Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва». Пугачев картина
Неизвестный Пугачёв - Мы родом ...
15 ноября 1774 года (238 лет назад), в Москву, в железной клетке, доставили Емельяна Пугачёва, с именем которого связана крестьянская война в России и последний перелом в мировой истории, закрепивший власть династии Романовых на огромной территории Российской Империи. Сегодня узнать правду о восстании Пугачёва практически невозможно, поскольку в 1775 году в России запретили всякое упоминание даже имени Пугачёва, но некоторые факты все же дошли до нашего времени. ©
~~~~~~~~~~~
Емельян Пугачев. Художник Татьяна Назаренко.Сведения о Емельяне Пугачёве более 140 лет были под грифом «секретно»Предводитель одной из крупнейших крестьянских войн Емельян Пугачёв родился около 1740 года, примерно через 110 лет после другого известного бунтаря - Степана Разина, и даже в одной и той же маленькой станице Зимовейская (сегодня Волгоградская область, станица Пугачёвская). Этот предприимчивый, смелый человек всегда стремился выделиться из казаков и это, благодаря лидерским задаткам, у него получалось.
Войска Емельяна Пугачёва и сегодня достаточно часто называют «бандами». Но к бандам, как правило, примыкают люди определённого рода занятий и их действия носят антиобщественную направленность. Однако, доподлинно известно, что, когда Пугачёв брал города, его радостно приветствовал не только простой люд, но и богатые купцы, и даже иерархи церкви. Пушкин писал, что в Пензе Пугачёва встречали хлебом-солью, с иконами и падали перед ним на колени.
3. Суд Пугачева. Картина В.Г.Перова.Доподлинно известно, что пушки для войск Пугачёва отливали на заводах Урала. Царские историки утверждали, что рабочие присоединились к Пугачёву, устроив бунт, но есть и другое мнение – уральские заводы принадлежали Великой Тартарии, командование войсками которой и взял на себя Пугачёв.По данным романовских историков, Емельян Пугачёв присвоил себе имя царя Петра III, супруга императрицы Екатерины II, который скончался летом 1762 года, провозгласил себя царём и издавал царские манифесты. Однако, Пушкин писал, что в Саранске, встречая Пугачёва, архимандрит вышел к нему с Евангелием и крестом, а служа молебен называл государыней не Екатерину, а некую Устинию Петровну. Ряд историков считает, что этот факт является прямым опровержением официальной версии о претензиях Пугачева на российский трон, но есть мнения и диаметрально противоположные.
4. Портрет Пугачёва, писанный с натуры масляными красками(надпись на портрете: «Подлинное изображение бунтовщика и обманщика Емельки Пугачёва) Неизв. худ.В Европе узнали об успехах восстания по икреПатриот или агент иностранной разведки
Не исключено, что фамилия «Пугачёв» вовсе и не фамилия, а придуманное властями прозвище (от слова «пугало» или «пугач»). Это традиционный пропагандистский приём того времени – вызвать негативные ассоциации с именами неугодных личностей. Так же было и с царём Дмитрием Ивановичем, которого наградили прозвищем Отрепьев (от «отребье»).
Но есть и другая версия, по которой настоящий Емельян Пугачёв, - человек буйный, на язык невоздержанный, имевший привычку бродяжничать и большим умом не отличавшийся, в 1773 году умер в казанской тюрьме, а из тюрьмы под его именем бежал другой, который и назвал себя императором Петром III. А успешно его восстание было потому, что за ним тянулся то ли турецкий, то ли польский, то ли французский след. Впрочем, каждая из этих стран имела свой интерес в том, чтобы ослабить Россию.
Императрица Екатерина прекрасно понимала серьёзнейшие проблемы геополитического характера, которые могло повлечь за собой восстание. Поэтому на подавление его привлекли самого Суворова. Мало того, - великий полководец лично конвоировал Пугачева в Москву, где палач и отрубил ему голову. Это позволяет понять важность персоны Емельяна Пугачёва, и осознать тот факт, что расценивать поднятое им восстание как «бунт» не получается. Восстание Пугачёва – гражданская война, определившая на том этапе будущее Империи.
5. Казнь Пугачёва. Прости, народ православный. Художник Маторин Виктор.Сокровища Емельяна Пугачева ищут и сегодняПо слухам, в казне атамана были несметные сокровища татарских и башкирских ханов. Вот только до сегодняшнего времени ни лошадиная попона, расшитая тысячами рубинов и сапфиров, ни огромный бриллиант, который якобы был у атамана, не найдены. Кладом этим, который по легенде хранится в Емелькиной пещере в окрестностях села Нагайбаково на Урале, интересовался сам Никита Хрущёв и даже отправил туда экспедицию кладоискателей. Но успехом экспедиция не увенчалась, как и прочие подобные.
В 1775 станица Зимовейская стала Потёмкинской, река Яик - рекой Урал, Яицкое Казачество назвали Уральским, Запорожскую Сечь ликвидировали, а Волжское казачье войско расформировали. Все события этой войны, по повелению Екатерины II, предали забвению.
Культурология.Ру
yarodom.livejournal.com
Существует несколько вариантов картины В.Г.Перова "Суд Пугачева" или "Пугачевский бунт". В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на "Емельку".
|
literatura5.narod.ru
Раскрыта тайна знаменитого портрета Пугачева
Этот знаменитый портрет Емельяна Пугачева хранится в собрании Исторического музея и долгое время украшал собой его экспозицию. У него очень интересная и даже загадочная история. Я хочу дать слово оренбургскому журналисту Вильяму Львовичу Савельзону, автору книг по истории родного края. Когда Савельзон собирал материалы к книге «Пушкин и Оренбуржье», он общался с сотрудниками нашего музея. Рассказ Вильяма Львовича очень яркий и образный. А потом я дополню его "сухой наукой".Материал опубликован 30 марта 2011 года на сайте "История Оренбуржья"http://oxy-lavka.ru/
Итак, рассказывает Вильям Савельзон:
"...научный сотрудник этого музея Зоя Огризко с благоговением подвела меня к портрету:- Перед вами один из самых любопытных экспонатов нашего музея. Когда пугачёвцы захватили Илецкий городок, сейчас это село Илек вашей Оренбургской области, то в присутственном месте обнаружили портрет императрицы Екатерины. Пробили его пиками, порубили саблями. А потом кому-то пришло в голову: есть местный живописец, вот пусть поверх напишетнашего царя-батюшку. Крестьянская война только начиналась, и восставшим нужен был такой портрет как своего рода агитационный материал: Пугачёв -подлинный царь Пётр Третий.Портрет написан маслом на холсте. Иконописные приёмы письма указывают, что автором портрета был иконописец-самоучка из староверов. Смотрите, вверху портрета, на его левой стороне, поставлена дата: «Сентября 21 1773 г.», а на обратной стороне сделана надпись: «Емельян Пугачёв родом из Казацкой станицы нашей православной веры и принадлежит той веры Ивану сыну Прохорову. Писан лик сей 1773 г. сентября 21 дня».
Как открылось, что он написан поверх изображения Екатерины Второй? Реставрация портрета в 20-х годах XX века открыла любопытную деталь. Увидели, что через папаху самозванца просвечивает какое-то лицо. Стали осторожно расчищать, и оказалось, что портрет Пугачёва нарисован... на портрете Екатерины.
Портрет императрицы был большего размера, на что указывают отрезанные кромки холста, и был проткнут в десяти местах. Порванные места были аккуратно заделаны, портрет Екатерины загрунтован. И на нём написан Пугачёв.Помню и своё благоговение, когда слушал этот рассказ в музейной тишине: сколько видел копий маслом, иллюстраций - и вот она, эта картина, в подлиннике, можно, не торопясь, рассмотреть каждый мазок, каждую буковку. Действительно, история увлекательнейшая. Поэтому портрет воспроизводится и в учебниках, и в книгах по истории, в том числе и Оренбуржья. Правда, в некоторых книгах указывается, что писан он в Яицком городке, в других - в Бёрде. Но Яицкий городок восставшие взять так и не смогли, а до Бёрда 21 сентября было ещё далеко. Так что по дате это, видимо, Илек.Правда, тогда подумалось: а как в крохотном Илецком городке так кстати оказался живописец довольно высокого уровня? Но раз учёные говорят...И вот теперь нынешняя заведующая экспозиционным отделом Государственного исторического музея Елена Горохова сообщает в комментарии к портрету:
- Как было написано у Стейнбека: «Если вам попался бриллиант, не трите его слишком сильно, а то как бы не обнаружилась подделка». Долгое время мы с гордостью водили по нашей экспозиции посетителей и рассказывали, что это единственный достоверный портрет вождя Крестьянского восстания периода самого-самого начала восстания, что это яркая иллюстрация истории классовой борьбы и так далее, в том же духе.Но исследования наших реставраторов сейчас лишили нас возможности показывать этот портрет. Они для многих из нас стали неожиданностью. Во время подготовки нашей новой экспозиции, которая открылась уже после ремонта Исторического музея, наши реставраторы взялись провести технико-технологическую экспертизу, ибо уже тогда существовало несколько мнений о времени написания портрета. И вот изучение всех живописных слоёв, всех красочных пигментов портрета Емельяна Пугачёва и портрета дамы, на котором он был написан, выявило, что, действительно, портрет дамы был написан в технике русской и европейской живописи, которая применялась в XVII - XVIII веках.Но когда просветили портрет рентгеновскими лучами, то изображение Пугачёва исчезло совершенно, ни одной детали этого портрета не увидели исследователи на рентгенограмме. И тогда началось более тщательное изучение красочного слоя вот этого верхнего пугачёвского портрета. И это исследование полностью подтвердило, что написан он был совершенно в иной технике, которой начали пользоваться с начала XIX века и до наших дней.Некоторые пигменты, вернее датировка их появления, подсказали, что портрет был написан не ранее и не позднее середины второй половины XIX века. То есть портрет Пугачёва оказался подделкой. И возник он именно в то самое время, когда в русском обществе интерес к историческому прошлому, к коллекционированию произведений этого прошлого достиг наиболее высокой степени. И наша экспозиция лишилась портрета Емельяна Пугачёва, написанного поверх портрета императрицы Екатерины II.Вот так общая атмосфера влияет на искусство. Атмосфере необходима легенда, искусство может ещё более поддержать её. В конце концов, имитация - это самая искренняя форма плагиата. Портрет будет храниться в запасниках, но тем не менее жизнь его не закончена. Теперь уже в качестве искусно сделанной подделки.Копии маслом этого парного портрета находятся в залах и областного краеведческого музея, и музея Оренбурга. Их научные работники сообщили, что снимать оба портрета не будут, потому что это интересное и ценное свидетельство нашей старины. Но посетителям будут правдиво рассказывать о странной и любопытной судьбе парного портрета императрицы и мужицкого царя. Видимо, останется он и в экспозициях небольших музеев в городах и районах области".http://oxy-lavka.ru/biblioteka/gazetnie_publikacii/orenburjie/2011_03_30.php
А теперь мои "пять копеек":
Уже после того, как была получена рентгенограмма, стало ясно, что дама - вовсе не Екатерина. Она не была похожа ни на один из известных портретов императрицы. Возможно, это кто-то из фрейлин. Исследования в этом направлении не проводились.
Все материалы, что идут ниже, взяты мной из доклада, прочитанного на V международной научно-практической конференции "Реставрация музейных памятников в современных условиях. Проблемы и пути их решения" - Киев,май 2005 г.Исследованиями портрета занимались: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Голиков Валерий Платонович, Жарикова Зоя Федоровна) и Отдел научной реставрации Государственного Исторического музея (Турищева Раиса Алексеевна).
Исходя из описания результатов экспериментальных можно обоснованно предполагать, что "Портрет дамы" был написан русским или европейским мастером, хорошо знающим специфическую технику классической европейской масляной живописи на холсте и на темных грунтах. Такая техника была характерна для XVIII века и практически перестала применяться в XIX веке. Технологические особенности живописи портрета дамы соответствуют особенностям живописи этого времени.
В пользу такой оценки свидетельствует следующие факты:Наличие темных подготовительных слоев (грунта и, возможно, имприматуры).Различия в технике написания светлых и темных живописных деталей, благодаря которым темный грунт участвует в формировании оптических свойств темных деталей.Фасон парика и костюма дамы, изображенной на портрете, соответствуют модам 1770-1780-ых годов.
Вот так выглядят при очень сильном увеличении красочные пробы - микрошлифы, по которым изучается стратиграфия живописного слоя.
Почему Пугачев не был виден на рентгене?Портрет дамы написан традиционными для живописи XVIII века материалами, включая, прежде всего, значительные количества "рентгенопоглощающих" свинцовых белил. А портрет Пугачева написан, в основном, совсем другими пигментами - "рентгенопрозрачными" земляными и органическими пигментами, благодаря чему и не виден на рентгенограмме.
Портрет Пугачева написан совсем в другой технике, близкой к технике "a la prima", которая начала наиболее широко применяться в XIX веке. В рамках этой техники грунт, независимо от его цвета, не участвовал в формировании оптических свойств как светлых, так и темных деталей.В темных деталях живописи портрета Е Пугачева, помимо "рентгенопрозрачных" земляных пигментов, были найдены совсем другие органические пигменты, чем в живописи портрета дамы - черный углеродный пигмент "Жженая кость", а также черно-синие синтетические органические пигменты. Кроме того, в темных слоях были обнаружены также единичные частицы искусственного яркого лилово-розового кристаллического пигмента – фосфата кобальта. Эти пигменты появились только во второй половине XIX века.
je-nny.livejournal.com
Василий Перов «Суд Пугачева» | Бердская слобода
Василий Перов «Суд Пугачева» (1879), Русский Музей
Существует несколько вариантов картины Василия Перова «Суд Пугачева» или «Пугачевский бунт». В 1879 году появился вариант картины, где образ Пугачева предстает более значительным – в лже-Петре III чувствуется человек большой воли, ума и темперамента. На крыльце помещичьего дома сидит Пугачев, окруженный толпой своих приближенных, разбойничьи лица которых чрезвычайно характерны. Идет церемония присяги, которую производит жалкий, несчастный, трясущийся от страха священник. На дворе, перед Пугачевым, скучена толпа народа, в первых рядах которой стоит помещичье семейство, члены которого кто с отчаянием, кто с твердостью и мужеством ожидают решения своей участи. На заднем плане на зловещем фоне пожара вырисовываются силуэты виселиц. Предводителю восстания противопоставлена гордая, властная помещица, с гневом взирающая на «Емельку».
Перов поставил очень сложную задачу – написать триптих, в котором предполагал развернуть историю Пугачевского восстания. В первой картине триптиха он хотел вскрыть причины восстания, во второй – изобразить самое восстание и в третьей – передать расправу с помещиками. Художник тщательно готовился к осуществлению своего творческого замысла: много читал о Пугачевском восстании, ездил на Волгу и Урал, зарисовывал там типы («Голова киргиза», «Голова татарина»), делал этюды для Пугачева. Но из всего триптиха ему удалось написать только третью картину – «Суд Пугачева». Для второй картины автор имел лишь наброски и рисунки отдельных фигур и сцен. Композиция же не была осуществлена; она представлялась художнику в виде стремительно несущейся на зрителя массы разноплеменных всадников: казаков, татар и русских крестьян. Стремительность движения всадников, поднимающих облака пыли, должна была создать впечатление стихийного движения, сметающего все на своем пути. Первоначальный эскиз к картине «Суд Пугачева», вскоре уничтоженный, относится к 1873 году. В нем В. Г. Перов изобразил среди вечернего деревенского пейзажа вооруженных повстанцев, приближающихся к помещичьей усадьбе, в которой их вождь чинит суд и расправу.
Василий Перов «Суд Пугачева». Эскиз картины (1875), Государственный исторический музей
Вскоре был написан второй эскиз: пугачевцы на фоне бушующего пожара. Горящие здания, клубы дыма, закрывшие небо, виселица, птицы, тревожно мечущиеся над трупами повешенных…
Однако образ главного героя художнику явно не удался: Пугачев здесь какой-то безликий, инертный. Народ отодвинут на задний план. В центре на первом плане человек, кланяющийся Пугачеву в ноги. Выделяется немолодой дворянин со связанными руками, которого удерживает калмык. Дворянин отказывается признать самозванца государем Петром III, и ему уготована виселица…
Василий Перов «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей
Этот эскиз лег в основу картины «Суд Пугачева» (1875), Государственный исторический музей. В ней художник отошел от первоначального замысла, ограничившись изображением только сцены суда, отчего был утерян масштаб события. Сам Василий Григорьевич остался неудовлетворенным своим произведением и не завершил его. «Ставка» пугачевской вольницы расположилась в Бердской слободе близ Оренбурга. Пугачев жил в самом лучшем в Бердах доме казака Ситникова, называемом «Золотой палатой». Этот дом и запечатлен на картине. В 1879 году появился еще один вариант картины, о котором говорилось ранее.
Источник: А.И.Архангельская. Выдающийся русский живописец В.Г.Перов. М.: Знание, 1957.
berdskasloboda.ru
Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»
09.01.2016Сюжет картины тесно переплетается с произведением Пушкина «Капитанская дочка». Вероятнее всего, автор, недавно прочитав это произведение, был настолько им поражён, что решил изобразить свои мысли в виде картины, ставшей в итоге не просто картиной, а шедевром русской живописи.
Из истории всем знакома судьба известного русского повстанца Емельяна Пугачёва, человека, сумевшего покорить тысячи сердец страхом, силой духа, ненавистью. Кто-то им восхищался, кто-то любил, кто-то дико ненавидел. Он смог правдами и неправдами стать «псевдоцарём», но в итоге поплатился за это жизнью.Часто говорят, что жестоким был великий царь Иван Грозный, но Пугачёв ему не уступал. Это мы можем увидеть на картине. На троне восседает Пугачёв, на его глазах совершается казнь, но его лицо невозмутимо. Многие, при виде этого, падают в обморок, другие молят о помиловании, кто-то молча ожидает кончины, гордость его не покидает. Сам самозванец сидит даже не дрогнув, в его глазах видна сила, могущество, ни намёка на сострадание к ближнему. Ненависть, непоколебимость – всё на что он способен. Но, как говорится, всё возвращается бумерангом. Не знал тогда ещё об этом Пугачёв и вершил суд над беднягой. Не думал он, не гадал, что его ожидает та же участь.Миг славы не вечен. Сейчас ты на коне, а скоро можешь оказаться таким же несчастным. Так и случилось. Пугачёва предали свои, и его ожидала та же участь – казнь.Автор картины пытается показать нам, что власть эта не вечна, и мы не сможем забрать её в мир иной. Всё течёт, всё меняется. Сегодня ты у власти, а завтра суд вершится над тобой. Перов мастерски описал судный день. Сколько людей собрал он воедино и смог создать сюжет. Образ Пугачёва яркий, чёткий. На полотне мы видим людей, бунтарей, молчаливую толпу и главаря всей этой банды. Портрет и картина не завершена, но она этим и привлекает зрителя.
8-poster.ru
Описание картины Василия Перова «Суд Пугачёва»
Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены.
Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва. То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу.
Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто – скорый.
Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций. Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.
Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург, на суд. Почему как зверь? Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветничать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц.
Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться. И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить.
На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть. Он это понял потом.
opisanie-kartin.com
Казак. х.м. 1987г. 51х45 см. | Казак смотрящий на Пугачёва. к.м.1985г. 35х28 см. | Костёр. х.м 35х40 см. 1990г. | Костёр. х.м. 1981г.57х67 см. | Костёр 2. х.м. 1983г. 39х44 см. |
Металлическая посуда. ( натюрморт) к.м. 1982г. 47х39 см. | Крик. х.на кар. 1988г. 48х22 см. | Накрытая телега. к.м. 1984г. 31х33 см. | Обнажённый. х.м.1984г. 37х30 см. | Раненный в голову. к.м. 1984г. 31х37 см. |
Cтепан. х.м. 1990г.35х40 см. | Раненый. х.м. 1982г. 35х30 см. | Русский пейзаж. (деревня) д.в.п. масло 1982г. 36х50 см. | Сапог. к.м. 1989г. 32х25 см. | Сбруя. х.м. 1990г. 37х52 см. |
Седлающий лошадь. х.м. 1985г. 30х20 см. | Седло. к.м. 1982г. 40х50 см. | Смелый мужик. х.на кар. м 1980 40х31 см. | Старая казачка. х.м. 1985г. 42х31 см. | Три крестьянина. х.м. 1990г. 50х36 см. |
Цыган. х.м. 1991г. 48х38 см. | Барин-натурщик х.м. 1983г. 55х60 см. | Шептун. х.м. 1982г. 18х23 см. | Этюд торс в халате. х.м. 1984г. 25х38 см. | Башкир. х.м.1983г. 29х24 см. |
Бунтарь. к.м. 1984г. 37х26 см. | Голова в парике. к.м. 1988г. 40х32 см. | Икона и телега. к.м. 1984г. 31х41 см. | Задумалась. х.м. 1982г.30х20 см. | Икона в тени. х.м. 1987г. 25х30 см. |
Женщина с ребёнком. (задумалась) х.м.50х30 см. 1983г. | Драгоценности (крест,бусы,икона) двп.м. 25х20см. 1990г | Казак на лошади. б.м. 18х23см. 1990г. | Простая телега. х.м. 26х20см. 1989г. | Соломенная крыша. б.м. 18х21см. 1991г. |
nepyanov.ru