ПИВОВАРОВ Виктор Дмитриевич – Галерея произведений (60 изображений). Пивоварова картина
Виктор Пивоваров Картины работы биография художника Галерея произведений
В.Д.ПИВОВАРОВ
Род. 1937
Виктор Дмитриевич Пивоваров родился 14 января 1937 года в Москве. Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина (1957) и Московский полиграфический институт (1962).
Оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами «Мурзилка» «Весёлые картинки». С 1982 года живет и работает в Праге.
Виктор Пивоваров — одна из важнейших фигур московского концептуализма, ключевого этапа развития российского послевоенного неофициального искусства наряду с Ильей Кабаковым и Андреем Монастырским.
Виталий Пацюков:
«В 1970-х годах Виктор Пивоваров создает абсолютно новую форму в искусстве – «альбом», где литературная фраза и визуальный образ открывают особое единство, сложный организм словесного и изобразительного смысла.
Фактически, художник в своих технологиях обнаруживает скрытые возможности в механизмах культуры – визуальную философию, заставляя «видеть» знаменитую фразу чеховского Вершинина из «Трех сестер»: «Господа, давайте философствовать».
Весь предметный мир в искусстве Виктора Пивоварова начинает разговаривать, обретая слово, как в сказках Андерсена. В этих стратегиях слово, в свою очередь, материализуется в предмет – в видимый образ.
Пересекаясь и расходясь, слово и образ составляют актуальную парадоксальную связь, новую целостность, именно ту единую теорию поля, где частица (слово) и волна (образ) формируют в своем диалоге полноту вселенной».
1. Пивоваров Виктор «Синие очки безумного милиционера» 1970 Темпера, холст 70х125
cultobzor.ru
Миры фентези [91] Пейзажи миров фэнтези, сказочные миры,воины, драконы, замки, безумные маги и чародеи. Военная тактика гномов и эльфов, работы художников на тему фэнтези, картинки и анимация. Нежные ангелы, воинственные амазонки, русалки и необычные животные. |
Готика и фентези. Картинки и фотографии [113] Картинки и фотографии на тему готики и фентези. Загадочные девушки в чёрном. Готические розы и куклы. Забавные гномы и эльфы. Пейзажи фэнтези. Величественные драконы в анимации. |
Рассказы о нечистой силе и волшебных существах [185] Рассказы о нечистой силе и волшебных существах Мифы и правда о вампирах. Правда или вымысел? Морские чудища и магия Вуду, классификация демонов и оборотни. Иерархии ангелов. Откуда берутся зомби и характеристики мифических существ. |
Мистические явления [277] Необычные и странные явления природы. Рассказы очевидцев о привидениях, известные клады и артефакты. Мистические истории и необъяснимые факты. |
Нелепые факты [280] Взгляд художника на обычные вещи: оригинальные решения в архитектуре и интерьере, витражное искусство и необычная посуда, бумажные и стеклянные скульптуры,знаменитые ювелирные украшения и другие идеи для творческой личности |
Мрачная готика [31] Готические традиции Франции и Великобритании. Загадочные личности - Владислав Дракула и кровавая графиня Эржбет Батори. Легенды о вампирах, исторические предания и литературные образы. Смерть и пугающий фотоарт. |
История Франции [79] Формирование государства - от древних народов к современным французам: мифы и легенды кельтов и галльских племен,средневековое рыцарство и история королевских династий, Парижская коммуна и наполеоновские завоевания. Быт и особенности французской кухни, история виноделия во Франции. |
Города Франции [126] Легенды и тайны Парижа, достопримечательности провинций Шампань и Прованс. Жемчужины знаменитого Лазурного берега: карнавалы и пляжи Ниццы, фестивали в Каннах и Сен-Тропе, соборы и музеи Марселя и Тулона. Княжество Монако - одна из самых маленьких стран мира. |
Дворцы и замки Франции [84] История знаменитых замков с завораживающей архитектурой и мистической атмосферой: величественный Шамбор, грациозный Блуа, очаровательный королевский Фонтебло, суровый Иф и многие другие. История знаменитого Лувра, внутренее убранство музея и экспонаты. Легенды и мифы долины Лауры. |
Короли и императоры Франции [64] История королевских династий: Валуа, Бурбоны, Капетинги. Людовик XIV Великий- Король-Солнце. Филипп III Смелый. Людовик IX Святой.Королевы и их фавориты. Мария-Антуанетта и Мария Медичи. Династия Наполеонов. Тайны мушкетеров. |
Легенды Франции [70] Героические сказания Франции - Песнь о Роланде, Песнь о Сиде. Роман о Лисе. Романтическая история Тристана и Изольды. Пугающие легенды: Жеводанский зверь, Замок Дьявола и история барона Жиля де Рэ, или Синей Бороды. Народные сказки. |
Музеи Франции [19] Знаменитый Лувр - история коллекционирования, характеристика залов и наиболее известные экспонаты. Персональные музеи - творчество Пикассо и Сальвадора Дали. Площади Монмартра. Восковые фигуры музея Гревен и многое другое. |
Храмы и соборы Франции [66] Готическая традиция во Франции: Шартрский, Амьенский и Руанский соборы и Собор Парижской Богоматери. Пантеон, базилики и храмы, посвященные святым и мученикам. Православные соборы во Франции: Собор Александра Невского в Париже и Церковь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ментоне. |
История Великобритании [83] Великобритания от первых монархов до современности. Королевские династии: Стюарты, Тюдоры, Йорки. Английский абсолютизм, суд и казнь Карла I, революция и установление республики. Реставрация монархии. Правление Маргарет Тэтчер. Знаменитые войны и сражения: война Алой и Белой розы, битва при Гастингсе и Креси. |
Исторические личности Великобритании [64] Биография прославленных монархов: трагическая история Дианы Спенсер, справедливое правление Вильгельма Завоевателя, знаменитые походы Ричарда Львиное Сердце, судьба Елизаветы II. Экспедиция Джеймса Кука. Величайший политик Черчилль, выдающийся военачальник Кромвель и другие известные британцы. |
Достопримечательности Великобритании [80] Красивейшие места Великобритании. Старинные замки, сады и парки. Палата Лордов, Лондонский Сити,дворцы и соборы в готическом стиле. Музей мадам Тюссо. Пейзажи Темзы. Лондонский Тауэр. |
Легенды и мифы Великобритании [104] Легенды, мифы и сказки Великобритании. Мистическае истории о призраках и красавицах. Рассказы о колдунах и феях, таинственные истории. Эльфы и гномы.Сказания о Беовульфе и Робин Гуде. |
Мифы и легенды народов мира [56] Мифы, саги, былины и легенды народов мира. Русские святцы, мир Славян глазами художников. Мифы о сотворении мира, Кельтские сказания. |
История и культура Японии [123] История Японии с древнейших времен до наших дней: загадочные археологические находки, история старинных династий, религиозные и мистические воззрения японцев, особенности письменности и литературы, легенды и страшные сказки. Национальное своеобразие: чайные церемонии, исторические факты о знаменитых самураях и гейшах, современный быт и традиции японской кухни. |
Галерея фоторабот [391] Фотографии на любой вкус. Фотопроекты Екатерины Рождественской. Пейзажи и натюрморты. Великолепное разнообразие цветов. Фотографии PIN-UP, моря, озёра и замки. |
Художественная галерея [689] Собрание картин русских и зарубежных художников. Старинные иконы и гравюры. Произведения старинных и современных авторов |
Красивое оформление для сайтов и блогов [215] Клипарты, линеечки, блинги, фоны для коллажей и рамочки. Всё для украшения Вашего сайта или блога. Замки и крепости в картинках. Картинки с комментариями. Скрап-наборы и уголки. |
Курсовые работы и не только они... [30] Уникальные курсовые работы по психологическому анализу произведений. Тайна месторождения Пушкина. Биография Дюма-отца. Русские пословицы на открытках и объяснение жестов. Правописание, древнесловянская буквица в иллюстрациях. Особенности психологизма в русской литературе. |
Праздники,которые мы празднуем [51] Исторические и современные, религиозные и мистические праздники народов мира. Их происхождение, история празднования и традиции разных народов. Идеи для Хэллоуина, новогодние и рождественские обряды, пасхальные обычаи и многое другое. |
Самое удивительное в искусстве [10] Удивительные и необычные произведения искусства. Уникальные коллекции изделий из стекла,ритуальные маски и эпатажные украшения в стиле стимпанк. |
Мистика [12] Авторские произведения на мистические темы. Байки из шкафа для монстров и вурдалаков. Секреты таинственного наследства и сны разума. |
Фанфики по квестам [9] Фанфики на темы игр и литературных произведений. Сцены из семейной жизни вампиров. |
Юмор [10] Юмористические произведения и рассказы. Романтика средневековья. Вольные интерпретации сказок Колобок на современный лад и литературные дракончики |
Проза [17] Рассказы о любви и дружбе. Сказки, рассказы, мечты и размышления. |
Фентези [17] Муки творчества и вдохновение любви в произведениях в стиле фэнтези. Рассказы о встречах с нечистой силой. |
Миры кота Баяна [23] Таинственные и мистические Миры кота Баяна. Философские размышления и пьесы. |
vision7.ru
Детский зал ВГБИЛ
Художник, литератор. Родился в Москве в 1937 году. Учился в Московском художественно-промышленном училище им. Калинина (1951–1957). Окончил художественное отделение Московского полиграфического института в 1962. Работал в книжной иллюстрации около 20 лет. Один из основателей Московской концептуальной школы в 1970-х годах. С 1982 года живет в Праге.
***
Екатерина ЕскинаВообразилия Виктора Пивоварова(По материалам статьи в журнале «Библиотека в школе»)
На столике у детской кровати горит свеча. Пламя его колышется в ночи, все предметы изменяют свою форму, мягкая темнота из углов комнаты превращается в невиданных существ. Приподнимается занавеска и на пол неслышно спрыгивает человечек с разноцветным зонтиком. Он усаживается у изголовья и легонько дует в затылок сонному малышу. Начинается сказка.
Попроси кого угодно описать этого таинственного сказочника – ведь это был сам Оле-Лукойе! – и почти наверняка получишь портрет андерсеновского героя, написанный художником Виктором Пивоваровым. Именно ему больше сорока лет назад удалось передать и тот самый неуловимый переливчатый цвет балахончика Оле-Лукойе, и саму пленительную атмосферу сказки на ночь.
Андерсен, Г.Х. Оле-Лукойе. М.: Детская литература, 1969
«Оле-Лукойе» Андерсена с иллюстрациями Пивоварова так полюбился читателям, что с 1970-х годов неоднократно переиздавался отдельно и в составе сборников сказок. Очередная версия вышла в 2013 году – и как вышла! Издательство «Речь», сотрудничая с самим художником, с большой любовью и уважением к искусству книги сделало читателям настоящий подарок: изящную книжку с волшебными иллюстрациями в добротном переплете на мелованной бумаге. Они же выпустили и «Леса-чудеса» Г.Сапгира, и «Приключения Дук-ду» В.Путилиной. В последние два года не меньше интересуются Пивоваровым и другие издательства: «Нигма» напечатала «книжку-малышку» «Паучок и лунный свет» И.Пивоваровой и авторскую книжку-картинку «Большое и маленькое», а издательский дом Мещерякова – повесть-сказку «Картонное сердце» К.Сергиенко. Сегодня Виктор Пивоваров – общепризнанный классик нашей иллюстрации. Но пусть его в детскую книгу начинался далеко не безоблачно.
«Первая моя работа для издательства был проект кубиков для издательства "Детский мир" (позже "Малыш"). Меня предупредили: нужна трудовая тематика, иначе не пройдет. И я рисовал, как медведи пилят бревно, ежи воду таскают, зайцы белье гладят и т.п. Но "пробиться" не удалось, работу у меня не приняли». В небольшом автобиографическом эссе «Три книжечки в райском саду» Пивоваров с теплотой и ностальгией вспоминает о своих первых шагах в иллюстрации, о том, как трепетно относился он и другие начинающие художники даже к самым незначительным заказам. Именно из этой увлеченности, трудолюбия и добросовестного подхода к любой работе и развился талант художника, сделавший его, пожалуй, одним из самых узнаваемых отечественных детских иллюстраторов.
Андерсен Г.Х. Сказки. Истории. М.: Детская литература, 1973
Виктор Пивоваров с момента дебюта в 1964 году в «Детлите» оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами «Знание – сила», «Мурзилка» и «Весёлые картинки». В те годы именно в журналы приходили многие художники-нонконформисты, чьи живописные искания официальная критика не одобряла, вынуждая их искать работу в «несерьезных» видах творчества. Под началом редактора Рубена Варшамова в «Веселых картинках» работали многие художники-нонконформисты, среди которых был и Виктор Пивоваров (именно он создал знаменитый логотип журнала, состоящий из «букв-человечков»), а также Валерий Дмитрюк, Илья Кабаков, Эдуард Гороховский, Александр Митта, карикатуристы Сергей Тюнин и Олег Теслер. Работа в журналах стала хорошей школой для художника, но настоящую известность ему принесли иллюстрации к детским книгам.
Первой заметной работой Пивоварова стали иллюстрации к «Необычному пешеходу» (1965), книге стихов Р.Сефа. Рисунки молодого художника не остались незамеченными, породив дискуссии, обвинения в «зашифрованности» символов, в сухости «знаковой» манеры рисования. Забегая вперед, заметим, что Пивоваров и впредь в основном иллюстрировал стихи, дающие большую свободу в интерпретации текста. Художник так писал о своих взглядах на искусство книги: «Для меня... иллюстрирование детской книги в известной степени овеществление иллюзий, иллюзий моего детства и утопий моей зрелости. Со всем этим теснейшим образом связано моё стремление к иносказанию в детской иллюстрации, к сложному поэтическому взгляду на мир».
Сеф, Р. Необычный пешеход. М.: Детская литература, 1965
Образы Пивоварова зачастую вырастали из часов, проведенных за изучением альбомов зарубежного искусства. Как признавался художник, «в своём “Оле-Лукойе” я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты и фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха, увлечение своей художественной юности». Действительно, контрастные цвета, игры с пространством, иносказательность, фантасмагоричная атмосфера сказки отсылают нас к полотнам нидерландского живописца. Эти переливы насыщенных красок и мягкие сумеречные тени, рисующие мир дрёмы, фантазии встречаются во всех ранних работах Пивоварова. Пивоваров был одним из первых иллюстраторов, заметивших, что сказки Андерсена скрывают в себе не только волшебные истории для детей, но и серьезный взрослый подтекст, трагизм и «вечные вопросы».
Погорельский, А. Чёрная курица, или Подземные жители. М.: Детская литература, 1973
Вместе с тем, нельзя сказать, что все ранние книжные работы Пивоварова настолько акцентируют символический план и многослойность произведения. Сохраняя основные черты стиля, в 1970 году он иллюстрирует «Тараканище» К.Чуковского во вполне реалистической манере, не прибегая к большим условностям, чем уже есть в тексте поэта. Но в этом же году художник берется за книгу стихов французского поэта М. Карема «Радость» (1970), в иллюстрациях к которой он явно отходит от дословного натуралистического рисования. Во многом это обусловлено весьма абстрактными темами стихотворений, поэтому и проиллюстрирована эта тонкая книжка аллегорическими рисунками, где лишь отдельные детали намекают на сюжет. Каждому стихотворению соответствует полосная иллюстрация, выполненная в тёплой гамме – даже зеленый дополнен теплыми цветами. Пивоваров выказывает большой интерес к цвету, его переливам и сочетаниям и их возможностям для передачи настроения. Волнистые линии рисунка создают эффект плавного движения. Иллюстрации изобилуют растениями и цветами, каждый из которых тщательно выписан; художник вместе с читателем открывает многоцветие и разнообразие окружающего мира.
Карем, М. Радость. М.: Детская литература, 1970.
Уже позже Виктор Пивоваров рассказывал о своем взгляде на детскую иллюстрацию: «Какой должна быть детская книга, сказать очень просто: во-первых, она должна быть такой, чтобы в нее можно было войти. А во-вторых... когда войдешь, должно быть хорошо. Книга, в которую можно войти, ничего не показывает, она просто есть некое обитаемое пространство, в котором и сам читатель может найти себе место». Конструированию этого идеального пространства для детских фантазий и посвящены ранние работы художника.
Дриз, О. Мальчик и дерево. М.: Детская литература, 1976
Очень часто оформляет Пивоваров книги стихов – Генриха Сапгира, Овсея Дриза, Ирины Пивоваровой – и в рисунках к ним почти всегда прибегает к метафоре. Вот, например, герой «Мальчика и дерева», рассеянный седой старик с мухой на носу, в шляпе которого «поселился» мальчик, поливающий небольшой садик - словно сам старик всегда оставался этим задумчивым мальчиком. Нежные акварельные оттенки иллюстраций «Старушки с зонтиками» М.К. Лопеса подчеркивают настроение мечтательности, фантазии, грёзы. Художник заботится о целостности книги: буквицы, концовки, разделители колонок обыгрывают содержание рассказа. Половину каждого разворота занимает полосная иллюстрация с изображением окна – это сквозной мотив книги, как и изображение бабочек.
Лопес, М.К. Старушки с зонтиками. М.: Детская литература, 1976
В середине 1970-х стиль иллюстраций Пивоварова меняется: наряду с обычной продуманностью и отточенностью рисунка, в них появляется символика, часто используется прием размещения картинки в картинке; главным в рисунках становится не цвет, а линия. Чтобы понять эту разницу, можно было сравнить хотя бы его «Оле-Лукойе» 1971 года и «Большое и маленькое» 1978 года. В иллюстрациях к последней меньше прежней мечтательной интонации и больше символических деталей. Эта авторская книга – не стихотворение в строгом смысле слова, однако его построенный на противопоставлении образный ряд и четкий ритм делают «Большое и маленькое» подобием стихотворения в прозе. Пивоваров добивается от иллюстраций музыкального звучания, напоминающего не звонкую маршевую поступь, но интимную интонацию лирической песни.
Пивоваров, В. Большое и маленькое. М.: Детская литература. 1978
Его увлечение метафорами, сюрреалистическими образами заметно в иллюстрациях к сказке «Анечка-невеличка и Соломенный Губерт» (1980). В них есть и фантастические пустынные пейзажи, и глубокие тени, и причудливые детали, которые создают атмосферу таинственности и одиночества, напоминающую о полотнах Де Кирико. Книга скандинавских сказок (1982) с иллюстрациями Пивоварова также относится к позднему периоду его творчества. В ней уже нет приглушенных тонов, мягкий теней, мажорных интонаций его ранних книг. На этом этапе творчества Пивоваров не склонен давать личностные характеристики персонажам, он акцентирует своё внимание на композиции, на ее метафорическом смысле. Художник отказывается от выверенного согласно законам перспективы пространства: каждая из его иллюстраций представляет собой ребус, послание, минималистическую зарисовку избранного эпизода. Эта тяга к иносказанию во многом была связана с непростыми отношениями многих представителей искусства периода «застоя» с цензурой.
Заходер, Б. Моя Вообразилия. М.: Детская литература. 1980
В 1982 году Виктор Пивоваров переехал в Прагу, но так и не смог окончательно «уйти из книги»: периодически он иллюстрирует книги для взрослых, следит за переизданием своих детских книг. Художник пишет: «Я считаю, что детская книга... является также памятником культуры и времени, как и любое произведение искусства. Чем богаче и сложнее выражены в нем идеи времени, тем совершеннее его пластические качества, тем оно убедительней и долговечней. При этом я не вижу принципиальной разницы между монументальной росписью и детской иллюстрацией». Он открыл для маленьких читателей дверь в мир большого искусства, а взрослым напомнил о волшебной стране детских грез – так что книги с рисунками Пивоварова, по-видимому, будут самыми потрепанными в домашней библиотеке еще не одного поколения.
© Е.Ескина, 2013 г.
Книги В.Пивоварова из коллекции Детского зала:
Сказки, о которых стоит подумать. Из творчества народов Азии и Африки. В обработ. Марии Моисеевой. Худож. В. Пивоваров. М.: Знание, 1962
Родриан Ф. Кристина-ласточка. М.: Детская литература, 1967.
Карем М. Радость. М.: Детская литература, 1970.
Лопес М.К. Старушки с зонтиками. М.: Детская литература, 1976.
Незвал В. Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт. М.: Детская литература, 1980.
Скандинавские сказки. М.: Художественная литература, 1982. - 317 с.
Сахарнов С. Леопард в скворечнике. М.: Детская литература, 1991.
Х.К.Андерсен. Сказки. М.: Детская литература, 1992.
deti.libfl.ru
Художник Пивоваров Виктор Дмитриевич: биография, картины, фото
Виктор Дмитриевич Пивоваров – российский и советский художник, которого можно считать одним из основоположников концептуализма в Москве. На данный момент несколько циклов его картин, получив широкую известность, выставляются во многих городах, в том числе и за границей.
Общая биография
Пивоваров Виктор – человек, опробовавший себя в разных видах искусства, однако каждый был связан с самовыражением. Он искал себя всюду, однако не везде находил удовлетворение: писательство не согрело душу мужчины, а вот изображение собственных мыслей на холсте…
Красками и кистью Пивоваров создаёт совсем иной мир, и делает его понятным не только для себя, но и для всех остальных, что так часто отсутствует у многих известных художников. Настроение каждой картины отражает эмоциональный план автора в разные периоды его жизни или в разные её моменты. Но неизменно сюжеты произведений находят отклик и понимание в сердцах зрителей. Одним словом, в нашем веке его творчество пользуется большой популярностью, причём у людей всех возрастов.
Детство
Будущий художник родился в 1937 году в ночь на 14 января. Мать воспитывала мальчика в одиночку, однако отсутствие крепкой мужской руки не помешало ей воспитать в сыне твёрдость характера. Когда Виктору было 4 года, в стране началась война. Их с матерью эвакуировали в самый отдалённый уголок Татарии, где не было ни связи, ни электричества, ни даже других детей. Каждый день ожидали чего-то страшного, оттого и взрослые почти никак не общались с ребёнком. Сам Пивоваров рассказывает о тех событиях с горькой улыбкой, ведь уже тогда в нём проснулся маленький творец. В один из дней пребывания в том пустом месте маленький Витя нашёл на заднем дворе пару кусочков грязного рубища. Мальчик собрал их вместе, отстирал, а потом из этих тряпочек и деревянной чурки соорудил себе друга – эта кукла стала маленьким спасителем мальчика от одиночества.
Ранние годы
Пережив войну, молодой человек решил полностью посвятить себя творчеству. Вот только не мог ещё понять, какому. В 1957 году Пивоваров оканчивает Московское художественно-промышленное училище имени Калинина. Теперь его мечтой является другой университет, однако судьба путает все карты. Виктор подаёт документы в Московский государственный академический художественный институт имени Сурикова, да только заваливает все вступительные экзамены. Не имея больше никаких вариантов, парень всё же поступает в место, где может заниматься творчеством - в Московский полиграфический институт, учёбу в котором оканчивает в 1962 году.
Во время своего обучения Пивоваров Виктор знакомится с Павлом Дмитриевичем Кориным, который негласно становится учителем будущего художника. Общение завязывается спонтанно, и также спонтанно пути молодых творческих личностей расходятся.
Не везёт мне в деньгах, повезёт в любви
Спустя год после окончания института Виктор Пивоваров, биография которого принимает интересный оборот, встречает свою будущую жену Ирину. Пара со временем образует прекрасный тандем, ведь Ирина, как оказалось, начинающий писатель, практикующийся на написании детских сказок, и по воле случая у неё нет иллюстратора. Пивоваров Виктор с удовольствием занимает эту должность и отныне проводит почти всё своё время с возлюбленной, узнавая её таланты поближе. В сотрудничестве рождается много детских книжек, в каждую из которых Ирина закладывала поучительный смысл, а Виктор дополнял его картинкой.
История любви двух талантов продолжается с новой силой, и вот, в 1966 году у Ирины и Виктора рождается сын Павел. Счастливые родители растворяются в заботе о ребёнке и в выполнении заказов, причём уже не совместных. В итоге, у них остаётся всё меньше и меньше времени друг на друга, они начинают терять общий язык, а в 1974, чтобы не мучить ни себя, ни сына, решают развестись.
Но чёрное время для Пивоварова быстро заканчивается уже через 4 года. В начале лета на одной из выставок он знакомится с очаровательным искусствоведом по имени Милена Славицкая. Девушка родом из Чехии, а в Москву приехала в рамках своей работы, так что в любом случае ей придётся вернуться на родину. Но на этот раз Пивоваров Виктор так просто не отпускает своё счастье. В 1982 году художник переселяется из России в Чехию, чтобы быть ближе к своей новой любимой.
Собственная мастерская
В 1967 году осуществляется главная мечта художника – он открывает собственную мастерскую с помощью одного из своих хороших знакомых Давида Когана. И с приобретением собственной творческой студии Виктор Пивоваров, картины которого до этого момента нельзя было считать настоящей живописью, теперь по-настоящему становится художником.
В 1967 году выходит его ранняя работа в серьёзной живописи – цикл монотипий «Искушения св. Антония». Свои первые картины Виктор Пивоваров (художник, теперь уже в полном смысле слова) пишет самозабвенно и с усердием. Именно так зарождается его собственный стиль, который дал толчок к зарождению целого движения - концептуализма.
Эпоха концептуализма
С 1972 по 1976 год в Москве зарождается совсем другой стиль живописи, ещё никогда не воспринимавшийся всерьёз. Вслед за Пивоваровым в этом же стиле выполнили свои знаменитые работы Эрик Булатов и Илья Кабаков, причём каждая работа была настолько характерной, что невозможно было присвоить картинам какой-то другой жанр.
В этом же жанре художник Виктор Пивоваров картины и собирается отныне писать.
Такими темпами в 1979 году состоялась самая первая выставка художника, теперь уже, концептуалиста. Выставка получает характерное для художников творческое название «Цвет, форма, пространство» Впервые на этом мероприятии Пивоваров выставляет и совсем новый цикл «Семь разговоров». Основная же часть работ художника выставлялась в то время в Чехии. В России художник обрел популярность значительно позже.
Литературная деятельность
В годы поиска самого себя Виктор Пивоваров, фото которого можно увидеть ниже, перепробовал множество разнообразных творческих дорог, и две из них его по-настоящему задели за живое: живопись, которая стала делом всей его жизни, и писательство. С последним Виктор Пивоваров, художник, а не писатель, так и не смог надолго себя связать. И всё же кое-каких успехов на этом поприще мужчина достиг: под его авторством вышло несколько романов таких, как «Влюблённый агент», «Серые тетради» и «О любви слова и изображения».
Нынешняя деятельность
В настоящее время Виктор Пивоваров – художник, который активно выставляется на самых лучших выставках по России.
Две разноплановые выставки состоялись в 2016 году в совершенно разных местах: одна в Музее современного искусства, другая в известном ГМИИ имени Пушкина. Но каждая одинаково тепло была принята публикой.
fb.ru
О Викторе Пивоварове словами Виктора Пивоварова, Buro 24/7
Сходив на экспозицию Виктора Пивоварова «След улитки» в музей современного искусства «Гараж», мы решили перечитать автобиографию художника под названием «Влюбленный агент» и вспомнить события из жизни московского концептуалиста, повлиявшие на его искусство
Выставка Виктора Пивоварова «След улитки» состоит из одиннадцати комнат-глав и выстроена как романтическое путешествие, которое начинается детством, а заканчивается просветлением. Мы решили развить идею и тоже отправились в странствие, правда, уже литературное: перечитали автобиографию Виктора Пивоварова «Влюбленный агент» и выбрали из нее главные моменты, которые рассказывают о жизни художника.
Чтобы вы не потерялись в цитатах, даем ориентиры: Виктор Пивоваров родился в Москве в 1937 году, учился сначала в художественной школе, потом в училище и в Полиграфическом институте на книжного графика. В процессе женился в первый раз, развелся, долго иллюстрировал книги, пока не понял, что главное дело его жизни — живопись. Осознание произошло на фоне бурной неофициальной художественной жизни Москвы 70-х, в которой Пивоваров принимал самое активное участие. На одной из кухонь, где постоянно собирались художники, чтобы посмотреть работы друг друга и поговорить об искусстве, он и встретил свою вторую жену Милену, с которой в 1982 переехал в Прагу, где живет до сих пор. Правда, в Москве художник бывает часто, любит ее и считает «своим городом».
Виктор Пивоваров
«Первое мое произведение я сделал, когда мне было лет пять. Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии. Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутков, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в них деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась».
«Первый месяц в училище от застенчивости не могу выдавить из себя ни слова. А потом как с цепи сорвался. Особенно меня будоражит присутствие девочек. Ведь я жертва раздельного обучения. Корчу рожи, хихикаю постоянно, дурачусь. В один прекрасный день, действительно прекрасный, ко мне подходит один из моих сокурсников, намного, как мне кажется, старше меня, невысокого роста, с простоватым лицом провинциала, с запрокинутой головой и резко выдвинутым подбородком, с зачесанными назад волосами, которые он широкой пятерней то и дело нервно поправляет, и начинает меня страшно ругать. Ругать за то, что я валяю дурака, волочусь как идиот за каждой юбкой и не понимаю, какое невероятное счастье мне привалило — учиться на художника. Надо дорожить каждой минутой этого счастья, отдавать всего себя рисованию и изучению искусства. Зовут его Володя Васильев. Знакомство с ним перевернуло мое сознание».
«Мне предлагают сделать выставку моих рисунков в коридоре училища. Рисунков у меня много, а рамочек нет. Не долго думая, я снимаю несколько портретов Сталина, забрасываю сами портреты за шкаф, а в рамочки вставляю свои рисунки. Полный, беспросветный идиот!Подмену, конечно, обнаруживают, и жив я остаюсь только каким-то чудом. Хотя Сталин год, как умер, ничего, по сути, не изменилось. Могли арестовать маму, могли меня, все что угодно могли сделать. Но перепуганное начальство ход делу не дало. Видно, что-то носилось в воздухе, если они могли себе это позволить. Я только ощутил, как вокруг меня все обледенело. Преподаватели отводили глаза. Но поскольку ничего не происходило, продолжалось это недолго».
«К концу училища я начал ломаться. Тогда в Москве прошли две выставки, которые произвели во мне такую детонацию, что все мое академическое здание начало рассыпаться: выставка Пикассо и выставка бельгийского искусства. Тайно, дома, я начинаю делать вещи "для себя", вещи непозволительные. Пробую освободить цвет от теней и полутонов, писать чистым цветом. Пробую освободить руку от "правильного" рисования и работать экспрессивно. Очень робко, но первый шаг сделан».
«Хотя я еще учусь в Полиграфическом институте, начинаю бегать по издательствам в поисках работы.Унижение. Ты прозрачный, тебя не видят, не замечают.— Приходите завтра.— Нет, для вас ничего нет.— Позвоните через неделю.— Позвоните через месяц.— Нет, в этом году уже ничего не будет.Но вдруг — удача. В своем волчьем бегании по редакциям неожиданно натыкаюсь на явление из ряда вон выходящее. В издательстве "Знание" новый главный художник. Зовут его Юрий Александрович Нолев-Соболев. Уже сам его вид для кондовых издательских кабинетов невероятный: молодой человек с короткой стрижкой, черный свитер, джинсы, трубка! Хочет молодых и новых художников. Сразу, с ходу, такого не бывает, предлагает работу. Издательство выпускает научно-популярную литературу. Очень редко, вдруг, какие-нибудь сказки и даже с иллюстрациями. И, конечно, они попадают ко мне. Но главное не это. Соболев дружит с Неизвестным, Соостером, он знаком со многими другими подпольными художниками. Благодаря ему я оказываюсь в самом центре московской неофициальной художественной жизни».
«Сначала мне кажется, что все, что мне необходимо, я могу выразить в книжной иллюстрации. К живописи подбираюсь медленно, ползком на брюхе. Попытки делаю постоянно — и постоянно натыкаюсь на стену. Все не то. Не тот размер, не та краска, не та поверхность, не тот язык. Одержим сомнениями и страхами.Но вот меня прорвало. Работа в книге отступает на второй план. Главным становятся картины. Я нащупываю наконец свой современный язык. В первых же картинах — "Синие очки безумного милиционера", "Ах!", "Гвозди и молоток", "Московская вечеринка", "Безумная Грета" — остро чувствуется, как мне кажется, эйфория освобождения, наслаждение легкой и свободной игрой предметами и образами. Как будто выбило пробку».
«Потом характер моих картин меняется. В тех первых, эйфорических, очень много всего: много фигур, предметов, разных пространственных дыр и щелей. Двигаясь дальше, расчищаю пространство картины, отбираю, отцеживаю изображаемые предметы. В результате отбора остается в картине действительно самое необходимое, то, что в конце концов останется со мной на всю жизнь: полупустая комната, окно с пустынным пейзажем, у окна шаткий столик, диван в белом чехле».
«Жизнь в Москве, не той, что наверху, а в той, что внизу, в нашей Москве, упоительна! Стихи, застолья, Эрот, порхающий под потолками, культ дружества. Кажется, никогда в России со времен пушкинской додекабристской молодости не было таких горячих, не замутненных прагматизмом, дружеских отношений. Информации, книг, журналов — немного. Но переживаются они интенсивно. Какое-нибудь предисловие или примечание в скучнейшем сугубо научном сборнике становится событием целой культурной Москвы. Каждая новая картина члена узкой "референтной группы" — предмет обсуждения на целый год».
«Мы получаем квартиры на Речном вокзале. В доме на Речном благодаря Грише Перкелю оказываются, кроме нас, Эдик Гороховский, Кабаков с Викой и Иван Чуйков. Мы болтаемся по полупустым квартирам, пьем водку и страшно веселимся. Было радостно начинать новую жизнь в новом доме с друзьями, с днями рождения, которые как-то так аккуратно распределялись по всему году, плюс Новый год и общие праздники, плюс масса непредвиденных случаев, типа кто-нибудь приехал, плюс, наконец, особенно приятные встречи без всякого повода — все это превращало жизнь в доме в сплошной праздник».
«8 июня 1978 года на кухне у Штейнбергов я увидел Милену. Влюбился сразу, с первого взгляда. Милена приехала в Москву на семь дней с крошечным списком имен и телефонов, который ей дал кто-то из пражских знакомых, ходила по мастерским, смотрела работы. Я ловил каждое мгновение, чтобы быть с ней. На восьмой день она вылетела в Ленинград. Я заметался, купил билет на ночной поезд и утром следующего дня постучался в ее номер в гостинице "Европейская". Милена, заспанная, в каком-то китайском халатике, радостно и растерянно впустила меня. Не раздеваясь, я попросил ее стать моей женой».
«Как я мог оставить Москву? Откуда при моей пассивности, при абсолютной практической инфантильности нашлись у меня силы три года ходить по казенным домам и пробивать все разрешения? Я все валю на Эрота. Это он во всем виноват. Я тут ни при чем. В ночь накануне нашей с Миленой свадьбы я умираю. Страх. Паника. Неотложка. Тревожный столбняк Милены. Звонки друзьям, что ничего не будет, все отменяется. Врачи. Утром я не воскрес, но смог подняться. Милена снова обзванивает всех друзей. Заранее все приготовленное летит к чертям. Готовится все наспех снова. После Мендельсона во Дворце бракосочетаний Эдик и Нинка Гороховские сооружают свадебный стол в своей квартире на Речном. На свадебной фотографии нет ничего тревожного. Целуемся. Выглядим великолепно. Кончилась моя первая жизнь».
«Сразу после революции (речь идет о чешской "бархатной" революции 1989 года. — Прим. ред.) Союз художников объявил открытый конкурс на художественное руководство одного из пражских выставочных залов. Мы с Миленой и еще двумя нашими друзьями этот конкурс выиграли. Так началась моя короткая, но бурная организаторская деятельность. Мы назвали нашу галерею "Пи-пи-арт" (Prague project for the Art). В "Пи-пи-арте" мы успели, пока у нас не отобрали помещение, организовать шесть выставок. Моя организаторская деятельность закончилась крахом. Помещение отобрали, начались какие-то интриги. Влиятельный пражский куратор стал распространять слухи, что я насаждаю чуждые местному искусству контексты, в которых чешские художники выглядят плохо. А могущественный Книжак, ставший после революции ректором Академии художеств, заявил публично, что я опасный человек. Бороться, что-то доказывать я не стал. Я прекратил этим заниматься».
«Моя выставка в Высочанах была для меня очень важной. Не с точки зрения т. н. карьеры, известности, каких-то интересных предложений, коммерческого аспекта. Ничего такого не было. Это был отчет перед самим собой и возможность увидеть свои вещи если не объективно, — это недоступно никакому автору — то со стороны. Чувствовал я себя подобно нашему Создателю, когда он на седьмой день решил отдохнуть и посмотреть со стороны на то, что он сотворил: "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма". Примерно такое же нескромное ощущение было и у меня».
«Сегодня у меня особо чешется нос, потому что выпивка в Москве предстоит особая, с моими друзьями Рубеном Варшамовым и Севой Освером. Мы сидим не за тем длинным столом, где обычно сидят гости, а за маленьким, сбоку, у самого окна. Чтобы быть ближе, совсем вплотную к нашему городу, огромному, как огромна наша любовь к нему. Слева он освещен сейчас пронзительными лучами вечернего солнца, а справа над ним, над его сверкающими крышами, над сияющими, как будто за ними пожар, окнами, огромная синяя туча. Это наш город, только наш. Исчезнут чердаки и подвалы с нашими мастерскими, перестроят улицы и переулки, по которым мы бродили, разрушат дома, где мы жили, но город, наш город "великий и ужасный" останется навсегда. Мы сидим с Рубеном и Севой и пьем водку. На нашем столе хлеб, свежие огурцы, зеленый лук и копшучки. Нам хорошо».
Последнее воспоминание Виктора Пивоварова относится к 2000 году. Узнать, как развивалась история дальше, можно в новом, дополненном издании «Влюбленного агента», которое было выпущено к выставке «След улитки» в музее современного искусства «Гараж».
www.buro247.ru
ТИКИТАК (1968). Ирина Пивоварова. Художник Виктор Пивоваров: kid_book_museum
А вот что было дальше,Ещё я не придумал.Сначала я придумаю,А расскажу потом.
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.О творческом и семейном союзе поэта Ирины Моисеевны (Михайловны) Пивоваровой (1939 – 1986) и художника Виктора Дмитриевича Пивоварова (род. 1937) информации как будто много можно найти в Интернете. Правда, какой-то разрозненной, повторяющейся, оставляющей привкус недосказанности, неточности, необоснованности. Я бы предпочёл книгу вроде альбома – исследования их творчества или подробную статью в уважаемом журнале...Почему-то казалось, что "Тикитак" давно уже свободно гуляет по бескрайним электронным просторам. Но даже упоминание о нём нечасто встречается. Быть может, само название тому причиной... А старые книжки Пивоваровых вообще редкость: постарались дети – зрители и слушатели.Ведь Весёлая Вселенная Ирины и Виктора Пивоваровых имеет как минимум три измерения: Игра – Выдумка – Смех. А в каждом стихотворении этого сборника присутствует ещё Время. Вот такой пространственно-временной континуум...Но как раз время и поджимает, спешу показать книжку. А то, боюсь, часы загавкают...
Выходные данные:Пивоварова, И. М. Тикитак: Стихи / Художник В. Д. Пивоваров.М.: Малыш, 1968. – 12 с. + обложка.Переплёт: мягкий (бумажная обложка). Бумага офсетная.Формат: стандартный (60X84/16: ~135Х190 мм). Тираж 300.000 экз. Цена 7 к.СОДЕРЖАНИЕ.– Тикитак. – Гостеприимный крот. – Ну и что? – Репетиция. – Две ящерки. – Глиняная корова. – Кулинаки-пулинаки. (Скороговорка.) – Жила-была собака...
Здесь иллюстрации (сканировал с разрешением 150 dpi)...
Если полностью не видно, используйте клавиши "ctrl" и "-" (или "+")!
P. S. Вопросы.1. Сколько рисунков одной и той же собаки – друга Тикитака и мальчика – в книге.2. Какой герой книжки пропущен: Тикитак – (....) – лесенка?
kid-book-museum.livejournal.com
Урок литературного чтения по системе Занкова И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»
Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова во 2 классе
Тема И. Пивоварова «Картина». В. Поленов «Московский дворик»
Задачи:
Вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
Вовлекать учащихся в художественно-творческую деятельность и приобщать их к эстетике;
Развивать вкус, творческие способности учащихся;
Цели:
Ввести учащихся в поэтический мир И. Пивоваровой; познакомить их со стихотворением «Картина»;
Учить детей чувствовать и понимать язык поэтического произведения, произведения живописи;
Развивать воображение и образное мышление, обогащать их эмоциональный мир;
Воспитывать художественный вкус.
Оборудование:
словарь: картина, репродукция, пейзаж
репродукция картины Поленова «Московский дворик»
аудиозапись музыки Мусоргского «Утро над Москвой»
Оформление доски:
Задачи урока:
читать внимательно, понимать замысел автора;
рассуждать, воображать, сравнивать.
Ирина Пивоварова «Картина»
Василий Поленов «Московский дворик»
Поэтическое произведение произведение живописи
Картина – произведение живописи.
Картина – то, что можно видеть, обозревать, представлять.
Картина – изображение чего-нибудь в художественном произведении
Ход урока
1.Введение в тему
- Сегодня на уроке мы снова отправляемся в чудесный мир поэзии, живописи, где вы обязательно откроете для себя новую интересную страничку
- Задачи, которые мы должны решить…(учащиеся читают запись на доске)
-Начинаем новую главу, прочитайте её название. Как понимаете? Объяснение слова завязка (после рассуждений учащихся) по словарю.
- Обратите внимание на рисунок на с. 24. Кого видим на странице слева? (Шерлок Холмс и доктор Ватсон) Они помогают в исследовании литературы, помогут нам постигать тайны искусства.
2.Работа с текстом до чтения
- Как называется стихотворение И. Пивоваровой?
- Как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- Что ещё, кроме заголовка подсказало вам, что речь пойдёт о произведении живописи.
- Как понимаете значение этого словосочетания? ( высказывания уч-ся)
- Есть ещё значения (работа со словарём)
3.Первичное чтение
- Давайте познакомимся с новым произведением, попробуем понять, о какой картине идёт речь.
-Я прочитаю вслух, а вы следите по тексту
- Как хорошо мы вместе читали!
- Вам понравилось стихотворение? Мне тоже! Может быть, кто-нибудь хочет сказать, что он почувствовал, читая стихотворение?
4.Повторное чтение. Осмысленное восприятие и работа с текстом.
- Вижу, вы хотите сами почитать для себя, вчитываясь в каждое слово. Постарайтесь понять, что увидел, услышал, почувствовал автор и вы, читая это стихотворение.
ВИЖУ
СЛЫШУ
ЧУВСТВУЮ
- Что же мы видим? (выборочное чтение учащихся)
- Закройте глаза, отпустите на волю своё воображение. Представьте всю картину целиком, не похожую ни на чью, потому что она ваша. Вы создали её в своём воображении. Представили? А теперь представьте её нам.
- Что вызвало у вас наибольшее затруднение? Трудно было изобразить на ней? Всё ли, о чём рассказывает стихотворение, можно изобразить на картине?
- Какие слова употребил автор, чтобы мы могли услышать звуки?
- Перечитайте, что обозначают эти слова? (действия) Какая часть речи обозначает действия?
- Что же чувствовал автор? А вы?
4.Работа над выразительностью чтения
- Будем учиться читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представил себе картину, услышал звуки.
- Договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно, равнодушно, восхищаясь?
( спокойно, с восхищением)
- Заметили ли вы, с помощью чего поэт рисует не только «красочную», но и «звучащую» картину природы? (слово)
- А теперь давайте с вами исследуем, какие средства имеет художник для передачи чувств, звуков. Сравним литературное произведение и произведение живописи.
5.Работа с репродукцией картины Поленова «Московский дворик»
- Русский художник Василий Поленов замечательно писал пейзажи. (Вспомнили, что такое пейзаж) Любил природу, подмечал её красоту, передавая её на холсте.
- Какое настроение вызывает пейзаж, что чувствуете, глядя на картину?
- Прочитайте задание под репродукцией на с. 25 учебника.
-Что предлагают авторы учебника?
- Какие звуки услышали?
- Какие средства имеет художник для передачи увиденного, своих чувств? (краски, холст)
- Есть ли у живописи способы создать такой «звучащий» образ природы, как в поэтической «картине» И. Пивоваровой?
6.Слушание музыкального отрывка Мусоргского «Утро над Москвой»
- Послушайте отрывок из музыкального произведения Мусоргского. Предположите, какую картину увидел композитор и переложил её на музыку. (высказывания уч-ся)
7. Рефлексия
- Итак, сегодня на уроке мы учились понимать и чувствовать язык поэтического произведения и произведения живописи
- Что интересного было на уроке?
- Хотелось ли на уроке работать?
- Чему учились?
- Какое настроение у вас после увиденного, услышанного на уроке?
infourok.ru