Музей Прадо – национальный музей Испании в Мадриде. Прадо картины
Музей Прадо
Знаменитый музей Прадо, что находится в Мадриде, был моей заветной мечтой. И это тот случай, когда реальность превосходит желаемое. По многочисленным версиям многочисленных рейтингов музей Прадо всегда входит в двадцатку лучших из мировых. Нет смысла навязывать его, но, если вы увлекаетесь живописью, было бы крайне неразумно пропустить посещение этой сокровищницы.
Меня, в первую очередь, манили туда Веласкес и Эль Греко. Однако увезла я оттуда в своем сердце куда больше. Ведь коллекция музея включает в себя не только испанскую, но и итальянскую, фламандскую живопись и работы художников и скульпторов из еще очень многих стран.
История создания коллекции
Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. В основу коллекции музея легли картины, которые собирались испанскими представителями королевской власти на протяжении трех сотен лет. Уже в XVI веке в коллекцию входили не только работы испанских художников, но и фламандских мастеров. Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Современное здание музея было построено значительно позже. И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо.
Говоря об истории музея, было бы несправедливо не упомянуть королеву Изабеллу Браганскую и короля Фердинанда VII, благодаря которым музей и стал доступен широкой публике — они считаются официальными основателями музея. На тот момент в коллекции музея было 311 картин, которые размещались в трех залах того же здания, что и сегодня.
Итак, отдав почести всем, благодаря кому мы сегодня имеем возможность видеть тысячи восхитительных картин в одном месте, обратимся наконец к самому интересному, к тому, что сегодня представляет из себя Прадо.
Здание музея
Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры. Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. И в 1819 году стараниями Изабеллы Браганской, которую мы уже упоминали выше, музей был открыт.
Само здание построено в модном в начале XIX века стиле неоклассицизм, который и сегодня воодушевляет утонченной элегантностью. Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado). Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23. Эта улица находится слева от центрального входа, и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже.
Однако время шло, экспозиция росла, и музей требовал расширения. Первый раз здание было перестроено в 30-е годы ХХ века архитектором Педро Мугуруса Отаньо. Тогда была реконструирована северная лестница и центральная галерея.
Самая значительная перестройка музея была осуществлена в 2007 году по проекту архитектора Рафаэля Монео. У фасада, противоположного от аллеи Прадо, был возведен новый корпус, который сегодня называют Куб Монео (на фото снизу).
Новое здание Монео
Современная постройка при всей своей лаконичности, благодаря использованию особого камня и бронзы, отлично сочетается с оригинальной постройкой Вильянуэвы.
Оба корпуса соединены между собой подземными переходами, облагороженными сверху зеленью в духе садов XVIII века. Именно через это новое здание сейчас осуществляется вход в музей.
Вход в музейБлагодаря такому расширению, сегодня общая площадь музея — 58 000 м². Для понимания: это чуть меньше, чем выставочная площадь Эрмитажа.
Рядом с музеем, как раз у входа в Куб, находится церковь святого Иеронима, которая также отлично вписывается в общий ансамбль музейных построек.
Справа от церкви виднеется красное здание музея ПрадоКоллекция музея
Я говорила выше, что изначально в королевское собрание живописи входило всего 311 картин. Сегодня коллекция музея насчитывает более 8 000 экспонатов. И несмотря на то, что здание дважды достраивалось, даже сегодня выставлено только около 2 000 картин в постоянной экспозиции. А ведь это только четверть богатейшей сокровищницы Мадрида. Другие картины содержатся в хранилищах, иногда их можно видеть на временных выставках в самом Прадо или в других музеях мира.
Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). То есть даже сам принцип формирования музея по-испански страстный — про любовь, а не про искусствоведение. Это объясняет тот факт, что, например, в музее очень много работ, в первую очередь, конечно, испанских художников — Веласкеса, Гойи, Эль Греко, а также фламандских Босха и Рубенса. В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены, или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Понять, что вдохновляет испанцев, и как складывалась история этой страны, можно на примере истории создания коллекции музея. Сейчас я вам о ней расскажу.
Итальянская живопись
Казалось бы, логичнее начать с испанской живописи, но нет. Королевская коллекция начиналась с работ итальянских художников, прежде всего с Тициана. Этот выбор имел решающее значение как для формирования коллекции, так и для эволюции собственно испанской живописи. Именно у Тициана испанцы (и в первую очередь Веласкес) учились чувственности и страсти. Сегодня в собрании музея около 40 работ Тициана.
Вслед за Тицианом здесь появились и другие венецианцы — Тинторетто и Веронезе. Филипп II пытался также восполнить пробелы и приобрел несколько работ итальянских живописцев не венецианской школы эпохи Возрождения. Так в коллекции появились работы Рафаэля, Пармиджано и Корреджо. С этого момента коллекция живописи испанцев стала самой большой в Европе и примером для подражания. В то время Испания вообще имела значительное влияние в Европе, что отразилось и на собрании картин.
Среди работ известных итальянских художников, находящихся в коллекции музея, можно также выделить картины Ботичелли и Мантеньи.
Фламандская живопись
Вслед за первыми работами венецианских художников коллекция пополнилась и работами фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего и Босха. С XVI века Нидерланды входили в состав Испанской империи, вот почему король Филипп II был заинтересован в приобретении работ фламандских живописцев в не меньшей степени, чем собственно испанских.
Среди работ Босха в Прадо представлена одна из известнейших — «Сад земных наслаждений» и несколько других. Хотя авторство некоторых из них ставится под сомнение, как, например, картины «Извлечение камня глупости». Так это или нет, на мой взгляд, это ни капли не умаляет масштабов и значимости испанской коллекции фламандской живописи.
Босх «Сад земных наслаждений»Испанская живопись
Влияние итальянских художников (начиная с Тициана, как мы уже говорили) во многом стало залогом расцвета испанской живописи XVII века во главе с Веласкесом. Веласкес в испанской живописи — все равно, что Шекспир в английской драматургии. Без этого имени невозможно представить, какой сегодня была бы не только испанская, но и мировая живопись вообще. Одна из самых масштабных его работ «Менины» — это, на мой взгляд, must see в музее Прадо, даже если вы пришли туда совсем не за этим, а просто кофе попить с музейными булочками.
Помимо Веласкеса, конечно, именно испанская живопись представлена в музее наиболее полно: от живописи XII века до работ Гойи, датируемых началом XIX века. Гойя представлен в Прадо очень масштабно, его картины вы найдете на всех трех этажах музея. И они великолепны. Честное слово, я полюбила Гойю именно в Прадо, здесь открыла его для себя.
Кроме этого, на первом этаже музея отличная коллекция работ не менее восхитительных художников. Я особенно люблю Эль Греко, который (и это видно по его имени) по происхождению был греком, но работал в Испании, и он на 100 % испанский художник.
Ну и, конечно, нельзя пройти мимо работ таких знаменитых испанских художников, как Мурильо, Сурбаран, Рибера.
Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи. Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. И этот факт тоже отражает историю Испании. Именно в XIX веке влияние Испании ослабевает, и многие художники едут учиться и работать в другие страны, в первую очередь, конечно, во Францию, в Париж. Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании. То есть даже те картины, которых нет в Прадо, рассказывают нам эту особенную историю страны.
Французская живопись
В конце XVII—начале XVIII веков развивались тесные отношения между Испанией и Францией. В этот период коллекция будущего музея Прадо пополнилась работами таких французских художников как Пуссен и Лоррен. Неудивительно, что именно эти два художника пришлись ко двору в Испании. Оба они учились в Италии и испытали на себе значительное влияние Тициана, что, как мы уже видели, так характерно для испанской коллекции живописи.
Немецкая живопись
Немецкая живопись представлена в музее Прадо не так обильно, как живопись четырех предыдущих стран. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма. Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Особенно сильны его автопортреты, и один из них можно увидеть в Прадо.
Английская живопись
С Великобританией Испания не особо дружила. Однако в XVIII-XIX вв. постепенно налаживались дипломатические отношения, вследствие чего в собрание Прадо проникли работы английских художников Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса. Дело здесь, конечно, не только в отношениях двух стран, английская живопись, в целом, значительно более скромная, чем итальянская или фламандская.
Другие элементы коллекции
Помимо живописи в музее Прадо очень много рисунков и эстампов, значительная часть которых принадлежит руке Гойи. Кроме этого, здесь также представлена скульптура и декоративно-прикладное искусство (в подвальных залах музея, открытых для посетителей).
Как добраться
Добраться до музея Прадо можно на метро, доехав до станции Banco de Espana (линия 2; красная) или до станции Atocha (линия 1; голубая). От обеих станций пешком по аллее Прадо (просто с разных сторон) до места не больше 10 минут. Стоимость одной поездки в метро — 1,5 EUR.
Возле музея Прадо также есть остановка городских экскурсионных автобусов hop-on-hop-off. Подробнее о том, как лучше передвигаться по городу, читайте в обзорной статье по Мадриду на нашем сайте.
Посещение
Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.
Льготы:
- Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
- Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
- Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.
Дополнительные бонусы:
- Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
- Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
- План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
- Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.
Режим работы
Музей работает каждый день. С понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни на час меньше — до 19:00. Три раза в году музей полностью закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря. И три дня в году бывает короткий день, когда коллекции открыты к посещению только с 10:00 до 14:00 — 6 января, 24 и 31 декабря. Пожалуй, европейские рождественские каникулы не самое удачное время для посещения музея Прадо.
Вход в музей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. А за 10 минут до закрытия вас вежливо попросят удалиться.
Советы по времени посещения
Учитывая значительные масштабы коллекции музея, стоит заранее планировать время его осмотра. По площади Прадо вполне сопоставим с выставочными залами Эрмитажа или Лувра, то есть на осмотр всех галерей вам потребуется, возможно, не один день. И в этом смысле, может быть, билет на два дня, о котором речь шла выше, вполне уместен. Это разумное решение, если вы ставите своей целью непременно обойти весь музей.
Однако если вы преследуете обычный туристический интерес, то наверное правильнее будет выбрать то, что вам наиболее интересно, составить план и следовать ему. Так у вас не будет разочарования от того, что вы что-то не успели посмотреть, хотя почти четыре часа шатались по музею. Кстати, на мой взгляд, вообще нет смысла ходить по музею 4-5 часов. Скорее всего вы даже не запомните то, что увидите в последний час. Уж лучше зайти два раза по 2-3 часа, если у вас очень большой план, и хочется увидеть побольше.
Инфраструктура музея
В музее есть гардеробная, где можно (и нужно) оставить верхнюю одежду, сумки и зонты. Также предусмотрены индивидуальные ячейки для сумок.
Если вы проголодались, кафе музея позволит подкрепиться, только помните, что оно закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
На первом этаже музея есть несколько магазинов, где можно купить альбомы с репродукциями и другие публикации музея, а также, конечно, открытки, ручки, блокноты и прочие приятные сувениры с сюжетами из коллекции музея.
Хотела еще рассказать о правилах музея, но они совершенно стандартны и адекватны: нельзя с едой и напитками, зонтики и большие сумки необходимо сдавать в гардероб, мобильные телефоны нужно поставить в беззвучный режим и прочее в том же духе, о чем обычно не нужно напоминать воспитанному человеку. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.
И напоследок
Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Как бы приземленно это ни звучало на фоне разговоров о высоком искусстве, это всегда очень важный момент. Правильно организованный свет, просторные залы, комфортная температура и возможность перекусить, если вы проголодались — все это способствует тому, что вы можете расслабиться и думать только о прекрасном, не отвлекаясь на физические факторы земного бытия. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности. Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.
travelask.ru
Музей Прадо в Мадриде. Прадо (музей), Испания. Музей Прадо в Мадриде
Есть места на карте мира, в которых концентрация произведений искусства на единицу площади резко отличается от среднестатистической. К ним относится парижский Лувр, Санкт-Петербургский Эрмитаж. Мало на свете музеев, сравнимых с ними. Но они все же есть.
Прадо – испанская сокровищница
В Мадриде тоже есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно испанских художников не сравнится ни одна коллекция, ни в каком городе. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Его смело можно назвать главной достопримечательностью испанской столицы, и не побывать здесь - значит не узнать этой страны и не понять ее души.
Музей Прадо (Мадрид, Испания) - вершина «золотого треугольника»
Сокровища живописи сосредоточены на Пиренеях в трех главных галереях. Самые известные художественные музеи Испании (Королевы Софии, Тиссена Борнемисса и Прадо) составляют своеобразный «золотой треугольник», притягивающий любителей искусства со всего мира. Даже туристы, не испытывающие особого интереса к живописи и скульптуре, посещают эти достопримечательности, и увиденное производит столь сильное впечатление, что зачастую меняет их взгляд на искусство и весь окружающий мир. И нет в этом ничего удивительного. Многие собранные здесь картины известны во всем мире и обладают определенной магией. Их сюжеты захватывают, судьбы авторов трагичны и таинственны, как и истории этих произведений, которые обладают магнетическими свойствами для неискушенных. Знатокам же хочется увидеть своими глазами известные им по репродукциям полотна и насладиться этим открытием. Ведь никакая полиграфия, пусть и самая качественная, не дает полного представления о мастерстве художника.
Основа собрания живописи
Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев.
До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место - парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища.
Рождение галереи
Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи.
Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи.
Голландский дипломат Рубенс успешно совмещал государственную службу с созданием бессмертных полотен. Приехав в 1628 году в Испанию, он продал королю картины, написанные здесь же, а другие его полотна украсили музей Прадо в Мадриде позже, после смерти художника.
Расширение экспозиции
Шло время, и статус королевского собрания становился тесен для Прадо. Экспозиция расширялась, во второй половине XIX века она обогатилась картинами из Эскориала и некоторых монастырских собраний. С 1868 года Прадо - музей Испании, принадлежащий уже не королевской династии, а всей стране, с общегосударственным статусом.
Знаменательным стало событие, произошедшее в 1927 году. Меценат и один из величайших коллекционеров дон Кабанес сделал щедрый дар. Полотно «Иоанн Евангелист», на котором изображен любимый ученик Христа, пополнило богатое собрание картин, посвященных новозаветной тематике, которыми так славится музей Прадо в Мадриде. Картины этого живописца украшают отведенный под них зал наряду с работами других испанских мастеров. Обширна подборка и старых голландских авторов.
Новые архитектурные решения и старина
В связи с постоянным пополнением и расширением экспозиции на рубеже прошлого и текущего веков актуальным стал вопрос об увеличении площади. Проект Рафаэля Моне был прият за основу плана реконструкции, и в результате его реализации в 2007 году появились новые здания, отвечающие всем современным требованиям, и при этом гармонирующие со старой частью. Музей Прадо в Мадриде сегодня представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий монастырь San Jeronimo, построенный в XVIII веке, здания современной постройки и основные галереи. Работы обошлись недешево, их смета составила сумму, превышающую полторы сотни миллионов евро, но результат стоит затраченных денег.
Сочетание старинной испанской архитектуры с новейшими достижениями современного зодчества производит радостное впечатление, обозначая преемственность эпох и вечность великого искусства.
Вход в музей и его план
Ни один турист, посещающий Мадрид, не минует центральной части города, где находится музей Прадо. Ориентиром могут служить площадь Сибелес, вокзал Аточа, там же есть и очень красивый ботанический сад.
Для удобства и систематизации осмотра экспозиции администрацией разработан маршрут. Посетители входят в ворота «Пуэртаде лос Херонимос», затем следуют в центральный холл музея. На первом этаже находятся коллекции фламандской и испанской живописи. Они занимают весь первый этаж вместе с собранием работ итальянских и французских художников XVI-XVII веков, находящихся в северном крыле. Войти в музей можно и через другие ворота, названные в честь гениальных испанских живописцев Мурилло и Гойя.
Второй этаж полностью посвящен Рембрандту и Рубенсу. Оттуда лестница вновь спускается, начинается экспозиция искусства «Золотого века», представленного Веласкесом, Мурилло и Эль-Греко. Картины великого Гойи есть на обоих этажах, на втором размещена его «черная живопись». В центральной части музея представлены все эпохи европейского искусства вплоть до шедевров XIX века.
Побывать в Прадо и увидеть «Три грации»
Осмотреть все произведения Прадо за одно посещение практически невозможно, некоторые из них останавливают, надолго привлекая внимание. Настоящие любители живописи, пришедшие сюда не «для галочки», повторяют визит неоднократно, предпочитая проводить в галерее все свободное время. Как и в других величайших сокровищницах мировой культуры, есть здесь и произведения, ставшие своеобразной «визитной карточкой», по которым знаток всегда отличит музей Прадо в Мадриде. Фото и репродукции «Сада Земных Восхищений» Босха, «Триумфа Смерти» Брюхеля, «Давида и Голиафа» Караваджо стали символами этой галереи. Есть и другие шедевры, посмотреть на которые приезжают поклонники высокого искусства со всего света. «Снятие с креста», написанное Вандером Вейденом, рубенсовские «Три грации», и, конечно же «Черные Картины» Гойи не могут оставить равнодушным никого.
Как дорого обойдется посещение Прадо
В наше время международный туризм стал доступным не только толстосумам, но и людям среднего достатка. В отличие от богачей, им приходится во время поездки думать об экономии, а, как известно, любовь к искусству не всегда прямо пропорциональна суммам доходов. К чести руководства музея Прадо следует отметить демократичность стоимости входных билетов в эту замечательную художественную галерею. Посетить ее можно за 14 евро, дороже всего (23 евро) это удовольствие обойдется тем, кто пожелает воспользоваться услугами гида, но зато существует несколько надежных способов удешевить общение с прекрасным. Последние два часа по воскресеньям вход бесплатный. Пожилые граждане и студенты из объединенной Европы, учителя и журналисты тоже проходят свободно. Учащиеся из других стран платят символическую сумму в три евро, это меньше, чем стоит чашка кофе в Мадриде. Кроме этого, бывают и другие акции, о которых можно узнать в кассах музея. Служащие доброжелательны и всегда помогут выбрать наиболее экономное время для посещения Прадо. Особенно интересно то, что детей сюда пускают бесплатно, а таковыми считают всех, кто не достиг восемнадцатилетнего возраста.
Инфраструктура Прадо
Помимо выставочных залов, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Современные скульпторы имеют возможность представлять свои работы в галерее, предназначенной для сезонных выставок. Создана и одна из лучших в Европе реставрационных мастерских, где есть условия для проведения особо тщательных восстановительных работ как для собственных экспонатов, так и для оказания помощи другим мировым музейным фондам.
Не остались забытыми и посетители. Учитывая, что на посещение Прадо и знакомство с его сокровищами одного дня хватить не может, и гости проводят в нем многие часы иногда несколько дней подряд, им созданы условия для отдыха. Подкрепиться можно в ресторане и кафе. Есть и магазины, в которых туристы покупают сувениры на память. Парк, примыкающий к выставочному комплексу, служит местом отдыха посетителей, утомленных, но счастливых.
fb.ru
Музей Прадо в Мадриде | Мировой туризм
Национальный музей Прадо (испанское название Museo Nacional del Prado) – это один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в столице Испании – Мадриде. Здание музея является величественным памятником позднего классицизма, которое входит в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. Музей Прадо стоит в одном ряду с такими признанными музеями мира, как Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а также Британский музей в Лондоне.
В музее собрана богатейшая экспозиция испанской живописи, а также хранятся непревзойдённые шедевры итальянских, фламандских и голландских мастеров. Мадридский музей был открыт в 1819 году в парке Прадо, благодаря которому он и получил своё нынешнее название. Возведение музея длилось на протяжении 20 лет под чутким руководством испанского архитектора Хуана де Вильянуэва. Первая коллекция музея Прадо насчитывала свыше 300 полотен, а сегодня здесь хранится более 6 тысяч картин, около 400 скульптур и произведений ювелирного искусства.
Коллекции музея Прадо в Мадриде
Музей Прадо в Мадриде располагает одной из наиболее полных коллекций собраний работ Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Произведения искусств в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII века (Тьеполо). На нулевом этаже главным достоянием выставки являются полотна Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески размещаются на первом этаже.
Непревзойдённые творения искусства художников венецианской школы – Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано – формируют один из самых насыщенных и живописных ансамблей Прадо. Большинство картин итальянских мастеров были выкуплены монархами Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Кроме того, большой популярностью пользовались работы художников из Венеции.
- Испанская живопись музея Прадо
В музее Прадо хранится грандиозная коллекция испанской живописи, где представлены работы таких мастеров как Эль Греко, Дего Веласкес и Франсиско Хоссе де Гойя. Картины Эль Греко легко отличить от полотен других мастеров, поскольку его произведения выполнены в чрезвычайно ярких и насыщенных тонах, а также богаты на экспрессивность и энергичность исполнения. В музее Прадо можно увидеть такие всемирно известные полотна Эль Греко, как «Троица» и « Распятие с Богоматерью, Иоанном и Марией Магдалиной», а также «Крещение Христа».
Яркий представитель испанской золотой эпохи и один из лучших портретистов Испании, Диего Веласкес писал необычно реалистичные полотна, строгой цветовой гаммы и тщательно подобранных оттенков. Среди наиболее знаковых картин Диего Веласкеса в музее Прадо можно увидеть: «Триумф Вакха или Пьяницы», «Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде», а также «Изабелла Бурбон на коне».
Один из первых представителей изобразительного искусства эпохи романтизма Франсиско Хосе де Гойя не так легко узнаваем, особенно в начале своего творчества, когда на его картинах вспыхивали огнями яркие, жизнеутверждающие мазки. По окончанию Французской Революции в его творчестве на смену светлым цветам пришёл трагизм и мрак, резкость графики и непривычная стремительность рисунка. В музее Прадо хранятся практически все его творения, в том числе и такие знаменитые полотна, как «Обнажённая маха» и «Одетая маха», «Семейство Карла IV», «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и другие.
- Фламандская живопись музея Прадо
Произведения искусств фламандских художников оказались в коллекции музея Прадо не случайно – на протяжении более 150 лет провинции сегодняшней Бельгии и Люксембурга, а также Нидерландов принадлежали испанской монархии. Именно по этой причине многие фламандские художники работали в Испании.
Полотна фламандских примитивистов – Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI столетия выставлены на нулевом этаже музея. Одним из наиболее знаковых шедевров фламандской школы в музее Прадо является работа Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть богатейшее собрание фламандской живописи XVII века – полотна Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других художников.
- Итальянская живопись музея Прадо
Итальянская живопись представлена в музее Прадо, прежде всего, работами Сандро Боттичелли «История Настаджио дельи Онести», Рафаэля «Несение Креста» и «Портрет Кардинала», полотнами Тициана «Вакханалия», «Венера и Адонис», а также полотнами Андреа дель Сарто, Тинторетто, Веронезе и другие.
- Немецкая живопись музея Прадо
Небольшая, но колоритная коллекция немецкой живописи музея состоит из произведений, созданных в период с XVI по XVIII века. Один из залов на нулевом этаже посвящён работам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха, а на 2 этаже выставлены полотна Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.
- Английская живопись музея Прадо
Сегодня музей Прадо располагает замечательной коллекцией портретов XVIII века – эпохи культурного расцвета Англии – и XIX столетия, а на 1 этаже размещается экспозиция полотен Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.
- Французская живопись музея Прадо
Дружественные отношения между Испанией и Францией в XVII столетии, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в музее Прадо. На 1 этаже находятся полотна Пуссена и Лоррена.
- Рисунки и эстампы музея Прадо
Музей Прадо в Мадриде насчитывает свыше 4 тысяч рисунков, среди которых особо выделяется крупнейшая коллекция рисунков и эстампов Гойи, состоящая из 500 произведений художника. Время от времени рисунки и гравюры из фондов Прадо демонстрируются на выставках музея.
- Скульптуры музея Прадо
В музее Прадо хранится более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI-XIX веках, демонстрирующих развитие классического жанра, от архаического периода до эллинистической и римской эпохи. Экспозицию музея дополняют роскошные творения скульпторов Леона, созданные по заказу короля Карла V и Филиппа II в XVI столетии.
- Декоративное искусство музея Прадо
В залах музея Прадо выставлены на показ столы и консоли XVI-XVIII веков, а также письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция – «Сокровище дофина», состоит из драгоценных предметов, унаследованных Филиппом V от его отца – Великого дофина. Имперские сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.
Практические рекомендации по посещению музея Прадо
1). Время работы музея – Понедельник-суббота 10.00-20.00; воскресенье и праздничные дни – 10.00-19.00; 6 января, 24 и 31 декабря – 10.00-14.00. Вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия. Залы начинают закрываться за 10 минут до окончания работы музея. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря;
2). Цены на билеты – По состоянию на 2016 год стоимость входного билета составляла 15 евро, для студентов – бесплатно, при условии предъявления документа, подтверждающего статус. Бесплатный вход также предусмотрен для лиц моложе 18 лет, преподавателей, гидов и для всех – с 18 до 20 часов со вторника по пятницу и с 17 до 19 часов по воскресеньям и в дни государственных праздников.
- Временные выставки в музее Прадо
Время от времени в музее Прадо проводятся временные тематические выставки. К пример, в 2003 году была организована выставка произведений Тициана из музеев мира, а в 2006 году, по случаю 25-летия возвращения «Герники» работы Пикассо на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.
- Показ музейных картин в других странах
Периодически произведения искусств из музея Прадо экспонируются на выставках в других странах. Так, в 2006 году в Будапеште проходила выставка «500 лет испанской живописи», где большую часть экспозиции занимали полотна из музея Прадо. В 2011 году проходила выставка Прадо в Эрмитаже Санкт-Петербурга.
Google+
Вконтакте
Одноклассники
Мой мир
LiveJournal
turizm.world
Музей Прадо в Мадриде — подробная информация с фото
Здание Прадо было построено Хуаном де Виллануэва для Карла III как музей естественной истории. Впоследствии брат Наполеона, Жозеф, решил, что здесь следует разместить художественный музей, и к тому времени, когда Прадо открылся в 1819 году, во время правления Фердинанда VII, здесь уже размещалась королевская коллекция живописи. Нет сомнения в том, что Прадо - один из лучших музеев мира. В нем экспонируется более 9000 произведений искусства, среди них творения Веласкеса, Гойи, Эль Греко, Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Караваджо, Веронезе, Фра Анджелико, Босха, Рубенса, Дюрера, Рембрандта и Брейгеля.
Начало королевской коллекции положила королева Изабелла еще в XVI веке, затем вплоть до XIX века ее преемники дополняли собрание. В Прадо одновременно может быть выставлено около 1500 произведений искусства, в основном - живопись. Постарайтесь осмотреть коллекции произведений Гойи и Веласкеса. В последние годы в музее шла реставрация, в том числе появился подземный переход к главному зданию, был перестроен комплекс Касон дель Буэн Ретиро с коллекцией испанского искусства XIX века. Неподалеку расположены другие музеи - Музей королевы Софии, Музей Тиссен-Борнемиса и Археологический музей, где расположены коллекции египетского, месопотамского, греческого и римского искусства, ранее экспонировавшиеся в Прадо.
Тел.: 91 3302800 Пн.-сб. 10.00-20.00; вс. и праздники 10.00-19.00; закрыто 1 янв., 1 мая и 25 дек. Вход платный Метро: Банко-де-Эспанья
Самый знаменитый музей Испании привлекает в Мадрид множество туристов. Это огромное собрание удобнее осматривать небольшими частями, например, работы определенных художников или конкретный исторический период; поэтому рекомендуем посетить его минимум дважды. Если у вас только один день, то найдите хотя бы три часа времени. В конце недели музей обычно переполнен.
Испанская живопись
Испанское искусство времен раннего Средневековья представлено в Прадо в основном эскизами, но также есть несколько полноцветных образцов, таких как фрески анонимного автора из обители Санта-Крус-де-Мадеруэло, для которых характерны романская тяжесть линий и воссоздание самобытных характеров.
Испанская готика представлена в Прадо работами Бартоломе Бермехо и Фернандо Гальего. Реализм их картин объясняется заимствованиями у фламандских живописцев того времени.
Приметы наступающего Ренессанса появляются в работах таких художников, как Педро де Берругете, чья картина «Аутодафе» вызывает сильную эмоциональную реакцию. В картине «Святая Катерина» Фернандо Яньеса де ла Альмедины просматривается стиль Леонардо да Винчи, на которого, возможно, работал Яньес во время обучения в Италии. Испанский стиль, главными чертами которого является суровость, мрачность и глубокая эмоциональность, начал складываться в период маньеризма XVI в. Примером может послужить картина «Снятие с Креста» Педро Мачуки и мадонны Луиса де Моралеса, по прозвищу Божественный. Нарочито удлиненные человеческие фигуры на полотнах Моралеса были заимствованы Эль Греко (Доменико Теотокопули). Несмотря на то обстоятельство, что многие из шедевров Эль Греко находятся в Толедо, в Прадо хранится солидное собрание его работ, в том числе «Портрет аристократа».
«Золотой век» был временем небывалого расцвета испанского искусства. Хосе де Рибера, живший в испанском Неаполе был последователем Караваджо, используя реалистический характер письма и технику светотени. Другим мастером, который использовал тот же метод, был Франсиско Рибальта, чья картина «Христос и Св. Бернард» также находится в Прадо. В музее также есть ряд работ Сурбарана — натюрморты, изображения святых и монахов.
Этот период великолепно представлен полотнами Диего де Веласкеса, который стал придворным живописцем, когда ему еще не было тридцати лет, и оставался в этой должности до своей смерти. Он писал парадные портреты членов королевской фамилии, картины на религиозные и мифологические сюжеты. Многие из его картин находятся в Прадо. Возможно, самой значительной из его работ является «Менины» («Фрейлины»).
Другой великий испанский живописец, Гойя, творивший в XVIII в., в начале своей карьеры рисовал эскизы для гобеленов, а позднее стал придворным художником. К наиболее интересным картинам Гойи, хранящимся в Прадо, относятся «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года», осуждающая войну и насилие, и известная серия «Мрачные картины».
Фламандская и Голландская живопись
Множество великолепных полотен фламандских и голландских живописцев находятся в Прадо. Примерами могут служить картины «Св. Варвара» кисти Роберта Кампена, пронизанная ощущением интимности, и «Снятие с Креста» Рогира ван дер Вейдена, вне всякого сомнения являющееся шедевром. Наиболее известными являются впечатляющие, мистические полотна Иеронима Босха, среди хранящихся в Прадо «Искушение Св. Антония» и триптих «Воз сена». В числе интереснейших произведений XVI в. «Триумф смерти» Брейгеля Старшего. Музею принадлежит почти сотня холстов фламандского живописца XVII в. Питера Пауля Рубенса, в том числе картина «Поклонение волхвов». Одной из самых известных картин, выставленных в Прада является «Артемисия» Рембрандта, написанная с жены художника. Из других фламандских и голландских художников, работы которых представлении в Прадо, нужно упомянуть Антониса Мора, Антониса Ван Дейка и Якоба Йорданса, считающихся одними из лучших художников-портретистов XVII в.
Итальянская живопись
Музей Прадо превосходит многие музеи и может по праву гордиться обширной коллекцией итальянской живописи. Великолепные декоративные деревянные профили Боттичелли, объединенные названием «История Настаджио дельи Онести», история о рыцаре, навсегда осужденном преследовать и убивать свою возлюбленную, были заказаны живописцу двумя богатыми флорентийскими семьями.
Здесь модно увидеть полотна Рафаэля «Христос на пути к Голгофе» и «Святое семейство с ягненком» и раннюю картину Тинторетто «Христос омывающий ноги ученикам». Испанские живописцы находились под сильным влиянием Караваджо и использовали его характерную манеру обращения со светом и тенью, как на картине «Давид с головой Голиафа». В Прадо также широко представлены работы венецианских живописцев Веронезе и Тициана. Тициан был придворным художником-живописцем при дворе Карлоса V, его полотна выражают наиболее драматические моменты габсбургской эпохи, примером этого может послужить мрачная и торжественная картина «Император Карл V в Мюльберге». В музее также демонстрируются работы Джордано и Тьеполо, признанного мастера итальянского рококо, написавшего картину «Непорочное зачатие», которая входит в серию предназначенную для церкви в Аранхуэсе.
Французская живопись
В музее Прадо имеются восемь картин, приписываемых Пуссену, среди которых его безмятежные «Святая Сесилия» и «Пейзаж со святым Иеронимом».
Лучшей из представленных в Прадо работ Клода Лоррейна является «Отыплытие Святой Паулы в Остию». Среди художников XVIII в., чье творчество здесь представлено, являются Антуан Ватто и Жан Ранк. Интересен портрет «Филиппа V» кисти королевского художника-портретиста Луи-Мишеля Ван Лоо.
Немецкая живопись
В музее Прадо хранятся несколько полотен Альбрехта Дюрера, в том числе картина «Адам и Ева», ставшая классикой. Его выразительный «Автопортрет» 1498 г., написанный им в возрасте 26 лет, — жемчужина небольшого, но весьма ценного собрания немецкой живописи в Прадо. Также здесь можно увидеть несколько картин Лукаса Кранаха и полотен художника конца XVIII в. Антона Рафаэля Менгса, среди них портрет Карлоса III.
wikiway.com
Музей Прадо в Мадриде: фото, описание
Музей Прадо в Мадриде – национальный музей в Испании, где расположена самая крупная и известная на весь мир коллекция европейского искусства. Галерея Прадо основана в 1819 году.
Открыт Музей Прадо в 1819 году и находится по улице Пасео дель Прадо. Располагается он в здании XVIII века, архитектором которого был Хуан де Вильянуэва.
Само здание музея – бесценное наследие испанской архитектуры, исполненное в стиле позднего классицизма. Любой турист, который едет отдыхать в Испанию, с точностью знает, в каком городе искать лучшее собрание европейской живописи.
История музея
Коллекция начала формироваться при Карле V и Филиппе II. Увеличение живописного наследия также происходило и при следующих правителях династии Бурбонов и Габсбургов.
Музей Прадо – это самое большое достижение Фердинанда VI, ведь именно под его управлением и возник великолепный национальный испанский музей. По ценности Музей Прадо приравнивается к Лувру или Эрмитажу, и хотя его размеры не столь велики, по насыщенности шедеврами мировой живописи эта галерея, вне сомнения, лучшая. С новыми залами площадь галереи составляет 53 тысячи кв. метра, на которых располагается 1300 живописных полотен. И это только постоянная коллекция, а остальные 7 тыс. невыставленных полотен хранятся в запасках музея. Всего на вооружении 7600 картин живописи, 8000 изображений, 4800 гравюр и 1000 творений скульпторов. В музее также находится Центр исследований и отдел реставрации.
Самая роскошная коллекция галереи была сформирована при правлении Карла V в XVI веке. Именно этот правитель был родоначальником коллекционирования предметов искусства и предложил передавать их из поколения в поколение.
Широкой испанской публике тех времен была доступна выставка лишь религиозной тематики, остальные же творения живописи были доступны созерцанию исключительно монаршим семьям. Открыт для общественности Музей Прадо был Изабеллой Браганской, которая была супругой Фердинанда VII. Кроме коллекций монархов, галерея формировалась из множества пожертвований, национализированных частных коллекций и наследием коллекционеров.
Коллекции школ живописи разных стран
Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.
Фото: Daniel R. Blume / flickr.com
Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.
Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII—XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.
Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.
Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.
Интересные факты и особенности музея
Достаточно одного дня, чтобы осмотреть все значимые полотна и скульптуры. Входной билет действует до закрытия музея и дает возможность свободного входа и выхода на протяжении всего дня. Если вы устали, имеете небольшой запас времени до следующей экскурсии или у вас разрядился фотоаппарат, но вы не посмотрели все экспонаты, которые хотели увидеть, то достаточно поставить отметку на билете у охраны, тогда можно будет вернуться чуть позже.
Интерьер музея Прадо (Christian Van Der Henst S. / flickr.com)
Самые популярные работы Музея Прадо – это «Портрет Кардинала», «Три грации», «Триумф смерти», «Воз сена», «Рыцарь с рукой на груди». Также вы сможете осмотреть множество скульптур античности и творений эллинийских мастеров, которые были привезены из Рима.
Обязательно побывайте в залах с украшениями, декоративно-прикладным творчеством и кухонной утварью. Там вы найдете жемчужину музея – «Коллекцию Дофина», которая досталась по наследству Филиппу V.
Чтобы туристы могли перекусить и отдохнуть, руководство предусмотрело кафетерий. Также в музее есть отличный магазин сувениров, в котором вы найдете русскоязычные книги, модные сувениры, фотографии полотен и еще много интересного.
Кроме возможности фотографировать, за отдельную плату можно приобрести русскоязычный аудиогид. Хотя большинство туристов отзываются о нем не очень лестно из-за его не информативности. Если вы хорошо владеете английским, то лучше воспользуйтесь англоязычным аудиогидом, в котром информации больше и изложена она намного интересней.
Часы работы музея Прадо
С 2012 года музей работает без выходных с 10:00 до 20:00. В предпраздничные дни посещение сокращено до 14:00. Цена билета 14 евро. Дополнительно оплачивается: возможность фотографировать, приобретение проспекта музея и аудиогида.
Предусмотрен бесплатный вход для несовершеннолетних в любой день и абсолютно всем в Национальные праздники. Свободный вход предусмотрен каждый день за 2 часа до закрытия.
comments powered by HyperCommentsattractionstory.ru
Музей Прадо в Мадриде. Картинная галерея Прадо в Испании, история
Национальный музей Прадо в Мадриде содержит в своей коллекции полотна фламандского, итальянского и испанского искусства. На сегодняшний момент в музее насчитывается около 8600 работ, но из-за ограниченного пространства удается показать только 2000 полотен.
История музея
Прадо был построен в 1785 году архитектором Хуаном де Вильянуэва по распоряжению испанского короля Карла III, однако нашло оно свое применение только при его внуке Фердинанде VII, именно при нем и образовался Королевский музей живописи и скульптуры, который известен сегодня как Прадо. В 1819 году состоялось открытие первой галереи из 311 полотен.
С течением времени коллекция активно пополнялась работами, в развитии музея активно принимала участие королева Исабель де Браганса, а ее на своем посту сменила Мария Хосефа Амелия, следующая супруга короля.
Множество изменения и дополнений претерпел музей - достопримечательность Мадрида - за последующие 2 века. Сюда поступили полотна, хранившиеся в академии Сан Фернандо, которые включали картины из собрания Филиппа II, Филиппа IV и Карла V. Закрывающиеся учебные заведения и монастыри передавали свои художественные ценности в монастырь Ла Тринидад, а оттуда – в музей Прадо.
1936 год в Испании отмечен началом гражданской войны, в результате музей был закрыт, а его коллекция переместилась в Швейцарию, однако вскоре все стабилизировалось и экспонаты вернулись на свое прежнее место.
Великое собрание уникальных картин
В музее Прадо, уникальной достопримечательности Испании, выставлены работы испанских художников Веласкеса и Гойи, а также другие полотны, всего собрание включает около 4800 картин – это самое крупное собрание в мире.
Коллекция работ итальянских мастеров включает в себя более тысячи работ, большая их часть датирована 17-18 веками, но есть картины, которые относятся к эпохе Возрождения. Среди них работы таких мастеров, как Тициан, Фра Анжелико и Боттичелли, Рафаэля и Тинторетто, Мантеньи и Веронезе.
Школа фламандской живописи в музее Прадо представлена работами североевропейских художников, среди которых – Иероним Босх и Питер Брейгель-старший, Ян ван Эйк и Якоб Йорданс, а также Питер Пауль Рубенс. Всего собрание включает свыше 1000 полотен.
Есть в коллекции музея и другие выставки, так, здесь представлены творения мастеров из Франции и Голландии, Германии и Великобритании. Все они отражают определенные эпохи и тенденции в мире искусства, представителем современности в Мадриде является сооружение Ворота в Европу, спроектированное американскими архитекторы Филипп Джонсон и Джон Бурдже.
Музей Прадо на карте Мадрида
planetofhotels.com
Бескровная коррида 38 Музей Прадо
В заключение нашего рассказа про Испанию http://uborshizzza.livejournal.com/2070434.html расскажу, что увидела в Музее Прадо. Мне этот музей понравился тем, что там не так много картин, как, например, в Лувре, но все они – шедевры, что прекрасно представлена именно испанская живопись, и больше такого нигде не увидишь. Снимать там нельзя, но зачем мои фото, когда давно все отснято профессионалами в хороших условиях?Представьте себе, что в Прадо есть своя «Мона Лиза»! Конечно, они не говорят это прямо, но намекают, что картину писал сам Леонардо, хотя на табличке стоит « Джоконда (копия). Мастерская Леонардо да Винчи». Такой вывод они сделали, когда расчистили фон картины – это горный пейзаж, как и на настоящей «Джоконда». «Мы даже не представляем, кто еще мог писать это», - сказала наш экскурсовод. Конечно, художники частенько делают копии со своих картин. Вдруг, и Леонардо сделал? Но это надо доказать. Помимо большой коллекции испанской живописи, в Прадо есть залы с итальянской, фламандской и др. живописи.
Фра Анджелико. Благовещение. 1455.Этот монах так рисовал ангелов, что современники-флорентийцы прозвали его самого «ангелом». Они поговаривали, что он, наверное, каким-то образом видел рай. Впрочем, про Данте они шептались, что он, точно, побывал в аду.Мне нравится рассматривать на этой картине травку и цветочки в правом куске, изображающем рай, откуда гонят Адама и Еву. Кстати, многие века зрители этой ботаники не видели – ее расчистили в 20 веке.
А эти несколько картин Сандро Боттичелли и его учеников представляют что-то вроде комикса. Правда, у них не вся серия. Эту композицию по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный. Сюжет новеллы взят из «Декамерона» Боккаччо (V, 8). В ней рассказано, как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Впавший в отчаяние юноша удалился в Кьясси под Равенной, где, гуляя в роще, погруженный в мечты о своей даме сердца, натолкнулся на ужасающее зрелище. Два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью. Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева, но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Попав после смерти в ад, строптивая девушка, жестоко отвергавшая влюбленного, обречена вечно бежать от него, а он — вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожирание собакам. На картине третьей сцены истории художником Сандро Боттичелли изображено, как Настаджо пригласил на обед своих друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой женщины». Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья резко нарушило появление обнаженной девушки, истязаемой собаками, и всадника, который нагонял ее с поднятой шпагой. Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы, где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо. Вот его в Прадо нет.
Есть у них и Рафаэль. Но о нем не будем.
Есть Тициан. Остановлюсь на нем не ради его самого, а ради его сюжетов. Смотреть Тициана надо в Венеции. Вот портрет Филиппа II. 1551 г. А это его любовница. Ее портрет он брал с собой, когда ехал жениться на Марии Тюдор. Вот вам и богомолец!По сравнению с Фра Анджелико, Тициан совершенен (да и по сравнению с кем угодно). Что же, сто лет не прошли даром.
Но вот что интересно, фламандцы - как будто изначально владели всеми секретами живописи. У них нет периода, где неважно с пропорциями, перспективой, что меня всегда особенно умиляет в картинах 14-15 века.
Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. 1464.В Прадо я впервые увидела картины Иоахима Патинира. Картин этого художника сохранилось мало, но в Прадо имеются. Ведь Фландрия входила в состав Испании благодаря династическим бракам. Какой у него сине-зеленый цвет! У художников есть краска, которая называется "панитир".
Иоахим Патинир. Харон переплывает реку Стикс. 1524.Есть в музее и зал Босха. Филипп II был горячим его поклонником и скупал оптом. Только в музее можно увидеть, что «Семь смертных грехов» написаны на столе, а «Сад земных наслаждений» (1500) прикрыт створками, на которых вот такое, весьма небрежное изображение.Около самого «Сада» хорошо бы простоять хотя бы часок, чтобы что-то понять. Может, еще и удастся.
Теперь перейду к испанской живописи.В Прадо – 2 зала Эль Греко. Смотреть его надо издалека. Например, тогда на «Поклонении волхвов» (1612) видны не только люди, но и животные. А здесь не могу найти.
Так как одна из туристок прибыла из США исключительно для того, чтобы посмотреть на Франсиско Сурбарана, представлю его «Агнеца Божия» (1635).
Диего Веласкес. Только в музее, я поняла, почему Веласкес считается величайшим художником. Многие вещи нельзя заметить на иллюстрациях.Например, батальное полотно «Сдача Бреды».В музее оно занимает целую стену, оно большое, и в картине имеется фокус – когда зритель идет вдоль нее, фигура лошади как бы переворачивается за ней.
Или символ Прадо – «Менины» или «Семья Филиппа IV». Сколько я ни смотрела на картину на репродукциях, не могла понять, почему ею так восхищаются. А ведь посмотреть на картину приезжали издалека.Вроде бы, ничего особенного. Картина изображает пятилетнюю принцессу (инфанту) Маргариту. Королю не везло с детьми – наследники умирали в раннем возрасте. Филипп был на 30 лет старше своей второй жены и являлся её дядей. Дошло до того, что он был готов передать престол дочери. Парадный портрет, заказанный Веласкесу, должен был пропагандировать этот шаг. Сразу скажу, что король поторопился. Сын у него все же родился и правил странной под именем Карла II. А Маргарита стала женой императора Священной Римской империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он её Гретль. Она вышла за него замуж в возрасте четырнадцати лет, Леопольду было двадцать шесть. Молодая императрица была очень набожна и подвигла Леопольда к изгнанию из Вены евреев, которых она считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Махимилиана II. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее был зоб — изменение щитовидной железы. Высокомерие и заносчивость ее испанской свиты вызвало антииспанские настроения среди австрийского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу и вскоре после рождения шестого ребенка она умерла в возрасте 21-го года.А Карл II родился инвалидом, неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.Действие происходит в мастерской. На картине мы видим инфанту и ее свиту, в том числе, карлицу Мария Барболу и лилипута Николао де Пертусато, который поставил ногу на собаку. Некоторые ошибочно называют его карликом. Это неверно. Посмотрите на пропорции его тела и тела карлицы: у Пертусато ноги и голова имеют пропорциональную к телу длину. Ему здесь 21 год. В свиту также входят монашка, две фрейлины, гвардадамас, который должен всюду сопровождать принцессу. Девочка ведет себя, как взрослая. Она не гдядя ставит кувшин на поднос. Одна из фрейлин кому-то кланяется.Еще на картине изображен сам Веласкес, работающий над холстом, который не виден зрителю. На его груди изображен крест ордена Сант-Яго, который он очень хотел получить. Крест он пририсовал позже, когда его получил – через 3 года после окончания «Менин». На поясе у него ключи, что говорит о его придворной должности управляющего дворцом.В дверях стоит гофмаршал двора Хосе Нието Веласкес. В зеркале отражаются король и королева. Есть много предположений о том, что происходит на картине. Кого пишет Веласкес? Принцессу или ее родителей? Кто вошел в комнату: Маргарита, чтобы посмотреть, как работает художник, или король с королевой, чтобы понаблюдать за дочерью? Если пишут портрет правителей, а дочь пришла посмотреть, то кого увидела одна из фрейлин и кому она делает поклон? Если писали Маргариту, а король вошел и отразился в зеркале, то почему его заметила только одна фрейлина, а собака, например, не реагирует? Ключи управляющего дворцом на поясе у Веласкеса, но дворцом управляет гофмаршал. Как объясняла наш экскурсовод, наиболее распространенное мнение искусствоведов состоит в том, что Веласкес хотел показать значение художника, как творца параллельной реальности. В якобы реалистичной сцене специально столько несоответствий – художник хочет сказать: что он напишет, тому вы и поверите. На это намекают те полотна других художников, что висят в мастерской художника – все они о величии живописи. Также в картине отражена драма самого Веласкеса, который, будучи придворным художником, считал, что его мало ценят. Так король запрещал ему подписывать картины, а чтобы получить звание кавалера Сант-Яго, должности художника было недостаточно. Его пришлось назначить королевским обер-гофмаршалом. А Веласкес хотел получить звание за свою работу художника. Обязанности обер-гофмаршала утомляли его. Вот почему в дверях стоит другой обер-гофмаршал. Художник должен писать картины, а не ходить с ключами. Но, конечно, зрители приезжали смотреть картину не поэтому. Во-первых, там есть фокус: если встать на расстоянии от картины и ограничить себе фокус зрения (один глаз закрыть, а другим смотреть сквозь кольцо из пальцев), то фигуры на полотне становятся объемными! А во-вторых, вся картина как бы соткана из света – за это ее и ценили.
Наконец, перейдем к Гойе. Только в Прадо я поняла величие этого художника. Здесь его творчество представлено наиболее полно. Всего не расскажешь, но вот портрет семьи короля Карл IV (1800). В некотором роде – это спор с Веласкесом. Королевские персоны – не небожители, а пошлейшие из смертных. Но время прошло. Карл IV – это не Филипп IV. Гойя спокойно писал фактически не портреты, а карикатуры, а король только восхищался своим придворным живописцем. Начнем с того, что королевская семья никогда не собиралась в полном составе перед художником. Он сделал эскизы с каждого из них, которые потом свел воедино. Обратите внимание: женщины одеты в одинаковые платья. Одна из них отвернула лицо – это потому, что на этом месте должна быть невеста наследника, а еще не было известно, на ком он женится. Главный образ – это королева Мария-Луиза – мать многочисленного семейства. Ох уж эта женщина, которая признавалась, что только старший ее ребенок- наследник – от короля, а остальные – от любовника! Мануэль Годой, премьер-министр её мужа, который был моложе её на 16 лет и которого она сделала премьер-министром Испании в 25 лет, был её давним любовником. Она сама смеялась над своей не слишком удачной внешностью, но зато дети от милого друга получились красивые. Вот она держит за руку мальчика – это инфант дон Франсиско (герцог Кадисский), который особенно напоминал Годоя. Кстати, когда он вырос, то стал скверным человеком. Да и тут видно, что капризный и очень избалованный.
Лица короля и его брата – практически одинаковые. Вряд ли они были на самом деле такие одинаковые и так похожи на идиотов.Не буду, конечно, приводить все картины Гойя из Прадо. Но Большое впечатление произвела на меня «Черная Живопись» из «Дома глухого». Гойя приобрел деревенское поместье на окраине Мадрида. Он расписал маслом стены нескольких комнат этого дома. Всего там 14 работ. Поместье Гойя подарил своему внуку. Потом его не раз перепродавали. Один из владельцев перенес живопись со стен на холст и подарил Испании (в 1878 г.). С тех пор они находятся в Прадо. В зале нет окон, полутемно, картины большие и немного светятся. Вот «Сатурн, пожирающий своих детей».В общем, это надо видеть. Не понимаю тех, кто считает, будто иллюстрации заменяют поход в музей. Они нужны только для того, чтобы понять, что надо посмотреть в музее. Если есть возможность посмотреть картины вживую, то пренебрегать ею не следует. Почему я это пишу? Потому что не раз сталкивалась с противоположным мнением.
uborshizzza.livejournal.com