Пастернак Леонид Осипович: картины, биография. Пастернак картины
Борис Пастернак и живопись
Борис Леонидович Пастернак родился 29 января [10 февраля] 1890 года в Москве — умер 30 мая 1960 в Переделкино."В сущности, едва ли не все произведения Бориса Леонидовича Пастернака были сочинения об искусстве: стихи, проза, письма..." В.Ф.Асмус, "Творческая эстетика Бориса Пастернака. Начну с ... портрета, написанного отцом Бориса, художником Леонидом Борисовичем Пастернаком, ну и с того, что самой мне кажется важным - об умении прощать.
1917. Портрет работы Леонида Пастернака
Учись прощать... Молись за обижающих,Зло побеждай лучом добра.Иди без колебаний в стан прощающих,Пока горит Голгофская звезда.Учись прощать, когда душа обижена,И сердце, словно чаша горьких слез,И кажется, что доброта вся выжжена,Ты вспомни, как прощал Христос.Учись прощать, прощать не только словом,Но всей душой, всей сущностью своей.Прощение рождается любовьюВ творении молитвенных ночей.
Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.Великодушье лечит, как бальзам.Кровь на Кресте за всех пролита.Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.
1952 годО чем подумалось, читая стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака с практичеки библейским содержанием? Мне о многом, о его бедах, обидах, о том, что с ним поступили почти так же, как Каин поступил с Авелем... А он все это терпел... И, наверное, действительно простил... И вспомнился другой библейский сюжет, которому отдали должное многие замечательные художники - прощение отцом заблудшего, загулявшего, ленивого и недостойного сына, приползшего к отцу только тогда, когда не осталось у него другого выбора... и ОТЕЦ простил, возложил руки и простил... Думаю, что и я, и остальные, да и Пастернаки, и отец, и сын, выбирая из множества картин "Прощение блудного сына" выбрали бы именно Рембрандта. Рембрандт, 1669 год «Возвращение блудного сына».1668-69.Гос.Эрмитаж.
Рембрандт. 1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына»1636 год. Офорт «Возвращение блудного сына» (700x685, 277Kb)Почему? Кроме того, что это самое лучшее воплощение сюжета самым талантливым автором, пропустившим многое через свою собственную жизнь, и блестяще передавший нам свои чувства и мысли, есть еще одно обстоятельство. Не надо забывать, что Леонид Пастернак в 1923 году в берлинском издательстве С.Д. Зальцмана опубликовал философско-эстетическое эссе «Рембрандт и еврейство в его творчестве», написанное Леонидом Осиповичем еще в Москве. Аот цитата, показывающая нам отношение отца Бориса к этому художнику: «А вот и Рембрандт… и я, как поражённый неожиданным чем-то, стою… и всё ещё стою, не двигаясь, с занявшимся дыханием перед единственным в своём роде «Благословением Якова»… По мастерству живописи, трактовке и гармонии тонов это один из лучших его шедевров, потому что в нём все отличительные свойства Рембрандтовского обаяния сошлись с исключительною полнотой и тонкостью, и никакой репродукции этого не передать… Я уходил и снова возвращался к нему. Начальный мой восторг, естественный у художника перед таким живописным шедевром, стал отступать перед более сильным душевным волнением. Где-то в глубине души что-то было затронуто… Иное, более родное, интимное зазвучало и заволокло всё остальное…" Это о Благоговении Якова, но суть не в картине, в художнике, его видении жизни. Думаю, что и Борис разделял вкусыы отца. И это связывает и самого Бориса Пастернака с Рембрандтом. Блудного сына Рембрандт написал в конце своей жизни, и лет ему было почти столько-же, сколько Борису Пастернаку, когда он написал приведенное стихотворение. К концу жизни люди, как правило, становятся более мудрыми. И мудрость стихотворных строк перекликается с мудростью, прощающей того, кто принес столько тревог и волнений, и ласковые прикосновения отца, выплакавшего все глаза, молясь за сына, выдают ту огромную любовь, которую он чувствует в заблудшему и огорчавшему его ребенку, и не важно, что ребенок уже давно повзрослел. Обратите внимание на то, что ранний Рембрандт, молодой, в возрасте Христа, в своем офорте трактует эту сцену иначе: информацию мы считываем с лиц и мимики участников сцены. В предсмертном Рембрандте все скупо, а впечатление от увиденного намного сильнее.
И раз уж я заговорила об отце - художнике Леониде Пастернаке, то было бы невежливым не сказать и о его замечательной матери - известной пианистке Розалии Кауфман, привившей своим детям любовь к музыке, нет не только любовь. Она создала в доме такую атмосферу, что в ней наравне уживались любовь друг к другу с любовью к искусству.
Л.О. Пастернак. Автопортрет с женой.
Л.О.Пастернак. Розалия Исидоровна за роялем при свечах. 1892г. Позже Б. Л. Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина." («Охранная грамота», ч. I, гл. 3).
Л.О.Пастернак. Портрет А.Н.Скрябина. Итальянский карандаш. 30 октября 1913 г.
Возможно, именно из-за этой атмосферы первой женой поэта была художница, второй стала жена музыкантаЕвгении были посвящены вот эти строки: "О, как она была смела, Когда едва из—под крыла Любимой матери, шутя, Свой детский смех мне отдала, Без прекословий и помех Свой детский мир и детский смех, Обид не знавшее дитя, Свои заботы и дела".
Они прожили вместе десять лет, но наступило "последнее счастливое лето", как вспоминает о лете в Ирпене их сын Евгений Борисович. Это было лето перемены в судьбе поэта.
"Мне Брамса сыграют,- тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлеб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб."
Евгения Пастернак Портрет Бориса, Берлин, 1922 г.
Мне Брамса сыграют, – я сдамся, я вспомнюУпрямую заросль, и кровлю, и вход,Балкон полутемный и комнат питомник,Улыбку, и облик, и брови, и рот. В 1931 году, после этого лета, звуки разучиваемого Геноихом Нейнаузом концерта Брамса стали напоминанием о начале любви к жене Нейгауза. Так бывает в жизни...Именно Зинаиде посвящено знаменитое:"Любить иных – тяжелый крест,А ты прекрасна без извилин,И прелести твоей секретРазгадки жизни равносилен.Весною слышен шорох сновИ шелест новостей и истин.Ты из семьи таких основ,Твой смысл, как воздух, бескорыстен.Легко проснуться и прозреть,Словесный сор из сердца вытрястьИ жить, не засоряясь впредь.Все это – не большая хитрость". И это счастье было длинною в тридцать лет...
А потом была Ольга Ивинская, Лара, и родились стихи, вошедшие в роман "Доктор Живаго".Свидание
"Снег на ресницах влажен, В твоих глазах тоска, И весь твой облик слажен Из одного куска. Как будто бы железом, Обмокнутым в сурьму, Тебя вели нарезом
По сердцу моему". И в нем навек заселоСмиренье этих черт,И оттого нет деоа,Что свет жестокосерд" ..
Ну, вот, мы опять вернулись к источнику бед Бориса Пастернака. Но закрывать книгу не хочется, там, на последних страницах еще много стихов. "Осталось несколько минут,И тишь наступит гробовая.Но, раньше чем они пройдут,Я жизнь свою, дойдя до края,Как алавастровый сосуд,Перед тобою разбиваю."
Тициан Кающаяся Магдалина 1560-е, Эрмитаж
Ну и опять вернусь к "Охранной грамоте". К путешествию в Венецию. Кто из нас не мечтал о Венеции, кто не представлял еще с детства встречи с ней? Вот и Борис Пастернак так описывает первые минуты пребывания в ней: " Я НЕ СРАЗУ ПОНЯЛ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЕНЕЦИИ И ЕСТЬ ВЕНЕЦИЯ. Что я - в ней, что это не снится мне". Охранная грамота, глава часть 2,гл.13. Далее , пропустив абзац, читаем: " Катер потел и задыхался, утирал нос и захлебывался, и тою же невозмутимой гладью, по которой тащились его затонувшие усы, плыли по полукругу, постепенно от нас отставая, дворцы Большого канала. Их зовут дворцами и могли бы звать чертогами, но все равно никакие слова не могут дать понятья о коврах из цветного мрамора, отвесно спущенных в ночную лагуну, как на арену средневекового турнира.Есть особый елочный восток, восток прерафаэлитов. Есть представленье о звездной ночи по легенде о поклоненьи волхвов. Есть извечный рождественский рельеф: забрызганная синим парафином поверхность золоченого грецкого ореха. Есть слова: халва и Халдея, маги и магний, Индия и индиго. К ним надо отнести и колорит ночной Венеции и ее водных отражений."
Карпаччо Витторе (Carpaccio Vittore)
ВЕНЕЦИЯЯ был paзбужeн спoзapaнкуЩeлчкoм oкoннoгo стeклa.Paзмoкшeй кaмeннoй бapaнкoй,В вoдe Вeнeция плылa.Всe былo тиxo, и, oднaкo,Вo снe я слышaл кpик, и oнПoдoбьeм смoлкнувшeгo знaкaEщe тpeвoжил нeбoсклoн.Oн вис тpeзубцeм СкopпиoнaНaд глaдью стиxшиx мaндoлинИ жeнщинoю oскopблeннoй,Быть мoжeт, издaн был вдaли.Тeпepь oн стиx и чepнoй вилкoйТopчaл пo чepeнoк вo мглe.Бoльшoй кaнaл с кoсoй уxмылкoйOглядывaлся, кaк бeглeц.Вдaли зa лoдoчнoй стoянкoйВ oстaткax снa poждaлaсь явь.Вeнeция вeнeциaнкoйБpoсaлaсь с нaбepeжныx вплaвь.1913 г."Итак, и меня коснулось это счастье. И мне посчастливилось узнать, что можно день за днем ходить на свиданье с куском застроенного пространства, как с живою личностью.
С какой стороны ни идти на пьяццу, на всех подступах к ней стережет мгновенье, когда дыханье учащается и, ускоряя шаг, ноги сами начинают нести к ней навстречу. Со стороны ли мерчерии или телеграфа дорога в какой-то момент становится подобьем преддверья, и, раскинув свою собственную, широко расчерченную поднебесную, площадь выводит, как на прием: кампанилу, собор, дворец дожей и трехстороннюю галерею. Постепенно привязываясь к ним, склоняешься к ощущенью, что Венеция город, обитаемый зданьями - четырьмя перечисленными и еще несколькими в их роде. В этом утверждении нет фигуральности. Слово, сказанное в камне архитекторами, так высоко, что до его высоты никакой риторике не дотянуться. Кроме того, оно, как ракушками, обросло вековыми восторгами путешественников. Растущее восхищение вытеснило из Венеции последний след декламации. Пустых мест в пустых дворцах не осталось. Все занято красотой. ...
Пьета - Джованни Беллини"Я глядел на это зрелище глубже и более расплывчато, нежели это выразят теперь мои формулировки. Я не старался осознать увиденное в том направленьи, в каком его сейчас истолкую. Но впечатления сами отложились у меня сходным образом в течение лет, и в своем сжатом заключении я не удалюсь от правды. Я увидел, какое наблюдение первым поражает живописный инстинкт. Как вдруг постигается, каково становится видимому, когда его начинают видеть. Будучи запримечена, природа расступается послушным простором повести, и в этом состоянии ее, как сонную, тихо вносят на полотно. Надо видеть Карпаччио и Беллини, чтобы понять, что такое изображение. .... Надо видеть Веронеза и Тициана, чтобы понять, что такое искусство... Надо видеть Микеланджело Венеции - Тинторетто, чтобы понять, что такое гений, то есть художник." "Охранная грамота" ч.2, гл. 17
Тинторетто. «Чудо св. Марка» "Главное, что выносит всякий от встречи с итальянским искусством, - это ощущение осязательного единства нашей культуры, в чем бы он его ни видел и как бы ни называл. ......... Италия кристаллизовала для меня то, чем мы бессознательно дышим с колыбели. Ее живопись сама доделала для меня то, что я должен был по ее поводу додумать, и пока я днями переходил из собрания в собрание, она выбросила к моим ногам готовое, до конца выварившееся в краске наблюдение.Я понял, что, к примеру, Библия есть не столько книга с твердым текстом, сколько записная тетрадь человечества, и что таково все вековечное. Что оно жизненно не тогда, когда оно обязательно, а когда оно восприимчиво ко всем уподоблениям, которыми на него озираются исходящие века. Я понял, что история культуры есть цепь уравнений в образах, попарно связывающих очередное неизвестное с известным, причем этим известным, постоянным для всего ряда, является легенда, заложенная в основание традиции, неизвестным же, каждый раз новым - актуальный момент текущей культуры.Вот чем я тогда интересовался, вот что тогда понимал и любил." "Охранная грамота" ч.2, гл. 18
Венеция Тициан Вечеллио. 1534—1538 гг. Музей Академии, Венеция, Италия
И опять из ДОКТОРА ЖИВАГО
ГЕФСИМАНСКИЙ САД
И. Е. Репин. Христос в Гефсиманском саду
Мерцаньем звезд далеких безразличноБыл поворот дороги озарен.Дорога шла вокруг горы Масличной,Внизу под нею протекал Кедрон.
Н.Н.ГЕ, Вход в Гефсиманский сад
Лужайка обрывалась с половины.За нею начинался Млечный путь.Седые серебристые маслиныПытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.Учеников оставив за стеной,Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".
Он отказался без противоборства,Как от вещей, полученных взаймы,От всемогущества и чудотворства,И был теперь, как смертные, как мы.
Поль де Ларошь Христос в Гефсиманском саду Бумага, карандаш 1846
Ночная даль теперь казалась краемУничтоженья и небытия.Простор вселенной был необитаем,И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,Пустые, без начала и конца,Чтоб эта чаша смерти миновала,В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,Он вышел за ограду. На землеУченики, осиленные дремой,Валялись в придорожном ковыле.
В. Перов. Христос в Гефсиманском саду. 1878.
Он разбудил их: "Вас Господь сподобилЖить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.Час Сына Человеческого пробил.Он в руки грешников себя предаст".
И лишь сказал, неведомо откудаТолпа рабов и скопище бродяг,Огни, мечи и впереди - ИудаС предательским лобзаньем на устах.
Джотто. Поцелуй Иуды
Петр дал мечом отпор головорезамИ ухо одному из них отсек.Но слышит: "Спор нельзя решать железом,Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионовОтец не снарядил бы мне сюда?И, волоска тогда на мне не тронув,Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,Которая дороже всех святынь.Сейчас должно написанное сбыться,Пускай же сбудется оно. Аминь.
Джованни Беллини. "Распятие" (1455), Фрагмент.
Ты видишь, ход веков подобен притчеИ может загореться на ходу.Во имя страшного ее величьяЯ в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,И, как сплавляют по реке плоты,Ко мне на суд, как баржи каравана,Столетья поплывут из темноты".
Ну и в заключении приведу цитату из В.Ф.Асмуса: "Произведения Пастернака - ткань, переливающаяся тысячью блесток и оттенков мысли. Сквозь её переливы ощущаешь живой и горячий трепет большого сердца..."В качестве источника использована книга "Борис Пастернак. Об искусстве".М.1990 г.
vladimir71.mirtesen.ru
Пастернак Леонид Осипович: картины, биография
Искусство и развлечения 9 мая 2016Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.
Детство
Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять творческие способности. Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.
Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.
Жизнь за границей
Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.
Видео по теме
Первые публикации
Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.
На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.
Личная жизнь
В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.
Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.
Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.
Признание
В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Павел Третьяков. Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.
После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и академическому рисунку, но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.
Работа в журнале
С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.
Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.
Создание портретов
Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.
Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.
Международный успех
Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, Н. Касаткин и К. Коровин. Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, Василий Ключевский стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.
Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.
После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на творчество Пастернака. Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».
Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.
Жизнь вне Родины
Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.
С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.
В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.
Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.
Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.
На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения Театральный режиссёр Павел Осипович Хомский: биография, личная жизньБольшое количество званий и профессий имел выдающийся человек Павел Осипович Хомский. Он был известным режиссером, народным артистом РСФСР, художественным руководителем Государственного академического театра имени Мос...
Искусство и развлечения Писатель Леонид Максимович Леонов: биография, особенности творчества и интересные фактыВ отечественной культуре его место определилось сразу - русский классик, писатель, открывший в литературе социально-философское направление. Кто он? Леонид Максимович Леонов. Творчество его многогранно и многопроблемн...
Искусство и развлечения Скульптур и художник Михаил Осипович Микешин: биография, особенности творчества и интересные фактыВторая половина 19 века в нашей стране ознаменовалась созданием великолепных произведений изобразительного искусства, авторами которых стали И. Репин, И. Крамской, В. Перов, И. Айвазовский и многие другие русские худо...
Искусство и развлечения Американская художница Georgia O'Keeffe (Джорджия О’Кифф): картины, биографияGeorgia OʹKeeffe известна как «мать американского модернизма». Ее работы интерпретировали по Фрейду, но сама она не признавала подобных аналогий. Она любила рисовать цветы и листья, пейзажи со скалами, и в...
Искусство и развлечения В. Л. Боровиковский, художник: картины, биографияВладимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) был одним из самых талантливых художников конца XVIII – начала XIX века. Его портреты, нежные, сентиментальные и пышные, парадные, раскрывают нам дворянскую культ...
Искусство и развлечения Константин Маковский: жизнь и творчество художника. Константин Маковский: лучшие картины, биографияБиография художника Маковского Константина сегодня затенена его выдающимся братом Владимиром – известным представителем передвижников. Однако Константин оставил заметный след в искусстве, будучи серьезным, самос...
Искусство и развлечения Художник Пьер Огюст Ренуар: произведения, картины, биография и интересные фактыВыдающийся французский живописец, скульптор, график Пьер Огюст Ренуар прожил длинную и плодотворную жизнь. За свою жизнь он создал более тысячи живописных произведений, цена которых на аукционах сегодня составляет от ...
Искусство и развлечения Мауриц Корнелис Эшер: картины, биографияКроме художественной одаренности, Мауриц Эшер обладал уникальным даром, который развивал всю свою жизнь, а именно – умением смотреть на мир и видеть его под необычным углом зрения. Это большая редкость – у...
Искусство и развлечения Эжен Делакруа, картины, биографияХудожник Эжен Делакруа, картины которого выставлены во многих музеях Франции и мира, является представителем романтической школы. На его полотнах изображены эмоциональные моменты из жизни человечества в разные эпохи. ...
Искусство и развлечения Леонид Куравлев: фильмография, биография, лучшие ролиВ 2016 г. Леонид Куравлев, фильмография которого насчитывает более двухсот киноработ, отпразднует свое 80-летие. Куравлев является одним из самых видных артистов Советского Союза. Экранные герои Леонида Вячеславовича ...
monateka.com
Ежевика – еврейская академическая вики-энциклопедия
Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki.org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам
В EJWiki есть статьи о других людях с фамилией Пастернак.
Пастернак, Леонид Осипович | |
до 1916 г.до 1916 г. | |
Ицхок-Лейб Пастернак | |
22 марта (3 апреля) 1862 г. | |
Одесса | |
31.05.1945 г. | |
Оксфорд |
Леони́д О́сипович Пастерна́к (согласно документам Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак; 1862, Одесса —1945, Оксфорд) — российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог. Отец поэта Бориса Пастернака.
Биография
Ицхок-Лейб Пастернак родился 22 марта (3 апреля) 1862 г. в Одессе, в еврейской семье содержателя небольшой гостиницы. Помимо него в семье было пять детей. В раннем детстве проявил любовь к рисованию, хотя родители поначалу не одобряли этого увлечения.
С 1874 г. сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой (1881) безуспешно пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1881 г. он поступил в Московский университет и два года занимался на медицинском факультете. В 1883–86 гг. учился в Мюнхенской Академии художеств и параллельно на юридическом факультете Новороссийского университета в Одессе (окончил в 1885 г.).
Параллельно с университетской учёбой Пастернак продолжал заниматься живописью. В 1882 г. он занимался в московской школе-студии Е. С. Сорокина. В середине 1880-х также занимался в мюнхенской Академии художеств, где учился у Гертериха и Лицен-Мейера, кроме того, брал уроки офорта у И. И. Шишкина.
После приоберетения его картины «Письмо из дому» П. М. Третьяковым для Третьяковской галереи, Пастернак решает перехать в Москву, где в 1889 г. женится на пианистке Розалии Исидоровне (Райце, или Розе, Срулевне) Кауфман(1868–1939).
В том же году Пастернак поселился в Москве, где открыл свою рисовальную школу. Сотрудничал с театральным и музыкальным иллюстрированным журналом «Артист» (1889–95; Москва).
Участвовал в ежегодных выставках передвижников. Был членом объединения «Мир искусства».
В 1894 г., несмотря на отказ креститься, был утвержден в должности профессора в Училище живописи, ваяния и зодчества (где преподавал до 1921 г.).
В эти годы сблизился с Л. Толстым, Р. М. Рильке.
В 1917–1921 гг. Пастернак создал ряд портретных зарисовок В. Ленина и набросок похорон Я. Свердлова. В 1921 г. Пастернак вместе с женой и дочерями уехал на лечение в Германию. Однако и после операции Пастернака семья не вернулась в СССР. В эмиграции создал портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. В 1924 г. участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину, организованной А. Э. Коганом.
В 1938 г. покинул Германию и поселился в Англии. Он умер в Оксфорде 31 мая 1945 г. Розалия Пастернак умерла раньше - в 1939.
Творчество
Картина Леонида Пастернака «Студенты перед экзаменом» (1895) выставлялась на международных выставках в Мюнхене (в том же году награждена золотой медалью) и в Париже (1900; ее приобрело правительство Франции для Люксембургского музея).
Пастернак — автор картин «Муки творчества» (1893), «К родным» (около 1891 г.), «Семья Л. Н. Толстого в Ясной Поляне» (1902), «Портрет В. О. Ключевского» (1908) и других. Широко известны его иллюстрации к роману Л. Толстого «Воскресение» (1898; выставлялись в 1900 г. на международной выставке в Париже), выполненные по просьбе писателя. В 1905 г. Пастернак получил звание академика живописи.
Произведения Пастернака отличают точность психологической характеристики, выверенность композиции, мастерство изображения интерьера, своеобразная передача световоздушной среды, при которой наиболее важные части картины выявляются светом, а окружающее пространство погружено в полутень.
Пастернаку принадлежат также портреты Г. Штрука (1906), С. Юшкевича (1911), С. Кусевицкого (1913), И. Бродского (1920), Ш. Черниховского и М. Гнесина (оба 1923 г.), А. Эйнштейна (1924), М. Либермана (1927), А. Штыбеля, Л. Шестова, Г. Когена, М. Эльмана и других.
Воспоминания Пастернака «Записки разных лет» изданы в Москве в 1975 г.
Еврейская тематика
Пастернак проявлял постоянный интерес к еврейской тематике (рисунки «Еврейка, вяжущая чулок», 1889, «Музыканты», «Этюд», оба — 1891 г., и другие), сотрудничал в еврейском детском иллюстрированном журнале «Колосья» (Одесса, 1913–18). В его семье бытовало предание о происхождении от Ицхака Абраванеля. Не будучи сионистом, Пастернак сочувствовал идеям сионизма и следил за развитием поселенческой деятельности в Эрец-Исраэль.
Длительная дружба связывала Пастернака с Х. Н. Бяликом, Г. Штруком, А. Штыбелем и другими деятелями еврейской культуры. В 1922–33 гг. Пастернак часто в Берлине присутствовал на встречах сионистских деятелей с участием Х. Вейцмана, Н. Соколова и других. В 1920-х гг. Пастернак руководил художественным отделом берлинского филиала издательства «Явне» (Иерусалим), где в 1923 г. вышел его альбом портретов (Н. Соколов, М. Гершензон, Х. Н. Бялик, С. Ан-ский, Д. Фришман, И. Энгель, Я. Мазе, а также автопортрет) с предисловием Г. Штрука на иврите и русском языке. В том же году в Берлине было опубликовано философско-эстетическое эссе Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве» (на русском языке — издательство С. Зальцмана; в переводе на иврит — «Явне») — своего рода гимн еврейскому мировосприятию, отражение которого Пастернак усматривал и в произведениях великого голландца. В 1923 г. в журнале «hа-Олам» (№2, Берлин), посвященном 50-летию Х. Н. Бялика, были опубликованы воспоминания Пастернака об их встречах.
А. И. Штыбель выпустил в Берлине монографию художественного критика М. Осборна (1870–1946) о Пастернаке (немецкий язык, 1923), в которой приводились четыре фрагмента из автобиографии художника и около 150 репродукций его работ, а в 1924 г. — альбом (148 репродукций; текст на иврите) с предисловием М. Осборна и статьей Х. Н. Бялика «А. Л. Пастернак» (инициалы — по еврейскому имени Пастернака), писавшего, что это художник, «вернувшийся к еврейским истокам».
В 1924 г. Пастернак участвовал в художественной экспедиции в Эрец-Исраэль и Египет, организованной А. Э. Коганом (1878–1949), редактором художественного журнала «Жар-птица» (1921–23). На основании зарисовок и этюдов, сделанных в Эрец-Исраэль, Пастернак создал несколько картин («Палестинский ландшафт», «Палестина. Жара и ослик» и другие). Пастернак выполнил обложку для сборника детских песен И. Энгеля («Ширей иеладим» — «Детские песни», 1925, Иерусалим).
Работы
- За работой. Этюд. Масло
- Портрет А. Г. Рубинштейна (1886),
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
- Иллюстрации к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899
- Иллюстрации к драме «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1891),
- Иллюстрации к поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова (1891)
- «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (1902)
- Л. Н. Толстой с семьёй в Ясной Поляне (1902)
- «Вести с родины»,
- Портрет С. С. Шайкевича
- Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
- Портрет А. Б. Высоцкой. 1912. Пастель
- Портрет М.Горького (1906),
- Портрет А. Н. Скрябина (1909),
- Портрет Ил. М. Мечникова (1911),
- Портрет Вяч. Иванова (1915)
- Уроки музыки. 1909. Пастель
-
Pasternak Dressing.jpg
В гримёрной 1893
-
Pasternak the Night.jpg
Ночь накануне экзамена
-
Pasternakportretvsuka.jpg
Дирижёр В. И. Сук 1898
-
Pasternak podlampoj.jpg
Л. Н. Толстой с семьей 1902
-
Pasternak Tolstoy 1908.jpg
Лев Толстой 1908
-
Pasternak leo tolstoy.jpg
-
Pasternaksosnyimore.jpg
Сосны и море 1910
-
Pasternakrazgruzkavagona.jpg
Разгрузка вагона (Одесский порт) 1911
-
Pasternakluchsolnzaint.jpg
Солнечный луч
-
Pasternak VyachIvanov Berdyaev Bely.jpg
Вячеслав Иванов, Лев Кобылинский-Эллис, Николай Бердяев и Андрей Белый
-
Pasternakvorobyovygory.jpg
Золотая осень. Воробьевы горы.
-
Pasternakuoknaosen.jpg
У окна. ОСень. 1913
-
Pasternak boris alex.jpg
Сыновья Борис и Александр
-
Pasternak Ansky.jpg
Шлоймэ Ан-ски, 1918
-
Pasternak Apples.jpg
Сбор яблок, 1918
-
Pasternak palestina.jpg
Палестина. Зной и осел, 1924
-
Pasternak-rilke.jpeg
Райнер-Мария Рильке
-
LOPasternak-Jew.jpg
Он будет ждать (Старый еврей)
Ссылки
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ПАСТЕРНАК Леонид Осипович в ЭЕЭwww.ejwiki.org
ИЛЛЮСТРАЦИИ. Пастернак
Борис Леонидович Пастернак. Рисунок Л.О. Пастернака. 1924 г.
Леонид Осипович Пастернак. Москва. 1893 г.
Розалия Исидоровна Кауфман. Одесса. 1880-е гг.
Боря на руках отца. Одесса. 1891 г.
Борис с братом Александром. 1898 г.
Дом Веденеева, где родился Пастернак
Борис. Рисунок Л.О. Пастернака. Одесса. 1898 г.
Розалия Исидоровна Пастернак на пляже в Одессе с сыновьями Борисом и Александром. 1896 г.
Л.Н. Толстой на Передвижной выставке. Набросок Л.О. Пастернака. 1893 г.
Дом Лыжина, где Пастернак провел детские годы
В пролетке — сестры Лидия и Жозефина и братья Александр и Борис Пастернаки. Райки. 1907г.
Пятая мужская гимназия на Поварской улице в Москве
А.Н. Скрябин. Набросок Л.О. Пастернака. 1909 г.
Церковь Флора и Лавра на Мясницкой
Ида Высоцкая
Герман Коген среди своих учеников. Слева — Б. Пастернак. Рисунок Л.О. Пастернака. Марбург. 1912 г.
Марбург. Открытка Бориса Пастернака родителям с видами города. 1912 г.
Ольга Михайловна Фрейденберг. 1912 г.
Борис, выпускник университета. 1913 г.
Вид на Волхонку, 14. 1910-е гг.
Владимир Владимирович Маяковский. Киев. 1913 г.
Кондитерская на Арбате. Здесь в апреле 1914 года состоялась встреча футуристов
Сергей Павлович Бобров. 1905 г.
Обложка и титульный лист первого сборника стихов Пастернака «Близнец в тучах». 1914 г.
Фанни Николаевна Збарская и Борис Пастернак. Станция Всеволоде-Вильва Пермской железной дороги. 1916 г.
Борис Леонидович Пастернак. 1931 г.
Елена Александровна Виноград. 1916 г. (?)
Борис Пастернак. Рисунок Е.В. Лурье. Берлин. 1922 г.
Семья Пастернаков на даче. Очаково. 1918 г.
Слева направо: Жозефина, Александр, Лидия, Борис, Розалия Исидоровна, Леонид Осипович
Пастернак с женой Евгенией Владимировной и сыном Женей. 1924 г. Фото И.М. Наппельбаум
Евгения Владимировна Лурье. 1920 г.
Второе издание поэтической книги «Сестра моя жизнь». 1923 г. На фронтисписе рисунок Ю. Анненкова
Осип Эмильевич Мандельштам. 1934 г.
Владимир Владимирович Маяковский. 1920-е гг.
Похороны Маяковского. Апрель 1930 г.
Марина Ивановна Цветаева. Париж. 1926 г. Фото П. Шумова
Владислав Фелицианович Ходасевич. 1920-е гг.
Андре Мальро, В.Э. Мейерхольд и Б.Л. Пастернак. 1936 г. Фото В. Руиковича
Зинаида Николаевна Нейгауз (Пастернак). 1930-е гг.
Генрих Густавович Нейгауз. 1938 г.
На даче в Переделкине. Слева направо: Святослав Рихтер, Мелица Сергеевна Нейгауз, Галина Нейгауз, Генрих Густавович Нейгауз и Б.Л. Пастернак. 1948 г. Фото Станислава Нейгауза
Пастернак в президиуме Первого съезда писателей. 1934 г. Второй справа — М. Горький
Пастернак на открытии Первого съезда писателей. 1934 г.
Пастернак на балконе дома в Лаврушинском переулке. 1946 г.
Обложка и титульный лист первого издания перевода «Гамлета». 1941 г. Художник В.А. Фаворский
Ольга Всеволодовна Ивинская и Б.Л. Пастернак. 1957 г. Фото Л. Лесса
Дача в Переделкине
Пастернак в огороде. 1950-е гг.
Пастернак. 1948 г. Фото Л. Горнунга
Карикатура «Нобелевское блюдо» в газете «Комсомольская правда», посвященная присуждению Нобелевской премии Б.Л. Пастернаку
Пастернак в квартире в Лаврушинском переулке. 1950 г. Фото З.Н. Нейгауз
Могила Б.Л. Пастернака на Переделкинском кладбище
* * *
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
Леонид Пастернак - Журнал обо всём
. Это цитата
Художник Леонид Пастернак.Леонид Осипович ПАСТЕРНАК 22 марта 1862 Одесса - 31 мая 1945 Оксфорд
Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.
Леонид Пастернак К родным 1891 г..
Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен – Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, – установить не удалось).
Леонид Пастернак (фото 1880 г.)Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.
Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид - самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.
Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди - стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным. А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого "мецената": это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.
Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом - на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию. Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию. После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.
Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной Розалия в 13 лет
Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.
Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок - еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину "Вести с родины", ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.
Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными. В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.
Л.О.Пастернак с женой и сыновьямиЛ.Пастернак. Сыновья Борис и Александр Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века. Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом. Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи - креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено. Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: "Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения".
Л.Пастернак Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.
Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.
Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей. На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака "Дебютантка" привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
. Портрет Льва Толстого Л.Пастернак.Под лампой,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г. Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к "Войне и миру" и "Воскресению", которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". За чтением. Нехлюдов читает Катюше.Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого "Воскресение". В зале суда
Художник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.
Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок. В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.
В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.
Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.
Л.Пастернак Автопортрет в желтом халатеЛорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.
В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года. Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и Австралии.
Вот несколько наиболее известных его работ:
Л.Пастернак За работой. Этюд
Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.
Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж
Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.
На берегу, 1906 г.
В интерьере. 1907г.
У окна.Осень.1913 г.
Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928
Портрет Е.Левиной.1917 г.
Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г.
Золотая осень.Воровьёвы горы
Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена - добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых - гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.
Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени – ушедшего из жизни: «Прощай, размах крыла расправленный, \ Полета вольное упорство, \ И образ мира, в слове явленный, \ и творчество, и чудотворство».
Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца – живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали.
Материалы с сайтов:http://www.peoples.ru/art/painter/pasternak/ http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=143 http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://berkovich-zametki.com/2009/Zametki/Nomer17/Batkin1.phpkolybanov.livejournal.com
30 мая – день памяти Бориса Пастернака 10 цитат писателя — Российское фото
30 мая отмечается день памяти знаменитого русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958) Бориса Пастернака. Представляем 10 ярких цитат этого талантливого человека.
Борис Пастернак. 1934 год
«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».
Пастернак в 1934 году на первом съезде Союза писателей СССР
«Жизнь ведь тоже только миг, Только растворенье Нас самих во всех других Как бы им в даренье».
Портрет Бориса Пастернака. Фото Моисея Наппельбаума
«Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет».
«Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина».
«Жизнь вернулась так же беспричинно, Как когда-то странно прервалась».
Борис Пастернак. Фото: ИТАР-ТАСС, архив
«Тишина, ты — лучшее Из всего, что слышал».
Б. Пастернак, Л. Брик, В. Маяковский, С.М. Эйзенштейн, 1920-е годы
«Все нынешней весной особое, Живее воробьёв шумиха. Я даже выразить не пробую, Как на душе светло и тихо».
Борис Пастернак на веранде, 1916 год
«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».
«Мир — это музыка, к которой надо найти слова!»
Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г. Автор портрета — Джерри Кук
«Быть знаменитым некрасиво, Не это поднимает ввысь. Hе надо создавать архива, Над рукописями трястись, Цель творчества — самоотдача А не шумиха, не успех. Постыдно ничего не знача Быть притчей на устах у всех...»
rosphoto.com
День рождения. Борис Пастернак - ЖИВОПИСЬ и ПОЭЗИЯ
Бори́с Леони́дович Пастерна́к родился 29 января 1890 года в Москве. Родители Пастернака, отец — художник, академик Петербургской Академии художеств Леонид Пастернак и мать — пианистка Розалия Исидоровна Кауфман. Кроме старшего, Бориса, в семье Пастернак родились Александр (1893—1982), Жозефина (1900—1993) и Лидия (1902—1989). Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак, Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак.ДЕТСТВОМне четырнадцать лет.ВХУТЕМАСЕще школа ваянья.В том крыле, где рабфак,Наверху,Мастерская отца.В расстояньи версты,Где столетняя пыль на диванеИ холсты,Наша дверь.Пол из плитИ на плитах грязца.Это дебри зимы.С декабря воцаряются лампы.Порт-артур уже сдан,Но идут в океан крейсера,Шлют войска,Ждут эскадр,И на старое зданье почтамтаСмотрят сумерки,Краски,ПалитрыИ профессора.Сколько типов и лиц!Вот душевнобольной.Вот тупица.В этом теплится что-то.А вот совершенный щенок.В классах яблоку негде упастьИ жара, как в теплице.Звон у флора и лавраСливаетсяС шарканьем ног.
Как-то раз,Когда шум за стеной,Как прибой, неослаблен,Омут комнат недвиженИ улица газом жива, -Раздается звонок,
Голоса приближаются:Скрябин.О, куда мне бежатьОт шагов моего божества!Близость праздничных дней,Четвертные.Конец полугодья.Искрясь струнным нутром,Дни и ночиОткрыт инструмент.Сочиняй хоть с утра,Дни идут.Рождество на исходе.Сколько отдано елкам!И хоть бы вот столько взамен.Петербургская ночь.Воздух пучится черною льдинойОт иглистых шагов.Никому не чинится препон.Кто в пальто, кто в тулупе.Луна холодеет полтиной.Это в нарвском отделе.Толпа раздается:Гапон.B зале гул.Духота.Тысяч пять сосчитали деревья.Сеясь с улицы в сени,По лестнице лепится снег.Здесь родильный приют,И в некрашеном сводчатом чревеБьется об стены комнатКомком неприкрашеннымВек.Пресловутый рассвет.Облака в куманике и клюкве.Слышен скрип галерей,И клубится дыханье помой.Bыбегают, идутС галерей к воротам,Под хоругви,От ворот - на мороз,На простор,Подожженный зимой.Восемь громких валовИ девятый,Как даль, величавый.Шапки смыты с голов.Спаси, господи, люди твоя.
Слева - мост и канава,Направо - погост и застава,Сзади - лес,Впереди -Передаточная колея.
На каменноостровском.Стеченье народа повсюду.Подземелья, панели.За шествием плещется хвостРазорвавших затворПерекрестковИ льющихся улиц.Демонстранты у парка.Выходят на Троицкий мост.
Восемь залпов с НевыИ девятый,Усталый, как слава.Это -(слева и справаНесутся уже на рысях.)Это -(дали орут:Мы сочтемся еще за расправу.)Это рвутсяСуставыДинастии данныхПрисяг.
Тротуары в бегущих.Смеркается.Дню не подняться.Перекату пальбыОтвечаютПальбой с баррикад.Мне четырнадцать лет.Через месяц мне будет пятнадцать.Эти дни, как дневник.В них читаешь,Открыв наугад.
Мы играем в снежки.Мы их мнем из валящихся с небаЕдиницИ снежинокИ толков, присущих поре.Этот оползень царств,Это пьяное паданье снега -Гимназический дворНа углу ПоварскойВ январе.
Что ни день, то метель.Те, что в партии,Смотрят орлами.Это в старших.А мы:Безнаказанно греку дерзим,Ставим парты к стене,На уроках играем в парламентИ витаем в мечтахВ нелегальном районе грузин.Снег идет третий день.Он идет еще под вечер.За ночьПроясняется.Утром -Громовый раскат из кремля:Попечитель училища...Насмерть...Сергей Александрыч...Я грозу полюбилВ эти первые дни февраля.http://www.goldpoetry.ru/pasternak/index.php?p=59 СТИХИ 1917-1942гг
Tags: Пастернак
krapan-5.livejournal.com