ИСПАНИЯ (живопись Испании). Картины испания
Готическая живопись Испании — Artrue
История развития готического искусства в Испании.
Ретабло жизни Божьей Матери и Святого Франциска. Николас Франсез.
Готическая живопись
Испанская живопись характеризуется плавностью перехода от романского стиля к готическому, который происходил постепенно, без резких рывков. Отличительной чертой готической живописи в Испании является изменение и развитие предшествующих ей романских форм, в сочетании с влиянием зарубежных школ живописи (французской и итальянской), а также своеобразие использования мудехарских декоративных элементов. Несмотря на наличие уцелевших архаичных черт, мировоззренческий (концептуальный) характер романской живописи постепенно смягчается в результате того, что теперь живописцы начинают черпать больше вдохновения во внешнем мире, что проявляется в более тщательном воссоздании природы, в растущем интересе к выражению чувств и эмоций, а также к большей гуманизации образов.
История готики в Испании
Первоначально в Испании появилось два направления в интерпретации готического искусства: первое, пришедшее из Франции, основывалось на традициях западной живописи, а второе, имеющее итальянские корни, было связано с византийскими образцами. Победу одерживает французское направление, которое порождает так называемый франко-готический стиль, к которому относится ретабло Святого Христофора, хранящийся сейчас в музее Прадо.
В конце XIV века огромное влияние начинает оказывать итальянская живопись. Этот процесс продолжает нарастать на протяжении двух последующих веков и, наконец, полностью вытесняет франко-готический стиль. Течение, возникшее под влиянием итальянской живописи, демонстрирует большее усердие при изображении пространств и более усовершенствованные и доскональные анатомические знания, в то же время большее внимание начинает уделяться свету, как с точки зрения объёма, так и в отношении цветового решения. Хотя в рамках данного течения существует несколько различных тенденций, наиболее широко представленной в музее Прадо является флорентийская школа живописи, которая отличается особой пластичностью своих композиций, интересом к прорисовке подробных деталей человеческого тела, а также монументальностью и торжественностью образов.
К данному течению относятся изображения на доске: Истории Марии Магдалины и Иоанна Крестителя работы каталонского художника Хайме Серра, отражающие развитие этого течения в Каталонии, а также ретабло архиепископа дона Санчо де Рохаса Хуана Родригеса де Толедо, яркий пример этого течения в Кастилии.
Ретабло архиепископа дон Санчо де Рохаса. Хуан Родригес де Толедо.
Наконец, ретабло Житие Богородицы и Святого Франциска Николаса Франсеза уже можно отнести к интернациональной готической живописи, стилю, в котором сливаются воедино вклад французской и сиенской школы живописи, а также сюда присоединяется идеализирующая тенденция итальянских мастеров. Однако здесь также чувствуется повествовательная направленность, вкус к хорошей шутке и тяготение к второстепенным темам, в чем прослеживается определенное влияние французской миниатюры.
Самые красивые места Испании (Фото)
Испания – очень красивая и гостеприимная страна. Зеленые холмы и цветущие поля, виноградники и апельсиновые рощи, красивые пляжи и чистое море, привлекают сюда ценителей природы и пляжного отдыха. Для любителей истории и культуры Испания распахивает ворота своих незабываемых городов, открывает двери всемирно известных музеев, показывает свои самые интересные уголки. Не оставит она равнодушными гурманов и ценителей тонких вин, поклонников шоппинга и любителей шумных дискотек и ночного клубного отдыха.
Мадрид
Столица Испании – Мадрид. Его уникальность в том, что город не имеет своего архитектурного символа, он сам по себе является символом Испании, построенным в XVI в. королем Филипом II, которому уже не хватало пространства в прежней столице Толедо.
Мадрид полон памятников архитектуры различных эпох и стилей, достопримечательностей, музеев с бесценными экспонатами, красивых садов и парков, шумных базарчиков и колоритных испанских улочек.
Самым красивым местом Мадрида можно смело назвать архитектурный ансамбль Королевского дворца в стиле барокко, служивший до 1931 г. домом королевской династии.
Еще одно популярное место – Кафедральный собор Сан-Исидро, выстроенный в честь покровителя Мадрида святого Исидора. Помимо этого храма в столице размещено множество красивых церквей, соборов, мечетей для представителей и других конфессий.
В Мадриде расположен один из самых известных в мире музеев – Национальный музей живописи и скульптуры Прадо. В основе его собрания лежат коллекции трех королей Испании из династии Габсбургов – Карла I, Филиппа I и Филиппа II. Все экспонаты хранились в королевском дворце Эскориал, пока король Карл III в 1814 году не повелел создать в парке Прадо общественный музей. В настоящее время коллекция Прадо насчитывает более 9000 экспонатов, включая всемирно известные картины и античные скульптуры.
Толедо
Толедо – бывшая столица Испании. Это место сплело воедино историю и культуру христианства, мусульманства и иудейства, что отчетливо отразилось в его архитектуре и достопримечательностях. В 1986 г. город внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Кафедральный собор Толедо, посвященный Деве Марии, – один из самых больших в мире, его колокольня высотой 90 метров видна из любого места в городе. Еще одно знаменитое религиозное сооружение города – Толедская мечеть, которую строило несколько поколений арабов, проживающих в Испании.
Сердце Толедо – крепость Алькасар или королевский дворец – перестраивался несколько раз за историю своего существования, поэтому его фасады представляют собой причудливую смесь архитектурных стилей.
Севилья
Второе название Севильи – Апельсиновая роща. Улицы и парки города усажены апельсиновыми деревьями, а сам он окружен апельсиновыми садами. Весной воздух Севильи наполняется восхитительными ароматами цветущих цитрусов.
Одно из самых примечательных строений города – собор Севильи, выстроенный на месте древней мавританской мечети XII века. После изгнания мавров мечеть была разрушена, но ее минарет был настолько красив, что его сохранили и переделали в колокольню нового собора, третьего по величине в Европе. 500 лет назад разрушенный землетрясением купол минарета заменили на флюгер, давший имя всей башне – Ла-Хиральда.
В наследство от мавров Севилье достался и красивый садово-парковый комплекс, входящий в ансамбль Королевского дворца. В XIV веке дворец был перестроен, но мавританский стиль этого места был сохранен, и правящие испанские династии вот уже 700 лет используют его в качестве одной из официальных резиденций.
Канарские острова
Канарские острова – настоящая жемчужина Испании, архипелаг в Атлантическом океане из 7 больших и 6 малых необитаемых островов. Самые крупные и популярные у туристов острова – Тенерифе, Фуэртевентура и Гран-Канария. Солнечные пляжи Канарских островов привлекают любителей морского отдыха и ночных развлечений.
Острова славятся своими банановыми плантациями, лавролистными лесами и красивыми пейзажами, украшенными цветущими гибискусами, опунциями и стрелициями.
Балеарские острова
Балеарские острова – еще одно популярное место отдыха в Испании. Три крупных острова архипелага – Майорка, Ибица и Менорка – известны по всему миру. Каждый из них, помимо прекрасной возможности отдохнуть на великолепных пляжах и искупаться в чистой и теплой воде Средиземного моря, привлекает гостей страны своими особенностями.
На Майорке расположен красивый город, столица 5 островов – Пальма-де-Майорка, красующаяся своим замком Бельвер. На востоке острова можно полюбоваться также и нетронутыми цивилизацией пейзажами.
Ибица известна в мире, как столица клубной культуры, ее шумные и роскошные ночные вечеринки в клубах и под открытым небом привлекают множество знаменитостей.
Менорку можно по праву назвать островом-музеем благодаря большому количеству архитектурных и археологических памятников, статуй и скульптур под открытым небом, склепов с захоронениями. Самым загадочным доисторическим памятником считаются Таулы – башни из Т-образных камней, лежащих друг на друге, назначение которых до сих пор не разгадано.
Ботанический сад Маримуртра (MariMurtra) в Бланесе
Одно из самых красивых мест Испании – Ботанический сад Моря и Мирта или Маримуртра в прибрежном городе Бланес. Его территория представляет три географические зоны – средиземноморье, субтропики и умеренный пояс.
Уникальность Ботанического сада Маримуртра в том, что он расположен на скалах, с которых открывается захватывающий вид на побережье Коста Брава. Морской пейзаж обрамлен великолепными цветущими растениями, именно поэтому Маримуртру считают одним из самых красивых мест не только в Испании, но и в мире.
Альгамбра
Альгамбра – великолепный дворец в арабском стиле в Гранаде – неповторимо красивое место, подарившее вдохновение многим всемирно известным художникам и писателям. Построили эту цитадель в 1238 году мавры, сделавшие Гранаду столицей исламской Испании.
Обширный дворцовый комплекс Альгамбры, построенный на лесистом холме Сабика, великолепно оттеняют величественные заснеженные пики Сьерра-Невады. Это место, по сути, целый город с садами, павильонами, фонтанами, прудами, дворцовым ансамблем и небольшой мединой (жилым кварталом).
Особенностями декора дворца является резьба по штукатурке – ажурный орнамент в виде арабской вязи, а также зиллиз – глазурованные красочные керамические плитки, из которых составлены сложные рисунки на цоколе здания.
Львиный дворик – мировой шедевр архитектуры, самое красивое место Альгамбры. Это фонтан в виде чаши на спинах 12 мраморных львов, расположенный в центре аркадных галерей с изящными колоннами.
krasivye-mesta.ru
ИСПАНИЯ (живопись Испании) | ArtWiki. Энциклопедия искусства
Зрелое средневековье и романский период
За исключением Каталонии, зависевшей от франкского государства, средневековая христианская Испания родилась благодаря расширению земель, объединившихся на Севере против исламских эмиратов - Астурия и Наварра. Миниатюра. Мосарабская миниатюра, то есть миниатюра христиан, живших на завоеванных мусульманами территориях, известна нам по «Biblia Hispalensis» (X в.) и «Biblia sacra» из собора в Леоне (920).
В монастырях Леона возникла сильная школа миниатюры, известная красочными иллюстрациями к рукописи «Комментарий к Апокалипсису» пресвитера Беаты из Льебаны. В Каталонии каролингское и оттоновское влияние чувствуется в «Евангелии из Жероны» (1100) и в Библиях из Роды (Париж, Нац. библиотека) и Фарфы (Ватиканская библиотека).
Стенная живопись
Живописное наследие Каталонии довольно обширно, несмотря на то, что фрески в таких центрах, как Барселона, Вич и Риполь, не сохранились до наших дней. Однако ансамбли из Тахуля, Ургеля, Педрета и Бохи, впечатляющие величием форм и богатством красок, сохранились в Музее изящных искусств Каталонии в Барселоне. В Кастилии сохранились только три стенных росписи XII в.: из мосарабской ц. Сан-Баудель де Берланга (Бостон, Музей изящных искусств, и Мадрид, Прадо) и из апсиды Эрмитажа в Мадеруэло (Мадрид, Прадо). В «Пантеоне королей» в ц. Сан-Исидоро в Леоне сохранились росписи, близкие к стилю живописи Пуату.
В Арагоне, помимо цикла росписей в ц. СанХуан де ла Пенья, до нас дошли и фрески в зале капитола монастыря Сижена, вдохновленные английскими миниатюрами из Винчестера конца XII в.
Литургическое убранство
Украшение алтарей (балдахин, крест, ковчег) было особым жанром живописи, процветавшим в Каталонии. В отличие от бродячих фрескистов, эти художники были прикреплены к трем основным центрам: Ургель, Вич и Риполь. Наиболее характерными примерами этой живописи являются алтарные образы «Фронталь Апостолов» (Барселона, Музей изящных искусств Каталонии) и «Фронталь св. Мартина» (Вич, музей).
Готическая эпоха: XIII и XIV вв.
В это время испанская живопись испытывает попеременно французское и итальянское влияние. В XIII в. в Каталонии после первого византийского влияния, проявившегося, например, во «Фронтале Орелльи», появляется вкус к чисто готической повествовательности («Фронталь Сан-Мигель де Соригуэрола», Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Но подлинные шедевры создаются при дворе короля Кастилии Альфонса Х Мудрого (1252-1284), в мастерской миниатюристов, которые создали иллюстрации к рукописи «Песнопения Альфонса Мудрого в честь девы Марии» (1275-1284, Эскориал).
В начале XIV в. в Наварре торжествует линейный стиль, связанный с именем художника Хуана Оливера, который в 1330 создал серию «Страстей Христовых» для трапезной монастыря в Памплуне. Влияние французской готики уравновешивается итальянским влиянием, которое преобладало, в частности, в Пальме-де-Майорке. Росписи капеллы Сан-Мигель монастыря Педральбес в Барселоне, исполненные в 1346 Феррером Басса, свидетельствуют о воздействии джоттовской манеры и сиенского искусства, что проявилось также в серии панно и миниатюр, приписываемых Ферреру Басса и его сыну Арнау (до 1348). Сиенское влияние преобладало и в творчестве каталонских художников второго поколения, таких, как Рамон Десторрентс и четыре брата Серра. XV в.
С середины XIV в. самым распространенным жанром живописи стал алтарный образ, который очень часто заменял собой стенную живопись в апсидах церквей. В XV в. он превратился в воистину монументальное искусство. Алтарь был разделен на многочисленные составные части, на которых изображались различные эпизоды из жизни святых и евангельские сцены. Можно выделить три ведущих направления: итальянское, фламандское и стиль «интернациональной готики». Итальянское направление зародилось в Каталонии и Валенсии, а в конце XIV и в начале XV вв., благодаря работам известных художников, распространилось и в других районах страны. Флорентиец Старнина (согласно документам проживавший в Валенсии в 1398-1401) в 1395 работал в соборе в Толедо, где ему приписывают алтарь в капелле св. Евгения и росписи в капелле Сан-Блас, завершенные Родригесом де Толедо. В Саламанке Делло Делли (Николас Флорентино) украсил апсиду собора фреской (1445) и большим алтарем.
Среди произведений, отмеченных тосканским влиянием, выделяются работы Мастера из Оркахо, алтарь архиепископа Санчо де Рохас (Мадрид, Прадо) и в Андалусии, стенная роспись (1400) в Аркосе-де-ла-Фронтера. «Интернациональная готика». Итальянское направление приняло в себя фламандское, элементы французской и немецкой живописи и сыграло важную роль в формировании «придворного стиля» в Валенсии и Барселоне в конце XIV в. В Валенсии Лоренсо Сарагоса, Феррер, Педро Николау, Гонсало Перес и другие художники создали оригинальный стиль, отличающийся графичностью фигур и тонкой гаммой цветов, подчеркнутой золотым фоном.
Некоторым их произведениям (например, алтарь св. Георгия из лондонского музея Виктории и Альберта, который приписывают Марсалю де Саксу) присуща экспрессия, достойная немецкого искусства. В тот же период другим очагом «интернациональной готики» стала Каталония. До 1425 в каталонской живописи господствовали большие алтарные картины Боррассы, в которых художник использовал свой дар рассказчика. Хуан Матес, Рамон де Мур, Мастер из Руссильона считаются его соперниками. После 1425 каталонскую школу возглавил Бернарде Марторель, увлеченный франко-фламандскими новшествами. Среди прочих очагов международной готики следует назвать Арагон (Хуан де Леви, Николас Солана, Мастер из Ланахи) и Кастилию (Николас Франсес).
«Испано-фламандские» мастера
В Испании было много художников, использовавших нидерландскую технику живописи маслом и натуралистический подход. Это Луис Дальмау, Хайме Уге и Бартоломе Бермехо - в Арагоне, Фернандо Гальего, Диего де ла Круз, Мастер из Сен-Ильдефонс и Мастер из СантаКлара-де-Паленсия, и, наконец, Педро Берругете - в Кастилии. XVI в.
В первой трети XVI в. в испанской живописи столкнулись два влияния: нидерландское и новое итальянское. Наиболее значительными художниками этого переходного периода являются Хуан де Боргонья в Толедо, Алехо Фернандес в Андалусии и Родриго де Озона Младший в Валенсии. Первой областью Испании, принявшей итальянское Возрождение бьиа Валенсия: около 1507 Фернандо де Льянос и Фернандо Яньес де Альмедина обратились к итальянскому искусству конца XIV в., проявив особенный интерес к сфумато Леонардо да Винчи. Вторая треть века стала свидетельницей триумфа итальянского направления: Хуан де Хуанес и его отец, Висенте Масип, утвердили в Валенсии стиль Рафаэля и Себастьяно дель Пьомбо. Хуан де Хуанес стал автором очень популярных, хотя и немного слащавых религиозных тем. В Толедо в то время жили два ученика Хуана де Боргонья: Франсиско де Комонтес и Хуан Корреа де Вивар. Переезд двора в Вальядолид привлек сюда некоторых итальянизирующих художников, в том числе Алонсо Берругете, сыгравшего важную роль в формировании флорентийского маньеризма. В самом богатом испанском городе - Севилье работали брюсселец Питер де Кемпенер (Педро де Кампанья) и фламандец Сторм (Фернандо Эстурмио), работавший в Андалусии в 1539-1557.
Согласно Пачеко, основателем севильской школы был Луис Варгас, вернувшийся в Севилью после долгого пребывания в Риме. Педро Мачука утвердил свое влияние в Гренаде, где создал величественный дворец Карла V с могучими и вычурными статуями. В Эстремадуре работал Луис Моралес, стоявшему несколько в стороне от других художников этой провинции. В последней трети XVI в. Гаспар Бесерра возродил в Испании искусство фрески (Мадрид, Пардо). Его преждевременная кончина вынудила Филиппа II обратиться к итальянцам, чтобы расписать стены Эскориала. В Севилье Алонсо Васкес и Франсиско Пачеко создавали огромные композиции, предвещающие появление алтарных картин «золотого века». Венецианское влияние представлено творчеством Наваррете и Эль Греко. Последний открыл для Кастилии технику и колорит Тициана и Тинторетто. На смену Наваррете пришли Диего де Урбино, Луис Карвахаль и Хуан Гомес, которые создали для Эскориала множество триптихов.
Искусство портрета, основоположником которого был нидерландский художник Антонио Моро, представлено работами художников при дворе Филиппа II - Санчеса Коэльо и Пантохи де ла Крус. Обосновавшись в Толедо после постигшей его неудачи при дворе, Эль Греко превзошел эту простую имитацию венецианской манеры и выработал свое собственное направление, ставшее последней вспышкой маньеризма.
XVII в.: «золотой век» испанской живописи
Термин «золотой век», прежде всего, обозначает период расцвета испанской литературы эпохи Сервантеса, Гонгора и Лопе де Вега. Но его можно применить и к плеяде таких великих художников, как Сурбаран, Веласкес и Мурильо. Первая половиа XVII в. В этот период важную роль играли итальянцы. Это относится не только к Караваджо, некоторые работы которого вскоре прославились в Испании, но и к тосканцам и генуэзцам, работавшим в Эскориале. Так, Санчес Котан и Ф. Рибальта, украшавшие Эскориал, под влиянием Луки Камбьязо интересовались эффектами освещения, и этот интерес принесли с собой в Валенсию. В Мадриде Висенте Кардучо и Эуженио Каксес, соответственно младший брат и сын мастеров, работавших в Эскориале, вдохновлялись чисто тосканским следованием реальности. Венецианские мастера, прекрасно представленные в королевских собраниях, оказали влияние на творчество таких художников, как Роэлас в Севилье и Орренте в Толедо.
В целом, первые образцы испанского натурализма основывались на работах итальянских художников. Великие испанские мастера, родившиеся около 1600 (Рибера - 1591; Сурбаран 1598; Веласкес - 1599; Кано 1601), также формировались в русле этой традиции, ориентированной на поиски реальности и усиление роли освещения. Позднее все они эволюционировали к более свободным и индивидуальным формам искусства. Рибера переехал в Италию, и его влияние там было не меньше, чем в Испании. Веласкес известен не только своим тенебризмом, но и создал собственный стиль, положивший основу отдельной школы портрета. Кано идеализировал форму, что сближало его с некоторыми итальянскими художниками. Благодаря работам Санчеса Котана, ван дер Хамена и Алехандро де Лоарте, с начала века широкую популярность приобрел натюрморт - «бодегон».
Позже в этом жанре работали Фелипе Рамирес, Хуан де Эспиноза, Хуан де Арельяно и многие другие, и лишь Кольянтес и Веласкес обращались к искусству пейзажа. Вторая пмовина XVII в. Во второй половине века влияние фламандцев, Рубенса и Ван Дейка, вытеснило итальянскую живопись, хотя по-прежнему оставался интерес к светлым и чувственным краскам венецианских мастеров. Сложные темные композиции первой половины столетия уступили место динамичным произведениям с более однородным освещением. Крупньми художественными центрами стали Мадрид и Севилья, в то время как Валенсия и Толедо потеряли свое былое значение.
В Мадриде сформировалась большая группа художников (Франсиско Риси, Хуан Карреньо де Миранда, Матео Сересо, Антонио Фриас Эскаланте, Хосе Антолиньес и Клаудио Коэльо), которая представляла собой, возможно, единственную монолитную школу, открытую для многочисленных учеников. Воспитанные в духе поклонения венецианскому и фламандскому искусству, они были прежде всего прекрасными колористами и умелыми декораторами.
Среди них были и талантливые портретисты. В Севилье работали два больших мастера, представлявших диаметрально противоположное направление: Мурильо и Вальдес Леаль. Первый приятный и простосердечный интерпретатор благочестия. Второй - обладатель страстного темперамента, проявившегося в его богатых пластикой, напряженных и драматических произведениях. Ученики Мурильо Тобар, Вильявисенсио, Эстебан Маркес - поддерживали его культ в Севилье. Последователем Вальдеса Леаля был его сын Лукас. В Мадриде работал андалусец Паломино, автор трактата о живописи и сборника биографий (1715-1724), который является самым ранним источником по испанскому искусству «золотого века».
XVIII в. Правление Филиппа V.
С началом правления Филиппа V, первого испанского Бурбона (1700), некоторые художники постарались увековечить умирающие традиции «золотого века». Мигель Хасинто Мелендес стал последователем Эль Греко. В Севилье работали ученики Мурильо и Вальдеса Леаля. В Гранаде «певец Андалусии» Рисуэньо продолжил традицию Алонсо Кано. Самым оригинальным провинциальным художником бьи каталонец Виладмат. При дворе друг друга сменяли французские художники: Мишель-Анж Уасс (1715-1728), Жан Ранк (1723- 1735) и Луи-Мишель Ванлоо (1737-1752). Второй брак короля с Изабеллой Фарнезе способствовал появлению итальянских мастеров: Сани и Прокаччини, которые работали также в Ла Гранхе. Создание Филиппом V королевской мануфактуры гобеленов имело решающее значение для развития живописи, особенно во второй половине столетия.
Правление Фердинанда VI.
В период правления Фердинанда VI (1746-1759) интерес двора решительно обратился к творчеству итальянских художников: для исполнения росписей сводов в новом королевском дворце были приглашены Амигони, а затем Коррадо Джаквинто. Самой важной вехой в художественной жизни Испании тех лет стало создание в 1752 Кор. Академии художеств Сан-Фернандо, задуманной еще Филиппом V по французской модели. Первыми директорами стали Ванлоо и Антонио Гонсалес Руис, ученик Уасса. Вскоре по всей Испании были открыты свои собственные Академии, в том числе в Севилье, Валенсии и Сарагосе.
Правление Карла III и Карла IV.
В 1761 король Испании с 1759 Карл III поручил Менгсу росписи Кор. дворца в Мадриде. Истинный «диктатор искусств», Менгс сделал переворот в испанской живописи, выступив реформатором в производстве гобеленов: художникам должны были предоставлять в королевскую мануфактуру эскизы для гобеленов с изображениями сцен из мадридской жизни. В 1762 Тьеполо, соперник Менгса, приехал в Мадрид вместе со своими двумя сыновьями. В Кор. дворце Тьеполо расписал три плафона. Влияние Менгса, более сильное, чем влияние Тьеполо, сказалось на творчестве его зятя, рисовальщика Сальвадора Кармоны, а также братьев Байе. В работе мануфактуры гобеленов также принимали участие Закариас Гонсалес Веласкес и Хосе дель Кастильо. Но особенно интересны натюрморты Луиса Мелендеса и жанровые сцены и пейзажи Луиса Пареты.
В 1799, одновременно с Гойей, чести быть первым художником короля удостоился Маэлья. Творчество Гойи вплоть до конца века занимало в испанской живописи господствующее положение, благодаря мощному вдохновению, силе техники и плодовитости мастера.
XIX в.
Испанская живопись XIX в. представлена многочисленными полотнами и, однако, мало известна. Личность Гойи и престиж французских живописцев оставили в тени менее новаторских художников. Тройное желание выражает устремления мастеров той эпохи: продолжать работать в русле XVIII в., восстановить великие традиции «золотого века» и участвовать в творческих начинаниях, пришедших из-за границы. В Мадриде Висенте Лопес с особой тщательностью работал над портретами придворных Фердинанда VII. Три мадридских живописца, Хосе де Мадрасе, Хосе Апарисио и Хуан Антонио Рибера, уехали в Париж и Рим учиться у Давида. В Барселоне Жозеф Фложье и Хуан Карлос Англес были главными представителями неоклассицизма. Но в первой половине столетия художники обращались не столько к античным сюжетам, сколько к сценам народной жизни - Хуан Родригес, прозванный «эль Панадеро», и братья Бекер; в Андалусии и Мадриде - Леонардо Аленса, Хос Эльбо, Эуженио Лукас и Франсиско Ламейер. Среди представителей романтического направления такие пейзажисты, как Хенаро Перес Вильямиль и Хосе Феррант проявляли интерес к памятникам средневековья. Большим успехом пользовался и портретный жанр, в котором работали практически все художники той эпохи, в частности Антонио Эскивель, Хосе Гутьеррес де ла Вега, Федерико де Мадрасо и Карлос Луис де Рибера.
Среди художников, работавших в Риме между 1830 и 1840, была и группа каталонцев: Хоакин Эспальтер, Пелегрин Кальве и Клаудио Лоренсале, которая, предводительствуемая Пабло Мила-и-Фонтанальсом, вступила в контакт с немецкими художниками-назарейцами и присоединилась к примитивистам. В 1856 на первый план вышла историческая живопись, связанная с именами Эдуарде Кано, Хосе Касадо дель Ализаль, Висенте Пальмароли, Эдуарде Розалеса и Антонио Хисберта. Бельгиец Карлос Хас, переехавший в Мадрид в 1857, вновь привлек интерес к пейзажному жанру, в котором также работали Аугустин Рьянчо и Мартин Рико. В Барселоне Рамон Марти-и-Альсина стал родоначальником каталонского реализма, а Хоакин Вайреда основал школу Олот. Благодаря европейскому успеху Мариано Фортуни, очень популярными стали жанровые сцены.
XX в.
Начало века
В первой половине XX в. деятельность испанских художников практически ограничивалась Мадридом и Барселоной. Около 1900 Барселона превратилась в главное место средоточения новых идей. Рамон Касас и Сантьяго Русиньоль встали во главе испанского постимпрессионизма. Ведущим теоретиком ноусентизма был Эуженио д'0рс, его последователями стали Торрес-Гарсиа, Хоакин Суньер и Мигель Вилья.
Между модернизмом и экспрессионизмом стоял Исидро Нонель. В этот период Мадрид не отличался особой оригинальностью. Большое влияние имели Дарио де Регойос, Аурелиано де Беруэте и Хоакин Соролья. Мадридский модернизм был представлен в основном басками, например, Хуаном де Эчеваррья, Итуррино и Игнасио Сулоага. Единственным испанским экспрессионистом стал Хосе Гутьеррес Солана. Кубизм, сюрреализм и абстракция. Наиболее талантливые художники потянулись в Париж. Приехавший в Париж в 1904, Пикассо вместе с Браком заложил основы кубизма. В этом направлении работали также Хуан Грис и Мария Бланшар. В Барселоне с открытием гал. Дальмау в 1906 авангард стал международным явлением.
В 1917 переехавший в Барселону Франсис Пикабиа основал дадаистский журнал «331». Испанцы Хуан Миро и Сальвадор Дали считаются одними из основоположников сюрреализма. Мадрид был менее открыт для Европы. Торрес-Гарсиа основал здесь группу конструктивистов. Адептами сюрреализма были Франсиско Борее, Гомес де ла Серна и Луис Фернандес.
Военный период
Война быстро положила конец всем брожениям. Большинство художников-авангардистов встало на защиту республики. Многие из них эмигрировали, некоторые вообще отказались от всяких художественных поисков.
Каталонский авангард
В 1948 Тапьес, Тарратс и Киксарт сформировали группу «Дау аль Сет», которая начала выпускать журнал под тем же названием. С 1950 неформальное движение затронуло большинство каталонских художников: Эрнандеса Пихуана, Рамона Вальеса, Аржимона и Хиноварта. В 1947 в Сарагосе вокруг Лагунаса и Фермина Агуайо образовалась группа абстракционистов. В 1948 в Сантандере появилась школа Альтамира. Современные тенденции.
1957 стал важным этапом в истории испанской живописи. В этом году в Мадриде была создана группа «Эль Пасо», в Кордове - «Экип 57» и в Валенсии группа «Парпальо». «Эль Пасо» ведет свое происхождение от неформального искусства и абстрактного экспрессионизма; в группу входили Антонио Саура, Маноло Мильярес, Рафаэль Каногар, Луисом Фейто, Мануэль Ривера и Вьола. Около 1963 некоторые художники стали работать в рамках новой фигурации. В 1964 «Экипо Кроника» из Валенсии предпринимает попытку критики общества потребления, используя при этом язык комиксов или цитат из известных картин.
artwiki.ru