Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ). Сверчков картины


СВЕРЧКОВ Николай Егорович – Галерея произведений (35 изображений).

Открыть доступ

Н.Е.СВЕРЧКОВ

(1817 – 1898)

Известный русский живописец и рисовальщик, работал также как скульптор и литограф. Мастер анималистического жанра, особенно прославившийся виртуозными «портретами» лошадей и охотничьими сценами. 

Николай Сверчков родился 2 (14) марта 1817 года в С.-Петербурге в семье придворного шталмейстера. Учился в Воспитательной школе ИАХ (182-1829), уволен по слабому здоровью. Дальнейшее образование получил в пансионе Главного немецкого училища в С.-Петербурге.

С 1829 года Николай Сверчков «занимался искусством как любитель, преподавателей не имел». В 1839 за портрет с натуры и за две копии получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника.

В 1840-1860-е выполнял многочисленные заказы известных коннозаводчиков, работал на государственных конных заводах. Создал уникальную коллекцию «портретов» орловских рысаков.

С 1844 Сверчков занялся литографией и принимал участие во многих изданиях, а с 1855 обратился также к анималистическому жанру в скульптуре.

В 1852 художник был удостоен звания академика, 1855 получил звание профессора. За свои картины был неоднократно награжден орденами различных государств, в т.ч. кавалерским крестом ордена Почетного легиона.

Член общества Поощрения Художников, один из организаторов «Пятницких рисовальных вечеров» при ОПХ.

По заказам императора Александра II и частных лиц писал картины и акварели на темы Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, исполнил официальный заказ на серию исторических картин из жизни царей. На подаренной в 1866 императором Александром II земле в Царском селе построил дом и мастерскую, где работал до конца жизни.

Жанрист, писал картины на темы охоты и путешествий, портреты, работал в батальном жанре, автор полотен на исторические сюжеты, анималист. Обращался к художественной росписи на фарфоре, делал эскизы произведений декоративно-прикладного искусства.

 

1. Сверчков Николай "Тройка" 1865 Холст, масло 64х81 Государственный Русский музей
1. Сверчков Николай «Тройка» 1865 Холст, масло 64х81 Государственный Русский музей2. Сверчков Николай "Застигнутые бурей" 1860-е Холст, масло 50,5х77 Государственный Русский музей 2. Сверчков Николай «Застигнутые бурей» 1860-е Холст, масло 50,5х77 Государственный Русский музей 3. Сверчков Николай "Тройка зимой" Конец 1870-х Холст, масло 60,2х88,8 Государственная Третьяковская галерея 3. Сверчков Николай «Тройка зимой» Конец 1870-х Холст, масло 60,2х88,8 Государственная Третьяковская галерея4. Сверчков Николай "Рабочая лошадь" 1859 Холст, масло 58х75,5 Государственная Третьяковская галерея
4. Сверчков Николай «Рабочая лошадь» 1859 Холст, масло 58х75,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Сверчков Николай "Пегая лошадка" 1860 Картон, масло 20х26,5 Государственная Третьяковская галерея 5. Сверчков Николай «Пегая лошадка» 1860 Картон, масло 20х26,5 Государственная Третьяковская галерея6. Сверчков Николай "Портрет императора Александра II" Холст, масло 213Х140 Музей-усадьба Останкино 6. Сверчков Николай «Портрет императора Александра II» Холст, масло 213Х140 Музей-усадьба Останкино 7. Сверчков Николай "Охота" 1881 Холст, масло 99х67 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 7. Сверчков Николай «Охота» 1881 Холст, масло 99х67 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск8. Сверчков Николай "Помещица в пути" Холст, масло Государственный Русский музей
8. Сверчков Николай «Помещица в пути» Холст, масло Государственный Русский музей 9. Сверчков Николай "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" 1873 Холст, масло 158х269 Государственный Русский музей 9. Сверчков Николай «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» 1873 Холст, масло 158х269 Государственный Русский музей10. Сверчков Николай "В метель" Вторая половина 19 века Холст, масло 55,2х75,6 Кировский областной художественный музей 10. Сверчков Николай «В метель» Вторая половина 19 века Холст, масло 55,2х75,6 Кировский областной художественный музей 11. Сверчков Николай "С охоты" 1860 Холст, масло 36х52 Оренбургский музей изобразительных искусств
11. Сверчков Николай «С охоты» 1860 Холст, масло 36х52 Оренбургский музей изобразительных искусств12. Сверчков Николай "С хворостом" 1870-е Холст, масло 53х76 Государственный Литературный музей 12. Сверчков Николай «С хворостом» 1870-е Холст, масло 53х76 Государственный Литературный музей 13. Сверчков Николай "Охота на волка" 1873 Холст, масло 124х174 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск 13. Сверчков Николай «Охота на волка» 1873 Холст, масло 124х174 Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск14. Сверчков Николай "У кабака зимой" 1891 Холст, масло 86х130 Саратовский государственный художественный музей
14. Сверчков Николай «У кабака зимой» 1891 Холст, масло 86х130 Саратовский государственный художественный музей 15. Сверчков Николай "Псарь" 1860-1870-е Холст, масло 52х81 Саратовский государственный художественный музей 15. Сверчков Николай «Псарь» 1860-1870-е Холст, масло 52х81 Саратовский государственный художественный музей16. Сверчков Николай "Конюшня на постоялом дворе" 1878 Бумага, акварель 22х33 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар 16. Сверчков Николай «Конюшня на постоялом дворе» 1878 Бумага, акварель 22х33 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар 17. Сверчков Николай "Две птицы на розе" 1888 Бумага, акварель 35х23 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
17. Сверчков Николай «Две птицы на розе» 1888 Бумага, акварель 35х23 Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар18. Сверчков Николай "Охота в Ропше" 1857 Холст, масло 41,5х59 Ульяновский художественный музей 18. Сверчков Николай «Охота в Ропше» 1857 Холст, масло 41,5х59 Ульяновский художественный музей 19. Сверчков Николай "В манеже" 1853 Холст, масло 90,1х134,9 Художественный музей Алтайского края, Барнаул 19. Сверчков Николай «В манеже» 1853 Холст, масло 90,1х134,9 Художественный музей Алтайского края, Барнаул20. Сверчков Николай "Подвиг городового Тяпкина 8 ноября 1868 года" 1870-е Холст, масло 67,2х92 Государственный Русский музей
20. Сверчков Николай «Подвиг городового Тяпкина 8 ноября 1868 года» 1870-е Холст, масло 67,2х92 Государственный Русский музей

cultobzor.ru

творчество Николая Егоровича Сверчкова. – Ярмарка Мастеров

Я уже знакомила вас с главным источником моего вдохновения - творчеством своей мамы, а сегодня расскажу о художнике, чьи работы зацепили меня еще в детстве и вдохновляют до сих пор.

Сверчков всегда был главным моим идейным вдохновителем. Его работы я копировала, перерабатывала, создавала творческие работы, полагаясь на сюжеты его картин. Его Яшму я рисовала еще в детстве, даже не знаю, в каком году. Этот рисунок хранится у меня до сих пор. (Не продается!)

сверчков

Его рысаки с тех самых дней смотрят на меня из книги по коноводству, иллюстрированной работами художников-анималистов. Его "лошадь в стойле" я копировала в годы учебы в Федоскинском училище, в 2009 году, ее фото вы можете видеть в моем магазине.

н е сверчков

Ему посветила дипломные работы, выпускаясь из училища - их вы тоже можете увидеть в моем магазине. Как я уже говорила, как минимум одна из них - портрет Александра III; стала в моем творчестве особенной - она принесла мне победу в конкурсе Молодые дарования в 2013 году.

живопись

художник

Потом я снова обратилась к Яшме - выполнила рисунок по мотивам работы Сверчкова, в подарок коллеге и дорогому человеку.

живописец

И вот на носу подготовка к новому диплому, и тема уже выбрана - Творчество Н.Е. Сверчкова.

Но что я все о себе да о себе биография

 Давайте О НЁМ.

Немного биографии.

вдохновение

Николай Егорович Сверчков родился в Петербурге, 2 февраля 1817 года.  Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих «моделей». Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при Академии Художеств.

Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала его, поэтому в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью.

Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины. Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи.

В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

В 1852 г. за картину «Помещичья тройка» Сверчков получил звание академика «живописи народных сцен», а в 1855 г. за картину «Дорожные» – профессорское звание.Такие экипажи – парные, одиночные, «тройки» – у Сверчкова многочисленны; по ним можно изучить устройство упряжи и понять особенности правильного рысистого аллюра.

лошадь

"Помещичья тройка"

Если говорить о творчестве художника с профессиональной точки зрения, то ощутима склонность к камерности, тяготение к малой форме. Многолюдные его «Ярмарки» и «Праздники» трудно отнести к удачам: действие их распадается на ряд не связанных между собой статичных эпизодов. Зато много истинной поэзии в зимних пейзажах, посвященных нелегкой доле ямщиков и путников («Тройка зимой», «В метель», «Охотник, застигнутый вьюгой») – в изображении снежного марева, превращающего опушку леса в бескрайнюю пустыню, которую с трудом преодолевают люди и животные. То, как художник изображает буйтсво стихии, как живо передает ощущения, эмоции героев своих полотен, просто удивительно. Смотришь и дух захватывает.

кони

"Тройка зимой"

тройка

"В метель"

охота

"Охотник, застигнутый вьюгой" 

Немалое место в творчестве художника занимали сцены из охотничьей жизни: «Охота с собаками», «Струнки волка», «Охота с борзыми». В них присутствует то же обаяние утраченного жизненного уклада, что ощущается при чтении охотничьих сцен в романах и рассказах русских классиков. Живописны эти вещи вполне на уровне ландшафтных достижений искусства второй половины 19 века – и в сдержанном колорите, и в робких попытках пленэрного подхода, при том что исполнялись они в мастерской по этюдам и натурным воспоминаниям.  

охотник

"Охота с борзыми"

жеребец

"Охота с собаками"

рысак

"Струнки волка"

Судьба сверчковского наследия сложилась специфически – и сама специфика его творчества тому «виной». Владелец Прилепского конного завода Я.И. Бутович (1881 -1938) всю свою жизнь собирал коллекцию произведений искусства, так или иначе относящихся к «лошадиной теме». Сверчков был любимым художником Бутовича, его картины и немногочисленные скульптуры составляли основу собрания. В 1927 году после закрытия конного завода уникальная коллекция была перевезена в московский научно-художественный музей коневодства, впоследствии поступивший в ведение Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева. Здесь и экспонируются сейчас работы Сверчкова.

Давайте получше рассмотрим его работы. Посмотрим на его портреты коней.

Обратите внимание на анатомическую точность в изображении лошадей, реалистичность и натуралистичность. Но самое главное, посмотрите, как художник передает характер животных. Каждое животное он изображает индивидуальностью. Именно это отличает Сверчкова от многих других художников-анималистов, именно в этом его заслуга – он первым показал на своих полотнах не просто животное, а животное с характером, с индивидуальностью, животное-личность. Его кони такие живые! Смотришь на картину и кажется, будто этот звонкий рысак сейчас сорвется с холста и умчится вдаль, а его влажное дыхание буквально ощущается на коже.

истоки

"Лебедь". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1829 году от Атласного и Победы в конном заводе В. П. Воейкова. Рекордист в беге на 3 версты, выиграл многие традиционные призы. 

Вот красавец жеребец, племенной орловский рысак, лучший в своем роде представитель породы. Такой гордый, лоснящийся, грациозный, что смотришь на него с робким благоговением.

история

"Лебедь IV". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1831 году от Добрыни 1 и Ехидны в Хреновском конном заводе. Рысак безукоризненного экстерьера и высокой резвости, выдающийся производитель, прямой предок рекордиста и чемпиона породы жеребца Улова.

творчество

"Обеян Серебряный". Серый жеребец арабской породы, рожденный в 1851 году от Обеяна и выводной арабской кобылы в конном заводе Р. Сангушко. Основной производитель в Стрелецком конном заводе и Чесменском племенном рассаднике, родоначальник линии в стрелецкой породе.

картина

"Горностай V". Серый жеребец орловской рысистой породы, рожденный в 1835 году от Ширяя 2 и Лихой в Хреновском конном заводе.

А вот простая рабочая лошадка. Неказистая, с мохнатыми ножками, отдыхает после трудового дня.

масло

"Рабочая лошадь"

К слову, тот самый Яшма)

холст

"Яшма II". Гнедой жеребец орловской верховой породы, г.р.1833 от Яшмы I и Венеры в Хреновском к.з.

Именно этим меня и зацепил художник еще тогда, в далеком детстве, когда дни мои проходили на конюшне, а вечера дома, за рассмотрением сверчковских репродукций и робкими попытками повторить мастерство художника. Именно характер его коней, их индивидуальность, их "живость" запали в мою еще незрелую детскую душу, увидевшую в его полотнах неимоверную любовь к этим сильным, грациозным животным и восхищение ими. Именно это я стараюсь вкладывать в своим работы теперь, когда сама уже могу, хоть и несмело, но называть себя художником.

www.livemaster.ru

Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ)

Изображение картин русского художника Николая Егоровича Сверчкова (1817—1898).

/Я не стал возле каждой картины указывать  название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу./

Все кликабельно.

_____________________________

Все мои фотоальбомы с живописью здесь

aloban75.livejournal.com

Сверчков Николай Егорович (1817-1898, Царское Село) — Энциклопедия Царского Села

академик живописи, художник-портретист, анималист, отец художника-анималиста

Николай Егорович Сверчков родился 2 марта 1817 года в Петербурге в семье старшего конюха и кучера придворных конюшен. Его отец был выходцем из обычных крестьян. Мальчик начал рисовать довольно рано. Его экспонатами поначалу были лошади, что отложилось на его дальнейшем творчестве.

Сначала в 1827 г. учился в Воспитательном училище при Академии Художеств. Но учитывая слабое здоровье ребенка и довольно суровый режим, через полгода был забран отсюда и зачислен в училище общего режима, после окончания которого, уже по настоянию своего отца поступил в департамент хозяйства при Министерстве внутренних дел.  

Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В свободное время юноша продолжал упорно заниматься техникой рисунка и живописью. В 1839 г. он дерзнул послать на академическую выставку свои первые картины: «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сморчковой». Успех был невероятным и его удостоили звания: свободный художник портретной живописи. 

Но служба не очень его прельщала, и при каждом удобном случае он рисовал, и в 1840 году он окончательно оставил службу, выбрав тернистый путь художника.

К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину "Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза" он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными.

Удивительный дар анималиста, как и умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.

 

 

Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов, скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей, и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе… В этот период он окончательно выбирает основные направления своего творчества: «Я посвятил себя искусству, выбрав русский быт, наши охоты и путешествия по России» — напишет он впоследствии.

За картину "Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами" художник получил в 1855 году звание профессора.

Сверчков работает в различных жанрах живописи. Охотно пишет портреты, изображая портретируемых верхом, в конном экипаже, или просто рядом с лошадьми. Уже к концу сороковых годов он становится признанным мастером модного в те годы «конного портрета». Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели.  Ему позируют Александр III и придворные сановники, генералы Д.И. Скобелев и А.А. Болдырев, граф А.Г. Орлов-Чесменский и персидский шах Насреддин, маркиза Траверсе.

Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — "Портрет А.Я. Панаевой на лошади":

 

 

С особой теплотой Сверчков пишет пейзажи. Он тонко чувствует неяркую красоту российской природы и стремится передать ее в своих картинах. Особенно поэтичны его зимние пейзажи с мерцающим зимним светом, снежным маревом или метелью, сквозь которую пробиваются усталые кони.

Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: Помимо живописи и графики Сверчков занимался еще литографией и скульптурой. Им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» (1844) и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846–1852). Не обойдет он стороной и юатальную тему - он пишет большое батальное полотно «Переход гвардии через Балканы». В 1858 г. им написана картина, посвященная обороне Севастополя. К сожалению, ее судьба неизвестна. 

Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, он с успехом выставлял свои полотна на международных выставках в Париже, Лондоне, Брюсселе, Филадельфии. Картины Сверчкова были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры). Интересный факт: на Всемирной выставке в Лондоне было продано 40 его произведений (для работ русского художника цифра неслыханная), в том числе картина «Конская ярмарка», за которую заплатили очень высокую цену — 22 тыс. франков. Даже французский император Наполеон III приобрел его картину «Воронежская конная ярмарка».

После возвращения художника из зарубежной поездки, Академия художеств заказывает Николаю Егоровичу серию картин, посвященную истории России XVI-XVIII веков. Над ними он работал почти двадцать лет. В своих полотнах Сверчков не поднимается до глубокого осмысления событий русской истории, но, с присущим ему мастерством, показывает правдивые картины обыденной жизни наших предков. Среди них особенно интересными считаются полотна «Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году» (1866 г.), «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте около Москвы» (1874), «Бой с медведем при Иване Грозном» (1886). Ныне картины из этой серии — «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы» и «Выезд царя Ивана Грозного на богомолье» хранятся в Оружейной палате.

 

Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы

 

Николай Егорович поработал и в книжной иллюстрации. Им сделаны рисунки к поэме Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос» и стихотворению «Крестьянские дети». Примечательна история создания рисунков к «Холстомеру» Л.Н. Толстого. Прочитав талантливое произведение, художник написал Льву Николаевичу: «Прочитав Ваш чудесный рассказ о грустной судьбе бедного Холстомера, я не мог отказать себе, чтобы не изобразить это достойное животное». Две акварели: «Холстомер в молодости» и «Холстомер в старости», подаренные им в 1887 г. писателю, теперь хранятся в Музее Л. Н. Толстого в Москве.

 

Две птицы на розе. 1888

 

В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно. В каком бы жанре не писал Сверчков, на большинстве его картин изображены кони — саврасые и каурые, серые в яблоках и мухортые; они мчатся в бешеном галопе или спокойно пасутся на туманном лугу, гордо выгибают шею, кося глазом на именитого седока, или тянут неказистые крестьянские дровни.

Страстную любовь к лошадям художник пронес через всю жизнь, став основоположником анималистического направления в русском искусстве. Он выработал свой легкоузнаваемый стиль в живописи, создал большое количество картин, проникнутых глубокой любовью к родной природе, славному прошлому Отечества.

В 1866 году Н. Е. Сверчков принял решение построить дачу в Царском Селе на Павловском шоссе. Очевидно, это решение было связано с тем, что в Царском Селе был в то время ипподром, где художник мог наблюдать свою излюбленную натуру. В том же 1866 году архитектор А. Ф. Видов отводит художнику участок под № 7 по Павловскому шоссе. Н. Е. Сверчков взял на себя обязательство «выстроить на нём красивую дачу с представлением предварительного фасада на утверждение». 

Дом Сверчкова был интересен не только фасадами, но и частично сохранившейся внутренней отделкой: деревянной лестницей с балясинами, ведущей на второй этаж, и камином (на первом этаже при входе), выполненном из кирпича и оштукатуренном. Старожилка города О. Э. Майер-Чистякова рассказывала, как маленькой девочкой примерно в 1937–1938 гг. была в доме Сверчкова: «Меня поразила архитектура и внутренняя планировка дома, добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, резьба по дереву в древнерусском стиле, оригинальные камины, просторные помещения».

 

 

Мастерская в доме Сверчкова походила на зоологический музей: вся была уставлена чучелами медведей, волков, орлов, сов, статуэтками зверей и птиц. При доме находилась небольшая конюшня, где содержались лошади, которые служили моделями для его работы. 

 

16 (28 по н.ст.) мая 1872 года у художника родился сын Георгий (1872, Царское Село — 1957, Париж).

В 1882 году он будет числиться в списках гимназистов Николаевской гимназии, правда, недолго — в том же году он выбывает из гимназии, как "невернувшийся после вакаций" (каникул-прим. сост.).

В списках гимназистов в 1882 году числился еще и Сверчков Борис — ученик 3 класса. Их родство устанавливается.4

С юности Георгий увлекался конным спортом, получил известность как хороший наездник. Держал скаковую конюшню, лошади которой часто выигрывали призы.  Георгий унаследует талант отца и станет живописцем и графиком. 

 

А у его отца, Николая Сверчкова в 1880-е годы обострились отношения с Академией художеств, что видно из его письма: «Академия плюет на славное прошлое, забыли, что я сделал для популяризации русского искусства за границей». Поэтому он уединённо живёт в своём доме в Царском Селе, работает целыми днями и редко куда выезжает. Последние же годы художник провёл в безвестности и нужде и в минуту отчаяния он писал: «Вся жизнь моя состоит из забот и труда. Поражен, сколько может выдержать человек!»

Николай Егорович Сверчков умер 25 июля 1898 года в Царском Селе в возрасте 81 года и похоронен на Казанском кладбище. За свою жизнь он создал 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. К сожалению, со временем имя художника было незаслуженно забыто и сегодня хорошо известно только истинным ценителям живописи, да любителям конного дела.

 

В 1898 году у Георгия родился сын — Сверчков Николай Георгиевич.

В 1917 году в Петрограде окончил гимназию и Академию Художеств; сначала служил корнетом в царской армии, а с 1918 по 1921 г. в Красной Армии, с 1921 по 1923 г. на Фарфоровом заводе, затем безработный  при Гос. художественном промышленном техникуме. Женат, сын 1,5 года, Жил с семьей в Ленинграде,  Лермонтовский 30-16.

Впервые был вызван на допрос в ГПУ 06.02.26 г. и отпущен под подписку о невыезде. 16.04.26 г. на его квартире и в его отсутствие (выбыл в Херсон) был произведен обыск, при котором «была изъята литература религиозно-масонско-оккультная в кол.12 экз., открыток (карточек) религиозно-оккультно-масонских 78 шт., один священный колпак, 3 экз. знаков масонского религиозного изображения». Обвинение предъявлено по его возвращении. 18.06.26 г. Постановлением ОСО КОГПУ Н.Г.Сверчков приговорен к высылке в Нарымский край сроком на 3 года и отправлен в Новосибирск; Постановлением КОГПУ от 23.12.27 г. по амнистии срок сокращен на 1/4. Последний раз Н.Г.Сверчков упомянут в Постановлении ОСО КОГПУ от 24.08.28 г. в связи с тем, что «по отбытии наказания лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях, округах и погрангуберниях с прикреплением к определенному местожительству сроком на ТРИ года». 

На 1931 год проживал в г. Новгороде, где был арестован 2 апреля 1931 г., а 28 сентября 1931 г. лишен на 3 года права проживания в пунктах, определенных спецперечнем. (НовгКП: т. 5, с. 26; г. Новгород.). Дальнейшая его судьба неизвестна.

Георгий Сверчков в середине 1900-х выехал за границу. Жил в Берлине и Лондоне, затем обосновался в Париже. В эмиграции посвятил себя искусству, получил признание как анималист, в первую очередь, «портретист лошадей» и автор картин с изображением скачек. Имел обширный круг заказчиков среди коннозаводчиков и владельцев скаковых конюшен (в том числе среди членов английской королевской семьи).

Он скончался25 сентября 1957 году в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Работы часто появляются на европейских аукционах. 

 

Сегодня работы Сверчкова-деда экспонируются во многих музеях и картинных галереях России и европейских стран, но, вот уж парадокс нашего времени, самая большая коллекция его работ (около 450 картин, акварелей, рисунков и литографий) находится в малодоступном для широкой публики Музее коневодства Сельскохозяйственной академии имени К.А.Тимирязева.

Давно уже нет в живых художников Сверчковых, но продолжают мчаться написанные ими кони. 

Судьба дома художников так же печальна, как и уходящая память об их жизни и творчестве.  "Благодарные потомки", не создав ни музея, ни картинной галереи их имени, снесли дом Сверчковых в Царском Селе, тот самый -" с добротность лестниц, ступенек, которые были окованы медью, с резьбой по дереву в древнерусском стиле и оригинальными каминами...», чтобы построить на его месте муляж, который выдают за воссозданную дачу, в которой когда-то творил замечательный русский художник Николай Егорович Сверчков, страстный поклонник одного из самых прекрасных созданий на земле — лошади! 

 

 

Подготовлено специалистами Музея Николаевской гимназии

 

Источники:

  1. А. Наумова, журнал Кони Петербурга, N6, 2000
  2. Е. Мурашова: Николай Сверчков. Сказка о волшебном коне. М.,2007
  3. В. Артемов. Николай Сверчков. М., 2007
  4. Список учеников, выбывших из гимназии с 08.09.1882 г. Сведения об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за 1881-1882 гг
  5. Сверчков Георгий. Искусство и архитектура русского зарубежья

tsarselo.ru

Николай Сверчков (98 работ): falyosa

Оригинал взят у aloban75 в Воскресный позитив. Русская живопись: Николай Сверчков (98 работ)Изображение картин русского художника Николая Егоровича Сверчкова (1817—1898).

/Я не стал возле каждой картины указывать  название. Интересующиеся могут кликнуть по изображению и там прочитать в правом верхнем углу./

Все кликабельно.

_____________________________

Все мои фотоальбомы с живописью здесь

falyosa.livejournal.com

Сверчков Николай Егорович - Биография :: Артпоиск

Русский живописец народных сцен и портретист.  Родился в Петербурге в семье служащего придворных конюшен.

С детства способный к рисованию, он не смог из-за слабого здоровья развивать свой талант в Воспитательном училище при Академии художеств. Все же два года (1827—1829), проведенные в академической атмосфере, стали основой самостоятельного овладения искусством живописи. В 1839 году за свои первые работы Н. Сверчков был удостоен звания свободного художника. Какое-то время совмещал занятия живописью со службой в министерстве внутренних дел. К 1852 году мастерство Н.Е. Сверчкова стало очевидным — в этом году за картину "Помещичья тройка, пересекающая на всем скаку цепь обоза" он был удостоен звания академика. Детские впечатления во многом определяли художественные интересы живописца — его изображения лошадей, в том числе и в бытовых сценах, были уникальными. За картину "Дорожные. Грузный экипаж с пассажирами" художник получил в 1855 году звание профессора.

Среди знакомых Н.Е. Сверчкова были многие известные государственные и общественные деятели. Тесная дружба связывала художника с Н.А. Некрасовым, в имени которого Карабихе он часто и подолгу бывал и работал, в числе прочего написав несколько картин к произведениям поэта. Известно его полотно времен Карабихи — "Портрет А.Я. Панаевой на лошади". Творчество Н.Е. Сверчкова приобретает европейскую известность, его картины были отмечены на Всемирной выставке в Париже (1863), правительство Франции награждает художника орденом Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры).

Со временем расширяется диапазон тем и занятий Н.Е. Сверчкова: он занимается скульптурой, пишет батальные сцены. В памяти же отечественной живописи художник останется прежде всего как создатель стремительных, спокойных, грациозных лошадей. На холстах и красками, естественно. Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и умение передать повадки своих "моделей". Поощряя склонности сына к занятиям искусством, родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ. Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно заниматься рисунком и живописью. Постепенно он развил свои способности до такой степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и "Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили звания свободного художника портретной живописи. В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. На академической выставке 1844 г. были представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г. им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт" и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма популярен. Проявил себя художник и в портретном жанре, написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика "живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" - профессорское звание. В жизни художника 1850-е гг. были отмечены дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе, он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах. Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи" (1856), "В метель" (1857) и др. Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются тонким пониманием русского пейзажа. В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873) и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878). Новым жанром в его творчестве были и батальные сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы" (1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.

artpoisk.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта