Юдифь (картина Джорджоне). Джорджоне картина
Трудно сказать о Джорджоне больше, чем говорят его картины.
Автопортрет
Мне хотелось, чтобы вы более пристально присмотрелись к его живописи. По сути Джорджоне ,как и Леонардо,стояли у истоков реализма.Все другие художники считали их работы эталоном.
Джорджоне – итальянский художник эпохи Возрождения, ученик Д. Беллини и учитель Тициана,представитель венецианской школы живописи; один из величайших мастеров Высокого Возрождения.
Среди великих мастеров прошлого ему принадлежит особое место. Джорджоне прожил всего 32 года. Он умер в Венеции 1510 г. от свирепствующей в то время чумы.
Одна из наиболее популярных его работ Спящая Венера.
Джорджоне .Спящая Венера, 1510г.
Картина была написана незадолго до смерти.Джорджоне не окончил картину. Он успел написать саму Венеру и, возможно, скалу за ней, прежде чем скончался от чумы в 1510 году.
Картину закончил уже его ученик -Тициан, который написал пейзаж, небо, одежды, на которых лежит Венера, и поместил Купидона у её ног. Также в некоторых местах полотна можно выделить кисть ещё одного неизвестного мастера.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О САМОМ ХУДОЖНИКЕ.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко-Венето недалеко от Венеции. Он был учеником Джованни Беллини и усвоил себе глубину и блеск его тёплого колорита, даже превзошёл его в этих качествах и первый из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, не чуждому натуральности пейзажу.
Главным местом его деятельности была Венеция. Он писал здесь надпрестольные образы, исполнял многочисленные портретные заказы и, по обычаю того времени, украшал своей живописью сундуки, ларцы и фасады домов.
Современники ценили его как живописца, влюбленного в природу. Человек доброго и благородного нрава, художник был также замечательным музыкантом и певцом. В свое время произведения мастера много копировали, подражали ему. Считается, что подлинных картин Джорджоне в настоящее время совсем немного.
«Мадонна да Кастельфранко»1504г. Одна из очень известных его работ «Мадонна да Кастельфранко», написанная в 1504 г. по заказу венецианского военачальника – кондотьера Тудио Констанцо, в память о его рано умершем сыне Маттео. На картине изображен интерьер небольшой часовни, где пол выложен черно-белыми мраморными плитами. У подножия трона стоит деревянная гробница с изображением герба семьи Костанцо. С обеих сторон она «охраняется» двумя фигурами святых.
Зеленые тона ковров, устилающих трон, зеленоватый хитон и красно-розовое покрывало мадонны создают красивое сочетание с ландшафтом, с высоким бледно-голубым небом, просторными лесными лужайками, сероватой грядой гор на горизонте и зданиями. И хотя овеянная грустью «Мадонна» написана в духе поэтической элегии, большое место занимает в ней пейзаж. Он отвлекает людей от печальных раздумий и размышлений при созерцании картины.
Гроза.1506г Современники говорили, что Джорджоне первым ввел в венецианскую живопись XVI в. новый элемент художественной выразительности – настроение, одухотворяя ее, вызывая ответные чувства у человека, смотрящего картину, и создавая незримую психологическую связь между ним и произведением искусства.
И это чувствуется не только в «Мадонне да Кастельфранко», но и в маленькой по размерам картине Джорджоне «Гроза», написанной им около 1506 г
Почти все пространство этого небольшого полотна, заполнено изображением пейзажа с сине-зеленой рекой, текущей между изрезанных берегов, поросших кустарником и деревьями. Через нее перекинут узкий деревянный мост, за которым виднеется ряд зданий. Освещение, порожденное вспышкой молнии и рассеянным светом луны, спрятанной за облаками, создает неуловимые воздушные эффекты.
Небо в обрамлении темно-зеленых деревьев, почти черное у горизонта, контрастно по цвету розово-белой архитектуре на заднем плане. Тусклые серебристые блики небесного огня отражаются на строениях, бревенчатом мосту, на стене и сломанных колоннах, на деревьях, воде и вселяют ощущение движения в пейзаже и внутренней тревоги. На переднем плане картины по берегам изображены фигуры: юноши в короткой пастушеской одежде с посохом в руке и молодой женщины с золотистыми волосами, кормящей грудью ребенка.
Златились кудри длинные у ней,
Ее одежды белизной сияли,
Прекрасен был лучистый взгляд очей,
Кто в них глядел, не ведал тот печали...
Эти строки из поэмы «Фьезоланские нимфы» знаменитого поэта и писателя Д. Боккаччо. Она была широко известна в эпоху Возрождения и возможно, что поэма и послужила источником для художника.
Мифологическим сюжетом поэмы явилась трагическая любовь молодого пастуха Африко к девушке Мензоле – прислужнице древнеримской богини Дианы. Трагическая, потому что по воле богини погибли и пастух, лишивший себя жизни на берегу, и молодая женщина, которую Диана превратила в речную струю. Гроза, изображенная в картине, играет роль злой судьбы.
Юдифь.Эрмитаж.
Все картины Джорджоне индивидуальны и непохожи. Их объединяет только особое поэтическое настроение. О каждой можно рассказывать отдельно.Этот сюжет вам уже знаком. На высокой каменной террасе, окруженной низкой оградой, в спокойной позе стоит прекрасная молодая женщина, одетая в хитон винно-розовых тонов. С легкой полуулыбкой смотрит она на лежащую под ногой голову Олофрена. В ее правой руке – тяжелый меч.
За спиной простирается далекий и мирный пейзаж с грядой голубых гор на горизонте, маленькими зданиями вдали, которые граничат с густым зеленым лесом. Высокое просторное небо, на фоне которого высится мощный, подобный колонне ствол зеленеющего дерева. Прозрачным светом пронизанная природа словно вторит настроению спокойного и полного достоинства облика Юдифи.
Три философа.
В картине, названной «Три философа», снова возникает холмистый лесной пейзаж. Его замыкает на горизонте горная гряда насыщенного синего цвета, за которую опускается огненный диск солнца. Вечерние небеса с летучими серо-белыми облаками воздушны и полны переходов от голубых до нежно-сиреневых тонов.
На ступенчатой скалистой площадке изображены трое мужчин разного возраста: глубокий старик в желтом плаще держит астрологическую таблицу с изображением полумесяца и раскрытый циркуль. Рядом с ним человек средних лет в белом тюрбане в восточном одеянии задумчиво смотрит перед собой. Наиболее выразительна фигура сидящего юноши в белом хитоне и зеленом плаще.
Опираясь рукой о колено, он делает какие-то измерения с помощью угольника и циркуля. Его лицо серьезно, глаза пытливо устремлены на что-то, видимое ему одному. В глубоком молчании среди тихого вечернего пейзажа вдали от людей философы погружены в изучение природы
ХОТЕЛОСЬ БЫ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ НА ПОРТРЕТЫ,их совсем немного.
К 1506–1507 годам Джорджоне достигает творческой зрелости, тогда же происходит и окончательное формирование нового, по сравнению с XV веком, типа портрета. Как пишет Н.А. Белоусова: «…В этих портретах отражена внутренняя, сосредоточенная и одухотворенная жизнь их моделей. Особенно это относится к изображению так называемой "Лауры", которое в настоящее время считается просто "Женским портретом".
Лаура. 1506. Музей истории искусств. Вена
Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф, конец которого спускается на шею и грудь.
Спокойное округлое лицо с черными, устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, как и торс, в трехчетвертном повороте, создающем ощущение пространственности и глубины картины. Правой рукой она придерживает меховой воротник, кисть левой руки, задрапированной широким красным рукавом, исчезает за пределами рамы. Весь облик заставляет исследователей предполагать, что здесь дано либо изображение куртизанки, либо возлюбленной Петрарки Лауры по сходному звучанию ее имени с лавром».
«Портрет молодого человека» (ок. 1510)
Это изображение нетипично для портрета эпохи Ренессанса: взгляд модели на портретах той эпохи обычно направлен прямо, рождая ощущение контакта со зрителем. Молодой человек смотрит в сторону, это создаёт особую, меланхоличную атмосферу и взаимодействие не на рациональном, а эмоциональном уровне. В этом произведении удачно соединились индивидуальные черты с образом идеального человека Возрождения.
Смягчённые очертания контуров свидетельствуют о том, что Джорджоне был знаком с приёмом сфумато, разработанным Леонардо да Винчи.
Три возраста жизни.
Несмотря на кратковременность жизни Джорджоне у него было много учеников, к которым принадлежат, между прочим, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Фр. Торбидо (прозванный иль Моро) и сам Тициан.
Еще значительнее число художников, подражавших его направлению, каковы, например, Лоренцо Лотто, Пальма Старший,Джованни Кариани, Рокко Марконе, Парис Бордоне, Джирол. Пеннаки, Порденоне, Коллеоне, Дзанки и др., картины которых нередко слывут теперь за его работы.
Портрет старухи.
О ДЖОРДЖОНЕ:
Джорджоне положил начало блестящему расцвету венецианской живописи, занявшей вскоре после его смерти ведущее положение в живописи Италии.
В XVII веке Ридольфи писал о Джорджоне, что «поистине он был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
В апреле 1820 года Байрон в письме Уильяму Бэнксу пишет: «Я мало что понимаю в картинах, но для меня нет ничего выше венецианцев, а превыше всех Джорджоне».
Вазари пишет, что Джорджоне «всю свою жизнь был человеком благородных и добрых нравов», а прозвище свое «Джорджоне», что значит «большой Джордже», получил «за величие духа». Он был знаменит не только как художник, но и как один из самых замечательных музыкантов Венеции этого времени, и Вазари пишет, что его игра на лютне и пение «почитались в те времена божественными».
Источники.
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29006
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%D0%B5
http://self-portrait.ru/simple3.html
http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/15.htm
maxpark.com
Юдифь (картина Джорджоне) — Википедия
К:Картины 1504 года«Юдифь» (итал. Giuditta) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. Хранится в Государственном Эрмитаже, куда поступила из парижского собрания Антуана Кроза, барона Тьера, в 1772 году.
Провенанс
Коллекция Кроза, умершего в 1770 году, была создана дядей барона Тьера, банкиром Пьером Кроза. Переговоры российского правительства по поводу приобретения собрания с наследниками Кроза проходили по инициативе посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро[1]. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои произведения художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов)[2]. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа[3]. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля[4].
Впервые каталог коллекции Кроза[5] был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердам, то есть задолго до Т. Ларше, и опубликована Абрахамом Блутелингом (ум. 1676). Кроме того, известен рисунок из коллекции профессора Ван Регтерен Альтена (Амстердам), исполненный бистром и очень точно следующий оригиналу. Он подписан: «J. De Bisschop Fecit Na Raphael» (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.
Видео по теме
Сюжет
Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!»[6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор. Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться ДжорджонеВыбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую[6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный пейзаж.
Художественные особенности
Интересно почти полное пропадание цвета предметов в сильных светах — явление достаточно редкое для живописи той эпохи. Джорджоне, играя на контрасте холодных светов и тёплых теней, сближает разноокрашенные предметы (тело Юдифи и её платье, написанное мареной), свет, как и контур всей фигуры, словно льётся «объединяющий, нивелирующий предметы и цвета». Возможно, что эффект был усилен естественным выцветанием со временем красок[7].
Реставрация
Картина была написана на створке для шкафа (в конце XV — начале XVI века в Италии было принято украшать подобным образом мебель) Во Франции на рубеже XVII — XVIII веков с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам доски были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см). В каталоге картин Кроза (1755) размер «Юдифи» был указан уже с надставками — 144 х 86 см.[8] с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева[4].
Контуры трав и камней, из которых сложена стена, были обведены золотом. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации. Подлинная авторская живопись, скрытая наслоениями, потеряла объемность, эффекты световоздушной среды.
В 1807 году картину предполагалось перевести с дерева на холст. Реставратор Перонар, которому поручено было провести операцию, обнаружил, что картина была надставлена. Он получил распоряжение убрать надставки, однако в каталоге Ф. Лабенского (1838) размер «Юдифи» был указан снова с ними. Дополнения к доске-основе были удалены в период между 1838 и 1863 годами — в каталоге 1863 года картина указана уже с современными размерами. Её перевод на холст произвёл в 1893 году реставратор Эрмитажа А. Сидоров[9]. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в 1,5-2 см с живописью на тон светлее.
В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. На первом этапе изучались старинные гравюры, сделанные с картины в разные годы. Нидерландские гравюра и рисунок XVII века показали, как выглядела картина до внесённых в неё изменений.
Были сделаны многочисленные снимки картины в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, инфракрасных лучах, выполнены макрофотографии и рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. В ходе исследований было установлено, что авторская живопись сохранилась достаточно хорошо, поэтому можно было снять слои лака и реставрационные прописки, чтобы раскрыть её. К декабрю 1967 года всё было готово для проведения работ по расчистке от поздних наслоений, однако, едва начатые, они были остановлены по требованию ряда известных художников, опасавшихся, что реставрация нанесёт произведению Джорджоне непоправимый ущерб.
Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда[4]. Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника на небе справа, на стене и платье. Реставрация картины закончилась в 1971 году.
Примечания
- ↑ The State Hermitage Museum: Hermitage History
- ↑ Lib.ru/Классика: Муратов Павел Павлович. Образы Италии
- ↑ Giorgione (Italian painter) (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
- ↑ 1 2 3 The History of Giorgione’s Judith and its restoration T. Fomicieva
- ↑ Recueil d’estampes d’après les plus beaux tableaux et les plus beaux dessins qui sont en France dansle Cabinet du dans celui de Monseigneur le Duc d’Orleans et dans d’autres Cabinets, Paris, 1729, № 33 Judith
- ↑ 1 2 Цит. по: Ярошенко В. Люди и сокровища. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 93. — 143 с. — 75 000 экз..
- ↑ Волков Н. Цвет в живописи. — М.: Искусство, 1984. — С. 188—189.
- ↑ Трудно сказать, чем руководствовался Кроза, отдавая подобное распоряжение. Вероятно оригинальный формат картины казался ему слишком узким, может быть также «Юдифь» была надставлена для того, чтобы составить пару какой-либо из картин коллекции.
- ↑ Деревянная основа с обратной стороны картины стачивалась до грунта, потом по нему наносился слой грунта, всё укреплялось марлей и переносилось на холст. Работа с произведениями живописи, переведёнными с дерева на холст требует особой осторожности, и реставраторы опасались, что «Юдифь» может, как это часто бывает с такими полотнами, отреагировать на смену температурно-влажностного режима короблением основы или вздутием красочного слоя. В настоящее время перевод живописи на другую основу производится только в самых крайних случаях, обычно же оригинальная основа картины сохраняется всеми доступными средствами.
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 291. — 416 с. — 500 000 экз.
- Ярошенко В. Люди и сокровища. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 89—94. — 143 с. — 75 000 экз..
Ссылки
wikipedia.green
Джорджоне -Творчество художников Ренессанса | World of Art
Джорджоне (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо, из-за крупного телосложения). Не установлено его происхождение. После смерти историка и биографа многих художников эпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне своим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднее его часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко. Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным вне брака, достоверно установить так и не удалось. К сожалению, не сохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве, живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в возрасте шестнадцати лет Джорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитого венецианского художника Джованни Беллини. Собственно, именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев стал отводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важное место поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральности пейзажу. Ощущение скрытого дыхания жизни, органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным, рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом.Знаменитая картина Джорджоне “Гроза” украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, “Три философа” была в коллекции Таддео Контарини, картина “Спящая Венера” в свое время состояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства, имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портрет юноши”, Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музей истории искусства, Вена).
Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения Джорджо Барбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописи раскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенного человека. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи, глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как бы подчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическое начало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинах Джорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. Джорджоне рано ушел из жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года.
worldartdalia.blogspot.com
Джорджоне
Спящая Венера,1510, Дрезденская галерея
Автопортрет
Джорджоне(Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarellida Castelfranco) (1476 или 1477–1510), итальянский живописец, один изосновоположников искусства Высокого Возрождения, славился также какискусный певец и музыкант. Джорджоне родился в небольшом городкеКастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Настоящее имяхудожника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне(большой Джорджо, из-за крупного телосложения). Не установлено егопроисхождение. После смерти историка и биографа многих художников эпохиренессанса Вазари распространилось его мнение, что Джорджоне своимпроисхождением был связан с знатной семьей Барбарелли; поэтому позднееего часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли да Кастельфранко.Легендой или былью является утверждение Вазари о том, что Джорджонеявлялся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, рожденным внебрака, достоверно установить так и не удалось. К сожалению, несохранилось ни рукописей художника, ни его записок об искусстве,живописи и музыке, не сохранилось даже его писем. Будучи совсем юнымДжорджоне прибыл в Венецию. Известно, что в возрасте шестнадцати летДжорджоне уже проходил обучение и работал в мастерской знаменитоговенецианского художника Джованни Беллини. Собственно, именно в живописиВенеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи.Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светскийхарактер. Уже в конце 15 века вместо икон в Венеции появились небольшиестанковые картины, удовлетворявшие индивидуальным вкусам заказчиков.Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение,пейзаж. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость,насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкостьбольшой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладудля глаз зрителей. Джорджоне первым из всех итальянских живописцев сталотводить в религиозных, мифологических и исторических картинах важноеместо поэтически-придуманному, красивому, и не чуждому натуральностипейзажу.
Мадонна на фоне пейзажа, 1503
Юдифь. 1504. Эрмитаж, Санкт-Петербург
"Юдифь" (1504) долго считаласьработой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Послереставрации 1971 г., когда был удалён верхний слой лака, густопокрывавшего поверхность картины, зрители могли убедиться впоразительном колористическом богатстве и утончённости живописиДжорджоне. Прозрачные лессировки, тонкие гармоничные сочетания розовых,золотистых и тёмно-коричневых тонов, воздушность далей, тонущих вголубоватой дымке, сочная зелень листвы, контраст между нежными, гибкимиочертаниями тела Юдифи и мощным тёмным стволом дерева, тончайшиесветовые и цветовые рефлексы, превращающие меч, который она держиттонкими изящными пальцами, в сверкающую драгоценность, несоответствиемирного идиллического пейзажа и меланхолического настроения, в котороепогружена героиня, трагизму сюжета – всё придаёт картине Джорджонезагадочность.
Это качество отличает и знаменитуюкартину Джорджоне "Три философа" (1505–1506). На первый взгляд, всёпросто и ясно. Выражаясь словами Микиэля, видевшего картину в домеКонтарини, на ней изображены "три философа: двое стоящих и один сидящий,который наблюдает солнечные лучи в пейзаже со столь удивительновоспроизведённой пещерой". В то же время сам сюжет картины необычен.Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельскиеобразы. И хотя, как показало исследование рентгенограммы картины,первоначально на ней были изображены волхвы, Джорджоне заново переписалполотно, превратив евангельских волхвов в философов и придав работесветский характер. Джорджоне использовал здесь известный античный сюжет:мудрецы разных веков ведут философскую дискуссию.
Три философа, 1508
Музей истории искусства, Вена
На небольшой каменистой площадке –три фигуры: старец, сжимающий в руках астрологическую таблицу, человексредних лет в восточном одеянии и сидящий юноша с циркулем, угольником илистом бумаги на коленях. В просвете, образуемом громадной скалой спещерой и тёмными стволами деревьев, видны уютная долина и вечернее небос плывущими фиолетовыми облаками.
Трое людей разных возрастов,характеров, темпераментов внешне не связаны друг с другом. Однаконастроение вечерней тишины заставляет каждого прислушиваться к голосамприроды, и это объединяет их. Человек в картине Джорджоне наслаждаетсякрасотой окружающего его мира. Это наслаждение выражает поэтическийобраз сидящего юноши в белом хитоне и тёмно-зелёном гиматии. Образнастолько индивидуален, что заставляет многих видеть в нём автопортретхудожника.
Немалую роль в картине играюткомпозиция и цвет. "Философы" расположились на трёх ступенях скалы,символизируя, по-видимому, три ступени развития философии. Нескольковытянутые вверх фигуры двух пресонажей, мощные вертикальные складки иходеяний усиливают настроение покоя, разлитое в картине. Тёмноеобобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группуфилософов. Скала с пещерой, занимающей треть пространства, тоже играетзначительную роль в композиции. Именно к пещере устремлён пытливый взорюноши, находящегося к ней ближе остальных. Юноша сидит на каменнойтеррасе и как бы слит с землёй.
В древних мистериях пещера –завершённый образ мира. Вспоминается знаменитый отрывок из "КодексаАрунделя", принадлежащий Леонардо да Винчи: "Томимый страстным желанием,стремясь увидеть изобилие разнообразных и удивительных форм, созданныхискусной природой, подошёл я ко входу в большую пещеру. Внезапноовладели мной два чувства: страх и желание – страх перед зловещей,угрожающей пещерой, желание увидеть, не таит ли она каких-нибудь чудес".Это позволяет нам рассмотреть в образе юноши символическое изображениефилософии и науки эпохи Возрождения.
Гроза, 1505-1508
Галерея Академии, Венеция
В творчестве Джорджоне последних летжизни, в таких картинах, как "Гроза" и "Сельский концерт", появляетсяособый тип пейзажа – пейзаж настроения.
В инвентаре коллекции Вендрамина"Гроза" (1506) значится как "картина, изображающая цыганку и пастуха впейзаже с мостом". Окрестности небольшого венецианского городка.Неподвижные воды реки. Ветви деревьев не шелохнутся. Уходящая вдальпанорама зданий. А над ними – синее грозовое небо. На берегу ручьяженщина кормит ребёнка. Пастух, опершись на посох, задумчиво смотритвдаль...
До сих пор неизвестно, как назвалэтот сюжет сам Джорджоне. В 1885 г. швейцарский историк Яков Бурхгард,обнаруживший полотно в одной из венецианских коллекций, назвал его"Семья Джорджоне". Однако, когда в 1939 г. была опубликованарентгенограмма "Грозы" и на месте фигуры пастуха выявилась обнажённаяженская фигура, название картины пришлось изменить.
Некоторые исследователи видят здесьперсонажей древнегреческого мифа об Адрасте и Гипсипиле, героев поэмыСтация "Феб". Другие считают, что это аллегория мужества и милосердия,третьи утверждают, что солдат или пастух на левом берегу речки и женщинас ребёнком на правом принадлежат двум разным мирам – в том смысле, чтоженщина стала для него видимой лишь в момент блеска молнии...
Однако "Гроза" – не простоиллюстрация к литературному произведению. В ней столько тончайшихнамёков, нюансов, действующих на воображение зрителя, что она словнопревращается в лирическое стихотворение. Задумчивая женщина внеестественно напряжённой позе, современные венецианские здания, обломкиколонн и задумчивый юноша, клубящиеся сине-свинцовые тучи, в которыхблеснула молния... "Волнение в спокойствии" – так можно определитьнастроение картины. Эти непривычные сочетания, кстати, частовстречающиеся в творчестве Джорджоне, усиливают поэтичностьпроизведения.
И в этой картине, так же как и в"Трёх философах", символика (обломок колонны в литературе того временибыл символом разбитой жизни) и сюжетная канва уступают местотемпераменту живописца. В "Грозе" пейзаж становится эмоциональнонасыщенным, впервые художник передаёт состояние природы. Человеческиефигуры впервые изображаются не "перед пейзажем", как это былов искусстве XV в., а "в самом пейзаже", который становится необычайнопространственным.
Испытание Моисея огнем, 1502-1505
Портрет Лауры, 1506
Музей истории искусства, Вена
Исследователи выделяют в венецианскомискусстве начала XVI в. особое "ренессансно-романтическое течение",наиболее глубоким выразителем которого стал Джорджоне. Не случайновеликий романтик Байрон превыше всех венецианцев ставил именноДжорджоне, а Гейне в своих "Путевых картинах" написал, что Джорджоне емумного милее, чем Тициан. Романтиков привлекали тонкость, поэтическийнастрой картин Джорджоне, их безмолвный, но эмоциональный диалог созрителем, особая музыкальность образов, невиданная доселе в искусстве.
До недавнего времени вискусствоведческой литературе шли споры о наследии Джорджоне, околичестве его подлинных работ. Кто-то считал, что сохранилась толькоодна бесспорная картина Джорджоне, кто-то приписывал ему около60 полотен. Большим событием стала находка конца XIX в. – "Записки"венецианского патриция Маркантонио Микиэля, оставившего свидетельства опроизведениях венецианских мастеров, которые он видел в общественныхместах или собраниях своих друзей. Микиэль назвал дома – Контарини,Веньера, Вендрамина, – где он любовался работами Джорджоне; он и самстал обладателем одной картины художника. Именно благодаря "Запискам"Микиэля дрезденская "Венера" была "восстановлена" за Джорджоне, хотя доэтого её приписывали Тициану.
Поклонение пастухов. 1505 (?). Вашингтон. Национальная галерея
Наряду с композициями на религиозныетемы (“Поклонение пастухов”, Национальная галерея, Вашингтон),Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно вего творчестве получившие преобладающее значение. В произведенияхДжорджоне (“Юдифь”, Эрмитаж, Санкт-Петербург; “Три философа”, Музейистории искусств, Вена; “Гроза”, Галерея Академии, Венеция; “СпящаяВенера”, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художникао богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не вдействии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Мадонна с младенцем и святые, 1500-е
Воин со своим оруженосцем
1509, Галерея Уффици, Флоренция
Святое семейство, 1500-е
Портрет старухи, 1509
Портрет юноши, 1504-1506
Закат, 1506-1510
Мадонна Кастельфранко, 1505
Одной из ранних бесспорных картинкисти Джорджоне считается "Мадонна Кастельфранко", находящаяся в собореСан Либерале в этом городе. Венецианец Карло Ридольфи, побывавший здесьв 1640 г., сообщал в своих "Записках": "Джорджоне написал для ТуциоКостанцо, кондотьера наёмников, образ Мадонны с Младенцем Христом дляприходской церкви в Кастельфранко. Справа поместил св. Георгия, вкотором изобразил себя, а слева – св. Франциска, в котором запечатлелчерты одного из своих братьев и передал некоторые вещи в натуральнойманере, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженного святого".
Этот необычайный алтарный образ,подобного которому ещё не встречалось в искусстве кватроченто, посколькуперсонажи его как бы "вынесены" на лоно природы из интерьера собора,поражает тонко переданным настроением. Светлый, радостный утреннийпейзаж, золотистый свет, льющийся из глубины, меланхолическое раздумье, вкоторое погружены все участники сцены, придают необычайную поэтичностьвсему. В то же время картина несёт ощущение загадочной недосказанности,характерное для всех последующих творений Джорджоне.
Сельский концерт, 1510
Венецианцы отличались праздничным,радостным мировосприятием. Светское начало в культуре этого города быловыражено сильнее, чем где бы то ни было в Италии. Влияние Церкви наполитическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицамдуховного звания занимать государственные должности). Венецианскаязнать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения.Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных ифилософов. Натурфилософские, исторические, естественнонаучные,художественные и музыкальные проблемы были в центре интересов светскогообщества – при огромном спросе на книги.
Наиболее ярко гуманистические идеипроявились здесь в живописи. Венецианская живопись начала XVI в. носитоткровенно светский характер, а уже в конце XV в. вместо икон в Венециипоявляются небольшие станковые картины, удовлетворявшие индивидуальныйвкус заказчика. Художников интересует теперь не только человек, но иокружающее его пространство, пейзаж. Яркий колорит, насыщенный,праздничный цвет, многокрасочные гармоничные тона превращают картинывенецианцев в пиршество для глаз. Известный английский писатель икритик XIX в. Уолтер Патер говорил, что краски в картине венецианскогохудожника "должны первым делом восхищать чувства, восхищать их так жевнезапно и чувственно, как осколок венецианского стекла. В этойчувственной радости и заключается истинная цель художника".
Многие венецианские художники былисвязаны с кружками гуманистов, и те являлись их основными заказчиками.Некоторые картины Джорджоне находились в коллекции Доменико Гримани –патриарха Аквилеи, в доме Джованни Корнаро, брата королевы Кипра, водворце дожа Леонардо Лоредано. Его "Спящая Венера", "Три философа","Гроза" украшали знаменитые художественные собрания любителей искусства.Будучи их другом, Джорджоне имел возможность изучать коллекциигуманистов, что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особойутончённости и одухотворённости образов, в пристрастии к литературным,светским темам.
Ощущение скрытого дыхания жизни,органичность воссоздания натуры соединяются в них с благороднойидеализацией, утонченностью эмоциональной атмосферы, сложным,рассчитанным на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Сохраняясвойственные искусству Раннего Возрождения ясность объемов имелодическую выразительность контуров, Джорджоне с помощью прозрачнойсветотени добивался зрительного слияния человеческих фигур с пейзажем.Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, он сочеталих с множеством красочных нюансов, взаимосвязанных с градациямиосвещения и тяготеющих к тональному единству. Вся жизнь и творчествоДжорджоне были тесно связаны с гуманистической венецианской культуройсередины 15 и начала 16 века. Многие венецианские художники были связаныс кружками гуманистов, которые являлись их основными заказчиками. Так,некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, членакоролевской семьи Кипра, другие работы художника находились во дворцевенецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани —патриарха Аквилеи.
Некоторые искусствоведы полагают, чтообнажённые женщины – это нимфы, невидимые для остальных участников этойсцены. Прекрасная женщина с кувшином – нимфа источника, женщина сфлейтой – нимфа полей (отсюда её приземистость, "приземлённость",расплывчатость, отличающая её от обычных женщин).
Как всегда у Джорджоне, изображениезагадочно и допускает множество толкований. Но главным в его творчествеостаются "чудеса живописи", о чём так прочувствованно написалвенецианский поэт и историк М. Боскини в своей "Карте плавания по морюживописи" (1660):
Джорджоне, ты первым сумел
показать чудеса живописи,
и пока не исчезнет мир
и живущие в нём люди,
о твоих творениях
будут говорить вечно.
До того как появился ты,
все эти художники
изображали статуи,
по сравнению с тобой,
создающим живые фигуры.
Душа твоя слилась с красками.
Не хочу отрицать, что Леонардо
был, так сказать, богом Тосканы;
но именно Джорджоне открыл Венеции
путь, ведущий к славе и бессмертию.
Эти строки не только демонстрируютгордость автора за своего знаменитого земляка, но и подчёркиваютнеоценимый вклад, который внёс Джорджоне в историю мировой живописи.
Портрет Антонио Броккардо
Знаменитая картина Джорджоне “Гроза”украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, “Три философа” была вколлекции Таддео Контарини, картина “Спящая Венера” в свое времясостояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Джорджоне, будучидругом этих любителей искусства, имел возможность изучать коллекциигуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел многочрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и многонарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов,ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, вособой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии клитературным, светским темам. Общая направленность творчества Джорджонеопределила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (“Портретюноши”, Картинная галерея, Берлин-Далем; так называемая “Лаура”, Музейистории искусства, Вена).
Церера, 1508-1510
Три возраста жизни, 1505-1510
Творческая концепция Джорджонесвоеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказалапреобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получиладальнейшее развитие у его ученика Тициана. Несмотря на скоротечностьжизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных изнаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине,Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Значительноечисло мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилюДжорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани,Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, РоккоМарконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работыДжорджоне. Венецианский живописец эпохи Высокого Возрождения ДжорджоБарбарелли из Кастельфранко, прозванный Джорджоне, в своей живописираскрыл утонченную гармонию духовно богатого и физически совершенногочеловека.
Читающая мадонна, 1500-1510
Так же как и у Леонардо да Винчи,творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалосьбы, кристаллической разумностью. Но, в отличие от работ да Винчи,глубокий лиризм искусства которого носит весьма скрытый и как быподчиненный пафосу рационального интеллектуализма характер, лирическоеначало в своем ясном согласии с рациональным началом в картинахДжорджоне дает себя чувствовать с необычайной силой. Джорджоне рано ушелиз жизни, он умер в Венеции во время эпидемии чумы осенью 1510 года
yablor.ru
Юдифь (картина Джорджоне) - это... Что такое Юдифь (картина Джорджоне)?
«Юдифь» (итал. Giuditta) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. Хранится в Государственном Эрмитаже.
История
Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум.
1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Переговоры с наследниками Кроза проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро[1]. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов).[2]. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа[3]. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля[4].Впервые каталог коллекции Кроза[5] был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердаме и опубликована Абрахамом Блотелингом (ум. 1676). Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок, исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.
Сюжет
Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!»[6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться ДжорджонеВыбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую[6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
Реставрация
Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см)[7] с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева[4]. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее.
В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда[4] Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Реставрация картины закончилась в 1971 году.
Примечания
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 291. — 416 с. — 500 000 экз.
- Ярошенко В. Люди и сокровища. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 89—94. — 143 с. — 75 000 экз..
Ссылки
xzsad.academic.ru
Юдифь (картина Джорджоне) - это... Что такое Юдифь (картина Джорджоне)?
«Юдифь» (итал. Giuditta) — единственная находящаяся в России картина, единодушно атрибутируемая Джорджоне. Хранится в Государственном Эрмитаже.
История
Картина поступила в Эрмитаж в 1772 году из парижского собрания Антуана Кроза (ум.
1770), барона де Тьера. Коллекция была создана дядей барона, банкиром Пьером Кроза. Переговоры с наследниками Кроза проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро[1]. Свидетельств о работе Джорджоне над «Юдифью» не сохранилось, свои работы художник не подписывал, поэтому полотно атрибутируется ему исключительно по стилистическим соображениям, «имеющим в своей основе критерий качества» (П. П. Муратов).[2]. Как можно прочитать в Британской энциклопедии, «Юдифь» воплощает тот же идеал безмятежной красоты, что и «Спящая Венера». Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа[3]. В старину «Юдифь» считалась работой Рафаэля[4].Впервые каталог коллекции Кроза[5] был издан в Париже в 1729 году с текстом Марьетта. Гравюра в зеркальном отображении с картины «Юдифь», выполненная Туанетт (Антуаннетт) Ларше (фр. Antoinette Larcher, род. 1695), была размещена в первом томе каталога. Судя по ней, картина была несколько шире. Комментарий Марьетта — первое письменное упоминание «Юдифи». По его сообщению, картина в собрание Кроза поступила от М. Фореста, который, в свою очередь, приобрёл её у коллекционера Бертена. Так как Бертен умер в 1711 году, вероятно, что «Юдифь» появилась в коллекции Кроза уже в начале восемнадцатого века. В каталоге также упоминается, что помимо гравюры Ларше существовала гравюра анонимного художника, подписанная инициалами L. Sa. Этой гравюре почти полностью соответствует современный облик картины. Гравюра была создана во второй половине XVII века в Амстердаме и опубликована Абрахамом Блотелингом (ум. 1676). Кроме того, в коллекции Ван Регтерна (Альтена, Амстердам) хранится рисунок, исполненный размывкой коричневым тоном и очень точно следующий оригиналу, подписанный: J. De Bisschop Fecit Na Raphael (Я. де Бисхоп рисовал по Рафаэлю). Датский художник Ян де Бисхоп (Jan De Bisschop, 1628—1671) во время своего путешествия по Италии в 1650-е годы делал зарисовки с картин итальянских художников. Эти источники дают представление о состоянии картины в конце XVII — начале XVIII века, до того, как она вошла в собрание Кроза.
Сюжет
Одно из многочисленных произведений изобразительного искусства на тему истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!»[6] Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Античная «Венера Урания», на которую мог ориентироваться ДжорджонеВыбрав момент, когда убийство уже было совершено, Джорджоне, в отличие от многих художников, обращавшихся к этому библейскому сюжету, создал удивительно умиротворённую[6] картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
Реставрация
Полотно дошло до нашего времени не в лучшем состоянии. Во Франции в конце XVII — начале XVIII века с картины был удалён тёмный лак, прописана выцветшая живопись, по бокам картины были добавлены деревянные приставки (каждая по 12 см)[7] с изображением ещё одного дерева справа и пейзажа слева[4]. В конце XVIII — начале XIX века в Эрмитаже картину покрыли тонированным жёлтым лаком, чтобы придать ей так называемый «галерейный» тон. Кроме того, этой операцией пытались скрыть ранние неудачные реставрации авторской живописи. В 1893 году реставратор А. Сидоров перевёл картину с доски на холст. По бокам полотна, согласно гравюре XVII века с картины, были добавлены приставки в полтора-два сантиметра с живописью на тон светлее.
В 1967 году была начата предварительная подготовка к серьёзной реставрации «Юдифи» — предварительные исследования живописного слоя подтверждали её срочность. Были сделаны снимки картины в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, рентгенограммы, проведены исследования под бинокулярным микроскопом. В некоторых местах полотна рука Джорджоне была закрыта шестью слоями мастиковок и прописок, каждый слой был отделён лаком. Собственно реставрация началась в 1969 году. Работу вела реставратор высшей квалификации А. М. Малова. Общее руководство осуществлял руководитель мастерской реставрации станковой живописи А. В. Брянцев и эксперты из Москвы и Ленинграда[4] Картина была расчищена от жёлтого лака, нескольких слоёв поздних записей поэтапно. Лак удалялся ватно-марлевым тампоном, смоченным в специальном составе, прописка — скальпелем под микроскопом. В день открывалось от 2 до 6 квадратных сантиметров картины. Для сохранения авторской живописи на ней оставлялся тонкий слой старого лака. Неожиданностью оказался подлинный колорит картины, скрытый под жёлтым лаком. После реставрации открылись городская башня и холмы на дальнем плане, ажурная листва дерева за спиной Юдифи, травы, цветы и камни площадки, выписанные Джорджоне с величайшей точностью. Были обнаружены отпечатки пальцев художника. Реставрация картины закончилась в 1971 году.
Примечания
Литература
- Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 291. — 416 с. — 500 000 экз.
- Ярошенко В. Люди и сокровища. — М.: Молодая гвардия, 1981. — С. 89—94. — 143 с. — 75 000 экз..
Ссылки
biograf.academic.ru