Обработка ультразвукового сигнала: этапы обработки, расшифровка. Уз картина
Расшифровка УЗИ щитовидной железы: результаты
УЗИ щитовидной железы – это диагностическая процедура, которая назначается для коррекции проводимого лечения при имеющейся патологии, выявления заболеваний, а также с профилактической целью. Проводит УЗИ щитовидной железы врач ультразвуковой диагностики, иногда врач-эндокринолог, получивший дополнительно сертификат УЗ-диагноста.
Расшифровка УЗИ щитовидной железы
Второй вариант наиболее приемлем, так как ставит диагноз и правильно назначает лечение всегда врач, который вас осматривает, консультирует, проводит УЗИ.
О щитовидной железе
Щитовидная железа (многие называют ее щитовидка) – это небольшой орган (масса от 25-40 грамм), регулирующий в организме углеводный, жировой и белковый обмен, обмен витаминов, рост и созревание костной ткани, влияющий на умственную деятельность, развитие центральной нервной системы.
Недостаток гормонов щитовидки в детстве приводит к необратимым тяжелым последствиям, это умственная отсталость, маленький рост, непропорциональность конечностей, психическая лабильность и прочее.
Щитовидка располагается под щитовидным хрящом гортани, спереди трахеи. У определенного процента людей железу можно пропальпировать за яремной вырезкой рукоятки грудины. Очень хорошо кровоснабжается, состоит из двух долей и перешейка, их связывающего, порой встречаются дополнительные пирамидальные доли, в целом напоминает по форме бабочку.
Структурной единицей является фолликул, состоящий из клеток тиреоцитов, именно они и синтезируют гормоны Т4 и Т3. Форма фолликулов и, соответственно, структура железы меняется от гормональной активности. При гиперфункции железы форма фолликулов превращается в цилиндрическую, а при гипофункции клетки уплощаются.
В железе вырабатываются следующие гормоны:
- Тироксин, Т4.
- Трийодтиронин, Т3.
- Кальцитонин.
Кальцитонин вырабатывается парафолликулярными клетками или C-клетками, его функция заключается в регуляции Ca в крови — увеличение его концентрации в кости и снижение в крови.
Показания для проведения УЗИ
Случаи, при которых назначается УЗИ щитовидной железы
- С профилактической целью, когда имеется плохая наследственность по заболеванию этого органа. Также всем после 35 лет рекомендуется ежегодно проходить это обследование.
- При наличии симптоматики, которая указывает на патологию в щитовидной железе.
- Для контроля за проводимым лечением и его коррекции.
- При беременности или ее планировании.
- Проживание на территории, где недостаточно йода в пище и воде, а также в зонах радионуклидного загрязнения, например, после аварии на Чернобыльской АЭС.
Расшифровка УЗИ щитовидной железы
Сейчас достаточно много онлайн-сервисов, где консультируют высококвалифицированные специалисты, и там можно получить развернутую расшифровку вашего УЗИ. А можно ли разобраться самому? Нет, только специалист может реально оценить тяжесть состояния и назначить соответствующее лечение.
Что врач ультразвуковой диагностики оценивает при визуализации?
- длина – 40-70 мм;
- ширина – 10-30 мм;
- глубина – 10-20 мм.
Объем щитовидки
- у женщин – 18-20 мл;
- у мужчин – 25 мл.
Данные показатели не являются абсолютными и могут меняться, например, во время беременности, отличаются у детей и пожилых людей. Можно посмотреть таблицу размеров железы, показывающую возрастные изменения.
Структура железы в норме однородная, имеет среднюю эхоплотность. Также специалист производит оценку лимфатических узлов, расположенных на шее, над и под ключицами.
Патология щитовидной железы у беременных:
- Диффузный нетоксический зоб.
- Гестационный тиреотоксикоз.
- Аутоиммунный токсический зоб.
- Гипотиреоз.
При выявлении у беременной одной из перечисленных патологий проведение УЗИ является обязательным.
УЗ-картина при различных патологиях щитовидной железы: расшифровка результатов
Изображение щитовидной железы на мониторе аппарата УЗИ
- Диффузный токсический зоб характеризуется диффузным увеличением объема железы, эхогенность неравномерная, отличается наличием мелких гиперэхогенных структур.
- Токсическая аденома (болезнь Пламмера) характеризуется присутствием в ткани щитовидки узла с четкими ровными границами, аденома имеет капсулу.
- Гипотиреоз характеризуется уменьшением размеров органа.
- Аутоиммунный тиреоидит (АИТ, тиреоидит Хашимото) отличается неоднородной структурой с псевдоузлами (как очаги воспалительных процессов).
- Фиброзный тиреоидит Риделя отличается утолщением капсулы, увеличением объема, а также тем, что повышена эхогенность железистой ткани.
- Подострый тиреоидит (тиреоидит де Кервена) отличается образованием участка в ткани железы с пониженной эхогенностью и четкими границами.
- Эндемический зоб. Характерна следующая УЗ-картина: увеличение органа с участками фиброза, наличие множественных узлов, кальцификатов, сочетание зоба с аденомами и карциномами, эхогенность разнородная. Обязательным является взятие биопсии под контролем УЗИ. Вот примерно такая расшифровка результатов.
Подготовка к УЗИ щитовидной железы не требуется, однако детям и пожилым людям рекомендуется приходить натощак во избежание рвотных рефлексов. Если в прошлом вы проходили эту процедуру, то стоит взять с собой старые данные по УЗИ.
Как проводится ультразвуковое исследование щитовидной железы?
УЗИ щитовидной железы проводится в положении лежа, в крайних случаях сидя при патологии спинного отдела позвоночника на кушетке. Под плечи подкладывают валик с целью лучшей визуализации органа УЗИ-датчиком. Наносят гель и проводят обследование.
Ультразвуковое исследование щитовидной железы по стоимости доступно всем, для некоторых граждан эта процедура в государственных клиниках является бесплатной, сюда относятся участники ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. В платных организациях имеются скидки.
uzimigom.ru
Презентация на тему: УЗ картина
новообразований щитовидной железы (I)
УЗ картина
новообразований щитовидной железы (II)
УЗ картина
новообразований щитовидной железы (V)
Соноластография в онкологии
Инфильтративный рак молочной железы. Опухолевый очаг более ригидный, чем окружающие ткани, с четкой визуализацией
направления инфильтрирующего роста.
Фиброаденома.
Более плотные области обозначены оттенками синего, в то время как зеленая палитра отражает
эластичную ткань. Видно улучшенное отображение неоднородной внутренней структуры фиброаденомы.
Инфильтративный рак молочной железы.
Опухолевый очаг более ригидный, чем окружающие ткани, с четкой визуализацией направления инфильтрирующего роста.
Рак щитовидной железы. Плотная область четко
визуализируется на сонографической реконструкции. Цветовая карта области интереса полупрозрачна, что позволяет визуализировать гиперэхогенное включение с акустической тенью(кальцинат) в опухоли.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОТМЕЧАЕТСЯ ОТВЕТНАЯ
РЕАКЦИЯ СО СТОРОНЫ ЛИМФАТИЧЕСКОГО
Инфекционные болезни
а – Вирусная инфекция: инфекционныйУЗЛАгепатит, инфекционный мононуклеоз, ВИЧ, герпес, коревая краснуха, ветряная оспа.
б – Бактериальные инфекции: стрептококковая, стафилококковая, сальмонеллезная, бруцеллезная, гранулематоз новорожденных, возбудитель чумы, болезнь кошачьих царапин, иерсениоз.
в – Грибковые инфекции: кокцидомикоз, шистоплазмоз.
г – Хламидийные инфекции: лимфогранулема венерическая, трахома. д –Микобактериальные инфекции: туберкулез, лепра.
е – Паразитарные инфекции: трипаносомиаз, токсоплазмоз, микрофиларизис. ж –Спирахетные инфекции: сифилис, лептоспириоз.
Злокачественные опухоли
а – Гематологические заболевания: лимфома, лейкемия и злокачественные гистиоцитозы. б –Поражения метастатического характера при: меланомах, опухолях легких, молочных желез, простаты,желудочно-кишечноготракта, почек, области головы и шеи, семиноме, саркоме Капоши.
Эндокринная патология: гипертиреоидизм.
Патология липидного обмена: болезнь Гоша, Неймана-Пика. Болезни неизвестной этиологии:саркоидоз, амилоидоз, макрофолликулярная гиперплазия лимфатических узлов, лимфоматоидный гранулематоз, синусгистеоцитоз. Семейная среднеземноморская лихорадка, синдром кожнослизистых лимфатических узлов.
Ультразвуковое исследование лимфатических узлов
•а– схема ЛУ: 1 – капсула; 2 – трабекулы; 3 – корковое
вещество; 4 – мозговое вещество; 5 – синусы; 6 – приносящие лимфатические сосуды; 7 – выносящие лимфатические сосуды; 8 – ворота лимфатического узла; 9
•б – изоэхогенный ЛУ в правой подмышечной области: 1-
– фолликулы.
Гипоэхогенный ободок – корковый слоы; 2- гиперэхогенная центральная часть ЛУ; 3- Гипоэхогенный участок – ворота ЛУ.
studfiles.net
УЗ диагностика для клинических ординаторов
доцент кафедры онкологии Н.М. Федоров
Что такое ультразвук?
•Ультразвуком называются высокочастотные звуковые волны с частотой свыше 20 000 циклов в секунду (20 кГц). Эти волны, не воспринимаемые человеческим ухом, могут быть преобразованы в лучи и используются для сканирования тканей тела.
•Ультразвуковой импульс, производимый сканером, который описан в данной главе, имеет частоту 2-10МГц, (1 МГц — это 1 000 000 циклов/с). Продолжительность импульса составляет 1 микросекунду (одна миллионная часть секунды), импульсы повторяются с частотой 1000 в секунду. Различные тканипо-разномупроводят ультразвук: некоторые ткани полностью отражают его, в то время как другие рассеивают сигналы, прежде чем они возвращаются к датчику. Волны проводятся через ткани с различной скоростью (например, 1540 м/с - это скорость распространения ультразвука в мягких тканях).
Что такое ультразвук?
•Отраженные ультразвуковые сигналы, воспринимаемые трансдьюсером, должны быть усилены в ультразвуковом аппарате. Отраженные сигналы от тканей, находящихся на большей глубине, затухают в большей степени, чем сигналы, отраженные от поверхностных тканей, поэтому первые должны усиливаться в большей степени. Ультразвуковые аппараты имеют устройство, изменяющее общую чувствительность, «порог» чувствительности аппарата, в той же степени, в какой происходит затухание отраженных зхосигналов с различной глубины. При работе с любым сканером необходимо добиваться сбалансированного изображения, с тем чтобы получать приблизительно равные по силе отражения от тканей на любой глубине.
•При возвращении отраженного эхо-сигналак датчику становится возможной двухмерная реконструкция изображения всех тканей, через которые прошел ультразвуковой луч. Информация хранится в компьютере и воспроизводится на видео(телевизионном)- мониторе. Сильные отраженные сигналы называются высокоинтенсивными и выглядят на экране как яркие белые точки.
Различные режимы представления информации
1. А-режим.А-режим
• При работе в А-режимеотраженные сигналы изображаются в виде пиков, при этом можно измерить расстояние между двумя различными структурами (рис). Сама структура в этом режиме не изображается, однако подобный принцип используется и при получении двухмерного изображения.
В-режим
•2. В-режим. В этом режиме все ткани, через которые проходит ультразвуковой луч, получают отображение на экране. Получаемые двухмерные изображения называются изображениями вВ-режимеили срезами вВ-режиме(рис). При быстром чередованииВ-срезомполучается видеомониторное наблюдение.
Видеомониторное наблюдение
•3. Видеомониторное наблюдение (режим реального времени). Этот режим дает чередование изображений различных частей тела, располагающихся под датчиком, в том порядке, как проводилось сканирование. Изображение меняется при любом движении датчика или любом изменении положения тела (например, при движении плода или пульсации артерии). Движения отображаются на мониторе в реальном времени. В большинстве приборов, работающих в режиме реального времени, возможно «заморозить» изображение и держать его неподвижным с целью изучения или проведения измерений.
Доплерографическое ультразвуковое исследование
•Электронное оборудование для доплерографического исследования обычно не включается в спецификацию ультразвуковой аппаратуры общего назначения. Это дорогое оборудование можно приобрести дополнительно, но прежде чем вы сделаете это, прочитайте этот раздел и решите, будет ли у вас достаточное количество больных с сосудистой патологией, нуждающихся в лечении.
•Эффект Доплера
•При отражении от неподвижного объекта ультразвуковые волны будут иметь такую же частоту, как и испускаемые датчиком. Если отражающий объект движется по направлению к излучателю, частота отраженного сигнала будет выше, чем излучаемая частота. И наоборот, если отражающий объект движется от датчика, отраженная частота будет ниже, чем излучаемая частота.
Эффект Доплера
Разница между излучаемой и принимаемой частотами пропорциональны скорости, с которой объект приближается к излучателю или удаляется от него. Это явление называется эффектом Доплера, а разница между излучаемой и принимаемой частотами называется доплеровским сдвигом частот.
Преимущества ультразвукового метода диагностики заключаются в:
•неинвазивности,
•отсутствии специальной подготовки и противопоказаний,
•небольших затрат времени и стоимости,
•безвредности и безопасности,
•возможности исследования на фоне препаратов, в том числе и блокирующих функцию щитовидной железы,
•высокой разрешающей способности,
•возможности динамического наблюдения,
•выполнение пункционных вмешательств под контролем УЗИ, в том числе для морфологической верификации.
Обязанности врача УЗ диагностики:
•осуществлять ультразвуковые исследования органов пациента с соблюдением техники безопасности;
•рассчитывать все необходимые параметры с последующим их анализом и формулировкой заключительного диагноза;
•организовывать разборы сложных случаев и ошибок диагностики;
•выполнять инвазивные исследования под контролем ультразвука по соответствующему протоколу;
•осваивать и внедрять новые диагностические методики, применяемые с помощью ультразвуковой аппаратуры;
•качественно вести соответствующую медицинскую и отчетноучетную документацию, анализировать количественные и качественные показатели работы;
•участвовать в реализации программ клинической апробации лекарственных препаратов и проводить оценку полученных результатов;
studfiles.net
Документирование результатов исследования. Интерпретация результатов УЗИ
К настоящему времени нет единых стандартов, определяющих средства документирования.
Видеопринтеры применяются наиболее часто. Их закупка экономически оправданна. Часто такие принтеры поставляются вместе с УЗ-аппаратом. Бумага для видеопринтера также недорогая, а новое поколение и современные марки бумаги позволяют получать УЗ-изображение очень высокого качества и контрастности. Другие преимущества изображений, получаемых с помощью видеопринтеров – небольшой размер (поэтому их легко приложить к медицинским документам больного) и возможность архивации. Недостатки таких изображений – их тусклость и невозможность демонстрации на экране во время врачебных конференций, в связи с чем, их приходится передавать из рук в руки.
Рентгенограммы имеют следующие преимущества:
-
долговечность;
-
возможность их проецирования на экран;
-
большая контрастность и яркость эхограммы, чем у изображений, полученных с помощью видеопринтеров и поляроида.
Экспонирование осуществляется мультиформатной камерой или лазерным формирователем изображения. Документирование результатов визуализации с помощью рентгенограмм дешевле, чем с использованием видеопринтера, но рентгенограммы сложно хранить в истории болезни, поэтому приходится держать их отдельно. К этому методу документирования, как правило, прибегают в рентгенологических отделениях или отделениях лучевой диагностики, в которых, наряду с УЗ-аппаратами, имеются также компьютерный и/или магнитно-резонансный томограф, рентгеноскопический и другие аппараты и специальный архив для хранения рентгенограмм.
В настоящее время широко применяются цифровые архивы изображений, которые обеспечивают хранение полного комплекта данных пациентов. Такие архивы поставляются на рынок медицинского оборудования несколькими производителями и прилагаются к УЗ-аппаратам или продаются отдельно либо как часть программного обеспечения и стоят относительно недорого. Важным решением проблемы документирования данных в клинике является так называемая система архивирования и передачи изображений (PACS - Picture Archiving and Communication System), в которой хранится полная цифровая информация обо всех без исключения результатах визуализационной диагностики (УЗИ, КТ, МРТ, дигитальной субтракционной ангиографии и др.), приведенная в соответствие с требованиями международных стандартов (DICOM) в формате, разработанном производителем. В идеале PACS следует синхронизировать с радиологической информационной системой (RIS - Radiology Information System) и больничной информационной системой (HIS - Hospital Information System), которая будет располагать биографическими данными больных, описаниями в письменном виде, требованиями к рабочим характеристикам, а также осуществлять координацию и учет данных. Такие системы нуждаются в профессиональном техническом обслуживании многочисленным персоналом.
Тщательное обследование больного важнее документирования результатов анализа УЗ-изображений, потому что если вы не осмотрели больного внимательно и потом выполняете прицельное УЗИ, то вы можете не увидеть очаг поражения или искомое анатомическое образование на полученном УЗ-изображении. Цель получения изображения в том, чтобы сделать понятнее независимому наблюдателю состояние здорового или больного органа и предоставить ему произвольный фрагмент всего органа. Эхограммы также должны быть репрезентативными.
Убедитесь, соответствует ли то место, где вы на УЗ-изображении обнаружили подозрительное образование (так называемое акустическое место болезни - «Morbus Schall»), анатомической структуре или органу. Несоответствие указывает на патологический характер образования, которые чаще всего выявляются в тех участках эхограммы, которым уделяют недостаточно внимания.
Признаки хорошего УЗ-изображения:
-
Соблюдение технических требований к исследованию (оптимальная настройка технических параметров УЗ-аппарата и выбор подходящего УЗ-датчика). Соблюдение этого требования принципиально важно, хотя оно и кажется тривиальным. Печень должна по яркости соответствовать серому цвету умеренной интенсивности, сосуды должны быть анэхогенными. Качество изображения, разумеется, зависит и от особенностей конституции больного.
-
Документирование положения УЗ-датчика. В большинстве УЗ-аппаратов изображение имеет пиктограмму, на которой можно указать локализацию датчика, в противном случае понять пометки типа «положение датчика поперечное слева» бывает сложно.
Отсутствие «Morbus Schall»
Изображение анатомических образований, используемых в качестве ориентиров (например, аорты, нижней полой вены, воротной вены, печеночных вен, диафрагмы), чтобы опытный специалист без указаний о месте расположения датчика легко мог понять, как проходит УЗ-срез и где расположено выявленное на эхограмме образование. Приучите себя выполнять УЗИ при строго определенных позициях датчика.
Маркировка и описание релевантных структур в случае, когда в силу условий проведения УЗИ топографо-анатомические соотношения на эхограмме остаются неясными.
Каждое патологическое образование необходимо визуализировать и измерить на эхограммах, полученных в двух проекциях. Однако при сложном исследовании, например, когда печень диффузно поражена метастазами, этим принципом приходится поступиться. В этом случае необходимо ограничиться качественным срезом или наиболее измененным участком. В онкологических исследованиях обычно при первом УЗИ выбирают «показательный метастаз» или какой-либо очаг поражения, который наблюдают в течение всего периода лечения вместо целого органа.
Результаты УЗИ любого органа подлежат документированию. Более экономично, когда во время исследования все расположенные рядом органы на УЗ-изображении попадают в один срез. Классическим является поперечный срез через каудальную часть правой доли печени, желчный пузырь, правую почку, хотя с анатомической точки зрения плохих срезов нет!
Представленные далее изображения демонстрируют компромисс между полнотой исследования и его издержками. Однако эти факторы, так же как телосложение больного, не являются веским аргументом для того, чтобы на эхограммах всегда получать изображения одних и тех же срезов. Нередко ограничивать объем документирования приходится из соображений экономии времени.
Объем памяти носителей информации постоянно растет. Уже сегодня современные PACS позволяют получить из одной компьютерной томограммы тысячи изображений; таковы же возможности функциональной МРТ. Лишь при УЗИ приходится довольствоваться – по крайней мере, при нативной эхографии - отдельными изображениями в количестве от 1 до 20.
Почему бы не составить четкий протокол и в соответствии с ним панорамировать весь орган или его часть (опытный специалист так и поступает) и всю полученную в режиме реального времени информацию сохранить в памяти аппарата? Это позволит зафиксировать полностью не только исследованный объем, но и эхограммы с изображениями, которые специалист счел наиболее информативными. Такие пленки уже сегодня имеются на поступающих в продажу УЗ-аппаратах и дают возможность ретроспективно судить, имелись ли выявленные в данный момент изменения уже во время предыдущих УЗИ. Далеко не все УЗ-аппараты рассчитаны для хранения таких пленок, но эта возможность имеется во всех новых УЗ-аппаратах, и появилась она сначала для хранения последовательности изображений, получаемых при контрастном УЗИ. Некоторые недостатки УЗИ, в частности отсутствие стандартизированных УЗ-срезов и зависимость качества исследования от опыта и умения специалиста, полностью устранить невозможно. Однако предпринимаемые в этом направлении действия являются важным шагом к более полной фиксации результатов исследования. Необходимо существенное переосмысление этой проблемы, однако как она будет решена в будущем, представить трудно.
Описание результатов УЗИ
Описание результатов УЗИ – это компромисс между стремлением к более полному объему исследования, удобочитаемостью результатов и лаконичностью изложения информации. Описывать следует лишь клинически значимые изменения и находки. Хороший пример - положение почек. Поскольку оно может быть аномальным и указывать на патологический процесс, отмечать в описании результатов, что «почки расположены правильно» оправданно и логично. С другой стороны, указывать в описании, что «печень находится в ортотопической позиции» излишне (если нет дистрофии печени). Поскольку перегиб желчного пузыря на границе между дном и телом (деформация в виде «фригийского колпака») не имеет клинического значения, это изменение описывать нецелесообразно.
Следует описывать результаты УЗ-морфологическими понятиями. Формулировка «аденоматозный узел щитовидной железы с регрессирующими изменениями» не может быть представлена в описании результатов, разве что при их оценке, хотя и здесь эта формулировка нецелесообразна, так как уже содержится в гистологическом заключении. Правильнее сформулировать так: «объемное образование диаметром 2 см с гипоэхогенной краевой и анэхогенной центральной зоной диаметром 1 см с феноменом дистального псевдоусиления и усиления эхо-сигнала от задней стенки».
Несколько одиночных образований описывают по отдельности, в то время как диффузные, напротив, описывают суммарно. Крупный многоузловой зоб, например, можно описать так: «В обеих долях щитовидной железы имеются множественные эхогенные объемные образования одинаковой плотности диаметром 1-4 см с гипоэхогенной краевой и анэхогенной центральной зоной». Общепринятого правила для описания нормальной или патологической УЗ-картины не существует, поэтому всегда можно придраться к имеющимся формулировкам. Далее, приводим хорошо зарекомендовавшую себя форму для описания нормальной УЗ-картины:
-
Печень нормальных размеров, с гладкими контурами, нормальной однородной эхоструктуры, без очаговых изменений. Внутри- и внепеченочные желчные пути и сосуды не изменены.
-
Желчный пузырь нормальных размеров, с тонкой стенкой, без эхогенных образований в просвете.
-
Обе почки нормальной формы, размеров и положения, дыхательная экскурсия в пределах нормы, ИПС в норме. Признаков застоя, теней конкрементов и объемных образований нет.
-
Поджелудочная железа просматривается на всем протяжении от головки до хвоста, имеет нормальные размеры, конкрементов и объемных образований нет. Панкреатический проток не расширен (или «не визуализируется»).
-
Селезенка нормальных размеров, однородной текстуры.
-
В области надпочечников объемных образований нет, слева УЗ-картина размытая. Аорта и нижняя полая вена имеют нормальные контуры. Забрюшинные и лимфоузлы малого таза не увеличены. (Или: забрюшинное пространство визуализируется каудальнее поджелудочной железы. Аорта и нижняя полая вена не изменены, лимфоузлы не увеличены.)
-
При УЗИ брюшной полости патологических изменений не выявлено. Признаков свободной жидкости в брюшной полости нет.
-
Мочевой пузырь полный, стенки гладкие, не утолщены.
-
Предстательная железа нормальных размеров, не изменена. Семенные пузырьки не изменены.
-
Форма и размеры матки соответствуют возрастной норме, объемных образований нет.
-
Яичники без особенностей, форма и размеры соответствуют возрастной норме, патологических объемных образований в яичниках не выявлено. (Или: яички имеют нормальные размеры и эхоструктуру, патологических объемных образований нет. Придатки яичек без особенностей.)
-
Щитовидная железа нормальных размеров, объем - X мл, структура однородна, объемных образований не выявлено. Околощитовидные железы не идентифицируются.
-
Лимфоузлы на боковых поверхностях шеи не увеличены, продолговатой формы, размеры соответствуют возрастной норме, максимальный диаметр - X мм.
Вы, наверное, обратили внимание, что при описании яичников и шейных лимфоузлов появляется формулировка «без особенностей», хотя при оценке УЗ-морфологической картины такая формулировка не разрешается. Основание для нее – то обстоятельство, что даже у здоровых пациентов в этих образованиях могут обнаруживаться небольшие объемные структуры (в яичниках – мелкие фолликулы, которые появляются и исчезают при УЗИ в определенные фазы менструального цикла) или незначительные изменения, как, например, реактивное увеличение лимфоузлов шеи без признаков заболевания. Чтобы описание результатов УЗИ не было громоздким и не содержало рассуждений о дифференциальной диагностике, необходимость в которых появляется примерно в половине случаев, из практических соображений допускаются отклонения от указанного правила.
Оценка результатов венчает их описание. Она должна быть лаконичной, насколько возможно. Учтите, что зачастую врач, направивший пациента на УЗИ, ограничивается только чтением оценки результатов. Она должна включать в себя следующие элементы:
-
Заключение и оценка основных данных с указанием дополнительных исследований, если в них есть необходимость. Например: «Эхогенное объемное образование диаметром 3 см в правой доле печени, в районе VI сегмента. По УЗ-морфологическим особенностям — скорее всего, гемангиома. Для подтверждения диагноза рекомендуется контрастное УЗИ».
-
Четкий ответ на поставленный направляющим врачом вопрос. Описание результатов УЗИ онкологического больного может быть примерно таким: «Выявленный очаг по УЗ-морфологическим особенностям не характерен для опухоли. Рекомендуется контрастное УЗИ. Признаков метастазов опухоли в других отделах брюшной полости не выявлено».
-
Заключение по сопутствующим изменениям: «В нижнем полюсе правой почки – киста диаметром 4 см. Умеренный склероз аорты».
-
Обобщенное описание нормальной УЗ-картины: «Иные патологические изменения отсутствуют».
Оценка результатов должна содержать обобщенные данные, потому что врачи, работающие в отделениях, часто дословно переносят их в медицинское заключение, не подвергая глубокому анализу. Употребления фраз и замечаний типа «...в приведенных выше данных речь идет, скорее всего, о...» следует избегать, так как они не содержат конкретной информации для врача, который будет читать такое заключение. Если при УЗИ в целом какая-либо патология отсутствовала, надо это выразить краткой формулировкой, не забыв, однако, ответить на вопрос, поставленный врачом, например: «УЗ-картина нормальная, признаки метастазов отсутствуют».
doctoroff.ru
Живопись Узбекистана конца XX века — альбом художников о своём творчестве.
Живопись Узбекистана конца XX века — альбом художников о своём творчестве.
21.11.2013 Рубрики: Современное искусство Узбекистана, Художники Узбекистана Метки: Альбом Живопись Узбекистана конца XX - го века Живопись Концептуализм Пейзаж Художники 6 649 просм. комментария 2
Как- то в разговоре с Юрой Усеиновым зашла речь о том, что в наше время мало издаются или вообще не издаются альбомы художников. Юра упомянул, что в 1997г на средства художников был издан Альбом под названием «Живопись Узбекистана конца XX — го века» на английском языке. В этом альбоме художники представили свои работы написанные в 80 — 90-х гг. Альбом, на мой взгляд, интересен тем, что в нём представлены работы мастеров уже снискавших признание, а так же работы художников только начинавших вхождение в историю живописи Узбекистана. Прошло уже 16 лет. Кого-то из этих художников уже нет с нами, кто-то покинул Узбекистан в поисках лучшей жизни, кто-то стал известным художником не только в Узбекистане, но и за его пределами, но память о всех, них хранит этот альбом под названием «Живопись Узбекистана конца XX — го века».
Давно порывался оцифровать и выложить его на art-blog.uz, но всё как-то не получалось. Выкладываю на art-blog.uz по 2 фотографии работ, представленных здесь художников в открытом виде, остальные фотографии альбома в галерее в конце поста.
Шахноз Абдуллаева
***
Дмитрий Ахунбабаев
***
Вячеслав Ахунов
***
Пётр Аненков
***
(Юрий Чернышов)
***
Хикмкат Джалилов
***
Ирина Егорова
***
Гуля Громова
***
Виктор Ган
***
Акмал Икрамджанов
***
Мухтар Исанов
***
Анна Иванова
***
Баходир Джалал
***
(Медат Кагаров)
***
Елена Камбина
***
Таймураз Козырев
***
Имьяр Мансуров
***
(Евгений Мельников)
***
Хаким Мирзахмедов
***
Алишер Мирзо
***
Акмал Нур
***
Мухаммад Нуриддинов
***
Артур Орленов
***
Рахман Шадиев
***
Анатолинй Шелест
***
Джурат Рахманов
***
Сабиржан Рахметов
****
Янис Салпинкеиди
***
Елена Силантьева
***
Юрий Стрельников
***
Жавлон Умарбеков
***
Вячеслав (Юра) Усеинов
***
(Инна Васильева)
***
Мубарак Юлдашев
***
Оксана Залевская
art-blog.uz
Художники | Искусство в Узбекистане
Художники
Художники Узбекистана (Artists of Uzbekistan)
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A-Б
Абдуганиев Давлат — Узбекистан, скульптура/ Davlat Abduganiev — Uzbekistan, sculptures
Абдуллаев Нодир — Узбекистан, живопись / K. Abdullaev — Узбекистан, живопись
Абдуллаев Н. — Узбекистан, живопись / N. Abdullaev — Uzbekistan, painting
Абдуллаев Музаффар — Узбекистан, живопись / Muzaffar Abdullaev — Uzbekistan, painting
Абдуллаев Сагдулла — Узбекистан, живопись / Sagdulla Abdullaev — Uzbekistan, painting
Абдуллаева Шахноз — Узбекистан, живопись / SHakhnoz Abdullaeva — Uzbekistan, painting
Авакян Аннуш — Узбекистан, художественная керамика / Annush Avakyan — Uzbekistan, art pottery.
Авакян Роберт — Узбекистан, скульптура/ Robert Avakyan — Uzbekistan, sculptures
Адылов Джамшид — Узбекистан, живопись / Jama Adilov — Uzbekistan, painting
Азизов Радик — Узбекистан, карикатура, живопись / Radik Azizov — Uzbekistan, cartoon, painting
Азиханов Рифкат — Узбекистан, графика, живопись / Rifkat Azihanov — Uzbekistan, drawing, painting
Ажиметов Кудратилла — Узбекистан, живопись / Kudratilla Ajimetov — Uzbekistan, painting
Акудин Вениамин — Узбекистан, графика, живопись, сценография / Veniamin Akudin -Uzbekistan, drawing, painting, set design
Алибеков Сергей — Узбекистан, живопись / Sergey Alibekov — Uzbekistan, painting
Аликулов Алишер — Узбекистан, живопись / Alisher Alikulov — Uzbekistan, painting
Ан Виктор — Узбекистан, фотохудожник / Viktor AN — Uzbekistan, photo artist
Аненков Пётр — Узбекистан, живопись / Peter Anenkov — Uzbekistan, painting
Апухтин Виктор — Узбекистан, абстрактная живопись / Viktor Apuhtin — Uzbekistan, abstract painting
Ахмадалиев Файзулла — Узбекистан, живопись / Fayzulla Akhmadaliev — Uzbekistan, painting
Ахмедов Тимур — Узбекистан, живопись / Timur Akhmedov — Uzbekistan, painting
Ахмедов Рахим— Узбекистан, живопись / Rakhim Akhmedov — Uzbekistan, painting
Ахунбабаев Дима — Узбекистан, пастель / Dima Ahunbabaev — Uzbekistan, pastel
Ахунов Вячеслав — Узбекистан, живопись, концептуализм, актуальное искусство / Vyacheslav Akhunov — Uzbekistan, painting, conceptualism, contemporary art
Ахунов Урумбай — Узбекистан, Киргизстан, акварель / Urumbay Akhunov — Uzbekistan, Kirgizstan — painting (watercolors)
Аюпов Рихсивой — Узбекистан, живопись / R.Ayupov — Uzbekistan, painting
Базаров Рустам – Узбекистан, живопись, примитив / Rustam Bazarov — Uzbekistan, painting, primitive
Барковский Александр — Узбекистан, этноарт, фотолитография, фотоколлажи / Alexander Barkovsky — Uzbekistan, etnoart, photolithography, fotokalazh
Батова Ирина — Узбекистан, живопись / Irina Batova — Uzbekistan, painting
Батыгов Александр — Узбекистан, живопись, сценография / Aleksander Batigov — — Uzbekistan, painting, scenography
Безяев Валентин — Узбекистан , живопись / Valentin Bezyaev — Uzbekistan , painting
Беньков Павел Петрович — Узбекистан , живопись / Pavel P. Benikov — Uzbekistan , painting
Бобров Анатолий Андреевич — Узбекистан, графика / Anatoliy Bobrov — Uzbekistan, drawing
Бондаренко Елена — Узбекистан, живопись/ Elena Bondarenko — Uzbekistan, painting
Бородина Марина — Узбекистан, скульптура/ Marina Borodina — Uzbekistan, painting
Бурмакин Владимир — Узбекистан, живопись/ Vladimir Burmakin — Uzbekistan, painting
В-Г
Варданян Максим — Узбекистан, живопись / Maxime Vardanyan — Uzbekistan, painting
Вербов Михаил — Узбекистан, Россия, США живопись /Michael Werboff — — Uzbekistan, Russia, USA, painting
Валиходжаев Иброхим — Узбекистан, живопись / Ibrokhim Valikhodjaev — Uzbekistan, painting
Винер Александр Ефимович — Узбекистан, живопись/ Aleksander Ef. Viner — Uzbekistan, painting
Волков Александр -Узбекистан, живопись / Alexander Volkov — Uzbekistan , painting
Гаглоева Римма — Узбекистан, живопись/ Rimma Gagloeva — Uzbekistan, painting
Гамбаров Валерий — Узбекистан, живопись / Valeria Gambarov — Uzbekistan, painting
Гамбарова Флорида — Узбекистан, живопись / Florida Gambarova — Uzbekistan, painting
Горбачёв Леонид — Узбекистан, графика / Leonid Gorbachev — Uzbekistan, drawing
Д-Е
Дабижа Лариса — Узбекистан, Украина, живопись / Dabija Larisa — Uzbekistan, Ukraina painting
Джабаров Санжар — Узбекистан, живопись, актуальное искусство / Sanzhar Dzhabarov — Uzbekistan, painting, contemporary art
Джалал Бахадыр — Узбекистан, живопись, графика / Bahadyr Dzhalal — Uzbekistan , painting, graphics
Джалилов Хикмат — Узбекистан, живопись / Kh.Djalilov — Uzbekistan, painting
Джамалов Рустам — Узбекистан, графика, живопись / Rustam Jamalov — Uzbekistan, drawing, painting
Джамилова М. — Узбекистан, живопись / M. Dzhamilova — Uzbekistan, painting
Джурабаев Мухамад — Узбекистан, живопись / Muhamad Dzhurabaev — Uzbekistan, painting
Джураев Эркин — Узбекистан, живопись / Erkin DJuraev — Uzbekistan, painting
Дмитриев Алексей — Узбекистан, Россия, графика, живопись / Aleksey Dmitriev — Uzbekistan, Russia, drawing, painting
Елизаров Юсуф Ифраимович — Узбекистан, живопись / Usuf Elizarov- Uzbekistan, painting
Енин Валерий — Узбекистан, живопись / Valeriy Enin — Uzbekistan , painting
Енин Иван Иванович — Узбекистан, живопись / Ivan I.Enin — Uzbekistan , painting
Есионов Андрей — Узбекистан, Россия, графика, живопись /Andrey Esionov — Uzbekistan, Russia, graphics, painting
Наверх (UP)
Ж-З
Залевская Оксана — Узбекистан, живопись, графика / Oksana Zalevskaya — Uzbekistan, painting
Закиров Батыр — Узбекистан, графика, живопись / Batir Zakirov -Uzbekistan graphics, painting
Закиров Баходир — Узбекистан, живопись / Bakhodir Zakirov — Uzbekistan, painting
Засивенко Василий — Узбекистан, живопись / Vasiliy Zasivenko — Uzbekistan, painting
Зияханов Хуршид — Узбекистан, живопись / Hurshid Ziyahanov — Uzbekistan, painting
Зоммер Рихард-Карл — Россия, Узбекистан, живопись / Rikhard-Karl Zommer — Russa, Uzbekistan,painting
Зорькин Юрий Иванович — Узбекистан, живопись / Yuriy Zorkin — Uzbekistan, painting
Жалилов Мухаммад — Узбекистан, живопись / Muhammad ZHalilov — Uzbekistan, painting
И-К
Ибрагимов Гайрат — Узбекистан, живопись / Gayrat Ibragimov — Uzbekistan, painting
Ибрагимов Леким — Узбекистан, живопись / Lekim Ibragimov — Uzbekistan, painting
Иванова Анна— Узбекистан, живопись, примитив / Anna Ivanova — Uzbekistan, painting, primitive
Иваненко Оксана — Узбекистан, живопись / Oksana Ivanenko — Uzbekistan, painting
Икрамджанов Акмаль — Узбекистан, живопись / Akmal Ikramjanov — Uzbekistan, painting
Исаев Аслиддин — Узбекистан, живопись / Asliddin Isaev — Uzbekistan , painting
Исанов Мухтар-хан— Узбекистан, живопись / Muhtar-khan Isanov — Uzbekistan , painting
Исмаилов Бабур — Узбекистан, живопись / Bobur Ismoilov — Uzbekistan, painting
Кагаров Медат — Узбекистан, живопись, графика / Medat Kagarov — Uzbekistan, painting, graphics
Кадыров Гафур — Узбекистан, живопись / Gafur Kadirov — Uzbekistan, painting
Казаков Иван Семёнович — Узбекистан, живопись / Ivan S. Kazakov — Uzbekistan , painting
Каипова Диля — Узбекистан, пастель / Dilya Kaipova — Uzbekistan, pastel
Каланов Нуритдин — Узбекистан, живопись / Nuritdin Kalanov — Uzbekistan, painting
Камбина Елена — Узбекистан, живопись, актуальное искусство, концепт / Elena Kambina — Uzbekistan, painting, contemporary art, conceptualism
КАРАХАН Николай Георгиевич -Узбекистан, живопись, графика / Nikolay Karakhan — Uzbekistan , painting, graphics
Карабаев Мурад — Узбекистан, живопись / Murad Karabaev — Uzbekistan, painting
Каримов Тахир — Узбекистан, живопись / Tahir Karimov — Uzbekistan, painting
Кашина Надежда Васильевна — Узбекистан, Россия, живопись, аванард / Nadezhda V. Kashina — Uzbekistan, Russia — painting, avant-guard
Кельтаева Сайра — Узбекистан, живопись / Sayra Keltaeva — Uzbekistan, painting
Крикис Андрей — Узбекистан, живопись, абстракционизм / Andey Krikis — Uzbekistan, painting, abstract art
Катрук Галина — Россия, Узбекистан, графика / Galina Katruk — Russia, Uzbekistan, graphics
Кист Рано-Александра — Узбекистан батик, живопись / Pano-Aleksandra Kist — Uzbekistan batik, painting
Кичко Павел — Узбекистан, графика, живопись / Pavel Kichko — Uzbekistan, graphics, painting
Косимов Махсуджон — Узбекистан, живопись / M.Kosimov — Uzbekistan, painting
Король Марианна — Израиль, Узбекистан, графика, Батик / Marianna King — Israel, Uzbekistan, graphics, Batik
Кляер Рональд — Голландия, Узбекистан, живопись / Ronald Klyaer — Holland, Uzbekistan, painting
Кувандиков Эркин — Узбекистан, живопись / Erkin Kuvandikov — Uzbekistan, painting
Кузиева Назира — Узбекистан, художественная керамика / Kuzieva Nazira — Uzbekistan, art ceramics
Кузиева Шоирахон — Узбекистан, живопись / Kuzieva Shoirakhon — Uzbekistan, painting
Кузыбаев Нигмат — Узбекистан, живопись / Kuzibaev Nigmat — Uzbekistan, painting
Курязов Тура — Узбекистан, живопись / Kuryazov Tura — Uzbekistan, painting
КУРЗИН Михаил Иванович — Россия,Узбекистан, живопись / Mikhail I. Kurzin — Uzbekistan, painting
Куртжемиль Сейран — Узбекистан, живопись / Seyran Kurtzhemil — Uzbekistan, painting
Л-М
Лейн Бэрри Майкл и Фаозия — Узбекистан, Великобритания, Египет, живопись / Faouzia & Michael Beri Lane — Uzbekistan, Great Britain, Egipt, painting
Ли Александр — Узбекистан, живопись / Alexander Li — Uzbekistan, painting
Ли Галина — Узбекистан, графика, живопись / Galina Li — Uzbekistan, graphics, painting
Ли Татьяна — Узбекистан, живопись / Tatiyana Li — Uzbekistan, painting
Ли — Сафи Мария — Узбекистан, живопись, / Marie Li — Safi — Uzbekistan, painting
Лысов Василий — Узбекистан, живопись / Vasiliy Lisov — Safi — Uzbekistan, painting
Ляпина Екатерина — Узбекистан, живопись / Catherine Liapina — Uzbekistan, painting
Мамадиев Абдунаби — Узбекистан, живопись / A. Mamadiev — Uzbekistan, painting
Мамаджанов Анвар — Узбекистан, графика / Anvar Mamadzhanov — Uzbekistan, graphics
Маматкаримов Шавкат — Узбекистан, живопись / Shavkat Mamatkarimov — Uzbekistan, painting
Мамедова Дилором — Узбекистан, живопись / Dilorom Mamedova — Uzbekistan, painting
Мансуров Заур — Узбекистан, живопись / Z.Mansurov — Uzbekistan, painting
Масуди Парвиз — Иран, Узбекистан , живопись / Parviz Masudi — Iran, Uzbekistan , painting
Матевосян Гаянэ — Узбекистан, графика / Gayane Matevosyan — Uzbekistan, graphics
Матевосян Рафаэль — Узбекистан, живопись / Rafael Matevosyan — Uzbekistan, painting
Мардиев Улугбек — Узбекистан , скульптура / Ulugbek Mardiev — Uzbekistan , sculpture
Мирзаев Алишер — Узбекистан, живопись / Alisher Mirzaev — Uzbekistan, painting
Мирзахмедов Хаким — Узбекистан, живопись / Hakim Mirzahmedov — Uzbekistan painting
Мирсагатов Анвар — Узбекистан, живопись / A.Mirsagatov — Uzbekistan, painting
Михайлов Александр — Узбекистан, графика, живопись / Alexander Mihaylov — Uzbekistan, graphics, painting
Мордвинцева Галина — Узбекистан, живопись / Galina Mordvintseva — Uzbekistan painting
Музаффар Шавкат — Узбекистан, графика, карикатура, живопись / SHavkat Muzaffar — Uzbekistan, graphics, cartoon, painting
Муравьёв Евгений — Узбекистан, карикатура, графика / EvgeniyMuravev — Uzbekistan, cartoon, graphics
Мухтаров Баят — Узбекистан , скульптура / Bayat Muhtarov — Uzbekistan , sculpture
Наверх (UP)
Н-О
Назаров Бахтиёр — Узбекистан,художник кино, графика, живопись / Bakhtiyar Nazarov — Uzbekistan, cinema artist, graphics, painting
Нестерович Людвига -Узбекистан, скульптура / Lyudviga Nesterovich -Uzbekistan, sculpture
Неъмат Хаким — Узбекистан, графика, плакат, живопись / Hakim Nemat — Uzbekistan, graphics, plаkat, painting
Никитина Анастасия — Узбекистан, живопись / Anastasiya Nikitina — Uzbekistan, painting
Николаев Александр (Усто Мумин) — Узбекистан, живопись / Aleksander Nikolaev (Usto Mumin) — Uzbekistan, painting
Николаев Александр — Узбекистан, графика, живопись, актуальное искусство, видео-арт / — Aleksander Nikolaev — Uzbekistan, graphics, painting, contemporary art, video-art
Новиков Максим Евстафьевич — Узбекистан, живопись / Maksim E. Novikov — Uzbekistan, painting
Нуритдинов Акмаль (Нур) — Узбекистан, живопись / Akmal Nur (Nuritdinov) — Uzbekistan, painting
Нуритдинов Кахрамон — Узбекистан, художник кино, живопись / Kahramon Nuritdinov — Uzbekistan, cinema artist, painting
Нуритдинов Мухаммад — Узбекистан, живопись / M.Nuritdinov — Uzbekistan, painting
Овсюков Василий — Узбекистан , графика, батик, примитив / Vasiliy Ovsukov — Uzbekistan, graphics, batik (silk painting), primitive
Оганесов Тачат Амаякович — Узбекистан, живопись / Tachat Am. Oganesov — Uzbekistan, painting
П-Р
Пак Николай Семёнович — Узбекистан, живопись / Pak Nikolay Semenovich — Uzbekistan, painting
Пак Николай — Узбекистан,графика, керамика/ Pak Nikolay — Uzbekistan, graphics, ceramics
Пак Евгений — Узбекистан, живопись / Alexander Perov — Uzbekistan, painting
Панов Евгений — — Узбекистан,графика, живопись / Evgeniy Panov — Uzbekistan, graphics, painting
Перов Александр — Узбекистан, живопись / Alexander Perov — Uzbekistan, painting
Петров Владимир Митрофанович — Узбекистан, живопись / Vladimir Met. Petrov — Uzbekistan, painting
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич — Россия, живопись, графика / Kuzma S. Petrov-Vodkin — Russa, painting, graphics,
Пучковский Владимир — Узбекистан, батик, гобелен / Vladimir Puchkovskiy — Uzbekistan, batik (silk painting) , tapestry
Раджамов Шерзод — Узбекистан, живопись, актуальное искусство / SHerzod Radzhamov — Uzbekistan, painting, contemporary art
Раззаков Фарход — Узбекистан, живопись / F.Razzakov — Uzbekistan, painting
Разумовская Юлия Васильевна — Россия , живопись / Julia V. Razumovskaya — Russa, painting
Рахимов Алижон — Узбекистан, живопись / Alijon Rakhimov — Uzbekistan, painting
Рахманбекова Даима — Узбекистан, живопись / Daima Rakhmanbekova — Uzbekistan, painting
Рахманов Хикмат — Узбекистан, живопись / Hikmat Rakhmanov — Uzbekistan, painting
Рахматуллаев Алим — Узбекистан, живопись / Alim Rahmatullaev — Uzbekistan, painting
Рахметов Сабир — Узбекистан, живопись / Sabir Rakhmetov — Uzbekistan, painting
Рахметов Тимур — Узбекистан, живопись / Timur Rakhmetov — Uzbekistan, painting
Расулов Нуритдин— — Узбекистан, живопись, актуальное искусство / Nuriddin Rosulov — Uzbekistan, painting, contemporary art
Ризамухамедов Рахимджон — — Узбекистан, живопись / Rahimdzhon Rizamuhamedov — Uzbekistan, painting
Розиков Диор — Узбекистан, живопись, актуальное искусство / Dior Rozikov — Uzbekistan, painting, contemporary art
Рубин Илья — Узбекистан, Израиль , живопись, графика / Iliya Rubin — Uzbekistan, Israel, painting, graphics
Рузыбаев Дамир — Узбекистан, скульптор, живопись / Damir Ruzibaev — sculpture, painting
С-Т
Садыкова Диана — Узбекистан, живопись / Diana Sadykova — Uzbekistan, painting
Садыкова Людмила — Узбекистан, живопись / Lyudmila Sadykova — Uzbekistan, painting
Садыков Марат — Узбекистан, живопись (акварель) / Marat Sadykov — Uzbekistan, painting (watercolors)
Садыков Хусанбури — Узбекистан, графика, карикатура / Khusanburi Sadikov — Uzbekistan, drawing, cartoon.
Саидбердыев Абдусамад — Узбекистан, живопись / Abdusamad Saidberdiev — Uzbekistan, painting
Саиджанов Зелимхан — Узбекистан, живопись / Z.Saidjanov — Uzbekistan, painting
Салпинкиди Янис — Узбекистан, живопись / YAnis Salpinkidi — Uzbekistan, painting
Сандлер Инна — Узбекистан,графика, живопись / Inna Sandler — Uzbekistan, graphics, painting
Семизорова Любовь — Узбекистан, батик, гобелен / Lubov Semizorova — Uzbekistan, batik (silk painting), tapestry
Сулейманов Рашит — Узбекистан, скульптура / Rashit Suleymanov — Uzbekistan, sculpture
Султанова Гульзор — Узбекистан, графика, скульптура / Gulizor Sultanova — Uzbekistan, graphics, sculpture
Тансыкбаев Урал — Узбекистан, живопись / Ural Tansikbaev — Uzbekistan, painting
Татевосян Оганез — Узбекистан, живопись / Oganez Tatevosyan — Uzbekistan, painting
Тожимирзаев Мухаммаджон — Узбекистан, живопись / Mukhammadjon Tojimirzaev — Uzbekistan, painting
Трошина Виктория — Узбекистан, живопись / Victoria Troshina — Uzbekistan, painting
Турсунназаров Йигитали — Узбекистан, живопись / Iygitali Tursunnazarov — Uzbekistan, painting
Тюрин Александр — Узбекистан, живопись / Aleksandr Tyurin — Uzbekistan, painting
У-Ф
Умарбеков Джавлон — Узбекистан, живопись / Javlon Umarbekov — Uzbekistan, painting
Ураков Улаш — Узбекистан, скульптор / Ulash Urakov — Uzbekistan? — Uzbekistan , sculpture
Уроков Бахтиёр — Узбекистан, живопись / Bahtiyor Urokov — Uzbekistan, painting
Улько Григорий — Узбекистан, живопись / Grigoriy Ulko — Uzbekistan, painting
Усеинов Вячеслав (Юра) — Узбекистан, живопись, гобелен, пичворк, актуальное искусство, видеоарт, концептуализм / Vyacheslav (YUra) Useinov — Uzbekistan, painting, tapestry, patchwork, contemporary art, video art, conceptualism
Усманов Джамол — Узбекистан, живопись, актуальное искусство, видео-арт, скульптура / Jamol Usmanov — Uzbekistan painting, contemporary art, video-art, sculpture
Фадеева Татьяна — Узбекистан, живопись, графика / Tatyana Fadeeva — Uzbekistan, painting, graphics
Фозили Мухаммад— Узбекистан,живопись / Muhammad Fozili — Uzbekistan, painting
Фатхулин Ильдар — Узбекистан, Чехия, живопись / Ilidar Fathulin — Uzbekistan, Czechia, painting
Х-Ц
Хайдаров Исфандиёр — Узбекистан, живопись / Isfandiyor Davlatov — Uzbekistan, painting
Хайдуков Валерий — Узбекистан, живопись / Valeriy Haydukov — Uzbekistan, painting
Хамдамов Рустам — Узбекистан,графика, живопись / Rustam Hamdamov — Uzbekistan, graphics, painting
Хамидов Алишер — Узбекистан, живопись / Алишер Hamidov — — Uzbekistan, painting
Хапов Василий — Узбекистан,живопись / Vasiliy KHapov — Uzbekistan, painting
Хатамов Азамат — Узбекистан, скульптура, графика / Azamat KHatamov — Uzbekistan, sculpture, graphics
Холматов Ниязали — Узбекистан, графика, миниатюра / Niyazaly Kholmatov — Uzbekistan, graphic, miniature
Холодняков Олег — Узбекистан,прикладное искусство / Oleg Kholodyakov — Uzbekistan, arts and crafts
Худайбердыев М. -Узбекистан, живопись / Hudayberdyev M. — Uzbekistan, painting
Хусенов Махмуд -Узбекистан, живопись / Husenov Makhmud. — Uzbekistan, painting
Цой Светлана — Узбекистан, живопись / Svetlana Tsoy — Uzbekistan, painting
Ч-Ш
Чарыев Рузы — Узбекистан, живопись / Ruzi Chariev — Uzbekistan, painting
Чапленко Андрей — Узбекистан, живопись / Andrey Chaplenko- Uzbekistan, painting
Чуб Владимир — Узбекистан, живопись, графика / Vladimir Chub — Uzbekistan, painting, graphic
Чуфарнов Сергей — Узбекистан, живопись / Chufarnov Sergey- Uzbekistan, painting
Шарафходжаева Нигора — Узбекистан, живопись, актуальное искусство / Nigora SHarafhodzhaeva — Uzbekistan, painting, contemporary art
Шарипов Тоир — Узбекистан,графика, живопись / Toir Sharipov — Uzbekistan, graphics, painting
Шарипова Зебиниссо — Узбекистан, живопись / Zebinisso Sharipova — Uzbekistan, painting
Шелест (Анатолий) Шмуэль — Узбекистан, Израиль, Графика, живопись / Shmuel (Anatoly) Shelest — Uzbekistan, Israel, graphics, painting
Шердаметов Темур — Узбекистан, живопись / Temur Sherdametov — Uzbekistan, painting
Шихова Светлана — Узбекистан, батик, гобелен / Svetlana SHihova — Uzbekistan, batik (saik painting), tapestry
Шин Искра — Узбекистан, живопись / Iskra SHin — Uzbekistan, painting
Шин Николай — Узбекистан, графика, живопись / SHin Nikolay — Uzbekistan, graphics, painting
Шодиев Рахмон — Узбекистан, живопись / Rakhmon Shodiev — Uzbekistan, painting
Шувалова Маргарита — Узбекистан, живопись / Margarita Shuvalova- Uzbekistan, painting
Шоабдурахимов Нодир — Узбекистан, живопись / Nodir Shoabdurakhimov- Uzbekistan, painting
Щ-Э
Эсанов Туркман — Узбекистан, скульптура / Tukman Esanov — Uzbekistan, sculpture
Эшматов Дильшод — Узбекистан, живопись / Dilishod Eshmatov — Uzbekistan, painting
Эшонкулов Махмуд — Узбекистан, графика, карикатура / Mahmud Eshonkulov — Uzbekistan, a drawing, a caricature
Ю-Я
Юлдашев Дилмурод — Узбекистан, живопись / Dilmurod Yuldashev — Uzbekistan, painting
Юсупов Абдукадыр — Узбекистан, живопись / Abdukadyr YUsupov — Uzbekistan, painting
Юнусов Абдуманнон — Узбекистан, живопись / Abdumannon Yunusov — Uzbekistan, painting
Наверх
art-blog.uz
Обработка ультразвукового сигнала: этапы обработки, расшифровка
УЗ-волны при прохождении через ткани затухают. В затухании УЗ-луча участвуют пять механизмов:
-
поглощение;
-
отражение;
-
преломление;
-
рассеивание;
-
дивергенция.
Механизм и степень затухания зависят, помимо дивергенции, также от особенностей тканей, поэтому на основании изменений, которые претерпевает УЗ-луч при прохождении через ткани, можно оценить их состояние. Для анатомической и морфологической характеристики тканей в основном исходят из отражения, хотя и другие механизмы затухания позволяют получить важную диагностическую информацию, специфичную для той или иной ткани.
Поглощение
При прохождении УЗ-волны через среду возникает сила трения, которая тормозит смещение частиц вещества, приводимых в колебательное движение. В результате снижается амплитуда УЗ-волны. Поглощение УЗ-волн существенно зависит от материала, через который они проходят.
В результате поглощения энергия движения трансформируется в тепло, которого образуется тем больше, чем больше поглощение УЗ-волн гасится колебаниями частиц вещества среды.
Затухание ультразвука в результате поглощения происходит тем больше, чем выше плотность среды. В воде поглощение значительно менее выражено, чем в тканях.
Поскольку кости сильнее, чем мягкие ткани, поглощают ультразвук, растущий скелет плода при УЗИ нагревается больше, чем окружающие мягкие ткани. Разница в степени поглощения ультразвука различными тканями (как нормальными, так и патологически измененными) используется в диагностике, например жировой дистрофии печени.
Вода почти не поглощает ультразвук. Поэтому тот или иной орган, который расположен за органом, содержащим жидкость, хорошо поддается сканированию. Органы, наполненные жидкостью, такие как полный мочевой пузырь, при УЗИ матки служат хорошим УЗ-окном. Поэтому на ранних сроках беременности УЗИ матки следует выполнять при полном мочевом пузыре. Хорошим УЗ-окном служит полный мочевой пузырь при УЗИ предстательной железы надлобковым доступом или при УЗИ ворот печени, а сама печень (за счет полнокровия) - окном для УЗИ правой почки (чреспеченочный доступ). Для умелого использования таких УЗ-окон необходимо хорошо знать топографоанатомические соотношения отдельных органов.
Затухание УЗ-волны в тканях пропорционально ее частоте. Это означает, что максимальная глубина проникновения с увеличением частоты ультразвука уменьшается.
Чем большая глубина проникновения УЗ-луча необходима, тем меньшую частоту должен иметь УЗ-датчик. Однако следует учитывать, что по мере снижения частоты ультразвука уменьшается его разрешающая способность.
В зависимости от поставленной задачи врач должен найти компромисс между приемлемой разрешающей способностью и глубиной проникновения. На этом вопросе при УЗИ отдельных органов стоит остановится подробнее.
Отражение и преломление
Отражение означает, что волны частично проходят через поверхность раздела сред, а частично отражаются. Под преломлением понимают изменение направления распространения волн при переходе через поверхность раздела двух сред, в которых скорость распространения волн различна.
При переходе УЗ-волн через поверхность раздела двух сред с разными акустическими свойствами часть волн отражается подобно тому, как отражаются световые волны от поверхности стекла.
Отраженная от поверхности раздела сред часть УЗ-волн (эхо) тем больше, чем сильнее различаются импедансы граничащих акустических сред.
У воздуха очень низкий импеданс, а у костной ткани очень высокий. Различие в импедансе обусловливает отражение ультразвука от поверхности раздела сред. В результате отражения УЗ-луча (т.е. эхо-сигналов) получают УЗ-изображение. Очевидно, что граница раздела сред между мягкими тканями вследствие небольшой разницы в импедансе вызывает слабое отражение УЗ-луча, а граница раздела сред, образуемая воздухом или костями, из-за большой разницы в импедансе вызывает сильное отражение УЗ-луча.
С помощью эхографии разницу в акустическом импедансе делают видимой. Акустический импеданс зависит от скорости распространения ультразвука. Скорость ультразвука, в свою очередь, зависит от упругих свойств среды, в которой он распространяется, и от них же во многом зависит контрастность УЗ-изображения. Этим эхография отличается от других визуализационных методов исследования, таких как КТ или МРТ, где контрастность изображения определяют такие параметры, как плотность, протонная плотность и время спиновой релаксации.
Ткани или анатомические образования можно отличить друг от друга лишь в том случае, если они имеют разный акустический импеданс.
Нередко встречаются случаи, когда опухоль и ее метастазы имеют такой же акустический импеданс, как и окружающие нормальные ткани, и потому их невозможно бывает различить эхографически. С другой стороны, при УЗИ редко удается достичь такой глубины сканирования, на которой акустические импедансы существенно различаются. В этом случае общая энергия ультразвука «исчерпывается» после короткой последовательности отражений УЗ-сигналов.
На границе раздела двух сред с сильно различающимся акустическим импедансом, например между мягкими тканями и костями, почти вся энергия излученного ультразвука отражается от поверхности раздела сред («тотальное отражение»). При 100% отражении от поверхности раздела сред получить УЗ-изображение невозможно – образуется акустическая тень.
Воздух из-за большой разницы в акустическом импедансе по отношению к мягким тканям является сильным отражателем. Если между датчиком и кожей пациента находится воздух, внутренних органов достигает слишком мало энергии ультразвука, поэтому получить УЗ-изображение не удается. Для оптимального акустического контакта датчика с телом больного и предотвращения значительного отражения ультразвука необходимо использовать жидкость, которая близка тканям по своим акустическим свойствам. Для этой цели подходит вода, однако она быстро высыхает, поэтому рекомендуется использовать ультразвуковой контактный гель.
При проведении УЗИ всегда проверяйте акустический контакт датчика с телом больного. Если изображение получается все более зашумленным (искаженным) и темным, то причиной часто бывает высыхание УЗ-геля. О плохом акустическом контакте датчика говорит наличие темных полос на изображении, тянущихся от ближней зоны вглубь.
При направлении УЗ-луча сквозь тонкие слои материала с высоким импедансом значительная часть ультразвука проходит через материал, хотя можно ожидать при этом существенного ослабления интенсивности. Это происходит потому, что тонкие слои материала колеблются, как мембрана. Очень тонкие костные пластинки, такие как чешуя височной кости, могут пропускать значительную часть ультразвука, что используется при транскраниальной допплерографии для оценки состояния сосудов головного мозга. Но в тех участках черепа, где кости толще, ультразвук почти полностью отражается.
Рассеивание
Под рассеиванием понимают уплощение направленной волны вследствие частичной потери энергии.
УЗ-волны могут рассеиваться и от очень маленьких отражателей. Это можно представить как рассеивание света фар автомобиля в тумане. Световой луч, отбрасываемый фарами, в тумане имеет большую ширину. Отдельные капельки тумана, из-за которых происходит рассеивание, невидимы. Однако свет рассеивается во всех направлениях, поэтому глубина проникновения светового луча уменьшается, и, соответственно, уменьшается дальность видения для водителя. Видимость ухудшается еще и из-за отражения света. В результате контраст между предметами, которые может разглядеть водитель (например, встречные автомобили), и окружающим фоном ослабевает.
Аналогичная ситуация складывается и в УЗД. Действуя как рассеиватели, ткани ослабляют ультразвук, при этом часть энергии (интенсивности) ультразвука отклоняется в сторону, а часть – возвращается обратно к датчику. Точная интенсивность УЗ-волн, рассеиваемых в различных направлениях, зависит от соотношения размеров рассеивающих частиц и длины волны ультразвука. При довольно крупных частицах, во много раз превышающих по своим размерам длину волны, отражение преобладает над рассеиванием. Часто отдельные отражающие частицы, например эритроциты, соединительнотканные или мышечные волокна, оказываются во много раз меньше длины волны. Они могут оставаться невидимыми, но проявляется суммарный эффект рассеивания ими УЗ-волн. Однако при образовании временных агрегатов, которые по размерам сопоставимы с длиной волны (как это происходит, например, с эритроцитами), они визуализируются при УЗИ. Если размеры отражающих частиц существенно больше, чем длина УЗ-волны (более 0,3 мм в ткани печени при частоте 5 МГц), то они отражают ультразвук и можно различить лишь контур исследуемого органа. Положение отражающих частиц на УЗ-изображении соответствует макроскопической картине (как, например, в случае контуров органа, крупных кист и поверхности кости). Если поверхность раздела сред имеет такую же толщину, как длина волны или меньше, то анатомические структуры этой поверхности, например отдельные клетки, мельчайшие кровеносные сосуды или соединительнотканные пучки, уже неразличимы, а ультразвук рассеивается. В результате сложного наложения многочисленных эхо-сигналов, возникающих в ткани, образуется УЗ-изображение. Хотя это изображение - результат «хаотического процесса», тем не менее, оно тканеспецифично и характеризует эхоструктуру, или текстуру, ткани.
Под эхоструктурой (текстурой) понимают типичный вид ткани при УЗИ. Эхоструктура складывается из сложного наложения многочисленных УЗ-волн и не является непосредственным анатомическим изображением.
Поскольку отдельные светлые и темные точки на УЗ-изображении (пятнышки, англ, speckle) возникают в результате наложения эхо-сигналов, они не тождественны отдельным рассеивающим структурам.
Тривиальный факт: чем дальше человек находится от источника звука, тем слабее он воспринимает звук. Этот эффект зависит не от типа ткани, а от глубины проникновения звука. Имеют значение также геометрия источника звука, форма лучей и их фокусировка.
Как получают ультразвуковое изображение?
Принципы получения ультразвукового изображения. Принцип импульсного эха.
В основе УЗД лежит принцип импульсного эха. Суть его в том, что УЗ-аппарат посылает УЗ-импульс и затем принимает отраженный сигнал (эхо-сигнал). На основании длительности УЗ-импульса, т.е. времени между отправкой импульса и восприятием эхо-сигнала, можно, зная скорость распространения ультразвука, определить глубину, на которой возник эхо-сигнал. Кроме того, зная силу эхо-сигнала, можно судить об импедансе отражающего объекта.
УЗИ в A-режиме представляет собой наиболее простое применение принципа импульсного эха. Генератор УЗ-колебаний посылает короткий УЗ-импульс и затем переключается на режим приема. В A-режиме УЗ-аппарат работает лишь 0,1% общего времени, в течение остальных 99,9% времени он воспринимает эхо-сигналы, при этом отраженные УЗ-волны, попадая на пьезоэлектрический элемент, индуцируют в нем электрическое напряжение. Интенсивность эхо-сигналов (т.е. их амплитуда) коррелирует с величиной электрического напряжения. УЗ-аппарат воспринимает амплитуду отраженных эхо-сигналов и откладывает их на осциллоскопе на оси времени («A-изображение», А - от англ, amplitude).
Если допустить, что скорость распространения ультразвука в исследуемой ткани остается постоянной, то ось времени коррелирует с осью глубины отраженного эхо-сигнала. A-изображение показывает также интенсивность отраженных эхо-сигналов вдоль У3-луча. Для интерпретации результата исследования необходимо иметь хорошее пространственное мышление, так как специалист УЗИ получает информацию лишь вдоль одной линии и не знает, как она ведет себя в теле пациента. Исследование в А-режиме — это одномерное представление распределения интенсивности эхо-сигналов вдоль УЗ-луча в режиме реального времени.
В начале развития УЗД исследование в A-режиме было стандартным методом. В наши дни A-режим применяется при эхоэнцефалографии для наблюдения за динамикой смещения срединной линии при субдуральной гематоме.
В-режим является дальнейшим развитием A-режима. При исследовании в В-режиме на мониторе отражается распределение светлых зон (В-изображение, В - от англ. brightness - яркость), при этом каждому значению амплитуды приводят в соответствие значение яркости, оцениваемое по шкале серого в диапазоне от 0 до 255. Значению амплитуды 0 соответствует черный цвет, значению 255 - белый, например: 130 - светло-серый, 60 — темно-серый. На основании этих соответствий по кривой амплитуды эхо-сигналов выводят линию из светлых и темных точек.
Для получения сечения раньше применяли так называемый компаундный способ. В УЗ-датчике имелся один пьезоэлектрический элемент, закрепленный на механической направляющей, которая регистрировала его положения. Датчик перемещали параллельно на маленькие расстояния, и в каждой из позиций в процессе перемещения создавалось УЗ-изображение в A-режиме, которое преобразовывалось в изображение в В-режиме, состоящее из линий в градациях серого, и фиксировалось в памяти УЗ-аппарата. Затем из этих линий создавалось УЗ-сечение, компаундный скан (англ, compound - составной, комбинированный). Таким образом, УЗ-изображение получалось лишь после перемещения датчика и получения сканов.
В современных УЗ-датчиках имеется много (до 100 и более) пьезоэлементов с электронным управлением. Помимо направления и времени пробега УЗ-импульсов и интенсивности эхо-сигналов, регистрируется также локализация пьезоэлементов в датчике. На основании этих данных сразу получают УЗ-сечение (УЗИ в режиме реального времени), а позицию датчика уже не регистрируют, его свободно перемещают в нужном направлении. Поэтому по УЗ-срезам геометрическую позицию датчика на теле пациента определить уже невозможно.
Как при компаундном способе, так и при УЗИ в режиме реального времени УЗ-импульс посылают в определенном направлении и затем регистрируют эхо-сигналы, интенсивность которых выражают в градациях серого. На основании времени пробега для каждого эхо-сигнала определяют глубину залегания его источника, допустив, что скорость распространения ультразвука в тканях постоянна. На соответствующей позиции на экране появляется точка изображения в градации серого (пиксель). Ткани, которые хорошо отражают ультразвук (например, костная ткань), вызывают сильные эхо-сигналы, которым соответствуют очень яркие точки. Ткани, плохо отражающие ультразвук, вызывают слабые эхо-сигналы, которым соответствуют темные точки.
Черная область на эхограмме появляется в следующих случаях:
-
слабая интенсивность ультразвука (отсутствие эхо-сигналов), например при полном отражении, когда образуется акустическая тень, или при неплотном прилегании датчика к исследуемой поверхности;
-
отсутствие разницы в акустическом импедансе между озвученными структурами или тканями (отсутствие отражения).
УЗ-изображение в В-режиме — это картина распределения интенсивности эхо-сигналов в исследуемой области в режиме реального времени. Амплитуды эхо-сигналов оцениваются по шкале серого (изображение в градации серого).
Исследование в М-режиме
При исследовании в М-режиме интенсивность эхо-сигналов преобразуют вдоль УЗ-луча в градации серого с разверткой по времени. Таким образом, можно получить изображение движущихся анатомических образований (т.е. отражающих поверхностей раздела сред), например клапанов сердца. Исследование в М-режиме (М - от англ, motion - движение) применяют в основном в кардиологии.
При данном способе УЗИ датчик перемещают вдоль его длинной или короткой оси на поверхности тела и из совокупности получаемых данных формируется УЗ-изображение. В панорамном УЗ-сканировании возродился компаундный способ. Позицию датчика устанавливают уже не с помощью направляющей или беспроводных позиционных сенсоров, а современным способом обработки изображений путем постоянного сравнивания получаемых сканов друг с другом. Исследователь может наблюдать, как на экране формируется компаундный (комбинированный) скан. В УЗ-сканерах, выпускаемых ведущими компаниями, этот режим сканирования интегрирован с цветовым допплеровским картированием или допускает перемещение датчика в косой плоскости для получения трехмерного изображения.
Такие панорамные изображения принципиально не облегчают задачу исследователя. Тем не менее, они существенно помогают при информировании лечащих врачей, не столь опытных в УЗИ, о результатах исследования, так как патологический очаг на изображении виден вместе с окружающими тканями и анатомическими образованиями, поэтому он представлен более наглядно, чем на изображении, полученном в В-режиме.
Многолучевое сканирование в режиме реального времени
В основе компаундного способа также лежит получение компаундного скана в режиме реального времени. Зондирующий УЗ-луч при каждом цикле сканирования излучается под иным углом, в результате исследуемая анатомическая область охватывается УЗ-лучом, генерируемым в различных направлениях под разными углами. Отдельные изображения, которые при этом получаются в режиме реального времени, суммируются в одно. Компаундный способ позволяет в большей степени редуцировать спекл-шумы и получить улучшенное изображение границ анатомических образований, особенно если поверхность раздела сред изогнута и проходит перпендикулярно плоскости изображения.
Помимо угла падения зондирующего УЗ-луча, для каждого цикла сканирования можно варьировать также частоту колебаний. Получаемые при этом изображения также накладываются друг на друга. Это способ получения УЗ-изображения получил название «частотного компаундинга» и может применяться в комбинации с пространственным компаундингом.
Трехмерное и четырехмерное УЗИ
В клинической практике врачу, который ставит задачу исследования перед специалистом УЗИ, часто бывает необходимо получить информацию о пространственных взаимоотношениях между различными анатомическими образованиями. Это важно не только в акушерской практике для ранней диагностики пороков развития. В принципе каждое УЗИ в В-режиме представляет собой выбор наиболее подходящих УЗ-срезов из определенного объема. При этом результат исследования не в последнюю очередь зависит от компетентности и опыта исследователя, который в процессе УЗИ может образно представить пространственные взаимоотношения между, следующими друг за другом УЗ-срезами. Наш мозг, по существу, представляет собой очень гибко действующий трехмерный компьютер, но в случае диагностики пороков развития возможности его ограниченны, учитывая сложность анатомической картины. В этих случаях исследователь фактически лишается возможности образного пространственного представления при полном охвате исследуемого объема тканей и необходимости получения приемлемого изображения. Именно устранению этой трудности в процессе УЗИ, а также получению диагностической информации служит трехмерная (3D) эхография, как и ее вариант в режиме реального времени - четырехмерная (4D) эхография.
При трехмерной эхографии точки изображения называют не пикселями, а вокселями.
Технически трехмерное УЗ-изображение формируется в 2 этапа:
-
сначала получают трехмерные данные амплитуды эхо-сигналов;
-
затем это изображение выводят в плоскости экрана.
Если надо получить изолированное изображение отдельных структур, набор данных дополнительно сегментируют, т.е. соответствующие срезы и точки соотносят с органами и другими анатомическими структурами. Таким образом, можно в автоматизированном режиме ясно отличить околоплодные воды от эмбриона; однако значительно труднее удается отграничить, например, предстательную железу от окружающих тканей.
При получении трехмерного изображения на основании пространственных данных речь идет о том, чтобы от исследуемых тканей получить эхо-сигналы (отдельные линии или срезы) и упорядочить их в соответствии с точными пространственными взаимоотношениями. Разработаны системы, которые с помощью интегрированного в них датчика положения определяют фактический угол перемещаемого механически линейного или конвексного датчика и тем самым пространственно соотносят эхо-сигналы. При этом угол зрения датчика и угол, в пределах которого датчик поворачивают, соответствуют форме и размерам охватываемого (зондируемого) объема. Возможно и наружное определение точного положения и ориентации датчика. Практикуется, например, укрепление на датчике сенсоров, которые позволяют определить его позицию в искусственно создаваемом электромагнитном поле. Также применяют используемые при панорамном УЗИ алгоритмы для получения из отдельных сканов правильно ориентированного суммарного изображения (в данном случае - трехмерного). Эти способы позволяют вручную установить объем исследования, не ограничиваясь какой-либо одной его плоскостью.
В будущем можно ожидать еще более широкого применения датчиков с матричной (двухмерной) решеткой для получения данных об объеме.
Принципы получения и обработки сигналов
Пре- и постпроцессинг
УЗ-волны, отражаемые (эхо-сигналы) или рассеиваемые при попадании на поверхность раздела сред, преобразуются пьезоэлектрическими элементами в электрическое напряжение. Значение напряжения (сигнала) усиливают, при необходимости модифицируют (препроцессинг: усиление границы или ее сглаживание) и в соответствии со способом УЗИ (например, В- или М-режим) превращают в градации серого. Значения напряжения (при исследовании в A-режиме) или оттенки серого откладывают в так называемый накопитель изображений. Содержимое накопителя изображений выводят на экран. Пока УЗ-сканер получает изображения, содержимое накопителя и, следовательно, данные, выводимые на экран, постоянно обновляются. Скорость, с которой происходит такое обновление, называется частотой регенерации изображения. Нажатие на клавишу «Freeze» позволяет зафиксировать изображение на мониторе. Такое изображение можно затем обработать (постпроцессинг: например, изменение контрастирования).
Перед нажатием на клавишу «Freeze» важно, чтобы изображение на мониторе было неподвижным. Нет смысла «замораживать» изображение, пока датчик находится в движении. Перемещения датчика вызывают искажение изображения и снижение его резкости.
Особые способы активации УЗ-датчика. Закодированная активация
Генерирование и передача особым образом кодированных импульсов имеет два преимущества. Во-первых, в этом случае возможно излучение большего количества акустической энергии в пересчете на один УЗ-импульс без достижения при этом граничного значения отрицательного предельного давления. Во-вторых, эхо-сигналы кодированных УЗ-импульсов, которые исходят из глубоких тканей и зашумлены, после декодирования специальными способами удается лучше отфильтровать. Таким образом, отношение сигнал/шум можно увеличить до 10 дБ, а это существенно улучшает возможность распознавания патологических очагов.
Однако чтобы применить этот способ, необходимы определенные аппаратные настройки, так как недостаточно установить пьезоэлементы датчика в желаемый временной растр и, приведя в колебание коротким импульсом напряжения, послать УЗ-импульс. В первую очередь надо обеспечить пьезоэлементу желаемую форму колебаний. Получение произвольно программируемых форм импульсов требует намного больших усилий при интерпретации цифровых формирователей УЗ-луча. Однако кодирование УЗ-импульсов имеет и недостатки. УЗ-импульсы, более длинные в закодированной форме, снижают аксиальное разрешение и могут привести к образованию артефактов. Однако этот недостаток можно преодолеть за счет оптимизации кодирования и выбора подходящих фильтров для последующей расшифровки сигналов.
Высокая частота получения изображений
Для ряда новых технологий УЗИ, например для четырехмерной эхографии или эластографии, высокая частота получения изображений – обязательное условие. Однако скорость распространения УЗ-волн в ткани – постоянная величина, и при этом время прохождения УЗ-импульса от датчика до исследуемой структуры и обратно остается неизменным.
В связи с этим для повышения частоты изображений и, следовательно, сокращения времени получения данных, необходимых для построения картинки УЗ-среза, существует два пути — либо посылать сразу несколько УЗ-импульсов одновременно (или подряд друг за другом), либо уменьшить количество циклов передачи-приема. Решить проблему первым путем можно, например, за счет активации посылаемых импульсов с помощью бинарного кодирования. При втором способе, т. е. уменьшении количества циклов передачи-приема для получения полного УЗ-среза, можно прибегнуть к современному способу посылки УЗ-импульсов в сочетании с более эффективным и совершенным способом обработки сигналов. Посылая небольшое количество слабосфокусированных УЗ-лучей вместо традиционных узких, сильно сфокусированных, можно уменьшить количество циклов передачи — приема, приходящееся на одно изображение. Энергия УЗ- волн, достигших тканей, на обратном пути рассеивается, а возникающие при этом эхо-сигналы воспринимаются параллельно многочисленными пьезоэлементами, которые сохраняются и обрабатываются в дополнение к УЗ-изображению, т.е. отдельные линии сканирования высокого разрешения после приема подвергаются предварительной обработке. Количество и положение фокусных зон определяют лишь на приеме. И хотя «посылаемого» фокуса в классическом смысле больше не существует, на УЗ-сканерах, работающих с помощью данного способа, можно получить такое же качество изображения, как и на сканерах с традиционной системой получения изображения.
При данном способе изображения формируются не из линий, а из сегментов, и скорость получения изображений по этому способу во много раз (до 10 и более) увеличивается. Одиночного цикла передачи-приема бывает достаточно для получения изображения.
В качестве лимитирующего фактора, определяющего время, выступает уже производительность компьютера и программного обеспечения. Однако следует учитывать, что эти параметры все время улучшаются, что позволит в будущем иметь больше резервного времени.
doctoroff.ru