Описание картины Константина Васильева «Человек с филином». Картина старец
Описание картины Константина Васильева «Старец»
Васильев Константин Алексеевич жил в 20 веке, был русским художником, он известен благодаря своим работам на мифологические и былинные темы.
В его творчестве насчитывается больше 400 графических и живописных произведений. В них применяются часто такие цвета и их оттенки, как красный и серый.
Творец увлекался искусством из народного творчества: песнями, былинами, сказками.
Им были созданы картины на темы эпосов, связанные со скандинавами и славянами, о Великой Отечественной войне. Также он создавал эскизы к росписям церкви в Омске. На произведения, которые он создавал в 60-е годы 20 века повлиял сюрреализм и абстрактный экспрессионизм. В начале 70-х годов 20 века он отказывается от поисков формализма, и начинает работать в реальной манере.
Он работал в средней школе учителем рисования.
В 1968 году он нарисовал маслом на холсте картину «Старец», которая сейчас хранится в музее Константина Васильева в Москве.
На черном фоне нарисован старец, в его глазах видны знания, жизненная мудрость, которые он получил за собственную трудную и долгую жизнь.
Старцу не нужно много, в жизни он и так всего повидал. Его взгляд устремлен сосредоточено и немного напряженно, брови сдвинуты. Возможно в своих мыслях он занят переосмыслением своего бытия, поиском дальнейшего пути, в котором не будет проблем. Голова уже вся седая, длинная борода. Своими синеватыми глазами он словно проникает в душу. Его взгляд кристально чистый, что говорит о правильно пройденном, хотя и не простом жизненном пути.
В этом образе представлены переосмысление, решительность и мудрость. Только опытный, мудрый и старый человек попадет туда, где воедино соединяются все стихии, которые могут возродить или погубить.
Каждый может эту картину воспринимать по-разному, в силу своих знаний и веры.
история создания картины — Рамблер/субботний
Незатейливые срединнорусские пейзажи, с пожухлыми травами и тонкоствольными березками, трогательные и в то же время необъятные просторы стали называть «нестеровскими». Меланхоличных хрупких девушек, чьи лица озарены внутренним светом, также завеличали «нестеровскими». Особое, опять же «нестеровское», настроение было и в полотнах на религиозные сюжеты — за это художника ценили и приглашали расписывать соборы.
В «Видении отроку Варфоломею» живописец собрал все свои «фирменные» наработки. Что из этого получилось?
Сюжет
Сюжетным прототипом для картины стало жизнеописание Сергия Радонежского, который, будучи ребенком (звали его тогда Варфоломей), встретил святого старца. Последний спросил отрока о его заветном желании и услышал: «Ныне прискорбна душа моя, так как учуся грамоте и не умею, ты же, отче святой, помолись за меня богу, чтобы я выучил грамоту». Услышав это, старец дал Варфоломею кусочек просфоры со словами: «О грамоте, чадо, не скорби, от сего дня дарует тебе господь грамоте умение зело добре».
Варфоломей — кроткий мальчик, покорно сложивший руки на груди, принимающий то, что дано свыше. Святой старец кажется неотделимым от природы: его фигура в темных одеждах словно сливается с деревом. Нимб его, едва заметный, вот-вот рассеется в воздухе.
Образ Сергия Радонежского был для Нестерова воплощением нравственного идеала чистой и подвижнической жизни. С ним связана тема одиночества, ухода от мирской суеты. Идеальным, по Нестерову, было состояния единения человека и природы, только в этом, по мнению художника, человек мог найти успокоение, очистить душу, обрести стойкость и смысл жизни.
Контекст
Первые наброски Нестеров сделал во время поездки в Италию. Позднее в окрестностях Троице-Сергиевой лавры он писал пейзажные зарисовки. Изначально художник продумывал вертикальную композицию — убрав часть пейзажа, живописец акцентировал внимание на фигурах. То, что в итоге картина написана горизонтальной, говорит о том, что Нестеров, по-видимому, понял, что не венчик над головой святого, а именно пейзаж должен воплощать чудесное. Одухотворённая природа сливается с лирическим настроением героев и раскрывает их образы.
Закончив пейзажные зарисовки, Нестеров уехал в Уфу, где, несмотря на грипп, продолжил работать. «Я был полон своей картиной. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда», — вспоминал Михаил Нестеров.
Состояние его было опасным. В один из дней у Нестерова закружилась голова, он оступился, упал и повредил холст. Понадобился новый. Именно на нем было создано лучшее, по мнению самого Нестерова, полотно. Незаконченный вариант картины остался в Уфе.
Судьба художника
Михаил Нестеров родился в Уфе. Семья его было глубоко религиозной. С детства Мишу влекла природа, он был чуток к ее красоте и восприимчив к ее языку. Отец поддержал тягу сына к искусству и отправил в Москву учиться.
Первой значительной картиной был «Пустынник». После экспонирования ее на выставке передвижников о Нестерове заговорили как об одном из выдающихся живописцев того времени. Современники отмечали, как поразительно глубока внутренняя гармония, связывающая человека и природу в его картинах.
После «Видения отроку Варфоломею» (1889−1890) Нестерову впервые предложили расписывать храмы. Неуверенность, принять ли это предложение, в итоге была преодолена, и 22 года своей жизни художник отдал церковным росписям и иконам.
Религиозная тема, которая так прочно вошла в творчество Нестерова, сподвигла его на путешествие на Соловки. Монастырь, окруженный суровой природой, жизнь монахов, сильных духом, впечатлили художника. Долгое время в его картинах звучала тема блаженного общения верующего человека с природой.
Свои коррективы в творчество Нестерова, что ожидаемо, внесла революция 1917 года. 55-летнему художнику пришлось отказаться от тем, которые интересовали его в течение всей жизни, и переключиться на новый для себя жанр портрета.
Как правило, он не писал на заказ, работая только с близкими и хорошо знакомыми людьми. Его интересовали творческие люди в активном действии. За свои портреты он даже получил несколько наград и почестей от советского правительства, в том числе Сталинскую премию.
В 1938 году (Нестерову на тот момент было уже 76 лет) его арестовали и две недели продержали в Бутырской тюрьме. Связано это было с тем, что его зять, юрист Виктор Шретер, был арестован по ложному доносу, обвинен в шпионаже и приговорен Военной коллегией Верховного суда СССР к смертной казни. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась с инвалидностью.
До последнего дня Нестеров работал. Скончался от инсульта на 81-м году жизни с палитрой и кистью в руках.
weekend.rambler.ru
Человек с филином. Константин Васильев - Без языка и колокол нем - Блоги
Ах, художник, душ людских философ!
Ты как будто снял покров с зеркал,
Чтобы разглядеть Великороссам
Древний и былинный пьедестал.
Во всем мире люди разговаривают на разных языках. Но существует не только разговорный язык, но и язык музыки, поэзии, танца, а также язык живописи. Вот о нем сегодня я и хочу с вами поговорить.
Если человеку дано передавать свои чувства, мысли с помощью красок и кисти, я считаю - счастлив тот человек, который обладает таким талантом, тому несказанно повезло, потому что он может таким образом показать все то, что у него в душе, то, что его беспокоит или, наоборот, радует. Передать и поделиться со всеми своим мироощущением.
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве очень необычного художника - Константина Васильева. Многим из вас, я уверена, знакомы его работы.
_______________________________________________________________________
Музыка и живопись, как мне кажется, дополняют друг друга. Иногда, глядя на картины, рождается музыка, а бывает, что наоборот.
Художник Константин Васильев черпал вдохновение, слушая прекрасную музыку. У него была огромная коллекция пластинок, наиболее дорогими для его души были : «Пер Гюнт» Грига, «Приглашение к танцу» Вебера, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, увертюра к опере «Севильский цирюльник» Россини, «Два венгерских танца» Брамса. Он боготворил Дмитрия Шостаковича и часами слушал его музыку. Все эти произведения, по-видимому, давали художнику возможность расслабиться, создавали особое настроение, рисовали образы, перенесенные потом на полотна.
Он любил возвышенную, романтическую музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», «Море», «Три ноктюрна», прелюдии Рахманинова, сонаты Моцарта и Скарлатти, сюиты Рамо для небольших ансамблей, второй концерт и вторую симфонию Рахманинова в авторском исполнении, «Музыку на воде» Генделя.
Давайте посмотрим на эти работы, разве в них не слышна музыка...
( при дальнейшем чтении и просмотре картин художника, желательно включить эту запись - одно из любимых произведений К.Васильева)
«Плач Ярославны». Это правая часть задуманного, но не завершенного триптиха, посвященного сказанию «Слову о полку Игореве». Под сильным впечатлением от оперы Бородина, художник пишет эту работу.
Плач Ярославны
Евпраксия
_________________________________________
На этой картине художник изобразил образ богини смерти Мары.
Жница
Каждый находит в символике картины «Ожидание» свой смысл. Васильев создал глубокий символический образ страждущей русской женщины. Многие видят в этой картине образ, символизирующей дух нашего народа, который ожидает преображения России, так как наш народ стремится к духовному возрождению.
Ожидание
Илья Муромец освобождает узников
Великан
Семаргл
Берг
Вотан - верховный бог древних скандинавов
Когда смотришь на портрет Жукова, то видишь, как в лице полководца отражается героический подъем русского народа, его стойкость и патриотизм.
Маршал Жуков
Ключевой фигурой в постижении национального характера для Васильева стал к Ф. М. Достоевский. Диалог с ним длился всю сознательную жизнь художника, который наизусть помнил целые страницы его романов, этой "Библии русской души".
Портрет Ф.М. Достоевского
Посмотрите на картину "Осень", она словно живая и говорит с нами. Васильев очень любил это время года, с многообразием и буйством красок.
Осень
Лесная готика
Папортник
Картина «Гуси-лебеди» была навеяна мотивами оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Гуси-лебеди
Прощание с молодостью
Портрет сестры с овчаркой
Рождение Дуная
Над Волгой
Северная легенда
Старец
Художник изучал древние легенды, былины, предания. Он узнал, что за Полярным Кругом была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории теперешней России.
Васильев, в последние десятилетие своей жизни, создал свое направление в живописи и назвал его "северным символизмом", а его творческий метод носит характер символического реализма с элементами романтичности.
Картина «Северный орёл» поражает сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. Взгляд «Северного орла», полный достоинства, говорит о внутреннем бесстрашии и волевой решимости, силе человеческого духа.
Северный орел
Свияжск
Нечаянная радость
Русалка
В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом. Он пробовал писать в стилях и направлениях, во главе которых стояли такие имена, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Мур. Васильев стал создавать интересные работы в их ключе. Он написал целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как "Струна", "Вознесение", "Апостол". Но очень быстро художника разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.
Стрела
Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Но тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.
Звездное небо
"Нашествие" стало неким откровением. Достигнув предельной простоты, художник показал нам, что такое истина. На холсте поляризованы два начала. С одной стороны фаланги легионеров третьего рейха, с другой - разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с ликами угодников Божиих. Хор святых неслышно для нас славит нашего Вседержителя. Поражение захватчиков неминуемо, даже если их колонны закроют весь горизонт...
Нашествие
Последняя работа Константина Васильева. Он так и не успел назвать ее. Поклонники его таланта окрестили ее как "Человек с филином". Бытует такое мнение, что когда художник пишет что-то великое - он погибает, поскольку его творение как бы переживает его энергетически. Сложно найти подтверждение этому, но трагический и совсем неожиданный уход художника из жизни, как бы доказывает это. И случайно ли художник написал картину старика, возле ног которого лежит горящий пергамент, на котором указано его имя и год, в котором он погиб. Дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном.
Картина полна символов. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. Глаз птицы — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос...
В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически погиб.
Человек с филином
Картины он, художник, рисовал
О древности, о вотчине славян…
На Севере начало всех начал –
Страны Гипербореи главный стан…
Творил художник, словно песню пел.
А воспеванье русов – путь крамол?!
Но там, в Руси, художник разглядел
Такой типаж, как «Северный Орёл».
И этот славянин – не раб, не смерд,
Напротив – стойкость духа не сломать!
Взгляд той свободы, что боится Смерть,
А из таких как он слагалась рать…
Сказания славян и мир былин,
И правды негасимой древний свет
Любил художник…Он достойный сын
Ь------------------------------------------------
Единой, той Руси, которой нет…
В безвременье ушёл в расцвете лет…
==============================================
Он прожил короткую жизнь, длиною в 34 года, очень многое не успев сделать. Но говорят, что художник жив, пока живы его работы. С этим сложно не согласиться...
==============================
Подробно о жизни и творчестве Константина Васильева :
http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1393
http://www.x-libri.ru/elib/smi02168/00000001.htm
Акростихи Наталии Белостоцкой
www.sports.ru
Описание картины Константина Васильева «Человек с филином»
Великий русский художник Константин Васильев написал уникальную картину «Человек с филином». Это своеобразный вызов всему человечеству, который заставляет разум человека проникнуть глубоко в философию и задуматься о бытие жизни. Картина тяжёлая, не всем дано принять и познать то, что несёт нам её сюжет.
Главный герой старец, который несёт миру мудрость и знания, полученные за всю свою долгую и трудную жизнь. Он одет в шубу с меховой оторочкой, в кафтан и шаровары. Это настоящий русский мудрец, который прожил очень непростую жизнь. Птица сидит на руке старца, она возвышается над миром и соединяет небо и землю воедино.
Филин – грозный, могущественный и мудрый, его око смотрит вдаль, как бы контролируя всё происходящее во вселенной. Старец возвышается над миром, под ним облака. Ему не надо много, он повидал в жизни столько, что с собой взял только верного спутника, свечу, которая поможет и подскажет ему путь истинный и плеть, которая защитит и покажет его власть. Старец сосредоточен над пламенем свечи, он переосмысливает всё бытиё и пытается найти дальнейший свой путь, который будет без грехов и проблем.
Мудрость, решительность и переосмысление всего существующего на земле представлено именно в таком образе и не зря. Только старые, мудрые и опытные воители могут попасть туда, где соединяются воедино все стихии, способные как возродить, так и погубить.
Картина была написана в год смерти художника в 1976 году. Она была как бы пророчеством концу его биографии. Это подтверждает горящий свиток с инициалами великого мастера. Он доказывает миру, что только творческая мысль, рождённая из знания способна достичь неземных небес. Зритель воспринимает сюжет по-разному, в силу своей веры, знаний и духовного начала. Обязательно ознакомьтесь с этим удивительным сюжетом, который оставит в вашей памяти неизгладимое впечатление от увиденного.
opisanie-kartin.com
Описание картины Михаила Нестерова «Три старца»
Художник Михаил Нестеров никогда не находил утешение в мире своей современности. Лишь девственная природа была неиссякаемым источником его вдохновения, которое отражалось в каждой работе этого замечательного автора. Он считал, что с ее помощью можно усмирить бурный и непокорный нрав человеческой натуры, а также очистить свою душу от большей части пороков.
На картине «Три старца», которая имеет еще одно название «Лисичка», зритель видит теплый и солнечный день в лесной роще. Главные герои полотна — это три старца, облаченные в монашеские одеяния. Они сидят на пеньке. Возможно, они остановились отдохнуть после долгого пути или же решили уделить время созерцанию богатых просторов родного края.
Старцы расположились на полянке, покрытой зеленой сочной травой. На заднем плане картины течет спокойная чистая река, окружают которую живописные холмы. Будто дымкой или нежной пеленой окутаны эти прекрасные дали.
Впереди старцев простирается лесная куща. Там растут тонкоствольные березы, раскидистые ели и могучие сосны, уходящие густыми кронами под самые небеса. Из своего зеленого дома, немного пригибаясь к земле, выходит лисичка. Она не боится людей, потому что знает — они не принесут ей вреда и, возможно, дадут чего-нибудь вкусного.
Старики внимательно рассматривают лесную гостью. Их лица спокойны и доброжелательны. Похоже, их забавляет наблюдение за этим милым и любознательным божьим созданием.
Посещение Соловецкого монастыря сыграло важную роль в развитии творческого стиля Нестерова. Его привлекла чистая и уединенная жизнь монахов, полная доброты и умиротворения.
Живописец сравнивал мир, в котором они находятся, с красивой детской сказкой, случившейся наяву. В каждом кустарнике, цветке или пушном зверьке он находил сокровенные для его сердца идеалы.
opisanie-kartin.com
Человек с филином. Описание картины К.Васильева
"Человек с филином " стала последней работой в творчестве талантливого художника К.А.Васильева. На ней изображен хмурый старец, образ которого вышел из общества и воплотил в себя все лучшие народные черты. На композиции изображена символика, идущая из глубины сердца, из человеческой душевного мира. В картине присутствует папирус, который горит.
В нём указано вымышленное имя живописца — Константин Великоросс и дата смерти — 1976, также нарисована яркая свеча, что пылает в руке у мудреца; плеть; птица — филин; замкнутый земной шар, — все это символы.
Для одних зрителей они покажутся незначительными, для вторых — содержательными. Это будет зависеть от того, на сколько и как они будут воспринимать их. При формировании образов К.А.Васильев специально не подбирал символы, они рождались у него в голове, интуитивно.
Художник любил стихию огонь. Ему нравилось смотреть на него, ощущать тепло, которое исходит от него. Поэтому на полотне художника появилась свеча, которая осветила лицо героя.
Толкование работы " Человек и филин " различное, существует несколько версий. Вот одна из них.
В лике старика художник продемонстрировал мудрость человеческого опыта. Этот гигант соединяет собой две вселенные: небо и землю. Он словно соединился с родной землей, которая ещё не проснулась от зимнего сна.
Человек достиг таки вершины, что головой поддерживает звездное небо. В основе вознесения Константин вложил любое творческое горение и как символ его — сгорающий свиток со своим псевдонимом, ведь только творчество способно достигнуть мировых вершин. Но имя сгорает. И в этом есть еще один смысл. Созидание является одним из великих выражений духа человека.
Настоящий творец обязан забыть о себе ради людей.
Из его пепла ввысь прорывается росточек дуба, как символ вечности. Над ним горит свеча, которая зажата у старца в правой руке как символом неугасаемого сияния души. Она освещает лицо человека: утонченные черты, внимательные и серьезные глаза, переполненные необычным смыслом.
Над седовласой головой в левой руке держит плеть, чтобы в разных положениях и ситуациях сохранять упорство, выносливость, а на рукаве сидит зловещий и хмурый филин, выше — черное, звездное небо, вселенная.
Изображение филина является знаком премудрости, объективного взгляда на мира. Филин является птицей, для которой не существует никаких секретов, даже ночью.
Полотно утверждает большую значимость жизни, её течение и развитие. Васильев, когда закончил свою картину, сам все прочувствовал. « Я теперь понял, что надо писать и как надо писать»
Автор сочинения: Яна Н.
Похожие записи
design-kmv.ru
Картина Жана-Франсуа де Труа "Сусанна и старцы"
Жан-Франсуа де Труа родился в 1679 году в Париже в семье известного художника. У отца он и учился живописи. В 1699 году де Труа-старший отправил сына обучаться в Италию, выделив для этого значительные средства. Помимо этого, Жан-Франсуа получал королевскую стипендию.
Талантливый юноша вернулся из Рима в 1706 году под впечатлением от картин художников венецианской школы Паоло Веронезе и Яколо Тинторетто. Уже в 1708 году он стал членом Парижской Академии, представив картину «Ниобиды». Карьера художника быстро пошла в гору: он стал профессором Академии, удостоился титула королевского секретаря, а после смерти директора Французской Академии в Риме занял его место. Но в 1751 году ему пришлось освободить должность из-за ссоры с влиятельным маркизом де Мариньи. Вскоре после пережитого потрясения Жан-Франсуа де Труа умер, не дожив до своего 73-летия всего один день. Здесь новинки hd
Жана-Франсуа де Труа можно смело назвать историческим живописцем, он написал много картин на мифологические и библейские сюжеты. Одна из таких картин – «Сусанна и старцы». Картина, написанная в 1715 году, хранится в Музее изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве, а созданная шесть лет спустя – в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. В картине прослеживается сильное влияние творчества итальянского художника эпохи барокко Гверчино.
Сюжет для картины почерпнут из Ветхого Завета, книги пророка Даниила. В библейском мифе представлена драматическая история, происшедшая с Сусанной, благочестивой и верной женой знатного и богатого купца Иойакина. Она была застигнута двумя старцами в купальне, от которых ее защитили сбежавшиеся на мольбы о помощи люди. Старцы, чтобы избежать наказания за свой неблаговидный поступок, оклеветали Сусанну, обвинив ее в тайной любовной встрече с незнакомцем. Сусанне грозила смертная казнь за прелюбодеяние, но пророк Даниил уличил старцев во лжи. Когда он задал им вопрос (каждому по отдельности), под каким деревом происходила встреча любовников, то получил два разных ответа. В итоге смертной казни были преданы виновные.
Да и сама картина подтверждает невиновность Сусанны: ее чистый и светлый облик резко контрастирует с мрачными и отталкивающими фигурами похотливых старцев. Светотеневое решение полотна подчеркивает весь драматизм ситуации. Картина начала ХVIII века на библейский сюжет напоминает нам, живущим в начале ХХI века, о непреходящих человеческих ценностях: добродетели, верности, чистоте души и тела.
Смотрите также:
art-dot.ru