализовать свои замыслы.
(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)
dic.academic.ru
Растрелли, Бартоломео Франческо - это... Что такое Растрелли, Бартоломео Франческо?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Растрелли.Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700(1700), Париж — до 29 апреля 1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771).
Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675-1744).Биография
Ранние годы
Франческо Растрелли родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а после его смерти в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом[1].
Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова. Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию[2]. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии. Здесь в 1730-е годы для герцога Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны[2].
По рекомендации Бирона становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х гг. он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор:
Соприкосновение с московской художественной средой сказалось на творчестве Растрелли в самых разнообразных направлениях: в стремлении к широте и многообразию архитектурного ансамбля, в чрезвычайном обогащении декоративных мотивов, в увлечении расцветкой стен и их пластической динамикой, в появлении внушенных древнерусским зодчеством новых мотивов (колоколен, глав, крылец, тонких колонок и т. п.). Видимо, он познакомился также и с архитектурой древнерусских трапезных.— Б. Р. Виппер[2]
Обер-архитектор Елизаветы Петровны
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве. На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе (ныне — город Пушкин).
Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие[3]. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо Растрелли, А. В. Квасов и С. И. Чевакинский; по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.
В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона. Трёхчастная сквозная арка со стороны главного фасада Зимнего дворца (осуществлённый вариант с коробовыми сводами) была создана Растрелли после его работ по ремонту Стрельнинского дворца, вероятно, под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон).
Два последних грандиозных замысла Растрелли — это ансамбль Смольного монастыря (1748—57) и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754—62). Вопреки сложившемуся мнению, ансамбль Смольного монастыря, куда на склоне лет планировала удалиться Елизавета Петровна, не предполагал наличия колоссальной колокольни, которую можно увидеть в сохранившемся его макете. Именно благодаря этой модели Растрелли осознал градостроительную ошибку, решив сохранить собственно Смольный собор как высотную доминанту ансамбля. Архитектурно-конструктивные решения, на которых остановил свой выбор Растрелли, заметно отличаются от представленных в макете[4].
В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес — Невский, 46). В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
Модель первоначального проекта Смольного монастыря, которая хранится в Академии художествЗакат карьеры
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды и поток заказов быстро иссяк. Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре. Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего. 24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — тысяча рублей в год.
В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Руэнтальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. Патриарх советского искусствоведения Борис Виппер считал последней работой Растрелли курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Йенсеном[2].
Следы дальнейшего пребывания Растрелли теряются где-то в Литве, и дата смерти и место захоронения его не известны. Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати датирован 29 апреля 1771 года. Могила жены архитектора, находившаяся в Елгаве, была утрачена во время Второй мировой войны.
Растреллиевский стиль
Стиль дворцовых построек Растрелли вполне оригинален. Для него характерно широкое использование на полихромных фасадах полуциркульных завершений окон (см. ниже) и полуколонн, собранных, как правило, в пучки и пары. При этом наружные колонны и полуколонны у Растрелли не играют конструктивной роли, а представляют скорее подобие тектонического декора. Большие парадные залы Растрелли охватывают всю глубину этажа, при оформлении интерьеров он избегает криволинейности, свойственной для наиболее радикальных проявлений барочной эстетики.
Как пишет Б. Р. Виппер, русскому итальянцу были чужды и «беспечный произвол и асимметрия» французского рококо, и «мистический туман и чувственная экзальтация, которые неотделимы от представления о немецко-австрийском барокко»[2]. В отличие от Квасова и Чевакинского, Растрелли не увлекали объёмные контрасты в общих массах дворцовых построек. И тем не менее его лучшие постройки производят впечатление «ликующей мощи и величия», их облик торжествен и праздничен[5]. Во избежание монотонности (которая портит впечатление от таких масштабных свершений позднего барокко, как Мадридская и Казертская резиденции) Растрелли стремился «насытить фасад пластической игрой колонн, пилястров, рустовки, разнообразием наличников и окон, а также богатством расцветки»[2].
Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.
В культовых постройках Б. Ф. Растрелли соединил элементы европейского барокко, усвоенного им в юности во время поездок в Европу, с русскими архитектурными традициями, отчасти почерпнутыми из репертуара нарышкинского стиля (форма луковичных глав, контрастное цветовое решение)[2].
Сохранившиеся постройки
В источниках XIX и начала XX веков Растрелли приписывались едва ли не все парадные постройки елизаветинского правления — вплоть до зданий в таких провинциальных городах, как Ярославль[6] и Ахтырка[7]. Иногда эти утверждения некритично воспроизводят в современных краеведческих изданиях.
Утраченные постройки
Растрелли также достраивал спроектированный М. Г. Земцовым Аничков дворец, который позднее был до неузнаваемости перестроен.
Церковное убранство
Относительное мало изучены опыты Растрелли по части организации сакрального интерьера православных и лютеранских храмов. В 1740-е гг. он спроектировал алтарь дворцовой капеллы в Руентале, позднее перенесённый в Митавский дворец. Эскиз этого утраченного памятника хранится в венской Альбертине. Исходя из стилистических соображений Б. Р. Виппер приписывает Растрелли и интерьер Троицкой церкви в Либаве (1742-58) с герцогской ложей[2]. В 1754 г. Растрелли подготовил проект пятиярусного иконостаса и алтарной сени Спасо-Преображенского собора в Петербурге[9]. Он дважды составлял проект восстановления обрушившегося шатра собора Новоиерусалимского монастыря, для которого также разработал декор кувуклии.
Помощники
Память о Растрелли
См. также
Примечания
- ↑ Этот титул официально не был признан в Российской империи. После смерти Анны Иоанновны было устроено дознавательство, на каком основании Растрелли именует себя графом. Архитектор предоставил документы о том, что его отец при содействии папского нунция Ф.-А. Гуатерио приобрёл графский титул у ватиканского двора в 1704 году.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Б. Р. Виппер. Архитектура русского барокко. Москва: Наука, 1978. Стр. 67, 71, 80, 91.
- ↑ На возведение Строгановского дворца ушло всего шесть недель.
- ↑ Владимир Ефимов: «ЗАМЕТКИ О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СМОЛЬНОГО МОНАСТЫРЯ В ПЕТЕРБУРГЕ», журнал «АРДИС: Архитектура, Реставрация, Дизайн и Строительство» № 1, № 2(45) 2010 год
- ↑ Статья о Растрелли в Большой советской энциклопедии.
- ↑ Ярославль - Энциклопедия, Брокгауз-Ефрон
- ↑ Ахтырка - Энциклопедия, Брокгауз-Ефрон
- ↑ Дворец в Мраморном переулке (дом 1) позднее принадлежал П. М. Скавронскому, был расширен по проекту Л. Руска в начале XIX века и полностью перестроен К. К. Рахау в 1875-77 гг. для И. Ф. Громова.
- ↑ Энциклопедия Санкт-Петербурга, В. В. Антонов
Литература
- Lexikon der Kunst: Malerei, Architektur, Bildhauerkunst в 12 томах. Karl Müller Verlag, Erlangen, 1994.
- Овсянников Ю. М. Франческо Бартоломео Растрелли. — Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1982. — 224, [64] с. — (Жизнь в искусстве). — 75 000 экз.
- Овсянников Ю. М. Великие зодчие Санкт-Петербурга. Трезини. Растрелли. Росси.. — СПб: Искусство-СПб, 2000. — С. 205—371. — 632 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-210-01539-4
Ссылки
dic.academic.ru
РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО | Энциклопедия Кругосвет
РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.
Родился в Париже, в семье итальянского скульптора Б.К.Растрелли (См. РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО КАРЛО). В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.
Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка. Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).
Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая). Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.
Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге. Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин. Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.
С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня). Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).
Умер Растрелли в Петербурге в 1771.
Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»
Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?
www.krugosvet.ru
Растрелли. Дворцы | Застывшая музыка
Франческо Бартоломео Растрелли
Судьба Франческо Бартоломео Растрелли напоминает собой американские горки.
Он прожил долгую жизнь (1700-1771), приехав в Россию в качестве ученика своего отца. Его карьера архитектора была феерична, а старость ознаменовалась забвением всех его заслуг и скромным достатком. Но его имя навеки запечатлено во многих шедеврах архитектурного искусства, которыми он украсил молодой тогда еще Петербург, Москву, Курляндию и Киев за годы своей деятельности.
Первой его самостоятельной работой стала постройка дворца для именитого человека. В 1721-1727гг. он выполнил строение на Миллионной улице в Санкт-Петербурге для молдавского господаря Антиоха Кантемира в пышном стиле барокко. Дворец выходил фасадом на Неву, имел Парадный двор со стороны Миллионной улицы, проект имел ряд флигелей, отделявших дворец от соседнего участка. В первоначальном виде дворец не дошел до нашего времени, т.к. здание несколько раз перестраивалось.
Дворец в Руентале
Между 1727 и 1730 гг. Растрелли создает проект каменного дворца для Ивана Долгорукого, а также деревянного дворца, установленного в царской резиденции на Яузе. Работы Франческо Растрелли получают поддержку и в царствование последующих императоров. При Анне Иоанновне он получает заказ от ее фаворита Бирона на возведение замка в Руентале. В ходе этого проекта Растрелли впервые проявил свой собственный стиль, непохожий на образцы работы мастеров старшего поколения. Ансамбль включает в себя двухэтажный роскошный замок в стиле барокко из 138 помещений, французский парк размером 10 гектаров, окруженный каналом, и охотничьи угодья общей площадью 34 гектара. Интересной особенностью сооружения является то, что при его создании использовался кирпич местного производства необычайно больших размеров.
Между двумя дворцовыми переворотами 1740 и 1741 годов, Растрелли создал для Анны Иоанновны проект нового Летнего дворца, закладка камня в основание которого была сделана в июне 1741. В ноябре этого же года после дворцового переворота в пользу дочери Петра I Елизаветы Петровны, Растрелли попал в опалу как обер-архитектор предыдущего режима. Не у дел он находился почти два года. После чего в 1744 году он снова был привлечен к работам по отделке Летнего дворца и продолжению возведения Аничкова дворца. Новая власть оценила по достоинству таланты Растрелли, и его жалование было увеличено до 1500 рублей в год. К сожалению, Летним дворцом Растрелли мы не имеем возможности любоваться в наше время, т.к. он был снесен в конце XVIII века по указу императора Павла I.
Интерьеры дворца в Петергофе
Не обошлось в жизни знаменитого мастера и без интриг. Так, за блестящую работу по возведению Петергофского дворца архитектор не получил никакой августейшей благодарности, хотя весь двор был в восторге от проекта. Дело в том, что первый министр Елизаветы Петровны, граф Шувалов, был поклонником другого архитектурного направления – рококо. Поэтому эту «незамеченность» списывают на его происки. Само же здание с длиной фасада около 270 метров, залами (площадь некоторых превышает 300 кв. метров), богатейшей лепниной, росписью стен и различными скульптурными формами является жемчужиной архитектуры и по сей день.
Екатерининский дворец времен Елизаветы. Картина
Безусловно, к числу наиболее важных творений Растрелли относится Екатерининский дворец, возведенный им в Царском себе. Это грандиозное сооружение (325 метров в длину) строгой планировки в стиле галереи является одним из лучших памятников архитектуры всех времен. Сочетание больших окон, занимающих почти все пространство между массивными колоннами придает зданию одновременно и редкостное величие, и легкую прозрачность. Внутренне убранство Екатерининского дворца позволяет отнести его к числу самых роскошных дворцов мира.
Апофеозом творчества мастера стал Зимний дворец в Санкт-Петербурге, возведение которого началось в 1754 году. Масштабное сооружение общей площадью 60 000 кв. метров не знало себе равных в Европе того времени. Это был расцвет русского барокко XVIII века. В этом ансамбле Растрелли довел до совершенства все те приемы, которые он применял в предыдущих проектах. Применение колонн, статуй, фронтонов придает фасадам здания динамику огромной силы. При этом соблюдается геометрическая четкость конструкции и решение в едином архитектоническом ключе. Убранство внутренних помещений разрабатывали помощники мастера, а некоторые особо важные детали проектировал он сам. Интересно, что за этот дворец Растрелли был отмечен правящим монархом. Петр III в период своего короткого царствования (1761-1762 гг.) успел пожаловать архитектора орденом Св.Анны и званием генерал-майора.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
При следующей правительнице Екатерине II судьба стала вновь немилостива к Бартоломео Растрелли, т.к. его стиль сочли немодным. В 1763 году он был отправлен в отставку и все оставшееся время скитался по Европе. Незадолго до его смерти императрица удовлетворила его просьбу о принятии в члены Императорской академии художеств. Великий мастер, наконец, официально обрел давно заслуженное признание.
zodchestwo.info