Музей-панорама Бородинская битва – живая картина знаменитого сражения. Картина панорама бородинская


Музей-панорама Бородинская битва: описание

Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38Дата основания 1962 годКоординаты: 55°44'19.9"N 37°31'23.6"E

Содержание:

Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года, пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы. В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва

Автор панорамы

Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.

Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны. В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва

Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.

Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.

Как создавался музей

Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене. Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности. Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.

Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Фрагмент панорамы Бородинской битвы

В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей. Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса. Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.

Судьба панорамы

Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Амуниция солдат французской и русской армии

В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам. Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев. В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.

После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Русские солдаты на привале

Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах. Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом - в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади. Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.

Строительство нового музея

Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Одна из экспозиций музея

Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов. Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном. На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах - имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.

За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова. Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Пушка XIX века

Музей сегодня

Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов. Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо. В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.

Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.

Информация для посетителей

Для туристов и горожан в музее проводят обзорные и тематические экскурсии: «Изба военного совета», «На встречу с героями» и «Москва - город-герой». Дети школьного возраста и семейные группы могут поучаствовать в музейных занятиях и мастер-классах. Музейные работники знакомят гостей с традициями начального военного образования в России в конце XVIII – начале XIX века, а также с особенностями быта крестьян и солдат в начале XIX века.

Музей-панорама Бородинская битва в Москве

Одна из экспозиций зелёного зала

Как добраться

Музей-панорама находится на Кутузовском проспекте, 38. До здания легко дойти пешком от станции метро «Кутузовский проспект».

Рейтинг достопримечательности

Достопримечательности МосквыРегионы РоссииСтранны Европы

Музей-панорама Бородинская битва на карте

Смотреть ещё на Putidorogi-nn.ru:

putidorogi-nn.ru

Музей-панорама "Бородинская битва" - РИА Новости, 18.10.2017

18 октября 1962 года в Москве состоялось торжественное открытие Музея-панорамы "Бородинская битва".

Центральным экспонатом музея является монументальное панорамное полотно, посвященное одному из ключевых моментов российской истории — Бородинской битве, генеральному сражению Отечественной войны 1812 года, которая велась русским народом против войск французского императора Наполеона I.

Картина-панорама была написана русским художником Францем Рубо (1856-1928) в начале XX века, к 100-летию со дня исторической битвы.

Слово "панорама" в переводе с древнегреческого означает "вижу вокруг". Панорама, сочетает живописное полотно, предметный план и особое освещение. Длина панорамы "Бородинская битва" по окружности 115 метров, а высота составляет 15 метров. На полотне изображен самый напряженный момент Бородинского сражения — штурм французами деревни Семеновское в полдень 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1812 года. Художник показал разгар сражения, когда "вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно" (Михаил Кутузов).

Панорама состоит из четырех частей, в каждой из которых воссозданы события того памятного дня, происходившие как в русском лагере, так и у наполеоновской армии.

Создавалась картина в Мюнхене (Германия). Работать над ней Францу Рубо помогали несколько немецких художников. Панорама была завершена в конце мая 1912 года. Перед отправкой в Москву ее демонстрировали пять дней в Мюнхене с благотворительными целями.

В Москве торжественное открытие панорамы "Бородинская битва" состоялось в деревянном павильоне на Чистых Прудах, сооруженном по проекту военного инженера полковника Павла Воронцова-Вельяминова, 11 сентября (29 августа по старому стилю) 1912 года в присутствии императора Николая II.

С первых дней новое учреждение, подчиненное военному ведомству, действовало как государственный музей, выполняя функции хранения, презентации исторического и культурного наследия, связанного с памятью о центральном событии войны 1812 года. Сразу после Октябрьской революции, в конце 1917 года, здание панорамы "со всем имуществом и картиной профессора Рубо" было передано электротехнической школе. Некоторое время павильон панорамы использовался для проведения новогодних пролетарских елок, затем в его стенах разместился литературно-художественный кружок "Трибуна".

В начале 1918 года музей был закрыт. Весной 1918 года здание панорамы пришло в полную негодность. Предметный план и световое оборудование были демонтированы, полотно сняли и навернули на деревянный вал. В таком состоянии оно хранилось в разных малоприспособленных помещениях: под сценической площадкой Нескучного сада, в подвале Миусского собора, в саду "Аквариум", на театральном складе сада "Эрмитаж" и др.

29 сентября 1948 года было принято решение о восстановлении панорамы "Бородинская битва". Работа по спасению картины была поручена центральной научно-реставрационной мастерской. Группа реставраторов выполнила сложнейшие реставрационные работы, им удалось возродить полотно, казавшееся утраченным навсегда.

Реставрация продолжалась более полутора лет. А после ее успешного окончания выяснилось, что здания для размещения картины нет. В результате отреставрированное полотно вновь свернули и положили на хранение в запасники Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Специально для размещения панорамы в 1961-1962 годах построили новое здание по проекту архитекторов Александра Корабельникова, Сергея Кучанова, Александра Кузьмина и инженера Юрия Аврутина. Оно было сооружено на Кутузовском проспекте, почти у подножия Поклонной горы, на территории бывшей деревни Фили. Это место непосредственно связано с событиями Отечественной войны 1812 года. В этой деревне, в избе крестьянина Михаила Фролова, 13 сентября (1 сентября по старому стилю) 1812 года главнокомандующий русской армии Михаил Кутузов на Военном совете принял решение оставить Москву без боя.

Основу здания музея-панорамы составляет цилиндр высотой 23 метра, облицованный стеклянными серо-голубыми плитами. Справа и слева — два железобетонных крыла.

Их фасады украшены двумя мозаичными панно — "Народное ополчение и пожар Москвы", "Победа русских войск и изгнание Наполеона", выполненными по эскизам художника Бориса Тальберга; на стенах высечены имена героев Отечественной войны; в боковых пилонах смонтированы чугунные барельефы с изображением военных доспехов (скульптор Иван (Джованни) Витали).

Полотно, все эти годы хранящееся в свернутом виде, пришлось снова реставрировать. Эта работа была проделана в центральной научно-реставрационной мастерской бригадой художников под руководством Михаила Иванова-Чуронова.

Музей-панорама вновь был открыт в Москве 18 октября 1962 года, к 150-летию победы в Отечественной войне 1812 года. В его состав вошла на правах отдела "Кутузовская изба" — специально построенное в 1887 году деревянное здание на месте сгоревшей в 1868 году "Избы Военного совета".

В 1967 году в результате пожара живописное полотно сильно пострадало. В короткие сроки панорама была воссоздана в Студии военных художников имени М.Б. Грекова.

В 2007 году в состав музея-панорамы "Бородинская битва" на правах отдела был включен "Музей Героев Советского Союза и России", созданный Фондом поддержки Героев в июне 2001 года и посвященный глубоким традициям русского героизма.

Музей-панорама задумывался для демонстрации единственного экспоната, но собранные за годы обширные коллекции живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы снаряжения и вооружения позволили создать полноценную экспозицию, которая раскрывает основные события Отечественной войны 1812 года.

В 2011-2012 годах к 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 года в музее-панораме "Бородинская битва" была проведена реконструкция. Реставраторы обновили тканевый колпак панорамы, вернув ему функцию рассеивать свет таким образом, чтобы создавалась иллюзия естественного освещения, были отреставрированы предметный план и его реквизиты. В панорамном зале появились интерактивные этикетки и экраны, которые позволяют рассмотреть ее более детально. Впервые в экспозиции музея были представлены уникальные предметы эпохи 1812 года, среди которых личные вещи Михаила Голенищева-Кутузова и участников Наполеоновских войн, а также батальная живопись, портреты героев, вооружение, обмундирование и снаряжение обеих противоборствующих армий. Панораму снабдили звуковым сопровождением.

В ходе реконструкции были проведены работы по комплексному приспособлению зданий музея для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения, а также по созданию зала "виртуальной реальности".

В 2012 году была открыта практически заново воссозданная "Кутузовская изба", которая в 1995 году была ограблена и закрыта. В ней создана исторически достоверная обстановка военного совета в Филях и сделано специальное звуковое оформление, которое погружает в атмосферу той эпохи.

Фондовое собрание музея-панорамы "Бородинская битва" насчитывают около 40 тысяч предметов эпохи 1812 года и включает в себя музейные коллекции "Графика", "Живопись", "Оружие", "Нумизматика", "Декоративно-прикладное искусство", "Скульптура", "Редкая книга".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 

 

ria.ru

Бородинская панорама 2018 ✮ Музей-панорама в Москве

На Кутузовском проспекте располагаются два крупных мемориальных комплекса, посвященные двум отечественным войнам: Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе и музей-панорама «Бородинская битва». Панорама «Бородинская битва» посвящена крупнейшей битве Отечественной войны с Францией, которая почитается в России как подвиг русских солдат и офицеров. 7 сентября 1812 года недалеко от Москвы, у деревни Бородино, сошлись в смертельном бою русские войска под командованием фельдмаршала Михаила Кутузова и армия французского императора Наполеона I. Об исходе сражения до сих пор идут споры. Стороны понесли большие потери, никто не добился решительной победы.

Здание музея-панорамы. Фото shutterstock.comЗдание музея-панорамы. Фото shutterstock.comПанорама – жанр монументальной живописи, изображающий грандиозные события или крупные объекты. Живопись сочетается с объемными декорациями на переднем плане, в которых используются оригинальные предметы изображаемой эпохи. Этим создается эффект присутствия. Длина полотна Бородинской панорамы составляет 115 метров! Она была написана в 1912 году художником-баталистом Францем Рубо. Помимо собственно картины-панорамы, в этом же здании развернута экспозиция, посвященная той войне, созданная к 200-летнему юбилею Бородинской битвы. В ней представлены предметы вооружения и экипировки русской и французской армий, награды, предметы прикладного искусства, графика и живопись, вдохновленные событиями эпохи.

Экспозиция музеяЭкспозиция музеяФранц Рубо создал панораму по заказу императора Николая II к 100-летнему юбилею битвы. На тот момент художник уже прославился как баталист. В работе также принимал участие художник-монументалист Иван Мясоедов. Первоначально панорама выставлялась в специально построенном павильоне на Чистопрудном бульваре. В 1918 большевистские власти панораму демонтировали и отправили на склад, а павильон разобрали. Произведение Рубо было отреставрировано лишь к 150-летию битвы в 1962 году. Для него было построено знакомое нам здание на Кутузовском проспекте.

Полотно изображает поле битвы по состоянию на 10 часов утра. Зритель как бы находится в центре русских позиций у деревни Семеновское. Художник постарался создать впечатление, будто время остановилось, и зритель может рассмотреть в подробностях каждый эпизод сражения. Достоверности добавляют декорации на переднем плане, которые изображают горящую деревню, разбитую батарею и покинутый лагерь, где над костром все еще висит походный котелок. Площадка панорамы оборудована электронными табло с комментариями к отдельным эпизодам панорамы.

Бородинская панорама. ФрагментБородинская панорама. ФрагментКроме панорамы и уже упомянутой экспозиции, в музейный комплекс входят Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила и памятник героям Отечественной войны 1812 года. На том месте, где сейчас находится панорама, раньше располагалась деревня Фили, в которой после Бородинского сражения размещался штаб русской армии. Тогда и прошел судьбоносный военный «совет в Филях», изображенный гениальным Л. Толстым в «Войне и мире». На этом совете было принято решение оставить Москву, сохранив армию для перегруппировки и будущих боев. С тех пор выражение «совет в Филях» стало нарицательным, означая напряженное обсуждение перед серьезным решением.

Изба, в которой состоялось историческое совещание, принадлежала крестьянину Михаилу Фролову. До наших дней из подлинной обстановки сохранились иконы, изразцовая печь и скамья, на которой, возможно, восседал сам фельдмаршал. Изба впервые была воссоздана как музей в 1886 году по рисунку А. Саврасова. В 2010-м году, после испытаний временем и обстоятельствами, музей был отреставрирован и вновь открыт для посетителей. Сейчас в избе представлена выставка, посвященная М. Кутузову и крестьянскому быту его времени; здесь же проводятся интерактивные мероприятия для детей.

Кутузовская избаКутузовская избаВ 1912 году рядом с избой в честь архангела Михаила, небесного покровителя русской армии, возвели часовню. Заложена она была 1 октября 1910 года – в память именин Михаила Илларионовича Кутузова. Часовня в историческом русско-византийском стиле была построена архитекторами Н. Струковым и М. Литвиновым. Украсили здание часовни декор и мозаика. Эта часовня-музей она стала первым «именным» музеем Кутузова в России: в ней хранились образцы оружия и мундиров 1812 года, личные вещи фельдмаршала. Хранился в музее и походный экипаж Михаила Илларионовича, в котором он исколесил немало сражений – «гвоздь» экспозиции.

Службы в часовне продолжались до 1930 года: представители советской власти решили, что часовню нужно закрыть как объект культа, а вместе с ней – и музей. Купол снесли, и если бы не архитектор П. Барановский, вошедший в экспертную комиссию по оценке ценности исторического памятника, то храм ждала бы самая печальная судьба. Здание сохранилось, но стало служить рабочему клубу, а потом – Министерству финансов СССР и частному предприятию. Лишь в 1994-м году часовню вернули Московской Патриархии. После реставрации началась ее новая жизнь: патриарх Алексий II освятил храм-часовню 17 ноября 2000 года. Теперь и часовня-музей, и Кутузовская изба входят в мемориальный комплекс-музей Бородинской битвы.

© 2016-2018 moscovery.com

Автор статьи:Даниил Хохлов

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Картине-панораме "Бородинская битва" исполняется 100 лет - Культура

МОСКВА, 11 сентября. /ИТАР-ТАСС/. Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет. 11 сентября 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай Второй.

В основу сюжета картины взят один из напряжённейших моментов сражения – когда ободрённые захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укреплённых пункта русских позиций – деревню Семёновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семёновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображённые на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.

Панорама, созданная Францем Рубо, позволяет зрителю заглянуть в самое сердце этого драматичного противостояния двух армий. Живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров совмещается с объёмными макетами предметного плана, а звуковые эффекты, которые демонстрируются в музее, где экспонируется картина, придают даже ощущение реальности изображаемых событий. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы.

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована. Лишь к 150-летию Отечественной войны, в 1962 году началась её новая жизнь. На Кутузовском проспекте специально было построено здание, в котором разместился новый музей-панорама "Бородинская битва".

К тому времени картину пришлось буквально восстанавливать: из-за хранения в сырых условиях верхний край панорамы был безвозвратно утерян. Но и после открытия полотно преследовали несчастья: в ночь на 27 июня 1967 года в здании музея произошло возгорание, в огне погибло две трети картины. Восстанавливали её по цветным фотографиям, незадолго до этого снятым немецким туристом.

Франц Рубо имеет французские корни, но родился он в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе, затем - в мюнхенской Академии художеств.

Панораму "Бородинская битва" художник создавал с такой же тщательностью и вниманием к историческим деталям, которые характеризуют всё его творчество. Он выезжал на Бородинское поле, где тщательно изучал позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривал сохранившиеся укрепления, беседовал с местными жителями, писал этюды. Саму картину он писал в Мюнхене, причём в очень короткий срок: за 11 месяцев. При этом Рубо был настолько увлечён работой, что был готов продать свой дом, лишь бы иметь деньги для её окончания.

С 1913 года Франц Рубо жил в Германии, где продолжал писать картины, по его собственным словам "исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником".

tass.ru

Панорама «Бородинская битва»

Панорама “Бородинская битва” – это один из самых внушительных шедевров русской живописи, который создан русским художником французского происхождения Францем Рубо в Мюнхене, совсем недавно исполнилось 105 лет. 

Специально, в связи с этим знаковым событием показываем вам, как сейчас выглядит панорама и рассказываем, почему просто необходимо посетить это место.

Панорама Бородинская битва

Как возникла панорама:11 сентября 1912 года, в год празднования столетнего юбилея отечественной войны 1812 года, в Москве состоялось торжественное открытие панорамы «Бородинская битва» работы Франца Алексеевича Рубо.

Панорама Бородинская битва

На Чистопрудном бульваре для картины был создан специальный павильон.Газеты 1912 года наперебой сообщали, что павильон на Чистых прудах был открыт с большой помпой и специально для его открытия искали по всей России, нашли и привезли в Москву несколько ветеранов и свидетелей той войны.

Панорама Бородинская битва

Петр Лаптев… Гордей Громов… и почему-то неназванная «старуха».

Панорама Бородинская битва

Панорама на Чистых прудах проработала недолго, уже в январе 1918 года, она была закрыта, а полотно отправилось на склад. К дореволюционной истории в 1920-х и начале 1930-х относились с большим пренебрежением, пропагандировался лишь новый мир. 

Спустя 30 лет, в 1948 году, полотно попало в руки реставраторов, из-за тяжелых условий хранения, верхняя (небесная) часть холста была признана непригодной, также была утрачена одна батальная сцена — бой у деревни Семеновское — воссозданная заново. 

После чего картина была законсервирована ещё на 10 лет. И только в 1960-м году, в преддверии 150-летия Войны 1812 года, к реставрации вернулись, у панорамы появилось новое небо, а вместе с ним и первый соединительный шов.

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

Кстати, вот так выглядит панорама «за кулисами»

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

В 1962-м году панорама увидела свет, в специально построенном здании на Кутузовском проспекте. Место было выбрано не случайно, ведь именно здесь находилась та самая изба Михаила Фролова, в которой было принято судьбоносное решение, вошедшее в историю как «совет в Филях».

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

Уже спустя всего 5 лет, в 1967 в результате пожара, полотно сильно пострадало, была произведена новая реставрация. Надо отметить, что несмотря на все утраты и изменения эта картина является наиболее цельным из трёх масштабных шедевров Рубо и большей частью является авторским. 

В 2012-м году в преддверии столетнего юбилея музей был закрыт. В ходе работы была создана новая экспозиция, а у самой панорамы был обновлён предметный план, практически заново воссоздана «Кутузовская изба».

Панорама Бородинская битва

Панорама – это не просто живописное полотно, но и целый музей.

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

Несколько причин посетить Бородинскую панораму: 

Панорама является одним из самых больших картин в мире 115 м длиной 15 м высоту.Наличие предметного планы с рельефом местности, специальное освещение, а также круговое расположение полотна позволяет посетителям окунуться в гущу событий и стать полноценным свидетелем решающего сражения отечественной войны 1812-го года.

Панорама Бородинская битва

Экспозиция, включает в себя не только батальную живопись и военную амуницию, но и многочисленные витрины с мебелью, книгами, фарфором, бронзой, погружающими в атмосферу России начала ХlХ века, что придется по вкусу зрителям, далеким от военной истории.

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

Диорамы, с бытовыми зарисовками, а также мультимедийные панели не оставят равнодушными самых маленьких посетителей.

Панорама Бородинская битва Панорама Бородинская битва

В ходе празднования 105-летия музея-панорамы, организованны специальные экскурсии, позволяющие заглянуть «За кулисы панорамы».

Панорама Бородинская битва

Панорама Бородинской битвы – один из немногих хороших музеев в России, посвященных именно дореволюционной царской истории. 

источник: moscowwalks.ru

Поделись с друзьями в социальных сетях:

lunalife.ru

Бородинская панорама в Москве — подробная информация с фото

Музей-панорама «Бородинская битва» находится в Москве, на Кутузовском проспекте. Открытый в 1962 году на территории бывшей деревни Фили (Покровское), сегодня он является сердцем историко-мемориального комплекса, целиком посвященного одному из важнейших для России периодов прошлого – Отечественной войне 1812 года. Но ценность музея не только в том, что он переносит нас в те далекие времена. Бородинская панорама – памятник истории и сама по себе, чем вызывает неизменный интерес гостей нашей страны, влюбленных в ее историю, желающих узнать о ней как много больше.

Музей-панорама «Бородинская битва» и памятник КутузовуМузей-панорама «Бородинская битва» и памятник Кутузову

В основе мемориального комплекса – изба в бывших Филях, в которой в сентябре 1812 года главнокомандующим М. И. Кутузовым был созван Военный совет. На нем была рассмотрена возможность дать после Бородинского сражения, которое не выявило победителя, сражение под Москвой или, как вариант, оставить город без боя. Здесь же находится собственно панорама Бородинской битвы авторства русского художника-панорамиста Франца Алексеевича Рубо, академика и руководителя батальной мастерской Академии художеств.

Побывав в музее-панораме «Бородинская битва», вы обязательно увидите одну или сразу несколько исторических выставок, которые проводятся здесь регулярно. Продумана специальная программа для детей, в рамках которой проводятся культурологические и исторические мастер-классы. Они помогают подрастающему поколению, да и взрослым тоже, глубже узнать целую эпоху, охватывающую конец XVIII – начало XIX века. Здесь же вывешены портреты известных деятелей той поры и, конечно же, полководцев, без талантливого руководства которых наши войска не смогли бы добиться решающих успехов. В экспозицию музея входят и полотна с батальными сценами, памятные монеты того времени, а также некоторые предметы быта, среди них – редкие изделия из коллекционного фарфора.

Каждая экскурсия в Бородинскую панораму – это уникальная возможность соприкоснуться с историей нашей страны, воплощенной в искусстве, узнать о событиях и людях, оказавших большое влияние на судьбу России. И, конечно, ощутить себя, что называется, в гуще событий – ведь это полотно выполнено очень реалистично.

Зал с панорамой «Бородинская битва»Зал с панорамой «Бородинская битва»Фасад зданияФасад здания

Видео: Бородинская панорама

История создания

Музей-панорама «Бородинская битва», которому уже больше полстолетия, расположен в конце Кутузовского проспекта. Его здание по своей архитектуре выглядит лаконично, без каких-либо внешних «излишеств». Красивым его тоже не назвать – оно, скорее, образец утилитарного модерна, возведенный к 150-летию Бородинской битвы.

Бородинское сражение. Картина Луи ЛеженаБородинское сражение. Картина Луи ЛеженаАтака Шевардинского редута. Самокиш, 1910Атака Шевардинского редута. Самокиш, 1910

Здание круглое и необходимость придания ему такой формы вызвана предназначением музея, ведь именно в его стенах экспонируется колоссальная картина-панорама, написанная Францем Рубо по заказу императора Николая II еще в 1912 году, к 100-летию исторического сражения под Бородино. Авторами проекта стали советские архитекторы А. Р. Корабельников, А. А. Кузьмин, С. И. Кучанов и инженер-конструктор Ю. Е. Аврутин. При проектировании они использовали рекомендации самого Рубо, которые он дал при возведении первоначального здания панорамы.

Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Художник Петер Гесс, 1843Бородинское сражение. В центре картины раненый генерал Багратион, рядом с ним на коне генерал Коновницын. Вдали виднеется каре лейб-гвардии. Художник Петер Гесс, 1843

Располагалось же первоначальное здание, точнее специально построенный павильон, на Чистых прудах в Москве (на его месте сейчас находится дом №12-а по Чистопрудному бульвару). Павильон, который стал узнаваемым благодаря своей ажурно-купольной конструкции, построил архитектор П. А. Воронцов-Вельяминов. Автором упомянутой конструкции был инженер Е. Израилович.

В 1918 году Бородинскую панораму демонтировали и отправили на реставрацию. Работами занимался художник П. Д. Корин, и продолжались они довольно долго. Она была открыта вновь в 1962 году, к 150-летию Бородинского сражения. Немногим ранее, в 1940 году, на территории музейно-исторического комплекса установили обелиск, который перенесли с братской могилы 300 русских воинов, скончавшихся от ран, полученных во время этого исторического сражения. В 1958 году в музее поставили бронзовый бюст М. И. Кутузова.

Впоследствии в состав комплекса также вошли памятник «Славным сынам русского народа» и Триумфальная арка. Последняя прежде находилась на площади Тверской заставы. И уже в наше время, 1 декабря 2007 года, в учреждении появился новый отдел, он называется «Музей Героев Советского Союза и России» (находится по ул. Большая Черемушкинская, д. 24, корп.3). Инициатором создания выступила Региональная общественная организация «Фонд поддержки Героев Советского Союза и России», которая носит имя генерала Е. Н. Кочешкова.

Что касается собственно самой экспозиции, то начало ей было положено в 1883 году, с установки офицерами Гренадерского корпуса верстового столба на месте сгоревшей избы Военного совета в Филях, ее еще называли «кутузовской» (в 1887 году изба была восстановлена). В 1912 году рядом с ней построили часовню архистратига Михаила, которую посвятили памяти генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова.

«Кутузовская изба» – один из филиалов музея «Бородинская битва»«Кутузовская изба» – один из филиалов музея «Бородинская битва»«Кутузовская изба» внутри«Кутузовская изба» внутри

Интересный факт: величайшее панорамное полотно, увековечившее для потомков главное сражение Отечественной войны с наполеоновской Францией, создал… француз по национальности. Да-да, не удивляйтесь: Франц Рубо хотя и был уроженцем Одессы, но родился в семье французского коммерсанта. Впрочем, это не мешало ему всю жизнь считать себя русским, настоящим патриотом России. Этот же гениальный мастер, к слову, руководил созданием и другой масштабной панорамы – «Оборона Севастополя».

Бородинская панорамаБой за Семёновский овраг. Фрагмент Бородинской панорамы. Франц Рубо. (1912)

Делая первые эскизы, художник акцентировал внимание на ожесточенном бое, который шел за Курганную батарею генерала Раевского – ключевой, стратегический пункт на поле сражения. Рубо хотел показать, как русские части под руководством генерала Ермолова осуществили контратаку на французов. Другими словами, и этот момент был отражен в одной из тогдашних газет, Рубо хотел показать всю доблесть русских войск, их патриотизм и отвагу, но император Николай II… отклонил этот эскиз.

Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)Наполеон на Бородинских высотах. Верещагин (1897)

Художнику было предложено изобразить другой момент Бородинской битвы – масштабные атаки наполеоновской конницы на позиции русских войск. Но почему? Такое решение высокопоставленного заказчика кажется на первый взгляд нелогичным и даже непатриотичным. Однако, как оказалось, государем двигали соображения политической целесообразности. К 100-летию грандиозного сражения Россия и Франция уже не были смертельными врагами, больше того, они являлись союзниками, поэтому подчеркнутая демонстрация превосходства наших войск могла привести к охлаждению межгосударственных отношений. Рубо, конечно, понимал эти нюансы, но очень сокрушался по этому поводу. «Я пишу панораму для русских, – жаловался он, по воспоминаниям современников, – а меня заставляют писать торжество французов».

Холст получился поистине огромным, 15 на 115 метров. Работа над этим масштабным и эпохальным произведением продолжалась около года. Для его завершения в какой-то момент стало не хватать средств, и художник Франц Рубо был вынужден продать свой дом и уникальную коллекцию живописи, графики, оружия и стекла XIX века, о чем он никогда не пожалел.

Что посмотреть в музее-панораме «Бородинская битва»?

Панорама «Бородинская битва» является главным экспонатом музея, западное и восточное крыло которого украшают мозаики в стиле 60-70 годов прошлого века. На них стараниями художника Б. Тальберга увековечены такие события, как пожар в Москве и победа русской армии над Наполеоном. Если пройти к восточному крылу здания, то можно увидеть пушки. Это отнюдь не декорации «под старину», а самые что ни на есть подлинные орудия тех времен, оставшиеся «в наследство» от французской армии.

Бородинская панорамаФранц Рубо, полотно панорамы «Бородинская битва»

Но вернемся к грандиозному творению Франца Рубо. Расценивать его работу как подлинный исторический документ было бы, наверное, неправильно. Панорама является, прежде всего, произведением искусства, хотя художник сделал всё возможное, чтобы максимально точно передать не только динамику, но драматизм сражения, состоявшегося 7 сентября 1812 года.

Для удобства посетителей в центре зала оборудована площадка, дающая возможность перемещаться по кругу и знакомиться с панорамой с разных ракурсов. Всё это позволяет рассмотреть изображенные события в мельчайших деталях. Начальной точкой осмотра обычно является «У Дохтурова». Находясь в ней, вы как бы оказываетесь на окраине деревни Семеновское, наблюдая за сражением с крыши чудом сохранившегося дома. Переход на вторую точку обзора переносит зрителей уже на французские позиции, где можно рассмотреть артиллерийское снаряжение врага. Следующий пункт приведет вас к самому Наполеону, находящемуся в окружении телохранителей, а за спиной императора огромная армия, насчитывающая 20 тысяч солдат.

Бородинская панорамаБородинская панорамаБородинская панорама Фрагменты панорамы «Бородинская битва»Фрагменты панорамы «Бородинская битва»Бородинская панорама

И вот, наконец, мы подошли к четвертому пункту обзора, он называется «Бой во ржи». На нескошенном ржаном поле разворачивается драматичное столкновение между русскими кирасирами и саксонской кавалерией. В первых рядах сражающихся мы видим отважного Михаила Барклая де Толли, командующего русскими частями. Чуть поодаль виднеются дома. Это деревня Горки, она же пятая (и последняя) позиция обзора, известная как «Командный пункт Кутузова». Название говорит за себя: тут находится штаб во главе с гениальным полководцем, а также расквартированные Преображенский, Измайловский и Семеновский полки, составлявшие резерв русской армии.

Бородинская панорамаОсмотр панорамы

Долгое время панорама «Бородинская битва» была единственным экспонатом этого музея. С течением лет коллекция экспонатов существенно пополнилась, и в результате была составлена экспозиция, рассказывающая о событиях военного лихолетья 1812 года более подробно и увлекательно. Одна из ее витрин, например, посвящена фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову, его жизненному пути и как обычного человека, и как выдающегося военачальника. Среди экспонатов можно видеть его портреты, один из которых вышит человеческим волосом, личные вещи и посвящённые ему литературные произведения.

Талантливым и бесстрашным русским офицерам посвящен раздел музея под названием «Оплот Отечества»: здесь собраны образцы обмундирования, пехотное, артиллерийское и кавалерийское оружие. Еще есть «Малая портретная галерея», в ней вывешены портреты военачальников, отличившихся непосредственно в Бородинском сражении.

Зеленый зал музеяЗеленый зал музеяКрасный зал музеяКрасный зал музея

Не остались без внимания и такие исторические эпизоды, как жизненный уклад Москвы до пожара, пребывание в городе Наполеона Бонапарта, отступление и фактическое бегство французов, пребывание в Париже императора Александра I и частей русской армии. Завершается экспозиция рассказом о зданиях, сооружениях, храмах и других архитектурных памятниках, воздвигнутых в российской столице в память об Отечественной войне 1812 года.

К сказанному добавим, что музей-панорама «Бородинская битва» – постоянный участник ежегодной акции «Ночь в музее», которая проводится в мае и приурочивается к Международному дню музеев. По условиям, в эту ночь в учреждение можно пройти совершенно бесплатно, и такой возможностью с удовольствием пользуются многие посетители.

Туристам на заметку

Музей-панорама «Бородинская битва» работает по понедельникам, вторникам и средам с 10:00 до 18:00, четвергам – с 10:00 до 21:00, субботам и воскресеньям – с 12:00 до 16:00. По пятницам и в последний четверг каждого месяца он закрыт.

Экскурсия в музей «Бородинская битва»Экскурсия в музей «Бородинская битва»

Вход строго по предъявлению билета установленного образца. В музее запрещается прикасаться (руками либо подручными предметами) к экспонатам и витринам, не говоря уже о том, чтобы прислоняться к ним или садиться на предметы мебели из музейной коллекции. Также строго запрещено находиться в верхней одежде, приносить с собой еду и напитки, оставлять без присмотра детей, заходить за подиумы и ограничительные линии, пользоваться моноподом для селфи.

При музее-панораме работает сувенирный киоск, в котором каждый желающий сможет приобрести различные товары по тематике Отечественной войны 1812 года. Продукция представлена самая разнообразная и в широком ассортименте: книги, карманные календари, открытки, военно-историческая миниатюра, художественные изделия, магниты и брелоки. Киоск работает ежедневно с 10:00 до 17:30, за исключением пятницы и последнего четверга месяца.

Как добраться

Музей-панорама «Бородинская битва» находится по адресу: г. Москва, Кутузовский проспект, 38.

Чтобы добраться до музея на общественном транспорте, нужно доехать до станции метро «Кутузовская», далее пешком следовать в направлении Триумфальной арки. Или можно выйти на станции «Парк Победы» и тоже идти пешком в сторону Триумфальной арки. Также до музея-панорамы «Бородинская битва» можно добраться на автобусе (маршруты №№ 91, 116 и 157) и троллейбусе (маршруты №№ 2, 7, 39 и 44).

wikiway.com

Музей-панорама «Бородинская битва» и конструирование чувства присутствия / материалы к выездному уроку истории

Выездной урок по обществознанию для старшеклассников в музее-панораме «Бородинская битва». Речь шла о различных способах представления и музеефикации исторических событий, специфике «мест памяти», памятной дате «1812 год» в современном и советском (когда был построен музей) историческом дискурсе. Главной же темой стали «иллюзионистский» подход к истории и способы конструирования чувства подлинности, ощущения присутствия «там и тогда».

Автор: культуролог Юлия Лидерман провела выездной урок для старшеклассников школы «Муми-тролль». Urokiistorii публикуют стенограмму.

Панорама как исторический жанр

  • Странное место: то ли картина, то ли архитектурное сооружение, то ли аттракцион
  • Панорама «Бородинской битвы» как исторический артефакт
  • История медиа: от панорамы к трехмерному кино

Мы находимся внутри панорамы Бородинской битвы. Слово панорама довольно сложное, мы сейчас попробуем с ним разобраться. Я сразу хочу вас предупредить, что я не планировала читать вам лекцию или вести экскурсию, то есть я не буду рассказывать, где какие моменты этой битвы изображены. И не буду вам рассказывать, что там за полки́ и кто изображён, и кто их ведёт. Я думаю, что приблизительное представление о том, что это за битва, у вас есть. Но, даже это мне не важно. Мне важно с вами поговорить о том, что за ощущения возникают внутри вот такой живописи, потому что мы имеем сейчас дело с картиной. Это довольно сложно представить, поверить, потому что, как вы видите, у этой картины нет рамы. Всё-таки по раме мы узнаем, что это некоторый объект, некоторая картина, живопись или рисунок, которую мы начинаем как-то для себя расшифровывать и переводить. Мы находимся внутри некоторого архитектурного сооружения и находимся перед картиной, но перед картиной даже сложно сказать. Мы находимся в каком-то странном месте. Я думаю, что со стороны этого странного противоречия и нужно попытаться поговорить о том, что это такое за жанр панорама, потому что это есть некоторый исторический жанр, внутри истории искусства или внутри истории медиа. Это уникальное место. Таких мест много. Даже на территории бывшей Российской Империи или бывшего Советского Союза, даже России, есть несколько таких мест. Самая известная, того же автора – Франца Рубо, картина — это более ранняя панорама «Севастополь», где архитектурное сооружение сохранилось так же.

Всё-таки 2 — 3 слова расскажу. Итак, мы находимся перед живописью, внутри этой живописи, но эта живопись сделана в 1912 году к 100-летию со дня битвы художником Францом Рубо, а здание это было построено гораздо позже, специально для этой картины. Она выставлялась не в таком здании, а в отдельном павильоне со стеклянным куполом, короткое очень время, с 1912-го по 1918 г., на Чистых прудах. А это здание было сделано для этой картины, которую долго-долго восстанавливали, потому что она пролежала более 50 лет в разных местах, уже к 1970-м годам. Потом это здание реставрировали, потом, к 80-м годам, снова открыли.

Панорама – это некая культурная форма; первые подобные панорамы были изобретены к середине 19-го века английским мастером и выставлены в Лондоне. Что такие панорамы изображали? Такие панорамы, такая живопись, которая окружает публику со всех сторон, превышает возможность человеческого зрения. Вы видите, чтоб нам посмотреть, нужно оглядываться. Одновременно, в один взгляд мы не можем этого охватить. Такие панорамы были изобретены для разных целей. То есть, панорама не обозначает автоматически общение с историческим событием или с битвой, хотя в данном случае мы находимся именно в таком месте. Такие панорамы были изобретены, в том числе и для того, чтобы можно было посмотреть, как изображает художник какие-то странные места, где европейская публика не была и, в том числе, какие-то красоты природы. Как показывались такие панорамы? Такие панорамы показывались публике как аттракцион, это значит, что они не показывались в музее. В Англии к этому моменту откроются музеи, там показывались картины, за них не надо было платить. За панораму, которую построил художник, платить было нужно, это совсем другая форма. Это очень важно. В данном случае, этот эффект, который мы постараемся разобрать, это чувство, которое у нас возникает внутри такого помещения, оно продавалось за деньги. Публика очень хотела посмотреть, как можно написать такую картину, которую невозможно за один раз осмотреть слева направо, а нужно что-то такое… когда мы смотрим туда, вспоминать, а что было там? Когда смотрим сюда, думать, что было здесь? То есть находиться в странном состоянии. И за это были готовы даже платить. Но за это ли или что-то другое, сейчас мы попробуем это выяснить.

Я немного ещё напомню об истории медиа. Что же это такое? Это довольно интересная дисциплина. Внутри истории медиа, то, где мы сейчас находимся, и то, что сделал художник в 1912 году, и то, что сделали художники в 1850 году, в истории медиа этот жанр — это тот же жанр, который привел развитие Европейской культуры к тому, что вы сейчас очень любите. А именно &‐ к трехмерному кино и прочей другой графике. То есть то, что мы сейчас видим, это «Аватар», грубо говоря. Вот этими темами, в том числе, занимается история медиа. Для истории медиа важно то, что здесь можно с точностью увидеть: как на Бородинском поле развивалось сражение. Ведь довольно сложно увидеть что-то, что было в прошлом, если мы не знаем истории, сложно отличить полки, увидеть, что это за момент битвы. Но здесь, так же, как когда мы смотрим кино в 3D, мы что-то чувствуем, у нас возникает чувство понимания, узнавания. Для истории медиа панорамы — это повод, чтобы подумать, почему европейской публике, уже несколько веков, интересно вот такое течение, которое мы сейчас имеем в развитии компьютерной графики и в наших увлечениях 3-мерными изображения. Это как кино, как карусели, как компьютерная игра, от которой трудно оторваться. Вам сейчас, возможно, не верится, что эта панорама и последняя компьютерная игра – часть одной и той же истории. Ведь все мы понимаем, что панорама даёт эффект. Она впечатляет.

Внутри места памяти: панорама как место встречи с публикой

  • «От имени государства»: панорама как пространство коммуникации
  • Как, куда и зачем мы должны смотреть, и что мы при этом должны чувствовать
  • Больше чем реальность: пространство множества перспектив, кругового движения и искусственных грёз
  • Панорамы, диарамы и кино: инструменты сокрытия швов между подлинностью и иллюзией

Я планирую с вами посетить еще несколько мест. Хотели посетить Красную площадь, Бутовский полигон и ещё несколько мест, и там с вами поговорить. О чём же мы будем говорить в этих местах? Каждое такое место — это место, где кто-то разговаривает с нами лично. Я уже не раз говорила: «Публика», «публика», панорама &‐ это аттракцион для публики. Но публика, это мы! Это очень конкретная вещь. Публика – это не дядя Вася, публика – это мы, когда мы оказываемся внутри такого места. И внутри таких мест кто-то разговаривает лично с нами. Интересно научиться понимать, что именно нам говорят. Я сейчас не буду говорить о чём, с нами говорят. Я хочу, чтобы мы попытались понять, как с нами говорят, и кто с нами говорит. В данном случае можно предположить, что это наше Государство, конкретнее власть, которая управляет нашим государством, некоторые персоны, некоторые институты управления разговаривают с нами лично. Причём, интересно, что разговаривают при помощи вещи, которой 100 лет. Она поддерживается нашим государством и предполагается, что мы сюда приходим не зря, кому-то это нужно. То есть кто-то, а именно наша власть, разговаривает с нами, с публикой, при помощи каких-то инструментов («слов»). Об этих «словах» я бы хотела с вами поговорить. Как это понять?

Во-первых, что мы начинаем делать, когда начинаем смотреть на картину? Как нам помогает архитектура? Вы подошли сюда и опёрлись на перильце. То есть мы начали делать то, что от нас хотят, чтоб мы начали делать. То есть, эта архитектурная форма, это не просто удобство. Это функциональная вещь, в которую заложены определенные шаблоны зрительского поведения. Ведь можно смотреть эту картину без подручных средств. Но нам предлагают поудобнее встать в этом месте и смотреть. Куда смотреть?

– Вниз.

Не только вниз. Нам предлагают удобно встать здесь и погрузиться в грёзы, в некоторое воображаемое состояние, потому что в этом воображаемом состоянии нам не важно, реальные здесь пушки или из папье-маше. Если мы перенеслись в грёзы, нам важно понять зачем, и хочется ли нам переноситься туда или нет.

– Мне кажется, что эффект усилился, если бы здесь появился всадник с шашкой.

– Широкий формат. По аналогии с «Аватаром» в 3D. Экран как бы выдвигается, становится выпуклым, и занимает всё свободное пространство. Здесь такое тоже есть, но достигнуто за счёт живописи.

Вы говорите: «Широкий формат». Очень точное наблюдение, потому что то, что мы сейчас видим, теоретикам медиа это интересно не только как предвестник 3D, но и как форма, которая говорит или что-то может прояснить о том, почему европейская цивилизация так полюбила кино. Потому что в кино есть очень похожие «слова», при помощи которых с нами разговаривают, такие же, как здесь, только здесь мы имеем дело с живописью, а в кино с движущимися фотографиями. Давайте, подумаем об этом взгляде. Нам предлагают здесь удобно встать, опереться, это тоже, что-то значит, сейчас подумаем, что. Вы говорите: «Вниз смотреть», но мне кажется вниз, довольно случайный взгляд. Нашу иллюзию, все же, что-то кормит. А все же, куда он нам предлагает смотреть? Давайте, попробуем другое место. Взгляд на горизонт. Вы говорите, взгляд вниз, и при взгляде вниз, мы видим, что мы должны погрузиться в некоторую иллюзию, мечту, мы должны погрузиться в некоторое фантазирование, по поводу исторического события, это вы сказали. Теперь, давайте, попробуем разобрать взгляд на горизонт. Обращу ваше внимание, это не просто вопросы, а они позволяют нам понять, как с нами разговаривают на этом языке, что это за слова, которыми с нами разговаривают. Потому что взгляд вниз, и взгляд на горизонт, это тоже очень важный элемент, предложение или слова, тоже очень важные. Как вы думаете, чем он отличается от взгляда вниз, и о чем он говорит, взгляд на горизонт? Что это за линия горизонта, как ее художник пишет? Посмотрите справа от березки, и смотрите на горизонт дальше.

– Довольно красивый пейзаж.

– Здесь дым идет справа налево, но если это панорама, ветер идет туда, а он везде в одну сторону циркулирует, это нормально?

Первым художником, ставшим использовать перспективу, был Джотто (1267-1332). Он впервые вынес точку зрения за пределы картины, создал независимое от зрителя пространство.

Это очень хорошее наблюдение, и очень хороший вопрос. Я начала свой рассказ с того, что мы имеем дело с живописью, с одной стороны, а с другой стороны, с желанием художника преодолеть эту живопись, преодолеть границы рамы, и поместить нас в место, где мы будем спокойно фантазировать. И ничто нам условно, в виде рамы, не будет нам мешать фантазировать. Но, если мы действительно, верим человеку, который хочет это преодолеть, мы начинаем, как люди разумные, обладающие сознанием, мышлением, рассуждать. И тогда мы хотим, чтобы это было действительно, реально. И тогда мы смотрим, если это да, действительно, реально, дым, мы знаем про физические законы, а может, просто наблюдали, мы проверяем картину на реальность, и оказывается, у нас вот такие нелады. Другие можно тоже найти, разные элементы условности, которые будут нам мешать погрузиться в реальность. Чем можно объяснить этот дым? Дело в том, что если вы знаете о живости немножко, то живопись к 19 веку, это уже живопись перспективная. Она уже давно перспективная, начиная с Возрождения. А что значит, перспективная?

Представьте себе, нашего художника, который хотел преодолеть границы картины, но поскольку перспектива — это геометрическое построение, где есть границы картины, и точка, куда должны сходить границы картины, то ему довольно сложно пришлось. С одной стороны, он хочет это сделать, а с другой стороны, он должен изобрести технику, чтобы это делать. И если, действительно, внимательно посмотреть на панораму, мы увидим, что художник мог бы написать 8 картин. Разделить 360 градусов на 6, на 8, или на 10.

– Там получается несколько точек надо делать, и относительно них, в каждом промежутке строить.

Совершенно точно. Итак, мы имеем дело с многоперспективной живописью. Мы не можем обозреть всю эту панораму. Эта же невозможность эксплуатируется и в 3-х мерной графике. Или в 3-х мерном кино: мы не можем понять, как это все сделано, мы не успеваем. Человеческий глаз не успевает. Это превышает наши возможности. Но мы, всю эту технику или условность, видеть не можем. И здесь то же: можно изучать эту картину, и найти эти точки, где это все сходится, найти, я уже не помню, сколько их, 8 или 10, точек схода. Куда сходятся перспективные изображения. Но это всегда какие-то детали, которые будут разрушать иллюзию. Во многом изобретение того, на что смотрела публика, связано с изобретением того, о чем вы говорите. То есть, платили люди, именно за это, это можно сравнить с тем, на чем играет иллюзионист. Вы знаете, что в цирке нам показывают фокусы, но с другой стороны, мы очень хотим поверить, что человек летает. И мы приходим смотреть и платить за то, чтобы искать, как он это делает. Но мы этого не видим, и уходим удовлетворенными. Вот такой эффект. Мы ищем, как он это сделал, и мы не можем понять, как он это сделал.

Посмотрите, в данном случае речь идет об очень серьезной теме, войне, битве, это одна из самых серьезных по потерям битва, ее очень много изучали историки. Но, в 1912 году, когда появилась эта панорама, чтобы привлечь внимание к этой битве, художник, использует вот такую форму, применяет арсенал иллюзионистов. Чтобы мы заинтересовались нашей историей России, он нам предлагает трюк, цирк, развлечение, ничего плохого в этом слове нет, это действительно, развлечение. Если я вас спрошу, можете ли вы сказать, что именно на вас производит впечатление?

– Картина идет-идет и вот здесь переходит в реальность. Дом нарисован, а бревно рядом настоящее.

– Ощущение из-за того, что стерта граница.

– Постоянно оглядываешься, и отовсюду новый вид, все это идет по кругу, то есть, если это война, все это вокруг идет, бесконечно, постоянно.

Посмотрите, на вас производит впечатление это движение. «В разные стороны» — это дает нам ощущение, которое вы ещё не можете назвать. Но хочу заметить, что это движение — это и есть движение, которое привело публику в кинозал. Мы приходим в кино, и нас затягивает это действие, не потому, что мы хотим слушать эту историю, не потому, что мы имеем возможность заглянуть человеку глубоко в глаза, а потому что иллюзия движения при полной неподвижности в зале. Мы оказываемся в таком пространстве, где есть иллюзия движения. Кино — это тоже аттракцион, где люди платят деньги 100 лет. И посмотрите, перед нами неподвижная живопись, но именно в этой форме, круговой. Панорама — это одна из разновидностей таких картин. И до сих пор они воспроизводятся. Есть диорама, это 180 градусов картина. Этого в принципе, оказывается уже достаточно, чтобы почувствовать эффект. Там тоже можно все это в движении продемонстрировать. Есть топографические панорамы, но, и конечно, вы мне сказали, в кино тоже есть такая вещь, как панорама.

Панорама и память о прошлом: искусство создания воспоминаний

  • Панорамная фотография и воспоминания: возможность вспомнить, где ты стоял
  • Точка наблюдения в Бородинской панораме – место Кутузова?
  • Бородинская панорама — часть мемориального комплекса «Парк Победы»
  • Ощущение присутствия как единственный подлинный экспонат

Даже в фотоаппаратах есть панорама. Она формируется из нескольких снимков. Делается снимок, отмечается точка, и ты сдвигаешь. Отмечается та же точка, когда совпадает, ещё раз, и так далее. И когда заканчиваешь фотографировать, у тебя получается длинная полоска из фотографий. Соединенные фотографии, друг на друга, если их вот так соединить, то получится круг.

А зачем это?

– Красиво. Интересно.

– Максимально приближено к реальности.

– Можно точно понять, в какой точке находился человек.

Движение нас интересует, и, вроде бы, оно рядом, но театрально. Мы понимаем, что это не настоящие бревна, с того места сражения. Это декорации. Я думаю, это понятно, даже не трогая. Палки, палки подлинные, но вряд ли исторические, это мы понимаем. А подлинное орудие? Нас интересует момент перехода, и больше нам нравятся эти места склеек, швов. Перед нами постоянно вопрос – это иллюзия или реальность? Идут реальные вещи, а продолжается все уже на холсте. Фрагмент, где просто нарисована желтая земля, которая явно не настоящая, нам уже не очень нравится. Вот мы видим избушку, и нам кажется, что мы можем туда пройти, вот место, где кони, тоже очень похожее. Мы не можем сказать, где заканчивается настоящее 3D и начинается 2D.

Кроме того, нам нравится движение. Не застывшая картина, это не план. Можно было бы эту битву представить в виде планов. Вы, наверное, видели такие изображения, где перед вами очень точное изображение такой битвы. Где вы видите, что одна часть движется в одну сторону, другая в другую. Что там происходит. Несколько планов. В случае планов нам предлагают общение с неподвижным изображением. А здесь, нам нравится движение.

И третье: вы сказали прекрасное слово — точка. То есть то, откуда мы смотрим. Мы упомянули, что панорама есть в фотоаппаратах, то есть, посмотрите, насколько устойчивая эта форма, которую изобрели. То есть, до середины 19 века, такого культурного изобретения, такого аттракциона, такой мысли не было в культуре. С середины 19 века до сегодня, до бытовых фотоаппаратов, несмотря на то, что мы не люди 19 века, и даже уже не люди 20 века, у нас у всех компьютеры есть, но почему-то нам кажется, что панорама красива, и мы хотим ее делать в своем фотоаппарате. Вы говорите мне, что это максимально приближено к реальности, потому что на панорамной фотографии видно не только изображение, не только пейзаж, но и то, где ты сам стоял. Зачем нужно знать, когда смотрите на фотографию знать, где вы стояли?

– Чтобы не отдельно от себя, а вместе с собой. Вспомнить.

Вот, оказывается, эти фотографии нужны для воспоминания. А что такое воспоминания? Когда я говорила, что про такие места, где мы сейчас находимся, про памятники, или музеи – это особые места, где с нами разговаривают; память — это тоже вариант разговора. Когда мы смотрим фотографии, нам обычно хочется их показать другим и сказать: «Вот тут я стоял». Нам нужна эта форма, чтобы обеспечить понимание в этом разговоре. Через эту точку, через этот эффект, вы рассказываете что-то о прошлом другому, тому, кто это не видел, и вы начинаете это как бы вспоминать вдвоем. «Я буду вспоминать, потому что я это видел, а ты будешь вспоминать, потому что ты обладаешь фантазией, и когда я буду тебе рассказывать, ты будешь фантазировать, и переноситься в это место».

То, что мы здесь видим, это особый прием. Мы находимся в месте, специально выделенном, огороженном, из которого мы наблюдаем. Художник нам не говорит, что это за место. Но мы можем его узнать, по другим вариантам описания. По каким? Историческим… можем, Льва Толстого почитать. Можем, почитать различные варианты описания Бородинской битвы. Если нам интересно узнать, что это за точка. В принципе, пока эта вещь как аттракцион продавалась публике, эта точка не определялась. Никто не говорил, что это место Кутузова. Ничего не было написано, никаких опознавательных знаков. Но эффект возникает: мы перенеслись при помощи своей фантазии, и при помощи того, что мы все время хотим получить эффект присутствия, через эти замечательные наблюдения, о которых вы говорили. Через иллюзию, через то, что «я там был». Перенос из одного места в другое.

Это особый способ, с помощью которого с публикой «разговаривал» художник или царь, градоначальник, который разрешил установить такое на Чистых прудах в Москве в 1912 г.. Они хотели с публикой, с нами, разговаривать об исторических событиях с помощью именно такой формы. Уж зачем они хотели с нами разговаривать, это второй вопрос.

И отдельный вопрос, почему Бородинская битва входит в план мемориального комплекса, посвященный победе в войне Великой отечественной. Если вы посмотрите на весь этот район, как он устроился, вы вышли из метро Парк Победы, справа у нас Парк Победы. Это победа в войне 1945 года. И мы имеем в этом же комплексе ещё вот такую панораму Бородинской битвы. Которая была победой или проигрышем русской армии, вообще, неизвестно. Но, вроде бы в истории иногда становилась победой, и так далее. Почему это объединяется или почему сюда перенесли эту панораму, или почему для нее в советское время построили отдельные здания — это все отдельные вопросы. Мне кажется совершенно точным, что вы все эти эффекты видите, когда вы говорите об исторических событиях. Что вы их можете, как люди думающие, понять, как условные.

– А какова история этих декораций? Они изначально были так поставлены, и когда картину свернули, они тоже сложились.

Они не сложились, они были утрачены. Но потом снова восстановлены. Это реконструкция, так же, как и эта картина, это реконструкция. На самом деле, искусствоведу было бы видно, потому что ее реконструировали, пусть это была изначально живопись 19 века, которую потом реконструировали художники уже после войны, Великой отечественной. В 1960-х или в конце 1960-х. Искусствовед бы увидел, но он также размышлял бы над теми моментами, которые вы сегодня вычленяли. Он бы так же обдумывал эти элементы условности. Объем вот этого солдата, например, он написан в 19 веке, или он написан, как в 1970-х годах 20 века советские художники писали? Линия между картиной и декорацией она условная, она написана, или представлена в реальности? Внимание к таким элементам, к общему впечатлению, к вопросу, откуда рождается чувство, это и есть начало профессиональной академической работы, в том числе.

– Из каких кусков состоит картина? Это один кусок?

Нет, их несколько, кажется 8.

– Тут ещё так же сделано с тенями.

Конечно. Все то же самое, с тенями, потому что в рамках плоскостного изображения, тени — это такая же условная система, как и перспектива. Перспектива подчиняется геометрическому построению. И тени также подчиняются геометрическому построению, если мы представим, как художник строит эти тени, относительно источника света, который он себе представляет в пространстве, то мы обнаружим, что источников света несколько.

– Штук 6 получается. Я 6 насчитал.

– Кусков 8, солнца – 6.

– Получается, что в музее мы всегда ищем, что-то достоверное, вот эта пушка, которая была, которую сохранили 200 лет. А ещё есть, какие-то музеи, где есть панорамы?

Конечно, если пойдем с вами в Парк Победы, который был сделан даже не в 45-м году, а был сделан в начале 1990-х, музей Победы там открыли, то вы увидите диорамы всех важнейших битв Великой отечественной войны. Это было создано уже во время, когда было и кино, и документальные фильмы, и компьютерная графика уже некоторая была. Она просто была не такая легкая, и не такая доступная пользователям, как сейчас, но все равно, в этом музее используется этот жанр. Там, правда, не панорамы, а диорамы, даже чуть меньше, чем 180 градусов. И вот в этом относительно современном, наряду с другими экспонатами, вам предлагается и такой способ «воспоминания». И это очень интересно. Почему более новая техника не отменяет такую старую технику, как живопись, именно для воспоминания исторического события. Это довольно интересный вопрос.

Мы сейчас тоже находимся в музее. И когда мы шли сюда, к собственно панораме, мы проходили части экспозиции, в витринах были какие-то элементы той эпохи, достоверные пушки, документы, бумаги, подписанные Кутузовым, и так далее. Но здесь мы не находим ничего от 1812 года, ни фактов, ни пушек, ни каких-нибудь деревяшек. И даже картина не та, которая написана за 100 лет после сражения, она очень сильно реставрирована. Но здесь есть один подлинный элемент, нечто, что посредством иллюзии в нас пытаются вызвать. Какой?

Дело в том, музей сам по себе — это тоже повествование. И в музейном повеcтвовании мы ищем подлинные примеры, предметы, которые были подлинные. Почему я ценю эту шляпу в музее? Потому что моя фантазия на основании того, что я вижу эту шляпу, может мне позволить представить себе человека, как он себя чувствовал. Как себя чувствовал человек, участник этого события, я могу представить, потому что я мысленно этот предмет начинаю соотносить с собой. Вы тоже говорите, что вы себя с этой панорамой соотносите, с этим местом. То есть, можно сказать, что при помощи этих иллюзий, эффектов и движения, здесь в такой форме пытаются вызвать мои подлинные ощущения, связанные с тем, что я побывал на этом месте. Так же, как в музее, для нас предметы означают возможность начать фантазировать, как себя человек чувствовал, по отношению к этому предмету. Одев эту одежду, взяв этот котелок, мы можем представить события, которые могли с ним происходить. В данном случае, предметы направленные на то, чтобы могли вызвать эффект пребывания в том месте, где что-то произошло. Это довольно банальная вещь, но здесь она нам открывается непосредственно, в буквальном виде.

Допустим, существуют (государственные) мемориалы, которые установлены в том месте, где историческое событие непосредственно произошло. Вот это мемориалы для нас — обозначение того, что с нами наша власть, или наше правительство, обустраивая эти места, говорит нам о том, что мы должны помнить, о том, что здесь произошло.

Но «историческая» панорама, такая как «Бородино», — это несколько другое. Посмотрите, в какую форму культура перерабатывает эффект от мемориала. Здесь нет ничего подлинного, это место не подлинное, вещи не подлинные, несколько перспектив и источников света, но эффект возникает! С помощью таких мест мы можем получить тот же эффект, какой мы получили бы от подлинного мемориала или места памяти. Эта картина написана, деревня ненастоящая, но за счет точки наблюдения, за счет того, что мы оказываемся в точке внутри панорамы, или внутри изображения, где нет края, у нас возникают эти чувства. Довольно сильные чувства присутствия. Заметьте, этот эффект воспроизводится в культуре уже более 1,5 веков. И, получается, что музеефицируется совершенно. Мы упомянули, что панорама есть в фотоаппаратах, то есть, посмотрите, насколько устойчивая эта форма, которую изобрели. То есть, до середины 19 века, такого культурного изобретения, такого аттракциона, такой мысли не было в культуре. С середины 19 века до сегодня, до бытовых фотоаппаратов, несмотря на то, что мы не люди 19 века, и даже уже не люди 20 века, у нас у всех компьютеры есть, но почему-то нам кажется, что панорама красива, и мы хотим ее делать в своем фотоаппарате. Вы говорите мне, что это максимально приближено к реальности, потому что на панорамной фотографии видно не только изображение, не только пейзаж, но и то, где ты сам стоял. Зачем нужно знать, когда смотрите на фотографию знать, где вы стояли?эфемерная вещь, без каких-либо подлинных элементов — это ощущение.

Зачем мы обо всем этом говорим? Я думаю, когда мы сможем посетить другие места, связанные с прошлым, то вы увидите, как условно конструирование вот этого чувства, которого хотят от нас добиться все места памяти. Места, где действительно можно начать рассказывать об историческом событии и не только об историческом событии. Как это условно, и как по-разному, разными средствами эта условность создается. Я бы хотела, чтобы вы запомнили себе такой способ, и когда мы приедем в другой мемориал, мы могли бы сравнить это место с другим.

Вопросы, комментарии, дополнения

Очки и конструирование зрения

Кто-то из ребят сказал: Дай, я твои очки надену. Это на самом деле очень глубокая метафора – надеть очки, поменять очки. Если я не знаю, находясь в Аватаре, что на меня надели очки, я вижу трехмерный мир. Но если кто-то снимет мне сзади очки, то я увижу, что этот Аватар — он плоский. И что тут все Уже, гораздо меньше экран, не такое все реальное, и так далее. На нашей встрече мы попытались проделать очень сложную вещь – точно зная, что мы без очков, мы попытались понять, что очки на нас все же есть и что они как-то устроены, что они как-то определяют то, что и как мы видим. Это сложно, но то, что вы говорите, это абсолютно точно.

Потому что очки, это ведь что такое? Вторые глаза. Почему вторые? Это то, что формирует наше зрение. Если мы говорим об очках, мы знаем, что их кто-то сделал и кто-то мне их дал, чтобы я через них смотрела. Это некое влияние, даже больше, чем влияние, это определение, формирование, и это совсем другая большая тема, но и живопись сама как форма искусства — это воспитание моего зрения, конечно. Но это отдельный вопрос, об этом сложно беседовать, но метафора очень верная, конечно. В 3 D это видно. Когда мы снимаем очки, мы видим абсолютную условность, мы понимаем, что только эти очки мне дают такое ощущение. В данном случае, в музее, перед памятником нам сложно снять эти очки, но они есть и здесь. Эти точки, эти места, где мы смотрим, — где условность, а где безусловность? Это иллюзия движения, или это статичное изображение? Это место для меня самое выигрышное, мне его построили архитектурно, мне его определили, здесь должен находится зритель. Этими самым, мне сделали самое лучшее место для обозрения, но при этом ограничили мне мою свободу. Вот так формируется это ограничение. К чему этот бортик? Может, хочу туда пройти, внутрь, но нельзя. Я сталкиваюсь с ограничением. Это и есть формирование и воспитание. Я, может быть, хочу узнать, это подлинная пушка, или она из папье-маше. Но этого нельзя. Потому что я должен чувствовать другое. Я должен воспринимать это по-другому. Это и есть моменты формирования моего зрения, моих чувств, когда мне запрещают делать что-то, по своему усмотрению. Но это отдельная тема, очень большая.

Спрятанный свет и другие условия чувства присутствия

– Я заметил тут еще колонки стоят. Их как-то используют? И еще, наверное, возможны какие-то пиротехнические, световые решения.

Честно говоря, я к этой музейной организации не отношусь, точно сказать не могу. В 19 веке панорамы экспонировали без этого. Я думаю, что это уже после изобретения кино, уже здесь придумали.

А по поводу световых эффектов, тут важный момент, связанный с источником света. Вы же видите, что здесь источник света рядом, прямо над нами. Но равномерная подсветка не дает нам применить знания, существующие у нас в отношении живописи, и сказать: где же у него на изображении расположен этот свет, чтобы на тени посмотреть. Фальшь-потолок в зале панорамы скрывает эту точку, и мы не можем проверить, ложатся ли тени реалистично или не ложатся, потому что мы не понимаем, относительно чего существуют эти тени. Этот потолок — одно из условий нашей иллюзии. Вот эти поручни, ограждающие место обозрения, само это место, отсутствие швов, отсутствие источника света — это условия возникновения нашего подлинного чувства. Культура, специально созданные средства, стремятся в нас это подлинное чувство присутствия, ощущение, что мы были на том месте, как-то разбудить.

По теме:

  • Виртаульная экскурсия по панораме «Бородинская битва»
  • История создания и представления публике панорамы «Бородинская битва» / Урок эстетики, посвящённый 190-летию Бородинского сражения и художнику-баталисту Францу Рубо
  • Панорамы и диорамы в других музеях: музей «Сталинградская битва» (Мамаев курган, Волгоград), панорама «Оборона Севастополя (1854-1855)» (Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя, Украина), музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление»,  диорама в музее-заповедниек «Прорыв блокады Ленинграда», «Диорама Кирова», музей-диорама в Мотовилихе «Декабрьское вооружённое восстание 1905», музей-диорама «Орловская наступательная операция», диорама Кремля и центра Москвы в гостинице «Украина», диорама «Альпийский поход А.В.Суворова» в музее-усадьбе Суворова в с. Кончанско-Суворовское, диорама «Воронеж – город воинской славы» в центре военно-патриотического воспитания «Музей-диорама» (Воронеж, создан в 2000 году)
  • Мемориальный комплекс на Поклонной горе / urokiistorii
  • Страдание как экспонат или Музей строгого режима / как показывать в музеях «негативную» историю / urokiistorii

urokiistorii.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта