Иероним Босх: картины, биография. Смысл картин босха
Закодированный Босх: alifon
Например, в своей монографии, посвященной творчеству художника, один известный немецкий исследователь описывает поистине загадочный случай.
Сразу же после окончания Второй мировой войны, в ноябре 1945 года, он побывал в небольшом городке Оиршот, где находилась тогда мастерская-музей великого нидерландского мастера. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха.
И каждый день, приходя утром в мастерскую, обнаруживал вновь написанные фрагменты, которых накануне не было. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи.Трудно сказать, насколько был искренен автор, приводя в своей монографии этот пример, но то, что Босх и по сей день остается таинственной и труднопостижимой личностью, факт бесспорный. Возможно, потому что, несмотря на огромную известность, ему удалось остаться в тени истории.
О его жизни известно очень мало. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника. Дело в том, что к середине XVI века следы мастера затерялись.
Правда, сохранился литературный портрет великого мастера, созданный в конце XVI века Д. Лампсониусом, поэтом и ученым, жившим в Брюгге: «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездны адского Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней».И все же кое-что о жизни Босха нам известно.
Например, что родился Босх в городе Хертогенбосе на юге нынешней Голландии в 1450 году. Однако, в какой из дней мая он появился на свет, доподлинно неизвестно. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен.
Настоящее имя художника — Иеронимус ван Акен: его предки были из немецкого Аахена. Босх, что по-голландски означает «лес», — это псевдоним. Лес в то время был символом всего таинственного, загадочного, бесчисленных богатств, сокрытых в его темной чаще.Правда, существует версия, что псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника, в котором он безвыездно провел всю жизнь, кроме путешествия в Антверпен для учебы. Многочисленные приглашения посетить Италию, Испанию и Францию оставались без ответа.
Из документов архива Братства Богородицы, в котором состоял Босх, известно, что в 1478 году он женился на 25-летней Алейд ван Меервенн, девушке из местного рода, богатого и знатного. Она происходила из «хорошей семьи», обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. В небольшом поместье Оиршот близ Хертогенбоса, принадлежавшем жене, Босх получил возможность работать над своими картинами, не будучи связан с заказами.И все-таки жизнь Босха остается для исследователей тайной за семью печатями. А, значит, дает простор для разного рода предположений. Благо, для этого нередко появляется благодатная почва в виде труднообъяснимых феноменов.Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.
В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.
Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.
Другие идут еще дальше. Так, американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде полагает, что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»...
Могила художника, находящаяся в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.
Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450— 1516. А над могилой — фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.
Со своей стороны американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис настаивает на даре мистического прозрения и ясновидения художника. По ее мнению, многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов. Именно поэтому она ставит Босха в один ряд с другим не менее таинственным художественным гением — Леонардо да Винчи.На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению, изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. «Это не случайность, — подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». — Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя».А работы Босха и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций.
Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.
Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки.
Возможно, что ложка для Босха, так же, как и соседствующий с ней кувшинчик — это символы, имеющие греховный смысл. Это подкрепляется присутствием среди фантастических существ, изображаемых художником, многочисленных птиц с клювами в форме ложки, чаще всего уток и других водоплавающих.
Присутствует тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почерпнутый из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других; нельзя не назвать также змею, хотя встречается она у Босха не так уж часто. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
Другие часто встречающиеся символы: лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.
Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полу-люди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам.Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.
В наше время учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.
Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Удивительно, что, несмотря на явно демоническую и мистическую направленность творчества, ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 года еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 году был, с благословения папы, издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 году Дамианоде Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха.
Наоборот, католические государи высоко ценили талант художника. Например, «Страшный суд» был заказан ему герцогом Бургундии Филиппом Красивым, «Искушение» с 1507 года находилось в коллекции Маргариты Австрийской. Известно также, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля.
Мистицизм нидерландского мастера оказался удивительно созвучен испанскому мистицизму с его утонченной чувственностью. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца, живший в XVII веке, считал Босха единственным художником, изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии».Видимо, все дело в том, что картины Босха не представляли непосильной загадки для образованной части его современников, которые в совершенстве владели языком символов. Правда, стоит заметить, что уже в 1563 году испанец де Гевара посчитал нужным «разъяснить простому народу, что не надо видеть в этом художнике изобретателя чертей и чудовищ».
В 1605 году библиотекарь Иосиф Сигуэнца писал: «На мой взгляд, различие между картинами Босха и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь Босх имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Однако позднее спектр предлагаемых интерпретаций полотен голландского мастера заметно расширился.Босх умер в родном Хертогенбосе в возрасте 66 ле г. Если верить историкам, случилось это в июне — шестом по счету месяце года. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет»...
Похоронен он был 9 августа 1516 года в часовне церкви св. Иоанна.
alifon.livejournal.com
Иероним Босх. Человек - Тайна //2016
Еру́н Анто́нисон ван А́кен 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха — Хертогенбосе — открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии его произведений.
Его техника называется алла прима
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
"Осталось 25 картин (включая триптихи) и, по-моему, 8 рисунков. И все. И это включает все.Лишь 7 творений Босха подписаны.Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы. На фоне Босха современные художники кажутся скупцами, да и не только современные. Только вот Брейгель Старший, перечисляемый среди духовных наследников Босха, так же щедр на образы и мысли, пожалуй."
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Всего 25 картин, океан образов, бесконечность фантазии, горы символизма, шахты подсознания, бесконечности трактовок и ничего в сухом остатке
Никто, ни современники, ни фрейдисты, ни сюрреалисты, ни психиатры, в конце концов, не могут объяснить почему, откуда и как он это рисовал?
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания
Фрейдисты кричат – Подсознание,
Безусловно. Но разве у всех остальных художников его времени Подсознание, великое отвалилось за ненадобностью? У них же тоже подсознание было… Ведь было же? Так почему ж, подсознание было, а образы эти берут начало …. и конец свой находят в Босхе. Все подражатели и последователи просто копируют Иеронима, не в состоянии родить ни одну химеру сами. Брейгель старший только идет рядом с Мастером, а не по следам его шагов. Но Брейгель и не испытывает необходимости копировать и множить демонов Босха.
И мы с вами обладаем подсознанием, сядьте нарисуйте хоть одну химеру. Чтоб даже вам было страшно, или не только вам, это у кого какие тараканы. Только, не делайте этого насмотревшись Босха – невольно скопируете, проверено, заражает, как грипп.
Историки кричат – время то какое!!! Он столько всего видел в средневековой Европе!!
И от того что он видел рождается «Несение креста» - понимаю.
Но все остальное – не понимаю!
Вспомним, что принадлежит Босх периоду Северного Возрождения, и живет в Нидерландах (там сейчас Нидерланды, ну, вы меня поняли – не Испания, инквизиция и т.д.) И живет всю жизнь в одном городе фактически, и всю жизнь с одной женой, которую с детства знал, и в молодости на ней женился, и работает всю жизнь, вдумайтесь, В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ МАСТЕРСКОЙ. И зарабатывает всю жизнь писанием картин.
А откуда это все?
Хипари и панки неоднократно высказывали предположение, что, дескать, без хорошей дури таку фигню хрен нарисуешь!!!!
Да, не вопрос! И дурь в средневековой Европе не под запретом, и просто в хлебе, ничего не подозревая, можно спорыньи отведать и потом всех соседей в колдовстве обвинять на основе очень убедительных голюнов. А психиатры еще и шизофрению предлагают к дури присоединить, паровозом.
Одно «но» - что наркотики, что шизофрения, в первую очередь разрушают профессиональные навыки. Это вам любой специалист скажет. А наш Мистер Норма, рисовал 40 с лишним лет весьма продуктивно – картин до нас мало дошло, но известны остатки еще нескольких триптихов, и упоминания многих картин, даже в обрывках до нас не дошедших. Т.е. многие годы, до самой смерти он рисовал, что значит мозг не был патологически изменен, что в свою очередь отменяет версии шизофрении и наркотиков.
А еще надо сказать, Босх очень сильный рисовальщик. Вот по этому рисунку биолог назвал латинское название совушки, изображенной Босхом. Именно совушки.
И даже животных, которых никогда не видел, просто по описанию словесному и редким картинкам Босх рисует хорошо.
Слона с жирафом узнали...
Братья Стругацкие утверждали, что где-то на картине Босха есть изображение автобуса… ВОТ ищу – может вам повезет –
Итак, автобус. А что еще не так? И мы начали рыть. Чего мы только не нашли. Начиная от рачков, которых не видно не вооруженным взглядом. И которые являются частью криля – основного корма тихоокеанских китов, и заканчивая прототипами космических кораблей будущего. Ну очень похоже.
А теперь внимание: взрослые люди, 21 век, художник умер 600 лет назад, а мы не можем от него оторваться, как научно-фантастический роман читать.
Он назван самым загадочным художником Европы.
Барабанная дробь!!!!!!!!!!!!
Автопортрет Художника.
Вот он наш Мистер Норма.
Есть другой автопортрет – старше чуть, и рисунок, а не картина маслом, но этот своим символизмом нам интереснее. Что же думал про себя сам художник? Как говорит опыт наших игр! Сухое – будь то дерево или кости – символ сатаны, стоящее на плывущих по воде лодках – неустойчивость в вере, лестница – путь духовного восхождения, но даже неудобно упомянуть, в какое место эта лестница вставлена, дуплистость – внутренняя пустота в которой поселяются демоны, они там выпивают похоже и карты режутся. А если вы найдете этот фрагмент выше на картине, то увидите, что на голове нашего художника волынка играет и бал твориться,
А какое лицо. Удивительные глаза…
Похоже нашего Мистера Норма видения, которые он рисовал, мучили и пугали не меньше нас…
А еще он почти монахом был, членом открытого монашеского братства.
А еще, его считали еретиком, историки, но не нашли подтверждения присутствия адамитов (секта) в современной Босху Европе.
А еще его считали чуть не святым – и не кто попало а прокатолический монарх тогдашней Испании Филипп Второй, и картины Босха куплены Филиппом для Эскориала.
А еще, люди посвященные считали Босха сильнейшим визором.
А еще, пережившие клиническую смерть часто описывают эту картинку даже в наше время.http://ru.wikipedia.org
storm100.livejournal.com
Иероним Босх: картины, биография
Великий нидерландский живописец Иероним ван Акен, которого принято называть Иероним Босх, жил и работал в северонидерландском городе Хертогенбосе. Он происходил из семьи профессиональных художников. Художественные интересы его были многообразны: он был довольно плодовитым живописцем (два десятка сохранившихся до наших дней произведений — лишь часть созданного им), проектировал росписи цветных стекол, церковную утварь.
В течение нескольких столетий Босха воспринимали как шутника и фантазера, изображавшего забавные и страшные дьявольские сценки. Углубленное изучение творчества этого художника началось только в 20 столетии. Его произведения связывали со средневековой литературой, проповедями, легендами и поверьями, истолковывали их в связи с алхимией и астрологией, применяли к ним методы психоанализа. Самого Босха считали то правоверным католиком, то еретиком. Споры о Босхе нескончаемы. Но ряд положений сейчас уже очевиден. Босх был человеком чрезвычайно образованным, обладал энциклопедическими познаниями в самых разных областях: теологии и науке, литературе и медицине.
Все творчество художника пронизывает одна общая тема — борьба добра и зла, божественных и адских сил.
Ранняя картина Босха "Корабль дураков" — почти жанровое произведение, и только иносказательный смысл отличает ее от того, что принято называть бытовой живописью. По житейскому морю плывет корабль, которым никто не управляет: все, кто на нем находятся, — монахи, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, — предаются разгулу. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие. Композицию картины Босх строит таким образом, что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, и бессмысленность происходящего. Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски. Создавая это произведение, Босх опирался на фольклор — стихи, песни, представления бродячих актеров. Со времен средневековья существовали понятия "корабль Господа" и "корабль дьявола" — они олицетворяли доброе и злое начало. В картине много голубого, а голубой цвет в фольклорной традиции считался цветом обмана и глупости. В Нидерландах была даже шутовская гильдия "Голубой корабль".
Босх мог также опираться и на литературные источники. В конце 15 века увидела свет поэма немецкого гуманиста С.Бранта "Корабль дураков" — сатира на пороки мира. С произведением Бранта, с вышедшей уже в начале 16 века знаменитой "Похвалой глупости" Эразма Роттердамского картину Босха объединяет ее религиозно-этическая направленность.
Свое представление о мире и человечестве художник выразил в больших триптихах. Одним из них является "Воз сена". В основу его замысла легли традиционные изображения сцен Страшного суда. Но тема нова: Босх перенес из фольклора в живопись аллегорию сена — олицетворение жизненных благ, предмет человеческих вожделений и раздоров.
Изображенное рассматривается слева направо. Левая створка алтаря — рай. Здесь бог создает Адама и Еву. Здесь же представлены сцены грехопадения и изгнания из рая. Но зло, вошедшее в мир, — это не только согрешившие прародители. Босх изобразил падших ангелов, превращающихся в демонов и чудовищ. Распускающиеся в райских садах цветы — это цветы зла. Птицы разносят повсюду их отравленные семена.
Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми — ангел и дьявол. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути. А вокруг воза царит страшная суета. "Мир — это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может" — гласит фламандская пословица. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза. Живший в эпоху предреформации Босх вводит в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод: мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи.
Погрязшее в грехах человечество заслуженное наказание обретает в правой створке алтаря, изображающей ад. Здесь Босх смог полностью продемонстрировать свою необыкновенную фантазию и изобретательность. Жители ада — черти — трактованы как причудливые соединения человека и животного, насекомого, растения. Босх был всегда знаменит прежде всего своими изображениями ада и его обитателей.
Однако во всей этой дьявольщине есть своеобразный порядок. Здесь за определенный грех следует и вполне определенное наказание. Человек, въезжающий в ад на быке, наказывается за кражу в церкви; тот, кого раздирают собаки, — за зависть; проглатываемый чудовищем — за обжорство; тот, кого тащат черти, — за гнев. На среднем плане черти строят башню тщеславия, на которой сидит зимородок — символ этого греха. Страшные картины ада освещаются отблесками пламени, горящего у горизонта города.
На внешней стороне боковых створок триптиха Босх поместил бродягу с коробом. Слева от него разбойники убивают путника, справа — танцующие под виселицей крестьяне. На бродягу, который вот-вот вступит на надломленный мостик, нападает собака — символ зависти. Ничто хорошее не ждет человека в греховном и глупом мире — такова мысль живописца. Круглый формат изображения придает сцене общечеловеческий смысл.
Триптих "Воз сена" привлекает не только своей сюжетной занимательностью. Он — великолепное по мастерству исполнения произведение искусства. Рисунок Босха уверенный, беглый и выразительный. Живописная манера необыкновенно легка и виртуозна. Краски нарядные, сияющие. Правая створка примечательна тем, что там Босх впервые сумел передать эффект ночного пожара.
Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями. Подобно средневековым художникам, в своих произведениях он стремился дать всеобъемлющую картину мира. Ведь "Воз сена" — это целый космос. Он вмещает в себя рай, землю и ад, отражает — в соответствии с тогдашними представлениями — всю историю человечества, от создания первых людей до Страшного суда. Вместе с тем, в отличие от средневековой традиции, небесное, земное и адское здесь не отделены друг от друга непереходимыми гранями, но теснейшим образом переплетаются и борются между собой. Порождения ада проникают всюду. Художник Ренессанса, Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира и человека. До него нидерландским живописцам 15 века мир представал царством гармонии, порядка и красоты. Босх же, изображая то, что прежде считалось недостойным изображения, внес в познание мира скепсис и отрицание.
«Сад земных наслаждений» — один их самых известных триптихов Иеронима Босха, получивший своё название по теме, изображенной на центральной части, она посвящёна греху сладострастия . Следует сказать, что оригинальное название этой работы Босха неизвестно доподлинно. «Садом земных наслаждений» работу назвали исследователи.
Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих "Поклонение волхвов". Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной. Однако в дверном проеме хижины появляются непонятные фигуры — возможно, демонические двойники волхвов. Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города. Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен: то грабители нападают на мирных жителей, то волчица с окровавленной пастью бросается на женщину, то вспыхивает сражение между всадниками. Зло в мире есть, и художник его по-прежнему изображает. Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и правдивого изображения реального мира.
Босху принадлежит важнейшее место в истории нидерландского искусства. Его подражатели работали на протяжении всего 16 столетия. Начатки же бытового жанра и самостоятельного пейзажа впоследствии развились в совершенно независимые жанры.
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.
www.artcontext.info
Иероним Босх картины
Иероним Босх – великий нидерландский художник. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. Имя Босх пошло от того, что все свои работы, он, по неизвестной причине, подписывал сокращённым названием своего родного города Хертогенбос — Den Bosch . В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. На одном полотне можно обнаружить черты средневековой фантастики, мистики, фольклора, притчи, философии, символизма и т.д. Именно поэтому имя его прошло сквозь века и в наше время, по прошествии пятисот лет, его знают и восхищаются его работами.
Иероним родился в большой семье, практически все из членов которой были художниками не в первом поколении. Дед, отец, двое дядей, брат – все были художниками и резчиками по дереву. Профессиональной живописи Босх обучался в нидерландских городах Харлеме и Делфте.
Его творчество волнует и притягивает, оно очень загадочно и, как это ни странно, абсолютно современно. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. Действительно, Босх воплотил в своих полотнах все страхи своего времени, которые удивительным образом перекликаются с нашим, мировоззрение средневековья с их бесами, чертовщиной, ведьмами и т.д. Всё это воплотилось в творчестве великого живописца и теперь его глазами мы можем посмотреть на давно ушедшее время. Самыми знаменитыми картинами нидерландского художника стали Сад неземных наслаждений, Извлечение камня глупости, Семь смертных грехов и т.д.
Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. В своей творческой личности он совместил ещё не родившихся на тот момент художников Сальвадора Дали и Эдварда Мунка. До наших дней дошли слухи или, если точнее сказать – гипотезы, что Иероним Босх был не просто художником. Кроме своего увлечения живописью, он занимался алхимией, спиритизмом, астрологией, оккультными науками, употреблял галлюциногены. Если придерживаться этого мнения, то становятся понятны его образы, откуда брались эти удивительные сцены и ужасные химеры, поучительная ирония и жуткая сатира.
Босха ещё ценят и за то, как он выстраивал перспективу, решал пространственные задачи на своих картинах. Его передний план в основном состоит из неоднородных фигур, которые выстроены цепочкой или волнистыми линиями. Практически на всех картинах можно заметить, что зритель вынужден смотреть на всё происходящее как бы сверху, как сторонний наблюдатель откуда-то с небес. Это очень нехарактерно для его времени, но для таких фигур как этот художник, не бывает ничего характерного. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил.
Хотите знать всё о том как заработать в интернете? В этом вам поможет информативный сайт http://dreamscome.org Dreamscome. Только самые полезные статьи, уроки и советы от профессионалов.
Аллегория чревоугодия и любострастия
Блудный сын
Брак в Кане
Фокусник
Иоанн Креститель в пустыне
Извлечение камней глупости
Молитва святого Иеронима
Мученичество святой Либераты
Несение креста
Несение креста на Голгофу
Распятие Христа
Сад земных наслаждений
Семь смертных грехов и четыре последние вещи
Смерть и скупец
Страшный суд. Апокалипсис
Святой Антоний
Святой Христофор
Святой Иоанн на Патмосе
Святые отшельники
Увенчание терновым венцом
Воз сена
Море развлечений для девочек на Girl-Games. Здесь вы всегда можете играть в игры винкс совершенно свободно и онлайн.
art-assorty.ru
Иероним Босх - Дмитрий Калашников
Сразу скажу для ясности: все материалы из открытых источников (в т.ч. википедии), так что ничего особенного от этих обзоров не ждите, так — желание дилетанта приобщиться к прекрасному.Еру́н Анто́нисон ван А́кен, более известный как Иеро́ним Босх (лат. Hieronymus Bosch; около 1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Псевдоним "Босх" образован от названия города Хертогенбос - в переводе "герцогский лес" - небольшого голландского городка, расположенного неподалеку от бельгийской границы. Босх вырос в семье потомственных художников.
Но для начала пару слов о Северном Возрождении. Собственно этим термином обозначается эпоха Возрождения в северной Европе, или более обобщающее — во всей Европе за пределами Италии. Основными отличиями являются большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма. Кроме того, важной идеологической составляющей явилась Реформация.
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Картины — это триптихи (произведение искусства, состоящее из трёх картин, барельефов и др., объединенных общей идеей), фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, и подчинено собственной логике, предполагающей приливы и отливы.
Босх — художник нетипичный в панораме нидерландской живописи и единственный в своём роде в европейской живописи XV века. Поразительные по изобретательности формы и фигуры, отклоняющиеся от нормы, чудовищные и парадоксальные, рождены свободным, исключительно богатым воображением, отражающим фантазию современных Босху североевропейских народных рассказов.
Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца. Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.
Иероним Босх оказал сильное влияние на все последующее развитие нидерландской школы живописи. Главным продолжателем заданного им направления в искусстве был великий Питер Брейгель Старший, о котором мы поговорим позднее. Отзвуки художественных идей Босха можно отметить в творчестве и многих других мастеров Запада.Босх, который пользовался большой популярностью у людей искусства XVI-XVII веков, был совершенно забыт в XVIII веке и снова стал востребованным лишь в XX столетии, в эпоху появления экспрессионизма и сюрреализма.
Для начала рассмотрим одну из его наиболее известных картин "Корабль дураков".Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Если присмотреться, то можно увидеть, что корабль чуть-чуть отливает голубым, синеватым цветом. Голубой или синий цвет – это символ обмана, иногда символ супружеской измены. Это связано со старофламандской пословицей: «Набросить кому-то на голову голубой плащ», что означало изменить. У Босха на корабле вместе с крестьянами беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов как в Церкви, так и среди мирян, а из гущи листвы выглядывает сова – недобрая, ночная птица. У христиан недобрая. У греков - мудрая птица, символ самой мудрой из богинь – Афины. Но у Босха сова – символ именно христианский, негативный. И изображены монах и монахиня в таких же позах, как пары в средневековых садах любви, которые, как правило, делают музыку прелюдей к занятию любовью. Монахиня играет на лютне и оба поют, а может быть пытаются схватить ртом блин висящий на шнуре, который приводит в движение человек с поднятой вверх рукой. Лютня, изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину (хотя возможно всё это фрейдистская чушь), а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты — блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Пустой сосуд на копье и вымпел с полумесяцем — знаки сатаны. Грех чревоугодия недвусмысленно представлен персонажами весёлой пирушки, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт, а третий гребёт гигантским черпаком как веслом. Монах и монахиня с упоением распевают песни, не ведая, что Корабль Церкви превратился в свой антипод — Корабль Зла, без руля и ветрил влекущий души в Ад. Корабль представляет собой диковинное сооружение: мачтой ему служит живое, покрытое листьями дерево, сломанная ветка — рулём. Высказывались мнения, что мачта в виде дерева соотносится с так называемым майским деревом, вокруг которого происходят народные празднества в честь прихода весны — времени года, когда и миряне, и духовенство склонны преступать моральные запреты.Здесь верховодит шут; по замыслу его роль — сатирическое обличение обычаев и нравов того времени. Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность; «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. Также шут, единственный, кому следовало бы балагурить, скоморошествовать, дурачиться, ведет себя серьезней остальных. Нахохлился, отвернулся, пьет свой стакан. Его функции исполняют другие. Дурак-профессионал, оказывается чуть ли не лишним в этом мире людской глупости. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками, и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц» — «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин; её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни, и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного.И возможно, что это всё человечество плывёт через море Времени на одном общем «Корабле». Мы все, кто больше, кто меньше, подвержены тем же порокам, что и «дураки». Мы едим, пьём, обманываем, играем в глупые игры. Тем временем наше судно дрейфует бесцельно. И тут мы должны задать себе вопрос: куда же плывёт наш корабль?
Картина была передана в дар Лувру Камиллой Бенуа в 1918 году.
dm-kalashnikov.livejournal.com