Пэн Иегуда Моисеевич. Художник пэн картины


Юдель Пэн - живописец еврейского быта

5 июня великому белорусскому художнику исполнилось 160 лет со дня рождения. Юдель Пэн был первым учителем Марка Шагала. Именно он увидел в юноше потенциал. Пэн открыл первую частную школу, в которой обучали живописи, стал предшественником культурной прорыва в Витебске.

Юдель Пэн

В 83 года живописец был убит в своей квартире при загадочных обстоятельствах. Расследование по факту преступления завершено, однако в деле есть много недостоверных фактов.Юдель Пэн родился 5 июня 1854 года, в еврейской семье, его отец был бедным ремесленником, который умер, когда Юделю было 4 года. Пэн окончил начальную религиозную еврейскую школу, после чего стал рисовать.

Юдель Пэн

Мальчика наказали, за то, что он в своих рисунках смешно изображал ребе в его различных проявлениях темперамента. С 1867 по 1875 гг. в нынешнем городе Даугавпилс Пэн трудился подмастерьем маляра. Спустя некоторое время в 1879 году он поехал в Петербург, чтобы поступить в Императорскую академию художеств, но осуществил мечту он лишь спустя год.

Юдель Пэн

По прошествии шести лет живописец отправился в Ригу, где он завел новые знакомства, в том числе и с бароном Корфом, коим был приглашен во владения в Витебске. Несмотря на то, что Пэн получил паспорт, который предоставлял право на постоянное проживание в Петербурге, в 1891 году, по другим источникам – 1897 году, художник стал жить в Витебске. Основными причинами, почему Пэн остался в Витебске стала возможность открыть художественную школу, а также выразительный и такой родной, с кровью матери передавшийся еврейский уклад жизни города, который он писал.

11-06-2014_21·01·54

Через год Пэн осуществил то, что хотел. И основал первую школу живописи в Беларуси прямо в своей квартире. Около сотни учеников прошли у него обучение, из них некоторые стали выдающимися художниками и скульпторами. Среди имен учеников были и Марк Шагал, Осип Цадкин и Заир Азгур. Школа существовала до 1918 года, после чего она была преображена Марком Шагалом в Народное художественное училище, куда был приглашен сам Юдель Пэн в качестве преподавателя начальных классов.

11-06-2014_21·02·07

В послереволюционном Витебске эта школа явилась предвестником культурного всплеска. Ученик Пэна, художник Петр Явич тепло вспоминал, как по-отечески относился к своим ученикам Пэн, с которыми он обращался как с родными сыновьями. Для них Пэн был всем – искусством, школой, домом. Его удивляла простота художника, его безграничная открытость и невероятная высота культуры.

11-06-2014_21·02·22

Марк Шагал писал в своей книге о своем первом учителе рисования, вспоминал, как ехал по городу и увидел белую надпись на синем фоне «Школа живописи Пэна», это открыло Витебск с его культурной стороны. И, несмотря на взаимоуважение и дружеские отношения, между учителем и учеником бывали разногласия, Пэн старался вернуть бывшего ученика на путь реализма.

11-06-2014_21·03·18

11-06-2014_21·03·02

11-06-2014_21·02·49

11-06-2014_21·02·33

anonimusi.livejournal.com

164 года со дня рождения художника Юделя Пэна (+ видео)

Юдель Пэн (1854-1937)

5 июня 1854 года в городе Новоалександровске в многодетной еврейской семье родился Юдель Пэн (он же - Иегуда, он же- Юрий)- учитель Шагала, Цадкина, Лисицкого и Азгура, замечательный портретист и жизнеописатель еврейского быта...

Ю.Пэн. Автопортрет. 1922

«Отец семейства, бедный ремесленник, умер, когда мальчику было 4 года. Пэн начал рисовать после окончания начальной еврейской религиозной школы. Он юмористически изображал ребе в его различных эмоциональных состояниях, за что бывал наказан.

С 1867 года в течение восьми лет он работал подмастерьем маляра в нынешнем Даугавпилсе. Затем в 1879 он пересек черту еврейской оседлости и поехал в Петербург поступать в академию. Однако лишь через год его взяли в Императорскую академию художеств.

Через шесть лет Юдель Пэн уехал в Ригу, где познакомился с бароном Корфом, который пригласил его в свое имение в Витебске. В 1891 году (по другим данным - в 1897 году) Пэн поселился в Витебске, несмотря на то, что получил паспорт с правом постоянного проживания в Санкт-Петербурге.

Весомыми аргументами в пользу Витебска были возможность основать школу, а также колоритный еврейский быт города, который писал Пэн. Спустя год он открыл в своей квартире первую в Беларуси частную школу рисования и живописи.

Учениками Юделя Пэна были художники Парижской школы Осип Цадкин, Марк Шагал и Заир Азгур, а в целом около ста учеников, некоторые из которых стали известными живописцами и скульпторами. Школа просуществовала до 1918 года, переродившись затем в Народное художественное училище, организованное Марком Шагалом. Юделя Пэна пригласили туда преподавать в подготовительных классах. Эту школу называют предтечей культурного взрыва в Витебске после революции.

Витебский художник Петр Явич, ученик Пэна, вспоминает: "Когда мы учились у него, шестеро мальчиков, он обращался с нами, как с самыми любимыми родными сыновьями. Пэн был для нас всем - и искусством, и школой, и даже домом. Поражала его бесконечная открытость, простота и вместе с тем высокая культура. Я ни разу не слышал, чтобы он ругался. Все наставления делал мягко, без окриков, не повышая голоса. Не спрашивая, голодны мы или нет, Юрий Моисеевич грел для нас чай, варил картофель в мундире, ставил на стол кусковый сахар, масло, творог. И еще селедку "шотландку".

Марк Шагал в книге "Моя жизнь" писал о своем первом учителе рисования: "…в первый раз я узнал о существовании Пэна, когда ехал как-то на трамвае вниз к Соборной площади, и мне бросилась в глаза белая на синем фоне надпись: "Школа живописи Пэна". Ого! — подумал я. — Какой культурный город наш Витебск!" Однако их дружба, взаимоуважение и восхищение творчеством друг друга не означали, что между мастерами не было разногласий: "Искусство художника должно быть теплое, душевное, волнующее. То же, что ты делаешь, это ребус, загадка. Куда летят эти седобородые старики на зеленых лошадях?" - писал Пэн своему бывшему ученику, пытаясь вернуть его в стезю реализма.

Есть версии, что у Пэна был роман с молодой дочкой губернатора города. В общей сложности за несколько лет художник написал 12 портретов девушки. Затем в 1905 году девушка переехала в Париж.

В 1927 году Пэну присвоено звание заслуженного еврейского художника. Однако его классический реализм все же расходился с зарождавшимся тогда социалистическим и торжествовавшим духом революции.

В конце жизни живописца одолел пессимизм, и в то время он написал "Автопортрет с музой и смертью". На картине смерть играет на флейте, а муза — на арфе, художник сидит посередине, словно ожидая, чья мелодия победит. В описании его творчества появились формулировки "ярко выраженный еврейский шовинизм", хотя он никогда не был запрещенным советской властью, и на 40-летие творчества ему назначили пенсию.

Художник был зарублен топором у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937 года в возрасте 83 лет. Хотя потом следствие установило, что причиной смерти стало ранение не от топора. Под подушкой нашли столовый нож в крови, но убийство было совершено не им. Орудие, которым могло быть совершено преступление, так и не нашли, а улики были уничтожены слишком быстро. Из тайника в печке были украдены деньги, при этом приличную сумму в незапертом столе оставили.

Родственники Пэна столкнулись вечером в дверях с художником в компании неизвестного, которого тот нехотя представил своим бывшим учеником. В то время расследование установило, что двоюродная сестра Пэна планировала завладеть имуществом художника и предлагала ему взять в жены свою дочь. После отказа посылала на квартиру Пэна своих детей, чтобы выяснить, где тот хранил деньги. Следствие установило, что на преступление их толкнуло желание художника завещать картины городу, а не семье. Арестовали всю семью из 9 человек, они умерли в лагерях.

Но минский следователь, который приехал освидетельствовать заключение, сомневался в их виновности. Он выяснил, что после убийства пропал портрет бывшего ученика Пэна и один обнаженный портрет. Есть версия, что на нем была изображена жена комиссара, что погубило бы его карьеру. По версии следователя, обвинение родственников было выгодно городу, так как в таком случае картины переходили в муниципальное владение, а не семье. Свое расследование он не завершил, его вызвали обратно в Минск, а через несколько дней нашли с простреленной головой своим же пистолетом. Загадочные обстоятельства смерти художника до сих пор не выяснены. Пэн похоронен в Витебске на Старо-Семеновском кладбище.

Творческое наследие мастера составляет около 800 работ. При жизни он почти их не продавал. Навещавшие его родственники свидетельствовали, что картинами были увешаны все стены от пола до потолка.

Сейчас большинство картин Пэна хранится в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Беларуси. После смерти Пэна в Витебске была создана его картинная галерея. Сотни картин, портретов, этюдов, эскизов изображают жизнь местечковых евреев, простых ремесленников с их радостями и горестями.

Он мастер психологического портрета, изображал быт евреев и религиозную сторону их жизни. В разные периоды творчества Пэн писал автопортреты, а также портреты своих учеников. Наиболее известный среди них — портрет Марка Шагала». - news.tut.by

rupo.ru

Юдель Пэн - биография и семья

Биография

Юдель Моисеевич Пэн родился 24 мая (5 июня) 1854 года в городе Новоалександровск (ныне Зарасай, Литва).

Рано осиротев, с 1867 года работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 году переехал в Петербург, где 1880 году поступил в Академию художеств. Учился у П. П. Чистякова и Н. А. Лаверецкого. По окончании Академии (1886) жил в Двинске и Риге, где познакомился с бароном Н. А. Корфом, который приглашает живописца в свое витебское имение, где бывают друзья барона — И. Репин, Ю. Клевер и другие.

В 1891 году поселился в Витебске и спустя год открыл там частную Школу рисования и живописи, существовавшую до 1919 года — первое в России еврейское художественное училище, которое было преобразовано Марком Шагалом в Витебское художественное училище, существовавшее до 1941 года. Учениками Юделя Пэна были Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Заир Азгур, Соломон Юдовин, Давид Якерсон. В 1907 и 1914 годах проходили выставки Пэна и его учеников.

В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После 1905 году в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин», «Последняя суббота». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928).

Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года. Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. Похоронен на Старо-Семёновском кладбище в Витебске.

Награды и звания

  • В 1927 году по случаю 30-летия творческой деятельности Юделю Пэну было присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

Память

  • После смерти Юделя Пэна в Витебске была создана его картинная галерея.
  • Сейчас его работы хранятся в Витебском художественном музее и Национальном художественном музее Республики Беларусь.
  • В 1999 и 2004 году были выпущены почтовые марки Белоруссии, посвященная Пэну.

Галерея

  • Улица в Витебске

  • Портрет М. Шагала (1914, подпись под картиной — Ю. М. Пэн)

people-archive.ru

За что убили Юделя Пэна?

  • Израиль
    • Истории из истории
    • Наша страна
    • Новости страны
    • Природа Святой земли
    • Туристический дневник
    • Фотомиг
  • Евреи
    • Антисемитизм
    • Диаспора
    • Еврейская история
    • Еврейские языки
    • Еврейский вопрос
    • Общественные организации
    • Персоналии
    • Традиции
    • Холокост
  • География
    • Курьер курьезов
    • Лексикон путешественника
    • Международная панорама
  • Общество
    • Всемирная история
    • Информбюро
    • Криминал
    • Медицина
    • Научный подход
    • Официальные сообщения
    • Просвещение
    • Ракурс
  • Политика
    • Безопасность
    • Деньги
    • Колумнистика
    • Политпросвет
    • ЦАХАЛ
  • Культура
    • Анонсы
    • Искусство
    • Кинематограф и телевидение
    • Литература
    • Музеи и выставки
    • Музыка
    • Театр
    • Фестивали
    • Чемоданчик
      • Блогжест
      • Былое и думы
      • Криминальное чтиво
      • Литературный портфель
      • Мистический реализм
      • Сатира и юмор
  • Lifestyle
    • Домашние любимцы
    • Заметки шопоголика
    • Корзина потребителя
    • Кулинарное путешествие
    • Светская хроника
    • Спорт
    • Хобби
    • Служба знакомств

Поиск

23 C

Tel Aviv District

16 сентября 2018

  • Погода в Израиле
  • Служба знакомств
  • Реклама-Sales
  • О нас
    • Журнал «Исрагео»
    • Сайты и блоги "Исрагео"
    • Правовая информация
    • Визитная карточка
    • Наши партнеры
ИСРАГЕО
  • Израиль
    • ВсеИстории из историиНаша странаНовости страныПрирода Святой землиТуристический дневникФотомиг Безопасность

      Счет "жертвам мира" продолжается…

      Еврейский мир

      Пернатое искупление

      `ТЕМА ДНЯ

      День рождения с трагическим финалом

      `ТЕМА ДНЯ

      Полетим на Миконос? Или в Лиссабон?

  • Евреи

www.isrageo.com

Антуан Пэн: жизнь и творчество художника

Антуан Пэн (нем. Antoine Pesne; 23 мая 1683, Париж — 5 августа 1757, Берлин) — придворный художник прусского короля с 1711 года, директор Берлинской академии художеств с 1722 года.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Картины Антуана Пэна

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Родился в Париже.

Будущий придворный художник обучался у своего отца Жана и двоюродного деда Шарля де ла Фосса, придворного художника Людовика XIV и директора Королевской академии. Стипендия от академии позволила ему пройти обучение в Венеции, Неаполе и Риме в 1705—1710 годах.

Король Пруссии Фридрих I пригласил молодого Пэна на должность придворного художника в Берлин. Пэн сохранил свою должность при дворе и при Фридрихе Вильгельме I, но экономный «король-солдат» сократил содержание художника вдвое. В 1715 году художник отправился в образовательных целях в Дессау, а затем в 1718 году в Дрезден.

Frederik I of Prussia

В 1746 году Пэн получил от короля Фридриха I недвижимость и строительный материал для возведения дома в Берлине, где он жил до своей смерти в 1757 году.

ТВОРЧЕСТВО

Вместе с Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом, Иоганном Августом Налем Старшим Антуан Пэн относится к наиболее значимым представителям фридерицианского рококо.

Jean Philippe Baratier presented by Minerva, German scholar 1735 Jean Philippe Baratier presented by Minerva, German scholar 1735 Marianne Cochois Marianne Cochois Portrait of Johann Melchior Dinglinger 1721 Portrait of Johann Melchior Dinglinger 1721

С 1722 года стал известным благодаря портретам прусской королевской семьи. Многие из его портретов находятся в Берлинском музее и дворце Шарлоттенбург .Среди прочих они включают в себя портреты первых двух царей Пруссии, Фридриха I и Фридриха Вильгельма I, а также членов семьи последнего.

Frederick the Great 1736 Frederick the Great 1736 Luise Ulrike of Prussia, Queen of Sweden 1744 Luise Ulrike of Prussia, Queen of Sweden 1744 Portrait of Frederick William I of Prussia 1733 Portrait of Frederick William I of Prussia 1733

Он создавал декоративные росписи, писал галантные сцены в духе Ватто и Лайкре.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия: В 3 т. — М.: Белый город, 2006
  • Helmut Börsch-Supan: Pesne, Antoine. In: Neue Deutsche Biographie (NDB). Band 20, Duncker & Humblot, Berlin 2001
  • L. Dimier (Hrsg.): Les peintres français du XVIIIe siècle. Paris 1930
  • Götz Eckardt: Antoine Pesne, VEB Verlag der Kunst Dresden, 1985
  • G. Poensgen (Hrsg.): Antoine Pesne. 1958
  • P. Seidel: Friedrich der Große und die bildende Kunst. 1924
  • Weinitz.: Pesne, Antoine. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 25, Duncker & Humblot, Leipzig 1887
  • Norbert Willy: Antoine Pesne – Der Maler und Freund Friedrichs des Großen (Velhagen und Klasings Monatshefte, XXVII Jahrg., Sammelband 1912/1913, Bd. I., S. 609–625)
  • Lexikon der Malerei, Unipart, Ramseck bei Stuttgart 1993

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, dic.academic.ru, en.wikipedia.org, de.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Антуан Пэн: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Антуан Пэн: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Пэн Иегуда Моисеевич

<<< Назад

66666

 

Иегуда Моисеевич Пэн (Пен; варианты имени — Юдель, Юрий; отчества — Мойшевич, Мовшевич) — российский и белорусский живописец, педагог. Известен как первый учитель Марка Шагала.

Биография

Иегуда Пэн родился в бедной еврейской многодетной семье 24 мая (5 июня) 1854 года в городе Ново-Александровск Ковенской губернии (ныне г. Зарасай в Литве). Отец умер, когда мальчику было 4 года.

Иегуда с ранних лет проявлял интерес к рисованию. С 1867 года работал подмастерьем маляра в городе Двинске Витебской губернии (сейчас г. Даугавпилс, Латвия). В 1880 году поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге, где учился у П. Чистякова и Н. Лаверецкого. Окончив в 1886 году Академию, молодой художник поехал в Ригу, где познакомился с бароном Н. А. Корфом. Барон пригласил Пэна в Витебск, где у него было имение.

В 1896 году Пэн поселился в Витебске. Жил в большой квартире на Гоголевской улице возле Соборной площади. Общался с жившим в имении Здравнёво возле Витебска Ильёй Репиным.

В 1897 году в своей квартире художник открыл первую в городе художественную школу-студию (вывеска гласила «Школа рисования и живописи художника Пена»). Также это было первое еврейское художественное училище в России. Через школу Пэна прошло около сотни учеников, некоторые из которых стали мастерами мирового уровня (Марк Шагал, Осип Цадкин, Эль Лисицкий), другие состоялись как видные художники и скульпторы (Илья Мазель, Лев Зевин, Рувим Фрумак, Соломон Юдовин, Оскар Мещанинов, Ефим Минин, Лев Лейтман, Давид Якерсон).

В середине 1919 года М. Шагал пригласил своего учителя заниматься новичками в подготовитель­ных классах в Народном художественном училище, и студия мастера становится своеобразным филиалом училища. (Живописно-рисовальные классы он проводил в своей мастерской)

Осенью 1922, года в момент глубокого кризиса в Витебском художественно-практическом институте Ю. Пэн избирается проректором по учебной части и членом правления. Ущел он оттуда осенью 1923 года, вместе с группой преподавателей и студентов, протестуя против методов нового руководства и переезда техникума в неприспособленное здание на ул.Володарского.

В 1927 году Юрию Пэну присуждено звание Заслуженного еврейского художника.

В ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года Иегуда Моисеевич Пэн был убит неизвестными в своей квартире. Похоронен на Старосемёновском кладбище Витебска.

Творчество

Художественное наследие Юделя Пэна составляет более 800 картин, эскизов, рисунков.

Центральное место в наследии художника занимает портретная живопись. В разные периоды жизни Пэн создал несколько автопортретов. Мастер часто писал портреты своих учеников, самым известным из которых стал портрет Марка Шагала (ок. 1915). Интересен портрет бывшего начальника витебской тюрьмы и художника-любителя И. А. Туржанского. В портретном жанре исполнены «Мужской портрет», «Часовщик», «Старый портной», «В тюрьме», «Письмо из Америки», «Еврейский раввин», «Старик с корзинкой (Шамес)», «За газетой» и др. Отдельной ветвью в портретном творчестве художника идут женские портреты (мастер называл их «хорошенькими головками»). Позировали мастеру витебские девушки. Некоторые работы художника исполнены в жанре городского пейзажа.

Большая часть работ Юделя Пэна проникнута еврейским национальным духом. В его картинах показан как быт евреев, так и мистически-религиозная сторона их жизни.

 

6564 167+6

http://www.evitebsk.com

gorodvitebsk.by

Шагал о Пэне - Живописцы, окуните ваши кисти...

Мария Эндель на Букнике

Сегодня в рубрике «Исчезнувшие книги и тексты» мы публикуем малоизвестную статью Марка Шагала о его учителе — Йехуде (Юделе) Пэне (1854–1937). Статья эта была напечатана 30 января 1927 года в парижской общественно-политической и литературной еженедельной газете «Рассвет», «посвященной еврейским интересам». Ее издателями были и Михаил Берхин, и Зеев Жаботинский. Публикация Шагала в газете крайних сионистов-ревизионистов выглядит довольно странно; издание это было узкопартийным и обсуждались в нем почти единственно проблемы сионизма. «Рассвет» газета исключительно редкая, полного ее комплекта нет ни в Российской государственной, ни в иерусалимской Национальной библиотеках.

Йехуда Пэн — основатель и руководитель витебской художественной школы — известен не только своими картинами, но и прославленными учениками, среди которых помимо Шагала были Меер Аксельрод, Давид Якерсон, Соломон Юдовин. Манера письма Пэна совсем не похожа на манеру Шагала, а скорее напоминает картины русских передвижников. Но, как замечает исследователь творчества художника Григорий Казовский, именно Пэну «принадлежит первенство и в самом выборе персонажей, и в способе их характеристики, а также в той этнографической точности, которая у Юдовина, например, даже усиливается. Витебские художники постоянно обращаются к характерным жанровым сценам, которые первым среди них запечатлел Пэн… Он любил писать город и его окрестности и привил эту любовь своим ученикам».

Шагал навсегда сохранил теплые чувства к своему учителю. В книге «Моя жизнь» он писал: «В моей памяти он [Пэн] живет рядом с отцом. Мысленно гуляя по пустынным улочкам моего города, я то и дело натыкаюсь на него». В то же время он постоянно отталкивался от творчества Пэна и спорил со своим учителем, всю свою жизнь прожившим в Витебске, реальном, не воображаемом. Йехуда Пэн, как и многие его соотечественники, трагически погиб в 1937 году. Он не попал в тюрьму или лагерь, но был убит в собственном доме. Обстоятельства его смерти до сих пор неизвестны.

Под катом текст статьи Шагала

Пэн — мой первый учитель. Живет все время в Витебске. Витебск живет, и Пэн постоянно живет в нем. Если я чему-либо завидую, если я грущу о чем-либо — так это о том, что Пэн всегда живет в Витебске, а я всегда, всегда в Парижах... Не понимает он меня, когда мои письма к нему переполнены вопросами: «Как поживают мои заборы, заборы и заборы?»

Я узнал о Пэне в тот момент, когда с площадки трамвая, катившегося вниз и замедленно подымавшегося в гору Соборной площади, мне мелькнул кусок белой надписи на синем фоне: «...школа живописи Пэна».

«Ах, — подумал я в отдалении, — интеллигентный же город наш, город Витебск». Я решил познакомиться с вывеской поближе.

Оказывается — большая, синяя жестяная вывеска, какие висят на лавках. В самом деле — в нашем городе маленькие визитные карточки, дощечки на дверях не имеют никакого значения, никто не обращает внимания...

«Булочная и кондитерская Гуревича», «Табак, разные табаки», «Овощная и зеленная лавка», «Варшавский портной», «Школа живописи и рисования художника Пэна» — все это выглядит снаружи, как «а штыкел гешефт».

Нездешним миром показалась мне эта вывеска. Ее синий цвет, как синий цвет неба. Дрожит она от солнца и дождя. Впрочем, эта вывеска растаяла ныне так же, как все снега прошедших годов, и я не настаиваю ни на чем...

Слыхали ли вы о Пэне, о моем первом учителе, о художнике, о труженике, живущем вечно на Гоголевской улице?

Живу я 38 лет, и ни у одного художника не видел я ателье, где столько атмосферы искусства. Его ателье переполнено картинами от пола до потолка. На полу лежат также горки бумаг и полотен. Свободен потолок. На потолке паутина и полная свобода. Люди еще пока не пользуются потолками. Вот почему я на нарисованных потолках охотно сажаю людей... пусть посидят. Вам не нужно выйти в поле4, не нужно ни за город ходить, ни обращать внимания на людей, ни ходить в театр, в синагогу. Все это здесь, все это жалуется и вздыхает с пэновских стен ежедневно, ежечасно, по субботам и по праздникам, днем и ночью... Кое-где между картинами вкраплены школьные гипсовые, греческие головы, руки, ноги, орнаменты. Белые предметы покрыты пылью. Сморкаясь, мы, ученики, поглядывали то на гипс, то на бумагу.

А сам художник? Бездарен я, если не смогу вам показать, как выглядит он. Пусть он короток — от этого его фигура только интимнее. Свисают к ногам углами концы пиджака. Двигаются направо, налево, вниз, и с ними вместе его часовая цепочка.

Бородка светлая — остра, подвижна и быстро чертит то грусть, то привет: «а гут морген».

Ни одна красивая барышня города не достигала двадцатой весны без того, чтобы Пэн не пригласил ее позировать — как ей угодно. Если возможно до грудей — тем лучше.

Выходит Пэн на балкон — у него прямо рука заболевала от поклонов.

Если я обо всем этом пишу — это потому, что, когда сидел у него в ателье, у меня было много свободного времени. Я все замечал. Описывать картины Пэна я не могу. Картины Пэна я в детстве слышал, нюхал, трогал. Я их не вижу издали. Вот почему я плохой критик, и слава Богу. Впрочем, вам нравится одно, а мне другое. Все дело вкуса.

Уже 20 лет, как я оставил Пэна. Судьба забросила меня далеко от моих родных развалин. Но всю свою жизнь, как бы ни было разно наше искусство, я помню его дрожащую фигуру. Он живет в моей памяти, как отец. И часто, когда я думаю о пустынных улицах города, он то тут, то там... И я не могу не просить вас: запомнить его имя.

Пэн, Портрет Марка Шагала, 1914 г.

classic-art-ru.livejournal.com


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта