Джованни Сегантини. Возвращение в Милан. Сегантини джованни картины


Джованни Сегантини - Блог разнузданного гуманизма

Когда я увидела в музее картину Джованни Сегантини «Злые матери», она меня заинтересовала. Я поняла, что художник, скорее всего, осуждал матерей, сделавших аборт, но все равно выглядела картина странно даже на фоне всего собрания галереи Бельведер в Вене. /800/600/https/img-fotki.yandex.ru/get/16156/248045274.43/0_df9ae_871116ed_XL.jpg

Я тогда искала что-нибудь об этой картине и художнике, но не нашла. А тут я купила книгу «Искусство тоталитарной Италии» и там нашла еще одну картину Джованни Сегантини «Наказание похоти», очень похожую на «Злых матерей». Это заставило меня опять поискать материалы про художника.

Джованни Сегантини родился в 1858 году в Арко на озере Гарда близ Тренто в бедной семье. Тогда этот регион принадлежал Австро-Венгрии.Когда ему было 5 лет, умерла его мать. Ей было всего 29 лет. Вряд ли, конечно, сразу, но у Сегантини сформировался какой-то культ умершей матери. Он считал даже, что виновен в ее смерти, потому что роды были тяжелыми, родился он слабеньким, но потом выправился, а мать так полностью и не оправилась. «Я храню ее, мою маму, в памяти, и если бы это было возможно, чтобы сейчас, в этот момент, она появилась перед моими глазами, я бы узнал ее спустя 31 год. Я снова вижу ее глазами духа, этот высокий образ, как она устало шагает. Она была красивой, не такой, как утренняя заря или день, а как закат солнца весной. Когда она умерла, ей не было еще и 29 лет… Своим рождением я ослабил мою мать, от чего она и умерла спустя 5 лет. Чтобы оправиться от этой слабости на четвертый год после родов она отправилась в Триент, но лечения не оказали ожидаемого действия».

После смерти жены, отец Джованни перебрался в Милан. Дело в том, что умершая жена была у него второй, а в Милане жили уже взрослые дети от первого брака. Он спихнул ребенка на них, а сам с еще одним сыном уехал в Америку, и больше о нем не слышали.Жизнь в семьях сводных сестер и братьев оказалась тяжелой. Мальчика якобы на целый день запирали в комнате, его не любили. Один раз он убежал и нашел приют у пастухов. Потом его вернули домой. Жил он то у брата, то у сестры. Брат торговал колбасой, сестра вышла замуж за виноторговца. Мальчик продолжал сбегать из дома.

Он любил рисовать. Один раз в очередном побеге он жил в деревне, где ему поручили следить за свиньями. Он нарисовал свинью на камне около хлева. Рисунок так восхитил крестьян, что они этот камень унесли из хлева и поставили в центре деревни. Другой раз он рисовал мертвого младенца. «В первый раз я взял в руки карандаш для рисования, когда услышал, как женщина, всхлипывая, говорила своей соседке: “Ах, если бы у меня хотя бы была ее картина, она была так красива!” При этих словах я взволнованно взглянул на красивое лицо молодой, полной отчаяния матери. Одна из присутствующих женщин показала на меня и сказала: “Пусть картину нарисует этот мальчик, он очень способный”. Красивые, полные слез глаза молодой матери обратились ко мне. Она ничего не сказала, пошла в комнату, и я последовал за ней. В колыбели лежало тело маленькой девочки, которой было не больше года; женщина дала мне бумагу и карандаш, и я начал. Я работал много часов, женщина хотела, чтобы я изобразил ребенка живым. Я не знаю, получилась ли работа художественной, но я помню, что, вероятно, один миг женщина была счастлива, казалось, она забыла о своей скорби. Все же карандаш остался в доме бедной матери, а я лишь спустя много лет снова принялся за рисование. Тем не менее, возможно, это послужило первым зерном, из которого развилась мысль о том, что при помощи этого я мог бы выражать чувства».

Побеги надоели родным, и Джованни отправили в исправительный приют в Милане.

Вообще, возможно, он наговаривал на своих родных. Так он считал, что сестра нарочно лишила его Австро-Венгерского подданства, и он в результате всю жизнь не имел гражданства, и из-за этого он не смог попасть в места, где родился. Но на самом деле он не мог попасть на территорию Австро-Венгрии потому, что уклонился от службы в армии.

В приюте Джованни тоже чудил. Когда он должен был в первый раз идти на причастие, то настойчиво сопротивлялся. Он отбыл наказание, наложенное на него за это, и сбежал. Его схватили и вернули обратно, и он оставался в учреждении, пока ему не исполнилось пятнадцать лет. Его начальники соблаговолили согласовать свои методы воспитания с его характером. При этом они стали лучше ладить с ним. В конце концов, он осуществил свое желание, которое долгое время лелеял, и его отдали в обучение художнику. Учился он в Академии изящных искусств ди Брера в Милане. В 20 лет, не окончив курс, Сегантини, бросил учебу. Но он всю жизнь учился сам, пробовал разные техники, а также писал пьесы.

В 23 года Сегантини влюбился в сестру своего однокурсника. До этого он романов не имел. Он попросил разрешения ее нарисовать в облике средневековой дамы с соколом. /800/600/https/i.pinimg.com/736x/53/34/26/533426d7071dc126865ea8d42beb8a84--giovanni-giacometti-swiss.jpgБеатриче (Биче) Бугатти была из состоятельной семьи, на ней даже хотел жениться композитор Пуччини, но она выбрала художника. /800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/dc/Segantini_1882.jpg/200px-Segantini_1882.jpg

/800/600/https/www.swissinfo.ch/image/41357714/3x2/640/426/b9c7b973ddbaa1f56c1362d794006f70/rJ/akg958097_low-jpg.jpg

Они жили вместе, имели 4-х детей, но так и не венчались. По-видимому, художник не любил церковь. В 30 лет Сеганини решил, что нужно жить в горах. Вместе с женой и детьми они пешком добрались до Швейцарии. Но переходы через альпийские перевалы так утомительны, что, несмотря на вечную нехватку денег, они все-таки взяли экипаж. Проезжая деревню Савоньин (Savognin), Джованни воскликнул: «Мне не нужно другого места! Я останусь здесь!», тут семья и прожила восемь лет. Потом семейство перебралось в Малойю (Maloja того же кантона Грубюнден).Сегантини предпочитал писать на натуре. Во время написания «Альпийский триптиха» - «Природа»- «Жизнь» - «Смерть» у него началась лихорадка. Писал он это время как раз «Жизнь». Это были огромные, в 4 метра картины.

/800/600/https/i0.wp.com/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/39/Giovanni_Segantini_003.jpg

Лучше всего удалась "Смерть". Почему "Смерть"? Родители привезли откуда-то мертвого сына, хоронить. Может быть, на войне погиб.

Ночью Сегантини встал и, несмотря на жар, неоднократно выходил на улицу в метель. На следующий день он поплелся к картине, которая стояла в небольшом отдалении от шалаша, и попытался работать. От слабости он заснул, его разбудили, и с трудом удалось проводить его домой. Но отказывался вызвать врача, хотя у них уже был телефон. Умирающий, вокруг которого собралась его семья потребовал, чтобы его кровать развернули к оконцу: он хотел видеть горы. Ему шел 42-й год. Сегантини умер 28 сентября 1899 на горе Шафберг, Понтрезина в Энгадине. Причину смерти я точно не знаю: читала в одном месте, что перитонит, но, с другой стороны, о болях в животе не упоминают. Пневмония?

В Швейцарии, в Сент-Морице есть музей Сегантини. Жива его правнучка.

Теперь, давайте перейдем к его картинам. Самая известная, как я уже сказала, «Злые матери». Но этой картине предшествовала другая «Наказание похоти» или вариант «Преисподня для сластолюбивцев».В буддистской мифологии художник обнаружил учение о том, что женщины, которые жертвуют свою жизнь чувственности, вместо того, чтобы посвятить себя материнству, приговариваются за это после смерти к скитанию и парению над пустынными снежными полями. Парящие женщины приговорены к мукам долговременного бездействия; именно бесконечно однообразное движение над пустынной поверхностью увеличивает впечатление вечного наказания.Поэтому он нарисовал широкое снежное поле, на котором глаз не находил спокойного места, с темной цепочкой гор на ближнем и ослепляюще-белой на заднем планах. Над безотрадной поверхностью неподвижно парят призрачные, мертвенные тела женщин. Они проплывают мимо друг друга, задевая боками, цепляясь волосами. Жуть, правда?

Что касается «Злых матерей», то здесь еще присутствует и вечно голодный младенец. Он вечно просит молока, но в груди его замерзшей от безразличия матери нет ни капли.

Нет ли в этой картине тайной обиды самого художника на мать, которая рано его покинула?

Но если есть плохие матери, то есть и хорошие. Похоже,что эта мать и ее дитя мертвы, но они вечно вместе, и она вечно дарит ему свою любовь.

Однажды, когда Сегантини намеревался подняться на внешний хребет одной из высоких гор в Альпах, в тот момент, когда до вершины оставалось лишь несколько шагов, он отчетливо увидел, как на фоне сияющего голубого неба выделялся большой цветок. Лежа на животе на склоне горы, художник рассматривал милое чудо, которое одиноко стояло полностью освещенное на фоне неба. И тут случилось так, что цветок перед его глазами словно превратился в гиганта и в его воображении получил привлекательные человеческие формы. Большой стебель превратился в согнутую ветвь, и из этого возник полный грации образ сидящей румяной молодой женщины со светлыми волосами, держащей на коленях голенького ребенка; а ребенок держал в руках яблоко темно-красного цвета, соответствовавшего цвету крепкого стебля, выросшего из цветка. Тогда Сегантини нарисовал это видение и назвал его: «Da un fiore dell’ alpe», «О цветке Альп». Позже он переименовал картину в «Плод любви».

Вот еще символические картины

Помимо символических картин, Сегантини писал в духе реализма, пуантилизма. Вот еще тема материнства. Эти картины называются "Две матери".

Еще он писал пастухов, овец, горы, священников, натюрморты, портреты.

На этом видео в хорошем разрешении можно посмотреть больше картин этого художника.

uborshizzza.livejournal.com

Giovanni Segantini — художник, воспевающий любовь – Ярмарка Мастеров

В поездках всегда стараюсь бывать в  художественных музеях. Большим открытием стало посещение этой зимой музея Джованни Сегантини в Санкт-Морице. Посетителей в этот день было немного, экскурсовод говорила на французском, но мне дали аудиогида с переводом. Итак, музей Сегантини. Я, занимаясь живописью, читая на эту тему немало литературы, к своему стыду, мало что знала об итальянских художниках-пуантилистах. И первое, что приходило в голову при упоминании о пуантилизме, — это французские художники Джордж Сера, Поль Синьяк и, конечно, Винсент Ван Гог. 1885 год считается годом рождения этого стиля. А некоторые картины Сегантини датированы 1882 годом. Пуантилизм — это особая манера письма раздельными мазками правильной формы. Когда смотришь на картину с небольшого расстояния — их видно, но волшебство начинает происходить когда медленно отходишь от полотна, мелкие скопления разрозненных цветных пятнышек, сливаясь, начинают дышать, двигаться, проявлять изображение. Картина надвигается на тебя, поглощает. Поэтому с таким интересом и трепетом прошла для меня  эта экскурсия.

Музей.

живопись

Зал музея круглый, спроектирован как часовня, с очень высоким куполообразным потолком и действие на картинах воспринимается удивительно панорамно. Мазки то экспрессивно короткие, то лучеобразные и удлиненные, либо в форме запятой. В музее нельзя фотографировать, поэтому репродукции некоторых картин, которые мне врезались в память, я позже нашла в интернете. Давайте посмотрим.

картины художников

природа

Картины Сегантини изображают  альпийские виды и сцены  быта горных поселян; они написаны мазками, нерастушеванными между собой и напоминающими мозаику; их краски не отличаются яркостью и блеском,  но, несмотря на это, они правдиво и тонко передают настроение природы, дышат искренним чувством любви художника к местам и людям, среди которых он рос и жил. Произведения Сегантини были до такой степени не похожи на работы большинства  современных живописцев, что на выставках в Милане и других городах Италии, а также в Мюнхене и Вене, возбуждали разноречивые суждения: одни отрицали в них всякое достоинство, другие ставили их высоко, как неприукрашенные, глубоко прочувствованные изображения действительности.

«Искусство и любовь побеждают время», так написано на его могиле. Наверное, это так...

www.livemaster.ru

Любовь и искусство побеждают время. Художник Giovanni Segantini / Джованни Сегантини (Италия, 1858-1

 

Картины, безусловно, хороши! Да если еще учесть, что отпущено судьбой художнику всего 41 год... Но удивило меня другое: почему-то не думала, что Альпы настолько щедро вдохновляли на шедевры русских поэтов. Ведь эти места так далеки от нас... Часть я сочла возможным разместить здесь, хотя их, конечно, намного больше.

Альпы в мае

Brahms/Leonid Kogan - Violin Sonata in D Minor Op

Сквозь лазурный сумрак ночиАльпы снежные глядят —Помертвелые их очиЛьдистым ужасом разят —Властью некой обаянны,До восшествия ЗариДремлют, грозны и туманны,Словно падшие цари!..

Но Восток лишь заалеет,Чарам гибельным конец —Первый в небе просветлеетБрата старшего венец.И с главы большого братаНа меньших бежит струя,И блестит в венцах из златаВся воскресшая Семья!..

Тютчев Ф.И., 1830

Две Матери

***

Даль раскинулась пред нами:Над зелеными горамиБлещут снежных гор хребты;Полон весь простор окрестныйТоржествующей, чудесной,Ненаглядной красоты!

Каролина Павлова, 1861

Альпийский триптих. Смерть

***

 

Там с вершин отвесныхЛедники сползают,Там дороги в тесныхЩелях пролегают.Там немые кручиНе дают простору,Грозовые тучиОбнимают гору.

Лапы темных елейМягки и широки,В душной мгле ущелийМечутся потоки.В буйном гневе свирепея,Так грохочет Рейн.Здесь ли ты жила, о фея —Раутенделейн?

Максимилиан Волошин, 1899

Альпийский пейзаж

***

Как ясен зимний день, как восхищают взорыВ безбрежной высоте изваянные горы,— Титанов снеговых полярная краса!На скатах их, как сеть, чернеются леса,И белые поля сквозят в ее узоры,А выше, точно рать, бредет на косогорыТемно-зеленых пихт и елей полоса.Лазурным пламенем сияют небеса...Зовет их горный мир, зовут снегов пустыни,И тянет к ним уйти, – быть вольным, как дикарь,И целый день дышать морозом на вершине.Уйти и чувствовать, что ты – пигмей и царь,Что над тобой, как храм, воздвигся купол синийИ блещет Зильбергорн, как ледяной алтарь!

Иван Бунин, 1902

Альпийский триптих. Бытие

***

Во льдиных шлемах великаныСтоят, теряясь в облаках,И молний полные колчаныГремят на крепких раменах;Туманы зыбкими грядами,Как пояс, стан их облегли,И расступилась грудь землиПод их гранитными стопами.

Александр Одоевский, 1831

Урожай сена

Полдень в Альпах

Джованни Сегантини был выдающийся итальянский мастер, воспевший в своем творчестве швейцарские Альпы. Он, и умирая, просил об одном – увидеть горы… Жизнь Сегантини оборвалась в один момент – так падает в пропасть альпинист. Ему было чуть больше сорока, конец сентября в тот год выдался предательски холодным, и на горе Шафберг на высоте две тысячи семьсот метров уже выпал снег. Последними его словами была просьба увидеть горы – „Voglio vedere le mie montagne“, и Биче с доктором пододвинули кровать к маленькому низкому окну.

Отдых в тени

Биче – так называл Джованни Сегантини свою подругу и спутницу жизни Луиджу Бугатти  Она была родом из респектабельной миланской семьи: прекрасный дом с домработницей и кухаркой, латынь, школа-пансионат в Швейцарии, Пуччини числился в женихах. А Сегантини – сирота и беспризорник. В детстве он голодал, бродяжничал на миланских улицах, воровал в лавках, воспитывался в исправительном доме, бунтовал, сидел в карцере. О красках и бумаге и не мечтал. Как и о буквах, ведь имя и фамилию он научился подписывать, лишь когда поступил в Академию ди Брера (Accademia di belle arti di Brera). Но его дар, его поразительное чувство света бросалось в глаза – и безграмотного взяли в одну из лучших художественных школ Италии.

Граубюнденской костюм

В Брера Джованни подружился со старшим братом Биче – Карло Бугатти. Сеганте (кличка из Академии плотно прилипла к нему) было лет двадцать, Биче шестнадцать, и с разрешения родителей она стала его моделью, мать присматривала за ними на сеансах. Через несколько лет о нем заговорил весь богемный Милан, он получал премии, и хозяин известной галереи, художественный критик и художник Витторе Грубичи снял ему с Биче домик на озере, и они стали жить вместе.

Возвращение на родную землю

А родился он в городке Арко на озере Гарда. В те годы это была провинция Южный Тироль, относившаяся к Австро-Венгрии. Джованни осиротел, его взяла к себе в Милан сводная сестра, которая настолько его ненавидела, что обратилась к властям, дабы у 7-летнего ребенка отобрали его австрийское подданство – закон это допускал. Так всю жизнь он и прожил без паспорта и гражданства какой-либо страны.

Пахота

Может, не в последнюю очередь поэтому, Биче и Джованни нигде не приживались. Все у них было «не как у людей»: в церковь не ходили, женаты не были, зато четверо детей. В Швейцарию они пришли буквально пешком. Но переходы через альпийские перевалы так утомительны, что, несмотря на вечную нехватку денег, они все-таки взяли экипаж. Проезжая деревню Савоньин, Джованни воскликнул: «Мне не нужно другого места! Я останусь здесь!», тут семья и прожила восемь лет.

Туалетный столик, 1897

Мотивы из сельской и альпийской жизни он отображал в своих картинах, именно здесь он создал самые значительные свои полотна и в первый раз экспериментировал с техникой пуантилизма. Сегантини стал знаменитым; в Савоньин его навестить приезжали великие Макс Либераманн (Max Liebermann) и Людвиг Фульда (Ludwig Fulda). И все-таки семейство перебралось в Малойю, что в Верхнем Энгадине всё того же кантона Грубюнден.

Заноза

Шале, где проживала семья художника, известно теперь под именем Каза Сегантини (Casa Segantini). В этом высоком деревянном доме на главной улице Малойи сто с лишним лет спустя после смерти мастера состоялась встреча с его с правнучкой, Дианой Сегантини. Сосны, рябина, изогнутые стволы берез, клочья облаков на синем небе, горшки с цветами на балконе и Альпы со всех сторон…

В Свифте

Он стремился подняться как можно выше, ведь он приехал в Энгадин за светом, и всегда работал на природе, а не в мастерской – летом и зимой, в мороз и ветер. С той перспективы, с которой писал горы он, к концу девятнадцатого века их никто не рисовал. Некоторые краски – а он выписывал самые лучшие из Парижа – блекли на разъяренном солнце, другие темнели на истонченном воздухе высоты.

Любовь - источник жизни, 1896

Он искал сюжеты, лез на вершины, подставлял себя тем опасностям, которые постоянно испытывают на себе альпинисты и жители гор: неожиданная и непредсказуемая смена погоды, камнепад, сильные оглушительные грозы, зимой лавины и парализующий холод. Он брал с собой разогревающий прибор – для красок. Надевал двадцатикилограммовую лисью шубу. Диана Сегантини показывает ее, а потом бюст прадедушки работы князя Павла Трубецкого, приятеля художника по Милану. «Какая у него харизма, она же просто бросается в глаза!», – произносит она.

Двушка за вязанием

Диана Сегантини - правнучка художника. Работала в Красном Кресте и десять лет жила за границей, на Ближнем Востоке, в Индии, в Южной и Северной Америке. Она изучала международные отношения в Женеве и вторым предметом выбрала историю искусств. Занималась биографией и творчеством Джованни Сегантини. Говорит на десяти языках. Живет в Малойе, рассказывает туристам про городок и про места, связанные с художником и с сюжетами его картин.

Пастбище весной

Сегантини не знал меры, и деньги в доме не задерживались. Он мог закатить пир на весь мир, где вино и шампанское текли рекой. Он покупал столько роз или лилий, что не мог удержать их в руках, и они сыпались на пол, пока он шагал по дому к своей Биче. Он раздаривал картины.

Возвращение из лесу, 1890

Кстати, о его полотнах: уже при жизни они выставлялись в Амстердаме, Париже, Милане, Вене, Санкт-Петербурге. Но он сам не мог путешествовать по маршруту своих картин и не мог изучать вживую мастеров, о которых он столько слышал, из-за чего очень страдал. Под большим секретом влиятельные особы сообщили, что ему попытаются сделать швейцарское гражданство. Но эта мечта так и не сбылась – он умер в 1899 году в возрасте всего лишь 41 года.

Вечер. Пастбище

Диана Сегантини уверена в том, что её прадедушка не случайно переехал в Малойю. Он был большим мыслителем, он искал суть вещей, и эти места соответствовали его сущности, считает она. Атмосфера здесь в горах суровая, дикая, погода может меняться в течение нескольких минут. Знаменитые облака, их называют иногда «змеи Малойи», внезапно поднимаются из долины Бергель. Их гонит малойский ветер: шумный, бушующий, он появляется из-за вершины горы и приносит с собой внутреннюю дисгармонию. И все равно Диана Сегантини говорит, что для тех, кто родился и вырос в горах, этот мир – как мечта.

Весна в Альпах

После смерти любимого Биче каждый день ходила на его могилу. Подолгу сидела в гостиной, читая его письма. Она пережила Сегантини на тридцать пять лет, так и не выйдя замуж. Оба похоронены на деревенском кладбище Малойи. На их могиле из разноцветного гранита высечена надпись: «Любовь и искусство побеждают время».

Наказание за похоть

Джованни Сегантини родился 15 января 1858 года в городке Арко в Австро-Венгрии. Учился в Академии изящных искусств ди Брера в Милане. Писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма. Как в содержании, так и в форме его картин видно пристальное внимание, которое художник уделял деталям. Таков его «Альпийский триптих», состоящий из полотен «Природа», «Жизнь», «Смерть». Обращение художника к символизму ощущается прежде всего в его знаменитой картине «Злые матери». Умер в 28 сентября 1899 на горе Шафберг в Энгадине, что в кантоне Граубюнден.

Коровы в упряжке

Богиня любви

Две Матери, 1889

Ангел жизни

Волынщики Брианца, 1883-1885

Полдень в Альпах, 1891

Натюрморт с виноградом

Натюрморт с овощами

Портрет Leopoldina Grubicy

Мужской портрет, возможно, автопортрет

Плод любви

Гладиолусы

 

Источники:

http://vechnost7.blogspot.ru/2015/09/giovanni-segantini-1858-1899.htmlhttp://posterclub.ru/paintings/?an=Giovanni%20Segantinihttp://media4biz.ru/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B8https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Giovanni_SegantiniТекст 

 

kolybanov.livejournal.com

Джованни Сегантини. Возвращение в Милан. - ArtsLife

Полдень в Альпах. Джованни Сегантини.

С 18 сентября 2014 г. по 18 января 2015 г. жители и гости столицы моды и дизайна, Милана, смогут посетить уникальную выставку в Королевском Дворце “Джованни Сагантини. Возвращение в Милан”. Джованни Сегантини, один из великих европейских художников конца XIX – начала XX века, имеет особое отношение к Милану: этот город стал для него «родиной души», и именно сюда он обращался за вдохновением на протяжении всей своей жизни. Выставка начинается с прославления миланского духа: именно этот город, с его культурным и духовным богатством, характеризует его работы как «живущую метафору» традиций, повседневные пейзажи малоизвестных уголков  удивительной красоты. Также стоит упомянуть,что выставка Сеганини  станет как бы прелюдией к международной выставке ЭКСПО 2015 года, приготовлениями к которой город живет последние два года.

В экспозиции представлено около 120 картин, раскрывающих все творческие этапы  Сегантини, а некоторые произведения художника предстанут перед публикой впервые. На выставке представлены 120 работ великого художника из Трентино; картины заимствованы из крупных музеев и частных коллекций Европы и США. Экспозиция разделена на восемь разделов, каждый из которых посвящен одному из аспектов искусства Сегантини.  Важно отметить, что посетители смогут увидеть некоторые из величайших шедевров великого художника, многие из которых никогда не выставлялись в Италии или выставлялись последний раз более века назад. Кураторы этой выставки ставили целью проследить эволюцию творчества Сегантини от натурализма до символизма, исследовать особенности его живописной техники, а также – определить новаторство художника в европейской пейзажной живописи.

Интересна биография художника: о Джованни Батиста Эммануэле Мария Сегантини написано немало книг и статей, поэтому я решила рассказать лишь о самых важных событиях его жизни, и уделить внимание его произведениям и эпохе, современной художнику. Джованни Сегантини (итал. Giovanni Segantini) родился 15 января 1858 в селении Арко около Трентино в Южном Тироле, в семье мелкого торговца. После смерти отца в 1866 году Джованни остался на попечении его второй жены и переехал с ее семьей в Милан. Склонность к рисованию и занятию живописью у Сегантини проявилась рано. В 1875–1877 годах он стал посещать классы миланской Академии Брера, работал ассистентом художника Луиджи Теттаманци, помогая расписывать церкви, исполняя рекламные вывески. В 1878–1879 годах он также берет уроки живописи у художников Луиджи Серогати и Гуидо Карминьяно, близких кругу мастеров молодого поколения так называемой «Ломбардской скапильятуры».

Любовь у Фонтана Жизни. Джованни Сегантини

В литературно-художественное объединение ломбардских мастеров, получившее название «Ломбардская скапильятура», входили известные писатели и художники, которых объединило в 1860–1870-е годы желание отойти от героико-революционной тематики Рисорджименто (период национально-освободительной борьбы итальянского народа, длившийся с конца XVIII века до начала 1870-х годов) и обратиться к сюжетам из современной повседневной жизни, к портрету, пейзажу. Слово «скапильятура» (от итал. scapigliato – растрепанный) было заимствовано из романа Клето «Арриги Скапильятура и 6 февраля», в котором описывалась жизнь представителей художественной богемы, отстаивавшей эстетические идеалы свободы творчества. Мастера «Ломбардской скапильятуры» называли себя «реалистами», но изображению грубой прозы действительности (как делали это в литературе уже в 1870-е годы веристы) они противопоставляли романтические идеалы, и в первую очередь культ чувства, не признавая искусства, закрытого для голоса фантазии. Они писали энергичными точечными мазками, тем самым преодолевая приемы академической выписанности, стремясь запечатлевать быстрые изменения света и тени в различное время дня. В духе позднего европейского романтизма они любили изображать литературные сюжеты, апеллируя к сентиментальным чувствам зрителей, писали портреты ломбардских аристократов, занятых чтением или музицированием.

В традиции художников «Ломбардской скапильятуры» исполнены ранние картины Сегантини – Хор церкви Святого Антония (1879, удостоена первого приза на выставке в Академии Брера), Канал с двумя мальчиками, удящими рыбу (1879), Канал под снегом (1879–1881). Интерес к передаче мимолетного настроения портретируемых проявился в серии ранних портретных образов (Автопортрет в двадцать лет, 1879–1880; Портрет Эрнесто Фонтана, 1879; Портрет Эрколе Бертони, 1880; Портрет Леопольдины Грубичи, 1880; Портрет Эмилио Лонгони, 1880–1883). Эрнесто Фонтана был соучеником Сегантини в Академии Брера. Хорошо зная характер друга, Сегантини сумел с глубоким проникновением передать лирический склад его характера. Совершенно иной образ создал художник в портрете Эрколе Бертони, современного буржуа, брата Джулио Бертони, написавшего книгу о Сегантини («Дневник юности и художественной деятельности Джованни Сегантини»). Они оба были владельцами известной в Милане бакалейной лавки и оказывали финансовую помощь художнику.

Важным моментом в жизни Джованни Сегантини стало его знакомство с братьями Альберто и Витторе Грубичи, художниками и критиками. У Витторе была в Милане галерея, где получали возможность выставлять свои работы Сегантини, Лонгони и другие художники того времени. Кроме того, Витторе Грубичи оказывал финансовую поддержку художникам, сам много путешествовал и привозил из поездок каталоги выставок, книги, иллюстрации. От него Сегантини узнал о творчестве французского художника Жана Франсуа Милле, произведения которого начал копировать. С 1880 года при поддержке Витторе Грубичи Сегантини приобрел мастерскую на улице Сан Марко в Милане. Счастливым моментом в жизни художника в 1881 году стало его знакомство с будущей женой Биче Бугати, дочерью миланского художника-мебельщика Карло Бугати. В 1882 году в альпийском селении Пузиано, где молодожены проводили лето, родился их сын Готтардо, ставший впоследствии художником и биографом отца.

Время с 1884 по 1886 год, когда Джованни Сегантини жил с семьей в селении Брианца, расположенном в швейцарских Альпах, принято называть веристским периодом его творчества. Возникшее в конце 1870-х годов литературно-художественное направление «веризм» в 1880-е годы завоевывало в Италии все более прочные позиции. Писатели и художники-веристы правдиво и беспристрастно воспроизводили среду, быт, типы простых людей. Это был определенный художественный метод, своего рода вариант европейского натурализма, возникшего в литературе и изобразительном искусстве под влиянием философии позитивизма. Веристы сознательно противопоставляли свое искусство романтикам, для которых воображение и фантазия оставались главными побудительными силами творчества.

Две Матери, Джованни Сегантини, 1889.

Две Матери, Джованни Сегантини, 1889.

Живя в Пузиано, а затем в Брианца, Сегантини писал пейзажи швейцарских Альп, изображал крестьян, занятых своими повседневными делами. Природа в его полотнах, как и в произведениях Жана Франсуа Милле, полна покоя и величия. В ранних картинах с изображением крестьян в пейзаже (С утками, 1880–1882; Поцелуй у источника, 1880–1882; Последний труд дня, 1883–1884; Пастушок с ягненком, 1884–1885; Разносчица воды, 1886–1887; У шлагбаума, 1886) и рисунках (Пастушка, 1883) с большой выразительностью написаны фигуры мечтательных и грустных жителей горных селений, занятых хлопотами по хозяйству. Сегантини стремился передавать не очарование сельского пейзажа, а правдиво выражать свое чувство в видении натуры. Это проявилось и в серии натюрмортов, исполненных в 1881–1886 годах. Они написаны в старой классической ломбардской живописной традиции, и скромные дары природы полны возвышенной простоты и величия (Щука и розы, 1882; Натюрморт с зеленью, 1886; Грибы, 1886; Игра света, 1886; Натюрморт с рыбой; 1886). Фрукты, овощи, рыбы, грибы, цветы, изображенные Сегантини, тоже объединены в простые композиции, освещены «омывающим» их естественным светом, взаимодействие теней и световых бликов на них изучено художником в самых изысканных и тонких тональных соотношениях цветов. Очень живо и непосредственно он умел изображать животных (Пейзаж с овцами, 1881; Бычок, 1882–1883; Корова, 1886–1887). Пейзажи периода 1882–1886 годов (Пейзаж на закате, 1880–1881; Эффект луны, 1882) исполнены в традиции мастеров «Ломбардской скапильятуры», в этой же живописной манере были написаны портреты: Портрет синьоры (1883–1884) и Портрет синьоры Торелли (1883–1884). А в Автопортрете (1882) Сегантини явно романтизировал свой облик, придав лицу по-мефистофельски устрашающее выражение.

Любовь к музыке сближала Сегантини с мастерами «Ломбардской скапильятуры». Он был ее тонким ценителем в среде самых утонченных эстетов, съезжавшихся в начале 1880-х годов в курортное альпийское селение Энгадин. Здесь бывали писатель Марсель Пруст, историк искусства Бернард Беренсон, скульптор Паоло Трубецкой (автор бюста Джованни Сегантини), граф Робер де Монтескье. Полотно Голова Бетховена (1883–1886) было создано под впечатлением музыки великого композитора, о которой велись в Энгадине споры.

Различные уголки селения Брианца запечатлены Сегантини в полотнах Благословление овец (1884), На первую мессу (1884–1885). Теме детства, грустным воспоминаниям о ранней смерти близких Сегантини людей посвящено полотно Целование креста (1881–1882), на котором изображена мать, подносящая к кресту на кладбище ребенка. Тема материнства всегда занимала особое место в творчестве Джованни Сегантини. Своего рода подступом к ее воплощению в полотнах Ave Maria на переправе (1886), Ангел жизни (1894), Плохие матери (1894) явилось написанное в Брианца небольшое полотно Пейзаж с женщиной на дереве (1880–1883). Картина Ave Maria на переправе ознаменовала начало его увлечения новой живописной техникой дивизионизма. Этот «авангардный» для конца XIX столетия метод живописи (от франц. diviser – разделять), пришедший на смену импрессионизму, получил распространение во Франции в середине 1880-х годов. Жорж Сёра и Поль Синьяк, главные мастера дивизионизма или пуантилизма (от франц. point – точка) во Франции, хотели придать научный характер поискам импрессионистов, высшие достижения которых были уже позади. Сегантини, не бывавший в Париже, узнал о их поисках в области изучения динамики спектрального изменения цвета из бельгийского журнала «La libre esth’etique», привезенного в 1886 году Витторе Грубичи. Теория оптического смешения цветов заинтересовала его, но, будучи мастером ломбардской живописной традиции, он сумел придать своему «дивизионизму» глубоко национальную окраску. Сегантини не использовал точечные мазки, но сами эффекты их соединения, а также опыт с цветовыми сочетаниями и законами их восприятия зрителем увлекли художника.

 К новой технике  художник обратился  в картинах Контраст света (1887), Серое платье (1887), Девушка, вяжущая чулки (1888), Возвращение в овчарню (1888), В ожидании снега (1888), Запряженные коровы (1888), Мои модели (1888), Две матери (1889), Альпы в мае(1890), Пахота (1890), Полдень в Альпах (1891), Возвращение из леса (1892), Отдых в тени (1892), Час печали (1892), Мертвая козочка (1892),На балконе (1892), Женщина у источника (1893–1894), а также в рисунках Коричневая корова у водопоя (1887), Копающий землю (1888), Сироты (1888–1890), Пустая колыбель (1880–1890), Санки (1892). Эти работы были созданы Сегантини в период с 1887 по 1894 год в альпийском селении Савоньин, куда перебрался художник. Здесь он читает труды по теории цвета, следит за публикациями о дивизионизме во французских журналах. Рисунки художник всегда делал с натуры. Поэтому животные, без которых невозможно было бы столь поэтично рассказать о сельской жизни, всегда выглядят на его полотнах очень живо. Несмотря на то что в 1890-е годы веризм начинал отступать перед новизной и остротой социальных тем, Сегантини не изменил ему. В отличие от многих современников он не создавал произведений критического характера, всегда оставаясь на позиции веристского метода, искренне и беспристрастно изображал жизнь крестьян альпийских селений, величественную природу этих мест.

Первая Месса, 1885. Джованни Сегантини.

Полотно Две матери (1889) демонстрировалось в 1891 году на I Триеннале в Милане, состоявшейся в Пинакотеке Брера. Образ молодой крестьянки с ребенком на руках, задремавшей в стойле около коровы с теленком – отсылает к сюжету Рождества Христова.  Еще одна из ранних работ Сегантини, исполненных в живописной манере его «ломбардского дивизионизма», – картина Контраст света (1887). Эффектная передача контрастного освещения двух зон рождает ощущение движения светового потока, которое усилено и композиционным решением полотна, своей горизонтально удлиненной конфигурацией напоминающего кадр кинофильма. Эффект растянутого мгновения, близость кинокадру присутствует и в других полотнах Сегантини. Не вызывает сомнения тот факт, что мастера итальянского неореалистического кино в ХХ веке использовали стилистику Джованни Сегантини.

Суровая и аскетичная природа швейцарских Альп всегда оставалась главной темой живописи Джованни Сегантини. Подобно Ван Гогу, Сегантини ощущал огромную жизненную энергию простой и грубой крестьянской жизни, чувствовал единство человека с великими космическими силами природы, но у него не было присущей голландскому художнику драматической экспрессии формы. Наряду с суровыми зимними видами альпийских предгорий он любил писать и весенние виды Альп, изображая занятых пахотой крестьян, пастушков и пастушек, охраняющих в лугах стада овец и коров. Большой успех на европейских всемирных выставках имели его полотна У шлагбаума (медаль в 1888 году в Лондоне), Запряженные лошади (медаль в 1889 году в Париже), Полдень в Альпах (медаль в 1892 году в Мюнхене), Пахота (медаль в 1892 году в Турине). Для миланского журнала «Cronaca d’arte» Сегантини пишет статьи, высказывая в них свои мысли о современном искусстве, о веризме и дивизионизме. Редактором его литературных опытов всегда выступает Витторе Грубичи. В декабре 1891 года в галерее Витторе Грубичи в Милане состоялась большая ретроспективная выставка его работ. На ней демонстрировались работы, созданные в Брианца и Малойя.

В начале 1890-х годов Джованни Сегантини увлекся эстетикой символизма. Теория символизма сформировалась в начале 1890-х годов сначала в европейской литературе, получив затем большое распространение и в изобразительном искусстве. Как новый художественный метод символизм стал антиподом веризма, в основу его эстетики легли идеи немецкого романтизма о символистской сущности искусства, о слиянии в каждом произведении идеального и реального. Символизм явился своего рода новым всплеском романтизма в европейском искусстве последней четверти XIX столетия. В период с 1894 по 1899 год Сегантини жил в альпийском селении Малойя, занимая с семьей небольшой дом, который они назвали «Замок Куоми». Его посещали здесь друзья и знакомые – неаполитанский поэт и критик Витторио Пика, писавший о творчестве Сегантини в журналах, живописец Джузеппе Пелицца да Вольпедо, Джероламо Роветта, ставший первым биографом Сегантини, братья Грубичи.

Сегантини и его современники с увлечением читали труды натурфилософов Ф.В. Шеллинга, братьев А.В. и Ф. Шлегелей, Т. Карлейля, работы А. Шопенгауэра и Р. Вагнера о музыке как о побудительной силе всякого искусства, способной возвыситься над другими его видами, но тесно связанной с поэзией и живописью. С эстетическими идеями символизма Сегантини и его современники знакомились в поэзии Ш. Бодлера и Э. Верхарна, в статьях о музыкальном театре С. Малларме, публикациях французских критиков, печатавшихся в парижском журнале «Mercure de France». Однако художник не принимал участия в выставках художников-символистов, проводившихся в парижском салоне «Роза + Крест» с 1892 по 1897 год.

Заноза. Джованни Сегантини.

Полотно Наказание сладострастных (1891) явилось первым произведением художника символистского содержания. Образы замерзающих на снегу полуобнаженных молодых женщин прозвучали как аллегория наказания за совершенные ими грехи. Символистский образ счастливого материнства Сегантини создал в картине Ангел жизни (1894). Образы женщины с ребенком встречаются и в пастелях художника, исполненных в Савоньин (Cироты; Пустая колыбель). Они повествуют о теме любви и смерти, которая привлекала символистов.  Художники-символисты часто обращались и к литературным и мифологическим  сюжетам. Полотно Плохие матери (1896–1897)  было создано на сюжет поэмы Нирвана. Это произведение буддийского монаха XVII века перевел с санскрита и издал друг художника поэт Луиджи Илика. На сюжеты из поэмы Нирвана были исполнены еще два эскиза маслом на картоне в технике сграффито (от итал. – sgraffito), предполагающей применение двух-трех красок и использующейся в монументальной живописи. В полотне Тщета (1897–1898) Сегантини обратился к мифу о красивом юноше Нарциссе, пересказанному в «Метаморфозах» Овидия. Теме вечной любви посвятил Сегантини полотно Любовь у источника жизни (1896).

Художник является автором музыки к двум балетам, в 1891 году он пытался создавать костюмы и декорации для музыкальной пантомимы Роза Рейна. Идею связи музыки и живописи Сегантини выразил в триптихе Творческое заклинание музыкой (1897). Он посвятил его композитору Гаэтано Доницетти, музыку которого высоко ценил. В центральной картине триптиха изображен Доницетти, сидящий за роялем и сочиняющий музыку. В отличие от многих современников, увлеченных созданием декоративных композиций, расценивающих живопись в большей степени не как станковую картину, а как панно для декорации стены, Сегантини никогда не создавал идеальных, отвлеченных образов природы. Простые мотивы в его пейзажах 1890-х годов Малойя (1895), Пастбища весной (1896), Сбор сена (1888–1898), Весна в Альпах (1897), Две матери (1898– 1899) по-веристски правдивы. Пантеистический поиск гармонии в природе, в каждой ее частице и лучших божественных творениях, человеке и растении, ощущается в эскизах Влюбленные (1896–1899) и Ветка сосны (1897).

В статье «Чувство природы», написанной еще в 1893 году, Джованни Сегантини высказал мысли художника-пейзажиста, воспитанного в традиции итальянского веризма. Он писал, что работа с натуры всегда должна оставаться важнейшим фактором в работе живописца, о роли природы Альп в формировании его как художника-пейзажиста. На одном из поздних автопортретов (Автопортрет, 1895) Сегантини изобразил себя на фоне Альп, природу которых он писал всю свою жизнь и которая стала лейтмотивом его творчества.

В июле 1895 года золотую медаль на Всемирной выставке в Вене получило полотно живописца Возвращение в родную деревню (1895). В период жизни в Мало

www.artslife.com

Сегантини, Джованни — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Джованни Сегантини (итал. Giovanni Segantini; 15 января 1858, Арко близ Тренто — 28 сентября 1899 на горе Шафберг, Понтрезина в Энгадине) — итальянский художник-пейзажист, писал картины в пуантилистской технике, работал в разные годы в стилях реализма и символизма.

Жизнь и творчество

Родился в бедной семье. Учился живописи в вечерней школе при Академии ди Брера в Милане. В 1886 году определяется с тематикой произведений: художника привлекают дальние ландшафты с крестьянами и пастухами, выполненные пуантилистским «точечным» стилем. Таков его «Альпийский триптих», состоящий из полотен «Природа», «Жизнь», «Смерть». Содержание и форма его картин указывают на значительное внимание, уделяемое художником деталям изображения. Неоднократно обращался к религиозной тематике: «Вечерние звуки» (Ave Maria) (1887, Мёршвил, частное собрание). К 1888 году Segantini сжал в Милане крепкую дружбу с художником, который уже достиг большой известности Франческо Филиппини, который посвятил оперу "Впечатление лагуны". Обращение художника к символизму ощущается прежде всего в его картине «Злые матери» . В поздних работах Сегантини, кроме символистских элементов, легко угадываются также тенденции югендштиля.

Похоронен в деревне Малоя. На гранитной плите художника высечено: «Искусство и любовь побеждают время» (итал. Arte ed amore vincono il tempo).

Напишите отзыв о статье "Сегантини, Джованни"

Литература

  • Die Welt der Malerei, Köln 1990
  • M. Gibson: Symbolismus, Köln 2006
  • Asta Scheib: Das shoenste, was ich sah, Hamburg, 2009
  • Annie-Paule Quinsac: Segantini : trent’anni di vita artistica europea nei carteggi inediti dell’artista e dei suoi mecenati,Oggiono, Lecco : Cattaneo, 1985;
  • Художник света и Швейцарских Альп — Джованни Сегантини. «Русская Швейцария» 2010, № 10
  • Тараканова Е. В. A REALIBUS AD REALIORA. Образ Матери-Девы в иконографии Джованни Сегантини // Итальянский сборник. № 6. 2002. СПБ., 2002. — С.176-185.
  • Абрахам К. Джованни Сегантини. Одесса, 1913.

Галерея

  • Giovanni Segantini 001.jpg

    Альпийский триптих. Природа. 1898-1899. Музей Сегантини. Санкт-Мориц

  • Giovanni Segantini 003.jpg

    Альпийский триптих. Жизнь. 1898-1899. Музей Сегантини. Санкт-Мориц

  • Giovanni Segantini 002.jpg

    Альпийский триптих. Смерть. 1898-1899. Музей Сегантини. Санкт-Мориц

  • Alpenlandschaft.jpg

    Альпийский пейзаж с женщиной у источника. 1893. Винтертур

  • Alpweiden 1895.jpg

    Выпас скота в Альпах. 1895.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сегантини, Джованни

Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека. И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий. Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых. С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.

wiki-org.ru

Сегантини Джованни - это... Что такое Сегантини Джованни?

СЕГАНТИ́НИ (Segantini) Джованни (15 января 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 28 сентября 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария), итальянский живописец, увлекался эстетикой символизма (см. СИМВОЛИЗМ), работал в живописной манере, получившей название дивизионизм (см. ДИВИЗИОНИЗМ). Первый период (1870—80-е) В 1876 из Швейцарии с семьей переселился в Милан. Начал заниматься в Академии художеств Брера, но вскоре оставил занятия, будучи не удовлетворен системой преподавания. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. Большое значение в его формировании как профессионального художника сыграла встреча в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, познакомившими его с европейским искусством. По репродукциям, привезенным Витторио Грубичи из Парижа, изучал произведения Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа). Его внимание привлекло также творчество Дж. Фаттори, крупного живописца-вериста, главы объединения мастеров Флоренции «Скуола Маккьяйоли». В 1880-е гг. начинает создавать первые самостоятельные полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882—86), Савоньино (1887—94) и Малойя (1895—99). Картины, написанные в Брианца «Благословление овец», «Стрижка овец» (обе — 1882—86, Сент-Мориц, Музей Сегантини), «Аве Мария на закате» (1886. Базель, Художественный музей), «На пастбище» (1886, Рим, Национальная галерея современного искусства) написаны в традиции итальянского веризма (см. ВЕРИЗМ) второй половины века, с присущей мастерам этого направления правдивым наблюдением натуры, интересом к решению пленэрных задач. Второй период (1890-е) В 1890-е гг. под влиянием статей братьев Грубичи и живописца Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже в 1898 произведений дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пелицца да Вильпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединило увлечение дивизионизмом. Живописные традиции мастеров ломбардской школы (так называемой «Скапильятуры») он соединяет с теорией спектрального разложения цвета, которой руководствовались французские мастера. Живописная структура его пейзажей и композиций на сюжеты из жизни жителей альпийских селений строится на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных большой запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения и декоративности, в отличие от его произведений 1880, строившихся на воспроизведении реальных светоцветовых эффектов. В подобной манере написаны полотна, созданные в Савоньино «Сбор сена» (1889—1890. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Две матери». 1889. Милан, Галерея современного искусства), «Пахота» (1893, Мюнхен, Новая Пинакотека), «Альпы в мае» (1891. Цюрих, частное собрание). Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием природы Альп («Проявление весны», Сан-Франциско, Художественная галерея; «Пастбища весной», Лукарно, галерея Фишер). Под влиянием эстетики символизма, следя за дискуссиями о нем, Сегантини в 1890-е гг. создает картины, полные таинственного, загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций («Ангел жизни», 1894, Рим, Национальная галерея современного искусства; «Горе, поддерживаемое верой», Гамбург, Кунстхалле; «Любовь у источника жизни», 1896, Милан, Галерея современного искусства). В период увлечения японским искусством, индийским эпосом и буддийской философией были написаны картины символистского содержания «Нирвана сладострастных» (1891. Ливерпул, Художественная галерея), «Нирвана для плохих матерей» (1890-е гг. Вена, Художественно-исторический музей). Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в своем искусстве музыки и живописи проявились в посвященном композитору Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано) полотне «Музыкальная аллегория» (1896, Сент-Мориц, музей Сегантини). Программным для творчества художника явился и его «Альпийский триптих» (1896—1899. Лукарно, галерея Фишер). В нем художник выразил унаследованную символистами от романтиков идею общих для человека и природы жизненных циклов. Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Написанные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство. В 1890-е гг. Сегантини увлекают и проблемы близкие эстетике стиля модерн. Он посвящает проблеме синтеза различных видов искусства ряд теоретических статей в 1891—1893 гг. Эта волновавшая его тема звучит и в письмах художника (опубликованы в 1870 Л. Витали). Художественное воплощение эти идеи находят в созданных для павильона Парижской выставки 1900 эскизах больших панно (до 19,5 м) с видами горы Энгадин в различное время года (Сент-Мориц, музей Сегантини). Над ними предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц в духе флореальных мотивов, ценимых мастерами модерна (см. МОДЕРН). Глубокое постижение внутреннего мира моделей характерно для портретов художника («Автопортрет», 1883—84. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Настоятель Карло Рота», Милан, Центральный госпиталь; «Витторно Грубичи», 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполненных в манере лучеобразного динамичного мазка. При жизни Дж. Сегантини была написана «Автобиография», изданная в 1910. Живописные поиски художника оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х гг. — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.

dic.academic.ru

Сегантини Джованни — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Сеганти́ни (Segantini) Джованни (15 января 1858, Арко, близ Трентино, Южный Тироль, Швейцария — 28 сентября 1899, Шафберг, близ Понтрезины, Швейцария), итальянский живописец, увлекался эстетикой символизма, работал в живописной манере, получившей название дивизионизм. В 1876 из Швейцарии с семьей переселился в Милан. Начал заниматься в Академии художеств Брера, но вскоре оставил занятия, будучи не удовлетворен системой преподавания. Работал самостоятельно, писал пейзажи в окрестностях Милана. Большое значение в его формировании как профессионального художника сыграла встреча в 1879 с братьями В. и А. Грубичи, познакомившими его с европейским искусством. По репродукциям, привезенным Витторио Грубичи из Парижа, изучал произведения Ф. Милле. Его внимание привлекло также творчество Дж. Фаттори, крупного живописца-вериста, главы объединения мастеров Флоренции «Скуола Маккьяйоли».

В 1880-е гг. начинает создавать первые самостоятельные полотна на сюжеты из жизни крестьян и пастухов альпийских горных селений Брианца (1882-86), Савоньино (1887-94) и Малойя (1895-99).

Картины, написанные в Брианца «Благословление овец», «Стрижка овец» (обе — 1882-86, Сент-Мориц, Музей Сегантини), «Аве Мария на закате» (1886. Базель, Художественный музей), «На пастбище» (1886, Рим, Национальная галерея современного искусства) написаны в традиции итальянского веризма второй половины века, с присущей мастерам этого направления правдивым наблюдением натуры, интересом к решению пленэрных задач.

В 1890-е гг. под влиянием статей братьев Грубичи и живописца Г. Превиатти о дивизионизме, под впечатлением увиденных в Париже в 1898 произведений дивизионистов Сегантини начинает работать в новой манере. Он выставляется вместе с Г. Превиатти, В. Грубичи, Дж. Пелицца да Вильпедо, Э. Лонгони, А. Морбелли, которых объединило увлечение дивизионизмом. Живописные традиции мастеров ломбардской школы (так называемой «Скапильятуры») он соединяет с теорией спектрального разложения цвета, которой руководствовались французские мастера. Живописная структура его пейзажей и композиций на сюжеты из жизни жителей альпийских селений строится на сочетании экспрессивных коротких лучеобразных и удлиненных, уподобленных большой запятой мазков. В палитре художника преобладают зеленые, фиолетовые, желтые и серо-голубые цвета, рождающие ощущение искусственного освещения и декоративности, в отличие от его произведений 1880, строившихся на воспроизведении реальных светоцветовых эффектов. В подобной манере написаны полотна, созданные в Савоньино «Сбор сена» (1889-1890. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Две матери». 1889. Милан, Галерея современного искусства), «Пахота» (1893, Мюнхен, Новая Пинакотека), «Альпы в мае» (1891. Цюрих, частное собрание).

Работая с 1895 в селении Малойя, Сегантини пишет виды лугов в различное время года, заснеженные склоны горы Энгадин, поражающие космическим размахом и величием природы Альп («Проявление весны», Сан-Франциско, Художественная галерея; «Пастбища весной», Лукарно, галерея Фишер).

Под влиянием эстетики символизма, следя за дискуссиями о нем, Сегантини в 1890-е гг. создает картины, полные таинственного, загадочного содержания, литературных и религиозных ассоциаций («Ангел жизни», 1894, Рим, Национальная галерея современного искусства; «Горе, поддерживаемое верой», Гамбург, Кунстхалле; «Любовь у источника жизни», 1896, Милан, Галерея современного искусства). В период увлечения японским искусством, индийским эпосом и буддийской философией были написаны картины символистского содержания «Нирвана сладострастных» (1891. Ливерпул, Художественная галерея), «Нирвана для плохих матерей» (1890-е гг. Вена, Художественно-исторический музей).

Характерное для художника-символиста увлечение музыкой (Сегантини сам являлся автором музыки к двум балетам), идея соединения в своем искусстве музыки и живописи проявились в посвященном композитору Г. Доницетти полотне «Музыкальная аллегория» (1896, Сент-Мориц, музей Сегантини).

Программным для творчества художника явился и его «Альпийский триптих» (1896-1899. Лукарно, галерея Фишер). В нем художник выразил унаследованную символистами от романтиков идею общих для человека и природы жизненных циклов. Весенний альпийский вид символизирует пробуждение природы и человека, а изображение зимнего и осеннего пейзажей — заключительные аккорды жизненного цикла. Написанные каждый в определенной колористической гамме, они приведены к красочной гармонии, в которой выразительные средства живописи и музыки должны были составлять единство.

В 1890-е гг. Сегантини увлекают и проблемы близкие эстетике стиля модерн. Он посвящает проблеме синтеза различных видов искусства ряд теоретических статей в 1891-1893 гг. Эта волновавшая его тема звучит и в письмах художника (опубликованы в 1870 Л. Витали). Художественное воплощение эти идеи находят в созданных для павильона Парижской выставки 1900 эскизах больших панно (до 19, 5 м) с видами горы Энгадин в различное время года (Сент-Мориц, музей Сегантини). Над ними предполагалось разместить медальоны с изображением альпийских растений и птиц в духе флореальных мотивов, ценимых мастерами модерна.

Глубокое постижение внутреннего мира моделей характерно для портретов художника («Автопортрет», 1883-84. Сент-Мориц, Музей Сегантини; «Настоятель Карло Рота», Милан, Центральный госпиталь; «Витторно Грубичи», 1890, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), исполненных в манере лучеобразного динамичного мазка.

При жизни Дж. Сегантини была написана «Автобиография», изданная в 1910. Живописные поиски художника оказали влияние на мастеров итальянского авангарда 1910-х гг. — Балла, Боччони, Карра, Северини, составивших первое поколение итальянских футуристов.

  • L'Opera comleta di Segantini. Pref. di F. Arcangeli. Milano, 1973.
  • Quinsac A. P. La peinture divisioniste italienne. Origines et premiers de developpements. 1880-1895. Paris, 1957.
  • Somare E. Giovanni Segantini. Bergamo, 1937.
  • Segantini G. Scritti e lettere. Torino, 1910.
  • Segantini G. Venticinque lettere, a cura di L. Vitali. Milano, 1970.

megabook.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта