Савицкий, Константин Аполлонович. Константин савицкий картины


Савицкий Константин Аполлонович


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА
Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Савицкий Константин Аполлонович

Савицкий Константин Аполлонович [25.5 (6.6).1844, Таганрог, — 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862—73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891—97) и Пензенском художественном училище (с 1897; был директором). Ученики: Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. Для творчества С. (преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи ("Ремонтные работы на железной дороге", 1874; "Встреча иконы", 1878, — обе в Третьяковской галерее). В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание ("На войну", 1880—88, Русский музей, Ленинград), передают остроту социального конфликта ("Спор на меже", 1897, Музей Революции СССР, Москва). Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.

Художник Савицкий в Динабурге

Имя художника Константина Аполлоновича Савицкого ныне пребывает в забвении. А зря. Ведь мало того, что он был одним из значительнейших представителей передвижников, определявших художественную жизнь России во второй половине XIX века. Доказательством заслуг Савицкого является и то, что ныне его картины находятся в Третьяковской галерее и других известнейших музеях. Кстати, один из плодотворнейших периодов его жизни связан с нынешней Латвией, с Динабургом (Даугавпилс). И это позволяет художнику считаться одним из знаменитейших динабуржцев - пусть даже он родился и не здесь.

Тихой гавани приют

Появление Савицкого в Динабурге состоялось почти 137 лет назад - в феврале 1875 года он приехал в сей уездный город. Увы, не обстоятельства счастливого бытия заставили его поменять место жительства. Константин Аполлонович искал убежище, тихую житейскую гавань, где он мог бы справиться со своим горем. А горе действительно было невыносимым: незадолго до этого в Париже его горячо любимая жена покончила жизнь самоубийством. Поводом к ужасному поступку послужила ревность. И хотя позже выяснилось, что вызвана она была трагической ошибкой, утешением скорбящим родственникам и самому Константину Аполлоновичу это, естественно, не послужило.

Бежать, бежать… прочь от блестящих салонов и столичных проспектов, где все напоминало о безвременно ушедшей любимой. Чтобы хоть как-то справиться со своим горем, Савицкий решил уединиться в тихой провинции. На Динабург его выбор пал совершенно случайно - здесь, будучи замужем за офицером Сазановичем, проживала его сестра. Художник решил перебраться поближе к ней.

В Динабурге Савицкий прожил более четырех лет, и эти годы ничуть не были для него тягостны - как и любой выдающийся творческий человек, он нашел забвение в искусстве. Ну а новое место жительства стало для Константина Аполлоновича одним из источников вдохновения. В письме своему другу и коллеге художнику-передвижнику В. Максимову от 25 февраля 1877 года Савицкий написал буквально следующее: «Я в качестве отшельника нахожусь в одном из прекрасных захолустий Отечества нашего - Динабурге». Что ж, звучит куда как поэтично…

Из писем родным и коллегам известно и место жительства Константина Савицкого в Динабурге. Это улица Жандармская, дом Козлова (по обычаям того времени указывался не номер дома, а фамилия владельца). Ныне его уж не найти - все перепахано безжалостным плугом времени…

Апогей творчества

По мнению критиков, именно годы, проведенные в динабуржском «прекрасном захолустье», стали для Савицкого самыми золотыми, поскольку именно здесь он сотворил лучшие свои картины - иные из которых стали настоящими шедеврами. К сожалению, некоторые из них не дожили до наших дней: например, полотна «Пастух», «Подолянка». Увы, вопреки мысли классика, далеко не всегда шедевры человеческого гения не подвластны времени и бедствиям. Однако большинство полотен сохранилось, и ныне мы можем созерцать их подлинники, хотя оригинал выдающейся картины «Пожар в деревне» (или просто «Погорельцы») уже и не увидим. История ее создания напрямую отсылает нас к динабургским реалиям. В письме к другу, великому Крамскому, Савицкий сообщает: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру. Я написал с них «Погорельцев». Сохранилась одна лишь фотография этой картины. (Хотя, кто знает, может, она и сейчас жива, осев безвестно в какой-нибудь частной коллекции.)

«Встреча иконы».

Важнейшая вещь Савицкого, написанная в Динабурге - «Встреча иконы». Замысел ее был подсказан художнику курьезным фактом его собственной биографии. Ради заработка он взялся написать несколько икон для одной из динабуржских церквей, но результат его трудов был отвергнут суровыми батюшками. Подробности приводятся в письме В. Максимова к дочери: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения. Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».

Жаль все-таки, что «иконы», созданные Савицким, не сохранились - ибо все, что вышло из-под руки гения, имеет право на жизнь. Обескураженный своим провалом как иконописца, Константин Аполлонович подошел к теме с другой стороны, написав «Встречу иконы». Картина рождалась в канун русско-турецкой войны 1877-78 гг., которую Россия вела за освобождение братьев-славян на Балканах. В одном из боев сложил голову муж сестры, Сазанович. Художник остался едва ли не единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей, по-прежнему живших в Динабурге. Поэтому, стесненный в средствах Савицкий был очень рад, когда его картину за солидную сумму приобрел сам Павел Михайлович Третьяков, друг и покровитель художников земли российской. Ныне «Встреча иконы» заслуженно пребывает в Третьяковской галерее.

Однако прежде, чем украсить анфилады Третьяковки, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными шедеврами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В. Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы». Здесь же, в Динабурге, Константин Аполлонович сотворил другое свое важное произведение - «На войну».

«На войну».

Сюжет ее, как нетрудно догадаться, был навеян событиями продолжавшегося русско-турецкого противостояния. Как и в случае со «Встречей иконы», прототипами изображенных на ней персонажей послужили простые динабуржцы. Всего, кстати, Савицкий сделал два варианта этого полотна – причем, во втором из них весьма сокращено количество действующих лиц. В свое время первый вариант подвергся неуемным нападкам критиков, посчитавших, что из-за обилия фигур теряется смысл картины. Огорченный Константин Аполлонович, принявший критику слишком близко к сердцу, спрятал первую версию подальше от чужих глаз, а потом и вовсе порезал ее на фрагменты, некоторые из которых сейчас можно отыскать в музеях и частных коллекциях.

Куда более счастливая судьба ожидала второй, окончательный вариант многострадальной картины. Полотно «На войну» случайно попалось на глаза императору Александру III, и даже этот грубоватый служака, далекий от искусств, остался ею крайне доволен, высоко оценив за «патриотический дух». Царь повелел приобрести картину для собственной коллекции, и ныне она красуется в Государственном Русском музее.

С благодарностью к Динабургу

Единственное, чего не хватало Савицкому в благодатной атмосфере тихого Динабурга, так это общения с друзьями-художниками, отсутствие художественных выставок, посещая которые, можно ревнивым и наметанным глазом сразу увидеть все достоинства и недостатки новых работ приятелей-соперников. Впрочем, об отсутствии выставок Константин Аполлонович сожалел не только из профессиональных побуждений. Ему было искренне жаль, что небогатые динабуржцы не имеют возможности насладиться созерцанием прекрасных творений художнической кисти. В очередном письме Крамскому он сообщает: «Знаете ли Вы, что я задумал? Смертельно хочется мне, прежде чем отослать или отвезти мои новые вещи в Питер, устроить здесь выставку их в пользу бедных горожан и всех тех нищих, которые мне позировали, словом, с целью благотворительной для города Динабурга; мне ужасно улыбается эта затея курьезно посмотреть, как отнесутся и что выйдет из этого». Не приходится сомневаться, что обуянный передвижническим духом Савицкий горячо взялся за исполнение своего намерения. Однако известия о его динабургской выставке до нас так и не дошли.

Но вот миновали четыре с половиной года, и Константин Аполлонович почувствовал себя достаточно исцеленным для того, чтобы вновь, без горечи в сердце, вдохнуть воздух северной столицы. Он покидал Динабург с чувством благодарности к месту, где на него снизошли покой и вдохновение, где он создал прекраснейшие свои шедевры. И с тех пор чем бы ни занимался и где бы он ни был (а прожил Савицкий еще немало - двадцать шесть лет), он с неизменным удовольствием и ностальгией вспоминал это место тихого отдохновения.

Ну а нам сейчас остается любоваться его «Встречей иконы» и гадать мысленно: интересно, с кого из горожан был «списан» вон тот коленопреклоненный крестьянин или та миловидная девушка? А священник — наверное, он и в самом деле служил в одной из динабургских церквей? Ведь искусство — это всегда зеркало реальности…

Специально для портала ХРОНОС, Владимир Веретенников

Далее читайте:

Художники.

Литература:

Левенфиш Е. Г., К. А. Савицкий, Л. — М., 1959.

 

 

 

www.hrono.ru

Художник константин савицкий картины — Немного истории, экономики и культуры

Художник константин савицкий картины

Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) — великий русский живописец, художник. Главным направлением его искусства есть жанровая живопись.

Константин Савицкий был членом Императорской Академии художеств, и участником Товарищества мобильных художественных выставок. Кроме этого занимался педагогической деятельностью, и стал первым директором Пензенского художественного училища имени Н. Д. Силивёрстова.

К. А. Савицкий появился в первой половине 40-ых годов девятнадцатого века в Таганроге. Обучался в Императорской Академии художеств в классе исторической живописи. За время учёбы в Академии взял семь медалей.

Во второй половине 70-ых годов XIX века вступил в участников Товарищества мобильных художественных выставок. Самыми известными картинами великого русского художника, стали: «На войну» (Национальный Русский музей), «Ремонтные работы на железной дороге» (Национальная Третьяковская галерея), «Встреча иконы» (Третьяковская галерея), «Чёрные люди», «У мирового судьи», «Панихида на кладбище» и многие другие.

Благодаря этим картинам, каковые выставлялись на выставках передвижников, и вторых российских и зарубежных выставках, Савицкий взял общее признание.

Для его картин характерна безукоризненная манера выполнения, высокая реалистичность, натуральность сюжета. Кроме этого известен, как второй создатель известной картины «Утро в сосновом лесу», на которой он трудился совместно с другим великим русским живописцем — Иваном Шишкиным.

Тут Савицкий изобразил медведей, а Шишкин — пейзаж соснового леса.

Константин Савицкий картины

Беглый

Больная лошадь

В ожидании решения суда суда

Встреча иконы

Девочка нищенка

Инок

Косино

Крестьянка с корзинкой в лесу

Грезы

Юная белоруска

На войну

На мельнице

На Стрелке

Осень в лесу. Досада мужика

Дистрофичные люди

Папа

Охотник

Панихида в 9-й сутки на кладбище

Путешественники в Оверни

Ремонтные работы на железной дороге

С нечистым знаемся

У мирового суда

Утро в сосновом лесу

В его картинах – отечественная история: о наследии и творчестве живописца Михаила Савицкого

Вы прочитали статью, но не прочитали журнал…

rodinagagarina.ru

Савицкий, Константин Аполлонович - это... Что такое Савицкий, Константин Аполлонович?

Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог — 13 февраля 1905, Пенза) — российский художник, академик живописи.

Жизнь и творчество

Художественное училище в Пензе, где преподавал К. А. Савицкий. Ныне носит его имя.

Родился 25 мая (6 июня) 1844 года в Таганроге в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода) названной в честь барона Отто Франка, градоначальника Таганрога в 1832-1843 гг. Семья Савицкого, имевшая белорусское происхождение, в то время проживала в здании мужской гимназии, где его отец, по профессии военный врач, работал первым гимназическим врачом после его выхода в отставку, а в Бароновке снимала дачу на лето.

Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». Интерес к живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.

В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, и другими.

Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.

На рубеже 1870 и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности «Товарищества». «Ремонтные работы на железной дороге» — картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.

О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: «Погорельцы», «Темные люди», «На войну», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие другие.

Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.

Умер в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.

Увековечивание памяти

  • Именем Константина Савицкого названы Пензенская областная картинная галерея, директором которой он являлся, и Пензенское художественное училище, в котором он преподавал, будучи его директором.
  • На здании Пензенского художественного училища установлена мемориальная доска, посвящённая выдающемуся живописцу.
  • В 1980-х годах в Пензенской областной картинной галерее был создан мемориальный музей К. А. Савицкого.

Галерея

  • Картина «Ремонтные работы на железной дороге»

  • Могила К. А. Савицкого на Митрофановском кладбище в Пензе

Ссылки

dic.academic.ru

Савицкий, Константин - это... Что такое Савицкий, Константин?

Константин Аполлонович Савицкий (6 июня 1844, Таганрог — 13 февраля 1905, Пенза) — российский художник.

Родился 25 мая (6 июня) 1844 в Таганроге в дачной местности под названием Франковка или Бароновка (позже — территория металлургического завода), хотя семья его в то время проживала в здании мужской гимназии, где его отец, по професии военный врач, работал первым гимназическим врачом после его выхода в отставку. Во Франковке (название пошло от фамилии владельца имения, бывшего градоначальника барона О.

Р. Франка) же семья Савицких снимала дачу на лето.

Детские и юношеские годы будущего художника прошли в Таганроге. Впоследствии он писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». Интерес к живописи у Кости Савицкого проявился рано. Бывая с родителями на берегу моря или в Приазовской степи, он делал зарисовки с натуры. И в гимназии, куда мальчик был определён в десятилетнем возрасте, любимым занятием его были уроки рисования.

В пятом классе гимназии жизнь подростка резко изменилась: как-то неожиданно друг за другом умерли его родители. Костю забрал к себе брат отца, живший в Латвии, который стал его опекуном. Там Савицкий был определен в частный пансион, а после окончания курса в 1862 году он уехал учиться в Петербургскую Академию художеств.

Большое влияние на развитие таланта юноши и формирование его общественно-эстетических взглядов оказало общение с выдающимися представителями русской культуры — И. Е. Репиным, И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, М. М. Антокольским, Стасовым, Н. М. Карамзиным и другими.

Константин Савицкий вскоре становится одним из лучших учеников Академии. Его классные работы удостаиваются пяти серебряных медалей. В 1871 году за отличное исполнение конкурсной картины «Каин и Авель» на библейский сюжет Савицкий получает золотую медаль.

На рубеже 1870-го и 1871 годов в России возникло «Товарищество передвижных художественных выставок». Оно формировалось под влиянием идей народничества. Основной темой творчества передвижников стала жизнь простого народа во всех ее драматических проявлениях.

После окончания Академии художеств и двухгодичного пребывания за границей К. А. Савицкий принимает самое активное участие в деятельности «Товарищества». «Ремонтные работы на железной дороге» — картина, которая стала одним из первых полотен, посвященных жизни нового для того времени класса рабочих.

«Ремонтные работы на железной дороге»

Художественное училище в Пензе, где преподавал К.А.Савицкий. Ныне — училище имени К.А.Савицкого.

О направленности тематики творчества К. А. Савицкого говорят названия его картин: «Погорельцы», «Темные люди», «На войну», «Пастух», «Крючник», «Спор на меже» и многие другие.

Более 20 лет отдал Константин Аполлонович педагогической деятельности. Он работал в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Среди многочисленных учеников художника был и его сын Георгий, впоследствии известный мастер, лауреат Государственной премии.

Умер в Пензе 31 января (13 февраля) 1905 года. Похоронен в Пензе на кладбище у Митрофановской церкви.

Имя Савицкого носит Пензенская областная картинная галерея.

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта