Похитонов Иван Павлович. Похитонов иван картины
Русский художник Похитонов И.П. Биография. Описание картин. . Художники-передвижники
Иван Павлович Похитонов родился 27 января 1850 года в селе Матреновка Херсонской губернии. Он воспитывался в семье потомственных военных. В 1868 году Похитонов поступил в Москве в Петровско-Разумовскую землевладельческую академию. Затем в 1870 году сдал экзамены в Новороссийский университет в Одессе. Однако этому художнику не суждено было долго проживать в России. В 1871 году Похитонов уезжает за границу вместе с больной сестрой и матерью. Первое время он жил за границей из-за того, что этот климат был полезнее для его здоровья. Однако впоследствии к странам Европы его привязала появившаяся семья. Он жил в разное время в Париже, в пригороде бельгийского городка Льеж. С 1913 по 1917 год жил в России, в Санкт-Петербурге и на Кубани, затем вновь уехал в Бельгию.
Специального образования Похитонов не получил. Ему приходилось самостоятельно познавать все секреты мастерства живописца. В Париже он брал уроки у А.П. Боголюбова, знакомился с работами барбизонцев, импрессионистов, К. Коро. Среди русских художников манера Похитонова была наиболее близка к французской пейзажной живописи. Об этом говорили удивительная верность и ясность цветовых эффектов, оригинальная живописная манера, конструктивность. Такими особенностями отличаются работы «Въезд в Ясную Поляну», «Тру-Луэт. Ранняя весна», «Тру-луэт. Осенний вечер», «Ла-Панн. Пляж» и другие. Репин не случайно дал Похитонову точное определение «чародей-художник».
Французских ценителей живописи картины Похитонова поражали удивительной ясностью и непревзойденной гармонией. Техника художника была восхитительной. В основном Похитонов работал над миниатюрами. Он создавал картины на небольших дощечках красного или лимонного дерева, пользуясь лупой. Писал эти полотна художник с помощью тонких кистей, гладкости поверхности добивался посредством полирования рыбьей костью. Похитонову виртуозно удавалось соединить непосредственное восприятие природы с техникой миниатюрной живописи. Чаще всего он работал над пейзажами, но кроме этого создавал и портеты, натюрморты, жанровые сценки.
Так сложилось, что на родине Похитонов не имел такого успеха, как за границей. Однако работы художника высоко оценивали В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Савицкий, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской. В 1904 году Похитонов стал действительным членом Академии художеств.
Похитонов скончался 12 декабря 1923 года в Брюсселе.
Лучшие картины Похитонова И.П.
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Художник Похитонов Иван Павлович
Похитонов Иван Павлович (1850-1923)
"Это какой-то чародей-художник,так мастерски, виртуозно сделано;как он пишет – никак не поймешь… Чародей!"– Говорил о нем И.Е.Репин.
Большую часть своей жизни художник проживал за рубежом в Бельгии.
Как художник сложился в основном самостоятельно, с той поры, как начал бывать за границей (с 1871). Посещает Италию, чуть позже Францию, Бельгию. Начинает выставлять на продажу свои картины. Неоднократно в начале 20 века возвращался на Родину. Проживал в Петербурге, в имении Жабовщизна Минской губернии, в Москве, в Екатеринодаре ... В 1919 году вернулся в Бельгию, где прошли его персональные выставки: в 1922 году - в Льеже (в этом городе есть улица названая в честь Похитонова) и в 1923 году - в Антверпене С детских лет И.П.Похитонов увлекался рисованием, писал акварелью и маслом украинские хатки, херсонские степи, своих близких и знакомых. Позже всматривался в живопись передвижников и французских «барбизонцев».
Для совершенствования мастерства в конце 1876 года художник совершил поездку в Италию, а в 1877 году обосновался в Париже. В следующем году его пейзажи были приняты на выставку Салона Елисейских полей, участие в котором свидетельствовало о международном признании художника.
В Париже И.П.Похитонов пользовался советами известного русского пейзажиста А.П.Боголюбова, жившего в то время во Франции, в Барбизоне и всячески поддерживавшего русских художников, и постоянно писал на натуре на юге Франции, в Биаррице, Байоне, Ментоне, По, в окрестностях Парижа, в Медоне.
Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX - начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др. Но широкой известности в России у него не было и нет до сих пор. Зато во Франции его знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.
Его пейзажи можно назвать миниатюрами. Художник писал свои картины на небольших дощечках лимонного или разных пород красного дерева тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, использовал мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользовался во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. В конце просохшую красочную поверхность полировал рыбьей костью, добиваясь гладкости и блеска. Краски его пейзажей сияют и сейчас, подобно эмали.
Французские критики сравнивали Похитонова с "малыми голландцами", со знаменитым в то время художником-миниатюристом Э. Мейссонье. Своеобразие Похитонова, его непохожесть на других состояла в том, что он сумел соединить виртуозную технику миниатюрной живописи с живым, непосредственным чувством природы, пленэрными поисками.Если Ш.-Ф. Доби ньи и К. Моне плавали по рекам Франции в лодках-мастерских, то Похитонов ездил по дорогам Франции в специально для него сделанной карете-мастерской с верхним светом.
Конструктивность, свободная живописная манера, изумительная верность и ясность тональных и цветовых отношений делают его самым французским среди русских пейзажистов. Французы же восхищались гармонией и ясностью его пейзажей, умением до иллюзии передавать предметную форму, виртуозной техникой.
В Бельгии опубликованы искусствоведческие труды Э. Витмера (Е. Witmeur) о Похитонове, не утратившие научной ценности и в наши дни. Это очерк «Русский художник, певец Валлонии Иван Павлович Похитонов» и «Каталог произведений Ивана Похитонова (1850-1923), относящихся к Валлонскому краю». Этот каталог послужил базой для другого бельгийского исследователя - Оливье Бертрана, который много лет работает над составлением каталога-резоне (т.е. включающий все работы) произведений русского художника.
В Париже он знакомится с яркой феминисткой Матильдой Вульферт, которая стала его первой женой. Этот брак распался через 10 лет. Дальнейшая личная жизнь Ивана Павловича была связана с младшей сестрой Матильды Евгенией Вульферт.
risuem.com
Русский художник известный во Франции, но забытый на родине.
. Это цитата
Русский художник известный во Франции, но забытый на родине.Русский художник известный во Франции, но забытый на родине.
"Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!" – говорил о нем И.Е.Репин.
Иван Павлович Похитонов(1850-1923)
Пейзажи И. П. Похитонова высоко ценили все крупные русские художники второй половины XIX - начала XX века: И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. А. Серов и др. Но широкой известности в России у него не было и нет до сих пор. Зато во Франции его знают намного лучше. Он выставлял свои работы в Салоне, и о степени его успеха говорит тот факт, что парижские торговцы картинами наперебой предлагали Похитонову заключить контракт на самых выгодных условиях.
Портрет И.Похитонова работы И.Репина.
Похитонов происходил из семьи потомственных военных. Отец его по национальности был украинец, мать - сербка. В 1871 г. он с матерью и больной сестрой уехал за границу, и как оказалось - надолго. Он оставался там из-за болезни, потом появилась семья, родился сын. Каждое лето он приезжал в Россию, работал на натуре в родных местах. Потом купил имение в Минской губернии и думал остаться навсегда, но революция и гражданская война вынудили его в 1919 г. покинуть родину.Похитонов начинал самоучкой. В Париже учился у пейзажиста А. П. Боголюбова, изучал живопись барбизонцев, К. Коро, импрессионистов.Французы же восхищались гармонией и ясностью его пейзажей, умением до иллюзии передавать предметную форму, виртуозной техникой ("Прачки", 1890; "Снег в По", 1890-е; "Тру-Луэт. Зима. Вид из квартиры художника", 1895; "Зимой. Жабовщизна", 1900-е, и др.). Его пейзажи можно назвать миниатюрами. Он писал на дощечках (предпочитал лимонное или красное дерево). Писал тонкими кистями, использовал лупу. В конце просохшую красочную поверхность полировал рыбьей костью, добиваясь гладкости и блеска.
. «Лес близ Торро дель Греко»
1890 г. Холст, масло. 16.2 x 14.8 см.Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого
Краски его пейзажей сияют и сейчас, подобно эмали. Французские критики сравнивали Похитонова с "малыми голландцами". Своеобразие Похитонова, его непохожесть на других состояла в том, что он сумел соединить виртуозную технику миниатюрной живописи с живым, непосредственным чувством природы, пленэрными поисками. Если Ш.-Ф. Добиньи и К. Моне плавали по рекам Франции в лодках-мастерских, то Похитонов ездил по дорогам Франции в специально для него сделанной карете-мастерской с верхним светом.Талант Похитонова получил-таки официальное признание на родине: в 1904 г. АХ сделала его своим действительным членом и дала звание... художника-баталиста.
Он работал до самой смерти. В последние годы прошло несколько его персональных выставок в Льеже, Антверпене. Художник умер в Брюсселе в 1923 году, 72 лет от роду.В письме Похитонову 1896 года И.Е.Репин писал: «Я всегда восхищаюсь Вашими прекрасными созданиями, они навеки останутся на скрижалях нашего искусства. Мне кажется, в них ясно отражается Ваша чистая, добрая душа».Похитонов был «самородным» (по словам Л.Н.Толстого) русским художником, «поэтом кисти», глубоко воспринявшим новейшие достижения европейской живописи.
Летний пейзаж
Торро дель Греко. 1891.Дерево, масло. 16 x 23 см
Художник на берегу моря.Дерево, масло 15,2см х 26,5см
«Ла-Панн. Пляж»
Жатва.Дерево, масло 17,5см x 25см
Сенокос
Индюки
Дубы. Ясная Поляна
Везувий. 1890. Дерево, масло 11,8 см x 28,8 см
«Ранняя весна. По. Прачки на берегу Гавы»
Весна, 1888. Дерево, масло 18см х 26см
1900 Садовник
Въезд в Ясную поляну
Весенний день
Везувий. 1890. Дерево, масло 11,8 см x 28,8 см
Зимние пейзажи
Сад художника в Тро Лоетт, Льеж
Зимой. Жабовщизна
Эффект снега
.Усадьба. Государственный Русский музей
Зимний пейзаж. Жабовщизна
«Снег в По»
1894 Зимний пейзаж...
Сад в Тру-Луэтт Эстимейт
«Заготовка льда» 1900
Оттепель (Русская зима)Холст, масло
ПортретыПортрет Толстого Л.Н
Тургенев И.С. 1882
Красноармеец Иван. 1919. Дерево, масло. 13.3см х 8.2см
Иван Похитонов: «Чародей-художник»
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Чародей-художник», приуроченная к 160-летию со дня рождения И. П. ПохитоноваСегодня, 2 марта, в Государственной Третьяковской галерее состоится открытие выставки «Чародей-художник», приуроченной к 160-летию со дня рождения И. П. Похитонова.
Творчество Ивана Павловича Похитонова (1850–1923) с годами приобретает все большее значение для русского искусства и русской художественной культуры. «Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет — никак не поймешь… Чародей!» — говорил о нем И. Е. Репин. «Самый французский среди русских пейзажистов», как его называли современники, И. П. Похитонов много лет учился и работал во Франции и Бельгии, и большáя часть его наследия осталась за пределами России. Настоящая экспозиция впервые столь широко демонстрирует творчество художника специалистам и широкой публике.
Открытию творчества И. П. Похитонова способствовала персональная выставка, проходившая в Третьяковской галерее в 1963 году, после которой началось систематическое изучение наследия мастера. Поскольку художник долго жил за границей и работал в технике миниатюрной живописи, популярной в Европе во второй половине XIX века, но не получившей распространения в России, его творчество не было широко известно на родине.
Тем не менее И. П. Похитонов всегда стремился поддерживать связь с Россией, с русской художественной жизнью. Он хотел, чтобы как можно больше его работ было представлено в коллекции П. М. Третьякова, который приобрел в свое собрание двадцать три работы мастера, принимал участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, Московского общества любителей художеств, представлял своими произведениями русское искусство за рубежом. В начале 1900-х он был удостоен звания действительного члена Императорской Академии художеств и стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С детских лет И. П. Похитонов увлекался рисованием, писал акварелью и маслом украинские хатки, херсонские степи, своих близких и знакомых. Позже всматривался в живопись передвижников и французских «барбизонцев». Для совершенствования мастерства в конце 1876 года художник совершил поездку в Италию, а в 1877 году обосновался в Париже. В следующем году его пейзажи были приняты на выставку Салона Елисейских полей, участие в котором свидетельствовало о международном признании художника.
В Париже И. П. Похитонов пользовался советами известного русского пейзажиста А. П. Боголюбова, жившего в то время во Франции, в Барбизоне и всячески поддерживавшего русских художников, и постоянно писал на натуре на юге Франции, в Биаррице, Байоне, Ментоне, По, в окрестностях Парижа, в Медоне.
В творчестве мастера органично сочетаются проникновенно-поэтический взгляд на мир, свойственный русскому пейзажу настроения, с истинно французской изысканностью живописи.
Художник писал свои картины на небольших дощечках лимонного или разных пород красного дерева тонкими кистями, иногда микроскопических размеров, использовал мастихины, рыбьи кости и скальпели, пользовался во время работы лупами и специальными сдвоенными очками. Этими средствами он добивался полной законченности картины, сохраняя при этом свежесть непосредственного восприятия натуры, «свежесть первого впечатления».
Экспозиция показывает все периоды творчества И. П. Похитонова в жанрах пейзажа, натюрморта, портрета, пейзажно-жанровой живописи. Произведения сгруппированы по странам и областям, в которых работал художник — Франции, Италии, Бельгии, Украине, России, Белоруссии. Отдельно представлен один из излюбленных мотивов художника — сцены охоты разных периодов творчества. Зрители смогут познакомиться с наследием мастера с помощью увеличительных стекол и фотоувеличения. Интересным дополнением на выставке станут керамические тарелки с рисунками и автографами художника, созданные в Парижской керамической мастерской русских художников А. П. Боголюбова (конец 1870-х — начало 1880-х). Выставка включает более 80 произведений из собрания Государственной Третьяковской галереи и из коллекции О. Л. Маргания.
Выставка открыта для публики с 3 марта по 23 мая, по адресу: Лаврушинский переулок, 10, залы 46–48.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
artinvestment.ru
Миниатюрные картины Похитонова | Zhilistar.Ru
Иван Павлович Похитонов родился в 1850 году в семье запорожского казака. Его дед, Данила Похитон, имел 20 детей, из которых самый младший стал отцом Ивана. Не сразу Иван пришёл в искусство. Сначала ему пришлось перепробовать много профессий, пока определилось настоящее призвание. Учился он в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, изучал естественные науки в Одесском университете, слушал лекции И.И.Мечникова, служил контролёром в банке.
Рисование пришло к нему как увлечение: рисовал крестьян из своего села, хатки, крытые соломой, портреты своих близких. Похитонов не получил специального художественного образования и учился самостоятельно. Начинал с копирования рисунков и гравюр старых мастеров. Учился на лучших произведениях русского и украинского искусства 19 столетия. Первый раз «вживую» увидел Похитонов настоящие картины в 1878 году, посетив Пятую Передвижную выставку в Одессе.
К этому времени он уже твёрдо решил стать художником. Систематически работает на пленэре, наблюдая тончайшие градации света и цвета в природе. Точно следуя натуре в пейзаже, художник всегда вносит в картину своё эмоциональное поэтическое толкование. В начале 1870-х годов Похитонов из-за тяжёлой болезни был вынужден уехать за границу. После лечения в Италии он переезжает в Париж.
В это время в Париже работали посланные Российской Академией молодые художники: Репин, Поленов, Васнецов, маринист Боголюбов. Иван Павлович подружился с ними и дружба эта оказалась на многие годы. Сформировавшееся мировоззрение привело его затем в Товарищество передвижников. Постепенно выработался свой почерк: точный рисунок, ювелирная проработка формы, красота и свежесть колорита.
Мастерство Похитонова росло. Живя во Франции, он увлекался искусством Коро, восхищаясь изысканностью и конкретностью формы, жемчужно-серой цветовой гаммой. Влияние этого мастера прослеживается в пейзажах Похитонова этого периода. Свои картины Иван Павлович выставлял в Салоне на Елисейских полях и Парижская критика отметила их как «значительные вещи безусловно талантливого художника».
У Похитонова была оригинальная техника выполнения картин. Для своих картин он выбирал подходящие маленькие дощечки красного или лимонного дерева, закреплял оборотную сторону поперечными планками, чтобы дощечки не коробились, покрывал их густым слоем тёмной мастики и в таком виде выдерживал их несколько лет.
Выдержанную дощечку Похитонов покрывал слоем белого грунта, давал ему просохнуть, шлифовал и начинал писать. Время от времени он отставлял картину для просушки нанесённых мазков. В нужных местах подчищал и снова писал.
Такой системой письма он добивался тончайших красочных оттенков, его картины светились, как драгоценные эмали. Художник пользовался кроме тонких кистей, скальпелей и мастихинов ещё и лупами, всевозможными измерителями.
На первый взгляд его картины очень маленькие и скромные, но чем дольше вглядываешься в них, тем сильнее изумляешься. Миниатюрные картины словно увеличиваются до монументальных размеров. Почти физически ощущаешь запах трав и листвы, вдыхаешь свежий воздух, слышишь звенящую тишину бескрайней степи. Похитонов очень любил изображать зиму. Его лучший пейзаж в этой теме размером 24,5 х 36 см. «Зимние сумерки на Украине». Серебристые краски, прозрачная воздушность, необыкновенная лиричность и задумчивость в этой картине покоряет зрителей.
Что бы ни писал Похитонов: весну, лето, осень, море ли, портреты – везде он добивался предельной выразительности изображаемого. У него чудесные картины, о чём постоянно напоминала критика. Его портреты тоже в числе лучших произведений на передвижных выставках, где он регулярно выставлял свои работы, начиная с 1890 года. А ведь на этих выставках выставляли портреты и такие великаны живописи, как Репин и Крамской!
И.С.Тургенев в конце 1882 года сообщал, что Похитонов работает над его портретом: «Удивительно выходит – удачно и похоже. Это – мастер.». Позднее от Тургенева о художнике узнал и Лев Толстой. Похитонов приезжал в Ясную Поляну и жил там два месяца. В результате им были написаны несколько изображений Толстого и показаны на выставке 1911 года в Москве.
Газета «Биржевые ведомости», сравнивая портреты великих художников и Похитонова, писала: «Право, похитоновская миниатюра не уступит им в смысле духовного проникновения, а о технике и говорить нечего. Техникой можно любоваться часами…». В настоящее время картины Похитонова украшают разные музеи на Украине и в России. Вот некоторые из них:
«Тру-Луэт. Зима» — 25 х 18,5 см;
«Хутор среди полей» — 15,5 х 26,8 см;
«Рыбак» — 17 х 26,7 см;
«Жатва» — 17 х 25 см;
«Окраина Парижа» — 23,5 х 25,5 см;
«Усадьба» — 15,7 х 26,8 см;
«Околица в Жабовщизне» — 12 х 18 см;
«Двор замка» — 27,6 х 35 см.
Творчество мастера оказало влияние на развитие дарования украинских пейзажистов Петра Левченко, Сергея Васильковского и других живописцев. В письме к П.М.Третьякову Похитонов писал: «Не хочу определять художественную ценность своих картин, но ручаюсь, что она остаётся неизменной.». Эти слова оказались пророческими.
Умер художник в 1923 году.
[svgallery name="pohitonov"]
Самые комментируемые записи
- Медицинский центр Санатера. (173)
- Как путешествовать дешево. (15)
- Моя надежда: капли Скулачева (15)
- Вкусный папоротник «Орляк». (11)
- Зависимость питания и здоровья от группы крови. (10)
- Названия чисел больше миллиона. (10)
- Список опасных консервантов в продуктах питания. (9)
- Перекись водорода и водка с маслом. (9)
- Путешествие в Аркаим – страну ариев. (8)
- Картины (7)
zhilistar.ru
Иван Павлович Похитонов. - Кусочки моей жизни...
Эх, у меня сегодня рабочий день - четыре пары (отрабатываем за будущие праздники), за окном черти-что: мокрый снег, дождь, сырость, грязь, мряка :о(Захотелось ярких красок и солнца!А раз захотелось значит будет!Нормандия. Вид на Сиверен-Вандр.В степной полосе.
Везувий. 1890.
Весенний день.
Въезд. Ясная Поляна.
Дерево бедных.
Дубы. Ясная Поляна.
Индюки.
Крестьянин в саду.
Ла-Панн. Берег моря.
Ла-Панн. В лугах.
Ла-Панн. Пляж.
Лес близ Торро дель Греко.
Окрестности Льежа.
Осенний пейзаж.
Рыбачий домик в Ла-Панн.
Садовник. 1900.
Сенокос.
Сидящие.
Торро дель Греко.
Усадьба.
Художник на берегу.
И. П. Похитонов. Портрет работы И. Репина (1877).Похитонов Иван Павлович (27 января 1850, Херсонская губерния — 23 декабря 1923, Брюссель).Российский художник, мастер пейзажа. Член «Товарищества передвижников».1850 — Родился в селе Матрёновка в семье помещика (по другим сведениям — в семье потомственных военных). 1868 — поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию (Москва).1870—1871 — обучался в Новороссийском университете в Одессе.1871 — с матерью и больной сестрой уехал за границу. Лишь после двадцати пяти лет самобытный художник-самоучка решил стать профессиональным живописцем. Из-за слабых легких И.П.Похитонов не мог зимовать в России. Поэтому подолгу жил во Франции и Бельгии, приезжая на родину в летние месяцы. В 1877 году переехал в Париж. С 1893 года жил большей частью в пригороде Льежа (Бельгия).Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии. "Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!" – говорил о нем И.Е.Репин.В 1894 году И.Е. Репин посетил Париж и в числе прочего побывал на выставке «Салон Марсова поля». В своих заметках он подверг резкой критике большинство произведений, представленных на выставке: «Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!» К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И.П. Похитонова был хорошо знавший его И.С. Тургенев. Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Выполнял он и другие заказы самодержавца-мецената. В 1905 и 1906 годах И.П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л.Н. Толстого. П.М. Третьяков приобрел более двадцати работ художника. В 1901 приобрел усадьбу Жабовщина,Минская губерния.В 1913 приехал в Санкт-Петербург. В 1917 выехал на Кубань.А в 1919 вернулся в Бельгию.Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И.П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой.
yassena.livejournal.com
Похитонов Иван Павлович - Каталог картин. Биография. Цены
Иван Павлович Похитонов (27 января 1850, Херсонская губерния — 23 декабря 1923, Брюссель) — русский художник, мастер пейзажа. Член «Товарищества передвижников».
1850 — Родился в селе Матрёновка в семье помещика (по другим сведениям — в семье потомственных военных)1868 — поступил в Петровско-Разумовскую земледельческую и лесную академию (Москва)1870—1871 — обучался в Новороссийском университете (Одесса)1871 — с матерью и больной сестрой уехал за границу1877 — переехал в Париж1893 — жил большей частью в пригороде Льежа (Бельгия)1901 — приобрел усадьбу Жабовщина (Минская губерния)1913 — приехал в Санкт-Петербург1917 — выехал на Кубань1919 — вернулся в Бельгию
Получил известность своими миниатюрами, преимущественно пейзажными. Писал тонкой кистью, используя лупу, на дощечках красного или лимонного дерева, которые грунтовал по особой технологии.
"Это какой-то чародей-художник, так мастерски, виртуозно сделано; как он пишет – никак не поймешь… Чародей!" – говорил о нем И.Е.Репин.
В 1894 году И.Е. Репин посетил Париж и в числе прочего побывал на выставке «Салон Марсова поля». В своих заметках он подверг резкой критике большинство произведений, представленных на выставке: «Но за всю муку и хотьбу по бесконечным залам Салона я отдохнул с наслаждением перед миниатюрными перлами нашего И.П. Похитонова. Из десяти его вещей большая часть представляет картинки из Торро дель Греко, на Неаполитанском заливе. Сколько блеска, свежести, какая выдержка рисунка и тона везде, особенно на зданиях!» К сожалению, творчество этого самобытного русского художника пребывает в настоящее время в тени. А в современное Ивану Павловичу Похитонову время его картины высоко оценивались как большими художниками, так и любителями живописи. В восторге от творчества И.П. Похитонова был хорошо знавший его И.С. Тургенев.
Лишь после двадцати пяти лет самобытный художник-самоучка решил стать профессиональным живописцем. Из-за слабых легких И.П. Похитонов не мог зимовать в России. Поэтому подолгу жил во Франции и Бельгии, приезжая на родину в летние месяцы.
Его первые, небольшие по размерам, написанные маслом на дереве картины, выставленные в 1882 году на международной выставке в Париже, принесли художнику известность. Он сразу же получает заказ от самого императора Александра III написать места боевой славы русской армии в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Выполнял он и другие заказы самодержавца-мецената. В 1905 и 1906 годах И.П. Похитонов гостил в Ясной Поляне у великого Л.Н. Толстого. П.М. Третьяков приобрел более двадцати работ художника.
Мастерство написания изящных и выверенных пейзажей И.П. Похитонова подтверждает мнение И. Крамского, И. Репина, Н. Ге о том, что для самобытного художника систематическое, в определенных рамках художественное образование не всегда благо, ибо оно может нивелировать дар, данный мастеру природой.
Похитонов Иван Павлович
Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.
rus-gal.ru