Одд Нердрум: Высокий китч. Нердрум одд картины
ОДД НЕРДРУМ - Все интересное в искусстве и не только.
Odd Nerdrum- норвежский художник.Вообще-то он эпатажник и с его именем связан налоговый скандал. Норвегия обвинила его в неуплате налогов, казалось бы, обычное дело: художников, да и других творческих людей частенько привлекают за это к ответственности – в разное время за это были наказаны такие звезды, как Михаэль Шумахер, Софии Лорен, Борис Беккер, Николас Кейдж и многие другие.
Сумма, которую инкриминировали Нердруму, несколько скромнее, чем в других случаях: речь идет «всего-то» о налогах с доходов в 2,5 миллиона долларов, которые тот не выплатил в период с 1998 по 2002 гг. Тем не менее, Недрум был приговорен к двум годам тюремного заключения, без возможности выйти под залог. Что самое печальное, по всей видимости, в тюрьме художнику было запрещено писать картины. Получается, что Одд уже должен выйти из тюрьмы, но об этом я ничего не знаю.
Немного о его творчестве. Сам художник называет себя не иначе как „королем китча“ и „историческим анархистом“, а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта. Используя технику кьяроскуро, он отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к прошлому.
Для меня остается открытым вопрос, нужно ли то новое, которое, которое принес своим творчеством Одд Нердрум? Его гермафродиты, тщательно и любовно выписанные, его какающие женщины, написанные со спины, совершен не вызывают восторга. Но это для меня. Кому-то нравится. Здесь размещены самые спокойные работы художника, если вас заинтересует, просто пройдитесь по ссылке, которую я дам, в ней хорошая статья с серьезным анализом его творчества.
"Меня увлекла живопись еще в раннем детстве, в возрасте 9 лет я рисовал абстракции в духе Полякова. Причиной тому, вероятно, был мой отчим. Он был утонченным человеком, коллекционировавшим современное искусство. Он часто меня брал с собой кататься на лыжах... Однажды, когда мы поднялись на вершину, мы остановились, чтобы полюбоваться пейзажем. Перед нами раскинулась долина, залитая лучами заходящего солнца. И тогда он сказал: "Это красиво, но никогда не рисуй ничего подобного, если ты станешь художником, потому что тебя не примут на Осеннюю Выставку".
ссылка
tanjand.livejournal.com
Исторический анархист Одд Нердрум - sonvryky
Норвежский художник Одд Нердрум родился 8 апреля 1944 года в Швеции. Жив по сей день, личность довольно скандальная, сам себя называет «историческим анархистом» и «королем китча».1993
Обучение живописи Нердрум начал в 7 лет – причем в частной школе Рудольфа Штейнера, основоположника антропософии (в Осло). Это так называемая Вальфдорфская система образования, практикуемая и до сей поры. Обучение несколько отстраненное от современности, оно начинается с восприятия – «увидеть, пережить, удивиться». В таких школах пропагандируется индивидуальный, внимательный подход, и ученик развивается в гармонии со своим духовным, эмоциональным, физическим состоянием. Одиннадцать лет Нердрум провел там, после чего поступил в Академию художеств в том же Осло, где ему не понравилось преподавание, и он перешел на самообразование. Изучал стиль нео барокко, больше всего его интересовала техника Рембрандта. Позже он впечатлился работами Караваджо.
Нердрум, на мой взгляд, действительно хорошо рисует. Как рассказывает сам художник, именно к этому он всегда и стремился. Однако со своими умениями Нердрум не пришелся ко времени – в те годы (конец 60-х) ценилась более абстрактная, легкая что ли, не-классического типа модернистская живопись. А Нердрума отличает как раз классический стиль. Он изучал технику великих художников и старался ее превзойти. Нарисованные в классической стилистике его необычные, сюрреальные сюжеты весьма впечатляют. Он даже изготавливает краски сам – растирает, смешивает – все, как раньше. Рисует пальцами, ветошью, редко – кистью.
Нердрум понаписал обиженных речей в адрес модернистов. Они не приняли его картины (есть история, когда полотна «Убийство Андреаса Баадера» и «Арест» пренебрежительно назвали «декорациями»), что сподвигло художника размышлять, к какому бы течению себя отнести и найти успокоение под нишей китча, которому он дает своеобычное определение.
«Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства. Несмотря на укоренившееся мнение, китч далек от политической пропаганды, Гитлер и Сталин составили из всех искусств мощные механизмы, которые служили их политике. Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит. Пикассо и Уорхол с самого начала и до сих пор находятся под защитой современных ценностей. Уорхола с Рембрандтом можно сравнить разве что в шутку. Искусство защищено от прошлого, потому что оно — нечто иное. Для китча нет таких различий. В противоположность стремлению искусства к новому, китч вращается среди традиционных форм. Новизна для китча скорее исключение, нежели правило».
Художник взъелся на искусство, не найдя себе места в нем. Но хотелось себя куда-то все-таки определить, взял и перешел в неискусство, антиискусство. При этом новыми терминами не озаботился, а использовал уже известный - китч. Но так как для китча в традиционном понимании Нердрум слишком хорош, придумал для него другое определение. Живописный модернизм сбросил с парохода современности древних мастеров, в то время как Нердрум их подобрал, тем самым получив отречение от современности, стиль которой, в свою очередь, был в то время в приоритете и тоже претендовал на традиционность. Нердрум выборочно традиционен.
Если говорить о тематике его произведений, то после сентиментализма, навеянного Штейнером, Достоевским и Сведенборгом, Нердрум обратился к реальности, к жизни, как она есть. Сюда относят его картину Сумерки (Twilight), где изображена какающая женщина. «Даже изображая ужасное, китч делает это безупречно красиво, как если бы перед вами был букет цветов”, пишет Нердрум.
sonvryky.livejournal.com
Одд Нердрум – Авторский проект Сергея Голубицкого
12 июня 2012 года в Норвегии начнется повторное судебное разбирательство по дело Одда Нердрума. Первый процесс состоялся в августе 2011 года и завершился беспрецедентно суровым приговором — двумя годами тюрьмы. Вердикт привел мировую общественность сначала в состояние ступора, а затем — яростного возмущения.
Одда Нердрума государство обвинило в укрытии части доходов и, соответственно, неуплате налогов с 14 029 150 норвежских крон (примерно 8,4 миллиона долларов). Показательно, что эти доходы относятся к периоду с апреля 1999 года по апрель 2003 года. Последующих доходы Нердрума в расчет не принимаются, потому что он в начале 2003 принял исландское гражданство…
Предвижу недоумение читателей: «О чем это он тут пишет?! Какой Нердрум? Какая Норвегия? Какие налоги?!» В самом деле: история, поданная в том виде, как я это сделал в начале своего поста, ничего кроме недоумения вызвать не может. Посмотрим, однако, как изменятся наши представления после того, как мы наполним сухую канву живыми деталями.
Начнем с главного: Одд Нердрум — не просто очередной гражданин Норвегии, а национальное достояние этого государства. Можно было бы, наверное, возразить, что коллизия, тем не менее, местная, а потому Норвегия с ней пусть сама разбирается, как считает нужным. Откуда же взялся колоссальный международный резонанс?

Объясняется резонанс просто: Одд Нердрум считается одним из величайших (а может и самым великим) художников современности. Величайшим на всей планете, а не в одной лишь Норвегии.Дабы читатель представил себе всю глубину общественного потрясения от сообщения о двухлетнем тюремном сроке для Одда Нердрума, приведу лишь небольшой факт: Грегори Дэвид Робертс, автор мирового бестселлера «Шантарам» (в свое время я с восторгом представил его читателям «Компьютерры») обратился с открытым письмом к премьер-министру Норвегии, в котором предложил отбыть полностью срок тюремного заключения вместо великого художника.

Все бы эти эмоции, наверное, не имели бы никакого значения (особенно в свете утвердившейся в мире парадигмы о полной равноценности «слесаря и профессора»), если бы не еще одно обстоятельство: Одд Нердрум виновным себя в уклонении от уплаты налогов категорически не признает, называет себя «первым политическим заключенным Европы», а Норвегию — страной победившей «национал-социалистической рабочей партии» новой эпохи.

Читатели, которых заинтересовала именно юридическая сторона дела, могут изучить материалы на портале freeoddnerdrum.com (копия судебного вердикта по первому процессу доступна по этому линку), я же ограничусь здесь лишь изложением общей канвы. В документах, представленных на суде, фигурируют многочисленные справки об исправной уплате налогов художником. Норвежский суд этого факта не отрицает, однако настаивает на частичном утаивании доходов, в частности — наличии у Одда Нердрума банковского сейфа, открытого в австрийском Райффайзене. В этом сейфе художник, якобы, хранил чуть меньше одного миллиона долларов, с которых и не уплатил полагающиеся налоги.

Защита представила на суде договор, заключенный Нердрумом с одной из американских художественных галерей, от которой поступило два платежа: 450 тысяч долларов (26 сентября 2002 года) и 325 тысяч (14 ноября 2002 года). Согласно договора, эти деньги не являются платой за продажу картин Нердрума, а ссудой для специального залогового депозита, создание которого потребовалось из-за непредвиденных обстоятельств. В период с 1983 по 1989 г.г. Нердрум написал 39 картин экспериментальным маслом собственного изобретения и все они были проданы ценителям живописи в Соединенных Штатах. Масло, к сожалению, не проявило ожидаемой устойчивости и спустя несколько лет потекло под воздействием высокой температуры. Как следствие картины, которые подвергнулись подобному воздействию, пришли в негодность.

Одд Нердрум в 90е годы исправно компенсировал покупателям испорченных картин убытки, переписывая их заново. Однако после биржевого кризиса 2000 года финансовое состояние многих покупателей ухудшилось и они предпочли компенсацию в виде возврата денег, а не переписанных картин. Именно для покрытия этих непредсказуемых убытков по договоренности с нью-йоркской галереей и был создан залоговый депозит, который хранился в банковской ячейке в Австрии. Галерея предоставила художнику ссуду, которую планировала покрывать за счет продажи новых картин Нердрума в будущем.

Поскольку депонированные в Райффайзенбанке деньги не являлись доходом Нердрума, никаких налогов с них он не уплачивал. Суд, однако, отказался приобщить к делу предоставленный защитой договор, заявив, что он фиктивный и создан художником в сговоре с американской галереей. Такое впечатление, что судья Хайди Хеггдаль судила не художника, а фальшивомонетчика.
Наконец, последнее. Даже если отвергнуть все доводы защиты и признать Нердрума виновным в уклонении от уплаты налогов, срок в два года тюремного заключения не имеет прецедента в Норвегии. Существенно более масштабные укрытия доходов, обычно, наказываются штрафом и несколькими месяцами домашнего ареста.

Одду Нердрому не только дали максимально возможный срок, но еще и запретили заниматься живописью во время отбытия наказания. Грегори Дэвид Робертс в своем обращении к правительству Норвегии обратил внимание на то, что искусство Нердрома является сокровищем всего человечества, а потому запрет на творчество наказывает не только 67-летнего художника, но и всю культуру и мировую цивилизацию.
Волна мировых протестов, конечно же, не осталась без результата. В феврале 2012 года Верховный суд Норвегии постановил пересмотреть дело Одда Нердрума. Новое разбирательство как раз и назначено на 12 июня.

Во всей этой истории меня лично больше всего поражает ярость норвежского государства, с которой оно преследует художника. Чем же так насолил Одд Нердрум одному из столпов европейской демократии? Ответ подсказывает творческая биография художника. Одд Нердрум стоит абсолютным особняком в современном искусстве, поскольку с первого своего полотна категорически отвергает все доминирующие тенденции модернизма и постмодернизма. Нердрум рисует в традиции Рубенса и Караваджо, наполняя технику великих мастеров совершенно современным содержанием и сюжетами.

Эффект получается ошеломительный, поскольку в современном контексте повальной деформации формы и шаблонизации содержания картины Нердрума, написанные в эстетике Великой Традиции, смотрятся инопланетным диссидентством. Сам Одд полагает, что Норвегия — страна победившего социализма — мстит ему за его воинственный индивидуализм и нежелание поддерживать оболванивающую унификацию вкусов, характерную для эпохи массового искусства.

Если кто-то из читателей после прочтения моего поста, пожелает самостоятельно изучить материалы дела Одда Нердрума, а также познакомиться поближе с его творчеством, я буду счастлив, поскольку посчитаю свою культуртреггерскую миссию выполненной. Я также буду признателен тем, кто выразит слова поддержки художнику (сделать это можно на портале «Интитута Нердрума» либо на вебсайте «Свобода Нердруму!»).

Тэги: искусствокультураНациональная деловая сетьНДС
- Следующий НДС: Монетизация страха
- Предыдущий GPS-навигатор LEXAND STR-5350 HD
sgolub.ru
Одд Нердрум: Высокий китч
Картины Одда Нердрума (Odd Nerdrum) подходят под определение китча так же плохо, как и для того, чтобы повесить их в гостинной. Сам художник называет себя не иначе как „королем китча“ и „историческим анархистом“, а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта. Используя технику чиароскуро, он отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к прошлому. Широкая известность Нердрума, с одной стороны, и его оппозиция к модернистскому истеблишменту и аутсайдерство, с другой, оставляют открытым вопрос, чем же самом деле является его творчество — китчем или искусством.Война норвежца Одда Нердрума с модернизмом началась еще в детстве. „Я был причащен к искусству в ранние годы и в возрасте 9 лет рисовал абстрактные картины. Отчим был образованным человеком и собирал модернистское искусство. Однажды во время лыжной прогулки мы созерцали расстелившуюся перед нами долину с великолепным закатом. “Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку” — сказал он мне. Моя мать тоже была утонченной натурой и считала религиозность свидетельством необразованности“. Наделенный непокорным темпераментом, Нердрум очень быстро начал ставить под сомнение принципы искусства, котрые ему пытались навязать. В 1962 году он решил поступить в Национальную академию искусств в Осло. Всем абитуриентам необходимо было предоставить на рассмотрение комиссии три полотна. Две картины , которые представил Одд, были выполнены в его характерном стиле, а вот третья была всего лишь зарисовкой на скорую руку, которую Нердрум элементарно не успел закончить. Тот факт, что именно эта картина вызвала восхищение у членов приемной комиссии и стала его проходным билетом в лучшую арт-школу страны, заставил Нердрума еще раз усомниться в критериях, по которым определялась ценность модернистской живописи, требовавшей так мало усилий и умений. „Как я ни старался пробить себе дорогу в искусстве конца 60-х, я слышал повсюду эхо слов, сказанных мне однажды отчимом. Реакция на мои работы была еще хуже, чем та, которую испытал на себе Эдвард Мунк, ставший модернистом вскоре после столкновения с общественным мнением . Я пытался изо всех сил быть столь хорошим художником, каким я только мог. В конце 70-х я начал понимать, что именно было не так. Две мои работы “Арест” и “Убийство Андреаса Бадера” должны были участвовать в одной выставке (участие в выставке тогда было платным), однако их сняли до открытия с объяснением, что из выставочного зала нужно было убрать все “декорации”. Тогда я понял: я не художник“. Побывав в Америке и познакомившись с работами представителей модного поп-арта, Одд Нердрум окончательно потерял всякий интерес к модернизму: „Модернизм выглядел старым и грустным, я был сыт им по горло“. Решительно настроившись плыть против течения, он вскоре принял участие в своей первой выставке на родине и немедленно был подвергнут громкой критике в местной прессе. Норвежские искусствоведы возмущались, как может начинающий художник одним махом отбросить сюрреализм, куббизм, Клее, Кандинского, Пикассо, Бекона — все то, что составляло гордость европейской живописи за последние полвека. С тех пор прошло немало времени, Одд Нердрум — зрелый мастер с мировым именем, но споры вокруг него не прекращаются. В 90-х он вел затяжную войну с Национальной академией икусств в Осло за возможность преподавать в ее стенах традиционную фигуративную живопись, что вызвала настоящую истерию в академических кругах. Крепость модернизма все-таки устояла, хотя ее репутация была существенно подпорчена. Применение цензуры (а исключение традиционного стиля из учебной программы Академии нельзя квалифицировать иначе как цензуру) еще раз подтверждает мысль о том, что модернизм давно превратился из бунтаря в воинственного блюстителя традиций. „Не говорите: "Это настоящее искусство" о творчестве Одда Нердрума. "Искусство" значит просто пренебрежение к ремеслу, пренебрежение к прошлому и пренебрежение к традиционному обучению. Следовательно, Одд Нердрум не может называться художником. Его картины никоим образом не принадлежат нашему времени. Художник комментирует свое время, Одд Нердрум этого не делает. Художник должен еще и использовать современные средства, такие как видео и компьютер, и он не должен делать работу своими руками. Ничего из этого описания не подходит к Одду Нердруму. В каком-то смысле Одд Нердрум живет в эру, предшествующую изобретению искусства, в эру, когда можно было восторгаться художником способным нарисовать нечто кажущееся живым. Это позволяет ему не только восхищаться старыми мастерами и изучать их, но и попытаться достичь и превзойти их достижения... Это было бы катастрофой — смотреть на работы Одда Нердрума в "арт-очках". Но, к сожалению, это верно и для многих остальных. Мы говорим о молодой девушке, владеющей мастерством живописи, что она преуспеет в жизни. "Она станет большим художником," — говорят одни. "С ее талантом? Несомненно!" — говорят другие. Как мы ошибаемся — это как раз то, что свидетельствует против нее... Искусство это то, что вы отказываетесь принимать как искусство. Если мы указываем на картину и говорим, что это искусство, мы на самом деле имеем ввиду, что этот человек ничего не умеет. У искусства есть проблемы с восприятием тела, но лишь в том случае, когда оно нарисовано на холсте и выглядит живым. Поэтому мы говорим, что искусство во многом христианское. Благодаря своим античувственным законам, начиная с XIX века, оно стало заменой Бога. Стало возможным верить в "искусство" вместо "Бога". Как раньше "Бога", "искусство" стали наделать силой спасения человеческих душ — созерцание картины стали описывать как "произнесение молитвы". Поскольку искусство стало религией, стало важным самопожертвование. Художник должен страдать за правду подобно христианским мученикам. По-видимому, они были в большей степени христиане, чем тот, кто не умер за свою веру. Это во многом помогло бедному, неизвестному художнику. Он просто смог видеть себя великомучеником, страдающим за своего Бога - искусство. И потому идея этого нового феномена стала победа духа над телом, широкие женские тазы в Барокко изгнали для того, чтобы дать место безцеллюлитной духовности искусства“ (Jan-Ove Tuv, ассистент Одда Нердрума).Одд Нердрум, прямая речь: «Прапрадедушка модернизма Платон говорит с презрением о “мимезисе” — подражании природе, для него единственное добро и единственная красота — это идеи и абсолютная правда. Этот же принцип лег в основу христианского мира. Столетиями ремесленник был причастен к искусству, теперь имеют значение лишь идеи. В современном искусстве вопрос не в том, чтобы работа была хорошо выполнена; для критиков и кураторов важно, чтобы она содержала правильные идеи. Она может быть откровенно слабой, тогда послание совершает самый короткий путь — как в Средние века. Возрождение с его преклонением красоте тела и необходимым мастерством техники вновь ввело в обиход понятие “мимезиса”: великолепно нарисованная мадонна затмила своей красотой и осязаемостью настоящую Мадонну. Подтверждение своего существования искусство получало в этом столетии благодаря борьбе с традицией, историей и властью. Как христианство предавало проклятию своих оппонентов, так поступал и Модернизм, и правителем Модернистского ада был назван китч — антитеза современному искусству. Китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического. Как сказал в 30-е годы австрийский философ Герман Брош: “Китч — это Антихрист, застой и смерть”. Есть высокие формы китча, по словам Броша: “В китче есть гении подобно Вагнеру и Чайковскому”. Цыганка и плачущий мальчуган, бабушка с ребенком на колене и рыбак с трубкой, два силуэта на фоне закатного неба — все это стало запрещенной темой для образованного вкуса. Этот так называемый “простой” или “слепой” вкус противостоял Марксу, Фрейду и всей современной элите. Огромное заблуждение модернистов заключается в том, что они требовали от классического фигуративного художника то, что он не мог им дать: постоянного обновления, поражающих экспериментов. Процесс исключения, начавшийся с ужасного момента зарождения Модернизма, привел к тому, что музыка Пуччини и Сибелиуса была объявлена китчем. Многие художники быстро акклиматизировались — Мунк и Финн Галлен Каллела стали модернистами, и даже Илья Репин в России стал писать исходя из “новой правды”. Сегодня модернизм сам стал традицией, охватившей весь западный мир. Институты и критики, художники и образованная публика обязаны быть “открытыми к новому”. Что важно в этом контексте, так это немодернистское всеприятие существующего порядка. Глядя на положение китча в конце столетней модернистской эры, можно было бы предположить, что постмодернистское восстание против “одной и единственной правды”, предоставит ему шанс. Но для меня удивительно, что пространство для “человеческого голоса” так ограничено, как будто закат — это только вода и воздух, преломленные лучи света. Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства. Несмотря на укоренившееся мнение, китч далек от политической пропаганды, Гитлер и Сталин составили из всех искусств мощные механизмы, которые служили их политике. Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит. Пикассо и Уорхол с самого начала и до сих пор находятся под защитой современных ценностей. Уорхола с Рембрандтом можно сравнить разве что в шутку. Искусство защищено от прошлого, потому что оно — нечто иное. Для китча нет таких различий. В противоположность стремлению искусства к новому, китч вращается среди традиционных форм. Новизна для китча скорее исключение, нежели правило. Открыв для себя природу искусства и природу китча, я понял свое место. Я знаю теперь, что я не художник и раньше я оскорблял внимание, уделенное мне прессой и интеллигенцией, обманывая их ожидания. Но в моей работе все на поверхности, мне нечего сказать ни художнику, ни интеллектуалу. И они были правы, не находя в моих работах ни интеллекта, ни современности. Искусство существует ради самого себя и обращается к публике, китч служит самой жизни и обращается к индивидууму. Хорошо или плохо, но господство модернизма произвело освобождающий эффект. Идея нового мира, усовершенствованного как этически, так и эстетически, была исповедана как коммунистами и нацистами, так и модернистами. Изобретения модернистов доказали, что не существует установленного порядка вещей, ничто не имеет своей четкой формы. Это просветление и чистота мысли являются безусловной заслугой модернистов, но что мы упустили? 1. Открытое доверчивое лицо 2. Чувственную кожу 3. Золотые закаты 4. Мечты о вечном. Взятые вместе эти ценности теперь ясно указывают на китч. В отличие от многих людей, думающих, что, если бы Рембрандт жил сегодня, он был бы Джексоном Поллоком или концептуальным художником, я считаю, что самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем. В искусстве есть очевидные границы — табу против красивой и открытой жизни, с которой вы встречаетесь. Но если чувственности, которую не может вместить в себя искусство, просто дать другое имя, все станет значительно проще. Китч должен быть отделен от искусства. “Китч” — сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе. Может быть, модернисты уважали бы подобную работу, когда б она не причислялась к искусству и честно являла свою подлинную сущность“.Картины Одда Нердрума (Odd Nerdrum) подходят под определение китча так же плохо, как и для того, чтобы повесить их в гостинной. Сам художник называет себя не иначе как „королем китча“ и „историческим анархистом“, а в свои единомышленники записывает Сибелиуса, Репина, Чайковского, Рахманинова, Гершвина, Родена и Рембрандта. Используя технику чиароскуро, он отбрасывает все достижения модернистской живописи и ставит под сомнение догму о том, что художник способен создать нечто новое, только повернувшись спиной к прошлому. Широкая известность Нердрума, с одной стороны, и его оппозиция к модернистскому истеблишменту и аутсайдерство, с другой, оставляют открытым вопрос, чем же самом деле является его творчество — китчем или искусством.
Война норвежца Одда Нердрума с модернизмом началась еще в детстве. „Я был причащен к искусству в ранние годы и в возрасте 9 лет рисовал абстрактные картины. Отчим был образованным человеком и собирал модернистское искусство. Однажды во время лыжной прогулки мы созерцали расстелившуюся перед нами долину с великолепным закатом. “Это красиво, но если ты станешь художником, никогда не вздумай рисовать подобных картин, иначе тебя не возьмут на Осеннюю Выставку” — сказал он мне. Моя мать тоже была утонченной натурой и считала религиозность свидетельством необразованности“. Наделенный непокорным темпераментом, Нердрум очень быстро начал ставить под сомнение принципы искусства, котрые ему пытались навязать. В 1962 году он решил поступить в Национальную академию искусств в Осло. Всем абитуриентам необходимо было предоставить на рассмотрение комиссии три полотна. Две картины , которые представил Одд, были выполнены в его характерном стиле, а вот третья была всего лишь зарисовкой на скорую руку, которую Нердрум элементарно не успел закончить. Тот факт, что именно эта картина вызвала восхищение у членов приемной комиссии и стала его проходным билетом в лучшую арт-школу страны, заставил Нердрума еще раз усомниться в критериях, по которым определялась ценность модернистской живописи, требовавшей так мало усилий и умений.
„Как я ни старался пробить себе дорогу в искусстве конца 60-х, я слышал повсюду эхо слов, сказанных мне однажды отчимом. Реакция на мои работы была еще хуже, чем та, которую испытал на себе Эдвард Мунк, ставший модернистом вскоре после столкновения с общественным мнением . Я пытался изо всех сил быть столь хорошим художником, каким я только мог. В конце 70-х я начал понимать, что именно было не так. Две мои работы “Арест” и “Убийство Андреаса Бадера” должны были участвовать в одной выставке (участие в выставке тогда было платным), однако их сняли до открытия с объяснением, что из выставочного зала нужно было убрать все “декорации”. Тогда я понял: я не художник“.
Побывав в Америке и познакомившись с работами представителей модного поп-арта, Одд Нердрум окончательно потерял всякий интерес к модернизму: „Модернизм выглядел старым и грустным, я был сыт им по горло“. Решительно настроившись плыть против течения, он вскоре принял участие в своей первой выставке на родине и немедленно был подвергнут громкой критике в местной прессе. Норвежские искусствоведы возмущались, как может начинающий художник одним махом отбросить сюрреализм, куббизм, Клее, Кандинского, Пикассо, Бекона — все то, что составляло гордость европейской живописи за последние полвека. С тех пор прошло немало времени, Одд Нердрум — зрелый мастер с мировым именем, но споры вокруг него не прекращаются. В 90-х он вел затяжную войну с Национальной академией икусств в Осло за возможность преподавать в ее стенах традиционную фигуративную живопись, что вызвала настоящую истерию в академических кругах. Крепость модернизма все-таки устояла, хотя ее репутация была существенно подпорчена. Применение цензуры (а исключение традиционного стиля из учебной программы Академии нельзя квалифицировать иначе как цензуру) еще раз подтверждает мысль о том, что модернизм давно превратился из бунтаря в воинственного блюстителя традиций.
„Не говорите: "Это настоящее искусство" о творчестве Одда Нердрума. "Искусство" значит просто пренебрежение к ремеслу, пренебрежение к прошлому и пренебрежение к традиционному обучению. Следовательно, Одд Нердрум не может называться художником. Его картины никоим образом не принадлежат нашему времени. Художник комментирует свое время, Одд Нердрум этого не делает. Художник должен еще и использовать современные средства, такие как видео и компьютер, и он не должен делать работу своими руками. Ничего из этого описания не подходит к Одду Нердруму. В каком-то смысле Одд Нердрум живет в эру, предшествующую изобретению искусства, в эру, когда можно было восторгаться художником способным нарисовать нечто кажущееся живым. Это позволяет ему не только восхищаться старыми мастерами и изучать их, но и попытаться достичь и превзойти их достижения... Это было бы катастрофой — смотреть на работы Одда Нердрума в "арт-очках". Но, к сожалению, это верно и для многих остальных. Мы говорим о молодой девушке, владеющей мастерством живописи, что она преуспеет в жизни. "Она станет большим художником," — говорят одни. "С ее талантом? Несомненно!" — говорят другие. Как мы ошибаемся — это как раз то, что свидетельствует против нее... Искусство это то, что вы отказываетесь принимать как искусство. Если мы указываем на картину и говорим, что это искусство, мы на самом деле имеем ввиду, что этот человек ничего не умеет. У искусства есть проблемы с восприятием тела, но лишь в том случае, когда оно нарисовано на холсте и выглядит живым. Поэтому мы говорим, что искусство во многом христианское. Благодаря своим античувственным законам, начиная с XIX века, оно стало заменой Бога. Стало возможным верить в "искусство" вместо "Бога". Как раньше "Бога", "искусство" стали наделать силой спасения человеческих душ — созерцание картины стали описывать как "произнесение молитвы". Поскольку искусство стало религией, стало важным самопожертвование. Художник должен страдать за правду подобно христианским мученикам. По-видимому, они были в большей степени христиане, чем тот, кто не умер за свою веру. Это во многом помогло бедному, неизвестному художнику. Он просто смог видеть себя великомучеником, страдающим за своего Бога - искусство. И потому идея этого нового феномена стала победа духа над телом, широкие женские тазы в Барокко изгнали для того, чтобы дать место безцеллюлитной духовности искусства“ (Jan-Ove Tuv, ассистент Одда Нердрума).
Одд Нердрум, прямая речь: «Прапрадедушка модернизма Платон говорит с презрением о “мимезисе” — подражании природе, для него единственное добро и единственная красота — это идеи и абсолютная правда. Этот же принцип лег в основу христианского мира. Столетиями ремесленник был причастен к искусству, теперь имеют значение лишь идеи. В современном искусстве вопрос не в том, чтобы работа была хорошо выполнена; для критиков и кураторов важно, чтобы она содержала правильные идеи. Она может быть откровенно слабой, тогда послание совершает самый короткий путь — как в Средние века. Возрождение с его преклонением красоте тела и необходимым мастерством техники вновь ввело в обиход понятие “мимезиса”: великолепно нарисованная мадонна затмила своей красотой и осязаемостью настоящую Мадонну. Подтверждение своего существования искусство получало в этом столетии благодаря борьбе с традицией, историей и властью. Как христианство предавало проклятию своих оппонентов, так поступал и Модернизм, и правителем Модернистского ада был назван китч — антитеза современному искусству. Китч стал единым обозначением для всего, что не было новым и интеллектуальным, для всего старомодного, сентиментального, мелодраматического и патетического. Как сказал в 30-е годы австрийский философ Герман Брош: “Китч — это Антихрист, застой и смерть”. Есть высокие формы китча, по словам Броша: “В китче есть гении подобно Вагнеру и Чайковскому”. Цыганка и плачущий мальчуган, бабушка с ребенком на колене и рыбак с трубкой, два силуэта на фоне закатного неба — все это стало запрещенной темой для образованного вкуса. Этот так называемый “простой” или “слепой” вкус противостоял Марксу, Фрейду и всей современной элите. Огромное заблуждение модернистов заключается в том, что они требовали от классического фигуративного художника то, что он не мог им дать: постоянного обновления, поражающих экспериментов. Процесс исключения, начавшийся с ужасного момента зарождения Модернизма, привел к тому, что музыка Пуччини и Сибелиуса была объявлена китчем. Многие художники быстро акклиматизировались — Мунк и Финн Галлен Каллела стали модернистами, и даже Илья Репин в России стал писать исходя из “новой правды”.
Сегодня модернизм сам стал традицией, охватившей весь западный мир. Институты и критики, художники и образованная публика обязаны быть “открытыми к новому”. Что важно в этом контексте, так это немодернистское всеприятие существующего порядка. Глядя на положение китча в конце столетней модернистской эры, можно было бы предположить, что постмодернистское восстание против “одной и единственной правды”, предоставит ему шанс. Но для меня удивительно, что пространство для “человеческого голоса” так ограничено, как будто закат — это только вода и воздух, преломленные лучи света. Китч ставит вечные человеческие вопросы, смотрит на жизнь серьезно, жертвует смехом ради покоя, ищет индивидуальности в противовес иронии и скептицизму искусства. Несмотря на укоренившееся мнение, китч далек от политической пропаганды, Гитлер и Сталин составили из всех искусств мощные механизмы, которые служили их политике. Китч — страстная форма выражения на всех уровнях, а не слуга идей. И в то же время он связан и с религией, и с правдой. В китче мастерство — решающий критерий качества. Стандартом является лучшее из созданного в истории, поэтому китч остается без защиты законов того времени, к которому он принадлежит. Пикассо и Уорхол с самого начала и до сих пор находятся под защитой современных ценностей. Уорхола с Рембрандтом можно сравнить разве что в шутку. Искусство защищено от прошлого, потому что оно — нечто иное. Для китча нет таких различий. В противоположность стремлению искусства к новому, китч вращается среди традиционных форм. Новизна для китча скорее исключение, нежели правило.
Открыв для себя природу искусства и природу китча, я понял свое место. Я знаю теперь, что я не художник и раньше я оскорблял внимание, уделенное мне прессой и интеллигенцией, обманывая их ожидания. Но в моей работе все на поверхности, мне нечего сказать ни художнику, ни интеллектуалу. И они были правы, не находя в моих работах ни интеллекта, ни современности. Искусство существует ради самого себя и обращается к публике, китч служит самой жизни и обращается к индивидууму. Хорошо или плохо, но господство модернизма произвело освобождающий эффект. Идея нового мира, усовершенствованного как этически, так и эстетически, была исповедана как коммунистами и нацистами, так и модернистами. Изобретения модернистов доказали, что не существует установленного порядка вещей, ничто не имеет своей четкой формы. Это просветление и чистота мысли являются безусловной заслугой модернистов, но что мы упустили? 1. Открытое доверчивое лицо 2. Чувственную кожу 3. Золотые закаты 4. Мечты о вечном. Взятые вместе эти ценности теперь ясно указывают на китч. В отличие от многих людей, думающих, что, если бы Рембрандт жил сегодня, он был бы Джексоном Поллоком или концептуальным художником, я считаю, что самые лучшие картины Рембрандта, будь они написаны сегодня, сочли бы китчем. В искусстве есть очевидные границы — табу против красивой и открытой жизни, с которой вы встречаетесь. Но если чувственности, которую не может вместить в себя искусство, просто дать другое имя, все станет значительно проще. Китч должен быть отделен от искусства. “Китч” — сложный мир и это единственная чувственная форма выражения, способная воздать должное красивой работе. Может быть, модернисты уважали бы подобную работу, когда б она не причислялась к искусству и честно являла свою подлинную сущность“.
Догмы китча (Jan-Ove Tuv и студенты):Китч не бывает ироничным.В китче все люди изображены с уважением — независимо от возраста и социального статуса.Если ваша главная цель оригинальность, то вы не делаете китч. Китч ищет интенсивность, а не оригинальность.Цель — подойти к старым мастерам настолько близко, насколько возможно. Создатель китча старается развить свое мастерство, а не отдает предпочтение новому. Создатель китча не констатирует природу, а изучает ее. Создатель китча неудовлетворен своим недостатком знания. Для создателя китча все мастера современны. Создание нечто «нового» приводит творца китча в смущение, но, как сказал Аристотель: история может быть хорошей, даже если она новая. Для создателя китча стандартом «совершенствования» является достижение стандарта предыдущих мастеров. И даже если они превзойдены, он никогда не потеряет к ним уважения. Эллинистическая идея красоты - это догма, а не религия. Поскольку китч основан не на религии (как можно верить и чувствовать), а на мастерстве, следовательно, он зависит от догм. Сентиментальность положительна (Рембрандт) — сентиментализм отрицателен (Бугеро).Сентиментализм — враг сентиментальности, потому что он прикрывает иронию. Работа не может быть достаточно сентиментальной — «слишком много» это, на самом деле, слишком мало. «Иван Грозный» Ильи Репина - это сентиментальная картина. Мораль положительна, поскольку она основана на гуманности. Морализм отрицателен. Мастерство руки - это сопутствующий друг головы. Мастерство, а не «честность». Сравнение — единственный способ понять качество. Сравните Пикассо и Рембрандта: время это не отговорка.«Наше время» и «оригинальность» - это фольклор и препятствие. Стремление воплотить свою собственную меланхолию с помощью мастерства это качество создателя китча. Китчевый человек жил много раз, он не может предать свою память. Интенсивность восприятия природы делает его магическим общим свойством. Если вы можете это сделать лучше, чем когда вы впервые это увидели, значит вы подходите к высокому китчу. Существует связь между вами и великими работами, которыми вы восхищаетесь. Вы отождествляете себя с теми, кто не следовал метафизике времени. Чудеса живописи приносят наибольшую радость. Создатель китча хочет видеть озаренную материю, чистые цвета - это лишь непроницаемая темнота. Если вы оглядываетесь, озабоченные требованиями времени, значит, вы больше не делаете китч. Китч всегда будет в конфликте с университетом, государством и бюрократией — потому что он представляет человеческую уязвимость. Высокий китч вскрывает клише силы. Волшебник не должен властвовать миром, он должен только играть с ним. Так же и с высоким китчем. Хороший рисунок без естественного ритма - это плохой рисунок. Создатель китча видит в страдании локальную проблему, в которой есть универсальное содержание. Создатель китча идет в пещеру в поисках маленького темного пламени. В китчевой работе поверхность раскрывает все, это единственный подход к подтексту. Китчевая работа всегда пахнет потом. Китчевая работа должна быть увидена глазами, а не ушами. Время несущественно, качество - это все, время - это ничто. Создатель китча обращается к старым мастерам не потому, что они старые, а потому что они мастера. Цель - бессмертие шедевра, а не эскиз. Создатель китча живет только ради шедевра. Три этапа китча: эгоцентричный — смотри на меня; геоцентричный — смотри, что я могу сделать; гелиоцентричный (который может быть достигнут только через геоцентричный) — смотри, что я открыл. Китч это гуманность, чувственность, свет.
pyxc.ru
Одд Нердрум - Ирина Заяц
12 июня 2012 года в Норвегии начнется повторное судебное разбирательство по дело Одда Нердрума. Первый процесс состоялся в августе 2011 года и завершился беспрецедентно суровым приговором - двумя годами тюрьмы. Вердикт привел мировую общественность сначала в состояние ступора, а затем - яростного возмущения.
Одда Нердрума государство обвинило в укрытии части доходов и, соответственно, неуплате налогов с 14 029 150 норвежских крон (примерно 8,4 миллиона долларов). Показательно, что эти доходы относятся к периоду с апреля 1999 года по апрель 2003 года. Последующих доходы Нердрума в расчет не принимаются, потому что он в начале 2003 принял исландское гражданство...
Предвижу недоумение читателей: «О чем это он тут пишет?! Какой Нердрум? Какая Норвегия? Какие налоги?!» В самом деле: история, поданная в том виде, как я это сделал в начале своего поста, ничего кроме недоумения вызвать не может. Посмотрим, однако, как изменятся наши представления после того, как мы наполним сухую канву живыми деталями.
Начнем с главного: Одд Нердрум - не просто очередной гражданин Норвегии, а национальное достояние этого государства. Можно было бы, наверное, возразить, что коллизия, тем не менее, местная, а потому Норвегия с ней пусть сама разбирается, как считает нужным. Откуда же взялся колоссальный международный резонанс?
Объясняется резонанс просто: Одд Нердрум считается одним из величайших (а может и самым великим) художников современности. Величайшим на всей планете, а не в одной лишь Норвегии.Дабы читатель представил себе всю глубину общественного потрясения от сообщения о двухлетнем тюремном сроке для Одда Нердрума, приведу лишь небольшой факт: Грегори Дэвид Робертс, автор мирового бестселлера «Шантарам» (в свое время я с восторгом представил его читателям «Компьютерры») обратился с открытым письмом к премьер-министру Норвегии, в котором предложил отбыть полностью срок тюремного заключения вместо великого художника.
Все бы эти эмоции, наверное, не имели бы никакого значения (особенно в свете утвердившейся в мире парадигмы о полной равноценности «слесаря и профессора»), если бы не еще одно обстоятельство: Одд Нердрум виновным себя в уклонении от уплаты налогов категорически не признает, называет себя «первым политическим заключенным Европы», а Норвегию - страной победившей «национал-социалистической рабочей партии» новой эпохи.
Читатели, которых заинтересовала именно юридическая сторона дела, могут изучить материалы на портале freeoddnerdrum.com (копия судебного вердикта по первому процессу доступна по этому линку), я же ограничусь здесь лишь изложением общей канвы. В документах, представленных на суде, фигурируют многочисленные справки об исправной уплате налогов художником. Норвежский суд этого факта не отрицает, однако настаивает на частичном утаивании доходов, в частности - наличии у Одда Нердрума банковского сейфа, открытого в австрийском Райффайзене. В этом сейфе художник, якобы, хранил чуть меньше одного миллиона долларов, с которых и не уплатил полагающиеся налоги.
Защита представила на суде договор, заключенный Нердрумом с одной из американских художественных галерей, от которой поступило два платежа: 450 тысяч долларов (26 сентября 2002 года) и 325 тысяч (14 ноября 2002 года). Согласно договора, эти деньги не являются платой за продажу картин Нердрума, а ссудой для специального залогового депозита, создание которого потребовалось из-за непредвиденных обстоятельств. В период с 1983 по 1989 г.г. Нердрум написал 39 картин экспериментальным маслом собственного изобретения и все они были проданы ценителям живописи в Соединенных Штатах. Масло, к сожалению, не проявило ожидаемой устойчивости и спустя несколько лет потекло под воздействием высокой температуры. Как следствие картины, которые подвергнулись подобному воздействию, пришли в негодность.
Одд Нердрум в 90е годы исправно компенсировал покупателям испорченных картин убытки, переписывая их заново. Однако после биржевого кризиса 2000 года финансовое состояние многих покупателей ухудшилось и они предпочли компенсацию в виде возврата денег, а не переписанных картин. Именно для покрытия этих непредсказуемых убытков по договоренности с нью-йоркской галереей и был создан залоговый депозит, который хранился в банковской ячейке в Австрии. Галерея предоставила художнику ссуду, которую планировала покрывать за счет продажи новых картин Нердрума в будущем.
Поскольку депонированные в Райффайзенбанке деньги не являлись доходом Нердрума, никаких налогов с них он не уплачивал. Суд, однако, отказался приобщить к делу предоставленный защитой договор, заявив, что он фиктивный и создан художником в сговоре с американской галереей. Такое впечатление, что судья Хайди Хеггдаль судила не художника, а фальшивомонетчика.
Наконец, последнее. Даже если отвергнуть все доводы защиты и признать Нердрума виновным в уклонении от уплаты налогов, срок в два года тюремного заключения не имеет прецедента в Норвегии. Существенно более масштабные укрытия доходов, обычно, наказываются штрафом и несколькими месяцами домашнего ареста.
Одду Нердрому не только дали максимально возможный срок, но еще и запретили заниматься живописью во время отбытия наказания. Грегори Дэвид Робертс в своем обращении к правительству Норвегии обратил внимание на то, что искусство Нердрома является сокровищем всего человечества, а потому запрет на творчество наказывает не только 67-летнего художника, но и всю культуру и мировую цивилизацию.
Волна мировых протестов, конечно же, не осталась без результата. В феврале 2012 года Верховный суд Норвегии постановил пересмотреть дело Одда Нердрума. Новое разбирательство как раз и назначено на 12 июня.
Во всей этой истории меня лично больше всего поражает ярость норвежского государства, с которой оно преследует художника. Чем же так насолил Одд Нердрум одному из столпов европейской демократии? Ответ подсказывает творческая биография художника. Одд Нердрум стоит абсолютным особняком в современном искусстве, поскольку с первого своего полотна категорически отвергает все доминирующие тенденции модернизма и постмодернизма. Нердрум рисует в традиции Рубенса и Караваджо, наполняя технику великих мастеров совершенно современным содержанием и сюжетами.
Эффект получается ошеломительный, поскольку в современном контексте повальной деформации формы и шаблонизации содержания картины Нердрума, написанные в эстетике Великой Традиции, смотрятся инопланетным диссидентством. Сам Одд полагает, что Норвегия - страна победившего социализма - мстит ему за его воинственный индивидуализм и нежелание поддерживать оболванивающую унификацию вкусов, характерную для эпохи массового искусства.
Если кто-то из читателей после прочтения моего поста, пожелает самостоятельно изучить материалы дела Одда Нердрума, а также познакомиться поближе с его творчеством, я буду счастлив, поскольку посчитаю свою культуртреггерскую миссию выполненной. Я также буду признателен тем, кто выразит слова поддержки художнику (сделать это можно на портале «Интитута Нердрума» либо на вебсайте «Свобода Нердруму!»).
 |
Перепост интересной во всех отношениях статьи. К сожалению, в русском интернете я не нашла информации, чем закончился пересмотр дела в июне, даже на Википедии ничего нет.Источник - блог Сергея Голубицкого.
marcuscurrit.livejournal.com
Два года без права рисовать
Норвежского художника Одда Нердрума приговорили к тюремному заключению за сокрытие доходов от государства. Artinfo сообщает, что под стражей он не сможет заниматься живописьюНорвежский художник Одд Нердрум (Odd Nerdrum), стилизующий свои китчево-сюрреалистические работы под полотна старых мастеров, попал в поле зрения правоохранительных органов. По словам норвежских властей, между 1998 и 2002 годами он не выплатил налоги с доходов на сумму 2,5 миллиона долларов. Недавно Нердрум был приговорен к двум годам тюремного заключения, причем без возможности выйти под залог. Что самое печальное, по всей видимости, в тюрьме художнику будет запрещено заниматься живописью. Это обусловлено тем, что в Норвегии отбывающим срок заключенным не разрешается продолжать свою профессиональную деятельность в стенах исправительных учреждений. Непрофессиональные художники, однако, вполне могут посвятить долгие тюремные дни творческому хобби: так, грабитель Джонни Тендрап (Johnny Thendrup), осужденный в 2004 году на 13 лет за вооруженное ограбление, взялся за кисть еще когда его дело только рассматривалось в суде. Сейчас он отбывает срок в тюрьме для особо опасных преступников и продолжает рисовать.
Районный суд Осло признал Одда Нердрума виновным в мошенничестве с отягчающими обстоятельствами, особо подчеркнув, что художник «приложил серьезные усилия для того, чтобы скрыть свои доходы, в частности поместив крупную сумму денег на хранение в индивидуальную банковскую ячейку». Нердрум заявил в свое оправдание, что он укрыл вышеупомянутые деньги на случай экстренной необходимости для возмещения убытков коллекционерам. Дело в том, что в 80-е годы Нердрум создал серию картин с использованием новой техники, однако та не оправдала ожиданий и произведения начали разрушаться, так что некоторые покупатели пожелали получить свои деньги обратно.
Художник не считает себя виновным и намерен обжаловать решение суда. Он утверждает, что половину полагающихся налогов выплатил еще в 1998 году, а вторую половину внес в 2002-м. Он также посетовал, что у него «плохо с математикой», так что все финансовые вопросы решал за него его бухгалтер.
Представители норвежского арт-сообщества уже высказались критически по поводу строгого приговора, вынесенного 67-летнему художнику. Профессор искусствоведения Ойвинд Сторм Бьерке (Øivind Storm Bjerke) полагает, что в подобных делах «для гениев должны делаться исключения». Он сослался на пример Эдварда Мунка, «у которого также долгое время были проблемы с налоговыми органами». Издатель Андерс Хегер (Anders Heger) считает, что художники не должны отчитываться перед государством о своих доходах так же, как крупные компании. Однако приговор приговором, но тот факт, что Нердруму в тюрьме будет запрещено заниматься живописью, по мнению Artinfo, выглядит, мягко говоря, странно.
Материал подготовила Мария Эстрова, AI
Источник: artinfo.com, newsinenglish.no, artinvestment.ru
artinvestment.ru
Одд Нердрум - Пути - Дороги...
men_provokatorВ последнее время я часто просматриваю работы современных художников. Сегодня я посетил сайт норвежского художника Одда Нердрума.На творчество Нердрума полияли такие художники, как Караваджо и Рембрандт.Его работы скандальные и завораживающие!2.3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Ну и в самом конце очень пикантная картина мастера - "Какающая женщина".
На сайте мастера есть еще много интересных произведений современного искуства.men-provokator.livejournal.com