Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее. Пинакотеки ватикана картины
Ватиканская Пинакотека , Pinacoteca Vaticana
- Адрес: 00120, Ватикан
- Дата основания коллекции: XVIII век
- Открытие: 19 марта 1908 г.
- Часы работы: 9.00 - 17.00, воскресенье - выходной
Во все времена Ватикан был и остается городом, который привлекает внимание своей необычностью, самобытностью, интересной историей. В нем можно отыскать множество удивительных мест, в которых вам захочется побывать. Одно из таких мест – главная достопримечательность города Ватиканская Пинакотека.
Здесь вы сможете насладиться красотой и гениальностью искусства, которое было ценно в различные исторические эпохи. Пинакотека поражает количеством экспонатов и авторов, сотворивших их когда-то, конечно, вам не удастся запомнить всего увиденного, но это второстепенно, в сравнении с масштабами предстоящего действа. Ватиканская Пинакотека поможет вам окунуться в мир эстетики и истинной гармонии, которые дарит подлинное искусство.
Давайте узнаем, какой смысл таит в себе слово пинакотека. Пинакотекой у древних греков принято было называть собрание картин, принесенных в дар богине Афине. У древних римлян этим словом были названы комнаты, в которых хранились предметы искусства. В эпоху Возрождения пинакотеками стали называть доступные для посещения публикой коллекции картин.
К 1932 коллекция картин насчитывала порядка 120 экспонатов и было принято решение построить еще одно здание в парке Ватикана, которое явилось бы хранилищем для них. Архитектором, выстроившим одно из красивейших зданий Рима, стал Белтрами. На сегодняшний день в музее выставлено около 500 полотен, расположенных в порядке их написания.
В наше время пинакотека и картинная галерея – это тождественные понятия. Пожалуй, поэтому, Пинакотека в Ватикане – гигантское собрание картин на религиозную тематику авторов различных эпох.
Удивительные залы пинакотекиЭкспонаты Пинакотеки в Ватикане впечатляют не только своей необычайной красотой, но и внушительной стоимостью. Некоторые картины эксперты оценивают в миллионы евро. Полотна бережно хранятся в хронологическом порядке в 18 залах пинакотеки.
- Наиболее ценные полотна хранятся в первом зале. Здесь вы сможете любоваться работами Венециано, Болонье, Джованни и Николо.
- Второй зал занят работами Джотто и его учеников, приверженцев готического стиля и его различных образов.
- Художник Беато Анджелико, написал много картин, изображающих жизнь и деяния Святого Николая. Этому автору и его работам посвящен следующий зал.
- Увидеть фрески Мелоццо можно в четвертом зале. На них автор умело изобразил ангелов, которые вызывают самые теплые и светлые чувства у смотрящих.
- Следующий зал порадует посетителей работами именитых Кранаха и Лукаса Старшего.
- Два последующих зала собрали коллекцию работ умбирской школы, наиболее ярким представителем которой является Кривели. Интересны и работы его единомышленников, так же представленных в этих залах.
- Головокружительные работы Рафаэля собраны в восьмом зале. Изучая картины, невозможно не отметить насколько одаренным живописцем был автор, а его работы так не похожи друг на друга и всегда уникальны.
- Сюжеты из библии, портреты, иконы бережно хранятся в девятом, десятом, одиннадцатом и двенадцатом залах пинакотеки.
- Скажем и о семнадцатом зале, собравшем работы Бернини, на большей части из которых он изобразил ангелов.
Чтобы попасть в Ватиканскую Пинакотеку, следует учесть ряд важных особенностей. Во-первых, одежда должна быть целомудренной и не привлекающей внимания. Если вы наденете верх с коротким рукавом, мини юбку, шорты, то едва ли вам разрешат войти внутрь. Во-вторых, ручная кладь не должна быть громоздкой и содержать колющие и режущие предметы и изделия из стекла.
Ватиканская Пинакотека является частью комплекса музеев Ватикана и приехать на экскурсию вы можете удобным общественным транспортом: автобусами, трамваями, метро. Для тех, кто не привык к суете городского транспорта, существуют услуги такси. Любители метро должны сесть в вагон на любой станции линии А и выйти в местечке, именуемом Musei Vaticani. Туристы, решившие добраться до пинакотеки на автобусе, знайте, что по нужному вам маршруту отправятся автобусы под номерами: 32, 49, 81, 492, 982, 990. Желающие ехать на трамвае, ожидайте №19. Кроме этого, можно остановить такси или вызвать автомобиль к любой из гостиниц города. Когда вы окажетесь на месте, все время двигайтесь прямо и окажетесь рядом с кассами музея, обогните их, пройдя по ступенькам, и сверните направо.
Часы работы Пинакотеки Ватикана
Ватиканская Пинакотека встречает посетителей с понедельника по субботу в период с 9.00 часов утра до 18.00 часов вечера. Кассы работают 16.00, учтите это, чтобы не потратить время впустую. В утренние часы в музее много туристов, поэтому, если вам захочется насладиться коллекцией в более уютной атмосфере, лучше прийти после полудня. Билет стоит 16 евро, но по последним воскресеньям любого из месяцев вы сможете пройти в пинакотеку, не внося платы. Льготами могут воспользоваться студенты и пенсионеры, для них билет обойдется ровно вполовину дешевле.
womanadvice.ru
Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее
Шедевры Пинакотеки Ватикана приехали в Третьяковскую галерею. Недавно Государственная Третьяковская галерея провела обширные выставки произведений русских художников Валентина Серова и Ивана Айвазовского. Ажиотаж был огромный, очереди колоссальные. Я не буду здесь разбирать причины столь громадного взрыва интереса почтеннейшей публики к изобразительному искусству, хотя вопрос, конечно, интересный. Может, продолжительный кризис?
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Франциск Ассизский
Пинакотека Ватикана
Представляете, каково стремление прикоснуться к прекрасному, впервые привезенного в Москву из Ватикана. Полное название выставки — «Roma aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо«. Вы увидите 42 живописные работы величайших итальянских художников (исключение — Никола Пуссен), которые почти никогда не покидали пределы Ватикана.
Шедевры Пинакотеки Ватикана. Христос Благословляющий
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на лютне. 1480
На выставке представлены фрагменты алтарей, произведения, выполненные темперой на дереве, которые обычно не совершают путешествий. Три фрагмента фрески, три знаменитейших ангела, которые так же, как Сикстинский потолок Микеланджело, являются визитной карточкой музеев Ватикана.
Мариотто ди Нардо. Рождество Пределла. Около 1385
Усмирение бури. Из жития Святого Николая
«Roma aeterna (вечный Рим), шедевры Пинакотеки Ватикана», эта выставка собрала произведения высочайшего художественного уровня. Икона «Христос благословляющий» написана в традициях, существовавших еще до разделения церкви на католическую и православную. На выставке посетители увидят всемирно известные картины Джованни Беллини «Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной», Караваджо «Положение во гроб».
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной. Около 1471-1474
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб. Около 1603-1604
Зритель увидит Рим XVII века в центральном зале, конфигурация которого повторяет конфигурацию колоннады Джованни Бернини на площади Собора Святого Петра. Здесь четко отображен план этого великого собора.
Мелоццо дель Амбрози. Фрагмент фрески
Мелоццо дельи Амбрози. Фрагмент фрески
Шедевры Пинакотеки Ватикана и русское искусство
Русские художники в XIX веке часто обращались к итальянским художественным прозведениям. Рим действительно был художественной меккой для русских художников конца XVIII века и XIX века. Пенсионеры российской академии художеств долгие годы жили и учились во Французской академии в Риме.
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Вера, 1507
Рафаэль. Фрагмент алтарной росписи Милосердие, 1507
Для Александра Иванова «Преображение» Рафаэля было важнейшей точкой отсчета в истории мирового искусства. Он прожил и проработал там более 30 лет. Карл Брюллов, Сильвестр Щедрин были поглощены итальянским искусством. Эти влияния прослеживаются вплоть до первых десятилетий ХХ века. Об этом непременно будет сказано на ответной выставке, которая будет отправлена в 2018 году в Ватикан из Государственной Третьяковской галереи.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620
Алтарный образ Никола Пуссена «Мученичество святого Эразма» — самое большое произведение художника, написанное специально для Собора Святого Петра. Эта работа была одной из самых знаменитых картин собора и вызывала восхищение многих русских художников, живших в Риме. В XVII веке была заменена на мозаику, а само полотно долгие годы хранилось в папском дворце, прежде чем в 1790 году оно было показано в музее.
Никола Пуссен. Мученичество святого Эразма
valentina-site.ru
адрес, часы работы. Как добраться. Ватиканская пинакотека на фото. » Карта путешественника
Не удивительно, что Рим пленит вас своей красотой, изящностью, роскошью и оригинальностью, но есть в этом городе еще одно место, посещение которого не сравнится с обычными прогулками по городу – это Музеи Ватикана. Всего их 19, но больше всего заслуживает внимания Ватиканская Пинакотека.
Когда вы стоите перед выбором, стоит посещать Ватиканскую Пинакотеку или нет, то ответ однозначный : «Стоит!». Это место, где вы сможете увидеть истинную красоту и гениальность настоящего искусства. И не важно, что имена художников и скульпторов забудутся через несколько дней, и вы так и не смогли разобраться в символизме картин и направлении искусства. Сегодня мы будем говорить о Ватиканской Пинакотеке – месте, где можно не только получить эстетическое удовольствие от экскурсии, но и получить массу новых эмоций и впечатлений.
Немного истории о Пинакотеке Ватикана в Риме
Слово «пинакотека» достаточно старое. В древних греков так называлось место, где были собраны картины, пожертвованные богине Афине. В Древнем Риме пинакотеками называли комнаты, где хранились образцы искусства. В период Возрождения так стали называть коллекции картин, которые были открыты для публичного посещения.
В 1932 году по инициативе Папы Пия XI в ватиканском парке было построено отдельное здание для хранения частной коллекции картин в количестве 118 штук экспонатов. Над сооружением этого музея работал архитектор Белтрами. Сегодня здесь хранится около 460 художественных композиций, размещенных в хронологическом порядке начиная от Джотто и заканчивая Креспи.
На сегодняшний день слово «пинакотека» применяется как синоним слова «картинная галерея». Поэтому Ватиканская Пинакотека – это огромная картинная галерея религиозной тематики, которая представляет картины как европейских, так и других творцов в периоды Средневековья, Ренессанса, маньеризма и барокко.
Описание Ватиканской Пинакотеки в Риме
Коллекция Пинакотеки в Ватикане считается одной из самых престижных в мире. Здесь есть полотна, стоимость которых колеблется от нескольких миллионов евро.Как уже упоминалось, картины размещены в хронологической последовательности в 18 залах. В первом зале размещены экспонаты с особой ценностью:
- «Мария Магдалина» Венециано,
- «Мадонна с младенцем» Болонье,
- «Страшный суд» Джованни и Николо.
Во втором представлены работы Джотто и его последователей. Это яркие образцы готического направления. Здесь стоит отметить такие работы, как:
- «Мадонна Магнификат» Дадди,
- «Рождество» Мартини.
Следующий зал посвящен художнику Беато Андже лико, который в своих картинах изображал моменты из жизни Святого Николая. Также очень известна его работа «Мадонна и ангелы».
В четвертом зале можно увидеть элементы фрески Мелоццо. На ней художник очень поэтично изобразил ангелов. В пятом зале собраны картины Кранаха и Лукаса Старшего.
Шестой и седьмой залы посвящены работам Кривели и его последователей – представителей умбрийской школы живописи. Здесь особое внимание привлекают картины:
- «Мадонна с младенцем»,
- «Воскресенье».
Восьмой зал – это детище Рафаэля. С представленных картин можно увидеть, насколько гениальным человеком он был и насколько талантливы его работы. Среди его творений стоит отметить:
- «Мадонна ди Фолиньо»,
- «Преображение».
В 9-12 залах представлены работы венецианской школы художников. Здесь отметились Леонардо да Винчи, Тициан, Муциано, Бароччи, Кавараджо и Доменикино. В следующих залах представлены различные библейские сюжеты, портреты, иконы, мозаики. Еще стоит отметить семнадцатый зал, посвящен работам Бернини. На большинстве картин он изображал ангелов.
Внимание!Если вы собрались в Папскую Пинакотеку, то одевайтесь скромнее, не смотря на жаркую погоду, так как сюда с открытыми плечами, а также в коротких юбках и шортах, не пускают. Также не стоит брать большие сумки, рюкзаки, ножи и стеклянные изделия.
Где находится и как добраться до Пинакотеки в Ватикане
Ватиканская Пинакотека расположена в здании Музея Ватикана и к ней достаточно легко добраться. Вы можете выбрать тот вид транспорта, который вам больше всего удобен: метро, автобус, трамвай или же такси.
- Если вы будете ехать на метро, то садится на до на одной из станций линии А и выходить на станции Ottaviano-S. Pietro-Musei Vaticani.
- В направлении Музея Ватикана ходят автобусы №49, 32, 81, 982, 492, 990 и трамвай №19.
- Такси вы сможете поймать на улице или заказать машину к отелю.
Если вы уже находитесь у входа в Музей Ватикана, то продолжайте движение прямо по центральному холлу с кассами, а дальше поднимитесь по ступенькам и поверните направо.
Адрес: 00120, Ватикан
Пинакотека работает с понедельника по субботу с 9.00 до 18.00, но кассы закрываются в 16.00. Лучше посещать Пинакотеку в послеобеденное время, так как тогда туристов значительно меньше. Также в последнее воскресенье каждого месяца с 9.00 до 14.00 вы можете посетить музей бесплатно, так как в обычный день билет стоит 16 евро.
Если же у вас есть студенческий билет международного образца или пенсионное удостоверение, то вам надо будет заплатить 8 евро. На территории музея есть киоски и лавки, где можно купить иконки, крестики, обереги и другие подобные вещицы.
Пинакотека Ватикана на фото
Ниже вы можете посмотреть фотографии, сделанные в Ватиканской пинакотеке. С их помощью вы сможете убедиться, что это место достойно вашего внимания и при возможности вы обязательно его посетите.
Подземные захоронения — катакомбы в Риме. Понравилась статья? Ставь ЛАЙК!Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
travelermap.ru
Шедевры Пинакотеки Ватикана в ГМИИ 2017
Сегодня был последний день работы выставки Roma Aeterna. И я умудрилась попасть на неё именно в этот день, а мечтала об этом всё время её работы! То что я увидела, приятно удивило и обрадовало, про экспозицию пока молчу... Никакой очереди, никаких толп - просто проходишь контроль с электронным билетом.
И хотя на билете написано, что сеанс рассчитан только на полчаса, никто не выпроваживает посетителей, и вообще не следит за временем посещения. Может быть, это потому, что выставка Roma Aeterna уже заканчивается. У входа, правда, перекупщики предлагали билеты на выставку, но меня это мало интересовало, у нас были электронные билеты, которые я удачно заказала 17 февраля. В общем, всё очень цивилизованно.
Концентрация шедевров в Ватикане на квадратный метр такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за несколько дней, так что Москве была предоставлена уникальная возможность. Шедевры Пинакотеки Ватикана экспонируются в трёх залах Инженерного корпуса Третьяковки. В первом зале в основном - картины эпохи XII-XV веков, во втором - XV-XVIII веков, в третьем - XVIII века. Вся экспозиция в целом символично оформлена в виде полукруга, напоминающего площадь Святого Петра перед Ватиканом.На входе в залы бесплатно раздают маленький буклет-путеводитель по выставке с планом экспозиции и описанием всех работ - такое вижу впервые. Фотографировать на выставке нельзя, да и не очень-то хотелось, ведь все картины есть в хорошем разрешении на сайте Ватикана.
Любителей прекрасного в залах довольно много, и не всегда удаётся сразу посмотреть на картины издалека, но всё же можно выбрать удачный момент. Все картины в превосходном состоянии, и дело не только в том, что они, по-видимому, недавно отреставрированы, ещё, и это главное, они сами излучают свет!
Всего в Ватиканской пинакотеке представлено около 460 картин XII-XIX веков, размещенных в 18 залах в хронологическом порядке. Примерно десятая часть этой коллекции показана в Москве - 42 произведения из постоянной экспозиции Ватикана. Большая часть экспонатов или никогда не покидала стен Ватикана, как, например, "Христос Благословляющий" неизвестного автора, или "выезжала" лишь пару раз, как произведения Мелоццо да Форли, или не выставлялась дальше Европы, как работы Джентиле да Фабриано.Осмотрев экспозицию, по привычке обходим ещё раз все три зала, чтобы запечатлеть в памяти то, что произвело наиболее сильное впечатление. Конечно, иллюстрации, даже на сайте Ватикана, не могут отразить живую энергетику этих картин, но на память и для тех, кто не смог побывать на этой выставке, скопировала их с сайта Ватикана в этой публикации.Выставка начинается с древней иконы "Христос Благославляющий" в византийском стиле, демонстрирующей прямое родство итальянского и русского искусства.
Римская школа, Христос Благословляющий, вторая половина XII века. Дерево, темпера. 98,2 x 58,6 см
В первом зале первой представлена картина, которая является одним из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, сделанных вскоре после его канонизации в 1228 году.
Маргарито ди Маньяно, прозванный Mаргаритоне д’Ареццо. Святой Франциск Ассизский, 1250-1270. Дерево, темпера. 127,2×53,9 cm
Джентиле да Фабриано немного теряется среди художников вроде Рафаэля и Караваджо, но мне очень понравилась сцена из жизни святого Николая Чудотворца. На небольшом полотне нашлось место и святому Николаю, который прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. В средневековой символике русалка олицетворяет демоническую силу - на картине она и вызвала бурю, которую "усмиряет" святой Николай.
Джентиле да Фабриано. Сцены жития святого Николая Чудотворца: святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль Ок. 1425 Дерево, темпера. 38,2×62 cм
Самый поэтичный художник флорентийского XV века, прозванный Ангельским, как за прелесть его искусства, так и за мягкость характера, стал небесным покровителем художников после 1982 года, когда его официально причислили к лику блаженных. На картине справа - святой Николай спасает от гибели судно, слева - просит моряков дать зерна, чтобы спасти свой родной город от голода, и обещает, что груз от этого не уменьшится.
Гвидо ди Пьетро, прозванный Фра Беато Анджелико. Спасение моряков и защита трех осужденных на смерть, около 1437. 34 x 60 см. Дерево, темпера
Одно из самых потрясающих произведений выставки - "Пьета" Кривелли. К сожалению, иллюстрация ни в коей мере не отражает ни его психологическую напряжённость, ни его возвышенную красоту.
Карло Кривелли. Пьета, XV век. 205×105 см
Представленный шедевр Джованни Беллини был навершием большого алтаря. Художник за своё новаторство и мастерство в 1483 году получил пост официального живописца Венецианской республики.
Джованни Беллини. Оплакивание Христа с Иосифом Аримафейским, Никодимом и Марией Магдалиной, около 1471-1474.Дерево, масло. 107x84 cм
Две следующие картины Перуджино были частью алтаря "Вознесения Христа", созданного для монастыря Сан-Пьетро в Перудже.
Пьетро Вануччи, прозванный Перуджино. Святой Плакида
Пьетро Перуджино. Святая Флавия Домицилла, 1495-98. 30,1x26,8
Фрески с ангелами-музыкантами были написаны для базилики Санти-Апостоли в Риме. Божественный оркестр ангелов символизировал неземную красоту рая. После серьезной перестройки церкви многие фрески да Форли были утрачены, но ангелов удалось спасти - и в начале XVIII века они отправились в Ватикан.
Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Mелоццо да Форли. Aнгел, играющий на лютне, 1480. Фрагмент фрески, снятой со стены. 117х93,5 см
Ангел, играющий на лютне
Ангел с виолой
Притягивающая внимание своей изысканностью пределла "Чудеса святого Винченцо Феррери" Эрколе де Роберти - нижняя вытянутая часть алтарного образа. Изображены следующие эпизоды (слева направо): исцеление роженицы, пейзаж, воскрешение богатого иудея, исцеление хромого, спасение ребёнка из горящего дома, воскрешение ребёнка.
Эрколе де Роберти. Полиптих Гриффони, пределла. Чудеса святого Винченцо Феррери, 1473. 30 x 215 см
Изящный полиптих привлекает и своим утончённым изображением архитектуры.
Фрагмент
Второй зал по размерам - самый большой, и здесь представлены, в основном, картины того периода, когда папский Рим достиг своего наибольшего могущества. В центре зала под стеклом две работы Рафаэля "Вера" и "Милосердие", входившие в композицию алтаря Бальони в церкви Сан Францеско аль Прато в Перудже.
Алтарь, частью которого являлись "Вера" и "Милосердие", был заказан Аталантой Бальони для погребальной капеллы, в которой покоилось тело её юного сына, зверски убитого в междуусобной распре двух перуджийских семейств.
Рафаэль Санти. Надежда,1507. 16x44 см
Рафаэль Санти. Милосердие,1507. 16x44
Самая романтичная картина выставки - "Святая Елена". По легенде Елене явился ангел, побудивший её отправится в Иерусалим на поиски креста Иисуса. Предполагается, что элегантная венецианка на картине, чьё изображение почти портретно, - жена Веронезе, которую также звали Елена.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. 166x134 cм
Безусловный шедевр на выставке - "Положение во гроб". Многие из картин Караваджо были отклонены заказчиками из-за намеренного отказа художника от возвышенности образа. Он изображал святых среди простых людей.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. Положение во гроб, около 1603-1604. Холст, масло. 300 x 203 cм
Фрагмент
Гвидо Рени. Фортуна с кошельком, 1637. 188х155 см
Гвидо Рени. Святой Матфей и ангел. Около 1620 Холст, масло. 85x68 cм
"Святое семейство" Креспи привлекает внимание своими живописными качествами - раскованной, эскизной манерой письма.
Джузеппе Мария Креспи: Святое Семейство, 1735-40. 59х44 см
И завершает коллекцию цикл из восьми полотен Донато Крети "Астрономические наблюдения", вставленных в одну раму. Картины изображают наблюдения за Солнцем, Луной, Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и Сатурном - всеми планетами Солнечной системы, которые на тот момент были известны людям. "Астрономические наблюдения" были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье.
Донато Крети. Астрономические наблюдения, 1711
Солнце, Луна
Венера, Марс
Юпитер, Меркурий
Сатурн, Комета
Спасибо Третьяковской галерее и Ватиканской пинакотеке за прекрасную выставку! В 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, существенную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты из коллекции Третьяковской галереи.
Хороший фильм о музеях Ватикана:
Все фото картин с сайта Музеев Ватикана museivaticani
m-3713.livejournal.com
Шедевры пинакотеки Ватикана. Часть 3 – Ярмарка Мастеров
Впервые музеи Ватикана показывают в России лучшую часть своей коллекции — шедевры XII–XVIII веков. На выставке представлено 42 живописных произведения. Эта выставка стала возможно благодаря первой за долгие годы встречи глав двух церквей – Римско-католической и Русской православной, когда, собственно, наши предстоятели и договорились об обмене экспозициями: в ответ на жест Рима в Ватикан пошлют коллекцию русских шедевров XIX века. В обсуждении состава экспозиции в Москве лично участвовал папа Франциск. Открывать выставку папа Римский прислал кардинала Джузеппе Бертелло – в алой шапочке и черной сутане с алыми кистями он тоже казался персонажем одной из картин.
Большинство произведений впервые покинули Ватикан, и меры безопасности на выставке суровы – от приглушенного света (гризайли Рафаэля вообще тонут в полутьме – 50 люксов) до защитных ступенек и барьеров, предохраняющих экспонаты.
В первой и второй частях публикации были представлены шедевры XII-XVIII веков.
Часть 1 здесь >>.
Со второй частью можно познакомиться здесь>>.
В третьей, заключительной части, я хочу вас познакомить с итальянским живописцем Донато Крети, картины которого сильно выбиваются из всего ряда религиозных произведений, представленных на выставке, а атмосфера живописи "галантных праздненств" связывает эти работы с французским искусством эпохи Людовика XIV. Именно поэтому для серии Крети на выставке был отведен отдельный зал.
Донато Крети (1671-1749) - живописец периода рококо, родился в Кремоне, затем переехал в Болонью, где он был учеником Лоренцо Пазинелли. В 1709 Крети стал одним из членов-учредителей академии Клементина в Болонье. Он писал декоративные фрески для алтарей, но в основном он выполнял работы для частных лиц-меценатов, в том числе серию картин для 2-го герцога Ричмонда в Гудвуде. Его стиль менее декоративный и заточен на более формальном неоклассическом стиле. Он искал идеальную красоту и наделял своих подданных изяществом и четкостью форм. Он был талантливым рисовальщиком, с четкой личной индивидуальностью.
Автопортрет
В 1711 году художник создал несколько астрономических полотен о солнечной системе. Это серия небольших полотен, изображающих небесные тела в разных размерах и подсветкой в ночных пейзажах. История этой серии картин весьма примечательна. Граф Луиджи Фердинанди Марсиньи, натуралист и любитель астрономии, решил склонить Папу Климента XI к строительству астрономической обсерватории. Для чего заказал художнику серию картин «Астрономические наблюдения». Граф надеялся, что после такого подарка Папа выделит деньги на строительство в Болонье обсерватории. Этот город, с одним из старейших университетов Европы, уже тогда считался центром Просвещения и культуры. Луиджи Фердинанди преподнес картины понтифику в дар, который был благосклонно принят, и - о чудо! - через несколько лет при Институте науки в Болонье построили первую публичную астрономическую обсерваторию.
На восьми полотнах были изображены солнце, луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, и комета. Уран был обнаружен астрономами позднее, в 1781 г.
Солнце
Луна
Меркурий
Венера
Марс
Юпитер
Сатурн
Комета
Крести создал произведения, пропитанные духом Просвещения. Образ Вселенной, наблюдаемой в телескоп, созданный художником XVIII века, становится логическим завершением рассказа о семи веках из истории Папской области, начатого средневековым образом Христа Пантократора, повелителя Вселенной.
P. S. В публикации были использованы материалы, найденные на просторах интернета.
www.livemaster.ru
Шедевры пинакотеки Ватикана. Часть 2 – Ярмарка Мастеров
Пинакотека — одно из собраний комплекса Ватиканских музеев. Первые из них были учреждены в XVI веке папой Юлием II, тем самым, что заказал у Микеланджело роспись Сикстинской капеллы, а у Рафаэля — фрески в станцы.
Эта статья посвящена шедеврам пинакотеки Ватикана, привезенным в Москву и выставленным в Третьяковской галерее.
Первая часть публикации была посвящена шедеврам XII-XV веков. Часть 1 здесь>>
Вторая часть представляет работы XV-XVIII веков.
Рафаэль Санти
Вера
Милосердие
1507 г. Пределла. Дерево (тополь), масло
Алтарь, частью которого были «Вера» и «Милосердие», был заказан Аталантой Бальони для погребальной капеллы, в которой покоилось тело ее юного сына, зверски убитого в междоусобной распре двух перуджийских семейств. Рафаэль получил заказ на создание алтаря в середине 1506 года. Вера — женская фигура с потиром (религиозный атрибут) в руке, окруженная путти или, по-другому, маленькими ангелами. У них в руках находятся монограммы — инициалы Иисуса. А Милосердие — это мать, обнимающая младенцев. Путти справа держит на плечах котел с огнем — античный символ мира, отсылающий к истории Олимпийских игр. Такая связь с античностью для художников Возрождения и более поздних эпох не была случайностью: даже в христианском религиозном искусстве мастера находили параллели с культурой древних римлян и греков. Третьим алтарным изображением был образ «Надежды». Эти три небольших изображения, а также композиция «Положение во гроб», стали первым крупным заказом Рафаэля и сразу же принесли ему успех и признание.
Антонио Аллегри, прозванный КорреджоХристос во славе
Между 1525 и 1530 г. Алтарное навершие. Холст, масло
Известность Антонио Корреджо при жизни ограничивалась Пармой, в которой были сосредоточены его главные работы, но после смерти он стал одним из самых чтимых итальянских живописцев. Данная картина, ценимая в XVIII и в первой половине XIX века, в XX веке была объявлена копией и убрана в запасник. Только в 2011 году ее отреставрировали, и тогда же было установлено, что холст XVI века, а на фигуре и лике Христа видны многочисленные авторские исправления, которых в копиях не бывает. Авторство Корреджо было признано несомненным, и картина заняла почетное место в экспозиции Пинакотеки. «Христа во славе» интересно сравнить с иконой, начинающей выставку, — образ Корреджо продолжает развитие древнего иконографического типа, идущего из Византии.
Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе Видение святой Елены
Около 1575–1580. Холст, масло
Картина Паоло Веронезе по-венециански роскошна. Мимо масштабной картины знаменитого художника вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.
Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо Положение во гроб
Около 1603–1604 г. Холст, масло
Самая значимая и, наверное, известная работа на выставке — «Положение во гроб» Караваджо. Художник стал главным новатором своего поколения. Ярко освещенные фигуры его героев прорывают окружающую тьму, что создает невероятный эмоциональный драматический накал в каждом произведении. Иконография сюжета «Положение во гроб» очень необычна: никогда еще эту сцену не изображали в таком ракурсе. Интересно, что Караваджо никогда не изображал своих святых в нимбах, как это было принято: его моделями были бедняки и бродяги, которых он находил на улицах и в трактирах, а не профессиональные натурщики. Зато их лица всегда выражали то, что было нужно художнику, все тяготы и жизни отражались в их крупных чертах, глубоких морщинах или взъерошенных волосах. Караваджо никогда не допускал случайных деталях: кажется, рука Христа свободна и опущена, а жест пальцев — случаен. Тем не менее, зритель видит именно три пальца, что указывает на то, что Христос проведет во Гробе три дня.
Лодовико КарраччиТроица с мертвым Христом
Около 1591 г. Холст, масло
Итальянский живописец, гравёр и скульптор, один из ярчайших представителей болонской школы Лодовико Карраччи в своих многочисленных поездках изучал творчество итальянских мастеров.
Вернувшись в Болонью, с высокой целью возрождения искусства он основал со своими троюродными братьями Агостино и Аннибале новую школу живописи — «Академию направленных на путь», которая вскоре стала в Италии центром художественного образования. Принципами её были: непосредственное наблюдение за природой, изучение античного искусства и подражание великим мастерам.
«Троица» написана сразу после посещения Венеции в 1597-1592 годах. Лодовико объединил отвлеченное иератическое изображение Троицы со сценой Оплакивания, с той разницей, что мертвое тело Христа принимает в свои объятия не Дева Мария, а Бог Отец.
Орацио ДжентилескиЮдифь и служанка с головой Олоферна
1611-1612 г
Орацио Джентилески по праву считается лучшим и талантливейшим представителем школы Караваджо. Получив образование художника от брата и дяди в духе флорентийского маньеризма, Джентилески в 1580 году уезжает в Рим, где пишет фрески для Ватиканской библиотеки. Около 1600 года занимается алтарной и станковой живописью, присоединяется к группе художников вокруг Караваджо. Однако в своих работах соединяет стиль Караваджо с построением композиции и цветностью тосканской школы. «Юдифь и служанка с головой Олоферна» — один из блестящих образов раннего римского караваджизма. Запечатлен момент, когда Юдифь, передав корзину с головой Олоферна своей служанке Абре, собирается покинуть стан врагов. Обе женщины настороженно прислушиваются, и Джентилески подчеркивает различие между ними: у высокородной Юдифи светлые волосы и голубые глаза, нежные изящные руки, она богато одета, у служанки темные волосы и скромный наряд. Существует предположение, что Юдифь — портрет Артемизии, дочери Джентилески, первой профессиональной художницы, славившейся независимостью своего нрава.
Приписывается Трофиму БигоСвятой Себастьян, исцеляемый святой Ириной
В 1960-е годы Бенедикт Николсон, один из главных специалистов по живописи караваджистов, выделил группу картин, обладающих некоторым единством манеры, что заставило предположить, что все они созданы одним художником. Особый французский дух позволил связать их с именем Трофима Биго, уроженца Арля, часто упоминающегося в римских документах между 1620 и 1634 годами. Центральной среди работ, приписанных Биго, является данная композиция. Изображен момент, когда святая Ирина, называемая также Ириной Римской, вдова святого Кастула, живым закопанного в землю, узнав о казни императором очередного христианина, прекрасного юноши Себастьяна, пришла со служанкой, чтобы предать его брошенное на поругание тело земле, но обнаружила, что он жив.
Приписывается Пенсионанте дель СарачениОтречение святого Петра
Начало XVII века
Картина до 1943 года считалась работой Караваджо, но затем была приписана ученику Карло Сарачени. Имя ученика пока не установлено, и его условно называют «Пенсионанте дель Сарачени». Условное наименование «Pensionante», в данном случае, означает ученика, живущего на содержании. Его полотна выделяются среди работ других караваджистов: художник не погружает фон во тьму, но освещает всю картину ровным переливчатым светом. Сюжет картины — евангельская история об отречении апостола Петра. В ночь перед взятием под стражу Иисус предрек ему, что он три раза отречется до первых петухов. Петр ожидал вестей у ворот дома первосвященника, куда был отведен арестованный Иисус. Среди слуг оказалась одна из служанок первосвященника. Видя в Петре незнакомого человека и подойдя к нему, она признала в нем ученика Христова: «И этот был с ним», — воскликнула она. Но апостол отрекся.
Гвидо Рени
Святой Матфей и ангел
1635–1640 г. Холст, масло
В молодости Гвидо Рени состоял в Академии, вставших на правильный путь, основанной в Болонье Аннибале, Агостино и Лодовико Карраччи. Затем он переехал в Рим, где добился успеха. При жизни его называли «вторым Рафаэлем», его картины стоили огромных денег, но в XX веке к нему относились холодно, считая его художником академическим и ретроградным, хотя к наследию прошлого он подходил столь же творчески, как и Караваджо. Реабилитация художника начинается с 1970-х годов, и сегодня он снова признан одним из крупнейших европейских художников XVII века. Подобно Караваджо, Гвидо Рени пишет своих святых не спокойными и бесстрастными праведниками, а живыми и эмоциональными персонажами. Матфей изображен в момент создания Евангелия, текст которого он записывает за ангелом. Мастер писал картину в течение около пяти лет уже в зрелом возрасте. Она считается одной из самых значительных работ художника в последний период его творчества.
Гвидо Рени и мастерская
Фортуна с кошельком
1637 г
Написанная для аббата Джованни Карло Гавотти картина с изображением Фортуны, красивой обнаженной женщины, парящей в голубом небе над сферой, олицетворяющей мир человеческий, в то время как Амур, символизирующий Случай, хватает ее за волосы, стараясь замедлить ее полет, связана с забавной историей. Рени был знаменит, аббат хотел поскорее получить картину, но художник, склонный к меланхолии и очень требовательно относившийся к своим произведениям, медлил. В результате картина была отдана незаконченной, при условии, что не будет публично выставлена, пока Рени ее не доделает. Узнав, что Гавотти показал «Фортуну» во время какого-то праздника, Рени пришел в ярость, не стал картину заканчивать и в отместку написал новый вариант для других заказчиков, заменив кошелек короной.
Никола Пуссен
Мученичество святого Эразма
1600 г
Пуссен получил заказ на алтарный образ «Мученичество святого Эразма» в 1628 году, и это был первый его римский заказ на исполнение большой работы для церкви. Картина предназначалась для капеллы в соборе Святого Петра, только что открытом после окончания строительства, и заказ был очень престижен. Картина изображает мученичество Эразма, уроженца Антиохии, ставшего епископом в городе Формия в Лациуме близ Рима, которого казнили, вспоров живот и вытащив внутренности с помощью ворота. Жрец в белой тоге указывает на Геркулеса, которому Эразм отказался поклоняться. Такая жестокая сцена поражала современников своим натурализмом, тем не менее, отвечала точности библейского сюжета. Страшный натурализм несколько сглажен классицистом Пуссеном, но картина все равно производит чуть ли не шокирующее впечатление.
Джованни Франческо Барьбери, прозванный Гверчино
Кающаяся Магдалина
1622 г
«Кающаяся Магдалина» был написана Гверчино для церкви Санта-Мария Магдалена и имела большой успех. Созданная в соответствии с требованиями католической Контрреформации, бичующей мирскую суету, картина объединяет сразу два сюжета: «Мария Магдалина у Гроба Господня» и «Кающаяся Мария Магдалина». Согласно первому, основанному на евангельском рассказе, Магдалина представлена коленопреклоненной перед Святым Гробом, не ее поза и лицо, как в житиях, исполнены раскаяния, а не восторженного удивления, испытанного ею при сообщении о Воскресении.
Джованни Франческо Барьбери, прозванный Гверчино
Неверие святого Фомы
Около 1621 г
Сюжет основан на рассказе из Евангелия от Иоанна. Фома, отсутствовавший при явлении Иисуса апостолам, не верил в Воскресение, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Неделю спустя Христос предстал перед Фомой и предложил ему вложить персты в свои раны, сказав: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
Картины, написанные на этот сюжет разными художниками, отличались различной степенью драматизма: некоторые мастера изображали Фому, глубоко погрузившим пальцы в рану Христа, за счет чего достигали невероятно яркого, практически физического ощущения у зрителя. Гверчино идет другим путем: жест его Фомы не столь дерзок, зато драматизм достигается путем свето-теневых контрастов и сочетания кроваво-красных и насыщенно-синих одежд святых. Это неудивительно, ведь Гверчино считается одним из лучших колористов болонской школы XVII века.
Пьетро Берреттини, прозванный Пьетро да КортонаДавид, отбирающий ягненка у льваДавид, отрубающий голову Голиафу
XVII век
Пьетро да Кортона родился в Тоскане и был земляком папы Урбана VIII, происходившего из флорентийской аристократической фамилии Барберини. Папа вызвал его в Рим, где он быстро прославился, так что римская знать завалила художника заказами. Искусство Пьетро да Кортона — воплощение духа римского барокко. На выставке представлены авторские повторения заказанных кардиналом Джулио Саккетти двух огромных картин, украшавших потолок его фамильной Виллы Пиньето. Сюжет первой картины — «Давид, отбирающий ягненка у льва» — основан на словах из рассказа Давида царю Саулу о своей юности: «Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его».
Вторая картина из цикла, посвященного ветхозаветному рассказу, изображает главный подвиг Давида — победу над Голиафом. На народ Израиля напали филистимляне под предводительством чудовищного великана Голиафа, с которым никто не решался вступить в бой. Поражение израильтян казалось неизбежным, но молодой, никому не известный пастух, не владевший даже мечом, вызвался сразиться с великаном, одолел его, спас Израиль и впоследствии стал царем Богом избранного народа. Пьетро да Кортона мастерски владел искусством перспективы, и данное произведение дает прекрасное представление об этой специфике его дара. Художник виртуозно закручивает композицию в вихре барочного движения, подтверждая свою славу мастера монументальной живописи.
Федерико Фьори, прозванный Федерико БароччиОтдых на пути в Египет
1570 г. Холст, масло
Федерико Бароччи, как и Рафаэль, уроженец Урбино, — последний большой художник умбрийской школы. Его искусство, хотя и пропитано влияниями Рафаэля и Корреджо, очень своеобразно. Оно завершает Возрождение, предугадывая искусство барокко. Картина, изображающая остановку Святого семейства на пути в Египет, куда оно бежало от царя Ирода, называемая также «Мадонна с вишней», пользовалась огромной популярностью. В христианской символике сладость вишни олицетворяла райское блаженство, а красный цвет плодов ассоциировался с кровью, пролитой Христом во имя грядущего спасения мира. Контрреформация требовала от художников, чтобы они переводили таинства христианской веры на понятный и доступный язык, но картина Бароччи манит зрителя чувственной, чуть ли не сладострастной палитрой.
Федерико Бароччи
«Рождество»
Около 1597 г. Холст, масло
Картина находится в Музее Прадо (Испания, Мадрид).
Бароччи особенно хорошо удавались образы детей и молодых женщин, и поэтому не удивительно, что картина на тему Рождества ему блестяще удалась. Очаровательный маленький Христос уютно свернулся под взглядом матери в своей постельке в яслях, завернутый в бледно-лиловое покрывало. Ниспадающие ярко-розовые и шафранные одежды Марии сверкают в свете, идущем не извне, а от ребенка. Тем же сиянием его бытия освещена подушка Иисуса. Позади св. Иосиф взволнованными жестами приглашает пастухов, но эта деталь лишь помогает прочувствовать близкие отношения участников сцены.
Джузеппе Мария КреспиСвятое семейство
Начало XVIII века
Произведение болонского художника Джузеппе Мария Креспи завершает эпоху барокко, вводя в новый век, век рококо. Креспи писал огромные алтарные образы и аллегорические сцены, но создавал тонкие психологические портреты. «Святое семейство», одна из поздних его работ, поразительно по своим живописным качествам. Сюжет традиционен, но Креспи пишет его свободно, почти авангардно. Фигуры вылеплены пастозными мазками, и раскованная, эскизная манера Креспи предвосхищает поздние работы «Франциско Гойи, например его знаменитые росписи в «Доме Глухого».
Продолжение следует.
P. S. В публикации были использованы материалы из буклета Третьяковской галереи и материалы, найденные на просторах интернета.
www.livemaster.ru
Шедевры Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее: картины Рафаэля, Караваджо, Пуссена | Vogue | Радости жизни | Афиша
АфишаБольшая экспозиция шедевров Рафаэля, Караваджо, Пуссена, Перуджино и Беллини в Москве до февраля
31 Октября 2016 ОБНОВЛЕНО 6 Июня 2018
Паоло Веронезе, «Святая Елена», 1580
Пожалуй, самое ожидаемое культурное событие уходящего года — открытие экспозиции «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо», которую можно будет увидеть в Третьяковской галерее с 25 ноября. Покажут лучшую часть собрания этого раздела Музеев Ватикана, впервые в значительном объеме вывезенную за его пределы. Всего 42 произведения из постоянной экспозиции: работы Джованни Беллини, Рафаэля Санти, Караваджо, Никола Пуссена, Перуджино, Мелоццо да Форли, Гвидо Рени и Гверчино. Большая часть экспонатов или никогда не покидала стен Ватикана, как, например, «Христос Благословляющий» неизвестного автора, или «выезжала» лишь пару раз, как произведения Мелоццо да Форли, или не выставлялась дальше Европы, как работы Джентиле да Фабриано — их, к слову, не найти и в русских собраниях.
Эта выставка — часть проекта Roma Aeterna («Вечный Рим»), посвященного великому городу и его многовековой дружбе с Москвой. Его второй частью станет «ответная» экспозиция русской живописи: в Ватикан отправятся самые значительные произведения из собрания Третьяковской галереи. Цель проекта — показать, как похоже видели мир и творили итальянские и русские мастера. |
Рафаэль, фрагменты Theological Virtues: «Вера», «Милосердие», 1507
Ватиканская пинакотека как коллекция государства с духовным лицом во главе стала величайшим собранием шедевров итальянской религиозной живописи XII–XVIII веков. Однако их мотивы не ограничиваются библейскими и евангельскими сюжетами: на них представлено все могущество Рима в разные его эпохи, от Античности до завершения Ренессанса. Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо» будет проходить в Инженерном корпусе галереи в Лаврушинском переулке до 19 февраля следующего года. |
Пьетро Перуджино, «Святая Флавия», 1500. Джентиле да Фабриано, «Святой Николай спасает судно от крушения», 1425. Пьетро Перуджино, «Святой Плацид», 1496-1500
Мелоццо да Форли, фрагменты фрески, снятой со стены, «Ангел, играющий на лютне», 1480
Донато Крети, «Астрономические наблюдения, Венера», 1711. Mариотто ди Нардо, «Рождество», 1385. Гвидо Рени, «Апостол Матфей с Ангелом», 1621
www.vogue.ru