Описание картины Энтони Ван Дейка «Амур и Психея». Психея картина
Описание картины Энтони Ван Дейка «Амур и Психея»
Достаточно известная мифологическая история о союзе Амура (или бога любви Купидона) и смертной девушки Психеи, которой в последствии было даровано бессмертие богов. Исходя из придания родители девушки попросили Амура выдать ее замуж, однако он был очарован ее прекраснейшей красотой и решил сам на ней жениться.
Забрав ее в сказочный прекрасный замок он посещал ее только ночью, в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и истинного происхождения. Однако завистливые сестры все время подначивали ее любыми способами взглянуть на супруга и убедиться, что он белокурый прекрасный юноша, а страшное чудовище облущенное в образе ужасного змея.
Девушка подалась на уговоры и уловкой увидела лицо своего возлюбленного мужа, однако Амур был огорчен произошедшем и оставил свою супругу горевать одну в замке. Психея очень долго искала способ извиниться перед супругом, пока не встретилась с богиней Венерой. Венера не хотела продолжения этого союза между богом и женщиной и поэтому решила обманом убить Психею.
В своей композиции Ван Дейк решил изобразить момент, где Психея после долгой разлуки встречается со своим любимым Амуром. Амур изображен в виде обнаженного белокурого юноши, с прекрасным телом бога Олимпа. Из его спины растут снежно-белые ангельские крылья.
Амур подлетает к своей возлюбленной, прикасаясь к ее прекрасному лицу своими руками. Психея же изображена в долгом сне, и рядом с развернутым подарком Венеры. Их одеяния красного и синего цвета символически используются автором для разграничения мужского и женского начала. Они выступают самыми яркими элементами картины, в то время как фон весьма однообразен.
Темные деревья, не особо детализированы, выполнены в золотисто-коричневых тоннах хорошо гармонируют с цветами земли камней и облаков, не обращая на себя лишнего внимания.
Богиня Психея - олицетворение души. Миф об Амуре и Психее
Богиня Психея и мифы о ней во все времена пользовались большой популярностью. Особо красивой и романтичной считается история ее взаимоотношений с Амуром (Эросом). Этот сюжет стал основой для множества произведений искусства. А некоторые психологи убеждены, что этот миф не просто красивая сказка, но и глубокое, философское произведение.
Богиня Психея: кто она?
В древнегреческой (равно как и древнеримской) культуре Психея представляла собой некое олицетворение души. Чаще всего богиню описывали как девочку с крыльями, а иногда изображали как бабочку. Кстати, в некоторых источниках присутствуют истории о том, как Эрос с факелом гонялся за бабочкой, наверное, так появилась всем известная поговорка и излюбленная аналогия.
Психея-бабочка изображалась на надгробных тканях рядом с черепом и прочими важными символами смерти. Фрески с этой богиней были найдены при раскопках Помпеи — здесь ее рисовали с грифелем, флейтой и некоторым другими музыкальными атрибутами. А фрески дома Веттиев изображают разные сцены, в которых Эрос и Психея собирают цветы, работают на маслобойне и т.д. Кстати, на геммах, созданных в III-I веках до нашей эры, описано множество самых разных интерпретаций истории о любви двух богов.
Откуда взялся миф о Психее и Амуре?
Невозможно выяснить, когда именно в фольклоре появились первые упоминания о богине-душе и трагической истории ее любви. Первые небольшие упоминания обнаружены в работах Гомера и некоторых других историков того времени.
Полностью миф содержится в работах Апулея — известного древнеримского писателя и философа. Об авторе известно лишь то, что он родился в одной из африканской провинций Рима, а именно в Мадавре. Апулей за свою жизнь создал множество работ, причем писал он как на латинском, так и на греческом языке. Наиболее известным трудом писателя является роман «Золотой осел» (другое название — «Метаморфозы»), созданный во втором веке нашей эры. Этот роман состоит из одиннадцати томов, причем к нам дошли все они, за исключением нескольких испорченных страниц. Именно в «Метаморфозах» Апулей написал об Эросе и Психее — в этом виде миф и дошел до наших дней.
История любви Психеи: часть первая
Согласно легенде, у одного царя было три дочери, младшая из которых — Психея. Богиня (пока еще простая девушка) была настолько красива, что мужчины со всего света съезжались, чтобы полюбоваться ее прелестью. Со временем ей начали поклоняться как божеству, забыв об Афродите, что не могло не рассердить ее.
Именно поэтому, используя различные методы, Афродита убедила отца Психеи облачить дочь в свадебные одежды и выдать замуж за самое страшное чудовище. Девушка вдруг оказалась в неизвестном замке рядом со своим мужем, который поставил ей условие — она никогда не должна увидеть его лицо.
Когда счастливая и беременная Психея отправилась в гости к родителям, сестры напугали ее, сказав, что жуткое чудовище, являющееся ее мужем, вскоре съест и ее, и нерожденного ребенка. Доверчивая Психея той же ночью, вооружившись светильником и кинжалом, отправилась в спальню к мужу, где впервые увидела прекрасный лик своего мужа Эроса. От удивления и неожиданности она сильно наклонила лампу — несколько капель масла упало на кожу супруга. Когда Эрос проснулся и понял, что именно собиралась сделать Психея, он ее бросил.
Беременная и покинутая женщина обречена скитаться по земле, пока не найдет любимого мужа. На этом пути ее ждало множество преград. Но, в конце концов, ей удалось узнать, что Эрос находится в доме своей матери Афродиты — здесь измученную девушку и встретила сама великая богиня. Психея же согласилась исполнять все прихоти свекрови в надежде увидеть Эроса.
Четыре испытания для Души с точки зрения психологов
Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога.
Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного.
Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию.
В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем.
Последнее задание — принести из подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Таким образом, женщина не позволяет использовать себя, даже несмотря на жалость и искреннее сочувствие.
Окончание истории
Когда Психея возвращалась из подземного царства, она решила использовать немного целебной мази из ларца, чтобы стереть следы страданий с лица перед встречей с мужем. Она не знала, что на самом деле в сундуке был дух Гипноса — бога сна. И после всех скитания Психея уснула глубоким сном. Здесь ее и нашел Эрос, разбудив своей стрелой любви.
После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье.
Миф или реальность?
Многие читатели воспринимают мифы как некоторые фантастические сказки. На самом деле это не совсем верно — специалисты, занимающиеся изучениями древних мифов, утверждают, что каждая такая история несет в себе весьма глубокую философию.
Психологи нередко использовали образ Психеи для проведения аналогий. А Юнг объяснял появление похожих мифов и описание разными людьми одинаковых событий доказательством существования так называемого «коллективного бессознательного».
Воспитатели, учителя и психологи считают, что чтение мифов — занятие полезное, так как позволяет в доступной форме объяснить ту или иную ситуацию, чувства, этические правила и закономерности.
Древнегреческий миф в литературных произведениях
На самом деле романтическая история слияния души и любви стала основой для сюжетов множества известных литературных произведений. В частности, Жан де Лафонтен создал «Любовь Психеи и Купидона». Ипполит Богданович использовал миф для создания «Душеньки». Есть также «Ода Психее», написанная Джоном Китсом. «Психея» есть у А. Куприна, В. Брюсова, М. Цветаевой. А в известной работе Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» духи названы в честь богини.
А еще миф о Психее, по крайней мере его отголоски, можно видеть в народном творчестве и детских рассказах. Стоит лишь вспомнить о «Золушке», «Красавице и чудовище», а также множестве сказок, где старшие злые сестры изрядно портят жизнь главной героини — таких произведений действительно много.
История богини в музыке
Конечно же, столь содержательный и философский миф не могли обойти стороной и музыканты. История Амура и Психеи использовалась для создания массы настоящих шедевров. В частности, в 1678 году появилась лирическая трагедия (опера) Жана-Батиста Люлли под названием «Психея». Кстати, автором используемого либретто является Том Корнель. А Сезар Франк создал ораторию под названием «Психея» для симфонического оркестра и хора.
Если же говорить о более современном искусстве, то в 1996 году в городе Кургане была создана музыкальная группа «Психея», работающая в стиле альтернативного рока.
Изобразительное искусство: миф об Амуре и Психее
Естественно, десятки и даже сотни художников использовали миф в качестве основного сюжета для своих картин. Ведь Психея - богиня, которая олицетворяет в себе страстную, сильную и одновременно мягкую женщину, способную на все ради возможности быть вместе с любимым. Например, огромной популярностью пользуется работа Батони Помпео под названием «Бракосочетание Амура и Психеи». В 1808 году Прюдон создал картину «Психея, похищаемая зефирами».
В 1844 году появилась работа Бугеро под названием «Экстаз Психеи». Мастерски созданная картина считается одной из самых популярных иллюстраций мифа. Амур и Психея были неоднократно изображены Рафаэлем, Джулио Романо, а также П. Рубенсом. Франсуа Жерар создал прекрасную картину под названием «Психея, получающая первый поцелуй». Трогательную историю любви также изображали А. Канова, Огюст Роден.
fb.ru
Купидон и Психея в искусстве.
Cupid and Psyche
Жил был царь, три дочери которого славились по всему миру своей несравненной красотой. Психея, самая младшая из сестер, была так хороша, что подданные ее отца заявляли, что это она, а не Венера, должна называться богиней красоты, и предлагали воздавать все почести ей.
William Bouguereau.Psyche
Оскорбленная этим предложением, которое умная Психея отвергла, Венера решила показать наглецам, что девушка смертна, и не может почитаться, как богиня. Она велела своему сыну Купидону убить ее.
Evelyn Demorgan Venus and Cupid
Взяв лук и стрелы, смазанные смертельным ядом, Купидон отправился выполнять приказ матери и к ночи добрался до дворца. Он бесшумно прокрался мимо спящих стражей, прошел по пустым залам и, добравшись до комнаты Психеи, незаметно проскользнул туда. Он осторожно приблизился к кровати, на которой спала красавица, и наклонился, чтобы убить ее.
Alphonse Legros - Cupid and Psyche (c.1867)
Cupid and Psyche - Francois-Edouard Picot, 1817
Но в эту минуту на ее лицо упал лунный свет и, пораженный красотой девушки, Купидон отпрянул. В эту же минуту он нечаянно поранился своей же собственной стрелой — эта рана принесла ему потом много страданий.Но Купидон еще не знал, как она серьезна. Он наклонился над спящей девушкой, чтобы запечатлеть в своем сердце ее прекрасные черты, а потом бесшумно вышел из комнаты, поклявшись, что никогда не причинит вреда ее невинности и красоте.
DYCK, Sir Anthony van Cupid and Psyche
Наступило утро. Венера, которая ожидала увидеть освещенный солнцем труп своей соперницы, заметила, что она, как обычно, играет в саду дворца, и поняла, что Купидон не выполнил ее приказа. Тогда она принялась досаждать девушке мелкими неприятностями и добилась того, что бедная Психея убежала из дома с твердым намерением покончить счеты с жизнью, которой больше не могла наслаждаться.Психея с трудом забралась на крутую гору и, подойдя к самому краю обрыва, бросилась с него, прямо на острые камни, видневшиеся внизу.
Jean Baptiste Regnault.Cupid and Psyche, 1828
Но Купидон, который с негодованием наблюдал за тем, как мать издевалась над девушкой, и понимал, что ничем не может ей помочь, невидимым шел за Психеей. Увидев, что она решила покончить с собой, позвал Зефира и попросил его подхватить девушку своими сильными, но нежными руками и унести на далекий остров.И вот, вместо быстрого падения и мучительной смерти, Психея почувствовала, как ветер несет ее над полями, горами и над сверкающими водами моря. Не успела она испугаться, как он легко опустил ее на покрытый цветами берег в самом центре великолепного сада.
Louis Jean Francois Lagrenée - Amor and Psyche
Пораженная, она медленно встала, протерла свои прекрасные глаза, чтобы убедиться, что это не сон, и с любопытством стала осматривать сад. Вскоре она увидела заколдованный дворец, чьи двери широко раскрылись перед ней, а нежные голоса предложили войти. Невидимые руки перенесли ее через порог и стали прислуживать ей.
Жак-Луи Давид Амур и Психея 1817 г.
Когда спустилась ночь и землю покрыла тьма, перед Психеей появился Купидон. В благоухающих сумерках он признался ей в любви и нежно умолял не отвергать его.И хотя угасающий свет не позволил ей разглядеть черты неизвестного юноши, Психея с нескрываемым удовольствием выслушала его слова и вскоре согласилась соединиться с ним. Купидон просил не пытаться узнать его имя или разглядеть его лицо, ибо в этом случае ему придется навсегда покинуть ее.
Jacopo Sellaio, Florentine (c 1442-93), The Story of Cupid and Psyche
Психея искренне поклялась, что будет уважать желания своего таинственного возлюбленного и предалась радости общения с ним. Они проговорили всю ночь, а когда над горизонтом забрезжили первые проблески зари, Купидон попрощался с Психеей, пообещав вернуться с наступлением ночи. Весь день Психея думала о нем, ждала его и, как только солнце село, поспешила в сад, наполненный пением птиц, затаив дыхание, стала ждать появления своего возлюбленного.
Hugh Douglas HAMILTON (1740–1808)„Cupid and Psyche in the Nuptial Bower“, 1792–1793
Дневные часы, проведенные в одиночестве, показались Психее нескончаемыми, зато ночь в обществе любви пролетела незаметно. Купидон мгновенно выполнял все ее желания. Покоренная его стремлением всячески угождать ей, она призналась, что очень хочет встретиться со своими сестрами и поговорить с ними. Пылкий влюбленный не смог отказать ей в этой просьбе, но Психея заметила, что он дал свое согласие неохотно, после некоторых колебаний.
François Gérard - Cupid and Psyche.
На следующее утро, гуляя по саду, Психея вдруг увидела своих сестер. Они бросились обниматься и засыпали друг друга вопросами, а потом уселись и стали беседовать. Психея рассказала о том, как пыталась покончить с собой, как чудом спаслась, как перенеслась по воздуху в этот великолепный дворец, как полюбила таинственного юношу, приходящего к ней ночью, — словом, обо всем, что случилось с ней после ухода из дома.
William Bouguereau-LAmour et Psyche
Старшие сестры всегда завидовали необыкновенной красоте Психеи. А когда они увидели роскошный дворец, в котором она теперь жила, и услыхали о прекрасном юноше, который влюбился в нее, то решили погубить ее счастье. И они принялись убеждать сестру, что она влюбилась в какое-нибудь чудовище, раз ее возлюбленный не осмеливается появиться перед ней при свете дня. Он, наверное, такой страшный, что боится испугать ее своим видом, и добавили, что если она не побережется, то он ее съест.
Brocky, Karoly - Cupid and Psyche
И они посоветовали бедной испуганной Психее спрятать в комнате своего любимого лампу и кинжал и, когда он уснет, тайно рассмотреть его. Если при свете лампы обнаружатся — в чем они ни капельки не сомневались — уродливые черты чудовища, то она должна заколоть его кинжалом. После этого, довольные, что им удалось посеять в душе Психеи сомнения, сестры ушли, оставив ее одну.Сестры вернулись домой, но из головы у них никак не выходила история, которую рассказала им Психея. В надежде обрести такие же роскошные дворцы и столь же прекрасных любовников, они тайком взобрались на высокую гору, бросились с обрыва и разбились.
Jean-Pierre Saint-Ours - The Reunion of Cupid and Psyche
Пришла ночь, и явился Купидон, которого Психея ждала с таким нетерпением. Но, измученная подозрениями, она с трудом их скрывала. Купидон безуспешно пытался развеселить ее, а потом лег спать. И, как только его ровное дыхание сообщило Психее, что любимый уснул, она осторожно зажгла лампу, схватила кинжал и потихоньку подойдя к кровати, наклонилась над спящим. Она подняла лампу повыше и увидела перед собой прекрасного лицом и телом юношу.
Jacopo Zucchi - Amor and Psyche 1589
Сердце Психеи радостно забилось, когда она увидела, что полюбила не чудовище, а грациозного юношу, и она забыла об осторожности. Она нечаянно наклонила лампу, и одна капля кипящего масла упала на обнаженное плечо Купидона.
Корви, Доменико - Амур и Психея,
Резкая боль разбудила Купидона. Увидев горящую лампу, сверкающий кинжал и дрожащую Психею, он сразу все понял. Он вскочил с ложа, схватил лук и стрелы и, бросив последний грустный и укоряющий взгляд на Психею, вылетел из открытого окна, воскликнув:Прощай! Без Веры нет Любви,А ты не веришь мне.Прощай! Не жди меня!
Print made by Albert Haelwegh
After Godfried Schalcken
Не успел он исчезнуть в ночном мраке, как тихий ветерок сменился таким ураганом, что бедная испуганная Психея побоялась оставаться одна во дворце и выбежала в сад, где вскоре лишилась сознания. Когда она очнулась, ураган стих, солнце стояло высоко, а дворец и сад исчезли.
Kinuko Y. Craft
Бедная Психея провела здесь следующую и много других ночей, тщетно надеясь, что Купидон вернется к ней. Она горько плакала, кляня себя, что послушалась сестер. Наконец, она снова решила покончить с собой и бросилась в реку, но божество этой реки поймало ее и вытащило на берег, где его дочери, речные нимфы, вернули ее к жизни. Безутешная Психея, насильно возвращенная к жизни, бродила в поисках Купидона, расспрашивая всех, кого встречала на пути — нимф, Пана и Цереса, которые с сочувствием выслушивали ее рассказ и ее признания в любви.
Cupid and Psyche b
art-links.livejournal.com
История Психеи Панно 1. «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи»
11.09.2016
Морис Дени «История Психеи Панно 1. «Пролетающий Амур поражен красотой Психеи»», 1907-1908
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Наби
«История Психеи» была заказана Дени московским коллекционером И. А. Морозовым в 1907 г. для украшения концертного зала особняка на Пречистенке. Дени воспроизвел несколько эпизодов повести-сказки из книги Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Согласно преданию, Эрот (в рим. миф. — Амур) повсюду сопровождал свою мать Афродиту (в рим. миф. — Венера), был исполнителем её воли и помощником во всех её делах. Случилось так, что Афродита прониклась завистью к красоте смертной девушки Психеи. Охваченная ревностью богиня повелела Эроту пронзить сердце Психеи золотой стрелой, чтобы она полюбила самого отвратительного мужчину на свете. Эрот согласился исполнить желание матери, но увидев Психею, сам полюбил её. Прекрасная Психея стала женой таинственного Эрота, который приходил к ней под покровом ночи и настрого запретил зажигать в спальне огонь. Психея полюбила Эрота, даже не видя его, однако ревнивые сестры убедили ее, что она вышла замуж за чудовище, которое собирается причинить ей зло. Подстрекаемая сестрами, Психея решает убить Эрота. Она прячет в спальне лампу и нож. Когда Эрот заснул, Психея зажгла лампу, но вместо чудовища увидела необыкновенной красоты юношу. Засмотревшись на Эрота, Психея пролила на него несколько капель раскаленного масла, и тот проснулся. Увидев нож в руках любимой, Эрот пришел в ярость от ее предательства и оставил ее. Психея в отчаянии отправляется искать возлюбленного по всему свету. Между тем Эрот возвратился к матери, которая принялась лечить его раны и тиранить Психею. После того как Психея выполнила несколько труднейших заданий, Афродита отправила ее в подземное царство за сосудом с красотой, запретив ей заглядывать в него. Психея нарушает запрет и открывает сосуд — в надежде вернуть любовь Эрота, но вместо этого погружается в глубокий сон, неотличимый от смерти. Исцелившийся от ран Эрот тоскует по своей возлюбленной и повсюду ищет ее. В конце концов он находит Психею, его поцелуй возвращает девушку к жизни. Зевс (в рим. миф. — Юпитер) принимает сторону Эрота в споре с сердитой Афродитой и благословляет влюбленных. Он превращает Психею в богиню, сделав ее бессмертной.
Похожие Записи
greatartists.ru
Описание картины Вильяма Бугро «Амур и Психея»
Взаимоотношения Амура и Психеи – излюбленный сюжет картин Бугро. Работа являет собой прекрасный образец академической живописи. Внимание к деталям, идеализация человеческого тела, изысканная палитра и эротизм делают полотно усладой для глаз. В ней нет назидательности и морали, она призывает лишь отдаться чувственности, как юная Психея в объятиях возлюбленного.
Стремление художника к совершенству хорошо прослеживается в безупречно выверенных пропорциях тел. Воспевание физической красоты отражается во всем: в нежных полупрозрачных красках, изысканных жестах, струящейся ткани. Преобладают слегка удлиненные и округленные формы, мягкие изгибы, нет строгой вертикали и острых углов.
Отдельное внимание заслуживает небесный фон позади героев. Это лазурное небо, излучающее божественный свет, характерное для сюжетов ренессансного искусства. Оно создает воздушность и легкость, наводит на возвышенные мысли, подчеркивает покорение сладкой неге, в которую увлекает Амур царскую дочь Психею.
Ее голова запрокинута назад, глаза блаженно прикрыты, она легко прильнула к телу Амура и во всем следует за прекрасным юношей. Нет борьбы, сожалений и гнетущих сомнений. Крылатый Амур влюбленно смотрит на девушку и указывает вверх – туда, где нет печали и горестей, где правит всеобъемлющая любовь и благость.
Одухотворенность, некоторая сладость, торжество молодости и жизни в целом смягчают откровенность картины, несмотря на почти полностью обнаженные тела. Она наводит на мысли не о порочности, а о том, что такое вечная красота. Работа призвана отвлекать от повседневного быта, тяжких дум, ласкать и радовать взгляд. Она увековечила главное устремление всей жизни Бугро – создавать совершенство и щедро делиться прекрасным с миром.
opisanie-kartin.com
миф об Амуре и Психее
Психе́я — в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. В мифах её преследовал Эрот (Амур), то она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Хотя представления о душе встречаются, начиная с Гомера, миф о Психее впервые был разработан лишь Апулеем в его романе «Метаморфозы».
Миф об Амуре и Психее
В мифе говорится, что у одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.
В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сёстры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.
Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери.
Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы.
Четыре испытания для Души с точки зрения психологов
Афродита сообщила девушке, что разрешит ей встретиться с сыном только в том случае, если она сможет выполнить четыре задания. Все задачи были практически невыполнимы, но каждый раз Психее чудом удавалось их решить. У психологов же свое мнение на этот счет. После каждого выполненного задания женщина приобретала новые знания и умения. Она не просто делала все возможное для встречи с любимым — она развивалась, чтобы стать достойной бога.
Например, сначала Афродита отвела девушку в комнату с огромной кучей разных семян и приказала рассортировать их. Психологи считают это важной символикой. Прежде чем принять окончательное серьезное решение, женщина должна суметь разобраться в своих чувствах, откинуть страхи, отделить нечто важное от совершенно несущественного. Это задание Психее помогли выполнить насекомые и птицы. Но Афродита все равно не хотела допустить девушку к своему сыну.
Затем Психея должна была добыть немного золотого руна от солнечных овнов. Эти огромные агрессивные чудовища растоптали бы девушку, отважься она пройти между ними. Но тростник подсказал ей дождаться ночи, когда животные покидают поле. С точки зрения психологов, подобное задание является метафорой — женщина должна уметь обрести силу, не теряя при этом особенностей своей личности, способности к сочувствию.
В третьем задании Психея должна была набрать воды из запретного источника, который низвергался из трещин самой высокой скалы. Естественно, девушка могла разбиться насмерть, если бы в этом деле на помощь ей не пришел орел. Некоторые специалисты считают, что подобная метафора обозначает способность увидеть общую картину происходящего, что крайне важно для решения некоторых проблем.
Последнее задание — принести из подземного царства шкатулку с лечебными мазями. Да, спуститься в преисподнюю было равно смерти. Но суть задания — сфокусироваться на своей цели и при необходимости сказать «нет». Ведь по дороге Психея встретила множество людей, молящих ее поделиться лекарством. Таким образом, женщина не позволяет использовать себя, даже несмотря на жалость и искреннее сочувствие.
Психея боялась, что не сможет выполнить это задание, но над ней сжалились камни и пропустили ее в подземное хранилище. Там богиня Персефона дала ей ларец и наказала не заглядывать в него.
Но Психея так и не сумела совладать со своей женской натурой. На обратном пути она все же открыла баночку, чтобы позаимствовать немного божественной красоты. Но в баночке была не красота, а «подземный стигийский сон», тотчас же охвативший Психею.
Охваченная смертным сном, Психея долго лежала где-то на полпути из загробного царства — долго, но не вечно, как надеялась Афродита. Излечившись от своей раны, Эрот отправился на поиски своей возлюбленной и нашел ее. Увидев Психею, он снял с нее сон, вернул его в коробочку, легким уколом своей стрелы пробудил Психею и велел ей отнести коробочку к своей матери, остальное он, мол, берет на себя.
Окончание истории
После этого бог любви забрал свою суженую на Олимп, где получил разрешение Зевса на брак. Громовержец даровал девушке бессмертие и приобщил ее к пантеону богов. Богиня Психея и Эрос родили ребенка — Волупию, богиню наслаждения. Только союз души и любви может породить настоящее наслаждение, настоящее счастье.
Образ психеи
Психея представлялась на памятниках изобразительного искусства или в виде молодой девушки с крыльями бабочки, или в виде бабочки, то вылетающей из погребального костра, то отправляющейся в аид. Иногда бабочка прямо отождествлялась с умершим. Греческое слово «психея» означает «душа» и «бабочка». Психея представлялась и как летящая птица. Души умерших в аиде рисуются летающими, они слетаются на кровь, порхают в виде теней и сновидений. Душа Патрокла удаляется с «писком», причем употребляется глагол tridzein, «щебетать», «пищать». Души убитых Одиссеем женихов также уходят в аид с писком нетопырей.
Психея изображалась и в виде орла, устремляющего ввысь своей полет. В ряде текстов Гомера диафрагма воспринимается как Психея — душа. Кровь — тоже носитель души; у раненого душа выходит через рану, очевидно, в виде крови или ее вырывают вместе в острием копья: «из зияющей раны теснимый Дух излетел» (Гомер «Илиада», XIV 518-519). По Пифагору, Психея питается кровью; кровь — «седалище души».
Апулей в «Метаморфозах» рассказывает о полной приключений, романтичной любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.
Видео
Источники
mfina.ru
Картины, описание картин — Амур и Психея
Опи сание картины Ван Дейка: Амур и Психея.Достаточно известная мифологическая история о союзе Амура (или бога любви Купидона) и смертной девушки Психеи, которой в последствии было даровано бессмертие богов. Исходя из придания родители девушки попросили Амура выдать ее замуж, однако он был очарован ее прекраснейшей красотой и решил сам на ней жениться.Забрав ее в сказочный прекрасный замок он посещал ее только ночью, в полном мраке, чтобы не показывать своего лица и истинного происхождения. Однако завистливые сестры все время подначивали ее любыми способами взглянуть на супруга и убедиться, что он белокурый прекрасный юноша, а страшное чудовище облущенное в образе ужасного змея.Девушка подалась на уговоры и уловкой увидела лицо своего возлюбленного мужа, однако Амур был огорчен произошедшем и оставил свою супругу горевать одну в замке. Психея очень долго искала способ извиниться перед супругом, пока не встретилась с богиней Венерой. Венера не хотела продолжения этого союза между богом и женщиной и поэтому решила обманом убить Психею.В своей композиции Ван Дейк решил изобразить момент, где Психея после долгой разлуки встречается со своим любимым Амуром. Амур изображен в виде обнаженного белокурого юноши, с прекрасным телом бога Олимпа. Из его спины растут снежно-белые ангельские крылья.Амур подлетает к своей возлюбленной, прикасаясь к ее прекрасному лицу своими руками. Психея же изображена в долгом сне, и рядом с развернутым подарком Венеры. Их одеяния красного и синего цвета символически используются автором для разграничения мужского и женского начала. Они выступают самыми яркими элементами картины, в то время как фон весьма однообразен.Темные деревья, не особо детализированы, выполнены в золотисто-корич невых тоннах хорошо гармонируют с цветами земли камней и облаков, не обращая на себя лишнего внимания.
www.art-drawing.ru