Феофан Грек. Картины феофан грек
Феофан Грек. Люди — Путеводитель по Золотому кольцу России
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (сохранились только фрески в Феодосии).
Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.
Новгород
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 г.
В 1378 г. он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.
Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи.
До нас дошли также росписи апсиды — фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах.
Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены — Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.
Феофан оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью.
Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи.
Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах — в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях.
Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV в.) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV в.).
Москва
Последующие события жизни Феофана плохо известны, по некоторым сведениям (в частности, из письма Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому) иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове.
В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву.
В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон.
Как было отмечено Епифанием Премудрым, с которым сблизился Феофан во время пребывания в Москве,
«(…)у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан невиданною и необыкновенною росписью(…)» — (письмо Епифания Премудрого игумену Афанасиева монастыря Кириллу Тверскому).
Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 г., судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени. Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека.
Донская икона Божией МатериДругая знаменитая рукопись — Евангелие Хитрово, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым.
Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают «Успение Божьей Матери», «Донскую икону Божьей Матери», «Преображение Господне» и деисусный чин Благовещенского собора Кремля.
Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона «Успение», но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы «Умиление», и впоследствии икона получила название «Богоматерь Умиление Донская».
В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов.
Помимо этого, Феофану приписывается икона «Преображение» — храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно.
Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей — это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 г., совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 г., роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещения совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 г.
Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: «Василий Великий», «Апостол Пётр», «Архангел Михаил», «Богоматерь», «Спас», «Иоанн Предтеча», «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Иоанн Златоуст».
Им расписаны
- Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая известная сохранившаяся работа)
- Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
- Архангельский собор Кремля(1399)
- Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)
Им написаны знаменитые иконы
- Икона Божией Матери Донская (1380?)
- Успение (1380?)
- Преображение (1408)
- Приписываются Феофану и иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля.
golden-ring.drugiegoroda.ru
Феофан Грек - Каталог картин. Биография. Цены
Феофан Грек (около 1337- после 1405)
Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.
Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Описание рисунка приведено со многими подробностями. "Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям "притчам" и его хитростному строению".
Из послания известно, что Феофан, "родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец", расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.
В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице - единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане - изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями "Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом", "Поклонение жертве", "Троица". Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. "Живопись Феофана - это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма",- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия - единственного пути к спасению. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси - страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.
После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня - икона "Богоматерь Донская" (на ее обороте - "Успение"), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.
В любом случае иконы "Спас в силах", "Богоматерь", "Иоанн Предтеча", "Апостол Петр", "Апостол Павел", "Василий Великий", "Иоанн Златоуст" обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.
Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу - воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со "Спасом в силах" впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, - "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", "Преображение" и "Четырехчастная" (все в ГТГ).
Феофан Грек
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru
Феофан Грек
В православии вторая неделя главного Поста посвящается исихазму (Григорию Паламе), на почве которого сформировалась классическая русская иконопись в лице трех великих имен: Феофан, прп. Андрей и Дионисий.
У каждого из них была своя философия и свое представление о православии. В них отражалась не только вера, но дух и веяния конца XIV и всего XV века. Бессмысленно говорить о правильном или неправильном понимании православия каждым из них и вообще – спорить о том, кто из трех иконописцев более точно выражал православную веру.
Разными они были и по-разному видели мир, хотя вера у всех была одна - православная. Но все они - и византийский иконописец Феофан, приехавший в Россию с великим подвижником веры митрополитом Киприаном с особой миссией - проповедью исихазма; и русский монах Андрей Рублев с его философией умиротворения, гуманности, гармонии и доброты,
и профессиональный изограф Дионисий Ферапонтовский – певец вечной Женственности и Материнства, церковного декора и эстетики «иосифлян» - стали воплощением православной веры в древнерусской живописи, ее вершиной и классическим выражением.
Феофан Грек
Из всех троих меньше всего сведений о Феофане Греке и даже то немногое, что известно, подвергается многими специалистами-искусствоведами сомнению. Предположительно иконописец родился в Константинополе где-то между 1335-1340 годами, т.е. был гречанином, откуда и пошло его русское прозвище «Грек».
Феофан принадлежал к византийской элите, участвовал в философско-догматических спорах, был убежденным сторонником Григория Паламы и исихазма, чьи идеи нашли воплощение в его иконографии и философско-богословской программе.
Имея за спиной росписи более сорока храмов в Константинополе, Халкидоне, Херсоне и других городах, Грек приехал в Россию уже вполне сложившимся мастером со своей философией и своей задачей – обновить русское религиозное сознание в духе исихазма.
Но приехав из аскетической Византии, из окружения, пропитанного религиозно-догматическими спорами, из общения с богословами и строгими подвижниками веры, иконописец попадает в совершенно иную атмосферу Великого Новгорода.
Столпник. Спасо-Преображенский храм на Ильиной улице. В.Новгород.1378
Она поразила его своей полуязыческой праздничностью, нестрогостью в поведении, любовью к красочной яркой жизни, далекой от сурового византийского благочестия, граничившего с ригоризмом. Разрыв с тем, к чему он привык, был слишком велик.
Столкновение с иным миром, иными жизненными установками и иной ментальностью настолько поразили Феофана, что он решил все свои силы и творческую энергию направить на просвещение и проповедь исихазма, на «исцеление» новгородцев от духовной слепоты, в которой, по его мнению, они пребывали.
С годами, а прожил он в России примерно тридцать лет, его представления о России и жизни претерпели существенное изменения: его характер стал значительно мягче, и московские иконы 1405 года значительно теплее. Но пока на дворе 1378 год, год, когда он приступил к росписи своего первого русского Спасо-Преображенского храма, что на Ильиной улице Великого Новгорода.
Об этом сохранились документально-подтвержденные записи, и потому никто не оспаривает авторства фресок Феофана. Вся богословская программа росписи Спаса-на-Ильине является уникальной авторской разработкой иконописца, воплощенная им с поразительной гениальностью и трагизмом. Нигде в мире нет ничего подобного.
Дионисий Ареопагит. 1378
И хотя фрески сохранились не полностью, но именно по ним специалисты изучают стиль и характер живописи Феофана. Фрески поражают, прежде всего, своим экспрессивно-эмоциональным накалом. На них фигуры святых напоминают скорее призраки и цветные тени, чем реальных людей.
Их материальная телесная оболочка кажется всего лишь феноменом, иллюзией, которая вот-вот рассеется. Люди, охваченные бурным экстатическим движением, словно парят в воздухе, подхваченные сильным порывом ветра и разбросанные им по всему храму. Экспрессия, драматизм, доходящий до трагизма, поражают всякого, кто видит феофановские фрески.
Каждый лик здесь индивидуален, ни одного повтора, каждое движение – выверено и психологически точно, ничего лишнего, и во всем - жизненная сила и эллинистическая традиция. Именно по этой причине – суровости и эмоциональной экспрессии - фрески Феофана Грека часто сравнивают, как и самого иконописца, с Великим Микеланджело.
Троица. Спасо-Преображенский храм. 1378
Экспрессивно-эмоциональный стиль – был понятен новгородцам, потому, что этот стиль стал во многом и русским, проявившимся к тому времени в литературе через изображение сильных человеческих чувств и эмоций.
Человек перестал быть статичным и монументальным, он прибрел свой внутренний мир с чувствами, страстями, психологией. В исихазме, с его акцентом на внутреннем делании, именно они становятся предметом исследования.
Главное внимание исихасты уделяли тому, как человеческий дух постепенно восходит к Богу, какие стадии проходит страсть, прежде чем становится действием, и как перевести негативную энергию страсти в положительное русло.
Феофан Грек в своей «исихастской проповеди» тоже сделал акцент на внутреннем делании, но через цвет и жесты. Его философия – это философия в красках, суровая и отнюдь не оптимистическая. Именно цвет позволил ему передать эмоциональность, драматизм и даже трагизм ситуации в духовно-религиозной жизни Новгорода.
Господь Вседержитель (Пантократор). Купольная фреска Спасо-Преображенского храма. В.Новгород. 1378
Это особенно импонировало книжным людям, интересовавшимся богословием и философией. Суть философии Феофана Грека в том, что человек - глубоко греховное существо, безнадежно удаленное от Бога. Его ждет Страшный суд безжалостного Судии – Бога-Вседержителя, который со всей карающей силой смотрит на грешного человека сверху из купола храма.
Фреска Пантократора, Бога-Вседержителя – смысловой центр всей богословской программы росписи храма на Ильинке. Ожидание Страшного суда требует целомудренной жизни, никто не сможет спастись, если только человека не вымолят Богородица, Иоанн Предтеча, праотцы, пророки, апостолы, святители и аскеты-подвижники, которым открылся великий ужас духовного мира.
Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного, плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела. Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий. Первый мир погиб от Потопа, второй должен пройти испытание Огнем, Светом и Духом. В этом - суть богословской идеи Феофана, которая особенно ярко проявлена в столпниках.
Столпники. Храм Спасо-Преображенский храм на Ильинке. 1378
Живописная техника Феофана тоже подчинена его философско-богословским идеям. Его мазок – короткий, энергичный, выразительный и эмоциональный; его световые блики – это отсветы Божественного фаворского света, которые ложатся на лики и одежды столпников и усиливают драматизм ситуации.
Складки одежды святых образуют ломкий узор, похожий на молнии, состоящие из острых углов. Колорит – густой, темно-коричневый, похожий на смесь огня и белого света в духе византийской традиции.
После Великого Новгорода у Феофана был Нижний, потом Переяславль Залесский и, наконец, Москва, куда его пригласил все тот же митрополит Киприан. В Благовещенском соборе кисти Феофана принадлежит Деисусный чин, выполненный, хоть и в смягченной манере, но так же сурово и молитвенно.
Агиосаритисса. Фрагмент. Деисусный чин из Благовещенского собора Московского Кремля. 1405.
Что касается икон Феофана, то их сохранилось не так много, как, впрочем, и фресковой живописи. Многие из них погибли в пожарах. Достоверно доказано авторство его икон «Преображение», «Успение», «Донской иконы Богородицы», а также Деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В целом живопись и философия иконописца оказались чуждыми русскому человеку, с его оптимистическим взглядом на жизнь, умиротворенным, гуманистическим, сердечным. И хотя Феофан Грек оказал на древнерусскую живопись огромное влияние, тем не менее, Андрей Рублев, будучи учеником Феофана, пошел своим путем, создав иконописную школу с диаметрально противоположной философско-богословской программой.
На смену суровому "Микеланджело" пришел мягкий и лиричный "Рафаэль", на смену Феофану – преподобный Андрей, чисто русское явление в живописи Древней Руси.
Преображение. 1403
Феофан ГрекКогда я видел воплощенный гулИ меловые крылья оживали,Открылось мне: я жизнь перешагнул,А подвиг мой еще на перевале.
Мне должно завещание могил,Зияющих как ножевая рана,Свести к библейской резкости белилИ подмастерьем стать у Феофана.
Я по когтям узнал его: он лев,Он кость от кости собственной пустыни,И жажду я, и вижу сны, истлевНа раскаленных углях благостыни.
Я шесть веков дышу его огнемИ ревностью шести веков изранен.- Придешь ли, милосердный самарянин,Повить меня твоим прохладным льном?(А. Тарковский)
Успение. 1392
Тина Гай
subscribe.ru
ФЕОФАН ГРЕК — информация на портале Энциклопедия Всемирная история
Византийский живописец, работавший на Руси. Феофан расписал церковь Спаса на Ильине (Новгород, 1378), Архангельский (1399) и Благовещенский соборы Московского Кремля (1405, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца). Феофану приписывают иконы деисусного чина Благовещенского собора в Московском Кремле — «Спас», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча» (при участии и под руководством Феофана Грека исполнены и другие иконы этого и праздничного чинов). Создал в Москве мастерскую, которой приписывают иконы "Богоматери Донской" с "Успением" на обороте (1380 или 1392), "Четырёхчастная", "Преображение" из Переславля-Залесского. Творчество Феофана Грека оставило ярчайший след в живописи Новгорода и Москвы и нашло множество последователей.
Биография
Феофан Грек родился, вероятно, в 30-х годах XIV века и умер между 1405 и 1415 годами. Великий живописец русского средневековья был родом из Византии, почему и получил прозвище “Грек”. На Русь художник приехал не позднее 1378 года. Впервые имя его появляется в Новгородской летописи: видимо, именно новгородцы пригласили уже известного в Греции художника для росписи вновь построенной на Торговой стороне церкви. Третья новгородская летопись под 6886 (1378 год) пишет: "Того же лета подписана церковь Господа нашего Иисуса Христа, на Ильине улице, повелением благородного и боголюбивого боярина Василья Даниловича, со уличаны Ильины улицы, а подписывал мастер Греченин Феофан, при великом князе Димитрии Ивановиче и при Архиепископе Алексии Великого Новгорода и Пскова". Летописец говорит здесь о фресках церкви Спаса Преображения на Ильине улице, частично сохранившихся до нашего времени. Их расчистка началась в 1910 году, но закончилась только в 1944 году. Теперь эта церковь является одним из наиболее известных исторических памятников Новгорода, главным источником для изучения творческой манеры великого мастера.
Но, пожалуй, главный источник для изучения жизни и творчества Феофана Грека – это письмо писателя и монаха, современника гениального византийца, составителя житий Епифания Премудрого, написанное им Кириллу, игумену тверского Спасо-Афанасьевского монастыря. Это послание, составленное около 1415 года, содержит важные подробности биографии приезжего грека и, кроме того, дает живую характеристику мастера, сделанную человеком, лично знавшим художника и сумевшим подметить необычные, индивидуальные черты его характера.
Только из этого послания известно, что Феофан Грек расписал более сорока каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (ныне Феодосия), Великом и Нижнем Новгородах, в Москве. Епифаний Премудрый описывает некоторые его произведения, в том числе поразившие современников «страннолепные» (чудесные) росписи княжеских палат, на стене которых художник изобразил Москву. Епифаний Премудрый отмечает также необычайную свободу поведения художника во время творчества, — что он, работая, никогда не смотрел на образцы, беспрестанно ходил и беседовал, причем ум его не отвлекался от его живописи. При этом Епифаний Премудрый иронизирует над скованностью и неуверенностью «нециих наших» иконописцев, неспособных оторваться от образцов. Характеризуя личность и творчество Феофана, Епифаний называет его «преславный мудрец, философ зело хитрый, книги изограф искусный и живописец изящный среди иконописцев».
Между 1378 и 1390 годами Феофан, по свидетельству Епифания, участвовал в восстановительных работах в Нижнем Новгороде после набега татар, которые сожгли город и монастыри. Его росписи не сохранились. Около 1390 года мастер прибыл в Москву. По свидетельству московских летописей, Феофан Грек участвовал в украшении кремлёвских храмов (1395, 1399 и 1405). В 1395 году он расписывал церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле (позднее здание было разобрано в связи со строительством на этом месте Архангельского собора, 1505—1508). В 1405 году Феофан расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле вместе с Прохором с Городца и «чернецом» (монахом) Андреем Рублёвым. По традиции Феофану Греку приписывают также оформление знаменитых рукописей рубежа XIV–XV веков – Евангелия Хитрово и Евангелия Федора Кошки, хотя вопрос об их авторстве окончательно не решён.
К сожалению, ни летописи, ни Епифаний Премудрый не упоминают о дате смерти Феофана, которая так и осталась неизвестной. Видимо, он скончался в весьма преклонном возрасте где-то между 1405 и 1415 годами.
Искусство Феофана Грека
Хотя манера письма Феофана исключительно индивидуальна, все же и для нее можно найти прямые источники в памятниках константинопольской школы. Это, прежде всего, фрески трапезной Кахриэ Джами, возникшие во втором десятилетии XIV века. Здесь головы отдельных святых (особенно Давида Солунского) кажутся как бы вышедшими из-под кисти Феофана. Они написаны в энергичной, свободной манере письма, основанной на широком применении смелых мазков и так называемых отметок, с помощью которых моделируются лица. Эти блики и отметки особенно активно используются в отделке лба, скул, гребня носа. Сам по себе данный прием не нов, он весьма распространен в живописи XIV века, преимущественно первой его половины. Что сближает росписи Кахриэ Джами и фрески Феофана — это замечательная точность в распределении бликов, всегда попадающих в нужное место, благодаря чему форма приобретает крепость и конструктивность. В памятниках провинциального круга (как, например, в росписях пещерного храма Теоскепастос в Трапезунде) мы никогда не найдем подобной точности моделировки. Лишь познакомившись с такими провинциальными работами, окончательно убеждаешься в столичной выучке Феофана, который в совершенстве овладел всеми тонкостями константинопольского мастерства.
На константинопольскую школу указывают и основные принципы феофановского искусства — напряженный психологизм образов, необычайная острота индивидуальных характеристик, динамическая свобода и живописность композиционных построений, изысканный «тональный колорит», преодолевающий пеструю многодетность восточной палитры, наконец, незаурядное декоративное чутье, восходящее к лучшим традициям цареградской живописи. Всеми этими гранями своего искусства Феофан выступает перед нами как столичный художник, живущий эстетическими идеалами константинопольского общества.
w.histrf.ru
Феофан Грек — Старый Русский Топ
Феофан Грек относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет. Он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской духовной культуры, переживавшей в его время один из последних взлетов.
Немногочисленные сведения о Феофане встречаются в московских и новгородских летописях, но особую ценность представляет письмо, написанное около 1415 г. московским духовным писателем и художником Епифанием Премудрым архимандриту тверского Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. Сообщение Епифания интересно тем, что дает уникальную возможность составить представление о принципах работы мастера. В своем послании он сообщает о хранившемся у него Четвероевангелии, иллюстрированном Феофаном и украшенном изображением храма Святой Софии в Константинополе.
Преображение
Описание рисунка приведено со многими подробностями. «Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту. Сколько бы с ним кто ни беседовал, не мог не подивиться его разуму, его иносказаниям «притчам» и его хитростному строению».
Из послания известно, что Феофан, «родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец», расписал более 40 каменных церквей в Константинополе, Халкидоне, Галате, Кафе (Феодосии), а также на Русской земле.
Успение
В Новгородской III летописи первая работа Феофана упоминается под 1378 г. Здесь говорится о росписи им новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине-улице — единственной дошедшей до наших дней работе мастера, имеющей документальное подтверждение и доныне остающейся главным источником для суждения о его искусстве.
Фрески церкви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можно лишь частично. В куполе храма изображена полуфигура Христа Пантократора, окруженная архангелами и серафимами. В барабане — изображения праотцев, среди которых Адам, Авель, Ной, Сиф, Мельхиседек, Енох, пророки Илия, Иоанн Предтеча. На хорах в северо-западной угловой камере (Троицкий придел) изображения сохранились лучше. Придел расписан изображениями святых, композициями «Богоматерь Знамение с архангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана ярко индивидуальна, отличается экспрессивностью темпераментом, свободой и разнообразием в выборе приемов. Форма подчеркнуто живописна, лишена детализации, строится с помощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастирует с яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые, одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями. Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкими углами.
Донская икона Богоматери
Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый, серебристо-голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов. «Живопись Феофана — это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой он оказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которого с крайней суровостью взирает на грешное человечество из-под купола новгородского храма»,- пишет исследователь русского средневекового искусства В. В. Бычков.
Феофан Грек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые, отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия — единственного пути к спасению. Стилю Феофана пытались следовать в Новгороде художники, расписывавшие церковь Федора Стратилата на Ручью, однако в целом индивидуальность мастера оказалась исключительной для Руси — страны, далекой от духовного опыта Византии и искавшей свой путь.
Троица
После 1378 г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этого периода до нас не дошли.Приблизительно с 1390 г. он находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписывать Успенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, хранилась и знаменитая впоследствии святыня — икона «Богоматерь Донская» (на ее обороте — «Успение»), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля (ныне в ГТГ). Ее исполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.
Мастер выполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицы с приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симеоном Черным, в Архангельском (1399) и Благовещенском (1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписях казнохранилища князя Владимира Андреевича и терема Василия I. Ни одна из этих работ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время в Благовещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этот иконостас не является первоначальным, относящимся к 1405 г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь после опустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547 г.
В любом случае иконы «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля и такое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесь работу великого мастера.
Спас в силах
Манера Феофана Грека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля написаны Феофаном) значительно отличается от фресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусного чина внушительны и монументальны. Почти двухметровые фигуры, исполненные внутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию, подчиненную одному замыслу — воплотить благодарственную молитву святых Спасу, творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в день Страшного Суда. Эта идея определила иконографическое решение и всей группы в целом, и каждого образа в отдельности. Иконография чина имеет свои истоки в алтарных росписях византийских храмов и теснейшим образом связана с текстами главных молитв литургии. Подобная программа деисусного чина со «Спасом в силах» впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь она появляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон не столь экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясь в мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражению эмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигур более спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками к античности. Иконы написаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных технических приемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру. Среди икон, предположительно связанных с именем Феофана, — «Иоанн Предтеча Ангел пустыни», «Преображение» и «Четырехчастная» (все в ГТГ).
topru.org
Феофан Грек | История живописи вики
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
около 1340 |
Константинополь, Византийская империя |
около 1410 |
Византия |
иконопись, миниатюра, монументальная фресковая роспись |
фрески церкви Спаса Преображения на Ильиной улице в Новгороде (1378) Деисус из иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля (90-е гг. XIV в.) |
Андрей Рублёв |
ВизантияПравить
Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (ныне Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.
Новгород.Править
Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцёв и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи апсиды — фрагменты чина святителей и "Евхаристии", часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и "Крещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Проповедь Христа апостолам" и "Сошествие во ад" на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура "Знамения" с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стены— Столпники, ветхозаветная "Троица", медальоны с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура макария Египетского. Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве, в частности, мастерам, исповедующим сходное мировоззрение и воспринявших отчасти манеру мастера были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Феодора Стратилата на Ручью. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах— в иконе "Отечество" (XIV век) присутствуют серафимы, скопированные с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме "Троица" из четырёхчастной иконы XV века прослеживаются параллели с "Троицей" Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как "Псалтырь Ивана Грозного" (последнее десятилетие XIV века) и "Погодинский Пролог" (вторая половина XIV века).
МоскваПравить
Последующие события жизни Феофана плохо известны, иконописец работал в Нижнем Новгороде (росписи не сохранились), некоторые исследователи склонны считать, что он так же работал в Коломне и Серпухове. В начале 1390-х гг. Феофан прибыл в Москву. В Москве Феофан Грек проявил себя в росписи храмов, частных домов, в книжной графике и в написании икон. Феофан оформил Евангелие боярина Фёдора Кошки, оклад которого датируется 1392 годом, судя по всему, окончание рукописи относится к тому же времени.Евангелие не содержит миниатюр, но изобилует красочными заставками, орнаментальными украшениями в начале каждой главы и зооморфными буквицами-инициалами. Характерные резкие линии, колорит изображений дают основание утверждать авторство Феофана Грека. Другая знаменитая рукопись— Евангелие Хитрого, имеет сходство с оформлением Евангелия Кошки, но существенные отличия в стилистике и колористике говорят о том, что работа выполнена кем-то из последователей Феофана, возможно Андреем Рублевым. Относительно икон, написанных Феофаном, не сохранилось чёткой информации. Традиционно его авторству приписывают "Успение Божьей Матери", "Донскую икону Божьей Матери", "Преображение Господне" и деисусный чин Благовещенского собора Кремля. Нет точных сведений о том, где и когда была написана икона "Успение", но по косвенным данным считается, что это произошло в Москве. Икона является двухсторонней, на одной стороне написан сюжет Успения Божьей Матери, а на другой образ Богоматери с младенцем Христом. Изображение относится к типу икон Богородицы "Умиление", и впоследствии икона получила название "Богоматерь Умиление Донская". В современном искусствоведении нет единого мнения по поводу происхождения этих образов. Помимо этого, Феофану приписывается икона "Преображение"— храмовый образ Спасо-Преображенского собора города Переславля-Залесского, хотя и художественно и образно она слабее его образов и следует его манере внешне и поверхностно. Феофан Грек возглавлял роспись ряда московских церквей— это новая каменная церковь Рождества Богородицы в 1395 году, совместно с Семёном Чёрным и учениками, церковь святого Архангела Михаила в 1399 году, роспись которой выгорела во время нашествия Тохтамыша, и церковь Благовещания совместно со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым в 1405 году. Также Феофану приписываются иконы деисусного чина из иконостаса Благовещенского собора. Главная особенность его в том, что это первый в России иконостас с фигурами в полный рост. Состоит иконостас из следующих икон: "Василий Великий", "Апостол Пётр", "Архангел Михаил", "Богоматерь", "Спас", "Иоанн Предтеча", "Архангел Гавриил", "Апостол Павел", "Иоанн Златоуст".
ru.jivopis.wikia.com
Феофан Грек - биография
Византийский живописец и иконописец, работавший в городах России в последней четверти XIV – начале XV вв. Работы, созданные Феофаном Греком, отнесены к лучшим образцам древнерусской живописи.
Начало пути. Византийское творчество.Феофан Грек считается одним из самых известных русских живописцев. Он родился в Византии около 1340 г. Несмотря на то, что исконно русским благодаря его происхождению Феофана Грека назвать тяжело, письменная традиция часто причисляет его к русским художникам – во многом потому, что значительную часть жизни он творил не у себя на родине, а на Руси.
К сожалению, сведения о детстве и юности Феофана Грека носят фрагментарный характер и рисуют весьма незаконченную картину. Точные дата рождения и смерти живописца неизвестны, поэтому исследователи, как правило, считают эти годы весьма приблизительными. Выдающийся мастер средневековой эпохи, Феофан приехал на Русь уже около 1390 г., когда ему было около пятидесяти лет. До этого он плодотворно работал в Византии. Несмотря на то, что его работы исчислялись десятками, ни одна из них (относящаяся к византийскому периоду) не сохранилась.
Биографические данные о жизни Феофана, в основном, содержатся в новгородских и московских летописях. Тем не менее, большое значение имеет датированное примерно 1415 г. письмо, написанное московским агиографом Епифанием Премудрым архимандриту Спасо-Афанасиева монастыря Кириллу. В этом письме Епифаний приводит подробную описательную характеристику принципов, на которых строятся практически все работы Феофана Грека. По словам Епифания, у него даже хранилось иллюстрированное лично Феофаном Четвероевангелие. Более того, в том же письме подтверждается греческое происхождение Феофана. Епифаний высоко отзывается о способностях мастера, говоря, что «он среди иконописцев отменный живописец». Если верить письму, то к тому времени Феофан уже расписал более 40 каменных церквей – как на Руси, так и в Византии – в Константинополе, Халкидоне и т.д.
Феофан Грек и Русь
Одна из новгородских летописей датирует первую работу Феофана 1378 г. Это была церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Сейчас она выступает не только как выдающийся памятник искусства XIV столетия, но и как единственная дошедшая до настоящего времени работа мастера. Церковь является главным источником для суждения как о его творчестве, так и о роли, которую Феофан Грек сыграл для современной ему эпохи.
С учетом минувших столетий, церковь неплохо сохранились, хотя ее фрески дошли до нас лишь во фрагментарном виде. В традиционной для себя манере Феофан Грек при росписи церкви использовал религиозные сюжеты, украсив купол фигурой Христа в окружении архангелов, а на барабан водрузив фигуры праотцев (Адама, Ноя, Авеля и т.д.). Анализируя сохранившуюся роспись, можно сказать, что Феофан работал в индивидуальной манере: его живопись отличается экспрессивностью и свободой. Как творец Феофан не боялся экспериментировать и пользовался разнообразными приемами, среди которых – приглушенный общий тон росписи и яркие белильные высветления. В палитре мастера преобладают коричневая и серебристо-голубая краски. Церковь Спаса Преображения благодаря Феофану Греку до сих пор считается одним из наиболее выдающихся памятников искусства XIV века.
К сожалению, подробных сведений о раннем творчестве Феофана Грека (т.е. о периоде деятельности до приезда на Русь) не сохранилось. В связи с этим исследователи осмеливаются говорить только об одной документально подтвержденной работе Феофана. Остальное приписывается ему в связи с рядом различных факторов, среди которых – общность духовно-эстетических идей, манера росписи, стиль эпохи. Доподлинно неизвестно, принадлежат ли эти работы в действительности Феофану Греку или же были написаны кем-то другим – вероятно, живописцем со схожей манерой исполнения.
Прославленный во времени византиец около 1390 года ступил на русскую землю. К тому времени, как гласит традиция, Феофан глубоко проникся древним учением исихаизма. Это было обновленческое движение в православии, суть которого состояла в почитании Божественного света. Свет этот открывался верующим лишь с помощью практики регулярных медитаций – глубокого внутреннего сосредоточения. Увлечение исихаизмом прямым образом повлияло на творчество Феофана Грека. Идея возможности обретения Божьего царства на земле путем регулярных медитативных практик захватила Феофана и получила наглядное воплощение в экспрессивно-спиритуалистической манере его живописи.
Творчество Феофана Грека было практически неизвестно широкой публике вплоть до начала XX века – и это несмотря на то, что из скупых летописных сведений совершенно очевидно, что он почитался своими современниками. Современные исследователи часто ставят знак равенства между именами Феофана Грека и Андрея Рублева. Рублев, будучи младшим современником Феофана (разница в возрасте между ними составляла около тридцати лет), также считается выдающимся для своей эпохи иконописцем. В творчестве этих двух мастеров четко построенная религиозная картина, воплощенная в материи – росписи икон, церквей, храмов. Оба творца в какой-то степени представляют из себя загадку для исследователей, поскольку достоверных биографических данных об их жизни сохранилось очень немного. Для иконописи XIV века Андрей Рублев и Феофан Грек были ключевыми фигурами, сочетавшими в себе с одной стороны – талант монументалистов, а с другой – дарование иконописцев. Именно невозможность отследить их жизни от рождения и до кончины позволяет современным обывателям концентрироваться на творчестве обоих мастеров.
Среди работ, приписанных Феофану Греку и доподлинно выполненных им, однако не дошедших до наших дней, необходимо упомянуть Успенский собор в Коломне (позднее он был перестроен). Вероятнее всего, Феофан расписывал его по приезду на русскую землю, т.е. около 1390 года. В Благовещенском соборе Московского Кремля впоследствии оказалась икона, чье авторство очень многие специалисты привыкли связывать с именем Феофана – «Богоматерь Донская», которая первоначально находилась в Успенском соборе в Коломне.
Стилистическая манера Феофана Грека
Манера Грека расписывать иконы и фрески неоднозначна. Фрески в исполнении Грека довольно мрачны – святые изображены суровыми, как бы отстраненными от наблюдающих за ними, погруженными в себя. Ведь именно в этом и состоит смысл бытия – обрести спасение, узрев себя самого. Что касается иконописи Грека, то образы, воплощенные в ней, внушительны и монументальны. Вся композиция направлена на подчинение одной цели – вознести Всевышнему благодарственную молитву. Творец при росписи уделял внимание каждому лику, стараясь передать самые мельчайшие его черты. Если фрески Феофана создают довольно гнетущую атмосферу, то его иконопись обращена к спокойствию и умиротворению. Эта способность выражать идею совершенно разными приемами (не только стилистическими, но и техническими), безусловно, выдают в Феофане Греке настоящего мастера своего дела и творца потрясающего таланта.
По всей вероятности, Феофан является автором таких икон, как «Преображение» и «Иоанн Предтеча Ангел пустыни».
www.bankgorodov.ru