Книга: Лариса Неменская «Борис Неменский». Неменский борис картины


Художник-фронтовик о кризисе культуры — Татьянин день

Справка. Борис Михайлович НЕМЕНСКИЙ родился 24 декабря 1922 года в Москве. В 1942 г. окончил Саратовское художественное училище, после чего как фронтовой художник прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер и в штурме Берлина. Был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». После войны, в 1951 г. окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.

С тех пор к нему пришло множество чинов и званий: народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования. Но главное - это бесспорное признание коллег: уже несколько десятилетий Борис Михайлович имеет репутацию живого классика русского живописного искусства. Его картины находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, во многих музеях России и мира.

Кроме того, Неменский - известный педагог, разработавший множество оригинальных методик преподавания искусства в школе и вузе. Он является профессором художественного факультета ВГИКа (с 1961 г.), директором Центра непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы, автором книг "Тревоги большого пути", "Распахни окно", "Доверие", "Мудрость красоты", "Познание искусством", "Приглашение к диалогу (друзья, ученики, соратники)", "Педагогика искусства" и многих статей.

 

- Борис Михайлович, в своей последней книге («Педагогика искусства») Вы разбираете педагогическую практику, начиная с самого младшего возраста. Как Вы сами в детстве увлеклись искусством и поняли, что это Ваше?

- Мне кажется, что все дети рисуют - трудно сказать, что я чем-то отличался от других. Другое дело, что, во-первых, меня поддерживали родители, а во-вторых, в школе нашлись хорошие друзья, которые тоже увлекались искусством; когда увлекаешься в компании, увлекаешься сильнее. Я пошёл с ними во Дворец пионеров, где встретил очень интересного педагога - Александра Михайловича Михайлова. Он устроил нашу выставку в Третьяковской галерее, и это нас очень подняло.

Это было в седьмом-восьмом классе. Когда я окончил девятый, поступил в Училище памяти 1905 года, но проучился один год - и началась война. Я еще не достиг призывного возраста, поэтому сначала работал на трудовом фронте, копал окопы под Смоленском, а потом эвакуировался с семьёй в Саратов. Там я пошёл в училище, аналогичное Училищу 1905 года, а когда его закончил, был призван в армию и направлен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Была такая воинская часть (она и сейчас есть) - небольшая команда художников, которая ездила по фронтам Великой Отечественной , рисовала, писала и составляла художественную летопись войны.

Но книга, о которой Вы говорите, интересна, может быть, другим. В ней впервые выявлены и четко определены научные основы художественного образования, то есть объясняется, зачем существует искусство в образовании - в высшем, в среднем, в детском. Оно существует именно для того, для чего вообще предназначено в жизни. Это параллельная научной, логической форме мышления эмоционально-образная форма восприятия мира, которая не заменима никакими науками, даже гуманитарными. Но это по большей части не понимается, поэтому всем материалом, который входит в мою книгу, я свою мысль утверждаю.

- В Вашей книге многое чётко и последовательно разобрано, особенно применительно к нынешней ситуации. Но не возникала ли у Вас в процессе написания мысль, что в контексте современной массовой культуры книга окажется никому не нужной? Что все Ваши усилия и педагогические разработки могут пропасть даром?

- В чем-то Вы правы: массовая культура - это культура для середнячков, представителей ни верха, ни низа общества, людей-машин. Она рассчитана на управление людьми - это метод подчинения определенным формам мышления, формам видения жизни. Но от этого искусство не перестает существовать. Формы массовой культуры - это формы искусства. Кино, театр, телевидение, инсталляции - всё это виды искусства, неважно, новые или старые. А искусство, как говорил Лев Толстой, заражает своими идеями: можно заражать идеями человечными, можно античеловечными.

 
 Борис Неменский. Дыхание весны. 1955

Массовая культура заражает идеями недочеловечными. Любовь она сводит к сексу - то есть к тому, чем могут заниматься и собачки, и кошечки, и мышки какие-нибудь. Огромный опыт формирования человеческого чувства любви, который выражен в литературе, в музыке, в живописи, она опускает до примитива. Чувства достоинства, уважения и даже ненависти она сводит к подделке, к «как бы». Посмотрите: в массовом кино, в большинстве своем, любовь - это не любовь, смерть - не смерть. Люди дерутся, льется кровь, но все это как бы между прочим. Зрители привыкают смотреть на льющуюся кровь как на развлечение, потому что драки и убийства идут одни за другими. А потом показываются фильмы о Йемене или о Югославии, и они тоже работают только на развлекательном уровне. Уничтожается искусство, которое формировало сочувствие человека к человеку, сопереживание. Искусство постмодерна лишено этой линии, хотя это тоже искусство и оно тоже влияет на людей; вопрос в том, как влияет.

При всём том - видите, сколько студентов (разговор происходил на лестничном пролёте ВГИКа)? Они жаждут рисовать. В Суриковском и в других институтах нет отбоя от желающих поступить. Казалось бы, зачем? Чтобы делать то, что делает тот же Олег Кулик, нет необходимости учиться ни рисовать, ни писать. Снимать кино можно научиться и не поступая во ВГИК: сам он не поступал. То, чем он занимается - это эпатаж, умение обратить на себя внимание, выкаблучиться. В своё время эту линию начал Сальвадор Дали (действительно очень талантливый художник), а сейчас она вошла в массовое употребление: каждый должен показать, что новое он выдумал, а не какие новые грани человеческого чувства открыл.

Мне представляется, что искусство никогда не умирало и умереть не может, потому что не было ни одного народа без искусства. Просто оно может внушать одни чувства, а может - прямо противоположные.

- Но Вы знаете лучше, чем кто бы то ни было, что массовое искусство обладает свойством перерабатывать и включать в себя все что угодно, вплоть до творчества самых яростных противников масскульта. Действительно, много студентов учится во ВГИКе, Суриковском и других институтах. Но ведь они могут стать производителями той же самой массовой культуры!

- Я с Вами согласен, могут стать. И материальная зависимость толкает их к этому. Но в то же время есть и другие. Один из моих студентов, мультипликатор Александр Петров из Ярославля, несколько лет назад получил «Оскара» (тогда он снял «Старика и море», а недавно сделал фильм «Моя любовь»). Это молодой, активно строящий свое искусство человек, который пользуется успехом! Он старается привить людям нормальные, добрые человеческие чувства. Так что сопротивление масскульту существует.

Недавно по телевидению шла картина «Гибель империи. Византийский урок» архимандрита Тихона (Шевкунова) (мы беседовали в марте прошлого года). Это очень интересный фильм-памфлет, задающий вопрос, куда мы идем. Он обостряет ситуацию, через историю Византии даёт понимание своей собственной истории. Это настоящее, серьезное искусство.

 Борис Неменский. Земля опалённая. 1957

- Как Вы оцениваете многочисленные упреки в адрес архимандрита Тихона, что это заказ, политическая пропаганда?

- Заказ чей - В.В. Путина? Тогда он подставляется, и очень серьезно. Фильм ставит вопрос, туда ли идет Путин. Автор говорит: то, что делается, хорошо, но куда это ведет дальше? На обсуждении фильма ему привели верные слова, что в одну реку нельзя войти дважды, на что он ответил: да, но в одну лужу можно сесть дважды. Об этом и снят фильм: мы можем сесть в ту же лужу, и уже садимся.

Так что если режиссёру заказал картину наш сегодняшний истеблишмент, то заказал на свою голову, потому что режиссер пошел дальше. Это не прославление Путина: там есть похожий момент, но при этом автор говорит, что преемники бывают разные! Так и сейчас: мы не знаем, куда преемники поведут. Архимандрит Тихон очень верно сказал о том, что часто произносятся прекрасные слова, но делами это не подтверждается.

- Всё-таки в контексте нынешней телекультуры этот фильм - явное исключение. На первом, втором, четвёртом каналах массово появляются только сериалы, детективы, китчевые шоу, которые год от года становятся всё примитивнее и примитивнее.

- Да, воспитывается быдло. Народ пытаются разделить на быдло и элиту, но при этом не понимают того, что быдло сломит элиту и опустит до своего уровня. Сегодня так называемая элита - это только элита денег, это не элита духа, не элита культуры.

Высокое произведение человеческого духа рождается на гребне волны. Если нет волны, то очень трудно появиться гребню. Рембрандт появился на гребне волны голландского искусства. Он в свое время даже не был понят, настолько подскочил выше остальных, но тогда существовал необыкновенно высокий уровень искусства. Была волна, и только на гребне волны мог появиться такой гений. А где эта волна сейчас?..

 Борис Неменский. Мать. 1945

- Что каждый из нас может сделать для того, чтобы существующее положение вещей (например, то, что происходит с телевидением и радио) как-то переменилось, и народу стали бы прививать действительно высокие образцы?

- В первую очередь, конечно, каждый из нас должен сам это делать в той области, в которой работает: Вы журналист - через журналистику, я как художник - через искусство пытаться пробиться сквозь этот идиотизм.

Сейчас, конечно, период упадка. В своей книжке я рассказываю, что есть конструктивное, изобразительное и декоративное - три вида художественного мышления. Эти виды художественной деятельности появились еще до возникновения искусств, как только появился человек, и каждый ребенок, вступая в общество, начинает ими заниматься.

Можно проследить, что периодически начинается новое социальное течение, которое выражается и в искусстве. Оно начинается с подъема конструктивного мышления, потом переходит на формы изобразительного. Сначала жёстко конструируются идеалы и язык, потом в изобразительном периоде нащупываются все формы жизни, творится сложность и богатство, и язык становится мягче и пластичнее. А потом он начинает переходить в декоративные формы, как бы омертвевает, превращается в какой-то мере в догму, в какой-то - в массовую культуру. Это происходит на завершающем витке каждого этапа развития культуры и искусства. Потом внутри возникает нечто новое, противоречащее, возмущающее, и рождается прямо противоположное.

На мой взгляд, сейчас, если можно так сказать, декоративный этап декоративного периода художественной истории. Марио Варгас Льоса, замечательный латиноамериканский писатель, очень верно сказал, что сейчас господствует декоративно-развлекательное искусство; искусство, проникающее вглубь человеческих проблем, оттеснено на обочину жизни. Это очень точно сказано. К нам эта тенденция проникла в годы перестройки, а на Западе всячески развивается с 50-х годов прошлого века. Что будет дальше - зависит от нас с вами.

 
 Борис Неменский. Машенька (Сёстры наши). 1954

 - То есть, универсального прогноза дать нельзя?

- Невозможно. Но я верю, что существует логическое развитие человечества. Дольше или короче будет этот период упадка культуры, сказать трудно. Никто не может этого определить. Атомный взрыв начинается с взрыва одного крошечного атома; мы не знаем, какая капля переполнит чашу. Но когда это произойдёт, начнется обратное движение.

- Массовая культура придет к своему концу?

- Я не сомневаюсь, что она придет к своему концу. Но когда и как, и что перед этим принесет гадостного человечеству, мы не знаем. Это зависит от людей.

- Вам наверняка приходилось слышать упреки в том, что формы изобразительного искусства, которые Вами развиваются, давным-давно устарели. Вам, как давно признанному мастеру, предъявлять претензии абсурдно, но молодые художники-реалисты слышат их сплошь и рядом.

- Это действительно сложный вопрос. Что значит - формы изобразительного искусства? То, что делает Кулик и другие постмодернисты, - это форма, фактически промежуточная между театром, кино, литературой и изобразительным искусством, это мизансцена: и муляжи, и инсталляции, и попытка включить туда человека.

Как-то я был в Париже и видел инсталляцию Ильи Кабакова: ему предоставили за огромные деньги часть нижнего зала, он построил там забор, за ним - времянки, набросал строительный мусор. И рядом стоит на мольберте проект замечательного дома. Кабаков прокомментировал свою работу так: большевики завлекли нас блестящим будущим, а оставили такой развал - вот соль этой инсталляции. Это доступно, на мой взгляд, газетной статье.

- Но зато это шокирует, выводит из себя...

- Понимаете, не все должно решаться эпатажем... Дело в том, что сейчас художники часто начинают превращаться в обслуживающий персонал. Одни богатые люди украшают интерьер чем-то похожим на XVIII век, другие - на передвижников, третьи - на «Мир искусства», четвертые - на Ван Гога, кто-то - на что-то совсем левое, вроде упомянутых постмодернистов. Это упадок станкового искусства, превращение станкового в декоративное. Но за это платят деньги, и художники делают массу заказов, особенно на Западе, куда выезжают наши выпускники: там нет равноценных им по уровню мастерства, и они живут припеваючи.

- Как художник может противостоять этому упадку? Писать картины «к стене»?

- В какой-то мере да. Но всегда существуют неравнодушные люди. В своё время в России жил Павел Михайлович Третьяков, и если бы не он, восстание против академизма, которое тогда появилось, не нашло бы своего выражения. Не сложилось бы ни передвижников, ни «Мира искусства», который возник на их отрицании, ни «Бубнового валета», на авангарда... Все это было порождено деньгами, которые Третьяков платил художникам, и волной, которая из-за него поднялась в русском искусстве.

Может быть, и сейчас найдутся нормальные люди, которые понимают, что искусство существует не только для развлечения и украшения. Но гадать бесполезно. Вспомним, что Третьяков был богачом не первого поколения, а третьего.

 
 Борис Неменский. О далёких и близких. 1949

- Следуя Вашей логике, нам придется ждать третьего поколения нынешних олигархов?

- А Бог их знает: вдруг и во втором появятся? Да и не олигархов, а просто богатых людей - не всегда они олигархи. Может быть, и государство на каком-то уровне поумнеет. Мы не знаем, что будет. Да, происходит противостояние традиционной человеческой цивилизации и массовой культуры, которая пришла сейчас, но ничто не стоит на месте, все в мире развивается. И каждый из нас может внести лепту в это развитие. Книжка, которую я издал, - это тоже лепта в развитие. Воздействует она или нет, поможет или нет, Бог знает. Может, ничем не поможет, а может... Сеять разумное, доброе, вечное можно и на камень, но при этом какое-то зерно попадет на почву и даст всходы.

Когда я в 70-х годах начинал движение за то, чтобы в школе преподавалось подлинное искусство, мне говорили, что все это чепуха, это нереально, в одиночку ничего не сделаешь. Но уже во многих тысячах школ преподают по выработанным нами принципам, наши учебники издаются миллионными тиражами - и на кого-то действуют! Я и сейчас считаю, что только школа могла бы по-настоящему противостоять массовой культуре, потому что она тоже массовая. Но образовательные реформы сильно влияют и на саму школу. Происходит примитивизация мышления людей: нельзя ни одну гуманитарную науку, а тем более искусство, втиснуть в рамки ЕГЭ.

Но понимаете, в мире властвующих тоже не все вечно. Существует общественное движение, движение мысли. Иногда одна книга или фильм могут сделать то, чего не совершит ни один властвующий. Много раз в истории казалось, что наступает полная разруха, но человеческий ум находил выход из самых невероятных ситуаций. Скажите, почему при ГУЛАГе мы сумели победить в Великой Отечественной войне, а потом ещё и восстановиться?

- Потому что у народа было нечто помимо ГУЛАГа.

- А сейчас многие забывают об этом! У нас во ВГИКе одна девушка делала диплом на тему тыловой литературы, фильм об Отечественной войне: талантливая, но довольно пессимистичная вещь... И вот один из педагогов среднего поколения встал и сказал: да, так ужасно было у нас, что даже на фронте заградотряды палками гнали солдат... Я тут же представил себе эту интересную картину: солдаты вооружены всем, чем только можно, а их палками гонят заградотряды... Но понимаете, человек сказал эту смешную глупость, а ему никто, кроме меня и еще одного фронтовика, не возразил! А я с 1942-го года по самый конец войны прошел по разным фронтам со студией Грекова, и мы ни разу не столкнулись с заградотрядами. Очевидно, в начале войны они были, но я с 1942 года находился на фронте и ни разу их не встречал.

 Борис Неменский. Солдаты-отцы. 1972

 - Борис Михайлович, раз уж мы заговорили о войне, позвольте затронуть ещё один болезненный вопрос. Сейчас чем меньше становится фронтовиков, тем больше возрастает уровень помпезности по отношению к Дню Победы: о нём говорят, снимают фильмы, проводят массовые мероприятия, но реальный смысл праздника теряется. Непонятно, о чем мы будем думать и что отмечать лет через тридцать, когда, простите, ни одного ветерана не останется?

- Трудно сказать. Посмотрите, что сейчас происходит с телевидением: часто ли показывают старые советские фильмы и много ли их смотрят? А они о другом, понимаете? Современное массовое кино начинает становиться скучным, хочется посмотреть фильм просто о нормальных человеческих отношениях. В тех фильмах и о фронте, и о жизни вообще были нормальные человеческое чувства, и не причем здесь ни Сталин, ни большевики.

Жизнь сложна, и пока человек жив, он может на нее влиять. На жизнь влияют не только Путин и новый президент, а каждый из нас.

- Что бы Вы посоветовали современному молодому человеку, выросшему после перестройки, погружённому в массовую культуру, но всё-таки пытающемуся узнать правду о Великой Отечественной?

- Читать книги, смотреть киноработы и картины, созданные именно теми людьми, которые всё это сами пережили. Эти работы есть, они доступны. Нужно помнить, что связи с искусством на войне вообще никто не терял.

www.taday.ru

Сочинение по картине Бориса Михайловича Неменского "Дыхание весны"

Разделы: Русский язык

Цель урока: обучить учащихся передавать свои впечатления от того, что создано художником.

Задачи урока.

Образовательные:

- познакомить учащихся с творчеством Б. М. Неменского, историей создания картины “Дыхание весны”;

- формировать умение определять главную мысль произведения;

- формировать умение использовать выразительные средства для передачи своих мыслей и впечатлений.

Развивающие:

- развивать творческое воображение, мышление, наблюдательность;

- развивать литературную речь учащихся.

Воспитывающие:

- воспитывать интерес и любовь к искусству,

- воспитывать, любовь к Родине, природе, мужество;

- воспитывать чувство уважения защитникам Родины.

Межпредметные связи: литература, музыка, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, презентация для урока, демонстрационная картина Б.М. Неменского “Дыхание весны”.

Тип урока: урок развития речи.

Слайд 1. Презентация

Эпиграф:

“Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат, Пусть солдаты немного поспят! Немного пусть поспят…”. А.Фатьянов

Ход урока

1. Организация класса.

2. Целевая установка.

Рассматривая и оценивая художественную картину, зритель невольно соединяет в своем сознании изображение со словом.

- Какова наша задача на уроке? Наша задача состоит в том, чтобы мы могли передать свои впечатления от того, что создано художником на картине “Дыхание весны”. Будем беседовать по картине, собирать рабочие материалы к сочинению.

Слайд 2

3. Знакомство со словами.

Эскиз - предварительный, неоконченный рисунок, набросок (бегло сделанное подобие будущей картины, пишется без натуры).

Этюд - рисунок, картина, выполненные с натуры, (то есть с живого цветка, с живого человека).

4. Знакомство с художником и его творчеством.

Слайд 3

Борис Михайлович Неменский родился 24 декабря 1922 года. Его мать Вера Семеновна - врач, отец Михаил Ильич - финансист, долго работавший в Совнаркоме. Эти незаурядные люди принесли в жизнь сына удивительный сплав двух культур: неродная русская перешла через мать - дочь сельского священника, городская разночинная через отца. Именно в семье начался сложный процесс формирования личности художника.

С Москвой связана вся жизнь Бориса Неменского. Первые шаги в мир искусства были сделаны в студии Дворца пионеров. Встречи и беседы с известными художниками, первая выставка в Третьяковской галереи оказали влияние на дальнейший выбор жизненного пути. Родители Бориса Михайловича с некоторой тревогой следили за увлечением сына. После встречи с художником Константином Федоровичем Юоном отец посоветовал сыну перейти в художественное училище. Борис Неменский был принят на третий курс.

Все планы жизни разрушила война. Художественное училище молодой художник был вынужден оканчивать уже в эвакуации в Саратове в 1942 году. Юноша вернулся в Москву и был определен для несения службы в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Художники этой студии отправлялись на передовую, делали натурные зарисовки в местах боев в самом пекле войны. Их зарисовки, этюды, картины участвовали в передвижных выставках, устраиваемых в войсках. Борис Неменский стремился ехать на передовую, туда, где гремели бои. Из этой поездки художник привез этюды и наброски. Этюды и рисунки с каждым разом становились серьезнее, грамотнее.

Много лет спустя художник Борис Михайлович Неменский будет сожалеть, что за военной “экзотикой” атак и боев поначалу не мог разглядеть главного - солдата, простого человека в шинели, решавшего судьбу победы, его внутреннего мира, чувств, мыслей. И именно это главное с каждой последующей поездкой на фронт будет глубже наполнять мысли, сердце художника, а затем будет одной из важнейших тем его творчества.

Борис Михайлович Неменский предложит: “Ни грамма чувств нельзя взять взаймы: ведь каждая картина- исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод”. Война и победный 1945 год будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского.

5. Выступление учащихся о творчестве Б.М. Неменского.

Слайд 4

Картина “Мать” (1945) займет особое место в истории отечественной живописи. Автор решил написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Желание написать о своей матери, окружавшей заботой художников до и после поездок на фронт.

Слайд 5

Картина “Земля опаленная” (1957), изрытая взрывами, изрезанная гусеницами танка, испепеленная земля. Художник стремится передать зрителям чувство усталости солдат и показать их стойкость, несмотря ни на что. В этом солдатском сердце живет тяга к миру, к труду, к родной земле.

Слайд 6

Картина “Безымянная высота”(1960-1995). Показана смерть человека, совсем еще молодого, который мог совершить много прекрасного в мирной жизни. Но этой жизни ему не довелось увидеть, потому что в его жизнь вторглась война, и он защитил родную землю, женщин, стариков и детей.

Слайд 7

Картина “Машенька” (1956). Образ сестры полевого госпиталя, почти девочки, стал любимым у многих зрителей.

Многие солдаты, прошедшие войну, уверяли, что на картине изображена именно спасшая их медсестра.

Слайд 8

Картина “Солдаты - отцы”. Солдат - спаситель жизни, чувства солдат, как чувство отца - стремление защитить.

Слайд 9

Ученик: Война…Она вырвала из мирной жизни, оторвала от любимой работы взрослых и совсем еще юных парней, почти мальчиков, со школьной скамьи. Они ушли на фронт.

Ученик: Вся страна брала в руки оружие. Все мысли людей были обращены к этой пылающей линии - к фронту. Каждый честный человек стремился быть там. Решалась судьба страны, судьба всех. Страшная опасность повисла над всеми. Рабство. Уничтожение. И врагу нельзя отдать на поругание своей Родины. А что такое Родина? Многие на войне поняли, что и дом твой, и улица твоя, и мать, и все родные, все друзья - это есть Родина, которую нужно защищать от врага, ради которой, если нужно, и жизнью можно пожертвовать.

Ученик: Картину “Дыхание весны” Борис Михайлович Неменский писал три года. Художник пишет: “Перепортил несколько холстов. Напишу картину, посмотрю, подумаю - и вижу: нет, не то. И - все заново: эскизы, этюды, холст. А это не день, не месяц - годы.

Ведь для того, чтобы написать так, как все это в жизни было, да еще так сделать, чтобы все это вы почувствовали так же, как и я,- мало просто вспомнить и захотеть.

Каждый весенний майский рассвет я встречал в березовом лесу около города Тарусы. Снова и снова смотрел, как распускаются первые подснежники, снова и снова писал и подснежники, и землю, и березки в утреннем тумане, и первые лучи солнца на их макушках. Этюдов накапливались сотнями. В это время много писал солдат. Я искал - и постепенно находил…”.

6. Работа по картине.

Рассмотрим картину Бориса Михайловича Неменского “Дыхание весны”.

Учитель: Какое время года изображено на картине?

Ученик: Весна.

Учитель: В чем чувствуется “дыхание весны” на картине?

Ученики: Туман. Холодновато.

Весенний предрассветный лес. Тишина. На тонких хрупких березах появляются почки На ветвях ольхи желтеющие сережки. На вербе серебрятся пушистые барашки.

Сквозь прошлогоднюю листву пробился голубой подснежник, готовясь встретить первый солнечный луч.

Учитель: Красота… Но и война рядом.

- Какие детали говорят о том, что рядом фронт?

Ученики: На заднем плане картины за березками видны танки, грузовые машины. Солдаты отдыхают.

Учитель: Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученики: Перед нами - три бойца. Они ночью спали под открытым небом, постелив душистые еловые ветки.

Учитель: Что можете сказать о пожилом солдате?

Ученики: Пожилой солдат укрыт шинелью. Он спит после боя, вытянув натруженные руки.

Учитель: Да, старый солдат спит богатырским сном. Как же не спать? Будет день, будет бой, и он, опытный солдат, не дрогнув, выполнит свой долг.

- Обратите внимание, рядом с солдатом голубой подснежник на маленьком пушистом стебельке.

- Как вы думаете, о чем хотел сказать художник, нарисовав голубой подснежник рядом с бойцом?

Ученики: Нежный голубой подснежник- это красота весны. Это символ хрупкой зарождающейся жизни.

Учитель: Ведь завтра по этому прекрасному может пройти враг и уничтожить, растоптать, сжечь, побить снарядами. Врагу нельзя отдать на поругание не то что пяди земли - даже малого подснежника.

Учитель: Что можете сказать о солдате в шинели?

Ученики: Другой солдат, кутаясь в шинель, смотрит туда, где красуются белоствольные молоденькие березки. Он курит.

Может, вспоминает дом, березки около дома, может, думает о том, как кончится война, вернется домой и снова будет пахать землю, выращивать урожай….

Учитель: Обратите внимание на молодого бойца в центре картины. Опишите его.

Ученики: Сдвинув шапку на затылок, боец приподнялся с земли.

Не спится молодому солдату с пухлыми, еще детскими губами.

Его голубые глаза широко раскрылись.

Опершись на локоть, он восторженно вслушивается в музыку предрассветного леса.

Учитель: Какая музыка нарушила его сон? Может, эта музыка нарушила тишину предрассветную, разбудила молодого солдата?

Звучит свист соловья.

Учитель: Среди оружия, боевых машин, среди людей, опаленных войной, эта предрассветная музыка зачаровывает молодого солдата.

Вот верхушки берез золотились в первых лучах солнца, пение птиц в вышине, а внизу, на земле, все спало. Солдаты спят. Набирают сил перед новым близким боем. Пусть они спят.

Слайд 1

7. Прочитайте эпиграф урока.

Поэт Алексей Иванович Фатьянов, прошагавший трудные военные дороги, рассказал о рождении песни “Соловьи”. “Помню фронт. В большой зеленой роще мы, солдаты, после только затихшего боя лежим, отряхиваясь от крупинок засыпавшей нас земли, и вдруг слышим: вслед за растаявшим вдали рокотом вражеских самолетов во все горло, как бы утверждая жизнь, защелкал соловей”.

Звучит песня “Соловьи”. (Слова А.Фатьянова, музыка Соловьева-Седого).

Прошло уже много лет. Но эти солдаты живут в нашем сердце, в нашей памяти. Они спасли Родину. Спасли и город твой, и дом, и эти березки, и птичий гомон в твоем лесу. Спасли и подснежники.

8. Написать сочинение по картине Б. М. Неменского “Дыхание весны”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Книга: Лариса Неменская. Борис Неменский

  • Неменский, Борис Михайлович — Неменский Борис Михайлович Дата рождения: 24 декабря 1922(1922 12 24) (89 лет) Место рождения: Москва, РСФСР Гражданство …   Википедия

  • Неменский — русская фамилия. Известные носители: Неменский, Борис Михайлович (р. 1922) российский живописец, педагог, народный художник РСФСР. Неменский, Олег Борисович (р. 1979) российский политолог и историк …   Википедия

  • НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович — (р. 1922) российский живописец, народный художник России (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ( Безымянная высота , 1961 62), лирические композиции ( Стихи , 1972). Автор оригинальной программы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕМЕНСКИЙ — Борис Михайлович (род. 1922), живописец, педагог, народный художник РСФСР (1986), член корреспондент РАО (1982). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ( Безымянная высота , 1961 62), лирические композиции ( Стихи , 1972).… …   Русская история

  • НЕМЕНСКИЙ — Борис Михайлович (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ деятель, акад РАО (1992, ч к АПН СССР с 1991) Окончил Моек худож ин т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942 62) Преподавал в Моек гор пед ин те им В Г… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Неменский Борис Михайлович — (р. 1922), живописец, народный художник РСФСР (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны («Безымянная высота», 1961 1962), лирические композиции («Стихи», 1972). Автор оригинальной программы… …   Энциклопедический словарь

  • Неменский Б. М. — НЕМÉНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922), живописец, педагог, нар. худ. РСФСР (1986), ч. к. РАО (1982). Драм. картины на темы Вел. Отеч. войны ( Безымянная высота , 1961–62), лирич. композиции ( Стихи , 1972). Автор оригинальной программы… …   Биографический словарь

  • Неменский, Борис Михайлович — (р. 1922)     художник, профессор (1990), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры), профессор Института кинематографии им. С.А. Герасимова, директор Центра непрерывного художественного образования Московского комитета… …   Педагогический терминологический словарь

  • НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович — (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ.деятель, акад РАО (1992, ч к АПН СССР с 1991) Окончил Моск. худож. ин т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942 62) Преподавал в Моск. гор пед.ин те им В Г Потемкина (1957… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Бедина, Алла Игоревна — Алла Бедина …   Википедия

  • Бедина — Бедина, Алла Игоревна Алла Бедина Имя при рождении: Алла Игоревна Бедина Дата рождения: 24 марта 1950(1950 03 24) (60 лет) Место рождения: Москва …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Борис НЕМЕНСКИЙ:

    - Борис Михайлович, первой вашей картиной, получившей широкую известность, стала «Мать». Ее сразу приобрела Третьяковская галерея. Как точно заметил писатель Константин Симонов, «классиком Борис Неменский стал в двадцать два года, когда создал свою знаменитую картину «Мать». А вот самым спорным оказалось полотно «Это мы, Господи!», в первых вариантах - «Безымянная высота». Между ними полвека - целая эпоха. Изменилось ли за это время ваше ощущение войны?- Картины «Мать» и «Это мы, Господи!» действительно разделяет целая эпоха и в жизни страны, и в моей судьбе. То, что я переживал в юности, было гораздо наивнее, чище, радужнее. Осознание всей глубины трагедии войны пришло позже. Хотя у этих двух полотен исток один - фронтовые впечатления.«Мать» - ощущение молодого солдата, вдруг добравшегося после тяжелых фронтовых дорог до целого, неразрушенного жилья. Оказаться на несколько часов в тепле дома для солдата - великое счастье. Я переживал подобное не раз. Чужие матери стирали и сушили наши портянки, предварительно отругав нас за грязь, внесенную в избу. И эти простые мелочи трогали сердца. Ведь и моя мать точно так же обихаживала нашу компанию, когда после фронтовой командировки до прибытия в Монино (там располагалась студия имени Грекова) мы вваливались к нам в дом, скидывали завшивевшую одежду, пропаривали ее и мылись по очереди в тазу (ванны не было). Она так же жалостливо смотрела на нас, заснувших на полу. Для каждой из матерей мы были сыновьями, затерянными на фронтах войны. Мы из единой семьи! И это чувство в картине «Мать» очень важно для меня!Меня часто потом упрекали и коллеги, и искусствоведы, что я не использовал на холсте богатство цветовых нюансов, которое уже было освоено импрессионистами. Но замечательный автор Нина Дмитриева, написавшая первую книжку о моих картинах, точно определила, что содержанием картины «Мать» не могло быть наслаждение цветовыми нюансами, автор воспринял бы это как предательство сути. Действительно, суровый язык простых и ясных сочетаний мне был ближе. К тому же холст был написан между командировками на фронт. Жизнь была суровой, и это не могло не отразиться на полотне.В институт я поступил после войны и на третьем курсе написал «О далеких и близких». Для меня полной неожиданностью стало то, что картина была отмечена высокой наградой - Государственной премией. Ее я писал по впечатлениям, полученным на первом фронте, и тоже без использования находок импрессионистов. Хотя они мне были, естественно, известны. Но мое чутье художника всячески сопротивлялось модным новшествам. Да и картина «Это мы, Господи!» мучила многие годы меня вовсе не поисками колорита. Кто они, фашисты? Если они такие же люди, как мы, то откуда тогда виденные мною колодцы с детскими трупами?А поводом для рождения полотна стал давний эпизод, когда в январе сорок третьего по военным дорогам пробирался к Великим Лукам, где шли бои. (Нам, фронтовым художникам, дана была свобода индивидуального передвижения.) В пути оголодал и сел на пенек пожевать сухарь. Мела поземка. И вдруг я заметил, как подо мной зашевелилась рыжая трава. Откуда такая мягкая и податливая трава зимой? Оказалось, что сижу я на убитом немце. И припорошенная белым трава - его рыжие волосы. Перевернул еще не вмерзший в снег труп и увидел совсем мальчишеское лицо, чем-то даже похожее на мое. Меня просто пронзило током. Мне двадцать. Ему, наверное, столько же. Фашист? Виновник выжженных сел, разрушенных городов? Вопрос этот глубоко засел внутри, мучил всю войну и в мирное время не отпускал, бередил душу, ждал ответа... Хотя «боль души» и есть моя профессия.- Полотно «Это мы, Господи!» вызывает сложные чувства. Над ним вы работали более трех десятков лет, о чем говорит дата 1961-1995 годы. На огромном холсте - два солдата на теплой золотой земле в окружении свечек - весенних первоцветов мать-и-мачехи. Как велики и одновременно малы их тела на этой большой земле, уходящей в космическую высь! Кто они? Одинаковые перед вечностью жители Вселенной? Тогда почему в их руках оружие? Разве можно поверить, что автор картины - тот же самый художник, который реально и жестко показал лицо врага в своих ранних работах?- Конечно, меня долго «крыли» за пацифизм, за абстрактный гуманизм. Были жаркие дискуссии в Доме писателей (организатором выступил Константин Симонов - ярый защитник этого полотна), появилось много публикаций в газетах, журналах... Десять лет после этого мои работы не принимали на выставки, хотя я и был секретарем правления Союза художников. Вот такие последствия «диспута».А зритель картину принял. Он, зритель, почувствовал и молнию тел этих мальчишек, разметавших в ярости боя руки по весенней земле, и вечное торжество жизни... Мою боль он почувствовал - значит, все эти годы искал не зря.- Фронтовые рисунки и этюды, впервые собранные из разных музеев в залах на Поклонной горе, потрясают. Понимаешь, вот откуда глубина постижения сути человеческих характеров, которая позволила вам в дальнейшем так проникновенно отразить в полотнах и женские судьбы. Картина «Женщины моего поколения», созданная через тридцать лет после войны, - это и горечь одиночества, и неизбывное желание счастья, и надежды на лучшее будущее. Невозможно не задуматься о судьбе каждой из героинь.- Женщины моего поколения тоже боль моей души. Сколько моих ровесниц остались одинокими?! Они не успели выйти замуж, родить детей. Эти женщины, поднявшие страну из разрухи, остались невенчанными вдовами. И после «Безымянной высоты» вовсе не случайно я обратился к женским судьбам. Ведь это их женихи и мужья остались на тех самых высотах. Тема вдовьего трагического одиночества звучит и в квадриптихе (он находится в Музее Людвига в Ахене, в Германии). Один из четырех холстов я назвал «Утраты». И немецкие, и японские женщины одинаково плакали у этой картины (ее вариант есть и в Токио). Не только нас коснулась эта беда... Женщины моего поколения, безнадежно одинокие, сидят вокруг праздничного стола в День Победы. Этой трагической теме я посвятил годы. Параллельно рождались и светлые песни материнства («Мама», «Тишина»), и песни отцовских тревог, отцовской ответственности («Мир тревожен», «Отец и дочь», «И вечен путь»).- Нет, недаром к вашим многочисленным наградам прибавилась недавно Международная золотая медаль имени Л.Толстого. Так Российский детский фонд отмечает выдающихся защитников детства в любых сферах человеческой деятельности. В их числе Астрид Линдгрен, мать Тереза, Лео Бокерия и другие люди. Ваша деятельность по художественно-эстетическому воспитанию молодого поколения широко известна. Только что вышло в свет очередное издание «Педагогика искусства - видеть, ведать и творить». Вы утверждаете, что искусство в школе нельзя заменить никакими иными учебными предметами. В становлении личности каждого ребенка оно играет важную роль.- Несомненно! Школа должна ввести растущего человека в мир искусств, подготовить его к грамотному пользованию всеми его видами. Многие до сих пор не понимают, что музыку, живопись, архитектуру нельзя передать даже самыми талантливыми словами. Именно поэтому литература не может быть заменена литературоведением, пластическое искусство - искусствоведением, музыка - музыковедением. Учить не искусству, а искусством. Над этим работает коллектив нашего Центра непрерывного художественного образования.- Многие ваши творения побуждают задуматься о грустных реалиях нашего времени. Это и «Чужие жизни», и «Новое детство», и «Притча об инакомыслии». Последний цикл звучит как предостережение нам, он обнажает, чем чревато крушение идеалов, нравственности. Но язык притч требует от зрителя вдумчивого отношения, определенной культуры восприятия. И вы правы, такого зрителя надо воспитывать. А иначе...- Признаюсь, что одним из импульсов для рождения «Притчи» стала дискуссия, много лет назад разгоревшаяся на моей выставке у картины «Поиск истины». У художника есть преимущество перед актером - его не знают в лицо. Я стоял около своего холста и слушал яростный спор зрителей (прямо за грудки хватались!). Тогда ведь зрители на выставках еще не разучились размышлять о том, что сказано художником, а не о том, сколько это стоит. Более всего в споре досталось центральной фигуре картины. Ее истовость и бескомпромиссность вызвала ассоциации, о которых я даже не думал. Героя называли Дон Кихотом, упрекали, что именно такие борцы за истину видят только свою правду и потому часто становятся орудиями темных сил. Будучи «революционерами», они не терпят инакомыслящих и способствуют расправе над ними. Жаркие споры заставили меня крепко задуматься. А потом (это были уже перестроечные девяностые) я увидел в селе Борки под Великими Луками страшный костер. Подростки по указанию взрослых таскали из библиотеки школы стопки книг и с наслаждением бросали их в огонь. В те перестроечные годы это была марксистская литература. А в двадцатые так же самозабвенно жгли религиозные книги. В Европе во времена инквизиции предавали огню не только книги, но и людей... Опасны мыслящие иначе!«Притча об инакомыслии» - это раздумье обо всех нас. Сквозь века. И не случайно холст «Ханжи» центральный. Не случайно!- Борис Михайлович, а что вас, человека, жизнь и творчество которого пришлись на такие разные годы, больше всего тревожит сегодня?- Да многое! Жить с включенной душой, а иначе какой же ты художник, трудно. А сегодняшняя боль души... Вот, например, сейчас в Институте реалистического искусства проходит выставка Гелия Коржева «Библия глазами соцреализма». Я, правда, Коржева никогда соцреалистом не считал - просто интереснейший мастер «сурового реализма» конца ХХ века. Но когда я спросил студентов 3-го курса ВГИКа, у которых веду занятия, как они относятся к Коржеву, то услышал неожиданное: «А кто это такой?» Оказалось, что ни Попкова, ни Обросова, ни Жилинского, да и других интересных художников они тоже не знают. Слышали о двух-трех раскрученных, но даже в их музеях не бывали. Такой же грустный разговор случился и с группой учителей искусства. Как рассказывать им о своих творческих проблемах (а ведь просят), когда я, как художник, находился и нахожусь не в безвоздушном пространстве. Все мы по-своему выражали радости и тревоги своего времени. И делали это искренне. Вторая половина ХХ века в России богата самобытными и яркими творческими личностями - и в живописи, и в литературе, и в кино... Это был период взлета нашей культуры. Взлета, а не провала, как иногда это пытаются представить.

    www.ug.ru

    Книга: Лариса Неменская. Борис Неменский

  • Неменский, Борис Михайлович — Неменский Борис Михайлович Дата рождения: 24 декабря 1922(1922 12 24) (89 лет) Место рождения: Москва, РСФСР Гражданство …   Википедия

  • Неменский — русская фамилия. Известные носители: Неменский, Борис Михайлович (р. 1922) российский живописец, педагог, народный художник РСФСР. Неменский, Олег Борисович (р. 1979) российский политолог и историк …   Википедия

  • НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович — (р. 1922) российский живописец, народный художник России (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ( Безымянная высота , 1961 62), лирические композиции ( Стихи , 1972). Автор оригинальной программы… …   Большой Энциклопедический словарь

  • НЕМЕНСКИЙ — Борис Михайлович (род. 1922), живописец, педагог, народный художник РСФСР (1986), член корреспондент РАО (1982). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны ( Безымянная высота , 1961 62), лирические композиции ( Стихи , 1972).… …   Русская история

  • НЕМЕНСКИЙ — Борис Михайлович (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ деятель, акад РАО (1992, ч к АПН СССР с 1991) Окончил Моек худож ин т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942 62) Преподавал в Моек гор пед ин те им В Г… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Неменский Борис Михайлович — (р. 1922), живописец, народный художник РСФСР (1986), академик РАО (1992). Драматические картины на темы Великой Отечественной войны («Безымянная высота», 1961 1962), лирические композиции («Стихи», 1972). Автор оригинальной программы… …   Энциклопедический словарь

  • Неменский Б. М. — НЕМÉНСКИЙ Борис Михайлович (р. 1922), живописец, педагог, нар. худ. РСФСР (1986), ч. к. РАО (1982). Драм. картины на темы Вел. Отеч. войны ( Безымянная высота , 1961–62), лирич. композиции ( Стихи , 1972). Автор оригинальной программы… …   Биографический словарь

  • Неменский, Борис Михайлович — (р. 1922)     художник, профессор (1990), действительный член РАО (1992; Отделение образования и культуры), профессор Института кинематографии им. С.А. Герасимова, директор Центра непрерывного художественного образования Московского комитета… …   Педагогический терминологический словарь

  • НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович — (р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ.деятель, акад РАО (1992, ч к АПН СССР с 1991) Окончил Моск. худож. ин т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942 62) Преподавал в Моск. гор пед.ин те им В Г Потемкина (1957… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Бедина, Алла Игоревна — Алла Бедина …   Википедия

  • Бедина — Бедина, Алла Игоревна Алла Бедина Имя при рождении: Алла Игоревна Бедина Дата рождения: 24 марта 1950(1950 03 24) (60 лет) Место рождения: Москва …   Википедия

  • dic.academic.ru


    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта