Илья Репин: биография и факты из жизни. Последняя картина репина


биография и факты из жизни

5 августа 1844 года на свет появился выдающийся художник Илья Ефимович Репин. В честь дня рождения мастера, «Дилетант» публикует его биографию и интересные факты из жизни.

Биография

Автопортрет, 1878 г.

Родился Илья в Чугуеве (поблизости Харькова) 24 июля 1844 году. Обучение живописи в биографии Репина началось уже в тринадцатилетнем возрасте.

А в 1863 году он переехал в Петербург, чтобы учиться в Академии Художеств. Во время обучения там прекрасно проявил себя, получив две золотых медали за свои картины.

В 1870 году отправился путешествовать по Волге, выполняя тем временем этюды и наброски. Там же зародилась идея полотна «Бурлаки на Волге». Затем художник переехал в Витебскую губернию, приобрел там имение.

Художественная деятельность тех времен в биографии Ильи Репина чрезвычайно плодотворна. Кроме написания картин, он в Академии Художеств руководил мастерской.

Репина называют мистическим художником

Путешествия Репина по Европе повлияли на стиль художника. В 1874 году Репин стал членом товарищества передвижников, на выставках которых представлял свои работы.

1893 год в биографии Репина обозначен вхождением в Петербургскую Академию Художеств в качестве полноправного члена.

Поселок, в котором жил Репин, после Октябрьской революции очутился в составе Финляндии. Там же Репин скончался в 1930 году.

Творчество Репина

Николай Мирликийский спасает трех невинно осужденных на казнь, 1889 г.

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел свое выражение героизм русского революционного движения. Репин умел необыкновенно чутко и внимательно увидеть и изобразить на холсте различные стороны русской социальной действительности того времени.

Садко в подводном царстве, 1876 г.

Способность заметить робкие ростки нового явления, вернее, даже почувствовать их, определить неясные, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем течении событий — все это особенно ясно сказалось в линии творчества Репина, посвященной кровавому русскому революционному движению.

Иконописец Балашов порезал ножом картину «Иван Грозный и его сын»

Первым произведением на эту тему упоминавшийся эскиз «По грязной дороге», написанный сразу по возвращении из Парижа.

Под конвоем. По грязной дороге, 1876 г.

В 1878 году художник создал первый вариант картины «Арест пропагандиста», которая, на самом деле является остроумной реминисценцией сцены «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, неудовлетворенный чем-то в картине, Репин еще раз вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новым вариантом, более строгим, сдержанным и выразительным. Картина вполне закончена композиционно и технически.

Арест пропагандиста, 1880−1882 гг.

Арест пропагандиста, 1878 г.

О Репине заговорили после появления в 1873, его картины «Бурлаки на Волге», вызвавшей много споров, отрицательных отзывов со стороны Академии, но восторженно принятой сторонниками реалистического искусства.

Бурлаки на Волге, 1870−1873 гг.

Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году ездил в окрестности Курска, где каждый год летом и осенью совершались знаменитые на всю Россию крестные ходы с Курской чудотворной иконой Божьей Матери. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Изображая крестный ход — типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов, и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом.

Крестный ход в Курской губернии, 1880−1883 гг.

Человек впечатлительный, страстный, увлекающийся, он был отзывчив на многие жгучие проблемы общественной жизни, сопричастен социальной и художественной мысли его времени.

Все натурщики Репина после написания полотна умирали

1880-е годы — пора расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», отмечающая наивысшую точку его творческого горения и мастерства.

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885 г.

Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно. Одна работа еще не была закончена, как создавалась другая и третья.

Репин — выдающийся мастер портретного искусства. Его портреты представителей разных сословий — простого народа и аристократии, интеллигенции и царских сановников — своеобразная летопись целой эпохи России в лицах.

Он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи — П. М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских людей.

Репин часто портретировал своих близких. Портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнце» написаны с большой теплотой и изяществом. Высокое живописное совершенство присуще картине «Отдых». Изображая свою жену, заснувшую в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

Стрекоза, 1884 г.

Осенний букет, 1892 г.

На солнце, 1900 г.

Отдых, 1882 г.

В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века — «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческое предание о том, как запорожцы — вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности. Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878−1891 гг.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала, на Карельском перешейке Репин купил усадьбу, названную им «Пенаты», куда окончательно переселился в 1903 году.

Гопак. Танец запорожских казаков, 1927 г.

В 1918 году усадьба «Пенаты» оказалась на территории Финляндии, Репин таким образом был отрезан от России. Несмотря на сложные условия и тяжелую окружающую обстановку художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал была «Гопак. Танец запорожских казаков», посвященная памяти любимого им композитора М. П. Мусоргского.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Репина называют мистическим художником. Вашему вниманию представляются пять необъяснимых фактов, связанных с полотнами живописца.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята. Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие, и из-за этого был проклят. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Другой мистический факт, связанный с этой картиной, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эту картину выставили в Третьяковской галерее многие из зрителей начинали рыдать, других картина вводила в ступор, а с некоторыми и вовсе случались истерические припадки. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране

Третий факт. Все натурщики Репина после написания полотна умирали. Многие из них — не своей смертью. Так, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов, актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. Между тем, даже абсолютно здоровые мужчины умирали после того, как побывали натурщиками для картины «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Необъяснимо, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время первой русской революции 1905-го года. А как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, натурщика застрелили в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, который повлиял на здоровье художника произошел с ним в родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Натурщиком для портрета выступил дальний родственник Репина, Иван Радов, мастер золотых дел. Этот мужчина слыл в городе колдуном. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», — жаловался Репин друзьям, — «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».

Примерным семьянином Илья Репин не был никогда. Он не просто увлекался противоположным полом, а служил ему.

Главным стимулом к созданию одной из самых знаменитых картин художника «Иван Грозный и его сын Иван» стало посещение им одного из боёв корриды во время пребывания в Испании. Пребывая под большим впечатлением, Репин в своём дневнике написал по этому поводу: «Кровь, убийства и живая смерть очень влекут к себе. Вернувшись домой, я в первую очередь примусь за кровавую сцену».

Жена живописца была вегетарианкой, поэтому кормила его всевозможными травяными наварами, в связи с чем все гости Репиных всегда привозили с собой что-нибудь мясное и съедали его, закрывшись в своей комнате.

Однажды живописец познакомился с молодым врачом, который сообщил ему большой пользе сна на открытом воздухе. Начиная с того времени, вся семья спала на улице, а сам Илья Репин отдавал предпочтения сну, а открытом воздухе даже в лютые морозы, правда под навесом из стекла.

Перед самой смертью врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать больше двух часов в сутки, однако жить без живописи он просто не мог, поэтому друзья прятали от него художницкие принадлежности. Однако, это не останавливало Репина, который мог выхватить из пепельницы окурок, рисовать на всём подряд, окунув его в чернила.

Рекомендовано вам

diletant.media

Новая картина Репина - Владимир Стасов

 

Сюжетом нынешнего года Репин окончил новую картину, огромного размера и значительного содержания. Очень немногие из петербуржцев видели ее, так как она не появлялась ни на какой выставке и помещается в одной из зал Государственного совета, напечатанные же о ней некоторыми репортерами статьи в газетах до того поверхностны, неопределенны, слабы и вялы, что не способны дать ровно никакого понятия о содержании и художественном достоинстве этого новейшего произведения Репина,

Два с половиной года тому назад, 7 мая 1901 года, происходило торжественное заседание Государственного совета в память столетия, прошедшего со дня основания этого высшего нашего государственного учреждения, 7 мая 1801 года. Репину было поручено изобразить это заседание, и он исполнил это на громадном холсте в 12 аршин ширины. Он присутствовал в день заседания в той зале, где оно происходило, и набросал на бумаге свои заметки и впечатления. Впоследствии почти все личности, присутствовавшие на заседании, позировали для картины, каждый отдельно, в той самой зале и на том самом месте, где находились 7 мая 1901 года, и только потом эти предварительные этюды и эскизы переносились художником на подлинный холст картины.

Для исполнения разных подробностей и аксессуаров картины (кресел, столов, архитектуры залы, ковров, люстр и т. д.) Репин взял себе на помощь двух из числа значительнейших своих учеников, гг. Кустодиева и Куликова, и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. Таким образом, сделалось возможным окончить громадную картину в течение всего только двух лет. А в ней изображено было около 80 личностей, одни в портретах поясных, другие — поколенных, третьи в портретах во весь рост; одни в размерах менее натуры, другие в натуральных размерах и, наконец, третьи в размерах более натуры, смотря по большей или меньшей отдаленности планов от зрителя.

В прошлом, 1902 году мне случилось видеть картину тогда, когда лишь некоторые отдельные части ее были значительно подвинуты вперед и во многих местах глядел еще холст, непокрытый красками, с едва намеченными контурами. И я остался глубоко поражен тем, что у меня было перед глазами.

Это было нечто вроде строящегося громадного дома, которого все пространства покрыты еще лесами, лестницами, стремянками, перекрещивающимися балками, досками и бревнами, но где глаз уже различает грандиозные и изящные размеры и чувствует будущий ослепительный свет, начинающий уже и теперь вырываться потоками из незагроможден-ных более там и здесь окон. Подобными потоками света из окон являлись уже некоторые портреты. Всего более поразил меня тогда портрет-этюд великого князя Владимира Александровича, написанный на отдельном холсте и исполненный с такой необычайною жизненностью и правдой и в таких блестящих красках, что будет, наверное, одним из высших сокровищ и драгоценностей того музея, где будет когда-нибудь находиться. Я видел тут несколько и других подобных же chefs d'oeuvre'ов. И все-таки трудно было представить себе, что-то выйдет, в конце концов, из всего этого собрания портретов с многих десятков личностей, столь разнородных по рождению, натуре, характеру, возрасту, деятельности и соединившихся на одной картине, на расстоянии едва лишь нескольких вершков одни от других, в одну общую сцену? Что-то дадут в своей сложности, спрашивал я себя, все эти краски и цвета, все эти головы и физиономии, все эти молодые и старые черепа, все эти мундиры и звезды, все эти золотые и серебряные узоры шитья и эполеты, все эти голубые и красные ленты, столько раз и так близко повторяющиеся одна подле другой? Где возьмет Репин то разнообразие поз и движений, которые тут нужны, где он сыщет ту массу разных поворотов головы, тела, рук, которые тут непременно были налицо в действительной сцене 1901 года? Как трудно, как трудно! И опять пестрота красок, как он с нею сладит? И тут же монотонность, бесконечные повторения — как он их избежит, как их победит? Я вместе и боялся, и надеялся.

Но когда я увидал теперь картину, совсем уже готовую и оконченную, я еще более, чем за год прежде, остался поражен ею. Что было тогда только намеком и начинанием, то теперь пышно расцвело и выросло.

Совершен огромный, изумительный труд, доведена до невероятно счастливого окончания вся затея и художественная мысль. Но с каким совершенством и красотой! Не вышло ничего кричащего и пестрого, режущего глаз, везде гармония, изящество, удивительное согласование, общее участие их в чудесном красочном аккорде. Казалось, что можно сделать из постоянно повторяющихся сквозь всю картину, все одних и тех же цветов темнозеленых суконных мундиров, непрерывно повторяющегося золотого шитья, широко разлившегося по груди или по воротникам и обшлагам рукавов, из многочисленных голубых и красных лент, в одинаковом, все одном и том же направлении идущих с одного плеча на другой бок? И однакоже Репин сладил со всеми этими красками и линиями, как будто они все разные и поминутно представляют что-то другое, новое. Какое необычайное чудо, мастерство, соображение и сноровка!

Вот что значит талантливость!

И в этом ему великою помощью было одно особое обстоятельство, которое по нечаянности само далось ему в руки — только возьми, схвати, мол, меня, голубчик! Это именно то, что зала, в которой происходило заседание 1901 года, была не квадратная, не продолговатая прямоугольная, как обыкновенно, а круглая. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу. Если где-нибудь она и была, то всячески — это необыкновенная редкость и исключительность. Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая? Как, что! Выигрывалось то, что все линии картины идут не прямыми, протянутыми чертами, а контурами скользящими, извивающимися каждую секунду, то сжимающимися, то разжимающимися. Сколько готовой на каждом шагу перспективности, сколько раккурсов и расширений в облике стен, колонн, карнизов, капителей, сколько различия в формах орнаментов, столов, кресел, — но вместе и в позах всех присутствующих в зале личностей! Как изменяются ежеминутно тут все человеческие фигуры, их костюмы и украшения, кресты, звезды, ленты! Конца нет разнообразию, преображению всех этих предметов, в сущности, почти все одних и тех же. Это словно бесконечные нечаянные вариации все на одну и ту же тему. И Репину надо было только талантливыми глазами и чувством схватывать все это, талантливыми кистями воспроизводить все это на своем полотне. Он это чудно и выполнил. Талантливо он видел, талантливо он и воспроизводил.

Так у него было относительно линий и красок. Но еще могучее и глубже было то, что он вынес из наблюдения и схватывания живых человеческих натур, наполнявших заседание.

В конце одного из своих «Севастопольских рассказов» Лев Толстой говорит: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен — правда». Конечно, Репин не Лев Толстой, об этом и речи нет, но он тоже принадлежит к той самой породе людей и художников, у которых главный герой их рассказов и изображений — правда, неподкупная, ничем не заласкиваемая, никакими сластями и полезными соображениями, правда, и в этом вся его сила и обаяние. И это до такой степени так, что когда ему случалось отступать от главного закона своей натуры и жизни, он проваливался, словно сквозь непрочные льдинки, и тонул. Впрочем, на время.

Так было недавно с его последними картинами: «Иди за мной, Сатано!» и «Какой простор». Здесь он отступил на минуту от врожденного ему реализма и правды, шагнул в область «иносказаний», аллегорий, таинственных скорлупок — и был поглощен чуждым ему потоком, не взирая на всю талантливость отдельных художественных моментов даже и тут.

Вот эта-то правда и реальность, принесенные им с собою в жизнь, ключом бьют и в нынешней, только что явившейся на свет картине. Это сущая галерея портретов, но вместе и типов. Как, пожалуй, примутся спрашивать иные, неужели Репин и в самом деле такой провидец и изведыватель сердец, что в немногие два-три-четыре сеанса он тотчас раскопает всю натуру предстоящего перед ним человека, тотчас дойдет до самых глубоких подземных ключей натуры и жизни, и выведет их яркими источниками наружу? — Нет, этого я не думаю. Но всегда видел и вижу, что Репин — большой и настоящий художник, а у большого и настоящего художника всегда раньше всего в душе дар схватывать и понимать самую сущность того, что он видит и понимает.

И вот Репин живет и делает именно всегда так. Что-то постоянно велит ему, из глубины его души, понимать вот этого или вон того человека — именно так, а не иначе, и он это выполняет, а потом нам, всем прочим людям, остается задача рассматривать нарисованные им человеческие личности, вникать в их натуры и определять для себя их разнообразные черты. Так всегда бывало с настоящими, великими портретистами.

Подите по всем многочисленным европейским галереям, наполненным бесчисленными портретами, часто талантливыми, часто гениальными. Что вы везде тут увидите? Изображенные тут люди, жившие кто 200, кто 300, кто 400 лет назад, не оставили после себя иногда ни одной страницы, ни одной строки в истории и летописях, но вы читаете здесь на лицах их — именно историю и летопись. Кажется, слышишь, что они говорили и думали, видишь, что они приказывали и делали: в рафаэлевском Риме — папы и кардиналы, в рубенсовской Фландрии — магнаты и ученые, в веласкесовской Испании — короли, министры, шуты, карлы, наемные генералы-звери, в тинтореттовской и веронезовской Венеции — сенаторы, инквизиторы и штатские разношерстные палачи. Их души и сердца — на их физиономиях и лицах, здесь выразились все таинства их любвей и ненавистен, их горячих симпатий и холодных варварств. Никакая внешняя красота и сановитость, никакое фальшивое благородство не закроют душевного гноя и язв свирепых насильников, точно также, как внешнее безобразие или отвратительность не закроют глубоко лежащей красоты и теплоты душевной — все в портрете выйдет наружу у истинного портретиста. Так оно выходит всегда и у Репина, и вопреки злобным декадентам, пробующим выместить на произведениях Репина свои личные счеты с ним, с тех пор, как он сильно и решительно протестовал против их безумств и нелепостей, декадентам, пытающимся уверить всех, что Репин вовсе не способен к характеристике людей в своих портретах, — он идет, по примеру своих великих предшественников, собственными шагами, на свой собственный манер, к выражению того, что ему дорого и мило или же враждебно, тяжко и несносно.

«Мне многие, очень многие типы из. числа личностей, присутствовавших на торжественном заседании Государственного совета, — говорил Репин одному репортеру, — были очень интересны». Верно, они навсегда будут интересны и всем будущим людям.

Но мне надо прибавить здесь, что новою своею картиною Репин еще новый раз подтвердил то, что мне случилось высказать про него в печати много раз и давно уже, начиная лет 30 тому назад. А именно, что его натура по преимуществу клонит его к изображению сюжетов хоровых, т. е. таких сцен, где является и действует не единичная личность, не малочисленное собрание особо намеченных личностей, а целая масса их. Одни из этих сюжетов бывали взяты им самим, другие ему предложены или заказаны, но, во всяком случае, именно в этих картинах всего полнее и ярче высказались его особенная натура и талант. «Бурлаки», «Славянские музыканты», два «Крестных хода», «Запорожцы», «Собрание волостных старшин», наконец, нынешнее «Заседание Государственного совета» — все эти высокозамечательные его картины всего более и сильнее выразили потребность, наклонность и способность Репина с великим дарованием создавать такие картины, где на сцене изображено много разнородных личностей.

Но необходимо заметить при этом, что в трактованных им до настоящего времени сюжетах, Репин всегда выказывал гораздо более родства не с великими портретистами итальянскими, южными, а — голландскими, северными. На сцене у него всегда, всего более — управляемые, а не управляющие.

Почти весь XVII век голландской живописи был наполнен картинами, где изображены «сообщества» не высших, аристократических, а средних и низших демократических классов голландского народа, соединившихся или собравшихся вместе для какой-нибудь общей, специальной цели. В знаменитых, почти всегда громадных по размерам картинах голландских музеев: амстердамского, гаагского, гаарлемского и других, на картинах Николаса Элиаса, Томаса де Кейзера, Франца Гальса, Рембрандта, ван дер Хельста, Фердинанда Боля, Говерта Флинка, Герарда Теборха и др. изображены все только горожане, мещане, купцы, доктора, регенты (управляющие) больниц и богаделен, директоры разных приютов, стрелковых обществ. Они представлены в своих широкополых шляпах и шарфах, в своих кружевных или плоеных огромных воротниках, со знаменами, алебардами, копьями, то с рюмками и бокалами вина, то с полными парадной едой блюдами, на их обедах, совещаниях, медицинских лекциях, победных торжествах в память освобождения от ненавистного испанского ига; все это перед нами народ мыслящий, живо и глубоко чувствующий, энергично действующий, полный силы, уверенности в себе, надежд и упований. Конечно, Россия XIX и XX века совсем не то, что Голландия XVII, все здесь иное. Там, у знаменитых прежних живописцев, уже на сцене торжество и ликование, победа и радость; у нас же (в картинах нынешнего живого Репина) еще никакого ликования покуда нет; все только лапти и бедные зипуны, иногда лохмотья и отрепья, иногда лишь сюртуки и кафтаны, все только труд и труд, подчиненность и зависимость, иногда предрассудки, иногда искусство («Славянские музыканты»), — но все-таки в общем все главное состоит и у него в народе, все идет от него и к нему. Лишь в новой картине впервые являются у него уже не управляемые, а управляющие, и изображены они — с мастерством и силою великою, такою же, как прежние его картины. Одни слушают со вниманием доклад, другие глядят с любопытством и интересом, еще иные записывают или справляются у молодых делопроизводителей, — но все глубоко заняты своим делом.

Не стану подробно сравнивать картины Репина со старыми голландскими — всякому свое, но укажу только на то, что родство между теми и другими — близкое, кровное и что новая картина — одна из самых замечательных, самых необыкновенных и у него, в особенности, и в России, вообще.

По моему мнению, эта картина гораздо более стоит, чем все картины подобного же рода, появившиеся в разных краях Европы в течение XIX века. Сюда относятся, например, очень прославленные при их появлении картины француза Жерве: «Основатели парижской газеты „La Republique Franèaise“, жюри парижской художественной выставки», «Шарко в больнице»; или датчанина Кройера: «Заседание парижского комитета французского отдела выставки в Копенгагене», «Заседание копенгагенской Академии наук» и т. д. И по оригинальной, и по необыкновенно простой и естественной, без всяких выдумок и фантазий группировке, и по правде выражений, поз и движений, и по колориту, по освещению (даром, что Жерве — ближайший ученик знаменитого Мане), наконец, и по всему созданию, новая картина Репина выше этих и многих других, подобных же им новейших европейских картин этой категории.

Вот с каким драгоценным багажом русская живопись прощается с XIX веком и поступает в XX.

1903 г.

litresp.ru

Куда делась куча картин Репина и других русских художников | Блог Екатерина II

По поводу Репина разговорились тут в комментариях, и всплыл вопрос:

Но интересно ещё вот что. При его проработке сюжета у него известных работ же должно быть раз в пять больше чем есть в наличии? Куда делись все его эскизы, графическая проработка, варианты? Похоже как раз огромный пласт где-то у коллекционеров, и даже не описан.

И тут мне вспомнился интересный старый материал о том, что нашлось в Чехии -- выкладываю. 

На фото -- один из ранних вариантов знаменитого "Крестного хода".Фото: Владимир Поморцев

Мало кто знает, что на территории Чехии хранится самая большая коллекция русской живописи за пределами бывшей Российской Империи. 

Некоторые картины покупалась еще до революции чешскими русофилами, остальное привезли с собой русские эмигранты. За редкими исключениями работы самых выдающихся мастеров русского искусства десятилетиями не покидают запасников чешских музеев или надежно спрятаны в чешских частных коллекциях. Возможность увидеть хотя бы некоторые шедевры представилась лишь нынешним летом. Картинная галерея в городке Глубока-над-Влтавой в Южной Чехии устроила первую за последние полвека масштабную выставку русской живописи из чешских собраний.

1. Кураторы выставки русской живописи Петра Лексова и Властислав Токош выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Чаепитие у учительницы» (1910) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Всего на выставке представлено почти сто полотен, многие из которых не выставлялись по несколько десятилетий.

1.jpg

2. Портреты кисти Ильи Репина на выставке русского искусства в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша в городе Глубока-над-Влтавой. Мужской портрет (1899) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства в современной истории вообще не выставлялся и до сих пор был известен только по черно-белым репродукциям. Портрет старика (1910) из этого же собрания, по мнению многих искусствоведов, является фальшивкой. Подпись на портрете точно подделана, а живописная манера совсем не характерна для позднего Репина.

2.jpg

3. Рабочие готовятся закрепить на стене огромную картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града. Самое крупногабаритное произведение русской живописи в чешских собраниях было приобретено в 1933 году лично первым президентом Чехословакии Томашем Масариком за 120 тысяч чехословацких крон и с тех пор украшает одно из служебных помещений Пражского Града. За последние полвека картина выставляется лишь второй раз.

3.jpg

4. Посетители выставки русского искусства перед картиной Ильи Репина «Автопортрет за работой» (1915) из собрания пражской Национальной галереи. Автопортрет был написан по заказу Игоря Грабаря, тогдашнего директора Третьяковской галереи, однако по неизвестным причинам не был куплен Третьяковкой и впоследствии оказался в Чехословакии. Один из ключевых шедевров позднего периода творчества Репина последний раз выставлялся в 1950-е годы.

4.jpg

5. Куратор выставки Петра Лексова выбирает место для картины из библейского цикла Василия Поленова «За кого меня почитают люди» (1909) из собрания пражской Национальной галереи. Справа видны пейзаж Василия Поленова «Татарская деревня в Крымских горах» (1905) из этого же собрания и картина Юлия Клевера «Старая Москва» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.

5.jpg

6. Рабочие вывешивают картину Ивана Айвазовского «Прибрежный пейзаж с церковью в полнолуние» (1852) из собрания пражской Национальной галереи. Картина была приобретена музеем в 1953 году у частного коллекционера. Всего в запасниках чешских музеев хранится почти три десятка полотен Айвазовского.

6.jpg

7. Куратор выставки Петра Лексова помогает перенести картину Филиппа Малявина «Каменоломня» (1930-е годы) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. В 1933 году в Праге с большим успехом прошла персональная выставка Филиппа Малявина. Многие его картины тогда были куплены местными коллекционерами и остались в Чехословакии.

7.jpg

8. Кураторы выставки Юлия Янчаркова и Властислав Токош переносят картину кисти Филиппа Малявина «Молодуха» (1925) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства. Картины русских художников из чешских собраний не выставлялись десятилетиями, поэтому часто даже специалисты не имеют представления о хранящихся там произведениях. Эта картина, например, хоть и приписывается Филиппу Малявину, однако подозрительно напоминает картину Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» из собрания пражской Национальной галереи.

8.jpg

9. Рабочие вывешивают крупноформатное полотно Александра Александрова «Стенька Разин» (1912) из собрания Находской галереи изобразительного искусства.

9.jpg

10. Картина Михаила Нестерова «Благословение» (1923) из собрания Остравской галереи изобразительного искусства.

10.jpg

11. Рабочие закрепляют на стене картину Ильи Репина «Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе» (1911) из собрания Пражского Града.

11.jpg

12. Кураторы выставки Властислав Токош и Петра Лексова выбирают место для картины Николая Богданова-Бельского «Герой минувшей войны» (1924) из собрания пражской Национальной галереи.

12.jpg

13. Первые посетители выставки русской живописи в Южночешской картинной галерее имени Миколаша Алеша в городе Глубока-над-Влтавой перед картиной Виктора Васнецова «В костюме скомороха» (1882) из коллекции Третьяковской галереи. Почти сотня полотен из запасников чешских музеев, многие из которых не выставлялись по несколько десятилетий, удалось дополнить тремя картинами из знаменитого московского собрания.

13.jpg

14. Картина Ивана Шишкина «Утро в лесу» (1888) из собрания пражской Национальной галереи.

14.jpg

Одним из крупнейших собраний русской живописи на территории Чехии располагает картинная галерея небольшого городка Наход на чешско-польской границе. 

При коммунистах сюда передали фонды расформированного Славянского института Академии наук Чехословакии. Возможность увидеть хотя бы некоторые шедевры этой коллекции представляется раз в два года, когда в Находской галерее проходит традиционная выставка русского искусства.

***

15. Подготовка к выставке русской живописи в Находской галерее изобразительного искусства. Сотрудница галереи Марцела Троянова выносит из запасников картину Сергея Светославского «Весеннее половодье» из собрания галереи.

15.jpg

16. Директор Находской галереи Ян Капуста и его сын Ян переносят картины Филиппа Малявина «Весна» (1927) и Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» (1920-е годы) из собрания пражской Национальной галереи.

16.jpg

17. Картина Василия Поленова «Татарская деревня в Крымских горах» (1905) из собрания Национальной галереи.

17.jpg

18. Сотрудники Находской галереи вывешивают полотно Ильи Репина «Крестный ход в дубовом лесу» (1877–1924) из собрания Галереи современного искусства в городе Градец-Кралове.

Художник работал на этой картиной в общей сложности почти полвека, несколько раз кардинально меняя композицию и цветовое решение. После посещения Коренной пустыни в окрестностях Курска в 1881 году он отложил почти готовое полотно и начал новую картину. Так появился знаменитый «Крестный ход в Курской губернии», ныне хранящийся в Третьяковской галерее. Только 1891 году «Крестный ход в дубовом лесу» был впервые показан на выставке, а продать картину удалось лишь три десятилетия спустя. В 1925 году на пражской выставке Репина картину прямо у автора приобрел чешский промышленник Томаш Маглич. Непосредственно перед продажей 80-летний художник третий и последний раз переработал картину. Сегодня «Крестный ход в дубовом лесу» считается самым значительным и одновременно одним из самых крупногабаритных произведений русской живописи в чешских собраниях.

18.jpg

19. Портреты Николая Васильевича Лопухина и его супруги Екатерины Николаевны Лопухиной кисти неизвестного русского художника начала XIX века и другие картины русских художников в запасниках Находской галереи изобразительного искусства.

19.jpg

20. Подготовительные наброски Ильи Репина к картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1890).

20.jpg

21. Директор Находской галереи изобразительного искусства Ян Капуста с сыном выносят из запасников картину Ивана Шишкина «Елагинский парк в Петербурге» (1896) из собрания пражской Национальной галереи.

21.jpg

22. Сотрудница Находской галереи изобразительного искусства Марцела Троянова готовит выставочное паспарту для карандашного рисунка Ильи Репина «Портрет молодого человека» (1870) из собрания галереи.

22.jpg

23. Сын директора Находской галереи изобразительного искусства Ян Капуста выносит из запасников портрет писателя Александра Николаевича Струговщикова кисти Карла Брюллова из собрания галереи. Принято считать, что это авторское повторение портрета, хранящегося ныне в Третьяковской галерее, хотя сегодня некоторые искусствоведы ставят под сомнение авторство Брюллова. Картина попала в Чехословакию в 1930-е годы из частного собрания в Берлине.

23.jpg

24. Картина Абрама Архипова «Молодуха из Рязанской губернии» и картина Филиппа Малявина «За самоваром» в запасниках Находской галереи изобразительного искусства.

24.jpg

25. Картина Владимира Маковского «Свадебная процессия в Орловской губернии» (1888) из собрания Национальной галереи.

25.jpg

***

Произведения русских художников из чешских частных собраний время от времени всплывают на аукционах.

Так в октябре 2010 года на аукционе пражской галереи Pictura была продана картина Филиппа Малявина «Портрет певицы Надежды Плевицкой в костюме боярыни Курской губернии». Исполнительница русских романсов Надежда Плевицкая была чрезвычайно популярна в дореволюционной России. Большим почитателем таланта «курского соловья» слыл царь Николай II. Потом последовали долгие годы эмиграции и в конце-концов смерть в заключении во французской тюрьме, куда певица попала по обвинению в пособничестве НКВД при похищении генерала Миллера. Филипп Малявин написал портрет Плевицкой в 1924 году.

Картина демонстрировалась на персональной выставке художника в Праге, после чего осела в одной из местных частных коллекций. Работ кисти русских художников такого уровня не всплывало на чешских аукционах уже около десяти лет. В итоге портрет был продан за 2,5 миллиона крон (примерно 120 тысяч долларов) при стартовой цене 650 тысяч крон (примерно 30 тысяч долларов). Причем менее чем через год картина была перепродана на лондонском аукционе MacDougall's почти втрое дороже. Неизвестный покупатель заплатил за полотно уже 233,7 тысяч фунтов (примерно 375 тысяч долларов).

26. Картина кисти Филиппа Малявина «Портрет певицы Надежды Плевицкой в костюме боярыни Курской губернии» (1924) на предаукционной выставке в пражской галерее Pictura.

26.jpg

Еще более неожиданным результатом закончилась продажа неизвестной картины кисти Константина Маковского «Рождение Венеры» на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum в марте 2013 года. Старший брат знаменитого передвижника Владимира Маковского в своем творчестве вдохновлялся французской салонной живописью. Обнаруженная в одной чешской частной коллекции картина «Рождение Венеры» является прекрасным примером позднего периода творчества этого художника. Картина была продана с аукциона почти в десять раз дороже стартовой цены. Анонимный покупатель предложил за полотно 10,2 миллионов крон (примерно 525 тысяч долларов) при стартовой цене 1,2 миллиона крон (примерно 62 тысячи долларов).

27. Картина Константина Маковского «Рождение Венеры» на предаукционной выставке пражского аукционного дома Dorotheum.

27.jpg

Самым дорогим произведением русской живописи, проданным на чешских аукционах за последние годы, стала картина кисти Константина Коровина «Летний день. Охотино». Рекордная сделка была совершена на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum. Константин Коровин написал этот пейзаж летом 1916 года на своей даче в местечке Охотино Владимирской губернии. Впоследствии полотно приобрел чехословацкий дипломат Йозеф Кошек, первый консул Чехословакии в Латвии. Долгие годы картина хранилась в семье наследников дипломата. В мае 2012 года пейзаж был продан анонимному покупателю за рекордных 11,7 миллионов крон (примерно 560 тысяч долларов) при стартовой цене 1,9 миллиона крон (примерно 92 тысячи долларов). Причем всего через год картина была перепродана на лондонском аукционе MacDougall's за вдвое большую сумму. В июне 2013 года новый владелец заплатил за «Летний пейзаж» уже 747 тысяч фунтов (примерно 1,1 миллиона долларов).

28. Сотрудник пражского аукционного дома Dorotheum устанавливает картину кисти Константина Коровина «Летний день. Охотино» (1916) на предаукционной выставке.

28.jpg

Далеко не всегда произведения русских художников находят своего покупателя. Так в марте 2009 года пражский аукционный дом Meissner Neumann безуспешно пытался продать набросок Ильи Репина к его знаменитой картине «Бурлаки на Волге». Желающих выложить почти пять тысяч евро за карандашный портрет бурлака Ваньки Каина не нашлось.

29. Супруга владельца пражского аукционного дома Meissner Neumann Дана Нойманова демонстрирует набросок Ильи Репина к картине «Бурлаки на Волге» на предаукционной выставке.

29.jpg

30. Владелец аукционного дома Meissner Neumann Ян Нойман ведет аукцион.

30.jpg

Последняя громкая продажа случилась в ноябре 2013 года, когда на аукционе пражского аукционного дома Dorotheum было выставлено первоклассное полотно Ильи Репина «Наталья Нордман за книгой». Портрет второй жены художника был написан предположительно летом 1900 года на австрийском курорте Целль-ам-Зе. Сам Репин никогда не расставался с этой картиной, как, впрочем, и с другими портретами своей супруги, которую он пережил на пятнадцать лет.

После смерти художника в 1930 году картина перешла по наследству к его дочери от первого брака Татьяне Ильиничне Репиной-Язевой. В марте 1934 года она демонстрировалась на выставке русских художников в Остраве. Очевидно сразу после выставки портрет был продан одному из чешских ценителей живописи. С тех пор почти восемьдесят лет картину никто не видел, хотя она и упоминалась в монографии Игоря Грабаря о Репине, изданной в Советском Союзе в 1937 году. Безупречный по качеству и происхождению портрет кисти Репина был продан анонимному покупателю из России за 5,98 миллионов крон (примерно 296 тысяч долларов). С учетом комиссионных аукционного дома, цена за картину составила 7,1 миллионов крон (примерно 356 тысяч долларов) при стартовой цене 3 миллиона крон (примерно 157 тысяч долларов).

31. Сотрудник пражского аукционного дома Dorotheum устанавливают картину Ильи Репина «Портрет Натальи Нордман» («Наталья Нордман за книгой») на предаукционной выставке.

31.jpg

32. Картина Константина Маковского «Рождение Венеры» на афише аукционного дома Dorotheum.

32.jpg

Одна из самых значительных частных коллекций русской живописи на территории Чехии на короткое время стала доступна для обозрения в Музее русского искусства, открывшемся в декабре 2010 года в самом центре Праги. Коллекционер Валерий Ларионов почти четверть века целенаправленно занимался поиском и покупкой картин русских художников, осевших в чешских собраниях. Результатом его усилий стала превосходная коллекция, насчитывающая более четырехсот произведений живописи и графики, которая и легла в основу экспозиции нового музея.

33. Первые посетители пражского Музея русского искусства перед портретом мадам Франкенштейн (1875) кисти Ильи Репина.

33.jpg

34. Подготовка к открытию Музея русского искусства.

34.jpg

35. Рабочий выравнивает картину Федора Бурхардта «Весенний пейзаж на Волге» накануне открытия Музея русского искусства.

35.jpg

36. Проверка уровня освещенности на портрете Маши Морозовой кисти Владимира Россинского накануне открытия музея.

36.jpg

37. Первые посетители пражского Музея русского искусства перед картиной «Переход горцев через реку на рассвете» (1880) кисти Франца Рубо. К сожалению, музей закрылся спустя всего полгода после открытия.

37.jpg

38. Книга чешского искусствоведа Владимира Фиалы «Русская живопись в собраниях Чехословакии» вышла в 1974 году и до сих пор остается единственным серьезным исследованием на эту тему. Многие картины русских художников сегодня известны только по цветными или черно-белым репродукциям в этой книге. Например, картина Абрама Архипова «Смеющаяся женщина в красном» (1924) из собрания пражской Национальной галереи последний раз выставлялась в 1961 году.

38.jpg

Фотографии этого очерка сняты в период с февраля 2009 года по июнь 2015 года.

Copyright © 2015 Vova PomortzeffОригинал статьи - вообще очень рекомендую этот сайт

Автор фотографий:

Документальный фотограф и фотожурналист.
Последние шестнадцать лет живет и работает в Праге.
Член Союза журналистов России.
   
Сотрудничает с фотоагентством Focus Agentur, Германия.
   

UPD unclesasha Ф. Малявин. "Европа под угрозой". 1926 Обнаружил её в художественном музее города Острава в Чехии.

https://shakko-kitsune.livejou...

×

cont.ws


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта