Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ). Сверчков картины
СВЕРЧКОВ Николай Егорович – Галерея произведений (35 изображений).
Н.Е.СВЕРЧКОВ
(1817 – 1898)
Известный русский живописец и рисовальщик, работал также как скульптор и литограф. Мастер анималистического жанра, особенно прославившийся виртуозными «портретами» лошадей и охотничьими сценами.
Николай Сверчков родился 2 (14) марта 1817 года в С.-Петербурге в семье придворного шталмейстера. Учился в Воспитательной школе ИАХ (182-1829), уволен по слабому здоровью. Дальнейшее образование получил в пансионе Главного немецкого училища в С.-Петербурге.
С 1829 года Николай Сверчков «занимался искусством как любитель, преподавателей не имел». В 1839 за портрет с натуры и за две копии получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника.
В 1840-1860-е выполнял многочисленные заказы известных коннозаводчиков, работал на государственных конных заводах. Создал уникальную коллекцию «портретов» орловских рысаков.
С 1844 Сверчков занялся литографией и принимал участие во многих изданиях, а с 1855 обратился также к анималистическому жанру в скульптуре.
В 1852 художник был удостоен звания академика, 1855 получил звание профессора. За свои картины был неоднократно награжден орденами различных государств, в т.ч. кавалерским крестом ордена Почетного легиона.
Член общества Поощрения Художников, один из организаторов «Пятницких рисовальных вечеров» при ОПХ.
По заказам императора Александра II и частных лиц писал картины и акварели на темы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, исполнил официальный заказ на серию исторических картин из жизни царей. На подаренной в 1866 императором Александром II земле в Царском селе построил дом и мастерскую, где работал до конца жизни.
Жанрист, писал картины на темы охоты и путешествий, портреты, работал в батальном жанре, автор полотен на исторические сюжеты, анималист. Обращался к художественной росписи на фарфоре, делал эскизы произведений декоративно-прикладного искусства.
cultobzor.ru
творчество Николая Егоровича Сверчкова. – Ярмарка Мастеров
Я уже знакомила вас с главным источником моего вдохновения - творчеством своей мамы, а сегодня расскажу о художнике, чьи работы зацепили меня еще в детстве и вдохновляют до сих пор.
Сверчков всегда был главным моим идейным вдохновителем. Его работы я копировала, перерабатывала, создавала творческие работы, полагаясь на сюжеты его картин. Его Яшму я рисовала еще в детстве, даже не знаю, в каком году. Этот рисунок хранится у меня до сих пор. (Не продается!)
Его рысаки с тех самых дней смотрят на меня из книги по коноводству, иллюстрированной работами художников-анималистов. Его "лошадь в стойле" я копировала в годы учебы в Федоскинском училище, в 2009 году, ее фото вы можете видеть в моем магазине.
Ему посветила дипломные работы, выпускаясь из училища - их вы тоже можете увидеть в моем магазине. Как я уже говорила, как минимум одна из них - портрет Александра III; стала в моем творчестве особенной - она принесла мне победу в конкурсе Молодые дарования в 2013 году.
Потом я снова обратилась к Яшме - выполнила рисунок по мотивам работы Сверчкова, в подарок коллеге и дорогому человеку.
И вот на носу подготовка к новому диплому, и тема уже выбрана - Творчество Н.Е. Сверчкова.
Но что я все о себе да о себе
Немного биографии.
Николай Егорович Сверчков родился в Петербурге, 2 февраля 1817 года. Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих «моделей». Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при Академии Художеств.
Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала его, поэтому в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.
Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины. Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.
В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен», а в 1855 г. за картину «Дорожные» – профессорское звание.Такие экипажи – парные, одиночные, «тройки» – у Сверчкова многочисленны; по ним можно изучить устройство упряжи и понять особенности правильного рысистого аллюра.
"Помещичья тройка"
Если говорить о творчестве художника с профессиональной точки зрения, то ощутима склонность к камерности, тяготение к малой форме. Многолюдные его «Ярмарки» и «Праздники» трудно отнести к удачам: действие их распадается на ряд не связанных между собой статичных эпизодов. Зато много истинной поэзии в зимних пейзажах, посвященных нелегкой доле ямщиков и путников («Тройка зимой», «В метель», «Охотник, застигнутый вьюгой») – в изображении снежного марева, превращающего опушку леса в бескрайнюю пустыню, которую с трудом преодолевают люди и животные. То, как художник изображает буйтсво стихии, как живо передает ощущения, эмоции героев своих полотен, просто удивительно. Смотришь и дух захватывает.
"Тройка зимой"
"В метель"
"Охотник, застигнутый вьюгой"
Немалое место в творчестве художника занимали сцены из охотничьей жизни: «Охота с собаками», «Струнки волка», «Охота с борзыми». В них присутствует то же обаяние утраченного жизненного уклада, что ощущается при чтении охотничьих сцен в романах и рассказах русских классиков. Живописны эти вещи вполне на уровне ландшафтных достижений искусства второй половины 19 века – и в сдержанном колорите, и в робких попытках пленэрного подхода, при том что исполнялись они в мастерской по этюдам и натурным воспоминаниям.
"Охота с борзыми"
"Охота с собаками"
"Струнки волка"
Судьба сверчковского наследия сложилась специфически – и сама специфика его творчества тому «виной». Владелец Прилепского конного завода Я.И. Бутович (1881 -1938) всю свою жизнь собирал коллекцию произведений искусства, так или иначе относящихся к «лошадиной теме». Сверчков был любимым художником Бутовича, его картины и немногочисленные скульптуры составляли основу собрания. В 1927 году после закрытия конного завода уникальная коллекция была перевезена в московский научно-художественный музей коневодства, впоследствии поступивший в ведение Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Здесь и экспонируются сейчас работы Сверчкова.
Давайте получше рассмотрим его работы. Посмотрим на его портреты коней.
Обратите внимание на анатомическую точность в изображении лошадей, реалистичность и натуралистичность. Но самое главное, посмотрите, как художник передает характер животных. Каждое животное он изображает индивидуальностью. Именно это отличает Сверчкова от многих других художников-анималистов, именно в этом его заслуга – он первым показал на своих полотнах не просто животное, а животное с характером, с индивидуальностью, животное-личность. Его кони такие живые! Смотришь на картину и кажется, будто этот звонкий рысак сейчас сорвется с холста и умчится вдаль, а его влажное дыхание буквально ощущается на коже.
"Лебедь". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1829 году от Атласного и Победы в конном заводе В. П. Воейкова. Рекордист в беге на 3 версты, выиграл многие традиционные призы.
Вот красавец жеребец, племенной орловский рысак, лучший в своем роде представитель породы. Такой гордый, лоснящийся, грациозный, что смотришь на него с робким благоговением.
"Лебедь IV". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1831 году от Добрыни 1 и Ехидны в Хреновском конном заводе. Рысак безукоризненного экстерьера и высокой резвости, выдающийся производитель, прямой предок рекордиста и чемпиона породы жеребца Улова.
"Обеян Серебряный". Серый жеребец арабской породы, рожденный в 1851 году от Обеяна и выводной арабской кобылы в конном заводе Р. Сангушко. Основной производитель в Стрелецком конном заводе и Чесменском племенном рассаднике, родоначальник линии в стрелецкой породе.
"Горностай V". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1835 году от Ширяя 2 и Лихой в Хреновском конном заводе.
А вот простая рабочая лошадка. Неказистая, с мохнатыми ножками, отдыхает после трудового дня.
"Рабочая лошадь"
К слову, тот самый Яшма)
"Яшма II". Гнедой жеребец орловской верховой породы, г.р.1833 от Яшмы I и Венеры в Хреновском к.з.
Именно этим меня и зацепил художник еще тогда, в далеком детстве, когда дни мои проходили на конюшне, а вечера дома, за рассмотрением сверчковских репродукций и робкими попытками повторить мастерство художника. Именно характер его коней, их индивидуальность, их "живость" запали в мою еще незрелую детскую душу, увидевшую в его полотнах неимоверную любовь к этим сильным, грациозным животным и восхищение ими. Именно это я стараюсь вкладывать в своим работы теперь, когда сама уже могу, хоть и несмело, но называть себя художником.
www.livemaster.ru
Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ)
Изображение картин русского художника Николая Егоровича Сверчкова (1817—1898)./Я не стал возле каждой картины указывать название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу./
Все кликабельно.
_____________________________
Все мои фотоальбомы с живописью здесь
aloban75.livejournal.com
Сверчков Николай Егорович (1817-1898, Царское Село) — Энциклопедия Царского Села
академик живописи, художник-портретист, анималист, отец художника-анималиста
Николай Егорович Сверчков родился 2 марта 1817 года в Петербурге в семье старшего конюха и кучера придворных конюшен. Его отец был выходцем из обычных крестьян. Мальчик начал рисовать довольно рано. Его экспонатами поначалу были лошади, что отложилось на его дальнейшем творчестве.
Сначала в 1827 г. учился в Воспитательном училище при Академии Художеств. Но учитывая слабое здоровье ребенка и довольно суровый режим, через полгода был забран отсюда и зачислен в училище общего режима, после окончания которого, уже по настоянию своего отца поступил в департамент хозяйства при Министерстве внутренних дел.
Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В свободное время юноша продолжал упорно заниматься техникой рисунка и живописью. В 1839 г. он дерзнул послать на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сморчковой». Успех был невероятным и его удостоили звания: свободный художник портретной живописи.
Но служба не очень его прельщала, и при каждом удобном случае он рисовал, и в 1840 году он окончательно оставил службу, выбрав тернистый путь художника.
К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину "Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза" он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными.
Удивительный дар анималиста, как и умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов, скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей, и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе… В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.
За картину "Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами" художник получил в 1855 году звание профессора.
Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели. Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе.
Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — "Портрет А.Я. Панаевой на лошади":
С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.
Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: Помимо живописи и графики Сверчков занимался еще литографией и скульптурой. Им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» (1844) и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846–1852). Не обойдет он стороной и юатальную тему - он пишет большое батальное полотно «Переход гвардии через Балканы». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна.
Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, он с успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. Картины Сверчкова были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры). Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену — 22 тыс. франков. Даже французский император Наполеон III приобрел его картину «Воронежская конная ярмарка».
После возвращения художника из зарубежной поездки, Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Среди них особенно интересными считаются полотна «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866 г.), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы» (1874), «Бой с медведем при Иване Грозном» (1886). Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.
Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы
Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.
Две птицы на розе. 1888
В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно. В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни.
Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.
В 1866 году Н. Е. Сверчков принял решение построить дачу в Царском Селе на Павловском шоссе. Очевидно, это решение было связано с тем, что в Царском Селе был в то время ипподром, где художник мог наблюдать свою излюбленную натуру. В том же 1866 году архитектор А. Ф. Видов отводит художнику участок под № 7 по Павловскому шоссе. Н. Е. Сверчков взял на себя обязательство «выстроить на нём красивую дачу с представлением предварительного фасада на утверждение».
Дом Сверчкова был интересен не только фасадами, но и частично сохранившейся внутренней отделкой: деревянной лестницей с балясинами, ведущей на второй этаж, и камином (на первом этаже при входе), выполненном из кирпича и оштукатуренном. Старожилка города О. Э. Майер-Чистякова рассказывала, как маленькой девочкой примерно в 1937–1938 гг. была в доме Сверчкова: «Меня поразила архитектура и внутренняя планировка дома, добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, резьба по дереву в древнерусском стиле, оригинальные камины, просторные помещения».
Мастерская в доме Сверчкова походила на зоологический музей: вся была уставлена чучелами медведей, волков, орлов, сов, статуэтками зверей и птиц. При доме находилась небольшая конюшня, где содержались лошади, которые служили моделями для его работы.
16 (28 по н.ст.) мая 1872 года у художника родился сын Георгий (1872, Царское Село — 1957, Париж).
В 1882 году он будет числиться в списках гимназистов Николаевской гимназии, правда, недолго — в том же году он выбывает из гимназии, как "невернувшийся после вакаций" (каникул-прим. сост.).
В списках гимназистов в 1882 году числился еще и Сверчков Борис — ученик 3 класса. Их родство устанавливается.4
С юности Георгий увлекался конным спортом, получил известность как хороший наездник. Держал скаковую конюшню, лошади которой часто выигрывали призы. Георгий унаследует талант отца и станет живописцем и графиком.
А у его отца, Николая Сверчкова в 1880-е годы обострились отношения с Академией художеств, что видно из его письма: «Академия плюет на славное прошлое, забыли, что я сделал для популяризации русского искусства за границей». Поэтому он уединённо живёт в своём доме в Царском Селе, работает целыми днями и редко куда выезжает. Последние же годы художник провёл в безвестности и нужде и в минуту отчаяния он писал: «Вся жизнь моя состоит из забот и труда. Поражен, сколько может выдержать человек!»
Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года и похоронен на Казанском кладбище. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.
В 1898 году у Георгия родился сын — Сверчков Николай Георгиевич.
В 1917 году в Петрограде окончил гимназию и Академию Художеств; сначала служил корнетом в царской армии, а с 1918 по 1921 г. в Красной Армии, с 1921 по 1923 г. на Фарфоровом заводе, затем безработный при Гос. художественном промышленном техникуме. Женат, сын 1,5 года, Жил с семьей в Ленинграде, Лермонтовский 30-16.
Впервые был вызван на допрос в ГПУ 06.02.26 г. и отпущен под подписку о невыезде. 16.04.26 г. на его квартире и в его отсутствие (выбыл в Херсон) был произведен обыск, при котором «была изъята литература религиозно-масонско-оккультная в кол.12 экз., открыток (карточек) религиозно-оккультно-масонских 78 шт., один священный колпак, 3 экз. знаков масонского религиозного изображения». Обвинение предъявлено по его возвращении. 18.06.26 г. Постановлением ОСО КОГПУ Н.Г.Сверчков приговорен к высылке в Нарымский край сроком на 3 года и отправлен в Новосибирск; Постановлением КОГПУ от 23.12.27 г. по амнистии срок сокращен на 1/4. Последний раз Н.Г.Сверчков упомянут в Постановлении ОСО КОГПУ от 24.08.28 г. в связи с тем, что «по отбытии наказания лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях, округах и погрангуберниях с прикреплением к определенному местожительству сроком на ТРИ года».
На 1931 год проживал в г. Новгороде, где был арестован 2 апреля 1931 г., а 28 сентября 1931 г. лишен на 3 года права проживания в пунктах, определенных спецперечнем. (НовгКП: т. 5, с. 26; г. Новгород.). Дальнейшая его судьба неизвестна.
Георгий Сверчков в середине 1900-х выехал за границу. Жил в Берлине и Лондоне, затем обосновался в Париже. В эмиграции посвятил себя искусству, получил признание как анималист, в первую очередь, «портретист лошадей» и автор картин с изображением скачек. Имел обширный круг заказчиков среди коннозаводчиков и владельцев скаковых конюшен (в том числе среди членов английской королевской семьи).
Он скончался25 сентября 1957 году в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Работы часто появляются на европейских аукционах.
Сегодня работы Сверчкова-деда экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.
Давно уже нет в живых художников Сверчковых, но продолжают мчаться написанные ими кони.
Судьба дома художников так же печальна, как и уходящая память об их жизни и творчестве. "Благодарные потомки", не создав ни музея, ни картинной галереи их имени, снесли дом Сверчковых в Царском Селе, тот самый -" с добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, с резьбой по дереву в древнерусском стиле и оригинальными каминами...», чтобы построить на его месте муляж, который выдают за воссозданную дачу, в которой когда-то творил замечательный русский художник Николай Егорович Сверчков, страстный поклонник одного из самых прекрасных созданий на земле — лошади!
Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии
Источники:
- А. Наумова, журнал Кони Петербурга, N6, 2000
- Е. Мурашова: Николай Сверчков. Сказка о волшебном коне. М.,2007
- В. Артемов. Николай Сверчков. М., 2007
- Список учеников, выбывших из гимназии с 08.09.1882 г. Сведения об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за 1881-1882 гг
- Сверчков Георгий. Искусство и архитектура русского зарубежья
tsarselo.ru
Николай Сверчков (98 работ): falyosa
Оригинал взят у aloban75 в Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ)Изображение картин русского художника Николая Егоровича Сверчкова (1817—1898)./Я не стал возле каждой картины указывать название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу./
Все кликабельно.
_____________________________
Все мои фотоальбомы с живописью здесь
falyosa.livejournal.com
Сверчков Николай Егорович - Биография :: Артпоиск
Русский живописец народных сцен и портретист. Родился в Петербурге в семье служащего придворных конюшен.
С детства способный к рисованию, он не смог из-за слабого здоровья развивать свой талант в Воспитательном училище при Академии художеств. Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В 1839 году за свои первые работы Н. Сверчков был удостоен звания свободного художника. Какое-то время совмещал занятия живописью со службой в министерстве внутренних дел. К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину "Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза" он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными. За картину "Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами" художник получил в 1855 году звание профессора.
Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — "Портрет А.Я. Панаевой на лошади". Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, его картины были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры).
Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: он занимается скульптурой, пишет батальные сцены. В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно. Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей". Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью. Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи. В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен. Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" - профессорское звание. В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа. В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878). Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.
artpoisk.info