10 шедевров из челябинской картинной галереи, которым цены нет. Картины челябинских художников
- Искусство уральских и челябинских художниковВ собрании картинной галереи значительное место (более двух третей всей коллекции советского искусства) занимают произведения уральских художников. Искусство уральского региона, имеющее свои исторически сложившиеся традиции и достаточно яркий самобытный характер, представлено такими значительными именами, как Г. Мосин, М. Брусиловский, В. Волович, Е. Гудин, Г. Метелев (Свердловск), Б. Домашников, А. Пантелеев, А. Бурзянцев, Н. Назаров, А .Лебедев, Н. Пахомов (Уфа), Е. Широков (Пермь), В. Игошев (Уфа, Свердловск), Н. Ерышев и В. Ни (Оренбург). Большую часть уральской коллекции составляют произведения челябинских художников. На сегодняшний день это самая большая коллекция в собрании музея, отражающая почти вековой период истории культуры Челябинской области. У истоков местной художественной жизни в 1920-1940-е годы стояли такие художники, как Н. Русаков, И. Вандышев, В. Челинцова, А. Сосновский, П. Юдаков, О. Перовская. Одной из самых ярких личностей, оказавших большое влияние на формирование художественных традиций региона, был Н. Русаков. Хорошо представлен И. Вандышев своими самобытными жанровыми картинами о прошлом и настоящем Челябинска с присутствием народного живописного начала. В конце 1950-1960-е годы художественная жизнь Челябинска значительно оживилась с приездом в город молодых талантливых выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Московского художественного института имени В. И. Сурикова, других художественных учебных заведений страны:. А. Григоряна, Р. Габриэляна, К. Оганесяна, В. Авакяна, В. Неясов, Н.Сурина. Их декоративная, яркая, эмоциональная живопись выразила эстетику и свободный дух нового времени. Тенденции сурового стиля проявились жанровых полотнах А. Смирнова и О. Решетникова, в пейзажах В. Бубнова, И. Болотских и И. Кучмы. Следующие десятилетия внесли в художественную жизнь Челябинска новое понимание искусства, обогатив его иными декоративными и монументальными формами, наполнив его метафоричными и ассоциативными образами. В силу объективных и субъективных причин отечественное искусство последних двух десятилетий XX века представлено в собрании почти исключительно творчеством челябинских художников. Это плеяда талантливых монументалистов, живописцев и графиков, начавших свой путь на родине еще молодыми: Н. Аникин, В. Качалов, П. Ходаев, З. Латфулин, К. Фокин, Л. Костина, С. Черкашин, В. Мишин, В. Якивец, В. Чернилевский. Сейчас это зрелые оригинальные в творческих поисках художники. Их произведения приобщены к разным слоям мировой культуры - от древних цивилизаций до авангарда начала века – и отражают широкий спектр постмодернистских исканий; в то же время они определяют неповторимость и своеобразие характера искусства нашего города и собрания Челябинского музея изобразительных искусств. (Источник: Челябинская областная картинная галерея. – Москва: Белый город, 2003) |
10 шедевров из челябинской картинной галереи, которым цены нет
Накануне выходных мы решили дать вам совет: сходите-ка в нашу картинную галерею, посмотрите постоянную экспозицию. Не пожалеете: в просторных залах хранятся настоящие шедевры. За некоторые из них коллекционеры готовы выложить целое состояние. Вот взять, например, Айвазовского. Два подлинника кисти знаменитого мариниста уже много лет украшают Челябинскую картинную галерею. А еще есть Шишкин, Иоганн Баптист Лампи, Александр Родченко и другие. Мы поговорили с хранителями музея и узнали о десяти полотнах, представляющих наибольшую ценность. Так что, вот вам десяток причин прийти на ул. Труда, 92А.
Парсуна "Александр Невский" XVIII век
Сейчас святого благоверного князя Александра Невского принято изображать в основном на иконах, однако в начале XVIII века допускалось писать парсуны святого князя. Грубо говоря, парсуна — это нечто среднее между иконой и портретом. Холст, который хранится в Челябинске, попал к нам в 1941 году. Символично, что на парсуне Невский предстоит именно воином, в великокняжеской одежде с поднятым вверх мечом. Автор работы неизвестен.
Автопортрет Дмитрия Левицкого 1780-е годы
Этот миниатюрный автопортрет на небольшом холсте (всего 20 см.) живописец Дмитрий Левицкий написал, когда ему было около 50 лет. Долгое время картина находилась в частной коллекции и, когда в 1950-е годы ее выкупила государственная закупочная комиссия, считалось будто Левицкий написал портрет неизвестного. Никто и подумать не мог, что этот мужчина с холста — и есть художник. Тайна раскрылась уже в Челябинске, куда комиссия распределила работу.
Жан-Лоран Монье. Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. 1805 год.
Между прочим, до того, как приехать в Петербург французский художник Жан-Лоран Монье был придворным портретистом Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В России он стал придворным художником Романовых. Портрет супруги императора Александра I мастер написал буквально за несколько лет до своей смерти.
Иван Шишкин. Опушка леса. 1879 год.
Лесные опушки в творчестве Шишкина — частые гости: хвойные, зимние, лиственные и другие. Одна из них выставлена в Челябинске. Мы видим сосны-великаны, у крон которых устроили привал путники, а на горизонте — прекрасный закат.
Иван Айвазовский. Шторм (1861 год) и Отара овец (1857 год).
В Челябинске хранятся аж две картины Ивана Айвазовского. И если Шторм — довольно традиционный сюжет для знаменитого мариниста, то картина с сушей и овцами — это редкость. Впрочем, "сухопутный" характер работы обманчив, ведь если хорошенько присмотреться, то можно увидеть, что перед нами не просто отара овец, а целое море овец. К тому же, они напоминают пенных "барашков", какие бывают у берега во время шторма.
Шторм
Отара овец
Иоганн Батист Лампи. Екатерина II Законодательница в храме богини Правосудия (1792 год)
Здесь удивительно в первую очередь то, что портрет блистательной Екатерины Великой австрийский художник срисовал (сымпровизировал) с работы художника русского. Того самого Дмитрия Левицкого, о котором мы писали выше. Обычно бывает наоборот. Такая ситуация связана с тем, что образ мудрой, просвещенной императрицы, созданный Левицким, в конце XVIII века пользовался невероятной популярностью. Знать империи хотела иметь в своих имениях "Законодательницу", отсюда — огромное количество художников, которые делали реплики композиции.
Николай Иванович Фешин. Купальщица. 1910 год.
Картины Николая Ивановича Фешина хорошо известны, как в России, так и в США. Пожалуй, даже сложно сказать — русский это художник или американский. Начинал свой творческий путь в России, организовал Казанскую художественную школу, а после революции эмигрировал в США, где жил до смерти в 1955 году. Работа "Купальщица" — ярчайший пример из серии картин с обнаженной натурой, которую часто изображал мастер.
Вера Пестель. Портрет Владимира Татлина с бандурой. 1916 год.
Малевич и его ученики считали живописную работу В. Пестель образцом кубизма как такового, но полагали, будто — это натюрморт. Именно как натюрморт картина Пестель проходила по каталогам Музея художественной культуры ГИНХУКа. А это, оказывается, Пестель с бандурой. Вот тебе и кубизм. Сюжет полотна раскрылся при атрибуции много лет спустя.
Александр Родченко. Портрет Николая Русакова. 1912 год.
Блистательный фотограф и художник Александр Родченко оригинально изобразил своего друга и коллегу по цеху Николая Русакова. То есть, написал портрет на дощечке, которая служила палитрой и практически не использовал кисть: лишь выдавливал краску из тюбика. Эту работу семья Родченко передала в Челябинскую картинную галерею в 1987 году.
Александр Дайнека. На женском собрании. 1937 год.
Критики сходятся во мнении, что картина Александра Дайнека На женском собрании — собирательный образ его современницы. То есть, сильной и свободной женщины, но вместе с тем, изящной и очаровательной. Полотно передали в Челябинск в 1952 году и оно является своего рода жемчужиной картинной галереи. Сейчас работа находится на выставке в Сатке. Кстати, Дайнека приложил руку к росписи челябинского театра оперы и балета.
Этими и другими работами вы можете насладиться по Адресу ул. Труда, 92А
Телефон +7 3512 66‑38-17
Сайт: chelmusart.ru
Открыто вт,ср 10:00–18:00; чт 10:00–20:00; пт-вс 10:00–18:00
Обращение к читателям
Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. Звоните на Viber +79226337117, пишите на почту: [email protected]
Читайте также:
Тест. Что это за пиксельная картина?
Тест. Какие из картин нарисованы обезьяной?
В Челябинске откроется выставка эротических картин Пикассо и Матисса
"Неожиданные вспоминания" Дмитрия и Инги Медоустов - это настоящее "густое" чтение, поэзия не слов, но состояний, состояний "вне ума", состояний мимолетных и трудноуловимых настолько же, насколько они фундаментальны. Состояний, в которых авторы тем не менее укоренены и укореняются именно (хотя и не только) через писание. Эта детская книжечка - вполне "семейная". Автор посвятил ее своим маленьким брату и сестричке. И в каком-то смысле она может служить эталоном "фамильной книги", предназначенной для внутреннего, семейного круга, но - в силу своей оригинальности - интересной и сторонним людям. История, рассказанная в этой очень необычно оформленной книге, действительно может быть названа «ботанической», поскольку немало страниц в ней посвящено описанию редких для нас южных растений. Впрочем, есть достаточно резонов назвать ее также «детективной», или «мистической», или «невыдуманной». Сборник рассказов московского писателя Сергея Триумфова включает страстные лирические миниатюры, пронзительные и яркие психологические истории и своеобразные фантазии-размышления на извечные темы человеческого бытия. Книга прозы Александра Попова (директора челябинского физико-математического лицея №31) «Судный день» – это своего рода хроника борьбы и отчаяния, составленная человеком, прижатым к стенке бездушной системой. Это «хождения по мукам» души измученной, но не сломленной и не потерявшей главных своих достоинств: умения смеяться и радоваться, тонуть в тишине и касаться мира – глазами ребенка. | Роберто Бартини - человек-загадка. Кем он был - гениальным ученым, на века опередившим свое время, мыслителем от науки, оккультным учителем? Этот материал - только краткое введение в судьбу "красного барона". "Люди спрашивают меня, как оставаться активным. Это очень просто. Считайте в уме ваши достижения и мечты. Если ваших мечтаний больше, чем достижений – значит, вы все еще молоды. Если наоборот – вы стары..." "Отец Александр [Мень] видел, что каждый миг жизни есть чудо, каждое несчастье – священно, каждая боль – путь в бессмертие. А тем более цветок или дерево – разве не чудо Божье? Он говорил: если вам плохо, пойдите к лесу или роще, возьмите в руку ветку и так постойте. Только не забывайте, что это не просто ветка, а рука помощи, вам протянутая, живая и надежная..." "Всего Капица написал Сталину 49 писем! Сталин не отвечал, но когда Капица, не понимая такой невоспитанности, перестал ему писать, Маленков позвонил Капице и сказал: «Почему вы не пишете Сталину, он ждет новых писем». И переписка (односторонняя) возобновилась". "Есть английское слово immaculate, «безупречно». К этому, очевидно, стремился Вадим..." "Через цвет происходит таинственное воздействие на душу человека. Есть святые тайны - тайны прекрасного. Понять, что такое цвет картины, почувствовать цвет – все равно, что постигнуть тайну красоты". "...Ненависть, если и объединяет народ, то на очень короткое время, но потом она народ разобщает еще больше. Неужели мы будем патриотами только из-за того, что мы кого-то ненавидим?" "Внутреннее горение. Отказ от комфорта материального и духовного, мучительный поиск ответов на неразрешимые вопросы… Где все это в современном мире? Наше собственное «я» закрывает от нас высшее начало. Ведь мы должны быть свободными во всех своих проявлениях. Долой стеснительность!.." "В 1944 году по Алма-Ате стали ходить слухи о каком-то полудиком старике — не то гноме, не то колдуне, — который живет на окраине города, в земле, питается корнями, собирает лесные пни и из этих пней делает удивительные фигуры. Дети, которые в это военное время безнадзорно шныряли по пустырям и городским пригородам, рассказывали, что эти деревянные фигуры по-настоящему плачут и по-настоящему смеются…" "Для Beatles, как и для всех остальных в то время, жизнь была в основном черно-белой. Я могу сказать, что ходил в школу, напоминавшую Диккенса. Когда я вспоминаю то время, я вижу всё черно-белым. Помню, как зимой ходил в коротких штанах, а колючий ветер терзал мои замерзшие коленки. Сейчас я сижу в жарком Лос-Анджелесе, и кажется, что это было 6000 лет назад". "В мире всегда были и есть, я бы сказал так, люди этического действия – и люди корыстного действия. Однажды, изучая материалы по истории Челябы, я задумался и провел это разделение. Любопытно, что в памяти потомков, сквозь время остаются первые. Просто потому, что их действия – не от них только, они в унисон с этикой как порядком. А этический порядок – он и социум хранит, соответственно, социумом помнится". "Я не турист. Турист верит гидам и путеводителям… А путешественник - это другая категория. Во-первых, ты никуда не спешишь. Приходишь на новое место, можешь осмотреться, пожить какое-то время, поговорить с людьми. Для меня общение по душам – это самое ценное в путешествии". "В целом мире нет ничего больше кончика осенней паутинки, а великая гора Тайшань мала. Никто не прожил больше умершего младенца, а Пэнцзу умер в юном возрасте. Небо и Земля живут вместе со мной, вся тьма вещей составляет со мной одно". "Я про Маленького принца всю жизнь думал. Ну не мог я его не снять! Были моменты, когда мальчики уставали, я злился, убеждал, уговаривал, потом ехал один на площадку и снимал пейзажи. Возможно, это одержимость..." "Невероятная активность Запада во всем происходящем не имеет ничего общего ни со стремлением защищать права человека на Украине, ни с благородным желанием помочь «бедным украинцам», ни с заботой о сохранении целостности Украины. Она имеет отношение к геополитическим стратегическим интересам. И действия России – на мой взгляд – вовсе не продиктованы стремлением «защитить русских, украинцев и крымских татар», а продиктованы все тем же самым: геополитическими и национальными интересами". |
zenon74.ru
Художник Николай Булычев, портретная живопись, живопись,портрет на заказ. заказать портрет, художники Урала, художник, графика, иллюстрация, картины на заказ
Николай работает на поприще сюжетно-тематической и портретной живописи, графики, иллюстрации, компьютерной (цифровой) графики. Николай владеет разными техниками исполнения, такими как- холст, масло, гуашь, акварель, тушь, перо, карандаш, графический цифровой планшет Wacom и другими.
Творчество Николая Булычева представлено живописными и графическими работами. Они выполнены в разных стилях и неоднородны по содержанию, однако творческий метод автора, его индивидуальная манера принадлежит к традициям реалистической русской школы и вполне узнаваема. Николаю доступен широкий диапазон изобразительных средств по замыслу и исполнению - супрематические, сюрреалистические, замысловатые сюжетные, ирреалистические композиции, натюрморты, пейзажи, реалистический портрет, батальные сцены и т. д.
Ряд работ рассказывает об увлечении автора древнерусской тематикой, былинные образы этих работ хорошо узнаваемы. В других сериях работ представлены реальные и переосмысленные художником эпизоды средневековой Западной Европы, Древних - Египта, Греции, Рима, Вавилона и т. д. Стоит отметить несколько работ в жанре натюрморта, но своего собственного, составленных из фантастических, разработанных мастером предметов помещенных в реальную среду. В некоторых работах Николай отдает дань своему увлечению истории костюма, одевая персонажей своих картин в одежды и аксессуары разных эпох и стран, и костюмы собственного дизайна.В творчестве Николая каждый человек может найти близкие по духу и индивидуальному мировосприятию картины.
Челябинский художник Николай Булычев известен не только в своем городе, но и далеко за его пределами.
Живописные и графические работы Николая находятся в основном в частных коллекциях г. Курган, Челябинск, Екатеринбург, Санкт - Петербург, Москва, Калининград, Киев, Сан – Паулу, Претория, Париж, Арлон, Брюссель, Мехелен, Льеж, Антверпен, Гент, Амстердам, Роттердам, Лейден, Гаага, Дельфт, Ейндховен, Арендонк, Тонгерен, Мюнхен и др. Охотно сотрудничает с дизайнерами интерьера.
boulychev-art.com
В Челябинске пишет картины слепой художник
Проблемы со зрением начались у 79-летнего Евгения Костылева — инженера по профессии и художника по призванию — около десяти лет назад. Со временем ситуация усугублялась, операции результатов не приносили, а три года назад Евгений Григорьевич ослеп окончательно. Зато не перестал рисовать: художник с прежней ловкостью и умелостью создает огромные символические картины-аппликации. Замысел некоторых он вынашивал годами, а воплощать их в жизнь начал, лишь потеряв зрение. Заниматься любимым делом Евгению Костылеву помогает супруга Вера.
Евгений Григорьевич увлекся техникой аппликации в 1976 году, когда работал начальником на одном из предрияти и никакого отношения к живописи не имел: тогда его сильно впечатлила командировка в Египет — путешествие по тем временям немыслимое — и он взялся за кисть. Поначалу рисовал свою семью и портреты знакомых, но потом понял, что работать с чистым цветом более привлекательно и переключил внимание на аппликации. Техника у художника такова: он вырезает из цветной рекламной пленки геометрические фигуры и клеит их на полотно, воссоздавая картины, составленные в голове.
— Я взял за основу модель Пифагора, согласно которой каждый цвет символизирует ноту. Так что картины в этом смысле музыкальны. Но есть и другой подход: черный — это цвет высшего, божественного, вечного, белый, наоборот, обозначает смертное. низшее, красный — мужское начало, синий —женское, а желтый любовь, — рассказал "Хорошим новостям" Евгений Костылев.
Когда зрение начало резко падать, художник полностью отказался от красок: различать полутона стало невозможным. Зато аппликации процветали: за последние 10 лет Евгений Костылев "написал" сотню картин. А три года из них мастер работал в прямом смысле вслепую: операции не дали плодов и он перестал видеть совсем.
Тогда к творческому процессу подключилась супруга Вера Сулеймановна, став глазами мужа: Евгений Григорьевич вырезает элементы самостоятельно, а жена только подает нужные цвета и помогает ровно их наклеить.
— Главный двигатель — это он. Я вообще против того, что Женя приписывает меня в соавторы. Знаю, что он долго вынашивает замысел, порой год-два, это ведь не просто налепить что-нибудь, — говорит Вера Костылева.
Казалось бы, понять замысловатые картины-аппликации не так-то просто. Но по словам творца, в большинстве картин зашифрованы Бог, любовь и семейные ценности: Б — прямоугольник, он же мужское начало, треугольник — женское начало — соотносится с Г, а О — плод любви.
А сейчас коллекцию картин Евгения Костылева можно увидеть в выставочном зале Союза художников по адресу Цвиллинга, 34. Выставка продлится до 9 марта.
Читайте также: Художник-монументалист Владимир Мишин: "У меня за дверью толпились 30-40 женщин, даже дрались, чтобы позировать"
Обращение к читателям
Друзья, сообщайте нам свои новости и истории. Звоните на Viber +79226337117, пишите на почту: [email protected]
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
vk.com
instagram.com
facebook.com
ok.ru
Telegram
hornews.com
Старый Челябинск в картинах | Клуб путешественников
Очень мало в сети интернет картин, посвященных старому Челябинску. Наиболее известны картины двух челябинских художников — Игнатия Лукича Вандышева и Юрия Петровича Данилова. Неужели старый Челябинск так мало рисовали? Думаю, мы еще узнаем про художников, нарисовавших город столетней давности. Итак, перед вами старая Челяба:
Ю.П. Данилов «Виды старого Челябинска»Юрий Петрович ДАНИЛОВ. 1926 – 2006. ЧелябинскС 1995 по 2005 написал серию акварелей «Виды старого Челябинска», более 60 акварельных художественных реконструкций памятников зодчества города Челябинска.
Водонапорная башня
Челябинский вокзал
Северная сторона Соборной площади. Торговый Пассаж братьев Якушевых
Дом В.К. Покровкого по ул. Ивановской
Чаеразвесочная фабрика Кузнецова-Губкина
Челябинск. Христорождественский собор.
Торговый дом Валеева по ул. Уфимской
Римско-Католический собор
Усадьба Хованова по ул. Оренбургской
Женский Одигитриевский монастырь. Смоленская церковь
Первая электростанция по улице Сибирской (ныне улица Труда)
Первая насосная станция на реке Миасс
типография Вульфсона по улице Скобелевской (ныне улица Коммуны)
Общий вид Челябинска с южной стороны
Вид центра города у реки Миасс из Заречья
Свято-Троицкая церковь
Церковь Александра Невского
Симеоновская кладбищенская церковь
Вознесенская церковь женского монастыря
Покровская церковь при мужском духовном училище
Дом богатого горожанина по ул. Исетской
Дом общества потребителей. Кинотеатр «Люкс». Уфимская улица
продолжение на стр. 2
kp74.ru
История об истории. Всего месяц в Челябинске пробудет уникальная коллекция южноуральской живописи ХХ века
В Александровском зале Челябинского музея изобразительных искусств представлены картины южноуральских мастеров ХХ века — часть уникальной коллекции нашего земляка Виктора Новичкова. Посетителей на вернисаже было столько, что к картинам не подойти. А ведь именно полотна — главные виновники торжества.
Увидеть их у южноуральцев не было возможности долгое время. И еще неизвестно, когда она представится вновь. Другие работы южноуральских художников, написанные в прошлом веке, есть также в фонде Челябинской картинной галереи. Но из-за отсутствия помещения, где могла бы разместиться постоянная экспозиция, показать их общественности у руководства музея пока нет возможности.Эталонная экспозиция
Выставка «Частная история. Искусство Челябинска ХХ века» — результат почти 30-летней работы Виктора Новичкова. Собирать произведения изобразительного искусства (в том числе челябинского) он начал в конце 1980-х. По словам коллекционера, это его «частная история», сложившаяся на основе личных интересов и пристрастий.
В собрании Виктора Новичкова — почти 200 работ южноуральских художников. В Челябинске представлены 57 картин, которые отобрал сам автор. Более года велась подготовка к выставке: составление каталога, решение вопросов по экспозиции, продвижение проекта в интернете. Еще раз окинув взглядом экспозиционное пространство Александровского зала, директор Челябинского музея изобразительных искусств Станислав Ткаченко замечает: мы видим пример того, как надо делать выставки.
— Имена, представленные здесь, всем известны. Это Русаков, Ходаев, Фокин, Кучма, Качалов, Данилов, — перечисляет Станислав Олегович. — Но эти художники предстают в совершенно неожиданных ракурсах. У одних мастеров это ранние работы, их поиски, у других — зрелые вещи, но рассказывающие что‑то новое об авторе. И в качестве реставрации картин, и в их оформлении, и в интересных экспозиционных решениях — во всем чувствуется любовное отношение организаторов к проекту. Каждая картина в экспозиции — отражение ее создателя, за каждым живописным и графическим полотном стоит личность, судьба, история. Картины разные — монументальные и сдержанные, яркие и строгие, реалистические и мистические, но во всех случаях мощные и законченные.
По мнению Виктора Новичкова, показанная в Челябинске коллекция способна помочь преодолеть комплексы провинциального происхождения, показывает плотную, интересную, заслуживающую внимания реальность. В конце концов это прекрасный повод отвлечься от разговоров об экологии в Челябинске и поговорить о его культурной истории.
Особую ценность проекта «Частная история» представляет каталог выставочных работ. Это не просто собрание репродукций, но монументальное исследование, осуществленное Виктором Новичковым при участии южноуральских искусствоведов. Сами художники, их работы, их судьбы стали главным объектом этого труда, который позволяет увидеть целостный «портрет» изобразительного искусства Южного Урала ХХ века в развитии. В издании собраны свидетельства участников художественной жизни Челябинска разных лет, устные истории, воспоминания.
Назад в прошлое
Сориентироваться в пространстве выставки (и в истории южноуральского изобразительного искусства) зрителям помогут информационные стенды и подписи к картинам — не традиционные таблички с названием и годом создания работы, но эссе, написанные Виктором Новичковым о художниках, картинах и истории их попадания в его коллекцию. Вот выдержки некоторых из них.
Николай Русаков представлен в коллекции как «звезда уральского модернизма». В экспозиции — шедевры из его «восточной серии» 1910 — 1920-х годов. Например, эскиз к монументальной (2 на 2 метра) картине «Смерть рикши. Шанхай», написанной в 1926 году на основе впечатлений Русакова от его путешествий по Дальнему Востоку и Центральной Азии. По легенде, о которой упоминается в эссе, эта работа попала в собрание Британского музея. Еще одна картина Русакова в коллекции Новичкова — «Бант-Матарам. Да здравствует свободная Индия!». По словам Виктора Давидовича, это его коллекционерская удача. Именно она стала ядром, вокруг которого формировалась вся челябинская коллекция.
Еще одна картина, которая также была приобретена одной из первых, — «Ангел-хранитель» Александра Данилова. По словам кураторов, это революционная для конца 80-х годов работа. Да и сам художник в каком‑то смысле — революционер. Искусствоведы называют Данилова абстракционистом и метафизиком, художником, который один из немногих пытался продвигать южноуральскую арт-сцену, стремясь включить ее в современный контекст.
Еще одна картина с удивительной судьбой — мальчик, написанный Валентином Качаловым в 1967 году в селе Афанасьевском во время летней практики. По воспоминаниям самого автора, который присутствовал на открытии выставки и поделился этой историей, тогда он был еще студентом четвертого курса Свердловского художественного училища. За ту работу начинающему художнику поставили «двойку». Но позже именно этот мальчик стал центральной фигурой легендарной картины «Первые авиаторы», которая потрясла профессиональное сообщество.
Проходя в дальний конец зала, посетители оказываются один на один с картиной Константина Фокина «Казнь Степана Разина». Подпись к полотну сообщает о том, что это «магический кристалл» коллекции. Картина действительно энергетически притягательна, насыщена цветом, пропитана силой духа создателя. Клубы облаков на заднем плане напоминают то ли искаженные фигуры людей, то ли дым из челябинских заводских труб, а бунтарь Разин — самого художника. Еще один «бунтарь» в коллекции Новичкова — Василий Дьяков. Его абстракции — новаторство для своего времени. Сегодня они немного пугают — не хотелось бы встретиться с такими образами ни во сне, ни наяву. Но с художественной точки зрения это смелое, неординарное и сильное выражение художником своего ви́дения.
Также посетители выставки увидят работы Василия Неясова и Ивана Кучмы, написанные в стиле советского импрессионизма; картины Николая Аникина, Павла Ходаева; графику Николая Третьякова и Николая Черкасова; монотипии Михаила Ткачева; национальную лирику Зайнулы Латфулина; художественные поиски Ивана Болотских и Владимира Мишина.
В Челябинском музее изобразительных искусств можно приобрести каталог выставки. Уникальная коллекция пробудет в Александровском зале (пл. Революции, 1) до 28 мая. В других материалах «ЮП» читайте интервью с коллекционером Виктором Новичковым — о том, как формировалось его собрание и каковы критерии состоявшейся коллекции.
up74.ru