Описание картины Алексея Венецианова «На пашне. Весна». Пашня картина


История одного шедевра: "На пашне. Весна" Венецианова

На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра

«Название картины менялось со временем: «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

На картине Венецианова движения крестьянки, ведущей лошадей, плавны и изящны. Она в своем сарафане, напоминающем античную тунику, похожа на богиню цветов Флору, шествующую босой по своему царству. Повсюду в картине разлита торжественная тишина.

На пашне. Весна Венецианова История одного щедевра“На пашне. Весна” Алексей Венецианов

Шедевр: «На пашне. Весна»

Автор: Алексей Венецианов (1780—1847)

Дата написания: первая половина 1820-х годов

Размер полотна: 51,2 х 65,5 см

Постоянно экспонируется:  Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, зал 14

Венецианов.Автопортрет 1811 годВенецианов. “Автопортрет” 1811 год. Оригинал и авторская копия находятся в Русском музее (Санкт-Петербург) и Третьяковской галерее (Москва)

Алексей Венецианов. Жизнь художника и трагический конец

Род Венециановых происходил из Греции. Прадед художника Федор Проко с женой Анджелой и сыном Георгием приехали в Россию в 1730—1740 годах. Там и получили прозвище Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.

Художник родился в 1780 году в Москве. Отец его был Гаврила Юрьевич, мать – Анна Лукинична (в девичестве Калашникова, дочь московского купца). Семья Алексея Венецианова занималась торговлей, продавали кусты смородины, луковицы тюльпанов, а также картины.

С 27 лет Алексей Венецианов служил землемером при лесном департаменте, параллельно он учился живописи сначала самостоятельно, затем у знаменитого мастера портрета Владимира Боровиковского.

Боровиковский. Портрет ЛопухинойВладимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797 (Третьяковская галерея)

В 1811 году Венецианов, не смотря на свою работу чиновником, получил звание академика живописи! Устав от раздвоенности жизни, когда ему приходилось работать чиновником и урывками заниматься любимой живописью он к сорока годам решил закончить карьеру чиновника и уехать из столичного Петербурга в Тверскую губернию, где он поселился с семьей будучи помещиком.

Итак, с 1819 года  Венецианов жил в деревне Сафонково Тверской губернии, посвятив свои усилия разработке «крестьянского» жанра. Там же осуществил свою давнюю мечту – организовал собственную художественную школу, принципы преподавания которой не признавались Академией художеств в Петербурге (не смотря на статус академика у Венецианова). В данной школе прошли обучение свыше 70 человек. В их судьбе деятельное участие принимал великий поэт и приближенный к царской семье Василий Андреевич Жуковский. Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими на академических выставках.

Районы Тверской областиРайоны Тверской области. Венецианов жил и был похоронен в нынешнем Удомельском районе Тверской области, расположенном в северной части губернии

В 1829 году, в царствие императора Николая I, Венецианов получил звание придворного живописца.

В своей деревне Сафонково Венецианов построил больницу, содержал доктора, устроил школу для крестьянских детей. Впоследствии добился, что самый бедный его мужик имел две лошади и по четыре-шесть голов рогатого скота, небывалая роскошь для крестьян того времени. Порой ему казалась, что взятая на себя обязанность непосильна, и тогда он писал родным:  «Обязанности помещика очень тяжелы, ежели их выполнять  по законам гражданским и церковным».

Жизнь его оборвалась случайно. По дороге в Тверь, где он должен был расписывать иконостас в соборе, художник не справился с управлением санями, которые врезались в высокие каменные ворота. Выброшенный на дорогу Венецианов умер раньше, чем к нему подоспела помощь. Это случилось 16 декабря 1847 года, художнику было 67 лет.

Несчастный случай произошел в селе Поддубье Тверской губернии. Похоронен художник на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области. Могила его сохранилась.

"На жатве. Лето". Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея“На жатве. Лето”. Алексей Венецианов. Середина 1820-х. Третьяковская галерея

Крестьянская серия “Времена года” Венецианова

Вместе с двумя другими произведениями, написанными в середине 1820-х годов, «На жатве. Лето» (Третьяковская галерея) и «Сенокос» (Третьяковская галерея), картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом.В Сафонкове для художника были огромные возможности творить, сама природа способствовала тому. Венецианов взялся за картину «На пашне. Весна», будучи классиком и  романтиком одновременно, сделал Весну крестьянской женщиной. Стройная, с пропорциями античной богини,  одетая в нарядный сарафан и кокошник,  она ведет коней по вспаханному полю. Это причащение человека к вечности через слияние с миром природы.

"Сенокос" Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея“Сенокос” Алексей Венецианов. Середина 1820-х, Третьяковская галерея

Венецианов выбирает простые мотивы, в его картинах почти нет действия, ему интересен не быт, а бытие. Крестьянский труд для художника – нечто исконное, вечное, повторяющееся, схожее со сменой времен года.

“На пашне. Весна”

Картина «На пашне. Весна» рассматривается как часть цикла картин художника, связанных с крестьянским трудом и написанных в период его жизни в Тверской губернии. Начиная с 1840-х годов, в течение нескольких десятилетий история данного полотна не прослеживается. Известно достоверно, что картина “На пашне. Весна” была приобретена коллекционером Павлом Третьяковым не позднее 1893 года.

Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)Статуя Павла Третьякова во дворе исторического здания Третьяковской галереи (Москва)

Центральным образом является статная фигура нарядно одетой матери-крестьянки, которая босиком ведёт двух лошадей и одновременно наблюдает за сидящим у пашни ребёнком. Фигура женщины изображена в увеличенном масштабе. Движения крестьянки изящны, по земле она не ступает, а будто парит над ней, сарафан красив как греческая туника. В обычной крестьянской сцене художник видит непреходящую красоту древней идиллии.

Критика того времени оценила искусство мастера: “Наконец мы дождались художника, который прекрасный талант свой обратил на изображение отечественного, на представление предметов, его окружающих, близких к его сердцу и к нашему – и совершенно успел в этом“.

Центральный фрагмент На пашне. Весна Венецианова
Центральный фрагмент “На пашне. Весна” Венецианова

 

Женщина с лошадьми на этом поле не одна. В левой части картины еще одна пара лошадей направляется в глубину пространства, ведомая крестьянкой. На самом горизонте, исчезает вдали третья такая же группа. Женщины и кони движутся по образованному ими кругу, по бурой земле, под невысоким небом.

Некоторые критики упрекали Венецианова за чересчур нарядную одежду работающей в поле крестьянки. Это, однако, не было «выдумкой» художника — следует помнить о том, что первый день пахоты с древнейших времён считался у русских крестьян праздником, так что в этот день они надевали свои лучшие одежды.

О картине “На пашне. Весна” в поэзии

Иван Есауленков

Прозрачны краски небольшого полотна, Где ощущает зритель утро года. По свежей пашне босиком идёт Весна – И чутко просыпается природа!

Легко плывут в небесной выси облака, И в воздухе тумана дымка тает. А поступь женщины божественно легка – Она парит как будто, не шагает.

Улыбка матери воздушна и нежна, Обращена к прекрасному ребёнку; Его фигурка с краю поля нам видна – Среди цветов сидит он в рубашонке.

И тишина по всей картине разлита, И полуфантастична героиня: Непреходяща у крестьянки красота, Что кажется античною богиней!

Левей её другая женщина идёт, И третья возле пня коней уводит Вглубь полотна, свершая тем круговорот – Божественное таинство Природы!..

wanderings.online

Алексей Гаврилович Венецианов На пашне. Весна: Описание произведения

«На пашне. Весна» – самая знаменитая, но при этом самая загадочная из картин Алексея Венецианова. Вот несколько фактов, которые позволят по-новому взглянуть на хорошо знакомое полотно.

Этнография – далеко не главное в картине. Даже несмотря на сарафан и кокошникЗнатоки крестьянского быта ставили Венецианову в упрёк, что крестьянка у него боронит землю, т.е. занимается «черным» трудом, в праздничном наряде. Это-де принижает настоящую правду жизни. Упрёки лишены оснований по двум фундаментальным причинам. Первая пахота испокон веков была праздником (а в языческие времена она даже могла сопровождаться гуляниями, чтобы задобрить богов плодородия). А во-вторых, меньше всего в этой картине Венецианов собирался отдавать дань этнографии. Его целью было не зафиксировать с фотографической точностью повседневный крестьянский быт, но запечатлеть само бытие в его вечных, вневременных проявлениях.

Почему крестьянка за плугом выглядит крупнее лошадей?Первым в русском искусстве Венецианов увидел труд землепашца как таинство, как нечто сакральное. Его крестьянка написана с нарушением пропорциональных отношений и выглядит больше лошадей, поскольку это не реальная женщина, а аллегорическая Весна. Её мощь и стать сродни искусству высокой античности. Да и лошади, по одному из точных исследовательских замечаний, «больше похожи на крылатых Пегасов, чем на заморенных крестьянских кляч».

В картине есть «зеркальный спецэффект»Художник заложил в картину несколько интересных визуальных эффектов. Первый заключается в том, что он намеренно занизил линию горизонта. Такой приём используется в иконописи, но в светской живописи России его до Венецианова не применял никто. Низкий горизонт нужен, чтобы придать главной героине монументальность и торжественность. Другая хитрость – в изображении второй, «зеркальной» крестьянки. На заднем плане мы видим маленькую, удаляющуюся по параболе женскую фигуру с лошадью. Вероятно, это просто еще одна женщина, обрабатывающая свой кусок борозды. Но нам уже трудно отделаться от ощущения, что это все та же наша крестьянка-весна с первого плана, совершившая свой круг и теперь уходящая от нас в неопределенное будущее. Возможно, такой приём удвоения нужен был Венецианову, чтобы подчеркнуть цикличность всего, что происходит в природе.

«На пашне. Весна» гораздо меньше по размерам, чем кажется Те, кто раньше знал это полотно Венецианова лишь по репродукциям и описаниям наподобие нашего, оказываются поражены её малыми размерами, когда впервые видят оригинал в Третьяковской галерее. И действительно, посыл картины столь мощен и масштабен, что в первый момент реальной встречи с ней сложно поверить, что её габариты – всего-то 51 на 65 сантиметров.

Возможно, «На пашне. Весна» - часть гипотетических венециановских «Времен года»На самом деле, цикла с подобным авторским названием у Венецианова не было. Однако интерпретаторы, видя явное тематическое сходство картин «На пашне. Весна» и «На жатве. Лето», допустили, что в середине 1820-х художник замыслил цикл из 4-х полотен, каждое из которых соответствовало бы времени года. На роль «осенней» картины выдвигался «Сенокос» (долгое время скрытый от широкой публики в частной коллекции, потом выставленный на продажу и в 2001-м году с боем уведённый Третьяковкой у Национальной галереи в Лондоне). Что касается «зимней» четверти цикла, то предполагается, что ею была бесследно исчезнувшая картина под названием «Пейзаж. Зима». Возможно, рано или поздно она так же выплывет из небытия и мы сможем увидеть ее воочию.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

описание картины А. Г. Венецианова "На пашне. Весна"

Венецианов Весна На пашне Картина Алексея Гавриловича Венецианова "На пашне. Весна" на первый взгляд кажется немного странной и содержит много вопросов. Однако без нее немыслимо представить себе русскую живопись. Давайте вместе посмотрим на эту картину, зададим все возникающие вопросы и попробуем на них ответить.

Мы видим на картине распаханное поле ранней весной. Где-то по краям пробивается зелень, ее хорошо видно на переднем, нетронутом краю поля. У правой кромки зеленеет несколько тоненьких деревьев возле странного скошенного пня. Очень нарядная женщина в розовом сарафане и красивом кокошнике с легкостью ведет по вспаханной земле двух сильных лошадей, которые тянут за собой борону. Женщина идет по пашне босиком, ступая очень легко, будто танцует, на лице ее улыбка.

На переднем плане картины справа сидит младенец, спокойно забавляясь какими-то своими игрушками. Слова "красивый", "красивая" можно применять почти ко всему, изображенному на картине: красивый пейзаж, красивая женщина, красивые кони, красивый наряд, красивое голубое небо с белыми облаками.

Что же в этой картине странного и удивительного? Мы все знаем, что крестьянский труд - тяжелый и изнурительный, боронить поле на лошадях - нелегкая грязная работа и для человека, и для лошадей. Почему же женщина оделась так празднично, почему работа дается ей с легкостью, а не с напряжением? Почему не видно напряжения и в лошадях? Почему, несмотря на то, что весна ранняя, а, значит, еще холодно, героиня картины идет по земле босиком - ведь, судя по одежде, она не из самых бедных крестьян и обувь у нее должна быть? Почему ребенок в одной лишь рубашонке сидит в такое время года на голой земле и не мерзнет, не плачет? И, наконец, почему женщина намного больше лошадей, ведь эти рабочие лошади - не пони?

Разгадка простая: художник изобразил не обычную крестьянку, а сказочный образ весны, воплощенный в красивой женщине. Именно такой прекрасной, легкой, нарядной, молодой представилась ему весна, легко ступающая по земле, обновляющая мир, успокаивающая детей, ведущая за собой природу. Вдали есть еще две такие же работающие группы, что утраивает образ, говорит о том, что весна наступает повсеместно.

Особую любовь художник вложил в написание пейзажа. В истории русской живописи это первый пейзаж русской природы, до этого живописцы изображали только заграничные виды, русская земля считалась недостойной кисти и красок. Венецианов первый открыл ее неповторимую красоту.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Описание картины Михаила Клодта «На пашне»

Описание картины Михаила Клодта «На пашне»

Михаил Клодт написал «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.

На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии.

Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху. Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми. И бричка, и крестьяне, занимающиеся вспашкой, настолько хорошо вписаны в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.

Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины, а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.

Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню, и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.

Картину «На пашне» называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной Саврасова. Увидев ее на одной из передвижных выставок, Третьяков положительно отозвался о ней в письме Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, а копии этой картины всегда расходились огромными тиражами в самом разном виде. Сам Клодт трижды создавал репродукции своей картины для Российских музеев. Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всего русского бытия.

opisanie-kartin.com

Венецианов Алексей "На пашне. Весна" описание картины, анализ

Venecianov-Aleksey-na-pashne-vesna

Название этой картины Алексея Венецианова менялось со временем. Сперва холст назывался «Женщина, боронящая поле», затем «Крестьянка в поле, ведущая лошадей» и, наконец, «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих полотен из серии «Времена года», в которую была включена и картина «На пашне. Весна».

Современники корили художника многократно за чрезмерную простоту и жизненность натуры, а потомки — за качество противоположное: за идеализацию. Черты украшательства видели в том, что женщина на пашне показана в нарядном сарафане.

В картине Алексея Венецианова пейзаж играет важнейшую роль в создании возвышенно-аллегорического образа весны. Лирический русский пейзаж создает особое настроение. Лазурное небо, мягкая зелень, приглушенный колорит земли, легкая золотистая дымка на пашне образуют природную гармонию. Краски легки и прозрачны. Настоящая весна!

Крестьянка в национальной праздничной одежде боронит землю. Венецианов создает некий поэтизированный образ, подчеркивая сходство своей героини с античной богиней. Масштабное несоответствие женской фигуры и лошадей, которых она с легкостью ведёт по пашне, усиливает впечатление. Этот полуфантастический образ органично вписывается в реалистический пейзаж.

Линия горизонта и мысленные траектории движения боронящих землю селянок создают определённое замкнутое пространство. Тем самым художник на картине «На пашне. Весна» показывает извечный круговорот жизни, где неизбежна смена времен года, но вечна природа.

Год написания картины: 1820.

Размеры картины: 51,2 х 65,5 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Другие картины художника:

opisanie-kartin.ru

На пашне. Весна. По картине А.Венецианова

При просмотре довольно странного полотна «На пашне. Весна», созданного художником Алексеем Венециановым, возникает масса вопросов. Впрочем, без этой картины сложно для себя вообразить пейзажи русской земли. Попытаемся подробно взглянуть на данное полотно, и по возможности найти ответы на все вопросы.

На картине представлено перепаханное весеннее поле. Кое-где по обочинам всходит зелень, которая отлично просматривается на первом плане, где еще нетронуто поле.

Справа начинают покрываться зеленью юные деревца, расположенные рядом со срубленным пнем. Нарядно одетая девушка в нарядном сарафане и прекрасном кокошнике без труда ведет за собой по пашне лошадок, которые боронят землю. Девушка босиком ступает по земле, ее поступь довольно легка, она будто парит, а лицо озаряет улыбка.

На пашне. Весна

Справа на картине посиживает малютка, безмятежно забавляясь некими собственными игрушками. Практически все, изображенное в произведении можно охарактеризовать прилагательными «прекрасный» и «прекрасная».

Что же в данной картине необычного, заставляющего зрителю испытать чувство удивления?

Нам всем известно, что деревенская работа – это изнурительный труд, идти по полю с бороной на лошадях, достаточно тяжело, как для человека, так и для животного. Так для чего девушка нарядилась? И почему столь тяжелая работа доставляет ей столько радости и легкости?

Животные также не отягощены своей деятельностью. Стоит заместить, что на картине изображена ранняя весна, так что заставило девушку разуться? Ведь исходя из того во что она одета можно с уверенностью сказать, что она не относится к самому низкому сословию, поэтому наверняка у нее есть обувь.

Отчего малыш в одной только рубашке посиживает в это время года на обнаженной земле и не зябнет, не проронил ни слезинки? И, в конце концов, отчего девушка гораздо больше лошадок, несмотря на то, что эти животные — не пони?

Ответ на все эти вопросы лежит на поверхности: художник изобразил на холсте обычную крестьянскую девушку, которую наделил волшебным образом весны. Именно такой для автора представляется весна: красивой, изящной, свежей, легкой поступью скользящей по пашне, неся за собой детский смех и природу в целом.

Мастер передал пейзаж с особой любовью. Венецианов первым стал изображать в своих произведениях русскую землю, до него пейзажи такого плана являлись неугодными кисти и красок.

Похожие записи

design-kmv.ru

Картины, описание картин — На пашне

Описани е картины Михаила Клодта: На пашне.Михаил Клодт написал «На пашне» в 1872 году, которая стала ключевой работой в творчестве пейзажиста.На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты. Равнина, которая лишь вдалеке переходит в лес и небольшие холмы, вызывает восторг, а реалистичность картины просто на грани фотографии.Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху. Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях. С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми. И бричка, и крестьяне, занимающиеся вспашкой, настолько хорошо вписаны в композицию картины, что нам трудно представить ее без них.Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины, а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню, и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.Картину «На пашне» называют жемчужиной, одним из лучших образцов русского пейзажа и лучшей картиной Саврасова. Увидев ее на одной из передвижных выставок, Третьяков положительно отозвался о ней в письме Крамскому. И вот уже более ста лет она хранится в Третьяковской галерее, а копии этой картины всегда расходились огромными тиражами в самом разном виде. Сам Клодт трижды создавал репродукции своей картины для Российских музеев. Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие и эпичность пейзажа, но и близость к народу, русской земле. Ведь Михаил Константинович всегда видел в них основу всего русского бытия.

www.art-drawing.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта